Феноменологический подход в практической психологии: обзор, особенности и принципы. Феноменологический подход

Феноменологический путь познания


То, что я демонстрирую вам, — это феноменологическая психотерапия. Феноменология — это древний философский метод. Она требует высокой самодисциплины. Поясню на соб-ственном примере.


Я хотел понять, что такое совесть и как она действует. С точки зрения феноменологического метода нужно сначала за-быть все, что слышал об этом раньше, в нашем случае о совести. Не принимать во внимание ничего из того, что знал раньше. Это создаст внутреннюю пустоту . Затем нужно отказаться от всяких намерений, например, намерения сделать большое от-крытие. Итак, нужно забыть обо всем и предаться совести, как предаешься неизвестному. И ждать. В случае с совестью я ждал многие годы. Я просто предавался ей снова и снова. Как, соб-ственно, действует совесть? Что происходит во мне, когда я ощущаю ее? Что происходит с другими, когда они ощущают ее? Что происходит, когда они не ощущают ничего, но действуют словно движимы чем-то? Спустя много лет как из темноты ко мне пришло первое понимание. Внезапно я понял, что такое совесть. Я также понял, что существует несколько видов совес-ти, на разных уровнях, и что совесть следует определенным по-рядкам. Это в основе своей — порядки любви.


Но то, что открылось внезапно, невозможно сформулиро-вать. Я определил совесть только в определенной мере и чувствую, что за этим кроется что-то еще, чего я не понимаю. Но я и не хочу этого. Тому, что я понял, я даю опуститься на дно . Когда я просто предаюсь этому, понимание поднимается во мне и снова опускается на дно, я нахожусь в движении, которое все время дает мне новое понимание. Оно открывает мне возможность работать с совестью на практике, работать с тем пониманием совести, которое мне открывается. Феноме-нологический метод помог мне это понять.

В основе феноменологии лежит иное понимание истины, чем то, что привычно нам. Мы часто пытаемся зафиксировать истину, полагая, что она непреложна и вечна. Мы думаем: Это я открыл истину, она у меня в руках. С ее помощью я могу овладеть проблемой или даже целым миром! Такой поиск ис-тины — это особый внутренний процесс.


Однако такая истина зачастую просто придумана. Вот тут и начинается спор между теми, кто думает, что их истина верна, и теми, кто считает, что их истина вернее , при этом и те, и другие полагают, что взяли истину в аренду. Так истина стано-вится мячиком в борьбе двух сил. Такое противоборство всем нам знакомо.


Феноменологическая истина иная. Эта истина показывает-ся лишь на миг (и мы с вами могли это наблюдать в процессе работы). Что-то покажется на свет — ты видишь блеск. Пыта-ешься схватить это — оно исчезает. Стремление в терапии нечто проработать — это такая попытка схватить. Так же и страх: Что будет, если я покажу это — это все та же попытка, но несколько иного рода. Это желание избавиться от блеска. Сто-ит занять феноменологическую позицию, и истина сможет показаться такой, как есть. Я смотрю на нее, склоняюсь перед ней и позволяю ей снова уйти. Внезапное появление истины действует гораздо сильнее, чем ее обсуждение. Она просто была здесь и опять ушла.


Истина всегда проявляется по-разному. Она никогда не повторяется. Терапевт благодарен ей, когда она приходит, и отпускает, когда она снова уходит. Это как счастье: все радуют-ся его приходу, а если оно уходит, надо дать ему уйти.

В таком случае не возникает никакого спора. Тут не о чем спорить. Истина является на миг (каждый может это увидеть) и снова исчезает. И то, что выявилось, действует в душе. Как? Я не знаю. Если я побегу вслед за пациентом, крича: Давай по-пробуем сделать еще лучше! — то, что выявилось, исчезнет, исчезнет, превратившись в банальность, от огня останется лишь пепел.


Итак, в качестве основной позиции феноменологическая терапия предполагает благоговение, благоговение перед дей-ствительностью. Тогда не возникает искушения манипулиро-вать открывшейся действительностью, смягчать ее или усили-вать. Выполняя свою работу, я благоговею перед действитель-ностью. Это и есть феноменологическая психотерапия. Я наде-юсь, что смог это в какой-то мере объяснить.

Признание путем отказа


Феноменологический метод — это старый философский метод. В соответствии с этим методом необходимо предаться чему-либо — без намерений и страха. Забыть обо всем, что знал до этого. Нужно предаться неизвестному, и внезапно позна-ешь суть дела.


Когда я работаю с семьей, я отдаюсь ей целиком, без каких-либо намерений, без намерения помочь. Без страха перед по-следствиями того, что я сделаю или скажу. Поскольку я так отстранен, я сразу вижу, что нужно делать. Часто, но не всегда. У меня есть свои границы. Это феноменологический способ действия. Этот способ не опирается ни на какие теории или прежний опыт, это работа с текущим моментом. Это трудно, поскольку терапия — это каждый раз новый риск.

Феноменологический подход не предполагает воли, знания, страха. Он направлен на объединение усилий вокруг того, что выявилось. Ты несом и движим тем, что есть основа и граница всякой воли. Такой подход открывает взору самое сокровен-ное. Терапия окончена, если удалось выявить самое сокровен-ное и соединить клиента с выявленным в самой глубине его души. Так истина становится событием, завершенным фактом своего существования.

Научная и феноменологическая психотерапия


Феноменологическая психотерапия находится в известном противоречии с научной психотерапией. Экспериментальная наука пытается найти общий повторяющийся образец экспе-риментальным путем, что должно позволить с помощью опре-деленного метода добиваться одинаковых результатов. В есте-ственно-научной сфере достижение одних и тех же результатов в процессе постановки аналогичных опытов относительно про-сто. В отношении души такое невозможно.


Проведение научной психотерапии, исследование с науч-ной точки зрения того, что помогает, предполагает исключение из эксперимента личностного фактора и сводится к исследова-нию исключительно внешних признаков. Однако (и мы с вами имели возможность в этом убедиться) личное и есть самое важ-ное. Невозможно получить достоверного результата без учета личностного фактора. Это одно.


Научная психотерапия линейна. Это значит: определенная причина вызывает определенные следствия.

Феноменологическая психотерапия, напротив, предполагает необходимость предаться происходящему без страха и каких-либо намерений. В том числе — без намерения вылечить. Для терапевта, исповедующего феноменологическое восприятие, феноменологический подход, крайне важно, чтобы он был со-гласен с миром, таким, как есть. Чтобы у него не было желания изменить мир. Это требует от терапевта полной отрешенности. Терапевт должен быть согласен и с болезнью клиента, такой, как есть. У него не должно возникать потребности вмешиваться.


Иначе действует врач, поскольку он может и должен рабо-тать в основном с применением естественно-научного подхода. Я бы хотел очень четко провести это различие.


Такой подход неприменим к феноменологической психо-терапии. Терапевт должен отрешиться от всего и предаться дей-ствию высших взаимосвязей. Когда я работаю с клиентом, я работаю со всей его системой. Я смотрю не только на клиента, я всегда смотрю на всю систему. Прежде всего я смотрю на тех, кто исключен из системы, на тех, кто в ней не появляется, но тем не менее я вижу и чувствую их, потому что я отстранен. Я даю им место, в котором им отказано системой, рядом с собой.


