Черный лебедь теория кризисных явлений. Черный лебедь Нассима Толеба

Несколько дней назад попалось мне философское исследование о влиянии случайностей на нашу жизнь. Автор Нассим Николас Талеб. Как и любое философское изыскание читается довольно нудно. Но кое-какие интересные мысли для себя там нашла. Прежде всего о том, что не нужно строить долгосрочных планов и внимать долгосрочным прогнозам разного рода специалистов. Потому что никто не знает, что может случиться даже через день. Не то, что через год или тем более 10 лет. В любой момент может произойти НЕЧТО, абсолютно непредсказуемое, имеющие самые катастрофические последствия. В качестве примера автор называет события 11 сентября. А также войну в своей родной стране Ливане. Эти события имели самые катастрофические последствия. А между тем, никто и подумать не мог, что это возможно. В частности Ливан считался абсолютно толерантным и веротерпимым государством. Никаких конфликтов. И вдруг война. Все опрокинулось с ног на голову. То же самое можно сказать и о нашей войне. Никто в страшном сне не мог увидеть такое. И вот оно случилось, поломало, искалечило.

Случайность, имеющую катастрофические последствия автор именует Черным лебедем.Почему именно черный лебедь. Потому что до открытия Австралии люди были убеждены, что черных лебедей не существует в природе. Если лебедь, то только белый. Это аксиома. И когда черный лебедь все таки появился перед изумленными взорами ученых мужей, то это опрокинуло напрочь такую, казалось бы стройную и безупречную теорию о том, что лебедь только белый.

Вот так и в нашей жизни. Мы слишком часто делаем скоропалительные выводы, не допуская того, что знаем ничтожно мало. Наша наука это не истина в последней инстанции. А всего лишь совокупность фактов., которые доступны нам на данный момент. А завтра появится Черный лебедь и опрокинет все наши теории.В качестве примера автор приводит историческую несправедливость по отношению в финикийцам. Долгое время считалось, что эта народность была всего лишь торгашами. Даже их алфавит служил только для ведения торговой документации. Никаких литературных памятников при раскопках обнаружено не было. И на этом основывался вывод о том, что финикийцы были "нацией купцов". А потом выяснилось, что финикийцы использовали для записей папирус. А он весьма нестойкий и плохо сохраняется. Эти записи попросту были уничтожены временем. Погибшие записи могли носить самый разный характер. В том числе и литературного творчества.

В качестве еще одного примера научного зазнайства приводится история с материнским молоком. В 1960-е годы врачи были уверены, что могут воссоздать молоко в лабораторных условиях. И вовсе необязательно кормить ребенка именно материнским молоком. Но потом оказалось, что те, кого выкармливали искусственно были более подвержены целому ряду болезней, в т.ч. и раку. По всей видимости в материнском молоке содержатся защитные вещества, о которых пока нам неизвестно. Кроме того грудное кормление снимает риск заболевания раком груди у самой женщины. Таких примеров много. Получается, что научное зазнайство стоит стоит людям жизни. Преступление без наказания.

Потому не стоит торопиться навешивать ярлыки. Не стоит делать поспешных выводов. Стоит всегда помнить относительность нашего знания. Мы не можем знать всех фактов. И то, что сегодня кажется непреложной истиной, завтра может быть в корне опрокинуто каким-то неизвестным фактом. Черным лебедем. И выводы из данной ситуации будут совершенно другими.

Автор призывает в любой сложной ситуации мыслить нестандартно. Выживают именно те, кто находит неожиданный выход. Я правда не знаю, как можно научить мыслить нестандартно. Общаться с людьми, изучать модели поведения. Не знаю.

Еще мне показался интересным момент, где автор поясняет почему английский язык стал настолько популярным. Вот этот абзац

"В 1940-х годах гарвардский лингвист Джордж Ципф изучил свойства языка и установил эмпирическую закономерность, ныне известную как закон Ципфа, который, конечно, никакой не закон (а будь он законом - не был бы законом именно Ципфа). Это просто еще один способ взглянуть на процесс возникновения неравенства. Он описал следующий механизм: чем больше вы используете слово, тем меньше усилий вам понадобится, чтобы использовать его снова, поэтому вы черпаете слова из своего личного лексикона пропорционально их использованию в прошлом. Благодаря этому становится понятно, почему из шестидесяти тысяч английских лексем лишь несколько сотен определяют лексический состав всех письменных текстов, а в разговорной речи их используется и того меньше. Аналогичным образом, чем больше народу скапливается в городе, тем с большей вероятностью чужак выберет именно этот город, чтобы осесть. Большое делается еще больше, а маленькое остается маленьким или уменьшается.

Отличная иллюстрация предпочтительного присоединения - это процесс, в ходе которого английский язык используется все большим количеством людей как лингва франка, язык межнационального общения. Дело тут не в его внутренних свойствах, а в том, что людям нужно найти общий язык - насколько это возможно - в процессе разговора. Язык, у которого обнаружится некоторое преимущество, мгновенно привлечет еще множество людей; он будет распространяться, как эпидемия, и другие языки постепенно выйдут из употребления. Я не перестаю изумляться, слыша, как жители соседних стран - например, турок и иранец или ливанец и киприот - беседуют на плохом английском, отчаянно жестикулируя, подыскивая нужные слова, производя огромные затраты физической энергии. Даже в швейцарской армии в качестве лингва франка используют не французский, а английский (было бы забавно послушать). Вспомните, что из нынешних американцев североевропейского происхождения очень немногие могут похвастаться предками-англичанами - у большинства корни в Германии, Ирландии, Голландии, Франции и прочих странах Северной Европы. Но, поскольку все эти потомки иммигрантов в качестве своего ныне основного языка используют английский, они вынуждены изучать корни этого языка и идентифицировать себя с неким вечно мокрым от дождя и тумана островом и заодно с его историей, традициями и обычаями!"

И еще упоминается франкоязычный фильм "Эффект бабочки". Я смотрела американский вариант "Господин Никто". Идея там одна и та же. Обращайте внимание на случайности. Любая мелочь может повлечь самые катастрофические последствия. Взмах крыла бабочки может быть причиной урагана совершенно в другом месте. В фильме рассматривается идея о том, что наша жизнь ежесекундно зависит от нашего выбора. Что выберешь, даже самое казалось бы незначительное, так твоя жизнь дальше и покатится. Так вот Нассим Николас Талеб, полемизируя с автором фильма, говорит, что таких судьбоносных случайностей в нашей жизни миллионы каждую секунду. И учитывать каждую из них просто выше человеческих возможностей.
И все же нужно быть готовым к вторжению Черных лебедей в вашу жизнь. В прогнозы которые мы составляем для себя, нужно закладывать возможность того, что какие-то наши действия могут не осуществиться в силу случайности. И предусматривать запасные варианты.

В общем это мои сумбурные обрывки каких-то мыслишек по поводу. А кому интересно прочитать исследование целиком, то можно это сделать здесь

"Люди часто ошибаются, делая прогноз на основе того, что знают о прошлом. Считая, что будущее является отражением прошлого, мы заблуждаемся, потому что много неизвестных факторов идёт вразрез с нашими предположениями.

Пример. Представьте, что вы индейка на ферме. На протяжении многих лет фермер кормил вас, холил и лелеял. Ориентируясь на прошлое, нет никаких оснований ожидать изменений. Увы, на День благодарения вас обезглавили, зажарили и съели ".
<...>

Иногда события удивляют не потому, что они случайны, а потому, что наше мировоззрение слишком узкое. Такие сюрпризы называются «чёрными лебедями» и могут заставить нас пересмотреть картину мира.

Спасибо dralexmd за наводку

Талант человека — превращать все сигналы окружающей среды в значимую информацию. Это позволило создать научный метод, философствовать о природе бытия и изобретать сложные математические модели.

