Деканы юрфака мгу в 1982 году. Правоведа из мгу заподозрили в создании фейковых баз данных

Интервью с деканом юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктором юридических наук, профессором А.К. Голиченковым

КонсультантПлюс: Право, а значит, и юристы, существовали в любом цивилизованном обществе. Во всех старейших университетах Европы одним из первых создавался факультет права. Сегодня профессия юриста по-прежнему в особом почете. Однако многие в России сегодня говорят о "перепроизводстве" юристов. Это, к сожалению, подтверждается ежегодным увеличением числа выпускников юридических факультетов, которые не могут устроиться на работу по специальности. Все чаще можно услышать, что юристов много, а профессионалов мало. С чем это связано? С тем, что рынок труда перенасыщен? Или с тем, что человек после 5 лет обучения не обладает навыками и знаниями, которые так нужны для оказания юридических услуг и продвижения по карьерной лестнице?

Что, по Вашему мнению, сегодня мотивирует абитуриентов при выборе юридического факультета: мода, престиж, финансовые перспективы или все же искренний интерес к профессии, желание приносить пользу обществу?

Александр Константинович Голиченков : Иными словами, юридическое образование у нас плохое или хорошее? Вечный российский маятник оценок и решений опять качается по принципу "или-или"! Сама постановка вопроса свидетельствует о том, что в обществе по-прежнему отсутствует понимание того, что происходит в высшем юридическом образовании (да и в образовании вообще). А сколько мифов: "перепроизводство юристов", "не могут устроиться на работу по специальности", "юристов много, а профессионалов мало", "рынок труда (юристов - Авт.) перенасыщен"!

И при такой-то бесперспективной картинке конкурс в ведущие юридические вузы не уменьшается. Нам говорят, что количество абитуриентов в 2011 г. сократилось на 100.000 человек. А документы на юрфак МГУ подали 1679 молодых людей, что на 15,2% больше, чем в прошлом году! И конкурс - 10 человек на место вместо 8! И проходной балл - 342 (из 400 возможных) вместо 322 год назад!

Кому-то очень хочется доказать, что все (!) наше юридическое образование - плохое, что все (!) юридические вузы готовят плохих юристов. Но это не так! Есть вузы, которые готовят хороших юристов. Их, может быть, около сотни. И их нужно выявлять и поощрять. А есть те, кто "готовит" лиц с бумажкой о высшем юридическом образовании. Их тоже нужно выявлять и закрывать. Даже если их большинство. Ну а у тех, кто оказался в середине, есть шанс подтянуться к лучшим. Именно для этого создан и запущен в действие механизм общественной аккредитации вузов, проводимой Ассоциацией юристов России.

Теперь о том, что сегодня мотивирует абитуриентов при выборе юридического факультета. В ходе социологических исследований, проведенных Лабораторией социально-правовых исследований нашего факультета в 2008 и 2011 гг., были изучены ожидания студентов, связанные с получением диплома юридического факультета МГУ.

Каждый второй студент уверен, что обучение на юридическом факультете предоставляет возможность сделать успешную карьеру (51,1%). Примерно треть полагает, что имеют шанс получить престижную профессию (29,6%), не меньше привлекает и возможность общения в высокоинтеллектуальной профессиональной среде (32,8%). Четверть респондентов (25,3%) отмечает статусность юридической специальности. Каждый десятый студент считает, что сможет получить хорошую работу за рубежом или продолжить там свое образование (9,8%).

В сравнении с 2008 г. по-прежнему получение диплома юридического факультета МГУ рассматривается студентами как хороший старт для построения собственной карьеры (2008 г. - 48,4%; 2011 г. - 51,1%).

КонсультантПлюс: Работа юриста всегда считалась престижной и почетной, поэтому конкурс на юридический факультет всегда был высоким. Но стать хорошим юристом непросто, и одного обучения в вузе недостаточно. Как Вы считаете, какой набор знаний и умений нужно иметь выпускнику юридического вуза, чтобы заинтересовать работодателя?

Что бы Вы посоветовали учесть тем, кто только собирается учиться на юриста, чтобы потом они не разочаровались в профессии?

Александр Константинович: О конкурсе я уже говорил. Он, действительно, высокий. И то правда, что стать хорошим юристом непросто. Достаточно ли лишь обучения в вузе или нет - это отдельный вопрос. Поговорим об этом позднее.

Что же касается набора знаний и умений выпускника, то при его определении я предлагаю использовать объективные критерии не "на входе", по принципу "давайте посмотрим, что там у вас записано в стандартах и программах?" (написано почти у всех одинаково), а "на выходе" - через отношение к выпускнику работодателя.

Первый критерий: взял работодатель выпускника на работу по специальности или нет. Второй - сколько он ему платит.

В 2010 г. Исследовательский центр рекрутингового портала www.superjob.ru провел исследование, изучив резюме нескольких тысяч выпускников наиболее известных российских вузов. Как показало исследование, в наиболее выигрышном положении находятся обладатели дипломов юридического факультета МГУ - средняя зарплата наших выпускников, закончивших обучение в 2000-2005 гг. и работающих по основной или смежной специальности, составляет 80 тысяч рублей. Исследование показало также, что 95% таких выпускников трудоустроились по специальности (смежной специальности). Второе и третье места рейтинга разделили МГЮА и Санкт-Петербургский государственный университет. Средняя заработная плата специалистов, окончивших данные вузы и работающих в сфере юриспруденции, составляет 74 тысячи рублей, а процент трудоустроившихся составляет соответственно 98% и 95%. Следовательно, эти и еще несколько десятков вузов дают выпускнику такой набор знаний и умений, который удовлетворяет работодателя.

Отсюда и совет тем, кто собирается учиться на юриста: выберите достойный вуз. Выбрать его, как я уже говорил, вам помогут результаты общественной аккредитации, проводимой в настоящее время Ассоциацией юристов России. Кстати, названные вузы (а также Уральская и Саратовская академии права) получили ее первыми.

КонсультантПлюс: Когда говорят о профессии юриста, прежде всего представляют адвоката, прокурора или судью, т.е. главных участников любого судебного процесса. Правильно ли такое представление? Чем чаще всего приходится заниматься дипломированному юристу на практике?