Предоставив им место рядом с собой, я пребываю в более глу-бокой гармонии с системой клиента, чем он сам, поскольку я глубже сопереживаю его системе.


Если я отстранен и предался целому без намерений или страха перед тем, что может выявиться, я сразу воспринимаю существенное — то, что выходит за рамки видимых феноменов. Тогда я вижу: вот о чем идет речь.


Прежде всего это важно для решения. Расстановка системы происходит Относительно просто. Найти решение я могу, только если я в созвучии с системой. Тогда решение приходит внезап-но. Решение — это плод феноменологического восприятия. Оно подобно молнии и всегда в созвучии с чем-то целым. Но это должно быть восприятие с любовью, это самое важное. На та-кое восприятие можно полностью положиться.



Если во время работы с клиентом я понимаю, что для него решения не существует, я отношусь к этому очень серьезно и отступаю, даже если это приносит мне боль. Но больно не будет, если отстраниться. Если я в гармонии с клиентом, мне не будет больно. Я должен находиться в состоянии полного резонанса с клиентом. Я доверяю своему восприятию и не по-зволю ничему, никаким возражениям, отвлечь меня от непос-редственного восприятия.


Конечно, я тоже ошибаюсь. Я отдаю себе в этом отчет. Тог-да мне нужен отклик внимательных участников. Они всегда заметят то, что я упустил. Их восприятию я тоже доверяю.

Но если я вижу, что кто-нибудь объединяется с моим кли-ентом из страха перед увиденным, когда я показываю клиенту внешние последствия его поведения, когда кто-то вмешивается и говорит мне: Ты не смеешь делать этого , я не должен под-даваться его страху, это сразу ослабит меня.


Терапевт, работающий таким образом, по сути своей, воин. Кастанеда прекрасно описал в своих книгах об индейце доне Хуане, кто такой воин. Воин — это тот, кто не испытывает страха перед внешней границей. На границе все может и разру-шиться, и состояться. Из опыта я знаю, что, если терапевт действительно подходит к внешней границе, все удается, как правило. В то же время риск остается. Кто боится риска, не сможет работать. Когда речь идет о таких важных вещах, как жизнь и смерть, решение приходит только у внеш-ней границы, не раньше.


То, что выявляется в процессе феноменологической тера-пии, одновременно является и руководством к действию. Не-обходимо следовать этому, даже если не понимаешь его. Ведь то, что есть и к чему это приведет, выяснится только в конце, не в начале.


Б.Хеллингер, из книги Источнику не нужно спрашивать пути

(по статье: Улановский А.М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии)

О понятии «феноменология»


В строгом смысле слова понятие «феноменология» используется тогда, когда речь идет об особом феноменологическом, досконально-описательном, беспредпосылочном исследовании и досконально-описательно выявленных характеристиках чего-либо (М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартр). Именно в таком смысле это понятие было заимствовано психологией из философии в начале XX века и в последующем использовалось психологами и психиатрами.
Основатель феноменологии - немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859–1938). В работах Гуссерля феноменология предстает как форма исследования - соотношений знака, предметных референтов, значений и структуры наших переживаний, способов нашего обыденного восприятия вещей и той работы сознания, которая обеспечивает связность, осмысленность и сохранность во времени нашего опыта.

Гуссерлем и его последователями были проведены поразительно тонкие и проницательные дескриптивные исследования восприятия, мышления, интуиции, воображения, суждения, символических репрезентаций, смысла, значения, ценности, субъективного времени и других феноменов, интересующих психологию .

Основной упрек Гуссерля в адрес психологии: исходные классы понятий, которыми психология оперирует (восприятие, фантазия, высказывание и т.д.) и которые задают смысл ее предметной области и ее теориям, берутся из обыденного опыта и остаются спутанными, многозначными и слишком грубыми для описания. Каждое из таких слов указывает на целое множество «горизонтов» явления, его составных частей и сторон, которые остаются нераз-личенными и неотрефлексированными.

Цель феноменологии заключалась как раз в интуитивном, непредубежденном, доскональном, дескриптивном, аналитическом установлении различий и в приведении к ясности феноменов сознательной жизни . Речь идет о дисциплине, которая стремится к более полной «инвентаризации сознания», определению типов переживаний как таковых.


Феноменология - это прежде всего метод познания, а не жесткая система взглядов и истин. Ее следует принимать и практиковать именно как способ или стиль .

Использование идей феноменологии в экспериментальных исследованиях


Феноменология оказала огромное влияние на современников Гуссерля, занимающихся экспериментальными исследованиями в гештальт-психологии :

М. Вертхаймер, К. Коффка, К. Дункер использовали идеи Гуссерля в своих исследованиях восприятия, продуктивного мышления, исследованиях по решению задач

Есть множество параллелей между концепцией «феноменального поля» К. Левина и феноменологической концепцией «жизненного мира» Гуссерля.

Феноменологический метод трактовался в гештальтпсихологии как один из ключевых методов психологического исследования, наряду с наблюдением, экспериментом и измерением.


Адаптация принципов феноменологии в психологии и психиатрии


Отдельная часть работы К. Ясперса «Общая психопатология» (1913 г.) посвящена феноменологическому описанию психических расстройств (галлюцинаций, бреда и др.)

Феноменология стала методологическим принципом экзистенциальной психологии и психиатрии позднего Л. Бинсвангера, Р. Мэя, Р. Лэйнга, А. Лэнгле, Э. Спинелли и др. - переориентация с анализа структур сознания на анализ различных способов бытия человека в мире ; беспредпосылочность, наивность и открытость новому опыту, интенциональность, поток, структура переживания и пр.

Среди первых, кто способствовал переориентации феноменологии с чисто исследовательских задач на задачи психологической практики, были Ф. Перлз и К. Роджерс , которые стали использовать феноменологические самоописания клиента в качестве способа работы с переживаниями и удержания необходимого эмоционального контакта в процессе терапии.

Положения феноменологической психологии


1) рассмотрение переживания как центрального психологического феномена;

2) интерес к анализу смысла, способов видения и понимания человеком мира;

3) признание принципов беспредпосылочности и очевидности в качестве отправных пунктов эмпирических исследований и построения теории;

Принцип беспредпосылочности : отказ от убеждений и предпосылок, которые не были полностью исследованы, отказе от феноменологически непроясненных, непроверенных и непроверяемых предпосылок. М.К. Мамардашвили: «Мы не знаем мира субъекта помимо и через голову того, что о нем сообщает последний»

Принцип очевидности : по Гуссерлю - «принцип всех принципов». Согласно ему, все, что дано нам, нужно принимать и описывать таким, каким оно дает себя, и только в тех рамках, в каких оно дает себя. Это означает отказ говорить о явлении сверх того, что явлено, сверх того, что мы с очевидностью усматриваем в нем.

4) дескриптивный (т.е. описательный) подход к исследованию психологических явлений;

5) использование субъективных отчетов испытуемых как основного источника данных исследования;

6) использование методов качественного исследования (преимущественно интервью и анализа документации) и процедур анализа качественных данных.


Феноменологический метод


- это метод приведения к интуитивной ясности феноменов сознания и понятий . Известную оккамовскую максиму «не умножать сущности без необходимости» феноменология могла бы дополнить положением: «не следует отбрасывать феномены, данные интуитивно».

