Что значит гражданская лирика. Гражданская поэзия

Никола́й Алексе́евич Некра́сов (1821-1877) . Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа - от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось.

В творчестве Некрасова едва ли не впервые в русской поэзии отображена жизнь рабочего класса пореформенной поры . Его стиль отличался демократизмом, умением ставить искусство на службу общественным устремлениям и реалистическим изображением действительности. Его творчество сыграло большую роль в развитии передовой русской литературы и в формировании реалистического стиля советской поэзии.

Некрасов делал в своих стихах основной упор на остросоциальное содержание и даже нередко в ущерб художественным качествам. Несмотря на то, что большинство его произведений полно печальных картин народного горя, они создают бодрящее впечатление, не оставляют равнодушным и всегда волнуют. На протяжении трёх десятилетий (1840-60-е гг.) XIX века Некрасов являлся фактически одним из руководителей прогрессивного литературного движения в России. А в годы революционной ситуации в России (1859-1861) его творчество стало оказывать заметное влияние на передовые слои общества. У поэтов революционно-демократического направления 1860-80-х годов Некрасов пользовался огромной популярностью. Они видели в нём главу новой поэтической школы. Поэзию Некрасова высоко ценил Ленин, отмечавший, что, несмотря на отдельные колебания, все симпатии Некрасова были на стороне революционной демократии.

Главные свойства поэзии Некрасова, по мнению литературного критика Владимира Жданова, это её тесная связь с национальной жизнью, близость к народу и умение говорить от его имени, а также использование реалистического художественного метода, необычайно активного вторжения в жизнь и воспроизведения жизни в искусстве . Не обошёл поэт в своём творчестве и тему любви. Ему удалось создать формулу, которую в дальнейшем использовали при оценке его «интимной» лирики, - «проза любви». Некрасовская любовь - это романтический мир «достоевских» страстей и ревности, мир самоугрызений и самоутверждений. Н. Г. Чернышевский назвал Некрасовскую «прозу любви» - «поэзией сердца». Его лирике присущ уход от социальности и биографизма, заметен переход от личного чувства к общему чувству всех мужчин, а трагедия личная перерастает в трагедию общую. Для некрасовской лирики характерны душевный диалог между мужчиной и женщиной, создание характера героини.

По мнению советского литературоведа и критика Владимира Жданова, Некрасов стал реформатором русского стиха, художником русского слова, который впитал все богатства народной речи. Он был крупнейшим выразителем национального сознания русского народа в одну из трудных эпох его развития. Будучи редактором лучших русских журналов XIX века - «Современника» и «Отечественных записок» - Николай Некрасов стоял в центре литературно-общественного движения своего времени. Как художник-новатор, который искал и предлагал новые пути в русской литературе, он поднял русскую литературу на новую ступень развития. По определению Достоевского, Некрасов как поэт «должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым».

В 1856 году им было написано стихотворение «Поэт и гражданин », где Некрасов утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Стихотворение представляет собой диалог поэта и гражданина, у которых совершенно разные понимания смысла жизни, родины, отчизны. Гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к тому, что происходит вокруг, ибо теперь просто нельзя и невозможно быть равнодушным к жизни. Быть частью общества – вот основная задача каждого человека. До Некрасова считалось, что поэзия – это способ выражения чувств, а проза – выражение мыслей. Некрасов посмотрел на это с другой стороны: «Из гармоничного сочетания прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия». Именно этот процесс наблюдается в его лирике. Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах, сколько в реальных действиях, поскольку бездействие не может сделать Россию лучше. Роль поэта огромна, ибо он «глашатай истин вековых», он всегда стремится к правде и не боится ее говорить. Поэт прекрасно осознает, что равнодушие является безнравственным и недостойным. Он дает объяснение такой жизненной позиции и причинам, сделавшим его таким. Лирический герой еще помнит те дни, когда он «честно ненавидел» и «искренно любил». Но в его жизни появилось столько недоброжелателей, ненависти, что пришлось многое переоценить. Окружающие воспринимали его слова, его стремление к истине как ложь и клевету. Нет, лирический герой не винит ни людей, ни судьбу. Когда-то он был молод и между молчанием и гибелью выбрал жизнь. Ведь ему было всего двадцать лет, и «лукаво жизнь вперед манила». Таким образом, автор стихотворения показывает, как общество может повлиять на сознание и мировоззрение человека, что именно общество делает нас такими, какими мы есть. Для лирического героя вся жизнь была тюрьмой, а сам он раб действительности. Поэт изломан судьбой, он так и не смог противостоять миру и не познал истинного творчества. Теперь, оглядываясь назад, лирический герой начинает понимать, что истину можно достичь только ценой страдания, противостояния и необычайной душевной силы. Только теперь понял поэт, что жизнь – это страдание и что не стоило отступаться от своих идей.

