Головатый Ферапонт Петрович: биография.

(1890-06-05 ) Место рождения

Ферапо́нт Петро́вич Голова́тый (24 мая [5 июня ] , Сербиновка , Полтавская губерния - 25 июля , с. Степное, Ново-Покровский район, Саратовская область) - советский крестьянин -колхозник , один из инициаторов всенародного патриотического движения по сбору средств в фонд Красной Армии в период Великой Отечественной войны . Внёс сбережения на постройку двух самолётов-истребителей . Герой Социалистического Труда (). Член ВКП(б) с 1944 года .

Биография

Ферапонт Головатый родился в селе Сербиновка . Подростком вместе с братом Василием работал в Киеве сначала кузнецом, потом на железной дороге .

С 1910 года - в царской армии, в лейб-гвардии кирасирском Его Величества полку, охранявшем царскую семью. В августе 1914 года - участник Первой мировой войны в составе пулемётной команды, награждён Георгиевскими крестами 2-й, 3-й и 4-й степеней .

В январе 1943 года самолёт Як-1 с дарственной надписью на борту «Летчику Сталинградского фронта, гвардии майору Ерёмину от колхозника колхоза „Стахановец“ тов. Головатого» был передан саратовцу майору Б. Н. Ерёмину (впоследствии генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза). Самолёт прошёл боевой путь от Сталинграда до Крыма, ни разу не был сбит, однако после освобождения Севастополя, в марте 1944-го комиссия обследовала техническое состояние истребителя и признала его негодным к полётам как выработавшим ресурс. Самолёт был списан, но не утилизирован, а погружен на платформу и отправлен в Саратов - сначала он был выставлен на площадь для всеобщего обозрения, а потом в направлен в областной музей краеведения .

На семейном совете было принято решение купить ещё один истребитель, такая же сумма - 100 тысяч рублей - была собрана всей семьей, соседями и родственниками. В мае 1944-го новый истребитель ЯК-3 был передан вновь майору Борису Ерёмину, прилетевшему с фронта в Саратов. На фюзеляже красовалась надпись: «От Ферапонта Петровича Головатого 2й самолет на окончательный разгром врага»

Ферапонт Петрович Головатый (24 мая 1890, Сербиновка, Полтавская губерния - 25 июля 1951, с. Степное, Ново-Покровский район, Саратовская область) - советский крестьянин-колхозник, один из инициаторов всенародного патриотического движения по сбору средств в фонд Красной Армии в период Великой Отечественной войны. Внёс сбережения на постройку двух самолётов-истребителей. Герой Социалистического Труда (1948). Член ВКП(б) с 1944 года.

Биография

Ферапонт Головатый родился в селе Сербиновка. Подростком вместе с братом Василием работал в Киеве сначала кузнецом, потом на железной дороге.

С 1910 года - в царской армии, в лейб-гвардии кирасирском Его Величества полку, охранявшем царскую семью. В августе 1914 года - участник Первой мировой войны в составе пулемётной команды, награждён Георгиевскими крестами 2-й, 3-й и 4-й степеней.

После Великой Октябрьской Социалистической революции входил в полковой комитет. Участвовал в Гражданской войне, был командиром эскадрона в 1-й Конной армии.

Весной 1921 года Головатый вернулся к мирной жизни, работал пчеловодом в колхозе «Стахановец» на хуторе Степной Ново-Покровского района. В 1930 году вступил в колхоз, избирался председателем сельсовета, ко второй половине 30-х годов в хозяйстве было две коровы и 22 улья. В 1937 году едва не был сослан в Сибирь: по одной из версий, как солдат полка, охранявшего императора, имеющего наградные часы от императора и т. д., но проблема решилась после аудиенции у Михаила Ивановича Калинина, по другой - изба Головатого (находящаяся на окраине села) помешала окультуривать прилегающие сельхозугодья, ему предложили выселиться из старого дома, но новый дом взамен не дали. Головатый отказался переселяться, был арестован, провел 10 месяцев в одиночной камере, после чего благополучно вернулся в село.

С началом Великой Отечественной войны двое сыновей Головатого (старший - Степан и младший - Николай) и три зятя ушли на фронт, в доме остались 9 внуков (старшему было девять лет, младшему - два года).

