Границы ингерманландии. История и культура ингерманландии

- 1471

Еще сравнительно недавно упоминание об ингерманландских финнах, как и само слово «Ингерманландия», практически не допускалось – и территории с таким названием этого народа как будто бы не существовало. По словам историка Вадима Мусаева, «подавляющее большинство нынешних жителей Петербурга и Ленинградской области даже и не знает, что живет в Ингерманландии, и имеет самое смутное понятие об обитавших здесь ранее финнах».

Поскольку ингерманландцы стали жертвой сталинских репрессий и лишились исторической родины, все, что с ними связано, вычеркивалось из истории. После войны ингерманландским финнам приходилось скрывать национальность – к ним с предубеждением относились как к бывшим врагам, пособникам оккупантов, а само слово «финн» нередко ассоциировалось с понятием «враг».

Считается, что западная граница Ингерманландии проходит по реке Нарове, затем по рекам Луге, Оредежу, Тосне, Мге и Лаве. Северная граница – по реке Сестре, от Ладожского озера до Финского залива. Как отмечает этнограф Наталья Юхнева, на территории Северо-Запада, еще до прихода туда славян, жило «аборигенное финно-язычное православное население»: водь, ижоры, вепсы и карелы. В западноевропейских источниках ижор называли инграми, а место их расселения – Ингерманландией.

В XVII веке, во время шведского владычества, Ингерманландия, пустовавшая после массового исхода жителей, стала заселяться финнами-лютеранами. Именно их сейчас называют финнами-ингерманландцами, а в XIX веке говорили – «петербургские финны». К концу XVII века финны составляли 80% обитателей приневских земель. Даже после основания Петербурга, когда сюда со всех краев России стали переселять русских крестьян, финны-ингерманландцы продолжали составлять значительную часть населения многих районов Петербургской губернии, поначалу она даже называлась Ингерманландской. В числе первых жителей Петербурга имелось немало ингерманландцев, выходцев из этих краев.

По данным земской статистики, по состоянию на 1897 год население Петербургской губернии составляло 690280 человек, из них – 107006 финнов и 13692 – ижорцев. В центральной части Петербургской губернии, состоявшей из пяти уездов – С.-Петербургского, Шлиссельбургского, Царскосельского, Петергофского и частью Ямбургского, – преобладало финское население. Вместе с тем «финский элемент» заметно ослабевал «по мере удаления от южного конца перешейка между Финским заливом и Ладожским озером, так что наиболее западный из этих пяти уездов – Ямбургский – менее всего сохранил у себя финские национальные черты». Три «периферические» уезда, Гдовский, Лужский и Новоладожский, составлявшие, однако, больше половины территории губернии, почти совсем не имели финского населения.

«Таким образом, оказывается, что в трех наибольших по площади уездах, с половиной всего населения, – отмечалось в отчетах земской статистики на 1897 год, – проживает ничтожное количество финнов (1343 чел.), тогда как в остальных пяти уездах, в которых числилось 335050 человек населения, финнов в том числе было 105663, или 31,53%; если к этому прибавить 13 057 ижорцев, проживавших в двух из тех же пяти уездов, то процентное соотношение финского населения ко всему населению губернии в той ее части, где оно вообще встречается, выразится в среднем в 35,43%». Больше всего финского населения регистрировалось в Петергофском, С.-Петербургском, Царскосельском и Шлиссельбургском уездах Петербургской губернии.

ИНГЕРМАНЛАНДИЯ (Ингрия, Ижорская земля), одна из территорий Русского государства. Область, недостаточно четко ограниченная, прилегала к р. Неве и побережью Финского залива до р. Наровы (Нарвы); входила в состав Водской пятины Новгородской (в летописях упоминается с XIII в.). Была населена различными финскими народностями, среди которых выделялись водь и ингрикоты (ингры, ижора), а также новгородскими выходцами, образовавшими два погоста, Ижорский и Спасский. В XVI в. Ингерманландия переходила из рук в руки, от русских к шведам и обратно. В 1617 отошла по Столбовскому миру к шведам; в 1702 была снова завоевана Петром I. Влияние шведов сказалось на обращении в лютеранство значительной части местного финского населения. С 1706 составила вместе с С.-Петербургом ядро Ингерманландской губ., занимавшей первоначально площади будущих губерний: Петербургской, Эстляндской, Новгородской, Псковской, Тверской, Олонецкой и Ярославской. В 1719, при новом разделе на губернии, вошла в состав С.-Петербургской губ.

