Ф н глинка декабрист краткое сообщение. Русский поэт Федор Николаевич Глинка: биография, творчество и интересные факты

ГЛИНКА Федор Николаевич родился - поэт, драматург, прозаик.

Воспитывался в 1-м кадетском корпусе, в 1802 выпущен прапорщиком в Апшеронский полк.

В 1805-1806 участвует в военных действиях против Наполеона как адъютант графа Милорадовича, по окон­чании войны выходит в отставку и полностью отдается литературе и этнографи­ческим изысканиям.

В 1812 Федор Николаевич вновь всту­пает в армию, участвует в Бородин­ском сражении и в заграничном походе 1813-14. Окончив войну в чине полков­ника, награжденный за храбрость золо­тым оружием, Глинка затем служит в штабе гвардии, а с 1819 - при Милорадовиче, петербургском генерал-губернаторе.

В 1808 на основе военного дневника Федор Николаевич выпускает «Письма русского офицера...» , затем до­полнив их материалом войны 1812. Кни­га Глинки Ф.Н., имевшая шумный успех, изобра­жала войну как народное движение и бы­ла проникнута идеей самобытного нацио­нального развития.

В 1810 выходит трагедия Глинки «Вельзен, или Освобожденная Голландия» , прово­дившая идею тираноборчества и заклю­чавшая в себе определенную параллель к событиям русской действительности начала XIX в.

В 1816-17 вышло продолжение «Пи­сем русского офицера...» - «Письма к другу» . Глинка создает также большое количество патриотических гим­нов и песен, ориентированных частью на возвышенно-декламационный, одический стиль («Военная песнь...»), а частью сти­лизовавших народную песню или сказ.

Военно-патриотические сти­хи и трагедия Глинки подготовили его граж­данскую лирику декабристского периода.

В 1816-21 Федор Николаевич - активный член тайных обществ декабристов, один из руководи­телей правого крыла Союза благоденст­вия. Сторонник конституционной монархии, поэт свою основную задачу видел в просветительской пропаганде и борь­бе с неправосудием и злоупотреблениями, как это предписывал устав союза - «Зе­леная книга». Неподкупность и самоот­верженность Глинки снискала всеобщее ува­жение, отразившееся и в стихотворении Пушкина «Ф. Н. Глинке» (1822, опубликованное в 1856).

Федор Николаевич был в курсе деятельности Северного общества, но все больше расходился с его радикальным крылом в своем отрицании насильственной революции. Руководи­тель Вольного общества любителей рос­сийской словесности, связанного с умерен­ным Союзом благоденствия, он следует в своей поэзии программным установ­кам «Зеленой книги», культивируя пре­имущественно нравоучительную и «ду­ховную» поэзию. Исключением были бо­лее ранние «Опыты двух трагических яв­лений в стихах без рифмы» (1817) и пере­воды отрывков из «Фарсалии» (1818), где под видом стихового и ритмического экс­перимента в печати содержались прямые призывы к свержению «тиранов». Свои произведения 1-й половины 1820-х гг. Глинка Ф.Н. объединил в две книги:

«Опыты священ­ной поэзии» (Спб., 1826),

«Опыты алле­горий, или иносказательных описаний, в стихах и в прозе» (Спб., 1826).

Глинка тяго­теет к архаической поэзии XVIII века, с усложненным синтаксисом и обилием славянизмов. Излюбленный его жанр - элегический псалом. Федор Николаевич значительно видо­изменяет традиционную поэтику «пере­ложений псалмов», объединяя книжно-славянскую речевую стихию с элементами разговорной речи и даже просторечия. На этом пути поэт добивается большой стилистической и образной экспрессии, которая в своей крайности выража­лась иногда в лексико-семантической какофонии, отмеченной критикой (Крылов, Пушкин).

В псалмах Федора Николаевича явственно слы­шатся мотивы гражданской лирики, при­зывы к божьему суду над земными вла­стителями («К богу правды», «Горе и бла­годать» ), отражается этический идеал «не­бесного гражданина» («Блаженство пра­ведного» ).

Глинка разрабатывает и характер­ную декабристскую тему поэзии как избранничества и гражданственного служе­ния, часто воплощаемую в образе поэ­та-пророка

«Глас бога избранному его» ,

«Призвание Исайи» ,

«Плач плененных иудеев» .

Вместе с тем уже в стихах 1820 - 25 обнаруживается умеренность политической и литературной программы Глинки, элегические и религиозно-моралистические тенденции, противостоявшие радикальному крылу декабристской поэзии.

В 1826 Глинка Ф.Н. был арестован и после заклю­чения в Петропавловской крепости вы­слан в Олонецкую губернию.

В стихах (1826-31) годов усиливаются рели­гиозно-медитативная струя, мотивы тос­ки и одиночества. Характерно появление тюремной темы («Песнь узника» ). Во многих стихотворениях варьируется тема носимого волнами челна, гибели пловцов в водовороте («Молитва», «Два счастья», «Призвание» ). В годы олонецкой ссылки Глинка обращается и к эпическим, описательным жанрам, прямо или косвенно вплетая в художественную ткань автобиографичес­кие мотивы. Так, он перерабатывает «Книгу Иова» («Иов. Свободное подража­ние священной книге Иова» ) - опосред­ствованное отражение переживаний Глинки во время следствия; из-за отступлений от канонической трактовки Библии пере­ложение было запрещено и вышло полно­стью отдельным изданием лишь в 1859.

