Глубинные причины лени.  лень это что такое лень: определение — психология.нэс

Лень является противоположностью таких качеств человека, как трудолюбие, усердие. Синонимичны лени - праздность, тунеядство. В различных словарях, лень (леность) определяется сходным образом: в Словаре древнерусского языка - как нерадение, беспечность; в Словаре русского языка XI–XVII веков - как отсутствие желания; в Словаре В. И. Даля - как неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, как наклонность к праздности, тунеядству; Д. Н. Ушаков рассматривает лень как отсутствие желания выполнять работу, а С. И. Ожегов пишет, что лень - это отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью. Лень в Психологическом словаре (1996) определяется как немотивированное уклонение от поручений. Сходные определения лени даются и в зарубежных словарях. Так, Оксфордский толковый словарь английского языка Хорнби трактует лень как нежелание работать или быть активным, делать как можно меньше, не затрачивать много энергии, демонстрировать недостаточные усилия.

У большинства людей отношение к труду положительное. Однако некоторая часть людей отлынивают от трудовой деятельности (так называемые тунеядцы ). Но понятие лени связано не только с этими людьми, но и с теми, кто ходит на работу, выполняет те или иные поручения. При этом представления о лености того или другого человека весьма субъективны. Например, трудоголикам нормальные работники кажутся лентяями, лодырями. Отсутствие работы воспринимается трудоголиком как безделье и лень.

В определениях лени можно выделить два аспекта: как мотивационное состояние и как свойство личности (любовь к безделью, наклонность к праздности, тунеядству).

Д.А. Богданова дает расширенное определение: «Лень - это реакция личности на несоответствие требований ситуации, деятельности субъективному смыслу этих требований, ситуаций, своей роли в ситуации, внешне проявляющаяся как отказ или уклонение от этой деятельности, взаимодействия с ситуацией, а внутренне - как переживание невозможности установить требуемое соответствие вследствие нарушения или недостаточной информированности механизмов саморегуляции». Это определение слишком сложное, а главное - под него можно подвести любой отказ от деятельности, обусловленный плохой информированностью человека о ее сути.

Е.Л. Михайлова выделяет три компонента лени (в отношении учебной деятельности):

  1. Мотивационный компонент: отсутствие мотивации или слабая мотивация к учебной деятельности;
  2. Поведенческий компонент: невыполнение необходимой деятельности;
  3. Эмоциональный компонент: равнодушие или положительные эмоции по поводу невыполнения требований в учебной деятельности.

Различное отношение к лени. Можно выделить четыре подхода к лени: отрицательное, положительное (защитный механизм), как к болезни и как к мифу.

C давних пор отношение к лени было сугубо отрицательным. А с появлением христианства лень была названа грехом. В Средневековье она рассматривалась как зло, а в последующие столетия - как отрицательная черта характера. Одни считают, что это недостаток, с которым нужно бороться, другие рассматривают лень как незначительную слабость, которую время от времени можно себе позволить.

Есть и такие мнения, согласно которым лень является двигателем прогресса, без нее не было бы никаких открытий. Лень, проявляемая в некоторые моменты жизни, считают некоторые авторы, необходима для отдыха. Поэтому лень является защитной реакцией организма, когда человек много работает, - организм сам начинает отказываться от работы (наблюдается у трудоголиков). М. Берендеева указывает и другую причину появления лени: когда на человека оказывается сильное давление (со стороны родителей, начальства), подавляющее его волю, желание, - тогда лень является защитой от психотравмирующих факторов.

В медицине лень рассматривается как многообразное, с не до конца выясненной этиологией заболевание. Выделяют три ее разновидности:

  1. Лень здоровая; она эпизодически поражает все население. Основной симптом - спячка, длящаяся от 12 часов и больше;
  2. Лень нездоровая, которая может перетекать из здоровой лени, но может возникать как самостоятельное заболевание. Страдающий нездоровой ленью полностью не адекватен окружающей действительности. Поведение такого больного приобретает циклически-агрессивный характер. Этот вид лени практически не поддается лечению;
  3. Лень хроническая; это конечная стадия нездоровой лени. У больных выражено стремление заставлять что-то делать других, велика страсть к сочинительству.

На вопрос: «На ваш взгляд, лень - качество отрицательное или положительное?» 60% опрошенных независимо от своей половой принадлежности ответили, что отрицательное, 20% - что положительное, остальные нашли его как положительным, так и отрицательным. Отрицательным качеством считают ее в основном люди до 30 лет, т. е. в возрасте, когда делается карьера и требуется активность. Ленивыми считают себя 1/3 опрошенных, мужчины с небольшим перевесом, среди остальных 1/3 - не ленивые (таких поровну мужчин и женщин) и 1/3 - и да и нет. По социальному статусу самый неленивый народ - служащие. Возрастной ценз одинаков для всех лентяев. Ругают себя за лень и борются с ней 70% респондентов, журят иногда - 8%, остальные благосклонны к своей слабости, особенно мужчины. Ругают себя за лень, как правило, до 30 лет, потом успокаиваются, особенно после 50 лет.

Лукьянова А.И. 2010. С. 172.