Известный русский историк В. Н. Татищев связывал это название с именем князя Игоря (скандинавский вариант – Ingor, в женском варианте – Inger). Исследователь А. Шёгрен пытался лингвистически обосновать связь названия с именем Ингегерд. Финское же название «Инкери» (Inkeri) возможно намного древнее и, может быть, получило своё название от реки Инкери йоки (Inkerijoki), так называется по фински река Ижора, которая течёт по территории средней Ингерманландии. Ещё в начале ХХ века здесь проживали финны, ижора, водь, эстонцы, карелы, русские и немцы. Различные группы населения могли проживать на одной и той же территории, и даже в одной и той же деревне. Считается, что изначальным населением Ингерманландии были Водь и Ижора. Самые ранние археологические свидетельства, говорящие в пользу води, относятся к началу нашей эры. На основании некоторых захоронений можно утверждать, что на территорию Ингерманландии в IV – VII веках пришли новые поселенцы из Восточной Эстонии.

В старых русских источниках водь впервые упоминается в 1069 году. Так под этим годом есть известие, что при сражении новгородцев с полоцким князем Всеславом «велика бяще сеця Вожанам ипаде ихъ бесчисленное число». А под 1149 годом сообщается, что емь, напавшая на водь, была разбита при помощи новгородцев. Правда, упоминаемая в летописи Нестора чудь, которая, как утверждается, в IX веке приняла участие в создании Русского государства, вполне могла быть именно водью. Происхождение ижоры столь же загадочно, как и води. Очевидно, что ижора и карелы имели общие корни. Ранее считалось, что предки ижор переселились в Ингерманландию из Древней Карелии, с западного побережья Ладожского озера, где-то в начале II-го тысячелетия.

В русских летописях ижора впервые упоминается под 1228 годом, когда она, как свидетельствует источник, вместе с новгородцами отражала нападение хяме. После этого ижора, равно как и корела, неоднократно упоминается в летописях в связи с военными предприятиями Новгорода, направленными против Запада. Славянские племена, кривичи и словене, появились в южной Ингерманландии в районе Чудского и Ильменского озёр, примерно, в VI – VIII веках. Через два века славяне начали проникать уже на собственно Ингерманландскую возвышенность. Об этом свидетельствуют тысячи курганов, из которых самые древние относятся именно к Х веку. С этого времени начались взаимные контакты славянских и финских племён в Ингерманландии. Можно считать, что с самого начала эти контакты носили оживлённый характер, поскольку в курганах и захоронениях соседствуют как древнерусские, так и прибалтийско-финские черты. В последующие столетия влияние славян постоянно возрастало. На то были две основные причины: к XIV столетию вся Ингерманландия уже вошла в орбиту новгородского влияния, и её жителей обратили в православие. После Ореховского мира 1323 года Новгород, а затем Москва закрепляют приобретённые территории. В те времена на Ижорской земле находилось несколько укреплённых крепостей: центральная старая крепость Орешек, Копорье (Kaprio), Ям (Jam, Jama), Ивангород.

С XII века Ижорская земля входила в состав Новгородской земли. В этот период Новгородская республика постоянно вела войны со шведами («Невская битва» 1240 года), датчанами, а также с Тевтонским орденом («Ледовое побоище» 1242 года). В 1280 году великим князем Дмитрием Александровичем заложена первая каменная крепость на территории Приневского края - Копорье. В ареале племени емь в западной Ингрии была основана крепость Ям (позднее Ямбург, Кингисепп). В XV веке Ижора, как и вся Новгородская земля, была завоёвана и присоединена к Московскому Великому княжеству. Для охраны западных рубежей в 1492 году по приказу великого князя Ивана III была построена крепость Ивангород. В мае 1583 по итогам неудачной для Ивана Грозного войны Русское царство заключило Плюсское перемирие со Швецией, по которому лишалось почти всей Ижорской земли. Восточные уезды Водской пятины стали владением Швеции (швед. Svenska besittningar), то есть, в отличие от провинций, обладали статусом завоёванной территории и находились под властью генерал-губернатора, который подчинялся напрямую королю. В составе Русского царства остался только Ореховский уезд с рекой Невой. В 1595 году захваченная часть Водской пятины была возвращена Русскому царству по Тявзинскому договору.

