Что такое интерес.

«Интерес» - один из тех терминов психологии, который мы чуть ли не каждый день употребляем в бытовом общении. Так же обстоит дело, например, с понятиями «личность», «фобия», «вдохновение», «чувство»…

В научном обороте эти привычные слова используются в несколько ином, уточненном значении, и порой мы с удивлением открываем для себя некоторые их характеристики, о которых раньше и не догадывались. Или даже догадывались, смутно помнили со школьных времен, но теперь забыли. Так, скажем, складывается ситуация с : мало кто сходу скажет, что, вообще-то, чаще всего это болезненное состояние, а не просто беспричинная радость…

Но вернемся к интересам. Как может расширить наука наше понимание этого термина? Как в психологии рассматриваются интересы личности?

Трудности определения

Прежде всего следует вспомнить, что интересы и склонности, а также и интересы человека тесно связаны. Иногда эти понятия даже употребляются как синонимы (особенно если речь идет о непрофессионалах), да и в специальной литературе существует так много трактовок, что часто четкую границу провести довольно трудно. Все-таки попробуем это сделать.

Различные авторы определяют интерес через разные опорные слова, в том числе и уже упомянутые: чувство, произвольное и непроизвольное внимание, наклонность, стремление, расположение, определенным образом окрашенное отношение… Сходятся исследователи в одном: интересующий объект или сфера в силу тех или иных обстоятельств представляется человеку привлекательным и потому имеет для него особую ценность.

Как же все-таки ответить на вопрос «Что такое интерес?» Варианты ответа могут быть самыми разными, и при этом имеющими одинаковые права на существование. Это направленность человека на познание тех или иных явлений действительности и одновременно более или менее устойчивая склонность к тому или иному виду деятельности.

Это отношение к предмету, которое выделяет его из всех других, обусловленное его особой значимостью и (или) эмоциональной притягательностью. Такое отношение возникает на основе потребностей. Потребности отражают необходимость, а интересы - предрасположенность к некой деятельности.

Это форма потребности к познанию, подталкивающая личность к более глубокому пониманию целей деятельности и тем самым способствующая более полному отражению действительности. Наконец, это эмоция и вытекающее из нее отношение к предмету или явлению, которые представляют для личности ценность.

Какие выводы можно сделать из существующего многообразия определений? Во-первых, за внешней простотой термина скрывается сложное психологическое явление, дать характеристику которому не так-то и просто. Во-вторых, прослеживается отчетливая его связь с потребностями и склонностями.

Интерес либо рассматривается как форма проявления потребности, либо утверждается, что он формируется на ее основе. Интерес пробуждает склонность или превращается в нее. В-третьих, интересы переплетаются с познанием. В-четвертых, для понимания термина важен эмоциональный компонент.

Разнообразие видов

Почему человеку становится что-то интересно? Здесь смыкается множество факторов: характер, особенности воспитания, культура, господствующая в обществе… Влияют, разумеется, и окружающие человека люди: учебный, а затем рабочий коллектив, отдельные значимые личности.

Мы ощущаем интерес субъективно - по тому особому приподнятому эмоциональному тону, который сопровождает познание в интересующей нас области. Когда же интерес удовлетворен, то он не угасает, а как бы переходит на более высокую ступень, заставляет познавательную деятельность активизироваться с новой силой и на более продвинутом уровне.

Бывает и так, что для удовлетворения интереса приходится выполнять не только привлекающую человека деятельность, но и ту, что вызывает неприязнь. Если человек преодолевает такое препятствие, это свидетельствует об устойчивости его интересов.

Круг интересующих человека областей, объектов или занятий позволяет довольно много сказать о нем как о личности. Скажем, можно судить о темпераменте: легкая переключаемость с одной области на другую выдаст , а вот стабильный, устойчивый комплекс интересов, скорее всего, будет свойственен .

Подтолкнуть к определенным выводам могут и узость, однообразие или, наоборот, широкий диапазон, неоднородность того, что интересует человека. Ну и, конечно, важен характер интересов. Какие они? Поверхностные или сильные, активные или пассивные?

Вообще, виды интересов - тема, которую нужно раскрыть подробно. Ведь тут, как и в ситуации с определением понятия, встречается множество подходов и интерпретаций. Например, распространена типология по содержанию.

1. Материальные - воплощаются в жажде всего вещественного: еды, одежды, предметов роскоши и так далее.

2. Духовные - отражают значимость нематериальных ценностей и, как считается, говорят о более высоком уровне развития личности. Они, в свою очередь, тоже делятся на подвиды.

