Эссе школьника моя будущая профессия логопед. Моя педагогическая философия

наталья деркач
«Дифференциация звуков [з]-[ж]». Конспект логопедического занятия с учащимися второго класса

Конспект занятия "Дифференциация з-ж "

С учащимися 2 класса с логопедическим заключением : нарушение письма и чтения с ФФНР.

Цель : - закрепить чёткую артикуляцию звуков [З] - [Ж] и правильное обозначение их письме;

Задачи :

Уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков ;

Отработать умение дифференцировать согласные звуки з-ж слогах , словах, предложениях, тексте;

Совершенствовать навыки звуко – слогового анализа ;

Совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представления) ;

Развивать высшие психические функции : память, внимание, словесно – логическое мышление;

Развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию;

Работать над развитием грамматических форм речи.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение сосредоточиться.

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям .

Воспитание самоконтроля устной и письменной речи;

Оборудование : индивидуальные зеркала, ватка, двусторонние карточки с изучаемыми звуками (на каждого ребёнка) ; символы для обозначения звуков занятия .

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Отгадайте загадки, назовите первые звуки в словах – отгадках :

Белые цветочки

Вечером расцветают,

А утром увядают.

(Звезды)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(Желудь)

Вывод. С какими звуками мы сегодня будем работать?

Итак, сегодня мы будем различать звуки и буквы з-ж .

II этап. Основная часть.

1. Характеристика звуков . Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам. Соотнесение звука с буквой .

“З” – символ зелёного цвета. Губы в улыбке, язык – за нижними резцами, воздух изо рта – холодный (контроль рукой) . Голосовые связки вибрируют, есть голос, он звонкий.

Звук “З” – согласный , звонкий.

звук «З» .

Стихотворение про звук [З] .

На эту букву посмотри!

Она совсем как цифра 3.

3 не просто завитушка,

3 - пружина, крендель, стружка.

“Ж” – символ жёлтого цвета. Губы – трубочкой, язык поднят вверх “чашечкой”, воздушная струя теплая, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, звук глухой . Звук “Ж” – согласный , звонкий.

Сравнение образа буквы с предметами, на, что она похожа? Назовите, какой буквой мы обозначаем звук «Ж» .

Стихотворение про звук “Ж”

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук :

Ж –Ж – Ж –Ж –Ж – Ж – Ж

Сравнительная характеристика звуков З и Ж .

Давайте подумаем, чем отличается произношение звука [З] – [Ж] (ответы детей)

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика :

Чтобы чётко и ясно проговаривать слова, нужно сделать артикуляционную гимнастику

1. Упражнение для формирования правильного речевого выдоха. Вдох через нос, выдох через рот. Звукоподражание : Жук : ж-ж-ж… Комар : з-з-з… (контроль ладонью, потом - без опоры) .

2. Упражнение на активизацию мышц губ :

“Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.

“Трубочка” – вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.

3. Упражнение на активизацию мышц языка :

«Чашечка» - загибание краёв и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.

“Вкусное варенье” – языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.

Движения выполняются сверху вниз.

“Маляр”- широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

“Чистим зубы” – кончиком языка “почистить” зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

3. Развитие тактильных ощущений (каждому ученику даётся карточка с наклеенными из бархатной бумаги буквами).

Вспомним, какими буквами на письме мы обозначаем эти звуки : «ЗЭ» , «ЖЕ» .

Письмо букв в воздухе.

А сейчас мы выполним интересное задание. Я каждому дам карточку с буквой. Вы должны будете закрыть глазки и не подглядывать, а на ощупь определить, какая буква на вашей карточке. Назвать можно букву только тогда, когда я прикоснусь к вашей руке.

4. Развитие фонематического слуха Игра “Узнай звук”

Дифференциация з-ж в слогах : - Я читаю слоги и звуковые сочетания , а вы показываете соответствующую букву.

(жда, зла, _нее, зно, зре, оже, ожу, зна) .

Я называю вам слова, а вы внимательно слушаете, определяете, какой в этом слове слышится звук , и показываете соответствующую букву.

Перечень слов :

Выделите из ряда предложенных слов слог со звуками [З] – [Ж] : кружечка, уздечка, вазелин, кузнец, вязанка, зимняя, жакет, зима, жара, жук, жёлудь, зеркало, зонт, живот.

5. Работа со словами паронимами :

Игра «Наоборот»

Меняем букву з на ж и наоборот :

Жал-зал, залей-жалей, вяжу-везу, рожок-разок, жевать-зевать, называть-наживать, узы-ужи, пожар – базар, лежать – лизать, коза – кожа,звать – ждать.

