Царская семья на южном берегу крыма. О крымском дворце Дюльбер, спасении Романовых, разорении Хлудова и мошенничестве с обществом «Сталь

Ливадия была последовательно „летней царской резиденцией" для Александра II, Александра III и Николая 2 и, постепенно застраиваясь многочисленными службами, ко времени Николая II приобрела характер целого городка, призванного обслуживать нужды царского дворца. Изучение царской Ливадии чрезвычайно любопытно для характеристики Романовых, живших в Ливадии, „для себя"; данное замечание особенно относится ко времени Николая II.

Николай II унаследовал в Ливадии два дворца-„Малый старый" от отца и „Большой старый" от деда, из которых первый действительно был мал, а второй уж очень стар (его строил не Александр II, а Потоцкий). В октябре 1904 года особая комиссия, состоявшая из архитекторов и врача-бактериолога, осмотрев старый большой дворец, составила любопытный акт. Оказалось, что 1) под штукатуркой на потолках в некоторых местах завелся грибок „домовая губка" (merulius lacrymans), который по отзывам врачей мог быть опасным для здоровья людей, 2) кой-где деревянные балки подгнили и 3) воздух подвального этажа тяжелый, сырой и затхлый; в подвальном этаже находился сборный колодец для грунтовых вод, в котором на 8 арш. глубины стояла застойная вода с запахом и т. д. Антисанитарное состояние царского дворца бросалось в глаза и, хотя комиссия воздерживалась от резких выводов и предлагала улучшить состояние дворца отдельными ремонтами, но уже напрашивалось само собой более радикальное решение-снести до основания зараженный и прогнивший дворец и построить новый. К этому и приступили спустя несколько лет.

Новый дворец был заложен 23 апреля 1910 года и закончен 14 сентября 1911 года. Характерно, что целый ряд дворцов на южном берегу Крыма был построен Романовыми именно в промежуток времени между 1909 и 1912 годами: дворец в имении Георгия Михайловича „Харакс" был построен в 1909 году, дворец „Кичкине" Дмитрия Константиновича-в 1912 г. и Ай-Тодорский дворец Александра Михайловича близ дер. Гаспры тоже в 1912 году. Романовы успели притти в себя после революции 1905 года и только что собрались пожить в свое удовольствие.

Постройка дворца была поручена ялтинскому архитектору Ник. Петр. Краснову, который уже был известен, как строитель превосходного дворца в сарацынском (арабском) стиле в имении „Дюльбер" Петра Николаевича Романова (в 1898 г.). Любопытно сопоставить обстоятельства постройки Ореандского и Ливадийского дворцов. Насколько медленно- при постоянном недостатке рабочей силы-производилась постройка Ореандского дворца Николая 1 (с весны 1843 г. до августа 1852 г.), настолько быстрым и уверенным темпом строился Ливадийский дворец Николая II (один год и пять месяцев); если Ореандский дворец строился экономно и расчетливо, то, наоборот, при постройке Ливадийского дворца видна была необычайная щедрость, даже расточительность и излишество. Указанные два момента в дальнейшем изложении будут обоснованы, подчеркнуты и иллюстрированы яркими примерами, но уже теперь нужно дать объяснения такого несходства, и оно само собой напрашивается. Дворец Николая II строился в условиях достаточно высокого развития промышленного капитализма в России, когда к услугам строителей были достижения современной техники и не было недостатка в рабочей силе. Само хозяйство помещика (Николая II) в его южнобережных имениях шло в уровень с требованиями промышленного капитализма и при высокой организации, больших капитальных вложениях (вспомним Массандровские подвалы) и при беззастенчивой эксплоатации рабочих давало большие доходы от виноделия; не случайно то обстоятельство, что расходы по Ливадии покрывались в большей степени денежными поступлениями из Массандры.

Быстроте строительных темпов содействовала принятая организация работ. На работах во всей строгости проводился принцип единоначалия. В противоположность стройке-Ореандского дворца, где над архитекторами стоял строительный комитет, а над ним „собственная контора" в Петербурге и много времени уходило на бумажную переписку и волокиту, при постройке Большого дворца никаких комиссий и комитетов не было, вся ответственность была возложена единолично на архитектора Краснова. В договоре, который министерство двора заключило с Красновым, так и было подчеркнуто, что никакое другое лицо или учреждение не будет вмешиваться в распоряжения Краснова, что он все работы выполняет самостоятельно и по данной ему полной доверенности будет от своего имени заключать на любые суммы договоры с разными поставщиками и подрядчиками, подписывать денежные ордера об уплате и пр, только информируя министерство двора о заключенных им договорах и ходе строительства, и что вся ответственность ложится единолично на Краснова.

Последний заключил целый ряд договоров со специальными московскими и петербургскими фирмами на устройство водопровода, электропроводки, электрической сигнализации, отопления, на производство работ металлических, мраморных, на омеблирование комнат и т. д. Десятки столичных фирм были вовлечены в эту работу, выполняли заказы в столичных заводах и мастерских и только прилаживали и устанавливали привезенное в готовом виде оборудование в Большом дворце. Даже деревянные панели (облицовка внутренних стен деревом) вырабатывались в Москве по чертежам архитектора, по данным им размерам, из указанного им материала и т. д., а в Ливадии только устанавливались на место и закреплялись. Таким образом, достигнутая капиталистической промышленностью специализация производства позволила на постройке Большого дворца взять быстрый темп работ, который был немыслим в свое время при постройке Ореандского дворца с его кустарно-ремесленным характером работ.

При указанном использовании достижений и преимуществ капиталистического производства (перед кустарным) неудиви-тельно, что и в техническом отношении дворец был построен солидно и основательно. Дворцовая территория была дренажирована устройством водосборных галлерей. Под дворцом было забито громадное количество бетонных свай и над ними положена железобетонная подушка, на которой и покоится фундамент дворца (техника забивки свай была такая: забивались деревянные сваи на определенную глубину и потом вытягивались обратно, в образовавшиеся дыры и заливался бетон). Забивка свай шла в две смены-днем и ночью. Когда дворец был закончен, поверхности наружных стен были флюатированы, т. е. покрыты Кеслерским флюатом (Doppel- fluat)-особый химический состав. Факт флюатирования я - привожу, как пример применения при постройке технических новинок. В отношении отопления и удобств применялись самые совершенные системы. Во дворце устроена система водяного отопления низкого давления, сделана проводка горячей и холодной воды, пресной и морской, устроены подъемные машины: 1) для дворца, 2) в кухонном корпусе для блюд, 3) для дров и угля и пр.