Как Вы можете объяснить, что многие ключевые посты в России, в т.ч. президента и премьер-министра, занимают люди с юридическим образованием? Значит ли это, что юридическое образование открывает перед человеком большие возможности?

Александр Константинович: Конечно, профессия юриста не сводится к названным профессиям, а сфера действия юристов - к судебному процессу. В правоприменительной сфере большинство составляют, наверное, юристы корпораций, учреждений, организаций. А есть еще правотворческая, научная и преподавательская работа. При этом, согласно оценкам Росстата, в настоящее время из примерно 1,5 млн. граждан, имеющих высшее юридическое образование, по специальности работают не более 50% (730,1 тыс. человек), при этом пятая часть из них работает в Москве и примерно 6,3% - в Санкт-Петербурге . Численность адвокатов в России оценивается в 55 000 - 60 000 человек.

Могу привести некоторые данные, актуальные на 2009 г., о том, в каких сферах приходится работать выпускнику-юристу. Большинство работников с высшим юридическим образованием занято в МВД России (212090 чел.), затем идет Генпрокуратура РФ (29781 чел.), МЧС России (3480 чел.), Минобороны РФ (1500 чел.), Верховный суд РФ (516 чел.), Минюст России (468 чел.), Конституционный суд РФ (119 чел.). Кроме того, выпускники устраиваются в корпорации, например, в ОАО "РЖД" трудилось на момент исследования 4020 человек, а в ОАО "ФК Уралсиб" 993 человека.

Интересно, в связи с этим, посмотреть, как ответили на вопрос о том, в какой сфере хотели бы реализовать себя студенты юридического факультета МГУ в ходе опросов 2008 и 2011 гг. Большинство студентов собираются после получения диплома выстраивать собственную бизнес-карьеру (35,4%), поступить на государственную службу (17,4%) или продолжить обучение за рубежом (11,6%). За 4 года изменились установки большинства студентов на построение своей будущей карьеры. Если опрос 2008 г. показал, что 73,1 % респондентов хотели бы заняться бизнесом, то в 2011 г. таковых оказалось 35,4%. Вдвое меньше студентов стремятся (2008г. - 13%; 2011г- 6,2%) и преподавательской деятельностью (2008г. - 17%; 2011г- 8,3%).

В то же время не изменилось количество желающих поступить на государственную службу (2008 г. - 17,5%, 2011 г. - 17,4 %). И это не так уж и много, если учесть, что люди с юридическим образованием занимают ключевые посты в России с давних пор. Достаточно вспомнить таких политических и общественных деятелей - выпускников юридического факультета Московского университета, как С.А. Муромцев - первый председатель первой Государственной Думы, Г.Е. Львов - первый председатель Временного правительства. Или М.С. Горбачев - первый Президент СССР, А.И. Лукьянов - председатель Верховного Совета СССР. То же происходит и сегодня. Например, В.Д. Зорькин - председатель Конституционного суда РФ, В.М. Лебедев - председатель Верховного суда РФ, И.И. Шувалов - первый вице-премьер Правительства РФ.

И не только в нашей стране, например: С. Берлускони - председатель Совета Министров Италии закончил юридический факультет Миланского университета; Дж. Гиллард - премьер-министр Австралии - университеты Аделаиды и Мельбурна; Б. Обама - Президент США, лауреат Нобелевской премии мира - школы права Колумбийского и Гарвардского университетов, он бакалавр права; Н. Саркози - Президент Франции - Университет Париж Х Нантер, он магистр права, адвокат; Хайнц Фишер - Федеральный президент Австрии - юридический факультет Венского университета, он также профессор Инсбрукского университета; Т.К. Халонен - Президент Финляндии - Хельсинкский университет и др.

Очевидно, что основой образования юриста являются знания о государстве (как форме существования общества, как организации политической власти, управляющей всеми процессами жизни общества) и праве (как регуляторе отношений между людьми). К тому же многовариантность, нестандартность и динамика этих общественных отношений требуют от юриста такого же мышления - многовариантного, нестандартного, динамичного и соответствующей деятельности, порождающей нечто качественно новое, уникальное с точки зрения истории человеческого общества (например, новая Конституция, Гражданский кодекс). А это уже творчество. Не случайно среди юристов так много не просто творческих личностей, но личностей выдающихся. Например, выпускниками юридического факультета МГУ являются: литераторы Я.П. Полонский, А.Н. Афанасьев, А.Н. Островский, Л.Н. Андреев; певец Л.В. Собинов; композитор Н.Г. Рубинштейн; художник В.В. Кандинский; философы И.А. Ильин и С.Л. Франк; богословы С.Н. Булгаков и патриарх всея Руси Алексий I (Симанский).

КонсультантПлюс: В чем Вы видите основные проблемы юридического образования? Считаете ли Вы необходимым что-либо изменить? Что именно?

Александр Константинович: Сегодняшнее состояние юридического образования я определяю как парадокс "Невского экспресса". Помните, в ноябре 2009 г. этот скорый поезд был подорван на маршруте Москва-Санкт-Петербург, погибли люди. Анализируя причины этой трагедии, эксперты и журналисты отмечали первый парадокс: машинист не виноват, он действовал в соответствии с инструкцией, но инструкции писались в те годы, когда скорость поездов не превышала 100 км/час. А "Невский экспресс" шел 200! Парадокс второй: реакция представителя железнодорожной компании-перевозчика: "Наша задача - максимально сократить время передвижения, поэтому 200 км/час на этом участке были, есть и останутся!" . А мы-то, наивные, думали, что первая задача - безопасность пассажиров! Так может быть, задачи и инструкции пора поменять?

Такая же ситуация с российским юридическим образованием: все вроде бы следуют привычным установленным инструкциям. Но (за исключением нескольких десятков ведущих вузов) производят не юристов, а лиц с дипломами о юридическом образовании. Так может быть, нам поменять "инструкции", регламентирующие юридическое образование, начиная с определения его задач? Впрочем, задача уже определена, и определена однозначно - качество подготовки юристов.