Физкультминутка

Мы березку посадили

Мы березку посадили,

(выпрямиться за партой.)

Мы водой её полили,

(Потрясли кистями, будто разбрызгивая воду.)

М берёзка подросла,

(встать за партой.)

К солнцу ветки подняла,

(руки вверх.)

А потом их наклонила

(руки вниз, спина прямая.)

Всех ребят поблагодарила.

(поклоны головой, сесть за парты.)

3. Работа в тетради

1. Запишите буквы ЗЭ, ЖЭ :

а.) знать звуки “З” и “Ж” по беззвучной артикуляции (по движению губ) .

б) опираясь на кисти рук логопеда ;

в.) ориентируясь на стрелки ()

г.) под диктовку логопеда (я буду называть звук , а вы должны будете записать соответственно стрелку)

2. Дифференциация З-Ж в словах , слова записаны на доске.

Запись слов в три столбика по наличию звуков : в первый столбик со звуком [З] , во второй со звуком- [Ж] , в третий с двумя звуками –[З] – [Ж] :

(можно, озимые, земля, кружечка, кузнец, животное, вязанка, уздечка, бумажный, мерзлота, узенький, ожидание, зебра, багажник, зажигать, разложить, воздух, надежда, язык, звезда, движение)

Назовите слова, в которых йотированные гласные звуки обозначают два звука .

Гимнастика для пальцев рук :

«Здравствуйте»

Сначала подушечки пальцев одной руки поочерёдно касаться подушечек пальцев другой руки, а потом большого пальца этой же руки.

«Моем ручки»

Дети повторяют движения , совершаемые при мытье рук.

4. Составь слова из первых слогов данных слов . Запиши их в тетрадь.

Пример : узнать+ комар = узко

Газета+зонты= запах+жмурится=

Студент+жакет= ездить+жуки=

Стригут+живот= слуга+журавль=

Страна+жаба= закон+жгучий=

Звери+здание= знает+мясо=

5. Работа с родственными словами :

Прочитай слова. Составь с каждым, словом предложение.

Узкий НИЗ МОРОЗ

Узенький НИЗкий МОРОЗить

Узковатый НИЗина Мороженое

Узко заНИЗить ЗаМОРОЗить

сУЗить поНИЖение заМОРОЗки

сУЖение сНИЖение заМОРОЖенный

III. Итог занятия :

Дидактическое упражнение «Исправь ошибку» (учить ребёнка различать правильное и дефектное произношение в речи других людей). Взрослый произносит предложения в искажённом виде, а ребёнок даёт правильный вариант.

Во время дождя нужен жонт. Девочка катается на лызах. Под сосной сидит серый жайка. Девочка пасёт кожу.

О каких звуках мы говорили сегодня на занятии ? Что вы запомнили, узнали нового?

Аннотация: Конспект занятия предлагается логопедам, работающим в поликлиниках, логопунктах ДОУ. На занятии проводится работа по дифференциации звуков Ж-З в слогах, словах и предложениях у детей с ФФНР, ФНР, НВОНР и дизартрией.

Тема открытого занятия: «Дифференциация звуков Ж-З»

Цель:

  1. Уточнение произношения и различение звуков Ж-З в слогах, словах и предложениях.
  2. Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти.
  3. Развитие логического мышления.
  4. Развитие слоговой структуры слов.
  5. Составление предложений по сюжетным картинкам.
  6. Анализ предложения.
  7. Работа над смысловой нагрузкой слов.
  8. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
  9. Развитие звукового анализа слов, пропедевтика дисграфии.

Оборудование:

  • Предметные картинки: змея, зал, журнал, медуза, язык, художник, жук, животные.
  • Игрушки: жираф, ежи, заяц, жаба, змея, коза, жук, зонты.
  • Сюжетные картинки на звуки »З», »Ж».
  • Наборы для составления схем предложений.
  • Индивидуальные зеркала.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Сначала сядут девочки, потом мальчики. Все внимание на меня.

За речью мы всегда следим,
Звуки часто говорим,
Отвечаем на вопросы
Громко, четко, не спешим…

Психогимнастика.

А теперь представьте, что вы комарики (машем кистями рук). Позвените, как комарики: З-З-З! А сейчас вы жуки. Давайте пожужжим: Ж-Ж-Ж!

Поиграем в игру »Жуки и комары».1-й ряд-жуки, а 2-й-комары. На кого покажу рукой- начинают жужжать или звенеть.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Ребята, в «Лесной газете» написано объявление: Открывается лесная школа. В ней учатся: жираф, зайка, ежи, коза, жаба, змея, жук. Они будут изучать звуки »З» и «Ж». Но в школе они не учились, поэтому им надо помочь.

