Балканские славяне и албанцы — история соседей -продолжение. Независимое Косово и три основных мифа об албанцах

албанцы, албанцы википедия
Shqiptarët Численность и ареал

Всего: 8 млн.300тыс
Албания:
3 038 789 (2008)

Косово / Сербия (с автономным краем Косово и Метохия):
1 571 503 (2007)

Турция:
~ 1 245 730 (2009)

Республика Македония:
509 083 (2006)

Италия:
501 949 (2007)

Греция:
481 663

Германия:
250 000

Швейцария:
200 000

США:
114 000 (2008)

Нидерланды:
105 000

Сербия (без Косова):
около 60 000 (2007)

Черногория:
45 163 (2007)

Швеция:
45 000

Великобритания:
35 082

Франция:
25 815

Язык

Албанский язык

Религия

Большинство мусульмане (привержены суннизма и суфийского ордена бекташи)
меньшинство христиане (католицизм и православие)

Этнические группы

геги, тоски, арбереши, арнауты

Индоевропейцы

Индоевропейские языки
Анатолийские · Албанский
Армянский · Балтские · Венетский
Германские · Иллирийские
Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские, Дардские
Италийские (Романские)
Кельтские · Палеобалканские
Славянские · Тохарские

курсивом выделены мёртвые языковые группы

Индоевропейцы
Албанцы · Армяне · Балты
Венеты · Германцы · Греки
Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы
Италики (Романцы) · Кельты
Киммерийцы · Славяне · Тохары
Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общности
Праиндоевропейцы
Язык · Прародина · Религия
Индоевропеистика
п·о·р

Алба́нцы (алб. shqiptarët; см. также арнауты) - балканский народ, основное население Албании, а также частично признанного государства Косово и северного Эпира, входящего в состав Греции. Также проживают в северо-западных районах Македонии, Сербии и других странах.

Общая численность: около 8 миллионов человек. Оценки соотношений количества последователей трёх разных конфессиональных групп различны или даже противоречивы. начале XX века соотношение между христианами и мусульманами было почти равным (47 % католиков и православных и 53 % мусульман). По данным более современного источника, CIA World Factbook, соотношение количества верующих разных религий таково: мусульмане - 56.7 %, католики - 10 %, православные - 6.8 %. Однако, по данным Пью Рисёрч Сентер по состоянию на 2009 год процентное количество мусульман в Албании было даже 79,9 %. то же время, по данным мировой христианской энциклопедии на тот же 2009 год, лишь 38 % являются мусульманами, а 36 % составляют христиане. Согласно же Госдепу США рейтинг лиц, принимающих активное участие в религиозной жизни и службах в храмах, составляет всего между 25 и 40 %. Возможно, на соотношение религиозных групп наложило отпечаток то, что в период правления Энвера Ходжи в Албании пропагандировался атеизм.

  • 1 Название
  • 2 История
    • 2.1 Османская эпоха
  • 3 Расселение
  • 4 Этнографические группы
  • 5 Албанцы в кино
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Название

Происхождение названия «Албания» и «албанцы» неясно, оно отмечено в источниках начиная с II века и связывается рядом этимологов с индоевропейским *alb- "гора" или лат. albus "белый". Современное их самоназвание - от shqip- "говорящий понятно". Греции существует также народная этимология от греч. αλβανος, αρβανιτης "грубый, дикий". Также есть предположение, что название страны и народа происходит от иллирийского «olba» - «селение».

История

Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, албанцы - прямые потомки древних пеласгов, язык которых они сохранили до сих пор с теми, конечно, переменами, которые произошли в нём в течение тысячелетий.

Этногенез албанцев крайне сложен и запутан, на данном этапе развития науки (в связи с отсутствием исследований митохондриальной ДНК) все теории о этногенезе народа являются не более, чем вольными гипотезами. Исходя из наличных документов Болгарского царства и Византийской империи, первое упоминание об албанцах в границах нынешнего государства относится к Х веку. это время их ареал ограничен горами Северной Албании - Мирдита, Дукагини, Малиссия. пользу этого убеждения говорит доминирование албанских (язык «Shqip») топонимов данного региона и дефицит славянских, столь обычных для Южной Албании (Лаберия, Тоския).

