Еще земли печален вид тема. Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева

В данном сочинении-анализе стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид» можно увидеть, как толкование различных изобразительно-выразительных средств, в первую очередь тропов, помогает уяснить смысл лирического произведения.

«Ещё земли печален вид…» — анализ стихотворения.

Человек всегда был неотъемлемой частью природы, которая на протяжении многих тысячелетий кормила его, одевала, давала кров. Но с ростом урбанизации всё изменилось. Многие из нас утратили естественное, изначально заложенное в каждом человеке чувство гармонии и единства с окружающим миром.

Один философ назвал поэзию «чистым родником в искусстве». Разумеется, речь шла о настоящей поэзии. Ведь именно она помогает людям разобраться в простых и одновременно сложных вещах. Тему взаимодействия природы и человека затрагивали многие поэты.

Но особенно выразительны и проникновенны в этом плане стихотворения Ф. И. Тютчева, ибо чуткая душа этого человека была способна чувствовать не только себя в природе, но и природу в себе.

В стихотворении «Ещё земли печален вид…» Тютчев использует приём образного параллелизма, сопоставляя явления природы и состояние души человеческой. В первой строфе перед нами предстаёт образ ещё не проснувшейся от зимнего сна природы. Именно образ, так как природа воспринимается поэтом, как живая, наделённая качествами, присущими человеку. Об этом говорят олицетворения: природа «не проснулась », «весну послышала она » и «ей невольно улыбнулась ».

В первых же строчках мы видим антитезу: «печальный вид » земли противопоставляется свежему, «весною » дышащему воздуху. Метафора «печален вид » в первой строке помогает выделить слово «земли», чтобы усилить контраст между зимней, ещё спящей природой, и уже просыпающейся, изображённой во второй строке. Примечательно, что едва приметное дуновение весны пока ощущается только в воздухе. Подвижность воздушных масс рисуется с помощью ряда глаголов: «дышит », «колышет », «шевелит ». И тут же в противопоставление им показывается неподвижное, «мёртвое » состояние земли, изображённое с помощью эпитета. Об этом говорит и значение глаголов. «Колыхать», «шевелить» -это приводить в движение застывшие в каком-либо одном положении предметы. Созданию «дышащего» «весною» образа воздуха способствует и аллитерация на «ш» в этих глаголах, помогающая уловить слухом это еле заметное шевеление предметов на пробуждающейся земле: мёртвого в поле стебля, ветвей елей. Пробуждение природы дорисовывается и с помощью эпитета «редеющего сна». Слово «сон» помогает понять, почему «ещё земли печален вид», а эпитет показывает, что уже недолго остаётся земле оставаться в этом состоянии. Причём в смысловом отношении этот эпитет необычен, потому что в прямом значении применительно к слову «сон» его употребить просто невозможно.

Что значит редеющий сон? Слово «редеть» обозначает «становиться редким, уменьшаться в числе», а слово «редкий» - «такой, в котором части расположены на известном расстоянии, с промежутками» (Словарь Ожегова). Но сон количественно измерить нельзя. И представить пространственные промежутки в сновидениях тоже проблематично. Это если подходить к значению слова в стихотворении буквально. А вот воображению ярко представляется недолговечность сна природы, тем более, что этому способствует ещё и звучание слова.

Вторая строфа показывает, что природа, сквозь сон улыбающаяся весне, сравнивается с психологическим состоянием лирического героя: «Душа, душа, спала и ты…». В центре этой строфы образ, который можно одновременно отнести к описанию и человека, и природы: «Блестят и тают глыбы снега, // Блестит лазурь, играет кровь… ». Если этот образ отнести к описанию природы, то в нашем воображении встаёт картина бурного таяния снегов, которое тоже способствует пробуждению природы от зимнего сна. Но, если это описание соотнести с душой, к которой обращается поэт в начале строфы, то мы понимаем, что он использовал метафору, рисующую состояние человека. Его можно определить с помощью другой метафоры, ассоциативно возникающей в памяти: «душа оттаяла». Правомерность таких представлений подтверждает вторая строка этой цитаты, где образы природы и души человеческой поставлены в один ряд: «блестит лазурь » (явно небесная), «играет кровь » (понятно, что у человека). Таким образом, смысловое поле расширяется. Вот эта слитность состояния природы и человека, создаваемая с помощью взаимодействия образных рядов, которые невозможно разделить, - особенность поэзии Тютчева. Эта особенность и помогает поэту в его стремлении «уловить душу природы, её язык » (В. Брюсов) и показать, что человек - «лишь грёза природы ».

Надеюсь, вам понравился этот анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Ещё земли печален вид…»

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Еще земли печален вид..."

Ода единству с природой

Федор Иванович Тютчев - известный поэт, который в своем творчестве часто обращался к глубоким философским размышлениям, в особенности во взаимоотношениях между душой человека и окружающим миром. Стихотворные пейзажи Тютчева очень символичны, в них отчетливо отражаются философские мысли, а изображение природы неразрывно с внутренними переживаниями самого автора. Стихотворение «Еще земли печален вид…» - яркое тому подтверждение. В первой половине этого стихотворения автор описывает состояние природы ранней весной, ее пробуждение. А во второй - о пробуждении души человеческой.