  • Профессиональные.
  • Общественно-политические.
  • Эстетические.
  • Познавательные.

По объему интересы могут быть широкими (свидетельство разнообразных потребностей в познании) и узкими (человека занимают одна-две области, а к другим он равнодушен).

Какие бывают интересы по вовлеченности деятельности в них?

  • Активные - заставляющие овладевать интересующим объектом, выступающие как толчок к развитию навыков и способностей.
  • Пассивные (созерцательные) - в их удовлетворении участвует только восприятие интересующего объекта.

Как пример первого случая можно привести стремление заниматься живописью, а во втором случае человек просто будет посещать выставки и картинные галереи.

Также с деятельностью связана и классификация по признаку цели. Согласно ей, опосредованные интересы отличаются заинтересованностью в результатах деятельности, а непосредственные - в самом ее процессе.

Также выделяют личные и социальные интересы. Понятно, что личный интерес присущ одному конкретному человеку и отражает его потребности и стремления. Социальные интересы, что также довольно очевидно, отражают желания не одной личности, а их совокупности (например, когда представители какой-то профессии отстаивают свои права, выдвигая те или требования работодателю).

В реальности все указанные виды, конечно же, будут переплетаться и накладываться друг на друга. Таким образом, списки их комбинаций и сочетаний могут стать почти бесконечными. Автор: Евгения Бессонова

активная направленность человека на какой-либо предмет или явление действительности, представляющая собой относительно постоянную черту личности, способствующую расширению кругозора, обогащению знаний и более эффективному выполнению своих социальных функций.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНТЕРЕС

от лат. interest - имеет значение, важно), стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. И. носит избират. характер, выступает одним из наиб. существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе. При наличии И. знания усваиваются основательно, прочно; при его отсутствии уч. материал усваивается с трудом, часто формально.

В основе И. лежат потребности человека. Существенную роль в качестве физиол. основы И. играет ориентировочный рефлекс.

И. может характеризоваться со стороны содержания, широты, устойчивости, силы и действенности. Содержание И.- объект, на к-рый он направлен (к технике, спорту и т. д.). По содержанию И. оценивается с точки зрения его обществ. значимости. Всестороннее развитие личности предполагает широту и разносторонность интересов при наличии основного, «стержневого» И.

Устойчивые И., закрепляясь, становятся особенностями личности; неустойчивые И. носят характер кратковременного, часто меняющегося явления. Степень настойчивости человека в познании определенной области, преодолении трудностей говорят о разл. силе И. Близко к понятию силы И. понятие действенности И. Действенными, в отличие от пассивных, наз. интересы, оказывающие глубокое влияние на жизнь и деятельность человека, побуждающие его к систематич. и целеустремленным действиям в определенном направлении, активным и инициативным поискам источников удовлетворения И. Оценка широты или узости И. в конечном счете определяется его содержательностью и значимостью для личности. Различают также прямые (непосредственные) и косвенные (опосредованные) И. Первые вызываются самим содержанием знаний или деятельности, на к-рые они направлены; вторые - тем значением, к-рое объект И. имеет для познания др. объекта или для выполнения к.-л. другой интересующей человека деятельности.

И. формируется и развивается в процессе игровой, уч., трудовой, обществ. деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые И., вызываемые внеш. занимательностью объектов, постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным И.

Особое значение в развитии детей имеет познават. И. Элементарные проявления неосознанного познават. И. наблюдаются у детей на первом году жизни, когда они начинают ориентироваться в окружающем мире. Объектами таких И. являются яркие, красочные, а также подвижные или издающие звуки предметы. Ребенок непроизвольно обращает на них внимание, испытывает чувство удовлетворения при созерцании их или при манипулировании ими. Обогащение жизненного опыта, общение с окружающими, овладение речью определяют дальнейшее формирование и развитие познават. И. ребенка сначала в элементарных, затем во все более усложняющихся формах. Примерно с 2 лет дети начинают задавать взрослым огромное кол-во вопросов по поводу предметов и явлений окружающего мира (возраст 3-5 лет так и называется: «возраст почемучки»). В развитии познават. И. у детей дошк. возраста особая роль принадлежит книгам, радио и телевидению. Примерно с 3 лет начинает проявляться, а вскоре и доминировать И. к игре.

