Человек и общество. Природное и общественное в человеке

· Религиозная теория

· Эволюционная теория

· Трудовая теория

· Космическая теория

Человек

биосоциальное

Биологическое и социальное в человеке

Основные отличия человека от животного.

Животное Человек
-Поведение животных целесообразно- т.е. подчинено инстинкту. -Его действия изначально запрограмированны -Деятельность присуще только человеку а животному - активность. -Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования -Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни), но они не способны изготавливать орудия при помощи ранее сделанных средств труда. -Человек обладает мышлением и членораздельной речью. -Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности (& человек способен к целеполаганию-выдвижению целей, а у животных существует целесообразность в поведении -т.е подчинение инстинкту, когда создается впечатление, что в их поведении есть определенная цель. -Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность. -Человек творит «вторую природу» - культуру. -Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. -Человек удовлетворяет духовные потреб-ти

ЛЕКЦИЯ 4. Социальные группы, социальная стратификация,

социальная мобильность; социальный статус;

Социальная роль.

Социальная сфера общества включает в себя отношения между различными социальными общностями и группами.

Социальная структура общества это внутреннее устройство общества, совокупность

социальных групп.

Ключевой элемент социальной структуры общества – социальная группа.

Социальная группа - совокупность индивидов (от двух-до миллионов), которая имеет только им присущие признаки (пол, возраст, национальность, профессия, увлечение,

стиль одежды, место жительства…).

Виды социальных групп:

1. По численности:

Малые (от 2 до 30 человек, которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой (семья, класс, друзья).

Большие (многочисленная совокупность людей; горожане, студенты, россияне..)

2. По способу организации:

Формальные – объединения людей, которые строятся на основе официальных документов

(школьный класс, спортивная команда).

Неформальные -возникают на основе общности интересов, ценностей, личных симпатий

(фанаты спортивных команд, поклонники артистов).

Различные социальные группы занимают разное положение в обществе.

Социальная дифференциация (лат. «differentia» - различие) – это разделение общества на

Различные социальные группы, которые занимают определенное положение.

(например, профессиональная дифференциация: учителя, врачи; половая

дифференциация: мужчины, женщины….).

Изучение социальной структуры общества под углом зрения социального неравенства велось с самого начала развития социологии. Здесь можно упомянуть имя Карла Маркса с его теорией о непримиримых классах эксплуататоров и эксплуатируемых.

G Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) после эмиграции из России в 1922 г. стал основателем американской школы социологии и автором теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Социальная стратификация – то же самое, что социальное расслоение; это иерархическое

расположение социальных слоев в обществе.

Понятие «стратификация» («stratum» - слой ) пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение слоев различных пород по вертикали. Каждый пласт состоит из однородных элементов.

Также и страта социальный слой людей, имеющих сходные признаки по

доходам , власти , образованию и престижу .

Это критерии стратификации.

Исторически известны четыре основных типа социальной стратификации:

рабство, касты, сословия и классы (К.Маркс в качестве критерия деления общества на классы предлагал обладание собственностью и уровень доходов; согласно классовому подходу в каждом определенном историческом периоде выделяются свои основные классы: «рабы и рабовладельцы»; «феодалы и зависимые крестьяне»; «буржуазия и пролетариат»).

Согласны ли вы с высказываниями?

а) социальная мобильность всегда приводит к изменению статуса.

Ответ: разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность; она подразумевает не изменения статуса или группы, а перемещение из одного места на другое при сохранении статуса (например, переход с одного предприятия на другое).

б) смена одного статуса на другой предполагает переход из одной социальной группы в другую.

Ответ: например, переход из школьника в студенты; из курсантов в офицеры.

даже горизонтальная мобильность, не говоря уже о вертикальной, предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (переход из православной веры в католическую, из одной семьи в другую при повторном браке)

ЛЕКЦИЯ 5. Семья и брак.

Семья в социологии рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой социальной группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами.