В условиях достаточно развитого капитализма понятна- без лишних объяснений-та щедрость, которую проявляли владельцы дворцов в отношении самих себя, устраивая свою личную жизнь. Но траты по Ливадии были исключительно высокими и заслуживают пристального к себе внимания, так как они выявляют одну из характерных болячек старого режима-непроизводительное хищническое расходование народных денег. Стоимость сооружения Большого дворца выражается в сумме около 2.000.000 руб., свитского дома около 600.000 р., но все расходы по строительству этих зданий, включая устройство новой подъездной дороги ко дворцу, переустройство прилегающей ко дворцу части парка, внутреннее убранство комнат достигают колоссальной суммы-4.000.000 р. От чтения всех счетов и договоров получается впечатление, что движется непрерывный поток золота. Тут и мраморные две колонны по 2.500 руб. и мраморные арки над колоннами три по 3.700 руб. и две по 3.200 р., тут и отделка отдельных комнат, стоящая десятки тысяч рублей: обстановка и отделка приемной комнаты красным деревом в стиле Жакоб-28.500 руб.; отделка стен гостиной Александры Федоровны- 32.500 руб.; лепная работа потолка в „ожидательной-перед- ней" по образцу исполнения в зале Государственного совета в Мариинском дворце 5.240 р. и тГ д.

Необычайно щедрым было вознаграждение и самого ар- хитектора Краснова, который согласно договора получал в вознаграждение 8°/0 с суммы итога расходов на все работы (за исключением стоимости всех тех предметов внутренней обстановки и убранства дворца, которые были присланы из Петербурга без непосредственного участия и не по заказу архитектора). Из этих 8°/0 архитектор должен был содержать всех помощников строителя и чертежников, но и только: вся остальная сумма шла непосредственно в карман Краснова.

Казалось, что Романовым не жалко никаких средств на украшение Ливадийского дворца. На их особую заинтересованность Большим дворцом указывает то обстоятельство, что многие украшения и детали, поставленные снаружи дворца, были выбраны Александрой Федоровной, которая на каталогах и фотографиях, присланных Красновым, а также на плане делала соответствующие пометки. Из переписки от 25 февраля 1914 г. видно, что Александра Федоровна по материалам, которые были присланы Красновым, выбрала колодец, скамейки и вазы и место их установки; кроме того, прислала нарисованные ею на отдельных листах 4 вазы (скопированы из каталога Manuffattura di Signa). Краснов, принимая к неуклонному исполнению „творчество" Александры Федоровны, оказался очень податливым и уступчивым архитектором и, конечно, эта уступчивость хорошо оплачивалась.

При таких колоссальных затратах на дворец была ли по крайней мере достигнута художественная цельность постройки? Достаточно обширный дворец, имевший 58 комнат, был построен в стиле раннего Итальянского возрождения. Главный его фасад и особенно внутренний итальянский дворик дворца художественно оправданы и приемлемы по простоте и изяществу чистого итальянского стиля. Итальянский стиль далеко не так эффектен, как готический или мавританский, но он внутренне оправдан тем, что подходит к климатическим условиям южного берега. Весь белый и радост-ный(со стороны главного фасада), с многочисленными окнами и балконами, дворец открыт для живительных лучей южного солнца и приятной-в жаркое время года-прохлады морского ветерка. Возможно, что в задачу архитектора и входило построить дворец-санаторию. Но стоит обойти дворец кругом и первое хорошое впечатление сменяется недоумением, а потом и разочарованием. Уже в углу главного фасада, ближе к боковому южному фасаду, скопилось большое количество разных „аксессуаров", скопированных и заимствованных из разных мест и времен: тут и римские мраморные диваны Н-го века, и итальянские колодцы и копия химеры (с собора Парижской богоматери), и подлинный помпейский саркофаг (гробница). Настоящая кунсткамера! Подлинное самостоятельное творчество заменено убогим копированием и заимствованием. Да и откуда было взяться настоящему творчеству в годы жестокой реакции Столыпина, особенно, когда к украшению дворца, как мы видели выше, „приложили руку" сами Романовы? Обилие фальшивых деталей (фальшивые колодцы, фальшивые фонари „флорентийские") заставляет нас лишний раз вспомнить о лицемерии, двуличии Романовых. Начинаешь думать по этому поводу и приходишь к мысли, что, может быть, первоначальное впечатление от итальянского стиля обманчиво и что простота и естественность стиля есть только гличина", маска. Итальянский стиль это, прежде всего, стиль дворцов итальянских тиранов и кондотьеров, которые насаждали в Италии абсолютизм ценою всевозможных преступлений. Конечно, неодинаков масштаб деятельности мелких итальянских династов и всероссийского императора; но принципы (принципы „мак- киавелизма") у них одинаковы. Разве мы не знаем, что-по признанию правой руки Николая II его премьер-министра Витте-между царским двором и погромщиками из „союза истинно-русских людей" была тесная связь?

Если от бокового фасада, где были личные - комнаты Романовых с прекрасным видом на море, пойти дальше в обход дворца, то наступит полное разочарование. В одной связи со дворцом приютилась небольшая церковь в византийском стиле с отдельно стоящей византийской «звонницей»

Это наследство внуку от деда; если Николай!1 распорядился снести до основания насквозь прогнивший дворец Александра И, то в отношении церкви на такую меру он, конечно, не мог решиться. Приземистая, пузатая церковка, как говорится, „ни к селу, ни к городу" около итальянского дворца. Так первое хорошее впечатление от дворца, точнее от его главного фасада, постепенно по мере обхода дворца ослабевает и заменяется чувством досады. Впереди один еще яркий момент-изумительно эффектный внутренний дворик.

На описании внутреннего убранства дворца не стоит останавливаться. Я уже отмечал разностильность комнат и погоню за чисто внешними эффектами. Московские мебельные фирмы, конечно, старались угодить столь выгодному для них заказчику (в надежде заработать звание „поставщиков высочайшего двора"); но они работали в пределах своих возможностей и по привычному для них трафарету (а обслуживали они обычно крупных промышленников и богатых купцов). Чем больше Романовы бросали денег на меблировку, тем сильнее чувствовался буржуазно-мещанский букет домашней обстановки и уюта. Но в одном отношении-в отношении мистического окружения-Романовы побили все рекорды: одних икон во дворце насчитывалось свыше 750. Потерявшие душевное равновесие люди перед лицом наступающей грозной революции судорожно хватались за свои иконки и образки. Духовное убожество и вырождение семьи Романовых не удавалось прикрыть мраморными колоннами и лепными потолками дворца.

Стоимость постройки дворца и его омеблирование-это, так сказать, чрезвычайные расходы по Ливадии. Интересно рассмотреть обыкновенные расходы по Ливадии. Возьмем для примера „учет сметных ассигнований по имению Ливадия на 1913 год" (последний предвоенный год). В приходе значится 106.125 руб. 30 коп., из них львиная доля падает на доходы от виноградарства (89.250 руб.).