Границы Ингерманландии ограниченны Финским заливом, рекой Нарва, Чудским озером и Ладожским озером с прилегающими к нему равнинами на востоке. Границей с Финской Карелией считается река Сестра. Южная часть не имеет четких географических ориентиров и соответствует границе между Россией и Швецией установленной в 1617 году. В 1708 году эти земли вошли в состав Ингерманландской губернии, с 1710 - Санкт-Петербургской Губернии, а с 1927 года - Ленинградской области. Границы этих образований значительно менялись с течением времени. С 1803 по 1926 года историческая Ингерманландия включала в себя город Санкт-Петербург и 5 уездов Санкт-Петербургской губернии: Петербургского (Петроградского), Петергофского, Царскосельского (Детскосельского), Шлиссельбургского и Ямбургского. В настоящее время это территории Кингисеппского, Волосовского, Гатчинского, Ломоносовского, Тосненского, Всеволожского и западная часть Кировского (до реки Лавы, ранее Лавуя) районов Ленинградской области. После Октябрьской революции 1917 года северная часть Ингерманландии при поддержке независимой Финляндии, провозгласила государственный суверенитет - была образована республика Северная Ингрия со столицей в деревне Кирьясало Всеволожского района, просуществовавшая с 1918 по 1920 гг. В 1920 по условиям Тартуского договора между РСФСР и Эстонией небольшая часть западной Ингрии была включена в состав Эстонской республики.

Русское население не могло понять смысла старых названий сел, островов, рек, и переиначивало их «на русский лад», к примеру село Ауттава было переназвано в Автово, а село Кеттеле - в более понятное «Котлы», и так далее. С приходом русских автохтонное население испытало серьёзное влияние русской культуры, которое, в частности, сказалось на языке, что привело к его полному вытеснению.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова ингерманландия

ингерманландия в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ингерманландия

ИНГЕРМАНЛАНДИЯ (от швед. Ingermanland) одно из названий Ижорской земли.

Википедия

Ингерманландия

Ингерманла́ндия (Ингрия, Ижора, Ижорская земля; ; ; ; Ижера, Ижерская земля ) - этнокультурная и историческая область на северо-западе современной России. Располагается по берегам Невы, ограничивается Финским заливом, рекой Нарвой, Чудским озером на западе и Ладожским озером с прилегающими к нему равнинами на востоке. Её границей с Карелией считаются реки Сестра и Смородинка.

Ингерманландия (альбом)

«Ингерманландия» - первый официальный альбом петербургской группы « Электрические партизаны » и шестой авторский альбом Вадима Курылёва. Альбом замыкает трилогию «Дождаться Годо» - «Эквилибриум» - «Ингерманландия». Здесь мы попытались совместить созерцательную психоделику « Дождаться Годо » с радикалистским драйвом « Эквилибриума ». В поисках утерянной страны, растворившейся в прибалтийских туманах, мы побывали в разных пространствах и временах - от гиперборейских льдов до подземки индустриального мегаполиса. Вой сирен воздушной тревоги или дымящиеся рифмы торфяных болот - всё это в музыке «Ингерманландии».

Ингерманландия (значения)

  • Ингерманландия - историческая область.
  • Ижорская земля - историческое название территории, населённой народом ижора, во многом совпадающей с Ингерманландией.
  • Административные единицы:
    • Шведская Ингерманландия - провинция Швеции с 1580 по 1595, а затем с 1617 по 1721 годы.
    • Ингерманландская губерния - административное образование, существовавшее во времена Петра I.
  • Эстонская Ингерманландия - исторический регион в западной части Ингерманландии.
  • Республика Северная Ингрия - кратковременное государственное образование (1919-1920 год) на севере Ингерманландии.
  • Inkeri - финноязычная газета, выходившая в Санкт-Петербурге в 1884-1917 годах. В настоящее время под тем же названием выходят газеты Ингерманландского союза Эстонии и Санкт-Петербургской организации Союза ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто».
  • Ингерманландия - музыкальный альбом петербургской группы «Электрические партизаны».