СЕМЬЯ- основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Семья, как правило, более сложная система, чем брак. Она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Функции семьи –

-репродуктивная (биологическое воспроизводство)

-социализации (формирование индивида как личности)

-хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи, составление семейного бюджета)

-рекреационная (снятие стресса, эмоциональная поддержка)

-досуговая (организация рационального досуга)

-социально-статусная (предоставление определенного социального статуса членам семьи)

Выделяют следующие классификации семьи.

  • по числу детей (многодетные-3 ребенка, малодетные-1,2 ребенка, бездетные)
  • по характеру распределения домашних обязанностей

-традиционная (патриархальная семья) ; муж является кормильцем, главой семьи, жена

ЛЕКЦИЯ 1. Природное и общественное в человеке.

Проблема человека одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека имеет вопрос о его происхождении. Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

· Религиозная теория (Божественное происхождение человека)

· Эволюционная теория (Ч. Дарвин представил человека как продукт биологической эволюции. В основе эволюции по Дарвину, лежит естественный отбор. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в большей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования)

· Трудовая теория (Ф.Энгельс в работе «Роль туда в процессе превращения обезьяны в человека» полагал, что трудовая деятельность присуща только людям, и именно она явилась главной причиной выделения человека из природного мира).

· Космическая теория происхождения человека (Человек-создание неземное)

На многие вопросы, связанные со становлением человека, еще нет однозначных ответов. Проблема происхождения человека и сегодня находится в стадии научного изучения.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле.

Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, большим человекоподобным обезьянам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Наиболее часто природу человека называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное слито в нем воедино, только в таком единстве он существует.

Двойная (бинарная) природа человека проявляется в том, что все социальное в нем надстраивается на биологическую основу. Сознание, речь, поведение, другие важные факторы жизнедеятельности формируются у человека только в обществе. Родившись, человек уже является индивидом, единичным представителем человеческого рода, обладающим индивидуально своеобразными чертами. Личностью человек становится в результате социализации. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода, ответственность и др.

Видеоурок:

Лекция:


Центральным понятием курса обществознания является человек. Что же такое человек?

Человек - это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Рассмотрим биологические и социальные признаки человека.

Человек как биологическое существо

Как биологическое существо человек является результатом эволюционного развития (антропогенеза) и представляет собой вид Homo sapiens (человек разумный). Он обладает признаками общими для многих животных класса млекопитающих, среди которых: живорождение, млекопитание, использование предметов природы, инстинкты. Немного подробнее остановимся на инстинктах. Из курса биологии вам известно, что инстинкты – это врожденные акты поведения, которые помогают выжить в природной среде. Человеку свойственны такие животные инстинкты, как самосохранение, продолжение рода, "свой-чужой" и многие другие. Любое инстинктивное поведение человека или животного диктуется биологическими потребностями. Так, потребность в безопасном и удобном жилище удовлетворяется инстинктом построения жилья. Сравним этот инстинкт у животных и человека. К примеру, пчёлы строят соты, пауки плетут паутины, ласточки вьют гнёзда, бобры строят хатки. Но этому их никто не учил, умение строить жильё определённым образом передалось им по наследству. Человек строит дом, но в силу того, что он Homo sapiens к врожденному стремлению удовлетворить потребность в жилище подключает ещё и разум. И поэтому человек придумал тысячи способов строительства жилья.

Следовательно, человек как биологическое существо имеет общие для многих животных признаки, но отличается разумом, помогающим действовать вопреки своим биологическим потребностям.