Приведенная смета нуждается в нескольких примечаниях и пояснениях. Повидимому, бухгалтерия имения расходы по пунктам 19 и 20 считала сверхсметными и, так сказать, экстраординарными. Но ведь Романовы приезжали в Ливадию почти каждый год до войны 1914 года, и все остальные расходы по Ливадии имели смысл только в расчете на регулярные приезды Романовых. Что касается пункта 20, то

указанные в нем расходы (на новые сооружения), конечно, являются чрезвычайными. Только нужно иметь ввиду, что в Ливадии каждый год производились новые постройки. Ливадия при Романовых из себя представляла целый городок, где было несколько сот построек, необходимых для обслуживания царского дворца. Царский дворец был тем ненасытным Молохом, которому было все мало принесенных жертв: требовались все новые и новые сооружения. Но если даже искусственно ограничить сметные ассигнования пунктом 18, то все же общая сумма расходов выражается крупной цифрой 415.125 руб. с превышением расходов над доходами приблизительно на 300.000 рублей и это в золотых довоенных рублях.

В этой расходной смете обращает на себя внимание скромная цифра расходов по виноградарству-23.081 руб.- сравнительно с доходом (89.250 руб.). Единственная крупная статья дохода по Ливадии получалась за счет эксплоатации рабочих ливадийских виноградников. Традиции Александра II остались в силе и при Николае 11. Некоторые крупные статьи расхода объясняются желанием владельцев имения изолироваться и быть независимыми от обычных экономических связей: таковы расходы на освещение (устройство собственной электрической станции обошлось в солидную сумму 246.459 руб. 02 коп.), по молочной ферме и т. д.

Большой расход по статье 3-й (парки и дороги) не является случайным. Из дел ливадийского архива видно, как Романовы интересовались древесными насаждениями и цветниками. Полное отсутствие в Ливадийском парке веерных пальм (chamaerops excelsa) объясняется определенно выраженным пожеланием Марии Федоровны, зафиксированным в документах архива. Для того, чтобы снять поврежденное дерево около дворца, требовалось разрешения Николая II. Так, министр двора Фредерике сообщил в Ливадию, что по его докладу Николай II 14-го декабря 1913 года разрешил снять у дворца два пострадавших дерева. Это распоряжение можно сопоставить с тем случаем, который упоминается в документах Ливадии, а именно, что в ночь на 10-е декабря 1913 года бурей сломало и повредило около дворца несколько деревьев. Если тут нет случайного совпадения, а имеется ввиду один и тот же факт, то получается убедительная картина, как быстро сообщали царю и как быстро он реагировал, когда дело касалось его личного интереса, хотя бы самого малозначительного и самого ничтожного. Между тем, серьезные государственные дела нередко целыми месяцами и годами двигались снизу вверх к царю и обратно. "

Цветы в Ливадии занимали видное место. Несмотря на обилие цветов в Ливадии их еще ко времени царского приезда покупали. Так, в последний приезд Романовых в Ливадию (весной 1914 года) было куплено цветов (частью выписано из-за границы) на 3.115 руб. 10 коп. и еще куплено у татар полевых цветов на 600 руб. Николай II несколько раз выражал свое удовольствие садовнику и последний „был счастлив" донести по начальству о словах Николая И („какие у вас чудные розы, какая прелесть, какая их масса, целое море"). Недаром у Николая II сложилось впечатление о Ливадии, как о море цветов, и недаром он вспоминал о ливадийских цветочках после февральской революции и хотел попасть в Ливадию „ухаживать за цветами". Его жена Александра Федоровна и в этом отношении оказалась более строгой и требовательной, заявила, что в Ливадии цветов мало, и потребовала, чтобы на видных местах были устроены новые плантации лилий и красных роз, а ниже турецкой беседки плантации ирисов и турецких маков. Немедленно по отъезде Романовых (31 мая 1914 г.) садовник выступил с проектом расширения ливадийской оранжереи и просил, ссылаясь на желание Александры Федоровны, ассигнования 3.000 руб. на выписку из Германии к осеннему приезду Романовых „замороженной" (?!) сирени и ландышей. Вот своеобразная индустриализация и своеобразный импорт царского времени. Я позволил себе остановиться на этом маловажном обстоятельстве, потому что оно при всей своей незначительности ставит нас втупик. Ведь это делалось буквально накануне мировой войны. Как этот факт объяснить - совершенной ли неосведомленностью Романовых или-скорее-невероятным их легкомыслием?

Интересно, что культ цветов в Ливадии не сразу приостановила и февральская революция. Садовник запиской от 4 марта 1917 г. доводил до сведения Ливадско-Массан- дровского управления, что им получено распоряжение Александры Федоровны от 24-го февраля с/г на устройство новых цветочных клумб в определенных местах. Как переа. мировой войной, так и перед революцией Романовы еще думали о цветочках.

Не только огромные траты выделяют царское имение из ряда других,-но еще больше имевшая место в Ливадии чрезвычайная охрана. Для целей охраны весь южный берег был выделен из Таврической губернии в особую административную единицу. Царское правительство долго не могло остановиться, как бы наименовать эту единицу и его начальника, получившего огромные административные полномочия. Последний после революции 1905/6 года сначала именовался генерал-губернатором, потом „главноначальствующим" (другого такого „чина", кажется, не было нигде в царской России), наконец успокоилась на более обычном названии „градоначальника".

Ялтинским главноначальствующим долгое время был генерал Думбадзе, который проявил себя как крайний черносотенец и антисемит. При нем южный берег был запретной зоной даже для некоторых представителей буржуазного класса (еврейская буржуазия, лидеры кадетской партии и т. д.). Чувствуя за собой поддержку царя, Думбадзе мог не счи- таться с распоряжениями министра внутренних дел. высылал с южного берега даже „тайных советников" (был такой случай), возвращал сенату обратно его указы и т. д. При этом царском сатрапе на южном берегу свирепствовал сильнейший полицейский террор. В такой атмосфере полицейского террора, которая тормозила нормальное развитие южнобережных курортов, чувствовал себя лучше и дышал свободнее Николай II и Последний. Интересно отметить, что эта полицейская охрана содержалась на государственные средства по смете министерства внутренних дел, а в лива-

диискои смете находила свое отражение только в пункте 17-ом (добавочное содержание Думбадзе).

На время царского приезда для охраны Ливадии вызывались целые воинские части, содержание которых и расходы по переезду шли за счет военного ведомства. Так, на время царского приезда весной 1912 года в Ливадию были вытребованы следующие воинские части: Крымский конный полк, 7-я рота 16-го стрелкового полка, военная команда гребцов, 7-ая и 8-ая роты сводного гвардейского полка и собственный конвой. Содержание дорог и троп в Ливадии и Ореанде тоже было возложено на военное ведомство, для чего была прислана команда подметальщиков, состоящая из 60 солдат.

