Дом юных пионеров. Что случилось с советскими мозаиками стадиона юных пионеров

Для наглядности отрезок, о котором я сейчас рассказываю, на карте 1915 г. с наложением на нее карты с современной нумерацией домов, справа бывший стадион Юных пионеров.


В 4-й части я рассказала про выставку 1882 г.
И в дальнейшем Ходынское поле было известно своими выставками.
В 1885 г. тут состоялась Ремесленная выставка, она проводилась в павильонах выставки 1882 г.


Внутреннее пространство.

Другие фотографии с ее интерьерами можно посмотреть у уважаемого humus .
Выставка была открыта в честь столетия дарования Императрицей Екатериной II самостоятельных прав ремесленному сословию. К ее открытию был выпущен вот такой памятный жетон.

Французская торгово-промышленная выставка проходила тут в 1891-м году, она походила и на парад парижских мод, и на демонстрацию достижений технического прогресса, и на концертную площадку.
Вот выдержки из статьи А. Беляновского "Главный вход на выставку был украшен множеством русских и французских флагов, изображениями российских орлов, вензелями Государя Императора и большими медальонами с литерами RF (Республика Франция). Здесь же находились гербы французских провинций и русских губерний.

Основная экспозиция Французской выставки разместилась в Центральном здании, представлявшем собой восемь продольных павильонов, соединенных круговыми галереями.
Павильон главного входа, первый на пути гостей, встречал тончайшим ароматом французской парфюмерии и праздничной выкладкой произведений прикладного искусства - майолики, хрусталя, стекла, зеркал, "мельхиора и иных подделок под серебро». Их дополняли художественная бронза, люстры и канделябры.
Другое необычное сооружение - отдельно стоящий Военный павильон возвели в виде старинного укрепленного замка в готическом стиле. Материалом послужило дерево, однако благодаря раскраске в цвета природного камня он производил впечатление прочного каменного здания. Внутри находилось несколько комнат. Главный зал, занимавший половину объема, заполнили чучелами лошадей и манекенами французских солдат и офицеров различных родов войск. Стены скрыли под декорацией, изображавшей артиллерийскую батарею и военный лагерь. В других залах экспонировали товары поставщиков французской армии.
Здание Императорского павильона предназначалось исключительно для отдыха Августейшего Семейства. Построенное еще в 1882 году для Всероссийской выставки, оно было полностью обновлено и отреставрировано. Мебель, ковры, портьеры и украшения доставили французские экспоненты, что, несомненно, прибавило им репутации и послужило хорошей рекламой предлагаемых товаров.


Театры, рестораны и светящиеся фонтаны просыпались к вечеру и жили полной жизнью до часу ночи. Многие тогда вполне искренне считали Французскую выставку… парком увеселений. Действительно, как еще назвать тенистый ухоженный парк с двумя театрами, дорогими ресторанами, арабской кофейней, трактиром, многочисленными оркестрами и широко раскинувшейся россыпью торговых киосков?
Прямо за Центральным зданием вырос концертный театр Омона (напомню, в эти годы Омон арендовал участок по соседству, у купца Постникова, ), где трижды в день давала представления «смешанная франко-русская шансонетная труппа, гимнасты, укротители зверей и разные тому подобные увеселители. С трех сторон здание окружили широкой террасой, где в антрактах играл военный оркестр. Там же устроили буфет и расставили столики для гостей.
Другой очаг искусства - опереточный театр Лотомба находился внутри Центрального здания. Выстроен он был в два этажа, имел три яруса лож и вмещал 1400 зрителей. Билеты здесь продавали не только на кресла в партере, но и на отдельные стулья в ложах, как во Франции (в России ложи выкупали целиком).
Два главных ресторана - Александрова и Ломача (русский) и Ансара (французский) - соседствовали в Центральном здании.
И еще одно место паломничества - маленькая арабская кофейня надолго запомнилась москвичам горячим кофе и представлениями труппы обворожительных танцовщиц.
Для простого люда работал трактир - «дешевый, ну совершенно русский народный».
В центральном саду на специальных эстрадах с 5 до 11 часов вечера играли оркестры. Здесь же поставили 24 киоска, сдав их в аренду предпринимателям для торговли цветами, фруктами, табаком и фруктовой водой. Лишь в одном из них продавали газеты и журналы.
Главная достопримечательность и приманка выставки, ее апофеоз - Fontaines Lumineuses! - светящиеся фонтаны работали в 9, 10 и в 11 часов вечера, после закрытия павильонов, служа, таким образом, лишь увеселению публики.
Зрелище, по тем временам, было абсолютно новым и невиданным. И потому понятно восхищение журналиста, писавшего: «Бесспорно, они оправдывают репутацию, созданною им Парижской Всемирною выставкою. Когда все водяные столбы, поднимаясь на десять сажень, рассыпаются миллионами брызг и водяная пыль клубится серебристым туманом, а снизу вся эта громада воды освещается то ярким светом расплавленного золота, то рубиновыми огнями, то нежно-голубыми и темно-синими, картина поражает своей фантастичностью. Это какие-то волшебные чертоги из расплавленных драгоценных камней, это - блестящий огненный фейерверк. Зритель забывает, что пред ним вода, и чем больше он вглядывается, тем сильней делается иллюзия, переносящая его в сказочный мир. Освещение фонтанов варьируется с большим вкусом, и картина особенно красива, когда боковые струи освещены боковыми огнями, а средний, главный водяной столб отливает матовым серебром или изумрудным светом морской пучины. Толки о фонтанах не погрешили против истины. Фонтаны выше всех своих описаний". Полностью статья .
В 1914 году на этом месте открылась Фабрично-заводская и ремесленная выставка. Для нее уже были построены новые павильоны. Общий вид.

