Эмпатия, личностная черта или экстрасенсорная способность? Что такое эмпатия и можно ли без нее жить.

Эмпатия – это осознанное сопереживание другому человеку в его эмоциональном состоянии. Следовательно, эмпат – это человек, у которого развита способность к сопереживанию. Развитие эмпатии занимает значимое место в развитии эмоционального интеллекта. Она помогает познать эмоциональные состояния человека, при этом ориентируясь на жесты и мимику.

С помощью сопереживания эмпатия дает возможность понять эмоции собеседника. Ей желательно владеть тем людям, которые в работе используют общение. Например – это воспитатели, психологи, педагоги, менеджеры, врачи. Ученые отмечают, что этап развития эмоциональной эмпатии заканчивается еще в детском возрасте. Для осознанного сопереживания губителен страх.

Эмпаты не комфортно себя чувствуют в конфликтной ситуации, им не свойственно соперничество, а также отстаивание своих интересов, чаще они отходят в сторону. От страха эмпаты легко избавиться не могут, поскольку они очень терпеливые и ищут свои пути коррекции данного состояния. При отсутствии умения справляться со страхом он способен сопровождать человека всю жизнь, что спровоцирует в дальнейшем панические атаки.

Эмпатия и симпатия взаимосвязаны. Мы тянемся к людям, которые хорошо понимают нас, и отталкиваем тех, кто понять нас не в состоянии. Каждый человек целенаправленно желает видеть возле себя тех людей, которые будут понимать, и принимать его таким, какой он есть.

Развитие эмпатии

Существует несколько уровней эмпатии и научиться развить осознанное сопереживание возможно, однако очень сложно для тех, кто им не владел ранее. Невозможно перевернуть мир и измениться в один миг, начав все чувствовать. Для этого необходимо достаточно времени, чтобы изменить убеждения и овладеть осознанным сопереживанием.

Чувство эмпатии относится не к простым чувствам и переживаниям. Это полное понимание, а также осознание ощущений как бы происходящих с вами. Особенности эмоциональной эмпатии заключаются в ощущении тонкого мира совершенно чужой жизни.

Развитие эмпатии включает несколько уровней. Первый уровень отмечается умением выделять эмоциональные жесты, нотки. Тон голоса может подсказать, в каком состоянии находится человек и что он чувствует. Этот уровень показывает умение акцентировать безошибочно внимание на эмоциональном состоянии человека.

Понимание эмпатии включает перекладывание чувственного мира ощущений на себя. Этому научиться сложно. Для этого необходимо изучить мимику, телодвижение, тембр голоса. Начинайте практиковаться на знакомых, друзьях, первых встречных. Замечайте любые мелочи: волосок на пиджаке, неряшливость, макияж на лице, прическа. Это способно очень многое рассказать о человеке. Овладевайте этим навыком.

Второй уровень обучения включает уже владение определенными навыками. Этот уровень сложнее, обучаемым важно переложить на себя повадки, ощущения, телодвижения, тембр голоса того объекта, которого необходимо вам чувствовать. Для более легкого внедрения в образ необходима сильная эмоциональная реакция. Важно наблюдая внимательно за человеком, представить, что вы это он. Слившись с ним полностью, вы наперед можете предугадать, как он поступит. Вы сможете проживать его жизнь, не думая и не осуждая, что не так. Вы станете с ним одно целое и будете испытывать те же эмоции, что и он: влюбленность, боль, разочарование. Этому сложно научиться, но возможно. Эмпат со временем воспринимает чувства другого человека как свои собственные. А эти чувства бывают разные.

Третий уровень обучения позволяет превратиться в настоящего эмпата. Эмпаты способны не просто чувствовать чужие переживания, они умеют управлять этим состоянием. Первая возможность заключается в способности выводить себя быстро из негативного состояния. Вторая сводится к возможности вывести из негативного состояния собеседника. Эмпат способен влиять на эмоции.

Развитие эмпатии дает возможность с легкостью и пониманием общаться с людьми. Имеются плюсы, а также минусы при развитии эмпатии. С одной стороны человек начинает разбираться в людях, а с другой превращается в более чувствительного, которому тяжело противостоять в конфликтных ситуациях собеседнику.

Уровень эмпатии

Являясь многообразным понятием, эмпатия имеет много уровней внутри себя.

Первый уровень эмпатии самый низкий. Люди, относящиеся к этому уровню, сосредоточены на себе, им безразличны мысли и чувства других людей. Редко понимают окружающих и испытывают затруднения при установлении контактов, неловко чувствуют в большой незнакомой компании. Эмоциональные проявления таких людей кажутся непонятными, а также лишенными смысла. С низким уровнем эмпатии люди отдают предпочтение уединенным занятиям, минуя коллективную работу. Представители низкого уровня эмпатии сторонники точных формулировок, а также рациональных решений. У таких людей мало друзей, а те, что имеются, отличаются ясным умом и деловыми качествами, а не чуткостью и отзывчивостью. Люди отвечают таким людям тем же. Такие люди чувствуют отчужденность, поскольку окружающие не балуют их своим вниманием. При очень низком уровне эмоциональной эмпатии человек затрудняется первым заговорить, держится особняком среди коллег. Зачастую ему очень трудны контакты с детьми, а также старшими людьми. В межличностных отношениях эмпат часто оказывается в неловком положении, зачастую не находит взаимопонимания с окружающими, очень любит острые ощущения, искусство. Болезненно переносит критику, однако способен не реагировать на нее.