«Поэт и гражданин» воспринимается как его поэтич. манифест. Гл. мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний. Н. предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, "избранника неба", "глашатая истин вековых", посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Н., д/служить не интеллектуальной элите, а народу, в к-ром живет потребность в красоте, справедливости, вере. Т.е. Н. утверждает в стих-и гражданский хар-р поэзии, считая, что поэт "в годину горя" д/б вместе с народом.

"Песне Еремушке" (1859г) сталкиваются два мировоззрения, два возможных жизненных пути, которые ожидают пока еще несмышленого младенца. Одна судьба, которую пророчит ему в песне няня, – это путь рабской покорности, который приведет его к "привольной и праздной" жизни. Этой холопской, лакейской морали противопоставлено иное представление о счастье, которое раскрывается в песне "проезжего городского". Оно понимается как борьба за народные интересы, которая наполнит жизнь высоким смыслом, подчинит благородной цели. Автор обличает бесхребетность и покорность русского народа, фактически призывая его к бунту. Свою идею о смене строя Некрасов облекает в форму захватывающего поэтического рассказа, довольно долго подводя читателя к мысли о том, что в обществе уже назрели глобальные перемены. Себя в этом произведении поэт представляет в качестве случайного путника, который решил отдохнуть после длительной дороги во время полуденного зноя, и присел возле чужой избы на завалинку, где няня, разморенная жарой, укачивала чужого ребенка. Женщина пела малышу песню, суть которой сводилась к тому, что маленький Еремушка должен быть покорным и послушным, чтобы «на свете беспечально век прожить». Крестьянская логика оказалась довольно простой и примитивной. Если угождать тем, от кого напрямую зависит твоя судьба, то, глядишь, власть имущие помогут даже крестьянскому сыну выбиться в люди. Подобные слова возмутили автора, который попросил покачать малыша и спел ему свою колыбельную, рассказав, каким он видит его дальнейшую судьбу. Обращаясь к малышу, поэт призывает его поступать более разумно и стать, наконец, свободным. «Жизни вольным впечатлениям душу вольную отдай», - увещевает младенца автор, считая, что любой человек заслуживает того, чтобы самостоятельно определять свое будущее, поступая так, как подсказывает ему душа. Однако словам поэта так и не суждено быть услышанными, потому что очень скоро няня забирает у него малыша и заводит свою колыбельную, которая учит Еремушку гнуть спину на панов и радоваться любым их подачкам.

Это стихотворение стало знаменем демократической этики. Добролюбов писал: «Помни и люби стихи: они дидактичны, если хочешь, но идут прямо к молодому сердцу, не совсем еще погрязшему в тине пошлости». Призыв к революционному подвигу в этом стихотворении бесспорен. «Дидактизм» заключается не в поучительности стихотворения, а в его условности. В сущности, некрасовское произведение есть политическая и поэтическая прокламация. Идея высшего человеческого подвига определила весь художественный строй стихотворения. Его можно обозначить как максимализм. Значима, однако, и концовка стихотворения, игнорировавшаяся современной Некрасову разночинной молодежью, считавшей «Песню» своим гимном, но отнюдь не случайная. Некрасов осуждает в этой «Песне» «пошлый опыт» приспособленцев, ползком пробирающихся к жизненным благам, и призывает молодое поколение посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье. Поэт еще не знает, как вывести народ из состояния духовного сна, какие колыбельные песни надо петь ему, чтобы он вырос богатырем. Ответ на эти вопросы содержится в «Песне Еремушке».В конце 50-х годов Некрасов своим стихотворением призывает проникнуться сочувствием к народу и помочь ему выйти из состояния духовного сна.