Журнал Искры в 1914 г. писал "Её устроило Взаимно-вспомогательное общество ремесленников, осн. в 1875 году. Все-таки выставка не совсем закончена еще и не приведена в порядок и потому не дает необходимой полноты впечатления. Восхищение публики вызвали павильоны, созданные по проектам архитекторов Карла Александровича Грейнерта и Владимира Васильевича Воейкова .
Многие выставочные здания пустуют, и лицам, посещающим выставку, придется любоваться не экспонатами, а лишь павильонами, подчас красивыми и стильными...
Красив еще главный павильон, напоминающий Ярославский вокзал в Москве. Здесь также имеются кое-какие экспонаты, но павильон далеко еще не полон и своей пустотой производит гнетущее впечатление. Зато на выставке отведено широкое место увеселительной части....
Так же запоминаются Дворец мод и Фабрично-заводской, выстроенные в стиле ампир".
Главный вход.

Главный павильон.

И далее в журнале ""Среди многочисленных увеселительных заведений самое видное место занимает театр Суходольского . Здесь будут концерты и гастроли столичных и приезжих артистов и артисток".

В 1916 г. собирались открыть огромную Всероссийскую выставку, но наступали другие времена и этой задумке не суждено было осуществиться.
Уже до революции, в промежутках между выставками, здесь стали проводиться первые спортивные состязания, т.к. еще в 1911 году город Москва отдал бывший Царский павильон Клубу лыжников с условием бесплатных занятий с детьми зимою. В тот же год здесь была построена первая в России специализированная футбольная площадка. С этого учреждения началась история стадиона Юных Пионеров или коротко СЮП..
В 1913 г. здесь прошли соревнования по бегу на 100 м, ; вот снимок легкоатлетов 1915 г. у клуба лыжников (бывшего Царского павильона), : а в 1917 г. от того же Царского павильона стартует первый выезд клуба московских мотористов, .
На сайте, посвященной истории команды "Спартак", я прочла следующее: "Во время 1-й мировой войны стадион пришел в запустение, и на его месте образовалось гигантское кладбище сломанных трамваев. В марте 1923 года стадион МКЛ (московский клуб лыжников) стал собственнос-тью РКСМ Краснопресненского района, но так и остался не восстановленным. Грандиозные по масштабам работы начались в апреле 1926 года. И к июлю новая арена, крупнейшая на тот момент в СССР, была построена, получив название - стадион имени Томского союза пищевиков.(М.П. Томский в то время занимал должность пред-седателя ВЦСПС).
В состав комплекса, когда он был доведен до конца, входили: три футбольных поля (основное и два тренировочных), две легкоатлетические дорож-ки, специальные площадки для отдельных видов легкой атлети-ки, 4 баскетбольных площадки, 4 волейбольных, пушбольная, для игры в крокет, четыре теннисных корта, три бетонных пло-щадки для игры в городки, специальные оборудованные места под навесом для летних занятий борьбой, боксом, гирями, ке-гельбан, 200-метровый тир, 500-метровый велодром. Но глав-ным предметом гордости служила центральная арена стадиона - футбольное поле размером 85 на 115 метров, окаймленное три-бунами (на момент открытия была построена лишь одна). За футбольными матчами могли одновременно наблюдать 13 ты-сяч зрителей (позже стадион располагал трибунами на 8000 че-ловек и насыпью, где могли расположиться еще 15 тысяч). Существует эта арена и поныне. Это всем известный Стадион Юных пионеров".
Вот так выглядел стадион на фото 1926 г.

