Доклад на тему: "Развитие речи, формирования речевых умений и навыков у детей". Перспективный план работы

Формирование и развитие речевых способностей у детей занимает одно из центральных мест в современной психологии. Накоплен богатый научный опыт, опираясь на который возможно достаточно осмысленно развивать у детей дошкольного возраста речевые умения, лежащие в основе формирования высших психических функций.

Психологическая школа Л.С. Выготского рассматривает языковую способность, как отражение системы языка в сознании говорящего. «Речевой опыт человека не просто подкрепляет какие-то условно-рефлекторные связи, а ведет к появлению в организме человека речевого механизма, или речевой способности. Этот механизм именно формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма и под влиянием речевого общения» (А.А. Леонтьев). Языковая способность – это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа).

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что навыки – это «складывание речевых механизмов», а умение – это использование данных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребенка – значит развивать у него коммутативно-речевые умения и навыки.

Различают четыре вида речевых умений:

1) умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме,
2) умение аудировать, т.е. понимать речь в ее звуковом оформлении,
3) умение излагать свои мысли в письменной речи,
4) умение читать, т.е. понимать речь в ее графическом изображении. Дошкольная методика имеет дело с навыками и умениями устной речи.

Речь как средство общения между людьми в целях обмена информацией и организации совместных действий проходит ряд этапов. Прежде всего ребенку необходимо овладеть умением понимать содержание речи, обращенной на него со стороны других людей. Такое умение предполагает овладение ребенком такими функциями речи, как функции указания, функции замещения и фиксации значения, функции установления отношений между значениями (грамматика) и др.

На основе понимания содержания речевых высказываний у ребенка формируется функция подчинять свои действия и поступки (поведение) речевым указаниям взрослых. Без достаточного развития этой функции речи у ребенка не формируется множество других важнейших для человека умений и способностей: от умения подчиняться правилам до умений овладевать новыми действиями и знаниями на основе только речевых описаний и объяснений.

Формирование у ребенка способностей, обеспечивающих активное использование речи, ведет к развитию функции, которая заключается в умении организовывать с помощью речи поведение других людей. Непонимание взрослыми необходимости формирования у ребенка таких способностей может впоследствии вести ко многим недостаткам в познавательном и личностном развитии. Недостатки развития этой функции речи ведут, например, к недостаткам в формировании способностей к саморегуляции поведения и деятельности, а также к недостаткам в развитии волевых качеств.

Итак, у ребенка возникают две разные способности: способность подчиняться речевым воздействиям, направленным на него со стороны других людей, и способность самостоятельно порождать речевые воздействия, направленные на организацию определенных элементов поведения у окружающих его людей. Организующая поведение функция речи при этом оказывается разделенной с другими людьми. Следующий этап развития заключается в том, что обе эти функции координируются в одну, и формируется способность самостоятельно порождать организующие свое собственное поведение речевые указания (цели, планы, а также программы их достижения) и самостоятельно им подчиняться. Речь превращается в средство саморегуляции поведения. У ребенка формируется способность произвольно регулировать свое поведение, а позднее и свою познавательную активность. Такая способность лежит в основе последующего развития волевых способностей.

Проблемой развития речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста оставшихся без попечения родителей мы занимаемся не один год. Учителя – дефектологи, учителя –логопеды и воспитатели детского дома «Ручеёк» реализует комплексную образовательную программу развития детей от трех до семи лет. Программа рассчитана на последовательное развитие речевых способностей на протяжении четырех-пяти лет и характеризуется преемственностью. Наиболее важным направлением образовательной про-граммы мы считаем развитие речевых умений и способностей у детей.

У детей с ЗПР наблюдаются следующие нарушения речи:

Нарушение фонетической стороны речи:

* Нарушения произношения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков), полиморфность, вариативность, стойкость нарушений.
*Трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляционных установок.
*Трудности тонкой моторной дифференциации, нарушения слуховой дифференциации звуков.
*Несформированность операций слухового и кинестетического контроля, операции выбора фонем.
* Нарушения звуко–слоговой структуры слова.
* Нарушения просодической стороны речи.
* Встречаются нарушения темпа речи и нарушения голоса.

Нарушение лексико-грамматической стороны речи:

*Бедность словарного запаса.
* Неточность употребления слов, парафразии по семантическому сходству.
* Трудности актуализации словаря.
* Значительное преобладание пассивного словаря над активным.
* Несформитрованность структуры значения слова.
*Нарушения процесса организации семантических полей, лексической сис-темности.
*Аграмматизмы в речи.
*Несформированность морфологических форм словоизменения и словообразования.
* Искажение структуры предложения.

Нарушения связной речи

* Замедление темпа развития связной речи.
* Необходимость постоянной стимуляции при порождении связных высказываний.
* Трудности овладения контекстной формой речи.
* Недостаточная сформированность диалогической речи.
*Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны, лишены логической последовательности.
*В монологической речи(пересказ, рассказ) обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений, на ос-нове случайных ассоциаций происходит добавление событий, отсутствующих в тексте.
* Характер и особенности связных высказываний определяются интересом к теме рассказа и мотивацией.

Работа с детьми имеет свою специфику, которая заключается в учете особенностей протекания психических процессов у детей. И направлена: на коррекцию фонетической стороны речи, на коррекцию нарушений лексико-грамматической стороны речи и профилактику письменной речи.

Большое внимание должно уделяться в учреждениях для детей сирот формированию коммуникативных функций речи.

