Анализ лирического произведения к чаадаеву. Анализ стихотворения пушкина к чаадаеву

А. С. Пушкин, «К Чаадаеву» - тема сегодняшней статьи. Стихотворение написано в 1818 году. Человек, к которому обращено послание, был одним из самых близких друзей поэта. Пушкин познакомился с П. Я. Чаадаевым еще во время пребывания в Царском Селе. В Петербурге их дружба не прекратилась. В 1821 году Чаадаев стал членом «Союза благоденствия» (тайного общества декабристов).

Но вскоре он все же оставил вольнолюбивые идеалы молодых лет. Главное, что хотел выразить в стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин, тема, проходящая через него красной нитью, - это борьба с самодержавием, вольность, свобода. Послание получилось страстным, восторженным, темпераментным в вопросах политики, воодушевленным и даже пафосным. Сразу видно, что оно относится к раннему периоду творчества поэта. Однако наряду с элементами, характерными для здесь появляются серьезные ростки будущих зрелых произведений. Вообще, в произведении прослеживается сразу несколько мотивов. Позже они будут не раз в иных вариациях повторяться в творчестве поэта.

Александр Пушкин, «К Чаадаеву »: мотив славы

Во всей лирике, да, пожалуй, и во всей поэзии автора, он - самый устойчивый. Подсчитано, что в творчестве Пушкина существительное «слава» встречается около 500 раз в разных значениях. Конечно, дело не в количестве его употребления, но тем не менее. Всю жизнь, вплоть до написания «Памятника», Пушкин размышлял о том, что же такое слава: широкая известность, результат общепринятого мнения или же просто светские толки и слухи.

А. С. Пушкин, «К Чаадаеву»: мотив ложных надежд

Лирический герой послания обманывается в своих лучших мечтаниях и ожиданиях, однако он не предается отчаянию. Ведь такой «возвышающий обман», такое благородное заблуждение неизбежно в юности, связано с ее безудержными порывами. Под бременем лет они, конечно, рассеиваются, но свой след оставляют в каждой душе, и уж наверняка лучше темных и низких истин. Мотив обмана и ложных, несбывшихся надежд у Пушкина часто сравнивается со сном, что наталкивает на мысль о первых философских стихах Г. Р. Державина. Видимо, воспевать жизнь в блеклых цветах в 17 лет свойственно всем юным поэтам.

А. С. Пушкин, «К Чаадаеву» : мотив политической свободы

Далее, с пессимистической ноты послание переходит в иную тональность, более мажорную, бодрую. Здесь автор в политическом контексте использует характерные для любовной огня, горения. В послании они передают накал чувств. С каждой строкой становится все более явственным политический контекст произведения. Под гнетом власти еще сильнее возлагается надежда и упование на то, что восторжествует свобода и победит справедливость. В политическом рабстве ожидание вольности становится еще нетерпеливее, еще слышнее голос Отчизны. В сознании поэта неразрывно слито служение Родине с борьбой против власти - несправедливой, угнетающей народ. Гражданский пафос послания все более усиливается от одного четверостишия к другому. Все чаще звучат политические слова. Тональность всего произведения определяет мотив вольности. Исключительно емкими в стихотворении делает слова «Отчизна», «честь», «свобода» А. С. Пушкин. «К Чаадаеву» - это призыв к товарищу посвятить всю свою жизнь такому святому делу, как освобождение Родины от самовластья. И за это память потомства будет ему более благодарной, чем за воспевание в стихах забав юности и тихих радостей жизни. Высоким воодушевлением и пафосом, чистой любовью к Родине и свободе исполнены и заключительные строки послания.

А. С. Пушкин создал немало достойных произведений и стал великим поэтом потому, что смог решить две исторически важные задачи: сделал литературу зеркалом действительности и поднял ее искусством слова на подлинно художественную высоту. На практике показал, что творчество не «невинная игрушка», не приятное времяпрепровождение «в часы досужны», а «ремесло», которое должно выполнять важную функцию - «глаголом жечь сердца людей».

Новый виток в творчестве поэта наступил после переезда его в Петербург. Это неразрывно связано с новыми знакомствами в кругах свободолюбивой молодежи. Стихотворения и поэмы, написанные в этот период, привлекают внимание необыкновенной легкостью, острой оценкой действительности и совершенным владением словом. Наибольшее внимание вызвали вольнолюбивые сочинения: «Вольность», «Сказки. Noel», «К Чаадаеву». О последнем и пойдет речь в этой статье.

О Чаадаеве и Пушкине

Анализ стихотворения по плану принято начинать с даты и истории создания. Чтобы понять глубину пушкинских строк, необходимо рассказать немного о дружбе великих людей: Чаадаева и Пушкина. П. Я. Чаадаев - русский философ и публицист. В 1836 году в «Телескопе» опубликовали его письмо, в котором Чаадаев резко раскритиковал российское прошлое и настоящее. Власти объявили его сумасшедшим и запретили писать. Но письмо свое дело сделало, как писал Герцен, оно «потрясло всю мыслящую Россию». Знакомство Пушкина и Чаадаева состоялось в 1816 году, задолго до этой публикации.