Наконец, царя всюду сопровождала дворцовая полиция, содержание которой шло по смете министерства двора. Я отмечаю это обстоятельство, чтобы подчеркнуть, каких огромных денег (по разным ведомствам) стоило государству пребывание Романовых в Ливадии. Таким образом, тройная цепь охраны оберегала Романовых на южном берегу: полиция и сыщики градоначальства с широким радиусом „полезной" деятельности до Алушты и Байдарских ворот, около самой Ливадии воинские части и внутри Ливадии и во. дворце - дворцовая полиция, собственный конвой и роты сводного гвардейского полка. „Главное" командование военно-полицейскими охранными силами принадлежало дворцовому коменданту и его помощнику-начальнику дворцовой полиции. Перед последним приездом Николая II в 1914 году согласно приказа дворцового коменданта от 26 февраля 1914 года была произведена поголовная проверка политической благонадежности всех ливадийских рабочих, составлен список служащих с указанием, через какие посты они могут проходить, а для рабочих был установлен следующий порядок: движение подвод и рабочих производится через „новые" ворота около гаража; для сопровождения подвод и рабочих и наблюдения за ними, чтобы по парку не расходились, дается особый наряд от войск ялтинского гарнизона... Так перед боем главнокомандующий сидит над картой „театра военных действий" и составляет „диспозицию" своим войскам... У дворцовой полиции своя карта ливадий- ско-ореандской зоны: все дорожки размечены на маршруты,

охранник, стоящий на своем посту, точно знает, кто из служащих может пользоваться данным маршрутом, а рабочие и подводы следуют по своим маршрутам только в сопровождении и в окружении военного караула.

Но можно ли сказать, что проживавшие в Ливадии Романовы чувствовали себя вполне спокойно под охраной полиции и солдат? Конечно, нет. Они только делали вид, что все обстоит благополучно. В феврале-марте 1914 года, согласно личному желанию Николая II, убрали в Ливадии полицейские будки с постов № 9, 10 и т. д.,-всего 11 будок. Будки бросались в глаза, подчеркивали, что нужно бояться и что поэтому кругом находится цепь охранников. Но так как в некоторых будках были поставлены телефонные аппараты, отказаться от которых охранка не могла, то одновременно со снятием будок последовало распоряжение устроить на некоторых постах в стенах ниши для телефонов, закрывающиеся деревянными дверками под цвет стены. Опять маскировка, опять фальшь, столь характерная для Николая И. Во всех помещениях Большого дворца была устроена электрическая сигнализация; среди звонков выделялся один, № 11, „тревожный", который из спальни Романовых сигнализировал в караульное помещение и дежурному офицеру. По этому звонку караульная команда и дежурный офицер должны были бежать в царскую спальню. Пусть

Романовы никогда этим звонком не воспользовались, но они хорошо знали, для чего он был предназначен.

Вся бытовая обстановка, окружавшая Романовых в Ливадии, подчеркивала, какой „народной любовью" пользовались последние Романовы. Даже от ливадийских младших служащих и рабочих Романовы должны были отгораживаться штыками. Чтобы забыться, чтобы отвлечь себя от тревожных настроений, Романовы окружили себя роскошью и придворным церемониалом. Даже в Ливадию сопровождали Романовых жившие рядом с дворцом в свитском доме министр двора, дворцовый комендант, гофмаршал, флаг-капитан, протопресвитер, флигель-адъютант и прочая придворная челядь.

На всех этих моментах недавнего прошлого стоило остановиться, чтобы живее почувствовать разницу между настоя-

щим и недавним прошлым. Теперь не стоит над нами охранник. Теперь не расходуются зря на прихоти и капризы правителей колоссальные суммы. Сама Ливадия получила другую физиономию и используется по-иному. Теперь в Ливадии целых три санатории, работающие круглый год:

1) крестьянская санатория в царских дворцах и свитском доме-на 500 человек в летнее и на 300 в зимнее время;

2) ливадийская санатория Цустраха № 2-на 120 человек;

3) ливадийская детская санатория Мосздравотдела „Эшиль- Ада" (зеленый остров) для детей, страдающих костным туберкулезом,- на 120 человек. В летнее время в Ливадии открываются еще дома отдыха (в 1929 году был дом отдыха студентов Московской горной академии), остальные свободные помещения курортное управление сдает приезжим курортникам („курортный жилфонд") и т. д.,-одним словом, Ливадия дает отдых и поправку в течение года приблизительно 5.000 трудящихся. Только теперь получили оправдание те огромные народные средства, которые были брошены Романовыми на постройку Ливадийских зданий.

Императорские балы и развлечения на Юге

Традиционными стали встречи в Крыму с Эмиром Бухарским Сеид-Абдул-Ахад-ханом. Авторитетного в Средней Азии властителя связывала с императором скорее не вассальная зависимость от России, а чувство взаимной личной симпатии. Эмир приобрел в Ялте большие земельные участки, построил два прекрасных дворца в восточном стиле. Ялта была многим обязана ему: когда город испытывал недостаток средств при строительстве общественных зданий, Эмир делал щедрые пожертвования. Его не только избрали почетным гражданином города и назвали в его честь улицу в Заречной части...

Но и в состав Черноморского российского флота вошел легкий крейсер «Эмир Бухарский».

Сюда, в Крым, приходили бесчисленные телеграммы и документы, требующие безотлагательного решения. В дневнике Николая II, страницы которого посвящены пребыванию в Ливадии, постоянные записи: «занимался делами», «читал бумаги», «принял Фредерикса» и т. п.

Но и отдыху, конечно же, уделялось достаточно времени. Недаром одна из царских дочерей писала: «В Крыму была жизнь, в Петербурге служба».


Конная прогулка. 1914 год. Семейная фотография


Пожалуй, вся семья, кроме Александры Федоровны, увлекалась ездой по крымским дорогам на автомобилях. На «моторе» можно было уезжать далеко, быстро добираясь до всех своих имений, в том числе и до «Кучук-Ламбата», приобретенного в 1906 году у наследников французского маршала Иоахима Мюрата. Стали более частыми поездки на Бешуйскую дачу - к этому времени туда, к охотничьему домику, проложили так называемое «Романовское шоссе», проходившее через самое высокое плато Крымских гор - Бабуган-яйлу.

Езду на автомобилях сменяли прогулки на комфортабельной яхте «Штандарт», принадлежавшей императорской семье. Судно было построено в Дании в 1893 году, его длина превышала 112 м, ширина 15,4 м, а крейсерская скорость 15,4 узла. Сначала «Штандарт» плавал только в районе Балтийского моря, в Финском заливе, в шхерах которого Николай II с семьей часто отдыхал от петербургских забот. Но начиная с 1902 года, яхта прибывала в Севастополь, где принимала на борт приехавших в Крым Романовых и доставляла их в Ялту.




