Что на самом деле хотели декабристы. Бессмысленный и беспощадный

Компанией молодых дворян, мечтавших изменить положение дел в России. На ранних этапах в декабристских тайных обществах участвовало довольно много людей, и позже следствию приходилось думать, кого считать заговор-щиком, а кого — нет. Все потому, что деятельность этих обществ ограничивалась исключительно разговорами. Были ли готовы члены Союза благоден-ствия и Союза спасения перейти к каким-либо активным действиям — вопрос спорный.

В общества входили люди разной степени знатности, достатка и положения, однако есть несколько вещей, которые их объединяли.

Декабристы на мельнице в Чите. Рисунок Николая Репина. 1830-е годы Декабрист Николай Репин был приговорен к каторжным работам на 8 лет, затем срок сократили до 5 лет. Наказание он отбывал в Читинском остроге и в Петровском Заводе. Wikimedia Commons

Все они были дворяне

Бедные или зажиточные, родовитые или не очень, но все они относились к дворянству, то есть к элите, что предполагает некоторый уровень жизни, образование и статус. Это, в частности, означало, что многое в их поведении определял кодекс дворянской чести. Впоследствии это поставило их перед сложной моральной дилеммой: кодекс дворянина и кодекс заговорщика очевидно противоречат друг другу. Дворянин, будучи пойманным на неудачном восстании, должен явиться к государю и повиниться, заговорщик должен молчать и никого не выдавать. Дворянин не может и не должен лгать, заговорщик — делает все, что требуется для достижения его целей. Представить себе декабриста живущим на нелегальном положении по подложным документам — то есть обычной жизнью подпольщика второй половины XIX века — невозможно.

Подавляющее большинство было офицерами

Декабристы — это люди армии, профессиональные военные с соответствую-щим образованием; многие прошли через сражения и были героями войн, имели боевые награды.

Они не были революционерами в классическом смысле

Все они искренне полагали главной своей целью службу на благо отечества и, сложись обстоятельства по-другому, почли бы за честь служить государю в качестве государственных сановников. Свержение государя вовсе не было главной идеей декабристов, они пришли к ней, глядя на текущее положение вещей и логически изучая опыт революций в Европе (и далеко не всем им эта идея была по душе).

Сколько всего было декабристов?


Камера Николая Панова в тюрьме Петровского Завода. Рисунок Николая Бестужева. 1830-е годы Николай Бестужев был осужден в каторжную работу навечно, содержался в Чите и в Петровском Заводе, затем в Селенгинске Иркутской губернии.

Всего после восстания 14 декабря 1825 года было арестовано более 300 человек, из них осуждено 125, остальных оправдали. Точное количество участников декабристских и преддекабристских обществ установить сложно — именно в силу того, что вся их деятельность сводилась к более или менее абстрактным разговорам в дружеском кругу молодых людей, не связанных четким планом или строгой формальной организацией.

Стоит заметить, что люди, участвовавшие в декабристских тайных обществах и непосредственно в восстании, — это два не слишком пересекающихся множества. Многие из тех, кто участвовал в заседаниях ранних декабристских обществ, впоследствии полностью потеряли к ним интерес и стали, например, ревностными чиновниками-охранителями; за девять лет (с 1816 по 1825 год) через тайные общества прошло довольно много людей. В свою очередь, в восстании участвовали и те, кто вообще в тайные общества не входил или был принят за пару дней до мятежа.

Как становились декабристами?

«Русская правда» Павла Пестеля. 1824 год Программный документ Южного общества декабристов. Полное название — Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного верховного правления, обладающего диктаторскими полномочиями.

Чтобы оказаться причисленным к кругу декабристов, иногда доста-точно было ответить на вопрос не вполне трезвого приятеля: «Есть общество людей, желающих блага, процветания, счастья и свободы России. Ты с нами?» — причем оба про этот разговор впоследствии могли забыть. Стоит заметить, что разговоры про политику в дворянском обществе того времени совершенно не поощря-лись, так что те, кто был к таким разговорам склонен, волей-неволей образовывали замкнутые кружки по интересам. В известном смысле можно считать декабристские тайные общества способом социализации тогдашнего поколения молодых людей; способом уйти от пустоты и скуки офицерского общества, найти более возвышенный и осмысленный способ существования.

Так, Южное общество возникло в крохотном украинском местечке Тульчине, где был расквартирован штаб Второй армии. Образованные молодые офицеры, чьи интересы не сводятся к картам и водке, собираются в своем кругу, чтобы поговорить о политике — и это единственное их развлечение; эти собрания они назовут, по тогдашней моде, тайным обществом, что, по сути, было просто свойственным эпохе способом обозначить себя и свои интересы.

Сходным образом Союз спасения был просто компанией боевых товарищей лейб-гвардии Семеновского полка; многие были родственниками. Вернувшись с войны в 1816 году, они организовывают свой быт в Петербурге, где жизнь была довольно дорогая, по знакомому солдатам артельному принципу: снимают вскладчину квартиру, скидываются на пропитание и прописывают в уставе детали общего быта. Эта небольшая дружеская компания впослед-ствии и станет тайным обществом с громким названием Союз спасения, или Общество истинных и верных сынов отечества. На деле это совсем небольшой — пара десятков человек — дружеский кружок, участникам которого хотелось, помимо прочего, поговорить про политику и пути развития России.

К 1818 году круг участников станет расширяться, и Союз спасения реформируется в Союз благоденствия, в котором было уже около 200 человек из Москвы и Санкт-Петербурга, причем все вместе они никогда не собирались и два члена союза могли быть уже и не знакомы лично. Это неконтролируемое расширение круга и побудило лидеров движения объявить о роспуске Союза благоденствия: избавиться от лишних людей, а также дать возможность тем, кто хотел всерьез продолжать дело и готовить уже настоящий заговор, делать это без лишних глаз и ушей.

Чем они отличались от других революционеров?

Первая страница конституционного проекта Никиты Муравьева. 1826 год Конституция Никиты Михайловича Муравьева — программный документ Северного общества. Официально обществом не была принята, однако была широко известна и отражала настроения большинства его членов. Составлена в 1822-1825 годах. Проект «100 главных документов российской истории»

По сути, декабристы были первой политической оппозицией в истории России, созданной по идейным осно-ваниям (а не, например, в порядке борьбы придворных группировок за доступ к власти). Советские исто-рики привычно начинали ими цепочку революционеров, которая продолжалась Герценом, петрашев-цами, народниками, народовольцами и, наконец, большевиками. Однако декабристов от них отличало прежде всего то, что они не были одержимы идеей революции как таковой, не заяв-ляли, что любые преобразования бессмысленны, пока не свергнут старый порядок вещей и не провоз-глашено какое-то утопическое идеальное будущее. Они не противо-поставляли себя государству, а слу-жили ему и к тому же были важной частью российской элиты. Они не были профессиональными революционе-рами, живущими в рамках очень специ-фической и во многом марги-нальной субкультуры — как все, кто позднее пришел им на смену. Они мыслили себя возможными помощни-ками Александра I в деле проведения реформ, и если бы император продолжил ту линию, которую он на их глазах так смело начал, даровав конституцию Польше в 1815-м, то они были бы счастливы помочь ему в этом.