В 1828 следуя традиции романтической поэмы, Федор Николаевич Глинка создает «Деву карельских лесов» (полностью опубликовано в 1939), где наряду с образом «естественного человека», «до­чери природы» в духе руссоизма возникает образ таинственного пришельца, в кото­ром без труда угадываются черты поли­тического ссыльного (по-видимому, де­кабриста). Утопические надежды Глинки на амнистию реализованы здесь в «Мани­фесте» , освобождающем изгнанников.

В 1830 Глинка создает свою лучшую описатель­ную поэму - «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой» . Обе поэмы органически вырастают из пейзажной лирики поэта и при бедности психоло­гического материала отличаются драма­тизмом и лиричностью описаний. В Ка­релии Глинка открывает русской литературе своеобразный источник экзотического материала, который разрабатывает почти с державинской энергией и многокра­сочностью. Глинка широко вводит в описа­ния фольклор и этнографию Карелии, диалектные лексические формы и так далее, создавая своеобразную художественную амальгаму. Характерен интерес Глинки Ф.Н. к эти­ческим идеалам карельского крестьянст­ва: существенным моментом исторической концепции «Карелии» является представ­ление о царе как народном избраннике.

На положении ссыльного и поднадзор­ного Глинка Ф.Н. жил до 1835, сначала в Петроза­водске, потом в Твери и Орле.

В 1835 поэт поселился в Москве, затем в Петербурге, а с 1862 окончательно обосновался в Тве­ри. В позднем творчестве Глинки религиозно-мистические и дидактические элементы, несколько отошедшие на задний план в карельских поэмах, все более усили­ваются (поэма «Таинственная капля» , опубликованная в Берлине в 1861); он сближается с представителями «официальной народ­ности» и становится в резкую оппозицию к передовой литературе. Среди его позд­них произведений лишь немногие представляют историко-литературную цен­ность («Очерки Бородинского сражения» , 1839; патриотическое стихотворение «Москва» , 1840, опубликованное в 1841; некоторые элегии, главным образом автобиографического характера).

Умер - , Тверь.

Федор Николаевич Глинка (1786-1880) - русский поэт, публицист, прозаик, офицер, участник декабристских обществ. Младший брат Сергея Николаевича Глинки, двоюродный дядя Бориса Григорьевича Глинки-Маврина.
Родился 8 (19) июня 1786 года в селе Сутоки Духовщинского уезда Смоленской губернии. В 1803 он окончил 1-й кадетский корпус и был выпущен подпоручиком в Апшеронский пехотный полк. Участник похода в Австрию во время войны с Францией 1805-1806 годов Федор Глинка был адъютантом М. А. Милорадовича. С 1807 года по состоянию здоровья оставил службу, но с началом войны 1812 вернулся вновь в качестве адъютанта генерала Милорадовича. Присоединившись к действующей армии под Смоленском, участвовал в Смоленском и Бородинском сражениях, дрался с французами под Тарутином, Малоярославцем, Вязьмой и Красным, в 1813 и 1814 годах был в сражениях под Люценом, Бауценом, Дрезденом, Лейпцигом и при взятии Парижа. Свои впечатления об увиденном и пережитом изложил во втором издании книги "Письма русского офицера", ставшей своеобразным литературным памятником войне с наполеоновской Францией. В книгу, имевшую блистательный успех, Глинка включил свои записи о Бородинском сражении и заграничном походе.
Первое стихотворение Федора Глинки напечатано в "Русском вестнике" в 1807 году; первая книга - "Письма русского офицера о Польше, австрийских владениях и Венгрии, с подробным описанием похода россиян противу французов в 1805 и 1806 гг." (Москва, 1808). В эти годы поэт создает стихотворную трагедию "Вельзен, или Освобожденная Голландия" (1810), книги для народа "Подарок русскому солдату", "Лука да Марья" (1818).
В 1817-1819 Федор Глинка служил в лейб-гвардии Измайловском полку, редактировал "Военный журнал", с 1816 - член и, позднее, один из руководителей масонской ложи "Избранного Михаила"; состоял в Союзе спасения, после его роспуска в Союзе благоденствия (1818). С 1816 года действительный член, в 1819-1825 председатель Вольного общества любителей российской словесности. Глинка участвовал в деятельности Санкт-Петербургского общества учреждения училищ по методе взаимного обучения. С 1819 он чиновник по особым поручениям при петербургском генерал-губернаторе Милорадовиче. В 1822 году лишился службы в гвардии и места при Милорадовиче. После восстания 14 декабря 1825 года Глинка был дважды арестован, просидел три месяца в Петропавловской крепости и по приказу царя был сослан в Петрозаводск под надзор полиции.
С этого времени история Петрозаводска тесно связана с именем Федора Глинки. С конца 1826 Ф. Н. Глинка - советник Олонецкого губернского правления. Карелия нашла в ссыльном поэте-декабристе своего внимательного и преданного художника. В двух поэмах "Дева карельских лесов" и "Карелия или заточение Марфы Ивановны Романовой" Федор Глинка создал поэтический образ Карелии, малоизвестного тогда края. Многочисленные псалмы, элегии, медитации и романсы, написанные поэтом в Петрозаводске, являются одной из самых ярких и самобытных страниц его творчества. В Петрозаводске поэт предпринял первую попытку перевода на русский язык карельских рун.
Современники единогласно изображают Федора Глинку, как человека с исключительно ясной душой, с неисчерпаемым запасом добродушия и горячей любви к людям. Неординарный талантливый человек, поэт, прозаик, публицист Федор Глинка был тесно знаком с Александром Сергеевичем Пушкиным. Знакомство состоялось вскоре после окончания Пушкиным Лицея. Во время петрозаводской ссылки Глинка живо интересовался судьбой Пушкина, а в 1830 году отправил ему свою новую поэму "Карелия".
Вместе с Жуковским и Гнедичем Пушкин хлопотал о переводе ссыльного Глинки из далекого Петрозаводска в Тверь.
С 1830 года Ф. Н. Глинка жил в Твери, с конца 1832 служил в Орловском губернском правлении. В октябре 1834 он вышел в отставку в чине действительного статского советника и поселился в Москве. В 1848-1849 и 1853-1859 годах жил в Петербурге. В 1840-е годы сблизился с М. П. Погодиным и его окружением, участвовал в журнале "Москвитянин". В 1862 году Глинка с семьей вернулся в Тверь. Вел активную общественную и благотворительную деятельность, способствовал созданию Тверского музея, с 1875 был гласным городской Думы. Федор Николаевич Глинка умер в Твери на 94-м году жизни - 11 (23) февраля 1880 года.