Второй уровень эмпатии самый распространенный. Большинство людей являются равнодушными к мыслям и чувствам других, и лишь в редких случаях проявляют сопереживание. Этот уровень свойственен большинству людей. Окружающие не называют их толстокожими, однако и к особо чувствительным не относят. Таким людям не чужды проявления эмоций, однако в большинстве случаев они все держат под контролем. В общении зачастую они внимательны, стараются понять многое, но иногда теряют терпение. Чаще предпочитают деликатно отмолчаться, поскольку не уверенны, что их поймут. При чтении художественных произведений, а также просмотре фильмов их интересуют действия, а не переживания героев. Таким людям не свойственна раскованность чувств, что мешает для полноценного восприятия людей.

Третий уровень эмпатии является самым высоким. Людей с этим уровнем сопереживания встречается довольно таки мало. Этим людям свойственно понимать чужих людей лучше, чем себя. Из них получается настоящие преданные друзья. Такие люди чувствительны к проблемам и нуждам окружающих, очень великодушны, способны многое прощать. Всегда с интересом относятся к людям. Такие люди эмоционально отзывчивы, быстро устанавливают контакт, очень общительны. Коллеги и окружающие ценят такую душевность. Люди с третьим уровнем эмпатии не допускают конфликты и всегда находят компромиссные решения, достойно переносят критику. При оценивании ситуации больше доверяют своим чувствам, а также интуиции. Отдают предпочтение работать с коллективом, нежели в одиночку. Люди с третьим уровнем всегда желают социального одобрения своих действий. Однако такие люди не всегда аккуратны при выполнении точной, а также кропотливой работы. Их достаточно легко вести из равновесия.

Виды эмпатии

Эмпатов классифицируют на следующие виды: не эмпаты, слабые эмпаты, функциональные эмпаты, профессиональные эмпаты.

Не эмпаты напрочь закрыли свои чувственные способности. Возможно, проявление эмпатии атрофировались, поскольку этой способностью они никогда не пользовались. Чувство эмпатии таким людям незнакомо, да они и не пытаются его узнать. Они не способны распознавать невербальные и вербальные сигналы.

Слабые эмпаты пребывают в состоянии постоянного стресса, переживают тяжесть мира, чужие проблемы, страхи в силу эмоциональной перегрузки. Зачастую слабые эмпаты физически быстро истощаются, испытывают головные боли.

Функциональные эмпаты являются самыми развитыми, с легкостью адаптируются к эмоциям, контролируют их, не пропуская через себя. Это редкостное умение. Внешне функциональные эмпаты не выделяются на фоне обычных людей.

Профессиональные эмпаты с легкостью распознают любые эмоции, даже самые сложные, скрытые в глубинах души. Профессиональные эмпаты хорошо управляют чужими эмоциями. Таких людей очень мало. Они обладают способностью избавить от боли, поднять настроение.

Диагностика эмпатии

Диагностика эмпатии помогает определить, какими качествами эмпата преобладает человек. Этот тест важен при подборе персонала, чья профессиональная деятельность связана общением с людьми. Для изучения эмпатии можно пользоваться методикой «Шкала эмоционального отклика». Тест был разработан профессором психологии А. Меграбяном.

Методика «Шкала эмоционального отклика» дает возможность проанализировать общие особенности эмпатии у тестируемого. Например, способность к сопереживанию другому человеку.

Эмпатия у детей

С помощью сопереживания дети набираются опыта в изучении себя и других людей, которые окружают их. Ребенок постепенно накапливает чувственный опыт.

Эмпатия у детей напрямую зависит от сформирования сопереживания у родителей. Если у родителей хорошо сформированы выше сказанные чувства, то у их детей будет нормальное проявление эмпатии. Она хорошо развивается у того ребенка, который получил любовь и тепло от родителей. У детей благодаря родителям может быть хорошо развит альтруизм, ведь формирование альтруизма берет начало в семье.

Сострадание, сочувствие – это не только духовное развитие ребенка, но и метод изучения отношений между людьми. Полагаясь на эти чувства, дети смотрят на окружающих себя людей и пытаются найти в них собственные переживания. Таким образом, воспитание эмпатии целиком лежит на плечах родителей.

Эмпатия у подростков

На развитие человека с момента рождения оказывают огромное влияние родители и семья. Семья является важной составляющей в развитии жизни человека. В развитии эмпатии играет огромнейшую роль общение детей с родителями. Подросток не может самостоятельно научиться сопереживать из-за нехватки опыта. Ему еще плохо знакомо чувство боли. Развитие эмпатии у подростков проявляется в жизни тех детей, которым смогли дать в семье и любовь, и заботу, и внимание, и тепло.

Эмпатия у подростков возможна, когда родители понимали чувства и эмоции своих детей. Нарушение контакта с родителями травмирует психику подростка, негативно проявляется в его развитии. Обладать эмоциональной эмпатией означает воспринимать мир другого человека, его боль и счастье. Семья, которая основана на доверительных чувствах, направлена на гармоничное развитие личности подростков. Поэтому стоит учесть, что отношения в семье должны всегда оставаться дружескими.

