Что такое корень русский. Что такое корень слова в русском языке

Приветствие.

« Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»

Почему сегодня у нас такой девиз?

А вы хотите стать сильнее?

Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

Прочитайте отрывок из стихотворения

Н. Островского:

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу:

-Защити меня!

Это значит:

- Укрой меня, за щитом!

Может ли это стихотворение помочь определить тему нашего урока?

Эта тема для нас новая?

Какую цель мы поставим перед собой?

Прочитайте слова на доске. Что вы можете сказать о словах?

уч.ник учит.ль учебный

Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы. Поставьте ударение, выделите корень.

Корень учения горек, а плод сладок.

Прочитайте пословицу и объясните, почему так говорят.

Какое значение у слова корень в пословице?

Слово корень - многозначное: корень - подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова.

Что общего в значении этого слова?

Послушайте сказку про корень слова.

Что же растет от корня слова?

Как они называются?

Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?

Тогда поиграем в игру «Кто больше?» картинки (по щелчку)

Я убедилась в том, что вы хорошо умеете подбирать однокоренные слова. - -Откройте учебник стр.74

Прочитайте на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?

Какие качества ученика помогут в этом?

Я предлагаю задать другие вопросы корню слова

На какие поставленные вопросы вы уже можете ответить?

Предлагаю на оставшиеся вопросы ответить после того, как вы поработаете в группах . Проведите небольшое исследование группы слов. Исследование всегда проходит по плану. Я вам его предлагаю.

Учащиеся получают слова:

I группа - лес, лесок, лесной, лесник.

II группа - цветы, цветок, цветник, цветочек.

III группа - гриб, грибной, грибочек, грибник.

Теперь попрошу представителя от каждой группы представить результаты исследования

А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 74,75.

Итак, на все поставленные вопросы ответили. Можно заканчивать урок?

Предлагаю поработать в паре дидактические игры

«Третий лишний», «Рассели жильцов»

Самооценка.

Работаем в рабочей тетради стр.41 упр.98

Учебник стр.75 упр. 132

В завершении урока поработайте с рефлексивной карточкой. Поставьте знак «+» в квадратике напротив того утверждения, с которым вы согласны. В таблицу запишите буквы, соответствующие ответам на вопросы теста. Кружком определенного цвета покажите уровень своей успешности на уроке .

Инструкция

Корень - главная часть слова, его центр. Во многих случаях поиски корня не требуются, потому что слово состоит только из корня: стол, день. Но бывает, что слово "обрастает" приставками и , потому что корень служит для образования однокоренных слов.
Однокоренные слова должны иметь не только одинаковое написание, но и иметь общее в лексическом значении. Например, слово "белый" и "белка" не будут однокоренными, потому что у них нет ничего общего в лексическом значении. У слова "белый" корень БЕЛ-, а у слова белка БЕЛК-. Доказать это просто, нужно всего лишь подобрать однокоренные слова. БЕЛЫЙ - белеть, беловатый, . БЕЛКА - бельчонок, беличий.

Нередко сложность вызывают слова, корень в которых глубоко запрятан среди приставок и суффиксов. Как ребёнку найти корень в словах "наслаждаться", "очаровательный", "впечатление", "земляника", " ", "бить", "преподавательница", "обаятельный"? Чтобы правильно выделить корень в таких словах, необходимо знать этимологию, то есть .
лово "наслаждаться" произошло от слова "сладкий", значит, корень - СЛАЖД-. Интересная история у слова "впечатление". В каждый хозяин метил скотину, выжигая тавро на теле коня или коровы. Для этого раскалённым в печи дотрагивались до животного и держали, пока на теле его не оставался знак, который не исчезал всю жизнь. И так пекло обожжённое место, что корень -ПЕЧ- здесь будет обоснованным. Слово "земляника" произошло от слова " ", потому что на земле выросла. Корень -ЗЕМЛ-. Вы думаете, что малину малиной назвали, потому что ? Вовсе нет. У слова "малина" корень -МАЛИН-. Этимология этого слова еще для нас, поэтому корень нужно просто выучить.
В слове "преподавательница" корень -ДА-, ведь она даёт знания (от слова "дать").
Обаятельным человеком такого, который умеет баять, то есть говорить красиво (корень -БА-).