Наша способность размышлять о мире и управлять им вовсе не означает, что у нас это хорошо получается. Мы склонны узко мыслить в своих представлениях о нём. Придя к какому-либо суждению, мы мёртвой хваткой цепляемся за него.

Человеческие знания постоянно увеличиваются, и столь догматичный подход не эффективен. Двести лет назад врачи и учёные были абсолютно уверены в своих знаниях медицины, но только представьте, что, обратившись к врачу с жалобами на насморк, вам выписывают рецепт на пиявок!

Уверенность в суждениях заставляет выводить концепции за рамки системы понятий, принятой нами за истинную. Как понять медицину, не зная о существовании микробов? Можно придумать разумное объяснение болезни, но оно будет ошибочным из-за отсутствия важной информации.

Такое мышление может привести к неожиданным сюрпризам. Иногда события удивляют не по тому, что они случайны, а по тому, что наше мировоззрение слишком узкое. Такие сюрпризы называются «чёрными лебедями» и могут заставить нас пересмотреть картину мира.

Прежде чем человек впервые увидел чёрного лебедя, все предполагали, что они бывают только белыми. Белый цвет считался их неотъемлемой частью. Увидев чёрного лебедя, люди в корне изменили представление об этой птице. Чёрные лебеди — столь же обыкновенное явление, как лебеди белого цвета, и столь же роковое, как банкротство из-за падения фондового рынка.

«Чёрные лебеди» могут иметь судьбоносные последствия для тех, кто слеп к ним

Эффект «чёрного лебедя» не одинаков для всех. Некоторые могут серьёзно пострадать от него, а другие его даже не заметят. Важен доступ к соответствующей информации: чем меньше вы знаете, тем больше риск стать жертвой «чёрного лебедя».
Пример. Представьте, что на скачках вы поставили на любимую лошадь по кличке Ракета. Из-за телосложения лошади, её списка наград, мастерства жокея и вялой конкуренции вы ставите все деньги на её победу. А теперь представьте своё удивление, когда Ракета не только не побежала после старта, но предпочла просто лечь. Это «чёрный лебедь». Учитывая имеющуюся информацию, Ракета должна была выиграть, но почему-то вы потеряли все деньги. Напротив, владелец Ракеты разбогател, поставив против неё. В отличие от вас, он знал, что Ракета объявит забастовку в знак протеста против жестокого обращения с животными. Это знание спасло его от «чёрного лебедя».

Влияние «чёрных лебедей» может затрагивать не только отдельных людей, но и целые общества . В таких случаях «чёрный лебедь» может изменить мир, воздействуя, например, на философию, теологию и физику.

Пример. Коперник предположил, что Земля не является центром Вселенной, и последствия оказалась колоссальными: открытие ставило под сомнение как авторитет правящих католиков, так и самой Библии.

Впоследствии этот «чёрный лебедь» положил начало нового европейского общества.

Нас очень легко запутать даже элементарными логическими ошибками

Люди часто ошибаются, делая прогноз на основе того, что знают о прошлом. Считая, что будущее является отражением прошлого, мы заблуждаемся, потому что много неизвестных факторов идёт вразрез с нашими предположениями.

Пример. Представьте, что вы индейка на ферме. На протяжении многих лет фермер кормил вас, холил и лелеял. Ориентируясь на прошлое, нет никаких оснований ожидать изменений. Увы, на День благодарения вас обезглавили, зажарили и съели.

Делая прогнозы на основе прошлого, мы ошибаемся, и это приводит к серьёзным последствиям. Подобным заблуждением является когнитивное искажение, когда мы ищем доказательства только уже существующих убеждений.

Мы не принимаем информацию, противоречащую тому, во что мы уже верим, и вряд ли будем проводить дальнейшее исследование. Но если решим разобраться, то будем искать источники, оспаривающие данную информацию.

Пример. Если вы твёрдо уверены, что «изменение климата» — это тайный сговор, а потом увидите документальный фильм под названием «Неоспоримые доказательства изменения климата», вполне вероятно, вы очень расстроитесь. И если вы станете искать информацию в Интернете, в условиях поиска вы укажите «изменение климата — обман», а не «доказательства за и против изменения климата».

То есть мы невольно делаем неправильные выводы: это заложено в нашей природе.

Наш мозг группирует информацию способом, мешающим делать точные прогнозы

В ходе эволюции человеческий мозг научился классифицировать информацию. Но когда нам необходимо обучаться и быстро адаптироваться к опасной обстановке, такой способ совершенно бесполезен.

Неправильная классификация информации называется ложным повествованием: человек создаёт линейные описания текущей ситуации. Из-за огромного количества информации, которую мы получаем ежедневно, наш мозг выбирает только ту, которую считает важной.

Пример. Вы, наверное, помните, что ели на завтрак, но вряд ли назовёте цвет ботинок каждого пассажира в метро.

Чтобы придать смысл информации, мы связываем её. Так, думая о своей жизни, вы отмечаете определённые события как значимые, и выстраиваете их в повествование, объясняющее, как вы стали тем, кто вы есть.

Пример. Вы любите музыку, потому что мама пела вам перед сном.

Так нельзя полноценно понять мир. Процесс работает только с оглядкой на прошлое и не учитывает почти безграничные толкования любого события. Даже крошечные события могут иметь непрогнозируемые, важные последствия.

Пример. Бабочка, взмахивая крылышками в Индии, вызывает ураган в Нью-Йорке месяц спустя.

Если мы расставим причины и следствия в порядке их возникновения, то увидим ясные, причинно-следственные отношения между событиями. Но поскольку мы видим только результат — ураган — можно лишь угадывать, какое из одновременно происходящих событий на самом деле повлияло на такой исход.

Нам сложно отличить масштабируемую и немасштабируемую информацию

Мы не очень хорошо различаем типы информации — «масштабируемую» и «немасштабируемую». Разница же между ними принципиальна.

Немасштабируемая информация, такая, как масса тела или рост, имеет статистический верхний и нижний предел. То есть, вес тела немасштабируем, так как существуют физические ограничения: невозможно весить 4500 кг. Ограничение параметров такой немасштабируемой информации позволяет делать прогнозы относительно средних значений.

Но нефизические или принципиально абстрактные вещи, такие, как распределение богатства или продажи альбомов, масштабируемы.

Пример. Если альбом продавать через iTunes, количеству продаж нет предела: оно не ограничивается объёмом физических копий. А поскольку операции проходят в режиме онлайн, нет недостатка физической валюты, и ничто не помешает продать триллионы альбомов.

Разница между масштабируемой и немасштабируемой информацией имеет решающее значение для видения точной картины мира. Если правила, эффективные для немасштабируемой информации, применить к масштабируемой, возникнут ошибки.

Пример. Вы хотите измерить богатство населения Англии. Самый простой способ — посчитать богатство на душу населения, сложив доходы и разделив их на количество граждан. Однако богатство масштабируемо: крошечный процент населения может владеть невероятно большим процентом богатства.

Данные о доходах на душу населения не отразят реального положения дел в вашем распределении доходов.

Мы слишком уверены в том, что считаем известным

Все хотят уберечь себя от опасности. Один из способов — оценивать риски и управлять ими. Поэтому мы покупаем страховку и стараемся «не класть все яйца в одну корзину».

Большинство прилагает все усилия для максимально точной оценки рисков, чтобы не упустить возможности и одновременно не сделать того, о чём можно пожалеть. Для этого нужно оценить все риски, а затем и вероятность того, что эти риски материализуются.

Пример. Допустим, вы собираетесь приобрести страховку, но без лишней траты денег. Тогда необходимо оценить угрозу заболевания или несчастного случая и принять взвешенное решение.

К сожалению, мы убеждены, что знаем все возможные риски, от которых должны защититься. Это игровая ошибка: мы склонны реагировать на риск, как на игру с набором правил и вероятностей, которые можно определить до её начала.

Рассматривать риск таким образом очень опасно.

