Дракон краткое содержание для читательского дневника. Убить дракона… в себе

Композитор Геннадий Гладков Монтаж Валентина Кулагина Оператор Владимир Нахабцев Сценаристы Григорий Горин , Марк Захаров , Мишель Альгизио , еще Художники Олег Шейнцис , Наталья Монева

Знаете ли вы, что

  • В основу фильма положена пьеса Евгения Шварца «Дракон» (1944 г.).
  • По мнению авторитетных комментаторов, в пьесе (с учётом времени создания и взглядов автора) речь шла про фашистскую Германию, но никак не про Советский Союз.

Ошибки в фильме

  • Героиня фильма играет на флейте, внутри которой спрятан кинжал с довольно широким лезвием.

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Огненные удары с небес пытаются испепелить странника, однако встреченные после рыбаки успокаивают Ланселота: «если б он хотел тебя убить, он бы убил. Это он шутит». После короткой беседы, они хватают рыцаря и сдают его спецслужбам.

Герой попадает в город, которым 400 лет правит Дракон. Но жители, к его удивлению, не против. «Пока он здесь, ни один дракон нас не тронет» – говорит учёный архивариус. Устав от былых поражений в битвах за то, чтобы люди походили на людей, странствующий паладин хочет уйти. Но происходит открытие торжеств по поводу предстоящей встречи уроженки города Эльзы с правителем. И, как бы ни отговаривал его звероящер и согнанная с использованием административного ресурса общественность, сколько бы спецслужбы не готовили на него покушений, битва состоится. И победить в ней должен конечно же Ланселот.

Израненный он никак не способен взять бразды правления в свои руки, зато бургомистр к этому готов. Спустя время, возвратившись в город, он понимает, что обстановка в нём не слишком отличается от предыдущего управления. Бургомистр готов уступить ему Эльзу, все готовы признать его Господином. Но не быть свободными…

Битва за независимость происходит, в первую очередь, в душе каждого. Путник, сбежав от тотальной лжи якобы освобождённого города, вновь встречает Дракона, сменившего облик и манящего детей воздушным змеем. Становится понятно, что основное сражение у героя впереди.

По мотивам пьесы Евгения Шварца "Дракон ".

Сюжет фильма Убить дракона

Странствующий рыцарь Ланцелот (Александр Абдулов), путешествуя по миру, однажды оказался в городе, в котором вот уже четыре века правил жестокий Дракон (Олег Янковский). Местные жители уже так привыкли к притеснениям со стороны своего правителя, что воспринимали их как традиции и считали нормой, даже не замечая всего ужаса своего положения.

Но путник, узнав о том, что творится в городе, задумал избавить горожан от тирана и вызвать Дракона на поединок. Особенно Ланцелота возмутил древний обычай регулярно приносить в жертву Дракону самую красивую девушку города.

Решимости благородному рыцарю придавало и то, что увидев очередную предназначавшуюся Дракону девушку - дочь архивариуса Шарлеманя (Вячеслав Тихонов) Эльзу (Александра Захарова), он влюбился в нее с первого взгляда.

Узнав о планах Ланцелота , Бургомистр (Евгений Леонов) пытается отговорить его от битвы с Драконом , уверяя смельчака, что его подвиг никому не нужен: за годы правления Дракона люди успели забыть, что такое свобода, и в случае победы рыцаря просто не смогут дальше нормально существовать.

Ланцелот не внял уверениям градоначальника и стал осуществлять свой замысел по освобождению людей от власти деспота. Он сразился с Драконом и победил его, однако вскоре убедился в правоте слов Бургомистра . Горожане, став свободными, не знали, что делать со своей свободой, и страна начала погружаться в хаос…

История создания фильма Убить дракона

Двухсерийная картина Убить дракона - совместный проект советских и германских кинематографистов. В СССР фильм вышел на экраны 26 июня 1988 года, премьера в ГДР и ФРГ состоялась 19 января 1990 года.

Основой сценария ленты, написанного Григорием Гориным и Марком Захаровым , стала пьеса известного советского драматурга Евгения Шварца "Дракон ".

Над созданием пьесы Шварц трудился с 1942 по 1944 год, находясь в эвакуации в Сталинабаде. У этого сочинения Шварца была поначалу не очень успешная судьба. Впервые "Дракон " был показан в Ленинградском театре Комедии еще в годы войны. После московской премьеры спектакля, поставленного Николаем Акимовым , спектакль был снят, а пьеса была запрещена.