Зная закономерности формирования коммуникативных функций речи, педагогам следует:

Обращать внимание на развитие у ребенка умений выполнять действия по речевым указаниям; при этом стремиться: а) к постепенному расширению таких умений у ребенка на различные сферы его поведения и деятельности; б) к постепенному увеличению сложности и количества действий, задаваемых в речевых инструкциях, в соответствии с которыми организуются поведение и деятельность ребенка.
Включать в общение с ребенком такие ситуации (игровые и повседневные), где он имел бы возможность организовывать, планировать и распределять выполнение каких-либо совместных действий.
Как можно чаще (но не навязчиво!) создавать такие ситуации, где, прежде чем что-нибудь начинать делать, ребенку приходилось бы в речевой форме проговаривать, как он собирается достичь определенной им же самим цели.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение ребенка в специально спроектированные ситуации общения на занятиях, в которых педагог ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. У детей расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможности выбора языковых средств, индивидуального “речевого вклада” в решение общей задачи – на таких занятиях у детей развиваются способности выражать собственные мысли, намерения и эмоции. Педагогу для обогащения и совершенствования детской речи на занятиях необходимо: создавать вокруг детей благоприятную речевую среду (из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений.

Учитывая возрастные особенности и особенности познавательной деятельности, особое внимание в нашем учреждении уделяется использованию дидактических игр в коррекционной работе.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работы по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире. Таким образом, внедрение логопедических игровых технологий положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его всестороннее развитие.

Использованная литература:

1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Под научной редакцией И.Ю.Левченко.-М.: Книголюб, 2008.-96 с.
2. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭКС», 2001г. – 160с.

Языковая способность представляет собой особый род интеллектуальной и речевой активности, направленной на овладение языком как знаково-символической системой и проявляющейся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка. Развитие речевой деятельности в онтогенезе в отечественной психолингвистике принято понимать как развитие языковой способности (А.М. Шахнарович).

В коррекционной педагогике понятие языковой способности (Е.Н. Винарская, Л.П. Носкова и другие) имеет комплексный характер и в качестве компонентов включает:

  • восприятие словесной информации;
  • прослеживание предметных и речевых действий, ассоциирование предметных отношений с языковыми, подражание ребенка взрослому в выполнении различных движений и действий;
  • улавливание аналогий и регулярностей в речевых средствах в соотнесении с системой языка;
  • воспроизведение речевых высказываний по образцу и символизацию.

В 6-7 лет у детей с нормальным развитием речи завершается формирование подструктур языковой способности, объединенных функциональными связями. На данном этапе наиболее значимыми оказываются связи вокруг семантического компонента. Начинается стадия вторичной интеграции. Дети не только активно пользуются различными типами связей слов внутри предложения, между частями высказывания, но и начинают осваивать разные типы текстов.

В условиях бурного развития межкультурной коммуникации возрастает интерес к исследованию языковых способностей.

Традиционно при рассмотрении способностей учитывается роль задатков в развитии способностей (С.Л. Рубинштейн); различия в степени их развития рассматриваются как своеобразное сочетание различных способностей (Б.М. Теплов); способности понимаются как складывающиеся на протяжении всей жизни новообразования (А.Н. Леонтьев). При этом специальные языковые способности трактуются как индивидуально-психологические особенности личности, характеризующие легкость и быстроту приобретения лингвистических знаний, обеспечивающие скорость овладения языком и эффективность использования языка в процессе коммуникации (И.А. Зимняя, М.К. Кабардов, Л.А. Якобовец).

В последние десятилетия поиск путей совершенствования коррекционно-логопедической работы привел к сближению логопедии с психолингвистикой . Многие авторы в качестве основного дефекта у детей с общим недоразвитием речи стали называть недостаточность в развитии языковой способности. При этом происходит сбой в развитии коммуникативной, ритмической, познавательной, символической и других способностей, что выражается в снижении способности к усвоению эталонов, символов, условных заместителей, моделей.

Актуальность проблемы состоит в том, что, несмотря на наличие большого эмпирического материала по проблеме структуры способностей и значимости отдельных типов способностей при осуществлении определенного вида деятельности, сущность языковых способностей и динамика их развития применительно к практике остается неразработанной в полной мере .

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что «содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области)» .

Так, образовательная область «Речевое развитие» включает «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи…» .

Реализация данного содержания, на наш взгляд, связана с языковой способностью дошкольников.

Развитие языковой способности выступает как небезразличное отношение к речевому поведению говорящих людей и к самой языковой материи, как особая активность в усвоении и применении речевых средств для установления контактов с окружающими и обозначения предметов, их действий и качеств.

Для системного и эффективного развития языковой способности нами была разработана модель.

Модель - это схематическое изображение совокупности различных методов, приемов, условий, объединенных в единое целое и направленных на решение общей цели и частных задач.

Фундаментом модели являются следующие психолого-педагогические подходы:

  • личностно-ориентированный,
  • коммуникативно-деятельностный,
  • комплексно-тематический,
  • структурно-функциональный.

В основу данной модели легли принципы организации условий по развитию языковой способности старших дошкольников: баланс между совместной и индивидуальной деятельностью детей, предоставление условий свободы выбора, соответствие интересам воспитанников, зона актуального и ближайшего развития, принцип речевого комментирования и обыгрывания элементов среды, моделирование языковых явлений и экспериментирования, полифункциональности использования помещений и оборудования.