Пример. Казино хотят зарабатывать как можно больше денег, поэтому разработали систему безопасности и дисквалифицируют игроков, выигрывающих слишком много и часто. Но их подход основан на игровой ошибке. Основная угроза казино — не везунчики и не воры, а похитители, берущие ребёнка владельца казино в заложники, или работник, не представивший декларацию по доходам в Налоговую службу. Серьёзные опасности для казино совершенно непредсказуемы.

Неважно, насколько сильно мы стараемся. Точно предвидеть какой-либо риск невозможно.

Почему необходимо осознавать своё незнание?

Понимая, что вы многого не знаете, вы сможете лучше оценивать риски

Все знают фразу: «Знание − сила». Но когда знания ограничены, выгоднее признавать это.

Сосредоточившись только на том, что знаете, вы ограничиваете своё восприятие всех возможных исходов данного события, создавая благодатную почву для возникновения «чёрного лебедя».

Пример. Вы хотите купить акции компании, но слишком мало знаете о фондовом рынке. В этом случае, вы проследите за несколькими падениями и подъёмами, но, в целом, обратите внимание только на то, что тенденции положительны. Полагая, что ситуация сохранится, вы тратите все деньги на акции. На следующий день рынок терпит крах, и вы теряете всё, что у вас было.

Изучив тему немного лучше, вы бы увидели многочисленные подъёмы и падения рынка на протяжении всей истории. Сосредотачивая внимание только на том, что мы знаем, мы подвергаем себя серьёзным рискам.

Если же признать, что вы чего-то не знаете, можно значительно уменьшить риск.

Пример. Хорошие игроки в покер знают, что этот принцип имеет решающее значение для успеха в игре. Они понимают, что карты их противников могут быть лучше, но также знают, что существует определённая информация, которой они не знают — например, стратегии соперника и степень его решимости идти до конца.

Осознавая наличие неизвестных факторов, игроки фокусируется исключительно на своих картах, лучше оценивая возможные риски.

Представление об ограниченности поможет нам сделать правильный выбор

Лучшая защита от когнитивных ловушек — хорошо понимать инструменты прогнозирования, а также их ограничения. Пусть это и не спасёт от промаха, но поможет уменьшить количество неудачных решений.

Если вы осознаете, что подвержены когнитивному искажению, гораздо легче понять, что вы ищете информацию, подтверждающую уже существующие утверждения. Или, зная, что люди любят сводить все к ясным, причинно-следственным повествованиям, вы будете склонны искать дополнительную информацию для лучшего представление о «картине в целом».

Необходимо знать о своих недостатках.

Пример. Если вы понимаете, что всегда существуют непредвиденные риски, несмотря на перспективность возможности вы будете осторожнее вкладывать в неё большие средства.

Невозможно преодолеть все случайности или наши ограничения в понимании сложности мира, но можно, по крайней мере, смягчить ущерб, нанесённый невежеством.

Самое главное

Хотя мы постоянно делаем прогнозы, у нас это плохо получается. Мы слишком уверены в своих знаниях и недооцениваем наше невежество. Неспособность понять и определить случайность и даже сама наша природа способствуют неудачному принятию решений и появлению «чёрных лебедей», то есть событий, кажущихся невозможными и заставляющих переосмыслить понимание мира.

Недоверчиво относитесь к «потому что». Вместо желания видеть события в чёткой причинно-следственной связи, рассматривайте ряд возможностей, не зацикливаясь на одной.

Осознайте, что вы чего-то не знаете. Для осмысленных прогнозов на будущее, будь это покупка страховки, инвестиции, смена места работы и так далее, недостаточно учитывать всё «известное» вам — это даёт лишь частичное понимание рисков. Вместо этого признайте, что вы чего-то не знаете, чтобы излишне не ограничивать информацию, с которой имеете дело.

Загадочный и мрачный, пугающий и непонятный, фильм «Чёрный лебедь» проливает свет на жизнь балерины, сочетая жестокий реализм с не менее жестокой фантастикой. По глубине психологизма киношедевр Даррена Аронофски часто сравнивают с , а споров вокруг смысла «Чёрного лебедя», пожалуй, даже больше. Точного и окончательного ответа на вопрос «В чём суть этого фильма?» нет и быть не может: настоящее искусство всегда оставляет простор для интерпретации. Но эта статья будет интересна каждому, кто задался целью прояснить для себя суть фильма «Чёрный лебедь»: в ней мы собрали целый ряд популярных (и не очень) вариантов толкования смысла.

«Чёрный лебедь» как трагедия взросления и открытия сексуальности

Одна из возможных трактовок смысла фильма «Чёрный лебедь» - это толкование сюжета как пути Нины к взрослению. «Мама, мне 28 лет!», - восклицает Нина в одной из сцен, однако физический возраст ничего не значит - на самом деле героиня всё ещё ощущает себя маленьким ребёнком, у неё совершенно не развита сексуальность, она не знает, что ответить на вопрос Тома «Тебе нравится секс?». Успех Нины в балете является не столько признаком её работы над собой как взрослого, сознательного человека, сколько результатом следования инструкциям матери. Когда же, наконец, Тома требует от Нины раскрепощения, Нина впадает в нечто похожее на переходный возраст.

Вспомним, как ведёт себя Нина с матерью в начале фильма. Мать может преспокойно раздеть свою взрослую дочь, чтобы рассмотреть травму на её плече. Мать кормит девушку, которая вполне в состоянии приготовить себе завтрак самостоятельно. Мать держит дочь под контролем, даже когда её нет рядом, с помощью постоянных телефонных звонков. Комната Нины больше похожа на детскую из-за обилия плюшевых игрушек - кажется, будто последняя перестановка здесь была не меньше двадцати лет назад. Мать входит без спроса в спальню дочери, наблюдает за тем, как та засыпает… Стоит ли продолжать? Всё это вместе можно охарактеризовать как задержку в развитии Нины - несмотря на её успехи в балете, эмоционально она всё ещё ребёнок.

Все персонажи фильма воспринимают сексуальность как нечто нормальное и естественное. Все, кроме Нины, которая боится этой части своей личности

Так как сама Нина не предпринимает никаких попыток повзрослеть, за неё это делают Лили и Тома. Тома даёт ей «домашнее задание» - мастурбировать, Лили же заходит дальше и ведёт девушку в клуб. Визит Лили очень интересен с точки зрения этой трактовки: вспомните, как Лили уговаривает Нину отправиться с ней в клуб, в то время как мама Нины пытается удержать девушку дома. Такая сцена в реальной жизни могла произойти со школьницей, но никак не со взрослой девушкой. Нина действительно переживает переходный возраст, это ещё ярче проявляется, когда девушки возвращаются из клуба: Нина хвастается перед матерью своими «подвигами», пытается как можно больнее задеть её словами, как это обычно делают подростки в период полового созревания.

На протяжении всего фильма Нине так и не удаётся в полной мере испытать удовольствие от мастурбации, как не удаётся и полностью «отпустить себя» для роли Чёрного лебедя. Но в финале это наконец происходит - и здесь мы снова сталкиваемся с глубоким символизмом. Тома постоянно твердит, что Нина - Белый лебедь - чиста и невинна. В финальной же сцене из открытой раны на теле Нины сочится кровь - это своеобразная метафора первой менструации (взросление) или же потери невинности. Вслед за этим Нина, умирая, произносит: «Я почувствовала совершенство». «Совершенство» здесь может означать оргазм, миг высочайшего наслаждения, который для Нины воплотился не физически, а духовно - через балетное искусство. Таким образом, в финале Нина рассталась и с детством, и с невинностью, обретя наконец свою сексуальность.