Примеры употребления слова ингерманландия в литературе.

Была единая Ингерманландия под ее прямым управлением и латыши с эстонцами хоть злились, но.

России отошли Ингерманландия , Лифляндия, Эстляндия, Выборг и юго-западная Карелия.

Да за убыток по Ингерманландии отдано сорок пять тысячей душ да деньгами невступно шестнадцать тысячей.

Петр снова осадил Нарву, которая была самым важным пунктом Ингерманландии , и взял ее штурмом.

Не могу сейчас точно сказать, было ли это в Эстляндии или в Ингерманландии , помню только, что случилось это в дремучей лесной чаще, когда я вдруг увидел, что за мной со всех ног несется чудовищной величины волк, подгоняемый нестерпимым зимним голодом.

Происходил он из семьи дворянина Псковской губернии, чья голландцы-предки осели в Ингерманландии еще в бытность ее под шведом, до побед Петра Великого.

Оригинал взят у nord_ursus в Приют убогого чухонца: история финского населения в окрестностях Петербурга

Второй по численности город в стране-Санкт-Петербург — находится у северо-западных рубежей, непосредственно примыкая к границам с Финляндией и Эстонией. История этого края, который именуют Ижорской землёй, Ингерманландией, Невским краем или же просто Ленинградской областью, хранит в себе ценный пласт культурно-исторического наследия, оставленный проживавшими здесь финно-угорскими народами. И сейчас, выезжая за пределы Питера, то и дело встречаешь названия сёл и деревень с вроде бы русскими окончаниями, но всё же не совсем привычными русскому уху корнями, — Васкелово, Парголово, Куйвози, Агалатово,Юкки и так далее. Тут, среди дремучих лесов и болот, издавна жили "чухонцы" — так русские называли финно-угорские народы — ижору, водь, финнов, вепсов. Слово это в свою очередь произошло от этнонима Чудь — общего названия прибалтийско-финских народов. Сейчас чухонцев под Питером осталось немного, — некоторые уехали в последние годы, некоторые просто обрусели и ассимилировались,кто-то просто скрывает свою пренадлежность к финно-уграм. В этой статье я попытаюсь хоть немного пролить свет на судьбу этих небольших народов в окрестностях Северной Столицы.

Карта Ингерманландии. 1727 год

Финно-угорские племена — такие как ижора, водь, весь, корела, — издревле населяли территории по берегам Финского залива, реки Невы и Ладожского озера. Для этих племён было характерно подсечно-огневое земледелие, в более северном ареале имели большее значение охота и скотоводство, а также, по берегам моря, — рыболовство. Согласно имеющимся на сегодняшний день результатам археологических исследований, заселение этих земель славянами начинается в VI веке, когда сюда переселяются племена кривичей, и продолжается в VIII веке, когда территории заселяют ильменские словене. Складываются предпосылки возникновения государства. Согласно традиционной российской историографии, датой основания Великого Новгорода считается 859 год, а 862 год — дата начала княжения Рюрика — считается датой возникновения Русского государства. Новгород был одним из самых мощных центров Древней Руси. Владения Новгорода в период его наибольшего расцвета занимали территорию, большую, чем современный Северо-западный федеральный округ, — тогда под его властью находились и Белое море, и Кольский полуостров, и Поморье и даже Полярный Урал.

Таким образом, прибалтийско-финские народы, проживавшие у Финского залива и Ладожского озера, также оказались под властью могущественного северного государства, через которое проходил торговый путь "Из варяг в греки". "Повесть временных лет" упоминает о том, что киевский князь Олег при походе на Константинополь в 907 году взял с собой, среди прочих племён и "чудь", то есть финно-угорские племена, жившие поблизости к Балтике:

«В год 6415 пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь".»