Что вдохновило декабристов?


Сражение за Москву у Бородина 7 сентября 1812 года. Картина Альбрехта Адама. 1815 год Wikimedia Commons

Более всего — опыт Отечественной войны 1812 года, характеризовавшейся огромным патриотическим подъемом, и Заграничного похода русской армии 1813-1814 годов, когда множество молодых и горячих людей впервые увидело вблизи другую жизнь и этим опытом оказалось совершенно опьянено. Им казалось несправедливым, что Россия живет не так, как Европа, и еще более несправедливым и даже диким — что солдаты, с которыми они бок о бок выиграли эту войну, сплошь из крепостных и помещики обращаются с ними как с вещью. Именно эти темы — реформы для достижения большей справедливости в России и отмена крепостного права — и были главными в разговорах декабристов. Не менее важным был и политический контекст того времени: преобразования и революции после Наполеоновских войн произошли во многих странах, и казалось, что вместе с Европой может и должна поменяться и Россия. Самой возможностью всерьез обсуждать перспективы смены строя и революции в стране декабристы обязаны политическому климату.

Чего хотели декабристы?

В общем — реформ, изменений в России к лучшему, введения конституции и отмены крепостного права, справедливых судов, равенства людей всех сословий перед законом. В деталях же они расходились, зачастую кардинально. Справедливым будет сказать, что никакого единого и четкого плана реформ или революционных изменений у декабристов не было. Невозможно представить себе, что было бы, если бы восстание декабристов увенчалось успехом, потому что сами они не успели и не смогли договориться о том, что делать дальше. Как вводить конституцию и устраивать всеобщие выборы в стране с поголовно неграмотным крестьянским населением? Ответа на этот и на многие другие вопросы у них не было. Споры декабристов между собой знаменовали лишь зарождение культуры политической дискуссии в стране, и многие вопросы ставились впервые, а ответов на них и вовсе ни у кого не было.

Впрочем, если у них и не было единства по поводу целей, то по поводу средств они были единодушны: своего декабристы хотели добиться путем военного переворота; того, что сейчас мы бы назвали путчем (с той поправкой, что если бы реформы исходили от трона, декабристы бы их приветствовали). Идея народного восстания была им абсолютно чужда: они были твердо уверены, что народ вовлекать в эту историю крайне опасно. Восставшим народом невозможно управлять, а войска, как им казалось, останутся у них под контролем (ведь у большинства участников был опыт командования). Главное здесь — что они очень боялись кровопролития, междоусобия и полагали, что военный переворот дает возможность этого избежать.

В частности, поэтому декабристы, выводя полки на площадь, совершенно не собирались объяснять им свои резоны, то есть вести пропаганду среди собственных солдат они считали делом ненужным. Они рассчитывали только на личную преданность солдат, которым старались быть заботливыми командирами, а также на то, что солдаты просто будут выполнять приказы.

Как прошло восстание?


Сенатская площадь 14 декабря 1825 года. Картина Карла Кольмана. 1830-е годы Bridgeman Images / Fotodom

Неудачно. Нельзя сказать, что у заговорщиков не было плана, но выполнить его не удалось с самого начала. Им удалось вывести на Сенатскую площадь войска, однако планировалось, что на Сенатскую они придут к заседанию Государственного совета и Сената, которые должны были присягать новому государю, и потребуют введения конституции. Но когда декабристы пришли на площадь, выяснилось, что заседание уже закончилось, сановники разош-лись, все решения приняты, а требования предъявлять попросту некому.

Ситуация зашла в тупик: офицеры не знали, что делать дальше, и продол-жали держать войска на площади. Восставших окружили правительственные войска, произошла перестрелка. Восставшие просто стояли на Сенатской, даже не пытаясь совершить какое-либо действие — например, отправиться на штурм дворца. Несколько выстрелов картечью со стороны правительственных войск рассеяли собравшихся и обратили их в бегство.

Почему восстание провалилось?

Для удачи любого восстания нужна несомненная готовность в какой-то момент пролить кровь. Этой готовности у декабристов не было, они не хотели кровопролития. А представить себе удачный мятеж, лидеры которого прилагают все усилия, чтобы никого не убить, историку сложно.

Кровь все равно пролилась, но жертв было сравнительно немного: обе стороны стреляли с заметной неохотой, по возможности поверх голов. Правительственные войска ставили задачу просто рассеять мятежников, а те отстреливались. Современные подсчеты историков показывают, что во время событий на Сенатской с обеих сторон погибло около 80 человек. Разговоры о том, что жертв было до 1500 человек, и о куче трупов, которые полиция ночью скидывала в Неву, ничем не подтверждаются.

Кто и как судил декабристов?


Допрос декабриста Следственным комитетом в 1826 году. Рисунок Владимира Адлерберга Wikimedia Commons

Для расследования дела был создан специальный орган — «высочайше учреж-денный Тайный комитет для изыскания соучастников злоумышленного общества, открывшегося 14 декабря 1825 года», куда Николай I назначил в основном генералов. Для вынесения приговора специально учредили Верховный уголовный суд, в который назначили сенаторов, членов Государственного совета, Синода.

Проблема заключалась в том, что императору очень хотелось осудить мятеж-ников справедливо и по закону. Но подходящих законов, как выяснилось, не было. Не существовало никакого цельного кодекса с указанием относитель-ной тяжести разных преступлений и мер наказаний за них (вроде современного Уголовного кодекса). То есть можно было воспользоваться, скажем, Судеб-ником Ивана Грозного — его никто не отменял — и всех, например, сварить в кипящей смоле или колесовать. Но было понимание, что это уже никак не соответствует просвещенному XIX веку. К тому же подсудимых много — и вина их очевидным образом различается.