Познакомились они в доме Карамзина в Царском Селе. Серьезный, исключительно умный и прекрасно образованный Петр Яковлевич оказал огромное влияние на нравственное развитие Пушкина. Этому человеку и посвящены знаменитые строки «надежды» и «тихой славы». Когда Пушкину грозила ссылка на Соловки, Чаадаев убедил Карамзина вступиться за поэта. В Михайловской ссылке поэт переписывался с Чаадаевым и посвящал ему свои сочинения. К нему обращены еще два стихотворения Пушкина. Несомненно, личность Чаадаева повлияла и на создание Онегина.

История написания

Продолжая анализ стихотворения «К Чаадаеву», кратко рассмотрим историю его создания. У стихотворения около семидесяти вариантов и разночтений. Рукопись великого поэта не сохранилась, но авторство Пушкина никто и не думал оспаривать. Зачастую это посвящение относят к 1818 году и связывают с речью Александра I. Пушкин не поверил царским либеральным обещаниям, о чем и написал. Впервые стих был опубликован в 1829 году в «Северной звезде» без согласия автора и в сильно искаженном виде. Пушкин выразил по этому поводу свое недовольство.

Тема произведения

Стихотворение относится к вольнолюбивой лирике, в нем говорится о возвышенном стремлении к освобождению «отчизны» от «гнета» роковой власти. Это послание - призыв, в котором воплощены идеалы. В стихотворении сочетаются интонации, присущие близкой дружбе, и формулировка гражданской позиции автора. Такое сочетание довольно необычно для лирической поэзии, и оно вызывает доверие читателя, который воспринимает произведение как обращение лично к нему.

Продолжая анализ стихотворения «К Чаадаеву», необходимо отметить, что автор развивает традиции гражданского романтизма. Критика строя и программа лирического героя неконкретны, но это можно считать нормой в рамках романтизма. «Ждем с восторгом», «прекрасные порывы», «звезда пленительного счастья» - это романтические образы, которые создают атмосферу служения идеалам справедливости. Автор обеспечил ясность, чистоту интонации и легкость восприятия. А искренность и гражданская позиция юного поэта не могут не привлекать читателя.

Основная мысль

Центральная темой произведения Пушкина является ожидание «минуты вольности святой». В стихотворении 21 строка, и это 10-я строка, которая занимает центральное место. Даже поверхностный анализ стихотворения «К Чаадаеву» показывает, что свое послание поэт адресует единомышленнику, поэтому излагать подробно свою позицию не требуется. Гражданская позиция раскрывается в виде дружеского послания. Герой стихотворения делится своими переживаниями. За психологической конкретикой кроется общая одушевленность, отражающая мироощущение целого поколения.

Тем самым преодолевается характерная для сентиментализма и классицизма антитеза личного и общественного блага. И жажда свободы в стихотворении предстает не как долг, а как трепетное чувство. Стремление к свободе таится в самом сердце героя и составляет смысл его существования, потому что свободный человек счастлив только в свободном обществе. Поэтому гражданское чувство здесь уподобляется любовному, что придает ему волнующе-личный характер. Сравнение молодого свободолюбивого человека с нетерпеливым любовником сплетает общественное и личное в один узел и отображает основную мысль стихотворения.

Герой стихотворения

Продолжим анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» и рассмотрим образ лирического героя. В послании он не одинок - «нежил нас обман», он надеется, что его поймут - «горит еще желанье», поддержат - «мы ждем», и отзовутся на «прекрасные порывы». Его задача состоит в том, чтобы укрепить веру друга, к которому он обращается - «товарищ, верь», что наступит время «пленительного счастья»; не сомневаться в своем выборе, ведь они еще «горят желаньем» и ждут свободу, и это не пустые слова, они и сами готовы выполнить свой гражданский долг «пока сердца» «живы», их борьбу с «самовластьем» не забудут и «напишут имена».

В этом послании воплощен взгляд на чувства человека как на нечто изменчивое и непостоянное. Даже гражданская позиция предстает как преходящее состояние - «пока горим» свободой. Следовательно, упоение свободой проходит так же, как любовь, и нельзя упустить «души прекрасные порывы». Все это определяет настроение этого послания: нетерпение, страстное стремление к лучшему будущему, призыв к немедленному действию на благо отечества. Так в лирике Пушкина определяются черты, присущие романтическому мироощущению: нетерпеливое стремление к идеалу свободы, интерес к противоречиям человеческой души.

Можно ли в контексте заменить понятие «герой» словом «автор»? Конечно. Обрисованное в послании мироощущение было характерно для представителей того поколения, потому как цель их жизни заключалась в борьбе с неприемлемыми для них общественными тенденциями, в поддержке угнетенных. Автобиографичность послания очевидна и потому, что стихотворение обращено к конкретному человеку - близкому другу Пушкина П. Я. Чаадаеву.

Композиция стихотворения

По содержанию стихотворение «К Чаадаеву», анализ которого нас интересует, можно разделить на две части. В одной первое четверостишие с перекрестной рифмовкой, воспоминания о счастье «любви, надежды». Они наполняли душу, «нежили» воображение, как «сон», но развеялись с приходом зрелого возраста. Иллюзии юности обманчивы, но благодаря им душа стала «гореть» идеалами и жить Слово «внемлем» от «внимать» - прислушиваться, впитывать услышанное, внимательно слушать.

Во второй части автор утверждает свое отношение к несчастьям отчизны, говорит о необходимости вмешаться в ход истории и исправить ошибки, воздействуя на течение событий. Напряженность и накал чувств передается при помощи гипербол и сравнения. Герой томится - «ждет с томленьем», как «любовник молодой» в ожидании «минуты вольности». Он не сомневается, что это будет «верное свиданья», то есть оно обязательно наступит, поэтому он призывает надеться и не оставлять попыток воплотить это в жизнь. Порывы души не пройдут незамеченными, так как они подобны костру.

