Армянская языковая группа. Происхождение, язык и праздники армян

На котором разговаривает около 6.7 миллионов человек, преимущественно в Армении и Нагорном Карабахе (в действительности непризнанной независимой республике в Нагорно-Карабахском регионе в Закавказье). Кроме того, носители армянского языка проживают во многих других странах, среди них – Россия, Грузия, Украина, Турция, Иран, Кипр, Польша и Румыния. Армянский эквивалент названия языка — Hayeren . Многие слова в армянском языке произошли от похожих слов древнеперсидского языка, что указывает на их общее индоевропейское происхождение.

Армянский язык является государственным языком Армении и Нагорного Карабаха, а также имеет статус официального языка этнического меньшинства в Кипре, Польше и Румынии. До начала 1990-х гг. обучение в школах Армении проводилось на армянском и , но после распада СССР армянский язык стал основным языком преподавания, и русскоязычные школы были закрыты. В 2010 году обучение на русском языке в Армении возобновилось.

Краткая история армянского языка

Немногое известно об армянском языке до того, как он впервые появился в письменном виде в Vв. Тем не менее, упоминания об армянском народе встречались в записях, датируемых VIв. до н. э.

Тип армянского языка, который использовался в разговорной и письменной форме в Vв., называется классическим армянским языком, или գրաբար (грабар — «письменный»). Он содержит множество заимствованных слов из парфянского языка, а также греческого, сирийского, латинского, урартского и других языков. Грабар использовался в качестве литературного языка до конца XIX в.

Армянский язык, который использовался в период XI-XVвв., называется среднеармянским, или միջինհայերեն (mijinhayeren), и содержит много заимствованных слов из арабского, турецкого, персидского и латинского языков.

Две основные современные формы армянского языка появились на протяжении XIXв., когда территория Армении была поделена между Российской и Османской империями. Западный вариант армянского языка использовался армянами, которые переехали в Константинополь, а на восточном варианте армянского языка разговаривали армяне, живущие в Тбилиси (Грузия). Оба диалекта использовались в газетах и для преподавания в школах. В результате этого, повысился уровень грамотности, и в литературе современный армянский язык стал использоваться чаще, чем классический.

Армянский алфавит

В конце IVв. царь Армении Врамшапух попросил Месропа Маштоца, выдающегося ученого, создать новый алфавит для армянского языка. До этого для письма на армянском языке использовали «клинопись», которая, по мнению армянского духовенства, не подходила для написания трудов по религии.

Маштоц отправился в Александрию, где изучил основы письма и пришел к выводу, что греческий алфавит был лучшим в то время, поскольку в нем было почти однозначное соответствие между звуками и буквами. Он использовал греческий алфавит как образец для нового алфавита и показал его царю в 405 г., когда вернулся в Армению. Новый алфавит получил признание, и в 405 г. был напечатан новый перевод Библии на армянском языке. Вскоре после этого появились другие литературные произведения.

Существует две общепринятые формы армянского языка: восточный армянский язык, который используется преимущественно в Армении, Нагорном Карабахе, Грузии и Иране; и западный армянский язык, на котором разговаривает армянская диаспора во многих странах. Они более-менее похожи между собой.

Особенности:

  • Тип письменности: алфавит
  • Направление письма: слева направо, горизонтально
  • В основных диалектах армянского языка (западном и восточном) есть незначительная разница в произношении букв
  • У большинства букв есть также цифровое значение
  • Сколько букв в армянском алфавите: изначально алфавит состоял из 36 букв, а в ХII веке добавились еще две буквы Օ и Ֆ

Армяне - один из древнейших народов мира. При этом, вопрос их происхождения до сих пор считается спорным в научной среде. А ненаучные версии бытуют одна другой экзотичнее!

К примеру, из Библии следует, что, армяне свою родословную ведут от Иафета - одного из сыновей Ноя . Кстати, "ветхозаветная родословная" роднит армян с евреями , которые также считают себя потомками единственного праведника на земле. У самих армянских историографов вплоть до XIX века популярной была теория, согласно которой прародителям народа был некий Хайк – титан, победивший в жестокой схватке Бела , одного из тиранов Междуречья . Античные источники утверждают, что начало армянской самобытной цивилизации положил один из участников известной мифологической экспедиции аргонавтов Арменос Фессальский . А некоторые учёные полагают, что корни армян уходят к ближневосточному государству Урарту .

С точки зрения современной этнографии наиболее вероятной кажется теория, что протоармянский народ сформировался примерно к 6-му веку до нашей эры на основе нескольких смешавшихся на Армянском нагорье индоевропейских и ближневосточных племён (среди которых выделяют фригийцев , хурритов , урартов и лувийцев ).

Ни на что не похожий армянский язык

Пришлось поломать голову ученым и по поводу армянского языка : все попытки лингвистов отнести его к какой-либо языковой группе результата не принесли, и тогда его попросту выделили в отдельную группу индоевропейской языковой семьи.

Даже алфавит, изобретённый в IV веке нашей эры переводчиком Месропом Маштоцем, не похож ни на один из известных нам сегодня, – в нем прослеживаются алфавитные нюансы древних Египта, Персии, Греции и Рима.

