Арена ди Верона: от античности до наших дней. История возникновения Арена-ди-Верона

Арена Вероны или Арена ди Верона (The Verona Arena/Arena di Verona) – римский амфитеатр в итальянском городе Верона (Verona, Italy). Это - одно из наиболее хорошо сохранившихся древних сооружений в своем роде. Здесь до сих пор проводятся крупномасштабные постановки опер и спектаклей.
Амфитеатр был построен в 1 веке н.э., во время последних лет правления императора Августа, и предназначался для боев гладиаторов.
Арена ди Верона имеет форму овала, размеры которого – 139 метров от одного конца до другого, внутренние оси амфитеатра - 74 и 45 метров. В аудитории 45 ступеней высотой около 45 сантиметров; вместимость - 16000 зрителей.
Вообще, за годы своего существования Арена ди Верона стала местом многих захватывающих развлечений – здесь проходили очень популярные ранее гладиаторские бои, рыцарские поединки и турниры, здесь же проходили и массовые увеселительные ночные зрелища.
Первая опера была поставлена здесь в 1913 году - это была "Аида" ("Aida") Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi); надо заметить, что постановка имела по-настоящему громкий успех. Кстати, за дирижерским пультом стоял тогда легендарный Туллио Серафин (Tullio Serafin). Позже, после Второй мировой войны на этой сцене выступали такие великие оперные мастера и музыканты, как Рената Тебальди (Renata Tebaldi), Мария Каллас (Maria Callas), Марио Дель Монако (Mario Del Monaco), Пласидо Доминго (Plácido Domingo), Хосе Каррерас (Jose Carreras), Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti), Риккардо Мути (Riccardo Muti).
Начиная с XVIII века, театральные представления стали идти в амфитеатре на постоянной основе. В настоящее время ежегодно на сцене театра ставятся четыре новых постановки.
Сегодня Арена ди Верона - знаменитый на весь мир "археологический театр"; огромную славу этому месту принес ежегодный летний оперный фестиваль, на который каждое лето собирается более полумиллиона человек. Кстати, количество зрителей из соображений безопасности ограничивается здесь 15-ю тысячами человек.
В современном репертуаре оперных фестивалей - крупные, масштабные оперные сочинения - "Аида" ("Aida"), "Набукко" ("Nabucco"), "Риголетто" ("Rigoletto"), "Тоска" ("Tosca"), "Турандот" ("Turandot"), "Сельская честь" ("Cavalleria rusticana"), """Паяцы" ("I Pagliacci"), "Кармен"("Carmen").
Примечательно, что до последнего времени на сцене амфитеатра не использовались микрофоны и усилители, пока в 2011-м здесь не была установлена современная электронная система для усиления звука.
Без всякого сомнения, оперный фестиваль в Арена ди Верона – один из самых уникальных событий в оперной жизни Европы. В последнее время, помимо оперных мероприятий, сцена Арена ди Верона открыта и для эстрадных представлений и концертов.
Кроме того, Арена ди Верона – очень значительный археологический памятник в Европе.
Вообще, по отзывам побывавших в этом удивительном месте, фестиваль в Вероне – это больше, чем просто оперный фестиваль. Очарование этого места связано в очень большой степени и с восхищением древними римлянами, построившими это чудо акустики и пространства, и с прикосновением к искусству, которое становится неким ритуалом. Фестиваль в Арена ди Верона называют "соединением природы, архитектуры и музыки".

«Нельзя не воздать хвалы веронцам за то, как они поддерживают свой амфитеатр» – восторженно писал в сентябре 1786 года Гете, путешествуя по Италии. Амфитеатру между тем было уже без малого 1800 лет. Пережив две мировые войны, землетрясения и наводнения, Арена ди Верона по сей день пребывает в удивительной сохранности. Именно ее имел в виду автор трагедии «Фауст». Недаром в средние века бытовало немало легенд о ее чудесном происхождении: у простых людей не укладывалось в голове, как без божественной или дьявольской помощи можно было возвести и сохранить такое грандиозное сооружение.