Природа ранней весны, в описании Тютчева, показана в самом начале своего пробуждения:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит

Весна еще не пришла, «…еще природа не проснулась», но весть о ее приходе уже наполняет все вокруг. Ее дыхание уже близко. Сон, которым спит все вокруг, уже не столь крепкий каким был зимою. Здесь автор использует сравнение «редеющий» сон, сквозь который немного слышится то, что происходит вокруг. Весенний ветерок, легким дуновением пытается коснуться каждой веточки, каждого стебелька, чтобы пробудить ото сна и сообщить радостную весть - приход весны. И природа отвечает взаимностью, эта новость ее радует:

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Во второй части стиха автор обращается к своей душе, которая подобно зимней природы, тоже спала, но общее пробуждение коснулось и ее. Пробуждение своей души, Тютчев описывает очень романтично и нежно, используя такие глаголы: волнует, ласкает, целует, золотит. Душа человеческая, как и сама природа, с приходом весны обретает некое особенное состояние мечтательности и романтичности - она оживает. Душа чутко отзывается на приход весны, ожидая изменений в лучшую сторону, ожидая чего-то светлого и чистого. Здесь автор использует сравнение весеннего обновления природы, и человека, указывает на живую связь между ними. Несколько раз, используя многоточие, Тютчев призывает поразмыслить, увидеть и понять ту неразрывную нить, которая соединяет воедино все живое. Идея единства человека и природы проходит через все творчество поэта.

Стихотворение “Еще земли печален вид” относят к раннему периоду творчества Тютчева, хотя точная дата его написания неизвестна. Краткий анализ “Еще земли печален вид” по плану откроет ученикам 6 класса дверь в прекрасный мир природы, описанный настоящим мастером. Его можно использовать на уроке литературы для объяснения темы и как дополнительный, и как основной материал.

Краткий анализ

История создания – точная дата его написания неизвестна, но литературоведы склоняются ко мнению, что стихотворение написано не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году.

Тема стихотворения – параллелизм существования человека и природы.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты “мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь” .

Метафоры “земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты” .

Олицетворение “природа не проснулась”, “природа улыбнулась” .

История создания

Относительно даты написания этого стихотворения есть только предположения, поскольку точно она неизвестна. Большинство литературоведов сходятся во мнении, что оно не могло быть написано позже, чем в апреле 1836 года, то есть в ранний период его творчества. Эту гипотезу также косвенно подтверждает то, что в произведении видны черты, характерные именно для его ранней лирики.

Интересно, что при этом напечатано оно было только в 1876 году, то есть уже после смерти Тютчева.

История создания этого произведения тесно связана с философскими взглядами Тютчева. Он увлекался работами немецкого философа Фридриха Шеллинга, который утверждал, что

Тема

Основная тема стихотворения – это сосуществование природы и человека. Поэт всегда одушевлял природные явления, они были для него одухотворены. И эта идея явно прослеживается в стихотворении “Еще земли печален вид”. Сопоставляя человеческую душу с природой, Тютчев создают удивительную в своей точности картину.

Композиция

Стихотворение четко разделено на две равные части – композиционно и тематически.

Первая часть – первые два четверостишия, описание природы, которая только-только просыпается от зимнего сна. Ориентировочно можно предположить, что Тютчев описывает начало марта. Весна еще только намекает на свой приход: везде лежит снег и кажется, что зима в разгаре, но поэт показывает, что это ненадолго, используя анафору – повторение наречия “еще”. Земля еще печальна, но она уже готова к тому, чтобы пробудиться.

Вторая часть – это две последние строфы. В них автор описывает уже человеческую душу, которая точно также просыпается. Таким образом автор показывает родство окружающего мира и человеческой души, их поразительное сходство.

В стихотворении есть также второй план – поэт сравнивает пробуждение весны с зарождением любви. Делается это неявно, но последние две строки явно указывают на то, что эта параллель волнует его воображение. Он показывает, что любовь, пришедшая в душу человека, подобна весне, пробудившей землю от зимней спячки, в которой та пробыла так долго. Эту же мысль поддерживают и подчеркивают употребленные автором глаголы – все они прямо или косвенно связаны с любовью и нежностью.

Жанр

Это пейзажно-философская лирика, что также связано с двухчастностью произведения. Как известно, поэт искренне считал природу одушевленной, поэтому простое на первый взгляд описание пейзажа во второй части стихотворения связывается с его философскими размышлениями. Интересно, что поэт считал, что постичь природу – задача для человека непосильная, но при этом он обязательно должен стараться это сделать. Эти его воззрения отразились и в стихотворении “Еще земли печален вид”.

Оно написано одним из любимых тютчевских стихотворных размеров – ямбом. С его помощью поэт передает сложную философскую мысль в простой форме. Легкости восприятия стиха также способствует кольцевая рифмовка, которая как бы завершает мысль внутри каждой строфы, и чередование мужской и женской рифмы.

Средства выразительности

Для лирики Тютчева характерны олицетворения, которые используются для описания природы, и другие классические тропы. Они же использованы и в “Еще земли печален вид”:

  • Эпитеты – “мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь” .
  • Метафоры – “земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты” .
  • Олицетворение – “природа не проснулась”, “природа улыбнулась” .

Все они работают на то, чтобы выразить философские идеи автора о любви, одушевленности природы и ее непознаваемости и донести их до читателя.

(Восприятие, истолкование, оценка.)

Федор Иванович Тютчев является поэтом–философом. Прежде всего глубокие мысли о взаимоотношении мира и человеческой души отражаются в его пейзажной лирике. Изображение природы и переживание о ней здесь едины. Пейзажи Тютчева символические.