В декабре 1942 Головатый повез бидоны с мёдом за 200 километров от хутора Степной, на городской рынок Саратова, где для него соорудили отдельную палатку. За несколько дней Ферапонт Петрович собрал мешок денег (мёд был очень дорогой - 1 кг стоил 500-900 руб., а в тот год Ферапонт Головатый собрал 2 ц мёда), после чего пришёл к директору Саратовского авиазавода Израилю Соломоновичу Левину с просьбой продать ему истребитель, оцененный им в 100 тысяч рублей. Левин позвонил в Москву, в Военный Совет военно-воздушных сил Красной Армии, где получил разрешение на продажу: «Военный Совет ВВС сердечно благодарит Ф. П. Головатого за его патриотический почин. Деньги просим внести в госбанк, в фонд обороны. Копию квитанции вручить военпреду завода, выделить один из облётанных самолётов ЯК-1, написав на фюзеляже то, что просит колхозник».

«Всё, что я своим честным трудом заработал в колхозе, - писал он в телеграмме на имя Сталина, - отдаю это в фонд Красной Армии… Пусть моя боевая машина громит немецких захватчиков, пусть она несёт смерть тем, кто издевается над нашими братьями, невинными советскими людьми. Сотни эскадрилий боевых самолётов, построенные на личные сбережения колхозников, помогут нашей Красной Армии быстрее очистить нашу священную землю от немецких захватчиков».

В январе 1943 года самолёт Як-1 с дарственной надписью на борту «Летчику Сталинградского фронта, гвардии майору Ерёмину от колхозника колхоза „Стахановец“ тов. Головатого» был передан саратовцу майору Б. Н. Ерёмину (впоследствии генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза). Самолёт прошёл боевой путь от Сталинграда до Крыма, ни разу не был сбит, однако после освобождения Севастополя, в марте 1944-го комиссия обследовала техническое состояние истребителя и признала его негодным к полётам как выработавшим ресурс. Самолёт был списан, но не утилизирован, а погружен на платформу и отправлен в Саратов - сначала он был выставлен на площадь для всеобщего обозрения, а потом в направлен в областной музей краеведения.

головатый ферапонт петрович спб, головатый ферапонт петрович москва
24 мая (5 июня) 1890(1890-06-05)

Место рождения:

Сербиновка, Пирятинский уезд, Полтавская губерния, Российская империя

Гражданство:

Российская империя Российская империя →
СССР СССР

Дата смерти: Место смерти:

Степное, Советский район, Саратовская область, РСФСР, СССР

Супруга:

Мария Тарасовна Головатая

Дети:

Два сына, четыре дочери

Награды и премии:
Ф. П. Головатый и Б. Н. Еремин у истребителя Як-3, май 1944 года

Ферапо́нт Петро́вич Голова́тый (24 мая 1890, Сербиновка, Полтавская губерния - 25 июля 1951, Степное, Саратовская область) - советский крестьянин-колхозник, один из инициаторов всенародного патриотического движения по сбору средств в фонд Красной Армии в период Великой Отечественной войны. Внёс сбережения на постройку двух самолётов-истребителей. Герой Социалистического Труда (1948). Член ВКП(б) с 1944 года.

  • 1 Биография
  • 2 Самолёты
  • 3 Награды
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Биография

Ферапонт Головатый родился в селе Сербиновка. Подростком вместе с братом Василием работал в Киеве сначала кузнецом, потом на железной дороге.

С 1910 года - в царской армии, в лейб-гвардии кирасирском Его Величества полку, охранявшем царскую семью. августе 1914 года - участник Первой мировой войны в составе пулемётной команды, награждён Георгиевскими крестами 2-й, 3-й и 4-й степеней.

После Великой Октябрьской Социалистической революции входил в полковой комитет. Участвовал в Гражданской войне, был командиром эскадрона в 1-й Конной армии.

Весной 1921 года Головатый вернулся к мирной жизни, работал пчеловодом в колхозе «Стахановец» на хуторе Степной Ново-Покровского района. 1930 году вступил в колхоз, избирался председателем сельсовета, ко второй половине 30-х годов в хозяйстве было две коровы и 22 улья. 1937 году едва не был сослан в Сибирь: по одной из версий, как солдат полка, охранявшего императора, имеющего наградные часы от императора и т. д., но проблема решилась после аудиенции у Михаила Ивановича Калинина, по другой - изба Головатого (находящаяся на окраине села) помешала окультуривать прилегающие сельхозугодья, ему предложили выселиться из старого дома, но новый дом взамен не дали. Головатый отказался переселяться, был арестован, провел 10 месяцев в одиночной камере, после чего благополучно вернулся в село.

