Чем проявляется творческий характер. Специфика человеческой деятельности

Человек - существо социальное. Мало найдется людей, способных долгое время переносить одиночество и чувствовать себя при этом комфортно. Друзья, враги, родственники, сослуживцы, случайные собеседники - человек связан с обществом тысячами невидимых нитей, вплетен в социум, словно узелок в вязаный узор.

Малая социальная группа - что это?

Эти связи формируют малые и большие социальные группы. Они и составляют то, что называют кругом общения человека.

Большая социальная группа - это любая значительная по объемам общность людей, имеющая общие интересы и цели. Болельщики одной футбольной команды, поклонники одного певца, жители города, представители одного этноса. Такие общности объединены только самыми общими целями и интересами, зачастую между случайно выбранными их представителями вообще нельзя найти схожих черт.

Понятие «малая социальная группа» предполагает ограниченную малочисленную общность людей. И связующие черты в таких объединениях выражены намного ярче. Типичные примеры малых групп - коллеги, одноклассники, дворовые друзья, семья. В таких общностях объединяющие мотивы отчетливо видны, даже если сами их участники - люди абсолютно разные.

Типы малых социальных групп

Существуют различные виды малых социальных групп. Они могут различаться по степени официальности - формальные и неформальные. Первые представляют собой официально зарегистрированные объединения: трудовые коллективы, группы обучения, семьи. Вторые возникают на базе личных привязанностей или общих интересов: приятели, знакомые с общим хобби.

Группы могут быть с постоянным составом - стационарные, и со случайным - нестабильные. Первые - одноклассники, коллеги, вторые - люди, собравшиеся вместе, чтобы вытащить машину из кювета. Естественные группы возникают сами по себе, государство не прилагает усилий для их формирования. Это - компании друзей, семьи. Искусственные малые социальные группы создаются принудительно. К примеру, коллектив исследователей, созданный специально для решения определенной задачи.

Референтные и индифферентные группы

По степени значимости для участников малые социальные группы подразделяются на референтные и индифферентные. В первых оценка группой деятельности индивидуума имеет большое значение. Подростку очень важно, что о нем подумают друзья, работнику - как отнесутся коллеги к его решениям и поступкам. Индифферентные

группы обычно являются для индивидуума попросту чужими. Они его не интересуют, а следовательно, их мнения и оценки не имеют никакого значения. Футбольная команда - тоже малая социальная группа. Но для девушки, посещающей кружок бальных танцев, их мнение по поводу ее хобби никакого значения иметь не будет. Обычно индифферентными для людей являются группы непривлекательные, чуждые. Поэтому нужды перенимать их правила и традиции попросту нет, точно так же, как любителю чтения нет нужды заучивать названия футбольных команд, даже если рядом находится стадион.

Влияние малых социальных групп на личность

По сути, именно такие незначительные, казалось бы, объединения, оказываются наиболее значимыми. Именно малые социальные группы играют значительную роль при формировании характера и мировоззрений человека. Потому что наибольшее влияние на людей имеют либо личности, обладающие несомненным авторитетом в их глазах, либо ближайшее окружение. Общественное мнение как таковое - понятие абстрактное, и его влияние на психику человека сильно переоценено. Когда говорят, что все одобряют или не одобряют то или иное действие, имеют в виду все же круг знакомых, а не действительно «всех» - неведомых и непонятных. Совершая поступок и задумываясь о том, как он будет оценен, человек представляет себе реакцию друзей, соседей, коллег, семьи. Малой социальной группой являются практически все общности, оказывающие реальное влияние на выбор индивидуумом того или иного решения. И семья - одна из них.

Семья - малая социальная группа

Семья формирует базис личности, школьный класс и компания дворовых друзей обеспечивают начальную социализацию, учат основам поведения вне круга родственников. А уж рабочий коллектив - люди, с которыми приходится проводить больше времени, чем с самыми близкими людьми. Конечно, именно их влияние во многом определяет стиль поведения, моральные установки человека.

Обычно, говоря о семье и ее роли в обществе и государстве, забывают о том, что она -

малая социальная группа. Просто вспоминают расхожую фразу о том, что они - социальный институт. Конечно, многие просто не задумываются о смысле определения, используют устоявшееся выражение. Но социальный институт - это комплекс норм, догматов, правил и установок, как формальных, так и неформальных. Он призван обеспечивать нормальное функционирование общества.

