21 задание егэ русский. Новое задание в егэ по русскому языку

Назначение монологической речи различно. Выделяют три основных функционально-смысловых типа.

Описание — это чаще всего характеристика. Такой текст описывает место, обстоятельство, участников событий, внешность, состояние человека или обстановки, в которой происходят события. Самым типичным примером описания являются описания природы в художественной литературе. Описание невозможно без информации о признаках описываемого объекта. Поэтому описания насыщены прилагательными, выражающими признаки предмета, причастными оборотами, выражающими признак предмета по действию. В них часто используют назывные и безличные предложения. Для описаний характерно использование эпитетов, сравнений, метафор и других средств выразительности.

Повествование — это сообщение о последовательности действий, о том, что происходило вначале, а что потом, как развивались события. Во многих повествованиях выделяются этапы развития событий, включающие начало, развитие, кульминацию, развязку. В таких текстах может быть много наречий, называющих признак действия, деепричастий и деепричастных оборотов, выражающих добавочные действия, а также глаголов, особенно глаголов СВ в прошедшем времени. Примером может служить краткий пересказ сюжета фильма или книги.

Рассуждение — это тип текста, представляющий размышление, объяснение, доказательство точки зрения говорящего. Для рассуждения характерны следующие компоненты содержания: тезис, аргументация, вывод. Рассуждения содержат вводные слова, передающие связь и последовательность мыслей, такие как: во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, значит, следовательно и другие подобные. Рассуждение используется для изложения и обоснования точки зрения, особенно при выражении отношения к чему-либо. Представьте себе, что вы столкнулись с проблемой. Обдумывание ситуации, анализ всех за и против, принятие решения и будут выражены в форме рассуждения.

Во множестве текстов можно встретить не только образцы данных типов в чистом виде, но и различные их комбинации.

Поскольку тема оказалась для пользователей трудной, хочу дополнить приведённые характеристики примерами.

Описание:

Широкая долина Рыбной синела и чуть туманилась под солнцем, перевальный ветерок налетал резвыми, не сильными порывами. Кедровки орали недалеко внизу. Погода стояла самая охотничья. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Описание:

Годков капитану было тридцать девять, обитал он в общаге на втором этаже в самой большой угловой комнате, где раньше был общий холл с телевизором. Койка, три стула, стол и в Васькин рост розовый японский холодильник. Иногда появлялась богатая музыка со множеством колонок, плазменная панель в полстены или ещй что-то такое же экзотическое, дико дорогое и специально заказанное в Японии. (В. Ремизов. «Воля вольная»)


Описание:

Маша жила в своём доме. Типовом для посёлка, длинном одноэтажном доме, разделённом пополам на двух хозяев. Внутри тоже у всех было одинаково, безыскусная простенькая планировка: двери по центру, окна посередке. У Маши всё было продумано, просто и удобно. Вещей в квартире было немного, и она казалась просторной. (В. Ремизов, «Воля вольная»)


Повествование:

Трое суток добирался Илья Жебровский до участка. Последник сорок километров до зимовья несколько лет уже никто не чистил, и местами дорога была сильно завалена упавшими деревьями. Пилили в две пилы, растаскивали, раскладывали брёвна. Какие-то очень уж здоровые «Уралом» дёргали, проезжали недолго и снова пилили. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование:

Он вышел почти на самый верх, снял рюкзак, отвязал и надел суконку. Карам отстал. Степан обернулся, посмотрел вниз, прислушался сквозь шум ветра, не орёт ли где, но услышал гул вертолёта. ОН взвалил на себя незавязанный рюкзак и заторопился обратно, вниз к ближайшим скалам. Вертушка шла со стороны его участка, её не было видно, только гул нарастал, сбиваемый порывами ветра. Степан торопился, камни ползли под ногами, он бился коленками, резал руки. Он был уже в нескольких метрах от скальника, когда над белоснежным прогибом перевала вырвалась оранжевая машина. Степан сел и замер. Вертушка прошла так близко, что ему показалось, что он слышит запах выхлопа. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование:

Дядь Саша выругался и полез из кабины.
Дядь Саша ждал этой беды, в кузове у него был запасной мост... Он стал набирать на телефоне Мишку Милютина. Потом вызвал Поварёнка.