Вся сцена с участием Лили оказывается лишь плодом воображения больной фантазии Нины: утром Лили утверждает, что провела ночь с парнем, а вовсе не с Ниной

Надо заметить, что в воспоминаниях настоящих балерин тема сексуальности, взросления занимает не последнее место. Балерины часто чувствуют себя «не настоящими» женщинами из-за своих «детских» фигурок - тонких, лёгких, с неразвитой грудью; и мужчины, и женщины, связанные с балетом, часто бисексуальны; кроме того, карьера балерины часто перечёркивает право женщины на создание семьи, рождение ребёнка - таким образом, приходится выбирать между «простым женским счастьем» и желанием стать звездой. Хотя в фильме этот конфликт не выражен, ибо претендентов на сердце Нины в кадре нет, однако эта тема прослеживается между строк.

«Чёрный лебедь» - «поэма без героя»?

Поверхностный анализ фильма может привести к выводу, что Нина, увлекшись желанной ролью, теряет контроль над собой и собственную личность. Это справедливо, но… была ли Нина полноценной личностью с самого начала? Парадоксально, но именно главная героиня фильма «Чёрный лебедь» обладает наименьшим сопротивлением и волей среди всех его персонажей. Давайте рассмотрим события в хронологии.

С первых же кадров мы видим, что жизнь Нины не принадлежит ей. Мать Нины - несостоявшаяся звезда балета, чья карьера закончилась с рождением дочери. Нет, мать вовсе не упрекает героиню, вместо этого она решает «продолжить» свою карьеру через собственную дочь. Впрочем, ничего исключительного здесь ещё нет: многие родители, и вы наверняка знаете не один тому пример, пытаются реализовать собственные юношеские мечты через судьбы своих детей. Мать Нины в этом, однако, преуспела: жизнь дочери полностью под её контролем, и вот Нина уже в шаге от пика своей славы… Однако тут мать теряет управление: дочь выходит из-под повиновения, но лишь затем, чтобы перейти в чужие руки.

Нину губит не искусство, а воля других людей

Нина так и не обретает контроль над собственной жизнью, потому что, едва вырвавшись из ежовых рукавиц матери (важная метафора: выгоняя мать из комнаты, Нина повреждает ей руку, символически освобождаясь от её хватки), девушка подпадает под власть другой сильной личности - Тома. Заметим, что Тома даже не пытается создать иллюзию, будто хочет, чтобы Нина шла к славе своим путём. Вместо этого он заставляет её повторить путь другой балерины - Бет, с которой Нина делит гримёрку. И сама Нина вовсе не против этого: она обожает Бет вплоть до того, что крадёт вещи знаменитой балерины. Это многое говорит о самой Нине: она не мечтает о собственной карьере, она хочет лишь повторить то, что сделала Бет, словно превратиться в неё. Иными словами, она не собирается взращивать собственную личность - она бы хотела украсть чужую.

Итак, Тома умело управляет Ниной, играя на её любви к балету. Нине (и зрителям) кажется, что её захватывает и губит искусство, но на деле это воля чужих людей управляет её жизнью. Тома активно помогает Лили: она заставляет Нину выполнять её прихоти, и та не смеет сопротивляться - даже будучи уверенной в том, что Лили подмешала наркотик в её напиток, Нина беспрекословно подчиняется подруге и выпивает его. Нина абсолютно не способна отвечать за свои действия, она подвластна импульсам и тому, что велят ей другие люди.

Фрейдистская трактовка

Есть любопытное толкование смысла фильма «Чёрный лебедь» с точки зрения психоанализа. В нём герои фильма рассматриваются как психологические сущности. Центральный образ - Нина - представляет собой эго, наше социальное Я, находящееся в контакте с внешним миром. Мать Нины - это Сверх-Я, в концепции Фрейда - часть личности, регулирующая поведение человека, устанавливающая идеалы, правила и запреты. Ведь именно этим и занимается мать Нины в фильме - контролирует дочь и оценивает её с точки зрения соответствия неким нормативным рамкам. Наставник Нины, Тома, воплощает другую фрейдистскую сущность - Оно. Оно - это бессознательное, тёмные, иррациональные инстинкты личности. Наконец, Лили - это Альтер-Эго Нины, её мрачный двойник.

Зеркала не случайно сводят Нину с ума: в жизни профессионального танцора зеркало действительно играет огромную роль. Именно в зеркале балерина каждый день видит свои успехи - и свои неудачи

Два центральных образа «Лебединого озера», белый лебедь и чёрный лебедь, символизируют, соответственно, самоконтроль и секс. В сознании Нины два этих инстинкта вступают в борьбу, разрушая психику девушки изнутри. Вместо того, чтобы признать право на мирное сосуществование в ней обеих частей её личности, Нина пытается подавить вначале одну (вспомним, в начале фильма девушка полностью подчиняется давлению со стороны матери и собственной дисциплине), а затем другую сторону своей личности. Но для того, чтобы стать полноценным человеком, ей нужно было «подружить» чёрное и белое в своей душе. Нина же этого сделать не смогла - это и погубило девушку.

Ницшеанская трактовка

Это толкование сути фильма «Чёрный лебедь» основано на труде Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». В этой работе философ исследует двойственную природу искусства, в частности античного. По Ницше, у древнегреческого искусства есть два начала: аполлоническое - гармоничное, спокойное, светлое и оптимистичное, и дионисийское - тёмное, хаотичное, трагическое. Ницше отмечает, что музыка имеет отношение в первую очередь к дионисийскому началу. Однако, так или иначе, оба начала неразрывно связаны друг с другом, они противоборствуют в душе художника, они соседствуют на холсте, дионисийские и аполлонические мотивы звучат в любой музыке.

Нетрудно догадаться, что с этой точки зрения в душе Нины идёт борьба этих двух начал - аполлонического (чистота белого лебедя, математическая выверенность движений балерины) и дионисийского (пьяная вечеринка с Лили, страсть, ревность).

Мифологическая трактовка

Образ древнегреческой мифологии, наиболее тесно связанный с Ниной - это Икар. Напомню вкратце легенду об Икаре: он и его отец Дедал вызвали гнев правителя Крита - Миноса. Дедал изобрёл изящный способ спастись от преследования Миноса: он изготовил крылья из птичьих перьев, склеенных с помощью воска. На них отец и сын должны были улететь с острова. Дедал предупредил сына, что нужно держаться не слишком высоко, иначе солнце может растопить воск, и крылья развалятся. Икар, однако, не послушал отца и погиб.

Нине кажется, что она убила свою соперницу - Лили. Но на самом деле девушка расправилась со своим альтер-эго - совершила самоубийство

Мы видим, как история отца и сына отражается в сюжете «Чёрного лебедя», только здесь перед нами мать и дочь. Мать Нины всячески пытается оградить дочь от внешнего мира и, возможно, у её опасений есть основание: скорее всего, женщина знает о том, что психика её дочери нестабильна, и поэтому старается внести в её жизнь строгий распорядок, чтобы у Нины не могло возникнуть ни малейшего повода для срыва. Однако матери не удаётся уберечь Нину от давления внешнего мира, и в погоне за совершенством балерина погибает, как погиб Икар в погоне за солнцем. Как и Икар, Нина обретает крылья в финальной сцене; как и Икару, эти крылья приносят ей смерть.

Анализ фильма «Чёрный лебедь» с медицинской точки зрения

Интересный вопрос, который стоит разобрать - что происходит с Ниной с медицинской точки зрения? У девушки развиваются две конфликтующие личности - многие зрители смело сделали вывод: это шизофрения! На самом деле, как отмечают психиатры, показанные в фильме симптомы больше напоминают психоз. Психоз - это душевное расстройство, при котором человек теряет связь с реальностью. Спровоцировать психоз могут самые разные события - в жизни Нины их происходит более чем достаточно. И её нездоровые отношения с матерью, и приставания Тома, и конкуренция за роль - даже по отдельности эти стрессовые ситуации могут вызвать расстройство психики, а уж все вместе…

Однако в реальности психоз чаще всего вызывает слуховые, а не зрительные галлюцинации. Нину же преследуют кошмарные видения. Объяснить такую фактическую погрешность можно тем, что слуховые галлюцинации в фильме были бы не такими яркими и показательными, как зрительные образы.