Долгих 18 лет ни в одном советском театре не ставилась эта пьеса. Лишь во время хрущевской «оттепели», в 1962 году, когда Евгения Шварца уже не было в живых, Акимов вновь поставил "Дракона " в своем театре.

Примерно в то же время Марк Захаров поставил "Дракона " в Студенческом театре МГУ . Это была первая постановка пьесы в Москве, и ее жизнь на сцене также была короткой. Как вспоминал сам Марк Анатольевич :

«"Дракон " шел не очень долго: до посещения Никитой Сергеевичем Хрущевым выставки абстракционистов. Потом изменился климат во всех сферах, и спектакль пришлось снять».

Через четверть века Захаров вновь вернулся к "Дракону ", но на этот раз в планах режиссера было создать киноверсию пьесы. Как и при создании большинства своих экранных работ, Захаров к съемкам в картине привлек актеров руководимого им Театра имени Ленинского комсомола Александра Абдулова , Олега Янковского , Евгения Леонова , Александра Збруева , Александру Захарову и других. Не обошлось, конечно же, и без «рекрутов» со стороны. В новом для себя амплуа выступил Вячеслав Тихонов , создавший на экране образ интеллигента, чья воля полностью подавлена деспотичной властью. В небольших, но ярких ролях в фильме появились Ольга Волкова , Семен Фарада , Александр Филиппенко , Вячеслав Полунин .

По мнению же известного киноведа Кирилла Разлогова , наиболее запоминающимся персонажем картины стал Дракон в исполнении Олега Ивановича Янковского , который сыграл не одну, а три роли – по числу воплощений его героя:

«Победителем этого своеобразного актерского «конкурса», безусловно, выходит Олег Янковский, который, пожалуй, второй раз после "Поцелуя " Романа Балаяна показывает, какие невиданные потенциальные возможности кроются в его даровании, как только он выходит за пределы привычного амплуа. Метаморфозы его Дракона , причудливые смеси интонаций, от сарказма до заискивания, внутренняя самоирония и неканоническое сочетание гения, злодейства и бессилия - все это передается актером с блеском самодовлеющего эффекта, своеобразного искусства для искусства».

Вышедший в самый разгар горбачевской «перестройки», фильм "Убить дракона " стал своеобразным документом эпохи и одним из ее символов. Главная мысль картины – «убить дракона в себе» почти дословно рифмовалась с лозунгом новой политической концепции – «начни перестройку с себя».

Фильм Убить дракона стал обладателем премии "Ника " за 1989 год в двух категориях: «За лучшую музыку к фильму» (Геннадий Гладков ) и «За лучшую работу художника по костюмам» (Наталья Монева ). Олег Янковский , исполнивший в картине роль Дракона , на кинофестивале "Созвездие " был отмечен призом «За выдающийся вклад в профессию».

Как и лента "Тот самый Мюнхгаузен ", фильм "Убить дракона " был создан в сотрудничестве с германскими кинематографистами. Многие натурные эпизоды были сняты на старинных улочках немецких городов, которые стали великолепными декорациями для съемок картины.

Интересные факты о фильме Убить дракона

- "Убить дракона " - третий фильм, в котором Марк Захаров снял свою дочь Александру . Ранее актриса сыграла в картинах "Дом, который построил Свифт ", ставшей ее кинодебюм, и "Формула любви ".
- Американская картина 1967 года "Убить дракона " («Kill a Dragon»), кроме названия, не имеет ничего общего с фильмом Марка Захарова .
- "Убить дракона " – второе обращение режиссера Марка Захарова и его соавтора, драматурга Григория Горина к творчеству Евгения Шварца . В 1978 году вышел снятый Захаровым по сценарию Горина фильм "Обыкновенное чудо " – экранизация одноименной сказки Шварца .
- "Убить дракона " – единственный фильм, поставленный Марком Захаровым для большого экрана. Все остальные картины режиссера были сняты для телевидения.