Ранее BlogoItaliano уже упоминал и о самой Арене, и рассказывал, что собой представляет . Но это были лишь штрихи к портрету. «Он вечно тот же; вечно новый» – писал Пушкин о Россини, так же можно сказать и об Арене ди Верона: каждое ее посещение и каждое упоминание о ней – это давно знакомый и всегда новый и неожиданный праздник. Кстати, Россини был упомянут не случайно, но об этом немного позже.

Арена ди Верона в античные времена

Единого мнения по поводу времени возникновения амфитеатра до сих пор нет: то ли Арена ди Верона была возведена еще при Октавиане Августе (не позднее 14 г. н.э.), то ли уже при императоре Клавдии (41-54 гг. н.э.). Большинство исследователей все же склоняются к версии, что такое масштабное строительство, да еще на значительном отдалении от , могло быть успешно завершено лишь в относительно мирное время. Такой период в истории империи в I в. н.э. был только при Тиберии – в 14-37 гг. Косвенное подтверждение этой версии – скульптурные головы гладиаторов в шлемах, найденные на территории амфитеатра. Их изображение было очень распространено в 10-20-х гг. I в., однако уже к 40 г. н.э. полностью исчезло. Иными словами, Арена ди Верона была построена около 30 г. н.э.

Амфитеатру в Вероне без малого 2000 лет

Амфитеатр находился примерно в 70 м от древних стен . Здание, первоначально облицованное розовым и белым известняком, состояло из 4-х эллиптических колец: длина наименьших внутренних осей – 44,43 м и 73,68 м, наибольших (с учетом разрушившегося 4-го кольца) – 109,52 м и 138, 77 м. Всего на 44 рядах Арена вмещала до 30 000 зрителей.

Гладиаторские одиночные и массовые бои, навмахии («морские сражения»), травля диких зверей (в частности, еще Плиний Младший писал о покупке большого количества пантер в Африке), выступления известных борцов и гимнастов – такова была примерная программа представлений. Представления давались по различным поводам: праздник в честь очередного божества, триумф полководца, прибытие почетного гостя или погребение важного сановника.

Амфитеатр строился для проведения гладиаторских боев, морских сражений и цирковых представлений

В 265 году император Галлеан распорядился укрепить и расширить стены Вероны, уязвимые для набегов германцев с севера. Арена оказалась в черте города – и начала приходить в упадок: при строительстве стен были разрушены коллекторы для отвода дождевой воды. Впрочем, представления продолжались, и наряду с гладиаторскими боями в амфитеатре стали проводиться показательные истязания над христианами. В 312 г. на его территории разгорелись самые настоящие сражения за Верону между армиями Константина Великого и императора-узурпатора Максенция. Но уже в 399 г. император-христианин Гонорий закрыл гладиаторские школы, а в 404 г. – запретил состязания. Арена осталась не у дел.

Темные века

Реальная история Арены ди Верона забылась на удивление быстро: в XII в. монах-летописец из саксонского монастыря Гозек воздавал хвалу за возведение столь великого сооружения вождю остготов (он же король Италии) Теодориху (451 -526 гг.). Впрочем, настоящей заслугой вождя была реставрация амфитеатра для проведения пышных празднеств, к которым этот, между прочим, блестяще образованный правитель пристрастился еще в юные годы, находясь в Константинополе.

После землетрясений XIIв. от внешней стены здания осталось лишь 4 арочных секции

В конце VI в. Арена ди Верона была повреждена во время наводнения. На рубеже IX-X вв., когда на город напали тогда еще кочевые венгры, вновь стала театром реальных военных действий. Но настоящие испытания поджидали амфитеатр в XII в.: после землетрясений 1116, 1117 и 1183 годов Арена в Вероне почти полностью лишилась внешней стены (от нее осталось 4 арочных секции). Это послужило своеобразным сигналом для горожан, страдавшим от отсутствия доступных стройматериалов. Арену стали понемногу разбирать, но уже в 1228 г. власти опомнились и запретили использование амфитеатра в качестве мраморного карьера.