Поэтому Николай I поручил Михаилу Сперанскому — сановнику, тогда известному своим либерализмом, — разработать какую-то систему. Сперанский разбил обвинение на 11 разрядов по степени вины, про каждый разряд прописал, какой состав преступления ему соответствует. А потом обвиняемых расписали по этим разрядам, и по каждому судьи, выслушав записку о силе его вины (то есть итог следствия, нечто вроде обвинительного заключения) голосовали, соответствует ли он этому разряду и какую меру наказания назначить каждому разряду. Вне разрядов шли пятеро, пригово-ренных к смертной казни. Впрочем, приговоры делали «с запасом», чтобы государь мог проявить милосердие и смягчить наказание.

Процедура была такая, что сами декабристы на суде не присутствовали и не могли оправдываться, судьи рассматривали только подготовленные Следственным комитетом бумаги. Декабристам лишь огласили готовый приговор. За это они потом упрекали власть: в более цивилизованной стране у них были бы адвокаты и возможность защищаться.

Как декабристы жили в ссылке?


Улица в Чите. Акварель Николая Бестужева. 1829-1830 годы Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Те, кто получил приговор в каторжные работы, были отправлены в Сибирь. По приговору они также были лишены чинов, дворянского достоинства и даже боевых наград. Более мягкие приговоры последним разрядам осужденных — это ссылка на поселение или в отдаленные гарнизоны, где они продолжали службу; не все лишались чинов и дворянства.

Осужденных в каторжные работы начали отправлять в Сибирь постепенно, небольшими партиями — везли на лошадях, с фельдъегерями. Первой партии, из восьми человек (из самых известных туда входили Волконский, Трубецкой, Оболенский), не повезло особенно: их отправили на настоящие рудники, на горные заводы, и там они провели первую, действительно тяжелую зиму. Но тут, по счастью для декабристов, в Петербурге спохватились: ведь если распределить государственных преступников с опасными идеями по сибир-ским рудникам, это же означает собственными руками рассеять мятежные идеи по всей каторге! Николай I принял решение, во избежание распростра-нения идей, собрать всех декабристов в одном месте. Тюрьмы такого размера нигде в Сибири не имелось. Приспособили острог в Чите, туда перевезли тех восьмерых, кто уже страдал на Благодатском руднике, и остальных везли уже сразу туда. Там было тесно, все узники содержались в двух больших помеще-ниях. И так уж получилось, что там совершенно не было никакого объекта каторжных работ, никакого рудника. Последнее, впрочем, не очень тревожило петербургские власти. Взамен каторжных работ декабристов водили засыпать овраг на дороге или молоть зерно на мельнице.

К лету 1830 года для декабристов построили новую тюрьму в Петровском Заводе, попросторнее и с отдельными персональными камерами. Там тоже никакого рудника не было. Из Читы их вели пешком, и этот переход им запомнился как своего рода путешествие по незнакомой и интересной Сибири: некоторые по дороге набрасывали рисунки местности, собирали гербарии. Декабристам повезло еще и в том, что Николай назначил комендантом генерала Станислава Лепарского, человека честного и добродушного.

Лепарский исполнял свой долг, но не притеснял узников и, в чем мог, облегчал их положение. В общем, понемногу идея каторжных работ испарилась, осталось тюремное заключение в отдаленных районах Сибири. Если бы не приезд жен, декабристы, как и хотел царь, были бы полностью отрезаны от прошлой жизни: им была строго воспрещена переписка. Но женам запретить переписку было бы скандально и неприлично, так что и с изоляцией не очень получилось. Тут еще был тот немаловажный момент, что у многих оставались влиятельные родственники, в том числе в Петербурге. Николай не хотел раздражать этот слой дворянства, поэтому им удавалось добиваться разных мелких и не очень мелких послаблений.


Внутренний вид одного из дворов каземата Петровского Завода. Акварель Николая Бестужева. 1830 год Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

В Сибири сложилась любопытная социальная коллизия: хоть и лишенные дворянства, названные государственными преступниками, для местных жителей декабристы все же были аристократами — по манерам, воспитанию, образованию. В Сибирь настоящих аристократов редко заносило, декабристы стали своего рода местной диковинкой, их звали «наши князья», а к декаб-ристкам относились с большим почтением. Таким образом, того жестокого, страшного контакта с уголовным каторжным миром, который случался у ссыльных интеллигентов позднее, в случае декабристов тоже не произошло.

У современного человека, уже знающего про ужасы ГУЛАГа и концлагерей, есть соблазн относиться к ссылке декабристов как к несерьезному наказанию. Но ведь все важно в своем историческом контексте. Для них ссылка была связана с большими лишениями, особенно по сравнению с прежним образом жизни. И, как ни крути, это было заключение, тюрьма: первые годы они все постоянно, днем и ночью, были закованы в ручные и ножные кандалы. И в немалой мере то, что теперь, издали, их заключение выглядит не таким ужасным, — это их собственная заслуга: они сумели не опуститься, не переругаться, сохраняли собственное достоинство и внушали окружающим настоящее уважение. 

Восстание декабристов – это беспрецедентное явление не только в русской истории, но и в мировой. Когда на восстание поднимаются угнетенные, их проще если не оправдать, то хотя бы понять. Но здесь государственный переворот готовят не «униженные и оскорбленные», а высокопоставленные военные и потомственные дворяне, среди которых много именитых личностей.

Феномен декабризма

По этой причине до сих пор феномен декабризма не только не разгадан, но и столько же далек от однозначной оценки, как это было и в XIX веке.

Главное, что вызывает непонимание в действиях декабристов до сих пор, — это то, что они (ни один из них) не претендовали на власть. В этом было условие их деятельности. Как тогда, так и сейчас отношение к действиям декабристов не является однородным, в том числе отношение к их казни: «Начали бар вешать и ссылать на каторгу, жаль, что всех не перевесили…» (высказывание в среде кантонистов, солдатских детей) и «По совести нахожу, что казни и наказания несоразмерны преступлениям» (слова князя П. Вяземского).

Приговор Николая I ужаснул общество не только жестокостью наказания участников восстания, но и лицемерием императора: Верховный уголовный суд, который решал судьбу декабристов, он поставил в известность о том, что «отвергает всякую казнь, связанную с пролитием крови». Таким образом, он лишал приговоренных к смертной казни декабристов права на расстрел. А ведь двое из них участвовали в Отечественной войне 1812 г., имели ранения и боевые награды – а теперь они были приговорены к позорной смерти на виселице. Например, П.И. Пестель в 19 лет был тяжело ранен в Бородинской битве и награжден золотой шпагой за храбрость, а также отличился в последующем заграничном походе русской армии. С.И. Муравьев-Апостол также был награжден золотой шпагой за храбрость в битве под Красным.