Во второй половине XII века в булле Папы Римского Александра III, высланной упсальскому епископу Стефану, встречается первое историческое упоминание о языческом народе ижора, который в тексте именуется "ингры". При этом территория нынешней Финляндии уже с 1155 года находится под властью шведов, после того, как шведскй король Эрик IX совершил крестовый поход и покорил финские племена, жившие на севере Балтики — емь(в русском произношении более распространено название ямь(от финского яаамит(jäämit) ),от него же пошло название города Ямбург) и сумь (суоми). В 1228 году в русских летописях ижорцы упоминаются уже как союзники Новгорода, участвовавшие совместно с новгородцами в разгроме отрядов финского племени емь, вторгшегося в пределы Новгородской земли в союзе со шведами:

«Последь же оставъшеся Ижеряне устретоша их бегающе, и ту их избиша много, а прок их разбежеся, куды кто видя»

Забегая вперёд, можно сказать, что именно тогда началось цивилизационное разделение финских племён посредством принадлежности разным государствам. Ижора, водь, весь и корела оказались в составе православной Руси и сами постепенно принимали православие, а сумь и емь — в составе католической Швеции. Теперь близкие по крови финские племена воевали по разные стороны фронта, — цивилизационное (в том числе религиозное) разделение взяло верх над кровной близостью.

Тем временем, в 1237 году Тевтонский орден осуществляет успешную экспансию в Прибалтику, захватив Ливонию, и укрепляется на русских рубежах, основав крепость Копорье. Новгород избежал разрушительного монгольского нашествия в то время как возникла серьёзная угроза с западной стороны. С самого момента закрепления шведов в Финляндии Карельский перешеек и устье Невы становятся местом территориальных споров между Новгородской Русью и Швецией. И 15 июля 1240 года шведы под руководством ярла Биргера Магнуссона совершают нападение на Русь. Происходит битва у впадения реки Ижора (получившей название как раз по племени) в Неву, известная как Невская битва, в результате которой новгородское войско под командованием князя Александра Ярославича, получившего в результате битвы прозвище Невский, одерживает победу. Упоминания о помощи финно-угров русскому войску можно увидеть и здесь. В хрониках упоминается «некий муж по имени Пелгусий (Пелгуй, Пелконен), который был старейшиной в Ижорской земле, и ему были доверена охрана морского побережья: и он принял святое крещение и жил посреди своего рода, погана суща, и в святом крещении дано ему было имя Филипп» . В 1241 году Александр Невский начинает освобождать западную часть Новгородской земли, а 5 апреля 1242 года его войско одерживает победу над Тевтонским орденом на льду Чудского озера (Ледовое побоище).

В XIII веке большая часть ижорцев, вожан (водь) и карел принимает православие. В административном делении Новгородской земли появляется такая единица как Водская пятина, получившая название по народу водь. В 1280 году князь Дмитрий Александрович укрепляет западные рубежи Новгородской республики, когда по его указу была построена каменная крепость Копорье(фин.Каприо), — на том же месте, где немцы построили деревянную крепость в 1237 году. Несколько западнее была построена крепость Ям (бывший Ямбург,ныне город Кингисепп). В 1323 году в новгородской крепости Орешек в истоке Невы, между Новгородом и Швецией был заключён Ореховецкий мирный договор, установивший первую границу между этими двумя государствами. Карельский перешеек разделялся надвое. К Швеции отошла западная его часть, где шведы в 1293 году основали город Выборг, к Новгороду — восточная с крепостью Корелой и Ладожским озером. Согласно условиям договора, Новгород передавал Швеции «по любви три погосты Севилакшю (Саволакс, — ныне в составе Финляндии), Яскы (Яскис или Яаски, — ныне посёлок Лесогорский Выборгского района), Огребу (Эуряпяя, — ныне село Барышево Выборгского района) - Корельскый погосты» . Вследствие этого часть племени корела стала проживать в Швеции и, будучи обращённой в католичество, приняла участие в этногенезе финнов.