Однако его дальнейшая участь была немногим лучше: здание стало местом открытых церковных судилищ и последующего сожжения еретиков. Под ее бесчисленными арочными сводами на первом этаже торговцы разместили магазины и склады, а в пустовавших помещениях и проходах вполне официально поселились проститутки. Ситуация не изменилась и с переходом в начале XV в. города к Венеции: казни совершались в стенах Арены вплоть до середины XVI в., а торговые операции – до 1820 г.

Сегодня амфитеатр вмещает единовременно 15 тысяч зрителей

Изредка в Арене все-таки проводились и вполне пристойные мероприятия по случаю свадеб или военных побед. В 1450 г. был принят закон, по которому запрещалось разбирать сооружение и предписывалось соблюдать чистоту на его территории. Восстановление Арены началось только в 1568 году и фактически продолжается до сих пор. В 1590-1716 гг. Арена в Вероне была признанной площадкой для рыцарских турниров, более походивших на исторические реконструкции. Вплоть до середины XIX в. в античном амфитеатре выступали театральные и цирковые труппы, проводились корриды и гонки.

Мало-помалу Арена в Вероне преображалась. Так, в 1822 г. концертом в честь Конгресса Священного Союза дирижировал сам Россини, а в 1842 г. труппа веронского Театро Филармонико в течение 10 дней с огромным успехом давала в Арене оперы этого прославленного композитора.

Амфитеатр расположен на главной площади Вероны - Пьяцца Бра

Новая жизнь в искусстве

В 1856 г. Арена ди Верона была официально включена в программу итальянских оперных сезонов. Первыми спектаклями стали «Севильский цирюльник» Россини и «Любовный напиток» Доницетти. С 1913 г., в честь столетия Верди, Арена в Вероне была выбрана для постановки «Аиды» в «естественных декорациях». На первом представлении присутствовал весь цвет европейской культуры, в том числе Пуччини, Кафка и Максим Горький. Уникальная акустика и необычный антураж поразили и зрителей, и организаторов мероприятия, и Оперный фестиваль в Вероне стал ежегодным праздником высокого искусства.

Из-за специфичности площадки сезон открывается в марте и продолжается по ноябрь включительно. В марте идут балетные постановки и проходят концерты симфонической музыки. В апреле ставится одна из ведущих опер сезона и грядущего фестиваля. В мае Арена ди Верона вновь ждет зрителей на балетные и симфонические вечера. Нередки и выступления звезд мировой рок- и поп-сцены. Здесь давали концерты Адриано Челентано и Джанни Моранди, Pink Floyd и Metallica, Стинг и Бьорк.

Опера Бизе «Кармен» на сцене веронского амфитеатра

Оперный фестиваль в Вероне

Оперный фестиваль в Вероне идет с середины июня до середины сентября. Обязательная программа – «Аида» Верди («спектакль-основатель») и «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно (Верона все-таки). В основе репертуара – оперные «бренды»: «Отелло», «Травиата» и «Трубадур» Верди, «Турандот», «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Севильский цирюльник» Россини, «Норма» Беллини. Ставятся и не-итальянцы: Моцарт («Волшебная флейта», «Дон Жуан»), Бизе («Кармен»). Репертуар предстоящего сезона .

Ежегодно зрители могут увидеть и 1-2 премьерные постановки знаменитых опер, созданных специально для Арены. Это и футуристические фантазии от современных трупп, и роскошные, «имперские» представления от Франко Дзеффирелли, и «восстановленные» спектакли от Вячеслава Окунева. В разные годы на Арене выступали Тито Гобби, Лучано Паваротти, Мария Каллас (дебютировала на этой сцене в 1947 году), Пласидо Доминго, Владимир Атлантов, Марсело Альварес.