В XII-XIV веках происходит расселение албанцев с северных гор в долины и на юг, ассимиляция романизированных ранее иллирийцев и их бесследное исчезновение. На юге Албании, населённой греками, славянами, а также романизированными македонянами, сарматами и венетами (последние - исходная точка для аромунов), происходит распространение языка без существенного генетического влияния албанцев. пользу этого предложения свидетельствует тот факт, что по антропологическому типу геги-северяне - очень разнообразны с преобладанием динарского и восточно-кавказского типа, а южане (тоски и лабы) относятся преимущественно к альпийской расе и в некоторых случаях - с влиянием динарской и индо-иранской (ирано-афганская и ферганская подрасы) рас. К XVI веку заканчивается ассимиляция штиптарами славян и романизированного населения на севере нынешней Албании, а к концу XVII века - распространение языка «штиптар» (тоскский вариант) на юге - в Лаберии и Тоскии.

Есть также более позднее славянское, турецкое и греческое влияние, но оно носило преимущественно локальный генетический или культурный характер.

Османская эпоха

В XIV-XV вв. албанцы после значительного сопротивления во главе с Георгием Кастриоти попали под господство турок. Во время турецкого господства большинство албанцев приняло ислам. Ряд семей албанского происхождения играл значительную роль в администрации Османской империи, из них вышло несколько великих визирей империи. Вместе с тем православные албанцы (а также ряд исламских лидеров, такие, как Али-паша Тепеленский) участвовали в борьбе в XVII-XIX вв. против турок. Государственность албанцев восстановлена в 1912 после Первой балканской войны; тогда же, в процессе распада Османской империи, албанское меньшинство оказалось также в Югославии (Македония, Косово и Метохия).

В 1940-1980-е годы в Албании действовал сталинистский режим Энвера Ходжи, проводивший политику изоляционизма. Во второй половине 1980-х годов Албания, уровень жизни в которой был крайне низким, открыла границы. связи с этим началась массовая миграция албанцев в Грецию и Италию.

В 1990-е албанцы заявили о планах создать свою государственность в сербском крае Косово и Метохия (получивший при поддержке войск НАТО после 1999 фактическую независимость от Сербии; албанцы уже в первой половине ХХ века стали составлять в нём подавляющее большинство населения) и некоторых районах Македонии.

Расселение

Проблема расселения албанцев является дискуссионной в связи с современными этническими конфликтами между албанцами и сербами, албанцами и македонцами, албанцами и греками.

В 1270-1280-х гг. албанское население начало массовый спуск на равнину возле города Диррахий. Из сообщения императора Иоанна Кантакузина следует, что албанцы переселялись целыми общинами вместе с женщинами, детьми и скотом.

Албанцы мигрировали в Македонию тремя путями: Дукаджинский (северный) направлялся через Полог к Скопье и Куманово. Малисорский вел от Охрид к Пелагонии и Повардарью. Тоскский (южный) - от Преспы к Лерину.

В XIV в. албанцы и валахи упоминаются в районе Калканделен и Скопье, на что указывают не только упоминания в актовом материале, но и конкретные имена: Прогон, Радул, Фрацил, позднее Гьин.

В грамоте Душана (1334/1335) упоминается село Арбанаси вблизи Прилепа, а в районе отмечено присутствие и влахов, и албанцев-католиков.

После победы при Ахелое (1359) над Никифором II Ангелом албанцы начали заселение Этолии и Акарнании, называемых также Малой Валахией.

К XV в. наибольшее число албанцев было зарегистрировано в вилайете Калканделен, нахии Манастир, нахии Филорина и в вилайете Пирлипе. После военной экспедиции Георгия Кастриоти в Италию началась албанская колонизация Апулии. Есть мнение, что первоначальной родиной албанцев была не Албания в её нынешних границах и не Кавказская Албания (Алванк), а некая территория на западе Дакии, где сохранились нероманизированные дакские племена. пользу этого: фонетическая близость албанского языка с дакскими наречиями и некоторыми диалектами современного румынского в западной Валахии, отсутствие нативных слов, относящихся к морской терминологии (это означает, что албанцы вряд ли переселялись с Кавказа, ведь в последнем случае они неминуемо должны были мигрировать через приморские территории Чёрного моря и более-менее длительно пребывать в приморских регионах).

Этнографические группы

Молодой албанец. Акварель Луизы Дюпре (1819).

Албанцы разделяются по языку и обычаям на две основные подгруппы:

  • Геги - северные албанцы, населяют Северную Албанию, Македонию, Косово, Черногорию, преимущественно мусульмане и католики (фанды). У гегов сохраняется деление на племенные объединения - фисы.
  • Тоски - южные албанцы, населяют Южную, Центральную Албанию и Грецию, преимущественно мусульмане и православные.