Много времени уделялось спорту, особенно модному тогда лаун-теннису (теннис на траве), для игры в который Николай еще в 1902 году заказал специально оборудованную площадку. В теннис играли все, кроме Александры Федоровны.

И еще одно интереснейшее событие российской культурной жизни произошло тогда в Ливадии: в здании «Музыкальной казармы», переоборудованной в кинозал, в присутствии царской семьи, всего обслуживающего персонала, солдат и офицеров охраны, впервые демонстрировался полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Его создал крупный русский предприниматель и кинодеятель А. А. Ханжонков, впоследствии основавший в Ялте киностудию.


Модный тогда лаун-теннис (теннис на траве)


В 1912 году Николай II с семьей прибыл в Ливадию ранней весной, на Пасху. Как всегда, жизнь здесь, в любимом всеми южном имении, была насыщена яркими впечатлениями.

Ялтинская пресса того времени широко освещала проведение на Южном берегу Крыма благотворительного праздника Белого цветка и участия в нем императрицы, великих княжон, цесаревича, фрейлины Анны Вырубовой.

Праздник с таким романтическим названием впервые был организован в Швеции, но сразу же завоевал популярность в России и уже в 1911 году был устроен во многих городах страны. Особенно успешно и красочно он прошел в Ялте, которую тогда образно величали «всероссийским госпиталем» для лечения больных туберкулезом.



Императорские дети на празднике Белого цветка


Представим себе теплый апрельский день в Ялте: сверкающее море, бездонное голубое небо, цветущие глицинии, фиалки, сирень. Но в этот день главным цветком стала стилизованная маленькая ромашка, гирляндами которой увиты высокие шесты в руках молодых женщин и детей, одетых во все белое. Венчают шесты зеленые пышные банты и маленькие щитки с крестом и надписью «На борьбу с чахоткою».

Через плечи несущих эти эффектные цветочные гирлянды переброшены на зеленых лентах кружки для сбора денег. С радостной улыбкой нарядные женщины протягивают прохожим вынутые из гирлянд цветочки, смело входят в рабочие мастерские, дома, магазины, кофейни, заходят в татарские деревни - и везде встречают ответную веселую улыбку, доброжелательность и понимание. Плата за ромашки добровольная и посильная для каждого - от копеек до десятков рублей.



Все семейство императора Николая Второго


Все охотно покупают у продавщиц белые цветочки, обступают декорированные гирляндами автомобили, и к концу дня почти все жители города оказываются украшенными этим скромным символом человеческой доброты и отзывчивости.

Выручка от продажи «белых цветков» в Ялте и близлежащих дачных поселках, а также от устроенных гуляний в городском саду и сборов в царском имении «Ливадия» составила свыше 12 тыс. рублей, что для того времени считалось значительной суммой. Эти сборы дали возможность поддержать деятельность только что организованного Ялтинского отдела Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом. Основатели отдела - известные крымские врачи, общественные деятели, ялтинское земство - поставили перед собой благородную цель: максимально помочь десяткам тысяч ищущих исцеления туберкулезных больных, стекающихся на Южный берег Крыма со всех концов Отечества и прежде всего - неимущим людям.


Император с детьми по росту


Завершение Дня белого цветка в Ялте совпало с днем тезоименитства императрицы Александры Федоровны 23 апреля. В этот день в Итальянском дворике дворца ялтинские гимназисты и учащиеся Ливадийского училища преподнесли Александре Федоровне сделанные собственными руками скромные подарки. А затем в честь императрицы на площади перед дворцом состоялся парад воинских частей, стоящих на охране имения. Его принимали самолично Николай II и цесаревич.

Вечером рейд Ялты осветился огнями праздничного фейерверка, устроенного кораблями «Штандарт», «Двенадцать Апостолов» и «Алмаз». «Русская Ривьера» на следующий день сообщила, что Ялта выглядела сказочной.

В этот же приезд решили осмотреть имение князя Феликса Феликсовича Юсупова графа Сумарокова-Эльстон в Коккозе (село Соколиное Бахчисарайского района), где недавно Николай Краснов по заказу князя построил оригинальный охотничий дом, в архитектуре которого использовал татарские мотивы.


Великие княжны с матерью на яхте


С семьей Юсуповых последнего императора связывали родственные узы - его племянница, красавица княгиня Ирина Александровна, в 1914 году вышла замуж за Феликса Юсупова-младшего. По пути в имение сделали привал на Ай-Петри, доставивший всем участникам путешествия большое удовольствие. В окрестностях Коккоза была устроена охота, а затем снова на автомобилях направились осматривать отреставрированный Ханский дворец в Бахчисарае.

В мае 1913 года в центре России - Москве, Ярославле, Костроме и Нижнем Новгороде - торжественно отмечалось 300-летие династии Романовых. Осенью вся семья вновь прибыла в Ялту и, хотя официальная часть празднеств закончилась, в Крыму прошла как бы вторая, малая, волна юбилейных торжеств.


Великие княжны и цесаревич Алексей


Августейшей чете приходилось принимать в Ливадии многочисленные делегации, участвовать в устроенных в их честь праздниках. О некоторых приемах и праздниках стоит упомянуть особо, так как, судя по записям в дневнике Николая Александровича, они оставили у него весьма приятное впечатление.

Так, из далекой Монголии прибыло в Ливадию посольство, вручившее российскому императору орден Чингисхана. Приветствовать августейшую семью пришла вся Черноморская эскадра, встав на якорь напротив Ливадии. Вечером корабли осветились столь красивой иллюминацией, что Николай Александрович с дочерьми специально ездил на «моторе» поближе полюбоваться этим прекрасным зрелищем.


Семейные фотографии на яхте


Гардемарины эскадры удостоились в Ливадии высокой чести быть произведенными в мичманы в присутствии царской семьи, после чего возле дворца Николай II и наследник сфотографировались с ними на память.

А 5 ноября в Ливадийском дворце собрался весь многонациональный Крым в лице предводителей дворянства и председателей уездных управ Таврической губернии. Тепло встреченные главой государства, они были приглашены на торжественный завтрак в Белый зал, а затем сфотографировались у парадного входа нового дворца вместе с Николаем.


Татьяна с отцом


В Ялте был устроен такой же, как и в 1911 году, большой благотворительный базар, которым руководила сама императрица, после чего и в городе, и в самом имении начались выступления известных артистов, музыкальные концерты, просмотры новых кинофильмов.