К слову, среди многих прочих древних языков, ставших со временем "мёртвыми" (латынь, древнегреческий), древнеармянский до сих пор здравствует, – читать и понимать смысл старых текстов, зная современный язык, не так уж сложно. Это помогает учёным без проблем разбирать древние манускрипты.

Любопытная особенность армянского языка заключается в отсутствии в нём категории грамматического рода, – и "он", и "она", и "оно" обозначаются одним словом.

Армяне в России

Несмотря на то, что во всём мире сегодня насчитывается не менее 14 миллионов армян, только 3 миллиона из них проживает непосредственно в государстве Армения.

Среди основных стран расселения выделяют Россию, Францию, США, Иран и Грузию. Некоторая часть ассимилированных армян проживает даже в Турции, и это несмотря на произошедший более ста лет назад в этой стране геноцид армян.

В России, если верить летописям, армяне впервые появляются в 9-м веке нашей эры, в Москве – с 1390-го года. На Руси армяне в основном занимались ремёслами и торговлей, связывая международными купеческими отношениями новую родину со странами Востока.

Интересно, что после высылки их с Крымского полуострова императрицей Екатериной II армяне в России основали даже свой особенный город – Нахичевань-на-Дону , который только в 1928 году вошёл в состав разросшегося Ростова-на-Дону.

Культурно-праздничные традиции армян

Армения считается одной из первых стран, а многие утверждают, что и самой первой, которая официально, на государственном уровне, приняла у себя христианство: во время правления царя Трдата III, в 301 году. Уже через сто лет после этого на армянский язык переводится Библия, а ещё через сто - армянская апостольская церковь фактически отделила свою культурную религиозную традицию от византийской догматики. Автокефальность (то есть независимость) армянской церкви заложила основу для народных представлений об избранности всего народа армян.

Впрочем, как и у русских, несмотря на столь древнее приобщение к религиозной христианской традиции, в быту многих армян сохраняются и отголоски языческого наследия.

Армянские "братья" Масленицы , Вербного воскресения и Дня Ивана Купалы - Терендез (праздник провода зимы), Царзардар (в этот день в честь весны люди идут в церковь с веточками вербы) и Вардавар (торжества водных обливаний в августе).

Очень важное место в традиционных обрядах по-прежнему занимает свадьба: национально-своеобычная даже у самых "обрусевших " армян.

В подготовительный период молодые выбирают сваху (миджнорд кин ), в обязанности которой входит уговорить на брак родителей девушки. Только после этого к невесте приезжают знакомиться родственники будущего мужа (сваты), при этом им, согласно ритуалу, невесту и её родителей приходится уговаривать два раза . После соблюдения этих церемоний наступает время обручения .

Само обручение превращается в мини-праздник: в определённый день у жениха дома собираются родные двух семей, с роскошными ювелирными дарами для молодой. После непродолжительного, но обильного застолья гости переходят в дом родителей будущей жены, где, сразу за исполнением обрядового танца невесты "Узундара", и происходит ритуальный "увод" женихом возлюбленной прочь от отчего дома.

Но всё это лишь присказка к непосредственно сказке, – самому торжеству, поражающему даже самое развитое воображение. В назначенный день (желательно осенью или в начале зимы) в доме у жениха собирается огромное множество гостей, в том числе – почётных. Церемонию ведёт ведущий – макарапет , человек, которого все собравшиеся в течение вечера слушаются беспрекословно. И уж под его руководством танцы, песни и увлекательные свадебные состязания не прекращаются ни на минуту. Кстати, чем больше на свадьбе будет музыкантов, тем веселее пройдет праздник и счастливее будет жизнь молодых!

Помогает веселью и мастерство виноделия – еще одного традиционного искусства этого народа. Отличное вино, считают армяне, их предки делают ещё со времён самого Ноя, а c XIX века в копилку виноделов добавился еще и знаменитый армянский коньяк .

Впрочем, пьяных на свадьбах практически не бывает: выпивать армяне не только любят, но и умеют.

Язык – это карта развития культуры.
Он повествует о том, как появился народ и в каком направлении он развивается.
Рита Мэи Браун

Очень часто начать исследование для лингвистов становится проблемным, поскольку даже у начала уже должна быть некая предыстория. Пути прошлого ведут в настоящее. Иногда научный подход к исследованию происхождения древнего языка носит чисто гипотетический характер.
Для установления происхождения языка нужны теоретические основы и базовая структура языка. В случае с армянским языком гипотеза строится на его отношении к индоевропейской семье, которая, помимо армянского, включает в себя еще более 100 языков. Базовая структура языка устанавливается посредством анализа слов и звукового состава, которые восходят к общим корням индоевропейского праязыка. Исследование языка на предмет его происхождения и эволюции главным образом связано с его речевыми характеристиками. Большинство современных лингвистов в своей работе опираются на гипотезу, что разговорный язык более фундаментален, а поэтому и важнее, чем письменный. Таким образом, армянский язык считается преимущественно потомком индо-хеттской группы языков . Лингвисты — сторонники принадлежности армянского языка к индоевропейской семье языков сходятся в том, что этот язык составляет отдельную ветвь внутри группы.