2. Характеристика и сопоставление Звуков.

– Поставьте перед собой зеркала, чтобы хорошо себя видеть.

Сравните звуки »Ж» и «З». Произнесите звук «Ж», затем »З». Что происходит с вашими губами и языком, когда вы произносите «Ж», а з затем «З»?

Напомните, какой звук «Ж»? А какой «З»? Чем они отличаются?

3. Развитие фонематического слуха.

Игра «Будь внимательным».

Я буду произносить звуки. Если вы услышите звук «Ж» — хлопните в ладоши(поймайте жука),а если «З»-двигайте кистями рук вверх-вниз(комар летит), если звуков «З»,»Ж» нет — прячьте руки за спину:

Ж Ч С З Ш Ц З Ж Ч С Ж Ц З

4. Произношение звуков «З», »Ж» в слогах.

Ребята, покажем ученикам лесной школы, как мы умеем играть в игру «Запомни, повтори»:

ЖА-ЖА-ЗА ЗЭ-ЖЭ-ЖЭ

ЖУ-ЗУ-ЖУ ЗЛО-ЖЛО- ЗЛО

5. Произношение звуков «З», »Ж в словах.

Давайте еще раз назовем учеников лесной школы.

Поиграем в игру «Отгадайте, кто это?»

В моем названии 1-й звук «Ж», а последний «Ф». Кто это: у него 1-й звук «З», а последний «А»?

В моем названии есть слог -ЖУ-, кто я? В названии этих зверей последний слог — ЖИ-.

В слове 4 звука, звук »З» стоит на третьем месте, кто я?

6. Развитие слогового анализа.

Я отхлопываю количество слогов. А вы угадываете слово из предложенных картинок. Кто угадал- забирает себе картинку.

Картинки медузы и журнала. Взрослый делает 2 хлопка. (Ребенок: жур-нал).

Картинки зала и художника. Взрослый делает 3 хлопка. (Ребенок: ху-дож-ник).

Картинки животных и языка. Взрослый делает 4 хлопка. (Ребенок: жи-вот-ны-е).

Даются картинки жука и змеи. Логопед делает 1 хлопок. (Ребенок: жук)

Молодцы!

III. Закрепление изученного материала.

1. А сейчас, учеников, в названии которых есть звук «З» спрячьте под зеленый зонт, со звуком «Ж»- под желтый зонт.

IV. Физ. минутка.

А теперь, давайте покажем друзьям, как мы умеем отдыхать. Выполним упражнение про ежат и медвежат. Кто хочет быть ведущим?

Не знали медвежата -
Что колются ежата.
И давай с ежатами
Играть, как с медвежатами.
Вдруг медвежата в слезы:
Ежики — занозы!
Испугались ежики:
Несут щипцы и ножики
И давай по штучке
Вынимать колючки.

2. Произношение звуков «З», »Ж» в предложениях.

Лесные гости принесли на занятие картину. Рассмотрите внимательно, что на ней изображено и ответьте на вопросы:

Девочку зовут Жанна. За кем бежит Жанна? (Жанна бежит за козой).

Мальчика зовут Жора. Что делает Жора? (Жора запускает воздушного змея).

Назовите профессию человека, который занимается живописью (рисованием)? (Художник занимается рисованием (живописью)).

Кого нарисовал художник? (Художник нарисовал жирафа).

Ребята вы назвали 3 предложения. Какое было 1-е предложение? Составим схему этого предложения. (1-й ребенок составляет схему)…

V. Итог занятия.

Какие звуки мы повторяли?

Нашим друзьям очень понравилось учиться у вас, Посмотрите какой подарок они для вас приготовили.

Ромашина Н.В.,
логопед

Дифференциация звуков [ж] - [з] ([з"]) в чистоговорках, скороговорках, пословицах, поговорках, стихах

жи-жи-жи - ползут ужи зи-зи-зи - жабу привези жу-жу-жу - я под зонтиком брожу зу-зу-зу - не хожу в грозу же-же-же - приехали уже зе-зе-зе - жаба на козе

Змее на ужин жук очень нужен.

Вижу Зою, Женю, Зину, Жору, Жанну, Лизу, Инну.

Жаба с зонтиком идёт,

Жук с корзиною ползёт.

Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

У маленькой Зины медвежонок в корзине.

Не беда, коли знанья нет, беда, коль желанья нет.

Кто землю лелеет, того земля жалеет.

Кончится дождь - забывают о зонтике.

В работе железо не ржавеет.

Дай волю языку - скажет то, чего и не знает.

Здоровье всего дороже.