Социальные группы и социальные институты

Задача социальных институтов - дать обществу возможность эффективно наладить производство материальных ценностей, осуществлять контроль за общественным порядком, обеспечивать коммуникативные функции. Ну и гарантировать должный темп воспроизводства членов социума. Именно поэтому к социальным институтам относятся не только экономика, религия, образование и политика, но и семья. В таком разрезе ее значение абсолютно утилитарно.

Семья как малая социальная группа не имеет перед собой сугубо демографических задач. Это вытекает уже из определения: общность, образованная в результате

возникновения тесного эмоционального контакта, моральной ответственности, любви и доверия. В семье вообще может не быть детей, от этого она не перестает быть семьей, хотя этот вопрос и был довольно спорным, мнения социологов в этом отношении расходились. И близкородственных связей может не быть. Муж и жена - не кровные родственники, а двоюродная бабушка, воспитывающая внука-сироту, по сути, ему почти чужой человек. А вот семьей они себя считать будут, даже если документы на опекунство или усыновление пока не оформлены.

Семья как предмет интереса социологии

Выдающийся американский психолог и социолог дал замечательное определение термина «группа», позволяющий обойти момент официальности, регистрации отношений. Люди, взаимодействующие друг с другом, влияющие друг на друга и осознающие себя не как совокупность «я», а как «мы». Если взглянуть на проблему под этим углом, то семья, как малая социальная группа, действительно может состоять из людей, не имеющих близкородственных связей. Все определяют чувство привязанности и эмоциональный контакт.

Когда рассматривают семью в таком аспекте, что особое внимание уделяют именно

взаимоотношениям и их влиянию на членов группы. В этом социология имеет много общего с психологией. Установление таких закономерностей позволяет прогнозировать рост или падение рождаемости, динамику вступления в брак и разводов.

Большую роль социологические исследования семьи играют и в формировании норм ювенального права. Только исследуя взаимоотношения между родственниками, можно делать выводы о благоприятном и неблагоприятном для ребенка климате, его влиянии на развитие личности. Социум формируют семью, но и семья в будущем формирует социум, воспитывая детей, которые создадут новое общество. Эти взаимосвязи и исследует социология.

Семья и социум

Семья, как малая социальная группа, вполне отражает любое изменение общества. В строгом, патриархальном государстве с четко выраженной вертикалью власти внутрисемейные отношения будут столь же линейными. Отец - неоспоримый глава

семьи, мать - хранительница домашнего очага и послушные их решениям дети. Конечно, будут семьи, построенные в рамках других традиций и укладов, но это будут, скорее, исключения. Если общество считает нормальной, правильной именно такую организацию отношений - значит, оно тем самым задает определенные стандарты. И члены семьи, вольно или невольно, исполняют их, считая единственно возможными и приемлемыми.

Но как только нормы меняются, тут же меняются и внутренние, домашние правила. Изменение гендерной политики на общегосударственном уровне привело к тому, что все больше семей существует в условиях хотя бы формального равенства обоих супругов. Строгий патриархальный уклад в российской семье - уже экзотика, а ведь совсем недавно он был нормой. Структура малых социальных групп приспособилась к изменениям в обществе, скопировав общую тенденцию к сглаживанию гендерных различий.

Влияние социума на семейный уклад

Традиции донских казаков, скажем, предполагают, что всю домашнюю работу делает только женщина. Удел мужчины - война. Ну, или физически трудная, непосильная для женщины работа. Он может чинить забор, но не станет кормить корову или полоть грядки. Поэтому когда такие семьи переезжали из привычного места обитания в города, сразу оказывалось, что женщина и на работу ходит, и всю домашнюю работу выполняет. А вот мужчина, приходя вечером домой, может отдыхать - ведь адекватных обязанностей у него попросту нет. Разве что починить сантехнику или прибить полку - но это бывает редко, а есть готовить нужно каждый день. Если мужчина не занят на производстве тяжелым, физически изнуряющим трудом, такой семейный уклад быстро перестает соответствовать принятым в городе нормам. Конечно, вряд ли поведение взрослых членов семьи изменится. Малые социальные группы динамичны, но не настолько. А вот выросший в такой семье сын, скорее всего, уже не будет придерживаться патриархальных устоев. Просто потому, что окажется в меньшинстве, окажется «неправильным». Его стандарты не будут устраивать потенциальных невест, а парни вокруг охотно помогают своим избранницам. Под давлением социума он просто вынужден будет признать, что привычный ему уклад уже неактуален и изменить заложенные семьей стандарты.

