Что ели султаны османской империи. Женский султанат османской империи: рассвет или закат великого государства? Почему увеличилась роль женщин в управлении страной

Согласно легенде:
Роксолане не удалось добиться отмены закона, принятого в 1478 г. «О братоубийстве». Она боролось с этим законом всю свою жизнь. Однако в этом вопросе Сулейман Великолепный, несмотря на безграничную любовь к ней, оставался непреклонен. Запрет на этот закон позволил бы Хюррем упрочить свою власть во дворце, и она могла бы фактически всю жизнь быть Валиде Султан, сохраняя в своих руках власть над Империей. Сулейман в этом вопросе, одном из немногих, не согласился с Хюррем. В результате Роксолана не смогла осуществить все свои планы, во многом этому помешала еще и ранняя кончина Хюррем. Однако именно с Хюррем Султан начался самый разрушительный для империи период в истории, который, в конечном счете, привел к краху державы - Женский Султанат. Женщины, которые появились во дворе султана после кончины Роксоланы, смогли добиться введения запрета на «закон Фатиха». Этот запрет является единственным положительным моментом в данный исторический период. Сам по себе Женский Султанат для Османской империи стал великим злом, которое и разрушило Империю.

Исторические доказательства:
С Законом Фатиха и Женским Султанатом связано множество вымышленных историй и легенд, эти два исторических понятия так тесно переплелись между собой, что с ними очень непросто разобраться. Даже сложнее, чем с причинами преждевременной кончины шехзаде , умершего в 1553 г. Для определения истины давайте обратимся к предыстории появления этих двух явлений и рассмотрим каждое из них по отдельности.

В 1478 г. ввел закон «О престолонаследии», второе более распространенное название - закон «О братоубийстве» не является официальным, но более точно передает смысл данного закона, который гласит:
«Любой человек, который посмеет посягнуть на султанский трон, должен быть немедленно казнен. Даже если трон пожелает занять мой брат ».
Свой закон Мехмед II ввел уже в конце правления. Он должен был послужить наследникам Мехмеда II надежной защитой от претендентов на трон, недовольных властью оппонентов, в первую очередь от родных и сводных братьев правящего султана, которые могли в открытую выступить против падишаха и поднять бунт. Для предотвращения подобных беспорядков братьев надлежало казнить сразу после восшествия нового султана на трон, в независимости от того, посягали они на трон или нет. Это было очень просто сделать, поскольку невозможно было отрицать, что хотя бы раз в жизни законные шехзаде не помышляли о троне.

Теория о том, что Роксолана прилагала усилия по отмене данного закона, появилась после выхода в конце 1990-х гг. на экраны популярного украинского телепроекта «Роксолана», в котором многие события были вымышленными и не основывались на реальных исторических фактах, сохранены в точности были лишь имена исторических персонажей. Безусловно, положение сыновей Роксоланы было очень шатким, но ученые не обнаружили ни одного доказательства, что Хюррем Султан противилась данному закону и хотела добиться его запрета.

«Женский Султанат» или «Султанат женщин» напротив является вполне реальным историческим периодом в жизни Османской империи. Многие исследователи не совсем грамотно поступают, когда связывают деятельность женщин данного периода по отмене «Закона Фатиха» с Хюррем Султан, которая якобы тоже боролось против этого закона. В результате только на основе данного предположения Хюррем Султан причисляют к представительницам периода «Женского Султаната», что, по мнению всё тех же исследователей, должно доказывать пагубное влияние Хасеки Хюррем на судьбу Османской империи. Что касается самого «Женского Султаната», то большинство историков считают этот период разрушительным для Империи и характеризуют его, как отрицательное явление.

Данные выводы являются крайне сомнительными, поскольку существует немало реальных фактов, которые доказывают, что Хюррем никак не могла стать первой из представительниц «Женского Султаната», которые, скорее, воплощали запрет на закон Фатиха в жизнь, чем занимались его формальной отменой. Итак, давайте рассмотрим данные факты:

Женский Султанат - исторический период жизни Османской империи, который продлился немногим более века. Он характеризуется переходом фактической власти в руки четырех матерей султанов, сыновья которых, правящие падишахи, слушались их безоговорочно, принимая решения по поводу внутри и внешнеполитических, общегосударственных вопросов.

У историков до сих пор нет единого мнения по поводу того, какую дату считать временем начала Женского Султаната. Некоторые исследователи, желающие сделать первой женщиной из Женского Султаната, называют датой его образования 1541 год. Правда, понять, чем руководствуются данные исследователи, называя именно эту дату, непонятно. Ведь согласно их теории можно было назвать, к примеру, 1521 год, в котором Хюррем был присвоен титул Хасеки, либо 1534 год, в котором умерла Айше Хафса Султан и власть над гаремом полностью перешла к Хюррем, либо 1553 год, в котором казнили Мустафу. Понять подобных исследователей не представляется возможным.

Зато писатель Данишменд Исмаил Хани так высказывается о Женском Султанате:
«К стагнации (краху) Османской империи привели причины, которые проявились в дни её наибольшего расцвета. Еще раз поэтому напомню, что Женский Султанат является не причиной краха Османской Империи, а его следствием ».
Данное высказывание Данишменда цитируют многие интернет и печатные издания. Однако, если даже не принимать во внимание, что часто этот писатель высказывает идеи националистического характера и утверждает, что только коренные турки способны были внести в развитие Османской империи положительные изменения, а возвеличивание Хюррем является лишь единственным исключением из данного правила, утверждение Данишменда о характере Женского Султаната можно считать ошибочным и даже бессмысленным, поскольку в нем содержится сразу несколько явных неточностей.

Прежде всего, «стагнация» и «крах» не могут являться словами синонимами, поскольку обозначают разные явления в жизни государства. Между крахом и стагнацией в Османской империи прошло почти полтора столетия. Стагнация началась в империи после окончания периода Женского Султаната, когда территориально-экономическое развитие страны остановилось. Кроме того, важно помнить, что все представительницы Женского Султаната правили очень короткий срок, еще их объединяет тот факт, что все они носили титул «Валиде Султан». Эти очевидные выводы Данишменд, естественно, не оспаривает, хотя ни один из них нельзя применить для характеристики Хюррем Султан. Валиде она не успела стать, так как умерла на 8 лет раньше. Времена правления Сулеймана I назвать крахом Империи просто невозможно, если действительно называть Женский Султанат следствием краха империи.

Если также допустить выдвигаемые теории начала Женского Султаната в 1541 году, то сюда также войдет 8-ми летний срок, когда управляла гаремом, исполняя в 1558-1566 гг. обязанности Валиде. Однако называть её время Женским Султанатом не осмеливается никто из исследователей данного периода истории.

Отсюда напрашивается вывод, что верной датой начала Женского Султаната следует считать 1574 г., когда стала Валиде Султан. И именно Нурбану Султан следует считать первой представительницей исторического периода Османской империи под названием Женский Султанат. Руководить гаремом Нурбану начала в 1566 году, однако нет ни одного доказательства, что в этот период она оказывала влияния на принятие решений правящим султаном, её мужем . Настоящую власть Нурбану удалось прибрать к своим рукам только в период правления её сына .
В год восшествия на престол Мурад III, что отправляет нас к первоначальной теме нашей статьи, «закону Фатиха», поддавшись влиянию матери Нурбану и великого визиря Мехмеда Паши Соколлу, который был послушным исполнителем воли Нурбану, отдал приказ казнить всех своих сводных братьев. До этого момента закон Фатиха не использовался целых 62 года. Мурад III, объясняя своё решение, упомянул именно этот закон 1478 года.

Через 21 год сын Мурада III, Мехмед III опять использует этот закон и опять это будет сделано по настоянию матери султана, уже . Мехмед III казнил 19 своих сводных братьев в 1595 году. Этот год войдет в историю, как самый кровавый год применения закона Фатиха.

После Мехмеда III на престол взойдет , наложницей которого станет знаменитая Кёсем, в будущем властная и хитрая Валиде Султан. Ахмед I введет практику заточения братьев правящих султанов в один из дворцовых павильонов, в «Кафес» (переводится как клетка), что, однако не являлось отменой закона Фатиха.

Да и к введению этой практики Кёсем Султан не приложила никаких усилий, поскольку смогла вмешиваться в решение султанов намного позже. К слову, большинство отрицательных черт, которые приписываются Хюррем Султан, были взяты, как раз с образа Кёсем. Мы упомянем лишь о том, что правящий султан Мурад IV, сын Кёсем в 1640 году оставшийся без наследников, попробует вновь ввести закон Фатиха, приказав убить своего брата, другого сына Кёсем, Ибрагима. Однако Кёсем, располагавшая на тот момент огромной властью, помешает этому, поскольку в противном бы случае правление Османской династии прекратилось бы, а османы правили Империей 341 год.

Справедливости ради отметим, что закон Фатиха никогда официально не отменяли, он действовал до начала ХХ века, пока Османская империя не прекратила существовать. Последний раз он использовался в 1808 году, спустя 121 год после прекращения периода, называемого Женский Султанат (он закончился в 1687 г., спустя 4 года после того, как умерла последняя влиятельная Валиде Турхан Султан). В 1808 году Султан Махмуд II, занявший трон, убьет своего брата султана Мустафу IV.