Ритм послания

Продолжаем анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву». Кратко остановимся на ритме и стихотворном размере послания. Написано оно четырехстопным ямбом, и в нем нет разделения на строфы. Вот это единство текста создает впечатление, что монолог героя движется к подтверждению вневременной значимости «упованья», «горенья», «порывов», которые вызваны желанием освободиться «от гнета власти». Жажда свободы здесь выражается не как рациональное требование, а становится содержанием духовной жизни. На смену юношеским увлечениям пришла любовь к отчизне, которой герой жаждет себя посвятить: «отчизны внемлем призыванье».

Противительный союз «но» не только сообщает о двух периодах жизни, но и разделяет две части послания: «но в нас горит еще…». Это пятая строчка стихотворения, она очень важна, и звуковое соответствие с ней не только в этом четверостишии, в 8-й строчке, но и в 9-й строке («мы ждем…упованья»), и в 12-й («минуты… свиданья»), являясь как бы напоминанием об основной мысли.

Художественные средства

Продолжаем анализ стихотворения «К Чаадаеву» по плану, предложенному ниже. Гипербола (преувеличение) возникает в стихотворении в связи с тем, что автор заостряет внимание на гражданских чувствах, которые требуют самопожертвования: нетерпение должно стать «горением», а высокая цель превратить жизнь в жизнь «для чести». Призыв посвятить «прекрасные порывы» отчизне является продолжением любви к ней зрелого человека, который отказался от юношеских «забав». Наряду с гиперболами в стихотворении встречаются метафоры и стилистические обороты.

В метафоре «свободою горим» видны два плана: предметный в виде пламени и переносный, как одушевление. Они сопоставляются в одном образе. И это сравнение вносит новые оттенки в смысл. Передает не только ощутимое впечатление о духовном мире героя и его ровесников, но и эстетическую ценность, важную для них, их идеалы. Отблески костра прекрасны, и автор уподобляет им порывы души, и, напротив, высокие чувства напоминают стремящиеся к небу языки пламени.

Близость этих двух явлений подмечена давно, что известно многим по метафоре «пламенные чувства». Но в послании Пушкина она конкретизирована и характеризует политические устремления. Здесь привносится мотив жертвенности. Трагический отблеск пламени падает на современность, и поэтому единомышленники и друзья воспринимаются как люди, сознательно выбравшие свой путь и предвидевшие, что для борцов с «самовластьем» только память станет наградой. Ободрить их должно осознание того, что они пробуждают отчизну от векового сна. Что их действия приближают восход «звезды», луч которой разрушит самовластье, и их особый дар - это способность воспринимать свою трагическую судьбу как истинное счастье.

Поэтические средства

Последнее утверждение «на обломках самовластья… наши имена» выделено двумя особенностями: восходящей интонацией и сквозной рифмой, созвучной с рифмой предыдущего четверостишия: «взойдет она… вспрянет ото сна». Пятая строчка здесь как бы продолжение, отчего возникает эффект переноса. Внимание привлекается к значимости противоборствующей стороны, противником которой является самовластье, ненавистное лирическому герою. Проводя анализ стихотворения «К Чаадаеву», следует еще раз отметить, насколько большое значение придавал Пушкин своей дружбе с Чаадаевым, говоря о ней в своих личных дневниках как о «счастье».

В связи с этим неслучайно обращение к нему в послании как к человеку, чье имя встанет в один ряд с представителями поколения, «горящего» свободой. Их связывают эмоциональные факторы, главными из которых являются восторг от осознания того, что их ожидает участь героев, их деятельность на дороге «чести» принесет им славу. Все, что усвоено ими в юности, меркнет перед борьбой с самой судьбой, борьбой за свободу. В них «горит» желание доказать любовь к отечеству жертвенным служением ему. Надежда становится «томленьем упованья», что их имена не забудут потомки. И все это не обман юности, а реальность, опасная, жестокая, но принимаемая ими, их «нетерпеливою душой» в ожидании «верного свиданья».

Ранняя лирика Пушкина

Продолжим анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву». В 9 классе общеобразовательной школы изучают более подробно лирику Пушкина. Послание «К Чаадаеву» - прекрасный пример ранней лирики. Поэтические средства, использованные автором в стихотворении, позволили выделить доминирующую идею. Она важна и для характеристики самого послания, его образного строя, и для характеристики героя. Свобода для поэта - незаменимое условие для жизни, несмотря на то, что до нее, как до звезды, сложно дотянуться. И как ни далеки эти идеальные стремления от повседневности, человек оценивается способностью посвятить свою жизнь возвышенным целям, принести себя во имя общего дела.

Для пушкинского лирического героя важен человек со всей неповторимостью своих чувств, который прилагает усилия для преодоления несовершенства, ощущаемого им как господство тьмы. Он стремится принести людям счастье, открывая путь к звезде, которая «взойдет» над ними, подобно солнцу. И пушкинский герой готов доказать неизбежность этого тем, кто неуверен. Он находит способы показать то, что выпало на их долю: это не только потери, страдания, жертвы, но и смысл жизни - «пленительное счастье».