С поступлением в школу И. ребенка постепенно переключаются с игровой деятельности на учение (И. к нему может проявиться уже в дошк. возрасте). Первоначально И. возникает ко всем видам уч. работы, в дальнейшем он начинает дифференцироваться. Уже в младшем шк. возрасте И. к процессу деятельности начинает сменяться И. к ее содержанию; И. к фактам - И. к первонач. обобщениям, причинам, закономерностям (от описания к объяснению). Повышается И. к творческой стороне работы. Меняется зависимость И. от успеха в том или ином виде деятельности: И. направляются на преодоление трудностей. И. подростков отличаются большей устойчивостью, активностью, действенностью; расширяется область И.

В ср. шк. возрасте углубляются собственно познават. И. У подростка они очень избирательны: он может отдавать явное предпочтение одним уч. предметам и проявлять безразличие к другим. Часто познават. И. выходят за пределы шк. программ. Для подростков и старших школьников, особенно для мальчиков, характерен И. к технике, связанный с конструированием и моделированием. В этом возрасте формируется и укрепляется осознанный И. к спорту, худож. лит-ре, кино. Заметное развитие в подростковом и особенно юношеском возрасте приобретают обществ.-полит. И., что связано с расширением кругозора учащихся, участием их в обществ. жизни школы. Старшие школьники начинают глубоко и систематично интересоваться определенными областями науч. знания.

Проявляется И. к мировоззренч. вопросам, проблемам морали. И. к труду развивается тогда, когда ученик видит и осознает, что результат его труда имеет обществ. ценность, когда труд является инициативным и творческим, посильным, требует от них самодеятельности и самоорганизации. В связи с перспективой жизненно-трудового самоопределения (часто на основе уч. И.) у школьников развивается И. к профессиям.

Перед школой стоит задача на основе уже имеющихся у учащихся И. пробуждать, формировать и развивать новые социально ценные И., а также И., наиб. соответствующие индивидуальным особенностям, возможностям и способностям учащихся. Огромную роль в пробуждении и развитии И. к учению, знаниям играют личность учителя, качество преподавания (в частности, эмоциональная яркость и живость). Один из осн. путей воспитания положит., устойчивых и действенных познават. И.- понимание учащимися значения изучаемого материала. Ученик на опыте должен убедиться в неразрывной связи приобретаемых знаний с практикой, «прочувствовать» их жизненную значимость. Др. путь - включение школьников в активную творческую деятельность путем подбора посильных, интересных, достаточно разнообразных, новых по содержанию или форме заданий, побуждающих к самостоят., активному размышлению. Важно, чтобы познание было связано с положит. эмоциональными переживаниями, с радостью (это вызывается осознанием своих успехов, достижений, преодолением трудностей, поощрениями). Иногда большая активность, любознательность школьника (особенно подростка), его стремление к знаниям могут привести к неустойчивости и разбросанности И., поэтому наличие многих И., их частая смена нежелательны. Необходимо сдерживать и перестраивать поверхностное любопытство ребенка. При многообразии И. необходимо выделять и воспитывать основной, стержневой И., стремясь к тому, чтобы устойчивый, положит. И. не становился помехой учению.

Лит.: Ананьев Б. Г., Познават. потребности и интересы, «УЗ ЛГУ. Сер. филос. наук», 1959, № 265, в. 16; Способности и интересы, М., 1962; Крутецкий В. А., Л у к и н Н. С., Психология подростка, М.; Соловейчик С. Л., От интересов к способностям, М., 1968; Формирование познават. интересов школьников, Л., 1968; Волостникова А. Г., Познават. интересы и их роль в формировании личности, Свердловск, 1971; Щукина Г. И., Проблема познават. интереса в педагогике, М., 1971; Прядехо А. П., Формирование тех. интереса и развитие творчества школьников, ч. 1, Смоленск, 1976; Пед. проблемы формирования познават. интересов учащихся, в. 1-3, 5, Л., 1975-79; Актуальные вопросы формирования интереса в обучении, под ред. Г. И. Шукиной, М., 1984; Бондаре в-ский В. Б., Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию, М., 1985; Формирование интереса к учению у школьников, под ред. А. К. Марковой, М., 1986. В. А. Крутецкий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНТЕРЕС

ИНТЕРЕС

(фр. interet ; этим. см. интересан). 1) выгода, польза, прибыль. 2) отношение к предмету, возбуждающему любознательность, занимательность.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ИНТЕРЕС

1) выгода, прибыть, расчет; 2) занимательность; 3) возбужденное внимание, любопытство.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ИНТЕРЕС

1) выгода, расчет; 2) любопытность, занимательность.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ИНТЕРЕС

франц. interet ; этимологию см. интересан. Выгода, польза, прибыль.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Интерес