Глинка Федор Николаевич, биография которого является предметом настоящего обзора, был личностью разносторонней. Он был поэтом, писателем, прозаиком, офицером, публицистом. Его творческое наследие занимает видное место в отечественной литературе 19 века и было высоко оценено Пушкиным, а также рядом современников.

Творчество автора следует рассматривать в контексте эпохи. Федор Николаевич Глинка прожил долгую жизнь, он стал свидетелем и участником крупнейших событий столетия. Его мировоззрение определялось общественно-политической мыслью эпохи, когда образованная часть общества находилась в активном поиске новых идей и направлений. Кроме того, в это время начались дискуссии о путях развития нашей страны и ее сравнение с особенностями западноевропейской истории. Тому много способствовали события указанного времени. Федор Николаевич Глинка родился в царствование Екатерины II, когда Россия заняла место одной из ведущих мировых держав. Он стал очевидцем и участником Отечественной войны 1812 года, а впоследствии - движения декабристов. Все эти события повлияли на мышление интеллигенции 19 века.



Федор Николаевич Глинка родился в 1786 году в нынешней Смоленской области. Он получил кадетское образование и по своей профессии был военным. Он был адъютантом генерала Милорадовича и вместе с русской армией участвовал в крупнейших военных событиях начала столетия. В эти годы наша страна вела войну с наполеоновской Францией, и он принял в ней активное участие. Федор Николаевич Глинка, краткая биография которого включает этот важнейший этап в его жизни, впоследствии издал письма, которые были, по сути, мемуарами о военной кампании начала века. По окончании боевых действий он вышел в отставку, возглавлял дворянское ополчение, путешествовал по разным губерниям.

Когда началась война 1812 года, Федор Николаевич Глинка вернулся на военную службу и вновь стал адъютантом Милорадовича. Он участвовал в самых крупных сражениях этой войны, а также в заграничных походах русской армии. Впоследствии он издал свои воспоминания об этих событиях, которые принесли ему первую литературную известность. Впоследствии он переехал в столицу и поступил на службу в канцелярию ее генерал-губернатора. Однако потом он стал членом декабристских обществ. Глинка Федор Николаевич, биографическая справка о котором включает в себя этот, по сути, переломный этап в его жизни, тем не менее примыкал к умеренному крылу этого движения. Глинка был приверженцем конституционной монархии, поэтому скоро вышел из этих обществ из-за их радикальных взглядов.

После восстания 14 декабря 1825 года Глинка был дважды арестован, просидел три месяца в Петропавловской крепости и по приказу царя был сослан в Петрозаводск под надзор полиции. С этого времени история Петрозаводска тесно связана с именем Федора Глинки.

ЛУНА

Луна прекрасная светила

В тиши лазоревых полей

И ярче золота златила

Главы подкрестные церквей.

А бедный узник за решеткой

Мечтал о божьих чудесах:

Он их читал, как почерк четкий,

И на земле и в небесах.

И в книге тайной прошлой жизни

Он с умиленьем их читал

И с мыслью о святой отчизне

Сидел, терпел - и уповал!

С конца 1826 Федор Николаевич Глинка - советник Олонецкого губернского правления. Карелия нашла в ссыльном поэте-декабристе своего внимательного и преданного художника. В двух поэмах "Дева карельских лесов" и "Карелия или заточение Марфы Ивановны Романовой" он создал поэтический образ Карелии, малоизвестного тогда края. Многочисленные псалмы, элегии, медитации и романсы, написанные им в Петрозаводске, являются одной из самых ярких и самобытных страниц творчества. В Петрозаводске Федор Глинка предпринял первую попытку перевода на русский язык карельских рун.

