Что входит в состав спутника Земли? Лунный цикл орбиты.

Главы космических агентств России и США договорились о создании новой космической станции на орбите Луны.

"Мы договорились о том, что будем совместно участвовать в проекте создания новой международной окололунной станции Deep Space Gateway. На первом этапе будем строить орбитальную часть с дальнейшей перспективой применения отработанных технологий на поверхности Луны и впоследствии — Марса. Вывод первых модулей возможен в 2024-2026 году", — рассказал глава "Роскосмоса" Игорь Комаров

Россия создаст до трех модулей и стандарты унифицированного стыковочного механизма для космической станции.
"Кроме того, Россия предполагает задействовать для вывода конструкций на окололунную орбиту создаваемую в настоящее время новую ракету-носитель сверхтяжелого класса", — отметил глава "Роскосмоса".

Как отметил со своей стороны директор "Роскосмоса" по пилотируемым программам Сергей Крикалев, помимо шлюзового модуля, Россия может разработать для новой станции жилой модуль.

Лэйбл играет огромную роль. Тем более, что судя по приведенным высказываниям, Россия практически полностью создаст станцию, да еще и спроектирует и построит сверхтяжелые корабли для доставки грузов. А сами США в этом проекте ничего, кроме проблем ничего путного не создадут. С БРИКС было бы надежней.

Такое впечатление, что американцы пытаются вклиниться на опережение в российско-китайский союз.

США затопили первую космическую станцию СССР, а потом под шумок создания второй - вписала туда и себя, фактически в этом не участвуя... Зато сейчас в американских фильмах про Россию говорят как о стране папуасов, которая не способна не то что в космос - даже в луже плавать... и это все при том что США фактически неспособна "покорять" космическое пространство без помощи России...

И вообще зачем американцам какая-то станция на орбите Луны, если у них есть очень успешная программа Аполлон, с новыми технологиями повторить её в сто раз дешевле и проще и можно сразу строить лунную базу. Неужели...

Высота Баумгартнера – 39 километров

14 октября 2012 года австрийский экстремал и парашютист Феликс Баумгартнер поднялся в стратосферу на высоту 38 969 метров над уровнем моря и совершил прыжок с парашютом. Это был совсем не обычный прыжок, и место, откуда он был совершен, тоже.

Герметизированная стеклопластиковая капсула, прикрепленная к воздушному шару, наполненному гелием, подняла Баумгартнера на высоту, выше которой не летают самолеты (до 20 км) и практически не поднимаются облака. Даже озоновый слой (а он на высоте от 20 до 30 км над Землей) остался под ним.

Уже на высоте 19 километров вода кипит при температуре человеческого тела, а начиная с 35 километров – при 0°C. Выше вода уже не может находиться в жидком состоянии. Дыхание без специальной аппаратуры невозможно, а по ярким звездам можно ориентироваться даже днем. Это стратосфера.

Почти космос. Хотя для кого-то уже. Американская компания World View Enterprises планирует отправлять туристов в стратосферу в ближайшее время. Подобные околокосмические путешествия рассматриваются как бюджетная альтернатива туристическим полетам в космос.

Конечно, покоряли стратосферу и до Баумгартнера. Предыдущий рекорд, продержавшийся почти 50 лет, был установлен советским парашютистом Евгением Андреевым 1 ноября 1962 года. Прыгал он тогда с высоты 25,5 километров.

А уже через 2 года после прыжка Баумгартнера, 24 октября 2014 года, вице-президент компании Google Алан Юстас поднялся на еще большую высоту – 41,42 км и совершил прыжок со стабилизирующим парашютом. Правда, в отличие от прыжка Баумгартнера, который в прямом эфире на YouTube смотрели более 8 миллионов человек, его прыжок не привлек столько внимания, так как не был столь разрекламирован.

Линия Кармана – 100 километров

Космос начинается там, где авиация становится невозможной. Руководствуясь этим принципом, Международная авиационная федерация установила условную границу между атмосферой и космосом на высоте 100 километров над уровнем моря.

Начиная с этой высоты использовать крылья для полета уже не имеет смысла. Для того чтобы создать подъемную силу и лететь, необходимо развить скорость, превышающую первую космическую, а это 7,9 км/с. Но достигнув этой скорости, любой объект выходит на околоземную орбиту и превращается в спутник Земли. Впервые определил эту высоту американский ученый Теодор фон Карман. В честь него ее и назвали. Строго говоря, атмосфера Земли продолжается и выше линии Кармана, но дальше она крайне разрежена и состоит в основном из атомов водорода.

