Что в образе мцыри достойно восхищения. Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова (с цитатами)

Образ Мцыри является ключевым элементом поэмы. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул. В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного "чудного мира тревог и битв".

Образ Мцыри – это образ узника, отчаянно борющегося за свою свободу, это воплощение человеческого достоинства, мужества и беззаветной отваги. Этот юноша является образцом силы человеческого характера.

Говоря об образе Мцыри важно отметить, что в поэме история всей жизни Мцыри изложена в одной главе, а несколько дней скитаний занимают основную часть произведения. М.Ю. Лермонтов сделал так не случайно, так как именно в последние дни жизни героя раскрывается сила его характера, неординарность его личности

Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Именно он делает образ Мцыри в поэме столь цельным и запоминающимся. Все дело в том, что "душой дитя, судьбой монах", юноша был одержим "пламенной страстью" к свободе, жаждой жизни, которая звала его "в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы". Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, "прекрасна ли земля", "для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы":

Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!

Образ Мцыри не будет полным без того факта, что в он стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Мцыри считает, что был недостаточно силен чтобы вырваться из плена и поэтом у смерть пришла к нему заслуженно. М.Ю. Лермонтов в образе Мцыри подчеркивает силу духа персонажа, его привязанность к родной земле.

Да, заслужил я жребий мой!
Могучий конь, в степи чужой,
Плохого сбросив седока,
На родину издалека
Найдет прямой и краткий путь...

Вырвавшись из серости монастырских стен, Мцыри попадает в прекрасный, но в тоже время опасный мир. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром - все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые ему было не дано познать в обществе людей:

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев...

Для того, чтобы как можно ярче раскрыть образ Мцыри М.Ю. Лермонтов заставляет своего героя испытать и страх "грозящей бездны на краю", и жажду, и "страданье голода", и смертельную схватку с барсом.

Умирая, юноша просит перенести его в сад:

Сияньем голубого дня
Упъюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!

В поэме М.Ю. Лермонтова очевидно, что все действия и поступки Мцыри являются образцом несгибаемости духа и силы характера. Он ищет свою родину, даже не зная, где она находится, он владеет собой в любой ситуации, не обращает ни малейшего внимания на то, что он голоден, что ему приходится спать прямо на земле.

Цельность образа Мцыри подчеркивается эпизодом с прекрасной грузинкой, спускающейся по тропинке за водой. Мцыри одолевает страстный порыв, ему хочется идти за девушкой, но он, поборов свое желание, остается верным своей цели и продолжает нелегкий путь по лесным дебрям в поисках родного дома.

Уже находясь в стенах монастыря и чувствуя неминуемое приближение смерти, Мцыри все равно твердо убежден в том, что все сделал правильно. В доказательство того, что он не раскаялся в своем поступке, что он остался верен своим взглядам и убеждениям, герой просит, чтобы его похоронили в саду, на воле, а не в стенах этой ужасной тюрьмы.

Мцыри является героем поэмы М. Ю. Лермонтова. Это молодой парень, который в детстве был пленен, а затем попал в монастырь, там его крестили.

Юноша был одинок и безмолвен, он жил в тоске по родному краю. Жизнь в монастыре была ему в тягость, он сравнивал монастырь с тюрьмой. Парень мечтал оказаться на свободе и однажды в ночь, когда была гроза, он совершил побег.

Три дня он скитался в поисках отцовского дома. Мцыри пробирался сквозь горы и леса, терпел голод, его не пугали дикие звери, он боролся с барсом. Мцыри не было страшно, он жаждал свободы.

Парень наслаждался природой, он чувствовал, что он по-настоящему живет, а не существует. Пение птиц, свежий воздух, необыкновенная красота природы пленила его.

Мцыри не пугает смерть, он готов был бороться для того, чтобы жить на воле. Но, к сожалению, мечтам парня о родном крае и доме не суждено было сбыться. Истощенного парня нашли и вернули в монастырь.

Юноша заболел, конец его был близок, он исповедался. В своей исповеди он поведал о том, что эти три дня, несмотря на испытания и страдания, которые ему пришлось пройти, он чувствовал себя счастливым человеком. За эти дни он понял в чем заключается смысл жизни. Он не жалеет о побеге, он готов был жить в тревогах и битвах, но не в плену. В монастыре он задыхался, ему необходима была свобода.