Александр Сергеевич Пушкин высоко ценил его творчество, что видно из его переписки с друзьями. Оба поддерживали друг друга в трудных обстоятельствах. Например, когда Александр Сергеевич был сослан, Глинка поддержал его стихотворным обращением. Пушкин, в свою очередь, навещал Федора Николаевича в годы ссылки и способствовал публикации его произведений. Он ценил в его произведениях свежесть мысли и непосредственность стихотворной формы, хотя иногда отмечал некоторую лексическую неточность.

Великодушный гражданин!

А. С. Пушкин Ф. Н. Глинке

Вместе с Жуковским и Гнедичем Пушкин хлопотал о переводе ссыльного Глинки из далекого Петрозаводска в Тверь.
С 1830 Ф. Н. Глинка жил в Твери, с конца 1832 служил в Орловском губернском правлении. В октябре 1834 он вышел в отставку в чине действительного статского советника и поселился в Москве. В 1848-1849 и 1853-1859 годах жил в Петербурге.



В 1840-е годы Глинка сблизился с М. П. Погодиным и его окружением, участвовал в журнале "Москвитянин". В 1862 Глинка с семьей вернулся в Тверь. Вел активную общественную и благотворительную деятельность, способствовал созданию Тверского музея, с 1875 был гласным городской Думы. Федор Николаевич Глинка умер в Твери на 94-м году жизни - 11 (23) февраля 1880 года.

Федор Николаевич Глинка был очень разносторонней личностью. Особое значение имеет его гражданская лирика Федора Глинки . Пожалуй, она была особенно популярна среди его современников. Кроме того, он написал ряд стихотворений, которые впоследствии были положены на музыку и стали популярными народными песнями: «Тройка».


Интересен тот факт, что в вольном пересказе «Песня узника» позднее цитировал Блок в своей поэме.

Федор Николаевич Глинка известен в первую очередь как автор знаменитых "Писем русского офицера", в которых речь шла о воспоминаниях о военных действиях в годы наполеоновских войн. Также ему принадлежит ряд других исторических сочинений, например «Зиновий-Богдан Хмельницкий». Также он писал произведения для народного чтения («Подарок русскому солдату»).

Деятельность Федора Николаевича Глинки следует рассматривать как один из видных этапов в истории отечественной литературы. Показателен тот факт, что он, так же как и многие его современники, посвятил себя сразу нескольким отраслям знаний, занимаясь как литературой, так и естественными науками. Кроме того, он зан имал активную общественно-политическую позицию, хотя примыкал к умеренному крылу и ратовал за сохранение монархии в России и за умеренный характер реформ. Наибольшую популярность приобрела его гражданская активность, что, впрочем, неудивительно: ведь он был участником Отечественной войны, поэтому его патриотические стихи звучали особенно живо и убедительно. Он оставил после себя след и как общественный деятель. Он занимался издательством журналов, был председателем общества любителей российской словесности, членом "Зеленой лампы".



Военная деятельность Глинки совпала со временем активной внешней политики России, что, разумеется, сказалось на тоне его сочинений. Его имя не так широко известно, как другие, тем не менее в свое время это была видная фигура. Его разносторонние интересы и несомненный литературный талант снискали ему широкую известность в образованных кругах российского общества. Глинка Федор Николаевич, собрание сочинений которого переиздавалось и в советское время, занимает видное место в истории не только литературной, но и общественно-политической жизни России 19 века

http://fb.ru/article/248020/russkiy-poet-fedor-nik...orchestvo-i-interesnyie-faktyi


МУЗЫКА МИРОВ

I

Я слышал музыку миров!..

Луна янтарная сияла

Над тучным бархатом лугов;

Качаясь, роща засыпала...

Прозрачный, розовый букет

(То поздний заревой отсвет)

Расцвел на шпице колокольни,

Немел журчащий говор дольний...

Но там, за далью облаков,

Где ходят флотами светилы,

И высь крестят незримо силы,—

Играла музыка миров...

II

Шумел, разлегшись меж садов,

Роскошный город прихотливый,—

На храмах, башнях, ста цветов

Мешались в воздухе отливы;

И этот город суеты,

В осанне дивной исполина,

Сиял в цветах, как грудь павлина,

Как поэтической мечты

Неуловимые творенья...

Неслись, из клокота волненья,

И треск, и говор, и молва.

И вылетавшие слова

Кипели страсти на просторе...

Но был один налетный миг,

Когда смирился и затих

Тот звучный, судорожный город;

Он утонул в минутном сне,

И шум колес, топор и молот

Заснули в общей тишине...

Тогда запело в вышине:

И ангелы заговорили

Про Бога, вечность и любовь;

И, в дальних вихрях светлой пыли,

Я видел, как миры ходили,

И слышал музыку миров...