Жизненный идеал няни - привольная и праздная жизнь как награда за постоянное смирение, холопское терпение и унижение перед "хозяевами жизни". Стремления, которые проезжий человек считает человеческими - Братство, Равенство, Свобода - лозунги французской революции.

Гражданская лирика – это разновидность Философской лирики, о которой мной уже подготовлен материал в статье

Правила написания стихов в жанре ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА должны соответствовать всем требованиям к написанию ЛИРИКИ вообще, меняется только предмет интересов - общественная жизнь, история и политика. В произведениях гражданской лирики автор описывает наши коллективные чаяния, выражает свою любовь к родине, борьбу со злом в обществе, показывает личные (непременно личные!) переживания за судьбы своей страны.

Я очень люблю этот жанр – мне далеко не все равно, что происходит в родной стране, какие болевые точки в ней возникают. Поэт просто обязан на них реагировать – своим собственным, поэтическим языком. Но далеко не всё, что я читаю на сайте на данные темы, можно считать лирикой и даже просто поэзией. Можно ли считать поэзией то срифмованное сообщение, где нет ни точных образов, ни глубины проникновения в происходящее, ни ощущения внутреннего, личного переживания за то, что описывает автор? А еще – нет никакого желания подняться над конкретным фактом или событием и рассмотреть его как явление – без злобы, без однобоких обвинений, направленных на конкретное и временное. Автор просто выкидывает на сайт, как на социальный форум, свое возмущение чем-то или свой протест против кого-то – только в рифмованной форме! Ему нужно выпустить пар, найти виноватых. Спасибо, если его обращение хотя бы находится в пределах нормативной лексики!

О форме (технике) написанного стихотворения такой автор, как правило, вообще не заботится: он слишком торопится найти единомышленников, столь же озлобленных или столь же обиженных. Поэт (хотя часто подобный автор откровенно признается: «я не поэт, я здесь ради общения») не ставит задачу быть гражданином – «выразителем дум и чаяний народных». Избитыми лозунгами выложить на сайт свои мнения довольно легко, куда труднее и достойнее выразить ту же самую тему средствами поэзии и работой собственной души, страдающей ЗА ДРУГИХ и сопереживающей ДРУГИМ.

Цель публикации большинства сайтовских поэтов куда проще – спустить пар и найти виноватых: обвинить «всех красных» или «всех белых», «всех коммунистов» или «всех богатых»,- всех, кто не входит в его лагерь, который он называет «наши». А еще - в полемике под стихами найти поддержку своих единомышленников, которые похвалят его точку зрения при любой его «нескладухе» и «матерке» - они ведь вчитываются только в содержание, а на технику письма и стиль таким «рецензентам» полностью наплевать!

«Лозунги для форумов», на мой взгляд, не имеют никакого отношения ни к гражданской лирике, ни к поэзии. Это просто рифмованные, политические мнения. Мне может быть очень симпатичен автор, как человек, я могу поддерживать его убеждения, но считать его поэтом – никак не смогу и номинировать его стихи на конкурсе тоже не буду.

А как же стоит писать в этом жанре? На бесспорности своего мнения я не настаиваю, но некоторыми соображениями поделюсь.

1.
СОВЕРШЕНСТВО ФОРМЫ. Гражданские стихи не должны быть лишены ни красоты звучания, ни правильного литературного языка, ни оригинальных и точных по смыслу рифм. Рифмовка простонародного, разговорного языка, перемешанного ругательствами в адрес неважно какой партии, гражданской лирикой не становится. И уж точно такие «стишата» не годятся для публикации – они для внутреннего пользования.