Составные процедуры классического феноменологического метода:

1) феноменологическая редукция - предполагает приостановку (заключение в скобки, выведение из действия, нейтрализацию) всевозможных убеждений, мнений, научных знаний о феномене, включая представление о статусе его реальности, - с целью освободить его от всех трансфеноменальных составляющих и оставить для анализа лишь то, что дано в сознании несомненно и с очевидностью ;

2) феноменологическое интуирование - предполагает восприимчивое проникновение, концентрацию и интуитивное схватывание феномена с целью достижения максимальной ясности и отчетливости его видения. Гуссерль подчеркивал, что данная операция не имеет ничего общего с интуицией в мистическом смысле и представляет собой лишь особою форму обращенности и интеллектуальной проницательности к феноменам. Метафорически она может быть описана с помощью таких нестрогих инструкций, как: «раскрой свои глаза», «смотри и слушай» и т.п.

3) феноменологический анализ - это специальная процедура соотнесения различных сторон и компонентов феномена с целью установления его инвариантной смысловой структуры. Для этого используется техника «свободных воображаемых вариаций», которая заключается в воображаемой смене контекстов и перспектив рассмотрения феномена, подмене и исключении его различных составляющих, в результате чего выделяются наиболее значимые составляющие феномена (например, наличие плоской поверхности и опоры у стола и т.п.). Ориентацией на работу с некоторым исходным предметным содержанием, а не с отсылающими к нему понятиями и суждениями, феноменологический анализ отличается от различных форм анализа языка и логического анализа. Мы оперируем в данном случае не логическими определениями понятий и терминов, допуская или отвергая возможность той или иной структуры, компонентов, динамики, исходя из противоречивости/непротиворечивости этих определений, а соотносим воображаемые феномены и их компоненты. В таком понимании феноменологический анализ - не более эфемерная и субъективная процедура, чем традиционный логический анализ терминов, т.к. и в том, и другом случае имеет место работа исследователя по соотнесению некоторого мыслимого содержания, результаты которого в одинаковой мере могут быть удостоверены другими людьми.

4) феноменологическое описание - это процедура максимально полного и прозрачного обозначения, предикации и языкового выражения первичных данных опыта, усматриваемых в рефлексии.

Варианты феноменологического метода в психологии, психиатрии и психотерапии


1. Способ дифференциации и анализа психопатологических феноменов. Психиатром Карлом Ясперсом феноменология трактовалась как метод исследования , основанный на самоописаниях больного, как способ отбора, дифференциации, описания и систематизации отдельных переживаемых феноменов. Эта разновидность метода получила название описательной феноменологии, или описательной психиатрии.

2. Способ понимания и вживания в жизненный мир человека . Феноменология, с точки зрения Л. Бинсвангера, должна быть больше, чем просто «описательной психологией» или «описательной психиатрией». Феноменологические описания и анализ должны были стать составной частью более широкого метода - экзистенциального анализа (который предполагает исследование биографии, с опорой на интерпретативные психоаналитические методы - с целью понять мир больного). Схожим образом использовал феноменологию и Рональд Лэйнг, для которого идея понимания и уважения к миру клиента и общения с ним исходя из этого легла в основу разработки целого протестного направления - антипсихиатрии . Ролло Мэй считал задачей терапевта, применяющего в своей работе феноменологию, сделать свои собственные конструкты достаточно гибкими, чтобы быть способным слушать в терминах пациента и слышать на языке пациента.

3. Форма рефлексивных самоотчетов в эмпирических исследованиях . В рамках гештальт-психологии дескриптивный феноменологический метод стал использоваться в исследованиях познавательных процессов и рассматриваться в качестве одного из основных методов психологического исследования, наряду с «объективными методами» (наблюдением, экспериментом и измерением). Курт Коффка различал два класса понятий, которые используются в психологии: функциональные понятия, в которых мы как внешние наблюдатели описываем поведение наблюдаемого объекта, и описательные понятия, в которых наблюдаемый сам комментирует собственные переживания.

Так, наблюдая за процессом колки дров дровосеком и называя его состояние «утомлением» на основании наблюдаемого ослабевания его движений, мы используем функциональные понятия. Понятия же, в которых дровосек сам описывает свое состояние («чувствовал себя усталым», «стало трудно» и т.д.), - суть описательные понятия. В отличие от описания внешнего поведения, при описании переживаний лишь один человек - сам переживающий - может решить, правильно или неправильно применены понятия. Никто кроме дровосека не может сказать, легка или трудна ему работа.

Коффка полагал, что перевод качественных различий в количественные (служащий идеалом в естественных науках) применительно к переживаниям совершенно неприемлем . Он полагал, что переживания являются «чистым качеством» - и «количественное» в том смысле, в каком это понимают в естествознании, им совершенно не присуще. Именно поэтому понятие качество в психологии часто употребляется как синоним понятия переживание.

4. Метод психотерапевтической работы с переживанием :

- гештальт-терапия делает акцент на анализе явного, очевидного, доступного для наблюдения материала (в противовес скрытому, основанному на предположениях и убеждениях, принятому догматически содержанию) и на феноменологи ческих описаниях переживаний человека (а не на интерпретации их с позиции той или иной теории или здравого смысла). В противовес каузальному подходу 3. Фрейда, ориентированному на поиск скрытых причин поведения человека, Ф. Перлз настаивал на важности дескриптивного подхода, ориентированного на раскрытие способа протекания некоторого опыта (предпочтение вопросов «Как?» вопросам «Почему?»).

В клиент-центрированной терапии К. Роджерса терапевт стремится оставаться на дескриптивном уровне и воздерживаться от интерпретативных комментариев, возвращая мысли и чувства клиента и помогая ему самому прояснять собственные переживания.

Психотерапевтический «метод фокусирования» Ю. Джендлина обращает человека к его телесному чувству ситуации, ощущаемому смыслу волнующего события и помогает ему найти наиболее подходящий образ, слово или выражение, что обычно приводит к чувству облегчения у клиента.

Представители экзистенциальной терапии (Р. Мэй, Р. Лэйнг, Дж. Бюджентал, А. Лэнгле, Э. Спинелли и др.) также обращаются к феноменологическому методу в различной форме.


5. Стратегия качественного исследования.

А. ван Каам (1958 г.) на основе клиент-центрированного подхода Роджерса и общих положений феноменологии провел исследование феномена «чувства понятости» (он просил студентов описать в мелких деталях ситуации, в которых они чувствовали себя по-настоящему понятыми, с целью определить «необходимые и достаточные составляющие этих переживаний»).

Феноменологический подход использовался А. Джорджи (в его методе «конденсации смыслов» на основе устных интервью).

Особенности феноменологического исследования


Феноменологическое исследование отличается от других «описательных» и «качественных» исследований тем, что фокусируется на описании переживаний субъекта , а не открыто наблюдаемых действий или поведения.

Три основных источника сбора данных ФИ:


а) отчеты испытуемых, полученные в ходе исследовательского интервью или изложенные письменно;

б) рефлексивные самоотчеты исследователя;

в) всевозможные личные документы и общекультурные тексты, содержащие развернутые описания внутренней жизни человека.