К обеду ясно стало, что сегодня не выехать, конца не видать было. Вместе с мостом надо было менять ещё что-то. Поварёнок обзванивал корешей в поисках нужных сальников и рычагов. Жебровский сначала пытался вникать, потом просто сидел рядом на ящике, скучая и покуривая. Дядь Саша тоже особо не лез, работой молча управлял высокий и худощавый Мишка. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Рассуждение:

По своему характеру он плюнул бы на это дело, замял и уехал бы, но в области уже знали, и человека надо было представить. Живым, а лучше мёртвым — за оказание сопротивления. «Это надо сделать кровь из носу, ты что, не врубаешься!..» — орал из области зам по оперативной, которому, видно, самолму здорово досталось.

Александру Михайловичу и так всё ясно было его место из-за беглого Кобяка падало в цене и могло быть отдано только кому-то местному. Интересно, Семихватскому с Гнидюком предлагали? А может, и обоим для конкуренции, размышлял Александр Михалыч... (В. Ремизов «Воля вольная»)


Рассуждение:

Жебровский не вмешивался. В России власть всегда была священной коровой. Даже здесь, на её окраинах, где никогда не было крепостного права и где на суровой природе жили вполне самостоятельные мужики, людей возмущало не дурное устройство самой власти, но лишь справедливость или несправедливость её действий. Это необъяснимо глупо, думал Илья и помалкивал. Смысла в этих разговорах не было никакого. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Слышал, что три года назад, весной, убили младшего дядь Саши — Сашку. В тот день САшка вернулся из армии. В кафе дело было, куда он никогда не ходил. Один прыщавый, на голову ниже Сашки, курнув дряни, пырнул ножом. Весь посёлок хоронил. Сашка был красивый, трезвый и в жизни никого не обидел. Его ударили ножом, а он только морщился, улыбался растерянно и виновато, зажимая рукой пульсирующую рану. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование с элементами описания:

Илья поставил вариться макароны, открыл тушёнку от нечего делать, а скорее, от охотничьего зуда в руках, принёс чехол с новым штуцером. Вспомнил, как ездил за ним в Австрию, как пробовал там на стрельбище, — пуля в пулю ложилась. Работа была штучная, ему надо было к сентябрю, и австрияки всё сделали в срок и нигде не отступили от своего качества. (В. Ремизов «Воля вольная»).


Описание с элементами рассуждения:

Генка встал, отряхиваясь, взял карабин на плечо и пошёл прочь. Странное было дело. Эту вот жизнь в тайге он с годами любил всё больше и больше, а азарт терял. Не то чтобы азарт, но то, что раньше было. Он это точно знал за собой. Жадным никогда не слыл, но когда удавалось добыть больше других, а такое случалось часто, ходил довольный. Бывало и хвастался по пьяни. (В. Ремизов «Воля вольная»)

Постановка знаков препинания в различных случаях

1. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

Тире ставится между подлежащим и сказуемым простого предложения,если они выражены:

  • двумя существительными: Книга – источник знаний;
  • двумя числительными: Пятью восемь – сорок;
  • двумя инфинитивами: Жить – Родине служить;
  • существительным и инфинитивом: Превосходная должность – быть человеком.

Тире НЕ ставится между подлежащим и сказуемым простого предложения, если:

  • личным местоимением и существительным: Он скептик;
  • любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание не или слова как, точно, как будто: Бедность не порок. Пруд как сталь.

2. Знаки препинания при сравнительных оборотах

Сравнительные обороты, начинающиеся со слов словно, будто, нежели, точно и т.д. выделяются запятыми (Кино мне нравится больше, чем/нежели театр.)

Обороты с союзом как

выделяются запятыми:

  • если они обозначают уподобление и не содержат никаких дополнительных оттенков значения (Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.).
  • если перед оборотом есть указательные слова так, такой, тот, столь (Черты лица у него были те же, как и у сестры.),
  • если оборот вводится в предложение сочетанием как и (Я бывал в Лондоне, как и в других европейских городах.),
  • если это сочетание типа не кто иной, как и не что иное, как (Впереди возвышалось не что иное, как высокий дворец.)