Не каждый цветок имеет зал!

Золотистый, как из бронзы, Жук кружится возле розы И жужжит: «Жу-жу, жу-жу. Очень с розами друж-жу!»

В. Улъяницкая.

Летом в клетке зоопарка Медвежонку очень жарко. Хорошо в жару такую Снять одежду меховую. Ищет он застёжку, Чтобы снять одёжку.

О. Кригер.

Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Дождик, дождик, пуще - Будет зелень гуще. Только нас не замочи, К нам в окошко не стучи.

Зажглась зелёная звезда... Запустят звездолёт туда.

Е. Благинина.


Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.

И. Суриков.

Край родной в зелёных плёсах, В голубых пожарах рос, И река, река Берёза - Между елей и берёз.

П. Бровка.

Слушай, что это звенит? Может быть, ползёт в зенит Реактивный самолёт? Сам летит и сам поёт? Может быть, мохнатый жук Только что покинул сук? Жук ничем не знаменит, Скучно - вот он и звенит? Нет ни мухи, ни жука, Нет ни грома, ни гудка...

Р. Сеф.

Вот весёлая затея - Запускать на нитке змея. Змей летит выше берёз! Ветер змея не жалея Прямо к солнышку понёс.


Опять заря сменяться стала, Про ночь забыли небеса, И переливно задрожала На свежей зелени роса.

Ф. Сологуб.

Поутру вчера дождь В стёкла окон стучал, Над землёю туман Облаками вставал. В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок. Ночь прошла. Рассвело, Нет нигде облачка. Воздух лёгок и чист, И замёрзла река.

И. Никитин.

Страшен ёжик наш на вид Всем иголками грозит. Только знаем мы с сестрой; Ёжик наш совсем не злой. Кликнешь - он на зов идёт, Молоко из блюдца пьёт. Ёжик наш совсем не злой. А. Бродский.

Воженке купили на праздник качели. Катается жадина больше недели. С утра и до вечера дни напролёт, А нам покататься она не даёт. Зато в зоопарк посмотреть на слона Я с другом ходил, а Боженка - одна.

Ф. Грубин. Ещё не растаял последний снежок, А смотрит уж нежный подснежник-цветок. За ним и фиалка проснулась от сна, Глазок свой лиловый открыла она. Вот ландыш белеет в затишье лесном, Глядит незабудка, склонясь над ручьём.

А. Плещеев.

Дифференциация звуков [ж] - [з] ([з"]) в рассказах

Женя ошибся Напиши, Женя, что делают животные: ёжик, медвежонок, журавль, ужи. Женя улыбнулся и написал. И вот что у него по­лучилось.

Ёжик лазает по деревьям. Медвежонок ползает. Журавль ко­лется. Ужи летают.

Женя, конечно, пошутил и нарочно допустил ошибки. Ис­правьте их.

Л. Успенская, М. Успенский.

Боб и Рыжик Дружно жили Боб и Рыжик. Только раз вот что случилось. Увидел Боб своё отражение в зеркале и ощетинился.

Рыжик! Рыжик! Помоги прогнать страшного пса, - позвал Боб приятеля.

Здесь нет никакого пса. Я вижу очень милого котика, - ответил Рыжик, заглянув в зеркало.

Ты нарочно меня дразнишь, - зарычал Боб на приятеля.»
Не знаем, чем бы закончилась эта ссора, если бы оба участни­
ка не очутились перед зеркалом.

Л. Успенская, М. Успенский.

Гости Надумал однажды ёжик соседей в гости позвать. Пригласил черепаху, крота, кузнечика и сороконожку. Ждал их, ждал, да так и не дождался.


Черепаха и сейчас ещё идёт где-то. А когда придёт - неизве­стно. Ведь все знают, какая она «быстрая», с Крот под землёй в гости пошёл. Копал, копал да сбился с до-

;ги - мимо дома прополз. *<■ Кузнечик, прежде чем к ежику идти, задумал свои сапожки Одковать. Звенел, звенел молоточком - а тут и ночь пришла, ночью кто же в гости ходит?



Только сороконожка приползла к дому ёжика, да по пути ноги хачкала. Стала их вытирать - одну, другую, пятую, десятую... Пока все вытерла, ёжик спать лёг.

По В. Хомченко.

Про друзей

Друзей у цыплёнка было мало. Он искал друзей по цвету. Если Жёлтый - значит, друг. Если серый - нет. Если бурый - тоже нет. Цыплёнок увидел жёлтую ниточку и пошёл по ней. Шёл, шёл и увидел жёлтую гусеницу.

Так это ты мой жёлтый дружок? - спросил цыплёнок.