Данная модель раскрывает условия развития языковой способности детей старшего дошкольного возраста.

Условия можно подразделить на четыре блока:

  • учет психолого-педагогических особенностей детей,
  • требования к речи педагога,
  • построение предметно-развивающей среды,
  • предметно-практический инструментарий.

Стоит отметить, что выделение данных блоков весьма условно, они взаимодополняют и тесно проникают друг друга. В 6-7 лет начинается обучение детей навыкам звуко-буквенного анализа и первоначальным навыкам чтения. Совершенствуется система ориентировки на фонетическую сторону речи. Фонологический компонент начинает претендовать на ведущую роль вместе с семантическим компонентом языковой способности. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Требования к речи взрослого можно подразделить на требования к речи педагога и требования к речи других взрослых, такими являются и сотрудники ДОО (помимо педагогических работников), и члены семьи ребенка: родители, бабуши и дедушки, дяди и тети, а также старшие и младшие братья и сестры. По своей сущности
требования к речи взрослого будут идентичны как для первой, так и для второй группы взрослых. Отличия будут заключаться в методах и приемах работы по формированию правильной речи взрослого.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности.

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит:

  • в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и так далее), во время прогулок;
  • в процессе игр;
  • при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);
  • в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе);
  • во время праздников и развлечений и другое.

Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению, к самостоятельной речевой активности. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.

Так, в центре театрализованной деятельности ребенок может найти образы героев для пальчикового, настольного, кукольного театров, подобрать атрибуты для игры-драматизации и режиссерских игр, где всегда есть возможность развить свою фантазию, речь, ее интонацию, выразительность.

Логоритмическая студия позволяет ребенку поставить правильную речь, сформировать навыки артикуляционной выразительности речи.

В студии мультипликации дети в непринужденной обстановке, в игре развивают устную речь. Озвучивая собственные мультфильмы, дети учатся контролировать и осознанно использовать все разнообразие средств выразительности устной речи.

Компьютерный класс с оснащенной медиотекой, в которой собраны игры на развитие языковой способности старших дошкольников, также способствует развитию языковой способности. К

аждому ребенку хочется иметь свои секреты, личные, никому не рассказанные. Для этого в группах могут быть «сундучки секретов» - здесь дети раскладывают свои самые сокровенные тайны, сохраняемые в сундучках и шкатулках.

Для развития языковой способности старших дошкольников возможно использование специально организованных педагогических ситуаций, проблемных, ситуаций-иллюстраций, упражнений, языковых игр и литературных проектов.

Для самостоятельных игр в театр в каждой группе важно создать условия для обыгрывания разных литературных произведений в разных видах театра. Театрализация художественных произведений помогает воспитанникам ярче и правильнее воспринимать содержание произведений. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от дошкольников вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это несомненно способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Таким образом, решая задачи речевого развития дошкольников, необходимо помнить, что умение общаться определяет многое в нашей жизни. Развитая речь, умение ориентироваться в жизненных ситуациях речевого общения - ключ к успеху во всех видах деятельности человека, а дошкольный возраст, наиболее благоприятный к развитию как коммуникативных, так и языковых способностей человека.

Литература:

1. Диагностика социально-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ: научно-методическое пособие / под ред. Н.И. Левшиной, В.И. Турченко. - Магнитогорск, 2010.

2. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2000.

3. Шахнарович А.М. К проблеме языковой способности (механизма) // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. - 1991. - С. 185-220.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Материал предоставлен , март 2015.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кисаретова Лилия Васильевна,

педагог ШРР «Тропинка»

Куйбышевского ДДТ

Новосибирская область, город Куйбышев

Развитие языковых способностей

дошкольников через игровую деятельность

Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в

них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни.

Ш. А. Амонашвили

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.

Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности. К сожалению, последнее время очень часто родители уделяют недостаточно внимания развитию речи ребенка в раннем возрасте, что приводит к нарушению процессов речевого онтогенеза и ведет к проявлению следующих проблем: нарушенное звукопроизношение, ограниченный словарный запас, несформированность грамматического строя речи, отсутствие связной речи. Поэтому группа предшкольной подготовки – это необходимая и важная ступенька для решения проблем речевого развития будущих первоклассников.

Передо мной, как педагогом, непосредственно занимающимся развитием речи дошкольников, встал вопрос: какие же формы совместной деятельности по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми дошкольного возраста? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализировала возрастные особенности детей данного возраста. Анализ показал, что детям трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям дошкольного возраста свойственна подражательность; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка. В речевых играх тренируются умения правильно произносить звуки и различать их, описывать свойства и качества, правильно употреблять речевые конструкции и т. д. Игры в занимательной форме учат ребенка пользоваться родной речью.

Исходя из актуальности проблемы, мною была поставлена цель - обеспечение условий для развития языковых способностей дошкольников через игровую деятельность.

Показателями речевого развития являются языковые способности дошкольников: звуковая культура речи (устойчивое чистое звукопроизношение), грамматика (точное формо- и словообразование), связная речь (самостоятельное составление небольшого творческого рассказа). Этот перечень показателей, конечно, нельзя назвать исчерпывающим. Это зависит от того, какую задачу ставит перед собой педагог. Мною же были сформулированы следующие задачи:

  1. развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
  2. расширять и обогащать словарный запас;
  3. учить диалогической речи (активное участие в беседе, умение слушать, отвечать, задавать вопросы);
  4. развивать мелкую моторику рук;
  5. воспитывать интерес и бережное отношение к родному языку.