Качество - категория объективная: имеются внутренние и внешние его составляющие. Внутренние характеризуют преимущественно работу внутри вуза, позволяют судить о его способности подготовить "на выходе" юриста с определенным набором знаний, умений и навыков. Это: а) квалификация преподавательских кадров; б) методическое обеспечение учебного процесса, прежде всего наличие в конкретном вузе качественных учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, образовательных траекторий и технологий, соответствующих образовательным стандартам и традициям этого вуза; в) уровень материально-технической базы (библиотеки, включая электронные ресурсы, ситуационные залы, мультимедийное оборудование, справочно-поисковые системы по законодательству и пр.); г) интеграция юридического образования и юридической науки; интеграция юридического образования и практики; интеграция национального и европейского (мирового) образования в деятельности конкретного вуза.

Внешние (по отношению к вузу) составляющие качества характеризуют преимущественно общую политику и конкретную работу государства и общества по надлежащему обеспечению вузов. Во-первых, "подпитки" вузов талантливыми молодыми людьми "на входе", то есть система отбора в вузы, обеспечивающая равный доступ к юридическому образованию. Во-вторых, проверку качества выпускников "на выходе" (независимая оценка качества - государственные "внешние" квалификационные экзамены). В-третьих, переподготовку юридических кадров.

Конечно, деление это весьма условно. Возьмем, например, качество преподавательских кадров. Оно, конечно, зависит от того, как готовят профессоров и преподавателей научно-педагогические школы университетов и юридических академий и, прежде всего, для себя (внутренний фактор). Но изначально предопределяется все же уровнем материального обеспечения их жизни и деятельности, их социальной защищенности, престижности профессии. А это зависит от политики и возможностей государства.

Перечисленные выше составляющие качества подготовки юридических кадров объективны, известны давно и, в общем-то, никем не отрицаются. Почему же тогда так много непонимания, особенно в диалоге чиновников с представителями корпорации юридического образования? Дело в том, что перечисленные элементы качества - категории традиционные, постоянные, во всяком случае, изменяющиеся медленно (по историческим меркам). А вот требования к каждому элементу, к его наполнению в данный отрезок времени - это категории переменные, зависящие от многих изменяющихся факторов. Поэтому все говорят вроде бы об одном и том же, но слышат все по-разному.

Возьмем, например, интеграцию юридического образования и практики. Как решалась эта задача пять, десять, двадцать, тридцать лет назад? Студенты проходили практику. И все преподаватели старой университетской школы считают, что так должно быть и поныне. И они правы: так было всегда и давало отменный результат. А вот современный работодатель не хочет тратить свои деньги и время на доводку выпускника. Ему подавай выпускника уже со стажем работы в год-два. И он по-своему прав: появились новые требования к "старой" составляющей качества! Мы понимаем проблему и предлагаем конкретные пути ее решения.

КонсультантПлюс: Школа теоретической подготовки на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова всегда была одной из лучших. Но есть такое мнение, что в МГУ готовят в основном юристов для науки, нежели для практики. Верно ли это? Как организована в МГУ практическая подготовка будущих юристов? Какую роль в подготовке юристов играют юридические клиники?

Александр Константинович: Московский университет - старейший в ряду классических российских университетов. Особенностью же образования, предоставляемого ими, всегда был и остается его фундаментальный характер. Годовые курсы теории государства и права, российской и зарубежной истории государства и права, конституционного права, римского права, других фундаментальных дисциплин закладывают основу, на которой далее каждый становится специалистом в избранной правовой сфере. Мы не натаскиваем на право, а учим понимать механизм его действия. Это дает возможность нашему выпускнику самообучаться, воспринимать динамично развивающееся законодательство и практику его применения, участвовать в правотворчестве. Именно поэтому наши выпускники - одни из самых востребованных на практике. Достаточно посмотреть объявления работодателей. Да и рейтинги подтверждают это.

Одновременно наши студенты имеют реальные возможности получить и необходимые практические навыки. С 2007 г. на факультете специально для этих целей действует программа дополнительного профессионального образования студентов, в рамках которой занятия (не только отдельные лекции, но и специальные курсы) проводят ведущие юристы-практики. Они направлены на развитие общих профессиональных практических навыков юриста, на усвоение практических аспектов правоприменения в тех или иных областях правового регулирования, например, конкретных видов сделок. Все занятия программы проводятся в виде факультативов, и у студентов всегда есть возможность выбора интересующего их практического курса в зависимости от года обучения.

Наряду с этой формой обучения студентов практическим навыкам работы, которая все же носит аудиторный характер, есть еще и возможность настоящей работы в "полевых" условиях - это юридические практики (около 50 организаций-баз, с которыми заключены договоры) и юридические клиники (с 2004 г.), участие в работе которых по решению Ученого совета факультета приравнивается к прохождению практики. Клиники работают под руководством преподавателей и на безвозмездной основе - это обязательные условия.

КонсультантПлюс: Работа современного юриста изменилась кардинально с появлением информационных технологий. Они позволяют экономить время, делают работу юриста более эффективной, принимают на себя основную часть рутинной нагрузки. Уверенное владение передовыми технологиями и, в частности, умение использовать справочные правовые системы, стало своеобразным стандартом качества выпускников юридических вузов. Расскажите, пожалуйста, как организовано изучение информационных правовых систем на юридическом факультете МГУ? Достаточен ли, по Вашему мнению, объем аудиторной нагрузки, отведенный на это новым образовательным стандартом по направлению подготовки бакалавров юриспруденции?

Александр Константинович: Да, это так. Еще в 1985 г. на факультете по инициативе и под руководством С.М. Шахрая была создана специализированная лаборатория правовой информатики и кибернетики. Ее основной задачей было и остается обеспечение преподавания курса правовой информатики студентам факультета. Еще до появления таких справочных правовых систем (СПС), например, как КонсультантаПлюс, программой этого курса предусматривалось практическое изучение единственной существовавшей тогда АИПС "Законодательство", которая была разработана Научным центром правовой информации при ВНИИСЗ. Ее основу составляли нормативные акты СССР и РСФСР, судебная практика.