Как только заходит солнце, зрители зажигают свечи

После многочисленных реконструкций Арена ди Верона вмещает единовременно до 15 тысяч зрителей и считается самым большим действующим театром под открытым небом. Каждое представление начинается ровно в 21.00 (июнь-июль) или в 20.45 (август-сентябрь). Как только заходит солнце, зрители зажигают свечи. 15 тысяч мерцающих огоньков – и никаких гаджетов: такова традиция, а традиции нужно соблюдать.

Покупать билеты на Оперный фестиваль в Вероне нужно заранее, в идеале, не позднее, чем за месяц, а на выступление звезд уровня Пласидо Доминго – как только будет объявлен репертуар предстоящего сезона, а лучше за 2-3 месяца. В противном случае Оперный фестиваль в Вероне пройдет без вас. Чтобы приобрести билеты в срок и по разумной цене, можно не торопиться в Италию, а спокойно заказать их онлайн на любой удобный день с июня по сентябрь. Уникальное представление, которое вам предстоит увидеть, того стоит.

Ну а лучшая подборка отелей в непосредственной близости от Арены . Очень рекомендуем.

«ОПЕРА: солисты величайших театров Италии. АРЕНА ДИ ВЕРОНА»

Анжело ФИОРЕ (тенор)

Давиде ДЖАНГРЕГОРИО (бас-баритон)

Государственный духовой оркестр России, дирижер Андрей Колотушкин

Продолжая цикл гала-концертов при участии солистов величайших театров Италии, 22 декабря 2018 года на сцене Светлановского зала Московского Дома Музыки состоится концерт солистов амфитеатра Арена ди Верона. Концерт пройдет в сопровождении Государственного духового оркестра России, дирижер – Андрей Колотушкин.

Под проекции полотен великих итальянских художников на сцену выйдут одни из лучших солистов амфитеатра Арена ди Верона: Анжело Фиоре и Давиде Джангрегорио. Они исполнят самые известные шедевры мировой оперы, такие как «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно, и обязательно представят московской публике возможность услышать арии из оперы «Аида», которую к 100-летию Джузеппе Верди создали и показали в амфитеатре и с тех пор провели уже более 70 раз. Также в концерте примет участие автор проекта, президент Фонда «Опера», обладательница уникального лирико-драматического сопрано Вера Кононова.

Анджело Фиоре родился в Палермо в 1984 году. Окончил консерваторию «Луиджи Керубини» во Флоренции по классу фортепиано и вокала. В 2014 году он выиграл конкурс имени Марии Куинтьери за роль Пинкертона в “Мадам Баттерфляй. Кроме того, в 2014 году он был награжден на фестивале Пуччини в Торре-дель-Лаго премией Микеланджело Куписти как самый перспективный итальянский лирический талант. В качестве солиста он принял участие в нескольких концертах Фонда Лучано Паваротти, фестивале Пуччини и с оркестром Тосканы исполнил Реквием Верди во Флоренции.

Давиде Джангрегорио родился в Беневенто (Италия), получил степень по вокалу в консерватории им. Н. Сала в своем родном городе, где он также изучал орган и композицию, камерную музыку и фортепиано. Выступал на престижном фестивале Двух Миров в Сполето, итальянском Парламенте в Риме и в Капелла-Холле в Санкт-Петербурге под управлением Матса Лильефорса. Среди его будущих проектов роль Акиллы в опере «Юлий Цезарь в Египте» в Каире и Гауденцио в «Синьор Брускино» в театре Ла Фениче в Венеции.

Уникальный античный амфитеатр Арена ди Верона, построенный в Вероне около 30 года нашей эры и расположенный на главной площади города Пьяцца Бра, является всемирно известной концертной площадкой. На данный момент это самая масштабная оперная площадка в мире, принимающая в год до 600 тысяч зрителей. Благодаря исключительной акустике, Арена стала местом выступления многих мировых оперных знаменитостей. Именно здесь состоялся дебют на итальянской сцене Марии Каллас, спевшей на Арене в 1947 году Джоконду в одноименной опере Понкьелли. Кроме Каллас в разные годы принимали участие Джузеппе ди Стефано, Тито Гобби, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Евгений Нестеренко и многие другие исполнители.