Основное требование, которое предъявляется ко всем этим разнородным описаниям, - они должны быть как можно менее теоретичными, содержать минимум допущений и относиться к реальному переживанию (опыту) человека
olderfiles -> Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство. Точность

Так что же привлекает в этих простых историях? Оказывается, что, соприкасаясь с ситуациями из жизни других людей, рассказанных языком эмоций, жестов, образов, мы испытываем сопричастность с ними. Включается ассоциативный ряд, и вот мы уже вспоминаем, как когда-то испытывали те же эмоции обиды, горя, радости, проходя через свои испытания. И происходит объединение нашей жизни с жизнью героев простенького фильма, который своим сюжетом затрагивает в нас давно скрытые чувства. Вот так и выходит, что интеллектуального багажа в нем почти нет, а феноменологически - гамма чувств.

Жизнь души

Внутренняя жизнь души изучается с помощью феноменологического подхода. Понятие "феноменология" происходит от слова "феномен", что означает "нечто, постигаемое через органы чувств, не являющееся точной картиной реальности, а только отображением действительности через призму нашего восприятия".

Таким образом, для феноменологического подхода важны внутренние движения души; что же касается логических умозаключений, объективных построений и социальных подходов, то все это - внешняя надстройка, которая имеет значение лишь в ее связи с внутренней жизнью.

Соответственно, просматривается связь "феноменология-психология", т. к. последняя также занимается изучением внутренних побуждений личности, в том числе ее душевной организации, что весьма далеко от логических построений. Известно, что внутренняя жизнь иррациональна: здесь правят бал иллюзии, эмоции, инсайты — словом, все, что весьма далеко от "сияния чистого разума".

Галерея подходов

В психологии вообще нет недостатка в различного рода подходах: например, поведенческий - о нем многие слышали; когнитивный - слово научное, но часто упоминаемое; психоаналитический - это святое, учитывая авторитет доктора Фрейда; феноменологический подход - редкое явление, но на первый неискушенный взгляд.

На самом деле, приходя на консультацию к психологу, вы чаще всего будете встречаться с вопросом: "Что вы чувствуете сейчас?" - или с его вариантами. То есть вы постоянно будете обсуждать ваши эмоции и переживания, имевшие место в разные временные периоды, и только потом перейдете к мыслям, но, опять-таки, - в контексте чувственного восприятия.

Если обратиться к истории возникновения феноменологического подхода, то выясняется, что корни его происхождения - в философии. Некоторое время спустя феноменология стала существенным компонентом методов гештальт-терапии, нейролингвистического программирования, арт-терапии и других.

Расставляя приоритеты

Итак, попробуем разобраться: для чего люди приходят на прием к психологу. Практика показывает, что счастливые люди в психоанализе не нуждаются. Как правило, человек ищет помощи в период переживания кризисной ситуации. Что такое кризис? Это ситуация во внутренней жизни, когда эмоции и разум находятся в состоянии противостояния, т. е., как сказал поэт: "Ум с сердцем не в ладу".

В этот момент происходит следующее: ваш аналитический разум услужливо предлагает вам совершенно безупречные логические построения, объясняющие закономерности обстоятельств вашей жизни, имеющие место в настоящий момент. И вы с этим соглашаетесь.

Но ваши чувства абсолютно не согласны ни с одним из пунктов умозаключений и тянут вас совершенно в другую, иррациональную сторону. И это сильнее вас, а потому находится в приоритете.

Таким образом, феноменологический подход в психологии ставит на первое место чувства человека, его самоощущение и его мысли по поводу своих чувств. А беспристрастный взгляд на ситуацию здесь вторичен. И в приоритете в данном случае будет уникальность чувственного восприятия конкретной личности; что же касается поступков, то они - только иллюстрация чувств.

От теории - к практике

Существуют ли люди, не встречавшиеся в своей жизни с проблемами? Ответ очевиден. Однако что можно считать проблемой? Нет универсального ответа на этот вопрос: то, что для некоторых проблема, для кого-то - очередной вызов, повышающий самооценку.

Если взглянуть на вопрос с точки зрения феноменологии, то можно сказать, что проблема - это явление внешней жизни, угнетающее человека изнутри. Иногда бывает так, что клиент приходит к психологу с одним вопросом, но в ходе работы выясняется, что истинная причина посещения совершенно в другом. Т. е. приходится докапываться до корня проблемы, что обусловлено множеством эмоциональных блоков. И здесь мы снова сталкиваемся с приоритетом чувств, т. е. субъективным восприятием реальности.

Когда можно считать, что задача по решению проблемы выполнена? Когда клиент, взглянув под иным углом зрения на ситуацию, изменил к ней свое отношение с негативного (проблема) на нейтральное или позитивное (решение), т. е. изменение вектора чувств в данном случае является решением проблемы.

Принципиальный подход

Феноменология - достаточно привлекательное направление психологии, базирующееся на определенных принципах. Основными принципами феноменологического подхода являются:

  • личные внутренние впечатления, чувства субъекта первичны;
  • поведение личности есть отражение его эмоций, потребностей, системы ценностей, индивидуального восприятия окружающего мира;
  • паттерны поведения обусловлены впечатлениями, вынесенными человеком из прошлого жизненного опыта и настоящих обстоятельств;
  • при невозможности изменений прошлых обстоятельств возможно пересмотреть отношение к данным ситуациям;
  • новый взгляд на себя в предлагаемых обстоятельствах меняет самоотношение личности, делая ее более конструктивной.

Феноменологические направления

Среди направлений, эффективно применяемых в практической психологии, следует отметить экзистенциально-феноменологический подход, основанный на субъективном формировании человеком картины мира и своей роли в ней. От гармоничного изображения мира или его искаженного варианта зависит то, насколько удачной будет жизненная история автора картины.

В данном контексте роль психолога состоит в предложении иного, более совпадающего с мировым порядком изображения действительности, в котором личность будет более адекватно взаимодействовать с социумом и самой собой.

Еще один подход - системно-феноменологический, он был предложен в конце XX века В настоящее время он используется для гармонизации как семейных микросистем, так и прочих коллективных образований. Его суть состоит в выборе каждым членом коллективного образования своего места и роли с учетом иерархии и целостности системы.

УДК 37.0.001.76+373.1

ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ СЕГОДНЯ

Т.Н. Корнеенко

В статье рассмотрены особенности феноменологического подхода к образованию. Феноменологический подход, учитывающий бытийную составляющую человека, в том числе и в познавательной деятельности, является основным в педагогическом процессе. Доказательством того служит то, что «человекоразмерный концепт» выступает основой в выстраивании отношений в обществе. Показаны отличительные особенности логического и феноменологического мышления в процессе обучения.

Ключевые слова: феноменология, феноменологический подход, образование, личность, мышление.

Сегодня мир сталкивается с проблемами, которые с каждым годом все более усугубляются. Участившиеся экологические проблемы: таяние ледников, опустошение плодородных земель, изменение среднегодовой температуры Земли, участившиеся катастрофы: землетрясение, извержение вулканов, - все это, лишь некоторые из них. Расширяющееся информационное пространство помимо положительной стороны влечет за собой и зависимость человека от информации, от плодов своей деятельности. Наконец, утрачивается связь между людьми, между поколениями, нарастает отчуждение, что говорит об опустошении человека. Все это свидетельствует о духовном кризисе человека.

Отметим, что кризисные явления сегодня проявляются и в методологии таких фундаментальных наук как естественные. Суть кризисных явлений состоит в том, что процесс научного познания не может строиться так, как строился раньше, - только на основе методов рациональной индукции. Российский философ В.С. Степин выделил одну из особенностей «постнеклассической» науки, а именно субъектную обусловленность результатов научного познания. Это значит, что сегодня процесс познания мало напоминает «беспристрастное чтение законов природы», поскольку его результаты обусловлены влиянием познающего субъекта.