интереса, м. [от латин. interest – имеет значение ]. 1. только ед. Внимание, возбуждаемое по отношению к кому-чему-н. значительному, важному, полезному или кажущемуся таким. Слушать без всякого интереса. Проявлять интерес к делу. Не без интереса отнестись к чему-н. Это событие вызывает общий интерес. || Занимательность, увлекательность. Рассказ, полный глубокого интереса. || Важность, значение. Дело о растрате имеет общественный интерес. 2. Предмет, тема, приковывающая, возбуждающая внимание (книжн.). Интересы дня. 3. Прибыль, выгода (разг.). В ваших же интересах поспешить. Вы знаете, что я не льщусь на интересы. Грибоедов. Деловой интерес. Страховой интерес. || Польза, смысл (разг. фам.). Нет никакого интереса ехать туда. Какой интерес смотреть скучную пьесу! 4. только мн. Выгоды, нужды. Защита государственных интересов. Ограждать чьи-н. интересы. 5. только мн. Стремления, потребности. Духовные интересы. Животные интересы. І Играть на интерес (разг. устар.) – играть в какую-н. игру на деньги.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ИНТЕРЕС" в других словарях:

    интерес - Интерес … Словарь синонимов русского языка

    интерес - а, м. intérêt m. 1. фр., > Interesse, пол. interes. Польза, выгода. СИЗ 1698. Е. Ц. В. тех городов меры испражняти не позволяет для того, что те городы предстение Е.Ц. В ва и оным мноогим государства от татар..; и сей интерес оные господа… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Интерес - Интерес ♦ Intérêt Субъективно – форма желания или любопытства, зачастую – сочетание того и другого. В то же самое время можно иметь объективный интерес к тому, что не пробуждает ни желания, ни любопытства. Таков, например, интерес ребенка к… … Философский словарь Спонвиля

    интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентир … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. interest имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредств. побуждениями мотивами, помыслами, идеями и т. д. участвующих в этих действиях индивидов, социальных… … Философская энциклопедия

    ИНТЕРЕС, интереса, муж. (от лат. interest имеет чение). 1. только ед. Внимание, возбуждаемое по отношению к кому чему нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таким. Слушать без всякого интереса. Проявлять интерес к делу. Не без… … Толковый словарь Ушакова

    См. барыш в интересах, нарушать чьи л. интересы, остаться при пиковом интересе, соблюдать интерес(ы)... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. интерес заинтересованность,… … Словарь синонимов

    В более широком значении есть участие, принимаемоечеловеком в какомнибудь событии или факте и вызываемое как свойствомфакта, так и склонностями самого человека. В более тесном смысле И.обозначает выгоду или пользу отдельного лица или известной… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    интерес - глубокий (Мамин Сибиряк) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913. интерес 1. Внимание, проявленное к кому, чему либо; заинтересованность. Безудержный … Словарь эпитетов

    ИНТЕРЕС - СТРАХОВОЙ ИНТЕРЕС … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Интерес-Кроссворд 15-2015 , Редакция газеты Интерес-кроссворд. Качественная цветная иллюстрированная газета, состоящая из загадок, ребусов, лабиринтов, ключвордов, сканвордов, классических кроссвордов, филвордов, антикросвордов судоку, японских…

В русском языке есть множество слов, которые имеют разные значения. Одно из них - это слово «интерес».

В нашей повседневной речи мы используем его довольно часто. Но стоит разобраться, что такое интерес с точки зрения различных словарей.

Значение слова

Само понятие «интерес» имеет множество значений. Если обобщить, то можно вывести одно объяснение, которое задействует все аспекты этого понятия. Итак, интерес - это положительный эмоциональный процесс, который связан с желанием узнавать новое для себя об определенном объекте.

Часто этим словом можно описать сильное желание вникнуть в суть дела, узнать что-либо, понять, обратить на что-то свое особое внимание. С таким значением можно часто встретить в повседневной жизни такое выражение: «Сильный интерес к чему-то новому». Проявлять интерес - значит оноситься с особым вниманием к чему-либо или кому-либо.

«Интерес» отражает особую значимость и занимательность какого-либо дела. К примеру, этим словом можно отразить особую часть конкретного рассказа - «интерес рассказа - в кульминационной части сюжета».

Иногда под интересом подразумевается то, в чем нуждается группа людей. Многим известны такие выражения: «Защищаю свои интересы» или «Это не в моих интересах». К этому объяснению могут относиться понятия имущественного интереса и национального.

Под словом "интерес" может также скрываться какая-то корысть или выгода. Например, многим знакомо понятие экономического интереса, оно как раз подчеркивает процесс использования стимулов для деятельности определенных субъектов в экономических отношениях.