Так, в стихотворении «Еще земли печален вид…» перед нами возникает следующая картина: природа в ожидании весны. Но это кажется лишь на первый взгляд. Композиция тютчевских стихотворений, как правило, двухчастна. Это произведение не стало исключением. Сначала дается образ весны:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весной дышит…

На обнаженную черную землю, которая осталась без прекрасного, пушистого, снежного покрывала, действительно грустно смотреть. Зато какие ароматы идут от влажной почвы, каким густым и свежим становится воздух! Юный мечтатель, весенний ветер, пытается оживить даже засохший стебель и будит застывшие в своем величии ветви елей.

Природа отвечает приподнятому настроению лирического героя. Пусть все вокруг пока не столь красиво, но тяжелый зимний сон кончается, это уже радует:

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Противопоставление и отрицание в конце первой строфы выражают борьбу весны с зимой, такую незаметную в начале, но такую благодатную, важную для всего живого мира. Автор очень тонко показывает завершение зимнего сезона с помощью эпитета «редеющий» («сон»). Вообще вторая часть строфы, я бы сказал, изящно «выписана» Тютчевым. Он подбирает такую лексику («послышала», «невольно»), которая подчеркивает легкое, почти неуловимое ощущение весны, ее предчувствие, что едва-едва осознается и человеком, и природой.

Пейзаж динамичен, благодаря обилию глаголов, но движения образов особенные: ласковые и нежные. Да, это весна, самое приятное время года. Природа не может ей не улыбаться. Человек – тоже. Весна рождает особое состояние души. Мы становимся мечтательными, романтичными. Лирический герой стихотворения задумчив, об этом свидетельствуют многоточия во всем тексте. Мысли этого человека раскрываются во второй части произведения:

Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?..

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь…

Или весенняя то нега?..

Или то женская любовь?..

Здесь происходит осмысление образа весны. Человеческая душа чутко отзывается на это время года. Мы пробуждаемся, ждем чего-то нового, светлого. Я думаю, Тютчев показывает, что человек как часть природы весной обновляется, возрождается вместе со всем живым миром. Однако он порой не понимает, что творится в его душе. Так и здесь. Обращаясь ко внутреннему миру, лирический герой задает несколько риторических вопросов. Он пытается разобраться в себе, но не может, это выше его сил. Почему?

Трагедия человека, по мнению поэта, в разладе с природой. Мы не осознаем и отказываемся принять общие для всего живого мира законы. Отсутствие единого с природой языка и приводит к подобным вопросам. Но хорошо уже то, что герой задает их.

Человек стремится познать окружающий мир, его душа открывается навстречу весне, значит, когда-нибудь он найдет истину.

А может быть, даже и не это главное. Важно то, что герой наслаждается весной. Его душа переполнена противоречивыми чувствами, среди которых радость, тревога, смятение, трепет, блаженство, любовь. Я думаю, это замечательно, потому что человек осознает, насколько богат его внутренний мир. Все остальное менее существенно. Нет, не случайно стихотворение заканчивается риторическими вопросами. Очарование произведения как раз и состоит в тайне. Загадкой является, наверное, как сама весна, так и ее отражение в душе лирического героя. Человек грезит о чуде. Пусть сбудутся его мечты!

В этом произведении Тютчев, как мне кажется, воспевает не приближение весны, а отношение к такому событию человека. Вот в чем заключается идея стихотворения. Не менее важна здесь и другая мысль: стремление героя найти гармонию с природой. Особенно ярко автор изображает это, соединяя в одной строке блеск небесной лазури и игру человеческой крови.

Меня привлекла неоднозначность произведения, красота, оригинальность образов, выразительность и меткость языка. Но самое интересное в стихотворении – изображение пограничного, переходного момента в природе и сознании человека. В этом виден истинный творец и незаурядная личность.

Федор Иванович Тютчев предположительно написал данное стихотворение в период расцвета творчества, но, как известно, опубликовано оно только после смерти поэта. Дата первой публикации равняется на 1876 год. Стоит сказать об особенности творчества Федора Тютчева-природа в его стихотворениях - это нечто живое, такое же, как человек. Поэтому во многих стихотворениях автора присутствует параллель или перекликание природы и человека, как сравнение. Таким является и стихотворение «Еще земли печален вид…».

В стихотворении присутствуют две основные картины, которые обращают на себя внимание и отображают замысел автора. Первая картина-это природа, которая просыпается от прихода весны, приблизительное время-начало марта, когда весна начинает потихоньку намекать на свой скорейший визит. И вторая картина-описание человеческой души, которая так же просыпается, поет, ее что-то «волнует, ласкает и целует, золотит мечты». Именно здесь уже можно увидеть связь, некое сравнение природы и человеческой души. Этим Тютчев хотел сроднить эти два понятия и показать, что человек и природа-это одно целое.

Еще одна интересная мысль, это то, что в стихотворении есть вторая параллель, однако менее заметная и уходящая на второй план. Автор волею или неволею ассоциирует весну с любовью. «Блестит лазурь, играет кровь… Или весенняя то нега? Или то женская любовь?» в тексте автор явно разделяет и вносит непонимание - от чего же душа проснулась? Однако понятие «любовь» пришло именно вместе с весной в стихотворение. Как в природу приходит весна, так и в душу человека приходит любовь. Это еще один способ связать людей и природу.

Интересно заметить, что такая связь природы с человеком была для Тютчева целой идеей. Это он перенял у Фридриха Шеллинга, увлекаясь его работами. Немецкий философ считал, что природа-это живой организм.