Между XIII-XVI веками из-за бурных политических событий на Балканах, главные из которых - крестовые походы, ослабление Византийской империи и становление Османской, из албанского этноса выделилось две крупные субэтнические эксклавные группы, постепенно развившиеся в самостоятельные народы в настоящее время слабо связанные со своей исторической родиной. К ним относятся:

  • Арнауты (арваниты) - православные албанцы республики Греция (Пелопоннес, Аттика, Беотия, Афины, о-ва Эвбея, Андрос и др.). Родной - арнаутский язык, большинство уже сильно затронула эллинизация. Однако, по некоторым данным и в Республике Албании численность православного населения превысила 30 %, в частности Православие принимают представители особого вида ислама - бекташей.
  • Арбереши - албанцы-католики, основной регион проживания которых - Южная Италия и Сицилия. Большинство сильно затронула итальянизация.

Характерная черта обеих субэтнических групп - их архаичное самоназвание (эндоэтноним), которое сохраняет ранее преобладавший во всём албаноязычном ареале романский по происхождению корень «алб» (видоизменённые арб, арв) из лат. albus «белый». самой Албании позднее уже в новое время получило распространение самоназвание «шкип» (shqip), от алб. «понятный», «тот, кого можно понять».

Албанцы в кино

  • Великий воин Албании Скандербег (1953)
  • Плутовство (1997)
  • Осиное гнездо (фильм) (2002)
  • Заложница / Taken (2008)

Независимое Косово и три основных мифа об албанцах. В предверии анти-албанской компании в среде армянских, греческих и славянских патриотов.

Миф первый – албанцы выжили сербов с исторических сербских территорий, из в Косово и Метохии.

Многочисленные исторические свидетельства, дают основание считать албанцев потомками иллирийцев и одним из самых автохонных народов Балкан. Албанский язык принадлежит к индоевропейской группе языков. Албанцы населяли Балканы задолго до прихода туда славянских племён, мигрировавших в регион примерно в V – VI веках н.э. Значительная часть албанцев, была уничтожена, изгнана и ассимилированна, с большей части заселённых ими регионов Балкан. В османский период, исламизированные албанцы вновь были переселены на Балканы в целях османской политики.

Миф второй – албанцы мусульмане.

Албанцы первоначально приняли христианство. Ислам им был навязан насильно. Среди алюанцев примерно равное число православных,католиков и мусульман. Большинство албанцев-мусульман не являются фанатиками ислама и относятся к нему с прохладцей, обвиняя турков в этнической и религиозной ассимиляции. Известно, что часть абхазцев (примерно половина из проживающих в Абхазии - Гудаута и Гагра) и осетин (Дигорцы) тоже официально исповедуют ислам. Но мы их почему-то мусульманами не считаем. Впрочем, конфессиональные различия у абхазов,осетин и албанцев не столь резки благодаря сохранившимся дохристианским и доисламским верованиям, от которых они никогда не отказывались и всегда их исповедывали параллельно с новой верой принятой ими вольно или невольно.

15 июня 1389 года в знаменитой битве на Косовом поле, войска албанских княжеств вместе с сербами сражались против турецкой экспансии на Балканах. Примечательно, что находившийся в составе турецкой армии армянский контингент примерно в 5 000 человек, во время сражения,узнав что им предстоит биться против христиан - перешёл на сторону сербов и албанцев. Битва с турками всё же была проиграна. Впоследствии эти осевшие на Балканах армяне основали в Косово армянский монастырь Эрменчич.

Миф третий – сербов в Косово и Метохии проживало больше чем албанцев, которые их-сербов оттуда выжили.

Этническое самосознание албанцев всегда было довольно слабым. Это часто их и подводило. Различные общины албанцев не поддерживали друг друга. Албанский менталитет можно сравнить с менталитетом закрытого традиционалистского типа сзамедленной реакцией на происходящие вокруг события.

В 1879 году косовские ичерногорские албанцы отказались выполнить решение Берлинского конгресса о включении албанских земель в состав Сербии и Черногории.

В 1913 году, по решению Лондонской конференции территории Косово и Метохии заселённые в основном албанцами в состав Албании не вошли и были «поделены» между Сербией и Черногорией. При передаче этих территорий, Сербии был предоставлен только мандат управления территорией и не более того.

В 1921 году «конференция послов» подтвердилаграницы Албании 1913 года и факт протектората над албанцами Косово - "Королевством сербов, хорватов и словецев" , так тогда называлась Югославия.

В 1922 году, по соглашению Великобритании, Франции и СССР над центральной Албанией (нынешняя республика Албании) был ещё раз подтверждён протекторат Италии, но южный Эпир отошёл к Греции, а северная часть (имеется в виду часть Косово и Метохии) была оставлена в составеСербии и Черногории.