не выделяются запятыми:

  • если в обороте на первом плане обстоятельственное значение (Перстенек как жар горит.- можно заменить сочетанием горит жаром),
  • если на первом плане значение приравнивания или отождествления (Я вам это говорю как врач.),
  • если оборот входит в состав сложного сказуемого или тесно связан с ним по смыслу (Работа как работа.),
  • если оборот является устойчивым выражением (Все шло как по маслу.),
  • если перед оборотом стоит отрицательная частица не (Поступил не как патриот.).

3. Знаки препинания при уточняющих членах предложения

Уточняющие слова на письме выделяются запятыми.

Значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени, меры:

  • В подвале, под полками, дед хранил свои инструменты.
  • Там, в горах, повалил снег
  • Внизу, в зале, стали тушить огни

Уточняющие члены при подчеркивании смысла выделяются или отделяются тире:

  • Они [статуи] были расставлены прямо на земле и на газонах – без пьедесталов – в каком-то продуманном беспорядке (Кат.) – уточняется обстоятельство;
  • Мины же все в снегу, который тут совсем неглубокий – до щиколотки (В. Бык.) – уточняется сказуемое.

4. Знаки препинания при прямой речи, цитировании

Прямая речь

Запомни! Прямая речь заключается в кавычки. «П.Р»

  • Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие. (А: «П.р».)
  • После прямой речи перед словами автора ставится тире. («П.р.», - а.)

Расстановку знаков препинания можно представить в виде схем (П - прямая речь, а - слова автора):

  1. Прямая речь после слов автора: А: «П». А: «П?» А:»П!»
  2. Прямая речь перед словами автора: «П», - а. «П?»- а. «П!» - а.
  3. Слова автора внутри прямой речи: «П, - а, - п». «П, - а. - П». «П? - а. - П». «П! - а. - П».
  4. Прямая речь внутри слов автора: А: «П!» - а. А: «П?» - а.

Цитирование

Цитата - это дословная выдержка из текста.

  • Если цитата включается в текст как самостоятельное предложение , она оформляется так же, как прямая речь: А.П. Чехов писал: «Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность». «Праздная жизнь, - писал А. П. Чехов, - не может быть чистою».
  • Пропуск текста цитаты обозначается многоточием: «Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа...» - писал А. П. Чехов.
  • При цитировании стихотворного текста кавычки обычно не ставятся, например, вспомните строфы, в которых поэт описывает свое знакомство с Онегиным:

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.

  • Если цитата включена в авторский текст в качестве составной части , то прямая речь заменяется на косвенную. В этом случае цитата заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы, а двоеточие не ставится, например: Об «Онегине» Белинский написал две большие статьи; он говорит, что «эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение» (Д. Писарев).
  • Кавычками выделяются и «маленькие цитаты», а также слова, употребляемые иронически или с двойным смыслом, например: Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер» (И. Гончаров). Почтенные «собратья по перу», на мой взгляд, слишком быстро упиваются славой и слишком густо подчеркивают величие своих «я». (М. Горький)

5. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Части разделяются запятой:

  • Части тесно связаны по смыслу (одновременность или последовательность событий) и не имеют осложняющих конструкций. Поезд ушёл, перрон быстро опустел, вокруг стало тихо .

Части разделяются двоеточием:

  1. Вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз А ИМЕННО). Мать наказала сына: она не пустила его гулять.
  2. Вторая часть дополняет первую (можно вставить союз ЧТО или слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОНЯЛ, ЧТО и т.д.). Мать посмотрела в окно: малыш катался на качелях.
  3. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО). Мать была расстроена: ребёнок сказал ей неправду.

Части разделяются точкой с запятой:

  1. Части не имеют тесной смысловой связи. Мигают звёзды на небе; лес обнажился.
  2. Хотя бы одна из частей имеет осложняющую конструкцию. Было ещё рано, начало шестого; золотистый утренний туман поднимался над лесом, просыпавшимся после долгой ночи.