Съемочная группа фильма Убить дракона

Режиссер фильма Убить дракона: Марк Захаров
Авторы сценария фильма Убить дракона: Григорий Горин, Марк Захаров, Мишель Альгизио (адаптация), Евгений Шварц (пьеса)
В ролях: Александр Абдулов, Олег Янковский, Евгений Леонов, Вячеслав Тихонов, Александра Захарова, Виктор Раков , Александр Збруев, Фрэнк Мут, Семен Фарада, Александр Филиппенко и другие
Оператор: Владимир Нахабцев
Композитор: Геннадий Гладков

Дата российской премьеры фильма Убить дракона: 26 июня 1988 года
Дата мировой премьеры фильма Убить дракона: 19 января 1990 года

Произведение написано в форме пьесы. В основном диалоги и немного описания сцен. Начинается сказка с того, что в комнату, где находится кот, заходит случайный прохожий Ланцелот. Беседуя с котом Ланцелот выясняет что в доме живет архивариус с дочерью Эльзой и что девушку выбрал Дракон. Дракон правит в этих местах почти пол века, и раз в год забирает девушку к себе в пещеру. Девушки исчезают там без следа.

Возвратившиеся хозяева дома приветливо встречают гостя Увидев Эльзу Ланцелот влюбляется. Поражённый смирением этих людей перед своей участью Ланцелот решается на бой с Драконом. Встреча Дракона и Ланцелота происходит здесь же, в доме архивариуса. Ланцелот вызывает Дракона на бой. Дракон принимает вызов.

Сын Бургомистра города решив подстраховаться, просит покорную Эльзу убить Ланцелота. Он даёт девушке отравленный нож. Но Эльза не сможет убить.

В истории не последнее место занимает бургомистр. Он понимает, что если победа будет на стороне Ланцелота, привычный уклад жизни города изменится. А все уже привыкли к тому что Дракон единственное существо, которое угрожает их жизни.

В схватке с Драконом побеждает Ланцелот. Но он смертельно ранен и простившись с Эльзой исчезает. Жизнь города не меняется, на место ненавистного Дракона приходит не менее отвратительный Бургомистр. Объявив себя победителем Дракона Бургомистр решает жениться на Эльзе. Но планы его рушит вернувшиеся Ланцелот. После свадьбы с Эльзой у него ещё много работы в этом городе.
Повествование учит прежде всего убить Дракона внутри своей души.

Картинка или рисунок Дракон

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Письмо к учёному соседу Чехова

    Василий Семи-Булатов пишет письмо своему соседу Максиму. В начале письма он извиняется за беспокойство. Максим – ученый и недавно переехал из Санкт-Петербурга, но с соседями не познакомился, поэтому Василий решил первым пойти на контакт.

  • Краткое содержание Люди, которые играют в игры Берна

    В книге рассматриваются взаимоотношения людей в случаях, когда под внешне приемлемыми и социально одобряемыми формами скрывается манипуляция и стремление добиться психологических выгод.

  • Краткое содержание Кот ворюга Паустовский

    Однажды в одной из деревень спокойную и размеренную жизнь прервал случай, который нельзя назвать необычным.

  • Краткое содержание Чернильное сердце Функе

    Мо наделен уникальным даром. Когда мужчина читает вслух книги, то персонажи сказок оживают и переносятся в наш мир, но Мо еще не до конца освоил этот дар. Поэтому, когда книжные герои появляются у нас, на их место

  • Краткое содержание Слово о полку Игореве

    «Слово о полку Игореве» повествует о русских князьях и их набеге на половцев. Тематически все произведение разбито на три части, в каждом из которых существует история.

По каким признакам можно сделать вывод, что в фильме идет речь о тоталитарном режиме?

Наиболее разработанным и авторитетным перечнем признаков тоталитарных режимов является концепция, предложенная Карлом Фридрихом и Збигневом Бжезинским в работе «Тоталитарная диктатура и автократия». В фильме Марка Захарова «Убить дракона» можно отметить многие, показанные в метафорической форме особенности, свойственные тоталитаризму:

1. «Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества». Идеология Города, как названо в фильме место действия, высказана в неявной форме. Тем не менее, она сам собой разумеется, потому что Дракон — образ, который постепенно теряет персонифицированные черты и становится общим символом, довлеющим беззаконием (Дракон съедает подписанную им бумагу), страхом, «культом личности» и абсолютным бесправием.

2. «Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией». Диктатор — Дракон, руками его является облаченная в черную кожу полиция.

3. «Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации». Когда архивариус требует слова, это, казалось бы, обычное высказывание вызывает недоумение и смех. Слово само по себе становится выступлением против власти, потому что является формой свободы. Также и все прохожие на улицах безмолвны, а говорят только те, кому это положено.