Тютчев был мастером не только в создании прекрасных сравнений и пересечений в своих стихотворениях, но и в описании пейзажей, картин, происходящих в его творениях. В данном стихотворении он смог с помощью нескольких, незаметных для обычного читателя, деталей передать необъятную картину природы в весеннюю пору. Когда «воздух весною дышит, и мертвый в поле стебель колышет, и ветви елей шевелит». А ведь именно так и начинается пробуждение природы, когда снег начинает сходить, открывая мертвые растения и свежий, прохладный, легкий воздух начинает будить их, колыхая стебли.

Федор Иванович Тютчев - талантливый поэт, который писал с невообразимой точностью, он мог передать с помощью нескольких слов целое событие, а из сравнения создать огромную идею.

Анализ стихотворения Еще земли печален вид… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Музе Фета

    Стихотворение Афанасия Фета, получившее название «Музе», было написано в 1882 году. Ему недавно исполнилось шестьдесят, за это время он успел выпустить несколько сборников стихотворений,

  • Анализ стихотворения Весенние строчки Твардовского

    Стихотворение «Весенние строчки» незамысловатое произведение, написанное незатейливыми фразами, простыми словами, не избитыми, понятными каждому. Это своеобразная живопись словом. В нём автор рисует обыкновенное весеннее утро.

  • Анализ стихотворения Призраки Бунина

    Очень многими писателями и поэтами в их творчестве рассматривалась теме жизни после смерти. Бунин не стал исключением, его творчества эта тема так же коснулась. Написание стихотворения «Призраки»

  • Анализ стихотворения Фета Учись у дуба у березы

    Произведение «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет написал в начале 80-х годов. К этому моменту формирование романтической поэзии автора было на самом пике и как раз широко развивалась тема человека и природы

  • Анализ стихотворения Памяти Белинского Некрасова

    Некрасов находился в достаточно дружеских отношениях с Белинским еще с момента первого знакомства. Но их критическая деятельность не позволяет им сойтись в общих взглядах, поэтому они редко совпадали во мнениях.

«Еще земли печален вид…» Фёдор Тютчев

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

Анализ стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид…»

Впервые стихотворение «Еще земли печален вид…» было опубликовано уже после смерти Тютчева - в 1876 году. Точная дата его создания неизвестна. Литературоведам удалось выяснить, что произведение написано не позднее апреля 1836-го. Соответственно, оно относится к раннему периоду творчества поэта.

Основной прием, на котором строится «Еще земли печален вид…», - это психологический параллелизм, то есть человеческая душа сопоставляется с природой. Стихотворение можно разделить на две части. Сначала поэт рисует пейзаж. Перед читателями предстает природа конца февраля - начала марта. Уже в первых строках Тютчеву удается очень точно описать раннюю весну. Многие исследователи творчества Федора Ивановича отмечали его удивительную способность изобразить при помощи буквально пары деталей полную картину. Печальный вид еще не проснувшейся после зимы земли передается едва ли не через одну-единственную строку: «И мертвый в поле стебль колышет». При этом создается своеобразное противопоставление. Несмотря на то, что природа спит, воздух уже дышит весной.

Мартовское пробуждение после долгой зимы ждет и человеческую душу. Об этом Тютчев говорит во второй части стихотворения. Весна - пора любви, возрождения, радости, время ликования для души. Подобные мысли встречаются не только в рассматриваемом произведении Федора Ивановича, но и в некоторых других («Нет, моего к тебе пристрастья…», «Весна»). Стоит обратить внимание на глаголы, употребленные поэтом: «целует», «ласкает», «золотит», «волнует», «играет». Все они ассоциируются с нежностью, любовью. В финале стихотворения образы человеческой души и природы сливаются воедино, что характерно для лирики Тютчева. Последние четыре строки явно пересекаются с «Весенними водами»: тот же блестящий на солнце, практически растаявший снег, то же ощущение счастья, полноты бытия, радости от пробуждения после долгого сна.

Тютчев - мастер пейзажной лирики. Добиться поразительной точности в описаниях поэту удавалось благодаря бесконечной любви к природе. Он искренне считал ее одушевленной. Согласно философским идеям Федора Ивановича, человек должен пытаться постичь и понять природу, но сделать это практически не представляется возможным. Взгляды Тютчева формировались в основном под влиянием немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга с его восприятием природы как живого организма.

Стихотворение, "Еще земли печален вид", написанное в жанре этюда-зарисовки, поражает своей глубиной и скрытой идеей. Тютчев, как поэт-философ, выражает свои глубокие мысли о связанности окружающего мира и человеческой души в пейзажной лирике.

Тема этого произведения – приход весны. Этого радостного события для всех без исключения. Поэт очень красочно и с чувством описывает этот прекрасное время года:

А воздух уж весною дышит…

Еще природа не проснулась

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась…

В создании картины прихода весны помогают образы стебля, земли, елей:

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит…

Здесь создается странный контраст слов “мертвый” – “колышет”, он олицетворяет борьбу жизни и смерти, живительной силы весны с губительным опустошением зимы. Это же подчеркивает противопоставление в начале стихотворения:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит…

Композиционно стихотворение разделено на две части. Первая – описание природы. А во второй части – описание состояние души человека:

Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?...

Природа и человеческая душа испытывают одинаковые чувства, и они оба спят зимой и просыпаются с приходом весны:

Но сквозь редеющего сна,

Весна послышала она,

И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты….

Природа улыбается весне, радуясь жизни и веселья всего живого. Даже воздух и тот дышит весною, настолько велика ее сила:

А воздух уж весною дышит…

Главная идея стихотворения – душа и природа очень похожи, они испытывают одинаковые чувства в связи с приходом весны, оба пробуждаются от долгой спячки, а значит, они единое целое. Они неотделимы друг от друга, так как душа и природа живут в гармонии с друг другом, сливаясь друг с другом. Образ души очень тонко проработан писателем и описывается через риторические вопросы и явления природы:

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь…

Или весенняя то нега?...