В 17-м веке, этнический состав Косово постоянно менялся в зависимости, от его вхождение в Сербию или в состав Османской империи. Сербы вытесняли албанцев, а турки заселяли ими край для противодействия сербам.

После первой мировой войны, сербское правительство, ставя целью изменить этнический составКосово, стало активно вытеснять и изгонять из негоалбанцев. Албанские деревни жгли и разрушались, а мусульманское албанское население вынуждено переселятли в Турцию. К 1944 году в Турцию было изгнано около 250 000 албанцев. Но даже несмотря на эти, так сказать, мероприятия, сербское население Косово в период его максимального увеличения составляло не более 30% от населения края.

В 1946 году Иосиф Броз Тито пообещал, что со временемКосово и Метохия войдут в состав Албании.

В 1963 году после многочисленных межнациональных столкновений Косово получает статус национальнойавтономии.

В 1974 Косово году становится конституционным субъектом с ещё большей независимостью от центральных властей Югославии.


Ну и ещё пару строк в заключение. Признание независимости Косово показывает пример тому как относятся США и Запад к своим союзникам. А пример Сербии и Карабаха показывает отношение наших союзников. Пожалуй на сегодня всё...

Государственным языком Албании является албанский язык, который принадлежит к индоевропейской семье языков и основан на тоскском диалекте. В письменности используется латинский алфавит.

На сегодняшний день Албания имеет самый высокий естественный прирост населения в Европе.

Ученые считают, что предками албанцев были иллирийские племена (I тыс. до н.э.). С XI в. стал распространяться этноним «арберы», т. е. албанцы .

Господство Османской империи, продолжавшееся почти 5 веков, с 15 века до 1912 года, вызвало миграции населения, часть которого перешла в ислам.

С середины XIX в. начался рост национального сознания, сложился литературный язык.
После поражения Турции в I Балканской войне Албания добилась формальной независимости.
В 1939 г. захвачена фашистской Италией, в 1943 г. - фашистской Германией.
В 1946 г. провозглашена народной республикой,
в 1976 г. переименована в Народную Социалистическую Республику Албанию,
с мая 1991 г. - Республика Албания.

С самых древних времен главным занятием албанцев было скотоводство.

Летом они выпасают овец и коз на высокогорных альпийских лугах, зимой - в долинах.

Но времена изменились, так еще 20-30 лет назад большинство сельских жителей занимались преимущемтвенно животноводством, а в наши дни все больше и больше людей склоняются к растениеводству. Албанцы выращивают много зерновых культур, кукурузу, сахарную свеклу, а также хлопчатник.

В наши дни взгляду туристовсе больше открываются сады цитрусовых и других плодовых деревьев, виноградники, оливковые рощи.

По этническому составу Албания довольно однородена - 98% населения составляют албанцы.

Однако бытовая культура албанцев очень разнообразна, что объясняется естественной изоляцией отдельных групп населения в условиях горной местности.

Почти 2/3 жителей Албании живет в селах, большинство из которых расположено на прибрежных равнинах и плоскогорьях.

Современные дома сочетают в себе приметы цивилизованного комфорта с привычным бытовым укладом.

Традиционный же тип жилого дома зависел не от способа ведения хозяйства, а от рельефа местности.

Как и прежде, наиболее распространенный дом - двухэтажная постройка, чаще всего каменная.
Жилые комнаты расположены наверху; нижний этаж крестьяне используют для содержания скота, горожане - под кладовые, лавки, мастерские.

Кое-где еще можно увидеть примечательное строение албанских горцев - массивную каменную башню с бойницами - кулу.

До сих пор не забыта и традиционная одежда.

Например, многие мужчины продолжают носить белые валяные из шерсти шапочки.

Крестьянки среднего и старшего возраста обязательно носят фартуки и головные платки.

По горным тропам ходят в опингах - своего рода сандалиях из сыромятной кожи.

На столе у земледельцев преобладают овощи и маслины, скотоводы употребляют различные виды молочных продуктов, но более всего сыр.

Турками привнесены элементы восточной кухни.

Так, повсеместно распространился обычай пить кофе.

Албания долгое время была разделена на две сферы влияния:

  • северная ее часть находилась под властью греков,
  • южная - под властью римских, славянских и турецких завоевателей.
До сих пор сохраняются существенные различия между гегами, северным племенем и тосками, проживающими к югу от реки Шкумбини.

В отдельную административную единицу выделена Территория Тираны. В XX в. численность населения Албании неуклонно росла и к концу его составляла приблизительно 600 тыс. человек.