Юноша просит, чтобы его перенесли в цветущий сад, откуда видны просторы его родины. Он желает в последние минуты жизни еще раз насладиться великолепием природы и вздохнуть воздух свободной жизни.

Мцыри так и не посчастливилось добраться до родного Кавказа. Но он проявил себя как вольнолюбивый человек. Читая поэму, всей душой проникаешься в печальную, полную тоски по родине, судьбу героя. Его бесстрашие и упорство, с которым он пытался достичь своей цели и обрести свободу, достойно уважения.

Образ Мцыри в поэме Лермонтова

Прежде, чем начать анализировать образ главного героя поэмы, стоит обратить внимание на его имя. Слово «мцыри» в грузинском языке имеет два значения: первое – «послушник», второе – «чужак», «пришелец». Оба они, несомненно, важны для понимания героя: без семьи и крова, еще ребенком Мцыри оказался вдали от родины и был воспитан в монастыре. То есть мы изначально видим этот глубокий внутренний раскол: мальчик, в жилах которого бурлила горячая кавказская кровь и тяга к корням, был вынужден примириться с затворнической жизнью послушника вдали от дома.

Мцыри – идеальный романтический герой, к которому автор относится с явной симпатией. Он резко противопоставлен реальности, которая его окружает. Однако от третьего лица повествование ведется лишь в самом начале, большая же часть поэмы – это исповедь Мцыри, полная его неподдельных переживаний. Он горяч и эмоционален, взгляд его восторжен, душа чувствительна – он жаждет жизни. Природа завораживает героя своей красотой, но он, так тянущийся к чудесам этого мира, отгорожен от него холодными монастырскими стенам. Это заточение для Мцыри сродни медленной и мучительной смерти - потому он сбегает. И вот, что слышит потом монах в его исповеди:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Одних этих слов достаточно, чтобы понять, что за этот глоток свободы Мцыри был готов отдать все что угодно. Этот вольный миг наедине с чарующим диким миром был единственной по-настоящему важной вехой в тянущейся, как сон, судьбе героя.

В предсмертном бреду ему видится золотая рыбка, сулящая покой, если он останется с ней. Но разве этого искал лермонтовский герой, покидая стены своей тюрьмы? И религиозное послушание, и безмятежное успокоение чужды ему. Мцыри влекут его корни: образы людей, которых он никогда не знал, но которые могли бы стать для него семьей, и родные земли, один взгляд на которые заставил бы его сердце биться быстрее и беспокойней. Увы, герою не суждено достичь Кавказа, но дни, проведенные на воле, преображают его мир.

Мцыри осознает, что смысл его жизни не в тихом набожном существовании, а в борьбе. И он борется: с собственною тюрьмой, с монахами, не желающими понять, что он никогда не станет одним из них, и, наконец, с дикой природой в лице барса. Он сражается за себя, и, несмотря на трагичный исход, мы понимаем, что дух его тверд и силен, - а значит, герой не побежден и не сломлен. Мцыри свободен и светел внутренне, а это подчас намного труднее, чем разорвать физические оковы неволи.

Сочинение Мцыри главный герой (образ и характеристика)

"Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез"

Эти строки являются началом известного рассказа Мцыри. В нём идет речь о горце, который по сути можно считать примером свободы и непокорности. Несколькими строками автор описал детство и юношество главного героя. Мцыри был взят в плен и его увозили в Россию, но в пути он заболел. Приютить его решился некий монарх, он ухаживал за больным и воспитывал. Несмотря на тяжелую болезнь и серьезные испытания в жизни это закалило в ребенке могучий дух. Рос мальчик одиночкой, он не общался со сверстниками, не интересовался ими и никому не доверял свои переживания. С самого детства героя можно выделить две главные характеристики, это сильный дух и слабое тело. Ведь он очень слабый, тонкий и гибкий, но это не мешало ему стойко переносить страдания.

Читая произведение, мы видим, что Лермонтов показывает Мцыри как героя-мятежника, который решается бунтовать против общества. Освобожденный Мцыри теперь на свободе и теперь ему нужно привыкать к новой жизни. Его внимание приковывает абсолютно всё, он с любопытством наблюдает за деревьями, росой на листьях и даже обычной тенью. Описывая эти сцены Лермонтов показывает истинную душу Мцыри, он не может считаться только диким горцом, ведь внутри его есть философ и поэт, и всё это проявляется по мере ощущения героем свободы.