Или то женская любовь?...

Частые риторические вопросы во второй части стихотворения притягивают внимание, будят мысли, рождают образы и идеи в голове читателя, настраивая его на философский лад или заставляя думать о родстве души и природы. Многоточие придает картине незаконченность, позволяя читателю домыслить ее. Для создания более полного и красочного образа весны автор использует олицетворение (“воздух дышит”, “еще природа не проснулась”, “послышала она и ей улыбнулась”), эпитеты (“редеющего сна”, “весенняя нега”, “женская любовь”, “мертвый стебль”), метафоры (“золотит твои мечты”, “играет кровь”).

Стихотворение Тютчева “Еще земли печален вид” имеет яркую самобытную идею, которая раскрывается во всей лирике поэта. Стремление понять человека через природу и увидеть их сходство было использовано многими писателями еще до Тютчева, но столь широкое раскрытие данная поэтическая идея получила только в лирике Тютчева.

Конкретная дата написания стихотворения Федора Тютчева «Еще земли печален вид … » не известна. Литературные критики предполагают, что оно относится к раннему творчеству автора, а это значит, что написал его Тютчев до 1836 года.

Особенностью творческого таланта Тютчева была его уникальная способность передавать красоты природы, передавать реалистичные картины пейзажей при помощи одной – двух строк. Именно в данной работе автор описывает раннюю весну – начало марта.

С одной стороны, природа совершенно мертва, она еще спит после зимы. Но, воздух наполнен новым дыханием. Вскоре, все измениться. Таким смыслом пропитана первая половина стихотворной работы.

Вторая часть «Еще земли печален вид … » описывает чувства человека, которые просыпаются в душах с приходом весны. Конечно же, это любовь и вдохновение, чувства радости и счастья.

Стихотворные строки наполнены ласкательными глаголами: «играет», «волнует», «целует». В последних строках два образа, которые живут в стихотворении, переплетаются между собой. Человеческая душа и природа соединяются, они – это единое целое.

Как же мастеру пера удавалось создавать такие чуткие, проникновенные стихотворные работы? Все очень просто! Федор Тютчев очень любил природу, ее потрясающие пейзажи, ее жизненную энергию. Именно это и наталкивало его на творческие мысли, на создание великих литературных шедевров.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Еще земли печален вид..."

Ода единству с природой

Федор Иванович Тютчев - известный поэт, который в своем творчестве часто обращался к глубоким философским размышлениям, в особенности во взаимоотношениях между душой человека и окружающим миром. Стихотворные пейзажи Тютчева очень символичны, в них отчетливо отражаются философские мысли, а изображение природы неразрывно с внутренними переживаниями самого автора. Стихотворение «Еще земли печален вид…» - яркое тому подтверждение. В первой половине этого стихотворения автор описывает состояние природы ранней весной, ее пробуждение. А во второй - о пробуждении души человеческой.

Природа ранней весны, в описании Тютчева, показана в самом начале своего пробуждения:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит

Весна еще не пришла, «…еще природа не проснулась», но весть о ее приходе уже наполняет все вокруг. Ее дыхание уже близко. Сон, которым спит все вокруг, уже не столь крепкий каким был зимою. Здесь автор использует сравнение «редеющий» сон, сквозь который немного слышится то, что происходит вокруг. Весенний ветерок, легким дуновением пытается коснуться каждой веточки, каждого стебелька, чтобы пробудить ото сна и сообщить радостную весть - приход весны. И природа отвечает взаимностью, эта новость ее радует:

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Во второй части стиха автор обращается к своей душе, которая подобно зимней природы, тоже спала, но общее пробуждение коснулось и ее. Пробуждение своей души, Тютчев описывает очень романтично и нежно, используя такие глаголы: волнует, ласкает, целует, золотит. Душа человеческая, как и сама природа, с приходом весны обретает некое особенное состояние мечтательности и романтичности - она оживает. Душа чутко отзывается на приход весны, ожидая изменений в лучшую сторону, ожидая чего-то светлого и чистого. Здесь автор использует сравнение весеннего обновления природы, и человека, указывает на живую связь между ними. Несколько раз, используя многоточие, Тютчев призывает поразмыслить, увидеть и понять ту неразрывную нить, которая соединяет воедино все живое. Идея единства человека и природы проходит через все творчество поэта.

Стихотворение вышло в свет лишь после смерти Фёдора Ивановича в 1876 году. Никто не знает точной даты его написания. Многие подметили, что Тютчев при написании своих стихотворений подходит к ним с философской стороны. В его произведениях природа и человеческие чувства переплетаются и описаны очень ярко и красиво.

Стих можно разделить на две части, в первой описание природы, а во второй человеческой души. С первых строк стихотворения видно, что писатель описывает скорый приход весны. Природа еще не проснулась, но уже понятно, что скоро все начнет расцветать и воздух наполнится ароматом соцветий. Цветы ещё не цветут, и земля не покрылась зеленым, живым ковром, но в воздухе уже витает лёгкий аромат весны. Писатель дает читателю самому представить картину, как природа оживает и все становится красивым и цветет.