Социальная сущность человека
В разумности человек проявляет свою социальную сущность. Если, как биологическое существо он приспосабливается к окружающей среде, то, как социальное способен преобразовывать её, созидая что-либо новое, ранее не существовавшее. Обретение человеком "человеческого" связано с его нахождением в социальной среде. То есть человек становится человеком не столько по рождению, сколько в ходе социализации. Это означает, что живя в окружении людей, он учится общаться, играть, приобретать знания, трудиться и осваивает много других форм поведения. Кроме того, человек усваивает правила и нормы, выработанные данным обществом и прочно устоявшиеся в нём. Так, с раннего детства его учат тому, как надо себя вести, а от какого поведения следует воздержаться. В итоге человек превращается в социальное культурное существо. Процесс социализации начинается с самого рождения, первого прикосновения, слова мамы и продолжается всю жизнь. Что же происходит с человеком, оказавшимся вне общества, к примеру, среди зверей? Результат жизни в "диких" условиях может быть разным и зависит от возраста человека, а если быть точнее, от того, прошёл человек хоть какой - то этап социализации или нет. Нам известны факты о детях - маугли, которых вскармливали животные. Вернувшись в общество они так и не научались говорить, пользоваться столовыми приборами, носить одежду, передвигаться на ногах. Они уподобились зверям. Взрослый же человек, прошедший социализацию, воспитанный обществом и умеющий использовать предметы окружающего мира в свою пользу, попав в "дикие" условия, обустраивает свой быт приблизительно в том виде, каком привык жить. А самое главное, он не теряет своей человеческой сущности. Этому есть яркий литературный пример - Робинзон Крузо - главный герой одноимённого рассказа Даниэля Дефо.

Биологическое и социальное в человеке тесно связано. Развитие определённых социальных качеств в человеке происходит благодаря тому, что в нём имеются биологические предпосылки. Давайте рассмотрим эти биологические предпосылки и социальные качества.

Биологические предпосылки

Социальные качества

Взаимосвязь

1

Развитый головной мозг

Разумность

Развитый головной мозг позволяет человеку приобретать знания, создавать предметы, преобразовать природу. Человек контролирует своё поведение и действует в зависимости от конкретной жизненной ситуации. Он различает добро и зло, верит, помнит, мечтает, творит. У него нет страшных когтей и клыков, маскирующей окраски, которые помогают многим животным избежать опасности. Но у человека есть разум, благодаря которому стал могущественной силой на Земле.

2

Прямохождение и особое строение кисти руки

Создание орудий труда

Гердер И.Г., немецкий философ XVIII века писал, что «человек находится на высшей ступени развития, потому что ходит прямо – иной причины нет». Прямохождение и развитие кисти рук позволило человеку совершать трудовые действия. Известны слова американского просветителя Б. Франклина: "Человек - это животное, создающее орудия труда". Именно создание орудий труда выделило человека из животного мира. Да, животные умеют использовать предметы природы (к примеру, палки и камни) для строительства норок. Но только человек может изготовлять одни орудия труда с помощью других.

3


Анатомо-физиологические механизмы (задатки), инстинкты

Мышление и деятельность

Человек преобразует окружающий мир под свои нужды благодаря деятельности. А формирование деятельности зависит от наличия у человека мышления. Потому, что прежде чем что-то сделать человек обдумывает идею и действия в голове. Более подробно о мышлении и деятельности вы узнаете после изучения темы .

4

Речь и общение

Жизнь в обществе – это каждодневное взаимодействие людей друг с другом. Это взаимодействие происходит в ходе общения, которое было бы не возможным без наличия членораздельной речи у человека. Общение и взаимодействие с другими людьми очень важно для человека, потому что только в группах он развивается, реализует себя и достигает социальной зрелости.

Подытожим, человек – это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью. Как биологическое существо он обладает признаками, присущими животным класса Млекопитающие: инстинкты, живорождение, млекопитание, использование предметов природы и отличительными признаками: развитый головной мозг, прямохождение, развитая кисть руки, инстинкты. Как социальное существо обладает характерными только для человека качествами: разумность, способность создавать орудия труда, деятельность, способность к членораздельной речи, общение.

Индивид, индивидуальность, личность.

В социологии, которая является частью предмета обществознания наряду с термином «человек» используются понятия индивид, индивидуальность и личность. Вы должны понимать значения этих понятий и уметь различать их.

Индивид – это один из представителей биологического вида Homo sapiens, имеющий генетически наследуемые биологические признаки.