Однако в дневниках членов семьи, в воспоминаниях близких очевидцев постоянно находим прямые и косвенные указания на то, что императрица, в отличие от дочерей, вела в Ливадии крайне замкнутый образ жизни, подолгу никого не принимая и довольно редко появляясь на торжествах или приемах. Тогда мало кто знал, что это было вызвано тяжелым состоянием здоровья наследника: долгое время на уровне государственной тайны скрывалось, что Алексей был болен гемофилией.



Ольга на пляже. 1911 год


1 августа началась Первая мировая война. Вырученные же от благотворительных базаров средства пошли на строительство Дома для выздоравливающих и переутомленных и Санатория имени императрицы Александры Федоровны для чинов флота. Оба здания начали возводиться в имении «Массандра» на земельных участках, пожертвованных для этой цели царской семьей. Ранее, в 1902 году, там же, в Массандре, был построен Санаторий в память Александра III. Это были первоклассные госпитали для раненых солдат и офицеров русской армии.

С начала войны в Ливадии, тоже на средства Александры Федоровны, была построена новая хирургическая больница, а в имении «Кучук-Ламбат» по проекту архитектора Юрия Стравинского, брата знаменитого композитора, - еще один Санаторий для раненых и утомленных.


Татьяна, 1914 год


Примеру императорской семьи последовали многие владельцы богатых дач и доходных домов на Южном берегу Крыма - в Феодосии, Севастополе, Евпатории, Саках, - передав их под временные госпитали. Оборудование и медикаменты для них приобретались на средства от добровольных пожертвований.

В мае 1916 года вся царская семья приехала в Николаев, где присутствовала на церемонии спуска на воду линкора «Императрица Мария». Затем краткое пребывание в Севастополе на смотре Черноморского флота и далее по новой железнодорожной ветке - в Евпаторию на открытие Военного госпиталя имени императрицы Александры Федоровны.


Мария, Татьяна, Ольга, 1916 год


Остаток дня в Евпатории был посвящен отдыху у моря на даче, которую снимала Анна Вырубова.

В новый Ливадийский дворец царская семья приезжала четыре раза - осенью 1911 и 1913 и весной 1912 и 1914 годов. 12 июня 1914 года они выехали из Ливадии, не подозревая, что навсегда простились с ней...


Великие княжны на пляже

По материалам «ЖЖ»

Arzamas впервые публикует кадры хроники путешествия императора Николая II в Крым и рассказывает, чем занимались члены царской семьи, уезжая на каникулах из Петербурга на полуостров

Подготовил Алексей Буслаев

Николай II с семьей в Крыму. Фотография из семейного альбома Романовых Beinecke Rare Book and Manuscript Library

Поездки Романовых в Крым — это обязательная часть их ежегодного жизненного распорядка. Император Николай II с семьей провел на полуострове всю весну 1912 года и конец лета — осень 1913 года. Большая часть этого времени протекала в только что отстроенном архитектором Николаем Красновым новом Ливадийском дворце, ставшем излюбленным местом пребывания всех Романовых. Маршруты поездок были идентичными: поездом до Севастополя, откуда императора с семьей до Ялтинского порта доставляла яхта «Штандарт».

Хроника передает сцены торжественных мероприятий, сопровождавших приезд императорской семьи в Ялту, а затем в Ливадию. Для Николая II особое внимание к его прибытию со стороны местных властей и населения было привычной обязанностью перед несколькими месяцами довольно уединенного отдыха в любимом дворце в окружении своей семьи. 18 марта 1912 года вслед за своим прибытием в Ливадию и после встречи с почетным караулом дворца император с воодушевлением записал: «После молебна прямо кинулся в свои комнаты. Радость огромная снова быть здесь».

В крымских поездках Николая II неизменно сопровождала вся его семья. Вместе с императрицей Александрой Федоровной в 1912 и 1913 году в Крым приезжали великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, а также наследник престола Алексей. Было и ближайшее окружение Николая, например представ-ленный в кадрах хроники обер-гофмаршал императорского дворца Павел Константинович Бенкендорф, отвечавший за организацию путешествий царя.


Великие княжны Татьяна и Ольга с фрейлиной императрицы Анной Вырубовой на пляже в Крыму. Фотография из семейного альбома Романовых Beinecke Rare Book and Manuscript Library

Основное время посвящалось отдыху. Дни были наполнены прогулками и купаниями. Особое время император отводил для охоты и игры в теннис. Нередко совершались морские походы и поездки вглубь полуострова. При этом Николай II регулярно подолгу занимался государственными делами, разбирая всевозможные бумаги и устраивая официальные приемы. В разное время в Крыму с докладами императору побывали председатель Совета министров Российской империи Владимир Коковцов, военный министр Владимир Сухомлинов, министр внутренних дел Николай Маклаков, обер-прокурор Святейшего синода Владимир Саблер и другие.

Традиционными в ходе весенней поездки 1912 года стали пасхальные торжества. Накануне Пасхи 25 марта императрица с детьми и офицерами яхты «Штандарт» красили яйца. Ночью была служба. В понедельник император участвовал в большом христосовании, которое вовлекло 830 человек. На следующий день императрица Александра Федоровна во дворе раздавала пасхальные яйца гимназисткам и ученицам местных школ. Неделю спустя в Ливадию на тезоименитство императрицы прибыл ее брат Эрни, герцог Эрнст Гессенский, с супругой и маленькими сыновьями (старшим Георгом и младшим Людовиком). Император встречал их лично 4 апреля в Севастополе, а затем доставил в Ливадию на «Штандарте».

Значимые гости посещали Романовых в Крыму и в 1913 году. С конца лета «милый дом» навестила младшая сестра императора — великая княгиня Ольга Александровна. Однако главным семейным событием Романовых, которое вышло за границы Ливадийского дворца, стало празднование тезоименитства цесаревича. Накануне именин Алексея Николаевича, 4 октября, в Ялту пришла вся Черноморская эскадра. Наследник утром 5 октября получил подарки, затем принял парад Ялтинского гарнизона и наблюдал производство корабельных гардемарин в мичманы. Император записал в своем дневнике, как эскадра вечером устроила в честь наследника красивую иллюминацию, что, по его словам, «при полной луне и тихом море представляло замечательное зрелище».

19 декабря 1913 года Николай II с семьей покинул Крым и отправился в Царское Село. За оставшееся до Первой мировой войны время императорская семья еще раз успеет посетить свой дворец в Ливадии, где проведет весну — начало лета 1914 года. Больше Ливадийский дворец никогда не увидит своих хозяев. 

Николай Романов, последний император России, по-особенному относился к Крымскому полуострову. Он любил здесь отдыхать всей семьёй и много сделал для развития Крыма.