Наконец, существует точка зрения, что лень - это миф. Мел Левин утверждает, что человеку не присуще такое качество, как лень. Те, кого называют лентяями, страдают от дисфункции нейроразвития, такими как нарушение памяти, речи, внимания, моторики. Он выделяет восемь общих форм нарушения нейроразвития, которые отрицательно сказываются на активности человека: языковые дисфункции, дезорганизованность, недостаточный уровень умственной энергии, чрезмерная общительность, слабость управления продуктивной деятельностью, недостаточное развитие памяти, неэффективность моторных действий, недостаточные способности восприятия и генерирования идей. Кроме того, Левин отмечает роль родителей и педагогов, которые должны приучать детей к постоянному труду.

Следует различать лень как ситуативное проявление и как постоянное проявление, характеризующее наличие ее как личностное качество.

Ситуативное проявление лени определяется следующими ситуациями: отсутствием настроения; скукой; усталостью; болезнью; сонливостью; голодом; неинтересным, бессмысленным, неопределенным или трудным делом; перегрузками; внешним давлением; недостатком возможностей.

Причиной лености как личностного свойства обычно считается неправильное воспитание, когда у ребенка не формируется положительное отношение к труду, а, наоборот, вырабатывается потребительское отношение. Лень может развиваться и тогда, когда на ребенка возлагаются непосильные обязанности; ребенок убеждается, что с работой ему все равно не справиться, и поэтому либо стремится ее избежать, либо делает ее кое-как. То же будет, если цель ребенку неясна.

Однако, как уже говорилось выше, лень может быть обусловлена дисфункциями в развитии психических процессов, т. е. не только внешними, социальными факторами, но и внутренними биологическими факторами.

Исследования показывают, что для ленивых по сравнению с неленивыми более характерны следующие тенденции: низкая самооценка настойчивости; выраженное стремление к избеганию неудачи; низкая саморегуляция в деятельности; слабая нервная система; преобладание торможения по внутреннему балансу (последняя типологическая особенность свидетельствует о слабо выраженной потребности в активности); более низкая мотивация успеха.

Соответственно для неленивых более характерны: высокая самооценка настойчивости; высокий мотив достижения; высокая саморегуляция в деятельности; большая сила нервной системы; преобладание возбуждения по внутреннему балансу (что свидетельствует о высокой потребности в активности); более высокая мотивация успеха.

Таким образом, так называемая лень зависит и от мотивации, и от «силы воли», которые определяются наличием таких природных задатков, как сильная или слабая нервная система, преобладанием возбуждения или торможения по внутреннему балансу (выраженностью потребности в активности).

Ю.С. Ошемкова полагает, что лень является следствием отсутствия экзистенциальной мотивации. Автор полагает, что бытующее представление о лени как слабом развитии волевой сферы человека может быть расширено и пониматься как приверженность одним и тем же стереотипам в отсутствие изменений и развития. Такая интерпретация лени позволяет непосредственно противопоставить ее понятию самореализации: реализует себя не тот, кто постоянно делает одно и то же, а лишь тот, кто непрерывно развивается, движется вперед, что возможно только при наличии экзистенциальной мотивации. Отсюда борьба с ленью должна решаться путем психотерапии аутентификации, в ходе которой психолог помогает человеку освободиться от навязываемых ему обществом стереотипов и обрести подлинную экзистенциальную мотивацию - раскрыть неповторимость своей личности.

Подавляющему числу людей знакомо вязкое расхолаживающее ощущение лени. Это ощущение может возникнуть вполне предсказуемо или внезапно; может касаться того, что сделать «надо», но «не хочется», и даже того, что, казалось бы, представляется нам желанным делом: например, прогулки в выходной день или посещения кафе после трудового дня. В этой статье мы заглянем за фасад явления под названием «лень» и попытаемся понять, что за ним скрывается и мешает нам бодрым маршем двигаться по намеченному пути наших целей и задач.

Причины лени и способы борьбы с ними

В статье « » обозначены такие причины прокрастинации, как отсутствие целей, перфекционизм, «проблемы с энергией», отвлечения на несущественное, «неподъемный большой проект».

Невозможно относиться к этому списку причин всерьез, так как он включает в себя несопоставимые друг с другом явления, которые сами по себе могут являться причинами и следствиями друг друга, а к лени не иметь прямого отношения. Все перечисленные «причины» не дают нам ключа к тому, чтобы посмотреть в глубину проблемы лени и внятно ответить на вопрос: «Почему в столь важных, нужных, желанных делах я ленюсь?!»

В лучшем случае, список этих «причин» можно использовать, чтобы попытаться в себе искоренить перечисленные проблемы, ведь если рассматривать каждое из описанных явлений по отдельности, то очевидно, что они снижают нашу эффективность. Думаю, мало кто будет спорить с тем, что лучше в жизни иметь внятные цели, не страдать перфекционизмом, грамотно чередовать периоды работы и отдыха, быть целеустремленным, не размениваться на мелочи, но в то же время не пытаться объять необъятное.

В результате поверхностной трактовки причин лени, способы борьбы с ленью, предложенные в той же статье, представляют из себя некоторые частные попытки задействовать силу воли, приёмы тайм-менеджмента, бихевиоральные техники, чтобы «обмануть свой мозг» и все-таки добиться от себя нужного усилия и результата.

Такой подход может быть эффективным в частном случае, но при постоянном применении способен не только потерять свою силу, но и навредить организму, привести к еще большему истощению, демотивированности и появлению всё новых и новых способов отлынивать от решения поставленных задач.