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно только в условиях эффективного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса:

  1. представлять детям возможность выбора в процессе игровой деятельности;
  1. стимулировать дошкольников комментировать (сопровождать речью свои действия);
  2. внимательно и тактично наблюдать за игрой детей;
  3. создавать условия для реализации различных видов игровой деятельности;
  4. поощрять проявление детского словотворчества;
  5. поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыты;
  6. предоставить детям право выбора средств для импровизации и самовыражения;
  1. овладевать в игровой деятельности «языком чувств».

В соответствии с данными условиями, мною определены основные направления работы по развитию языковых способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность на занятиях развития речи:

  1. воспитание звуковой культуры речи;
  2. развитие грамматически правильной речи;
  3. развитие связной речи.

Реализуя свою воспитательно-педагогическую деятельность по заданным направлениям, осуществляю подбор игрового материала:

  1. Игры на развитие звуковой культуры речи.

В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов («Придумай слово», «Строим дорожку», «Поймай слог»…);

  1. Игры на формирование грамматического строя речи.

В этом блоке собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола («Подбираем рифмы», «Домики», «Кузовок»», «Чье все это?»…);

  1. Игры на развитие связной речи.

Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Я чаще всего использую: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение», «Пойми меня», «Если бы…».

В результате реализации данной работы ребенок к концу года:

  1. овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми; в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнера, отвечает на них словом, действием, несловесными способами; выражает мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов;
  2. проявляет интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению;
  3. в высказываниях употребляет разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы;
  4. проявляет критическое отношение к речи, стремление говорить грамматически правильно;
  5. правильно произносит все звуки родного языка;

рассказывает истории, что является следствием развития фантазии.

Результаты работы по развитию языковых способностей дошколь-ников через игровую деятельность свидетельствуют о том, что речь детей активнее развивается при систематическом, целенаправленном использовании дидактических игр в ходе занятий.

Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств.

Януш Корчак

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие языковых способностей дошкольников через игровую деятельность (Творческий отчет) Кисаретова Лилия Васильевна, педагог ШРР «Тропинка» Дом детского творчества Новосибирская область город Куйбышев 2013г

Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни. Ш. А. Амонашвили

Введение Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности. В последнее время очень часто родители уделяют недостаточно внимания развитию речи ребенка в раннем возрасте, что приводит к нарушению процессов речевого онтогенеза и ведет к проявлению следующих проблем: нарушенное звукопроизношение, ограниченный словарный запас, несформированность грамматического строя речи, отсутствие связной речи. Поэтому группа предшкольной подготовки – это необходимая и важная ступенька для решения проблем речевого развития будущих первоклассников. Опыт ребенка формируется в игре. Играя, ребенок тренирует определенные умения и получает навыки. В речевых играх тренируются умения правильно произносить звуки и различать их, описывать свойства и качества, правильно употреблять речевые конструкции и т. д. Игры в занимательной форме учат ребенка пользоваться родной речью.

Цель - обеспечение условий для развития языковых способностей дошкольников через игровую деятельность Задачи: развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь). расширять и обогащать словарный запас; учить диалогической речи (активное участие в беседе, умение слушать, отвечать, задавать вопросы); развивать мелкую моторику рук; Воспитывать интерес и бережное отношение к родному языку.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ представлять возможность выбора в процессе игровой деятельности; стимулировать детей комментировать (сопровождать речью свои действия); внимательно и тактично наблюдать за игрой детей; создавать условия для реализации различных видов игровой деятельности; поощрять проявление детского словотворчества; поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыты; предоставить детям право выбора средств для импровизации и самовыражения; овладевать в игровой деятельности «языком чувств».

Основные направления работы по развитию языковых способностей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность на занятиях развития речи

РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ Ребенок к концу года: овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми; в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнера, отвечает на них словом, действием, несловесными способами; выражает мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов; проявляет интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению; в высказываниях употребляет разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы; проявляет критическое отношение к речи, стремление говорить грамматически правильно; правильно произносит все звуки родного языка; рассказывает истории, что является следствием развития фантазии.

Уровни развития языковых способностей дошкольников по итогам промежуточного обследования (диагностический инструментарий см. приложение)

Результаты работы по развитию языковых способностей дошколь-ников через игровую деятельность свидетельствуют о том, что речь детей активнее развивается при систематическом, целенаправлен-ном использовании дидактических игр в ходе занятий.

Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств. Януш Корчак …


МБОУ “Большеменгерская СОШ” Атнинского муниципального района РТ

Доклад

на тему: « РАЗВИТИЯ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»

Учитель начальных классов: Лотфуллина Ландыш Фарисовна

«Речь – это канал развития интеллекта…

Чем раньше будет усвоен язык, тем легче

И полнее будут усваиваться знания»

Н.И.Жинкин

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возрастной и школьный период. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь становится также средством познания окружающего мира, планирования действий.развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами.Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих усложняющих знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Он требует постоянного педагогического руководства.

Для успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей, необходимо создание определенных условий.

Вторе условие – это создание речевой среды. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.

Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными средствами и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Другими словами, речь развиваясь, нуждается не только в языковом нои в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материал по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Это также является условием речевого развития учащихся.

Первое требование –содержательность речи. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

Второе требование – логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично не переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз.