4. «Отрицание традиций, в том числе традиционной морали…». Каждый год Дракон забирает самую лучшую девушку.

5. «Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод». Дракон может издеваться над любым человеком, как, например, над ученым (А. Збруев).

6. «Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур». Полиция заколачивает окна, заставляет носить на улице повязки для глаз, а все несогласные оказываются в сетях и в подвешенном состоянии проезжают по конвейеру.

Кроме того, власть в тоталитарном режиме стремиться полностью проникнуть в общество и контролировать каждого человека, поэтому в фильме Дракон внезапно появляется в доме Архивариуса и тут же становится хозяином, вызывающим всеобщий трепет и благоговение. Также Марк Захаров развивает представления о тоталитаризме, сложившиеся в культуре. В частности доказывает тезис о том, что тоталитарное общество — это общество парадоксов. Отсюда и введение комедийных элементов. Вместе с тем, Дракон создает образ «внешнего врага» — цыган, которых уже никто не помнит, но которые считаются непререкаемым злом. «Убить Дракона» — это сказка, поэтому режиссер развивает повествования в стилистике притчи, одновременно используя и конкретные приметы, пародирующие советскую и фашистскую системы (безумный бургомистр (Е. Леонов), ордена, которые вручает Дракон, форма и каски полицейских), и общие «нарицательные» мотивы, восходящие к философскому осмыслению причин и законов тоталитаризма.

Как тоталитаризм воздействует на личность и общество?

В тоталитарном строе общество становится объектом эксплуатации, инструментом в реализации идеологии. И задача власти заключается в том, чтобы этот инструмент не давал сбоев в виде протестов, требования свободы и тем более попыток разрушить систему. Все репрессивные меры, направленные на это, приводят к стагнации общественного сознания, разрушению объединяющих людей институтов, нравственности, коммуникативных связей. Поэтому социум превращается в толпу, что отчетливо видно в фильме, когда народ встречается с Ланцелотом. Люди перестают быть мыслящей субстанцией, вместо идей они оперируют догмами, едиными положениями, а ко всему происходящему вырабатывается индифферентное отношение и немой конформизм. Культура деградирует, поэтому деятельность ученого заключается в том, чтобы рисовать на бумаге бессмысленные галочки, музыка упрощается до одних лишь ораторий, а в архитектуре главенствует удручающие серые формы и тяжеловесная безвкусная готика.

На роль личности в этой система сразу указывает образ людей, которые вращают колесо, открывающее ворота. Человек — это винтик. Потеря собственной индивидуальности, достоинства, подобострастие, трусость — вот лекала «нового общества». Повсеместно устанавливается безволие: инженер, который бросает свое дело, чтобы возить тачку, кузнецы, метко названные «очень смелыми людьми, которые всего боятся». С другой стороны в некоторых постоянное давление и вездесущие ограничения рождают бунт, как в одном из рыбаков или в Эльзе.

Как победить «дракона»?

Марк Захаров впервые поставил пьесу Шварца еще в 60-ых в Студенческом театре, но уже после первого показа спектакль был запрещен. И вновь взяться за постановку режиссер смог только в 80-е во время «оттепели». Поэтому идеи, заложенные писателем, перенесены мастером через годы и осмыслены с позиций современности. Победу над драконом Захаров, следуя за литературным первоисточником, переносит на поле общечеловеческой ментальности и добирается до сути в недрах сознания, где как раз и сидит тот вечный конфликт между кипучим стремлением к свободе и покорным безволием, слабостью и внутренней слепотой. А значит, дракон — в каждом из нас, он часть нашей природы. Потому и свержение его невозможно, это вечная битва прежде всего с собой. Неслучайно, что смерть Дракона не дает людям свободы. Недавнее бесправие сменяется бесчинством, глупым разорением, что закономерно ведет к установлению нового контроля. И не важно, как называется глава такой системы — Дракон ли, президент ли. Суть одна. Ведь люди не могу найти в себе силу, чтобы стать свободными. А это значит быть самостоятельными, нести тяжесть принятия решений и держать за них ответ. Из-за этого Ланцелот говорит, что он завидует рабам: у них все ясно, заранее известно. Быть рабом проще. А свобода требует труда, постоянного движения, преодоления себя. Но в том-то и парадокс, что лишить права на независимость легко, а вот одарить этим правом никак нельзя. Ибо свобода — это осознанный способ жизни, который человек должен выбрать сам без чей-либо помощи.