Глубинные причины лени

Если формулировать предельно кратко, то глубинная причина лени одна: несоответствие наших намерений, целей, задач, стремлений и т.п. – нашим истинным потребностям.

В контексте рассматриваемой проблемы лени и ее причин самое важное свойство потребностей заключается в том, что они представляют из себя источник энергии, как физической, так и психической. Когда наши деятельность и поведение согласованы с нашей актуальной в данный момент потребностью, у нас не возникает никаких проблем с тем, чтобы эту деятельность осуществить: ни лени, ни скуки, ни прокрастинации, ни каких-либо других форм отстраненности и попыток отсрочить неизбежное.

Если наша деятельность и наше поведение согласуются с нашей актуальной потребностью, мы просто делаем то, что задумали. Это действительно просто. На эту тему есть хорошая иллюстрация: «Самый целеустремленный человек – это человек, который хочет в туалет»

Согласитесь, сложно представить, что человек, который хочет в туалет, вдруг заленился и никуда не пошел.

Внутриличностный конфликт как глубинная причина лени

Согласно учению Ухтомского о доминанте, в один момент времени для человека актуальна одна потребность, и все поведение человека оказывается подчинено ее удовлетворению. Если в момент, когда актуальна некая потребность, человек ставит себе не согласующуюся с ней задачу, то «очаг доминанты» в коре головного мозга тормозит реализацию поставленной задачи. Например, в виде лени.

Другими словами, лень возникает тогда, когда вместо удовлетворения нашей истинной актуальной потребности мы пытаемся удовлетворить другую.

В психологии эта ситуация называется внутриличностным конфликтом. Конфликт потребностей – это частный случай внутриличностного конфликта (подробнее обо всех видах внутриличностного конфликта рекомендуем ознакомиться в книге Н.В. Гришиной «Психология конфликта»). Лень – это форма сопротивления нашего организма, с помощью которой он нам сигнализирует: «Стоп! Ты идешь не туда! Остановись и подумай: это ли сейчас тебе действительно нужно».

Преодоление лени через работу с потребностями

Психологическая работа с потребностями всегда непроста и сугубо индивидуальна. Однако можно выделить ряд общих рекомендаций, которые помогут разрешить внутриличностный конфликт, порождающий лень, и освободить полезную энергию для реализации намеченных целей.

Шаг 1. Осознание истинной актуальной потребности.

Нередко этого шага бывает достаточно, чтобы снизить напряжение, перестать «лениться» и приступить к выполнению имеющихся задач.

Вместо того, чтобы в приступе прокрастинации пятый раз подряд обновлять страницу новостей «ВКонтакте», попробуйте взять небольшую паузу и задать себе вопрос: «В чем я сейчас нуждаюсь?»

Ответить на этот вопрос бывает непросто, торопиться не нужно. Важно выработать привычку быть внимательным к своему внутреннему миру, и рано или поздно вы начнете отвечать на этот вопрос быстрее и правильнее.

Подчеркнем, что цель вопроса – не только в получении ответа. Задавая себе этот вопрос, вы берете свою лень под контроль, вы перестаете быть заложником своих состояний, вы начинаете сами решать: когда вам работать, а когда – лениться.

Шаг 2. Разрешение внутриличностного конфликта через осознанный выбор и принятие ответственности за его результаты.

Когда вы осознаете свою истинную актуальную потребность, вам придется сделать выбор: бросить все дела и приступить к ее удовлетворению или продолжать заниматься решением ваших задач, несмотря на то, что в данный момент вы нуждаетесь в другом.

Подчеркнем: чтобы ваш выбор оказался действенным и не привел к усилению лени, необходимо соблюдать два условия:

  1. Важно делать выбор осознанно . Необходимо не просто махнуть рукой на одну из сторон конфликта, а именно принять решение, сделать это уверенно, в полной мере понимая, что именно решаете и почему вы это делаете.
  2. Важно делать выбор ответственно . Необходимо в полной мере учитывать последствия вашего выбора и признавать, что источником этих последствий являетесь вы сами.

Делая свой выбор, помните о следующем:

  1. В случае выбора в пользу текущих задач, вы продолжаете игнорировать свою истинную потребность, что в последующем может привести к усилению напряжения, к появлению чувства отвращения к работе, к повышенной усталости. Все эти последствия вам придется компенсировать.
  2. Если же вы делаете выбор в пользу немедленного удовлетворения вашей потребности, которая спровоцировала лень, то вы столкнетесь с рядом других последствий: важно это понимать и наметить пути их нивелирования.

В целом практика осознанного и ответственного выбора избавит вас не только от лени, но и от многих других проблем, которые порождают наши внутриличностные конфликты.

Шаг 3. Применение поддерживающих техник.

После того, как вы 1) осознали свою истинную актуальную потребность и 2) сделали осознанный и ответственный выбор в пользу ее удовлетворения или в пользу текущей задачи, — и только после этого вы с высокой степенью осмысленности, безопасности и избирательности можете применить все те поддерживающие техники, которые подробно описаны в статье «Причины лени и способы борьбы с ними» и других материалах сайта.

Заключительные комментарии

В большинстве случаев, когда вы сталкиваетесь с ленью, вам, скорее всего, не понадобится такой глубокий анализ своей личности.

Во многих случаях вы сразу сможете перейти к шагу 3 (осознавая при этом как пользу применения к себе разнообразных техник и рецептов, так и возможный негативный эффект от их использования).