План стихотворения

В образовательных учреждениях начиная с 5 класса учащимся предлагают провести анализ стихотворения. Это необходимо для того, чтобы:

  • Познакомить их с основными этапами творчества автора.
  • Выявить важнейшие цели и принципы художника.
  • Применить полученные знания и определить ведущую тему и жанр произведения, сюжет, проблематику, композиционное построение, ритм, преобладающее настроение автора.
  • Самостоятельно дать характеристику героя и определить соотнесенность его с автором.

Универсального плана нет, но, в 7 классе анализ стихотворения «К Чаадаеву» будет примерно таким:

  • название и автор стихотворения;
  • тема, идея (о чем стих?);
  • основная мысль (что автор хотел сказать?);
  • какую поэт рисует картину в своем стихотворении? (детали прорисовки, их цветовая гамма; слова, которые подсказали особенности изображения);
  • чувства и настроение поэта (меняются ли они от начала к финалу);
  • главные образы (как соотносится с автором; сам автор или от лица героя повествования);
  • выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения);
  • собственное отношение (какие чувства у вас вызывает стихотворение?).

В 9 классе в анализе стихотворения «К Чаадаеву» дополнительно требуется определить:

  • относится ли автор к какой-либо литературной группировке (акмеист, символист, футурист);
  • ритм, стихотворный размер (анапест, дактиль, хорей, ямб и т. д.);
  • рифму (кольцевая, парная, перекрестная);
  • стилистические фигуры (анафора, антитеза, эпифора и др.);
  • лексику автора (бытовая, литературная, публицистическая; архаизмы, неологизмы);
  • автобиографичность стихотворения или прототипы и адресаты;
  • характеристика лирического героя;
  • эволюция образов в творчестве автора.

В далеком 1818 году данное стихотворение приобрело широкую известность в кругах декабристов и стало их литературным гимном. Оно не планировалось публиковаться и было написано для чтения в узких кругах, но передача из рук в руки сделала свое дело и уже 1929 году стихотворение «К Чаадаеву», искаженное по стилистике, опубликовали в альманахе «Северная звезда». В кругах декабристов, благодаря этому произведению, А. Пушкин приобрел известность вольнодума, но и по вине ряда стихотворений он не единожды находился в ссылке.

Вконтакте

История написания

Чаадаев являлся Пушкину давним другом , с которым они еще с лицейских времен, любили обсудить политику, дела, происходящие в России. По прошествии множества лет их дружба лишь набирала силы, они доверяли друг другу все свои тайны, желания и мечты. Пушкин говорил, что Чаадаев - настоящее счастье, которое делает его жизнь насыщеннее. Так, в первых строках стиха «К Чаадаеву» говорится о беззаботных юношеских годах, когда у них не было серьезных проблем, и они лишь опьянялись общественным признанием и литературными успехами. Помимо этого, в первом четверостишье можно увидеть критику в сторону Александра I, осуждение его реформ, подавление декабристов и бесконечные репрессии.

В последующих строках Пушкин говорит, что слава и юношеский максимализм не смогли подавить стремление делать мир лучше, начиная, конечно, с России, чтобы исчезло закоренелое самодержавие. Особое внимание сосредоточено на том, что крепостное право до сих пор не отменено, несмотря на царский приказ. Поэт выражает недовольство, выступая лидером мнений молодежи того времени, но все равно понимает, что высшие власти вряд ли пойдут на уступки, настолько сильно они погрязли во лжи и порочности.

Именно из-за этого в последних строках своего произведения»К Чаадаеву», Пушкин призывает народ свергнуть самодержавие . Ранее никто не решался на такой открытый призыв. Но следует помнить, что такую буйную точку зрения Пушкин афишировать совсем не собирался и изначально это стихотворение было лишь для узкого круга лиц, точнее, для декабристов.

К моменту активного распространения произведения, сам Петр Чаадаев уже занимал место члена масонской ложи и присоединился к обществу декабристов, именуемое «Союзом благоденствия». Последние как раз-таки и приняли строки стихотворения, как явный призыв, за что их и отправили в Сибирь. После печального события Пушкин долго убивался, желая облегчить участь своих друзей, но ничего не мог для этого сделать.

На какие две четкие части можно разделить стих?

  • лирическое обращение к другу;
  • гражданское обращение к народу.

Жанр и композиция

В стихотворении «К Чаадаеву» мы видим послание, но, как правило, послание обращены к хорошему другу или даме сердца (что причисляется к разряду лирических произведений), а здесь доминирует обращение ко всему народу. Таким образом, Пушкин создал новый жанр — гражданское послание.

Композиция же данного произведения построена через антитезу , которая свидетельствует о наличии контраста. Если начало пропитано грустью, юношеской тоской, то концовка полна обличительного настроя.

Стоит отметить, что Пушкин использовал общественно-политическую лексику для раскрытия темы произведения.

К ней относятся такие слова, как:

  • отчизна;
  • гнет;
  • власть.

Они были характерны временам декабристов и многие молодые авторы, не скупясь, наполняли ими свои творения, пытаясь побудить народ на действия.

Анализ идеи

Помимо призыва, автор пытается отразить сложный переход, называемый взрослением человека . Особенно взросление человека в качестве полноценного гражданина, который будет участвовать в делах своей родины, отстаивать ее честь и быть по-настоящему верным. В начале стихотворения можно увидеть, как все прелести юношеской жизни (тихая слава, надежда, любовь) превращаются в ничто под гнетом взрослой и тяжелой судьбы.