При этом, гражданская лирика вовсе не нуждается в изобилии неожиданных образов и метафор, которые очень украшают пейзажную или любовную лирику. Здесь более уместен простой (но литературный и правильный) язык, ибо ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА – ЭТО ЛИРИКА СОДЕРЖАНИЯ, А ПЕЙЗАЖНАЯ И ИНТИМНАЯ ЛИРИКА – ЭТО ЖИВОПИСЬ ЧУВСТВ.

2.
В гражданской лирике очень желательно УЙТИ ОТ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ (от «мы пахали» и «вы должны»), ОТ НАЗИДАНИЙ и рассуждений «вообще», - лучше описать конкретный опыт или историю, и из этой отдельной истории, которой вы стали свидетелем, постараться выйти на уровень вечной, философской темы. Это очень сложно! Случай – частный, а раздумья и вывод – на все времена, не конъюнктурные, не на злобу дня...

3.
ОБРАЩЕННОСТЬ К СЕБЕ САМОМУ. Поднимая тему происходящего вокруг, автору полезно и желательно обращаться к анализу самого себя в описываемой ситуации. И при этом не опускаться до летописного пересказа увиденного. Я за то, чтобы поэт обратил все свое внимание не только на событие, случай, явление, но и на себя в этом событии - на свои личные заблуждения или прегрешения, на то, как он сам смог (или не смог) повести себя в данной ситуации.

4.
ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В процессе сочинения гражданских стихов очень полезно подумать, что я могу сейчас дать своими стихами другим, и чем они помогут обществу, вместо того, чтобы искать виноватых и разжигать злые эмоции: одних жестоких владык возвеличивать зарифмованным слогом, а других – не менее жестоких, втаптывать в грязь. Мы все – граждане, и мы все и во многом виноваты - каждый на своем месте. Но чувство внутреннего покаяния перед... (я называю это Богом, а вы можете - своей совестью или Родиной) встречается крайне редко в нашей «стихирской» поэзии.

Конкретные примеры разбора стихов гражданской лирики см. в статье по Конкурсу гражданской лирики "Пусти свой хлеб по водам":

Если что-то в моих советах показалось вам разумным - используйте их в написании ваших новых стихов на гражданскую тему. Всяческих вам успехов!

Гражданская поэзия

Гражданская поэзия

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЭЗИЯ характеризуется тем, что основные темы ее относятся к защите общественных интересов. Гражданский поэт - глашатай общественных настроений и чувств, будящий общество и призывающий его к деятельности. Таким образом Г. П. есть художественная публицистика в стихах. В этом ее сила и ее слабость. Отсюда же проистекает и ее могучее влияние в свое время и сравнительно быстрая утрата своего значения впоследствии. Чем шире гражданский поэт затрагивает темы общественной жизни, тем ближе он к общенародному поэту, являясь выразителем духа и стремлений целой эпохи. Таким был у нас Некрасов, представитель умонастроений шестидесятых годов, провозгласивших раскрепощение общества. Поскольку заветы той эпохи не получили достаточного осуществления, поэзия Некрасова еще долгое время сохраняла свое действенное влияние, как слово «печальника народного». Чем уже захват в темах Г. П., тем злободневнее ее роль. Ряд авторов стихотворений на гражданские темы давно уже совсем забыт, и их произведения вызывали справедливую отповедь даже со стороны публицистов той эпохи (напр., Добролюбова) за проявленный у них мелкий характер обличений и ликований.

Гражданская поэзия в отличие от поэзии политической, всецело связанной с определенными событиями в жизни государства, дает целые картины жизни с точки зрения социальных идеалов. От собственно народной поэзии Г. П. отличается тем, что она может оказаться по своему строю не вполне доступной для широких масс. Но поэзия Некрасова, будучи по преимуществу гражданской, вмещала в себе и поэзию народную, так как многие произведения его написаны превосходно найденным особым складом и давно вошли в поэтический обиход народа (напр., «Коробейники», «Зеленый шум» и мн. др.), - как вмещала в себе и поэзию политическую (отклики на события дня). Что же касается до художественной стороны Г. П., то, конечно, пафос негодующего обличения и призыва к общественной работе не есть прямая сфера поэзии, которая имеет темы, более отвечающие самому существу искусства. Но, с другой стороны, как прекрасно выразился Тургенев, все может стать достоянием поэзии, если оно «образом ложится в душу писателя», так как «в деле искусства вопрос как важнее вопроса что ». И если Некрасов нередко спускался до тона газетной статьи, давая как бы стихотворный фельетон, то он же знал и подъемы творчества, создавая подлинно-художественные произведения, проникнутые гражданским воодушевлением, но и обнаруживающие значительную силу художественной фантазии, - как в области изобразительной, так и звуковой. Однако, то знамя, под которым движется Г. П., бесспорно ограничивает диапазон художественного размаха, скорее удаляя поэзию от ее первоистоков и сближая ее с областями, имеющими самостоятельное значение помимо деятельности искусства. В беззаветной преданности общественному делу, чуть ли не до полного пренебрежения всяким другим, и заключается пафос гражданской поэзии.