Полеты к линии Кармана и выше недоступны простой авиации. 19 июля 1963 года летчик-испытатель NASA Джозеф Уокер на гиперзвуковом ракетоплане North American X-15 достиг высоты 106 км. А еще через месяц – 108 км.

Второй раз в истории гиперзвуковой летательный аппарат преодолел границу между атмосферой и космосом в 2004 году. В период с 21 июня по 4 октября 2004 года экипажем SpaceShipOne, боровшимся за Ansari X Prize, было совершено 3 таких полета, максимальная высота последнего из которых составила 112 км.

На высоте 120 километров уже начинаются орбиты спутников-шпионов. Низкая орбита удобна для видовой разведки, когда разведданные собираются с помощью фотосъемки поверхности. Но продолжительность жизни спутников на столь низких орбитах вследствие близости атмосферы колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет.

«Обитаемый пояс» – 200–500 км

Высота орбиты Международной космической станции – 413–418 км, станции «Мир» – 354?374 км. Первая в мире пилотируемая орбитальная станция «Салют-1» 19 апреля 1971 года была выведена на орбиту 200–222 км.

Все орбиты в пределах 200–500 км.Такой выбор не случаен. Выше поднимать пилотируемую орбитальную станцию нельзя, так как это опасно для космонавтов. Начиная с высоты 500 километров повышается уровень радиации.

Ниже тоже нельзя. Космическая станция будет «цепляться» за атмосферу, которая хоть и разреженная, но все же оказывает аэродинамическое сопротивление космическим аппаратам на низких орбитах.

Ежедневно высота орбиты МКС, вследствие сопротивления атмосферы и под воздействием силы притяжения Земли, уменьшается на 150–200 метров. Не случайно каждый раз при посещении станции пилотируемыми и грузовыми кораблями ее орбиту поднимают выше.

Кроме того, более высокие орбиты были бы невыгодны по экономическим причинам, так как доставка грузов в этом случае обходилась бы дороже.

Нижняя граница радиационного пояса – 500 км

Начиная с высоты 500 км возрастает интенсивность излучения радиационных поясов, удерживающих захваченные магнитным полем нашей планеты электроны и протоны солнечного ветра.

Предсказанные еще Николой Теслой, они были открыты с началом первых космических полетов.

Радиационные пояса защищают нашу планету, в том числе орбитальные станции, размещенные на низких орбитах, от космической радиации. Но одновременно являются серьезным препятствием на нашем пути в космос. Космонавты, пролетающие радиационные пояса, подвергаются действию радиации, а если прохождение поясов придется на время солнечных вспышек, то могут и погибнуть.

Сторонники теории лунного заговора называют непреодолимость радиационных поясов без вреда для здоровья астронавтов одной из причин невозможности полетов американцев на Луну.

Всегда считалось, что поясов два. Первый, находящийся на высоте в среднем 4 000 км над Землей, состоит в основном из протонов.

Второй, расположен выше – ориентировочно на высоте 17 000 км – и состоит в основном из электронов. Между первым и вторым имеется щель, расположенная в интервале от 2 до 3 радиусов Земли. Кроме того, нижняя граница внутреннего радиационного пояса располагается на разных высотах над поверхностью планеты. Над Атлантикой пояс может спускаться до высоты 500 км, а над Индонезией – до 1300 км

Не так давно NASA заявило об обнаружении третьего радиационного пояса. Расположился он между двумя уже обнаруженными и имеет, по-видимому, временный характер. Открыт пояс был зондами-близнецами Van Allen Probes, запущенными в августе 2012-го.

Космические аппараты названы так в честь Джеймса Ван Аллена – ученого, считающегося первооткрывателем радиационного пояса. Его именем в англоязычном мире пояса так и называют: пояса Ван Аллена.

Орбита «Иридиума» – 780 километров

Увидев яркую вспышку в ночном небе, чем-то похожую на след падающей звезды, кто-то поспешит загадать желание, но многие уже знают: не звезда это вовсе. Тысячи людей по всему миру выходят на улицу в определенное время, что бы увидеть то, что называется вспышкой «Иридиума».

Орбитальная группировка космических аппаратов спутниковой телефонной связи «Иридиум» начала создаваться в 90-х годах прошлого века. Первоначально планировалось запустить на орбиту 77 спутников, а так как это число соответствует атомному числу химического элемента иридия, то и кампанию было решено назвать «Иридиум».