У Ильфа и Петрова в "12 Стульев" в рукописи встречается фраза "Велосипедисты бесшумно летели со стадиона Томского, с первого большого междугороднего матча", в позднейших изданиях вместо "стадиона Томского" - "Стадион юных пионеров".
После причисления Томского к "оппозиционерам" в 1929 г., его имя упоминать запрещалось, позже стадион переименовывают в стадион Юных пионеров и из взрослого он превратился в детский.
Отсюда во всех советских путеводителях датой основания СЮП считается 1932 - 1934 гг.
Ограда стадиона. Фото 1934 -1937 гг.


К сожалению, старых фотографий того времени почти не сохранилось.
А послевоенном времени стадиона замечательно написала заслуженный тренер Т.А. Тарасова в своей книге "Четыре времени года" - "На СЮПе всегда было шумно и везде бегал народ. Кто в волейбол играет, кто в баскетбол. Зимой каток на стадионе заливали не только для фигуристов, по краям были проложены дорожки для конькобежцев. С конькобежцами фигуристы дружили — они целый день на льду и мы тоже... Ах, уже нет сейчас того, что было,— выходишь из теплушки, кружатся вокруг крупные хлопья снега... Каждый вечер — праздник. Музыка грохотала до двенадцати ночи, из соседних домов жильцы писали жалобы. Мы разойтись по домам не могли. Нам не хватало льда..."


У меня со стадионом связана своя история, нет я здесь никогда не занималась, в мое время уже были стадионы ближе ЦСКА и Динамо, но иногда бывала, т.к. тоже жила на Соколе. А история моя такова, как-то мои родители зимой поехали на стадион и взяли с собой меня, когда мы сошли с трамвая, меня посадили на санки и повезли вдоль ограды стадиона, на каком-то ухабе я свалилась и выпала из санок, но почему-то не заплакала, а родители продолжали идти, о чем-то весело болтая, и ничего не замечая, пока шедшая в отдаление женщина не крикнула "Эй, папаша, ребенка потеряли". Эту историю так часто вспоминали в моей семье, что я уже точно не знаю, правда ли я помню удаляющиеся фигуры родителей или это уже мое воображение дорисовало.
В путеводителе по Москве за 1975 г. читаем: "От входа через весь стадион ведет аллея. Справа от нее — сектор баскетбола и волейбола, слева — футбольное поле с трибунами на 7 тыс. человек, легкоатлетические секторы и беговая дорожка.


Далее расположены гимнастический и акробатический городки, теннисные корты, за которыми - малое атлетическое поле. Рядом с кортами - здание первого в Советском Союзе крытого катка с искусственным льдом (1955). По аллее можно пройти к Дому физической культуры, в котором есть гимнастический зал и ряд других помещений.


В западном секторе расположен велотрек, построенный в 1951 г. В 1967 г. здесь вступил в строй легкоатлетический манеж.

Что случилось

В прошлые выходные на территории разрушенного в 2016 году Стадиона юных пионеров начался демонтаж мозаичных панно 1964 года авторства Эльвиры Жерносек. О том, что мозаики - девочку с веревкой, велосипедистов и футболистов - снимают и увозят в неизвестном направлении, сообщил москвовед и автор «Афиши» на своей фейсбук-странице.

Стадион юных пионеров - одно из старейших спортивных сооружений города, где начали собираться любители лыж, бега и футбола еще до революции. Первые секции возникли тут после XV Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года. В 2009-м стало известно, что на его территории планируется масштабное строительство: тогда девелопер Coalco собирался возвести одиннадцать объектов, три из них высотой около ста метров. Но окончательно стадион прекратил свою работу только через шесть лет. Сейчас на его месте идет строительство жилого комплекса из четырех корпусов с видом на Ленинградское шоссе и развязки на «Трешке», называется это все «Царская площадь». Вторым девелопером проекта стала компания MR Group, а концепцию нового ЖК разработали архитектурные бюро Speech и Wowhaus.

Виктор Курасов

Активист, бывший руководитель муниципального образования района «Беговой»

«В 1946 году у Стадиона юных пионеров по проекту архитектора Ю.В.Щуко - автора Главного павильона ВДНХ, ворот ЦПКИО и непостроенного Дворца Советов - была возведена ограда с закругленными каменными нишами для мозаики. В 1964 году ее украсили художники монументально-декоративного искусства Эльвира Жерносек и Мартуни Потикян двумя панно на тему детского спорта.