Надежды маленького мальчика на свободу и славу подвергаются сомнению. Именно поэтому Пушкин и сравнивает их с мимолетным сном, туманом — они способны так же быстро рассеяться, не оставив после себя ни следа.

Во второй же части чувства Пушкина перерастают в нечто большее — обращение не к своим желаниям, а к желаниям народа, родины .

Размер стихотворения — четырехстопный ямб.

Звучание стихотворения, анализ его настроения

Стихотворение звучит торжественно, бодро. Оно призывает народ к движению , поскольку адресовано не только Чаадаеву, но и всему русскому населению. Пушкин призывает людей служить Отчизне, оставаться верным ей и не допускать репрессий со стороны правительства. В произведение есть строки, показывающие, что Отчизна страдает под гнетом власти, и ее нужно спасти, помочь выбраться из этого ужасного капкана, освободить.

Немалую роль в стихотворении «К Чаадаеву» играет понятие чести. Только в данном случае оно играет роль совести - призыва к добру и благородности. Если человек готов впустить в свою душу совесть, то он не останется равнодушен к собственной Родине и постоит за ее свободу.

На этом анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» и разбор темы подошли к концу.

Центральным мотивом стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина, так же как в оде «Вольность», является томительное ожидание «Минуты вольности святой» (это десятая строчка, занимающая центральное место в состоящем из 21 строки стихотворении). Послание адресовано единомышленнику, кому не нужно подробно излагать свою позицию. С ним лирический герой делится переживаниями, возникшими на возрастном переломе.

В то же время за психологической конкретикой возникает обобщенность, так как она является отражением общей одушевленности, окрашивающей мироощущение целого поколения. Лирический герой не одинок, он может, обрисовывая специфику своего состояния, надеяться на то, что его поймут («...нежил нас обман...», «...в нас горит еще желанье...», «Мы ждем...», «наши имена»), поддержат, отзовутся на «прекрасные порывы». Он видит свою задачу в укреплении у друга веры в скорое наступление эпохи «пленительного счастья», не сомневаясь в его выборе, ведь все они «горят» свободой, ждут ее прихода, готовы выполнить долг чести («Пока сердца для чести живы...»), считая наградой память об их вкладе в борьбу с «самовластьем».

В содержательном плане стихотворение «К Чаадаеву» Пушкина, анализ которого нас интересует, делится на две части. В первой (она занимает четверостишие с перекрестной рифмовкой) вспоминаются юношеские иллюзии о счастье в любви, о реализации надежд, достижении известности. Они «нежили» воображение, наполняли душу, но, «как сон», развеялись с приходом зрелости:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман...

Иллюзии обманчивы (само слово происходит от лат. «обманывать»), но в увлеченности ими проявилась способность души «гореть» идеалами, жить непреходящими ценностями, внимать неземным голосам. Это свойство внутреннего мира не исчезло, но на первый план вышли иные понятия. Противительный союз не только постоянно подразумевается в антитезе двух периодов в жизни человека, он разделяет части стихотворения («Но в нас горит еще желанье...» — пятая строчка, столь важная, что звуковое соответствие к ней возникает не только в рифмующейся строке четверостишия — 8-й, но и в следующих, 9-й и 12-й это является напоминанием об основной мысли).

В послании отсутствует разделение на строфы, единство текста, написанного четырехстопным ямбом, способствует созданию впечатления, что монолог героя последовательно движется к финальному подтверждению вневременной значимости «горения», «упованья», «порывов», вызванных жаждой освобождения отечества от «гнета власти роковой» («И на обломках самовластья/Напишут наши имена!»). Свобода не только осознается как рациональное (от лат. «разумный») требование, она становится содержанием духовной жизни, наполняя мир чувств. Любовь к отчизне пришла на смену юношеским увлечениям, ей лирический герой готов посвятить всего себя:

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Слово «внимать» (первое лицо множ. числа: «внимаем или внемлем») теперь малоупотребительно, поэтому о его значении надо сказать особо. Внимать — это внимательно слушать, прислушиваться, впитывать услышанное или прочитанное, направлять ум и волю на осуществление умозрительного вывода. Пушкиным утверждается действенное отношение к несчастьям родины, потребность у молодого поколения вмешаться в ход истории, исправив ошибки, воздействовав на течение событий.