Могла ли Нина исполнить столь сложную роль, будучи психически нездоровой? Специалисты в области психиатрии сильно сомневаются в этом

Помимо выраженных симптомов психоза, у Нины в наличии целый ряд других расстройств (по крайней мере, намёков на них): анорексия, булимия, обсессивно-компульсивное расстройство и склонность к нанесению себе вреда. Психиатры отмечают, что вероятность развития всех этих недугов одновременно у одного человека стремится к нулю. Дело в том, что психоз - это бегство от реальности, а вот булимия и обсессивно-компульсивное расстройство, напротив, формируются у людей, которые слишком привязаны к реальности и какой-то конкретной идее.

Наконец, последний аргумент в пользу того, что с медицинской точки зрения Аронофски допустил массу погрешностей - выступление Нины. Могла ли девушка с таким букетом психических расстройств безошибочно исполнить сложнейшую балетную партию? По мнению специалистов, это практически невозможно. Но мы, конечно, делаем скидку на то, что Аронофски не пытался изобразить историю болезни, а лишь воплотил на экране метафору творческого пути балерины.

ТЕОРИЯ ЧЁРНОГО ЛЕБЕДЯ -- универсальная теория, способная объяснить и предсказать любые события и явления, даже самые невероятные.

Информационное агентство Bloomberg опубликовало Индекс финансового состояния, который учитывает показатели денежного, акционерного и облигационного рынков. Этот индекс продемонстрировал настолько беспрецедентный спад, что аналитики вспомнили об эффекте "чёрного лебедя", которым и объяснили ситуацию на мировых рынках. Насим Талеб, автор теории чёрного лебедя, соблаговолил дать интервью НАЭ.

-- Господин Талеб, добрый вечер...

С Вашего позволения, профессор Талеб. Я же профессор...

Господин профессор, позвольте сходу задать Вам прямой вопрос: сформулируйте, если нетрудно, самую суть Вашей теории чёрного лебедя, так, чтоб сразу стало понятно, о чём идёт речь.

Видите ли в чём дело. Долгое время считалось, что лебеди бывают только белыми. Но все представления о лебедях оказались совершенно перевёрнутыми, буквально с ног на голову, когда в Австралии был обнаружен первый чёрный лебедь. А за ним и второй, и третий, и так далее... Понимаете, к чему я клоню? Чёрные лебеди, это же нарушение пигментации, это же шло совершенно вразрез со всеми представлениями о колорификации этих благородных птиц. И самое главное, кто мог предсказать нечто подобное? Ответ: никто. Все считали, что лебеди могут быть только белыми, понимаете?

-- Да-да, конечно, это как если бы считали, что розы могут быть только красными...

Но есть и белые, и жёлтые! И мы знаем, что они есть -- а про чёрных лебедей не знали, никому даже в голову не приходило! Этот факт является поистине поразительным, он-то и натолкнул меня на мою теорию...

-- Которая формулируется...

Не перебивайте, я как раз подошёл к главному. Теория чёрного лебедя формулируется так: существуют крайне редкие явления, которые, во-первых, невозможно предсказать, а, во-вторых, при их наступлении становится невозможным прогнозирование дальнейшего развития ситуации. Это и есть эффект чёрного лебедя, понимаете?

Поразительно! Нет, правда, поразительно, как из такого банального, на взгляд неискушённого читателя, факта, удалось вывести такое удивительно следствие...

Ну, недаром, видимо, я профессор. Нам, учёным, как раз и предписано делать нетривиальные выводы из, казалось бы, примитивных посылок.

-- А что даёт Ваша теория, какие практические рекомендации из неё вытекают?

Самый простой пример: то, что происходит сегодня на мировом финансовом рынке. Вот смотрите: согласно статистической теории, около 68% событий находятся в пределах одного допустимого отклонения вверх или вниз от среднего показателя, 95% -- в пределах двух допустимых отклонений, и 99,7% -- в пределах трёх. В соответствии с индексом Bloomberg, рынки сейчас находятся в пределах 9,47 допустимых отклонениях от нормального показателя. Это настолько зашкаливающая ситуация, которая бывает одна на миллиард! Это абсолютно подпадает под описание "эффекта чёрного лебедя". Ситуация настолько необычна, что её можно сравнить только с ситуациями, когда ты выигрываешь в лотерею два раза подряд за одну неделю или погибаешь от падения астероида.

-- Тунгусский метеорит...

Ну, нет, это скорее чёрный лебедь для индейки, но не для мясника...

-- Как, вооружившись знаниями о чёрном лебеде, застраховать себя от негативных его последствий?

Если говорить о финансах, экономике, бизнесе, то тут рецепт самый простой: рынкам нужен период затишья. Это как раз тот случай, когда за счёт подобных действий отклонения возвращаются к своим нормальным значениям. Если же говорить более общо, то, конечно, каких-то универсальных решений не существует, каждый случай приходится рассматривать отдельно.

Не видите ли Вы возможность для недобросовестных людей злоупотребить Вашей теорией? Например, все свои ошибки, а может, и преступления, они смогут списать теперь на эффект чёрного лебедя и тем самым снять с себя всякую ответственность...

На практике они как раз действуют наоборот. Ведь дело в том, что люди, которые находятся у руля, ничего не понимают в собственном деле! Скажем, банки нужно немедленно конфисковать у банкиров. Они говорят: "Рынок может упасть на 10%", а я спрашиваю: "Почему не на 60%?" Понимаете, к чему я клоню? Они не только не пытаются конструктивно использовать мою теорию -- но, напротив, всячески успокаивают и других, и себя, внушая, что никакого чёрного лебедя как будто и нет в помине. А он есть, вот ведь в чём затыка!

-- Благодарю Вас за интервью, профессор Талеб.

-- В Новой аналитической энциклопедии.

А, как же, знаю этот ресурс, я на него подписан!

-- Серьёзно? А какой у Вас никнейм?

Black_swan69, но не удивляйтесь, если не найдёте его среди подписчиков.

-- Эффект чёрного лебедя?

Ну конечно!

[при подготовке использованы

ТАНЕЦ ДОБРА И ЗЛА: СЮЖЕТ

В своем первом психологическом триллере « » талантливый и дерзкий режиссер погружает зрителей в пугающий расколотый мир иллюзий, двойственности и паранойи. Он разворачивает перед нами захватывающую историю прима балерины, постоянно борющейся с темными силами, которые ее медленно поглощают.

Номинант на премию « », играет роль Нины, юной амбициозной танцовщицы, страстно желающей исполнить сложную двойную партию: утонченно невинной Одиллии и соблазнительно коварной Одетты во всемирно известном классическом балете «Лебединое озеро». Она получает эту роль, однако Нина не уверена, что она сможет убедительно раскрыть темную сторону Королевы лебедей. В то время как она достигает все больших высот в техническом мастерстве, скрытые в глубине ее души фантазии, ревность и кошмары заманивают ее разум в темную пропасть, что ведет к опасному сближению с главной соперницей – коварной Лили. Нина быстро попадает в сети чарующего и смертельно опасного Черного лебедя.

В отличие от стандартных триллеров, где события развиваются в мире криминала и домов с привидениями, Аронофски создает очень личный образ своей героини, пытающейся разобраться в своей душе, в очень неожиданную реальность – эмоциональный и жестокий мир профессионального балета. Режиссер решил, что это отличная обстановка для того, чтобы выразительно продемонстрировать страстное желание к совершенству. Как и в картине « », в этом фильме ему представилась возможность заглянуть в скрытый от посторонних глаз мир и обнажить то, что двигает людьми, готовыми пожертвовать всем во имя своей цели.