Индивидом является каждый человек. Это понятие характеризует то, что в людях присутствуют одинаковые биологические особенности, относящие к виду Homo sapiens. Так, у каждого человека одна голова, две руки, 32 зуба, есть психика, строение внутренних органов одинаковое и т.д. Но в мире не найти абсолютно одинаковых индивидов, даже если они близнецы. Индивиды отличаются друг от друга внешними и внутренними признаками. Как вы знаете, к внешним относятся рост, цвет глаз, длина волос и другие, а к внутренним темперамент, характер, способности, знания, умения и другие. Отличия в этих признаках делают каждого из нас индивидуальным. Что же такое индивидуальность?


Индивидуальность – это совокупность неповторимых биологических и социальных качеств, присущих каждому человеку.

Согласитесь, для каждого человека очень важно, чтобы окружающие принимали его таким, какой он есть. Наверняка вы слышали, как в адрес какого-либо человека звучали слова: «Он – яркая индивидуальность». Эти слова подчёркивают "особенность" человека, его отличие от других. Очень дорожат такой оценкой люди творческого труда: художники, писатели, ученые.

А кого называют личностью? Личность – это человек, выделившийся на фоне других своими поступками. Человек становится личностью в обществе, в процессе социализации.

Личность – это социальный признак человека, связанный с наличием у него социально-значимых качеств, то есть таких, которые важны и необходимы обществу (к примеру, самостоятельность, ответственность, гражданственность, патриотизм, толерантность, альтруизм, гуманность и многие другие).

Личностью является не столько тот, кто обладает этими качествами, сколько тот, кто проявляет их в своем отношении к людям, обществу и природе. Иногда мы слышим: "Он – Человек с большой буквы". Так говорят о личности.

Множество людей обитает на нашей планете, но не многие задумывались о своем происхождении. Это вопрос довольно сложный, многие знаменитые ученые над ним размышляют. Но ни одни не пришли к какому-то общему мнению. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции рассматривается такой наукой, как антропогенез. Хотя благодаря ей и выделяют виды ранее живших людей, но основная проблема так и остается для нас загадкой.

На данный момент выделяют наиболее популярные четыре теории :

  1. Теория Дарвина о том, что человек (класс Млекопитающие) взял свое начало от обезьяны и эволюционировал в современного человека.
  2. Теория творения Божьего, в которой говорится о том, что Бог создал двоих по подобию своему, они и стали прародителями всех современных людей.
  3. Теория вмешательства из космоса (инопланетные создали человека и заселили Землю).
  4. Теория пространственных аномалий, которая заключается во взаимодействии материи, энергии и ауры.

Понятие современного человека

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции - это живое существо, которое отвечает нескольким требованиям, таким как:

  • социальность;
  • часть исторической деятельности;
  • часть культуры.

Чем же современный человек отличается от других существ, живущих на нашей планете? Тем, что он обладает сознанием и способен мыслить и делать какие-либо аналитические выводы и принимать собственные решения. Исходя из этого, каждый человек несет ответственность за свои поступки.

Кроме этого, человек обладает многими качествами и способностями, такими, которыми природа наградила только его:

  • изготовление орудий труда;
  • дар речи;
  • умение пользоваться огнем;
  • пластичность поведения и многие другие.

Нет ни одного существа на планете, которое в полной мере соответствовало бы человеку разумному (хомо сапиенс).

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции способен изменять и себя, и окружающий его мир. Именно он создает свою историю и культуру, традиции и ценности. Остаются еще вопросы: кто создал человека, какое его предназначение? Этим вопросом занимаются многие науки, среди которых философия и религия.

Понятие эволюции

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции рассматривается наукой под названием антропогенез. Если переводить с греческого языка, то получится "происхождение человека". Антропогенез изучает формирование современных людей на протяжении многих тысяч лет. Кроме этого, именно данная наука выделяет основные теории происхождения человека, которые обсудим немного позже.

Несмотря на разнообразие точек зрения, большинство все-таки придерживается теории Дарвина, то есть эволюционной. Почему именно эта гипотеза вызывает особое доверие у ученых? Потому что она подтверждена целым рядом научных данных как археологических, так и биологических.