Во второй части стихотворения Тютчев пишет про душу, которая тоже очнулась после сна. Ведь все знают, что весна это время любви. Весна это дивное время года, когда в душе тоже все расцветает. В душе зарождаются новые чувства, и наполняет радостью. Тютчев красочно описал пробуждение человеческой души, которая готова окунуться в это прекрасное чувство любви. В этот период человек ждет чего- то светлого и чистого. Писатель воедино совмещает человеческую душу и природное возрождение. Будто они сливаются вместе и просыпаются после долгого, холодного, зимнего сна.

Природа очнулась, растаял почти весь снег, и от этого на душе разлилось тепло и свет. Автор призывает увидеть ту нить, когда природа помогает настроению человека. Очень красивый лирический стих, в котором очень точно описывается и пробуждение весны и пробуждение души, после холодной зимы.

В своих стихотворениях Тютчев относится к описанию природы как живому существу и уделяет много красивых слов и оборотов. До сих пор творения Фёдора Ивановича Тютчева изучают в школьной программе, ведь его стихи наполнены красотой природы и духовности.

Анализ стиха Еще земли печален вид Тютчева

Точно неизвестно, когда было написано стихотворение «Ещё земли печален вид». Литературоведы сходятся во мнении, что это произошло не позже 1836 года. То есть можно отнести его к раннему периоду творчества Тютчева. Это более светлый, безмятежный период, когда поэта ещё не постигло страшное горе – смерть музы, Елены Денисьевой. После этого лирика Тютчева помрачнела, появились печальные нотки, и самому поэту жилось очень несладко. Со смертью Денисьевой из его души словно вырвали большой кусок.

Но пока ничего этого не произошло. Пока на душе светло и хорошо, и это читается по стихотворениям Тютчева. Нет мрака, нет печали, и будущее представляется светлым и радостным. И можно писать стихотворения наподобие «Ещё земли печален вид». Это скорее песни невинности, чем песни опыта, если проводить параллели с Уильямом Блейком. А само стихотворение при жизни Тютчева не было опубликовано.

Оно увидело свет лишь в 1876 году. Тютчев умер, и его архив был перекопан и переворошен. Так и нашли это произведение. И опубликовали. Теперь мы лучше знаем творчество поэта и можем лучше его понимать, ведь оно удивительно цельное, и все его стихотворения можно объединить в единое, монолитное произведение. Образ из одного встречается в другом, тема из интимной лирики получает развитие в пейзажной, и так далее.

О чём стихотворение «Ещё земли печален вид»? Оно о весне. Несмотря на то, что ещё ничего не растёт и не цветёт, воздух уже весенний, свежий. Ветер шевелит мёртвый стебель в поле, ветви елей. Природа чувствует весну, хотя ещё не подверглась метаморфозам этого времени года. Но уже невольно улыбается ему. Тютчев считал природу живым, действующим по-живому организмом, поэтому допускал к ней эпитеты вроде «улыбнулась».

Дальше поэт описывает человеческую душу. Она тоже спала, но вдруг её наполнила новая жизнь. Она разволновалась, мечты стали ещё ярче. Природа и душа объединяются в едином процессе возрождения. Для души тоже наступила весна. Но что её вызвало? Время года или любовь женщины? Кто знает, кто знает.

Так или иначе, а пора воскресать.

Вариант №3

Тютчев создал данное стихотворение на взлете своей карьеры поэта, но к сожалению замечательная работа была напечатана только после того, как автор умер. Отличительной чертой автора является приравнивание природы к человеку, поэтому не стоит удивляться многим переплетениям людей и природы в творчестве Тютчева. Речь идет о стихотворении «Еще земли печален вид…».

Автор в своем произведении описывает две картины, которые переплетаются и в этом, и заключается главный смысл стихотворения. Первая составляющая стиха это описание природы, которая только начинает приходить в себя после холодов зимы. Время года примерно март, зима еще не полностью ушла, но весна уже напоминает о себе. Вторая картина это душа человека, которая, как и природа просыпается с приходом весеннего тепла. Человеку также свойственно весной пробуждаться и активизировать все свои самые замечательные чувства и надежды. И здесь просматривается манера Тютчева, он показывает читателю, что природа и люди должны существовать в гармонии, и они не разделимые.

Также автор уделил несколько строк такому понятию как любовь. Тютчев очень красиво сопоставляет данное понятие у человека и природы. Любовь приходит к людям в весеннюю пору, а что же для природы любовь? Весна и является той самой любовью, которая приходит к природе. Таким образом, автор и здесь пытается переплести человека и природу.

Поэт славится не только своими приемами сравнения природы и человека, но и мастерски умеет описать красоту природы или передать читателю красоту какой-то замечательной картины. Автор умело передает красоту русской природы в произведении и подчеркивает, что главное в пробуждении природы так это свежий воздух весны, который окутывает растения и заставляет их проснуться после зимней спячки.

4, 10 класс, кратко по плану

Картинка к стихотворению Еще земли печален вид

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

    «Я помню чудное мгновенье…» - произведение Александра Сергеевича Пушкина, написанное в период Михайловской ссылки в 1825 году, через два года размещено в «Северных цветах» под руководством А. А. Дельвига, друга поэта.

  • Анализ стихоторения Апухтина Зима

    Произведения Алексея Николаевича Апухтина – это запоминающиеся, чувственные, искренние размышления человека с богатым внутренним миром, который любит свой край, не упуская из виду ни одной детали.

  • Анализ стихотворения Пушкина Цветок

    Огромное количество произведений русских писателей и поэтов содержит упоминания о растениях. Среди них ярким пятном выделяется изображение цветов, которые в разных своих проявлениях - формах, цветовых оттенках,

Произведения русских классиков можно считать достоянием целой страны. По сей день они радуют любителей чтения своим творчеством, заставляют задуматься, учат чему-то и просто делают мир лучше. С ранних лет родители должны научить ребенка любить литературу. Она улучшает воображение, повышает словарный запас и готовит его к предстоящей жизни. Через книги мы можем попадать в другой мир и познавать его особенности.