В настоящий момент 66 спутников группировки расположены на орбите высотой 780 километров. Еще несколько запасных спутников (так называемый орбитальный запас) размещены на орбите 650 км и поднимаются на более высокую орбиту в случае отказа одного из основных.

Наблюдаемые с Земли яркие вспышки возникают вследствие отражения солнечного света гладкими поверхностями антенн спутников. Выглядит это как плавное нарастание и последующее затухание ярчайшей звезды, движущейся по ночному небосводу. Вспышка продолжается менее 10 секунд. Но за это время яркость вспыхнувшей «звездочки» достигает минус восьмой звездной величины. Для сравнения, звездная величина Венеры – минус 4,6.

Примечательно, что спутники системы «Иридиум» известны и в связи с первым случаем столкновения двух космических аппаратов. 10 февраля 2009 года выведенный из эксплуатации российский военный спутник «Космос-2251» не поделил орбиту с действующим спутником Iridium 33. В результате столкновения, произошедшего на высоте 788,6 километра над полуостровом Таймыр, оба космических аппарата разрушились. Образовавшиеся обломки, а это около 600 фрагментов размером более пяти сантиметров, хотя и остались на прежней орбите, но впоследствии, вероятно, будут снижаться, что создает угрозу для космических аппаратов, находящихся на более низких орбитах, в том числе для МКС.

Орбиты навигационных спутников – 19 400?23 222 км

Сейчас жизнь сложно представить без спутниковой навигации. Особенно если вы управляете автомобилем. Изначально предназначенная для военных целей спутниковая навигация повсеместно проникла в гражданскую жизнь. Как высоко навигационные спутники над нами?

Космические аппараты российской системы навигации ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) занимают самую низкую среди других навигационных систем орбиту. Ее высота составляет 19 400 км.

Немного выше расположились спутники американской системы глобального позиционирования GPS (Global Positioning System) – 20 200 км.

Европейское космическое агентство выводит свои аппараты на высоту 23 222 км.

Стараются не отставать и другие страны. Ведь наличие своей такой системы – вопрос национальной безопасности. Так, Китай строит свою навигационную систему Beidou. 27 спутников планируется разместить на высоте 21 528 км – это так называемая средняя околоземная орбита. Как раз между орбитами американских и европейских спутников. Еще три спутника – на геосинхронной орбите, и пять – на геостационарной орбите.

Глобальные, охватывающие всю поверхность планеты навигационные системы не всем странам по карману. Поэтому некоторые строят свои региональные системы спутниковой навигации.

Японская QZSS (Quasi-Zenith Satellite System – «Квазизенитная спутниковая система») доступна только на территории этой страны. Но зато для ее строительства достаточно только трех спутников, выведенных на высокую эллиптическую орбиту. Квазизенитной она называется потому, что орбита позволяет спутнику держаться более 12 часов в день высоко в небе, то есть практически в зените. Высота в апогее – 42 164 км.

Индия, запустившая в апреле этого года очередной спутник региональной спутниковой системы навигации IRNSS (Indian Regional Navigation Satellite System), строит систему из семи спутников на геосинхронной орбите высотой 35 786 км, три из которых будут на геостационаре.

Геостационар – 35 786 километров

На высоте 35 786 км над экватором Земли расположена орбита, имеющая для нас незаменимую практическую ценность, – геостационарная. Спутник, находясь на этой орбите, обращается вокруг Земли с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения нашей планеты вокруг своей оси. Он фактически зависает над одной точкой поверхности.

Для наблюдателя с Земли космический аппарат на геостационарной орбите находится все время в одной точке. Обратите внимание, что антенны для приема спутникового телевидения, так называемые «тарелки», всегда направлены на невидимую дугу в небе – геостационарную орбиту. А антенны одного оператора в одну точку.

На этой орбите находятся спутники, ведущие прямое телерадиовещание, дополняющие навигационные системы, коммуникационные спутники и другие. Это единственная орбита, использование которой регулируется международными правилами, так как количество мест, позиций, где можно разместить спутник так, чтобы он не создавал помех другим космическим аппаратам, ограничено.

Так как геостационарная орбита «не резиновая», то отработавшие свое время спутники, используя еще оставшееся в них топливо, поднимают на более высокую орбиту. Эта орбита, расположенная на 200–300 км выше геостационарной, называется орбитой захоронения, где эти спутники могут находиться до 2000 лет, пока мы не придумаем, что с ними делать дальше.