В настоящее время курс правовой информатики предусматривает изучение таких вопросов, как понятие и структура правовой информации, учет и регистрация нормативных актов, государственная политика и правовое регулирование обеспечения доступа к правовой информации и др. Также студенты получают практические навыки работы со всеми основными представленными в России СПС. Кроме доступа к полным версиям СПС в компьютерных классах факультета (во время практических занятий и самостоятельной работы) все студенты получают от фирм-разработчиков учебные диски. По результатам работы в семестре лучшие студенты получают кроме зачета еще и сертификаты от фирм-разработчиков. Важную роль в стимулировании студентов к изучению СПС играют проводимые на факультете компанией "КонсультантПлюс" и лабораторией конкурсы на знание системы КонсультантПлюс (победители конкурса получают от компании "КонсультантПлюс" именные стипендии), а также межвузовские олимпиады, в которых активно участвуют и команды нашего факультета.

Что касается объема аудиторных занятий в новых стандартах, то эта проблема вполне обсуждаемая и решаемая. Сделать это можно не путем увеличения часов для изучения соответствующих дисциплин, а разработкой новых типовых учебных программ. Соответствующие предложения можно внести в соответствующую комиссию УМО по юридическому образованию.

КонсультантПлюс: Вы возглавляете юридический факультет уже много лет. Какие у факультета ближайшие и перспективные планы? Каких изменений ждать студентам и преподавателям?

Александр Константинович: Основные планы, происходящие и грядущие изменения связаны с переходом на новые образовательные стандарты. Как известно, МГУ имеет право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и требования к образовательным программам . Такие стандарты по направлению "Юриспруденция" нами разработаны и введены в действие. На их основе мы планируем развивать четыре приоритетных направления: практика, воспитание, магистратура, материально-техническое обеспечение учебного процесса. Расскажу о каждом направлении подробнее.

Практика. Новые стандарты в полном соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" предусматривают увеличение объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования . В новом стандарте количество часов на практику резко увеличено, что создает предпосылки для интеграции юридического образования и практики. Это процесс двусторонний. Именно здесь должна решаться проблема "доводки" выпускников классических вузов до требований работодателей. Мы планируем также существенно увеличить количество баз практики, заключив договоры с потенциальными работодателями (особенно испытывающими трудности в юридических кадрах). В идеале нужно стремиться к тому, чтобы каждый выпускник нашел своего работодателя еще на практике. Тогда практика станет подготовкой к работе именно в этой организации или аналогичных ей.

Воспитание. Согласно упомянутому выше Указу Президента РФ новые стандарты должны предусматривать также формирование у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону . Великий русский философ, выпускник юридического факультета Московского университета И.А. Ильин много лет назад писал: "Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, оно вооружает противодуховные силы, оно развязывает и поощряет в человеке "волка"" . Решение данной задачи - дело непростое. Здесь возможно несколько направлений. Одно из них - введение системы новых (увеличение объема старых) обязательных предметов (см. выше) и факультативов, направленных на формирование у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению. Однако главное и самое сложное состоит в том, чтобы воспитывать не словами, а делами, в том, чтобы обеспечить такую систему набора абитуриентов в вузы, обучения студентов и устройства выпускников на работу, которая полностью соответствует закону, исключает любые проявления коррупции.

Магистратура. Речь идет о разработке и внедрении системы магистерских программ, причем не только кафедральных, но и межкафедральных, межфакультетских, (например, по энергетическому праву и охране окружающей среды - совместно с факультетами географическим и экономическим). Кроме того, мы будем предлагать международные магистерские программы, предполагающие выдачу дипломов двух вузов. Буквально месяц назад Ученый совет факультета утвердил такую программу. Она будет реализовываться совместно с юридическим факультетом Регенсбургского университета (ФРГ).

Материально-техническое обеспечение (МТО). По свидетельству Ассоциации юристов России, одной из основных причин сохранения недостаточно высокого уровня юридического образования в стране являются "проблемы с материальной базой обучения" . Главная моя задача - всеми силами способствовать завершению строительства нового корпуса для юрфака (IV гуманитарный корпус МГУ). По постановлению Правительства РФ от 8 июня 2011 г. № 447 в 2011-2013 гг. будут осуществлены соответствующие бюджетные инвестиции за счет средств федерального бюджета. Срок ввода в эксплуатацию - 2013 г. Мы надеемся, что переедем в новый корпус даже раньше. Вторая задача МТО - техническое и информационное обеспечение учебного процесса. Минимальные требования к нему понятны: для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым правовым системам. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет . Представляется, что приоритетными задачами и соответствующими им направлениями деятельности здесь могут стать организация электронной библиотеки, внедрение автоматизированной системы управления учебным процессом.

Очевидно, что сегодня (как, впрочем, и всегда на протяжении истории российских университетов) в студенческой аудитории происходят стремительные изменения. Студенты - наиболее динамичная часть общества. Меняются технологии, социальные реальности. Какие особенности нового поколения студентов-юристов Вам кажутся наиболее значимыми, характерными? Как, по Вашему мнению, эти изменения воздействуют на систему современного вуза, труд преподавателей-юристов? - Алексей Анатольевич Александров, профессор кафедры правового обеспечения управленческой деятельности МГИМО(У) МИД России (г. Москва).

Александр Константинович: Портрет студента юрфака МГУ примерно таков. Очень молод: три четверти студентов первого курса - несовершеннолетние . На "ты" с компьютером и поисковыми системами по праву. Владеет колоссальным объемом общей информации. Как правило, знает иностранный язык. В основном более индивидуалист, чем коллективист. Решать свои личные учебные проблемы предпочитает не сам, а через родителей. Навыки ежедневной самостоятельной работы и самоконтроль могли бы быть и выше. Все это нельзя не учитывать в работе со студентами. Мы, в частности, большое внимание уделяем организации работы с родителями, текущему контролю, работе преподавателей-кураторов и студентов-наставников.