Зачем нужна семья

В начале двадцатого века было модно утверждать, что институт семьи себя исчерпал. Это - лишнее, ненужное формирование, пережиток прошлого. При должной социальной защищенности людям семья не нужна, а поэтому она отомрет, исчезнет так же, как родовой или племенной уклад. Вот только годы идут, а люди по-прежнему вступают в брак, даже при условии полной финансовой самостоятельности. Почему?

Те, кто так утверждали, упускали из виду один момент. Человеку необходимо чувствовать себя нужным и любимым. Это - глубинная психологическая потребность, без нее личность не может функционировать должным образом. Не зря же одно из самых суровых наказаний - заключение в одиночной камере, полная десоциализация. А возникновение теплых доверительных связей возможно только в узком постоянном кругу. Этим и отличаются малые и большие социальные группы. Семья - гарантия эмоциональной вовлеченности индивидуума.

Гражданский брак - это семья?

Конечно, тогда возникает вопрос - неужели для возникновения тесных доверительных связей действительно необходим факт государственной регистрации? В какой момент семья становится семьей? С точки зрения социологии - нет. Если люди живет вместе, заботятся друг о друге, полностью осознавая всю меру ответственности и не избегая ее, то они уже являются семьей. С точки зрения закона - конечно, нужен официальный документ, ведь эмоции, как говорится, к делу не пришьешь. Семью, живущую гражданским браком, характеристика малых социальных групп позволяет считать неформальной стационарной естественной и референтной группой.

Влияние семьи на ребенка

По отношению к детям семья выступает как первичная группа. Именно обеспечивает начальную социализацию, учит азам взаимодействия с другими людьми. Семья - единственная общность, способная формировать человеческую личность комплексно. Любые другие социальные группы влияют только на конкретную сферу психической деятельности личности.

Способность к обучению, умение строить отношения с другими людьми, основные особенности поведения, даже в определенном смысле мировосприятие - все это закладывается в глубоком детстве, а значит, в семье. Остальные социальные группы всего лишь развивают, шлифуют то, что уже присутствовало в личности. И даже если детский опыт крайне неблагоприятен, и ребенок категорически не хочет воспроизводить привычный с детства сценарий - это тоже в своем роде формирование, просто со знаком «минус». Если родители любят выпить, выросшие дети могут избегать алкоголя, а в бедных многодетных семьях могут вырасти убежденные чайлдфри.

    Группа является одним из главных элементов социальной структуры общества и представляет собой совокупность людей, объединенных любым существенным признаком - общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими характеристиками. Это понятие употребляется в правоведении, экономике, истории, этнографии, демографии, психологии. В социологии обычно используется понятие «социальная группа».

Не всякое сообщество людей называют социальной группой. Если люди просто находятся в определенном месте (в автобусе, на стадионе), то такое временное сообщество можно назвать «агрегация». Социальная общность, которая объединяет людей только по одному или нескольким схожим признакам, также не называется группой; здесь употребляется термин «категория». Например, социолог может отнести учащихся от 14 до 18 лет к категории молодежи; пожилых людей, которым государство платит пособие, предоставляет льготы по оплате коммунальных услуг, - к категории пенсионеров и т.д.

Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых - семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

Понятие, формирование и типы социальных групп

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Будучи формами социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей.

В современной социологии существует множество определений понятия «социальная группа». Так, по мнению одних российских социологов, социальная группа - это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Он выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.

В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:

    устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;

    относительно высокой степенью единства и сплоченности;

    четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы;

    возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам, то возникает необходимость в их классификации по определенным критериям.

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. В зависимости от характера взаимодействия - первичные и вторичные (Приложение, схема 9).

Первичной группой, по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа - это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия - формальные и неформальные.

Формальная группа - это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов - ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа - это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).

Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. Поэтому социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой «шкале социальной дистанции» Богардуса.

Референтная группа - это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений «личность - общество» выполняет две важные функции: нормативную , являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей - малые и большие.

Малая группа - это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединением, в триаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна.

Характерными чертами малой группы являются:

    малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);

    пространственная близость членов группы;

    устойчивость и длительность существования:

    высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;

    интенсивность межличностных отношений;

    развитое чувство принадлежности к группе;

    неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа - это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) - это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

    сочетание интересов индивида и общества;

    общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:

    предметную - решение той задачи, ради которой он создается;

    социально-воспитательную - сочетание интересов индивида и общества.

5. В зависимости от социально значимых признаков - реальные и номинальные.

Реальные группы - это группы, выделяемые по социально значимым критериям:

    пол - мужчины и женщины;

    возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;

    доход - богатые, бедные, зажиточные;

    национальность - русские, французы, американцы;

    семейное положение - женатые, холостые, разведенные;

    профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы;

    место жительства - горожане, сельские жители.

Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, - выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).

Наряду с социальными группами в социологии выделяют понятие «квазигруппа».

Квазигруппа - это неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер.

Основными видами квазигрупп являются:

Аудитория - это социальная общность, объединенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию. Неоднородность данного социального образования, обусловленная различием личностных качеств, а также культурных ценностей и норм входящих в него людей, определяет и разную степень восприятия и оценки получаемой информации.

Толпа - временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния. Выделяют общие характеристики толпы:

    внушаемость - люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами;

    анонимность - индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней, становится неузнаваемым, считая, что его сложно «вычислить»;

    спонтанность (заражаемость) - люди в толпе подвержены быстрой передаче и смене эмоционального состояния;

    бессознательность - индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, поэтому его действия «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами и становятся непредсказуемыми.

В зависимости от способа формирования толпы и поведения людей в ней различают следующие ее разновидности:

    случайная толпа - неопределенная совокупность индивидов, образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);

    конвенциональная толпа - относительно структурированное собрание людей, находящееся под воздействием запланированных заранее определенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);

    экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, образующаяся для личного удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);

    действующая (активная) толпа - производящая какие-то действия группа, которая может выступать в виде: сборища - эмоционально возбужденной толпы, тяготеющей к насильственным действиям, и восставшей толпы - группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными действиями.

В истории развития социологической науки сложились различные теории, объясняющие механизмы образования толпы (Г. Лебон, Р. Тернер и др.). Но при всей несхожести точек зрения ясно одно: для управления повелением толпы важно: 1) выявить источники возникновения норм; 2) определить их носителей путем структурирования толпы; 3) целенаправленно воздействовать на их создателей, предлагая толпе значимые цели и алгоритмы дальнейших действий.

Среди квазигрупп наиболее близкими к социальным группам являются социальные круги.

Социальные круги - это социальные общности, которые создаются с целью обмена информацией между их членами.

Польский социолог Я. Щепаньский выделяет следующие разновидности социальных кругов: контактные - общности, постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий (интерес к спортивным соревнованиям, видам спорта и т.д.); профессиональные - собирающиеся для обмена информацией исключительно но профессиональному признаку; статусные - образующиеся по поводу обмена информацией между людьми с одинаковым социальным статусом (аристократические круги, женские или мужские круги и т.д.); дружеские - основанные на совместном проведении каких-либо мероприятий (компании, группы друзей).

В заключение отметим, что квазигруппы представляют собой некоторые переходные образования, которые с приобретением ими таких признаков, как организованность, устойчивость и структурированность, превращаются в социальную группу.

Малая социальная группа

1. Характеристики малой группы

Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Состав группы

Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)

Структура группы

Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

Групповые процессы

Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.

2. Виды и функции малых групп

По роду деятельности

(промышленные, учебные, любительские)

По способу возникновения

    формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел)

    неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)

По степени развития межличностных отношений

От дифференциальных групп до коллектива

По значимости индивида

    группы членства (все люди в группе)

    референтные группы (значимый для индивида круг общения)

Функции групп

Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.

Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.

3. Групповая динамика

Групповая динамика включает следующие процессы:

    сплочение или разобщение групп;

    процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;

    становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности.

Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.

Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению.

Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой.

Противоположная сторона конформизма - негативизм.

Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.

Управление - набор действий, включающих:

    целеполагание (в т.ч. принятие решений)

    координацию совместных действий

    контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений.

Управление задает отношение субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу вверх).

Управление необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако, каждая из сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними.

Малая группа - системный социальный объект. Ее элементами (как и элементами других соц. систем) выступают люди и возникающие между ними отношения.

Применительно к малым группам действует принцип иерархичности. Это подразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема.

Малая группа - динамическая система, об этом свидетельствуют процессы групповой динамики. Это открытая система, т.е. она осуществляет обмен с внешней средой веществом, энергией, информацией.

Принимая во внимание вышесказанное (курсивом), рассмотрим

Направление действий лидера:

Направление

Обеспечить

1. Внешняя среда

Совместимость, контакт (достаточные, чтобы избежать изоляции, но не чрезмерные, чтобы не нарушать целостность группы)

2. Межличностные отношения

Включенность, расположение, контроль.

Включенность в совместные действия, достаточную, чтобы никто не чувствовал себя в изоляции, но не чрезмерную, чтобы никто не терял индивидуальности.