Подробно мы рассмотрим в пункте "Эволюционная теория". Здесь бы хотелось добавить про само чтобы окончательно устранить все пробелы в наших знаниях. Так вот, эволюция - это развитие живых организмов на земле и в общем природы. Этот процесс сопровождается генетическими изменениями, адаптацией, появлением новых видов и вымиранием.

Происхождение человека

Как мы уже кратко отмечали ранее, выделяют в настоящее время четыре основные теории происхождения человека на Земле. Стоит добавить еще и то, что этой проблемой занимаются и биологические, и гуманитарные науки.

Между двумя этими направлениями непрерывно ведутся дискуссии, выдвигаются новые предположения и модели. Сейчас же все склонны к тому, что человек является сочетанием и биологических, и социальных компонентов. Даже существует наука, которая ищет границы между биологией и спецификой человека. Она имеет название социобиология и также занимается вопросом происхождения человека.

Эволюционная теория

Один из самых волнующих вопросов во все времена - это происхождения человека на Земле. выдвигали и выдвигают по сей день, но ни одна не доказана в полной мере. Это говорит о том, что точный ответ на поставленный вопрос никто не сможет дать. И все же, кто создал человека?

Еще в конце восемнадцатого века Чарльз Дарвин предположил, что мы получили свое начало от обычной обезьяны. Эволюционная теория стала детищем этого ученого. Он посвятил свою жизнь написанию научного труда, в котором убедительно доказал происхождение человека от человекоподобной обезьяны. Чарльз Дарвин привел очень убедительные аргументы, выделил много сходства и современного человека.

Эта теория долго не могла найти единомышленников даже в научных кругах, несмотря на то что она была единственной, имеющей хоть какие-то доказательства, в то время как другие основаны исключительно на предположениях и могут быть в равной степени как ложными, так и истинными. Лучшей версии не существует и в настоящее время.

Заслуги Дарвина, безусловно, велики. Он систематизировал все живые организмы, живущие на Земле, выделил их сходства. Но не нашел стопроцентного доказательства происхождения человека, что привело к появлению все новых и новых концепций, о которых мы поговорим прямо сейчас.

Креационизм

По-другому эта версия называется "религиозное происхождение человека". Она также имеет место. Эта теория утверждает, что Бог создал Землю и все живое на нашей планете, включая и человека. Эта идея строилась на основе христианских библейских писаний.

В принципе, эта теория вполне возможна, ведь никто до сих пор не смог объяснить происхождения души человека. Также в креационизме выделяют несколько течений, самые популярные из них:

  • младоземельное;
  • староземельное.

Рассмотрим, в чем их различия. Первое подразумевает, что Бог создал землю в буквальном смысле за шесть дней, а второе рассматривает вопрос немного глубже. День там имеет значение не конкретного дня, а некоторого неопределенного промежутка времени, возможно, достаточно длинного. И все же, кто создал человека? Бог или инопланетный разум, или все же мы произошли от обезьяны? Наверное, это так и останется навсегда для нас загадкой.

Внешнее вмешательство

Многие рассматривают человечество как результат биологической и социокультурной эволюции, которую предположил Чарльз Дарвин. Но, несмотря на это, существуют и другие концепции, например, внешнее вмешательство, занесение жизни инопланетным разумом.

Предполагается, что первые бактерии были занесены из космоса, а вот человек появился благодаря опытам инопланетян. Для чего они это сделали, может, им были нужны рабы? Это так и остается неизвестным.

Пространственные аномалии

Данная теория предполагает, что все вселенные развиваются и образуют атмосферу по одному и тому же принципу, этот путь как бы является запрограммированным на уровне ауры.