Какой корень в слове "бить"? -БИ-. Был такой предмет в старину: било. Использовалось оно для сбора людей на пожар или по иному срочному делу. Да и сейчас вместо этого предмета часто используют то кусок рельса, то вагонный буфер. От этого слова появились другие: битва (-БИ-), бойня (-БОЙ-), прибой (-БОЙ-), боец (-БО-), бивень (-БИ-). Сложно отыскать корень в этих словах потому, что корень здесь с чередованием гласных, с беглым согласным и хитрым И кратким (й).

В целом ряде случаев трудно определить корень слова, поэтому обращайтесь к словарям. Наиболее распространенным является Школьный общеобразовательный словарь русского языка А.Н. Тихонова.

Обратите внимание

В слове могут происходить фонетические процессы: чередование гласных и согласных, чередование одного звука с двумя, могут появиться беглые гласные.

Полезный совет

Подберите однокоренные слова.

Определите лексическое значение слова.

Чтобы понять слово, "открепите" от него приставки и суффиксы.

Источники:

  • корень слова день

С необходимостью нахождения корня в учащиеся сталкиваются при выполнении морфемного разбора или в результате проверки его написания при подборе однокоренных слов. Не все школьники владеют в совершенстве навыком определения корня. Как же научиться выделять главную часть слова ?

Инструкция

Прежде всего, вы должны знать, что корень - это единственная обязательная часть слова . Без приставки, и даже слова могут существовать. Без корня - нет.Обратите внимание на то, что, когда вы будете выполнять слова , корень следует обозначать в последнюю очередь, после приставок, суффиксов и т.д.

Помните, что корень - это общая часть всех родственных слов. Поэтому, первое, с чего необходимо начать нахождение корня слова - это составление цепочки однокоренных слов.Когда вы подберете достаточное количество родственных слов, выделите их общую часть, т.е. корень .Но имейте в виду, что ситуации, когда главная часть в этих слова х будет иметь несколько иной вид. Это можно увидеть на примере слов "несу" и "носить". Обратите внимание, что в одном случае будет корень "нес", а в другом - "нос". Происходить подобное может, если возникает чередование при изменении грамматической формы или при подборе родственных слов. В данном случае "е" чередуется с "о".

Еще с начальных классов школьники знают, что в корне заключено общее значение всех однокоренных слов. Но вы должны также помнить, что в есть слова с одинаковым корнем, но в то же время не являющиеся родственными. Если вы попробуете выделить главную значимую часть в слова х "водяной" и "водитель", то увидите, что она одинакова - "вод". Но эти слова нельзя считать родственными.Помните, что при обозначении корня вы должны также обращать внимание и на , заключенное в нем.

Знайте, что вам могут встретиться слова не с одним, а сразу с несколькими корнями. Например, в "пешеход" сразу два корня - "пеш" и "ход", которые связаны соединительной гласной "е". А в слове "землетрясение", которое образовано путем сложения от слов " " и "тряска", - корни "земл" и "тряс".Изменяйте форму слова , подбирайте родственные, и вы без труда сможете определить корень в любой ситуации.

Источники:

  • корень слова сколько

Корень – центральная морфема, которая обязательно присутствует в каждом слове . Он выражает основное лексическое значение и является общей частью родственных слов. В русском языке зафиксировано более 4000 корневых морфем, список которых постоянно пополняется. Корни не закреплены за частями речи, они несут смысловую информацию о слове .

Инструкция

Чтобы найти корень в составе слова, подберите к нему родственные (однокоренные) слова и выделите в них общую часть. Например, «лесничество – лесник – лесок – лес». Общая морфема у этих слов – «лес», которая и является корнем. Однокоренные слова могут относиться как к одной части речи, так и к разным: « – старость – старец», « – постареть – старуха – по-стариковски». В результате подбора родственных слов, выделяется корень «-стар-».