Расположение, достаточное для экспрессивной и поддерживающей функции, но не чрезмерное, чтобы не мешать реализации инструментальной функции.

Контроль за принятием решений, достаточный, чтобы все участвовали в обсуждении, но не чрезмерный, чтобы не утрачивалась функция управления (по-моему все наоборот...)

3. Разрешение конфликтов

Интеграция точек зрения (сплочение группы против конфликта).

Реализация этих направлений иллюстрирует комплиментарную функцию лидера (лидер должен делать то, чего не может сделать группа).

Задача управления постоянна, а способы ее реализации зависят от характеристик группы, а так же от ситуации, в которой действует группа.

Модели (стили) управления

Демократический

Либеральный

Анархический

Различия этих моделей можно установить:

    по характеру отношений между управляющими и управляемыми

    Доминирование управляющих

    Конструктивное равноправие сторон

    Доминирование управляемых

    по способу принятия решений

    Принимает решение 1 человек. Качество зависит от его знаний, квалификации, опыта и т.д. Скорость принятия решения повышается, а реализация решений связана с усиленным внешним контролем лидера над членами группы.

    Решение возникает в результате коллективного обсуждения. Качество решения зависит от способности членов группы выражать свои мнения и выслушивать мнения других, а так же от способности лидера организовать дискуссию и при необходимости привлечь эксперта. Скорость принятия решений замедляется, однако увеличивается участие каждого в принятии решений, повышается значение самоконтроля в ходе выполнения решений.

    Минимизация управления может привести к тому, что решение так и не будет принято

    по характеристикам групп, для которых применима та или иная модель

Чем выше уровень образования членов группы, чем более творческим является содержание их деятельности, тем менее приемлем авторитарный стиль.

    по ситуациям, в которых обосновано применение той или иной модели

Например, экстремальные ситуации оправдывают применение авторитарной модели, а в ситуации сплочения группы лучше демократический стиль.

Малая группа - это группа людей, объединенных совместной деятельностью, общими интересами и целями, находящимися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом. Наличие непосредственных контактов между всеми членами является группообразующим признаком, поэтому малую группу называют также контактной.

Известный американский социолог и социальный психолог Чарльз Кули (1864-1929) ввел термин «первичная группа» для обозначения групп, в которых преобладают личные связи между людьми, в отличие от безличных связей, характерных для вторичных групп.

Отличительными признаками малой социальной группы явля­ются:

Небольшое число членов;

Непосредственность общения между ее членами;

Общие интересы, цели и совместная деятельность;

Определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;

Разделение труда, координация и дополнительность деятель­ности;

Внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;

Общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;

Определенная структура организации и управления;

Групповая идентичность с точки зрения посторонних.

В зависимости от целей и способов объединения малые соци­альные группы делятся на временные и постоянные, естественные (семья, соседи) и искусственные (рабочая бригада, экипаж), первичные и вторичные, свободные (членство в которых основано на добровольном выборе) и обязательные (основанные на принудительном членстве, например, группа заключенных), открытые и закрытые (например, религиозная секта), формальные, неформальные и референтные.

Формальная группа ~ группа, образованная по заранее заданным параметрам (экипаж самолета, производственная бригада, студенческая группа и т. д.). В такой группе предполагается наличие официальных должностей, конкретных функций и ролей. Формальные отношения между людьми обусловлены должностным положением, а не личными качествами входящих в нее членов. Главным интегрирующим (объединяющим) фактором формальной группы является совместная деятельность для достижения определенной цели (целей), например производство строительных материалов, ремонт машин, передача информации и т. д.

Неформальная группа - группа, которая формируется спонтанно в ходе общения людей (компания друзей, дворовая спортивная команда, любители животных и т. д.). В такой группе отсутствуют фиксированные цели и должности, нет ясно регулируемых правил членства, структура отношений определяется не предписанными функциями и ролями, а личными качествами членов группы. Главным интегрирующим фактором неформальной группы является совместный интерес, например игра в футбол, коллекционирование марок и т. д.

В реальной жизни возможны случаи превращения формальной группы в неформальную и наоборот. Например, бывшие члены расформированной бригады продолжают дружить; группа приятелей создает свою фирму. Возможны также варианты, когда группа одновременно является и формальной, и неформальной, например экипаж самолета во время работы является формальной группой, а вне работы - группой приятелей.

В любой формальной группе (организации), как правило, воз­никают неформальные отношения. Они складываются в результате неформального общения членов группы на основе взаимных интересов, склонностей и симпатий.