Интересной идеей, связанной с геостационарной орбитой, является концепция строительства космического лифта. Доставка грузов на околоземную орбиту по-прежнему дорога. Лифт в космос более привлекателен в этом плане по сравнению и с одноразовыми, и даже многоразовыми ракетами.

Основой лифта является трос (или лента, в зависимости от проекта), протянутый с поверхности планеты к орбитальной станции, расположенной на геостационарной орбите. По этому тросу будет передвигаться подъемник с грузом.

Подняться на геостационарную орбиту на таком лифте можно будет за неделю, но стоить это будет сравнительно недорого. Вот только материала достаточно легкого и прочного для создания такого троса пока еще не создано.

Луна. Расстояние до Земли – 384 467 км

А теперь сравним все эти орбиты с расстоянием до Луны. Среднее расстояние до нашего единственного естественного спутника – 384 467 км. Это примерно 30 земных диаметров, почти 10 геостационарных орбит, или 925 орбит МКС.

Но это расстояние сопоставимо с самой высокой точкой орбиты российского космического телескопа «Радиоастрон» (он же «Спектр-Р»). На момент запуска высота апогея эллиптической орбиты телескопа составляла 333 455 км. При этом перигей орбиты составил 600 км. Что, к примеру, сопоставимо с высотой низкой околоземной орбиты американского космического телескопа «Хаббл» (569 км).

Но орбита телескопа не постоянна. На него влияет гравитация нашего спутника. Предполагается, что за 5 лет притяжение Луны поднимет апогей орбиты телескопа до высоты 390 000 км.

Не является постоянной и орбита Луны. Наш спутник отдаляется от Земли на 4 сантиметра в год. Это позволяет некоторым ученым предполагать, что Луна рано или поздно покинет орбиту Земли и превратится в самостоятельную планету.

Но пока этого не случилось, надеемся, что человечество все-таки слетает к Луне еще раз, поднявшись на заветные 384 467 км.

Лунная станция Deep Space Gateway (слева). Рендер: НАСА

Представители НАСА огласили подробности космической программы Deep Space Gateway , которая станет подготовительным этапом к марсианской миссии. В рамках этой программы будет освоено окололунное пространство, где астронавты должны построить и протестировать системы перед путешествием в глубокий космос, в том числе к Марсу. Здесь же проверят роботизированные миссии со спуском на лунную поверхность. Астронавты из окололунного пространства смогут в случае появления проблемы вернуться домой в течение несколько дней. С марсианской орбиты им добираться гораздо дольше, поэтому НАСА предпочитает сначала провести испытания на более близком расстоянии - около Луны.

Исследование окололунного пространства начнётся с первым запуском ракеты-носителя Space Launch System (SLS) с космическим кораблём Orion. Трёхнедельная исследовательская миссия называется Exploration Mission-1 (EM-1). Она будет беспилотной. Тем не менее, эта миссия должна стать замечательным событием для космонавтики, ведь предназначенный для людей космический корабль впервые в истории отлетит так далеко от Земли.


Космический корабль Orion. Рендер: НАСА

Запуск SLS с кораблём Orion состоится со стартового комплекса 39B на космодроме Космического центра им. Кеннеди, предположительно, в конце 2018 года. На орбите Orion расправит солнечные батареи и направится в сторону Луны. Импульс кораблю придаст промежуточная криогенная двигательная установка Interim Cryogenic Propulsion Stage (ICPS), которая располагается на ракете-носителе SLS непосредственно под кораблём Orion, как верхняя ступень ракеты.


Промежуточная криогенная двигательная установка. Рендер: НАСА

Дорога до Луны займёт несколько суток. По её окончании Orion отстыкуется от ICPS, а последний, в свою очередь, выпустит в космос несколько мини-спутников CubeSat . Вместе с космическим кораблём ракета SLS способна поднять на орбиту 11 мини-спутников размером по 6 юнитов каждый.

Предполагается, что одним из спутников в окололунном пространстве станет BioSentinel, который впервые за последние 40 лет вынесет в глубокий космос земную форму жизни. Цель научной программы BioSentinel - изучить влияние космической радиации на живые клетки в течение 18 месяцев работы спутника.

НАСА планирует войти в ритм и в 2020-е годы делать по одному запуску в год. Первый пилотируемый полёт намечен на август 2021 года .

План этого полёта построен на профиле translunar injection (TLI) - своеобразном разгонном манёвре с траекторией, которая выводит корабль на лунную орбиту. Траектория изображена на схеме внизу, где красной точкой обозначено место выполнения маневра TLI. Перед стартом к Луне корабль дважды обернётся вокруг Земли, постепенно увеличивая скорость и готовясь к TLI.