Интересна и мотивация студентов к учебе. Результаты социологических опросов 2008 и 2011 гг. свидетельствуют о том, что подавляющее большинство студентов находят обучение на юридическом факультете увлекательным и интересным (86,5%), только один человек из двадцати опрошенных заявлял об отсутствии интереса к учебе, а 7,9% затруднились с ответом. В два раза по сравнению с 2008 г. сократилось число студентов, утверждающих, что учиться им мешает разочарование в специальности. Подавляющее большинство студентов не отказались бы от намеченной образовательной стратегии, даже будь у них такая возможность, не поменяли бы ни вуз, ни факультет (79%).

Какие человеческие качества для юриста Вы считаете наиболее важными? - Мария (г. Архангельск)

Александр Константинович: Совестливость. Качество ныне почти утраченное. Закон зачастую позволяет многое. А совесть - только то, что ты сам считаешь допустимым, справедливым с точки зрения добра и зла.

Фундамент вузовского образования - знания, полученные в школе. Как, по Вашему мнению, обстоят дела в сфере правовой подготовки? Можно ли говорить, что школа сегодня обеспечивает закладку такого фундамента? Как должно быть организовано изучение права в средней школе? - учитель обществоведения (г. Москва)

Александр Константинович: К сожалению, именно в части правовых знаний такой фундамент в школе не закладывается. И прямое следствие этого - отсутствие вступительных испытаний в юридические вузы по праву. Что сказали бы наши коллеги, если бы на математический факультет не сдавали бы математику, на физический - физику, на химический - химию, на биологический - биологию, на исторический - историю, на иняз - языки и т.п.? Вопрос риторический!

Юристы раньше учились 5 лет. После перехода на бакалавриат срок обучения стал 4 года. На какой "стартовый" оклад может рассчитывать бакалавр юриспруденции в Москве? Изменится ли он по сравнению с окладом выпускника-специалиста? Вообще, насколько реально бакалавру найти хорошую работу без стажа по специальности? - Илья (г. Тула)

Александр Константинович: Ответы на эти вопросы даст только время. Можно предположить, что в течение первых лет отдельные госорганы и организации (например, суды, прокуратуры) вообще постараются не брать бакалавров. Однако нужно иметь в виду, что бакалавриат по закону об образовании - такое же высшее образование, как и специалитет и магистратура. Ну а кроме того, только от конкретного вуза зависит, какого качества бакалавров тот будет готовить. Мы, например, сделали такие стандарты и учебные программы подготовки бакалавров, которые позволяют готовить студентов не хуже, чем мы это делали и пока делаем в рамках специалитета. В основном за счет возможности выбора того или иного учебного профиля подготовки.

Многие студенты на старших курсах начинают работать. В итоге к выпуску из университета они имеют стаж, им легче устроиться по специальности. Как Вы относитесь к работе ваших студентов? - Анна (г. Москва)

Александр Константинович: Этот вопрос нужно решать дифференцированно. По моему мнению, студент на 1-3 курсах работать не должен, да и не может физически: мы подсчитали, если выполнять досконально учебную программу, нужно работать 8-9 часов в сутки, включая субботу! На четвертом - пожалуйста, но не в ущерб учебе. На 99% такого же мнения придерживаются, насколько мне известно, наши выпускники, которые ныне руководят лучшими юридическими службами крупнейших корпораций.

Мне, студенту 2 курса, предстоит выбрать специализацию. Посоветуйте, что выбрать? Какие юридические специальности будут наиболее востребованы на рынке труда через 2-3 года? - Андрей (г. Москва)

Александр Константинович: Как и сегодня, это специалисты в области частного права (ныне его изучают в рамках кафедр гражданского, предпринимательского, коммерческого права); в области финансового и налогового права. Стремительно растет интерес к энергетическому законодательству. Хочется надеяться, что увеличится спрос на специалистов по экологическому праву. Но хочу подчеркнуть, что хорошо подготовленный выпускник будет востребован с любой специализацией!

КонсультантПлюс: Спасибо большое за интервью. Что бы Вы хотели пожелать нынешнему студенту?

Александр Константинович: Быстрее взрослеть, чтобы понимать, что учеба - это ежедневная и тяжелая работа, порою рутинная и скучная. Но нужно выполнить ее хорошо, чтобы сделать решающий шаг в успешное будущее!


Декан - профессор Голиченков Александр Константинович

Юридический факультет МГУ является признанным центром подготовки высококвалифицированных правоведов. Это старейший в Московском университете факультет, ведущий свое начало с момента основания университета в 1755 г.

Юридический факультет МГУ - ведущее учебное и научное юридическое заведение. На укрепление лидерства факультета направлены усилия лучшего научно-педагогического коллектива, включающего как признанных руководителей ведущих научных юридических школ, членов Научно-консультативного совета при Верховном суде РФ, аналогичных советов при других органах государственной власти России и ее субъектов, так и молодых преподавателей - выпускников аспирантуры факультета.

Ученые факультета осуществляют широкую программу научно-исследовательских работ в различных областях юридической науки, активно участвуют в совершенствовании российского законодательства, научном консультировании государственных органов и международных организаций.

Юридический факультет имеет Свидетельство № 1 о прохождении общественной аккредитации в Ассоциации юристов России.

Юридический факультет неизменно занимает высшие строки в наиболее престижных общенациональных рейтингах, оценивающих качество образовательных услуг, объемы научной работы, влияние на принимаемые государственно-властные решения.

Факультет лидирует в Национальном рейтинге университетов по категории «Юриспруденция». Также он занимает первое место в рейтинге по числу партнеров юридических фирм, окончивших факультет, а также в рейтинге вузов по количеству выпускников, нанятых юридическими фирмами.

Юридический факультет - лидер по уровню заработной платы выпускников, завершивших обучение в 2010-2015 гг.: выпускники могут в среднем рассчитывать на 95 000 рублей в месяц в Москве.

В новом учебном корпусе, где располагается факультет, имеются современные учебные аудитории, компьютерные классы, лингафонные кабинеты, зал судебных заседаний, библиотечно-информационный центр, музей, шахматный клуб, Криминалистический центр. Учебные аудитории факультета оснащаются мультимедийным оборудованием, в том числе компьютерами с доступом к сети Интернет, справочным правовым ресурсам, уникальными методическими материалами преподавателей факультета.