Части разделяются тире:

  1. Части противопоставлены друг другу (можно вставить союзы А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО и т.д.). Деньги исчезают – работа остаётся.
  2. Вторая часть указывает на быструю смену событий или неожиданный результат. Он упал – все засмеялись.
  3. Первая часть указывает на время, условие, причину совершения того, о чём говорится во второй части (можно вставить союзы КОГДА, ЕСЛИ, ТАК КАК). Лес рубят – щепки летят. Станет тепло – снимем шубы.
  4. Вторая часть содержит в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первой части (можно вставить наречие ПОЭТОМУ). Хвалы приманчивы – как их не пожелать? (И. Крылов)
  5. Вторая часть содержит сравнение (можно вставить союз КАК, СЛОВНО, БУДТО и т.д.). Молвит слово – соловей поёт.
  6. Вторая часть является присоединительным предложением (перед ним есть или могут быть слова ЭТО, ТАК, ТАКОВ и т.д.). Приказ есть приказ – так его воспитали. Всё небо в тучах – плохая погода.

6. Тире в простом и сложном предложениях

Тире в простом предложении:

  1. Между подлежащим и сказуемым: «Горе от ума» - бессмертная коме­дия АС. Грибоедова.
  2. В неполном предложе­нии: Я предпочитала от­дыхать на море, она - в горах.
  3. Перед обобщающим сло­вом, стоящим после одно­родных членов: Ветки де­ревьев, кусты - все покры­лось инеем.
  4. При однородных чле­нах, между которыми нет противительного союза: Он оказался не просто спо­собным - талантливым.
  5. При обособленных при­ложениях, стоящих в кон­це предложения или оди­ночных приложениях: Ему помогал торговать Алексей - ленивый, гру­бый парень (М. Горький).

Тире в сложном предложении:

  1. В бессоюзном предложе­нии: Хочется солнца - оно не показывается.
  2. При вводных предложе­ниях или пояснительных конструкциях: Однажды - это было уже в конце ле­та - я получил неожи­данное известие.
  3. В предложениях с пря­мой речью: «А Марья Ива­новна? - спросил я. - Так же ли смела, как и вы?» (А. Пушкин); «Я ни с кем и ни с чем не связан», - напомнил он о себе (М. Лер­монтов).
  4. В сложносочиненных предложениях при быстрой смене событий: Он знак по­даст - и все хлопочу (А. Пушкин).
  • Решай с ответами.
  • Решай с ответами.
  • Изучай русского языка.

Продолжает знакомить учеников с изменениями в ЕГЭ 2019 по русскому языку. В этой статье разбираем задание №21.

Как уже успели убедиться все, кто ознакомился с новой демоверсией на сайте ФИПИ, в ЕГЭ 2019 произошли кое-какие изменения . Тестов с выбором одного ответа стало еще меньше. Псевдолитературные аргументы, которыми латали дыры в содержании сочинения по тексту, теперь неактуальны. Главное – добавилось совершенно новое задание по пунктуации. Итак, что же из себя представляет задание №21?

Из пронумерованных предложений нужно выбрать такие, в которых какой-то знак препинания (тире в демоверсии, двоеточие, запятая) поставлен по общему для нескольких предложений правилу.

В демоверсии нужно найти предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. В семи предложениях 21-го задания демоверсии-2019 четырежды тире используется как знак препинания и дважды в качестве знака интервала значений (15–20 м, 100–200 м). Смотрим, по каким правилам поставлены тире в первом, третьем, шестом и седьмом предложениях. В первом тире – между подлежащим и сказуемым, в третьем – перед приложением, в шестом тоже перед приложением, а в седьмом тире стоит между частями бессоюзного сложного предложения (БСП). Как видим, общее правило постановки тире в третьем и шестом предложениях. Ответ:36.

Пока, по-видимому, не требуется разграничение внутри общих правил. Скажем, тире между частями БСП ставится по разным причинам, но для выполнения задания №21 нужно просто отнести указанный знак препинания к определенной группе.

Попробуем выделить такие группы.

Для запятой:

1) между однородными членами;

2) для обособления члена предложения;

3) для выделения конструкций, не являющихся членами предложения (обращение, междометие, вводные слова);

4) между частями сложного предложения.

Возможно какое-то разграничение внутри 3-й и 4-й групп. Например, по типу сложных предложений: бессоюзных, сложносочиненных или сложноподчиненных. Но, скорее всего, на экзамене будет пример, не предполагающий разных прочтений.