Иногда вам поможет шаг 1 (всего лишь внимания к своим истинным потребностям и их осознания в ряде случаев бывает достаточно, чтобы повысить чувство психологического комфорта и преодолеть свое сопротивление в виде лени).

Всем привет, с вами Ольга Рышкова. Что такое лень? Это наследственное свойство или состояние, которое наступает вследствие какой-то болезни? Если так, есть ли лекарство от лени?

Никто не упрекает в лени часами лежащую кошку. Для неё, как и для других животных, лень – способ сбережения энергии. Особенно это касается животных, которые питаются низкокалорийной растительной пищей.

Человеческая лень продвигает наш прогресс – нас возят автомобили, за нас стирают стиральные машины, на заводах работают конвейеры и автопогрузчики. Но здесь речь идёт о талантливых изобретателях. А наше желание безделья, которое манит нас к дивану, откуда оно?

Если человек проспал 8-9 часов, просыпается разбитый и через 2-3 часа у него снова появляется сонливость и апатия, это должно заставить насторожиться. Приступы лени испытывают все, но мало кто задумывается о её источниках. Есть несколько медицинских причин, которые в быту называются простым словом «лень», а на самом деле имеют под собой научное обоснование.

Причина 1. Гормоны щитовидной железы.

Они влияют на функции человеческого организма и, в частности, на скорость биохимических реакций и обмена энергией между клетками. То, что мы расцениваем как лень, может оказаться нарушением в функционировании щитовидной железы. Если она синтезирует недостаточно гормонов, замедляется обмен веществ. Это называется гипотиреоз – сниженная функция щитовидной железы. Обнаружить его поможет анализ крови и УЗИ.

Причина 2. Гормоны надпочечников.

Так называемая лень, отсутствие интереса к жизни и удовольствия от вещей, которые ранее радовали человека, могут быть соматическими признаками стрессовых состояний.

Катехоламины (адреналин, норадреналин) и кортизол – это гормоны стресса, которые нужны нам для приспособления к любым ситуациям. Их вырабатывают надпочечники.

Во время стресса или интенсивной работы их уровень в крови повышается. Чем чаще и сильнее стресс, тем больше гормонов надпочечников в крови. Это внутренний механизм защиты от сильного физиологического стресса.

Но только в том случае, если гормональная система правильно работает. Если человек живёт в состоянии постоянного, хронического стресса, когда надпочечники вынуждены месяцами и годами гнать в кровь гормоны стресса, эти железы истощаются.

Больше надпочечники не могут при необходимости реагировать выбросом гормонов. Плюс тканевые рецепторы адаптируются к ним и перестают на них реагировать. Человек становится вялым, заторможенным, усталым. Каким? Правильно, ленивым.

Это та ситуация, которая требует нормализации образа жизни или даже профессиональной помощи врача, чтобы справиться с болезнями стресса и наладить жизнь.

Причина 3. Синдром хронической усталости (СХУ).

Если человек устал психологически (допустим, в стрессовой ситуации), у него ухудшаются умственные способности. СХУ внешне может выглядеть как простое переутомление, но сопровождается ухудшением иммунной защиты и нарушением доставки кислорода к тканям. Причиной развития СХУ учёные считают вирус герпеса (его формы – вирус Эпштейна-Барр, цитомегаловирус), я об этом подробно писала в статье « Вирус герпеса – причина синдрома хронической усталости ».

СХУ - это не обычная периодическая кратковременная усталость в зависимости от напряжённости работы. Это состояние продолжается длительные промежуток времени, полгода и больше без каких-либо просветлений с постоянным ощущением утомления, ухудшением памяти, раздражительностью. Синдромом хронической усталости и её спутником ленью можно заразиться как гриппом.

Причина 4. Защитные механизмы психики.

Такие механизмы подключаются тогда, когда человеку нужна защита от умственного и эмоционального перенапряжения и когда подсознание не хочет делать то, чем человек занимается осознанно. Это частая ситуация, когда человек выглядит ленивым, недостаточно трудолюбивым, но связано это не с тем, что ему не хочется ничего делать, а с тем, что то, чем он занимается ему не очень интересно. Это нормальное сопротивление, с которым не стоит бороться. Лучше узнать, что на самом деле интересно этому человеку.

За ленью может скрываться просто отсутствие желания, отсутствие мотивации, целей, неясные перспективы в будущем, а может скрываться избегание неудач. Такие проблемы поможет выявить общение с психотерапевтом.

Причина 5. Защитные механизмы нервной системы.

Такие механизмы запускаются при нарушении режима работы и отдыха, а также при длительной напряжённой работе мозга. Организм включает механизм лени, чтобы защитить себя от нервного истощения.

Работа допоздна и по ночам достаточно часто приводит к нарушению циркадных или суточных ритмов. Цикл сон-бодрствование должен соблюдаться и если человек продолжает бодрствовать ночью, организм это не принимает, он должен ночью спать.

Если в силу специфики работы ночная активность становится нормой в течение продолжительного времени, организм адаптируется к хроническому стрессу и теряет способность нормально отдыхать. Физическая выносливость нарушается.