В составе факультета 16 кафедр:

  • административного права (зав. кафедрой - заслуженный юрист РФ профессор А.П. Алехин),
  • гражданского права (зав. кафедрой - заслуженный деятель науки РФ профессор Е.А. Суханов),
  • гражданского процесса (зав. кафедрой - заслуженный деятель науки РФ профессор М.К. Треушников),
  • иностранных языков (зав. кафедрой - доцент Т.И. Тарасова),
  • истории государства и права (зав. кафедрой - профессор В.А. Томсинов),
  • коммерческого права и основ правоведения (зав. кафедрой - профессор Е.А. Абросимова),
  • конституционного и муниципального права (зав. кафедрой - заслуженный деятель науки РФ профессор С.А. Авакьян),
  • криминалистики (зав. кафедрой - профессор И.В. Александров),
  • международного права (зав. кафедрой - доцент А.C. Исполинов),
  • предпринимательского права (зав. кафедрой - заслуженный юрист РФ профессор Е.П. Губин),
  • теории государства и права и политологии (зав. кафедрой - профессор М.Н. Марченко),
  • трудового права (зав. кафедрой - заслуженный юрист РФ профессор А.М. Куренной),
  • уголовного права и криминологии (и.о. зав. кафедрой - доцент В.Г. Степанов-Егиянц),
  • уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора (зав. кафедрой - профессор Л.В. Головко),
  • финансового права (зав. кафедрой - доцент М.Ф. Ивлиева),
  • экологического и земельного права (зав. кафедрой - заслуженный деятель науки РФ профессор А.К. Голиченков).

Также в составе факультета работает лаборатория по политологии, лаборатория социально-правовых исследований и сравнительного правоведения, лаборатория правовой информатики и кибернетики.

Виды подготовки и формы обучения

Бакалавриат

Основным видом подготовки на юридическом факультете является подготовка по программе бакалавриата по направлению «юриспруденция» как первого этапа подготовки по уникальному образовательному стандарту «интегрированного магистра» МГУ. Форма обучения - очная. План приема: 304 бюджетных и 130 договорных мест. Сдаются ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и истории, а также дополнительное вступительное испытание по обществознанию.

В процессе обучения студенты последовательно изучают полный комплекс базовых юридических дисциплин: конституционное право, административное право, муниципальное право, финансовое право, налоговое право, гражданское право, гражданский процесс, уголовное право, уголовный процесс, криминалистику, экологическое право, земельное право, трудовое право, право социального обеспечения, международное право, международное частное право, прокурорский надзор, предпринимательское право, коммерческое право, семейное право и другие правовые дисциплины, а также иностранный язык, логику, социально-гуманитарные дисциплины.

На протяжении обучения студенты проходят практику в суде, иных органах государственной власти, в юридических департаментах фирм и предприятий.

Подготовка в бакалавриате ведется по одному из профилей: государственно-правовому, гражданско-правовому, уголовно-правовому.

Отделение «Второе высшее образование»

Специальное отделение «Второе высшее образование» предназначено для лиц, имеющих высшее образование и желающих получить второе высшее образование в области юриспруденции.

Подготовка осуществляется по программе бакалавриата в очно-заочной (вечерней) форме на договорной основе. План приема - 170 мест. Сдается обществознание (письменно) в пределах школьной программы.

Обучение на отделении предусматривает изучение юридических дисциплин в полном объеме. Подготовка в бакалавриате ведется по одному из профилей: государственно-правовому, гражданско-правовому, уголовно-правовому.

Нормативный срок обучения 4 года. При успешном освоении учебного плана срок обучения может быть сокращен до 3 лет (6 семестров).

Выпускники отделения имеют возможность продолжить обучение в магистратуре.

Магистратура

На юридическом факультете действуют программы подготовки магистров как самостоятельные, так и являющиеся вторым этапом обучения по образовательному стандарту «интегрированного магистра» МГУ.

План приема по очной форме обучения: 228 бюджетных мест, 50 мест с оплатой обучения; по очно-заочной (вечерней) форме - 50 мест с оплатой обучения. При поступлении сдается письменный экзамен по правоведению. Нормативный срок обучения - 2 года.

Юридическим факультетом предлагаются магистерские программы по наиболее востребованным в настоящее время научно-практическим специализациям:

  • Актуальные проблемы административного права и процесса
  • ВТО и региональные интеграционные объединения (ЕС и Евразийский Экономический Союз)
  • Гражданское и административное судопроизводство
  • Информационные правоотношения в инновационной экономике
  • История государства и права и сравнительное правоведение
  • Коммерческое и договорное право
  • Конкурентное право
  • Конституционно-правовые проблемы организации государственной и муниципальной власти в Российской Федерации
  • Корпоративное право
  • Криминалистика в правоприменении
  • Криминалистическое сопровождение и защита бизнеса
  • Магистр международного частного права
  • Магистр частного права
  • Международное экономическое (коммерческое) право
  • Налоговое администрирование, налоговое консультирование и защита прав налогоплательщика
  • Право и государство: теория и практика
  • Правовая система России в контексте международного права (для иностранных граждан)
  • Правовое обеспечение предпринимательской деятельности (Право и бизнес)
  • Правовое регулирование использования земель и создания объектов недвижимости
  • Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
  • Труд, государство, бизнес: правовые аспекты взаимодействия
  • Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
  • Уголовный процесс, судебная власть, прокуратура и адвокатура
  • Юрист в органах публичной власти

Имеется возможность продолжить образование в аспирантуре.


Обучение иностранных граждан

Наряду с российскими студентами на факультете по очной форме на договорной основе обучаются граждане из ближнего и дальнего зарубежья.

Для иностранных граждан доступны все виды подготовки: бакалавриат и магистратура.

Подготовительные курсы

На юридическом факультете работают . Занятия на курсах проводят преподаватели МГУ по следующим предметам: русскому языку и литературе, обществознанию, праву, истории России, иностранным языкам (английский, немецкий, французский).