1830-1840-е

Значение ГЛИНКА ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ГЛИНКА ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ

Глинка, Федор Николаевич - поэт, публицист и археолог, брат Сергея Глинки (1786 - 1880), воспитывался в I кадетском корпусе, откуда в 1803 г. был выпущен в Апшеронский полк. Тут началась его боевая служба; он участвовал в походах 1805 - 06 годов против французов и описал эту войну в "Письмах русского офицера о Польше, австрийских владениях и Венгрии" (1808). В 1806 г. Глинка вышел в отставку и уехал в свою смоленскую деревню, где прожил до 1812 г., время от времени разъезжая по России; с этими поездками связана его книга "Письма к другу", в которой он изложил свои мысли и наблюдения, и повесть "Зиновий-Богдан Хмельницкий, или Освобожденная Малороссия". В 1812 г. Глинка поступил опять в Апшеронский полк и определился в адъютанты к М.А. Милорадовичу; состоя при нем, Глинка участвовал во всех главнейших сражениях. В 1815 - 16 годы Глинка издал восемь частей "Писем русского офицера", в которые вошли описания войн 1812 - 15 годов, а также прежние "Письма к другу" и описание похода 1805 - 1806 годов. "Письма русского офицера" создали Глинке большую известность. По окончании войны Глинка был некоторое время издателем "Военного Журнала". В 1819 г., в чине полковника, Глинка был определен по особым поручениям при своем прежнем начальнике Милорадовиче, петербургском генерал-губернаторе, и заведовал его канцелярией; здесь он "с ведения и по повелению государя императора употребляем был для производства исследований по предметам, заключающим в себе важность и тайну". Одним из таких дел было в 1820 г. дело молодого Пушкина, вскоре высланного из Петербурга; по отношению к нему Глинка проявил много доброты и участия; ссыльного Пушкина Глинка напутствовал сочувственными стихами, на которые благодарный Пушкин ответил ему посланием, где назвал Глинку "Аристидом" и "великодушным гражданином", голос которого был отрадой опальному поэту. Глинка несколько лет председательствовал в петербургском вольном обществе любителей российской словесности; в 1824 г. написал романс "Тройка", который до сих пор поется. Не менее популярно его переложение 136-го псалма "Плачь пленных иудеев", с вошедшими в поговорку стихами: "рабы, влачащие оковы, высоких песен не поют". Политическая гроза, разразившаяся в конце 1825 г., задела и Глинку. В тайном обществе он не принимал участия, но об обществе знал и встречался со многими участниками его. Глинка был заключен в крепость. В 1826 г. Глинка был переведен в гражданскую службу и послан на службу в Петрозаводск, где до 1830 г. был советником губернского правления; следом его пребывания здесь была поэма "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой". Затем Глинка в той же должности служил в тверском и орловском губернских правлениях; в 1835 г. вышел в отставку. В Тверской губернии он заинтересовался древностями тверской Карелии, о которых написал книгу (изд. в 1836 г.); Глинка первый обратил внимание на каменные древности северной России, первый указал на важные следы древнего исчезнувшего быта, сохранившиеся в каменных постройках и сооружениях. В Твери Глинка женился на А.П. Голенищевой-Кутузовой и жил по выходе в отставку сначала в Москве, с 1853 г. в Петербурге и с 1862 г. в Твери, где умер в глубокой старости. Другие труды Глинки: "Подвиги графа Милорадовича в Отечественную войну", "Краткое обозрение военной жизни и подвигов графа Милорадовича", "Рассуждение о необходимости деятельной жизни, ученых упражнений и чтения книг", "Подарок русскому солдату", народная повесть "Лука да Марья", "Добродетель и порок, поучительная аллегория", "Воспоминание о пиитической жизни А.С. Пушкина", "Несколько мыслей о пользе политических наук". В поэзии Глинка интересовался преимущественно патриотическими ("Ура!", 1854) и религиозными сюжетами, которые разрабатывал в строго православном духе. Уже в 1826 г. он издал свои "Опыты священной поэзии"; в 1859 г. появился "Иов, свободное подражание священной книги Иова". В 1861 г. Глинка напечатал в Берлине обширную поэму "Таинственная капля" (переиздана в Москве, 1871); "Духовные стихотворения" (М., 1869). - Ср. А.П. Милюков в "Историческом Вестнике" (1880, ¦ 7); А.К. Жизневский "Ф.Н. Глинка" (Тверь, 1890; "Минувшие Годы", 1908, ¦ 10, стр. 93 - 95); статьи Н. Путяты и А. Котляровского в "Беседах в Обществе любителей российской словесности при Московском университете" (вып. 1, М., 1867); С.А. Венгеров "Источники словаря русских писателей" (т. I); "Словарь членов Общества любителей российской словесности при Московском университете".