Накопившаяся ситуация с нарушением сна приводит к истощению компенсаторных возможностей и быстро нарастает усталость, разбитость. Победить вялость и лень можно, если изменить образ жизни. Рекомендуется снижение нагрузки хотя бы небольшое, пересмотр циклов отдыха и обязательное внедрение в жизнь активных видов отдыха, в том числе физкультуры.

Причина 6. Гены.

Согласимся, что, кроме перечисленных причин, у кого-то есть и обыкновенная предрасположенность к безделью. Учёные выявили, что из 17 тысяч имеющихся у нас генов 36 имеют отношение к особенности характера, которое именуется ленью и эти гены передаются по наследству.

Но если в вашей родословной вы лентяев не обнаружили, а вас она преследует, подумайте о том, что ленью организм может сигнализировать о своих проблемах.

Но если врачи не обнаружат медицинских причин вашей лени, значит, пришло время браться за себя самому.

Лень - распространенная и удобная отговорка собственному бездействию. Ее причины объективны или выдуманы нами? Можно ли бороться с ленью?

Когда я села за этот материал, мне захотелось заглянуть в словари и посмотреть, какое определение дается этому понятию. Большой толковый словарь определял лень, как «отсутствие желания работать или делать что-либо; нелюбовь к труду».

Толковый словарь Даля давал следующее определение: «Лень - неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству».

«Отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью» - так определял лень Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Я продолжила изучать лень и встретила информацию, в которой указывалось, что отношение к лени в давние времена было сугубо отрицательным, в Средневековье она рассматривалась как зло, а в христианстве лень названа грехом. Только последние столетия лень считается отрицательной чертой характера.

Существует четыре подхода к изучению природы лени:

  • Первый: лень как отрицательное свойство личности человека.
  • Второй: лень - это защитный механизм организма.
  • Третий: лень - это болезнь.
  • Четвертый: лень - это миф.

Итак, подход первый

Лень как отрицательное свойство личности человека. Начну издалека.

Я - мама двух сыновей с разницей в возраст девять с половиной лет. Я постоянно невольно наблюдаю за ними. Мои наблюдения явным образом свидетельствуют, что лень как отсутствие желания действовать, склонность к безделью у младшего напрочь отсутствовала до четырехлетнего возраста. То есть примерно до четырех лет ребенок активно включался в любую деятельность, начиная от уборки игрушек, заканчивая покупками в магазине, - ему было интересно и увлекательно абсолютно все!

Первые попытки лениться (уклоняться от деятельности) стали проявляться, когда сын стал активно посещать детский сад. Он ленился самостоятельно одеваться, а также рисовать на заданную тему, резать ножницами.

Он просто не приступал к деятельности. Причем, если одеваться нужно в гости к бабушке - ребенок опережал взрослых, а если в детский сад (он очень трудно привыкал к саду), то он сидел в кресле, обложенный одеждой и, например, пел. Если рисовать нужно было не кружочки и линии, а фантазировать с кистью в руках (просто размазывать краски по бумаге), то такое рисование выполнялось настолько быстро, что я не успевала подавать чистые листы. А если ему предлагалось нарисовать что-то конкретное, например, солнышко, ребенок отвечал: «Нет, давай лучше ты нарисуешь». А с ножницами сын просто не умел обращаться…

Как вы уже догадались, ребенок стремился избежать работы, в которой он чувствовал себя неуспешным, либо работы, которая приведет к нежеланному результату. При этом я хорошо понимала, что только в действии рождается успех: не будешь регулярно пользоваться ножницами, так и не научишься вырезать, не будешь рисовать кружочки - не нарисуешь круглый предмет. А ребенок просто останавливался у черты под названием «у меня не получается» и не решался ее переступить.

Такая модель поведения повторяясь, закрепляется и становится чертой характера.

Итак, первая причина лени - страх неудачи. Если в ваших убеждениях есть причинно-следственная связь «не делай - может не получиться», нужно сознательно ее преодолевать. Ведь нам с вами понятно: не возьмешь в руки ножниц - не научишься ими вырезать; первый кружок никогда не бывает таким же ровным, как у того кто прекрасно владеет ножницами.

Стоит ли останавливаться, если вы действительно хотите иметь какие-то значимые результаты?

Недавно мой старший сын, который сейчас находится в возрасте подростка, задал мне сложный вопрос: «В чем смысл человеческой жизни?». Я, конечно, сначала задумалась, как ему ответить. Начала рассуждать, с точки зрения биологии, философии, религии. Вдруг меня осенил очень прозрачный вывод, что смысл жизни, как ни крути, - в развитии! И если с позиции развития посмотреть на лень - она его огромный тормоз! В этом смысле я согласна с христианской философией, считающей лень грехом.

Я продолжаю наблюдать за своими детьми. Мой старший сын - школьник. Стоит ли говорить, что проблем, решать которые лень, очень много. В первую очередь, лень делать уроки. Но не все. Иногда он громко вопрошает: «Какой в этом смысл, только время тратить?!» Я понимаю, что школьники - заложники системы. И отвечаю, что это проверка на прочность, сможешь, преодолеешь - ты молодец! Я так говорила и себе, когда на работе (а мне нравилась моя работа) случались бессмысленные задания, приступать к которым было даже не лень, а скорее тоскливо.

Вывод: нелюбимое дело, бессмысленная работа вызывают не просто лень, а включают внутреннюю блокировку на их выполнение.