«...Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - таков лозунг Некрасова, выражающий самое существо гражданской поэзии.

К гражданским поэтам у нас еще принадлежат: Плещеев, Никитин, Жемчужников, П. Я. (Якубович-Мельшин), Надсон и др.

Отдельные произведения Гражд. П. встречаются почти у всех наших поэтов, напр., Пушкина («Деревня» и мн. др.), Тютчева и др.

Из западных гражданских поэтов у нас популярны: Мария Конопницкая (польск.), Ада Негри (итальянск.), а из более ранних: Беранже, Гюго (франц.) и др.

Иосиф Эйгес. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Смотреть что такое "Гражданская поэзия" в других словарях:

    Гражданская поэзия - ГРАЖДАНСКАЯ ПОЭЗИЯ характеризуется тем, что основные темы ее относятся к защите общественных интересов. Гражданский поэт глашатай общественных настроений и чувств, будящий общество и призывающий его к деятельности. Таким образом Г. П. есть… … Словарь литературных терминов

    Соотносительные понятия, употребляемые в смысле стихов и прозы, т. е. стихотворных и нестихотворных произведений художественной литературы, или в смысле противопоставления художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной,… … Литературная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданская оборона (значения). Внимание! Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданская оборона (значения). Гражданская Оборона Джефф и Егор Летов … Википедия

    В широком смысле обнимает собою все роды изящной словесности, являющиеся отголоском текущей политической жизни, а в тесном, общепринятом смысле означает только лирику, черпающую вдохновение в современных политических событиях. П. поэзия всегда… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (Айкакан Советакан Социалистакан Анрапетутюн) Армения (Айастан Страна армян). I. Общие сведения Армянская ССР образована 29 ноября 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См.… … Большая советская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Плещеев. Алексей Николаевич Плещеев Псевдонимы: А.Н.П.; А.П.; А.П. и А.С.; Лишний челове … Википедия

    СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА - СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА, антифашистская литература, сложившаяся в годы Движения Сопротивления в оккупированных странах Западной Европы, а также в странах фашистской коалиции во время 2‑й мировой войны 1939 1945. Под С. л. понимаются не только… …

    ГРАЖДАНИН - Лицо, принадлежащее к постоянному населению определенного государства и наделенное правами и обязанностями в соответствии с законами этого государства. Слово гражданин заимствовано из церковнославянского языка и, в отличие от исконно русского его … Лингвострановедческий словарь

    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Литература 1‑й половины XIX века - Литературная жизнь начала XIX в. определялась все более явными признаками кризиса самодержавно крепостнической системы, национальным подъёмом Отечественной войны 1812, созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного… … Литературный энциклопедический словарь

Книги

  • Я-израненная земля: Русская поэзия о весне крымской и войне донбасской , . "Я - израненная земля"-не просто сборник стихотворений. Это подлинная гражданская поэзия, оглушительным набатом звучащая на фоне эпиграмм, частушек и рафинированных рифм, захвативших сегодня…

1820-е гг., - особенно начало, - важный этап исторической жизни Европы и России. Убийство наследника французского престола герцога Беррийского ремесленником Лувелем, революционные восстания в Португалии и Испании; в России - рост крестьянских волнений, бунт в Семеновском полку. Все это оказывало воздействие на настроение передовых людей.