С началом Великой Отечественной войны двое сыновей Головатого (старший - Степан и младший - Николай) и три зятя ушли на фронт, в доме остались 9 внуков (старшему было девять лет, младшему - два года).

В декабре 1942 Головатый повез бидоны с мёдом за 200 километров от хутора Степной, на городской рынок Саратова, где для него соорудили отдельную палатку. За несколько дней Ферапонт Петрович собрал мешок денег (мёд был очень дорогой - 1 кг стоил 500-900 руб., а в тот год Ферапонт Головатый собрал 2 ц мёда), после чего пришёл к директору Саратовского авиазавода Израилю Соломоновичу Левину с просьбой продать ему истребитель, оцененный им в 100 тысяч рублей. Левин позвонил в Москву, в Военный Совет военно-воздушных сил Красной Армии, где получил разрешение на продажу: «Военный Совет ВВС сердечно благодарит Ф. П. Головатого за его патриотический почин. Деньги просим внести в госбанк, в фонд обороны. Копию квитанции вручить военпреду завода, выделить один из облётанных самолётов ЯК-1, написав на фюзеляже то, что просит колхозник».

«Всё, что я своим честным трудом заработал в колхозе, - писал он в телеграмме на имя Сталина, - отдаю это в фонд Красной Армии… Пусть моя боевая машина громит немецких захватчиков, пусть она несёт смерть тем, кто издевается над нашими братьями, невинными советскими людьми. Сотни эскадрилий боевых самолётов, построенные на личные сбережения колхозников, помогут нашей Красной Армии быстрее очистить нашу священную землю от немецких захватчиков».

В январе 1943 года самолёт Як-1 с дарственной надписью на борту «Летчику Сталинградского фронта, гвардии майору Ерёмину от колхозника колхоза „Стахановец“ тов. Головатого» был передан саратовцу майору Б. Н. Ерёмину (впоследствии генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза). Самолёт прошёл боевой путь от Сталинграда до Крыма, ни разу не был сбит, однако после освобождения Севастополя, в марте 1944-го комиссия обследовала техническое состояние истребителя и признала его негодным к полётам как выработавшим ресурс. Самолёт был списан, но не утилизирован, а погружен на платформу и отправлен в Саратов - сначала он был выставлен на площадь для всеобщего обозрения, а потом в направлен в областной музей краеведения.

На семейном совете было принято решение купить ещё один истребитель, такая же сумма - 100 тысяч рублей - была собрана всей семьей, соседями и родственниками. мае 1944-го новый истребитель ЯК-3 был передан вновь майору Борису Ерёмину, прилетевшему с фронта в Саратов. На фюзеляже красовалась надпись: «От Ферапонта Петровича Головатого 2й самолет на окончательный разгром врага». ЯК-3, как и предыдущий самолёт, ни разу не пострадал в воздушных боях, Еремин воевал на нём вплоть до дня Победы, который встретил в Праге 9 мая.

В 1944 году вступил в ВКП(б)/КПСС.

С 1946 года - председатель колхоза «Стахановец» (Саратовской области), который после смерти Ф. П. Головатого стал носить его имя. Депутат ВС СССР 2-3-го созывов (с 1946 года).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1948 года «в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1947 года, за получение высоких урожаев пшеницы при выполнении колхозом обязательных поставок и натурасчетов за работу МТС в 1947 году и обеспечение семенами зерновых культур для посевной 1948 года» Головатому Ферапонту Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Ф. П. Головатый умер 25 июля 1951 года в селе Степное Калининского района Саратовской области. Похоронен там же.

Самолёты

Второй самолёт, построенный на деньги Ферапонта Петровича, хранившийся в авиационном музее Калифорнии, США

Первый самолёт, построенный на средства Головатого, находится в экспозиционно-выставочном павильоне Саратовского государственного музея боевой славы, расположенном в Парке Победы на Соколовой горе.

Второй самолёт долгое время хранился в Доме авиации в Москве, а в 1991 году ОКБ им. А. С. Яковлева заключило контракт с американской музейной фирмой «Ганнел» на отправку партии самолётов Як-3 в Калифорнийский музей. Более 20 лет Як-3 находился в музее Санта-Моники. Б. Н. Ерёмин долгое время обращался в различные инстанции с просьбой вернуть самолёт на Родину. декабре 2014 года самолёт был возвращён. По состоянию на начало мая 2015 года истребитель в разобранном виде находится в музее Вадима Задорожного в Подмосковье. Самолету требуется длительная реставрация, после чего он займет место в саратовском Музее боевой славы, рядом с ЯК-1, первым истребителем Головатого.