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГЛИНКА ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГЛИНКА ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ
    брат С. Н. Г. (1786—1880); воспитание получил в Первом кадетском корпусе. В 1805. — 06 г., состоя адъютантом при Милорадовиче, …
  • ГЛИНКА, ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ
    ? брат С. Н. Г. (1786 ? 1880); воспитание получил в Первом кадетском корпусе. В 1805. ? 06 г., состоя …
  • ГЛИНКА ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ
    (1786-1880) русский поэт. Брат С. Н. Глинки. Участник Отечественной войны 1812, член "Союза спасения", один из руководителей "Союза благоденствия". Военный …
  • ГЛИНКА ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Федор Николаевич , русский поэт, публицист. Брат С. Н. Глинки. Окончил …
  • ГЛИНКА ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ГЛИНКА ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедическом словарике:
    (1786 - 1880), русский поэт. Участник Отечественной войны 1812, член тайных декабристских обществ - "Союза спасения" (с 1817) и "Союза …
  • ГЛИНКА в Справочнике Телефонных кодов городов России и мобильных операторов.
  • ГЛИНКА в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    673235, Читинской, …
  • ГЛИНКА в Большом энциклопедическом словаре:
    (Hlinka) Андрей (1864-1938) организатор (1918) и руководитель клерикальной Словацкой народной партии (распущена 1 сентября 1944 решением Словацкого национального …
  • НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Юрий) — сербохорватский писатель (род. в 1807 г. в Среме) и дубровницкий "прота" (протоиерей). Издал в 1840 г. замечательный для …
  • ГЛИНКА РУССК. ДВОРЯНСК. РОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    русский дворянский род, польского происхождения. Петроковским коронным трибуналом, в 1631 г., род Г., герба Тржаска, признан древн. дворянским. Фамилия Г. …
  • ГЛИНКА ПОРОГ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    порог на р. Мсте, из числа Боровицких, Новгородской губ., Боровицкого у. Падение 5 фт., длина 300 …
  • ГЛИНКА КАОЛИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    или каолин, высокий сорт обыкновенной глины, представляет продукт распадения полевошпатовых пород, по составу силикат алюминия. Белый или слегка желтоватый порошок, …
  • ГЛИНКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Глинка (Федор Николаевич), брат С. Н. Глинки (1786 - 1880);воспитание получил в первом кадетском корпусе. В 1805 - 06 г., …
  • ФЕДОР
    "ФЁДОР Л́ИТКЕ", линейный ледокол рос. арктич. флота. Построен в 1909, водоизмещ. 4850 т. В 1934 (капитан Н.М. Николаев, науч. руководитель …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР КРЕСТЬ́ЯНИН, см. Крестьянин …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР ИВ́АНОВИЧ (1557-98), рус. царь с 1584; последний царь из династии Рюриковичей. Сын царя Ивана IV Грозного. Правил номинально. С …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР БОР́ИСОВИЧ (1589-1605), рус. царь в апр.- мае 1605. Сын Бориса Годунова. При приближении к Москве Лжедмитрия I свергнут в …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР АЛЕКС́ЕЕВИЧ (1661-82), рус. царь с 1676. Сын царя Алексея Михайловича и М.И. Милославской. Пр-во Ф.А. осуществило ряд реформ: введено …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР II, см. Теодрос II …
  • ГЛИНКА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЛ́ИНКА Фёд. Ник. (1786-1880), рус. поэт. Брат С.Н. Глинки. Участник Отеч. войны 1812, чл. "Союза спасения", один из рук. "Союза …
  • ГЛИНКА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЛ́ИНКА Сер. Ник. (1776-1847), рус. писатель. Брат Ф.Н. Глинки. Патриотич. деятельность во время Отеч. войны 1812. Издавал ж. "Русский вестник" …
  • ГЛИНКА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЛ́ИНКА Мих. Ив. (1804-57), композитор, родоначальник рус. классич. музыки. Оп. "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин", 1836) и "Руслан и Людмила" …
  • ГЛИНКА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЛ́ИНКА Конст. Дм. (1867-1927), один из основоположников отеч. почвоведения, акад. АН СССР (1927); пропагандист генетич. почвоведения. Тр. по зональности почвенного …
  • ГЛИНКА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЛ́ИНКА Дм. Бор. (1917-79), Герой Сов. Союза (1943 - дважды), полк. (1951). В Вел. Отеч. войну в истребит. авиации; ок. …
  • ГЛИНКА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЛ́ИНКА (Hlinka) Андрей (1864-1938), организатор (1918) и руководитель клерикальной националистич. Словац. нар. партии (распущена 1 сент. 1944 решением Словац. нац. …
  • НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Юрий) ? сербохорватский писатель (род. в 1807 г. в Среме) и дубровницкий "прота" (протоиерей). Издал в 1840 г. замечательный для …
  • ГЛИНКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    гли"нка, гли"нки, гли"нки, гли"нок, гли"нке, гли"нкам, гли"нку, гли"нки, гли"нкой, гли"нкою, гли"нками, гли"нке, …
  • ФЁДОР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ФЕДОР в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ФЁДОР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Фёдор, (Фёдорович, …
  • ГЛИНКА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Hlinka) Андрей (1864-1938) , организатор (1918) и руководитель клерикальной Словацкой народной партии (распущена 1 сентября 1944 решением Словацкого национального совета). …
  • ГЛИНКА
    глинки, мн. нет, ж. 1. Уменьш.-ласкат. к глина (разг., редко). 2. Высший сорт глины - каолин, употр. в ситцепечатании …
  • ГЛИНКА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    глинки, ж. (обл.). Дикий полевой …
  • ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-09-03 Time: 18:06:14 Навигация Тема = Фёдор Достоевский Викитека = Фёдор Михайлович Достоевский Викисклад = Фёдор Михайлович Достоевский Фёдор …
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-03 Time: 13:26:13 Навигация Тема = Михаил Глинка Википедия = Глинка, Михаил Иванович Викитека = Михаил Иванович Глинка Викисклад …
  • УШАКОВ ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ушаков Федор Федорович (1745 - 1817), адмирал, святой праведный. Память 23 июля, …
  • СКАБАЛЛАНОВИЧ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Скабалланович Михаил Николаевич (1871 - 1931), профессор Киевской духовной академии, доктор церковной истории. …
  • СЕРЕБРЕННИКОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серебренников Алексей Николаевич (1882 - 1937), псаломщик, мученик. Память 30 сентября, в …
  • ПОГОЖЕВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Погожев Евгений Николаевич (1870 - 1931), русский публицист и религиозный писатель, литературный псевдоним - …
  • НЕДОСЕКИН ФЕДОР ГЕОРГИЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Федор Георгиевич Недосекин (1889 - 1942), священник, священномученик. Память 17 апреля. …
  • ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Достоевский Федор Михайлович (1821 - 1881), великий русский писатель. Родился в Москве 30 октября …
  • ВАСИЛЕВСКИЙ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии.
  • НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ)
    Николай Николаевич (в отличие от одноименного сына своего, именовавшийся Старшим) - великий князь, третий сын императора Николая I . Родился …
  • КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Константин Николаевич - великий князь, второй сын императора Николая Павловича (1827 - 1892). Император Николай с детства предназначил его для …