Сейчас ограда СЮПа стала единственным сохранившимся экземпляром металлической ограды советского времени с угловыми нишами и с мозаикой. Мы считаем, что она заслуживала присвоения статуса объекта культурного наследия. В феврале 2016 года даже подавалась такая заявка в Департамент культурного наследия города - пришел отказ. Поэтому судьба постройки отдана на милость застройщика. Скорее всего, он оставит только въездную группу и три секции ограды, а все остальное, включая угловые ниши, уничтожит.

Что касается судьбы демонтированных панно, то она пока неизвестна. Утверждается, что сейчас мозаики хранятся на складе застройщика. Если судить по буклетам и презентациям, их планируют воссоздать. Но, насколько мне известно, это еще не согласовано. А потому возращение мозаик - большой вопрос. Учитывая, что 90% акций застройщика принадлежат ООО «ВТБ Недвижимость», относящемуся к ПАО «Банк ВТБ», более 60% акций которого принадлежат государству, остается надежда на то, что бывшие пионеры Дмитрий Медведев и Андрей Костин оставят от детского стадиона хотя бы ограду как память для сотен тысяч советских детей, занимавшихся тут спортом».

A post shared by девочка-весна (@depolina) on Aug 26, 2016 at 12:20am PDT

Наталия Клестова

Маркетолог, жительница Бегового района

«Я не такой уж пожилой человек, живу на «Динамо» с 1999 года. В то время часть стадиона со стороны Ленинградского проспекта уже была занята автосалоном. Но трибуны, раздевалки и Царский павильон в изразцах еще не были уничтожены. Работали теннисные корты. Дворовые команды гоняли в футбол. Зимой там заливали каток - один из самых модных в городе в начале нулевых. Днем в будние дни туда бесплатно пускали школьников. Но потом на месте гигантской трибуны со стороны Боткинского вырос жилой комплекс «Монарх», задавивший нашу трогательную, маленькую грушевую аллею, которую посадили работники МИГа. В здание детского Ледового комплекса въехал грохочущий клуб «Арена». Петровский парк частично вырубили под офисные и жилые многоэтажки. А вместо зеленого Стадиона юных пионеров жители района получили пять бетонных громад… В итоге мы оказались в экологическом капкане. Зеленый, малоэтажный, тихий район буквально за десять лет превратился в бетонное гетто.

Вопрос необходимости сохранения мозаичного панно на территории СЮПа кажется мне странным. Почему, например, важно хранить семейные фото или бабушкино кольцо? Это ведь наше прошлое, наши эмоциональные связи, воспоминания. Наконец, это памятник своего времени. Тонкие схематичные дети в смешной форме на панно - это дух шестидесятых: утренняя гимнастика под радио, пионерские спартакиады, спортивные парады и прочие социалистические радости вроде кружка авиамоделистов при ДОСААФ или секции плавания при заводском профкоме. Мозаики такой же слепок эпохи, как и фильмы 50–60-х годов».

Девочка со скакалкой. Теперь вместо нее груда кирпичей

Марат Наби

Художник-мозаичист

«Как художника меня удивляет, что у нас почти все панно считаются не культурным наследием, а обычной декоративкой, которую можно замазать штукатуркой или просто сбить. Хорошо, что есть такие люди, как Александр Можаев и другие архитекторы, которые иногда поднимают шумиху. Людям, которые каждый день проходят мимо, эти панно, возможно, уже приелись. Но как только мозаику сменят серые керамогранитные плиты, мы начнем ценить, что потеряли.

Когда я в последний раз видел панно на Стадионе юных пионеров, они были в хорошем состоянии. Не было ни одного отбитого осколка. Возможно, они нуждаются в минимальной реставрации - специалистам виднее. Но огорчает, что эти мозаики могут где-то пропасть, как это у нас бывает. Сначала обещают, что панно вернут, а потом окажется, что они не вписываются в декор дома. Там ведь «Царская площадь», а на мозаике - физкультурники и девочка с веревочкой.

Я мечтаю, чтобы кто-нибудь из чиновников или обеспеченных людей сделал парк советских мозаик вроде парка скульптур в «Музеоне». Люди бы гуляли там, сидели на лавочках, смотрели на наше прошлое, каким его видели авангардные художники».

В Москве снесли стадион «Юных пионеров», который был открыт еще в 1934 году, а на его месте построят жилой комплекс.

Стадион «Юных пионеров», на северо-западе столицы, недалеко от станции метро «Динамо», разрушен. Это начало еще два года назад, а недавно были демонтированы последние стеллы – с мозаиками.

Для спортивной Москвы это было знаковое место, которое несколько раз реконструировали. Здесь работали секции футбола и фигурного катания, стрельбы и легкой атлетики, можно было покататься на коньках, поиграть в волейбол, баскетбол и теннис. Зимой – в хоккей.