Вот тут пишут в статье, что албанцы устроили пьяную оргию в честь лженезависимости, ссылочку на источник ниже дала:-) Вечеринка была в Косово, а похмелье будет во всем мире Кэтрин Филп В эти выходные бары и рестораны Приштины были переполнены. Неубедительные доводы, что независимое Косово станет первым исламским государством в Европе, похоже, оказались клеветническими. Косово никогда не относилось к религии слишком серьезно, так было и в эти выходные, когда празднование независимости превратилось в пьяную оргию на радужном фоне флагов Албании и других стран. Ни одна мусульманская страна мира не может похвастаться таким прозападным рвением, как у косовских албанцев. Косовары знают, кому они обязаны своей независимостью, и спустя девять лет после того, как натовская кампания открыла им путь к независимости, их благодарность все так же велика. Вся Приштина увешана плакатами с надписью "Спасибо" и названиями стран – главным образом, Великобритании, Германии и США, – настоявших на интервенции НАТО, позволившей в 1999 году изгнать сербские войска из Косово. И как раз этим странам придется бороться с всемирным похмельем еще долго после того, как косовские албанцы завалятся домой в обнимку со своей наградой – независимостью. Настойчивые заявления Сербии о том, что отделение приведет к "катастрофе неизмеримых масштабов", возможно, преувеличены, но российское поигрывание мускулами на стороне Белграда лишь подливает масла в огонь напряженности с Западом по всем вопросам, начиная с поставок газа и противоракетной обороны и заканчивая обвинениями в адрес Кремля в причастности к убийствам диссидентов за границей. Европа не может похвастаться единством в косовском вопросе, несмотря на то, что миссия ЕС должна сменить ооновскую администрацию в Косово. Если Британия, Франция, Германия и Италия возглавят список признавших независимое Косово, то Греция, Испания, Словения и Болгария воздержатся, опасаясь, что этот шаг придаст смелости их собственным сепаратистским территориям. Кипр, боясь создать прецедент для одностороннего отделения своей северной части, оккупированной Турцией, вероятно, никогда не признает новое европейское государство. Не признает его – без согласия России – и ООН. Российская позиция по Косово в большей мере объясняется не поддержкой Сербии, а стремлением России удержать собственные сепаратистские территории. С точки зрения права позиция России более последовательна. Официально США и ЕС настаивают на независимости Косово на основании спорного прочтения резолюции ООН, положившей конец войне со Слободаном Милошевичем. По резолюции в Косово было введено правление ООН с целью поиска "политического решения косовского кризиса" без уточнения, каким именно должно быть это решение. Аргументы России гораздо очевиднее: учитывая, что Сербия не согласилась на отделение Косово и нет резолюции Совбеза, обязывающей ее дать такое согласие, независимость противоречит международному праву. Аргументы обеих сторон имеют вес в отсутствие международно-признанного стандарта независимости. Все это относится скорее не к самому Косово, а к прецеденту, им создаваемому. Как напомнил в пятницу Совбезу представитель США, это зверства Милошевича, а не посягательства на сербский суверенитет подтолкнули Запад к тому, чтобы положить конец правлению Белграда в Косово. Вариантов действия у России не так уж много. Но это гораздо более решительная Россия, чем девять лет назад, хотя даже та, прежняя Россия не смирилась с оскорбительным вторжением НАТО. Один из часто забываемых эпизодов той войны – трехдневное противостояние с НАТО после того, как российские войска, стремившиеся к разделу Косово, захватили аэропорт Приштины. Конечно, никто не ждет, что колонны российских танков появятся сегодня в Приштине. Но невозможно не обращать внимания на российскую риторику. Когда командование НАТО осознало, что на кону – целостность Косово, оно приказало блокировать аэропорт, чтобы не дать садиться российским самолетам. Генерал сэр Майкл Джексон отказался выполнить приказ. Ставки выше, чем будущая маленькая балканская страна, сказал он. "Сэр, я не стану ради вас начинать третью мировую войну".

О названии страны «Албания» и предках албанцев в нашем обзоре по албанским и некоторым др. источникам.

Лорик Цана (Lorik Cana), футболист албанского происхождения, родившийся в Косово (тогда Югославия) и ныне играющий за сборную Албании и итальянский клуб «Лацио», демонстрирует на стадионе тату с изображением албанского герба - двуглавым орлом и надписью Иллирия.

Иллирия - это древнее название западной части Балканского полуострова, которую населяли иллирийцы - предки албанцев. От иллирийского слова olba - «селение» и названия одного из иллирийских племен по имени Албаной, как считается, произошло используемое за границей название страны Албания, - страны, которую сами албанцы называют Shqipëri - Shqipëria. Подробнее в этом обзоре.

Албания относится к тем странам, которые для внутреннего потребления и для внешнего мира известны под разными названиями .