Фёдор Никола́евич Гли́нка (8 июня , имение Сутоки , Смоленская губерния - 11 февраля , Тверь) - русский поэт, публицист, прозаик, офицер, участник декабристских обществ. Младший брат Сергея Николаевича Глинки , двоюродный дядя Бориса Григорьевича Глинки-Маврина .

Биография

В 1830 напечатал описательную поэму в четырех частях «Карелия, или заключение Марфы Иоанновны Романовой».

За это время определился талант Глинки как духовного поэта, направление которого, как определил его Виссарион Белинский , было «художественно и свято».

В 1837-м вышли его воспоминания «О пиитической жизни Пушкина».

В 1839 г. вышел «Очерк Бородинского сражения».

В 1853 г. Глинка переселился в Санкт-Петербург и в -м напечатал известное в своё время патриотическое стихотворение «Ура! На трёх ударим разом», с воинственным направлением. В петербургский период своей жизни стал интересоваться спиритизмом и впал в мистицизм, к которому имел несомненную наклонность и ранее. Плодом такого настроения были «Иов, свободное подражание книге Иова» (издана в 1859) и поэма «Таинственная капля» (Б., 1861 и М. 1871), не имеющая художественных достоинств.

В 1861 г. в Берлине напечатал поэму в двух частях «Таинственная капля», написанную в соавторстве с супругой А. П. Голенищевой-Кутузовой. Переиздана в России в 1871 г.

В 1869 г. в Москве изданы «Духовные стихотворения».

Сочинения

  • Глинка Ф. Н. Карелия. Описательное стихотворение в четырёх частях / Сост., авт. послесл., с. 111-117 В. Базанов. - Петрозаводск: Карелия, 1980. - 120 с.
  • Глинка Ф. Н. Сочинения / Сост., авт. послесл., с. 309-328, и коммент. В. И. Карпец . - М .: Советская Россия , 1986. - 350 с. - 20 000 экз.

Напишите отзыв о статье "Глинка, Фёдор Николаевич"

Примечания

Литература

  • //«Восстание декабристов», Т.XХ, С.93-144; 504-509 , PDF
  • А. К. Жизневский. Ф. Н. Глинка (рус.) . - Тверь, 1890.
  • Беседы в обществе любителей российской словесности. (рус.) . - 1867. (оценка его трудов - Н. Путяты и А. Котляревского).
  • А. Ельницкий. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.
  • Исторический вестник. 1880. Т. 1. С. 658-659.
  • Исторический вестник. 1881. Т. 2. С. 472-481.
  • Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. - М .: Советская энциклопедия , 1989. - Т. 1: А - Г. - С. 578-581.
  • Коровин В. Л. // Православная энциклопедия . Том XI. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2006. - С. 578–580. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-017-Х

Ссылки

  • на «Родоводе ». Дерево предков и потомков
    • (недоступная ссылка с 15-06-2013 (2077 дней) - история , копия )
    • Мазаев М. Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Отрывок, характеризующий Глинка, Фёдор Николаевич

    Так было (по истории) с древнейших времен и до настоящего времени. Все войны Наполеона служат подтверждением этого правила. По степени поражения австрийских войск – Австрия лишается своих прав, и увеличиваются права и силы Франции. Победа французов под Иеной и Ауерштетом уничтожает самостоятельное существование Пруссии.
    Но вдруг в 1812 м году французами одержана победа под Москвой, Москва взята, и вслед за тем, без новых сражений, не Россия перестала существовать, а перестала существовать шестисоттысячная армия, потом наполеоновская Франция. Натянуть факты на правила истории, сказать, что поле сражения в Бородине осталось за русскими, что после Москвы были сражения, уничтожившие армию Наполеона, – невозможно.
    После Бородинской победы французов не было ни одного не только генерального, но сколько нибудь значительного сражения, и французская армия перестала существовать. Что это значит? Ежели бы это был пример из истории Китая, мы бы могли сказать, что это явление не историческое (лазейка историков, когда что не подходит под их мерку); ежели бы дело касалось столкновения непродолжительного, в котором участвовали бы малые количества войск, мы бы могли принять это явление за исключение; но событие это совершилось на глазах наших отцов, для которых решался вопрос жизни и смерти отечества, и война эта была величайшая из всех известных войн…
    Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов доказал, что выигранное сражение не только не есть причина завоевания, но даже и не постоянный признак завоевания; доказал, что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже на в армиях и сражениях, а в чем то другом.
    Французские историки, описывая положение французского войска перед выходом из Москвы, утверждают, что все в Великой армии было в порядке, исключая кавалерии, артиллерии и обозов, да не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам.
    Выигранное сражение не принесло обычных результатов, потому что мужики Карп и Влас, которые после выступления французов приехали в Москву с подводами грабить город и вообще не выказывали лично геройских чувств, и все бесчисленное количество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его.