Да, это я, - проворчала гусеница, - жёлтый дружок.

А что ты тут делаешь?

Тяну жёлтый телефон.

А зачем?

Не догадываешься? Голубой колокольчик, что живёт в лесу, И синий колокольчик, что живёт на лужайке, решили позвонить друг другу.

Динь-день, динь-день! - так весь день звонили колоколь­чики друг другу и желали дождя и солнца.

Неужели им нечего больше сказать?- засмеялся цыплёнок.

Г. Цыферов.

Ёж Ежа от врагов спасают иголки на шкурке. Как заметит ёжик опасность, сразу в колючий клубок свернётся. Ну-ка тронь его!

Днём ёжик в траве, в кустах спит, а ночью за жуками, червя­ками да за лягушками охотится. А поймает змею - и её съест. Змеиный яд ежу не опасен.

Г. Боразнова.

Желтячок

В курятнике кто-то тихонько постучал: тук... тук... А потом послышалось: крак!

Клуша Рыжуха замахала крыльями. А из разбитой яичной скорлупы выклюнулся цыплёнок, первый цыплёнок. Можно про него сказать - Желтячок. Потому что он был кругом жёлтый.

Цыплёнок затряс головой и сказал:

Пин... пин... пи.

А в это время из-за леса выглянуло солнышко. И по земле побежал солнечный лучик. Искупался в холодной речке, прока­тился по крыше дома и заглянул в окошко. Желтячок зажмурил­ся и притаился. Вдруг закудахтала клуша Рыжуха, Залаял пёс Шустрый, громко замычала корова:

Му-у! Пора на волю!

А цыплёнок подумал: «Сколько света и шума! Это всё я сделал?! Пин! Это всё я! Это я! Я!» Нет, не надо смеяться над Желтячком. Ведь это было самое первое утро в его жизни. А как хорошо, как чудесно увидеть мир ранним утром! Как хорошо жить на земле!

Г. Балл.

Пришла весна! Кругом ещё лежит снег. А солнце радостно улыбается.

Солнце улыбается, - зачирикали воробьи.

Кар-р! Кому? - закаркали вороны.

Всем-всем-всем! - запиликали синицы. Запели звонко птицы, зажужжал на весь мир ручей:

Весна! Весна! Весна!

Весна! - услышал медведь. Вмиг вылез мишка из берлоги.

В. Хмельницкий.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [ЯС] - [С] ([С]) -

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Ж] И [Ш]

1. Прочитай слова и ответь, какой звук [Ж] или [Ш] слышно в словах:

Жар, шар, шаль, жаль, шаткий, жатка, жаба, шапка, ежата, мышата, мешать, лежать, лошадка, вожатый, ложа, лошадь, Луша, лужа, лёжа, Лёша, кожа, коша.

2. Назови последний слог в словах:

Гру ша , лу жа , Ма ша , ло жа , кры ша , ко жа , лу жа , ме жа .

Шёпот, жёлоб, жёлудь, шёл, шёлк, жёлтый, лужок, пушок, дружок, вершок, рожок, горшок, мешок, должок, пирожок, порошок, дружок, петушок, жонглёр, шофёр.

4. Добавь слоги «ЖОК» и «ШОК» и прочитай слово.

утю- дру- творо- сапо-

ро- фла- бере- сте-

лу- пиро- пры- дол-

пу- вер- арти- малы-

гор- коре- пету-

ме- реме- гребе-

5. Измени слова по образцу:

Я жую – ты жуёшь.

Я живу – ты … Я режу – ты …

Я ожидаю – ты … Я стригу – ты …

Я провожаю – ты … Я бегу – ты …

7. Послушай, как звучат слова. Если услышишь в слове звук [Ш] – хлопни тихо, если звук [Ж] – хлопни громко.

Жить, шить, ширь, жир, жила, шило, пружинка, пушинка, машина, пружина, наживка, нашивка, ужин, ужи, уши, лыжи, мыши.

8. Добавь слоги «ЖИ» или «ШИ» и прочитай слова.

У- лы- у- малы-

мор- мы- гало-

е- кры- ер-

голы- ланды- камы-

Обожжешься, поживёшь, дружишь, жалеешь, пожнёшь, ожидаешь, бежишь.

10. Составь предложения из данных слов:

Журавль, жить, болото, у.

Лягушка, жить, болото, в.

Швея, желтый, шить, жакет.

Бабушка, на, лежанке, лежать.

Книжки, положить, в, книжный, шкаф.

Бабушка, Женя, варежки, вяжет.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СА», «ША»

1. Прочитай слова и определи, какой звук слышно в словах: [С] или [Ш]?