Для тире:

1) между подлежащим и сказуемым;

2) в неполном предложении;

3) перед приложением;

4) для выделения вставной конструкции;

5) перед обобщающим словом

6) в бессоюзном сложном предложении.

Тире ставится и при передаче чужой речи на письме: перед репликами диалога, перед словами автора. Поскольку практически всегда в таких случаях речь идет о комбинации знаков, вряд ли на ЕГЭ будут подобные примеры.

Для двоеточия:

1) после обобщающего слова при однородных членах;

2) в бессоюзном сложном предложении;

Вот, в общем-то, и все основные группы знаков препинания внутри предложений. Есть еще знаки препинания конца предложения: точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, но группы образует разве что употребление восклицательного знака или многоточия. Так что ориентироваться лучше всего на правила пунктуации внутри предложений: запятую, тире и двоеточие. Точка с запятой тоже, если помните, употребляется лишь в единственном случае: между частями БСП.

По моему мнению, лучшим пособием для повторения и обобщения изученного по синтаксису и пунктуации является ныне раритетная и давно не переиздаваемая книжка В.Н. Горшковой "Синтаксис и пунктуация. Упражнения с выборочным ответом. Пособие для учителей вечерней школы" . У меня есть такая – в издании 1975 года. Встречал неполные варианты в электронном виде. Найдете – не пожалеете. Но в книге только тесты, нет правил. К тому же тесты не формата ЕГЭ.

Приведу пример заданий из книги.

150. Укажите, где поставлено тире: между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения, перед обобщающим словом или в бессоюзном сложном предложении.
I. Солнце вешнее, нивы здешние – все тебе отдать бы рад. (Фат.)
II. Над Россиею – небо синее. (Фат.)
III. Сухая, крепкая осень – самое лучшее поэтическое время в году. (М.-С.) Светло не с утра – светло от луны. (Слуц.)
V. Воистину сладчайшая обуза – домой арбуз торжественно нести. (Ванш.)
VI. На дворе в морозном пару краснело солнце – в доме было тепло. (Бун.)
VII. Ароматные набухшие почки березы, могучие запахи кореньев, тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав – все это было поразительно ново и восхитительно. (Троеп.)
VIII. Морозный воздух чист – гляди насквозь. (Лук.)
IX. Самое свежее, чистое, нужное время для работы – это утро! (В.Инб.)
X. Морозы – декабрю, метели – февралю, капели первые – задумчивому марту. (Рыл.)

Смогли распределить предложения на 4 группы? Ответы: 1 – III, V, IX, 2 – II, X, 3 – I, VII, 4 – IV, VI, VIII.

Сами правила есть в различных справочниках, учебниках, пособиях по русскому языку. Одни из наиболее авторитетных – под редакцией Д.Э. Розенталя. Во многих его пособиях есть и упражнения.

Так что повторяйте пунктуацию, выясняйте непонятное у специалистов, тренируйтесь. Уже можно найти в свободном доступе в интернете примеры новых заданий. Скоро в книжных магазинах появятся сборники для подготовки к ЕГЭ. Будьте внимательны и не слишком доверяйте бесплатным "пробным вариантам": в них встречаются ошибки!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку представлено двумя видами формулировок. Одна группа вопросов связана с определением типа речи (объяснение и практическая работа представлены ниже), другая группа – с установлением смысловой, логической связи между предложениями. Подобную работу вы делали, выполняя задание 2.

Формулировка задания:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера

1) В предложениях 8–10 представлено повествование.

2) В предложениях 13, 14 содержатся элементы описания.

3) Предложение 23 содержит указание на причину того, о чём говорится

в предложении 22.

4) Предложение 28 объясняет содержание предложения 27.

5) В предложениях 45–47 содержится повествование.

Задание 21 содержит два вида формулировок. Чтобы проанализировать утверждение 1, 2, 5, нужно уметь определять типы речи.

Повествование – это связный рассказ о событии, которое протекает во времени, о действии, которое развивается последовательно. Повествование можно перевести в ряд зрительных образов (увидеть кадры кинофильма), к предложениям можно подставить слова: сначала – затем – потом – после этого.