Следовательно, индивид в организации одновременно является субъектом формальных и неформальных отношений.

Референтная группа - реальная или воображаемая группа, которую индивид считает эталоном (образцом) для подражания.

Это группа, на которую ориентируется индивид в своих действиях; которая служит мерой для сравнения и оценки личного поведения; группа, в которую индивид стремится вступить.

Референтные группы оказывают существенное влияние на вос­питание и социализацию личности. Среди подростков (и не только) немало поклонников (фанатов) тех или иных спортивных команд, рок- и поп-групп и др. Поклонники охотно подражают своим кумирам, перенимают свойственные им социальные нормы, ценностные ориентации и образцы поведения. Для отдельных индивидов референтной может также быть группа с негативными характеристиками, например экстремистская, криминальная, националистическая и др.

Малая группа, в соответствии со своим названием, предполагает ограниченное число входящих в нее индивидов. Но в этом вопросе среди исследователей проблемы нет единодушия. Одни считают, что число членов в малой группе варьируется от двух до 15 человек, другие полагают, что число членов не должно превышать 10 человек, третьи «расширяют» состав группы до 20 и более членов.

В социометрии имеется так называемое магическое число - 7+2.

Это число было открыто при исследованиях объема оперативной памяти и означает количество предметов, одновременно удер­живаемых в памяти. Суть проблемы заключается в том, что коммуникационные возможности человека имеют свои пределы. Находясь в группе, индивид в ограниченный период времени должен иметь возможность высказать свое мнение по возникающим проблемам и услышать (воспринять, усвоить) мнение других членов. Если же группа слишком велика, то индивид лишается таких возможностей. «Не услышанный», «непонятый» и «не поняв других», он будет искать другую, более подходящую ему группу. Кроме того, чем многочисленнее группа, тем больше разных (порой несовместимых) интересов может возникнуть в ее среде. И тогда группа либо расколется на относительно самостоятельные подгруппы, либо распадется на отдельные самодостаточные группы.

Магическое число используется и при формировании системы управления в формальных группах. Например, если трудовой коллектив организации (подразделения) состоит из 20 и более человек, то для эффективного управления внутренняя структура этого коллектива должна быть организована так, чтобы на одного непосредственного руководителя приходилось не более семи-восьми подчиненных.

Неформальные групповые нормы. Функционирование и развитие неформальной группы невозможно без единых норм и правил внутригруппового общения. Групповые нормы складываются спонтанно в процессе внутригруппового взаимодействия и представляют собой систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются естественным образом на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой происходит образование группы. Сам процесс формирования ценностно-нормативной системы в группе является достаточно сложным и противоречивым. При этом происходит своего рода «естественный отбор» людей, разделяющих групповые нормы, и «отсев» тех, кто эти нормы не признает. Сформировавшаяся группа, как правило, имеет достаточно четкую систему своих групповых норм, соблюдение которых является обязательным для всех членов группы.

Чем более сплоченной является группа, тем строже она контро­лирует исполнение групповых норм и требований, и тем более острым может быть конфликт в случае нарушения этих норм. Но не бывает правил без исключений. Как и в обществе, в группе люди занимают разные статусно-ролевые, структурно­-функциональные и иные позиции. Поэтому одни члены группы имеют больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм, другие же могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужие «грехи». Вместе с тем чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее нормами и требованиями.

Групповые нормы выполняют следующие жизненно важные для группы функции:

Обеспечивают единообразие поведения и способствуют коор­динации деятельности;

Направляют, регулируют, контролируют и оценивают поведе­ние членов группы;

Обеспечивают интеграцию, упорядоченность и стабильность в группе;

Обеспечивают предсказуемость поведения членов группы;

Создают индивидуальное лицо каждой группы. Групповые нормы - не единственный регулятор внутригруппо­вого общения. В процессе функционирования группа вырабатывает также свои традиции, свою систему и иерархию ценностей, свой язык внутригруппового общения. Все это представляет собой определенную субкультуру, характерную только для той или иной конкретной группы.

Лидер в неформальной группе также не назначается и не выби­рается. Он выделяется и выдвигается благодаря своим личностным качествам. Но при этом его роль очень велика. Лидер является главным выразителем групповых интересов, групповой воли, основным хранителем групповых норм, арбитром в конфликтах.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная общность?

2. Назовите основные виды социальных общностей.

3. Что такое этническая общность?

4. Что такое малая социальная группа, каковы ее отличительные признаки?

5. Назовите основные виды малых социальных групп.