Работать с ленью такой природы можно только двумя способами: не заниматься тем, что вызывает категорический протест сознания, либо придумать собственный мотив по принципу «сделаю - я молодец». Опасность в том, что такие игры с сознанием (сделаю - я молодец) не могут быть постоянными, оно устанет играть. Лучший вариант - сменить нелюбимое занятие на любимое!

Еще один вид «тоскливой лени» случается тогда, когда человеку способному и амбициозному становится неинтересно заниматься деятельностью, в которой достигнут потолок. В детских коллективах детям, чей уровень развития опережает сверстников, становится лень выполнять задания вместе со всеми.

Преодолеть этот вид лени можно только выходом за пределы «потолка» на новый уровень развития.

Подход второй

Лень - защитный механизмом организма. Это качество, которое проявляется лишь определенные моменты жизни и необходимо для отдыха. Когда человек много работает, организм сам начинает отказываться от работы.

Конечно, здравый смысл здесь есть. Человеку необходим отдых от работы. Если лень дозирована и не переходит в хроническую форму, ничего страшного нет. Но, на мой взгляд, разумнее научиться организовывать себя таким образом, чтобы работа и отдых осознанно и здраво чередовались, чтобы отдых вызывал жажду к работе, а работа награждалась отдыхом.

Такой подход поможет предотвратить «выгорание» на работе, влекущее серьезные психологические, а в запущенной форме и психические проблемы.

Что осознаешь, то контролируешь; что не осознаешь, контролирует тебя.

Еще одна причина, когда лень проявляется как защитный механизм, кроется в отсутствии жизненной энергии. Происходит это, когда вы осознаете, что получите результат, если начнете что-то делать. Вас не пугает фиаско, у вас просто нет сил. Даже любимое дело начинает раздражать и вызывать сомнения. А все потому, что ваша нынешняя физическая форма не соответствует масштабу целей. А ваши источники энергии не дают достаточно сил, чтобы действовать. Значит, чтобы побороть лень. надо остановиться и отдохнуть, восстановить силы.

Есть и такие мнения, согласно которым лень является двигателем прогресса, без нее не было бы никаких открытий. Я думаю, что здесь имеет место подмена понятий.

«Отсутствие желания работать или делать что-либо, нелюбовь к труду, отвращенье от труда, от дела, наклонность к праздности, к тунеядству, отсутствие желания действовать, склонность к безделью» - не одно и тоже, что поиск новых путей достижения результата. Если человек не просто ничего не делает, а находит способ и делает это по-другому - это уже не лень.

Третий подход

Лень - это болезнь.

Я не врач, и не возьмусь размышлять в этом направлении. Выскажу лишь предположение, что лень - не причина, а лишь следствие неправильного воспитания, неправильной самоорганизации, внутренней распущенности, которые со временем приобретают хронический характер, и делают человека хронически ленивым.

Четвертый подход

Лень - это миф! И мне эта точка зрения наиболее близка во всех отношениях. Единственная причина бездействия заключается только в том, что вы вовремя не смогли увидеть ложь, которая прописалась среди ваших убеждений. Эту ложь в минуты сомнений на блюдечке преподносит ваше сознание.

Например, сознание подсказывает моему ребенку: «Не бери в руки ножницы, все равно красивый кружок вырезать не получится». Но это ложь! Истина в том, что в деятельности с ножницами формируется навык владения ими!

Или сознание предупреждает меня: «Ты живешь не хуже других, успокойся! Зачем что-то менять?» Но можно ситуацию воспринимать иначе: «Ты живешь хуже собственных ожиданий, многие достигли того, о чем мечтаешь ты. Дерзай и у тебя все получится!»

Или такое убеждение: «Я бы сделал, я бы научился, и я бы... Но пока не готов и помочь мне некому…»

Это все примеры убеждений, живущих в нашем сознании. Они заставляют нас останавливаться и бездействовать. Но убеждения - это условность, миф!

Очень часто симптоматика лени способствует разрушению нормальной жизни, становится причиной социальной дезадаптации. Для взрослого человека лень становится огромной проблемой, которая мешает работать, обеспечивать свою семью, выполнять профессиональные задания.

Продвижение по карьерной лестнице требует усиленных целенаправленных действий, разработки плана и поэтапного выполнения своих заданий. Только по-настоящему трудолюбивый человек способен добиться настоящего успеха на профессиональном уровне.

То же касается и детей, у которых важной частью успешности считается школьная учеба, выполнение программы обучения. Если ребенок не успевает решать школьные задачки, учить программу из-за лени, эта проблема становится существенной и незамедлительно требует коррекции.

Лень вызывает проблемы в семейной жизни. Такие люди часто ссорятся и небрежно относятся к романтическим отношениям, не ценят супругов. Они не привыкли убирать за собой, иногда лень даже готовить еду, мало общаются с детьми, не уделяют им внимания. Брак с такими отношениями трещит по швам и буквально разваливается на части, медленно изматывая супругов.

Если рассматривать признаки лени как библейский феномен, следует заметить, что она входит в список семи тяжких грехов. Так же, как и для похоти, чревоугодия, гнева, зависти, жадности и гордыни, для лени предусмотрено серьезное наказание. В «Божественной комедии» Данте Алигьери для лентяев обеспечен пятый круг ада.