Награды

  • Георгиевские кресты 2-й, 3-й и 4-й степени
  • Герой Социалистического Труда (26.3.1948)
  • орден Ленина (26.3.1948)

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Виктория Токарева. Два самолета Ферапонта Головатого (рус.). Лента.Ру (8 мая 2015). Проверено 9 мая 2015.
  2. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - Т. 7: Гоголь - Дебит. - 1972. - 608 стр., илл.: 44 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
  3. Ныне - Гребёнковский район, Полтавская область, Украина.
  4. 1 2 3 4 5
  5. Русский крестьянин-патриот Ферапонт Головатый
  6. Музей Военно-Воздушных Сил - Як-3 Феропонта Головатого
  7. Дарья Галеева. Петербург из США вернут легендарный истребитель Як-3. Интернет-портал "Российской газеты" (12.12.2014).

Литература

  • Аграновский И. Советский крестьянин Ферапонт Головатый. - М., 1957.

Ссылки

Головатый, Ферапонт Петрович. Cайт «Герои Страны».

  • Лямина М. Как пасечник Ферапонт победу покупал МК. - 2005, 25 марта.
  • «Правда», 1942 год. Скан статьи.
  • Центральный музей ВВС. Як-1 и Як-3 Ферапонта Головатого.
  • Видеохроника «Новости дня. № 29», июнь 1944 (с 3:14 сек. по 4:12 сек)

головатый ферапонт петрович москва, головатый ферапонт петрович смотреть, головатый ферапонт петрович спб, головатый ферапонт петрович фильм

Головатый, Ферапонт Петрович Информацию О

А еще я вспоминаю свое лапотное детство. В летние и осенние военные месяцы на телеге, запряженной полудохлой кобылкой с пышным именем Венера, отвозил я рожь и пшеницу от двух громоздких прицепных комбайнов «Коммунар». Откуда взялись комбайны в Каракулинском районе Удмуртской АССР? Ведь в России комбайны не производились, первый импортный образец был показан в Киеве в 1913 году. К этому времени в США комбайны эксплуатировались уже более 70 лет. В 1928-32 годах СССР, обеспечивая программу коллективизации, тысячами закупал их за рубежом, но уже в 1932 году мы отказались от импорта сельхозтехники, и лишь в конце ХХ века на наши поля вышли «иностранцы» (в Томской области - «Топлайнеры»).
Не могу не заметить, что советский заказ на сельхозмашины спас в годы депрессии семьи тысяч американских рабочих. Не знаю, стали ли в «лихие девяностые» безработными русские комбайностроители благодаря импорту и с какой целью мы так заботились о германских товарищах, но это особая тема. Сейчас лишь подчеркну, что нам хватило четырех лет, чтобы на полях СССР перед войной заработало почти сто пятьдесят тысяч советских комбайнов. Но главное в другом. В годы первой пятилетки практически все, что у нас строилось, имело двойное назначение. И никого не удивило, что еще в октябре 1940 года с аэропорта Саратовского комбайнового завода взлетели, разумеется, не сельхозмашины, а три первых истребителя Як-1, изготовленных в тех же цехах и теми рабочими, которые вчера делали советский вариант американских «Катерпиллеров». Ну как тут не вспомнить одного из наших высших современных руководителей, искренне убежденного, что кроме галош советская промышленность ничего не выпускала!
За годы войны завод произвел более тринадцати с половиной тысяч самолетов, включая Як-3 и другие модификации сконструированной до войны лучшей для своего времени машины такого класса. Неслучайно именно на них летали и получили их в подарок при возвращении во Францию летчики полка «Нормандия-Неман».
Исключительно важную роль завод сыграл во время Сталинградской битвы, не только поставляя фронту новые самолеты, но и обеспечивая ремонт поврежденных. А таких было много - немцы не только господствовали в воздухе, но еще и сбросили на завод более ста фугасных бомб весом 500-1000 килограммов. Завод был почти уничтожен, но производство не остановилось. Лишь в XXI веке самолеты нам стали не нужны, и 21 октября 2012 года завод закрыли.