Накал чувств, напряженность поисков выхода из исторического тупика передаются с помощью сравнения и гипербол. В ожидании «минуты вольности» лирический герой томится, как перед любовным свиданием:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Свиданье предстает верным, он не сомневается в наступлении царства свободы, но предваряющие его минуты тянутся, как века, поэтому так важно внушить соратнику надежду, призвать его не оставлять попыток воплотить идеал в жизнь. Прекрасные порывы его души не останутся незамеченными, так как они подобны сигнальному костру, биение сердца — это отсчет мгновений до главного события. Художественное преувеличение (гипербола) возникает в стихотворении «К Чаадаеву» Пушкина в связи с тем, что заостряется значение гражданственных чувств, они требуют самопожертвования: нетерпение становится «горением», высокая цель окрашивает существование в целом, превращает его в жизнь «для чести». Призыв посвятить отчизне лучшие движения души является продолжением мысли о любви к ней как содержании внутреннего мира зрелого человека, отказавшегося от «юных забав»:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Наряду со сравнением и гиперболами, в образном ряду стихотворения важны метафоры, стилистические обороты, где свойства одного предмета переносятся на другой по сходству или контрасту (скрытая). Метафорой является выражение «свободою горим». Здесь можно увидеть два плана: предметный (пламя) и переносный (одушевление). Они сопоставляются, перекрещиваются, сливаются в одном образе. Это скрытое сравнение (преданы идеалу свободы, который захватил нас целиком, сжигает, как будто мы оказались в пламени), однако отсутствие разделения между планами, их слияние в одном выражении, что и становится смыслом метафоры, вносит новые оттенки. Метафора передает не только впечатление настолько живое и ощутимое, что по одной фразе можно судить о духовном мире ровесников лирического героя, но и эстетическую ценность, важную для поэта, их идеалов. Отблески костра прекрасны, им уподобляются порывы души, и, наоборот, высокие чувства напоминают возносящиеся к небу языки пламени. Сближение признаков двух явлений давно замечено, что выразилось в бытовой метафоре «пламенные чувства», но в стихотворении Пушкина она конкретизирована и в связи с этим характеризует общественно-политические устремления. В понимание своего будущего, благодаря ей, привносится мотив жертвенности, ожидания гибели на костре. Трагический отсвет падает на современность, и оттого друзья и единомышленники воспринимаются как поколение героев, сознательно выбравших свой путь, предвидящих, что для борцов с самовластьем наградой будет только память. Поддержать в них боевой дух должно сознание того, что они выполняют великую миссию — пробуждают Россию от векового сна, приближают восход светила, луч которого разгонит «сгущенную мглу», «вечный мрак» (А.Н. Радищев. «Вольность», строфа 54) неволи. В этом они уподобляются самому «зиждителю» мира, создают новую реальность (там же). Их особым даром выглядит и способность воспринимать плен своей трагической судьбы как истинное счастье:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Последнее утверждение выделено благодаря двум особенностям: восходящей интонации и сквозной рифме (на, наши, имена), созвучной мужским рифмам предыдущего четверостишия (она, сна). В нем предложение не закончено, пятая, завершающая строчка является его продолжением. Возникает эффект переноса (стилистический прием, состоящий в акцентировании слова, находящегося на границе строчек, входящих в одно предложение, но разделенных метрически как частей, составляющих строфу; здесь разбивка на строфы отсутствует, стихотворение членится на четверостишия в связи со схемой рифмовки, появление пятистишия нарушает ее, что способствует выделению «лишней» строки). Внимание привлекается к значительности противоборствующей стороны, противником в битве за свободу отчизны выступает самовластье, воплощающее силу зла, ненавистное лирическому герою («гнет власти роковой» — образ, продолжающий обобщения в оде Пушкина «Вольность»: «неправедная власть» «роковая» беда народной жизни «везде», строфа 3).

Можно ли, говоря о вольнолюбивой лирике Пушкина, подменять понятие «лирический герой» словом «автор»? Несомненно, они близки, обрисованное в стихотворениях мироощущение было характерно для тех представителей пушкинского поколения, кто видел цель своей жизни в противодействии неприемлемым для них общественным тенденциям, в поддержке интересов угнетенных слоев. Автобиографичность очевидна и в связи с тем, что послание обращено к конкретному лицу, старшему другу Пушкина П.Я. Чаадаеву (1794—1856). Поэт познакомился с ним в 1816 году, когда был еще лицеистом, а Чаадаев закончил Московский университет и затем поступил на военную службу. Как гусарский офицер он участвовал в Отечественной войне (в бородинском, тарутинском, лейпцигском и др. сражениях). После войны он вернулся в столицу, где прославился как человек, настроенный резко критично по отношению к существующему общественному устройству. Чаадаев был членом декабристского Северного общества, но, находясь за границей в 1823—1826 гг., не принимал участия в восстании. Впечатления от встреч с этой яркой личностью отразились не только в лирике Пушкина, но и в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», прототипом главного героя которой был Чаадаев (фамилия Чацкий является отзвуком его имени). Ему посвящено несколько пушкинских стихотворений, проявивших, как высоко поэт ценил друга. В их общественно-политических воззрениях было много общего, Чаадаев мог быть назван лирическим героем послания, товарищем по борьбе с «властью роковой». В другом стихотворении он сравнивается с участвовавшим в убийстве римского императора Гая Юлия Цезаря и возглавлявшим республиканцев в противостоянии второму триумвирату М.Ю. Брутом, а также с афинским вождем демократической группировки Периклом:

Он вышней волею небес

Рожден в оковах службы царской.

Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,

А здесь он — офицер гусарский.

(«К портрету Чаадаева», 1820)

Проводя анализ, следует заметить, что дружбе с Чаадаевым Пушкин придавал большое значение, говоря о ней, как о «счастье» (запись в «Кишиневском дневнике», апрель 1821 г.), в связи с чем не случайным предстает обращение к нему в послании как к тому, чье имя встанет в один ряд с другими в характеристике поколения, «горящего» свободой. И все же ни автор, ни Чаадаев не обрисованы в стихотворении во всей сложности своего духовного мира. На первом плане оказалась одна из его черт, ей уделяется основное внимание. Особенности мироощущения борцов за приход «избраннейшего» дня (А.Н. Радищев) освобождения являются прототипическими для создания образа лирического героя, воспринимающегося в контексте данного произведения, сходного с характерами персонажей поэм Пушкина, другими образами вольнолюбивой лирики, каждый из которых тем не менее сохраняет своеобразие. Даже между авторскими лицами в оде «Вольность» и в послании «К Чаадаеву» есть разница, обусловленная различием в художественных целях.