В обратную дорогу к Земле корабль Orion отправится с помощью гравитационного манёвра, обернувшись вокруг Луны. Во время этого пролёта экипаж залетит за тысячи километров за Луну. Для первой пилотируемой миссии НАСА установило гибкие сроки. Миссия может продолжаться от 8 до 21 дня.

Для лунных миссий НАСА определило цели и задачи . Вместе с экспериментами на МКС эти научные проекты позволят осуществить подготовку к будущим миссиям в глубоком космосе.

Полётное оборудование для первой и второй миссий SLS и Orion сейчас находится в производстве, системы жизнеобеспечения и связанные технологии проверяют на МКС. Продолжаются опытно-конструкторские работы для создания жилья и силовой установки корабля, на котором люди отправятся на Марс, здесь НАСА тесно сотрудничает с частными компаниями и зарубежными партнёрами, которые предлагают свои варианты решения существующих проблем.

Лунный космопорт

Во время первых лунных миссий НАСА собирается не только проверить системы и доказать безопасность полётов, но и построить на лунной орбите космопорт Deep Space Gateway, который станет шлюзом для изучения лунной поверхности и промежуточным этапом перед отправкой астронавтов на Марс.

Здесь будет источник энергии, жилой модуль, модуль стыковки, шлюзовая камера, модуль логистики. Силовая установка будет использовать преимущественно электрическую тягу, чтобы удерживать позицию лунной станции или перемещаться на разные орбиты для разных миссий в окрестностях Луны, пишет НАСА.

Три основных модуля лунной станции - силовая установка, жилой модуль и модуль логистики - будут подняты на орбиту ракетой SLS и доставлены кораблём Orion.

Обслуживать и использовать Deep Space Gateway НАСА собирается со своими партнёрами - как коммерческими компаниями, так и иностранными партнёрами.

Транспорт для глубокого космоса

На следующем этапе НАСА планирует разработку космического корабля Deep Space Transport (DST), специально предназначенного для полётов в дальнем космосе, в том числе к Марсу. Это будет многоразовый корабль на электрической и химической тяге. Корабль будет забирать людей с лунного космопорта, отвозить их на Марс или в другую точку назначения - а затем возвращать обратно к Луне. Здесь корабль может быть отремонтирован, заправлен - и отправлен в следующий полёт.

Тестирование корабля пройдёт в следующем десятилетии, а в конце 2020-х годов НАСА планирует провести годичные испытания Deep Space Transport с экипажем. Астронавты проведут 300-400 дней в окололунном пространстве. Эта миссия станет генеральной репетицией перед отправкой астронавтов на Марс. До настоящего времени рекорд по пребыванию в глубоком космосе составляет 12,5 суток для 17 членов экипажа Apollo.

Не секрет, что освоение Луны и создание на ней обитаемой базы является одним из приоритетных направлений Российской космонавтики. Однако для реализации столь масштабного проекта недостаточно организовать одноразовый полет, но необходимо построить инфраструктуру, которая позволяла бы осуществлять на Луну и с неё на Землю регулярные полеты. Для этого, помимо создания нового космического корабля и ракеты-носителя сверхтяжелого класса, необходимо создать базы в космосе, которыми являются орбитальные станции. Одна из них может появиться на земной орбите уже в 2017-2020 году и будет развиваться в последующие годы, путем наращивания модулей, в том числе и для старта на Луну.

Предполагается, что к 2024 году станция будет оборудована энергетическим и трансформируемыми модулями, предназначенными для работы с лунными миссиями. Однако это лишь часть лунной инфраструктуры. Следующим важным шагом является лунная орбитальная станция , создание которой включено в космическую программу России. Начиная с 2020 года, Роскосмосом будут рассматриваться технические предложения по станции, а в 2025 году должна быть утверждена эскизная документация на её модули. При этом компьютеры и научное оборудование для лунной орбитальной станции начнут разрабатываться уже с 2022 года, чтобы с 2024 года перейти к наземной отработке. В состав лунной станции должно войти несколько модулей: энергетический, лаборатория, а также узловой – для стыковки космических кораблей.