Возможно, это связано с тем, что Николай II стал императором именно в Крыму. Здесь, царском имении Ливадия, в октябре 1894 года умер его отец Александр III и Николай взошёл на престол. «А как же празднования в Санкт-Петербурге, начавшиеся с трагедии на Ходынском поле», - спросит иной подкованный читатель. Это были именно торжества. Современная аналогия – Владимир Путин стал президентом 19 марта, а инаугурация (официальная церемония) прошла 7 мая 2018 года.

В Крыму в Крестовоздвиженской церкви приняла православие императрица Александра Фёдоровна. Осенью и весной семья Николая II часто жила в Крыму. Есть данные, что именно в Ялту хотел перенести столицу последний император России.

При Николае Александровиче Крым расцвёл. Бурно развивались курорты, возводились роскошные отели и санатории, возникли первые музеи. В Крыму работали одарённые архитекторы, первое место занимал Николай Краснов – создатель нового Ливадийского дворца. Крым получил прозвание «Русская Ривьера». Все Романовы любили Крым. Так, в эмиграции великий князь Александр Михайлович писал: «У нас у всех осталась тоска по Крыму». Николай II был так увлечён Крымом, что даже создавал дизайн бутылок для местных вин. В апреле 2017 года винный завод «Массандра» представил публике одну из таких бутылок. Последнее посещение императором Крыма фиксируется осенью 1915 года, Севастополь и Евпатория. Побывал в Свято-Георгиевском монастыре, находившемся на крутой горе на мысе Фиолент.

Естественно, что вслед за императорской семьёй в Крым приезжали представители высшего общества, за которыми тянулись купцы и промышленники, пополняя карманы местных жителей.

Крым в 1897-1917 стал точкой роста: населения, промышленности и общественной активности жителей. С переписи 1897 года городское население Крыма выросло на 43%. И это при том, что в 1897 году городское население занимало долю в 41,8%, что было запредельно высоко для Европейской России. Впрочем, увеличивалось и количество селян, на 33% за 20 лет (с 318 до 423 тысяч человек). В 1917 году 2,4% сельского населения Крыма были болгарами, 1,3% греками, 0,8% армянами, 7,9% немцами, 12,5% украинцами, 29,3% русскими и 41,9% татарами. В том же году в городах зафиксировано 326,6 тысяч: 56,6% населения были русскими, 14,5% - евреями, 11,6% - татарами, 5% - греками, 3,6% - украинцами, 2,6% - армянами, 1,6% турками, 1,5% - поляками, 1% - немцами.

Крым активно застраивался. Строительство – не только надёжный маркер высокой деловой активности, но и один из основных факторов, подстёгивающий экономику за счёт большого количества контрагентов, втянутых в производство материалов и работ для строительства. При Николае II построено 2 дворца, Массандровский (1902) и Ливадийский (1911). Ливадийский дворец построили по последнему слову техники, хотя внешне это был стиль итальянского Возрождения. Во дворец провели электроэнергию (электростанцию построили ближе к Ялте), водоснабжение, центральное отопление и телефонную связь. Был свой автопарк. На дворец потрачено около 4 млн золотых рублей (именно при Николае II в России введено золотое денежное обращение).

Активно возводились музеи. Севастопольский военно-исторический музей открылся в новом здании в октябре 1895 года. Панорама «Оборона Севастополя» открыта 14 (27) мая 1905 года. В 1913 году в центре Симферополя построили здание Офицерского собрания 51-го Литовского пехотного полка. Позже здесь был создан Симферопольский художественный музей. Во время строительства в Феодосии морского порта в конце XIX века найденные археологами артефакты переданы в Феодосийский музей древностей, старейший на Юге России. В конце XIX века основаны предшественники Центрального музея Тавриды: Музей древностей Таврической ученой архивной комиссии (1887) и Естественно исторический музей Таврического губернского земства (1899). Первый в Ялте музей открыли 27 сентября (8 октября) 1892 года при Ялтинском отделении Крымского горного клуба. В 1916 году создан Музей старины в Евпатории. В этом же году местная общественность добилась создания в Бахчисарае отдела петроградского «Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины». Одной из его задач стало создание в ханском дворце художественно-исторического музея.

Возводилась транспортная инфраструктура. Например, недавно открытый Крымский мост был задуман ещё Николаем II. Первые изыскательские работы проведены в 1903–1906 годах. Мост должен был стать частью железной дороги, которая позволит круглый год вывозить товары с Таманского полуострова. Из двух вариантов направления Николай II выбрал южное, в 1910 году началась активная разработка проекта. Будущими выгодоприобретателями были: Керчь, Бердянск, Мариуполь, Темрюк, Прикубанский край и Майкопский нефтеносный район. Мост планировался в 11 пролётов на каменных опорах. Для пропуска морских судов создали разводной пролетный механизм на электродвигателях, питающихся от специальной электростанции на крымском берегу. Мост планировалось оснастить подсветкой, сигнализацией и небольшими ледорезами со стороны Азовского моря. Первая мировая война прервала работы над проектом.

100 лет назад в ночь на 17 июля в подвале Ипатьевского дома Екатеринбурга по приказу большевиков расстреляли всю семью последнего русского императора.

Это один из самых трагических юбилеев истории России , - считает Алексей Васильев , председатель Союза ревнителей памяти императора Николая II.

По нашей просьбе лидер крымских монархистов вспомнил факты, имеющие отношение как к семье последнего императора, так и к Крыму .

1. Впервые на русской земле встретился со своей невестой

В Алуште на даче «Голубка» (сохранилась до наших дней) 10 октября 1894 года будущий император Николай II, тогда еще цесаревич Николай Александрович, впервые на русской земле встретился со своей невестой - принцессой Алисой Гессен -Дармштадтской. В тот день Николай записал в своем дневнике: «…из Симферополя подъехала моя ненаглядная Аликс с Эллой. Сели завтракать в доме отставного генерала Голубова . После завтрака сел вдвоем с Аликс в коляску, и вдвоем поехали в Ливадию. Боже мой! Какая радость встретиться с ней на родине и иметь близко от себя - половина забот и скорби как будто спала с плеч. На каждой станции татары встречали с хлебом-солью…»

В Ливадии отец Николая Александровича, умирающий император Александр III, успел благословить молодых.

2. Почетный воин Крымского конного полка

Крымские татары, в том числе служившие в Крымском конном полку, не только встречали, но и сопровождали кортеж будущей императрицы. Николай II не забыл об этой казалось бы формальной услуге: 10 октября 1909 года «в воспоминание высокой чести, выпавшей на долю крымцев», встретить и сопровождать невесту наследника цесаревича, впоследствии императрицу Александру Федоровну, Крымский конный полк получил наименование «Ея Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полк». А в следующем месяце, 5 ноября, император Николай II зачислил себя в списки этого полка.