С самого начала было выдвинуто несколько гипотез. Европейскими лингвистами прошлых столетий были сделаны попытки исследовать и классифицировать этот язык. Матурен Вейсьер де Лакроз (Ла-Кроз) (фр. Mathurin Veyssière de La Croze 1661-1739) стал одним из первых европейских ученых современной эпохи, кто серьезно занялся исследованием армянского языка , а именно его религиозной стороны. Лингвист писал, что перевод Библии на армянский язык представляет собой «образец всех переводов». Матурен Вейсьер де Лакроз составил внушительный немецко-армянский словарь (примерно 1802 статей), однако ограничился он исследованием лишь лексикологии, не углубляясь в истоки языка.

Сразу же после того как были обозначены принципы компаративной лингвистики Францем Боппом (Franz Bopp ), Петерманн в своем труде «Grammatica linguae Armeniacae » (Берлин, 1837), на основе этимологических данных по армянскому языку, доступных в Германии на начало 19 века, смог выдвинуть предположение, что армянский язык относится к индоевропейской семье языков . Девять лет спустя в 1846 г., независимо от исследования Петерманна, Виндишманн – специалист по зороастрийским надписям Баварской Академии наук — опубликовал в своем научном труде Abhandlungen замечательную монографию об армянском языке, в которой был сделан вывод, что армянский язык произошел от древнего диалекта, который должен был быть сильно похож на авестийский язык (язык, на котором были сделаны зороастрийские рукописи) и древнеперсидский , в котором, однако, заимствования появились значительно раньше.

Наряду с тем, как Потт высказывал сомнения относительно генетического родства армянского с арийскими языками, и допускал лишь значительное влияние последних на первый, Дифенбах , напротив, заметил, что этой гипотезы не достаточно, чтобы объяснить близкое родство между армянским и индийским/санскритом и древнеперсидским языками. Эту же точку зрения принял Гоше (Gosche ) в своей диссертации: «De Ariana linguae gentisque Armeniacae indole » (Берлин, 1847г.). Три года спустя в периодическом издании «Zeitschrift der Deutschen Morgenl ä ndischen Gesellschaft » , под заголовком «Vergleichung der armenischen consonanten mit denen des Sanskrit» де Лагард опубликовал результаты своего труда: список из 283 армянских слов с их этимологическими определениями, где характеристика самого языка не затрагивалась подробно.

В предисловии ко второму изданию «Comparative Grammar» (1857г.) Бопп , пионер в области исследования компаративной лингвистики, отнес армянский язык к иранской группе и сделал попытку, хотя и безуспешную, объяснить флективные элементы в языке. Фр.Мюллер (Fr.Müller) , который начиная с 1861г. занялся этимологическим и грамматическим исследованием армянского языка в серии своих научных статей (Sitzungsberichte der Wiener Akademie ), смог намного глубже проникнуть в сущность армянского языка, который по его мнению определенно принадлежал к иранской группе.

Русский лингвист Патканов вслед за немецкими востоковедами опубликовал свою итоговую работу «Über die bildung der armenischen sprache» («О структуре армянского языка »), которая была переведена с русского языка на французский и опубликована в «Journal Asiatique » (1870 г.). Де Лагард в своем труде Gesammelten Abhandlungen (1866 г.) утверждал, что в армянском языке следует различать три компонента: исходную основу, последующие наложения древнеиранского языка, и похожие современные иранские заимствования, которые добавились после основания Парфянского Государства. Однако он не дал характеристику всем трем уровням, и по этой причине его мнение не может быть принято к последующему рассмотрению. Точка зрения Мюллера о том, что армянский язык – это ветвь иранской группы языков, не была в свое время опровергнута, оказалась превалирующей и легла в основу теории.

Значительный сдвиг в сторону от персидской теории был сделан после появления монументальной работы под авторством Генриха Хюбшмана (Heinrich H ü bschmann ), в которой в результате обширного исследования было сделано заключение, что армянский язык относится к арийско-балто-славянским языкам, а точнее: это промежуточное звено между иранскими и балто-славянскими языками. Глубокое исследование ученым-лингвистом армянского языка – повлияло на переоценку родства языков внутри индоевропейской семьи, и оптимизацию ее схематической классификации. Армянский язык – это не просто независимый элемент в цепи арийско-персидских и балто-славянских языков, а это связующее звено между ними. Но если армянский язык – это связующий элемент между иранскими и балто-славянскими языками, между арийскими и европейскими, то, согласно Хюбшманну, он должен был играть роль посредника в момент, когда все эти языки были еще очень близки друг к другу, когда еще не было четких границ между ними, и когда они могли рассматриваться лишь как диалекты одного языка.

Позже Хюбшманн, почти в порядке исключения, продолжил исследование армянского языка и выпустил несколько книг по этой теме. Более поздние лингвисты и эксперты по индоевропейским языкам укрепили выводы Хюбшманна и продолжили это исследование. Швейцарский лингвист Роберт Годель и некоторые самые выдающиеся лингвисты или специалисты по изучению индоевропейских языков (Эми́ль Бенвени́ст, Антуа́н Мейе́ и Жорж Дюмези́ль ) много также написали про различные аспекты армянской этимологии и индоевропейское происхождение этого языка.

Не удивляет тот факт, что выдвигались и другие теории о происхождении армянского языка . Резко отличается от теории индоевропейского происхождения армянского языка гипотеза Николая Яковлевича Марра о его яфетическом происхождении (по имени Иафета, сына Ноя), основанная на определенных фонетических особенностях армянского и грузинского языков, которые по его мнению произошли из одной языковой семьи, яфетической, имеющей связь с семитской семьей языков.