Самоназвание Албании — это Shqipëri — Shqipëria . Как указывало албанское издание на русском языке «Познакомитесь с НС Республикой Албанией», вышедшее в 1978 году в албанском государственном издательстве «8 Нентори» (и это издание одно из немногих книг на русском языке по истории и географии Албании, изданных на русском в этой стране):

«Албанцы относятся к числу тех немногих европейских народов, которые имеют два национальных названия: одно, имеющее хождение только внутри страны, то есть то, которым они сами себя называют; другое — то, под которым известны они за рубежом. Албанец называет себя shqiptar, свою страну — Shqipëri, но народ наш с древнейших времен известен в мире под именем Albani, Albanese и т.д., а страна под названием Albanie, Albania ...

Интересен, прежде всего, в этом отношении факт, что хотя внутри страны повсеместно албанцы называют себя shqiptar, а свою страну — Shqipëri, названия эти не известны в албанских поселениях, находящихся в Италии и Греции. Албанцы Южной Италии и Сицилии — потомки албанцев, переселившихся туда из своих родных краев, главным образом, в период первых войн с турками... в XV и XVI вв., называют себя и вообще народ своих предков arbëresh (арбреш), а их родину — Arbëri (Арберия). Этими названиями пользуются и поныне потомки албанцев, еще в более ранние периоды, а именно в XV и XVI вв., переселившихся из Албании в Грецию, которые также не употребляют названия, утвердившегося ныне в самой Албании. Они, как правило, говорят arbëresh вместо shqiptar («албанец»), arbërishte — вместо «gjuhë shqipe» («албанский язык»), arbërisht — вместо «shqip, në gjuhën shqipe» («по-албански, на албанском языке»).

Это свидетельствует о том, что современные названия Shqiptar, Shqipëri во времена (албанского правителя, сначала служившего туркам, а затем боровшегося с Османской империей Прим. сайт) еще не существовали, или же не получили широкого употребления и, следовательно, являются более поздними чем первые. Это говорит о том, что древнее национальное название страны и народа было arbër — arbëresh .

И поскольку названия эти являются идентичными Albania, albanese выходит, что албанцы называли себя в средние века так, как называют их и поныне другие народы », — отмечало это албанское издание, хотя и вышедшее в социалистический период, но в части древней истории страны сохранявшее объективность.

Название «Албания»

Итак. к ак было указано выше, нынешнее международное название страны — Албания (Albanie, Albania) — это самое древнее ее название. Так называли свою страну изначально и сами албанцы, как указывает цитируемое выше албанское издание .

Н азвание страны Албания именно как Албания ввел в международный оборот Птолемей, древнеримский историк, который жил в 90-168 гг. н.э. в египетской провинции Египет, а точнее в городе Александрия . Птолемей ок. 150 г. н.э. на своей карте обозначил город Albanopolis, неподалеку от нынешнего албанского города Дурреса (см ниже), пишет англоязычная Wiki.

Российский справочник «Страны мира» (2002 г., «Олма-пресс») отмечает, как и ряд других справочников по этой теме, что название Albanie, Albania происходит от иллирийского olba — «селение». Цитируемое же нами албанское издание «Познакомитесь с НС Республикой Албанией» заявляет, что название Албания происходит от названия иллирийского племени Албаной .

Это албанское издание пишет о первом упоминании названия Албания следующим образом:

«В первые века римского господства через Иллирию (т.е. западную часть Балканского полуострова, которую населяли иллирийцы Прим. сайт) стали проходить главные пути сообщения, связывавшие Рим с восточными провинциями империи. Захватчики стремились романизировать иллирийские области, но местное население, и особенно горные племена, ставшие ревностными хранителями местных традиций и духовных ценностей народа, стойко сопротивлялось этому.

Историками приводится перечень этих племен. Историк Птолемей из Александрии упоминает об одном племени по имени Албаной, которое жило между нынешними Дурресом (Durrës, Дуррес — ныне второй по величине (ок. 116 тыс. человек) город Албании, был основан греческими колонистами ок. 627 до н. э. под названием Эпидамн (Επίδαμνος). Примерно 400 лет и до завоевания Греции римлянами Эпидамн был греческим полисом, за контроль над которым боролось несколько греческих городов, и периодически нападали иллирийцы. В итоге иллирийцы были изгнаны римлянами, которые переименовали Эпидамн в Диррахий (Dyrrachium, греч. двуххребетный), так как считали прежнее название зловещим предсказанием, damnum с лат. — поражение, потеря. Дуррес — производное от Dyrrachium Прим. сайт) и Диброй (Деборус (Deborus), ныне город в соседней с Албанией Республике Македония Прим. сайт). О т имени этого племени и происходит название Албания. (но напомним, албанцы называют сейчас свою страну Shqipëri) », — пишет албанское издание.