Следующее требование – это точность речи. Под точностью речи понимают умение говорящего пишущего не просто передать факты, наблюдения, Чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно сжато передавать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.

Ясность речи – это доступность тем людям, кому она обращена.

Говорящий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовные интересы слушающего. Речи вредит излишняя, перегруженность терминами.

Чрезвычайно важно также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое проговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить и читать выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями. И выразительность. И ясность речи предполагают также ее чистоту – отсутствие лишних слов, просторечий и выражений.

Исходя из этого, можно сформулировать общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся

Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи

Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточно лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи

Вести специальную работу по развитию речи, связывая ее с уроками русского языка, чтения, изучаемым на них материалом

Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

1.Каждый учитель современной школы уже с первых дней обучения ребенка стремиться научить его хорошо и правильно выражать свои мысли, ярко говорить и писать.

Я начала осуществление этой цели с дневника наблюдения,в котором отмечала проблемы, возникающие в речи учащихся.

Из своих наблюдений я выделила наиболее серьезные, это такие:

Нарушение звукопроизношения

Трудности в выражении своих мыслей

Непонимание вопроса и не соответствие ответа на него

Бедность словарного запаса

Отсюда и возникла необходимость в более углубленном изучении темы по развитию речи. Так как развитие речи это долгий процесс. Свою работу построила по принципу от простого к сложному, последовательно с учетом индивидуальных особенностей детей.

Определила несколько направлений:

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие слуховой памяти

Обогащение и активизация словаря

Развитие связной речи

Если ребенок различает слабо звуки на слух, искаженно сам их произносит или заменяет на другие, то он,конечно, не сможет четко представлять себе само слово.

И поэтому первоначальной задачей я определила: развитие речевого аппарата, для устранения нарушений в звукопроизношений.

В каждый урок обучения грамоте я включила речевые разминки, которые состоят из нескольких этапов, включающие разные упражнения:

Дыхательные

Артикуляционные

Дифферинцированные упражнения

Дикционнные

При выполнении дыхательных упражнений ставлю следующие задачи:

Выработать умение делать вход

Развивать умение правильно выдыхать

Научить руководить своим дыханием

Задачей второго этапа речевой разминки состоит в том, я чтобы разогреть мышцы языка, губ, щек, обеспечить им наибольшую подвижность при говорении.

Для этого включила упражнения для развития артикуляции, например «лопаточка», чашечка», футбол»

Третий этап речевой разминки основывается на чтении гласных букв или сочетаний, слогов и слов.

Вся работа с ними посвящается автоматизации одного из звуков,имеющих акустико=артикуляционное сходство и одному виду развития голоса идыхания.

В зависимости от задания,гласные или слоги читаются с различной силой голоса, с различным акцентированием и темпом.

Слова подбираются с учетом наличия букв, обозначающих оппозиционные звуки. Где предполагается

-чтение слов, сходныхпо звучанию иначертанию, но различных по значению

-чтение слов образованных способом наращивания

=чтение однокоренных слов с разными и одинаковыми приставками

Для обеспечения произнесения и запоминания использую разные шуточные рифмы,чистоговорки.

Четвертый этап речевой разминки, определял следующие задачи:

-дать образец четкого произношения в разном темпе

-научить управлять своим языком

Используются скороговорки, так они обычно содержат максимальное количество трудных мест для произношения, но благодаря многократному повторению, можно добиться чистоты выговора.

Кроме того необходимо чередовать легкие скороговорки с трудными.После четкой артикуляции звуков и медленного правильного чтения они заучиваются.Каждой разминке уделяется 5-7 минут вначале урока.

2.Дальнейшее наблюдение за речью детей, выявили трудности удержания в памяти воспринимаемых на слух групп слов. Они успевали запомнить только первое и последнее услышанное слово, не могли запомнить все элементы предложения, поэтому отвечали невпопад, терялись во время беседы с несколькими собеседниками, говорящими в быстром темпе. Не могли вспомнить названия предметов, действий, дат, прилагательных. Нередко заменяли их другими словами, относящимися прямо или косвенно к искомым словам.

Все эти проблемы говорили о нарушении слуховой памяти у детей.Основным в преодолении этой проблемы является не тоько фонематический слух, но и

Зрительная память

Прогнозирование и планирование воспринимаемой речи с опорой на зрительное висприятие предметов

Восстановление представлений о качествах предмета или действия

Соотношение предмета с категорией, к которой он относится, удержание в памяти разной степени сложности чисел.

Для расширения объема слухоречевой памяти я использую упражнения с предметными картинками.

Для тренировки слуховой пямятислова воспринимаются на слух, а затем воспроизводитьяся в том же порядке, или вводится изменение на повторе. А дети должны вспомнить услышанное и указать на изменени.

Особое значение имеют упражнения на составление кратких предложений, по схеме(кто? Что делает?Где?куда?) в последовательности от простого к сложному. Цель их ограничить многоречивость, приучить к контролю, планированию высказывания по простой сюжетной картинке, после чего идет переход к составлению несложных текстов по серии картинок.

3.Работа над словарем – это основа всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не может построить предложение, выразить свою мысль.

Работа эта состоит в его уточнении, обогащении и активации.

Словарная работа спланирована так,чтобы в ней сочетались все эти виды работы на словами. Включила толкование слов, используя словари,составление словосочетаний, предложений, подбор однокоренных слов, синонимов, амонимов, работу с пословицами, поговорками.