empathy) Под Э. обычно понимается сострадательное переживание одним чел. чувств, восприятий и мыслей др. Нек-рые ранние европейские и американские психологи и философы, такие как М. Шелер и У. Мак-Дугалл, рассматривали эмпатию как основу всех положительных соц. отношений. В контексте этого широкого определения различные теоретики и исследователи определяли этот термин совершенно по-разному, подчеркивая в нем различные аспекты или смысловые значения. Клинические психологи и др. исследователи терапевтических ситуаций, такие как Ч. Труа, склонны трактовать этот термин наиболее широко, включая в него интеллектуальное понимание терапевтом клиента, разделение терапевтом чувств клиента, непринужденность и эффективность коммуникации, и положительный аттитюд терапевта в отношении пациента. Такое широкое понимание эмпатии выглядит интуитивно привлекательным, однако смешение различных аспектов и значений эмпатии приводит к теорет. путанице, поскольку становится непонятным какой из аспектов яв-ся центральным, по определению или каузально, с остальными аспектами в качестве следствий или производных. Др. психологи, такие как Р. Даймонд, выделяют когнитивные аспекты, фокусируясь на способности одного субъекта к интеллектуальному пониманию внутреннего опыта др. Значение когнитивной эмпатии, по-видимому, состоит в ее способности облегчать процесс коммуникации между двумя людьми. Предполагается тж, что испытывающий эмпатию чел., вследствие этого, будет в большей степени склонен к выражению симпатии, оказанию помощи и принятию др. Третий подход к эмпатии определяет ее как переживание субъектом эмпатии определенной эмоции вследствие осознания им, что др. чел. переживает именно эту эмоцию. Нек-рые теоретики, работающие в рамках психологии развития, полагают что подобное взаимопроникновение чувств родителя и ребенка яв-ся ключевым звеном в процессе созревания. Эмпатическое эмоциональное возбуждение находит свое отражение в субъективных самоотчетах и в физиолог. изменениях. Стотленд и его коллеги обнаружили, однако, что осн. предварительным условием Э., по-видимому, яв-ся воображение себя как обладающего тем же самым опытом, что и др. чел. - иначе говоря, воображаемое принятие роли этого др. Такой психич. процесс противопоставляется рассмотрению др. чел. в более объективированной или рассудочной манере. Этот подход к Э. пересекается с описанным ранее когнитивно-ориентированным подходом в том, что он осн. на когнитивном или психич. процессе воображения. Однако, в отличие от чисто когнитивно-ориентированного подхода, этот когнитивный процесс не обязательно должен отражать реальные события реальных людей, и т. о. субъекты Э. могут сопереживать актеру или герою романа. Воображение опыта др. чел. оказывается преим. основанным на атрибутивной проекции, поскольку люди, вероятно, в большей степени сопереживают тем, кто находится в ситуации, к-рую субъект Э. уже переживал, непосредственно наблюдал или воображал себя попавшим в нее. Связь между процессом воображения и процессами, связанными с физиолог. или поведенческими проявлениями эмоции м. б. достаточно сложной. Эта связь может возникать в рез-те образования прямой, прошлой ассоц. благодаря процессу, включающему тонкие пороговые или подпороговые мышечные движения, или она может возникать непосредственно на уровне нервной деятельности. Философы и социологи-теоретики уже давно высказывали мнение, что проявление Э. ведет к большей услужливости и даже альтруизму. Эта простая связь была продемонстрирована эмпирическим путем, когда Э. вызывалась при помощи инструкций, о чем сообщают М. Той и Д. Бэтсон. Стотленд и его коллеги показали, что Э., когда она измеряется как индивидуальная характеристика, тж ведет к альтруизму, особенно когда помогающие действия легко осуществимы. Хоффман и Г. Зальцштейн сообщают, что если родители имеют теплые взаимоотношения со своими детьми и обращают их внимание на то, как последствия их поведения сказываются на благополучии др., такие дети с большей вероятностью будут хорошо относиться к др. людям, чем при отсутствии этих условий. В противоположность этому, Стотленд и его коллеги обнаружили, что в ситуациях, когда помочь страдающему др. оказывается не просто или даже невозможно, испытывающий Э. может попытаться вырваться из этой неприятной ситуации - физически или психологически - путем "замораживания" своих чувств. Если боль др. достигает крайней степени или проявляется в виде сильной агонии, субъект эмпатии может физически или психологически устраниться из этой ситуации. Бэтсон и Коук сообщают, что это бегство от мучительного сопереживания происходит с меньшей вероятностью, если данный чел. не просто проникается чувствами др., но еще и симпатизирует ему - т. е. сообщает об ощущении эмоционального побуждения помочь др., чувстве сострадания, жалости и сердечного участия. Хоффман показал, что, независимо от используемого теорет. похода к Э., методики ее измерения на основе самоотчетов всегда дают более высокие показатели для женщин по сравнению с мужчинами. См. также Эмоции, Представления, Социальный интерес Э. Стотленд

ЭМПАТИЯ

Понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

Термин "Э." появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию "симпатия". Возник на основе немецкого слова einfuhling (дословное значение - проникновение), примененного Липпсом (Lipps Т.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Самое раннее определение Э. содержится в работе Фрейда (Freud S.) "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905): "Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным".

Ряд авторов сопоставляли Э. с другими близкими ей процессами. В отличие от интуиции как непосредственной перцепции идей, Э. включает чувства и мысли (Бодалев А. А., Каштанова Т. Р., 1975). Э. отличают от идентификации, которая является бессознательной и сопутствует процессу взаимоотношений "психотерапевт-пациент". Э. может быть сознательной и предсознательной и возникает в ответ на непосредственную интеракцию. Следует различать жалость ("мне жаль вас"), симпатию ("я сочувствую вам") и Э. ("я - с вами"). Э. как одна из характеристик психотерапевта (триада Роджерса) при клиент-центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности.

Существует широкий диапазон проявлений Э. На одном полюсе этого континуума находится позиция субъективного включения психотерапевта в мир чувств пациента. Важно не только знание врачом эмоционального состояния больного, но и в определенной степени переживание его чувств. Такую Э., основанную на механизмах идентификации и проекции, называют аффективной, или эмоциональной, Э. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания врачом переживаний больного без значительного эмоционального вовлечения. Если в основе развития Э. лежат интеллектуальные процессы (например, аналогия), то она определяется как когнитивная Э. При использовании предсказаний эмоциональных реакций пациента проявления Э. относятся к предикативной Э.