Обратите внимание на корни, совпадающие по звучанию, но совершенно разные по значению. Их называют омонимичными. Например, в словах «гора – горный – » (корень «–гор-»), также как и в словах « – угореть – загореть – перегореть». Эти корни абсолютно одинаково произносятся, но лексическое значение у них разнится, поэтому слова первой и второй групп однокоренными не являются.

Некоторые корни при подборе родственных слов выделяются легко, но при этом в «свободном» виде (корень + окончание) никогда не встречаются. Они присутствуют в словах только в сочетании с аффиксами ( и ) или другими ми: «-де-» - « – надеть – переодеть»; «-ня-» - «занять – отнять – снять – перенять»; «-пт-» - « – пташка – птенец»; «-сяг-» - «присяга – посягать», «-у-» - « – разуть»; «-ул-» - «улица – проулок – – переулок»; «-й-» - «пойти – войти- перейти- зайти».

В русском языке есть одно слово даже с нулевым корнем – «вы-нуть». При подборе однокоренных слов, он чередуется с морфемой «-ним-» - «вынуть – вынимать».

В сложных словах бывает два и более корней: «водонос – водопад – водосброс – водолей- водолаз – водохранилище». Часто в таких словах встречаются корни в усеченном виде: «корпункт – кор(респонтентский) пункт».

Видео по теме

Обратите внимание

Если в родственных словах происходит чередование в корне одного согласного с двумя, то они входят в состав корня: «любить – люблю», «слепой – ослепление» («л» в этих примерах не является суффиксом, а входит в корневую морфему).

Источники:

  • Корень слова
  • улица корень слова

В любом языке невозможно представить себе слово, не имеющее корня. Есть и слова, состоящие только из корня: бор, дом, кол. Другие морфемы носят вспомогательную, дополняющую функцию, и только в корне заключено значение.

» – это совсем не то же самое, что «хвостище», но и в том, и в другом случае речь идет об одной и той же части тела животного, т.к. корень у этих слов общий.

Однокоренные слова

Все слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными. Они могут принадлежать как к одной части речи (кот – котик – котофей – котище), так и к разным (пуск – пускать – пусковой).

Сложные слова

Один корень в есть обязательно. Но , состоящие из двух корней. Такие слова называются сложными. Так, слово «пешеход» имеет два коря: «пеш» и «ход».

Омонимичные корни

Встречаются слова, корни которых пишутся одинаково, но значения они имеют разные. Таковы корни у омонимов – слов одинаковых , но разных по значению: слова «ключ» в значении «источник» и «ключ» в значении «приспособление для открывания двери, отмычка» пишутся одинаково, но у слова «ключ» в первом значении однокоренным словом будет, например, « (вода)», а во втором значении – «ключник».

Чередование звуков в корне

Бывает, что гласные или согласные звуки в одном и том же корне в разных однокоренных словах пишутся по-разному, чередуются, например «бег – бежать» или «положить – прилагательное». Понять, как именно корень в том или ином слове, помогают правила. Иногда это зависит находится гласная под ударением, или нет (загар – загорелый), иногда от того, на какую букву заканчивается корень (рос – выращен), порой – от значения слова, например макать (погружать в жидкость) и мокнуть (пропитываться влагой). Чередование звуков обусловлено историческими процессами, происходящими в языке (историческое чередование) или особенностями произношения (фонетическое чередование).

Сращивание корней

В результате изменений в языке некоторые корни « » , суффиксами. В таких словах можно выделить исторический (этимологический) корень и современный, принятый в языке на данный момент. Так, в слове «заводской» этимологический корень «вод», современный – «завод». Такие корни называются связанными. Корни современных слов, совпадающие с этимологическими, называются свободными – таких в русском языке большинство.