Чувство любви так же не является чужим для Мцыри. Он с горестью вспоминает своих отца и сестер, для него эти люди были самыми драгоценными и святыми. Не прошла мимо парня и встреча с красивой девушкой, увидев её, он долго не мог перестать думать. Её образ являлся Мцыри даже во сне. Конечно можно предположить, что если б не определенная цель молодого человека, то его любовь могла развиваться достаточно хорошо, он смог бы любить долго и быть счастливым. Держа путь на свою родину, Мцыри следует на Кавказ. Поэтому влюбленность стала для него неким испытанием, через которое он прошел ради мечты.

Свобода для главного героя длилась три дня, после чего он был изранен и ему пришлось вернуться в монастырь. Но эти три дня всё же много изменили в нем, поэтому в монастырь вернулось только тело Мцыри, а душа его была свободна от плена. Характеризуя Мцыри можно выделить разносторонность героя, автор совместил в нем своеобразные черты, которые в какой-то степени заставляют видеть противоречивого героя.

Характеристика главного героя поэмы Мцыри для 8 класса. По литературе. Черты характера.

Особенно часто мне говорят: у тебя должно быть чувство собственного достоинства, в каком бы возрасте ты ни был. А я всегда теряюсь в догадках, есть ли оно у меня или же его нужно приобретать.

  • Анализ рассказа Носова Огурцы сочинения

    Николай Николаевич Носов один из лучших детских писателей. На его счету много юмористических и поучительных рассказов. Николай Николаевич ненавязчиво учит добру, справедливости, честности. Без нотаций простым языком

  • Сочинение Герой в моей семье

    Я знаю своего прадедушку только по рассказам моей мамы. Он был участник двух войн - Финской и Великой Отечественной. Когда моя мама была маленькая, он садил её на свои колени и рассказывал про то, как он воевал. Она ещё тогда мало что понимала

  • Меню статьи:

    Поэма «Мцыри» была одной из любимых произведений М.Ю. Лермонтова, по воспоминаниям современников, поэт очень любил публично читать текст поэмы и знал его весь наизусть.

    Основа поэмы

    Поэма М.Ю. Лермонтова Мцыри в свое основе содержит реальную историю о молодом монахе, проведшем всю свою жизнь в чужой для него стране.

    Пребывая в ссылке на Кавказе, Лермонтов знакомится с молодым монахом, живущим в Мцхете. Монах поведал Михаилу Юрьевичу свою нелегкую судьбу: его маленького увезли из родных краев и он вынужден был провести всю свою жизнь в чужой для него стороне.

    Первые задумки для реализации темы монашества на литературном поприще у Лермонтова возникли еще в 1831 году. Поэт хотел воплотить услышанное в записках монаха. Позже эта мысль, под воздействием рассказа монаха из Мцхета воплотилась в поэме «Мцыри».

    Элементы автобиографии

    Многие исследователи литературного наследия Лермонтова, в частности его поэмы «Мцыри», отмечают некое сходство молодого монаха поэмы и самого М.Ю. Лермонтова.

    Белинский утверждал, что поэма обличает самого автора. Судьбы автора и монаха, несмотря на видимую различность, имеют общую основу. Одиночество и оторванность от родных – вот, что роднит эти личности. Как и Мцыри, Лермонтов рос вдалеке от своих родных (воспитывавшая его бабушка всячески препятствовала его общению с родственниками, в частности отцом). Такое положение дел стало причиной уныния и в жизни Лермонтова, и в жизни Мцыри. Кроме того, их роднит и Кавказ: и для Мцыри, и для Лермонтова он стал воплощением свободы.

    Жизненный путь Мцыри

    Когда Мцыри было 6 лет, в его жизни случилась трагедия – некий русский генерал взял мальчика в плен – таким образом, Мцыри навсегда покинул родной дом, свою семью и милое его сердцу селение – аул. В дороге мальчик заболевает – разлука с близкими и тяжелая долгая дорога спровоцировали это состояние. Один из монахов сжалился над ребенком и забрал его в монастырь: « из жалости один монах больного призрел, и в стенах хранительных остался он искусством дружеским спасен».