Шапка, сайка, шалун, салют, сапёр, шахтёр, шалаш, салат, шалфей, салфетка, решать, тесать, писать, мешать, лошадка, посадка.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СО», «ШО»

1. Послушай слова, покажи нужные карточки.

Шорох, сорок, мешок, лесок, пушок, кусок, вершок, песок, носок, ремешок, мышонок, спросонок.

(язык вниз)

(язык вверх)

Зашифруй эти слова буквами «С» и «Ш»

2. Объясни значение слов:

ШОК – СОК

3. Добавь нужный слог «ШОК» или «СОК» и прочитай слово.

пу- реме- пе- ку-

гор- арти- но- коло-

ме- пету- ви- голо-

вер- гребе- вы- поя-

коре- малы- ле-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СУ», «ШУ»

1. Зашифруй слова, используя вместо букв знаки:

(губы в улыбке)

(губы круглые)

Шутки, сутки, шумно, сумка, суметь, шуметь, пишу, несу, пасу, плясун, пашу, пляшу.

Проверь свои шифровки:

2. Добавь слоги «СУ» или «ШУ» и прочитай слоги.

Надо писать, и я ПИ-

Надо плясать, и я ПЛЯ-

Надо пахать, и я ПА-

Надо нести, и я НЕ-

Надо пасти, и я ПА-

Надо просить, и я ПРО-

Надо махать, и я МА-

УПРАЖНЕНИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СЫ», «СИ», «ШЫ»

1. Добавь нужный слог «ШИ» или «СЫ» прочитай слово.

У осла длинные У- (ши) У мамы красивые БУ- (сы)

Красивые ВОЛО- У Кати две КО-

Распустились ЛАНДЫ- В магазине ВЕ-

Малыши-ГОЛЫ- На доме КРЫ-

В детском саду МАЛЫ- Вкусные КОЛБА-

На валенках ГАЛО- У тигра ПОЛО-

В реке плавают ЕР- Жужжат О-

На берегу реки КАМЫ- На земле РЕЛЬ-

В магазине КАС- Две пушистые ЛИ-

Капельки РО- В подвале КРЫ-

В подвале МЫ-

2. Посмотри на свою ладонь, её положение напоминает положение языка.

Прочитай слова и покажи руками звуки [С] или [Ш].

Ваш, вас, нас, наш, басня, башня, красный, каска, кашка, часто, чашка, паста, пашня, рубашка, колбаска, рос, грош, камыш, кумыс, Яшка, ясно, клюшка, люстра, пошла, росла, пешки, песни, мести, мешки, мишка, миска, вишня, виснет, виски, тиски, рис, шляпа, слякоть, смел, шмель, шторы, шпалы, спали.

3. Игра «Наоборот».

Подними руку ладошкой вверх – произнеси слог со звуком [Ш]; опусти ладонь вниз – произнеси слог со звуком [С]. А теперь все наоборот:

ША – СА СА – СЫ – ШИ –

СЭ – ШЕ – ШО – СО –

ШУ – СУ – АС – АШ –

ОС – ОШ – УШ – УС –

ЭС – ЭШ – ЫШ – ЫС –

ЯС – ЯШ – ЕС – ЕШ –

ЁС – ЁШ – ЮШ – ЮС –

ИШ – ИС –

4. Игру «Наоборот» продолжи словами:

сутки – шутки крыса –

шутки – сутки крыша –

усы – каша –

уши – касса –

кашка – мишка –

каска – миска –

вас – нас –

ваш – наш –

пасу – шуметь –

пашу – суметь –

басня – шок –

башня – сок –

маска – Машка –

5. Исправь ошибки в предложении:

На лугу поспела каска,

Каску ест корова Машка.

Машке нравится обед –

Ничего вкуснее нет!

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Я пасу землю.

Я пашу корову.

Вот высокая басня.

Вот поучительная башня.

Мы сварили кассу.

Заплатили деньги в кашу.

Маленький Миска

Ест из мишки.

У кота длинные уши.

У осла длинные усы.

6. Произнести слова:

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, Сашуля, старший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, смышлёный, расшумелась, суша, пастушок, веснушки, скворушка, шустрый, машинист.

7. Произнеси все слова, не переставляя звуки [С] и [Ш].

СКОРО В ШКОЛУ!

Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть!

А если человеку шесть,

И у него тетрадки есть,

И счетных палочек не счесть,

То, значит, он (вернее я),

То, значит, он (вернее я),

Он в школу собирается!

И. Токмакова

8. Прочитай вслух текст.

У Саши машина.

У Сашеньки босоножки.

Саша шла со старушкой.

Паша-трусишка, страшно ему.