Учебный курс рассчитан на 8 месяцев для учащихся выпускных классов, на 6 месяцев - для учащихся 10 классов, на 4 месяца - для учащихся 9 классов. Занятия проводятся в аудиториях факультета три-четыре раза в неделю.

Обучение на подготовительных курсах осуществляется на договорной основе.

Школа права

Обучение слушателей проводится в вечернее время на договорной основе под руководством ведущих преподавателей факультета, а также специалистов-практиков. По окончании обучения выдается свидетельство о повышении квалификации.

Сегодня Тверской районный суд Москвы рассмотрит ходатайство следствия об аресте сроком на 2 месяца 37-летнего заместителя декана юридического факультета МГУ им. Ломоносова Владимира Степанова-Егиянца.

Юрист подозревается в совершении преступления по ч. 4-й статьи 159-й УК РФ - "Мошенничество в особо крупном размере". Если вина правоведа, будет доказана следствием, он может провести в тюрьме до 10 лет.

Владимира Степанова-Егиянца задержали вечером в его московской квартире сотрудники Главного следственного управления СК РФ по Москве совместно с оперативниками ФСБ России. Заместителя декана юрфака МГУ доставили в здание столичного управления СК РФ на Арбате, где ему предъявили обвинение в мошенничестве в особо крупном размере.

Якобы речь в постановлении следователя идёт о мошенничестве во время создания по контрактам с коммерческими структурами правовых и информационных баз данных. А также об оказании консультаций гражданам и коммерческим компаниям по финансовым банковским продуктам.

Скриншот © L!FE

Дело в том, что, кроме работы в МГУ, учёный является соучредителем общественной организации "Московский союз молодёжи", которая создаёт по контрактам с коммерческими и общественными организациями базы данных и информационных ресурсов в области права. Так, согласно базе "СПАРК-Интерфакс", "Московский союз молодёжи" в 2016 году продал различных информационных продуктов на 1,7 млн рублей.

По данным Лайфа, следователей заинтересовала работа фонда "Развитие юридического образования", учредителем и гендиректором которого является Владимир Степанов-Егиянц. Только в 2017 году, согласно базе "СПАРК-Интерфакс", фонд оказал различных консультаций, связанных с рынком финансовых услуг, на 1,5 миллиона рублей. Нельзя исключать, что предприимчивый юрист взял деньги за консультацию, а оказать её просто забыл, предполагает собеседник Лайфа в столичной полиции.

Однако сам задержанный юрист Владимир Степанов-Егиянц своей вины не признаёт и все обвинения отрицает. Доводам следствия в виновности юриста особо не поверил и судья Тверского районного суда Дмитрий Гордеев.

В минувшее воскресенье, 8 июля, судья Гордеев отказал следствию в аресте замдекана юрфака МГУ сроком на 2 месяца, посчитав доказательства вины юриста, представленные следователями суду, недостаточными. Суд вынес постановление о задержании Владимира Степанова-Егиянца до 10 июля и оправил его дожидаться заседания в изолятор временного содержания ГУ МВД РФ по Москве на Петровку, 38.

В ректорате МГУ им. Ломоносова и на юридическом факультете информацию о задержании Степанова-Егиянца не комментируют. Не обсуждают уголовное дело юриста с Лайфом и в столичном управлении СК РФ и полиции.

Заместитель декана юридического факультета МГУ по учебно-методической работе Владимир Степанов-Егиянц окончил юрфак в 2002 году. В 2016 году защитил докторскую диссертацию - "Методологическое и законодательное обеспечение безопасности компьютерной информации в РФ". Является заведующим кафедрой уголовного права и криминологии, членом экспертного совета Управления президента РФ по противодействию коррупции и научно-консультативного совета при Московском областном суде.

Тверской суд Москвы санкционировал арест заместителя декана юридического факультета МГУ Владимира Степанова-Егиянца. Юристу инкриминируется участие в незаконном захвате столичной компании «Автофинанс», в результате которого ее владельцу был причинен ущерб в размере около 40 млн руб. Сам господин Степанов-Егиянц отрицает какую-либо причастность к преступлению и считает себя жертвой оговора. Он и его защита просили о мере пресечения, не связанной с содержанием под стражей, но суд решил иначе.

Тверской суд столицы рассмотрел ходатайство Главного следственного управления (ГСУ) ГУ МВД по Москве о заключении под стражу заместителя декана юридического факультета МГУ Владимира Степанова-Егиянца. Юристу инкриминируется особо крупное мошенничество, совершенное группой лиц.

Как выяснилось в суде, расследование, фигурантом которого стал крупный юрист, было начало в прошлом году УВД Юго-Восточного округа Москвы по заявлению гендиректора столичного ООО «Автофинанс» (занимается различными сделками с автомобилями) Артема Бородинова. Бизнесмен сообщил, что его имущество подверглось захвату. Предприниматель узнал, что перестал числиться владельцем собственной компании - ему были предъявлены документы, из которых следовало, что он якобы добровольно вышел из состава учредителей ООО. Позже заявитель также сообщил, что из ООО были похищены его деньги и автомобиль. Размер похищенного, по данным следствия, составил более 39 млн руб., судьбу 25 млн из них правоохранители уже установили.

Было возбуждено уголовное дело о мошенничестве. А недавно из него было выделено в отдельное производство дело в отношении Владимира Степанова-Егиянца, которое ведет ГСУ столичного ГУ МВД. Основанием для привлечения маститого юриста к ответственности стали показания фигурантки дела о мошенничестве с «Автофинансом» Ольги Васильевой. Она специализировалась на оказании услуг в сфере регистрации юридических лиц. Как следовало из оглашенных в суде материалов, госпожа Васильева сообщила следствию, что в свое время ей позвонил господин Степанов-Егиянц, которого интересовало, можно ли переоформить фирму на другого владельца без ведома прежнего. Женщина якобы ответила, что можно - по поддельному паспорту, после чего по указаниям юриста и способствовала такому переоформлению. В деле есть еще один фигурант, выступавший в качестве подставного лица, некий Ломакин. На судебном заседании было также сказано, что между госпожой Васильевой и господином Степановым-Егиянцем была проведена очная ставка, на которой женщина подтвердила свою версию, а юрист отказался от показаний.