Между сторонниками Курганной гипотезы и семитской теории происхождения языков, существует ряд лингвистов, которые рассматривают также возможность распространения языков из территории Армении. Эта гипотеза опровергает широко распространенное мнение о центрально-европейском происхождении языков. Недавно новое исследование в этом направлении привело к формулировке Полом Харпером и другими лингвистами так называемой глоттальной теории , которая воспринимается многими экспертами как альтернатива теории индоевропейского происхождения языков.

В дополнение к сомнительной теории персидского происхождения языков армянский язык часто характеризуется как близкий родственник греческому языку. И все же, ни одна из этих гипотез не расценивается как достаточно серьезная с чисто филологической точки зрения. Армянский филолог Рачия́ Ако́пович Ачаря́н составил этимологический словарь армянского языка, содержащий 11 000 корневых слов армянского языка. Из всего этого количества индоевропейские корни слов составляют лишь только 8-9%, заимствованные слова — 36%, и преобладающее количество «неопределенных» корневых слов, которые составляют более чем половину словаря.

Значительное число «неопределенных» корневых слов в армянском языке (почти 55% словарного состава) – очевидный признак «необъяснимого» происхождения языка, который противоречит традиционной классификации и/или генетическому родству с соседними культурами греческой либо персидской. Возможно, разумнее было бы исследовать генетическую связь по этимологической линии с вымершими языками (хурритским, хеттским, лувийским, эламским или урартским), которые существовали на территории современной Армении (области Анатолии и Восточной Турции.)

Эксперты в области исследования индоевропейских языков сходятся во мнении, что протоиндоевропейское разделение языков началось в 4-м тысячелетии до н.э., что дало толчок лингвистической эволюции и формированию независимых языков. Подобным образом, ок. 3500 лет до н.э. протоармянские племена — неважно были ли они европейцами по происхождению (согласно фрако-фригийской теории, поддерживаемой западными учеными) или азиатами (арийцами/аборигенами/иными азиатскими племенами) – создали экономическую структуру на основе земледелия, животноводства и металлообработки на географическом пространстве, которое стало известно, как Армянское нагорье .

Результаты недавних археологических исследований в Армении послужили доказательством нескольких совпадений между этой цивилизацией и индоевропейской культурой. С высокой долей вероятности можно полагать, что армянская культура самобытна, стояла особняком от других человеческих культур в Малой Азии и Верхней Месопотамии.

В этом контексте армянский язык с непрерывной эволюцией и неизменным географическим положением продолжал развиваться и обогащаться за счет соседних культур, что подтверждается наличием заимствованных слов, и после создания письменности, обмениваться опытом с другими отдаленными культурами. Таким образом, можно предположить, что история армянского языка и его современного варианта насчитывает примерно 6000 лет.

Вполне вероятно, что такое расхождение лингвистических теорий преследует одну цель — лучше понять природу армянского языка. Бехистунские надписи в Центральном Иране 520 г. до н.э. часто приводятся в качестве первого упоминания слова Армения . В этой связи для многих, включая историков, история армян начинается с 6-го века до н.э. И все же, такое «начало истории» является произвольным и поверхностным выводом. Не придается значения или игнорируется тот факт, что в бехистунском памятнике письменности событие описывается на трех разных языках: древнеперсидском, эламитском и аккадском. Верно лишь то, что самая древняя запись с упоминанием слова «Армения» выполнена клинописью.

Путешествующие по Армении русскоязычные туристы легко обходятся в общении с местными жителями без русско-армянского разговорника. Армяне сами по себе очень приветливые и доброжелательные люди, которые готовы помочь любому иностранцу, но к русским у них особенно теплое отношение. Ведь Россия уже два века является надежной покровительницей и союзницей Армении, а один раз спасла армян от тотального уничтожения.

Однако, отправляясь в Армению, лучше выучить несколько самых расхожих армянских выражений или хотя бы использовать русско-армянский разговорник. Так путешественник не просто облегчит себе жизнь, но и завоюет симпатию армян, ведь большинство из них трепетно относятся к своему языку. Он помог этой небольшой христианской стране сохранить внутреннюю целостность, культуру и веру.

История Армении - это история беспрестанных испытаний и нападений могучих соседей, которые стремились завоевать, разделить на части и растворить в себе гордых армян. Но общий язык, наравне с христианской верой, стал твердыней, позволившей армянам пережить все невзгоды и катастрофы, оставшись единым своеобразным народом.

Общие сведения

Армянский язык родной для 6.5 миллионов армян. Примерно 3 миллиона из них живут в Армении, по одному миллиону - в Российской Федерации и США, еще полтора миллиона рассеяно по всему миру. Самые большие диаспоры находятся в Грузии, Турции, Иране, Азербайджане, Сирии, Украине, Аргентине. Армяне по-настоящему любят свой язык, он для них является индикатором национального родства. Поэтому в любой диаспоре изучение армянского языка считается обязательным.

Армянский относится к восточной группе большой семьи индоевропейских языков, включающей их около 140. На этих языках говорят более двух миллиардов землян. Армянский считается один из древнейших письменных языков, а история армянской письменности ведет отсчет с начала 4 века. Армения всегда была окружена множеством иноязычных соседей, поэтому в языке армян встречаются слова из урартского, арамейского, персидского, грузинского, сирийского, латинского, греческого и других языков.