По мере изучения слов составляю блоки по темам. На уроках закрепления предлагаю такие задания

Объяснить значение слов

По описанию определить, что это за слово

Объединить по несколько слов и составить предложения

Составить рассказ на тему.

Для обогащения словаря, дополнительно знакомлю с другими словами, не входящими в программунапример, (знакомясь со словом –воробей- дается представление о других птицах.Или да. Домашнее задание, самим найти новые слова к определенной теме и рассказать в классе.

4.Одним из важных видов словарной работы на уроках является, активизация словаря.

Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы раз в процессе рассказа.

В.А.Добролюбов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрыть смысл слова, правильно понимать его значение.Понимание слова зависит от многих причин, прежде всегоот степени нужности этого слова ребенку. У ребенка должен быть мотив, по которому он стремиться познать смысл слова, чтобы понять прочитанное, узнать как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у школьника есть соответствующая мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово, использовать его в своей речи.

И начала я эту работу с первых дней обучения, так как обучение грамоте – первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся н только количественно, но и качественно.Свою работу построила таким образом.

Сначала изучила и проанализировала тексты и иллюстрации, подобрала упражнения по уточнению и обогащению словаря, которые знакомят детей с простыми случаями многозначности, омонимами, синонимами, антонимами,Выбрала из текстов слова и выражения, над которыми надо поработать.Подобрала разные стихотворения, дидактический материал, располагающий богатыми возможностями для уточнения и расширения словаря учащихся.

Систематическая работа по развитию речи на всех уроках дает положительные результаты.

-речь детей стала четкой, понятной,

-дети связно выражают свои мысли

-умеют внимательно иосознанно слушать, корректировать свое высказывание и других.

-словарный запас стал более активным

-меньше допускается ошибок на замену, пропуск и искажение слов

Ученики постоянно участвуют в конкурсах стихов к любому празднику и занимают только призовые места.

Знакомство с новым словом.

1.Отгадывание ребуса(загадки)

Назвать новое словарное слово? /улица/

2.Дать характеристику используя схему:

/в слове 3 слога, первый слог ударный, безударная гласная и)

4.Что такое улица?

5.Подбрать к нему однокоренные слова

/улочка, уличный,переулок, проулок/

6.Какая может быть улица?

Составить и записать несколько словосочетаний.

/широкая улица, чистая улица, оживленная улица/

7.Составить предложение с одним из словосочетаний.

8.Когда так говорят:

Будет и на нашей улице праздник.

Зеленя улица.

Закрепление изученных словарных слов.

Работа с блоком «Животные»

За-ц, к-рова, м-дведь, л-сица, с-бака

1.Объяснить правописание изученных слов.

/можно проверить с помощью сигнальных карточек/

2.К какому из этих слов можно сказать плутовка, птичница. Почему ?

Про кого говорят : верный друг человека? Почему?

Название кого из них образуется от того, что он любит е c ть?

Объясните слово заяц, корова.

/Это дикое животное, живет в лесу. У него длинные уши, быстрые ноги. Ест траву и кору деревьев. Его враги волк и лиса.

Это домашнее животное. Живет с человеком. Дает молоко, из которого делают сметану, творог, масло. Питается травой./

3.Составьте с этими словами предложение, используя их ласковое звучание.

/Собачка Жучка лежит у крыльца. Под кустом сидит маленький зайчонок. На прогулку вышла медведица с маленьким медвежонком./

Можно выполнить задание:

Дополнить предложения, используя эти слова.

/Быстроногий … спасается от лисы.

Косолапый …. хозяин леса.

Рыжая ….посетила наш курятник/

4.Придумать небольшой рассказ на тему «В деревне»

Какие слова вы будете использовать? Корова, собака Почему?

Упражнения для увеличения объема слухоречевой памяти.

1.Послушайте ряд слов, а затем постарайтесь воспроизвести вслух в том же порядке (дом, дерево, солнце, ветер)

Мама, брат, дядя, сестра, жена

Май, лето, среда, весна,сентябрь

- Какую группу слов было легче запомнить?Почему?

2.Послушайте пары слов:

Курица-яйцо, молоко-корова, замок-ключ, зима-снег, кофе-чай, мама-дочь.

А теперь я называю первое слово пары, а вы называете второе.

Запомнить и воспроизвести ряды из трех слов

сирень-ваза-цветы

Окно-крыша-дом

Дети-мама-папа

Стул-стол-кресло

Молоко-трава-корова

Рельсы – шпалы-поезд

3.Послушйте текст внимательно.

Мама попросила сын сходить в магазин и сделать покупки:

В булочной -хлеб, пирожное, печенье

В мясном -котлеты, сосиски, колбасу

В овощном -огурцы, помидоры, капусту

Что нужно было купить в каждом отделе?

Приемы работы над предложением

1.Сократить предложение.

Учитель произносит предложение -дети осмысливают его. Предложение повторяется -учащиеся запоминают. После предложение сокращается до минимального количества слов.

Оля читает бабушке интересную книгу.

Оля читает бабушке книгу.

Оля читает бабушке.

Оля читает книгу.

Оля читает.

Что изменилось, когда предложение сокращалось?

2.Переставь слова

Учитель произносит предложение и предлагает изменить порядок слов. В результате работы выясняется, что и как изменяется.

/Сегодня утром Маша пошла в школу.

Маша сегодня утром пошла в школу.

Утром сегодня пошла Маша в школу.

Пошла Маша сегодня утром в школу.