Ходатайствуя об аресте подследственного, следователь ГСУ Алексей Маврицын указал, что, оставаясь на свободе, юрист может скрыться, поскольку не имеет постоянного места жительства. В представленных в суд материалах даже говорилось, что подозреваемый «ночевал на вокзалах». Это вызвало немедленную реплику защиты, указавшей, что замдекана с 1999 года прописан в квартире своей матери в доме 4 на улице Авиаторов.

Следователь также напомнил о регалиях, заслугах и многочисленных статусных постах фигуранта дела и его членстве в общественных советах некоторых силовых структур. По его мнению, они свидетельствуют об обширных связях господина Степанова-Егиянца, благодаря которым он может оказать давление на свидетелей по делу. Юрист также, по мнению представителя ГСУ, на воле имеет возможность связаться с другими, не установленными пока участниками аферы, и согласовать с ними свои действия. Из слов господина Маврицына, кроме того, следовало, что замдекана сейчас проверяется на возможную причастность к некоторым другим преступлениям.

В свою очередь защита настаивала, что никаких реальных подтверждений участия господина причастности Степанова-Егиянца у следствия нет. Адвокат Виктор Курчин, в частности, отметил, что Ольга Васильева по ходу расследования допрашивалась неоднократно, однако показания против замдекана дала лишь на последнем допросе. Таким образом, считает защитник, женщина, находящаяся под домашним арестом, просто хочет облегчить собственную участь.

Защита также вспомнила о заслугах господина Степанова-Егиянца, но уже как о свидетельстве того, что он, авторитетный в своем деле специалист, не мог совершить приписываемое ему преступление и однозначно не станет препятствовать расследованию. Напомним, что Владимир Степанов-Егиянц - доктор юридических наук, и. о. завкафедрой уголовного права и криминологии, помощник проректора университета, член экспертного совета временной комиссии по развитию информационного общества Совета федерации, член ревизионной комиссии Фонда управления целевым капиталом МГУ, член президиума учебно-методического объединения по юридическому образованию Минобразования РФ, член Ассоциации юристов России и проч., автор работ по компьютерной безопасности. Пытался избраться депутатом Госдумы.

Защита также просила приобщить к делу поручительства за господина Степанова-Егиянца, в том числе от президента компании-производителя мороженого «Чистая линия» Армена Бениаминова, предложившего внести залог за юриста в размере 20 млн руб., а также духовника подследственного священника Владимира Щербакова. Адвокаты также ходатайствовали о приобщении к делу загранпаспорта юриста, который отказался принять следователь. Тот в ответ сказал, что поскольку фигурант проходит по делу о мошенничестве с использованием поддельного паспорта, то, «если его не арестовать, он сумеет изготовить другой документ и скрыться за границей».

Защита настаивала на мере пресечения, не связанной с арестом. Об этом просил и сам замдекана. По его словам, он стал «жертвой ситуации»: с госпожой Васильевой он действительно общался, но ни о каких мошеннических действиях с ней не договаривался и никаких указаний не давал. «Не перечеркивайте мою жизнь»,- попросил он суд.

В итоге, взвесив доводы сторон, судья Дмитрий Гордеев решил ходатайство следователя удовлетворить и арестовал Владимира Степанова-Егиянца на два месяца.

На юридическом факультете МГУ освобожден от должности заместитель декана Дмитрий Малешин, один из двух претендентов на должность главы факультета. В апреле в МГУ должны пройти выборы декана юрфака. На этот пост претендуют действующий декан Александр Голиченков, который находится на должности уже 10 лет, и Дмитрий Малешин.

По словам доцента кафедры экологического и земельного права Дмитрия Хаустова, его отстранение от должности замдекана Малешина напрямую связано с проходящими выборами.

Он был освобожден от занимаемой должности. Его трудовой договор на данной должности закончился и не был продлен. В принципе, договор всегда автоматически продлевается, но в этом случае такого не произошло, сейчас это связывают с тем, что Малешин участвует в выборах декана юрфака. Сейчас оказывается административное давление - некоторых заведующих вызывают в кабинет на разговор, - говорит он.

Обжаловать данное решение Малешин не собирается, а продолжит преподавать на кафедре гражданского процесса. При этом он не откажется от участия в выборах.

Я остаюсь профессором университета и продолжаю преподавать. В целом ситуация такая, что впервые за долгое время выборы проходят на альтернативной основе, где участвую я и действующий декан. Меня поддержала где-то половина кафедр., - рассказал Малешин.

В деканате факультета опровергают эту версию и заявляют, что Малешин сам не подал документы в кадровый отдел по истечении срока действия своего договора.

Ему предлагали продлить контракт, но он отказался. Поэтому, за истечением срока договора, он был снят. Никакого давления на кафедры и заведующих нет, ведь все свободны в выборе. Самому Голиченкову нет смысла давить на преподавателей и заведующих кафедр, ведь за него также голосовали. Просто часть людей перестала находить общий язык с руководством, - говорит помощник декана юридического факультета МГУ Евгения Крюкова.

Заведующий кафедрой истории государства и права профессор Владимир Томсинов считает, что Голиченковым недовольны многие на факультете.

Голиченков не устраивает многих. Руководитель любого учебного заведения - это деятельность особого типа. Человек сколачивает свои группировки, причем распределение финансовых средств определяется тем, входишь ли ты в эту группировку или нет. Он просто скандалист и конфликтный человек. Если появлялась какая-либо проблема, то он ее решал с помощью скандала, - говорит Томсинов.

По его словам, к нынешнему декану есть и другие вопросы, в частности - о женевском филиале МГУ. Были также примеры, когда 20 человек подлежали отчислению, но почему-то 10 отчисляли, а оставшуюся половину - нет.

Голиченков уже 10 лет у руля факультета. Появился новый претендент на его место, и его поддержало несколько значимых кафедр, - говорит преподаватель юрфака. - Его сразу же сняли с должности, и сейчас есть некоторое напряжение по поводу выборов.

Согласно положению о выборах, деканом станет претендент, который получит наибольшее количество голосов членов ученого совета. Затем он утверждается приказом ректора.