К смертной казни через повешение были приговорены пятеро декабристов:

П. Пестель

Всех заключенных декабристов вывели во двор крепости и выстроили в два каре: принадлежавших к гвардейским полкам и прочих. Все приговоры сопровождались разжалованием, лишением чинов и дворянства: над осужденными ломали шпаги, срывали с них эполеты и мундиры и бросали в огонь пылающих костров. Моряков-декабристов отвезли в Кронштадт и в то утро исполнили над ними приговор разжалования на флагманском корабле адмирала Кроуна. Мундиры и эполеты были с них сорваны и брошены в воду. «Можно сказать, что первое проявление либерализма старались истреблять всеми четырьмя стихиями - огнем, водою, воздухом и землею»,- писал в своих воспоминаниях декабрист В.И. Штейнгель. Свыше 120 человек декабристов было сослано на разные сроки в Сибирь, на каторгу или поселение.

Казнь свершилась в ночь на 25 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости. Во время казни Рылеев, Каховский и Муравьев-Апостол сорвались с петель и были повешены вторично. «Знать, Бог не хочет их смерти», — произнес кто-то из солдат. А Сергей Муравьев-Апостол, поднявшись, сказал: «Проклятая земля, где не умеют ни составить заговора, ни судить, ни вешать».

Из-за этого непредусмотренного случая казнь затянулась, на улице рассветало, стали появляться прохожие, поэтому похороны отложили. Следующей ночью тела их тайно увезли и похоронили на острове Голодай в Петербурге (предположительно).

Павел Иванович Пестель, полковник (1793-1826)

Родился в Москве в семье обрусевших немцев, поселившихся в России в конце XVII века. Первый ребенок в семье.

Образование: начальное домашнее, затем в 1805-1809 учился в Дрездене. По возвращении в Россию в 1810 г. поступил в Пажеский корпус, который блестяще окончил с занесением имени на мраморную доску. Был направлен прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк. Принял участие в Отечественной войне 1812 г., в Бородинском сражении был тяжело ранен. Награжден золотой шпагой за храбрость.

Возвратившись после ранения в армию, был адъютантом графа Витгенштейна и участвовал в кампаниях 1813-1814 годов за границей: сражения при Пирне, Дрездене, Кульме, Лейпциге, отличился при переправе через Рейн, в боях при Бар-сюр-Об и Труа. Затем вместе с графом Витгенштейном находился в Тульчине и отсюда был отправлен в Бессарабию для сбора сведений о выступлениях греков против турок, а также для переговоров с господарем Молдавии в 1821г.

В 1822 г. его переводят полковником в Вятский пехотный полк, который находился в расстроенном состоянии, и в течение года Пестель привёл его в полный порядок,за что Александр I пожаловал ему 3000 десятин земли.

Идея совершенствования общества возникла у него еще в 1816 г., со времени участия в масонских ложах. Затем был Союз спасения, для которого он составил устав, Союз благоденствия и, после его самоликвидации, Южное тайное общество, которое он возглавил.

Свои политические взгляды Пестель выразил в составленной им программе «Русская правда», которая и явилась главным пунктом обвинения его Следственной комиссией после поражения восстания.

Он был арестован на дороге в Тульчин после восстания 14 декабря 1825 г., был заключен в Петропавловскую крепость и через 6 месяцев приговорён к четвертованию, заменённому повешением.

Из приговора Верховного суда о главных видах преступления: «Имел умысел на Цареубийство; изыскивал к тому средства, избирал и назначал лица к совершению оного; умышлял на истребление ИМПЕРАТОРСКОЙ Фамилии и с хладнокровием исчислял всех ее членов, на жертву обреченных, и возбуждал к тому других; учреждал и с неограниченною властию управлял Южным тайным обществом, имевшим целию бунт и введение республиканского правления; составлял планы, уставы, конституцию; возбуждал и приуготовлял к бунту; участвовал в умысле отторжения Областей от Империи и принимал деятельнейшие меры к распространению общества привлечением других».

По словам одного из офицеров, перед казнью Пестель сказал: «Что посеял, то и взойти должно и взойдёт впоследствии непременно».

Петр Григорьевич Каховский, поручик (1797-1826)

14 декабря 1825 г. смертельно ранил генерал-губернатора Санкт-Петербурга, героя Отечественной войны 1812 года графа М.А. Милорадовича, командира лейб-гвардии Гренадерского полка полковника Н. К. Стюрлера, а также свитского офицера П.А.Гастфера.

Родился в семье обедневших дворян в селе Преображенском Смоленской губернии, учился в пансионе при Московском университете. В 1816 г. поступил юнкером в лейб-гвардии егерский полк, но за слишком буйное поведение и недобросовестное отношение к службе был разжалован в солдаты. В 1817 г. был отправлен на Кавказ, где дослужился до юнкера и затем до поручика, но по болезни вынужден был уйти в отставку.В 1823-24 годах путешествовал по Австрии, Германии, Италии, Франции и Швейцарии, где изучал государственный строй и политическую историю европейских государств.

В 1825 г. вступает в Северное тайное общество. 14 декабря 1825 г. поднял Гвардейский флотский экипаж и одним из первых прибыл на Сенатскую площадь, где проявил твёрдость и решительность. Арестован в ночь на 15 декабря, заключён в Петропавловскую крепость.

Имея пылкий характер, Каховский готов был на самые дерзкие поступки. Так, он собирался в Грецию, чтобы сражаться за ее независимость, а в тайном обществе был сторонником уничтожения самодержавной власти, убийства царя и всей царской династии, установления республиканского правления. На собрании 13 декабря 1825 г. у Рылеева ему было назначено убийство Николая I (т.к. Каховский не имел собственной семьи), но в день восстания он на это убийство не решился.

На следствии он вел себя очень дерзко, резко критиковал императоров Александра I и Николая I. В Петропавловской крепости написал Николаю I и следователям несколько писем, которые содержали критический анализ российской действительности. Но в то же время ходатайствовал об облегчении участи других арестованных декабристов.

Из приговора Верховного суда о главных видах преступления: «Умышлял на Цареубийство и истребление всей ИМПЕРАТОРСКОЙ Фамилии, и, быв предназначен посягнуть на жизнь ныне Царствующего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, не отрекся от сего избрания и даже изъявил на то согласие, хотя уверяет, что впоследствии поколебался; участвовал в распространении бунта привлечением многих членов; лично действовал в мятеже; возбуждал нижних чинов и сам нанес смертельный удар Графу Милорадовичу и Полковнику Стюрлеру и ранил Свитского Офицера».