Аронофски поясняет: «Некоторые называют рестлинг самой низкой формой искусства, другие полагают, что балет – самая высокая форма искусства, но все же у них есть изначально что-то общее. Герой Микки Рурка как спортсмен проходит путь, похожий на путь балерины, которую играет Натали Портман. Они – артисты, использующие свое тело, чтобы выразить себя, и им обоим грозят физические травмы, поскольку тело является для них единственным инструментом самовыражения. Мне было особенно интересно показать эти две похожие истории, происшедшие в таких непохожих мирах».

Режиссер отмечает, что эти два фильма также объединены темой глубокого скрытого стремления к лидерству, если сравнивать преданность своему делу, которую демонстрируют персонажи Портман и Рурка. «Роль Нины абсолютно отличается от того, что Натали играла до сих пор, и она подняла ее на другой уровень. Играть роль Нины было и физической победой над собой, и актерской победой», - подчеркивает Аронофски.

Трудности при съемках фильма « » были похожи на те, с которыми пришлось столкнуться при напряженной работе над картиной « », возможно, даже еще больше. Столкнувшись с закрытостью мира профессиональной борьбы, Аронофски обнаружил, что мир профессионального балета еще более закрыт от посторонних.

А еще было обучение, которое пришлось пройти , чтобы наполнить удивительно лиричные балетные сцены в фильме нарастающим напряжением и мрачным предзнаменованием. Режиссер подчеркивает: «Балетом начинают заниматься в возрасте 4-5 лет, и балет меняет ваше тело, преображает его, пока вы взрослеете. Для актрисы, которая не прошла через это, убедительно сыграть профессиональную балерину – очень сложное дело. И все же, неимоверные усилия воли и дисциплина помогли Натали превратиться в танцовщицу. Это стоило десяти месяцев интенсивной работы, но её тело изменилось, и даже опытные артисты балета были поражены. Я убежден, что этот физический труд также помог ей понять эмоциональную нагрузку, которую испытывают актеры».

ПРЕВРАЩЕНИЕ В ЛЕБЕДЯ: НАТАЛИ ПОРТМАН В РОЛИ НИНЫ

Еще до завершения работы над сценарием «ЧЕРНОГО ЛЕБЕДЯ» Даррен Аронофски знал, кто будет играть роль Нины, подающей надежды балерины, которая во время работы над главной ролью своей жизни погружается в мир беспокойных фантазий и причудливых событий. Это могла быть только Натали Портман. Помимо того, что она в детстве занимались балетом, у неё было огромное желание и готовность соответствовать огромным психологическим и физическим требованиям этой роли, где совершая балетные прыжки и вращения, она одновременно теряла связь с реальностью.

Несколько лет тому назад Аронофски поговорил с ней о фильме, а затем все приостановилось. Режиссер вспоминает: «Вскоре после того, как я впервые задумал снимать фильм «ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ», я встретился с Натали за чашкой кофе на Таймс-сквер. Она серьезно занималась балетом до того, как стала актрисой, и позднее продолжала занятия балетом, чтобы поддерживать себя в форме. Натали сразу сказала мне, что всегда хотела сыграть роль балерины».

Хотя после их встречи прошло почти десять лет до окончания работы над сценарием «ЧЕРНОГО ЛЕБЕДЯ», после прочтения сценария Натали была потрясена тем, какие изменения происходят во внутреннем мире Нины.

Нина со всем азартом начинает свою профессиональную карьеру, в балетном мире таких не очень любят и дают обидные прозвища, что не очень приятно для балерины, всей душой преданной танцу. Ее мать, бывшая балерина, разделяет ее страсть и опекает дочь, которая так никогда и начала самостоятельную взрослую жизнь. Однако когда Нина получает роль Королевы лебедей, в ней пробуждается что-то новое, необходимость понять самые глубокие темные стороны своей души, и это ее хрупкую душу разрушает. Нина, как и Королева лебедей, образ которой она создает, внезапно попадает в мир магии, страсти и опасности.

Подошла к тому краю, которого она никогда раньше не достигала при создании своих образов: ей пришлось заглянуть в самую глубину человеческой души. Актриса поясняет: «Нина – очень трудолюбивая и преданная своей профессии танцовщица, но все остальное для нее просто не существует. Она еще не сложилась как балерина или молодая женщина, но она постоянно совершенствуется в поисках своего ощущения свободы и чувственности. Одновременно она становится более раскрепощенной, и в этом кроется главная опасность. Нина стремится к совершенству и, как все актеры, готова принести себя в жертву ради достижения своей цели, забывая о том, что ощущение совершенства может длиться лишь один миг. Пытаясь превратиться в настоящего Черного лебедя, Нина пробуждает в себе темные силы, и это приводит к кризису самоопределения, когда она уже неуверенна в том, кто она на самом деле, и теряет границу между своей личностью и другими людьми. Она буквально видит себя во всех».

В этом раздвоенном мире, полном таинственных встреч и постоянных душевных ран, Нина мечется, как в ловушке, и начинает терять контроль над своими чувствами. Натали Портман тоже пришлось все это испытать.

Актриса рассказывает: «Когда Нина пытается восстать против окружающего ее мира, это становится ее навязчивым желанием, и в этом состоянии она уже не понимает, что от нее хотят другие люди и не может полностью управлять собой».

Даже в условиях этого мрачного окружения Портман с восторгом воспользовалась возможностью погрузиться в мир балета, о котором она, как и Нина, мечтала с детства. «Мне очень понравилось, что в сценарии с такой подлинностью воспроизведен настоящий мир танца, а особенно интересной была параллельность истории Нины и сюжета балета «Лебединое озеро», - говорит актриса. «Я вижу, что Нина действительно хочет освободиться от заклятия – освободиться от всех, кто пытается влиять на нее, и разобраться самой, какой же она человек и какая актриса».

Но когда Нина начинает терять ощущение реальности, она не может позволить, чтобы кто-то заметил, что с ней происходит, не говоря уже о том, что ее роль Королевы лебедей могут отдать ее самой главной сопернице – чувственной наглой Лили, которая стала ее дублером в прямом и переносном смысле.

Портман была заинтригована запутанными и управляемыми ревностью отношениями Нины и Лили, разворачивающимися на нескольких уровнях. Натали рассказывает: «Мне нравится, как они встречаются первый раз – они оценивают друг друга, как это всегда делают девушки. Это механизм выживания: сразу определить, кто является твоим главным конкурентом. В нашем случае Нина сразу понимает, что Лили – прекрасная и талантливая балерина, которая может представлять реальную угрозу ее положению в труппе. Однако она, к сожалению, не знает какая Лили на самом деле».

Чтобы передать все это на экране, Натали пришлось серьезно физически и психологически подготовиться. Она даже не могла себе представить, какую физическую подготовку ей придется пройти, когда начала интенсивные целенаправленные занятия по пять часов в день за десять месяцев до начала съемок фильма. Занятия проходили под руководством опытных педагогов, в том числе Мэри Хелен Боуэз из «Нью-Йорк Сити Балет», которые за рекордное время провели полный курс подготовки артистов балета.

Натали Портман объясняет: «Я много танцевала, а также занималась плаванием, выполняла упражнения на поднятие тяжестей и другие спортивные упражнения, чтобы в дальнейшем избежать травм, поскольку танец – это очень серьезная нагрузка для тела. Это невероятно трудно заняться балетом в 28 лет. Даже если ты раньше брал уроки танца, у тебя все равно нет представления о том, сколько сил требуется на самом высоком уровне мастерства. Каждое, даже небольшое, па должно быть особенным и исполненным легкости и грации. Я понимала, что будет нелегко, но никогда не думала, насколько это будет тяжело физически».

Помимо того, что Натали в детстве занималась хореографией, она также окончила курс психологии в Гарварде, что способствовало более глубокому пониманию того, что происходит с ее героиней Ниной, и позволило актрисе представить внутренние сюрреалистические ощущения Нины. Натали Портман рассуждает: «Я понимаю, что Нина попала в замкнутый круг импульсивных устремлений и навязчивых состояний. Положительная сторона такого психологического состояния для актеров и артистов балета в том, что при такой степени сосредоточенности на своем деле можно стать виртуозом, однако есть и темная, нездоровая сторона такого состояния, когда вы можете полностью потерять себя как личность. Вот туда я и должна была попасть вместе с Ниной».