Потрясающий концерт в лучших традициях итальянской оперы и великого амфитеатра Арена ди Верона соберет в зале Дома Музыки всех ценителей высокого оперного искусства. 22 декабря не упустите возможность отправиться в путешествие в самый центр Вероны и насладиться наследием легендарных итальянских композиторов.

Арена-ди-Верона (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Арена-ди-Верона - амфитеатр, который построили древние римляне. В Италии Арена занимает третье место по величине. Огромное сооружение из розового мрамора возведено в 30 году - ему почти 2 тысячи лет! Слава строителям, которые поработали на совесть - Арена пережила сильное землетрясение 12 века.

Огромное сооружение из розового мрамора возведено в 30 году - ему почти 2 тысячи лет!

Сегодня здесь, как и сотни лет назад, проходят театральные постановки. С июня по август на сцене Арены ставят оперу. Трибуны вмещают порядка 30 тысяч зрителей. В Верону специально приезжают лучшие мировые голоса оперы, чтобы выступить на тысячелетней сцене. Говорят, что лучшие постановки «Ромео и Джульетты» - именно в Вероне.

Зимой здесь никто не выступает, а любители классической музыки перебираются в соседний концертный зал Ente Lirico Arena.

Адрес и стоимость билетов

Римская Арена расположена на улице Диетро Амфитиатро, 6b. Сюда можно запросто добраться на автобусах. Концерты, как уже было сказано, проходят с июня по август. Кроме того, туристы могут посетить экскурсию.

Экскурсии проводятся со вторника по воскресенье, с 8:30 до 19:30, по понедельникам - с 13:30 до 19:30. Полный билет стоит 20 EUR, льготный - 15 EUR, для детей от 8 до 14 лет - 1 EUR, для детей не старше 7 лет вход свободный. Стоимость билета на спектакль колеблется от 24 до 200 EUR.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

Безусловно, одной из ярких и знаменитых достопримечательностей Вероны является Арена-ди-Верона - самый большой открытый театр. Он был возведен в I веке нашей эры во времена правления Августа. Изначально она располагалась за стенами города, и лишь в 256 году стала частью новой Вероны, которая была расширена императором Галлиеном.

Шедевр римской архитектуры

Великое творение римских мастеров в своем первозданном виде сохранилось вплоть до 10 века, после чего его начали растаскивать по камням местные жители. Несмотря на два страшных землетрясения, античный римский амфитеатр больше пострадал от мародерства людей. Начиная с 13 века, жители все-таки начали задумываться о сохранении архитектурного шедевра, но лишь в середине 15 века был издан указ, который грозил серьезными наказаниями тех, кто будет способствовать разрушению амфитеатра.

Сберечь частицу истории

В 1480 году начались крупные реставрационные работы, а также возобновились театральные представления. В начале прошлого столетия Италия праздновала 100-летие со дня рождения Джузеппе Верди. Именно тогда знаменитый тенор Джованни Дзенателло задумал в честь этого события, поставить одно из произведений Верди на площадке древнего амфитеатра. С тех пор это стало традицией и перешло в ежегодный фестиваль, который является одним из самых престижных и популярных в Европе.

На протяжении многих десятилетий самые мощные и знаменитые голоса мира разносились в стенах Арена-ди-Верона, создавая чарующие мелодии. Провести вечер в античном амфитеатре, это значит получить море незабываемых и волнительных эмоций.

На месте же античного форума в городе сейчас построена самая знаменитая в Вероне площадь Пьяцца делле Эрбе .

Арена-ди-Верона на карте Вероны

Безусловно, одной из ярких и знаменитых достопримечательностей Вероны является Арена-ди-Верона - самый большой открытый театр. Он был возведен в I веке нашей эры во времена правления Августа. Изначально она располагалась за стенами города, и лишь в 256 году стала частью новой Вероны, которая была расширена императором Галлиеном.