Кондратий Федорович Рылеев, подпоручик (1795-1826)

Родился в селе Батово (сейчас Гатчинский район Ленинградской области) в семье мелкопоместного дворянина, управляющего имением княгини Голицыной. С 1801 по 1814 год воспитывался в стенах Петербургского первого кадетского корпуса. Был участником заграничных походов русской армии в 1814-1815 годах.

После отставки в 1818 г. служил заседателем Петербургской уголовной палаты, а с 1824 г. - правителем канцелярии Российско-американской компании.

Входил в «Вольное общество любителей российской словесности», был автором известной сатирической оды «К временщику». Вместе с А. Бестужевым выпускал альманах «Полярная звезда». Его дума «Смерть Ермака» стала песней.

В 1823 г. вступил в Северное тайное общество и возглавил его радикальное крыло, был сторонником республиканского строя, хотя первоначально стоял на позиции монархизма. Был одним из руководителей восстания декабристов. Но во время следствия полностью раскаялся в совершенном им, брал всю «вину» на себя, старался оправдать товарищей, надеялся на милость императора.

Из приговора Верховного суда о главных видах преступления: «Умышлял на Цареубийство; назначал к совершению оного лица; умышлял на лишение свободы, на изгнание и истребление ИМПЕРАТОРСКОЙ Фамилии и приуготовлял к тому средства; усилил деятельность Северного общества; управлял оным, приуготвлял способы к бунту, составлял планы, заставлял сочинить Манифест о разрушении Правительства; сам сочинял и распространял возмутительные песни и стихи и принимал членов; приуготовлял главные средства к мятежу и начальствовал в оных; возбуждал к мятежу нижних чинов через их Начальников посредством разных обольщений и во время мятежа сам приходил на площадь».

Свои последние слова на эшафоте он обратил к священнику: «Батюшка, помолитесь за наши грешные души, не забудьте моей жены и благословите дочь».

Николай I еще во время следствия прислал жене Рылеева 2 тысячи рублей, а затем императрица прислала на именины дочери ещё тысячу. Он заботился о семье Рылеева и после казни: жена его получала пенсию до вторичного замужества, а дочь - до совершеннолетия.

Известно мне: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа;

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

(К. Рылеев, из поэмы «Наливайко»)

Сергей Иванович Муравьев-Апостол, подполковник (1796-1826)

Родился в Санкт-Петербурге и был четвертым ребенком в семье известного литератора той поры и государственного деятеля И.М. Муравьева-Апостола. Образование получил в частном пансионе в Париже вместе с братом, М.И. Муравьевым-Апостолом, где служил русским посланником их отец. В 1809 году вернулся в Россию и был потрясен как бы заново увиденным им после длительного отсутствия положением в России, особенно существованием крепостного права. По возвращении поступил в корпус инженеров путей сообщения в Петербурге.

Во время Отечественной войны 1812 г. принимал участие во многих сражениях. За битву под Красным был награжден золотой шпагой за храбрость. Вместе с русской армией вступил в Париж и там завершил заграничный поход.

В 1820 г. восстал Семеновский полк, в котором служил Муравьев-Апостол, и он был переведен в Полтавский, затем в Черниговский полк подполковником. Был в числе основателей Союза спасения и Союза благоденствия, а также одним из наиболее активных членов Южного общества. Он установил связь с Обществом соединенных славян.

Муравьев-Апостол соглашался с необходимостью цареубийства, был сторонником республиканского правления.

Вел пропаганду среди солдат, являясь одним из вождей декабристов. Уже после поражения восстания в Петербурге поднял Черниговский полк, и «будучи окружен отрядом гусар и артиллеристов, он защищался, став против самой артиллерии, и, повергнутый картечью на землю, с помощью других сел опять на лошадь и приказывал идти вперед».

Тяжелораненым он был взят в плен. Приговорен к смертной казни и повешен на кронверке Петропавловской крепости.

Из приговора Верховного суда о главных видах преступления: «Имел умысел на Цареубийство; изыскивал средства, избирал и назначал к тому других; соглашаясь на изгнание ИМПЕРАТОРСКОЙ Фамилии, требовал в особенности убиения ЦЕСАРЕВИЧА и возбуждал к тому других; имел умысел и на лишение свободы ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА; участвовал в управлении Южным тайным обществом во всем пространстве возмутительных его замыслов; составлял прокламации и возбуждал других к достижению цели сего общества, к бунту; участвовал в умысле отторжения Областей от Империи; принимал деятельнейшие меры к распространению общества привлечением других; лично действовал в мятеже с готовностию пролития крови; возбуждал солдат; освобождал колодников; подкупил даже священника к чтению пред рядами бунтующих лжекатехизиса, им составленного и взят с оружием в руках».

Михаил Павлович Бестужев-Рюмин, подпоручик (1801(1804)-1826)

Родился в селе Кудрёшки Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Отец - надворный советник, городничий г. Горбатова, из дворян.

В 1816 г. семья Бестужевых-Рюминых переехала в Москву. Будущий декабрист получил хорошее домашнее воспитание, поступил юнкером на службу в Кавалергардский полк, а в 1819 году переведен в лейб-гвардии Семеновский полк, где был произведен в подпрапорщики. После восстания в Семеновском полку его переводят в Полтавский пехотный полк, далее он делает военную карьеру: прапорщик, батальонный адъютант, фронтовой адъютант, подпоручик.

Бестужев-Рюмин был одним из руководителей Южного общества, в которое принят в 1823 г. Вместе с С.И. Муравьевым-Апостолом возглавлял Васильковскую управу, являлся участником съездов руководителей Южного общества в Каменке и Киеве, вел переговоры с тайным польским обществом о присоединении к Южному обществу Общества соединенных славян. Возглавил (вместе с С.И. Муравьевым-Апостолом) восстание Черниговского полка.

Арестован на месте восстания с оружием в руках, доставлен в Петербург в цепях из Белой Церкви в Главный штаб, в тот же день переведен в Петропавловскую крепость. Приговорен к повешению.

Из приговора Верховного суда о главных видах преступления: «Имел умысел на Цареубийство; изыскивал к тому средства; сам вызывался на убийство блаженныя памяти ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и ныне Царствующего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА; избирал и назначал лица к совершению оного; имел умысел на истребление ИМПЕРАТОРСКОЙ Фамилии, изъявлял оный в самых жестоких выражениях рассеяния праха ; имел умысел на изгнание ИМПЕРАТОРСКОЙ Фамилии и лишения свободы блаженной памяти ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и сам вызывался на совершение сего последнего злодеяния; участвовал в управлении Южного общества; присоединил к оному Славянское; составлял прокламации и произносил возмутительные речи; участвовал в сочинении лжекатехизиса; возбуждал и приуготовлял к бунту, требуя даже клятвенных обещаний целованием образа; составлял умысел на отторжение Областей от Империи и действовал в исполнении оного; принимал деятельнейшие меры к распространению общества привлечением других; лично действовал в мятеже с готовностию пролития крови; возбуждал Офицеров и солдат к бунту и взят с оружием в руках».