Многие звезды спорта начинали на СЮПе – так кратко называли стадион. Особенно он был дорог фигуристам. Вот что писала про СЮП в своей первой книге «Четыре времени года» заслуженный тренер Татьяна Тарасова.

«Нет места в Москве дороже и любимее. Здесь, я знаю, нужна людям, здесь мои ученики, здесь я провела большую часть своей жизни. Какое счастье - возвращаться из поездки на родной каток. Стадион Юных пионеров - это моя жизнь.

Я сейчас иду по СЮПу, как шла и тридцать лет назад, по Центральной аллее мимо бюста Ленина, но как изменился мой СЮП! Слева от меня те же невысокие трибуны стадиона, но теперь на поле положен искусственный газон, а справа тянется длинное прозрачное здание крытого манежа для легкоатлетов и, наконец, глухой прямоугольник нашего крытого катка.

Что представлял собой в те годы каток на СЮПе? Их было два. Один и тогда, тридцать лет назад, был закрытый, с искусственным льдом, но площадка значительно меньше нынешней, и право кататься на нем имели лишь лучшие спортсмены. Остальные занимались на открытом стадионе, К катку примыкала теплушка. В ней стояли старинные кресла, висело огромное зеркало в раме. Уроки хореографии проходили на другом конце стадиона, в Доме физкультуры, перестроенной церкви, где на втором этаже тренировались гимнасты и акробаты, внизу расположился зал хореографии, с зеркалами и станком вдоль стены.

На СЮПе всегда было шумно и везде бегал народ. Кто в волейбол играет, кто в баскетбол. Зимой каток на стадионе заливали не только для фигуристов, по краям были проложены дорожки для конькобежцев. С конькобежцами фигуристы дружили - они целый день на льду и мы тоже. Иногда нам, совершенно незаслуженным, выпадали занятия на маленьком пятачке искусственного льда - они приходили как награды, их не пропускали.

Любовь к своему стадиону и катку настолько крепка в сюповцах-фигуристах, что когда открывался новый каток, на торжество собрались все, кто когда-то тренировался на старенькой площадке. Меня много раз приглашали работать тренером в ЦСКА и «Динамо», но изменить СЮПу я не могу».

Несколько ностальжи-кадров, каким СЮП был в советские годы. Когда жил полноценной стадионной жизнью, принимая тысячи детей ежедневно.

1934 год, демонстрация по случаю открытия стадиона Юных пионеров в Москве.

Та самая, знаменитая школа фигурного катания.

СЮП был олимпийским объектом. Да-да, в 1980-м здесь прошли соревнования по хоккею на траве.

1999 год. Дворец Юных пионеров по соседству с Петровским парком.

Известные мозаичное панно можно было увидеть по обеим сторонам ограды; здесь были изображены велосипедисты, футболисты, гимнастки, девочка со скакалкой и бегуны.

Секция монументально-декоративного искусства Московского союза художников отправляла письмо в департаменты культуры и культурного наследия Москвы по поводу судьбы мозаик на Ленинградке. Но ответа так и не получила. У стел с мозаиками нет статуса объекта культурного наследия. Впрочем, представители девелоперской компании уверяют, что мозаика тщательно демонтирована и будет использована в проекте благоустройства будущего здания. Как именно – большой вопрос.

Сейчас дворец Юных пионеров – это большая стройплощадка.

А на месте панно – забор.

Татьяна Тарасова, раздосадованная сносом СЮП, написала большой пост в фейсбуке. Он, естественно, был очень эмоциональным:

«Именно это место в Москве нужно было уничтожить? Твари, не имеющие памяти, не имеющие уважения к истории родного города, уважения к славному началу нашего советского и российского олимпийского движения! Почему не умеем беречь? Почему умеем разрушать?

Это место было намоленное. На стадионе была и есть церковь, мы там хореографией занимались и молились на наших педагогов, которые дали нам профессию, а мы дали другим профессию и молились за наше счастье. Мы жили там, это был наш дом. Эти городские пришельцы думают повыкидывать нашу жизнь и работу. Выгнали фанатов, разломали и уничтожили детский стадион. Безмозглые скоты! Временщики! Падлы и вредители Москвы!

Тренер, имеющий заслуги перед отечеством, Татьяна Анатольевна Тарасова. Простите, что не смогла защитить этот кусок Родины!»

Фото: РИА Новости/РИА Новости, Виталий Карпов; pastvu.com (3-5); vk.com/syup_msk (6-7, 12-13); instagram.com/varfalamey_pan_polskiy; nashenasledie.livejournal.com (9,11); instagram.com/serjdema