6. Как возникают неформальные групповые нормы? Какова их роль в функционировании группы?

Группа – это социальная, относительно устойчивая, выделяемая на основе определенных признаков совокупность людей, связанных системой отношений. Традиционно выделяют следующие признаки группы:

– осознание участников своей принадлежности к группе; – установление определенных отношений между ними;

– внутренняя организация, включающая распределение обязанностей, а также такие элементы, как лидерство, иерархия и т. п.;

– потенциальная способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.

По различным основаниям выделяют несколько разновидностей групп:

Большие и малые;

Условные и реальные (контактные);

Постоянные и временные;

Формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

Большие группы – это многочисленные социальные общности, выделяемые по профессиональным, экономическим, национальным, религиозным, половым, культурно-образовательным и другим всевозможным признакам. Например, нации, народности, общественно-политические партии и т. д.

Малая группа – немногочисленная группа людей (до 15–20 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. К таким группам относятся, например, семья, школьный класс, трудовой коллектив и т. д. Малая группа – это всегда реальная (или контактная) группа, ее отличительным признаком является пространственное и временное соприсутствие людей, которое делает возможным общение и взаимодействие членов группы. Малые группы всегда играли исключительно важную роль в жизни людей и всего общества. Они необходимы для полноценной жизни каждого человека, приобретения защищенности, обеспечения условий гармоничного развития человека, усвоения социального и профессионального опыта, его сохранения и обогащения. Малые группы могут быть формальными (официальными) или неформальными (неофициальными). В первом случае группа имеет нормативно закрепленную структуру, назначенного или избранного руководителя, члены группы имеют юридически фиксированные права и обязанности; во втором – группа не имеет юридического статуса и характеризуется в основном своей сложившейся системой межличностных отношений.

Условные группы объединяют людей по определенному признаку (пол, возраст, профессия и пр.); реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут ничего не знать друг о друге и даже никогда не встречаться. Как правило, выделение таких групп происходит в исследовательских целях для сравнения результатов, полученных в них, с результатами, полученными в реальных группах. Реальные группы людей характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями – это действительно существующие объединения людей.

Малая группа имеет социально-психологические характеристики, которые можно разделить на два класса:

1) формальные, описывающие структуру, способы организации совместной деятельности и общения людей;

К формальным характеристикам относятся число членов группы, каналы коммуникаций, распределение обязанностей между членами группы и другие, к содержательным – групповые интересы, потребности, мнения, ценности, нормы, цели, межличностные отношения, а также сплоченность и психологический климат группы – основные характеристики уровня ее социально-психологического развития.

Средством регуляции поведения членов группы, характера их взаимодействия и общения являются групповые нормы – это совокупность правил, которые вырабатываются группой и способствуют повышению ее устойчивости и стабильности.

Показателем групповой сплоченности является ценностно-ориентационное единство, которое фиксирует степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям и ценностям последней.

Малая группа может быть референтной и нереферентной. Референтная группа выполняет функцию социального сравнения, поскольку является источником как положительных, так и негативных образов, а также нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм поведения и правил общения. В ней индивид находит для себя образец для подражания, ее цели, нормы и формы поведения становятся для него значимыми. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение членов которой чужды, безразличны или неприемлемы для индивида.

Совокупность процессов, которые происходят в малой группе, называют групповой динамикой; они характеризуют весь цикл жизнедеятельности группы:

Образование;

Функционирование;

Развитие;

Стагнация (застой);

Внутри группы разные ее члены занимают разное положение, которое характеризуется понятиями: позиция, статус, внутренняя установка и роль.

Позиция означает официальное положение человека в группе. Статус – это реальное положение в системе внутригрупповых отношений, показатель действительной авторитетности человека для остальных членов группы. Внутренняя установка – это личное, субъективное восприятие человеком своего собственного положения в группе. Роль определяется как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения человека, она может определяться официальной должностью, а может избираться самим членом группы, например «шут», «козел отпущения», лидер и т. п.

Лидер – это член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых ситуациях; лидер может являться формально назначенным руководителем, а может и не быть им.

По характеру, содержанию и направлению деятельности лидеры бывают нескольких типов (рис. 17).

Рис. 17. Классификация понятия «лидер»

Лидером всегда является наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации и регулировании совместной деятельности группы. Выдвижение в лидеры происходит стихийно и зависит от эффективности вклада члена группы в решение групповых задач.

В отличие от лидера руководитель – это официально назначаемое или выбираемое лицо, на которое возложены функции управления группой и организации ее деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы, обладает формально регламентированными правами и обязанностями.