Хорошо представляю себе чувства Израиля Соломоновича Левина, директора завода, когда в декабре 1942 года незнакомый мужик в деревенском зипуне принес в дирекцию завода мешок денег и, назвавшись Ферапонтом Головатым, сказал: «Я хочу купить самолет». Военный самолет колхознику, частному лицу? Левин позвонил в Москву, откуда получил ответ: «Военный Совет ВВС сердечно благодарит Ф.П. Головатого за его патриотический почин. Деньги просим внести в Госбанк, в фонд обороны. Копию квитанции вручить военпреду завода, выделить один из облетанных самолетов Як-1, написав на фюзеляже то, что просит колхозник».

Давно хотел напомнить ровесникам и поведать молодежи о Ф.П. Головатом, Герое Социалистического Труда, депутате Верховного Совета СССР, в общем-то, обыкновенном колхознике, нормальном мужике-трудяге, быть может, лишь чуть раньше других остро ощутившем сопричастность к происходящему, личную ответственность за судьбу Родины, долг - долг в самом прямом смысле - перед теми, кто защищает ее с оружием в руках. Конечно, о таких людях и таких делах надо писать и говорить постоянно, не отыскивая специального повода. Но происходящее с нами в последние дни, получаемые нами пощечины, открыто демонстрируемое презрение к нам заставляют меня вспомнить о них именно сейчас.

У него почти обыкновенная биография. Украинец. Родился в 1890 году в селе Cербиновка под Полтавой. Работал на железной дороге. С 1910 года служил в лейб-гвардии кирасирском полку, входившем в охрану царя (там служили именно обладатели высокого роста, крепкого телосложения и, как правило, скромного образования). Нес караул в Царском Селе и у Зимнего дворца (разумеется, в 30-х годах некоторые бдительные товарищи вспомнили об этом). Как почти весь цвет русской армии, императорская гвардия, бездарно потерянная во имя спасения Франции в августе 1914 года, попал в мясорубку в Восточной Пруссии. С немногими участниками тех боев вышел из окружения. Заслужил три «Георгия». Стал комэском в Конармии Буденного. Уволился в запас. Мирный крестьянин-пасечник. Член колхоза «Стахановец». Председатель сельсовета. Проводил на фронт двоих сыновей и трех зятьев, трое не вернулись. Сам (непризывной возраст, порок сердца) остался с женой, четырьмя дочерьми и девятью внуками на хуторе Степном в двухстах километрах от Саратова. В 1944 году вступил в ВКП(б). С 1946 года до конца жизни (1951) - председатель колхоза.

Ферапонт Петрович собрал сто тысяч рублей - примерно такова была себестоимость истребителя Як-1, продав добытый им мед. Напомню, что сахару даже по карточкам тогда практически не было, мы, особенно дети, обманывали себя отвратительным и далеко не безвредным сахарином. А мед, продукт и вкусный, и полезный, и лечебный, стоил на базаре очень дорого. Головатый писал Сталину: «Все, что я своим честным трудом заработал в колхозе, отдаю в фонд Красной Армии… Сотни эскадрилий боевых самолетов, построенные на личные сбережения колхозников, помогут нашей Красной Армии быстрее очистить нашу священную землю от немецких захватчиков». Да, сразу видно, что не очень грамотному автору это письмо помогли составить сотрудники Саратовского обкома, но порыв был искренним, факт (тогда популярным было слово «почин») имел место, а газеты напечатали ответ Верховного. «Спасибо Вам, Ферапонт Петрович, за Вашу заботу о Красной Армии и ее воздушных силах. Красная Армия не забудет, что Вы отдали все свои сбережения на постройку боевого самолета. Примите мой привет. И. Сталин».

Командующий защищавшей Сталинград 8-й воздушной армией Т.Т. Хрюкин, герой боев в Испании, Китае и Финляндии, приказал командиру 31-го гвардейского ИАП майору Б.Н. Еремину (будущему генерал-лейтенанту, Герою Советского Союза) лично вылететь в Саратов всего-то за одним самолетом! Позднее Борис Николаевич вспоминал, как они, летчик и пчеловод, из кабинета директора отправились на заводской аэродром выбирать подарок - новенький истребитель. Двое мужчин, пожилой и молодой, между делом заглянули в магазин?
Но это был счастливый выбор. Еремин летал на подаренном самолете до освобождения Крыма, машина выработала ресурс и была списана. Ныне она украшает музей в Саратове. А дальше - почти фантастика. В мае 1944-го Головатый, огорченный, что его самолет, хотя и успешно, но мало послужил Б. Еремину, купил ему второй истребитель, на этот раз - Як-3. И на нем - его тоже ни разу не сбили! - Еремин летал до освобождения Праги. Из 23 сбитых вражеских самолетов 14 он сбил на подаренных «Яках»!