Стихотворения Тютчева достойны особого уважения. В своих трудах он философствует и рассказывает о своих глубоких мыслях, которые отражают сущность связей человека и всего вокруг.

Краткая биография автора

Федор Тютчев, стихи которого имеют особый смысл в сознании каждого, родился пятого числа последнего месяца в 1803 году. Его жизнь не была плохой или неблагополучной, как случается у многих выдающихся людей. Нет, он хорошо жил в Москве, учился. Заниматься творчеством начал в подростковом возрасте. Тогда его труды выходили в печать крайне редко и не были объектом обсуждений критиков. Успеха он достиг, когда сборник его произведений попал к Александру Сергеевичу Пушкину. Он восхитился стихотворениями молодого человека, и они были опубликованы в его журнале. Но только несколькими годами позже, когда Тютчев вернулся в родные места, смог достичь признания.

Одно из лучших

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева стал возможен лишь после смерти автора. Именно тогда оно было опубликовано и стало доступно для читателей. Нет точной даты написания, но только в 1876 году его смог увидеть мир. Это через три года после смерти поэта. В своем произведении он описывает через чувства и переживания состояние природы. Для него они едины и сплетаются в одно целое. Ощущения и пейзажи очень символичны. В них отражается истинное содержание души человека, то, что скрывают самые дальние уголки внутреннего мира. И природа точно так же. Она живая, это ясно любому, но чем это выражается и как именно сопоставляется с человеком? Идея стихотворения «Еще земли печален вид» заключается в том, чтобы дать четкий, развернутый ответ на данный вопрос.

Смысл стихотворения

Данный автор в своем творчестве любит использовать двузначные предложения, которые каждый способен принимать по-разному. Понимание зависит от внутреннего развития, образа жизни конкретного индивида. Многие могут так и не прочувствовать всю суть произведения, забросить его подальше, решив, что это обычное описание наступления весны. Но на деле все совсем не так.

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева помогает понять ту самую связь между живыми объектами, которые абсолютно разные, но способны испытывать одинаковые чувства. Произведение выражает противопоставление, борьбу, описание и эмоции, присущие каждому из нас, но показанные в понимании природы.

Раскрытие идеи

Порой люди начинают забывать о единстве живых существ в этом мире. Тем более что природа с раннего развития человечества была кормилицей и спасительницей для нас. Поняв её, мы можем разобраться во многих людских проблемах.

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева помогает увидеть борьбу между весной и зимой. Это два близких местами, но таких отличающихся друг от друга сезона, рассказы о которых могут быть очень противоречивы. Поэт говорит «редеющий сон» о белой покровительнице трех месяцев. Она должна уйти и передать господство более теплому и цветущему времени, которое еще еле чувствуется. Природа и человек радуются весне. Они будто бы вновь рождаются, прилетают птицы, растут цветы. Это как начало новой жизни, переход на ступень выше к лету, которое окружено особой любовью. Наступает период мечтаний, романтики. Душа пробуждается от зимнего сна и готовится к новым эмоциональным скачкам, которые начнут внезапно появляться по воле природы. Это и бесконечные дожди, и яркое солнце, обжигающее тело. Такие разные явления способны повлиять на состояние и настроение.

Средства выразительности

Стихотворение «Еще земли печален вид», средства выразительности которого ярко отражены во многих словах, обладает что обозначает сопоставление души человека с природой. Используются метафоры: «воздух дышит», «природа не проснулась», «природа послышала», «душа спала», «играет кровь». Это показывает ту самую связь. Эпитеты придают особенную красоту и загадочность строкам. Идет четкое сравнение души людской и природной.

Федор Тютчев стихи пишет от всей души, использует такие приемы, которые посредством обычных слов способны донести глубокую мысль до читателя. Его неоднозначность и красота привлекают к тому, чтобы вникнуть в произведение еще больше, прочитать его не раз и обсудить это с другими. Кто как понял переданные строки, что почувствовал? Эти вопросы будут задаваться вновь и вновь, но истинный смысл, наверное, будет трудно понять. Анализ стихотворения "Еще земли печален вид" Тютчева заставляет задуматься и понять красоту природы по-новому.

Стихотворение, "Еще земли печален вид", написанное в жанре этюда-зарисовки, поражает своей глубиной и скрытой идеей. Тютчев, как поэт-философ, выражает свои глубокие мысли о связанности окружающего мира и человеческой души в пейзажной лирике.

Тема этого произведения – приход весны. Этого радостного события для всех без исключения. Поэт очень красочно и с чувством описывает этот прекрасное время года:

А воздух уж весною дышит…

Еще природа не проснулась

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась…

В создании картины прихода весны помогают образы стебля, земли, елей:

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит…

Здесь создается странный контраст слов “мертвый” – “колышет”, он олицетворяет борьбу жизни и смерти, живительной силы весны с губительным опустошением зимы. Это же подчеркивает противопоставление в начале стихотворения:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит…

Композиционно стихотворение разделено на две части. Первая – описание природы. А во второй части – описание состояние души человека:

Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?...

Природа и человеческая душа испытывают одинаковые чувства, и они оба спят зимой и просыпаются с приходом весны:

Но сквозь редеющего сна,

Весна послышала она,

И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты….