Относительно влияния Женского Султаната на развитие истории Османской империи можно сказать следующее: представительницы Женского Султаната действительно, пусть и косвенным образом, способствовали началу стагнации в Османской Империи. Хотя больше всех к этому привели действия последней из них Турхан Султан и Мехмеда IV, её сына, который проиграл в 1683 году 11 сентября Венскую битву. Однако назвать Женский Султанат главной причиной краха Османской империи никак нельзя. Распространенная фраза «Украинкой начался, на украинке и закончился», прямо намекающая на Роксолану Хюррем, как первую представительницу этого периода, является явно неточной, ошибочной.

Позднее, в начале 18-го в. на трон стали вступать наследники в достаточно зрелом возрасте. Поэтому многие их матери умирали до того, как их сыновья становились правящими султанами, либо были настолько стары, что уже не могли бороться за власть и вмешиваться в решение государственных вопросов. Поэтому уже к середине 18-го века Валиде не имели особой власти при дворе и не оказывали влияние на правящих султанов, в решение каких-либо вопросов страны они уже не вмешивались.

Что же касается других сдвигов, которые начались именно в период Женского Султаната и продолжали действовать после его завершения, самым главным из них является применение вместо закона Фатиха практики заточения братьев султана в Кафес. Хотя это решение вопроса было более гуманным, она оказалось для империи не очень полезным. Наследников перестали назначать на пост правителей провинций, в результате чего в империи появилось множество бездарных и малодушных губернаторов, несостоятельных правителей. Кроме того, в период Женского Султаната Турхан Султан способствовала тому, что её сын Великим Визирем назначил Мехмеда Кепрюлю. Это послужило началом нового периода в истории османского государство, однако этот факт заслуживает отдельной статьи.

С момента создания Османской империи государством беспрерывно правили потомков Османа по мужской линии. Но несмотря на плодовитость династии, были и такие, кто окончил свою жизнь бездетными.

Основатель династии Осман Гази (правил 1299-1326гг.) был отцом 7 сыновей и 1 дочери.

Вторым правителем был сын Османа Орхан Гази (пр.1326-59гг) имел 5 сыновей и 1 дочь.

Не обделил бог потомством и Мурада 1 Хюдавендигюра (сын Орхана, пр.1359-89гг.) — 4 сына и 2 дочери.

Знаменитый Баязид Молниеносный (сын Мурада 1, пр.1389-1402гг.) был отцом 7 сыновей и 1 дочери.

Сын Баязида Мехмет 1 (1413-21гг.) оставил после себя 5 сыновей и 2 дочери.

Мурад 2 Большой (сын Мехмета1, пр.1421-51гг.) — 6 сыновей и 2 дочери.

Покоритель Константинополя Фатих Мехмет 2 (прав.1451-1481гг.) был отцом 4 сыновей и 1 дочери.

Баязид 2 (сын Мехмета2, пр.1481-1512гг.) — 8 сыновей и 5 дочерей.

Первый Халиф из династии Османов Явуз Султан Селим-Селим Грозный (пр.1512-20гг.) имел всего лишь одного сына и 4 дочери.

2.

Знаменитый Сулейман Великолепный (Законодатель), муж не менее знаменитой Роксолаы(Хюррем Султан, 4 сына, 1дочь), был отцом 8 сыновей и 2 дочерей от 4-х жен. Он правил так долго (1520-1566 гг.), что пережил почти всех своих детей. Старший сын Мустафа (Махидерван) и 4-й сын Баязид (Роксолана) были удушены по приказу Сулеймана 1 по обвинению в заговоре против отца.

Третий сын Сулеймана и второй сын Роксоланы Селим 2 (Рыжий Селим или Селим Пьяница, пр.1566-1574 гг.) от 2-х жен имел 8 сыновей и 2 дочери. Несмотря на свою любовь к вину, смог расширить свои владения с 14.892.000 км2 до 15.162.000 км2.

А теперь поприветствуем рекордсмена — Мурада 3 (пр.1574-1595гг.). Имел одну официальную жену Сафие Султан (София Баффо,дочь правителя Корфу, была похищена пиратами) и множество наложниц, от коих прижил 22 сыновей и 4 дочери (пишут,что на момент его смерти, наследник Мехмет 3 приказал задушить всех его беременных жен). Но несмотря на любовь к слабому полу, смог расширить свои владения до 24.534.242 км2.

Мехмет 3 (пр.1595-1603гг.) был рекордсменом по другой части -в ночь смерти отца приказал удушить всех своих братьев и сестер. По плодовитости намного уступил своему отцу-всего лишь 3 сына от 2-х жен

Старший сын Мехмета 3 Ахмет 1(пр.1603-1617 гг,умер от тифа в 27 лет) вступив на престол ввел новый династический закон,по которому правителем становился старший сын умершего правителя.

Мустафе1,севшиму на трон в силу малолетства сына Ахмета 1 (пр.1617-1623 гг, ум. 1639 г.),видимо пришлось заплатить за грехи своего отца -он был не только бездетным,но и через 6 лет после вошествия на трон начал впадать в безумие, и по фетве Шейх-уль-Ислама был смещен с трона.

Малоизвестные факты из жизни султанов…

Когда начинают говорить о Османских правителях,то у людей автоматически в голове появляется образ грозных, жестоких завоевателей, проводивших свое свободное время в гареме среди полунагих наложниц. Но все забывают, что они были простыми смертными людьми со своими недостатками и увлечениями…

ОСМАН 1.

Описывают,что когда он стоял,его опущенные руки достигали коленей,исходя из этого считали что у него были или очень длинные руки,или короткие ноги.Другой его отличительной чертой характера было то,что он никогда не одевал верхнюю одежду повторно.И не потому что был пижоном,он просто любил дарить свою одежду простолюдинам. Если кто-то долго смотрел на его кафтан,он снимал его и дарил этому человеку. Осман очень любил перед трапезой послушать музыку, был хорошим борцом и искусно владел оружием. У турков был очень интересный старый обычай — раз в году рядовые члены племени уносили из дома вождя все что им в этом доме приглянется. Осман с женой выходил из дома с пустыми руками и открывал двери для своих сородичей.

ОРХАН.

Правление Орхана длилось 36 лет.Он владел 100-ней крепостей, и все свое время проводил объезжая их. Ни в одной из них он не оставался больше одного месяца. Был большим поклонником Мевланы-Джелаледдина Руми.

МУРАД 1.

В европейских источниках блестящий правитель неутомимый охотник очень галантный рыцарь и являл собою символом честности. Был первым османским правителем,создавший частную библиотеку.Был убит в битве на Косовом поле.

БАЕЗИТ 1.

За умение быстро преодолевать большие расстояния вместе со своим войском,и появляться перед врагом в самый неожиданный момент получил прозвище Молниеносный. Очень любил охоту и был заядлым охотником, часто участвовал в состязаниях по борьбе. Историки также отмечают его мастерское владение оружием и верховой ездой. Он был одним из первых правителей сочинявшим стихи. Был первым, кто осадил Константинополь, и не раз. Умер в плену у Тимура.

МЕХМЕТ ЧЕЛЕБИ.

Считается возродителем османского государства в результате победы над тимурилами. Когда был при нем,его прозвали борец Мхемет. Во время своего правления ввел обычай каждый год отправлять в Мекку и Медину дары, который не был отменен даже в самые трудные времена вплоть до первой мировой войны. Каждую пятницу вечером готовил еду на свои личные деньги и раздавал неимущим. Как и отец любил охоту. Во время охоты на вепря упал с лошади и сломал тазобедренную кость, отчего вскоре и умер.

А расскажите, как вообще так случилось, что есть портреты, ведь ислам запрещает изображения человека.
Нашли итальянских неверных для увековечивания себя, великих?

    • Матери падишахов
      Мурат 1,3-й правитель Османской империи,был сыном Орхана и византийки Холофиры, (Нилюфер Хатун).

Баезид 1 Молниеносный, 4-й правитель правил с 1389-го года по 1403. Отцом его был Мурат 1, а мать болгарка Мария,по принятия ислама Гюльчичек Хатун.


    • Мехмет 1 Челеби,5-й султан. Его матерью тоже была болгарка, Ольга Хатун.

      1382-1421 г.г.

      Мурат 2 (1404-1451) родился от брака Мехмета Челеби и дочери првителя бейлика Дулкадироглу Эмине Хатун. По некоторым неподтвержденным источникам его матерью была Вероника.

      Мехмет 2 Завоеватель (1432-1481)

      Сын Мурата 2 и Хюма Хатун, дочери бея из рода Джандароглу. Счталось, что его матерью была сербка Деспина.

      Баезид 2, тоже не был исключением — его мать тоже была христианкой Корнелией (албанка, сербка или француженка). После принятия ислама имя ее Гюльбахар Хатун. Отцом был Фатих Султан Мехмет 2.