Разумеется, Головатый не был первым. Еще в 1941 году люди понесли на алтарь Отечества всё что могли, вспоминая Кузьму Минина. Подлинные слова Кузьмы Минича Захарьева Сухорукова никому не известны, но мы верим, что великий русский гражданин сказал: «Люди посадские, люди торговые, люди ратные! Захотим помочь Московскому государству, так не пожалеем ничего, продадим дворы наши, достояние свое, имение свое, жен и детей заложим, станем бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником!» Ферапонт Головатый стал одним из символов народа, поднявшегося за свою честь, свободу и независимость. Да, деньги тогда, как и сегодня, стоили немного, но тогдашние сто тысяч - не нынешние. Сегодня сто тысяч не хватит на три квадратных метра жилплощади, а тогда столько стоил боевой самолет!.. Радио, газеты, митинги… Голодные люди отчисляли часть своих заработков, приносили из дома драгоценности…
А ведь семья Ферапонта Петровича жила, как и все, в доме даже хлеб не всегда был, внуки ходили в школу в истрепанной одежде. Но когда бабушка сказала, что надо бы подумать об их будущем, дед ответил: «Вот я и думаю об их будущем. Разобьем фашистов - все тогда будет: и ботинки, и сапоги, и пальто...» Нет, не от большого достатка семья отдавала свои трудовые деньги на самолет. Впрочем, нормального достатка в те годы не имел никто. И тем не менее…
Михаил Шолохов передал фронту Сталинскую премию за «Тихий Дон». Корней Чуковский и Алексей Толстой купили по самолету. Александр Твардовский и Лебедев-Кумач внесли по 50 тысяч. Танк, построенный за счет Кукрыниксов, Маршака и Михалкова (разумеется, Сергея), дошел до Берлина. Да и сам А. Яковлев внес 150 тысяч. Сталинскими премиями поделились военные конструкторы Л. Кошкин (танк Т-34) и С. Ильюшин (штурмовик Ил-2), многие ученые, в том числе известный томичам историк И. Разгон. Вольф Мессинг купил истребитель. Старейший русский писатель Викентий Вересаев отдал золотые вещи общим весом более трехсот граммов, артисты Малого театра приобрели звено самолетов. Комсомольцы Омской и Новосибирской (в нее тогда входил и наш Томск) областей собрали средства на две авиаэскадрильи. Не говорю уж о нашей Марии Октябрьской, купившей танк Т-34 «Боевая подруга», воевавшей на нем и ставшей Героем Советского Союза (не могу не заметить, что в свое время ее родители были раскулачены и высланы). Да разве можно перечислить всех наших граждан, последовавших примеру Ф. Головатого, хотя дело не в примере!
В фонд обороны население передало более 17 миллиардов рублей наличными, 13 кг платины, 131 кг золота, 9519 кг серебра и т.д. Фонд обороны оказался сопоставимым со средними годовыми расходами Красной Армии и Флота.

В нашем селе первым поддержал Ф. Головатого местный священник, пожертвовавший 50 тысяч рублей. Верховный ответил ему телеграммой, опубликованной «Правдой». А дальше… Никогда не думал, что у наших колхозников хранилось столько денег. Но то, что они «просто так» отдали их, ни тогда, ни сейчас меня не удивляло. Правда, я тогда не знал, что наш архиепископ Сарапульский Иоанн и несколько других иерархов в эти дни были освобождены из ГУЛАГа и на военных самолетах доставлены в Москву для встречи с руководством страны и обсуждения места и роли Церкви в условиях войны. Да и того, что местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий и Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин возглавят эту встречу в Кремле, я тоже не знал.
Напомню, что патриаршество в России было ликвидировано Петром I и восстановлено 11 ноября 1917 года. Но после кончины в 1925 году патриарха Тихона его место никем не занималось. И лишь в 1943 году после встречи со Сталиным патриархом избрали местоблюстителя Сергия, а Церковь получила определенную поддержку со стороны власти. Церковь и ранее решительно вставала на сторону нашего народа и Советского правительства в деле защиты Отечества, но именно в 1943 году она приняла решительное участие в сборе средств в Фонд обороны, на них сформировали танковую колонну имени Дмитрия Донского и авиаэскадрилью имени Александра Невского. Об иных составляющих Победы и роли в ней Церкви сейчас не пишу.