Природа улыбается весне, радуясь жизни и веселья всего живого. Даже воздух и тот дышит весною, настолько велика ее сила:

А воздух уж весною дышит…

Главная идея стихотворения – душа и природа очень похожи, они испытывают одинаковые чувства в связи с приходом весны, оба пробуждаются от долгой спячки, а значит, они единое целое. Они неотделимы друг от друга, так как душа и природа живут в гармонии с друг другом, сливаясь друг с другом. Образ души очень тонко проработан писателем и описывается через риторические вопросы и явления природы:

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь…

Или весенняя то нега?...

Или то женская любовь?...

Частые риторические вопросы во второй части стихотворения притягивают внимание, будят мысли, рождают образы и идеи в голове читателя, настраивая его на философский лад или заставляя думать о родстве души и природы. Многоточие придает картине незаконченность, позволяя читателю домыслить ее. Для создания более полного и красочного образа весны автор использует олицетворение (“воздух дышит”, “еще природа не проснулась”, “послышала она и ей улыбнулась”), эпитеты (“редеющего сна”, “весенняя нега”, “женская любовь”, “мертвый стебль”), метафоры (“золотит твои мечты”, “играет кровь”).

Стихотворение Тютчева “Еще земли печален вид” имеет яркую самобытную идею, которая раскрывается во всей лирике поэта. Стремление понять человека через природу и увидеть их сходство было использовано многими писателями еще до Тютчева, но столь широкое раскрытие данная поэтическая идея получила только в лирике Тютчева.

(Восприятие, истолкование, оценка.)

Федор Иванович Тютчев является поэтом–философом. Прежде всего глубокие мысли о взаимоотношении мира и человеческой души отражаются в его пейзажной лирике. Изображение природы и переживание о ней здесь едины. Пейзажи Тютчева символические.

Так, в стихотворении «Еще земли печален вид…» перед нами возникает следующая картина: природа в ожидании весны. Но это кажется лишь на первый взгляд. Композиция тютчевских стихотворений, как правило, двухчастна. Это произведение не стало исключением. Сначала дается образ весны:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весной дышит…

На обнаженную черную землю, которая осталась без прекрасного, пушистого, снежного покрывала, действительно грустно смотреть. Зато какие ароматы идут от влажной почвы, каким густым и свежим становится воздух! Юный мечтатель, весенний ветер, пытается оживить даже засохший стебель и будит застывшие в своем величии ветви елей.

Природа отвечает приподнятому настроению лирического героя. Пусть все вокруг пока не столь красиво, но тяжелый зимний сон кончается, это уже радует:

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Противопоставление и отрицание в конце первой строфы выражают борьбу весны с зимой, такую незаметную в начале, но такую благодатную, важную для всего живого мира. Автор очень тонко показывает завершение зимнего сезона с помощью эпитета «редеющий» («сон»). Вообще вторая часть строфы, я бы сказал, изящно «выписана» Тютчевым. Он подбирает такую лексику («послышала», «невольно»), которая подчеркивает легкое, почти неуловимое ощущение весны, ее предчувствие, что едва-едва осознается и человеком, и природой.

Пейзаж динамичен, благодаря обилию глаголов, но движения образов особенные: ласковые и нежные. Да, это весна, самое приятное время года. Природа не может ей не улыбаться. Человек – тоже. Весна рождает особое состояние души. Мы становимся мечтательными, романтичными. Лирический герой стихотворения задумчив, об этом свидетельствуют многоточия во всем тексте. Мысли этого человека раскрываются во второй части произведения:

Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?..

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь…

Или весенняя то нега?..

Или то женская любовь?..

Здесь происходит осмысление образа весны. Человеческая душа чутко отзывается на это время года. Мы пробуждаемся, ждем чего-то нового, светлого. Я думаю, Тютчев показывает, что человек как часть природы весной обновляется, возрождается вместе со всем живым миром. Однако он порой не понимает, что творится в его душе. Так и здесь. Обращаясь ко внутреннему миру, лирический герой задает несколько риторических вопросов. Он пытается разобраться в себе, но не может, это выше его сил. Почему?

Трагедия человека, по мнению поэта, в разладе с природой. Мы не осознаем и отказываемся принять общие для всего живого мира законы. Отсутствие единого с природой языка и приводит к подобным вопросам. Но хорошо уже то, что герой задает их.

Человек стремится познать окружающий мир, его душа открывается навстречу весне, значит, когда-нибудь он найдет истину.

А может быть, даже и не это главное. Важно то, что герой наслаждается весной. Его душа переполнена противоречивыми чувствами, среди которых радость, тревога, смятение, трепет, блаженство, любовь. Я думаю, это замечательно, потому что человек осознает, насколько богат его внутренний мир. Все остальное менее существенно. Нет, не случайно стихотворение заканчивается риторическими вопросами. Очарование произведения как раз и состоит в тайне. Загадкой является, наверное, как сама весна, так и ее отражение в душе лирического героя. Человек грезит о чуде. Пусть сбудутся его мечты!

В этом произведении Тютчев, как мне кажется, воспевает не приближение весны, а отношение к такому событию человека. Вот в чем заключается идея стихотворения. Не менее важна здесь и другая мысль: стремление героя найти гармонию с природой. Особенно ярко автор изображает это, соединяя в одной строке блеск небесной лазури и игру человеческой крови.

Меня привлекла неоднозначность произведения, красота, оригинальность образов, выразительность и меткость языка. Но самое интересное в стихотворении – изображение пограничного, переходного момента в природе и сознании человека. В этом виден истинный творец и незаурядная личность.