Казнен на кронверке Петропавловской крепости. Похоронен вместе с другими казненными декабристами на о. Голодае.

На месте гибели декабристов поставлен памятник. Под барельефом на памятнике надпись: «На этом месте 13/25 июля 1826 года были казнены декабристы П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин». На другой стороне обелиска высечены стихи А. С. Пушкина:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья , .

185 лет назад в России произошло восстание декабристов. Именно так уже много лет называют участников тайных обществ, поднявших бунт 14 декабря 1825 года, и тех, кто к ним присоединился в Петербурге и на юге России. Почему заговорщиков объединили по столь формальному календарному признаку, да ещё постфактум? Просто среди них были люди разных взглядов, разного положения, разных нравственных принципов. И единственное, что всех связывало, – мятеж в декабре 1825 года.

Привычное для нас со школьной скамьи определение «взгляды декабристов» – на самом деле фикция. Ни о каком единстве взглядов участников тайных обществ говорить нельзя. Среди них были и республиканцы, и сторонники конституционной монархии, и приверженцы абсолютизма. И те, кто считал необходимым двигаться по западному пути развития, и те, кто отстаивал идеи национальной самобытности, призывал вернуться к порядкам допетровским. Были люди глубоко порядочные, готовые пожертвовать жизнью ради блага народа, но были и те, кем руководило стремление к власти, кто рассчитывал установить личную диктатуру и мечтал превзойти Наполеона.

из 29 первых выпускников Царскосельского лицея среди заговорщиков были лишь двое – В.К. Кюхельбекер и И.И. Пущин. А из действующих генералов только Сергей Волконский, «набитый дурак, таким нам всем давно известный, лжец и подлец в полном смысле»
Главный программный документ, составленный заговорщиками, – это «Русская правда» Пестеля. Но лишь единицы из участников тайных обществ были готовы в полном объёме принять положения данного «конституционного проекта». Пестель не просто определил некоторые общие принципы государственного устройства, он пытался создать документ разносторонний, который действительно можно было бы принять в качестве конституции. И многие вопросы – в том числе территориальный и национальный – предполагалось решить достаточно радикально. В «Русской правде», в частности, утверждалась необходимость даровать Польше независимое существование, присоединить к России для твёрдого установления государственной безопасности Молдавию, разделить всё земельное пространство Российского государства на 50 округов, объединённых в 10 областей по 5 округов в каждой, и 3 удела – Столичный, Донской и Аральский. Столичным уделом назначалась Нижегородская губерния, а столицей России – Нижний Новгород.

Кавказские народы предлагалось разделить на два разряда: мирные и буйные. Причём вторых нужно было силой расселить малыми количествами по внутренним волостям, а отнятые у них земли раздать завезённым на Кавказ русским переселенцам. Ещё решительнее Пестель собирался обойтись с евреями, которым «прежнее правительство даровало много отличных прав и преимуществ, усиливающих зло, которое они делают», так что «евреи составляют в государстве, так сказать, своё особенное, совсем отдельное государство и притом ныне в России пользуются большими правами, нежели сами христиане». План заключался в «содействии евреям к учреждению особенного отдельного государства, в какой-либо части Малой Азии». Нужно было определить «сборный пункт» для еврейского народа и дать войска им в подкрепление. «Ежели все русские и польские евреи соберутся на одно место, то их будет свыше 2 миллионов. Таковому числу людей, ищущих отечество, нетрудно будет преодолеть все препоны, какие турки могут им противопоставить, и, пройдя всю европейскую Турцию, перейти в азиатскую и там, заняв достаточные места и земли, устроить особенное еврейское государство», – утверждалось в «Русской правде».

По теме

В учебниках истории, книгах и кинофильмах уже не одно десятилетие заговорщики предстают мирными людьми, которых расстреливали по приказу императора. Но так ли это на самом деле? В Московском полку, перед тем как вывести его на Сенатскую площадь, князь Щепин-Ростовский ранил в голову генерала Фридрихса, нанёс тяжёлое ранение генерал-майору Шеншину, удары саблей полковнику Хвощинскому и т.д. Уже на площади он отдал солдатам приказ стрелять, в результате чего были ранены несколько солдат и полковник Веллио. Каховский ранил полковника Стюрлера и графа Милорадовича. Оболенский нанёс Милорадовичу удар штыком, Кюхельбекер стрелял в генерала Воинова и целился в великого князя Михаила Павловича. Мятежные лейб-гвардейцы во главе с Пановым дошли до главных ворот дворца, намереваясь захватить его и, как записывал император, «в случае сопротивления уничтожить всё наше семейство». Планы убить всю царскую семью, включая детей, вынашивались и Пестелем. Не обошлось без жертв выступление Черниговского полка, организованное членами Южного общества С.И. Муравьёвым-Апостолом и М.П. Бестужевым-Рюминым.

По-разному декабристы вели себя и во время дознания. Одни признавали свою вину, другие не испытывали и капли раскаяния, кто-то отрицал своё участие в заговоре, кто-то с готовностью выдавал товарищей. Даже в записях императора чувствуется уважение к Александру Бестужеву (Марлинскому): «Мучимый совестью, он прибыл прямо во дворец на комендантский подъезд, в полной форме и щёголем одетый. Взошед в тогдашнюю знаменную комнату, он снял с себя саблю и, обошед весь дворец, явился вдруг, к общему удивлению всех во множестве бывших в передней комнате. Я вышел в залу и велел его позвать; он с самым скромным и приличным выражением подошёл ко мне и сказал: «Преступный Александр Бестужев приносит Вашему Величеству свою повинную голову». И в то же время Каховский, а перекладывал вину на других, Одоевский сообщал, что Стюрлера убил Каховский, а Кюхельбекер рассказывал, что стрелял в великого князя по наущению Пущина и делал это притворно: знал, что пистолет, измоченный снегом, даст осечку.

Привлечь на свою сторону солдат заговорщикам удалось лишь благодаря крайне двусмысленной ситуации с престолонаследием. После смерти Александра I по закону трон переходил к великому князю Константину Павловичу. И ему успели принести присягу, прежде чем был подтверждён факт отречения его от престола. 14 декабря проходила новая присяга – на сей раз Николаю Павловичу, и войска убе ждали не делать этого, сохранять верность императору Константину, которого якобы вознамерились силой лишить трона.