1820 г. решительно изменил личную и творческую жизнь К.Ф. Рылеева. Он переезжает в Северную столицу. Завершен ученический период его творчества (свои ранние произведения он публикует под псевдонимом «К.Р-в», считая их подражательными и незначительными).

Рылеев находит свое призвание - в гражданской лирике, в вольнолюбивых стихах, и он бесповоротно встает на этот путь. Началом послужила сатира «К Временщику», опубликованная в «Невском зрителе» (1820 г., №10) за полной подписью поэта. Сатира метила во всесильного Аракчеева. «Все думали, что кары грянут, истребят и дерзновенного поэта, и тех, которые внимали ему, - писал Н. Бестужев, - но изображение было слишком верно, очень близко, чтобы обиженному вельможе осмелиться узнать себя в сатире. Он постыдился признаться явно... это был первый удар, нанесенный Рылеевым самовластью...». С этого стихотворения началось политическое поприще поэта. Он привлек всеобщее внимание.

Подзаголовок сатиры указывает на один из множества источников - сатиру М.В. Милонова «К Рубеллию» (1810), имеющую подзаголовок «Из Персия». Стихотворение Милонова не перевод, а вольное подражание. У римского поэта Персия (34 - 62) такой сатиры нет. Рылеевские обличения временщика звучали несравненно острей, чем у Милонова. Произведение Рылеева как бы воспроизводит сатиру XVIIIвека (их сближает поэтический язык, обильно использованы восклицания, вопросы, «архаическая» лексика; гражданская и патриотическая тематика вели за собой одический настрой, и риторическое построение). В сатире Рылеева встречаются и слова-«символы». Как верно было замечено, в военной поэзии 1812 г. формируется особый лексический пласт, который практически без изменений переходит в лирику 1820-х гг. Это слова-«сигналы», «система упорных символических понятий» - «тиранство», «рабство», «цепи», «бичи» - как бы образуют семантическое поле «врага»; «высокие» же слова гражданского языка: «отчизна», «отечество» (это слово указом Павла I вообще было запрещено употреблять), «свобода» («священная свобода»), «сыны», «деяния», «мужи» - прикрепляются к теме национально-освободительной борьбы.

Временщик в сатире Рылеева «тиран», «неистовый», «подлый», «коварный», «хитрый», «неблагодарный» - все эти образные эпитеты имеют яркую отрицательную окраску. Негативное отношение автора к «надменному временщику» доходит до полной своей кульминации (используются эмоционально-экспрессивные эпитеты противоположного оценочного значения):

Твоим вниманьим не дорожу, подлец,

Из уст твоих хула - достойных хвал венец!

Упоминаемые в сатире Сеян, Кассий, Брут, Катон - римские государственные деятели, составившие заговор против тиранов, - в представлении Рылеева они - символ любви к свободной отчизне.

Обращаясь к «неистовому тирану», не боясь его «ярого гнева», автор предлагает ему выбрать иной путь:

Ах! лучше скрыть себя в безвестности простой,

Чем с низкими страстьми и подлою душой

Себя, для строгого своих сограждан взора,

На суд их выставлять, как будто для позора!

Здесь явный намек на тех преступников, которых для наказания выставляли на площадях на суд людской, на всеобщее посмешище. Суд людской, возмездие народа будут страшными:

Народ тиранствами ужасен разъяренный!

В поэзии Рылеева начала 1820-х гг. (как и у многих русских поэтов) гражданские и элегические темы, гражданские и элегические стили существовали раздельно и не сливались. Это ограничение сохранилось в таких произведениях Рылеева, как послание «А.П. Ермолову» (1821) и ода «Гражданское мужество» (1823 г.), обращенная к Н.С. Мордвинову. Оба героя - и Мордвинов и Ермолов - полная противоположность временщику Аракчееву. Они достойны подражания личным мужеством, независимостью суждений. В понимании Рылеева - это идеал, они носители политической и нравственной доблести. Ермолов - «любимец славы», «наперсник Марса и Паллады! // Надежда сограждан, России верный сын», «гений северных дружин». Мордвинов - «гражданским мужеством дивит», «Души возвышенной свободу // Хранит в советах и суде».