Вариации

Существует два основных диалекта армянского языка:

  • Западный. Язык заграничных диаспор и некоторых российских армянских поселений в Крыму и Ростовской области. Это язык армян, спасавшихся от турецкого геноцида или уехавших за лучшей долей в далекие страны.
  • Восточный. Литературный и официальный язык Армянской Республики, на нем издается большинство книг, газет и официальных документов. На нем же говорят в российских диаспорах. Именно восточному диалекту, как правило, обучают самоучители армянского языка.

Значительной разницы между диалектами нет. Западный просто позаимствовал больше иностранных слов. Грамматика и фонетика остались общими. Поэтому армяне без труда понимают друг друга в любой точке планеты.

История армянского языка: основные этапы

Специалисты разделяют историю развития армянского разговорного языка на четыре больших периода:

  • разговорный язык до появления письменности, примерно 7 век до н.э. — 5 век н.э.
  • древний язык армян (появление письменности), 5 — 11 века;
  • средний, 11 — 17 века;
  • новый, с 17 века и до наших дней.

Появление языка

Точных сведений о дате появления единого языка у древних армян нет. Наиболее устойчивая версия утверждает, что примерно в 7 веке до Рождества Христова предки современных армян пришли с запада и поселились на Армянском нагорье, где в то время находилось Урартское царство, по сути, представлявшее собой союз разноязычных племен.

Древние армяне тщательно сохраняли свой индоевропейский язык, что во многом позволило им создать в 4 веке до н. э. собственное Древнеармянское царство на фундаменте Урартского государства. Однако вскоре молодое армянское царство было покорено сначала персами, а затем эллинистическим Селевкидским государством, образовавшимся после завоевательных походов Македонского.

Лишь падения Селевкидского царства под ударами Римской империи Армения в 189 году до н. э. вновь обрела независимость. Царем стал Арташес Первый, он начал великую монархическую династию и объединил земли, в которых говорили на одном языке. Именно армянский язык стал связующим звеном для зародившегося государства. В течение двух веков Армения процветала и развивалась, что отмечалось в греческих хрониках.

Но в начале нового тысячелетия молодое и богатое царство снова стало желанной целью для более сильных государств: персов и римской империи. Армения во всех конфликтах выступала за римлян, однако ее это не спасло. В конце 4 века персы и римляне разделили древнеармянское царство на две части, лишив его независимости, а в 428 году преданная союзниками-римлянами Армения и вовсе прекратила существование.

История алфавита армянского языка

Армяне приняли христианство первыми в регионе, в 301 году, сделав новую религию государственной. Именно христианская вера и язык стали спасением для немногочисленного народа в тяжелейшие времена. Огромным подспорьем для сохранения национального армянского единства и культуры послужило появление письменности.

Львиная доля заслуги в этом лежит на армянском духовенстве и итальянце Месропе Маштоце, который начинал свои деяния в Армении простым христианским проповедником, а закончил жизненный путь в 440 году в качестве основателя армянской письменности. Маштоц и высшее духовенство прекрасно понимали, что распространение и укрепление христианства в Армении жизненно нуждается в появлении национальной письменности. Потерявшее независимость государство, разделенное между языческим Римом и персами, которые исповедовали зороастризм, могло потерять и веру.

Церковный собор во главе с католикосом Сааком поручил Маштоцу создание армянской письменности. Вначале он решил использовать для алфавита древние «данииловы письмена», однако эта попытка была неудачной, так как алфавит не смог вместить в себя все фонетическое разнообразие армянского языка. Маштоц с помощниками перепробовал множество языковых систем и алфавитов, пока не создал в 406 году первый армянский алфавит, отвечающий фонетическим требованиям языка.

Первыми на армянский язык начали переписываться церковные книги, затем пришел черед философских и исторических трудов. Армянская письменность относится к древнейшим, сохранилось более 25 000 рукописных армянских рукописных книг и манускриптов, написанных в период с 5 по 17 век. Книгопечатанье на армянском началось в 1512 году, до 1800 года было издано 1154 книги.

Древний литературный язык: 5 - 11 века

Благодаря духовенству нормы древнего литературного языка быстро закрепились среди армян, что было весьма своевременно. В 7 веке по миру началось стремительное шествие молодой и агрессивной исламской религии. Волна за волной на Армянское нагорье накатывались опустошительные арабские нашествия. В середине 7 века армяне стали подданными арабского Халифата.

Армения раздробилась на княжества, постоянно вспыхивали восстания против арабского господства, князья то заигрывали с Халифатом, то воевали против него. Среди прочих княжеских домов выделялся дом Багратидов, который в 744 году смог взять в свои руки власть в Армении. Правление Багратидской династии было столь успешным, что в 9 веке арабские воинства не решались на прямое сражение с окрепшей армянской армией. В государство на некоторое время вернулась спокойная и благодатная жизнь.

Но в 11 веке начались многовековые невзгоды армян. Страна вновь была разделена на части, теперь между Византией и турками. Набеги турок-сельджуков привели Армению в упадок, города пустели, торговля практически прекратилась, богатые армяне предпочли перебраться в более мирные места: в Киликийский Тавр и на берега Средиземного моря. Там образовалось Киликийское княжество, а затем государство, которое во многом помогло сохранить и даже преумножить культурное наследие армян и армянский язык.