Если в оде лирический герой стремится на исторических примерах подтвердить просветительские истины, выразив и личное отношение к порокам власти и долготерпению ее рабов, то в послании другу важно определить истоки общности между ними. Их связывают прежде всего эмоциональные (от лат. «волнение») факторы. Главными из них является восторг от сознания, что их ожидает участь героев, что перед ними дорога «чести», деятельность, которая принесет известность. Все ценности, усвоенные в ранней юности, бледнеют перед новым настроем на борьбу с самой судьбой («роковой» силой). В них «горит» желанье доказать свою любовь к отчизне жертвенным служением ей, надежда превращается в «томленье упованья», слава сделает их известными потомкам. Все это не обман детской мечты, а реальность, опасная, но принимаемая «нетерпеливою душой» с радостным ожиданием «верного свиданья».

Поэтические художественные средства, использованные в стихотворении, позволили высветить доминанту в мироощущении. Она важна не только для характеристики образного строя данного послания, но и в целом для того, чтобы охарактеризовать лирического героя ранней поэзии Пушкина. Свобода для него — необходимое условие жизни, порыв к ней прекрасен, несмотря на то что до нее нельзя дотянуться, как до звезды. Ключевая метафора послания («звезда пленительного счастья») акцентирует сходство между духовным и социально-бытовыми планами. Как ни далеки идеальные стремления от обыденности, человек оценивается лирическим героем в зависимости от способности подчинить свою жизнь достижению возвышенных целей, принести молодость в жертву общему делу, отказавшись отличных стремлений, если они противоречат ему. Таким образом, уже в ранней лирике заметно утверждение правоты жизни, истории, познать которую — задача мыслящего человека, а выразить красоту законов мира — счастье художника. В то же время для лирического героя Пушкина важен человек во всей неповторимости своих мыслей и чувств, направляющий волевые усилия на преодоление несовершенства, которое он ощущает как несправедливость, господство тьмы. Счастье людям он стремится принести, открывая путь к свету, звезде, всходящей («взойдет она») над земным сообществом людей, подобно солнцу. Рассвет, незаметный множеству погруженных в свои заботы людей, предчувствуется теми, кто уверен в его скором наступлении, но лирический герой готов неустанно доказывать его неизбежность, находить все новые краски для обрисовки того, что выпало на их долю. Это жертвы, потери, страдания, но и обретение смысла жизни, «пленительное счастье».

Александра Сергеевича Пушкина общество знало не только как талантливого поэта, но и как человека, сочувствующего идеям декабристов. Двор считал его вольнодумцем, и поэта за его смелые высказывания отправляли в ссылку, а позднее его творчество подверглось жесткой цензуре со стороны царя. Одно из его ранних стихотворений - "К Чаадаеву", анализ которого представлен ниже, называли гимном декабристов.

История написания и публикации

Анализ "К Чаадаеву" следует начать с истории создания стихотворения. Оно было написано поэтом в 1818 году и изначально не предназначалось для публикации. Стихотворение было записано во время того, как Пушкин читал его близким друзьям. Позже творение было доставлено адресату (Чаадаеву), а запись стихотворения стала передаваться из рук в руки.

Произведение распространялось среди петербургских жителей тайно. Оно было опубликовано только в 1829 году в альманахе "Северная звезда" М.А. Бестужева в весьма измененном виде. С момента создания этого послания за Александром Сергеевичем закрепилась слава вольнодумца и приверженца идей декабристов.

Личность получателя

Анализ "К Чаадаеву" следует продолжить небольшим рассказом о личности адресата стихотворения. Это был Петр Яковлевич Чаадаев - один из самых близких друзей Пушкина со времен учебы в лицее. Когда Александр Сергеевич служил в Петербурге в чине коллежского секретаря, он часто ходил к своему другу в гости. Пушкин делился с Чаадаевым всеми своими переживаниями и мыслями.

Еще будучи лицеистом, поэт любил обсуждать с Чаадаевым общественно-политическую обстановку в стране. Поэтому друзей связывали не только теплые воспоминания о юношеских годах, но и общие устремления. В послании содержался призыв к свержению самодержавия. Но сам поэт вовсе не стремился к тому, чтобы афишировать свою позицию. Александр Пушкин вскоре забыл о своем литературном вольнодумстве.

Послание было доставлено Петру Чаадаеву, бывшему в то время уже членом общества будущих декабристов, известному под названием "Союз благоденствия". Многие его члены восприняли стихотворение Пушкина как призыв к действию. Впоследствии, после подавления восстания декабристов, поэт не раз упрекал себя в неосторожности. Он считал, что это послание послужило толчком к попытке свержения самодержавия. История создания "К Чаадаеву" является примером того, какой силой обладает слово. И если для Пушкина его призыв было просто литературным свободомыслием, то для декабристов это послание стало гимном.

Жанр произведения

Один из пунктов анализа "К Чаадаеву" - это определение жанра, в котором написано стихотворение. Его следует отнести к весьма популярному в России в первой половине 19 века жанру дружеского послания. Этот жанр отличала свободная форма выражения мыслей, поэтому стихотворение приобретало черты доверительной беседы между близкими людьми.