Хотя названные произведения Рылеева обращены к реальным историческим лицам, его герои показаны достаточно абстрактно («О, витязь юный!» - обращается поэт к 44-летнему Ермолову), они лишены индивидуальных черт, они подобны античным героям, не знающим колебаний и сомнений.

Одический стиль Рылеева - источник патетических интонаций. Он как бы продолжает то направление развития оды в русской поэзии, которое было начато еще Радищевым. Оды Рылеева «Гражданское мужество», «Видение» (1823 г.) стали для него легальной возможностью для пропаганды своих политических идеалов. В «Видении» автор выражает надежду и веру в просвещенного монарха (оно обращено к пятилетнему мальчику, будущему Александру II). Это своеобразное послание просвещенной монархини - Екатерины II - к своему правнуку. Умудренная опытом императрица произносит те слова, которые близки автору, буквально выстраданы им:

Довольно лавров и побед,

Довольно громозвучной славы...

Иные ждут тебя дела...

Настанет век борений бурных

Неправды с правдою святой.

Уже воспрянул дух свободы

Против насильственных властей;

Смотри - в волнении народы,

Смотри - в движеньи сонм царей.

Забота о благе отечества и народное счастье - приоритетны в воспитании будущего императора:

Люби народ, чти власть закона,

Учись заране быть царем.

Люби глас истины свободной,

Для пользы собственной люби,

И рабства дух неблагородной -

Неправдосудье истреби.

Власть закона, свобода совести, уничтожение крепостничества - идеалы, за которые боролся Рылеев. Но их отстаивает и императрица, процарствовавшая 34 года (долгий срок для России):

Дай просвещенные уставы,

Свободу в мыслях и словах,

Науками очисти нравы

И веру утверди в сердцах.

Во всех перечисленных произведениях Рылеев использует свои любимые приемы: красочные эпитеты, риторические вопросы, повторы слов, архаичную лексику - все это усиливает эмоциональную картину.

  • 3. Славянофилы: основные представители, исторические, этические и эстетические идеалы.
  • 4.Славянофильские идеи в русской поэзии: Хомяков, к. Аксаков, Тютчев.
  • 5. Герцен о западниках и славянофилах в книге «Былое и Думы».Основные темы и поэтика(проблема жанра, стиль книги).
  • 6.Социально-философская проблематика повести Герцена «Доктор Крупов» и рассказа «Сорока-воровка».
  • 7. Оппозиция романтизма и действительности в романе а.И. Герцена «Кто виноват?»Бельтов как тип «лишнего человека».
  • 8.Тема ложного и истинного воспитания в романе Герцена «Кто виноват?»
  • 9. « Физиология Петербурга» как манифест натуральной школы.Усвоение и трансформация гоголевской поэтики. Микроскопический метод натуральной школы.
  • 10. Поэтика Тургеневского романа.
  • 12. Оппозиция романтизма и действительности р романе Гончарова «Обыкновенная история».
  • 13. Обломов как социальный и национальный тип. Позиция автора по отношению к Обломову.
  • 14.Штольц и Ольга Ильинская в романе «Обломов» . Тема любви и брака.
  • 15.Вещный мир Гончарова.
  • 16. Старая и новая Россия в романе Гончарова «Обрыв».
  • 17. Тема страсти и падения в романе «Обрыв».
  • 18. Природа и человек в поэзии Тютчева.
  • 19. Поэтика Тютчева: структура художественного образа, система оппозиций, язык.
  • 20. Поэзия «чистого искусства»: представители, темы, образный мир.
  • 21. Романтический образ и реалистическая деталь в поэзии Фета.
  • 22. Природа и любовь в лирике Фета.
  • 23. «Записки охотника Тургенева: проблематика.
  • 24. «Записки охотника» Тургенева: поэтика.
  • 25.Саша» Некрасова.
  • 26. Образ Гамлета и Дон Кихота в оценке Тургенева. Гамлетовское и/или донкихотовское в Рудине, Инсарове, Баразове и др. Героях Тургенева.
  • 28. Лаврецкий как «славянофил» и «лишний человек».
  • 29. Конфликт счастья и долга в романе Тургенева "Дворянское гнездо"
  • 30. Любовная повесть Тургенева: идейный мир и повествовательная структура.
  • 31. «Реальный» разночинец в романе Тургенева «Отцы и дети».
  • 32.Тема любви и смерти в романах Тургенева «Накануне» и «Отцы и дети».
  • 33. Идейная проблематика и персонажный мир романа Тургенева «Новь».
  • 36.Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина.
  • 37. Поэтика натуральной школы и поэзия почвы в пьесе Островского «Свои люди – сочтёмся»
  • 39. Купеческий быт как зло и трагедия в пьесе Островского «Гроза». Религиозные мотивы в пьесе.
  • 41. Гражданская лирика Некрасова
  • 42.Тема социальной трагедии в городской и крестьянской лирике Некрасова.
  • 43.Тургенев в середине 60-х годов: пессимистические мотивы в повести «Довольно!» и романе «Дым». Смысл названия.
  • 44.Русская история в драматургии а.К.Толстого
  • 45.Социально-философская проблематика «Стихотворений в прозе» Тургенева
  • 46.Художественный мир драматической трилогии а.Сухово-Кобылина.
  • 47.Русский народ и русская история в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • 48.Тема социально трагедии романа Достоевского «Бедные люди». Поэтика романа
  • 41. Гражданская лирика Некрасова

    Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.Поговорим о политической, гражданской лирике Некрасова. Встреча с В. Г. Белинским сыграла большую роль не только в жизни, но и в творчестве Некрасова. У поэта нет личной жизни без творчества, они всегда взаимосвязаны. Одна отражается в другой, влияя и взаимодействуя друг с другом. Под непосредственным влиянием демократических идей Белинского поэтом созданы замечательные стихи: «Родина», «Тройка», «Перед дождем», «Еду ли ночью по улице темной...», «Вчерашний день, часу в шестом...» Стихотворение «Родина» во многом автобиографично. Автор, изображая подлинные события жизни, которым он был свидетель, творчески их переосмысливает. Стихотворение это навеяно детскими воспоминаниями о жизни в Грешневе. Оно обличает крепостничество, деспотизм, полную забитость крестьян. Поэт описывает усадьбу. Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным проходит красной нитью через все творчество Некрасова. Весь ужас и бесправие самодержавной России поэт сумел отразить в очень коротком, но удивительно емком по содержанию стихотворении:

    «Вчерашний день, часу в шестом…»

    Тема Музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений «В дороге», «Тройка», «Буря» до зрелых произведений шестидесятых-семидесятых годов «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «Коробейники». У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа. У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа. Стихотворение написано в форме диалога - спора гражданина с поэтом, который призывает талантливого поэта возвысить свой голос в защиту обездоленных, убогих, сирых. Он выполнит свой долг, если облегчит участь хотя бы одному, но поэт способен помочь тысячам, он не должен молчать: Поэт сомневается в могуществе сил своих, в возможности проявить эти силы на благо Родины. Но гражданин вдохновляет его на подвиг во имя общественного блага:

    Поэтом можешь ты не быть.

    Но гражданином быть обязан.

    Что же такое - гражданин? Это человек, который ответствен за все происходящее на Родине, переживает неудачи и радуется достижениям страны. Он носит ее язвы, как свои. Много стихотворений поэт посвятил конкретным людям, истинным борцам за счастье России: «Памяти Белинского», «Русскому писателю», «Тургеневу», «Пророк», посвященное Чернышевскому. В них поэт говорит о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе.В "Песне Еремушке" сталкиваются два мировоззрения, два возможных жизненных пути, которые ожидают пока еще несмышленого младенца. Одна судьба, которую пророчит ему в песне няня, – это путь рабской покорности, который приведет его к "привольной и праздной" жизни. Этой холопской, лакейской морали противопоставлено иное представление о счастье, которое раскрывается в песне "проезжего городского". Оно понимается как борьба за народные интересы, которая наполнит жизнь высоким смыслом, подчинит благородной цели