Лишь определенность и исторически верное отображение фактов из жизни в творениях настоящего мастера могут быть возвышением к самым обширным обобщениям. В мировой поэзии самых различных времен нескромно актуальные фельетоны добивались, как правило, верхов литературного обобщения и ничего не лишались при этом в своей прямой злободневности.

О Шварце

Можно считать, что подобная актуальность не мешала их гуманному содержанию, но увеличивала его. Не будет утрированием утверждать, что душевный разбор в произведениях Шварца - это по большей части разбор общественный.

Поскольку, исходя из позиции автора, человек раскрывается лишь там, где он способен сочетать собственные увлечения с увлечениями других, и там, где его активность и деятельность идут на пользу обществу. Такие оттенки слышатся в разнообразных сказках автора.

Особенности сказки

В данном произведении описано государство, чахнущее под господством злого и бессердечного монстра, чье истинное имя не порождало никаких сомнений.

Он не смог бы владычествовать и один день, если бы не выбранный им план. Он состоял в том, что дракон набрасывается неожиданно, надеясь на людскую обособленность и на то, что он уже сумел постепенно вывихнуть их души, уничтожить их достоинство.

Гуманисты самых разных веков воевали за возвращение людей к самим себе, за подобное их самопожертвование, в результате которого они бы не колебались в том, что внутренняя закаленность всегда преимущественнее слабодушного унижения. И что добро всегда имеет тайный потенциал одолеть зло. Именно к этой же цели стремился в своих произведениях умный зоркий Шварц.

Человеколюбие - основа всего

"Дракон", вероятно, самое захватывающее его произведение. Жанровая метка не проведет даже дитя - еще вначале мы можем увидеть в сюжете, персонажах и локациях настоящую, чересчур подлинную действительность.

И автор со своей внимательностью к душевному миру, притом не в преходящем, а бессмертном аспекте, оставил наследие великой литературе России. Сказка Шварца преподносит довольно причин, чтобы прочитать ее в качестве рассказа о сражении добра со злом не только в абстрактном плане, но и в самих людях. Ведь для писателя во главе стояло человеколюбие.

Изюминка фабулы

В фабуле этого произведения масса выдержанных волшебных ходов и деталей, это очередная история о борце со змеем практически является прототипом. Однако городское население, избавленное от долголетнего господства чудища, почему-то недовольно. Люди не поддерживают Ланцелота в борьбе с драконом, не рады и его победе.

Отдельные ситуации в сказке походят на сюжет Евангелия, некоторые диалоги служат явными отсылками к Священному писанию. Судьба рыцаря - это судьба праведника, прибывшего спасти народ. И ими же убитого.

Однако все же рыцарь имел несколько преданных союзников, которые рады, что наконец пришел освободитель. Благодаря дарованными ими ковру-самолету, мечу, он одерживает победу над Драконом. Однако до счастливого финала рассказа еще очень долго.

Ланцелот крупно пострадал за время сражения. Он пропадает, отправляется в горы, чтобы затянулись ранения, а место чудища захватывает бургомистр, справляющийся с подобными делами нисколько не хуже предыдущего деспота. Народ, который проклинал прежнее чудовище, даже не обнаружил, что получил другое.

И все-таки. Рыцарь идет обратно, однако прибывать в данный город дважды для него намного ужаснее, поскольку люди снова и снова совершают предательство в отношении его и самих себя.

Создание истории

Эта сказка явилась к читателю только в период оттепели, и стала поразительно созвучна атмосфере той поры. Автор все время отстранялся от политики, однако ни разу от жизни. В его произведениях уйма метких признаков времени, и заметно, что они созданы не ради творчества, а для человека.

Конец сказки драматичнее, нежели начало. Убить дракона в каждом (а, следовательно, и в самом себе) - цель трудная, и тот, кто хватается за нее, очень рискует. Однако попытаться, бесспорно, стоит.

"Дракон" Шварца. Краткое содержание

Произведение берет свое начало с того, что в горницу, где присутствует кот, заглядывает случайный прохожий рыцарь.

Разговаривая с котом, он узнает, что в доме проживает архивист с дочкой и что ее избрал змей. Он господствует в данной местности практически пятьдесят лет, и один раз в году утаскивает деву к себе в подземелье. Барышни пропадают там бесследно.