Самоназвание Албании: Shqipëri — Shqipëria

Упомянутое албанское издание «Познакомитесь с НС Республикой Албанией» (1978 г.) отмечает, говоря о самоназвании Албании Shqipëri:

Албания (Albania, Albanese) выходит, что албанцы называли себя в средние века так, как называют их и поныне другие народы. Старое название страны сохранилось не только в албанских колониях, о которых речь шла выше, но и в самой Албании. Одна из равнинных местностей западной части Средней Албании — равнина, лежащая между реками Мат и Эрзен, и сейчас называется Arben. Так называется и целый ряд других местностей в Албании . Это название в разных формах arbën-arbër, arbënesh-arbëresh, arbënuer-arbëror используется народом в этническом смысле, для отличия албанца от представителей других балканских народов. С течением времени древние названия были вытеснены новыми shqiptar, Shqipëri.

Названия народа и страны shqiptar, Shqipëri установились в период турецкого господства, после переселения части албанцев в тот период в Грецию и Италию. Однако конкретные причины этого (переименования) проследить невозможно. С наибольшей вероятностью можно сказать лишь одно, а именно, что слово shqip и прежде служило названием языка.

По-видимому, оно как таковое употреблялось еще раньше, быть может, наряду с этническими названиями arbën — arbër , а затем сфера его применения расширилась, и оно стало служить также названием народа и страны. Приблизительно к 1700 году этническое употребление этого названия уже довольно прочно укоренилось, ибо в постановлениях Провинциального Собора от 1706 г. (тогда Албания продолжала оставаться в составе Османской империи. Прим. сайт) наряду с Arbëni (Албания) и arbëreshi (албанец) имеет место и название языка как языка е shqiptarëve. Что же касается происхождения названий shqip, shqiptar, Shqipëri — Shqipni, от которых произошел и глагол shqipëroj (разъяснять, объяснять), то оно все еще продолжает оставаться невыясненным », пишет албанское издание.

Современное издание энциклопедии Britannica более определенно высказывается на тему происхождения албанского самоназвания страны:

«Происхождение слов Shqip или Shqipëri, (означающих самоназвание Албании и албанцев), может быть выведено из (похоже звучащего) албанского слова, что значит «говорить четко, внятно», но эта версия до сих пор оспаривается» .

Среди других версий, происхождение самоназвания страны Shqipëri — Shqipni от слова «орел». Но, как мы видим выше, албанский первоисточник эту версию даже не рассматривает. Для албанского издания, как и для современной энциклопедии Britannica, основной версией происхождения самоназвания страны Албания — Shqipëri является глагол shqipëroj. Однако приведем и информацию об альтернативной версии. Так, например, российский справочник «Страны мира» (2002 г.) пишет, что самонаназвание Албания якобы «произошло от алб. shqipe — «орел», а международно принятое название Албании, как уже упоминалось от иллирийского слова olba — «селение». Иллирийцы, напомним, как считается, яляются преками албанцев.

Предки албанцев — иллирийцы

«Албанцы являются прямыми наследниками иллирийцев», — отмечает сайт премьер-министра Албании keshilliministrave.al ( 2011 г .) .

Иллирийцы — это индоевропейская народность, попавшая впоследствии под сильное древнеримское влияние, окончательно исчезнувшая после переселения славян на Балканы .

Как указывает албанское издание «Познакомитесь с НС Республикой Албанией» (1978 г.): «в древности территория нынешней Албании была заселена вначале «средиземноморской» народностью, а позднее — протоиндоевропейской народностью.

Предшественниками албанцев являются иллиры. Как предполагают, в период бронзовой эпохи и начале железной (эпохи они жили в Центральной Европе, а позднее переселились в Западную часть Балканского полуострова , вплоть до Амбрацийского залива (Северная Греция).

У иллиров был свой, иллирийский язык, но до сегодняшнего дня не обнаружено ни одного текста на этом языке. Из иллирийского языка известно только несколько слов, которые донесли до нас древние писатели, а также много человеческих имен, названий населенных пунктов . (Выпущенное в 2008 г. кембриджское издание «Древние языки Европы» (The Ancient Languages of Europe), также отмечает, что, «несмотря на то, иллирийцы — это хорошо документированная народность древности, не сохранилось ни одной надписи на иллирийском языке» Прим. сайт).