Адресатом послания были и реальные лица, и вымышленные персонажи. Этот жанр не был ограничен различными формальными условностями. Поэтому в своих произведениях автор мог общаться с читателем на равных, что придавало нотку доверительности стихотворению.

Сюжет произведения

Основа сюжета стихотворения "К Чаадаеву" - это размышления о взрослении человека. Поэт уже больше не питает иллюзий насчет славы, любви. Юношеские мечтания столкнулись с суровой реальностью, теперь автор уже сомневается в правильности своих взглядов. Поэт их сравнивает со сном, туманом, которые рассеиваются так же быстро. Некоторые современника Александра Сергеевича увидели в этом намек на императора Александра Первого, в чьем правлении разочаровался поэт.

Затем стихотворение "К Чаадеву" продолжается порывами свободомыслия. Взамен наивных юношеских мечтаний поэт получает свободолюбие и чувство гражданского долга. Для Александра Сергеевича такой переход был естественным, и только осознание каждым гражданином своего долга могло сделать страну свободной.

Но поэт не отрицал, что пылкие порывы могут встретить препятствие в лице тех, кто не хотел менять общественный уклад в государстве. Александр Сергеевич считал, что все свои силы нужно посвятить служению Родине. И тогда в награду за труды их имена будут помнить потомки.

Политический подтекст

В послании "К Чаадаеву" Пушкин выразил и недовольство царской властью. Император Александр Первый называл себя истинным либералом, и многие ожидали от его правления реформ, которые улучшили бы жизнь крестьян. Но все разговоры об отмене крепостного права так и остались разговорами. И нет ничего удивительного в том, что молодой поэт разочаровался в самодержавии.

Александр Сергеевич уже не верил царским обещаниям. Но поэт верил в людей, в чьих сердцах еще пылал огонь справедливости. Верил тем, для кого свобода и чувство долга перед Отчизной не были пустым звуком. Именно они, по мнению Пушкина, должны были освободить Россию от самодержавия. И тогда в обществе воцарилась бы справедливость.

О чем это произведение

Трудно выделить главную мысль стихотворения "К Чаадаеву". Большинство привыкло его рассматривать с патриотической точки зрения. Поэтому для многих основная цель этого послания состояла в призыве декабристов к действию. А ведь изначально это творение не предназначалось автором для большого количества людей.

Поэтому и основная мысль не состояла в призыве к свержению самодержавия. Это обращение к Чаадаеву, которым восхищался юный поэт. Он был уверен в том, что его друг войдет в историю, что его дело благое. И свое восхищение и уверенность в этом Пушкин выразил в дружеском послании. Он вел душевную беседу со своим близким другом, в которой задевал волнующие его темы - это взросление человека, общественное положение в стране и восхищение Чаадаевым и его идеями.

Ритмическая сторона стихотворения

Стихотворный размер "К Чаадаеву" - это знаменитый всем пушкинский четырехстопный ямб. Способ рифмования - перекрестный и кольцевой. Послание можно поделить на четверостишия и итоговое пятистишие, в котором поэт говорил о будущем России.

Литературные тропы

Благодаря каким средствам выразительности "К Чаадаеву" стало гимном декабристского движения? Это общественно-политическая лексика, которую использовал поэт при создании послания. Это придало дружескому посланию возвышенный (можно даже сказать, пафосный) и патриотический характер. Пушкин из всех синонимов слова "родина" использует "отчизна", которое вызывает более теплый отклик у читателей.

Общественно-политическая лексика была отличительной чертой поэзии декабристов. Поэтому поэт, близко знавший и друживший со многими декабристами, использовал ее в написании послания своему другу. Пушкин противопоставляет власть вольному народу, используя эпитеты. Для самодержавной власти он выбирает слово "роковая" - это подчеркивает ее темную сторону, нежелание помочь народу. Вольность же он характеризует прилагательным "святая" - поэт подчеркивает, что свобода - это высшая ценность для народа.

Само стихотворения построено на антитезе - противопоставлении юношеских мечтаний и чувства ответственности, гражданского долга, царского режима, крепостничества равноправному обществу, в котором все люди равны и свободны. Эта особенность композиции подчеркнула размышления о взрослении личности, как из безрассудного пылкого юноши поэт становился мужчиной, которому небезразлично будущее своей страны.

Критика стихотворения

Несмотря на то что послание стало передаваться из руки в руки и стало известно в обществе, тем не менее, некоторые современники критиковали это литературное свободомыслие. Некоторые возмущались тем, что главными героями должны стать Пушкин и Чаадаев - эти вольнодумцы, светские шутники, франты. Но, скорее всего, поэт не имел в виду только их: Александр Сергеевич, возможно, писал о всем обществе декабристов, которые стремились сделать жизнь общества лучше.

Некоторые современники поэта упрекали его за слишком легкомысленное сравнение долга с любовным свиданием. Но в этом и состояла особенность послания поэта: он соединил личные переживания с чувством патриотизма.

Послание "К Чаадаеву" - это пример того, как Пушкин своими стихотворениями смог вдохновить людей. Александр Сергеевич подобрал такие слова, что они коснулись сердца каждого и заставили декабристов действовать. В этом стихотворении отражены высокие идеалы А. С. Пушкина и его вера в то, что светлое будущее для Отчизны наступит. В этом стихотворении политическое и лирическое направления не противопоставлены, а дополняют друг друга, создавая стихотворение, в котором есть место и личным переживаниям поэта, и чувству патриотизма.