Клиент-центрированные психотерапевты расширили представление об Э. понятием "точной Э.", которое содержит больше, чем только способность психотерапевта к проникновению во внутренний мир пациента. "Точная Э." включает способность понять актуальные чувства и вербальное умение передать это понимание ясным для пациента языком. Э. входит в более широкий круг личностных характеристик психотерапевта, отражающихся в его общении с пациентом. Оценка Э. оказалась тесно связанной с такими характеристиками врача, как профессиональное искусство, теплота, доброжелательность, надежность, жизненный опыт, сила, искренность и др. Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Э. психотерапевта зависит от доступности и богатства его собственного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая пациента, на одну эмоциональную волну с ним. Многие авторы считают Э. генетически детерминированным свойством, усиленным или ослабленным жизненным опытом индивида. Различные тренинговые методы повышают эмпатическую способность психотерапевта, умение более эффективно применять ее в общении с пациентом. Искусство использования Э. заключается в оптимальной синхронизации намерений психотерапевта и ожидаемого эффекта. Возможно ошибочное применение Э. Сюда относятся "эмпатическая слепота" (неосознаваемое неприятие психотерапевтом тех чувств, которых он избегает в самом себе), неконтролируемое использование Э. (в художественной литературе образцом такого типа Э. является поведение князя Мышкина в "Идиоте" Ф. М. Достоевского), манипулятивное применение Э. (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения).

Многочисленные исследования показали положительную корреляцию между оценкой пациентами Э. психотерапевта и успехом лечения при различных видах психотерапии, особенно клиент-центрированной психотерапии.

ЭМПАТИЯ

Empathy; Einfuhlung) - интроекция объекта, основанная на бессознательной проекции субъективных содержаний.

"Эмпатия предполагает субъективное отношение доверия или уверенности в объекте. Это готовность встретить объект на полпути, субъективная ассимиляция, приводящая к хорошему пониманию между субъектом и объектом или по крайней мере изображающая таковое" (ПТ, пар. 489).

В противоположность абстракции, ассоциируемой с интроверсией, эмпатия соответствует экстравертной установке.

"Человек с установкой на эмпатию обнаруживает себя в мире, нуждающемся в его субъективном чувстве, с тем, чтобы иметь жизнь и душу. Он доверчиво наделяет его своим воодушевлением" (там же, пар. 492).

ЭМПАТИЯ

empathy) (einfuehlung) "Способность спроецировать собственную личность на объект сопереживания, тем самым полностью постигая ее" (С.О.Д.). Способность почувствовать себя на месте объекта. Понятие подразумевает, что человек одновременно и ощущает себя объектом, и продолжает осознавать собственную идентичность как самостоятельная личность. Данное слово необходимо, поскольку понятие "сочувствие" используется в тех случаях, когда речь идет о способности разделить неприятные переживания и не подразумевает, что сочувствующий непременно сохраняет свою объективность. Способность к ЭМПАТИИ - существенная предпосылка для проведения психоаналитической терапии. Она может приводиться в качестве примера проективной ИДЕНТИФИКАЦИИ, но это делается редко.

ЭМПАТИЯ

способность к постижению эмоционального состояния другого человека; полное отсутствие - признак эмоциональной тупости, которая служит предпосылкой для совершения жестоких преступлений против личности.

ЭМПАТИЯ

постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер. Различаются:

1) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

2) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия и пр.;

3) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Как особые формы эмпатии выделяются:

1) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого. Важная характеристика процессов эмпатия, отличающая ее от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, - слабое развитие рефлексивной стороны (-> рефлексия), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и реакций эмоциональных субъектов.

ЭМПАТИЯ

греч. empatheia - сопереживание). Постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием. В понятии Э. обобщены близкие по содержанию идеи о симпатии и положения концепции вчувствования. Э. может быть эмоциональной, интеллектуальной (когнитивной) и предикативной (предсказывающей переживания другого человека, его аффективные реакции в конкретных ситуациях). Различают также особые формы Э. - сопереживание и сочувствие. Сопереживание - переживание эмоционального состояния другого на основе отождествления с ним; сочувствие - переживание по поводу чувств другого. Изучение Э. важно для решения ряда социально-психологических проблем. В психиатрии понятие Э. привлекается при разработке методов социальной реабилитации, при изучении генеза немотивированных преступлений и т.д.

ЭМПАТИЯ

от греч. empatheia - сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование). Способность к Э. - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децент-рации. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая, человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. Идентификация.

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. Альтруизм).

Наконец, симпатия - теплое, доброжелательное отношение человека к др. людям. (Т. П. Гаврилова.)

ЭМПАТИЯ (EMPATHY)

Особый способ восприятия и постижения психологических состояний других людей. Буквально эмпатия означает "вчувствование" в другого человека - в противоположность симпатии, то есть "сочувствию". Термин эмпатия восходит к эстетике и психологии XIX века, когда эмпатией обозначался способ понимания и объяснения объекта, основанный на моторной имитации и выводах из наблюдений над собственными кинестетическими ощущениями.