Первые исторические источники об иллирах берут начало в VII — VI вв. до н.э. Наиболее значительными объединениями (племен иллиров) были объединения энкелеев, таулантов, дарданов, либурнов, ардианов и т.д.

В истории упоминаются в особенности государство энкелеев (в юго-восточной Албании), таулантов (в прибрежной зоне) и государство молосов (на юге, раскинувшееся до Амб- рацийского залива). Эти иллирийские государства процветали в V-III веках до н.э...

В III веке до н.э. выделяется другое иллирийское государство — государство ардианов (также известные как ардиеи), начинавшееся от далматийского побережья и расстилавшееся до самого юга, подчинив себе и государство таулантов . Столицей королевства ардианов стала Шкодра (ныне Шкодер, ок. 77 тыс. жителей — четвертый по величине город в современной Албании, Прим. сайт)...

Государство ардианов, которому удалось захватить и греческие города и колонии, расположенные на побережье и на нескольких островах Адриатического моря, превратилось в довольно сильную морскую державу. Это сильно обеспокоило Рим, который поднимался тогда на вершину своего могущества и стремился распространить его и на восточные берега Адриатического и Ионического морей и захватить Балканы. Так в сентябре 229 года до н.э. началась война.

Военные столкновения между иллирами и римлянами продолжались до 167 года до н.э., когда Риму удалось целиком захватить королевство ардианов, Эпир (Эпир - ныне округ на северо-западе Греции, с административным центром в городе Янина. Прим. сайт) и Македонию. Для Иллирии начался тяжелый период пятивекового римского рабства ...

Захватчики-римляне стремились романизировать иллирийские области, но местное население, и особенно горные племена, ставшие ревностными хранителями местных традиций и духовных ценностей народа, стойко сопротивлялось этому . Историками приводится перечень этих племен. Историк Птолемей из Александрии упоминает об одном племени по имени Албаной, которое жило между нынешними Дурресом и Диброй. От имени этого племени и происходит название Албания . (Албанцы называют сейчас свою страну Shqipëri)...

Иллиры принимали активное участие в политической и общественной жизни Рима. В иллирийских военных контингентах Рим видел очень надежных защитников границ от вторжений варваров. Многие иллирийские полководцы поднялись до поста императора. Истории известны семь императоров иллирийского происхождения. Знаменитейшим из них был император Диоклециан (римский император Диоклетиан был сыном вольноотпущенника и бывшего раба, служил в воинском формировании при предыдущем императоре, солдаты провозгласили его правителем. Прим. сайт).

В течение своего многовекового господства над иллирийскими провинциями Рим поставил себе на службу и использовал физические и умственные способности населения захваченных им краев. Иллирия являлась для Рима крупной житницей...

В 395 году, когда Римская империя была разделена на две части, Иллирия вошла в Восточную империю ... Иллирийские порты превратились в крупные торговые центры, связывавшие Восток с Западом. Дурракиум (нынешний Дуррес) достиг в это время максимального расцвета, тоже самое Финич.

Позднее иллирийским Провинциям в западной части Византийской империи первым пришлось отражать яростные набеги так называемых варваров, вторгавшихся в их пределы с Аппенинского полуострова и берегов Далмации. В 395 году огромные полчища визиготов во главе с Алариком устремились на территорию Балкан, разрушив и опустошив Иллирию, Македонию и Грецию. В 441 году иллирийская область Дардания (нынешнее Косово) подверглась разрушительным набегам гуннов под руководством Аттилы, а в 461 году — вторжению остроготов.

В конце V века новые полчища варваров, состоявшие из тураникско-болгарских племен напали на Византийскую империю с востока и вышли на побережье Адриатики. Такие нашествия продолжались и в VI веке.

В VII веке в разные области Албании вторглись славяне. Поселившись там, они создали свои села и начали заниматься земледелием. Основная же часть населения, состоящего из коренных жителей, сосредоточилась главным образом в суровых горных областях и занималась преимущественно скотоводством. Славянская колонизация создала особую опасность, опасность славянизации. Но местное население отразило и эту опасность. Таким образом, оно вступило в эпоху Средневековья под новым именем «Albani», «albanesi» . Конец цитаты.

Так образом предки албанцев иллирийцы не уцелели как народ. Но отметим, что современный албанский считается языком родственным древнему и вымершему иллирийскому , но с большим заимствованием из греческого, латинского, романских, турецкого и славянских языков.

Этот обзор подготовлен сайт по ряду источников, включая издание «Познакомитесь с НС Республикой Албанией», выпущенное в 1978 г. на русском языке в Тиране албанским государственным издательством «8 Нентори»; энциклопедию Britannica и ряд. др. источников, указанных в тексте.