Вернувшиеся владельцы дома добродушно встречают рыцаря. Увидев девушку, он понимает, что влюбился. Потрясенный безразличием этого народа перед своей судьбой, рыцарь осмеливается на битву с чудищем. Встреча змея с Ланцелотом случается тут же, в этом доме. Рыцарь предлагает дракону сразиться. И тот соглашается.

Сынок городского бургомистра для подстраховки просит послушную Эльзу прикончить рыцаря. Он вручает ей ядовитый клинок. Однако она не способна убить Ланцелота.

В данном рассказе бургомистр играет большую роль. Он осознает, что если победа будет за рыцарем, то обыкновенное устройство жизни города существенно поменяется. А люди уже свыклись с тем, что змей есть одно существо, угрожающее их жизни.

В сражении с чудовищем побеждает рыцарь. Однако он мучительно ранен и, попрощавшись с девушкой, пропадает. Городской уклад не получает никаких изменений, на должность ужасного Дракона прибывает не менее гадкий бургомистр. Огласив себя победителем чудища, он принимает решение жениться на Эльзе. Однако его намерения разрушает возвратившийся Ланцелот. Вслед за свадьбой с девушкой у него ещё немало дел в данном городе.

Рассказ учит в первую очередь уничтожить чудовище в собственной душе.

Сюжет

Сюжет произведения сперва кажется достаточно примитивным и обычным: великодушный рыцарь является в город с целью избавить его обитателей, вместе с тем и свою любимую Эльзу, от мук, от злобного и бессердечного чудовища. И разумеется, как и положено в сказке, освобождает. Все это изложено в кратком содержании "Дракона" Е. Шварца. Однако это произведение гораздо серьезнее.

Во-первых, особенен тут сам змей. Он свиреп, однако умен, груб, но не прост. Он пренебрегает людьми, однако остро знает их психологию и пользуется их слабыми местами.Таким задумал его Евгений Шварц в "Драконе", краткое содержание которого вы читаете. Он не все время предстает трехголовым монстром, а нередко обретает людской вид.

Такому змею по-особенному любопытен путешествующий Ланцелот. Ему необходимо осознать, что им движет, и оттого он с удовольствием спорит с рыцарем о сущности владычества и о человеке в общем.

Тематика

Немаловажный вопрос, которым старается сконфузить змей своего недруга: заслуживает ли человек освобождения, борьбы за его жалкую жизнь? Это словно лейтмотивом звучит в кратком содержании пьесы "Дракон" Шварца.

Рассечешь туловище пополам - человек окочурится. А душу порвешь - сделается покорнее едва лишь. Он говорит, что подобных душ нигде не найдешь. Лишь в этом городе. Глухонемые, проклятые души. Именно это необходимо отразить вкратком содержании.

"Убить дракона" Шварца - очень непростое произведение. Самое ужасное, что слова змея верны. За полвека царствования дракона народ давно сжился и свыкся с ним. Даже такой хороший и разумный человек, как архивариус, постоянно склонен оправдывать и чудовище, и собственное абсолютное смирение, и неспособность дать отпор. Ввиду этого, изложение краткого содержания "Дракона" Шварца для дневника, которое нередко дают сделать школьникам в качестве домашнего задания, не теряет своей актуальности и по сей день.

Однако жуткий змей в конце концов повержен. И вроде бы независимость, истина и честность обязаны теперь возобладать, а история успешно закончиться. Однако сказка на этом не оканчивается: на замену чудищу являются иные властители - бургомистр со своим сыном. И они намного ужаснее змея: уродливее своей мелочностью, неприличностью, подлостью и жаждой обязательно навредить близкому.

Внимания заслуживает их система повального шпионства и ябедничания, которая запутала их самих.

Змей повержен, однако его деяние до сих пор существует и преуспевает. Как раньше городские жители преклонялись в ужасе перед драконом, так и сейчас они с притворным воодушевлением здороваются с его якобы победителями.

И кто все-таки одержал победу в бою за изувеченные человеческие души? Шварц не торопится дать определенный ответ на данный вопрос. Приобретение свободы тяжело для тех, кто сжился с неволей. Возможно, оно никогда не дается.

Независимость невозможно обрести в качестве дара. Тут нужна ежедневная неотступная работа. Именно это и есть одна реальная дорога к истинной свободе.

Таким образом, в кратком содержании "Дракона" Шварца для читательского дневника необходимо отметить, что автор очень точно описывает реалии нашего мира.