Говоря о необходимости подобной станции на орбите Луны, нужно отметить, что улететь с Луны на Землю можно лишь один раз в 14 суток, когда совпадают их плоскости орбит. Однако обстоятельства могут потребовать срочного отлета, и в таком случае станция будет просто жизненно необходима. Кроме того она сможет решать целый комплекс задач различного характера, начиная от связи, и заканчивая вопросами снабжения. По мнению ряда специалистов наиболее рациональным будет вариант размещения лунной орбитальной станции в точке Лагранжа, расположенной в 60000 км от Луны. В этой точке силы притяжения Земли и Луны взаимно уравновешиваются, и из данного места можно будет осуществлять старт к Луне или к Марсу с минимальными энергетическими затратами.

Схема полета на Луну, вероятно, будет выглядеть следующим образом. Ракета-носитель выводит космический корабль на орбиту, после чего его примет космическая станция России , находящаяся на земной орбите. Там он будет подготовлен к дальнейшему полету, а при необходимости (если масса корабля должна быть увеличена) здесь же будет выполнена сборка корабля из нескольких модулей выведенных в несколько запусков. Стартовав, корабль преодолеет расстояние до российской лунной орбитальной станции и пристыкуется к ней, после чего может остаться на орбите, а на Луну полетит спускаемый аппарат.

Он вполне мог бы здравствовать, стать генералом или даже маршалом. И, наверное, раскрыл бы многие тайны. А, может, и к лучшему, что они по-прежнему за плотной завесой. Ведь все таинственное, ставшее явью, перестает волновать и тревожить. А так – вспоминайте, что известно, обсуждайте. Интересно же, а временами – страшно интересно.

Жизнь Гагарина – взлет и трагедия. Он был избранником судьбы, но – не ее баловнем. Его сопровождало счастье, и тут же – несчастье. От бурного старта в карьере – до трагического финала жизни путь оказался совсем коротким...

Сначала претендентов на первый полет в космос были сотни. Потом остались десятки. Затем обозначился дуэт: уроженец Смоленщины – деревни Клушино Гжатского района Юрий Гагарин и Герман Титов, рожденный в селе Верх-Жилино Косихинского района Алтайского края. Поговаривали, что выбор был за Хрущевым. Но Никита Сергеевич пожал плечами – мол, подходит и Гагарин, и Титов. Биографии обоих и их данные были и впрямь безукоризненны.

Был еще один претендент на первый полет– ровесник Гагарина крымчанин Григорий Нелюбов. Он тоже запечатлелся в истории, но – мельком. А ведь мог стать главным героем космической истории...

Еще в начале апреля 1961 года имя первого космонавта было неизвестно. Как, впрочем, и точная дата полета. Но в Центре подготовки космонавтов спешили – согласно секретным данным, в США готовились запустить своего астронавта.

Это якобы должно было произойти до 20 апреля. Опоздать – означало проиграть начавшуюся космическую гонку. А потому главного конструктора С.П. Королева беспрестанно понукал нетерпеливый Хрущев. Сергей Павлович возражал: мол, не все готово, есть проблемы, космонавт может погибнуть и так далее. Однако все было напрасно – хозяин Кремля все решил, надлежало исполнять.

Невольно представил себе: а если бы не Хрущев правил в то время страной, а Сталин. Наши в космос, возможно, слетали бы не в 1961-м, а раньше. И не только наука двигала бы прогресс, а еще и властная сухая рука и негромкий голос с грузинским акцентом...

Ну да ладно. Хрущев тоже мог так приказать, что поджилки тряслись. Королев, сам крутой, вспыльчивый, «нахлебавшийся»: до войны был арестован, сидел в лагере, – не испугался, конечно, но подчинился. Однако на всякий случай приказал приготовить три варианта сообщения. Первое – триумфальное: советский человек впервые в космосе. Ура! – и прочие славословия. Второе – о неполадках в механизме корабля-спутника и его экстренном приземлении. Там же – обращение к правительствам других стран с просьбой оказать содействие в поисках и спасении космонавта. Третье сообщение – скорбное: героически погиб при исполнении...

Все три варианта были отправлены на радио, телевидение и в ТАСС. 12 апреля 1961 года, в день запуска космического корабля, надлежало вскрыть тот конверт, на который укажут из Кремля. Оставшиеся бумаги подлежали немедленному уничтожению.

После команды «На старт!» Гагарин с улыбкой произнес фразу, ставшую знаменитой: «Поехали!» И корабль «Восток» с ревом взмыл в небо. Знал ли космонавт, что не вся система отлажена? Бог весть. Но, конечно же, понимал, что сильно рискует.

Долго вдаваться в технические подробности нет резона, однако...

Сразу после старта прервалась связь с «Востоком».