      СЕЛИМ 1.(1470-1520)

      Селим 1 или же Явуз Султан Селим, покоритель Египта, Багдада, Дамаска и Мекки, 9-й падишах Османского государства и 74-й Халиф был рожден от Баезида 2-го и дочери влиятельного бея в западной Анатолии из рода Дулкадироглу Гюльбахар Хатун.

      СУЛЕМАН 1 (1495-1566).

      Сулейман Кануни родился 27 апреля 1495 года. Он стал султаном, когда ему было 25 лет. Бескомпромиссный борец со взяточничеством, Сулейман завоевал расположение народа добрыми делами, строил школы. Сулейман Кануни покровительствовал поэтам, художникам, архитекторам, сам писал стихи, считался умелым кузнецом.

      Сулейман не был так кровожаден, как его отец – Селим I, но он не менее отца любил завоевания. К тому же ни родство, ни заслуги не спасали от его подозрительности и жестокости.

      Сулейман лично руководил 13 походами. Значительная часть богатства, полученного от военной добычи, дани и налогов, тратилась Сулейманом I на строительство дворцов, мечетей, караван-сараев, гробниц.

      Также при нем были составлены законы (канун-наме) об административном устройстве и положении отдельных провинций, о финансах и формах землевладения, повинностях населения и прикреплении крестьян к земле, о регламентации военно-ленной системы.

      Сулейман Кануни умер 6 сентября 1566 года во время очередного похода в Венгрию – при осаде крепости Сигетвар. Он был похоронен в мавзолее на кладбище мечети Сулеймание вместе со своей любимой женой Роксоланой.

      10-й Османский правитель и 75-й халиф мусульман Сулеман Великолепный, известный еще тем, что был мужем Роксоланы, родился от Селима 1 и польской еврейки Хельги, впоследствии Хавза Султан.

      Хавза Султан.

      СЕЛИМ 2. (1524-1574)

      Сын знаменитой Роксоланы (Хюррем Султан) Селим 2 взошел на трон после ее смерти. Настоящее имя ее было Александра Анастасия Лисовска, была любимой женой Сулеймана.

      МУРАТ 3 (1546-1595).

      Рожденный от Селима 2-го и еврейки Рашель (Нурбану Султан) Мурат 3, был их старшим сыном и наледником престола.

      МЕХМЕТ 3 (1566-1603).

      Взошел на престол в 1595 году и правил до самой своей смерти. Его мать тоже не была исключением, тоже была похищена и продана в гарем. Она была дочерью из богатой семьи Баффо (Венеция). Была взята в плен во время путешествия на корабле, когда ей было 12 лет. В гареме в Сесилию Баффо влюбился отец Мехмета 3-го и женился на ней, имя ее стало Сафие Султан.

        Вот и я за дружбу народов и конфессий. Сейчас 21 век и люди не должны различаться по расовому или конфессиональному принципу. Видим сколько у султанов было христианок? Кстати, у последнего султана, если не ошибаюсь, бабушка была армянка. У русских царей родители тоже немцы, датчане и англичане.

        Сын Мурата 2 и Хюма Хатун, дочери бея из рода Джандароглу. Счталось что его матерью была сербка Деспина —
        А я читала, что матерью Мехмета Второго была армянская наложница.

      Дворцовые интриги жен падишахов

      Хюрем-султан (Роксолана 1500-1558): благодаря своей красоте и уму ей не только удалось привлечь внимание Сулеймана Великолепного, но и стать его любимой женщиной. Ее борьба с первой женой Сулеймана, Махидерван, была самой знаменитой интригой того времени, такая борьба шла не на жизнь, а на смерть. Роксолана обошла ее по всем статьям и наконец стала его официальной женой. По мере усиления ее влияния на правителя, усилилось ее влияние и в государственных делах. Вскоре ей удалось сместить и везири-и азама (премьер-министра) Ибрагим-пашу, бывшего женатым на сестре Сулеймана. За супружескую измену он был казнен. Следущего везир-и азама Рустема-пашу она женила на своей дочери и с помощью которого ей удалось опорочить, путем подмены писем, обвинить во враждебных связях с главными врагами иранцами старшего сына Сулеймана Шахзаде Мустафу. За ум и большие способности Мустафу прочили следующим падишахом, но по приказу отца его задушили во время похода на Иран.

      Со временем во время совещаний находясь в тайном отделении Хюрем Султан слушала и делилась после совета своим мнением с мужем. Из стихов, посвященных Сулейманом Роксолане, становится очевидным что любовь его к ней была для него дороже всего на свете.

      Нурбану Султан(1525-1587):

      В возрасте 10 лет была похищена корсарами и продана на знаменитом рынке Пера в Истамбуле торговцам невольниками.Торговцы отметив ее красоту и ум отправили ее в гарем,где она сумела привлечь внимание Хюрем Султан,которая и отправила на воспитание в г.Манису.Оттуда она вернулась настоящей красавицей и сумела покорить сердце сына Хюррем Султан Селима 2,который вскоре женился на ней. Стихи, написанные Селимом в ее честь, вошли как прекрасные образцы лирики. Селим был младшим сыном,но в результате смерти всех своих братьев становиться единственным наследником трона, на который он и взошел. Нурбану стала единственной хозяйкой его сердца и соответственно гарема. В жизни Селима были и другие женщины, но ни одна из них не смогла завоевать его сердце так как Нурбану. После смерти Селима (1574) падишахом стал ее сын Мурат 3, она становится Валиде Султан (корлевой-матерью) и долгое время держала нити правления в своих руках, несмотря на то, что на этот раз ее соперником была жена Мурата 3 Сафие Султан.

      Сафие Султан

      Жизнь полная интриг стала темой для многих романов после ее смерти. Так же как и Нурбану Султан она была похищена корсарами и продана в гарем, где ее купила за большие деньги Нурбану Султан для своего сына Мурата 3.

      Горячая любовь сына к ней поколебала влияние матери на сына. Тогда Нурбану Султан начинает вводить в жизнь сына других женщин, но любовь к Сафие Султан была непоколебима. Вскоре после смерти свекрови фактически правила государством.

      Косем Султан.

      Мать Мурада 4 (1612-1640) Косем Султан стала вдовой, когда он был еще маленький. В 1623 в возрасте 11 лет его возводят на трон и Косем Султан становится регентшей при нем. Фактически правила государством.

      По мере взросления сына, она отошла в тень, но продолжала влиять на своего сына до самой его смерти. На трон был возведен другой ее сын — Ибрагим (1615-1648). Начало его правления было началом борьбы Косем Султан с его женой Турхан Султан. Обе эти женщины стремились к установлению своего влияния в государственных делах, но со временем эта борьба стала настолько явной, что это послужило образованию противоборствующих группировок.

      В результате этой долгой борьбы Косем Султан нашли в своей комнате задушенной, а ее сторонники были казнены.

      Турхан Султан (Надежда)

      Была похищена в степях Украины и подарена в гарем. Вскоре стала женой Ибрагима, после смерти которого на трон был посажен ее малолетний сын Менмет 4. Хоть она и стала регентшей, ее свекровь Косем Султан не собиралась выпускать нити правления из своих рук. Но вскоре она была найдена удушенной в своей комнате, а ее сторонники на следующий день были казнены. Регенство Турхан Султан продолжалось 34 года и это было рекордом в истории Османской империи.

        • роксолана с помощью своего зятя оклеветала его перед его отцом, были составлены письма, якобы написанные Мустафой иранскому шаху, где он просит последнего помочь захватить престол. Все это происходит на фоне острой борьбы между турками румелии (османами) и турками Ирана за обладние вост. Анатолией, Ираком и Сирией. Сулейман приказал задушить Мустафу.

          Могла ли Мара спасти Крнстантинополь? 15-й век был ознаменован неослабеваемым натиском Османов на Византию. К этому времени от Византии по сути остался только Константинополь. Как высказался однажды султан Мехмет 2, «Или я возьму Константинополь, или он меня.»

Собственно, с этой хасеки внука Роксоланы, султана Мурада III (1546-1595), непосредственно начинается правление ничем не ограниченных (поскольку их повелители были всего лишь тенью своих выдающихся предков) властных стерв, враждующих друг с другом за своё влияние на мужей (за неимением лучшего термина) и сыновей. “Всемогущая” в сериалах Роксолана выглядит нежной фиалкой и невинной незабудкой на их общем фоне.

МЕЛИКИЕ САФИЕ-СУЛТАН (СОФИЯ БАФФО)(ок.1550-1618/1619).
О происхождении главной хасеки (законной женой султана она так никогда и не стала) Мурада III, как и о происхождении её свекрови Нурбану-султан, существует две версии.
Первая, общепринятая – она была дочерью Леонардо Баффо – венецианского губернатора острова Корфу (и, стало быть, родственницей Нурбану, урождённой Сесилии Баффо).
Другая версия, и в самой Турции отдают предпочтение именно ей – Сафие была родом из албанской деревни Рези, расположенной на Дукагинском нагорье. В этом случае она приходилась землячкой, или, вполне возможно, даже родственницей поэту Ташлыджалы Яхье-бею (1498-не позднее 1582), другу казнённого Сулейманом I шехзаде Мустафы, сериальному “воздыхателю” Михримах-султан, который по происхождению тоже был албанцем.