Если планета пригодна для жизни, тогда на ней образуется разум. Теория Дарвина и данная очень схожи между собой, единственное отличие - это вера последней в то, что существует программа, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Такая сложная и интересная тема, как природное и общественное в человеке, часто является предметом научных исследований и споров. Ведь каждый индивидуум - это совокупность биологического и общественного начал. Важно это понимать. И не только для того, чтобы успешно подготовиться к . Без изучения человеческой природы существенно тормозится процесс развития личности. Рассмотрим эту тему кратко.

О сущности человека написано немало научных трудов. Принято считать, что он стоит на наивысшей ступени развития живых организмов на Земле. Все люди состоят из двух начал - биологического и социального. Прежде всего, это живой организм, который имеет определенное устройство. У каждого есть свои генетические особенности, врожденные способности и задатки.

Но человек не может получить должного развития, если не будет работать его социально-духовная часть. Он непременно должен общаться и взаимодействовать с окружающими, просвещаться культурно, работать и занимать определенное положение в обществе.

Презентация природного и общественного в человеке позволяет сделать определенные выводы. Несмотря на то, что человек - это биологическое существо, он отличается от животных и других организмов по определенным признакам:

  • у него есть способность к прямостоянию и прямохождению;
  • у человека очень развиты органы речи, поэтому он может выражать свои мысли;
  • волосяной покров менее плотный, чем у животных;
  • головной мозг большой по размеру;
  • человек способен развивать мелкую моторику рук, благодаря подвижным кистям.

Кроме того, только люди могут заниматься , культурой. Они способны создавать орудия труда и работать. Кроме того, люди имеют возможность развиваться духовно. Они задумываются о своей душе, о высшем разуме. Многие добровольно посвящают свою жизнь служению Богу и помощи ближним.

Важно! В обществознании есть определенные понятия, касаемо человека, - индивид, индивидуальность и личность.

Многие путают их между собой, но различия очень существенны.

Индивид - это просто член общества или рода. Это понятие больше относится к отражающим биологическую природу.

Индивидуальность - особенные свойства и качества, которыми обладает конкретный человек. Они могут появиться у него с рождения или сформироваться в течение жизни.

Личность - человек ею становится в результате своей осознанной деятельности, своего труда. Он живет не просто для себя. Он играет определенную роль в обществе.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что каждый является индивидом и имеет индивидуальные качества. Но личностью можно стать лишь в результате работы над собой, развития физических и умственных способностей, взаимодействия с окружающими.

Понятие личности также можно разложить на составляющие. Это положение человека в обществе и определенная социальная роль. А также, поведение человека, обусловленное его ценностями и принципами.

Полезное видео: природное и общественное в человеке

Социальная сущность человека

Рассмотрим понятие социальной сущности более подробно. Еще много лет назад, ведущие представители философской мысли - Огюст Конт, Карл Маркс, Георг Гегель - говорили о том, что каждый - продукт обработки природного биологического существа средствами культуры. Этот процесс, по сути, является движущей силой в . Поэтому, возникает человек как результат биологической и социокультурной эволюции только благодаря собственному развитию.

Человек воплощает свой внутренний мир в реальность, создавая предметы культуры. В неживом мире предметов и вещей его сущность очень хорошо просматривается.

Что было бы, если б однажды с планеты исчезли все люди, оставив лишь то, что было ими создано? Такую гипотетическую ситуацию уже рассматривали писатели — фантасты. Например, . На Землю в его произведении «В конце времен» прилетели инопланетяне и обнаружили предметы человеческой цивилизации. Смогли бы они восстановить в своем сознании внешний и внутренний облик людей? Скорее всего, смогли бы.

Ведь и сейчас ученые, делая раскопки и различные археологические находки, могут многое рассказать о том, как жили люди много веков назад:

  • Фридрих Энгельс говорил о том, что по основному орудию труда можно многое узнать о том, к какому общественному строю принадлежат люди.
  • По бытовым предметам можно судить о внешнем виде и пропорциях человеческого тела. Судя по тому, чем люди питаются, что растет на фермах и полях, чем забиты прилавки магазинов, можно понять, как устроен организм.
  • Изучив устройство предприятий и заводов, можно изучить общественные технологии. Определить, насколько развита производительность труда и какие основные социальные институты имеются в определенной местности.
  • Многое о человеческой цивилизации могут сказать книги, языки, видео и звукозаписи. Благодаря этому познается духовный мир людей, их мышление и психология. Можно узнать про цели, неудачи, радости, мечты и страхи.