Видео по теме

Дом - вот что такое корень слова. Иногда с перестановкой мебели, но всё равно - дом, родина. Сопоставляя мы находим все морфологические двери и входим в бесконечные и интереснейшие покои русского языка. Слово обычно составлено из основы и его окончания. В основе находятся приставка, корень и суффикс, так называемые морфемы, то есть минимальные части слова, которые уже невозможно расчленять. Корневая морфема имеет лексическое значение, у остальных - значение грамматическое либо словообразовательное.

в русском языке

Всем нам известно, что в самом начале было Слово. И это наверняка был корень, то есть главная и определяющая часть. Основным лексическим значением распоряжается именно он. - это главная морфема, имеющая общую часть со всеми родственными словами. Он обязательно есть в каждом слове, даже без присутствия остальных морфем. А вот остальные морфемы без корня не живут! Например: дом , добавляем суффикс - домик. Ну и что такое это вот ик без корня дом ?!

Однокоренные слова

Так же и остальные родственные слова: домишко и домище , домовой и даже домоуправ - всюду один и тот же корень слова, имеющий отношение к слову дом . Такие слова называются однокоренными. Тут могут быть варианты. У слова дом получились все родственники существительными, но бывают родственники и вдалеке: лад, ладить, ладный, ладно.

Сложные слова

В слове бывает один корень и даже два - домоуправ например, опять же: первый корень - дом , второй - управ , от слова управление . Такие слова называют сложными. Правописание в них строго регулируется правилами орфографии.

Омонимические корни слов

А иногда даже лупа не помогает: невозможно определить, что такое корень слова. Ведь бывают и такие до смешного запутанные случаи, когда совершенно разные по значению слова имеют одинаковый корень. Это корни слов, называемые омонимическими, и их непременно нужно научиться различать. Омонимические - значит, совпадающие по звучанию, но абсолютно разные по значению. Носить - корень нос , и нос на лице - тоже с корнем нос . Как же быть? Даже зная, что такое корень слова и безошибочно его определив, необходимо соотнести эти слова по лексическому значению и установить, что однокоренными они не являются.

Корни связанные и свободные

Вот этот самый нос, который на лице, спокойно может обойтись без окончаний, даже умилительных - ах, какой носик! , тем более без амикошонских - ну и носяра у тебя! , то есть нос - корень самостоятельный, а потому называется свободным. Таких много. Но бывают и совершенно несамостоятельные корни, они выживают только в союзе с другими морфемами - приставками и суффиксами: понять например. Ну и как понять, что такое корень слова "понять "? Такие корни называются связанными . Ещё интереснее корни с одной буквой: обувь, обуть, разуть.

Перестановка мебели

Очень часто в корне происходят перемены - один звук заменяется другим, когда используются разные формы одного и того же слова или в родственных словах. Для правописания существуют определённые правила. Это называется чередованием, что касается как гласных, так и Мох - мха, ложь - лжи , бег- бежать , например. Различают чередование исторически сложившееся (историческое ) и фонетическое .

Современные превращения

В многие слова срастили корень с другими морфемами, опростили язык. Например: западный, заводской, торжество, печалиться и другие.

Изучение темы «Корень слова» приходится по программе на 2 класс. Дети учатся выделять его в слове, подбирать однокоренные примеры.

Чтобы ученик хорошо усвоил данный материал и смог в дальнейшем запоминать орфограммы в основной морфеме, необходимо правильно объяснить, какую роль выполняет эта часть.

Немаловажным станет и процесс запоминания правил, орфограмм. Многие учителя, методисты советуют учить ребенка с младшего школьного возраста не просто зазубривать текст правила, а применять его на практике. Огромную пользу в быстром запоминании играют схемы. Ребенок должен прочитать правило, в виде схемы записать самое главное из него. Зрительная память, которая развита больше всего у детей школьного возраста, дает возможность воспроизводить, применять выученное на практике.

Что такое корень и для чего он нужен слову?