Способность к эмпатии, по-видимому, связана с развитием довербальных взаимодействий между матерью и ребенком, когда желания и потребности совпадают с реакциями на них. Возможность подобных совпадений является важнейшей предпосылкой аналитической практики. В аналитической ситуации эмпатия является следствием "свободно парящего внимания" и развитой автономии аналитика, представляющей собой важный компонент его рабочего Я. Аналитик не должен относиться к эмпатии как к мистическому или трансцендентному феномену. Вербальная и невербальная активность пациента, его аффекты во время аналитической работы вызывают у аналитика резонирующие, так сказать, параллельные состояния. Самовосприятие или интроспекция аналитика становится в таком случае источником информации о пациенте. Эмпатия, следовательно, представляет собой временную и частичную регрессию Я, обеспечивающую легко обратимую идентификацию с анализируемым и тем самым служащую аналитическому процессу. Эмпатия может возникать в отсутствие вербальной коммуникации и понимания; в таких условиях она проявляется как реакция на переживание утраты аналитических взаимоотношений.

Эмпатия - процесс предсознательный, автоматический и "беззвучный". Она сосуществует с другими, более объективными способами получения информации о чувствах и поведении поциента. Чтобы добиться полного аналитического понимания, непосредственные, эмпатические впечатления должны соотноситься и интегрироваться с другой информацией. Таким образом, эмпатия включает в себя многие компоненты - аффективные, когнитивные и логические, - которые, взаимодействуя, создают почву для аналитического лечения.

Эмпатия не подменяет собой анализ переноса и сопротивления, хотя и может предоставить информацию об этих процессах. Она является относительно нейтральной и лишена компонента суждения - в отличие от родственных ей феноменов сострадания и симпатии, от которых ее следует строго отделять. Состраданию и симпатии недостает объективности, они предполагают чрезмерную идентификацию и нередко приводят к появлению фантазий об избавлении. Эмпатия же в сочетании с другими способами аналитического наблюдения и понимания может стать одним из важнейших источников контрпереноса.

С точки зрения психоаналитической психологии Самости (Kohut, 1959), эмпатия означает адекватное восприятие и реакцию на чувство и потребности пациента. В целом психоанализ рассматривает эмпатию как сосредоточение на внутреннем мире пациента. Поэтому среди аналитиков принято говорить об эмпатических компонентах понимания, интерпретации или вмешательства, не возводя эмпатию в ранг основного принципа аналитической техники.

Эмпатия

от греч. empatheia - сопереживание) внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование); эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого.

ЭМПАТИЯ

способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает. Эмпатии, высоко ценимой К. Роджерсом, Перлз противопоставлял симпатию, когда терапевт остается полностью открытым собственному бытию и тем самым предлагает клиенту партнерство с целью установления аутентичных отношений типа "я / ты".

Эмпатия (сопереживание)

Термин обозначает наше осознание эмоционального состояния другого человека и способность разделить его опыт. В последнем случае мы фактически испытываем те же эмоции. Чаще всего мы разделяем эмоции своих детей (т.е. гордимся ими, когда они гордятся собой, разделяем их печаль и одиночество). Сопереживание другому человеку означает нечто большее, чем жалость к нему или удовлетворение его поступками; мы глубоко разделяем с ним такие эмоции, как радость, страдание, гнев и так далее. Когда эти эмоции мучительны, у нас часто возникает потребность к действиям, помогающим освободиться от них. Теория эмпатического альтруизма объясняет человеческий альтруизм в терминах разделенного страдания. Согласно этой теории, мы помогаем нуждающимся людям, чтобы избавиться от собственных страданий, вызванных сопереживанием.

ЭМПАТИЯ

empathy) - способность человека понимать мысли и чувства других людей. Эмпатия психотерапевта часто считается одним из основных качеств, которое способствует успешному лечению больных. См. Алекситимия.

Эмпатия

Словообразование. Происходит от греч. empatheia - сопереживание.

Специфика. Способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает - вопреки сознательному контролю - разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.

ЭМПАТИЯ

1. Когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека. В этом смысле основной коннотацией термина будет интеллектуальное или концептуальное понимание аффектов другого. 2. Викарная эмоциональная реакция на эмоциональные переживания другого человека, которая отражает эти эмоции или подражает им. В этом смысле явно подразумевается, что эмпатические переживания представляют собой разделение эмоции с другим человеком. 3. Принятие в собственном сознании роли другого человека. Это значение образовано от первого, но немного отличается тем, что добавляется представление о том, что эмпатия включает в себя принятие направления другого человека. Это значение часто встречается в литературе по моральному развитию, в которой некоторые авторы утверждают, что эмпатические чувства к другим являются предпосылкой для развития моральных норм. 4. В теории личности Г. Салливана – невербализируемый, скрытый коммуникативный процесс, посредством которого отношения, чувства и суждения передаются от человека к человеку без публичного их прого-варивания. Этот термин используется Г. Салливаном очень широко, он включает в себя более ограниченные смыслы вышеупомянутых значений. Более подробно о терминологии по разделению аффекта см. сочувствие.

Источник: В отличие от симпатии, включающей в себя сочувствие другому человеку и сопереживание с ним, эмпатия предполагает сопричастность к процессу доброжелательных взаимоотношений с ним с сохранением объективного взгляда на истоки и природу его переживаний. В процессе психоаналитической терапии аналитик стремится к эмпатическому вчувствованию в психическое состояние пациента с тем, чтобы, будучи вовлеченным в его интимные переживания, но способным к объективной оценке происходящего, помочь ему в осознании бессознательного и обретении сил, способствующих выздоровлению.

При самоанализе основным методом изучения собственного поведения и внутренних переживаний является интроспекция. При психоанализе, основанном на установлении доверительных отношений между аналитиком и пациентом, важным методом познания внутреннего мира больного становится эмпатия. Она не заменяет собой свободное ассоциирование, или анализ сопротивлений, лежащих в основе психоаналитической терапии. Вместе с тем эмпатия оказывается таким методом постижения внутреннего мира пациента, без которого психоаналитическое лечение становится проблематичным. Некоторые психоаналитики полагают, что «свободное ассоциирование и анализ сопротивлений следует считать вспомогательными инструментами на службе интроспективного и эмпатического метода наблюдений». Данная точка зрения была высказана, в частности, Х. Кохутом (1913–1981) в его докладе «Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией», прочитанном на конференции в Чикагском институте психоанализа в 1957 г.

Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии.

ЭМПАТИЯ

от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование и переживания др. человека. Различают эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям др. человека; когнитивную Э., базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную Э., проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции др. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает др. человек через отождествление с ним, и сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств других. Важной характеристикой Э. является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. В предконфликтных и конфликтных ситуациях Э. способствует более адекватному восприятию оппонентами друг друга и проблемы в целом. Э. помогает предупреждать конфликты, делать их менее острыми и конструктивными. Э. является прогрессивно важным качеством конфликтолога.

Эмпатия

В психологии постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Когда мы слушаем кого-то, очень полезно это сделать по отношению к говорящему (нашему собеседнику или выступающему перед нами с монологом). Поставить себя на место этого человека. Насколько возможно вжиться в его обстоятельства, его проблемы, в особенности его личности, в стиль его мышления, в его менталитет. Это тоже требует каких-то волевых усилий. Различают эмоциональную эмпатию (постижение переживаний другого путем вчувствования) и когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (проникнуть, вжиться в интеллект другого). И между прочим хороший тон, правила светского разговора предписывают соблюдение хотя бы чисто внешних проявлений эмпатии – сочувственно улыбаться, заинтересованно расспрашивать собеседника о его личности и т. п. Когда мы стараемся постигнуть нашего собеседника, нашего адресанта способом эмпатии, мы достигаем высшего уровня речевого общения, наибольшего смыслового контакта с ним. В этом случае мы постигаем его личностные смыслы (см.).

Как сопереживать людям и при этом не разрушать себя? Можно ли в принципе научиться состраданию? Татьяна Карягина - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии Психологического института РАО, рассказывает всё об эмпатии - о её светлых и тёмных сторонах.

Татьяна Карягина

Татьяна Карягина, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии Психологического института Российской академии образования, член Ассоциации понимающей психотерапии.

Что такое эмпатия

Слову «эмпатия» чуть больше ста лет - американский психолог, один из лидеров психологии того времени Эдвард Титченер специально сконструировал его по аналогии с «симпатией» для того, чтобы перевести на английский немецкое слово Einfühlung (на русском буквально «вчувствование»). Так что же такое эмпатия? Эмпатия - это наш отклик на состояние и чувства другого человека. Этот отклик включает в себя как понимание того, что происходит с ним, так и наши ответные чувства, мысли и поступки. Проще всего эмпатия «запускается», когда мы наблюдаем другого человека, испытывающего сильные эмоции. Но это отнюдь не единственный механизм её возникновения. Например, когда мы сопереживаем героям книги или документального фильма, мы тоже проявляем эмпатию - это наше вживание, пускай и в вымышленный мир литературного героя. Также мы можем сопереживать не только человеку, уже испытывающему сильное чувство, но и тому, кто делится с нами своими мыслями или проблемами - в таких ситуациях мы стараемся понять позицию говорящего, его мотивы и трудности.

Чаще всего речь об эмпатии заходит именно в отношении человека, переживающего отрицательные эмоции и состояния - это чувство в большой степени объясняет наше желание помочь ему . Тем не менее умение разделять с близким человеком его радость, воодушевление и счастье тоже очень важно. Это нужно для установления подлинной близости. Для того чтобы быть по-настоящему рядом, быть вместе.

Эмпатия - это попытка встать на место другого человека, попытка понять, каково это - находиться в его состоянии и в его субъективном мире.

В соцсетях периодически встречается слово «эмпат» в качестве обозначения человека, испытывающего эмпатию, но мне подобный ярлык не нравится. Дело в том, что «эмпат», так же как и «телепат» или «психопат», намекает на особенность, исключительность человека, а эмпатия же, напротив - общечеловеческая способность, которая есть у каждого. Но как и любая способность, у разных людей она развита по-разному: у кого-то больше, у кого-то меньше; кто-то лучше вживается в состояние другого человека, а кто-то практически «на автомате» сочувствует и заботится о чувствах окружающих, не стараясь вникнуть в детали.

В одних ситуациях непроизвольного сочувствия бывает вполне достаточно, а в других, напротив, нужно предпринимать целое эмпатическое «исследование» - задействовать для этого воображение, собственные знания и воспоминания.

Сейчас, например, много пишут о том, что при психопатии люди лишены эмпатии. Но это не совсем так. Согласно последним нейропсихологическим исследованиям, действительно, работа отделов мозга, отвечающих за способность к непроизвольной эмпатии, при таких заболеваниях нарушена, но если больным дать инструкцию по осознанному сопереживанию, они окажутся вполне способными к нему - правда, за счёт других, неповреждённых механизмов. Но видимо, из-за врождённых проблем с непроизвольной эмпатией у них с детства в принципе не формируется склонность к ней.

Можно ли научиться эмпатии

Как и любая человеческая способность, эмпатия имеет врождённую биологическую основу. Сейчас собрано довольно много данных о том, как «тревожатся» о своих сородичах животные и как они им помогают - эмпатия в данном случае положительно влияет на выживание вида. Согласно последним исследованиям, в ходе эволюции сложился нейрофизиологический механизм эмпатии - при наблюдении некоторого состояния у другого человека в нашей нервной системе активизируются те же нейронные сети, которые возбуждаются, когда мы сами испытываем подобное состояние. Учёные говорят о зеркальном принципе работы мозга. Самой ранней эмпатической реакцией считают плач младенца в ответ на плач другого младенца. Причём учёные доказали, что он отличается от плача, вызванного сторонним шумом или записью собственного плача. Это самый прямой, непосредственный результат действия зеркальных сетей - младенец определённым образом ощущает неблагополучие другого ребёнка, «высказанное» плачем, и выражает эмпатию единственным доступным для себя способом.