Сложнее было сельской интеллигенции и нам, ссыльным. Ни в Сбербанке, ни в «чулках» у нас ничего не было, мамина зарплата составляла около трехсот рублей, других доходов, даже приличного огорода, мы тогда не имели. Но два папиных серебряных портсигара у нас сохранилось. Один к 30-летию отца подарили его товарищи по 3-й армии, участнице разгрома Колчака. Вторым его наградила служба ПВО Наркомата судостроения «за исключительно энергичное руководство в деле организации и осуществления мероприятий противовоздушной обороны и достигнутые ею успехи». Насчет успехов я узнал позднее, приехав в Ленинград и побывав на верфи. Да, Северная судостроительная (бывшая Путиловская) верфь, оказавшаяся у линии фронта, обстреливалась немецкой полевой артиллерией, но германской авиации серьезных успехов там добиться не удалось. Всю войну кораблестроители делали свое дело! Правда, ни постройкой эсминцев и торпедных катеров в годы войны, ни противовоздушной обороной директор верфи Ф.Д. Пичурин уже не занимался, но и то и другое было подготовлено при его участии.
Мама сказала, что курить я, наверное, не буду (она ошиблась), а серебро, более двухсот граммов, нужно государству. Мы тоже получили телеграмму, но она почему-то не сохранилась.

Вот, собственно, всё, о чем, как о частичке трудового подвига миллионов советских людей, настоящих граждан с широкой и щедрой душой, мне хотелось рассказать. Что же касается пощечин и презрения, о которых я упомянул в начале этих заметок, то это вопрос к власти. Каждый день «задерживают по подозрению» то мэра, то прокурора, то полковника полиции, то члена кабинета министров, а народ не прекращает разговоров о жуликах и воровском государстве, о деньгах мафии. Неужели вокруг нас совсем не такие люди, как старый председатель колхоза и миллионы простых граждан? Неужели сегодня те, кто у власти, не только самолет Отечеству своему за последние гроши не купят, но и куском хлеба не поделятся? Не смогут или не захотят оградить нашу Родину от вала коррупции, от банды воров, жуликов и мошенников, от издевательства над нами? Или что-то сломалось в их психологии? Но если это так, то вы не справляетесь с взятым на себя делом. Поэтому я не хочу жить и работать с вами! Господа! Уйдите сами, не дожидаясь того момента, когда люди очнутся и «станут бить челом тому, кто бы вступился за нас, и был у нас начальником»! Кто придет? Кузьма Минин? Ферапонт Головатый? Емельян Пугачев?
Утопия? Никто не придет? Народ спит? Скоро нам объяснят, что случилось недоразумение, подозрения оказались необоснованными, задержаны вовсе не преступники, а хорошие работники, допустившие небольшие ошибки, так, на пару миллионов долларов. А не ошибаются лишь те, кто ничего не делает. Далее по привычной схеме, описано еще Иваном Андреевичем Крыловым. Пожурим, пару месяцев подержим для испугу в Лефортово или на домашнем аресте, за это время подберем страдальцам непыльные должности. Вам желательны имена и адреса, прикажете огласить весь список?

Не всем известно, что в годы Великой Отечественной войны любой гражданин Советского Союза мог купить боевую технику. Танки и самолеты приобретались, понятное дело, не ради того, чтобы во двор поставить, а в благотворительных целях, на нужды армии.

Из своих личных сбережений советские граждане оплатили, по позднейшим подсчетам, почти год войны!
Основоположником этого движения в поддержку родной армии стал саратовский колхозник, пасечник Ферапонт Головатый.

С чего все началось

В 1941 году Ферапонту Головатому исполнился 51 год. На фронт его не призвали, он остался дома с тремя дочками и девятью внуками. Три зятя ушли на фронт. Очень может быть, что Ферапонт Петрович и сам был бы не против взять в руки оружие, но на кого такую ораву оставишь? Да и навоевался он уже к тому времени. За спиной у Ферапонта Головатого к тому времени была Первая мировая, в годы которой он служил в лейб-гвардии кирасирском Его Величества полку, воевал в составе пулеметной команды, был награжден Георгиевскими крестами 2-й, 3-й, 4-й степеней. В Гражданскую Головатый был командиром эскадрона Первой конной армии.
Но и оставшись в своем колхозе «Стахановец» на хуторе Степной Ново-Покровского района Саратовской области, где он работал пчеловодом, Ферапонт Петрович как мог, трудился для победы.
В декабре 1942 года Ферапонт Головатый выехал на рынок в город Саратов, от хутора Степной – 200 километров, чтобы продать мед. Меда Головатый в тот год накачал аж 2 центнера. Стоил он недешево: до 900 рублей за килограмм. Удачно расторговавшись, и набрав, безо всякого преувеличения, мешок денег, Головатый отправился к директору Саратовского авиазавода.