Если лидером невозможно стать до тех пор, пока окружающие не воспримут человека в качестве такового, то руководителя назначают независимо от восприятия подчиненных. Таким образом, руководство – социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический.

Под стилем лидерства (руководства) понимают совокупность типичных для лидера (руководителя) приемов, средств психологического воздействия, влияния на других членов группы:

♦ демократичный стиль – руководитель считается с мнением членов группы, советуется при выработке и принятии решений;

♦ либеральный стиль – руководитель уклоняется от выполнения своих обязанностей, дела в группе идут сами собой, все вопросы внутригрупповой жизни члены группы решают сами.

На практике самым удачным является не какой-нибудь один из трех перечисленных стилей, а комбинированный, при котором руководитель умеет вести себя по-разному, гибко меняет линию взаимоотношений в зависимости от ситуации и сложившейся в группе обстановки.

Социально-психологичеческую структуру группы характеризует также определенная система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим, называемая каналами коммуникаций. На практике чаще всего встречаются два вида структур каналов коммуникаций: централизованная (рис. 18) и децентрализованная (рис. 19).

Рис. 18. Централизованная структура каналов коммуникаций

Рис. 19. Децентрализованная структура каналов коммуникаций

Централизованная структура каналов коммуникаций характеризуется тем, что один из членов группы всегда находится на пересечении всех направлений общения, в центре внимания, и играет основную роль в организации групповой деятельности; децентрализованная отличается равенством всех участников, т. е. каждый из членов группы обладает одинаковыми со всеми возможностями принимать, перерабатывать и передавать информацию.

На практике выбор той или иной структуры определяется целями и задачами, стоящими перед группой.

Коллектив

Среди малых групп особое место занимают коллективы. Коллектив – это малая группа, члены которой объединены деловыми, нравственными и личными связями и общими усилиями обеспечивают получение социально-ценностного результата своей деятельности. Именно связи между людьми являются решающим фактором, определяющим сплоченность, активность и жизнеспособность коллектива, членами которого они являются.

Основные признаки коллектива:

– общая деятельность;

– соответствие деятельности социально значимым целям;

– предопределение межличностных отношений целями, ценностями и содержанием совместной деятельности;

– сознательное, устойчивое единство, сплоченность; – наличие определенной организационной формы объединения членов коллектива;

– согласованность и учет основных интересов всех членов коллектива;

– устойчивость и гармоничность отношений, основанных на взаимной ответственности, самоуправляемости, признании социально значимых авторитетов и индивидуальных потребностей каждого члена коллектива.

Функциональные связи между членами коллектива возникают на основе выполнения каждым из них своих профессиональных обязанностей. Служебно-функциональные роли и связи членов персонала образуют профессиональную структуру коллектива. На ее базе формируется социально-психологическая структура, предназначение которой состоит в скреплении, объединении коллектива в единое целое, выступающее целостным субъектом труда. Первая структура ориентирована на профессиональную деятельность коллектива, на достижение поставленных перед ним целей, а вторая – на его внутреннюю жизнь, на социально-психологическую сферу. Обе структуры необходимы – отсутствие или слабость одной отрицательно сказывается на другой и на коллективе в целом.

В коллективе формируется свой тип межличностных отношений; эти отношения характеризуются:

Высокой сплоченностью;

Ценностно-ориентационным единством;

Коллективистским самоопределением;

Социально-ценностным характером мотивации;

Наличием общественного мнения;

Традициями;

Устоявшимися взаимоотношениями.

Для того чтобы успешно регулировать процессы функционирования и развития взаимоотношений в коллективе, руководитель обязан в своей деятельности придерживаться некоторых правил, к которым относятся:

♦ использование благоприятного влияния на взаимоотношения людей хорошо организованной, интересной работы, вовлекающей ее исполнителей в содержательные деловые и личные контакты, сближающей их, позволяющей глубже узнать друг друга и найти привлекательные черты;

♦ заботливое сохранение уже сложившихся здоровых отношений, использование их при распределении заданий, обязанностей и т. д.;

♦ справедливость во всем, попытка избежать противопоставления одних членов коллектива другим, захваливания одних и безосновательного порицания других, бездумного поощрения нездорового соперничества.

Таким образом, управление коллективом – это руководство коллективной и индивидуальной психологией, учитывающее все тонкости и сложности закономерностей внутреннего мира человека и межличностных отношений. Высокая требовательность и демократизм руководителя опираются на понимание им психологических законов жизни коллектива.