    Представим себе двух людей, вышедших на поединок с шпагами по всем правилам фехтовального искусства: фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, почувствовав себя раненым – поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею. Но представим себе, что противник, так разумно употребивший лучшее и простейшее средство для достижения цели, вместе с тем воодушевленный преданиями рыцарства, захотел бы скрыть сущность дела и настаивал бы на том, что он по всем правилам искусства победил на шпагах. Можно себе представить, какая путаница и неясность произошла бы от такого описания происшедшего поединка.
    Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские; люди, старающиеся объяснить все по правилам фехтования, – историки, которые писали об этом событии.
    Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война – все это были отступления от правил.
    Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие то правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским, высшим по положению людям казалось почему то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем правилам стать в позицию en quarte или en tierce [четвертую, третью], сделать искусное выпадение в prime [первую] и т. д., – дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.
    И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью.

    Одним из самых осязательных и выгодных отступлений от так называемых правил войны есть действие разрозненных людей против людей, жмущихся в кучу. Такого рода действия всегда проявляются в войне, принимающей народный характер. Действия эти состоят в том, что, вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке и тотчас же бегут, когда на них нападают большими силами, а потом опять нападают, когда представляется случай. Это делали гверильясы в Испании; это делали горцы на Кавказе; это делали русские в 1812 м году.
    Войну такого рода назвали партизанскою и полагали, что, назвав ее так, объяснили ее значение. Между тем такого рода война не только не подходит ни под какие правила, но прямо противоположна известному и признанному за непогрешимое тактическому правилу. Правило это говорит, что атакующий должен сосредоточивать свои войска с тем, чтобы в момент боя быть сильнее противника.
    Партизанская война (всегда успешная, как показывает история) прямо противуположна этому правилу.
    Противоречие это происходит оттого, что военная наука принимает силу войск тождественною с их числительностию. Военная наука говорит, что чем больше войска, тем больше силы. Les gros bataillons ont toujours raison. [Право всегда на стороне больших армий.]
    Говоря это, военная наука подобна той механике, которая, основываясь на рассмотрении сил только по отношению к их массам, сказала бы, что силы равны или не равны между собою, потому что равны или не равны их массы.
    Сила (количество движения) есть произведение из массы на скорость.
    В военном деле сила войска есть также произведение из массы на что то такое, на какое то неизвестное х.
    Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то – самое обыкновенное – в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с историческими фактами.
    А между тем стоит только отрешиться от установившегося, в угоду героям, ложного взгляда на действительность распоряжений высших властей во время войны для того, чтобы отыскать этот неизвестный х.
    Х этот есть дух войска, то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз в минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя и в наивыгоднейшие условия для драки.
    Дух войска – есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки.
    Задача эта возможна только тогда, когда мы перестанем произвольно подставлять вместо значения всего неизвестного Х те условия, при которых проявляется сила, как то: распоряжения полководца, вооружение и т. д., принимая их за значение множителя, а признаем это неизвестное во всей его цельности, то есть как большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасности. Тогда только, выражая уравнениями известные исторические факты, из сравнения относительного значения этого неизвестного можно надеяться на определение самого неизвестного.
    Десять человек, батальонов или дивизий, сражаясь с пятнадцатью человеками, батальонами или дивизиями, победили пятнадцать, то есть убили и забрали в плен всех без остатка и сами потеряли четыре; стало быть, уничтожились с одной стороны четыре, с другой стороны пятнадцать. Следовательно, четыре были равны пятнадцати, и, следовательно, 4а:=15у. Следовательно, ж: г/==15:4. Уравнение это не дает значения неизвестного, но оно дает отношение между двумя неизвестными. И из подведения под таковые уравнения исторических различно взятых единиц (сражений, кампаний, периодов войн) получатся ряды чисел, в которых должны существовать и могут быть открыты законы.
    Тактическое правило о том, что надо действовать массами при наступлении и разрозненно при отступлении, бессознательно подтверждает только ту истину, что сила войска зависит от его духа. Для того чтобы вести людей под ядра, нужно больше дисциплины, достигаемой только движением в массах, чем для того, чтобы отбиваться от нападающих. Но правило это, при котором упускается из вида дух войска, беспрестанно оказывается неверным и в особенности поразительно противоречит действительности там, где является сильный подъем или упадок духа войска, – во всех народных войнах.