В любом случае, София Баффо была захвачена в плен около 1562 года, в 12 лет, мусульманскими пиратами, и куплена сестрой правившего тогда турецкого падишаха Селима II, Михримах-султан. В соответствии с османскими традициями, дочь Роксоланы на год оставила девушку у себя в услужении. Поскольку Михримах и при своём отце, султане Сулеймане, и позже, во время правления своего брата Селима управляла главным гаремом Турции, скорее всего, София с первых дней своего пребывания в Османской империи очутилась сразу в Баб-ус-Сааде (название султанского гарема, дословно – “Врата блаженства”), где, к слову, Нурбану до того, как она стала валиде-султан, мягко говоря, не жаловали. В любом случае, такая закалка в самом начале карьерного пути юной наложницы очень пригодилась ей в дальнейшем, в том числе и в борьбе со свекровью, когда Мурад стал султаном. После годичного обучения девушки всему, что было необходимо знать одалиске, Михримах-султан подарила её своему племяннику, шехзаде Мураду. Произошло это в 1563 году. Мураду было тогда 19 лет, Сафие (скорее всего, имя ей дала Михримах, на турецком языке оно означает “чистая”) – около 13.
Судя по всему, в Акшехире, куда ещё Сулейман I назначил сына Селима санджак-беем в 1558 году, Сафие преуспела не сразу.
Своего первого сына (и первенца Мурада), шехзаде Мехмеда, она родила только через три года, 26-го мая 1566 года. Таким образом, султан Сулейман, доживавший тогда последний год жизни, успел узнать о рождении своего правнука (о том, что он лично видел новорожденного, нет никакой информации) за 3,5 месяца до собственной смерти 7-го сентября 1566 года.

Как и в случае с Нурбану-султан и шехзаде Селимом, до восшествия Мурада на престол детей ему рожала исключительно Сафие. Однако, чем её положение принципиально отличалось от положения её свекрови в качестве хасеки наследника престола – так это тем, что всё это время (почти 20 лет) она оставалась единственной сексуальной партнёршей Мурада (при наличии у него, как это и подобало шехзаде, большого гарема). Дело в том, что у сына Нурбану-султан были какие-то интимные психологические проблемы в половой жизни, преодолевать которые он мог только с Сафие, поэтому и занимался сексом исключительно с ней (при законной полигамии у османов, что особенно обидно). Хасеки Мурада родила ему много детей (точное их количество неизвестно), но из них пережили раннее детство только четверо – сыновья Мехмед (1566 г.р.) и Махмуд, и дочери Айше-Султан (1570 г.р.) и Фатьма-султан (1580 г.р.). Второй сын Сафие скончался в 1581 году – к тому времени его отец Мурад III уже 7 лет как был султаном, и, таким образом, у неё, как раньше у Нурбану, остался единственный сын (и он же единственный наследник Османов по мужской линии).

Избирательная импотенция Мурада, позволявшая ему иметь детей только от Сафие, очень сильно озаботила его мать Нурбану-султан только после того, как она стала валиде, да и то не сразу, а когда ей стало понятно, что отдавать ей всю власть без боя её невестка не собирается – не столько из-за его здоровья, сколько из-за огромного влияния, которое имела на её сына по этой причине ненавистная Сафие (а между матерью и хасеки Мурада, только взошедшего на престол, как раз началась война за влияние на него).

Нурбану вполне можно понять – если Роксолану подарила султану Сулейману, скорее всего, его мать, Айше Хафса-Султан, а саму Нурбану выбрала для Селима его мать Хюррем, то Сафие была выбором Михримах-султан, и, соответственно, ничем не была обязана своей свекрови (которая, кстати, и своё с ней родство категорически отказывалась признавать).

Так или иначе, в 1583 году валиде-султан Нурбану обвинила Сафие в колдовстве, которое сделало Мурада импотентом, неспособным заниматься сексом с другими женщинами. Нескольких слуг Сафие схватили и пытали, но доказать её вину (в чём?) так и не смогли.
В хрониках того времени пишут, что-де сестра Мурада, Эсмехан-султан, подарила в 1584 году брату двух красивых рабынь, “которых он принял и сделал своими наложницами”. О том, что перед этим султан Мурад встречался (по настоянию матери) в уединённом месте с иностранным лекарем, в тех же хрониках упоминается вскользь.

Однако, Нурбану, всё-таки, добилась своего – получив аж в 38 лет свободу выбора сексуальных партнёрш, правитель Османской империи, в буквальном смысле, стал одержим своим либидо. По сути, остаток жизни он посвятил исключительно гаремным наслаждениям. Он скупал красивых рабынь практически оптом и за любые деньги, где только мог. Визири и санджак-беи, вместо того, чтобы заниматься управлением государства, выискивали для него юных прелестниц у себя в провинциях и за границей. В правление султана Мурада численность его гарема, по разным оценкам, составляла от двухсот до пятисот наложниц – он был вынужден значительно увеличить и перестроить помещение Баб-ус-Сааде. В результате всего за последние 10 лет жизни он успел стать отцом 19-22 (по разным оценкам) сыновей и около 30 дочерей. Учитывая очень высокую раннюю детскую смертность в то время, можно смело предполагать, что его гарем родил ему за это время, самое меньшее, около 100 детей.

Торжество валиде-султан Нурбану, однако, было недолгим – она-то полагала, что одним ударом (наивная) она выбила из рук ненавистной невестки её самое сильное оружие. Однако, победить таким образом Сафие она всё равно не смогла. Умная женщина, приняв неизбежное, ни разу ничем не проявила своей досады или недовольства, более того – она сама стала покупать красивых рабынь для гарема Мурада, чем заслужила его благодарность и доверие, уже не как наложница, а как мудрая советница в государственных вопросах, и после смерти (в 1583 году) Сафие легко и непринуждённо заняла её место не только в государственной иерархии Османской империи, но и в глазах Мурада III. Прибрав в свои руки попутно всё влияние и связи свекровушки в венецианских купеческих кругах, приносившие Нурбану большой доход, как лоббистке их интересов в Диване.

То, что валиде Мурада III переключила все жизненные интересы сына на утехи плоти, в конечном итоге, пошло на пользу и ей самой, и её невестке – они смогли полностью взять в свои руки теперь уже совершенно не интересную для Мурада власть.

Кстати, именно во время правления сексуально озабоченного Мурада III, в главном гареме Блистательной Порты после очень долгого перерыва (в почти два столетия) снова появились представительницы правящих европейских династий. Однако, теперь они волне довольствовались положением не жён, а наложниц султана, в лучшем случае – их хасеки. Политическая ситуация в Европе очень сильно изменилась за эти 200 лет, правители государств, попавших под османский протекторат, и те, которые пытались сохранить свою независимость от Стамбула, сами предлагали дочерей и сестёр в гарем турецкого падишаха. Так, например, одной из фавориток Мурада была Фюлане-хатун (настоящее имя неизвестно) – дочь валашского господаря Мирчи III Дракулешту, правнучка того самого Влада III Цепеша Дракулы (1429/1431-1476). Её братья, как вассалы Османской империи, участвовали со своими войсками в походе турецкой армии на Молдову. А племянник, Михня II Турок (Таркитул)(1564-1601), родился и вырос в Стамбуле, в Топкапы. Он был обращён в ислам с именем Мехмед-бей. В сентябре 1577 года, после смерти своего отца, валашского господаря Александра Мирчи Михня Турок был провозглашен Портой новым господарем Валахии.

Ещё одна хасеки Мурада III, гречанка Елена, принадлежала к византийской императорской династии Великих Комнинов. Она была потомком правителей Трапезундской империи (территория на северном побережье современной Турции, вплоть до Кавказа), захваченной османами ещё в 1461 году. Биография её сына Яхьи (Александра)(1585-1648) – выдающегося то ли авантюриста, то ли политического деятеля, но, безусловно, при этом прекрасного воина и полководца, который всю свою жизнь посвятил организации военных антитурецких коалиций (с участием запорожских козаков, Москвы, Венгрии, донских казаков, государств Северной Италии и Балканских стран) с целью захвата Османской империи и создания нового Греческого государства, – заслуживает отдельного рассказа. Скажу только, что этот удалец и по линии отца, и по линии матери был потомком Галицких Рюриковичей. И, безусловно, имел все права на трон Византии, если бы его эскапада удалась. Но сейчас разговор не о нём.

Как правитель султан Мурад был таким же слабым, как и его отец Селим. Вот только если правление Селима II было вполне успешным благодаря его главному визирю и зятю, Мехмед-паше Соколлу – выдающемуся государственному и военному деятелю своего времени, то Мураду после гибели Соколлу (он приходился ему дядей, поскольку был женат на родной тётке – сестре отца) через пять лет после начала его собственного султаната найти такого же великого визиря не удалось. Главы Дивана сменяли в его правление друг друга по нескольку раз в год – не в последнюю очередь по вине султанш – Нурбану и Сафие, каждая из которых хотела видеть на этой должности своего человека. Впрочем, даже после смерти Нурбану чехарда с великими визирями не окончилась. В бытность Сафие в качестве валиде-султан сменилось 12 главных визирей.