В школу пошла сегодня утром Маша.

3. Упражнение: «Послушай, запомни, ответь: Все ли верно?»

Выпал снег, Алеша вышел позагорать.

Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.

Мужику взял пилу и пошел в лес рубить дерево.

Данное упражнение нацелено на внимание к тексту, сознательно освоение читаемого, умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание.

4. Дополни предложение.

Предлагается увеличить его, последовательно прибавляя по одному, два слова.

Сережа учит.

Сережа учит уроки.

Брат Сережа учит уроки.

Упражнение формирует умение быстро схватывать смысл, запомнить, построить высказывание.

5. Закончи предложение

Девочка шла…

Мальчик покрасил..

Летом мы решили…

Усложненный вариант:

Дети встретили старушку, которая…

Я хочу, чтобы…

Там было так темно, что…

Эти упражнения учат слушать и понимать собеседника, уметь понимать сложные конструкции и употреблять их в речи.

6. Задай вопрос и ответь.

Учитель просит детей поставить вопрос по содержанию высказывания и ответить на него.

Воробей поселился в скворечне.

(Кто поселился в скворечне?

Что сделал воробей? Где поселился воробей?)

7. Исправь ошибки.

На березах сидят снегири.

Они занесены снегом.

8. Составь рассказ по его началу

Утром Лена пошла к морю. Девочка увидела в белой пене волн птичку. Ее заплеснуло волной…

Лексические упражнения.

Назови одним словом.

Белочка,птичка,червячок.-….(животные)

Дерево, трава, цветок-..(растения)

Подбери слова с противоположным значением.

Большой-…(маленький)

Ночной-…(дневной)

Как вы понимаете выражение?

Кружится, вертится, как белка в колесе.

Так лисята учатся ловить добычу (охотиться)

Найти в тексте однокоренные слова.

К слову зверята подберите слова и выражения с близким значением..

(лесные обитатели, лесные жители, зверьки)

Подготовительные задания.

1. Прочитай стихотворение. Сделай к нему словесный рисунок.

На солнцепеке на опушке,

Лисичка выставила ушки.

Что ж не бойся спать косой

Бок о бок с этой лисой.

-Что означают слова- на солнцепеке, лисичка, косой?

-Составьте предложения с каждым значением.

-Прочитайте предложения,изменяя слово лиса по смыслу.

(По лесу бежит лиса. У ….красивый мех.Мы приближаемся к …..Хотим рассмотреть… получше. Но за … трудно наблюдать. Хитрая плутовка быстро скрылась из виду. Недаром о … сложено так много сказок.

-Какими словами можно заменить в тексте слово лиса, чтобы не было повторений ?

-Найдите слово в тексте, которое использует автор, заменяя им слово лиса?

(хитрая плутовка)

Почему так называют?

За прошедшее полтора столетия особенности формирования речи в онтогенезе изучались многими исследователями – психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами, физиологами, представителями других наук, в рамках которых с различных позиций изучается речевая деятельность.

В психолингвистике закономерности формирования речевой деятельности в онтогенезе являются предметом специального исследования; в последнее время они составили отдельную область этой науки – психолингвистику развития. За несколько десятилетий существования психолингвистики в рамках разных научных школ было создано несколько теоретических концепций, в которых с психолингвистических позиций была сделана попытка выявить общие закономерности овладения ребенком языком и навыками речевой деятельности. Наиболее объективной и научно обоснованной концепцией о закономерностях формирования речевой деятельности в онтогенезе, на наш взгляд, является теоретическая модель, разработанная А.А. Леонтьевым . В его трудах дан также обстоятельный критический анализ психолингвистических моделей речевого онтогенеза, разработанных зарубежными специалистами.

Онтогенез речевой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых с ребенком, с другой – процесса развития предметной и познавательной деятельности ребенка.

В своей психолингвистической концепции «речевого онтогенеза» АА Леонтьев опирается на методологические подходы выдающихся лингвистов и психологов XIX–XX столетий – В. Гумбольдта, P.O. Якобсона, Л.С. Выготского, В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева и др. В качестве одного из основополагающих концептуальных положений А.А. Леонтьев приводит следующее утверждение В. Гумбольдта: «Усвоение детьми языка не есть приспособление слов, их складывание в памяти и оживление с помощью речи, но развитие языковой способности с возрастом и упражнением» .

Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» А.А. Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов, или «стадий»:
1-й – подготовительный (с момента рождения до 1 года);



2-й – преддошкольный (от 1 года до 3 лет);

3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й – школьный (от 7 до 17 лет) .

О каждом этапе можно говорить можно много. Мы же подробнее остановимся на характеристике дошкольного этапа развития речевых способностей, т.к. он является основным этапом становления речи.

Дошкольный этап «речевого онтогенеза» характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи; в структуре, складывающейся в этот период языковой способности, постепенно формируются навыки словообразования.

Процесс усвоения языка протекает столь динамично, что после трех лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений. В это время активный словарь детей достигает 3–4 тысяч слов, формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями; дети овладевают навыками словоизменения и словообразования.
В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, дети овладевают умением воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если и отмечаются при этом отдельные ошибки, то встречаются они, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах. При этом достаточно всего один-два раза поправить ребенка, дать образец правильного произношения и организовать небольшую «речевую практику» в нормативном произнесении слова, как ребенок достаточно быстро введет новое слово в свою самостоятельную речь.

Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период у детей формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления единиц языка), что обеспечивает правильное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий и форм слов. Как отмечает Т.Б. Филичева, «если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком - играю с братиком; мамой были магазине - с мамой были в магазине; мяч упал и тоя - мяч упал со стола и т. д.), сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуск – это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нуждаются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу» .

К концу дошкольного периода развития речевой деятельности дети в норме овладевают развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Отступления от орфоэпических норм устной речи (отдельные «фонетические» и «грамматические» ошибки) не имеют стойкого фиксированного характера и при соответствующей педагогической «корректировке» со стороны взрослых достаточно быстро устраняются.
Достаточный уровень развития фонематического слуха позволяет детям овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в период школьного обучения.
Анализ формирования разных сторон речевой деятельности у детей с позиций психологии и психолингвистики имеет непосредственное отношение к проблеме развития связной речи в период дошкольного детства. В преддошкольном периоде речь ребенка как средство общения со взрослыми и другими детьми непосредственно связана с конкретной наглядной ситуацией общения. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выраженный ситуативный (обусловленный ситуацией речевого общения) характер. С переходом к дошкольному возрасту, появлением новых видов деятельности, новых отношений со взрослыми происходит дифференциация функций и форм речи. У ребенка возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с ним происходило вне непосредственного контакта со взрослым. С развитием самостоятельной практической деятельности у ребенка появляется потребность в формулировании собственного замысла, в рассуждении по поводу способа выполнения практических действий . Возникает потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста – связной контекстной речи. Переход к этой форме речи определяется, прежде всего, усвоением грамматических форм развернутых высказываний. Одновременно происходит и дальнейшее усложнение диалогической формы речи как в отношении ее содержания, так и в плане возросших языковых возможностей ребенка, активности и степени его участия в процессе живого речевого общения.

Особенности формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием рассматриваются в работах Л.П. Федоренко, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой и др. . Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2–3 лет . С 5–6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка (А.Н. Гвоздев, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, О.С. Ушакова и др.). Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие рассуждения . Высказывания детей пяти-шести лет уже достаточно распространенные и информативные, в них присутствует определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых не было в их жизненном опыте еще .

Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения. Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.К. Маркова и др.). Исследования ряда авторов показали, что дети старшего дошкольного возраста способны овладевать навыками планирования монологических высказываний (Л. Р. Голубева, Н.А. Орланова и др.) Это, в свою очередь, во многом определяется постепенным формированием внутренней речи ребенка. По данным А.А. Люблинской и других авторов, переход внешней «эгоцентрической» речи во внутреннюю в норме происходит к 4-5-летнему возрасту.

Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Многие исследователи подчеркивают важность усвоения детьми предложений различной структуры для развития связной развернутой речи ребенка (А.Г. Зикеев, К.В. Комаров, Л.П. Федоренко и др.).

Как свидетельствуют исследования А.Н. Гвоздева , к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии и ребенок воспитывается в условиях нормальной речевой и социальной среды).

В школьный период речевого развития продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь .

Развитие речи ребенка – это сложный, многообразный и достаточно длительный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой. Одни группы языковых знаков усваиваются раньше, другие – значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие – освоены лишь частично. При этом усвоение фонетического строя речи тесно связано с общим поступательным формированием лексического и грамматического строя родного языка. В целом же онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребенка, с другой – процесса развития предметной и познавательной деятельности .

При написании параграфа нам были сделаны следующие выводы:


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В норме к старшему дошкольному возрасту, ребенок овла­девает всем комплексом родного языка. У него большой сло­варный запас, развитая связная речь. Ребенок грамотно и полно излагает свои мысли и делает умозаключения. Но, к сожалению, не всегда речевое развитие происходит гладко и полноценно.

И в нашей курсовой работе мы рассмотрели различные подходы к проблеме речевого развития в исследованиях психолингвистов. Исходя из поставленных нами задач мы рассмотрели в первом параграфе теоретические основы понятия речевая деятельность и речевая способность. Во втором параграфе мы раскрыли структуру речевой деятельности в дошкольном возрасте в исследованиях психолингвистов.

В ходе написания нами были сделаны следующие выводы:

¾ Речевая деятельность как вид деятельности человека изучается многими науками философией, педагогикой, психологией, лингвистикой, психолингвистикой. И изучение идет каждой наукой со своей точки зрения.

¾ Психолингвисты дают свое определение понятию речевая деятельность, определяя его как деятельность человека направленная на реализацию и усвоение процессов говорения и слушания. Речевая способность как средство реализации речевой деятельности включает в себя опыт приобретенный людьми в процессе культурно-исторического развития.

¾ Более приемлемой классификацией стадий развития речи в онтогенезе мы считаем классификацию А.А. Леонтьева. Именно эта классификация наиболее точно отражает ход развития речи.

¾ Главным периодом развития речи является дошкольный возраст с 3 до 7 лет. На основе полученных навыков в этот период происходит дальнейшее развитие не только речи, но и всех психических процессов связанных с речью, таких как мышление, память, воображение.

Проблема развития речевой деятельности будет оставаться значимой в дошкольном возрасте. С развитием речи происходит развитие всех психических функций ребенка и развитие это тесно взаимосвязано. И исследования данной проблемы разными сферами науки помогают педагогам разрабатывать новые методики для развития речи детей дошкольного возраста, т.к. на основе полученных знаний в дошкольном возрасте строится дальнейшее развитие ребенка.