По свидетельству Владимира Ярополова, участвовавшего в подготовке космического корабля и находившегося в Центре управления полетом, «у Королева было шоковое состояние, у него начали дергаться мускулы на лице, голос срывался, он страшно переживал из-за отсутствия связи: с Гагариным за эти несколько минут могло произойти все, что угодно.

Потом связь восстановилась, Юрий Алексеевич передал, что его корабль вышел на орбиту».

Космические стратеги хотя и предусматривали многое, но толком не представляли, как «там» поведет себя человек. А потому даже допускали, что от волнения и наплыва невероятных впечатлений он может... сойти с ума. Если бы космонавт повел себя неадекватно, начал нести всякую чушь, его связь с землей автоматически блокировалась. И – дальнейшие действия становились бы невозможными.

Мог ли в этом случае такой космонавт вернуться на землю? Вопрос можно поставить иначе: нужен ли был душевнобольной космонавт, завершивший полет? Ведь его надо было являть советскому народу, всей планете. И относительный космический успех мог обернуться всемирным скандалом...

Гагарин пробыл в космосе 108 минут, выполнив один оборот вокруг Земли. На орбите он провел простейшие эксперименты, их зафиксировал. Поел, попил. Свои ощущения и наблюдения записал на бортовой магнитофон. И приземлился – не без серьезных проблем.

Забавно, что Гагарин не дождался вертолета, который должен был его забрать с места посадки, а уехал на попутном грузовике. Экипаж вертолета Ми-4 натерпелся страха – летчики увидели приземлившийся аппарат, но рядом никого не было. Ситуацию прояснили местные жители – умчался, мол, тот парень, кого вы ищете.

27-летний старший лейтенант – впрочем, он тут же по приказу министра обороны маршала Родиона Малиновского стал майором –превратился в героя, в том числе Героя Советского Союза, любимца страны. Его приняли сразу – искренне, от души.

Гагарин располагал к себе и добродушием, и обаятельной улыбкой. Конечно, он был смельчаком. Первым шагнул в неизвестность, пошел по непроторенному пути. А потом зашагал по красной ковровой дорожке к славе.

Сразу после приземления космонавт отправил депешу в Кремль: «Прошу доложить партии и правительству и лично Никите Сергеевичу Хрущеву, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею». Глава государства ответил. Вскоре они встретились, крепко обнялись. Было видно, что впечатлительный и сентиментальный Хрущев питает к Гагарину отцовские чувства.

Тем, кто не видел, как ликовала Москва в апреле шестьдесят первого, представить это невозможно. Кортеж, который пронесся из Внукова до Кремля, был осыпан цветами. Многих новорожденных мальчиков родители называли в честь Гагарина – Юрием. На всех углах только и говорили о космонавте, космосе и что мы утерли нос этим выскочкам американцам. Тогда вообще шло негласное соревнование во всем: науке, вооружении, спорте, – с Соединенными Штатами. Хрущев обещал «догнать и перегнать американцев «по производству мяса и молока на душу населения». И уже готовил главный сюрприз – коммунизм, который грядет через двадцать лет...

Даже в полете Гагарина Хрущев усмотрел «новое торжество ленинских идей, подтверждение правильности марксистско-ленинского учения». И – «новый взлет нашей страны в ее поступательном движении вперед, к коммунизму».

Первая пресс-конференция покорителя Вселенной началась с вопроса, не выходец ли он из знаменитого рода князей Гагариных. От такого родства Юрий Алексеевич с улыбкой отказался. Потом Александр Твардовский отразил это в стихах: «Нет, не родня российской громкой знати / При княжеской фамилии своей, / Родился ты в простой крестьянской хате / И, может, не слыхал про тех князей. / Фамилия – ни в честь она, ни в почесть, / И при любой обычная судьба. / Подрос в семье, отбегал хлеботочец, / А там и время на свои хлеба...»

На Красной площади состоялся митинг. Было море знамен, транспарантов и царило всеобщее ликование. Говорил Гагарин, выступал Хрущев. Он говорил не только о космосе, но и вспоминал историю, замечательный путь, который прошла Страна Советов, прежде чем приступить к покорению Вселенной. Люди, имевшие к этому отношение, были осыпаны почестями и наградами. Среди них был, разумеется, и первый секретарь – в июне 1961 года Хрущеву вручили Золотую Звезду Героя Социалистического Труда – уже третью.