Однако, накопленные предками султана Мурада воинские силы и материальные ресурсы ещё давали, по инерции, возможность их посредственному потомку продолжать начатое ими дело завоевания. В 1578 году (ещё при жизни выдающегося великого визиря Соколлу, и его трудами) Османская империя начала очередную войну с Ираном. По легенде, Мурад III спросил приближенных, какая война из всех, имевших место в правление Сулеймана I, была самой тяжелой. Узнав, что это была иранская кампания, Мурад решил хоть в чём-то превзойти своего великого деда. Имея значительное численное и техническое превосходство над противником, османская армия добилась ряда успехов: в 1579 году были оккупированы территории современных Грузии и Азербайджана, а в 1580 году – южное и западное побережье Каспийского моря. В 1585 году были разбиты основные силы иранской армии. Согласно Константинопольскому мирному договору с Ираном, заключённому в 1590 году, к Османской империи перешли большая часть Азербайджана, в том числе Тебриз, всё Закавказье, Курдистан, Луристан и Хузестан. Несмотря на столь значительные территориальные приращения, война привела к ослаблению османской армии, понесшей большие потери, и подрыву финансов. Кроме того, протекционистское управление государством сначала Нурбану-султан, а после её смерти – Сафие-султан, привело к сильнейшему росту взяточничества и кумовства в высшей власти страны, что, конечно, тоже не шло на пользу Блистательной Порте.

К концу жизни Мурад III (а он прожил всего лишь 48 лет) превратился в огромную жирную неповоротливую тушу, страдающую от моче-каменной болезни (которая, в конечном итоге, и свела его в могилу). Помимо недуга, Мурада мучили ещё и подозрения относительно его старшего сына и официального наследника, шехзаде Мехмеда, которому тогда было около 25 лет и который пользовался большой популярностью у янычар – внук Роксоланы опасался, что он попытается отнять у него власть. Сафие-султан в этот сложный период стоило немалых усилий уберечь сына от опасности отравления или убийства со стороны отца.

К слову, несмотря на огромное влияние, которое она снова приобрела на султана Мурада после смерти его матери Нурбану, заставить его совершить с ней никях ей так и не удалось. Свекровь перед смертью сумела убедить своего сына, что свадьба с Сафие приблизит его собственный конец, как это вышло с его отцом, Селимом II – он скончался через три года после никяха с самой Нурбану. Впрочем, Мурада такая предосторожность не спасла – он и без всякого никяха прожил 48 лет, на два года меньше, чем совершивший никях султан Селим.

Серьёзно болеть Мурад III начал осенью 1594 года, и скончался 15-го января 1595 года.
Его смерть, как и кончину его отца, султана Селима 20 лет назад, держали в глубокой тайне, обкладывая тело усопшего льдом, причём в той же самой каморке, где ранее лежал труп Селима, пока 28-го января из престолонаследной Манисы не прибыл шехзаде Мехмед. Его встречала, уже в качестве валиде, мать, Сафие-султан. Тут надо заметить, что санджак-беем Манисы отец назначил Мехмеда ещё в 1583 году, когда тому было около 16 лет. Все эти 12 лет мать и сын ни разу не видели друг друга. Это к слову о материнских чувствах Сафие-султан.

Своё правление 28-летний Мехмед III начал с величайшего в истории Османской империи братоубийства (при полной поддержке и одобрении своей валиде). В один день по его приказу были задушены 19 (или 22, согласно других источников) его младших брата, старшим из которых было 11 лет. Но и этого для обеспечения безопасности своего правления сыну Сафие показалось мало, и на другой день были утоплены в Босфоре все беременные наложницы его отца. Что было новшеством даже для тех жестоких времён – в подобных случаях ждали разрешения женщины от бремени, и убивали исключительно младенцев мужского пола. Самим наложницам (в том числе и матерям мальчиков) и их дочерям обычно оставляли жизнь.

Забегая вперёд – именно “благодаря” параноидально подозрительному султану Мехмеду у Османской правящей династии появился пагубный обычай – не давать шехзаде возможности принимать даже малейшее участие в управлении империей (как это делалось ранее). Сыновья Мехмеда содержались взаперти в гареме в павильоне, который так и назывался: “Клетка” (Kafes). Они жили там, пусть и в роскоши, но в полнейшей изоляции, черпая информацию об окружающем мире только из книг. Сообщать шехзаде о текущих событиях в Османской империи было запрещено под страхом смертной казни. Дабы избежать появления на свет “лишних” носителей священной крови Османов (а, стало быть, конкурентов на престол Блистательной Порты), шехзаде не имели права не только на свой гарем, но и на сексуальную жизнь. Теперь заводить детей имел право только правящий султан.

Сразу же после прихода Мехмеда к власти янычары подняли мятеж и потребовали повышения жалованья и других привилегий. Мехмед удовлетворил их претензии, однако после этого вспыхнули беспорядки среди населения Стамбула, которые приняли такой широкий размах, что великий визирь Ферхад-паша (разумеется, по приказу султана) впервые в истории Османской империи использовал против мятежников в городе артиллерию. Только после этого бунт удалось подавить.

По настоянию великого визиря и шейх уль-ислама Мехмед III в 1596 двинулся с войском в Венгрию (где в последние годы правления Мурада австрийцы начали понемногу возвращать себе завоёванные у них ранее территории), одержал победу в Керестецкой битве, но не сумел ею воспользоваться. Английский посол Эдвард Бартон, который по приглашению султана участвовал в этом военном походе, оставил интересные записи о поведении Мехмеда в военной обстановке.12-го октября 1596 года османская армия захватила крепость Эрлау в северной Венгрии, а две недели спустя она встретилась с основными силами Габсбургской армии, которые заняли хорошо укрепленные позиции на равнине Мезёкёвешд. В этот момент у Мехмеда сдали нервы, и он уже был готов бросить свои войска и возвратиться в Стамбул, однако визирь Синан-паша убедил его остаться. Когда на следующий день, 26 октября, обе армии сошлись в решающей битве, Мехмед устрашился и собирался было бежать с поля боя, однако Седеддин Ходжа одел на султана священный илаш пророка Мухаммеда и буквально вынудил его присоединиться к сражающимся войскам. Результатом сражения стала неожиданная победа турок, а Мехмед заработал себе прозвище Гази (защитник веры).

После своего триумфального возвращения Мехмед III никогда больше не водил османские войска в поход. Венецианский посол Джироламо Капелло писал: “Врачи объявили, что султан не может идти на войну по причине его плохого здоровья, вызванного излишествами в еде и питье”.

Впрочем, врачи в данном случае не так уж погрешили против истины – здоровье султана, несмотря на его молодость, стремительно разрушалось: он слабел, несколько раз терял сознание и впадал в забытье. Иногда казалось, что он на краю смерти. Об одном из таких случаев упоминает тот же венецианский посол Капелло в своем сообщении от 29 июля 1600 года: “Великий Властитель удалился в Скутари, и ходят слухи, что там он впал в слабоумие, что с ним до этого уже неоднократно происходило, и этот припадок продолжался три дня, в течение которых бывали краткие периоды прояснения разума” . Как и его отец султан Мурад в конце жизни, Мехмед превратился в огромную жирную тушу, которую не смог бы выдержать ни один конь. Так что ни про какие военные походы не могло быть и речи.

Такое состояние сына, который и до своей болезни не очень интересовался государственными делами, делало власть Софие-султан воистину безграничной. Став валиде, Сафие получила огромную власть и большой доход: во второй половине правления Мехмеда III она получала только в качестве жалования 3000 акче в день; кроме того, прибыль приносили земли, отданные из государственной собственности под нужды валиде-султан. Когда Мехмед III отправился в поход на Венгрию в 1596 году, он даровал своей матери право управления казной. До смерти Мехмеда III в 1603 году политика страны определялась партией, которую возглавляла Сафие совместно с Газанфером-агой, главой белых евнухов главного гарема Османской империи (евнухи представляли собой огромную политическую силу, которая, не привлекая постороннего внимания, участвовала в управлении государством и даже, позже – в возведении на трон султанов).
В глазах иностранных дипломатов валиде-султан Сафие играла роль, сравнимую с ролью королев в европейских государствах, и даже рассматривалась европейцами в качестве королевы.