Крайне преувеличенной является и оценка революционного воздействия идей декабристов. Что касается простого народа, то его способность разобраться в происходившем лучше всего характеризует запись Николая I: «Ура, Конституция!» – раздавалось и принималось чернию за ура, произносимое в честь супруги Константина Павловича!» В заблуждение были введены даже некоторые вожди мятежников. Так, Николай записывал про князя Щепина-Ростовского, которого привели к нему на дознание первым: «Подозревали, что он был главное лицо бунта, но с первых его слов можно было удостовериться, что он был одно слепое орудие других и подобно солдатам завлечён был одним убеждением, что он верен императору Константину».

Роль декабристов в русской истории достаточно верно отражает хрестоматийная ленинская фраза: «Декабристы разбудили Герцена, Герцен развернул революционную агитацию». Именно Герцен в своих работах создал тот образ движения декабристов, который до сих пор кочует из учебника в учебник. «В нём участвовали представители всего талантливого, образованного, знатного, благородного, блестящего в России», – утверждал Герцен в лондонском «Колоколе», обращаясь к императору Александру II. Опытный пропагандист умалчивал и о том, что подобные определения применимы далеко не ко всем, и о том, что гораздо большее число людей талантливых, образованных, благородных и уж тем более знатных и блестящих в заговоре участия не принимали. Скажем, «самый отвратительный образец неблагодарного злодея и глупейшего человека», как его характеризовал Николай I. Отметим, что во время и после дознания император не стремился выискивать только плохое. Вот как он оценивал Сергея Муравьёва-Апостола: «Одарённый необыкновенным умом, получивший отличное образование, но на заграничный лад, он был в своих мыслях дерзок и самонадеян до сумасшествия, но вместе скрытен и необыкновенно твёрд».

Исторически гораздо точнее, чем Герцен и Ленин, суть происходившего в 1825 году определил А.С. Грибоедов, сказавший, что 100 человек прапорщиков хотели изменить весь государственный быт России. Те, кем руководили благие помыслы, принесли бы подлинную пользу – отечеству, а не революционному движению, – если б отказались от участия в бунте. Примером тому судьба самого Грибоедова. Он погиб спустя всего несколько лет, растерзанный в Персии по наущению английских шпионов, но и за это время успел сделать очень многое для России. Трудно даже представить, сколько великих дел могли бы совершить все, кто был казнён, отправлен на каторгу или в отставку.

190 лет назад, 25 июля 1826 года, в столице Российской империи были казнены декабристы-заговорщики. Если бы государственный переворот, который они планировали, удался, Россия была бы разрушена и ввергнута в гражданскую войну почти на сто лет ранее того, как это произошло в реальной истории.

Однако, если почти все «борцы за свободу», умывшие Россию в итоге кровью, на сегодняшний день справедливо оценены нашим обществом, то вокруг декабристов до сих пор сохраняется некий ореол романтизма.

Напрасно – один только пункт из главного документа заговорщиков «Манифеста Трубецкого» расскажет нам суть.

Там будет много красивых слов, но суть написана в самом конце. В перечислении того, что должно сделать некое «Временное правление»:

6. Уничтожение постоянной армии.

1825 год. Уничтожение армии. В интересах какой страны действовали заговорщики, имевшие такую программу? Не России, а Англии. Главного соперника нашей страны в течении всего ХIХ века (после разгрома Бонапарта).

Любопытно, что Временное правительство, пришедшее к власти в результате заговора и госпереворота Февраля 1917 года, выполнило этот пункт на двоих с большевиками. «Временщики» разрешили в армии пропаганду, уничтожили всякую дисциплину, а уже Ленин официальным декретом ликвидировал армию, как таковую.

Чтобы потом начать создавать новую – уже Красную. Но это совсем другая история.

А вашему вниманию предлагается материал постоянного автора ресурса сайт Артёма Ольхина из Донецка, который рассказывает нам о декабристах-заговорщиках.

Русская революция: от Николая I до Николая II

«Декабрист». С лёгкой руки ещё советской пропаганды это слово приобрело некий романтический шарм. Так, например, мятежному юноше, не знающему толком, против чего он протестует, могут сказать: «Да вы прямо как декабрист…». Ещё более драматический оттенок имеет термин «жена декабриста» — ведь это, дескать, какая храбрая женщина – вслед за мужем поехала в ссылку к чёрту на кулички! Штампы эти укоренились глубоко, и роль они играют исключительно негативную. Ведь выходит, что жила себе этакая группа мечтателей, восстала неудачно против царя – и на тебе. Пятерых повесили, около трёх сотен – осудили с разной мерой наказания, от лишения дворянства до ссылки. И вот получается, что всё это было напрасно, что ли. Хорошие ведь ребята были, мыслящие. Ну, подумаешь, царя убить хотели… Впрочем, давайте по порядку.

Теория заговора

В наше время над любыми выкладками, в которых фигурируют упоминания о деятельности обществ, находящихся в заговоре, принято потешаться. В ряде случаев это верно, но часто критики «теории заговора», как принято говорить в народе «вместе с водой выплёскивают и ребёнка». Так вот, в деле с декабристами заговор однозначно был. Более того, он замешан именно на причастности фигурантов к масонству – даже в украинских учебниках истории параграфы, посвященные тайным обществам и восстанию декабристов, идут друг за дружкой. Это неудивительно, ведь «Союз спасения» и «Общество благоденствия», предшествовавшие «Южному обществу» и «Северному обществу» позиционировали себя именно как масонские ложи, с использованием всей соответствующей символики: всевидящего ока, циркуля и т.д. Казалось бы – ну и что? Ведь после Отечественной войны 1812 года мода на всё западное, в том числе и тайные общества с головой захлестнула русских дворян, побывавших «на экскурсии в Париже». Но в том-то и дело, что это чёткий и однозначный маркер, ведь масоны, действовавшие до революции 1917 года в России, разделяли идеалы своих собратьев по «цивилизованному миру». И если французские масоны проводили тщательную, кропотливую работу по подрыву авторитета власти монарха в своей стране, то русские «братья» старались не отставать. Чего стоит хотя бы «Энциклопедия» Дидро, подготовившая почву для Великой французской революции! У русских заговорщиков «Энциклопедии» не было. Зато были другие документы, в которых необходимость цареубийства артикулировалась достаточно чётко. Так, в «Катехизисе» С.Муравьева-Апостола и М.Бестужева-Рюмина читаем:

« В о п р о с. Какое правление сходно с законом Божиим?