Описание – изображение предмета, лица, явления путем перечисления его характерных признаков. Описание – это один зрительный образ (фотография, картина). Мы встречаемся с описанием человека (портрет), жилища (интерьер), природы (пейзаж). Даже если на картине изображены действия, «кадры» не меняются перед глазами, а значит, вы имеете дело с описанием. (Например, картины Айвазовского наполнены движением, но, описывая то, что вы видите, вы используете такой тип речи, как описание.)

Рассуждение традиционно вызывает затруднение. Дело в том, что в школе мы привыкли иметь дело с классическим видом рассуждения: тезис – доказательства – вывод. Да, рассуждение строится именно так, и вы таким же образом построите свое экзаменационное сочинение. Но в этом задании вам предлагается проанализировать маленький фрагмент текста. Это может быть лишь небольшая часть рассуждения, вы не найдете здесь тезиса, не увидите вывода. Перед вами – мысль автора, его размышление, раздумье. Вы не сможете создать зрительный образ фрагмента, зато сможете сформулировать тему: над чем размышляет автор, о чем он думает, что говорит.

Выполним эту часть задания:

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой.

Извлеченные таким образом из контекста, предложения оказываются не связанными по смыслу. Читая предложение 14, вы зрительно представляете глубокое озеро с чёрной водой, предложение 13 тоже позволяет воображению рисовать картину жаркого, безветренного августа. Не представляя собой единого описания , фрагмент содержит его элементы.

(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».

Перед нами цепочка действий, которые разворачиваются во времени. Фрагмент можно представить в качестве кинофильма: Берг вернулся в город – обнаружил извещение – сел к столу – написал. Это повествование .

Вторая группа формулировок задания проверяет ваше умение видеть смысловые связи между частями высказывания . Вспомните: выполняя задание 1, вы уже устанавливали эти смысловую, логическую связь.

Напомним, какие вопросы могут прояснять эту связь:

Условие (при каком условии?)

Цель (для чего? с какой целью?)

Причина (почему? по какой причине?)

Следствие, вывод (итак, следовательно)

Пояснительные отношения (то есть, а именно)

Объяснение (чем это объясняется?)

Противопоставление (наоборот, но, а)

Аргументация (во-первых, во-вторых)

Уступительные отношения (хотя, несмотря на то что)

Выполним эту часть задания:

(22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. Задаем вопрос: Почему? По какой причине?

Потому что (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями.

Как видите, предложения потеряли логическую связь, в предложении 23 не содержится указание на причину.

(27)Берг рассердился.

Задаем вопрос: Чем это можно объяснить?

(28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени?

Ответ верный: предложение 28 объясняет, почему рассердился Берг.

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2019 году

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку исследует функционально-смысловые типы речи, среди которых выделяются описание, рассуждение, повествование. От экзаменуемого потребуется давать правильную характеристику текста, а для этого его предварительно нужно внимательно прочесть и проанализировать.

Описание можно также назвать характеристикой чего-либо: места, обстоятельства, внешности, состояния обстановки или человека или обстановки. Основной признак того, что перед нами описание - наличие в тексте информации о признаках объекта, который описывается. Здесь много прилагательных, причастных оборотов, сравнений.

Повествование сообщает нам о последовательности каких-либо действий - что происходило на первом этапе, что потом. Часто такой тип текста содержит в себе начало действий, развитие сюжета, его кульминацию и развязку. Признаками повествования можно назвать обилие в тексте глаголов, наречий, деепричастий.

Третий функционально-смысловой тип речи, который встречается в задании 21 ЕГЭ по русскому языку, это рассуждение – размышления, доказательства, объяснения. Такой текст обычно содержит в себе много вводных слов и конструкций, в нем есть тезисы, аргументации, пояснения.

Не только объемное литературное произведение содержит в себе множество переплетающихся друг с другом повествовательных, описательных отрывков и рассуждений. Даже небольшой текст, используемый в качестве контрольного в задании № 21 ЕГЭ по русскому языку, может содержать сразу несколько функционально-смысловых типов речи, как отдельных, так и в различных комбинациях.