А почем у вас самолет?

Директор завода Израиль Соломонович Левин был немало удивлен, когда к нему в кабинет явился незнакомый человек с целым заплечным мешком денег. «Желаю самолет для фронта купить, -- заявил гость, -- вот, деньги со мной!».
Самолет стоил 100 тысяч рублей, фактически – один центнер меда.
В то время было нередким делом, когда самолеты и другую боевую технику приобретали для фронта трудовые коллективы. Но чтобы вот так, один человек, на свои личные сбережения! Удивленный директор позвонил в обком, оттуда – в Москву. И вскоре пришла телеграмма: «Военный совет ВВС КА сердечно благодарит Ф.П.Головатого за его патриотический почин. Деньги просим внести в Госбанк, в фонд обороны. Копию квитанции вручить военпреду завода, выделить один из боевых облетанных самолетов «Як-1», написав на фюзеляже то, что просит колхозник».
Внучка Ферапонта Головатого Лидия Сергеевна Тюрникова вспоминала позднее, что дед по поводу своего решения ни с кем не советовался. Просто поставил семью перед фактом, и все. Конечно, родные были не в восторге: полный дом малых детей, и всех кормить-одевать надо, какой тут самолет? Но Головатый стоял на своем твердо. «Ничего ты, Маруся, в политике не смыслишь, если немцы возьмут Сталинград - нам всем хана!» -- говорил он жене. Кроме того, Ферапонт Петрович был, как говорят его близкие, сильно неравнодушен к авиации.
Поступок Головатого немедленно подняла на щит советская пропаганда. В некоторых газетах писали даже, что он купил самолет едва ли не на последние деньги. Это, конечно, не совсем так. В доме у Ферапонта Петровича водилась и картошка, и капуста, и свекла, так что, многочисленное семейство зиму пережило хоть и не роскошно, но не голодно.

Первый самолет

Приобретая самолет для армии, Головатый поставил единственное условие: чтобы на нем летал земляк, саратовец. Через месяц, в январе 1943 года саратовскому летчику, майору Б. Н. Еремину был передан самолет Як-1 с дарственной надписью на борту: «Летчику Сталинградского фронта, гвардии майору Еремину от колхозника колхоза «Стахановец» тов. Головатого». Еремин впоследствии стал генерал-лейтенантом авиации, Героем Советского Союза. Самолет отлетал славный боевой путь от Сталинграда до Крыма. Еремин воевал так умело, что ни разу не был сбит.
Уже после освобождения Севастополя, в 1944 году, самолет обследовали и признали его выработавшем ресурс и к полетам более негодным. Однако, боевую машину не утилизировали, а отправили в Саратов на специальной платформе. Там, в Саратове, она был выставлена на площадь для всеобщего обозрения, чтобы все видели надпись на фюзеляже.

Второй самолет

Головатый никак не мог допустить, чтобы Еремин остался без новой боевой машины. «Как же так, -- сокрушался он, -- война еще не кончилась, а самолет уже не летает!». Пришлось снова писать товарищу Сталину, и просить, чтобы новый самолет, который намеревался приобрести Головатый, достался не кому-нибудь, а снова – летчику Еремину. Просьба неугомонного пасечника была выполнена.
Головатый приобрел Як-3 – по тем временам, новейшую модель. И этот самолет был передан майору Борису Еремину, специально для такого дела прибывшему с фронта. На фюзеляже вновь красовалась надпись: «От Ферапонта Петровича Головатого 2й самолет на окончательный разгром врага».
Рука у пасечника оказалась легкой. Этот самолет, как и предыдущий, ни разу не был сбит, и Еремин встретил с ним день Победы в Праге.
Надо сказать, что за свой поступок Головатый получил-таки награду от государства: 4 детских шубки и несколько пар детских же валенок. Эти обновы в годы войны были очень и очень нелишними для семьи, где росло столько детей.