Крепость Копорье. Ныне находится в составе Ломоносовского района Ленинградской области

Новгородско-шведская граница по Ореховецкому миру. 1323 год

Таким образом, в XIV веке мы наблюдаем такую картину расселения прибалтийско-финских народов: в Швеции живут финны и саамы, в Новгородской республике — карелы, вепсы, водь и ижора, в Ливонском ордене проживают эстонцы. В 1478 году Новгородская земля была завоёвана московским князем Иваном III и стала частью централизованного Русского государства. В 1492 году по указу князя на западной границе, напротив ливонского замка Нарва (Ругодив) была построена крепость Ивангород. При Иване IV Грозном после окончания Ливонской войны Россия в 1583 году заключает Плюсское перемирие со Швецией, которое приводит к изменениям государственной границы, — теперь западная часть Ижорской земли с крепостями Копорье, Ям и Ивангород, а также восточная часть Карельского перешейка с крепостью Корела отходят к Швеции, которая в свою очередь присоединяет Эстляндию, то есть северную часть Ливонского ордена (собственно Ливония отходит к Речи Посполитой). Теперь часть ижоры и води также оказывается под властью Швеции.

Изменение границ по Плюсскому перемирию. 1583 год. Территории, отошедшие Швеции, показаны серым цветом.

Но прошло всего семь лет, как Россия предприняла реванш за результаты Ливонской войны. В результате русско-шведской войны 1590-1593 годов Россия возвращает как Карельский перешеек, так и западную часть Ижорской земли. В 1595 году возврат земель был закреплён подписанием мира в ижорском селе Тявзино поблизости от Ивангорода.

Однако вскоре наступил коренной перелом в истории края. В 1609 году, во время Смуты, в Выборге был заключён договор между русским правительством Василия Шуйского и Швецией, по условиям которого шведы обязались оказать военную помощь России в деле борьбы против польской интервенции, в обмен на передачу Россией Корельского уезда (то есть восточной части Карельского перешейка) в состав Швеции. Шведским войском командовал полководец Якоб Понтуссон Делагарди — дворянин французского происхождения. После сокрушительного поражения объединённого русско-шведского войска в битве у села Клушино Делагарди под предлогом неисполнения русскими условия о передаче Корелы прекратил оказание военной помощи России. Швеция теперь выступила в роли интервента, оккупировав сначала Ижорскую землю, а затем, в 1611 году, захватив Новгород. В качестве предлога к этим действиям шведы использовали то обстоятельство, что московская Семибоярщина избрала на русский престол польского королевича Владислава, в то время как Швеция находилась в состоянии войны с Польшей и данное действие рассматривала как сближение России с Польшей. По этой же причине, говоря о событиях Смутного времени, Швецию ни в коем случае нельзя назвать союзником Польши, — она, как и Польша, осуществляла интервенцию в России, но не в союзе с Польшей, а параллельно. После захвата Новгорода шведы в 1613 году безуспешно осаждали Тихвин, а в 1615 году столь же безуспешно осадили Псков и захватили Гдов. 27 февраля 1617 в селе Столбово под Тихвином между Россией и Швецией был подписан Столбовский мир, по условиям которого Ижорская земля целиком отходила к Швеции.