Сафие, как и её предшественница Нурбану, придерживалась в основном провенецианской политики и регулярно ходатайствовала от имени венецианских послов. Так же султанша поддерживала хорошие отношения с Англией. Сафие вела личную переписку с королевой Елизаветой I и обменивалась с ней подарками: так, она получила портрет английской королевы в обмен на “два одеяния из серебряной ткани, один пояс из серебряной ткани и два носовых платка с золотой окантовкой”. Кроме того, Елизавета подарила валиде-султан шикарную европейскую карету, в которой Сафие разъезжала по всему Стамбулу и окрестностям, вызывая недовольство улемов – они считали, что такая роскошь для неё неприлична. Янычары были недовольны влиянием, которое валиде-султан оказывала на правителя. Английский дипломат Генри Лелло писал об этом в своем донесении: “Она [Сафие] всегда была в фаворе и целиком подчинила себе своего сына; несмотря на это, муфтии и военачальники часто жалуются на нее своему монарху, указывая на то, что она вводит его в заблуждение и властвует над ним”.
Однако, прямой причиной вспыхнувшего в 1600 году в Стамбуле бунте сипахов (разновидность турецкой тяжёлой кавалерии вооружённых сил Османской империи, “братья” янычар) против матери султана стала женщина по имени Эсперанса Малхи. Она была кирой и любовницей Сафие-султан. Кирами обычно становились женщины не исламской веры (как правило, еврейки), которые выступали в качестве бизнес-агента, секретаря и посредника между женщинами гарема и внешним миром. Влюблённая в еврейку Сафие позволяла своей кире наживаться на всём гареме и даже запускать руку в казну; в конце-концов, Малхи вместе с сыном (они “нагрели” Османскую империю на более чем 50 миллионов акче) была жестоко убита сипахами. Мехмед III приказал казнить главарей бунтовщиков, так как сын киры был советником Сафие и, таким образом, слугой самого султана.
Дипломаты ещё оставили упоминание об увлечении султанши молодым секретарём английского посольства, Пола Пиндара – впрочем, оставшееся без последствий. “Султанше очень нравился мистер Пиндер, и она послала за ним для личной встречи, но их свидание было пресечено” . Судя по всему, молодого англичанина после этого срочно отправили назад в Англию.

Именно Сафие-султан впервые в истории Османской империи стали (неофициально) называть “великой валиде” – и по той причине, что она (первая среди султанш) сосредоточила в своих руках управление всей Блистательной Портой; и потому, что из-за ранней смерти её сына в государстве появились новые валиде – матери её внуков-султанов, в то время как ей тогда было всего лишь 53 года.

Безудержно властолюбивая и алчная, Сафие ещё больше, чем сам Мехмед III, боялась возможности переворота со стороны одного из своих внуков. Именно поэтому она сыграла главную роль в казни старшего сына Мехмеда, 16-летнего шехзаде Махмуда (1587-1603). Сафие-султан перехватила письмо некоего религиозного провидца, отправленное матери Махмуда, Халиме-султан, в котором он предсказывал, что Мехмед III умрёт в течение шести месяцев и ему будет наследовать его старший сын. Согласно записям английского посла, Махмуд и сам был расстроен тем, “что его отец находится под властью старой султанши, его бабушки, и государство рушится, так как она ничто не уважает так, как собственное желание получать деньги, о чём часто сокрушается его мать [Халиме Султан]”, которая была “не по душе королеве-матери” . Сафие тут же сообщила (под нужным “соусом”) обо всём сыну. В результате султан стал подозревать Махмуда в заговоре и ревновать к популярности шехзаде среди янычар. Всё это ожидаемо закончилось казнью (удушением) его старшего шехзаде 1-го (или 7-го) июня 1503 года. Однако, первая часть предсказания провидца всё равно сбылась – с опозданием на две недели. Султан Мехмед III скончался в своём стамбульском дворце Топкапы 21-го декабря 1503 года, в возрасте всего лишь 37 лет, от сердечного приступа – абсолютной развалиной. Кроме его матери, никто не сожалел о его смерти.

Жестокий и безжалостный человек, он, видимо, не был способен на страсть и пылкие чувства. Историкам известны пять его наложниц, которые родили ему детей, но ни одна из них никогда не носила титул хасеки, уже не говоря о возможности никяха падишаха с какой-то из них. Детей у Мехмеда, как для султана Блистательной Порты, тоже было немного – историкам известны шесть его сыновей (двое умерли подростками ещё при жизни отца, одного он казнил) и имена четырёх дочерей (на самом деле их было больше, но сколько именно и как их звали – покрыто мраком неизвестности).

На сей раз скрывать смерть султана не было необходимости – все его сыновья находились в Топкапы, в гаремной “Клетке” для шехзаде. Выбор был очевиден – на престол Османов взошёл 13-летний старший сын Мехмеда, Ахмед I. Кстати, при этом он сохранил жизнь своему младшему брату (он был всего на год младше него), шехзаде Мустафе. Во-первых, потому, что он был (до появления у Ахмеда собственных детей) единственным его наследником, а, во-вторых (когда у Ахмеда появились свои дети) по причине его психической болезни.

Ну, а Сафие-султан не зря боялась прихода к власти своих внуков – одним из первых решений султана Ахмеда было отстранение её от власти и ссылка в Старый дворец, где доживали свои дни все наложницы покойных султанов. Однако при этом Сафие, как старшая, “великая” валиде, продолжала получать своё фантастическое жалованье в 3000 акче в день.

Бабуля-султанша, хоть и прожила, в общем-то, не такую уж и долгую (особенно по меркам нашего времени) жизнь – она умерла примерно в 68-69 лет, при этом пережила своего внука султана Ахмеда (он скончался в ноябре 1617 года), и застала начало правления его сына, своего правнука Османа II (1604-1622), который стал султаном в феврале 1618 года, в 14 лет, после свержения янычарами его дяди, психически неполноценного султана Мустафы I. Кстати, после свержения Мустафы в Старый дворец была сослана его мать, Халиме-султан. Надо думать, она устроила “весёлые” последние дни жизни своей свекрови Сафие, по вине которой Мехмед III казнил в 1603 году её старшего сына, Махмуда.

Точная дата кончины великой валиде Сафие-султан историкам неизвестна. Она умерла в конце 1618 – начале 1619 года, и была похоронена в мечети Ая-Софья в тюрбе (мавзолее) своего повелителя, Мурада III. Оплакивать её было некому.

Появление тюркских племен Се (Сахи) на западе Алтау произошло в двухсотом году до Рождества Христова. Затем их притесняло тибетское племя и им пришлось продвинуться еще западнее. Еще китайский путешественник Чжан Цан упоминал западных тюрков, которые назывались канлы. Было это в 130 г до н.э. Тогда канлам подчинялись небольшие ханства. Они управляли Бухарой, Хивой, Керманом, Самаркандом и Ташкентом. Также их называли скифами или саками.
В 1219 году Чингиз-хан действовал очень агрессивно и канлам пришлось отступать к землям Рума. Возглавлял их в те времена хан Каби. Канлам на чужбине пришлось ждать, пока не пройдут непрерывные войны, а затем они собрались возвратиться на родную землю. Тогда их возглавил сын Каби-хана, Сулейман. Но этим планам было не суждено исполниться, когда Сулейман и его народ переходили реку Фрат, они утонули. Так начинает править его сын – отважный и смелый Торгул. Часть народа осталась у Арз-Рума для защиты земель Конии, которые в то время находятся под властью царя Аллаиддена. А набеги на них совершает сын Чингиз-хана, Чагатай. Аллаидден был очень благодарен Торгулу за то, что он совершал подвиги, и дает ему должность главнокомандующего армии и одаривает землями Эскуд, Карашатау и Томанши. Полководческим даром отличается и сын Торгула, Осман. Он также становится главнокомандующим армии Конии. После того, как Торгул умер в 1272 году, Осман становится главнокомандующим вместо него. Территория царства была значительно расширена в тот период благодаря землям, которые были захвачены. Десять лет спустя Осман был назначен Аллаидденом самостоятельно править одной из территорий, которые были захвачены – Караши Хасар. За то время, пока правил хан Осман, страна становилась все большей и процветающей, а в конце концов она стала величайшей империей. Образование империи произошло в 1300 году, тогда местных тюрков стали называть османскими турками, а хана Османа – турецким султаном, первым по счету. Всего в истории Османской империи было тридцать шесть султанов, и судьба государства менялась при каждом из них.

Женский султанат – принятое в истории определение исторического периода Османской империи с 1541 по 1687 год (согласно другой датировке, с 1550 по 1656 год). Почти 150 (или чуть более 100 лет), в течение которых на государственную политику Блистательной Порты большое, а под конец – даже решающее, влияние оказывали женщины. Матери, жёны и наложницы турецких падишахов.

Термин «женский султанат» ввёл в историю Османской империи турецкий историк Ахмет Рефик Алтынай в 1916 году в своей книге с одноимённым названием, в которой он рассматривал участие слабого пола в управлении Турцией как причину упадка государства Османов. Хотя большинство его коллег и тогда, и позднее не согласились с такой оценкой, объяснив возросшее влияние женщин на политику исламской империи XVI-XVII вв. следствием, а не причиной её ослабления.

Надо заметить, что каждая султанша, входящая в “Женский султанат”, смогла по-настоящему взять власть в свои руки только после смерти своего повелителя, в качестве валиде-султан (что-то вроде “королевы-матери” в европейских монархиях) при своих сыновьях, ставших султанами (за одним исключением – Хюррем-султан так никогда и не стала валиде, поскольку умерла раньше своего супруга, султана Сулеймана). Причём, в большинстве случаев эта мера была вынужденной – по причине малолетства правящего султана или же по причине его умственной отсталости. И ещё – все эти женщины, за единичным исключением, родились и сформировались как личности в условиях европейской христианской цивилизации (две украинки, две венецианки, гречанка), которая предоставляла слабому полу даже в те суровые патриархальные времена гораздо больше свободы и независимости, чем исламская традиция.