Полагаем, что все названные проблемы выступают следствием духовного кризиса, которым в какой-то степени пронизана и система образования. Так, погоня за внешними формами (компьютеризация образования) при прежнем содержании образования, в том числе и при прежнем подходе к образованию, тормозит или, говоря более резко, отрицательно влияет на развитие личности школьника.

Познавательная деятельность является основной в школе или в вузе. Следовательно, изменения в сфере образования, должны касаться подходов к процессу познания. Российский ученый Г.Г. Шпет отмечал, что «...мы не только видим и охватываем, но и разумеем видимое и охватываем». «Разуметь» видимое означает видеть и осмыслять познаваемое как феномен. Так, в историко-педагогической литературе можно выделить те, в которых подчеркивается многозначность процесса познания: процесс познания - не механическая рецепция (А. Дистервег); учиться - означает самому у себя находить (П.Ф. Каптерев); знание не сообщается переливанием из сосуда в сосуд (С.Л. Рубинштейн); субъект познания не только проявляется в акте познания, но и созидается, изменяется в нем (С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко). Все названные положения предопределяют развитие нового подхода в мышлении учащегося - феноменологического.

Выделим какие основания феноменологии позволяют говорить о ней как о науке, на которую надо ориентировать образовательный процесс. Во-первых, это неполнота существующих подходов к развитию мышления или познавательных способностей на сегодняшний день. Так, опора на деятельностный, проблемный, или задачный подходы в обучении позволяют развиваться только одной стороне личности. Например, задачный подход предполагает собой предельную конкретность в постановке задачи, что противоречит принципу бесконечности познаваемого. Проблемный подход позволяет развить познавательную активность учащегося, но его использование ограничено как временными рамками, так и узостью конкретных вопросов перед учащимися, касающихся в основном предметной сферы. Размышления учащегося при этом не затрагивают сферы его бытия. Г.Г. Шпет пишет о том, что «. наука со времен Платона оказалась неполной, в том смысле, что она не обратила внимание на бытие самого познающего субъекта» . Таким образом, феноменологический подход в развитии человека становится определяющим, поскольку именно он позволяет обращать внимание на бытие познающего субъекта (причем, не только обращает, а берет за основу), основывается на методах интуиции, переживания, прояснения, индукции и редукции , на которые в случае развития интеллектуального мышления стараются не обращать внимание, или

обращают, но не полностью.

Во-вторых, при опоре на феноменологический подход в образовании, происходит более полное развитие и задействование в образовании жизненного мира учащегося. Так, Г.Г. Шпет отмечает, что «.. .ни чувственный опыт, ни рассудок, ни опыт в оковах рассудка, нам жизненного и полного не дает... Но, сквозь пестроту чувственной данности, сквозь порядок интеллектуальной интуиции, пробиваемся мы к живой душе всего сущего, ухватывая ее в своеобразной интуиции..», которая дает «уразуметь подлинное в его подлинности, цельное в его цельности, полное в его полноте» . Г. Гуссерль говорит о том, что заменяя вещи моделями, разум лишается смысложизненного измерения, или формализуется.

В-третьих, феноменологический подход предполагает собой, что в нем более полно происходит естественное раскрытие человеком самого себя, своей субъективности. Г.П. Звенигородская отмечает, что субъективность выступает «методологическим основанием для изменения организации педагогического процесса» . Раскрытие субъективности происходит в том числе и через апеллирование в процессе обучения к тем способностям, которые при феноменологическом подходе выступают определяющими. Так, П.Ф. Каптерев говорит о том, что способность к наблюдению, к правильному выражению своих впечатлений гораздо более значат в развитии человека, чем даже искусство писать, или математические способности. К. Ясперс отмечает, что для человека важны не только способности к языкам или к математическому мышлению, а готовность к духовному постижению.

В-четвертых, отечественными психологами (В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, А.К. Осницкий, В.А. Петровский) отмечается, что познавательная деятельность тогда эффективна для развития человека, когда закрепляется в его поведении. Закрепиться в поведении может не всякая деятельность. Так, опора на рациональность в образовании способствует закреплению окружающего в голове учащегося мира на уровне модели. Дело в том, что классическая рациональность в познании молчаливо допускает перенос знания из одной головы в другую. Предполагается, что учитель и учащийся приобщены к «одной и той же цели бытия» находятся в одномерном пространстве, - словом, находятся в пространстве монокультуры. Именно эти допущения и позволяют учителю думать, что при его объяснении учащийся сразу все понимает. Однако, по выражению М.К. Мамардашвили в этом случае присутствует и развивается человек-субстрат, в лучшем случае «.наделенный константными способностями познания, универсальными по всей сумме и в любом месте пространства» . Другими словами, в этом случае развитие сферы бытия человека существенно отстает от развития предметной сферы.

Между тем, опора на феноменологический подход в обучении, предполагает «включение» в процесс обучения бытийственной сферы человека, а не только эмоциональной, что будет способствовать видению новых смыслов познаваемого, углублению духовной деятельности человека.

Необходимость апеллирования к феноменологическому подходу в образовании становится очевидной, еще и потому, что цели образования получают новый смысл. Например, такие цели образования как обретение и развитие учащимся своего образа Я, вхождение его в окружающий мир, мир культуры, ценностей, постижение им смысла бытия, не могут быть раз и навсегда определенными человеком. Они меняются, пересматриваются, углубляются на протяжении всей его жизни. Поэтому, основная проблема развития человека связана с изменением самого себя. Она состоит в изменении траектории своего пути, «запуска себя по другой траектории», согласно внутренним основаниям. Отсюда такие цели в образовании как пробуждение духовности и саморазвитие, самосовершенствование на протяжении всей жизни сегодня становятся более значимыми для учащихся. А феноменологический подход, учитывающий бытие человека в процессе познавания, становится определяющим.

Между тем, можно говорить не только о феноменологическом подходе к познавательной деятельности, но и к образованию в целом. Сегодня концепт человекоразмерности выступает основным требованием, законом, к построению и развитию образовательного процесса. Л.А. Степашко отмечает, что понятие «человекоразмерность» выступает как «..«защита» природы человека в реальных условиях, как регулятив., предполагающий сообразовывать проекты реформ в области образования с возможностями и особенностями природы человека» . Ведь любой проект в сфере образования «имеет дело с исторически развивающейся системой, с включенным в нее человеком и человеческой деятельностью», поэтому понятие «человекоразмерности» является не только критерием развития педагогического процесса или «природных сущностных сил» человека, но и основанием выстраивания взаимодействия с учащимся. Это значит, что феноменологический подход, который лежит в основе взаимодействия, выступает мерою развития мышления учащегося, основанием развития его

субъективности и будет тем подходом, который выступает фундаментом реализации главнейшего концепта - человекоразмерности образования.