Средний язык: 11 - 17 века

Пока на Армянском нагорье властвовали хаос и опустошение, в Киликии зарождалось новое королевство армян. В этих землях было относительно спокойно, вдобавок через них проходили торговые пути из Европы и Византии в страны Ближнего Востока. Именно через Киликию шли воины первого Крестового похода. Армянская культура и язык вновь нашли прекрасную почву для развития.

Средний армянских — это уже не язык духовенства, а язык поэтов, ученых, законников. На нем пишутся стихи, сельскохозяйственные труды, исторические очерки, юридические и медицинские работы. Многие из этих рукописей дошли до наших дней и служат бесценными памятниками армянской письменности.

Новый язык: с 17 века

Киликийское государство было завоевано в 1375 году мамлюками и прекратило существование. Армянское нагорье было ареной для сменяющих друг друга завоевателей. А с 15 века западная часть Армении окончательно попала под пяту молодой Османской Империи. Османы считали христианских армян людьми второго сорта. На восточных армянских землях хозяйничали персы.

Армянский язык и христианство опять стали единственной надеждой на спасение для многострадального народа. Правда, в 19 веке у армян появился могущественная защитница - Российская Империя. В 1828 году после череды победоносных войн Россия присоединила к себе Восточную Армению. К сожалению, Западная Армения досталась Турции. Так начались совершенно разные судьбы двух Армений, в это же время появилось явное разветвление единого языка на восточный и западный диалекты.

В Восточной Армении действовали законы Российской Империи, строились школы, больницы, была свобода вероисповедания и образования. В Западной Армении бесчинствовали турки, всячески стараясь обратить армян в униженное, варварское состояние. До поры османы обходились лишь унижением и притеснениями свобод, но в конце 19 века на турецких землях разразился двадцатилетний геноцид. Армян уничтожали семьями, вырезали целыми селениями, невзирая на возраст и пол. Кошмарная бойня унесла более двух миллионов армянских жизней.

Наши дни

Армяне прекрасно помнят турецкий геноцид, не забывают и чтут они и то, что помогло им выжить: христианскую веру, единый язык, помощь русских единоверцев, умение поддерживать друг другу. Поэтому армяне так легко образовывают крепкие и дружные диаспоры в любой стране. По этой причине изучение армянского языка для них - не просто дань традициям, а приобретенный коллективный инстинкт, который много раз спасал их от исчезновения как народа.

Встречаясь, армяне обычно с удовольствием общаются на армянском, даже если родились в другой стране. Различие в диалектах или долгая жизнь в иноязычной среде не становятся преградой. В диаспорах устраиваются школы для изучения национального языка и письменности. Не все отдают туда детей, но практически все армяне сызмальства учат своих детей не нескольким фразам на армянском языке, а уверенному владению армянским. Пусть такие дети не могут грамотно писать на языке своих предков, но они всегда поймут его и смогут общаться со своим земляком.

Армянский язык уникален: у него нет близких «родственников» в рамках индоевропейской семьи, поэтому многочисленные попытки отнести его к какой-либо группе не увенчались успехом.

Что сделал для армянского языка Месроп Маштоц. Новые открытия 2017 года

Авторство современного алфавита принадлежит Месропу Маштоцу (IV в.).Создание его не было простым копированием уже существующих алфавитов. Лингвисты свидетельствуют, что армянский язык сохранил черты своего индоевропейского прародителя в большей мере, чем другие языки этой языковой семьи.

Создание армянского языка связывают со своего рода многолетней лингвистической экспедицией: в Персию, Египет, Грецию, Рим были отправились юноши, ученикиМаштоца, с целью глубокое изучение языка, его звукового состава и буквенного обозначения. Вернувшись обратно, все они предоставили языковой материал, затем все сведения обработали. Именно на этой основе и был создануникальный армянский алфавит.

На самом деле Маштоцем и его учениками, среди них - МовсесХоренаци, за достаточно короткий период произвели настоящие научные изыскания в области языковедения.

Заметим, что армянский язык не стал «мертвым», как например, древнегреческий и латинский. И в этом тоже заслуга Маштоца: фонетика, грамматика, лексика, синтаксис – все структурные звенья армянского языка – организованы и соотнесены таким образом, что он до сих пор не потерял свой актуальности и на лингвиста, например, могут свободно читать и говорить на древнеармянском и изучать древние армянские манускрипты.

Со временем лексический состав языка изменился, звуковой состав оказался устойчивым,в сумме свой фонетика и лексика создают неповторимое речевое звучание, которое находит свое воплощение в алфавите армянского народа.

Интересным фактом является и то, что Месроп Маштоц - автор грузинской азбуки.В некоторых исторических источниках есть информация о том, что Маштоц - создатель албанского (кавказская Албания).

Существовала версия, что до создания азбуки Маштоцем армянский народ использовал язык, связанный с персидскими письменами, а до этого якобы он не имел письменности.

Отчасти этот факт – реальность: в период правления Аршакидоввсе документы, переписка велись на языке персов. Доказательств же существованиядревней письменности армян не было.