О т в е т. Такое, где нет царей. Бог создал всех нас равными и, сошедши на землю, избрал апостолов из простого народа, а не из знатных и царей.

В о п р о с. Стало быть, Бог не любит царей?

О т в е т. Нет! Они прокляты суть от него, яко притеснители народа...

В о п р о с. Отчего же упоминают в церквях о царях?

О т в е т. От нечестивого приказания их самих, для обмана народа...»

Любой человек, хотя бы поверхностно знакомый с основами Православной веры поймёт, что приведенная цитата – ни что иное, как попытка руководителей заговора манипулировать своими сотоварищами. Не зря же святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Демократия в аду, а на небе — Царство» . Но с другой стороны никаких сомнений в том, что заговор декабристов – от лукавого – и быть не может. Заглянем, хотя бы, в «Манифест», программный документ декабристов. Вот только некоторые из пунктов по «переустройству России»: «уничтожение бывшего правления, учреждение временного, до установления постоянного выборного». Чувствуете? Прямо 1917-м годом веет от этого! Идём дальше: «свободное отправление богослужения всем верам». Это, кстати, нормальный для масонов пункт: хочешь – ко причастию иди, а хочешь – человечину ешь, раз уж вера у тебя такая. А чего? «Великий архитектор» — он ведь для всех один. По крайней мере, так считают богоборцы. Пункт этот, когда всем можно всё, мы с вами смогли во всей красе прочувствовать в 1990-е годы, да и сейчас огромное количество сект, от иеговистов до родноверов-неоязычников, продолжает работать над расколом России. И вот он первый камушек – в «Манифесте» декабристов.

Отдельно стоит указать и такой любопытный шаг по «реформированию», как «уничтожение постоянной армии» . И это в России, которая воевала в течении всего девятнадцатого века! Нет никаких сомнений в том, что в случае успеха «братья» из Южного и Северного обществ могли добиться только одного результата – распада России. Ведь аналогичные меры, воспроизведённые уже другими масонами, вошедшими в состав Временного правительства февраля 1917 года, именно к этому и привели.

Дыры в истории

Итак, советская героизация движения декабристов сыграла злую шутку, последствия которой нам с вами расхлёбывать придётся ещё долго. Именно она легла в основу и либеральной мифологии с упомянутым уже в начале материала романтическим флёром: «Ах, декабристы не имели возможности защищать себя в суде!», «Ах, декабристы боролись за свободу своего народа…» Этой же «романтикой», кстати, движимы и современные «борцы с кровавым режимом» вроде Собчак и Навального. И, что закономерно, тысячу раз героизированные антисистемщики в итоге демонтировали и советское государство. Думали ли об этом историки из СССР, когда подгоняли декабристов под шаблоны «классовой борьбы»? Похоже, что нет.

К сожалению, интеллектуальная элита девятнадцатого века тоже не сделала должных выводов ни из событий декабря 1825 года, ни из казни заговорщиков, произошедшей 25 июля 1826 года. Например, государственный деятель, историк, поэт и литературный критик Пётр Вяземский писал: «По совести нахожу, что казни и наказания несоразмерны преступлениям…» Другие фундаментальные историки, работавшие на закате Российской империи и дожившие до революции 1917 года не то, что опасности в декабристах не рассмотрели – они даже их толком не изучили. Так, профессор Сергей Фёдорович Платонов в своём «Сокращённом курсе русской истории» само восстание и мотивы заговорщиков описывает буквально несколькими мазками. Зато очень большое внимание уделяет тому, как бунт декабристов повлиял на отношение Николая Первого к институту дворянства и… явно дворянам сочувствует. Как будто не за что было их наказывать.

Тот же подход видим у ученика Платонова, Евгения Францевича Шмурло, написавшего «Историю России 862 — 1917». Впечатление такое, что либеральный дух, пронизавший ко второй половине девятнадцатого века буквально всю Россию, смог просочиться даже в работы историков, которые в СССР были запрещены и причислены к «черносотенным».

В «Трудах по русской истории» Дмитрия Ивановича Иловайского событиям, связанным с декабристами тоже посвящено несколько абзацев, сухая констатация фактов. Но при этом именно он первым указал на «инородческий» характер революционного движения в России и утверждал, что русские революционеры – «слепое орудие в руках поляков и евреев». Во время революции 1905 – 1907 гг. Иловайский был членом черносотенных организаций, издавал право-консервативную газету «Кремль», но и он в декабристах ничего особенно угрожающего не рассмотрел.

Что же, все, кто в позапрошлом веке «проглядели» опасность революции и заразность её «духовных отцов», свою цену заплатили – на их глазах распалась великая держава, многие из них под этими обломками были погребены. Но мы-то с вами живём сейчас! Неужели и после второго крушения Родины мы не поймём, что любые преобразования, которые нам хотелось бы сделать в несовершенной системе (а государство, как и любое творение рук человеческих, будет несовершенным всегда) нужно делать по принципу «Не навреди!» Ведь иначе все ужасы 1917 и 1991 годов придут к нам снова. Давайте же сделаем так, чтобы русская дверь для рукотворных потрясений была закрыта всегда.

Евгений Шмурло, вынужденный покинуть Россию после революции писал: «…Между тем, достаточно ли любили Родину, всегда ли готовы были ради неё пожертвовать собою правящие классы, классы интеллигентные и масса народная, — те, чьи действия и поступки определили ход событий последних лет? Одни – всем своим поведением создавали условия благоприятные для революции; другие – сами толкали на неё, всемерно содействуя её появлению; третьи – первоначально слепое орудие в чужих руках, позже явились слепой разрушительной стихией. Одни цепко хватались за власть и ради неё забыли о Родине; другие – авторитет власти, и без того ею самою подорванный, роняли ещё более, и тоже не на пользу Родине; третьи – со своим грубо-эгоистическим, узко-утилитарным «моя хата с краю», «мы вятские, немец всё равно до нас не дойдёт», совсем не думали о ней и творили, хорошо не сознавая что творят. Послужит ли русскому обществу настоящее бедствие поучительным уроком и указанием на будущее? Вызовет ли оно к жизни те духовные силы, без которых не мыслимо наше возрождение? Станет ли Родина главным импульсом нашего поведения, сумеем ли мы подняться на ту высоту, на которой жертва перестаёт быть жертвою, но превращается в неотразимую потребность наших помыслов и нашего сердца?..»

Тут, пожалуй, и добавить нечего.

Артём ОЛЬХИН

P.S. Предыдущие материалы Артема Ольхина:

  • Жертвы апельсиновой болезни