Считается, что лень очень усугубляет поведение человека в принципе и даже толкает на более серьезные преступления, лишь бы не работать и не перетруждаться. Она рушит настоящие планы на жизнь и на хорошие поступки человека и в то же время оправдывает бездейственность по отношению к собственной персоне и социуму в целом. Лентяи, по сути, теряют человеческое лицо, объясняя свое поведение неоправданными причинами, и оправдывают себя.

Основные причины развития лени

Иногда лень возникает спонтанно, не затрагивая изменениями психологическую или соматическую сферу активности человека. Такой вид наблюдается очень часто, но иногда все же можно найти изначальный пусковой фактор лени. В большинстве случаев он кроется в психологической установке, соматическом недостатке энергии и жизненных сил или стрессовом факторе. Часто подразумевает собой проявление тяжелого психического заболевания. Естественно, сложные случаи выявляются очень редко, но все же занимают место в статистике психических заболеваний среди населения.

Причины лени у взрослых


Для взрослых причины лени могут зависеть от уровня физической и психологической нагрузки в рабочее время, а также от полноценности отдыха и восстановления сил. Естественно, для трудоголиков с ненормированным рабочим днем будет нормальным чувствовать усталость вечером и неохоту выполнять какую-либо работу. Усталость ощущается как недостаток сил и энергии для деятельности и желание побыть в спокойствии.

Очень часто причиной лени становится отсутствие жизненной энергии вследствие соматических патологических изменений в организме человека или расстройства нервной системы. В таких случаях следует обратиться к врачу-специалисту, сдать анализы и обследоваться, возможно, причина кроется внутри организма и свидетельствует о каком-либо нарушении внутреннего баланса.

Иногда общий характер и темперамент может определять продуктивность труда каждого человека. Например, один способен выполнить более 10 поручений в течение полудня и считает это нормой, а другой сделает два задания той же сложности, будет думать, что слишком перетрудился, и пойдет отдыхать. Именно это может играть важную роль при конкурсе сотрудников на одну вакансию, где продуктивность труда - важная его часть. У активных и трудолюбивых кандидатов намного больше шансов продвинуться по карьерной лестнице и добиться профессиональных успехов.

Ничего делать не хочется человеку, который не заинтересован в результате и считает, что может обойтись и без выполнения некоторого действия. Это свидетельствует об отсутствии мотивации, дополнительного стимула или причины, чтобы совершать те или иные поступки, заниматься какой-либо деятельностью. Такие незаинтересованные в будущем люди не строят планы, а просто плывут по течению.

Очень частой причиной лени бывает отсутствие проявления воли. Человек постоянно склонен откладывать на завтра те дела, которые вполне способен сделать сегодня, и не может оценивать это критически. Постоянно кажется, что завтра будет больше времени, больше сил или больше возможностей, но толкать дела впереди себя долго нельзя. Рано или поздно их накопление опустится тяжелым грузом и будет давить на плечи, станет грозить настоящим авралом.

Чаще всего лень делать ту работу, которая совсем не интересна человеку. Если задание не вызывает никакого интереса и не может увлечь, значит, выполнить его не столь просто. В таких случаях очень сложно найти дополнительную мотивацию и заставить себя.

Иногда человек очень боится браться за ту работу, которая требует значительного внимания и ответственности, а также спроса после выполненного задания. Это больше связано с психологическими установками с самого детства, когда трудные или сложные задания родители предпочитали не доверять ребенку. В таких случаях развивается чувство относительной неполноценности, которое не позволяет возложить на себя какие-либо обязательства по выполнению сложных и ответственных заданий.

Современные научные исследования не стоят на месте и с каждым днем продвигаются вперед в изучении человеческого генома. На данный момент выявлен и выделен ген человека, который отвечает за лень. Это отнюдь не прорицает лентяйское поведение, а только обеспечивает склонность. Эту склонность можно развивать и подкреплять, а можно бороться с ней вопреки особенностям генома организма.

Причины лени у детей


Причины данного состояния у детей мало чем отличаются от взрослых, но преобладающие факторы несколько иные. Первоочередную роль играет отсутствие мотивации. Задания в школе выполняются на рутинном уровне, который не требует объяснения актуальности выполнения упражнений.

Каждая задача решается потому, что «так надо». Этого недостаточно, чтобы мотивировать молодой, полный силы и энергии организм направлять свои ресурсы на умственную деятельность. Большинство школьных заданий не способно заинтересовать ребенка, и поэтому он начинает лениться или испытывать ощущение бессилия.

Весомой причиной может оказаться и слишком высокая сложность заданий для ребенка. Низкая успешность может мотивироваться изначальным недопониманием сути заданий и последующей ленью с неумением выполнить его. Ребенок никак не может решить задачу, и в скором времени он перестает пытаться делать это. Такое состояние родители называют ленью, ругаются и соответственно наказывают, но это не помогает.

Заинтересованность в деле и весомая мотивация играют первоочередную роль в выполнении ребенком поставленных задач. Детский кругозор и выбор дел довольно прост. Поставленное задание должно нравиться или нести за собой соответствующее вознаграждение. Ребенок должен понимать причинно-следственные связи выполнения задач и получения желаемого.

Признаки развития лени


Ленивого человека распознать несложно. Стоит только посмотреть на его распорядок дня и процентное соотношение времени безделья к суткам. Это совсем не значит, что такой человек способен только лежать, не двигаясь часами в кровати и хлопая веками.