Кошки сидят на окошке и греются на солнышке.

Испугался петушок, упал с крыши на шесток.

Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко.

Шесть котят есть хотят.

Расшумелись на опушке птицы: сойки и кукушки.

По шоссе несутся машины.

Наташа ест сушку.

Мыло душистое и полотенце пушистое.

Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

9. Объясни, как ты понимаешь пословицу:

Как постелешь, так и поспишь.

Песней поле не выпашешь.

Поспешишь – людей насмешишь.

Отольются кошке мышкины слёзки.

Не спеши языком, а спеши делом.

10. Прочитай с выражением:

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный:

«Тише, тише, тише, тише.

Шаг ровней держите мыши!

Люди сыты, кошки сыты,

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Наступает час мышиный.

Ночью пусть пируют мыши.

Тише, тише, тише, тише!»

И. Токмакова

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗА», «ЖА»

1. Прочитай слова и определи, какой звук слышно в каждом слове [З] или [Ж]?

Жал, зал, пожар, базар, заря, жара, залей, жалей, база, баржа, дерзать, держать, лужайка, зайка, лизать, лежать, сажать, сказать, вязать, бежать, закат, жакет, берёза, лёжа.

2. Добавь нужный слог «ЗА» или «ЖА» и прочитай слово.

ва- берё- ко- гла-

ро- лу- гро- ко-

ме- ли- дере- ло-

блу- ло- поль- зано-

ба-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗО», «ЖО»

1. Внимательно слушай слова. Вместо слова со звуком [З] нарисуй (губы в улыбке); вместо звука [Ж] – (губы круглые).

Зоя, Жора, узор, лужок, стожок, возок, глазок, флажок, должок, дозор, прыжок, разок.

Проверь свою запись:

2. Добавь нужный слог «ЗОК» или «ЖОК» и прочитай слово.

утю- сапо- во- ро-

сте- гла- лу- сто-

ра- дру- дол- фла-

пиро- пры- творо- бере-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗУ», «ЖУ»

1. Зашифруй слова со звуком.

(язык вниз)

(язык вверх)

Жук, зуб, везу, вяжу, гляжу, внизу, в грозу, грожу, грызу, брожу, вижу, снизу, хожу, ползу.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗЫ», «ЗИ», «ЖИ»

Тазы, ножи, жидкий, зыбкий, жир, пузырь, ежи, возы, кожа, козы, рыжий, сизый, ёжики, языки, музыка, рыжики, похаживать, показывать, называть, наживать, снежинка, корзинка, вези, лежи.

2. Добавь слог «ЗЫ» или «ЖИ» и прочитай новое слово.

ко- гро- но- ло-

ро- берё- мор- ва-

зано- е- ли- ба-

у- блу- во- лу-

зака- нака- лы- отка-

та- ло- ме-

3. Определи, чем отличаются слова:

козы – кожи

лозы – ло́жи

узы – ужи

4. В каждом слове движениями руки повтори движения языка:

Важный, разный, гораздо, каждый, монтажник, проказник, дружный, грузный, таёжный, слёзный, грозный, тревожный, дождик, гвоздик, поздно, можно, дорожный, паровозный, пирожное, мороженое, морозное, обождать, опоздать, полезный, денежный, подожди-ка, гвоздика, книжный, капризный, нежный, резвый.

5. Прочитай слова.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заряжать, заслужить, закружить, зажигалка, завизжал, железный, возможно.

6. Добавь к каждому слову предлог «за» по образцу.

бежать – забежать

держать –

ржать –

служить –

кружить –

7. Повтори фразы:

Жеребёнок забежал во двор.

Захар заряжал ружьё.

Залежи железной руды.

Женя заслужил награду.

Он помог задержать врага.

Пёс лежал и лизал лапу.

Он кричит на весь базар, будто сделался пожар.

Мы поедем на лужок и возьмём с него стожок.

Женя резал хлеб.

Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке.


Тема занятия: Дифференциация звуков З – Ж.

    Закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков З – Ж.

    Формирование навыка языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложений.

    Развитие фонематического восприятия, внимания, мелкой моторики.

    Формирование стремления добиваться результата, доводить начатое дело до конца.

Оборудование: картинки с изображением жука и комара, карточки с буквами З и Ж, слоговая таблица (слайды), мяч, карточки с заданиями.

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня нам с вами предстоит проделать большую работу. А чтобы нам хорошо работалось, начнем занятие с упражнений звукотерапии.

Звук «У» - вызывает колебания в гортани, укрепляет уверенность в своих силах.