Ученики должны четко знать и понимать, что корень слова - это главная морфема, общая часть родственных слов. Именно в ней заключено основное лексическое значение слова.

Важно указать, что однокоренные слова должны не только иметь общую морфему, но и обозначать предметы, признаки, действия из одной сферы.

Например: сказать, пересказывать, рассказ, сказка, высказывать. Общая часть -сказ-, а слова обозначают "говорить" или "повествовать о чем-либо".

Или: перенос, носовой, занос, переносица - не будут однокоренными, так как их общая морфема -нос- будет давать различные лексические значения.

Парные согласные в корне слова

Научив детей выделять правильно основную часть слова, учитель должен сделать акцент на том, что в русском языке существует 12 согласных звуков, образующих пары между собой.

Это: д-т, ж-ш, з-с, б-п, в-ф, г-к - все они могут чередоваться и в корне слова, поэтому важно не только их запомнить, но и выучить правила, благодаря которым можно проверить написание необходимой буквы.

Определить правильное написание в корне можно, если подобрать проверочный вариант, в котором после сомнительной буквы будет стоять гласный звук. Например: мороз - морозы, сад - сады, арбуз - арбузы, дорожка - дороженька - это парные слова. В корне слова после проверки легко поставить нужную согласную, ведь все сразу становится понятно.

Но не каждый корень слова, оканчивающийся на согласную, можно проверить подобным образом. Такие исключения называются словарными. Например: анекдот, аптека, космонавт, вокзал, зигзаг и другие.

Варианты упражнений для закрепления изученного материала

Для того чтобы ученик закрепил полученные знания, умел определять парные слова, в корне находить необходимую для проверки букву, нужно провести закрепление изученного материала при помощи упражнений.

Для более слабых учеников лучше закрепление проводить в форме комментированного письма, объясняя все правила и показывая способы подбора проверочного слова.

Например, можно использовать следующие слова для комментированной записи:

Скользкая - скользить, дерзкий - дерзок, просьба - просить, изморозь - морозить, юбка - юбочка.

Упражнения для сильных учеников и домашнего закрепления

Индивидуальный подход к каждому ученику - это залог успеха каждого преподавателя. Учитывая, что в каждом классе есть сильные и слабые дети, учитель может предложить работу на карточках определенной группе школьников. Такие же упражнения рекомендованы для домашнего закрепления материала.

1. Используя только первые слоги записанных слов, составьте новое слово и проверьте сомнительный согласный, определите корень слова.

  • рукав, башмак, карусель (рубашка - рубашечка);
  • загребать, гадкий, Карина (загадка - загадочная);
  • крот, ватный, каша (кроватка - кровати).

2. Запишите текст и выделите слова, в которых нельзя проверить написание парных согласных, а их нужно запомнить.

"Александр приходил в школу всегда с чем-нибудь вкусным: мятными пряниками, баранками и су..ками. Я всегда собираюсь домой и надеваю варе..ки. Ранняя изморо..ь на траве расписала необыкновенные узоры. Девочки и мальчики бегали по полю в ярких и красивых фу..болках. Мы увидели, как мастер сделал из большой деревя..ки прекрасную и большую ло..ку. Наш а..томобиль шел на большой скорости, поэтому мы все держались за сиденья. Все жители страны смотрели за тем, как известный космона..т приземлялся на Землю."

Парные согласные в корне слова - это тот базовый материал, который позволит в дальнейшем школьнику грамотно писать, быстро проверять сомнительные варианты во время диктанта.

Известно, что корень бывает у растений, у зубов, но что такое корень слова в русском языке? Разобраться в этом можно на примере из природы.

Учащимся второго класса можно для начала задать вопрос: зачем нужен корень цветку? Это основа, поддержка, стержень, то без чего он не может жить. Так и в русском языке, в словах есть основа, которая и составляет их смысл.