    Несмотря на неутешительные прогнозы, Мцыри выжил и вскоре превратился в красивого юношу. Он выучил незнакомый ему язык, на котором говорили в этой местности, узнал об обычаях и особенностями жизни в этом регионе, но избавиться от тоски по родным и своему дому у него так и не получилось.

    Томясь в унынии, Мцыри предпринимает попытки сбежать и найти свой родной аул, но его намерениям не суждено было сбыться.

    Лермонтов детально описывает последний побег Мцыри – во время грозы, юноша покидает стены монастыря – три дня он бродит тропинками в надежде найти верный путь домой, но судьба к нему крайне неблагосклонна – столь многообещающая дорога становится трагедией – после поединка с барсом силы юноши заметно снизились, этому способствовали и полученные в схватке раны, в конце концов, тропинка приводит Мцыри все к тому же монастырю. Поняв всю безысходность, юноша под влиянием ран и всеобщего уныния умирает.

    Характеристика личностных качеств

    Мцыри стал монахом по стечению обстоятельств. До шести лет он не был полон желания посвятить свою жизнь служению Богу, да и в частности, он и ничего не знал о христианстве. Лишь после того, как он попал в монастырь, он был окрещен.

    Подобно всем романтическим героям, Мцыри находится в особом родстве с природой, в частности с горами Кавказа.

    Жизнь в монастыре, замкнутым голыми холодными стенами, действует на него удручающее. Лермонтов не рассказывает подробно об отношении к Мцыри других монахов, но, исходя их общего настроения, можно предположить, что оно не выходило за рамки приличия – монахи были добры к чужестранцу, росшему в стенах их монастыря, но понять его душевное стенание были не в силе.

    Мцыри принадлежит по своему происхождению к горным народам и подобно своему отцу, он был очень гордым в детстве: «Он знаком пищу отвергал, и тихо, гордо умирал», и не утратил эту характеристику в юности: «И, гордо выслушав, больной привстал, собрав остаток сил».

    Жизнь Мцыри полна унылых томлений и желания обрести утраченное счастье: «Бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток, томим неясною тоской по стороне своей родной».

    Он всегда был добрым человеком и «никому не делал зла». Он чистый душой человек, как «дитя». Однако жизнь в монастыре вдали родины его тяготит. Монахи не в силе понять такой хандры молодого монаха, так как сами они ее никогда не испытывали. Монахам чужда привязанность к природе и свободе, они бояться грозы, считая ее сотворением Бога, в то время, как Мцыри совсем не испытывает страха перед этим природным явлением – он дитя природы и гроза, как и любое природное явление, для него нечто близкое и естественное, поэтому в стенах монастыря Мцыри «был чужой для них навек, как зверь степной».


    Все мечты и желания Мцыри воплотились вокруг обретения свободы и счастья. Ему хочется жить свободно, как в детстве. С этой целью он и совершает побег из монастыря. Так как Мцыри никогда не путешествовал, то он идет наобум, руководствуясь видом гор. Неожиданная встреча с барсом начала рушить его планы. Молодому человеку ничего не оставалось, как вступить в бой с диким зверем. Во время схватки Мцыри смел и силен. Из него мог бы получиться отличный воин. Он побеждает барса: «Ко мне он кинулся на грудь; но в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть мое оружье».

    Тема Кавказа всегда была близка Михаилу Юрьевичу Лермонтову, природа и обычаи этого края восхищали поэта. И рассматриваемое произведение воплотило в себе эту любовь, а также отразило романтическое начало в творчестве писателя. А образ Мцыри в поэме Лермонтова «Мцыри» стал ключевым и сюжетообразующим.

    Своеобразие творчества Лермонтова

    Творчество Лермонтова стало отражением романтического направления в литературе. Его герой всегда одинок и противостоит миру. Раннее творчество отличается сильным влиянием Байрона, что воплотилось в идеализации персонажа. Позднее герой становится самобытен, приобретет отчужденность, сопровождающуюся трагической любовью, предательством друзей и размышлениями о вечном в одиночестве.

    Трагизм произведений поэта заключается во вторжении суровой и жестокой действительности во внутренний мир героя. Образ Мцыри в поэме Лермонтова «Мцыри» во многом построен именно на этом противостоянии. Как и всем главным персонажам писателя, Мцыри присуще стремление, борьба с обществом, желание эволюционировать и добиться своей цели.