Актриса с бесстрашием исследовала темную сторону всех взаимоотношений Нины: с непреклонным художественным руководителем балетной труппы Томасом Лероем (Венсан Кассель), подталкивающим Нину к исследованию тайных темных уголков своей души; с матерью, бывшей балериной (Барбара Херши), которая вмешивается в жизнь дочери и постоянно наблюдает за ней, и с опытной балериной (Вайнона Райдер), за профессиональной карьерой которой Нина следила с восторгом, и ее внезапный крах выбил Нину из колеи.

ЗАЩИЩАЮЩИЕ ЛЕБЕДЯ: АКТЕРЫ ВТОРОГО ПЛАНА

Вместе с в фильме « » снимается сложившийся ансамбль актеров второго плана, чья игра привносит в картину чарующую смесь красоты, таинственности и ужаса.

На роль Лили, соперницы героини Натали Портман, Аронофски выбрал Милу Кунис, актрису украинского происхождения, сделавшую стремительную карьеру, снявшись в фильмах « » и « », которая добавила безрассудства и отрицательного очарования характеру своей героини – очень амбициозной начинающей балерины.

«Мила создает образ Лили, обладающий чертами характера, которые так нужны Нине. Она намного свободнее, живее и сексуальнее Нины», - говорит Аронофски. «Лили обладает свободой самовыражения, и это становится для Нины источником большой привлекательности и бесконечной напряженности».

Актрису очень привлекал необузданный взрывной характер ее героини и захватывающая возможность сыграть балерину, хотя жестокая реальность оказалась намного сложнее. Мила Кунис рассказывает: «Сначала у меня было такое представление об этой роли: великолепие театра, ощущение грациозности, балетная пачка, но вы не представляете насколько это физически изматывающий труд. Ваше тело расплачивается за ваш успех!»

Чтобы создать достоверный образ Томаса, Венсан Кассель погрузился в исследования и занялся изучением биографий великих хореографов от Баланчина до Барышникова. Еще больше его воодушевили наблюдения за работой хореографа фильма Бенджамина Мильпье, известного танцовщика из «Нью-Йорк Сити Балет». «Наблюдать, как Бенджамин работает с танцорами, как он держится, оказалось очень интересным», - отмечает Кассель.

Также в актерскую труппу два номинанта на премию «Оскар» и обладателя премии «Золотой глобус» - в роли Бет, легендарной балерины труппы, обнаружившей, что она внезапно впала в немилость, и Барбара Херши в роли Эрики, матери Нины, которая одновременно защищает и подавляет свою дочь.

Что касается героини Вайноны Райдер, Бет, как пророк, помогает понять, какое будущее ожидает Нину. Актриса поясняет: «Бет долгое время была примой, но сейчас она в том возрасте, когда в одно мгновение ее увольняет и бросает любовник, балетмейстер театра. Мы видим все трудности артистов балета: что им приходится терпеть, трагедии и несправедливость того, как коротка их профессиональная карьера».

ПУАНТЫ И НАКАЗАНИЕ: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ И ХОРЕОГРАФИЯ

Так же как Даррен Аронофски в свое время в фильме « » полностью погрузился в закрытый мир профессиональных борцов, в фильме « » наряду с психологическими ужасами режиссер открывает зрителю сложную, наполненную тяжелым трудом и волнением, закулисную реальность мира, которую видят лишь немногие. Несмотря на то, что балет уже давно показывают в фильмах, начиная с классической картины Майкла Пауэлла «КРАСНЫЕ БАШМАЧКИ » и хита 70-х «ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ » Герберта Росса, фильм Аронофски не похож ни на один из них.

Чтобы снять балет, словно глядя на него изнутри понадобилось объединение глубокого личного изучения этой темы, активной актерской подготовки и особой техники съемки. Соавтор сценария Марк Хейман говорит: «Аронофски фанатично следует всем деталям, поэтому помимо фантастических элементов сюжета – двойники в зеркале и трансформация Нины – для него очень важным было снять аутентичный фильм о балете».

Его задачей было взять ключевые моменты из балета «Лебединое озеро» и поставить их таким образом, чтобы они полностью сочетались с тем, как Аронофски визуально представляет себе идею Томаса Лероя о «свежем, обнажающем» спектакле, и одновременно эти сцены должны были исполняться двумя актрисами, которые, несмотря на все их старания, не были профессиональными балеринами.

Мильпье объясняет: «Даррен очень хотел, чтобы максимально сохранилась подлинная атмосфера «Лебединого озера». Но мы оба понимали, что нельзя подготовить ведущую балерину за шесть месяцев, поэтому мы тщательно подошли к выбору особых танцевальных движений для Натали и Милы с тем, чтобы они хорошо смотрелись на экране. Натали уже начала заниматься балетом до нашего знакомства, и она также занималась хореографией в детстве, но у Милы не было никакой танцевальной подготовки. Итак, моя роль состояла в том, чтобы отточить их движения и использовать хореографию для реализации замысла режиссера. К счастью, Аронофски отлично понимает, что такое хороший танец, и это очень облегчало мою работу».

Это время стало для Портман и Кунис периодом напряженных занятий. Чтобы помочь им в дальнейших занятиях, Мильпье пригласил группу преподавателей танца, включая легендарную Джорджину Паркинсон, ведущую балерину Королевского балета, отдавшую более 30 лет Америкнством театру балета,которая, к сожалению, скончалась за две недели до завершения съемок фильма. Также с актрисами работали Марина Ставицкая, директор классического репертуара в Манхэттенском молодежном театре балета, и Ольга Кострицкая, среди учеников которой были Михаил Барышников и Джок Сото.

Они заставляли Портман и Кунис творить такие вещи со своим телом, о чем они даже не могли подумать, и обе актрисы платили за это непростую цену. Портман вспоминает: «Я очень люблю танцевать, я думала, это будет такое счастье – танцевать на съемках. Я даже не имела представления, как это будет тяжело».

Тяжело – это не то слово. И Портман, и Кунис постоянно боролись с травмами и усталостью от слишком продолжительных занятий, понимая, что времени до съемок остается мало. Кунис смеется: «Две порванных связки и вывихнутое плечо, я себя спрашивала потом – что я делаю?».

Она продолжает: «Самое ужасное - пуанты. Я могла в них находится не дольше 20 минут. Даже не нужно становится на пуанты, и так больно. Все, что тебе приходится сделать, это ходить. Но ноги не идут вперед, потому что там, в носке, эта деревянная коробочка. Ты цепляешься за свои собственные ноги. Если в них приходится быть целый день, то ноги отекают и покрываются синяками».

Натали Портман, которая сама танцует в 90% своих сцен в фильме, также во время занятий получила серьезную травму. Она жалуется: «Это было довольно серьезно, потому что мне с ней пришлось возиться почти половину съемок. Но трудно жаловаться, когда ты понимаешь, через что постоянно проходят профессиональные танцоры. Они постоянно танцуют с очень болезненными травмами, например, вывихнутая лодыжка. Они привыкают танцевать через боль».

Несмотря на все трудности, при профессиональной поддержке обе актрисы превратились в довольно уверенных в себе танцовщиц. Кунис рассказывает: «Мне кажется, это самое сложное, что я делала в своей жизни. Я думаю, что многие не представляют, что балет – это самый тяжелый спорт в мире. Но самое приятное начинается, когда ты осознаешь, что в результате тяжелого труда и страданий вы демонстрируете это искусство, словно не прилагая усилий».

Именно этой легкости, характеризующей наиболее сильный танец, добивался Мильпье на экране, что является сильным контрастом полному кошмаров пути Нины. Мильпье добавляет: «Было удивительно наблюдать, как совершенствовалось мастерство Натали и Милы. Мы поставили планку очень высоко, и они ее достигли».