Центральным понятием названного подхода является слово «феномен». Опираясь на работы Э. Гуссерля, Г. Г. Шпета, К. Мерло-Понти, М.К. Мамардашвили, попытаемся выделить его психолого-педагогический смысл. Так, Э. Гуссерль говорит о том, что истинный процесс познания протекает в том случае, «если мы выключим все трансценденции» . Другими словами, все внешнее может отвлекать от истинного познания, мешать увидеть суть. Под внешним можно понимать не только внешний образ предмета (который закрепляется в сознании, а потому вступает препятствием в дальнейшем его понимании), но и общепринятое понимание чего-либо, перенятое от другого, а потому являющееся уже выхолощенным знанием, с ограниченным смыслом. М.К. Мамардашвили говорит том, что надо блокировать и нейтрализовать наглядности в наших рассуждениях, поскольку они «...мешают увидеть те зависимости и гармонии, которые не поддаются наглядному постижению и которые закрыты наглядностью нашего предметного языка» . По его мнению, необходимо, чтобы внимание человека сдвинулось от привычного содержания, «в горизонтали которого все точки заняты ментальными формациями - объектами внешнего мира». Отсюда феномен - это образование сознания, в котором нет универсальных связей с внешним миром. Это не представление объекта действительности и не мечта. Это некоторая замкнутая целостность, в котором выражен предмет действительности «как он есть». М.К. Мамардашвили обращает внимание на то, что феномен сознавания проявляется в случае «задействования всей души в каком либо действии, в котором выражено предназначение человека». Он возникает в ответ на реализацию во внешних условиях того впечатления, что выражает состояние человека. Отсюда следует, что феноменологический подход уходит корнями к онтологическим принципам, на которых основывается все образование: закон природосооб-разности, закон идеалосообразности, закон субъектности.

Таким образом, феноменологический подход в принципе отличен от ранее существовавших. Основная его особенность заключается в том, что он позволяет подходить к учащемуся не как к некоторой заданной целостности, а как к личности, обладающей собственной историей, могущей меняться, и имеющей для этого внутренние силы.

Для того, чтобы показать возможности феноменологического подхода, проанализируем его отличительные особенности в его сравнении с обычным интеллектуальным (логическим) мышлением. Под обычным мышлением мы понимаем «классически рациональное мышление», основанное на логических операциях анализа объектов внешней действительности - готовых моделей. Между тем, наше сравнение будет условным, поскольку в более общем случае логическое мышление выступает частным случаем феноменологического.

Г. Гуссерль анализируя особенности обычного мышления, приходит к выводу, что оно предельно. Так, для обычного логического мышления характерна ограниченность понимания сущности предмета, для него «неизвестное - горизонт известного». В то время как в феноменологическом мышлении не существует предела, поскольку оно обращено к опыту самого человека. Говоря опыт, мы подразумеваем совокупный опыт аккумулированных знаний, переживаний, отношений, восприятий человека. С этой точки зрения внутренний опыт человека беспределен, а новое знание, встраиваясь в структуру опыта, изменяет и обогащает его. Отсюда вытекает следующее различие. Так, при обычном способе мышление вещь представлена односторонне, точнее мы заранее предполагаем эту односторонность, поскольку стремимся отнести ее сущность к уже известным моделям. Феноменологическое мышление опирается на многообразие восприятия вещи, которое образует по выражению Э. Гуссерля в сознании человека «длящееся переживание» . Так, сущность познаваемого в принципе нельзя считать раз и навсегда заданным. Во-первых, потому что человек каждый раз не равен самому себе, а поскольку знание выступает частью опыта человека, то и результат его осознавания, понимания будет разным. Во-вторых, сам познаваемый предмет каждый раз разный, поскольку его восприятие зависит в том числе от внешних условий: освещения, расположения, запаха, цвета и т.п, что может вызывать разные слои осознания. Это значит, что познаваемый предмет «нюансирует», по выражению Э. Гуссерля, собственные переживания человека, что углубляет и расширяет сущность познаваемого.

Следующее различие связано с особенностью логического (обычного) мышления. Так, при обычном мышлении остается не задействовано фоновое поле: чувства и переживания либо совсем не представлены, либо представлены разрозненно и в лучшем случае сопровождают размышления, но не выступают их источником, как при феноменологическом мышлении. При феноменологическом познании фоновое поле как будто бы «является», что делает актуальными впечатления, обогащает и развивает рефлексивную деятельность.

Еще одно различие связано с тем, что обычное логическое мышление знаково. Иными словами, познаваемая вещь является знаком или этапом для дальнейшего познания. Об этом в своей книге размышляет М.К. Мамардашвили . Так, в этом случае молчаливо предполагается, что

субъект, размышляя, просчитывая в уме все возможные варианты, знает куда движется. Но просчитать он может лишь тогда, когда и познаваемый объект и он сам находятся в одном поле культуры -монокультуры. Однако, мир многообразен, а главной иллюзией и является то, что нас окружает пустое пространство . Между тем, феноменологическое познание бытийственно, в том смысле, что в этом случае затронута как сфера субъективности человека, так и постоянно присутствует возможность миру быть иным, чем на картинке, поэтому человек не просто автор (качество субъектности), а исследователь познаваемого.

Наконец, феноменологическое познание сущностно, а мышление, подверженное классическому рационализму останавливается на фактах. Однако из факта не следует его понимание, а понимание происходит если «сам человек устанавливается в качестве события в мире» , становится сопричастным миру. Это происходит потому, что по выражению М.К. Мамардашвиди, человек не мыслит линейно, а каждый раз «впадает» в мысль заново, так, что оно предстает событием для него (человека), в котором целостно затронут. Быть сопричастным модели мира, готовому (правильному) образу нельзя. Иными словами, феноменологическое мышление содержательно, то есть позволяет человеку устанавливаться в мире, согласно своим пережитым впечатлениям, а значит меняться в познании, быть иным, чем он был до этого.

Таким образом, познавательная деятельность может быть намного богаче, чем простое использование (анализ, синтез) ранее полученной информации, для будущего знания. В познании, прежде всего, закрепляется опыт: опыт переживаний, опыт рефлексии, опыт искания.

Из вышесказанного сделаем выводы. Феноменологический подход оказывает прямое влияние на становление и развитие субъективности человека, поскольку к ней аппелирует.

Существуют значительные отличия логического - линейного мышления от феноменологического. Главное их отличие заключено в подходе к Другому, окружающему миру, который может быть иным, своеобразным, может меняться. Э. Гуссерль отмечает, что познание начинается с опыта и остается в опыте. Эти слова означают, что познание начинается с опыта, означает, что в результате опытного познания (индивидуального созерцания) человек составляет образ о видимом им предмете и выделяет его сущностную характеристику. В этом смысле познание случайно, поскольку «.сам предмет в себе самом обладает своеобразием», а в результате «единичного вглядывания» постигается «одна сущность». В этом случае, вся совокупность своеобразий, целостность, единичность предмета остается «за кадром», остается непознанной. Поэтому для того, чтобы познание было полным, необходимо, чтобы оно «осталось в опыте». Необходимо, чтобы в результате следующих созерцаний этого же предмета в сознании человека возникали другие сущностные характеристики - и тогда постепенно складывалась целостная картина.

Наконец, феноменологический подход человекоразмерен, в том смысле, что созвучен принципам природосообразности, идеалосообразности и субъектности в обучении человека, а также учитывает каждый раз траекторию выбора развития личности.

In the article being shown features of phenomenological approach in the education. Today concept of human is basis of mutual relations in the society. The phenomenological approach is necessary in pedagogical process. It is takes into account emotional, volitional, subjective component in the cognitive activity of person. In the article being shown differences of logical and phenomenological thinking.