Однако в конце 2017 года молодые ученые из Еревана попытались расшифровать сложнейшие письмена Урарту, которые прежде не удавалось расшифровать практически никому.

Примечательно, что ключом к письменам Урартупослужил древнеармянский язык. В настоящее время, результаты исследований пока не опубликованы. Однако есть гипотеза- клинопись Урарту была древнейшей азбукой армян!

Согласно некоторым лингвистическим исследованиям, еще до Месропа Маштоца пользовались армянским алфавитом. Он включал 28 букв. Это, разумеется, не соответствовало звуковому ряду армянского языка - азбука Маштоца включает 36 буквы.

Имена, которые важно помнить

Особое место в процессе формирования письменности сыграли первые армянские историки и писатели: благодаря им письменная культура древности дошла до современников.

Первое имя, которое вспоминается среди армянских историков древности - Мар Аббас Катина, секретарь царя Вагаршака I.

С разрешения персидского царя Аршака он работал в архивах Ниневии, там хранились библиотеки Вавилона.Мар Аббас, опираясь на халдейские источники, описал историю Армении в период от первых царей до Тиграна I. До современников этот труд дошел лишь в списках.

Агатангехос - секретарь царя Трдата, автор истории христианства в Армении (IV в.), Григорий Просветитель - создал сборника проповедей, молитв на армянском языке.ПавстосБюзанд является создателем истории Армении от 344 - 392гг. Это лишь немногие имена в длинном списке.

Месроп Маштоц и СаакПартев осуществили перевод Священного Писания на армянский язык. МовсесХиренаци описал историю Армении, его труд – собрание сочинений в четырех томах. Егишеописанил войны армян с Персией периода 439 - 463 лет. Давид Непобедимый подарил Армении философские труды о началах.
Широко представлены авторы VII века. Среди них Ованнес Мамиконян, описавший историю князей Мамиконянов. АнанияШиракаци, он же Арифметик –известный астроном, ему Армения обязана и составлением составитель календаря. Автором грамматики, и риторического знания стал Моисей II.

Назовем имена известного деятеля VIII века. ОвнанОцнеци написал поучения, направленные против ересей.

В XI веке прославили Армению трудами многие. ТовмаАрцруни написал история дома Арцруни. Грамматику армянского языка подробно описалГригорий Магистрос, он же автор стихотворного переложения «история Ветхого и Нового Завета»; АристакесЛасдивердци создал «Историю Армении и соседних городов».

Напомним имена деятелей науки в XII веке.Самуил составилхронологий в период от сотворения мира до 1179 г. Мхитар, бывший врачом, написал ценный труд «Утешение в лихорадке». НерсесКлаеци - известный патриарх, богослов, автор стихотворного переложения Библии, его последний труд состоит из 8000 стихов. Мхитар Гош является автором 190 басен, Свода законов церковных и гражданских.

В XIII век культуру и науку Армении украсили учёные, историки и писатели. Стефан Орбелиан - епископ, который написал известное поэтическое произведение - элегию «Плач об Эчмиадзине».Вардан Великий описал «Всеобщую историю от сотворения мира до 1267г.».КиракосКандзакеци посвятил свой труд описанию разорениямонголами в 1230 г. города Ани, а также бегство армян в Астрахань, Трапезунд, Польшу. Магакия – монах, описавший нашествие татар в Азию до 1272г. МхитарАнеци создалтруд, богатейший по представленной в нем информации, по истории Армении, Грузии, Персии, он же – автор перевода астрономических изысканий с персидского. Аристакес написал труд, связанный с риторическим знанием, «науки или указания как должно правильно писать», а также «Словарь армянского языка».

Чрезвычайно сложным для армянского народа стал XIV век: он был насыщен принес грозными испытаниями для Армении.

Армяне вынуждены были искать прибежища в других странах. Причиной этого были гонения и массовое истребление

Как бы сложно в этот период не приходилось армянскому народу, он сохранил самое ценное – культуру, отраженную в книгах. Именно книги армяне спасали в первую очередь, покидая жилища и родную землю. Иногда за книгу отдавали жизнь.Матенадаране – настоящая сокровищница Армении, куда собраны все спасенные книги.

Есть в ней книги,которые были переписаны, а точнее перерисованы Такую работу порой выполняли безграмотные люди. Они не умели ни читать, ни писать, но совершили настоящий подвиг – подарили будущим поколениям возможность познакомиться с древнейшими трудами.Если бы не они – многое кануло бы в небытие.

Новый виток в развитии культура Армении связан с книгопечатанием. Начиная с XVI в. Повсюду старались открыть типографии, где поселились армяне. Так в 1568 г. Типографию основали даже в Венеции, а в XVII в. – уже и в Милане, Париже, Амстердаме, Лейпциге, Константинополе, чуть позже - в Лондоне, Смирне, Мадрасе, Эчмиадзине, Триесте, Тифлисе, Шуше, Астрахани, в Петербурге (1783г.), Нахичевани.

Америка –еще одна страна, где открыто было множество типографий.

Библия Маштоца: лучшая из семи

В период, когда Армения уже практически сто лет как стала христианской, Библия все еще была не переведена, она распространялась на греческом и ассирийском, поэтому ознакомиться с ней могли монахи и лишь некоторые граждане, просвещенные и грамотные. Первозадачей стал перевод Святого писания на родной язык. Именно это было блестяще сделано Маштоцем и Партевом.