Удача одного – неудача другого. Иногда серьезная, порой – относительная. Герман Титов, хоть в этом никогда публично и не признавался, затаил обиду. Впрочем, космонавт № 2 получил свою, и немалую, долю славы. А вот Григорию Нелюбову не досталось ничего, кроме разочарования. Случился конфликт с военным патрулем. Историю быстро замяли, но с условием, что Нелюбов извинится перед начальником патруля. Однако летчик, известный гордец, отказался. Тогда зловредная бумага полетела наверх, к начальству.

Однако еще оставался шанс исправить положение. С тем же условием – склонить голову, повиниться. Но Нелюбов снова отказался. И его карьера космонавта свалилась в пике. Он был направлен в строевой полк на Дальний Восток. А вскоре оборвалась и жизнь – в июне 1966 года несостоявшийся космонавт попал под колеса поезда. Случайно или бросился на рельсы сам – неизвестно. Капитану Нелюбову было всего 32 года...

На его надгробном памятнике на берегу Тихого океана в приморском поселке Кремово – фрагмент из стихотворения поэтессы Екатерины Зеленской:

Так сложилась судьба, так решили:

Без него за пределы земли,

Утопая в заоблачной шири,

С Байконура ушли корабли...

Через месяц после полета Гагарин отправился в свое первое зарубежное турне с «Миссией мира».

Он посетил Чехословакию, Финляндию, Англию, Болгарию и Египет. Потом его путь лежал в Польшу, на Кубу, в Бразилию, Канаду, Исландию, Венгрию, Индию, Цейлон (ныне Шри-Ланка), Афганистан. Это было лишь начало большого кругосветного путешествия. Повсюду Гагарина встречали с величайшим почетом. Его чествовали, награждали, приблизиться к нему, заглянуть в глаза почиталось за счастье. От рукопожатий болели руки, от поцелуев пылало лицо.

За обедом у Елизаветы Второй Гагарин растерялся: не знал, как пользоваться хитрыми столовыми приборами, стал накладывать салат столовой ложкой. И, пряча конфуз, сказал: «Давайте есть по-русски». На что последовал ответ королевы: «Господа, давайте будем есть по-гагарински». И тоже зачерпнула салат столовой ложкой, а когда допили чай, вслед за Гагариным выловила ломтик лимона из чашки и съела...

В 1966 году Гагарин возглавил отряд космонавтов. Но он хотел летать. В июне того же года приступил к тренировкам по программе «Союз» и был назначен дублером Владимира Комарова. В день старта 23 апреля 1967 года Гагарин потребовал, чтобы его тоже облачили в скафандр. Он с тоской смотрел, как тает в облаках корабль Комарова.

Увы, тот полет закончился трагедией. Смерть словно постучалась в окно Гагарину. Ведь на «Союзе» мог полететь он. Во всяком случае, главный конструктор обсуждал с ним этот вопрос. Но Королева не стало, и вместо Гагарина в космос отправился Комаров. На свою беду...

В последние годы Гагарин стал мрачным, замкнутым, ходил с поднятым воротником, чтобы оставаться неузнанным. Избегал любопытных взглядов, сторонился журналистов, которые спрашивали об одном и том же. Устал, ощущал тревогу? Или чувствовал надвигавшуюся беду?

Так и неясно, почему погиб Гагарин, выполняя тренировочный полет на самолете МиГ-15УТИ с полковником Владимиром Серегиным 27 марта 1968 года. Отчет об авиакатастрофе составил 29 томов и был засекречен.

Потом стали всплывать детали, варьироваться версии. Плодились многочисленные слухи и домыслы. Чтобы обелить одних, а других, наоборот, обвинить?

Старая сенсация до сих пор обновляется, меняет облик. Лишь портрет первого космонавта Юрия Гагарина остается неизменным: доброе, открытое лицо, лучистые глаза...

«Если бы он не погиб, он совершил бы нечто еще более выдающееся, и не обязательно в области космонавтики, – сказал в одном из интервью автор книги о Гагарине в серии ЖЗЛ Лев Данилкин. – Все к этому шло. Потеря Гагарина вдвойне трагична, потому что при всем, что он совершил, – это несостоявшаяся ключевая фигура российской истории. Доживи он до 1985 года, например, когда история надломилась, мы бы, может, прошли эту развилку совсем по-другому...

Он был хорошим дипломатом. И сама жизнь наверняка его бы вытолкнула из узкой космической специализации в политику. Я много с кем говорил на эту тему, и довольно часто люди, его знавшие, свидетельствуют: он мог бы стать тем, кем стал в 1985 году Горбачев...»

Представим? Вообразим?

Валерий Бурт