Key words: phenomenology, phenomenological approach, education, person, thinking.

Список литературы

1. Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии/ Э. Гуссерль. М.:Академический проспект, 2009.

2. Звенигородская Г.П. О феноменологии и рефлексии в образовании /книга для учителя: учеб. пособие /Г.П. Звенигородская.Хабаровск:, 2002.202с.

3. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности.СПб.: Азбука,2010.288с.

4. Степашко Л.А. Философия образования: онтологические, аксиологические, антропологические основания: учеб. пособие / Л.А. Степашко. Владивосток: ДВГУ,2008.248 с.

5. Степин В.С. Теоретическое знание М.: «Прогресс-Традиция», 2000. 744 с.

6. Шпет Г.Г. Явление и смысл/ Г.Г. Шпет.М.: Водолей,1996. 192с.

Корнеенко Т. Н.- кандидат педагогических наук ФГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», кафедра «Физика», доцент, [email protected]

Согласно Карлу Роджерсу (1902-1987), каждый наделен стремлением заботиться о своей жизни, чтобы сохранять ее и улучшать. На основе разнообразного опыта общения с другими людьми и их поведения, у человека формируется система представлений о себе - реальное Я. То, каким человеку хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей, образует идеальное Я. К нему и стремится приблизиться реальное Я.

Поскольку у человека есть потребность в самоуважении и он хочет, чтобы люди относились к нему хорошо, он порой скрывает свои истинные мысли и чувства, желания, внешне демонстрируя вместо этого те, которые получат одобрение окружающих. В результате человек все меньше остается самим собой, возникает внутренний разлад между желаниями и внешним поведением, какая-то часть личности подавляется, прячется, что приводит к внутренней напряженности, невротичности и дальнейшему отделению от идеального Я. Степень личностной уравновешенности зависит от согласованности реального Я и чувств, мыслей, поведения человека, что позволяет ему приблизиться к своему «идеальному Я». Именно в этом и заключается суть актуализации. Стремление к саморазвитию, к пониманию и реализации смысла жизни является высшей духовной потребностью, потенциально присущей каждому человеку, но часто неосуществленной в реальной его жизни.

Феноменологический подход Роджерса базируется на следующих идеях:

  1. Поведение человека можно понять только на основе анализа его субъективного восприятия и познания действительности.
  2. Люди способны сами определять свою судьбу, т.е. самоопределение является существенной частью природы человека, и люди в конечном счете ответственны за то, что они собой представляют.
  3. Люди в своей основе добры и устремлены к совершенству, естественно и неизбежно движутся в направлении автономности и зрелости, реализуя внутренние возможности и личностный потенциал.

Роджерс признавал, что у человека иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы. Это случается, когда люди поступают в нарушение своей истинной внутренней природы («поскольку человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может порой вести себя недопустимо жестоко, ужасно деструктивно, незрело, антисоциально и вредно, но в глубине каждого есть позитивные тенденции»). Если же они функционируют, когда им ничто не мешает проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другими. Роджерс утверждал, что всему человечеству свойственна тенденция независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости, т. е. все люди имеют фактически неограниченный потенциал для самосовершенствования.

Все поведение регулируется объединяющим мотивом - тенденцией к актуализации, развитию способностей, дабы сохранить и развить личность. Важнейший мотив жизни человека - это актуализация, т. е. сохранение и развитие себя, максимальное выявление лучших качеств своей личности, заложенных в ней от природы. Голод, сексуальное влечение, безопасность, стремление к достижениям - это разнообразные проявления господствующего мотива, направленного на то, чтобы «сохранить» человека, развить его внутренний потенциал.

Тенденция актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она направляет человека к повышенной автономии и самодостаточности. Поведение мотивировано потребностью к развитию и улучшению. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые испытывает. (Например, маленький ребенок учится ходить, падает, разбивает нос, но упорствует - и в конце концов развивается, научается ходить и бегать.) Все поведение людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию. Люди оценивают позитивно те переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. И напротив, избегают и оценивают негативно те, которые воспринимают как препятствующие актуализации.

Субъективное восприятие и переживания не только представляют собой личную реальность человека, но также образуют основу для его действий. Люди реагируют на события в соответствии с тем, как они субъективно воспринимают их. Чувства человека не есть прямое отражение мира реальности. Каждый интерпретирует ее в соответствии со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир в полной мере доступен только ему самому. Понимание поведения человека зависит от изучения его субъективного восприятия реальности. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя данным образом, необходимо понять его внутренний мир, его субъективные переживания, которые ответственны за его поведение.

Роджерс доказывал, что никто с полным основанием не может утверждать, что его чувство реальности лучше или правильнее, чем у другого; необходимо с уважением, эмпатией относиться к мыслям и чувствам других людей, даже если они резко отличаются от ваших собственных. Прошлый опыт влияет на восприятие человеком настоящих событий, но именно актуальная интерпретация прошлых переживаний, а не их фактические обстоятельства влияют на поведение человека в настоящем, т. е. на поведение данного момента всегда влияют актуальное восприятие и интерпретация и то, как человек прогнозирует собственное будущее.

Восприятие и интерпретация человеком самого себя, или его Я-концепция (самость) , отражает те характеристики, которые он воспринимает как свою часть, а также то, каким он видит себя в связи с различными ролями, которые играет в жизни. Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть (реальное Я), но и какими, по нашему мнению, мы бы должны и хотели бы быть - идеальное Я.

Я-концепция представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия Я. Оно символизирует главную часть сознательного опыта человека. В значительной степени содержание Я-концепции является продуктом социализации, формируется постепенно под влиянием оценок других людей.

Роджерс выделяет условия, важные для его развития:

  1. Для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании развивается как осознание возникновения Я.
  2. Людям необходимо позитивно рассматривать себя. Эта потребность в позитивном внимании к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках, т. е. человек вряд ли поведет себя не в соответствии с Я-концепцией, так как это не будет удовлетворять эту потребность. Обычно поведение человека согласуется с его Я-концепцией.
  3. Люди, особенно дети, сильно подвержены влиянию значимых для них лиц. Таковые (родители, учителя, друзья и пр.), как правило, позитивно относятся только к желаемому поведению человека, только тогда проявляя внимание, любовь, уважение (принцип: «Я буду уважать, любить и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть»). Это означает, что ребенок старается соответствовать стандартам, ожиданиям и требованиям других, ведет себя так, как нужно, чтобы получить одобрение и признание людей, и скрывает все то, что может не понравиться этим значимым для него лицам.
    В таких условиях ребенок пытается оценивать себя как личность (что для него значимо, а что нет) лишь с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку окружающих людей, обладающих в его глазах значимостью. Таким образом, создаются обусловленное позитивное внимание, или условные ценности, которые заставляют человека ограничивать свое поведение, искажать реальность, скрывать, подавлять какие-то свои желания, мысли, действия, потому что даже просто осознанные мысли о запрещенном поведении могут быть столь же угрожающими, как и его проявление. Чем шире эта область скрываемого, подавляемого, тем сильнее «притворство» человека, тем более нарастает разрыв между реальным Я и поведением, а также между реальным и идеальным Я, тем невротичнее состояние и поступки человека, тем труднее процесс актуализации и развития личности.
  4. Роджерс считал, что единственный способ не мешать тенденции к актуализации и личностному развитию - окружить человека безусловным позитивным вниманием , когда человека любят и принимают без критики и оговорок. Безусловное позитивное внимание не означает, что другие люди, обладающие для конкретного человека значимостью, должны прощать или одобрять все, что тот делает или говорит, особенно его опасные, ошибочные или антисоциальные действия. Роджерс полагал, что наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом, будет сказать ему: «Мы тебя очень любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и поэтому лучше бы ты этого не делал». Ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение. Безусловное позитивное внимание и принятие ребенка другими лицами обусловливает и позитивное отношение человека к самому себе, искренность его поведения и чувств, раскрывает его естественную тенденцию к самоактуализации, присущую каждому из нас.