Вещи и люди способны являться воплощением друг друга. Ведь человек создает вокруг себя мир вещей по своим меркам, взглядам и желаниям. Хотя, конечно же, без людей предметы мертвы. Именно люди дают им жизнь, приводят в движение.

Важное значение в обществе имеют также орудия коммуникации. Это разговорная речь и язык.

Взаимодействие с предметами, с системами знаков, оказывают большое влияние на человеческую психику. У людей формируется способность фиксировать и накапливать информацию, размышлять, делать прогнозы. Так они становятся частицей общественной системы. Индивид становится личностью.

Находясь вдали от цивилизации, человек как биосоциальное существо вряд ли сможет жить полноценно. И есть многочисленные примеры этого. Дети, волей случая, воспитанные среди волков, так и остаются «волчатами». Ученые утверждают, что если упущены первые месяцы и годы в развитии человека, его психика будет необратимо нарушена.

Биологическое начало

Человек как биологическое существо формируется на протяжении очень длительного времени. Уже около двух с половиной миллиардов лет. Когда-то на Земле не было людей, но жизнь существовала. В ходе долгого процесса эволюции появились первые люди.

В начале 20 века были найдены останки древнейшего из них - австралопитека. Предполагается, что он жил более трех миллионов лет назад. От него произошли современные люди и обезьяны.

Человек в современном воплощении появился примерно 20 тысяч лет назад. Интересно, что люди эволюционировали не одновременно. Более развитые жили среди менее развитых. Ученые говорят о том, что кроманьонцы считали неандертальцев своей добычей. По сути, это было каннибализмом. В современной цивилизации это явление обществом не признается.

Несмотря на то, что человек считается высшей ступенью в эволюции, он проигрывает большинству животных в силе и степени приспособления к природе. Человек может жить лишь в относительно теплом климате, у него нет шерсти, крепких когтей и клыков. Вертикальная походка людей неустойчива. Кроме того, они часто болеют из-за слабого иммунитета.

Факт! У представителей человечества есть неоспоримое превосходство - кора головного мозга.

На ней находятся 14 миллиардов нейронов. И благодаря этому индивид имеет сознание, способен к общественной жизни и труду. У него практически безграничные способности для духовного роста и развития. Хотя, в среднем, мы используем за свою жизнь лишь 7% нейронов.

Здоровье человека и долголетие тоже закладывается генетически. Биологическая природа человека включает и его темперамент. Он может быть сангвиником, меланхоликом, холериком и флегматиком. На генетическом уровне также закладываются таланты и способности.

Кроме того, в людях содержится множество молекул ДНК. Это уникальная биологическая информация - у каждого она своя.

Полезное видео: основы взаимосвязи биологического и социального

Вывод

В каждом индивиде сочетается биологическое и социальное начало. Не нужно об этом забывать. В нас заложен определенный генетический набор. Мы можем унаследовать от предков особенности здоровья. Можем перенять от них склонность к культурному развитию или физическую силу. Но, только взаимодействуя с обществом, мы становимся личностями. Мы ставим цели, формируем привычки. Мы радуемся нашим достижениям и делимся ими с окружающими.

Природное и общественное в человеке можно отразить в презентации, написать об этом в учебнике или в научном труде. Но также очень интересно исследовать сущность человека на практике, наблюдая за собой и за другими людьми. А прочитав нашу статью, вы легко сдадите тест по обществознанию.

Вконтакте

Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
- Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид - гомо сапиенс. Как любой биологический вид, человек характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Как и другие биологические виды, имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием «раса». Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:


Прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения, что дает возможность использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;

Цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

Взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

Большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

Длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;

ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения - все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;

Устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.

Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Основные отличия человека от животного:

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.