ХЮРРЕМ-СУЛТАН (РОКСОЛАНА) Александра (Анастасия) Гавриловна Лисовская (1505/1506-1558) , наложница с 1520 г, с 1534 – законная супруга султана Сулеймана I Великолепного, украинка, дочь православного священника из Западной Украины. Никогда не была валиде-султан;

АФИФЕ НУРБАНУ-СУЛТАН – Сесилия (Оливия) Веньер-Баффо (ок.1525-1583) , Попала в гарем к сыну Хюррем-султан, шехзаде (наследнику престола) Селиму, примерно в 1537 году. Законная супруга султана Селима II с 1570-1571 года. По своему происхождению – венецианка, незаконнорожденный потомок двух знатных фамилий (её родители не были женаты). Валиде-султан с 1574 года;

МЕЛИКИЕ САФИЕ-СУЛТАН – София Баффо (ок.1550-1619) . Венецианка, родственница своей свекрови, Нурбану. В гарем к внуку Хюррем, шехзаде Мураду, попала в 1563 году – её своему племяннику подарила дочь Роксоланы, Михримах-султан. Валиде-султан с 1595 года;

ХАЛИМЕ-СУЛТАН – имя, данное при рождении, не известно (ок.1571-после 1623) . Родом из современной Абхазии, скорее всего, черкешенка по происхождению. Обстоятельства, при которых она попала в гарем к будущему султану Мехмеду III, неизвестны. Известно только, что произошло это ещё до его восшествия на престол, в бытность шехзаде санджак-беем Манисы. Дважды (в общей сложности два с половиной года) была валиде-султан при своём психически неполноценном сыне Мустафе I. По причине недееспособности Мустафы Халиме-султан впервые в истории Османской империи стала не только валиде-султан, но и регентом исламской империи.

МАХПЕЙКЕР КЁСЕМ-СУЛТАН – (ок.1590-1651) – самая влиятельная женщина за всю историю Османской империи, трижды валиде-султан. Предположительно гречанка по имени Анастасия, дочь православного священника. Наложница султана Ахмеда I с 1603 года. Валиде-султан (и регент государства) при сыне Мураде IV с 1623 по 1631; при втором сыне Ибрагиме I с 1640 по 1648; при внуке Мехмеде IV с 1648 до своей смерти в 1651 году;

ТУРХАН ХАТИДЖЕ-СУЛТАН (ок.1628-1683) – украинка по имени Надежда , родом из украинской Слобожанщины, предположительно – из города Тростянец современной Сумской области Украины. Наложница султана Ибрагима I с 1641 года. Валиде-султан и регент государства с 1651 года при своём малолетнем сыне Мехмеде IV. Добровольно отказалась от титула регента 15-го сентября 1565 года в пользу назначенного ею же нового великого визиря Кёпрюлю Мехмед-паши. Эта дата и считается концом “женского султаната”, хотя сама Турхан прожила ещё 18 лет, а её сын-султан, от имени которого она правила, умер через 28 лет, перед этим лишившись власти в 1687 году, всего через четыре года после смерти своей матери. Некоторые турецкие историки окончанием “женского султаната” считают именно 1687-ой, продлевая таким образом его срок на 31 год. Поскольку все эти могущественные султанши, какими бы умными, предприимчивыми и мудрыми они ни были, ничего не значили без своих, зачастую не просто глупых, но умственно отсталых сыновей, именем которых они правили. Самостоятельное правление женщины в Османской империи для исламского мира было абсолютно исключено.

Ещё один момент. В те суровые времена позднего средневековья, при огромной детской смертности (из 10 новорожденных 5 умирали в первые дни и месяцы жизни) и частой смерти рожениц, девушка считалась готовой к замужеству (и, соответственно, к супружеским отношениям) сразу после первой менструации. А в южных странах (в отличие от северных) такое довольно часто и сейчас встречается у девочек в 10-11, даже в 9 лет. Понятно, что ни о какой педофилии тогда никто ничего не знал и не слышал – жизнь была слишком коротка и сурова, женщина должна была успеть родить как можно больше детей, чтобы, в свою очередь, из них как можно большее количество выжило. Кроме того, в те времена считалось, что, чем моложе роженица, тем больше у неё шансов пережить рождение ребёнка. Так что все наложницы турецких султанов впервые попадали в их постель в 11-12, максимум в 13-14 лет. Что подтверждают даты рождения их детей. Например, отца султана Сулеймана I, Селима I, его бабушка Гюльбахар-хатун (гречанка Мария) родила в неполные 12 лет. В таком же возрасте родила своего сына Баязида II (деда султана Сулеймана) наложница завоевателя Константинополя, султана Мехмеда II Фатиха, Ситти Мюкриме-хатун.

Основоположницей “Женского султаната” в империи Османов считают Роксолану (Хюррем-султан) – украинскую рабыню-наложницу, а позже – любимую законную супругу султана Сулеймана I.

Что не совсем правильно по нескольким причинам.

Успех Хюррем был во многом обусловлен и подготовлен деятельностью её свекрови, матери султана Сулеймана, Айши Хафсы-Султан – выдающейся женщины своего времени, которую её сын очень любил и уважал до самой смерти. Пожалуй, впервые в истории Османской империи не только как мать, но, в первую очередь, как личность.

АЙШЕ ХАФСА-СУЛТАН (5 декабря 1479 – 19 марта 1534)
Крымская ханбика (царевна), дочь крымского хана Менгли I Гирея (1445-1515) из династии правителей Крыма Гераев (Гиреев). Её отец был вынужден принять османский протекторат в 1578 году, за год до рождения Хафсы.

В гареме у шехзаде Селима Хафса-хатун оказалась где-то весной-летом 1493 года, примерно в 13 лет. Селим был тогда санджак-беем (губернатором, управляющим османской провинции) Трамбзона (сейчас – административный центр на северо-востоке Турции, на побережье Чёрного моря, недалеко от границы с Грузией) – бывшей столицей недавно захваченной (в 1461 году) османами Трапезундской империи – наследницы Византии, так что крымской ханбике, чтобы стать наложницей одного из наследников повелителя Османской империи, пришлось всего лишь пересечь Чёрное море на корабле своего отца.

Будущий султан Сулейман родился в Трамбзоне в следующем году, 6-го ноября 1494 года, причём одновременно с ним родилась и его сестра-близнец, Хафиза (Хафса) Ханим султан (1494-1538). Рождение двойняшек и близнецов обычно является наследственной семейной особенностью. В этой связи стоит вспомнить, что через тридцать с лишним лет, в 1530 году, младшая сестра Сулеймана и одновременно дочь его матери Айше Хафсы, Хатидже-султан, тоже родила двойняшек – мальчика Османа и девочку Хуриджихан.

Две дочери сына Роксоланы, шехзаде Селима, от его наложницы Нурбану – Эсмехан-султан и Гевкерхан-султан, были близнецами или двойняшками – есть даже предположение, что их старшая сестра, Шах-султан, на год старше их, на самом деле родилась в один день с девочками – то есть, они были тройняшками. Уже после гибели султана Османа II, прапраправнука Сулеймана I, у него родились двойняшки, шехзаде Мустафа и Зейнеп-султан. И у родного брата султана Османа по отцу, Ахмеда I, тоже была пара двойняшек от Кёсем-султан – шехзаде Касим и Атике-султан.

Сестра-близнец султана Сулеймана прожила тихую и незаметную жизнь. В 20 лет она была выдана замуж за Дамада-Мустафу пашу, который позже, с 1522 по 1523 год, был губернатором Египта. Детей у Хафизы-султан никогда не было, и поэтому, овдовев в 29 лет, она вернулась в Стамбул к своей матери, Айше Хафсе-валиде-султан, во дворец Топкапы. Замуж она больше не выходила, здесь же и закончила свои дни – 10-го июля 1538 года, в возрасте неполных 44 лет.

Первые годы своей жизни Сулейман провёл в санджаке своего отца, в Трамбзоне, а после обряда обрезания в 7 лет его дед, султан Баязид II забрал внука к своему двору в Константинополь. Там шехзаде обучался военному делу, юридическому праву, философии, истории и фехтованию. Кроме этого, Сулейман учил иностранные языки – сербский, арабский и персидский, которыми в последствии владел в совершенстве. Тогда же он освоил ремесло ювелира, ставшее его увлечением на всю жизнь.

Дед-султан относился к будущему мужу Роксоланы очень хорошо (намного лучше, чем к его отцу), что доказывает следующее обстоятельство.