Обычно поведение человека согласуется с его Я-концепцией, поэтому согласующиеся с ней переживания могут осознаваться и адекватно восприниматься. Но те переживания, которые конфликтуют с Я и его условиями ценности, образуют угрозу Я-концепции, они не допускаются к сознанию и точному восприятию. Реакцией человека на это несоответствие обычно бывает напряжение, замешательство и вина, тревога.

Тревога - эмоциональная реакция на угрозу, которая сигнализирует, что организованная Я-концепция подвергается опасности дезорганизации, если несоответствие между ней и угрожающим переживанием достигнет осознания. Когда человек осознает или ощущает на подсознательном уровне, что переживание не согласуется с Я-концепцией, возникает угроза, за которой следует защитная реакция, главная цель которой - сохранить целостность Я.

Угрожающее переживание не допускается в сознание не потому, что оно «грешно» или противоречит нравственным нормам, а потому, что несовместимо с Я-концепцией. Следовательно, защитное поведение сохраняет существующую структуру Я и не позволяет человеку потерять самоуважение.

Чаще всего реализуются такие защитные механизмы, как искажение восприятия и отрицание .

Искажение восприятия имеет место в том случае, когда несоответствующее переживание допускается в сознание, но только в форме, делающей его совместимым с каким-либо аспектом образа Я. Например, студент считает себя умным и способным, но получает заслуженно двойку на экзамене и ради сохранения Я-концепции невольно искажает интерпретацию данной ситуации: «Преподаватель несправедливо ставит оценки», «Мне не повезло» (это механизм выборочного искажения или рационализации). В случае защитной реакции отрицания человек сохраняет целостность своей Я-концепции, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний, не признаваясь себе, что они имело место. Иногда отрицание может привести к паранойе, бреду и другим психическим расстройствам.

Даже у психически абсолютно здорового человека порой возникает переживание, угрожающее его Я-концепции, и он бывает вынужден ложно истолковать или отрицать его. Но когда переживания совершенно не согласуются с Я или часто встречаются именно такие переживания, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить его психическое состояние и поведение. Пребывающего в таком состоянии называют невротиком, у него Я-концепция остается почти невредимой. Если же Я не может защитить себя от натиска угрожающих переживаний и начинает разрушаться, возникают личностные расстройства и психопатологии. Таких людей называют психотиками, и их поведение кажется странным и даже безумным.

Роджерс полагал, что расстройства поведения являются результатом несоответствия между Я и переживанием человека.

Люди, у которых несовпадение реального и идеального Я достаточно сильное, обладают плохой психологической адаптацией, имеют более низкую степень самоактуализации, едва ли способны принять себя, обладают повышенной степенью тревожности, эмоциональной нестабильностью и невротичностью.

Многие люди имеют негативную Я-концепцию, т. е. недовольны собой, всей жизнью и окружающими людьми, не способны принимать как себя, так и других. Нелюбовь к себе оборачивается враждебностью к другим.

Приятие себя - важное и необходимое условие для полноценного функционирования человека. Исследования показали, что родители, которым свойственно позитивное отношение к себе, с гораздо большей вероятностью и своих детей принимают такими, какие они есть. Следовательно, диапазон, в котором ребенок развивает позитивный образ Я, определенно зависит от того, в какой степени его родители способны принять самих себя.

Психически здоровый и «полноценно функционирующий» человек - тот, кто использует свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний.

Роджерс установил пять основных личностных характеристик, общих для таких людей:

  1. Открытость к переживанию, способность тонко осознавать свои самые глубокие мысли и чувства, а не подавлять их и не искажать. Полноценно функционирующий человек достаточно благоразумен, чтобы осознавать свои чувства и действовать рассудительно в любой момент времени.
  2. Образ жизни, тенденция жить полно и насыщенно во всякий момент существования, так чтобы каждое ощущение воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее. Такие люди гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны.
  3. Люди в выборе действий опираются не только на социальные нормы, суждения других или свой прежний опыт; они способны принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения: «внутреннее ощущение типа «я поступаю правильно» является значимым и заслуживающим доверия руководством для истинно хорошего поведения».
  4. Человек свободен жить так, как того хочет, без внешних ограничений и запретов, осуществлять выбор и руководить собой, осознавая свою эмпирическую свободу по принципу: «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия, - это я сам», не перекладывая ответственность на других.
  5. Оптимальная психологическая зрелость характеризуется креативностью, творческим образом жизни, способностью жить конструктивно и адаптивно, создавая продукты творчества (идеи, проекты, действия), гибко, творчески приспосабливаясь к изменяющимся условиям.

Подход Роджерса к психотерапии мало похож на психоанализ или бихевиористскую модификацию поведения. Его называют недирективной терапией, или терапией, ориентированной на человека. Придерживающиеся ее специалисты никогда не давали советов, не отвечали на вопросы, не пробовали их задавать. Они лишь пытались отразить то, что сказал клиент, и пояснить его чувства, выполняя как бы роль «выпрямляющего зеркала», т. е. показать клиенту более точно, что же он в действительности говорит и чувствует, понять его самовосприятие, установить с ним благоприятные взаимоотношения.

Для осуществления конструктивных личностных изменений необходимо 6 терапевтических условий:

  1. Должен существовать психологический контакт, благоприятные уважительные взаимоотношения между терапевтом и клиентом.
  2. У клиента наблюдается несоответствие между его переживанием и Я-концепцией, он уязвим и тревожен.
  3. Терапевт гармоничен и интегрирован, целостен и искренен во взаимоотношениях, пребывает самим собой.
  4. Терапевт проявляет безусловное позитивное внимание к клиенту, принимает его, относится к нему с теплом, хвалит его как человека в процессе становления и не дает оценок его чувствам, переживаниям и действиям. В результате у клиента создается уверенность, что его понимают и принимают, складывается спокойная атмосфера, в которой клиент может выразить подлинные свои чувства, не боясь упрека, и связать их с измененной Я-концепцией.
    Эмпатия терапевта позволяет понять внутреннюю систему координат клиента; первый стремится передать это понимание второму, способен чувствовать внутренний мир его переживаний так, как если бы он был его собственный, смотреть на мир как бы глазами клиента.
  5. Понимание, основанное на эмпатии, и безусловное позитивное принятие со стороны психотерапевта должны быть переданы клиенту, так чтобы тот узнал, почувствовал, что его понимают, принимают, уважают, что психотерапевт позитивно относится к нему.
  6. Сам клиент ответствен за любой личностный рост во время курса терапии, является реальным действующим фактором изменения своей личности.

Цель терапии - ликвидировать несоответствие между переживанием и Я-концепцией человека, тем самым открыть для него возможность жить более богатой, полной жизнью.