Собственно говоря, переломный момент в истории Ижорской земли заключался именно в этом. После Столбовского мира очень многие православные жители земель, отошедших к Швеции, — русские, карелы, ижорцы, вожане, — не желая принимать лютеранство и оставаться под шведской короной, покинули свои дома и ушли в Россию. Карелы осели в окрестностях Твери, в результате чего образовался субэтнос тверских карел. Шведы, дабы не оставлять обезлюдевшие земли пустыми, стали заселять их финнами. На этой земле был образован доминион в составе Швеции (доминион — это автономная территория, имеющая статус выше, чем провинция), получивший название Ингерманландия. По одной из версий, данное название — калька термина Ижорская земля на шведский язык. По другой версии, оно происходит от старофинского Inkeri maa — "прекрасная земля" и шведского land — "земля" (то есть, слово "земля" повторяется дважды). Финны, переселённые в Ингерманландию, образовали субэтнос финнов-ингерманландцев (Inkerilaiset) . Большая часть переселенцев были выходцами из провинции Саволакс в Средней Финляндии, — они образовали группу финнов-савакотов (Savakot) , а также из уезда Эуряпяя (Äyräpää) , расположенного на Карельском перешейке, в среднем течении Вуоксы, — они образовали группу финнов-эвремейсов (Äyrämöiset) . Из ижорцев, оставшихся жить в Ингерманландии, некоторые перешли в лютеранство и были ассимилированы финнами, и лишь совсем небольшая часть смогла сохранить православие и самобытную культуру. В целом Ингерманландия оставалась в составе Швеции регионом достаточно захолустным, — сюда отправляли шведских ссыльных, а сама земля была мало заселена: даже через полвека после присоединения к Швеции население Ингерманландии составляло всего 15 тысяч человек. С 1642 года административным центром Ингерманландии был город Ниен (Ниеншанц), основанный в 1611 году, расположенный у впадения Охты в Неву. В 1656 году начинается новая война между Россией и Швецией. Первопричина военного конфликта лежала в успехах русских войск в начавшейся в 1654 году русско-польской войне, когда русские заняли территорию Великого княжества Литовского. Шведы, дабы не допустить захвата Польши русскими и, как следствие, укрепления России на Балтике, вторгаются в Польшу и заявляют о претензиях на территории, занятые русскими войсками. Русский царь Алексей Михайлович использовал данное обстоятельство как повод к попытке возвращения России выхода к Балтийскому морю, и русские войска вторглись в Прибалтику, а затем и в Ингерманландию, где встретили значительную поддержку со стороны оставшихся там православных ижорцев и карел, создававших с целью борьбы против шведов партизанские отряды. По Валиесарскому перемирию 1658 года Россия удерживала захваченные земли за собой, однако в 1661 году была вынуждена заключить Кардисский мирный договор и остаться в границах 1617 года, дабы избежать войны на два фронта — с Польшей и Швецией одновременно. После Кардисского мира произошла ещё одна волна ухода православного населения из Ингерманландии, вместе с уходившими оттуда русскими войсками, и, как следствие, усилился процесс миграции финнов из центральных провинций Финляндии. Теперь финны составляли уже абсолютное большинство населения Ингерманландии.

Административное деление Швеции в XVII веке

Герб шведской Ингерманландии. 1660 год

В самом начале XVIII века русский царь Пётр I положил конец территориальным спорам между Россией и Швецией за контроль над Карелией и Ингерманландией. Северная война началась в 1700 году сперва неудачно для России — поражением русских войск под Нарвой, но затем русские развили успешное наступление вглубь шведских территорий. В 1702 году была взята крепость Нотебург (Орешек), а в 1703 году была взята крепость Нюеншанц, а затем последовало важнейшее в истории России событие — основание Санкт-Петербурга, который в 1712 году стал новой столицей России. Русские войска продолжили наступать на Карельском перешейке и в 1710 году взяли Выборг. Как и в предыдущую русско-шведскую войну 1656-1658 годов, поддержку русским войскам оказывали партизанские отряды православных карельских и ижорских крестьян. Между тем, были нередки случаи перехода финнов-ингерманландцев на сторону России, они в большинстве своём предпочли остаться на своих землях после их присоединения к России. В 1707 году была образована Ингерманландская губерния, переименованная в 1710 году в Санкт-Петербургскую.Северная война завершилась в 1721 году блестящей победой России, которая, по условиям Ништадтского мирного договора, получила Прибалтику, Ингерманландию и Карелию, и статус империи впридачу.

Именно финны-ингерманландцы оставили финские названия сёл и деревень в окрестностях Петербурга, сохранившиеся до сегодняшнего дня. Санкт-Петербург стал самым европейским русским городом. Не только потому что строился по канонам европейской архитектуры, но и потому что значительную часть его жителей составляли приезжие западноевропейцы — архитекторы, ремесленники, рабочие, в основном немцы. Были и ингерманландские финны — своего рода местные европейцы. Значительная часть петербургских финнов работала трубочистами, что создавало определённый стереотипный образ финнов в глазах русских. Также среди них были распространены профессии железнодорожных рабочих и ювелиров, женщины часто работали кухарками и горничными. Культурным и религиозным центром петербургских финнов была лютеранская финская церковь святой Марии на Большой Конюшенной улице, построенная в 1803-1805 годах по проекту архитектора Г. Х. Паульсена.