    Одиночество героя Лермонтова - попытка найти душевный покой, прийти в гармонию с миром, отдохнуть от общества и осмыслить происходящее. Только оставшись наедине с собой, персонажи могут реализовать себя.

    Творчество Лермонтова, как и сама жизнь поэта, весьма противоречиво. Он любил родину, но воспевал Кавказ, он был рожден в высшем обществе, но ненавидел его. Таких противоречий множество, и все они так или иначе отразились в произведениях писателя.

    История создания поэмы

    Идея написать о юноше, томившемся в монастыре и мечтавшем о побеге, пришла к Лермонтову еще в лицеистские годы. Но, как позднее писал сам Лермонтов, в то время он еще был на распутье и не определился со своими идеалами. Поэтому у писателя получилось совсем не то, что он задумывал: поэмы «Исповедь», «Боярин Орша». Образ Мцыри в поэме Лермонтова тогда еще не был рожден.

    После неудач идея забылась и вновь напомнила о себе во время первой ссылки на Кавказ. По дороге Михаил Юрьевич проезжал мимо монастыря, в котором встретил монаха. Беседа с ним произвела огромное впечатление на поэта, и он вновь вернулся к первоначальной идее.

    Образ Мцыри

    В поэме Лермонтова «Мцыри» излагается история последних дней жизни юноши, который, будучи еще мальчиком, попал в плен и был оставлен монахам на попечение. Основные вопросы, которые поднимаются в поэме, - это смысл жизни, неумолимость судьбы, свобода человека. Юноша, рискуя жизнью, сбегает из места своего заточения, чтобы обрести свободу и вернуться домой. Годы не смогли примерить его с чужбиной и заточением.

    Узник, который до последнего готов сражаться за волю, воплощающий в себе мужество, достоинство, отвагу - вот образ Мцыри в поэме Лермонтова. Сочинение (8 класс) должно помочь школьникам осознать силу человеческого духа и способность его к борьбе.

    Показательным является способ изложения в поэме. Рассказывая обо всей жизни мальчика, Лермонтов укладывается всего в одну главу, но описание трех дней скитаний занимает практически полностью остальную часть произведения. Тем самым автор указывает на значимость событий, их судьбоносность для главного героя.

    Образ Мцыри в поэме Лермонтова «Мцыри» воплощает в себе невероятную силу характера и духа. Он стремится к своей цели - вернуться на родину, и ничего не может ему помешать. Юноша не знает дороги, но идет, ему мучает голод, жажда, усталость, но и это не причины останавливаться. Девушка, к которой Мцыри испытывает определенную симпатию, также остается позади, так как герой помнит о своей цели. Даже серьезные раны, оставленные леопардом, не отнимают надежды добраться домой.

    Даже умирая и осознавая, что шел в неправильном направлении, Мцыри не сожалеет о своем поступке. Потому что только эти три дня свободы были для него настоящей жизнью. Отчасти черты самого автора заключает в себе образ Мцыри в поэме Лермонтова. По плану анализируя это произведение, можно найти много схожих черт, например стремление к свободе, борьбу с привычным существованием.

    План сочинения

    Во всех школьных программах присутствует письменная работа на тему «Образ Мцыри в поэме Лермонтова». Сочинение, краткое содержание которого можно взять из представленного нами материала, всегда пишется по определенному, четко прописанному плану. Основные пункты подобного плана следующие:

    1. Идеальный герой Лермонтова: дать краткую характеристику тех черт, которыми всегда наделял своих героев писатель.
    2. у Мцыри: привести краткое описание романтизма и перечислить особенности романтического героя.
    3. Почему Лермонтов создал именно такого героя: охарактеризовать общественные проблемы, которые заставили поэта бороться за свободу.

    Альтернативный план сочинения

    Можно взять за основу и другую структуру для письменной работы на тему «образ Мцыри в поэме Лермонтова». Сочинение (8 класс), написанное по нижеизложенному плану, также полностью раскроет проблематику произведения:

    1. Детство главного героя: оно поможет понять истоки его характера.
    2. Раскрытие личности Мцыри через описание трех дней на воле: в том, как герой рассказывает об обретенной свободе, проявляются самые важные качества его характера.
    3. Чем герой близок Лермонтову?