Вместе с Портман и Кунис хореограф Мильпье и исполнительный продюсер Ари Хандел вывели на сцену группу профессиональных танцоров из балетной труппы Пенсильвании, включая солиста Сержио Торрадо, который в фильме танцует партию фон Ротбарта в сценах из «Лебединого озера». «Из-за сжатых сроков было труднее найти походящую балетную труппу, чем актеров на главные роли. Мы обнаружили, что многие труппы, как, например, «Нью-Йорк Сити Балет» и Американский театр балета уже открыли сезоны и не могли предоставить нам своих танцоров», - рассказывает продюсер Франклин. «К счастью, в театре Пенсильвании был перерыв. Они согласилась работать с нами буквально за несколько недель до начала съемок».

Рой Кайзер, художественный руководитель балета Пенсильвании, рассказывает: «Мы были рады, что нам предложили в этом участвовать. Это фантастический проект и уникальный шанс для наших танцоров. Им представилась возможность показать балет в истинном свете, и они были рады работать вместе с такими прекрасными актерами».

ЗАЛ ЗЕРКАЛ: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ

Съемки фильма « » начинались рядом с Линкольн-центром, где находится «Нью-Йорк Сити Балет», и продолжались несколько недель. Весь фильм снимался в Нью-Йорке, в основном на Манхэттене, а также в Центре сценических искусств в университете штата Нью-Йорк, на знаменитой сцене, где Боб Фосс снимал сцены для известного фильма «ВЕСЬ ЭТОТ ДЖАЗ». Аронофски вместе с талантливой командой художников работал над сплетением двух визуальных стилей: живой внутренний мир балета, где идут съемки ручной камерой, и более сюрреалистичная и пугающая, но такая же смелая серия образов, наполненная отражающими зеркалами и пугающими призрачными двойниками, размывающими границы реальности. Постоянно двигающаяся камера словно танцует и неумолимо движется вниз вместе с главной героиней.

Отбросив многолетний опыт создания психологических триллеров и фильмов, посвященных танцу, Аронофски и Либатик предложили свое собственное видение мира, который редко можно увидеть в такой обнаженности. Большинство сцен фильма снято одной ручной камерой, находящейся в постоянном волнообразном движении, без перенастройки для общих или крупных планов.

Многие декорации фильма ненавязчиво предвещают то, что потом можно увидеть на сцене в балете «Лебединое озеро»” в кульминационном эпизоде фильма, включая квартиру Томаса Лероя в черно-белых тонах, где он дает Нине необычное домашнее задание, а также розовую комнату Нины, напоминающую детскую, хотя эта комната все меньше и меньше спасает ее по мере развития событий. ДеПрез подчеркивает: «Это все сделано очень ненавязчиво, но есть визуальные ряды, которые сохраняются на протяжении всего сюжета. Дело в том, что Даррен не любит преувеличенную стилизацию, и многое в художественном оформлении было направлено на то, чтобы удержать героиню Натали Портман в реальности».

Это представляло для ДеПрез самую главную проблему: создание декораций для нового современного, острого и, самое главное, очень кинематографичного прочтения балета «Лебединое озеро».

Художник поясняет: «Мы с Дарреном очень хотели, чтобы во всех элементах сценических декораций присутствовало движение – ничего застывшего или неподвижного. И в каждом акте балета вы видите на сцене подвижные элементы: раздвигающиеся задники с изображением деревьев, подсвеченную луну, утес с движущейся рампой. На всем лежит отпечаток фотореализма, что создает неожиданное ощущение и делает декорации современными. Это все нужно было очень хитро собрать воедино».

Художественное решение Тереза применила даже к кулисам. Она говорит: «Кулисы почти также важны, как сцена. Мы разместили там балетные стойки, где разминаются балерины, и, конечно, зеркала. Все сделано так, чтобы камере было на чем остановиться».

Еще одним важным компонентом при создании настроения, напряженности и эмоциональной картины фильма «ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ» стала музыка, написанная Клинтом Мэнселлом, давним партнером Даррена Аронофски. Мэнселл сразу обратился к главному источнику одержимости, охватившей Нину, - балету «Лебединое озеро» - и вплел нотки известной музыки Петра Ильича Чайковского к классическому балету в музыкальное сопровождение фильма.

Когда Аронофски рассказал ему о фильме, Мэнселл уже посмотрел этот балет в Лондоне. Композитор вспоминает: «Я был потрясен, какое это живое органичное зрелище, и подумал, что это будет здорово».

При создании музыки Мэнселл столкнулся с интересной проблемой: как сохранить бессмертное наследие Чайковского при создании собственного музыкального сопровождения того мрачного пути, который проходит Нины в современной реальности. «Это огромная привилегия – работать с таким гениальным произведением Чайковского. Я испытываю к нему глубочайшее уважение, но я понимал, что мне придется забыть о границах и прикоснуться к нему», - говорит композитор. «Я искренне надеюсь, что в результате люди не будут говорить: « О, вот это был Чайковский, а это уже нет». Я верю, что две музыкальных темы сольются в одну, чтобы стать новым прочтением балета «Лебединое озеро»».

Мэнселл считал, что лирическое произведение Чайковского неотступно преследует Нину, все больше изменяя ее и превращая в странное и неистовое существо за время работы над партией Королевы лебедей.

«Моя музыка все время словно обращается к музыке Чайковского или эхом повторяет ее», – поясняет Мэнселл. «Чайковский постоянно был отправной точкой, но потом я начал экспериментировать».

По мере работы этот процесс становился все более личным. «Музыка Чайковского чарующе сложная, в ней так много происходит, каждая нота рассказывает целую историю», – замечает Мэнселл. «Но музыка к современным фильмам не такая яркая, если хотите, более минималистическая, поэтому мне пришлось практически переконструировать балет. Я разбил его на определенные ритмы, прогрессии и мелодии, а затем вновь собрал их в единую музыку к фильму. В процессе работы музыкальное сопровождение все больше отвечало тому, как я слышу музыку: с атональными и диссонирующими элементами, помогающими передать напряжение и смятение».

Мэнселл также использовал внутренние элементы музыки для отражения подсознания Нины и ее душевных блужданий в мире паранойи, всепоглощающей страсти и страха. «Внести ощущений ужаса было не очень сложным делом», - говорит композитор. «Музыка Чайковского по своему характеру очень мощная и выразительная. Балетные спектакли в то время играли такую роль, как фильмы сегодня: их создавали, чтобы разбудить воображение зрителей».

Еще до начала съемок Мэнселл написал часть музыки к фильму, чтобы балетные сцены для фильма можно было снимать на музыку, и продолжал работать над сопровождением уже к самому фильму в процессе съемок, получая свежие впечатления. Затем он отправился в Лондон для окончательной записи музыки, где он в первый раз услышал ее в исполнении оркестра из 77 музыкантов. «Когда музыка начинает свою самостоятельную жизнь в руках великих музыкантов, просто захватывает дух», – отмечает композитор.

Аронофски пришел в восторг от работы Мэнселла. Это одна из самых выдающихся работ Клинта», – говорит режиссер. «Ты постоянно чувствуешь присутствие Чайковского, но нон ощущается по-новому. Это необычно, завораживающе и очень красиво».

Аронофски отмечает: «В работе над фильмом все – музыка, костюмы, декорации, соединение хореографии и работы оператора, каждый аспект съемок сцен из «Лебединого озера» стало для нас бесценным опытом, нам приходилось все время учиться, но этот труд вернулся сторицей. Мы начинали, очень мало зная о балете, о том, как снимать балет и как заставить зрителей им восхищаться, но я думаю, что фильм действительно помогает людям понять этот вид искусства, сделать его более доступным».

Смотрите видеосюжет с московской премьеры фильма " " в трейлерах фильма или по этой ссылке .

Смотреть трейлер фильма «Чёрный лебедь (2010)» на русском онлайн