Определение корня слова онлайн

Что такое корень в русском языке

Возвращаясь к теме, можно вывести определение: корень – это важная часть слова, объединяющая родственные слова, их единый знаменатель, заключающий в себе главный смысл. Если у слов один корень – они однокоренные.

Следует знать, что встречаются корни, которые пишутся идентично, но имеют разное значение. Для того чтобы выделить рассматриваемую морфему, над словом от первой до последней буквы корня нужно провести дугу.

Как определить корень в слове

Как распознать родство слов и определить, что у них единая основа? Нужно выбрать слово и найти ему как можно больше «родственников».

При этом главное правило – общий корень должен показывать один и тот же смысл слов. То есть, будет возможно объяснить эти слова с помощью корня. Например: медовый, медовик, медовуха, мёд.

В слове не обязательно бывает один, возможны и два корня. Такие слова именуются «сложными» и их не трудно узнать среди других (водопад, морозоустойчивый). Корни могут взаимодействовать не только вместе с другими частями слова, но и обособленно.

Например: корень -пут в словах напутствие, путепровод представлен совместно с приставками, суффиксами, окончаниями, а слово путь уже является самостоятельным.

Определить корень слова онлайн

На специальных сайтах делается составной разбор слова, и это значит, что определить корень слова в режиме онлайн не составит труда.

Найти подробный разбор и описание морфем большинства русскоязычных слов возможно в Интернете на многих ресурсах, например:

  • http://udarenieru.ru/index.php?word=on&morph_word=онлайн - ударение.ру;
  • http://wikislovo.ru/morphemic/ — викислово.ру;
  • http://morphemeonline.ru/О/онлайн - морфемаонлайн.ру и другие.

Везде достаточно вбить требуемое слово, и программа сделает все за вас. Подобная помощь иногда бывает очень кстати, но обычно корень несложно выделить самостоятельно.

Этому учат детей ещё в начальной школе, а именно во 2 классе, и при правильном объяснении навык выделения основы слова обычно стойко сохраняется на долгие года.

Примеры нахождения корня в словах

В качестве примера, проведем несколько морфемных разборов. Чтобы определить, какой в слове корень, подбираем к нему родственные слова.

После этого нужная нам морфема наверняка станет очевидной:

Поле – поля, полевой, полюшко, полёвка, Чистополь. Корень -поль, окончание -е.

Больше – большинство, большой, большевик, большенький. Корень —больш, суффикс -е.

Зелень – зеленый, зеленца, зеленщик, зеленка, зелено, позеленеть. Корень -зелень, нулевое окончание.

Вокруг – окружность, круг, округа, окружение, кругляш, круговой. Корень —круг , приставка —во.

Писать – писал, писали, написал, пишут, пишем. Корень -пис , суффикс , окончание -ть .

Вода – водоем, водопад, водоросли , водянка, водяной, водный, водоплавающий, водоносный. Корень -вод , окончание .

Короткий – коротко, коротать, укоротить, короткошерстный, накоротке. Корень -коротк , окончание -ий.

Привольно – вольно, приволье, привольный, воля. Приставка -при , корень -воль , суффиксы и -о.

Своих – свое, свой, своим, свойский, своевольный. Здесь слово состоит из двух корней -сво и –их, имеются нулевые суффикс и окончание.

Тяжелый – тяжко, тяжеловес, тяжело, тяжба, тяжесть. Корень —тяж , суффикс —ел , окончание –ый.

Чтобы не запутаться в данной теме, рассмотрим еще один важный момент: в корнях допустимы чередования звуков. Например, гласные: блистательный — блестящий. Гласные могут быть беглыми: лён — льна. Согласные: молодой — моложавый.

Заключение

Для чего в русском языке служит корень? Мы видим, что он много значит для слова — помогает понять его происхождение, значение — с точки зрения лексики, проверить правильность написания.

В поисках корня мы понимаем, что слово возникло не само по себе, а у него будто есть семья, целая армия родственников. Изучение этой темы поможет лучше уяснить то, как образуются слова и расширить словарный запас.