Перевод Маштоца стал седьмым по счету, однако по сей день он слывет лучшим из всех за лаконичность, особую выразительность и ясность. Теперь и простой народ смог присутствовать на службах в храмах, понимая священников, а значит воспринимать христианство осознанно.

Маштоц занимался и просветительской деятельностью: он со своими последователями ездил по селам и обучал безграмотных. Именно его мы можем по праву назвать первым учителе- словесником в Армении.Его ученик –Корюн – описал его деятельность, а сам в дальнейшем стал историком.В средние века только школ при монастырях стало мало, и в Армении стали образовывать первые университеты.

В итоге он основал национальные школы практически во всех регионах Древней Армении. Маштоц –автор первого учебника армянского, он же и первым в истории лингвистики Армении разработал методику преподавания языка.Кроме того, он заложил основы армянской поэзии и музыки.

Великая дата для языка – великая веха в культуре Армении

Напомним, тринадцать лет назад армянский народ отметил 1600-летие алфавита. Армянский алфавит - один из древнейших в мире. Армянский язык удивительно стабилен: за такой немалый срок существования в него не было внесено существенных изменений. На восточном склоне горы Арагац создалимонумент, посвященный этому знаменательному событию, - все 39 буквы армянского алфавита, вырезанные из камням. Этот уникальный памятник - единственный в мире!
Сейчас на армянском языке говорят более 10 миллионов армян. Около пяти миллионов проживают на территории Армении, остальные образуют диаспору, части которой находятся в самых разных странах мира.

Мы уже говорили о том, что армянский язык принадлежит к индоевропейской семье. По одной из версий, он близкий родственник фригийскому, надписи которого найдены в древней Анатолии.

Армянский язык имеет общие чертыс другими языками - с балтийскими, славянскими, иранскими и индийскими языками, так как все они – часть восточной группы индоевропейской семьи. Географическое положение Армении способствует тому, что армянский язык близок и западным («кентум») индоевропейским языкам, первый по близости - греческий.

Фонетика армянского языка и ее особенности. Из истории заимствований

Грамматический строй

Для армянского языка характерны изменения в системе согласных звуков, то есть в области консонантизма. В качесвте языковых примеров назовем такие: лат. dens, греч. o-don, армянск. a-tamn «зуб»; лат. genus, греч. genos, армянск. cin «рождение».

Благодаря передвижению ударения на предпоследний слог к произошло отпадение заударного слога: так протоиндоевропейское bheret превратилось в ebhret, что дало в армянском ebr.

Персидское господство на протяжении долгого времени подарило армянскому языку множество персидских заимствований. Благодаря Христианству в армянском появилисьгреческие и сирийские слова. Турецкие слова пополнили лексику армян в период, когда Армения была частью Османской империи. Даже благодаря Крестовымпоходам удалось пополнить язык несколькими французскими словами.

В грамматической системе армянского языка семь падежей, два числа, четыре типа спряжения и девять времен. Отсутствует категория рода, ка в английском. Грамматический род, как и в английском, утрачен. Сохранено несколько типов именного словоизменения.

Об этапах формирования армянского языка

В первой половине V века в армянской литературе создали более 40 различных произведений литературы. Все они написаны на«грабаре», древнеармянском языке. У этого языка много общего с санскритом (древнеиндийским языком), латинским, греческим, древнеславянским, древнегерманским. Особенность древнеармянского – в более совершенной лингвистической системе.

Известны разновидности письма.Первое письмо - «болоргир» - . Это письмо, в котором используются круглых прописных букв и наклонных строчных букв, они выполняются прямыми горизонтальными и вертикальными элементами. Второе - «нотргир» - наклонное скорописное письмо с использованием закругленных элементов.

Среднеармянский язык возник в X веке. Он развивался паралелльнос грабаром до XV в. В XIV-XIX вв. возник еще один вариант языка – живого и общенародного - «ашхарабар», так называемый «светский язык». В результате грабар стал языком церкви.

Ашхарабар стал базой для развития современного армянского национального литературного языка, который развивался начиная с 50-ых годов XIX века.Два диалекта выделяют в современном армянском: восточный, на нем говорятка в Армении, так и в Иране; второй диалект - западный, его используют в странах Малой Азии, Европе и США.

Государственный язык Армении (восточный литературный) грамматически сходен с диалектной группой ветви «ум». Западно-армянский литературный язык грамматически близок диалектной группе, называемой ветвью «кэ».

В чем различие?В западном диалекте наблюдается вторичное оглушение звонких взрывных: b, d, g перешли в p, t, k. Расхождения между восточным и западным литературными языками несущественны. А разговорных диалекты имеют отличия более веские.

Для всех диалектов характерны особенности:созвучие согласных в слове; 7 падежей, 8 типов склонения, 5 наклонений, 2 типа спряжения, 7 причастий; 3 залога (активный, пассивный, средний), 3 лица (включаядвоичное), 3 числа; 3 рода (мужской, женский и средний) в западном диалекте; в восточном диалекте категории рода нет; 3 вида действия у глаголов (совершённое, несовершённое, подлежащее совершению). В парадигме имени - синтетические формы выражения грамматического значения, а в парадигме глагола - аналитические.