Современные технологии давно изобрели для лентяев способы «активного» проведения досуга, не прилагая значительных усилий. К ним относят телевизор, интернет, компьютерные игры. Если смотреть чисто с физической точки зрения, двигательных действий во время использования этих современных новинок действительно мало.

Более важные или сложные задания лентяи откладывают «на позже» и не уделяют им должного внимания. Обычно избегают ответственности в пунктуальном выполнении какого-либо уговора или задания, редко выполняют срочную работу.

Но, как говорится, лень - двигатель прогресса. Немало удобных приспособлений, которые уменьшают человеческий труд и упрощают задачу, придумали именно лентяи. Они не желали выполнять больше, чем необходимо. От колеса до современных роботов, которые делают работу по дому... Специальные механизмы способны осуществлять те задания, что требуют рутинной траты энергии и сил.

Ленивым людям легче придумать способ, как облегчить себе задачу, чем делать ее так, как требуется. Иногда это занимает даже больше времени, чем выполнение, но оно обычно стоит того. Легче тысячу раз убедиться в невозможности обойти выполнения чего-либо, чем сделать это.

На работе такие люди придерживаются медленного темпа, но при этом редко выбиваются из колеи. Они делают ровно столько, сколько нужно, чтобы не ругали, и ни капли больше. Свое время и силы ценят превыше всего.

Разновидности лени и их характеристика


Лень классифицировали по множествам признаков, включая причины и особенности каждой. Наиболее отличительным является разделение ее по сферам обоснования. Какие именно процессы наиболее сильно поражаются ленью, таким видом ее и называют.

Существуют следующие разновидности лени:

  • . Это чувство, возникающее как сигнал от тела. Может свидетельствовать об усталости, изнеможении или истощении физического потенциала организма. Безусловно, для продуктивной работы необходимо правильно чередовать период труда и отдыха.
  • Мыслительная лень . Неспособность даже думать или анализировать какие-либо процессы. Часто наблюдается у работников умственного труда, когда после тяжелого дня сложно заставить себя посчитать элементарные числа или вдуматься в смысл инструкции.
  • Эмоциональная лень . Больше похожа на истощение любых возможностей проявлять чувства. Иногда наблюдается как следствие усталости или стрессового фактора. Человек настолько устал, что выполняет любую работу без проявления каких-либо эмоций, и не способен их выявлять даже в тех ситуациях, которые этого требуют. Равнодушие к выполнению рядовых задач обесцвечивает рабочий день и лишает возможности получать удовольствие от труда.
  • Творческая лень . Описывается как процесс, который наблюдают во время придумывания новых решений, идей. Часто, если нужно заняться организацией чего-либо интересного и творческого, нужно отключиться от рутинных задач и сконцентрироваться на основном.
  • Патологическая лень . Это крайняя степень любой ее разновидности, которая проявляется в отсутствии мотивации для выполнения каких-либо задач. Человек просто не хочет заниматься ничем или осознанно бездельничает, даже не объясняя это любыми причинами.

Важно! Патологическая лень должна наблюдаться после полного отдыха и при условии отсутствия усталости.

Как побороть лень


Способ избавления от лени зависит от причины ее возникновения, ее вида и степени запущенности процесса. Например, если человек едва выползает с кровати, о спортивных хобби не может быть и речи.

Рассмотрим способы борьбы с ленью:

  1. Если лень является следствием усталости организма, следует хорошо отдохнуть, покушать и отвлечься.
  2. Если причиной выступает физическое или соматическое заболевание, нужно обратиться к врачу. Только он сможет правильно объяснить, как бороться с ленью, вызываемой неким соматическим недугом.
  3. Рекомендовано ставить себе высокие цели, постоянно строить планы на будущее и добиваться этап за этапом. Нельзя оставаться без мечты, ведь тогда жизнь будет казаться бесполезной.
  4. Не следует откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Золотая истина, как никому, подходит для лентяев. Нужно заставить себя выполнить хотя бы часть работы или распланировать ее на несколько дней. После первых 10 минут появятся энтузиазм и силы, чтобы завершить дело полностью.
  5. Если работа вызывает исключительно приступы лени, стоит задуматься, а действительно ли это то, чем можно заниматься всю жизнь. Возможно, профессия просто не подходит или вакансия не слишком хороша для выполнения этих задач.
  6. Когда причиной лени становится боязнь ответственности, следует выяснить для себя, кто в вашей жизни принимает решения. Необходимо поверить в собственные силы и поднять самооценку. Следует начать с незначительных, но ответственных дел, а потом со временем наращивать объем. Только так можно стать по-настоящему успешным человеком.
  7. Важно научиться распределять свое время правильно, устанавливать четкие границы выполнения работы и отдыха. Планирование позволит обозначить рамки, когда можно полениться, и не заставит волноваться о том, когда должна быть выполнена работа.
Как избавиться от лени - смотрите на видео:


Лень всегда оставляет человека на шаг позади от своей мечты и составляет большую проблему. Она усугубляет амбициозность, снижает шансы на успех в профессиональной сфере, увеличивает количество ссор в семье. Избавляться от нее нужно как можно скорее, так как чем дольше человек пребывает в таком состоянии, тем сложнее его вывести из него. Но есть и плюсы, немного расшевелив человека, можно с легкостью добиться продуктивности его работы, главное, чтобы не осталась привычка избегать труда любыми возможными способами.