Звук «А» - заставляет вибрировать грудь, помогает всему организму настроиться на работу, при этом углубляется дыхание и усиливается приток кислорода к мозгу.

Звук «И» - помогает просветлить голову, убрать из нее дурные и ненужные мысли. Одновременно этот звук помогает прочистить глаза, нос, уши.

Звук «Н» - заставляет вибрировать головной мозг, лечит его болезни. Он также активизирует правое полушарие мозга, что усиливает интуитивные и творческие способности.

Созвучие «РЭ» - помогает снять стрессы, страхи, даже заикание.

А сейчас, сядут те, кого я назову ласково.

Я предлагаю вам определить наше настроение. Я прошу вас взять карточки с пустым кругом и нарисовать в этом круге лицо человечка, которое зависит от вашего настроения (радостное, печальное, сердитое, безразличное).

Повторение: игра «Шестой лишний» - на слайде № 1 написаны слова, прочитать, определить какое слово является лишним и почему?

Кошка, мышка, шишка, с апоги , ромашка, пушка.

2.Работа по теме:

1.Игра «Жуки и комары».

Сейчас мы с вами закроем глазки и представим, что наступило лето и мы отправились в лес. Хорошо там, только комары мешают. Летают вокруг и звенят: ЗЗЗ… Как комары звенят? – ЗЗЗ…

Отогнали комаров ветками и пошли на полянку. А там много – много красивых цветов. Жуки летают, жужжат: ЖЖЖ… Как жуки жужжат? – ЖЖЖ…

А теперь разделимся на две группы: одни будут комарами, а другие жуками. Комары живут здесь – первый ряд. Жуки живут здесь – второй ряд. Когда я скажу: «Комары полетели», комары будут «летать» и звенеть. Когда я скажу: «Жуки полетели», комары молчат, а жуки «летают» и жужжат.

Молодцы, отлично! Я вам покажу картинки с изображением комара и жука, а вы назовите мне звуки (громко, тихо), которые соответствуют этим картинкам. (Жук жужжит. Комар звенит.)

Скажите мне, пожалуйста, чем похожи эти звуки? (согласные – есть преграда – язык, звонкие – проверяем, закрыв уши руками;).

А чем они отличаются? (Когда произносим звук «Ж», то кончик языка поднимается к верху, а когда произносим звук «З», то кончик языка находится внизу; воздушная струя, которая проходит по языку, при звуке З – холодная, при звуке Ж – теплая)

Показ букв «З» и «Ж».

Характеристика звука З – согласный, звонкий.

Характеристика звука ж – согласный, звонкий.

2. Дифференциация в слогах.

Долго летали Комар и Жук. Устали так, что не могут и звука произнести, ни одного слога прочитать. Давайте мы им поможем – чтение слогов по слоговой таблице (слайд № 2). Читаем тихо, громко, с изменением ударения.

За – жа жа – за за – за – жа аза – ажа зва - жва

Зо – жо жо – зо жо – жо – зо озо – ожо збо - жбо

Зу – жу жу – зу жу – зу – жу ызы – ыжи зды - жды

Физминутка. Дыхательная гимнастика.

Вдох – выдох.

Вдох увеличен, выдох.

Вдох, выдох увеличен.

Вдох, выдох.

3.игра «Добавлялки» с мячом.

Добавьте слог ЗА или ЖА, чтобы слово зазвучало правильно.

Бере …за ва…за

Лы…жа лу…жа

Ко…за зано…за

Ко…жа стра…жа

4.Пальчиковая гимнастика.

«Ходит цапля по болоту» - с пуговицами.

«Гусенок» - с прищепкой.

Массаж для пальцев: лы - жа, ко – жу - ра, за – но - за, га – ра - жи, мо – ро - зы.

    работа на карточках.

    Букву З подчеркнуть одной чертой, букву Ж – двумя.

УЖИ ЗАБОТА ПИЖАМА

ЗАГАДКА УЖИН УЗОР

ЖАРИТЬ КОЖА ЖИРАФЫ

Подчеркнуть букву З одной чертой, букву Ж – двумя.

ЖЕЛЕЗО ЗАРЖАВЕЛ

ЗАДВИЖКА ЗАЖАРИТЬ

ЗАЖИГАЛКА ЖИЗНЬ

УЕЗЖАТЬ ЗАЖЕЧЬ

6. Игра «Собери слово»: собрать слово из отдельных букв, прочитать его, определить «звенит» или «жужжит» слово.

7. игра «Составь предложение», составить предложение из предложенных слов.

Комары и Жуки хорошо потрудились, проделали большую, очень важную работу.

О чем же мы сегодня говорили?

Какие звуки сравнивали?

Чем они похожи и чем отличаются?