Считается, что мост между Крымом и Кубанью хотели построить еще в начале двадцатого века, причем Николай II был инициатором этого проекта. Изыскательские работы были проведены еще на заре прошлого века. Предполагалось, что мостовое полотно будет держаться на одиннадцати каменных опорах. Для пропуска морских судов планировался пролетный механизм на электродвигателях, питающихся от собственной электростанции на крымском берегу. Мост хотели укрепить ледорезами со стороны Азовского моря. К сожалению, Первая мировая война не дала осуществить задуманное.

4. Родоначальник русской военной авиации

Именно Николай II настаивал на создании военной, в том числе морской, авиации в России. Создание первой в стране военной летной школы в Севастополе император доверил великому князю Александру Михайловичу. Инициативу монарха многие военачальники всерьез не восприняли. По воспоминаниям Александра Михайловича, когда речь зашла о применении самолетов в современном бою, военный министр генерал Сухомлинов затрясся от смеха: «Я вас правильно понял, Ваше Высочество, - спросил он меня между двумя приступами смеха, - вы собиpaeтесь применить эти игрушки в нашей армии?»

Несмотря на возражения скептиков, к 1914 году в императорском военном воздушном флоте состояло 600 самолетов! И только Германия опережала Россию.


5. Инициатор установки памятников героям Крымской войны

Уделяя обороне страны особое внимание, Николай II не забывал и о защитниках Отечества былых времен. Так, к полувековой годовщине Крымской войны, ознаменовавшейся одиннадцатимесячной героической обороной Севастополя, государь император, «желая увековечить в памяти потомства места, прославленные непоколебимой стойкостью и беззаветной храбростью русских войск», «высочайше соизволил» возложить эту задачу на великого князя Александра Михайловича и учрежденный им особый комитет. При этом император повелел отпустить из Государственного казначейства средства, необходимые для выполнения «этого обширного дела».

6. Первый зритель первого русского полнометражного фильма

Николай II понимал важность воспитания молодежи на героических примерах прошлого. Государь с энтузиазмом поддержал создание первого русского игрового полнометражного фильма «Оборона Севастополя». Создатели ленты не только заручились высочайшей поддержкой, но и добились частичного финансирования из казны. По распоряжению Николая II к работе над картиной была привлечена большая группа историков и военных консультантов. Разумеется, первыми зрителями «исторического блокбастера» стали Николай II и члены его семьи. Премьерный показ состоялся 26 октября 1911 года в Ливадийском дворце.

7. Ценитель крымских вин

Николай II не злоупотреблял спиртными напитками, но толк в хорошем вине понимал. Из крымских вин государь предпочитал портвейн красный «Ливадия». Это высококачественное марочное крепкое красное вино вырабатывается из винограда сорта Каберне-Совиньон, произрастающего на южном берегу Крыма. Если портвейн «Ливадия» производится с 1891 года, то с 1892 года в Крыму стало популярным десертное вино «Лакрима Кристи » («Слезы Христа»), изготавливаемое из винограда сорта Алеатико, ставшее любимым крымским вином императрицы Александры Федоровны. Эти вина знаменитая «Массандра» выпускает до сих пор.


8. Занимался государственными делами без личного секретаря

Примечательно, что даже на отдыхе, в Ливадии, Николай II занимался государственными делами. Причем самостоятельно: секретаря у государя не было. Поначалу молодой император, осознав объемы ежедневной работы и уровень ответственности, был, мягко говоря, в растерянности и пытался привлекать друзей к обработке деловых бумаг: они занимались просмотром представленных Николаю II докладов. Но вскоре самодержец сумел настроиться на рабочий лад и самостоятельно разобраться в ворохе государственных бумаг. Иногда монарх обсуждал спорные вопросы с императрицей Александрой Федоровной, которая, к слову, имела своего личного секретаря.


9. Владелец самой большой в мире яхты

Императорская яхта «Штандарт», самая большая и красивая яхта начала XX века, была любимым судном императора Николая II. Приезжая в Крым на поезде, в Севастополь, государь на катере приплывал к своей яхте, где принимал гостей, а затем через день-другой отправлялся на «Штандарте» в Ялту . В тридцатых годах яхту переоборудовали в минный заградитель «Марти».


В начале Великой Отечественной войны при выполнении боевого задания заградителем была потоплена первая подводная лодка противника. После войны героический корабль сменил название на «Ока » и был переоборудован в плавказарму. В начале шестидесятых из него сделали плавучую мишень для ракетных стрельб, а потом распилили на металл.


10. Любитель животных, особенно собак

На отдыхе в Крыму были счастливы не только члены царской семьи, но и привезенные из Северной столицы их животные. В семье Николая II их очень любили: у самого императора были собаки, у княжны Ольги - кот, а у царевича Алексея - кот и спрингер-спаниель Джой . Спаниель стал незаменимым товарищем по играм юного наследника: мальчик брал его с собой везде - на отдых в поездки - не только к морю, но потом и на фронт, куда отправлялся вместе с отцом. Когда свершалось страшное злодеяние в Екатеринбурге - палачи расстреливали царскую семью, были также убиты поднявшие вой две собаки княжон. Третьей собаке - спаниелю Джою цесаревича Алексея - «добрые» убийцы сохранили жизнь, так как собака не выла. Спаниеля взял к себе охранник Михаил Летемин . Рассказывают, когда, через восемь дней белые войска вошли в Екатеринбург, Летемина арестовали, так как кто-то из белых


КСТАТИ

А Думу заслать на Ай-Петри

Интернет пестрит «историческими откровениями» о том, что император Николай II, якобы серьезно планировал перенести столицу с Санкт-Петербурга , в Крым, в Ливадию. Удивительно, но этот иронический пассаж, некоторые принимают за чистую монету. История же «переноса столицы» основывается на воспоминаниях генерал-лейтенанта, начальника канцелярии Министерства императорского двора Александра Мосолова.

В книге «При дворе последнего российского императора» Александр Александрович приводит разговор с императором, когда монарх, вместе со свитой, возвращался с конной поездки по Ялтинской яйле: «государь высказал, как он привязан к Южному берегу Крыма»:

Я бы хотел никогда не выезжать отсюда.

Что бы Вашему Величеству перенести сюда столицу?

Эта мысль не раз мелькала у меня в голове .

Вмешалась в разговор свита. Кто-то возразил, что было бы тесно для столицы: горы слишком близки к морю. Другой не согласился:

Где же будет Дума?

На Ай-Петри.

Да зимою туда и проезда нет из-за снежных заносов.

Тем лучше, - заметил дежурный флигель-адъютант.

Конечно, это невозможно. Да и будь здесь столица, я, вероятно, разлюбил бы это место. Одни мечты…».