    Вывод

    Образ Мцыри в поэме Лермонтова, таким образом, является сюжетообразующим. Не случайно идея создания произведения зародилась у поэта в ученические годы, когда он сам жил взаперти. Лермонтов воплотил в своем герое собственные стремления к свободе и желание бороться за нее до конца.

    Юный послушник Мцыри, живущий в монастыре в одной из грузинских долин — главный герой одноименной романтической поэмы М.Ю. Лермонтова.

    Разочарование в окружающей реальности и отсутствие людей сильных духом, Лермонтов создает свой собственный идеал, способный на настоящие поступки в нестандартных жизненных ситуациях. Ему хотелось описать сильного и мужественного человека с четкими жизненными принципами и целью, к которой он идет несмотря на все препятствия и готов отдать за неё свою жизнь.

    Характеристика главного героя-монаха

    Подросток оказывается в монастыре еще ребенком, здесь его оставляет проезжавший мимо русский генерал, который взял его в плен в далеком горном ауле. Мальчик всего пугается и дичится, находится в очень ослабленном физическом состоянии, но уже тогда его отличает сильная воля и огромное внутреннее достоинство. Монахи выходили его и он остался жить с ними, но его существование здесь было полно тоски и боли, он не был счастлив. Монастырские стены он считал тюрьмой и всего лишь досадным препятствием к осуществлению его цели - вернуться на Родину, в страну его предков.

    Глухой ночью он совершает побег, спустя несколько дней монахи находят его израненного, истощенного, практически умирающего. И хотя они прилагают множество усилий чтобы вернуть его к жизни, выздоровление не наступает и юноша понемногу угасает. Всем кажется, что он потерял что-то настолько важное и ценное, что просто не видит смысла жить дальше. Перед смертью он открывает свою душу наставнику и перед читателем открывается его внутренний мир, который помогает лучше узнать юношу и понять причины его побега.

    Имея дикий и необузданный нрав, Мцыри «дитя гор» страстно желал жизни «полной тревог», для него она была воплощением свободы, единения с окружающим миром, способом проверить свои способности и сильные стороны характера. Наделенный повышенным чувством собственного достоинства, гордый, как и все сыновья кавказского народа, бедняга мечтал попасть на свою Родину, чтобы стать там независимым и уважаемым членом общества, а не сиротой без роду и племени.

    Каждый шаг, любое действие в этой новой жизни за пределами его приносили юноше только счастье и удовольствие, даже если они не всегда были простыми и радостными. И дикий восторг, и безмерное восхищение, и горькое разочарование — все они для неискушенного горца были одинаковы ценны и памятны, потому-что ничего подобного он никогда не испытывал.

    Его путь не был прост и усыпан розами, его преследовали усталость, голод и отчаяние, но сила духа и стремление достичь цели помогли преодолеть все трудности и даже одержать победу над свирепым горным барсом. Истощенный голодом и измученный трудностями Мцыри, благодаря бесстрашию и горячей крови своих предков, сумел убить сытого и сильного хищника. Отравленный духом рабства мужественный и храбрый юноша возвращается в место своего заточения и умирает с мыслями о своей далекой и такой желанной Родине.

    Образ главного героя в произведении

    Образ главного героя Мцыри является одним из любимых у Михаила Лермонтова, в тех строках, где он описывается, чувствуется искреннее восхищение и любование ним, автору близки и понятны его сильный и стойкий моральный дух, гордый и независимый нрав. Лермонтов сочувствует судьбе главного героя, жалеет что тот не может вернуться в свой отчий дом.

    Для Мцыри дни, которые он провел за монастырскими стенами - лучшие в его жизни, он ощутил вкус свободы и единство с природой. Тогда он мог рассчитывать только на себя, был частью огромного мира, который он так жаждал увидеть всю свою жизнь. Наконец то он стал самим собой и обрел ту частичку своего я, которую, как он думал, потерял навсегда. Он наконец перестал быть рабом и ощутил себя свободным человеком, имеющим прошлое и ставший хозяином своего будущего.

    Создав образ Мцыри, Лермонтов таким образом откликается на сложившееся в то время положение вещей, когда в обществе всяческие мысли о свободе подавлялись и уничтожались, людям было страшно и они постепенно деградировали. На примере данного произведения автор показывает нам с одной стороны сильного и мужественного человека-бойца, с другой — всю опасность такого положения в обществе, которое в любую минуту может привести к его гибели.