Так что развитие эмпатии - это «овладевание» нашей природной способностью. Биологическая эмпатия направлена в первую очередь на «своих», на тех, кто на нас похож, но в ходе жизни мы учимся сопереживать и тем, кто от нас отличается и кто нам в принципе неприятен. Непосредственную реакцию часто называют «эмоциональным заражением», которому в некоторых ситуациях противостоять довольно трудно (например, болельщикам сложно справиться с эмоциями как при выигрыше, так и при проигрыше любимой команды). Но в человеческой культуре сложились нормы и правила, помогающие регулировать эмпатию, и мы учимся это делать по мере нашего развития и обучения.

Эмпатию, безусловно, можно развивать. Для маленького ребёнка в первую очередь важно научиться распознавать чувства других. Именно поэтому о чувствах надо рассказывать, а поведение людей - как в жизни, так и в книгах, кино - объяснять. Тем не менее ещё важнее давать ребёнку возможность самому переживать и выражать такие чувства, как грусть, горе и злость. Их ни в коем случае нельзя подавлять и тем более запрещать. Ведь как тогда человек научится понимать чужое неблагополучие и сочувствовать ему? Важно помогать ребёнку в понимании и в безопасном выражении его чувств и при этом учить принимать во внимание состояния и потребности других людей (здесь очень хорошо помогают навыки активного слушания, описанные, например, в книге Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»).

Исследования показывают, что эмпатия тесно связана - практически переплетена - с тем, как человек обращается со своими чувствами. Чем лучше мы понимаем себя, тем лучше мы понимаем других и более склонны к сочувствию. И наоборот.

Другой путь развития эмпатии связан с тем, что психологи называют развитием децентрации - способности принимать другую позицию или другую точку зрения. Сейчас активно разрабатываются специальные детские программы, которые включают в себя такие упражнения, как «перескажи рассказ от лица другого персонажа» или «представь, что рассказал бы старый чайник». Подобные задания направлены не просто на развитие воображения, а именно на способность встать на место другого и увидеть мир его глазами.

Как не «сгореть» от сострадания

«Эмпатические» проблемы взрослых людей чаще всего можно выразить двумя вопросами:

  • Как выразить своё сочувствие в трудных, критических для других людей ситуациях?
  • Как противостоять тому, что называют эмоциональным выгоранием от сострадания?

По сути, оба этих вопроса связаны с регуляцией эмпатии. Мы неизбежно стараемся «фильтровать» информацию, и наша невозможность сопереживать всем и стремление избегать ситуаций, которые, как мы чувствуем, могут стать для нас непереносимыми, абсолютно естественны. Здесь важно оставаться в контакте со своими чувствами, осознавать их смысл, понимать свои мотивы и при этом не терять другого или других из поля зрения. Приведу в пример волонтёра, который через некоторое время работы в отделении для неизлечимо больных детей понял, что «выгорает». Осознав это, он не ушёл совсем, а временно переключился на организацию административной и финансовой помощи больнице, чтобы потом опять вернуться к непосредственной работе с детьми.

В ситуациях катастроф и массовых трагедий, так же как и в ситуациях, когда наши близкие испытывают горе, у нас возникает множество сильных собственных чувств. Страх смерти, тревога о собственном здоровье, паника. Не случайно в каждой культуре детально разработаны ритуалы прощания с умершими и выражения соболезнования, позволяющие человеку справиться с болью и унять внутренний хаос за счёт смещения фокуса на других. Сейчас возникают новые, соответствующие времени ритуалы - например, изменить фотографию профайла в соцсетях, возложить цветы и зажечь свечи у посольства страны, в которой произошла трагедия. Выражая чувства цивилизованно, мы уже управляем ими . Схожий подход - «вместе, но отдельно» - в отношении близких иногда может показаться неподходящим, даже предательством, но так мы можем быть по-настоящему нужным, а наша помощь - по-настоящему эффективной. Немного отойти в сторону, переключиться, но при этом осознавать, зачем и для чего ты это делаешь, - это может стать выходом из тяжёлой ситуации.

Для полноценного общения с окружающими людьми человек должен уметь понимать их чувства и переживания. Это является залогом построения крепких отношений в социуме. Способность, которая позволяет человеку разделять эмоции других людей, называется эмпатией. Давайте рассмотрим, что представляет собой эмпатия, чем она полезна, и можно ли ее развить.

Эмпатия – это способность человека воспринимать чувства и эмоции других людей, при этом не отождествляя их со своими собственными. В переводе с греческого слово «эмпатия» означает «сопереживание». Термин «эмпатия» появился в психологии благодаря американскому ученому-психологу Эдварду Титчнеру, который занимался исследованием этого явления и составил классификацию принципов эмпатии.

Людей, имеющих способность к сопереживанию, называют эмпатами. Эта способность у каждого выражена в разной степени – от слабой до очень сильной. Некоторые эмпаты настолько сильно вовлекаются в переживания другого человека, что целиком поглощаются ими, и начинают воспринимать чужие эмоции, как свои собственные. Но большинство эмпатов могут сопереживать другому человеку, не перенося его ощущения на себя.