По османской традиции, все достигшие определённого возраста (обычно в 14 лет, но исключения из правил в обе стороны случались довольно часто) наследные принцы (шехзаде) назначались наместниками (санджак-беями) провинций (санджаков) в Анатолии (азиатская часть современной Турции); это было частью их подготовки к дальнейшему правлению. В Османской империи не было чётких правил наследования престола, все мужчины – носители священной крови Османов, имели право на власть. Согласно обычаю, трон получал тот шехзаде, который первым достигнет Стамбула сразу после смерти падишаха Блистательной Порты. Поэтому по отдалённости от столицы того или иного санджака каждого сына или внука турецкого султана можно было судить о его предпочтениях – понятно, что тот, кого отец видел своим наследником, становился санджак-беем ближайшей к столице провинции. И в этом отношении у отца Сулеймана, Селима, всё было не просто плохо, а безнадёжно – его санджак Трамбзон, по сравнению с Амасьей любимца отца, старшего брата, шехзаде Ахмета, и Антальей второго брата-конкурента, шехзаде Коркута, находился в таких глухих еб@нях, из которых добраться первым до Стамбула у него не было ни единого шанса (расстояние от Трамбзона до Стамбула по прямой – 902 км. В те времена, даже на самых лучших лошадях и в хорошую погоду, в один конец добираться дней десять). Для сравнения: расстояние от Амасьи Ахмета до Стамбула – 482 км, и точно такое же расстояние, только в южном от Стамбула направлении, до Антальи Коркута.

И тут, как гром с ясного неба – его единственный сын Сулейман, достигший 14 лет (в 1508 году), получает от своего деда первое назначение не куда-нибудь, а в маленький санджак Болу, расположенный практически рядом со Стамбулом (223 км. по прямой). Впрочем, фаворит султанской гонки, старший сын Баязида II, дядя Сулеймана, Ахмет (у которого к тому времени было четверо собственных подросших сыновей), быстро исправил это досадное для него обстоятельство, отправив племянника наместником “к чёрту на рога” – в крымскую Каффу (Феодосию), на другой берег Чёрного моря, на родину его матери, Айше Хафсы-Султан. Совершив тем самым фатальную для себя ошибку.

Через некоторое время после того, как Сулейман был отправлен санджакбеем в Крым, его отец Селим попросил для себя у отца санджак в Румелии (европейской части империи), поближе к Стамбулу. Хотя сначала ему было отказано в этих землях, так как обычно они не предоставлялись шехзаде, позже, явно в насмешку (видимо, без старшего братца Ахмета и тут не обошлось) Селим получил в управление провинцию Семендире (в современной Сербии) – глухую дыру на северо-западной окраине империи. Тут Селим проявил сначала явное неповиновение, отказавшись ехать в свой новый санджак, а затем поднял восстание против отца, двинув на Стамбул собранное наспех войско. Султан Баязид во главе большой армии с лёгкостью разбил своего сына в августе 1511 года. Потерпевший поражение Селим бежал в Крым – к своему сыну Сулейману и тестю, крымскому хану Менгли I Гирею, который оказал зятю всяческую помощь и поддержку. Поймать каким-то образом беглеца в Крыму, где он находится под защитой отборного войска отца одной из своих султанш, султан Баязид не имел никакой возможности. Да и санджак-бей Сулейман мог сколько угодно имитировать поиск мятежника перед своим дедом-султаном.

Тем временем старший сын османского правителя, Ахмет, которому отец поручил подавление восстания Шахкулу в Анатолии, получив в своё распоряжение большие воинские силы, пока Баязид II разбирался с Селимом, объявил себя султаном Анатолии, и начал воевать против одного из своих племянников (отец которого был уже мёртв). Он захватил город Конью и, хотя султан Баязид потребовал от него вернуться в свой санджак, Ахмет настоял на управлении этим городом. Он даже предпринял попытку захватить столицу, однако безуспешно, так как янычары отказали ему в помощи, решительно поддержав крымского беглеца Селима.

В конечном итоге, лишившись поддержки янычар, и в связи с какими-то сложными религиозными мотивами, Баязид II отрёкся от престола 25-го апреля 1512 года в пользу отца Сулеймана.

Став султаном, Селим I первым делом приказал казнить всех своих родственников-мужчин, имеющих право на трон Османов. Через месяц он приказал отравить своего отца. Ненавистный старший брат Селима, Ахмет, продолжал контролировать часть Анатолии в первые несколько месяцев его правления. В конце концов, войска Селима и Ахмета встретились в битве при Енишехире около Бурсы 24-го апреля 1513 года – в годовщину отречения от престола их отца, султана Баязида. Армия Ахмета была разбита, сам он попал в плен и вскоре был казнён.

Второй брат-соперник Селима, Шехзаде Коркут, не принимал никакого участия в этих распрях, вполне довольствуясь своим положением санджак-бея Манисы. Он без колебаний признал власть Селима, когда тот стал султаном. Однако, недоверчивый Селим I решил проверить его верность, послав ему поддельные письма от лица некоторых государственных мужей империи, в которых Коркута призывали принять участие в восстании против Селима. Узнав о положительном ответе брата, Селим приказал его казнить, что и было исполнено.

Всё то время, пока Селим II решал, безусловно, важнейшие для него вопросы не просто престолонаследия, но элементарного выживания, разумеется, ему было не до Сулеймана. Руководство воспитанием его сына полностью взяла на себя мать шехзаде, Айше Хафса-султан – женщина умная, смелая и самостоятельная. То обстоятельство, что крымские ханши у себя на родине всегда пользовались гораздо бОльшей свободой, чем турецкие султанши у себя дома, привело к тому, что Айше Хафсу многие современники считали нарушительницей традиционных османских устоев. Именно она, а совсем не её невестка Роксолана, первой нарушила незыблемое правило главного гарема Турции “одна наложница – один шехзаде”. Евнухи не допускали на хальвет (дословно – “полное уединение мужчины и женщины в закрытом пространстве без всяких помех”) к султану женщин, уже родивших ему сына (если только сам повелитель не вызывал к себе какую-то из них). Такой принцип, надо признать, делал практически равными шансы на трон Османов всех шехзаде после смерти их общего отца. И не давал возможности какой-то одной одалиске значительно усилить свои позиции в гареме (а сделать это можно было, исключительно рожая мальчиков). Так вот – именно Айше Хафса-султан родила Селиму I девять детей (Роксолана и тут ей уступила, родив “всего” шестерых), из них – четверо сыновей и пять дочерей. Кроме пяти полнородных (от общих родителей), у Сулеймана было ещё пять единокровных сестёр от разных наложниц его отца. Младшие братья Сулеймана – Орхан, Муса и Коркут умерли в раннем детстве. До взрослого возраста из всех сыновей Султана Селима дожил только старший сын крымской ханбики, что, разумеется, позже очень облегчило ему путь к престолу.

Значимость для Селима I его наложницы Айше Хафсы-Султан, матери его единственного шехзаде, после того, как, потерпев поражение от своего отца Султана Баязида II, он бежал к её отцу в Крым, невозможно переоценить. Хафса-султан стала связующим и объединяющим звеном между тремя самыми близкими для неё мужчинами – сыном Сулейманом, санджак-беем Крыма (которому, разумеется, подчинялись османские войска на полуострове), отцом, крымским ханом Менгли I Гиреем, в подчинении которого находилось немалое местное войско (набеги крымских татар на Украину, Литву и Польшу держали в страхе всю Восточную Европу), и мужем (за неимением другого определения), наследником Османской империи Селимом.

Вряд ли это оценил султан Селим – человек очень жестокий и грубый даже по меркам своего времени, но на юного Сулеймана, который в 17 лет оказался в самом эпицентре династического кризиса огромного государства, это обстоятельство, безусловно, произвело неизгладимое впечатление. И, очевидно, именно это заставило его увидеть в женщине, которую в те времена и за человека не считали, личность.

После восшествия Селима I на престол в апреле 1512 года он отправил Сулеймана наместником в “престолонаследный” санджак Сарухан со столицей в Манисе. Расстояние от Манисы до Стамбула по прямой – 297 км. Поэтому неудивительно, что османские султаны отправляли в неё санджак-беями тех своих сыновей, которым хотели оставить власть над Блистательной Портой после своей смерти. Айше Хафса-султан поехала в Сурухан вместе с сыном, а в 1520 году, после смерти Султана Селима I , сопровождала его в Стамбул, где он стал Султаном Сулейманом I. С 1520 года до своей смерти в 1534 году руководила главным гаремом империи. Стала первой матерью правящего турецкого падишаха, носившей титул валиде-султан.

За восемь лет, в течение которых её сын правил Саруханом в Манисе, Айше Хафса-султан сделала очень много для процветания этого края. За свой счёт она построила в Манисе мечети, школы и больницы. До наших дней сохранилось здание основанного ею благотворительного центра для помощи душевнобольным.

День смерти матери султана Сулеймана – 19 марта 1534 года – до сих отмечается в Турции как день памяти одной из самых почитаемых в стране женщин.

Если в самом начале султаната Селима I в Блистательной Порте оставалось только два носителя священной крови Османов по мужской линии – он сам и его единственный сын Сулейман (остальных он сам уничтожил), то Сулейман после смерти отца прибыл в Стамбул из Манисы уже с тремя (по другим данным – пятью) своими сыновьями от трёх наложниц (всего у него в гареме их было тогда семнадцать), старшему из которых исполнилось 7-8 лет, в том числе и 5-летним тогда Мустафой. А в Стамбуле его ждал трон величайшей державы того времени – исламской империи Османов, которую он ещё больше расширил и укрепил военными походами во время своего правления. И Роксолана.