Эмпатия – это очень ценное качество для представителей таких профессий, как врач, педагог, психолог, психотерапевт, менеджер по персоналу, руководитель предприятия, следователь и др. Практически все профессии, ориентированные на общение с людьми, требуют наличия той или иной степени эмпатии, умения понять и почувствовать внутреннее состояние другого человека.

Виды и уровни эмпатии

Эдвард Титчнер выделил несколько видов эмпатии – эмоциональную, когнитивную и предикативную. Рассмотрим их более подробно.

  • Эмоциональная . Этот вид эмпатии основан на склонности человека подражать эмоциям того, кто находится рядом с ним, сочувствовать ему, проецируя его переживания на себя самого. Большая часть человеческого общения строится именно на этом виде сопереживания.
  • Когнитивная . В этом случае эмпат может не только чувствовать переживания другого человека, но и воспринимать их с позиции разума – анализировать, находить закономерности, сравнивать. Это дает возможность понять собеседника более глубоко.
  • Предикативная . Этот вид эмпатии позволяет предугадывать реакцию человека на ту или иную ситуацию. Эмпат может мысленно поставить себя на место своего собеседника и понять, какие чувства и переживания вызовет у него какая-либо ситуация.

Помимо видов, существуют еще и уровни эмпатии, каждый из которых характеризует то, насколько конкретный человек способен к сочувствию.

  • Низкий уровень. Люди с низким уровнем эмпатии неспособны воспринимать переживания других людей. Они сконцентрированы только на собственных чувствах и эмоциях, поэтому им трудно понять, что ощущает другой человек. Таких людей называют эмоционально черствыми. Обычно они стараются отгородиться от окружающих, их круг общения весьма узок.
  • Средний уровень. Большинство людей обладают средним уровнем эмпатии. На этом уровне человек способен понять переживания других, но при этом остается равнодушным к их проблемам. Только близкие люди вызывают у него искреннее сочувствие и желание помочь.
  • Высокий уровень. Высокий уровень сопереживания позволяет человеку хорошо понимать и чувствовать эмоции других людей, но при этом он умеет не проецировать их на себя. Такие люди, как правило, коммуникабельны и легко идут на контакт. Обладая высоким уровнем эмпатии, они ждут такого же проявления от окружающих людей.
  • Повышенный уровень. Люди с повышенным уровнем эмпатии встречаются довольно редко. Их особенностью является умение переживать чужие эмоции, как свои собственные. Из-за этого у человека возникает масса проблем в жизни. Он очень раним, и часто испытывает чувство вины. Однако если человеку удается совладать с повышенным уровнем сопереживания, из него может получиться отличный специалист в области медицины или психологии.

Плюсы и минусы эмпатии

Как и любое явление, эмпатия может оказывать пользу, а может и причинять вред человеку. Итак, какие же плюсы и минусы можно выделить у способности к сопереживанию?

Плюсы :

  • благодаря способности к пониманию окружающих, человек может стать хорошим специалистом в любой сфере деятельности, связанной с людьми;
  • умение мыслить нестандартно и находить оригинальные решения;
  • способность оказывать поддержку и помощь другим людям;
  • способность распознавать ложь и неискренность;
  • умение эффективно улаживать конфликты или избегать их.

Минусы :

  • неумение проявить здоровую агрессию в случае необходимости;
  • эмоциональное выгорание;
  • постоянное переживание из-за чужих проблем;
  • склонность к психическим расстройствам;
  • другие люди могут начать пользоваться добротой человека;
  • повышенная тревожность и ранимость.

Как развить эмпатию?

Эмпатия – является врожденным чувством и в той или иной степени присуща подавляющему большинству людей. С возрастом способность к сопереживанию может либо усилиться, либо, наоборот, ослабнуть. Ее легко развить у детей младшего возраста, если научить ребенка сочувствовать другим людям и животным, понимать чужую боль и страдания.

Доверительные и теплые отношения между членами семьи способствуют повышению уровня эмпатии у ребенка. Если взрослые учат малыша любить природу, бережно относиться к животным и растениям, объясняют, что каждое живое существо испытывает боль и может нуждаться в помощи, ребенок сможет развить в себе способность к сопереживанию.

Существуют упражнения, помогающие в развитии эмпатии. Они подходят как для детей, так и для взрослых, желающих повысить свой уровень способности к сопереживанию. Выполняются они в группе, состоящей из нескольких человек. Можно тренироваться вдвоем.

Упражнение 1

Для выполнения упражнения понадобятся карточки, на которых необходимо написать названия разных эмоций – радость, гнев, печаль, недоумение, удивление и т. д. Затем карточки раздаются участникам. Каждый из них должен жестами и мимикой изобразить эмоцию, которая указана в его карточке. Остальные участники должны угадать, какую именно эмоцию пытается показать человек.

Упражнение 2

Участники разделяются на пары. Один из них берет на себя роль обезьяны, а другой – зеркала. «Обезьяна» должна кривляться, гримасничать и изображать любые эмоции и чувства. Задача «Зеркала» – как можно точнее их повторять.

Упражнение 3

Один из участников должен взять в руки телефон (или представить, что у него в руках телефон) и начать вести разговор с воображаемым собеседником. Перед началом разговора он задумывает, с кем будет «беседовать», но не сообщает об этом другим. Задача остальных участников состоит в том, чтобы угадать, кто является собеседником (жена, друг, начальник, клиент, мать, ребенок и т. д.).

Эмпатия – это очень полезное качество и его можно и нужно развивать. Однако следует понимать, что слишком глубокое погружение в проблемы и переживания других людей может привести к печальным последствиям. Поэтому каждый эмпат должен научиться сочувствовать другому человеку, не проецируя его эмоции и чувства на себя. Умение различать свои и чужие проблемы – это залог эмоциональной стабильности эмпата.