А окрестности Города на Неве по-прежнему оставались "приютом убогого чухонца". И, как ни странно это было бы сознавать сейчас, за пределами Санкт-Петербурга, не уезжая далеко от него, финскую речь в сёлах можно было услышать порой даже чаще, чем русскую! По состоянию на вторую половину XIX века население Ингерманландии (то есть Санкт-Петербургского, Шлиссельбургского, Копорского и Ямбургского уездов) без учёта населения Петербурга составляла около 500 тысяч человек, из которых финнов насчитывалось около 150 тысяч. Следовательно, финны составляли примерно 30% населения Ингерманландии. В самом Санкт-Петербурге финны по переписи населения 1897 года являлись третьей по численности нацией после великоросов, немцев и поляков, составляя 1,66% населения столицы. При этом в переписях населения XIX века отдельно записывались финны-ингерманландцы и отдельно — финны-суоми, то есть переселившиеся в Санкт-Петербургскую губернию из Великого княжества Финляндского уже после присоединения последнего к России (присоединение, напомню, состоялось в 1809 году, после последней русско-шведской войны). В 1811 году Выборгская губерния, завоёванная Россией ещё в Северную войну, была присоединена к Великому княжеству Финляндскому — автономной части Российской империи, поэтому переселившихся оттуда после 1811 года также относили к финнам-суоми. Ижоры по переписи 1897 года насчитывалось 13774 человека, то есть 3% населения Ингерманландии (опять таки, без учёта населения Петербурга) — в десять раз меньше, чем финнов.

Финская кирха святых апостолов Петра и Павла в селе Токсово. 1887 год

Финская кирха святой Марии в Санкт-Петербурге


Карта евангелическо-лютеранских приходов Ингрии. 1900 год

Но в 1917 году произошла революция, и наступил коренной перелом в истории всей нашей страны, и нашего края в частности. Изменились и российско-финские отношения. 6 декабря 1917 года финляндский сейм провозглашает государственную независимость Финляндской Республики (Suomen tasavalta) , которую через 12 дней признают большевики. Через месяц в Финляндии также вспыхивает социалистическая революция, а затем гражданская война, которая завершается поражением красных. После поражения в гражданской войне финские коммунисты и красногвардейцы бежали в Советскую Россию. При этом вопрос о границе между Советской Россией и Финляндией остаётся нерешённым. Главнокомандующий войсками Финляндии Карл Густав Эмиль Маннергейм считает необходимым "освободить" от большевиков Карелию, и весной 1919 года финские войска предпринимают неудачные попытки захвата Карелии.

Население северной части Ингрии находилось на территории, подконтрольной большевикам. Ингерманландские крестьяне подвергались продразвёрсткам и красному террору, который проводился в ответ на уклонение крестьян от мобилизации в Красную армию, многие из них бежали через финскую границу в приграничные финские сёла Раасули (ныне Орехово) и Рауту (ныне Сосново). В начале июня ингерманландские крестьяне из деревни Кирьясало подняли антибольшевистское восстание. 11 июня повстанцы в количестве около двухсот человек взяли под свой контроль деревню Кирьясало и близлежащие Аутио, Пусанмяки, Тиканмяки, Уусикюля и Ванхакюля. 9 июля была провозглашена независимая республика Северная Ингрия (Pohjois Inkerin Tasavalta) . Территория республики занимала так называемый "Кирьясальский выступ" площадью около 30 квадратных километров. Столицей стала деревня Кирьясало, а руководителем стал местный житель Сантери Термонен. За короткое время держава обзавелась государственной символикой, почтой и армией, с помощью которой пыталась расширить свою территорию, но потерпела неудачи в боях с Красной армией у сёл Никулясы, Лемболово и Грузино. В сентябре 1919 года руководителем республики стал офицер финской армии Юрье Эльфенгрен.

Флаг Республики Северная Ингрия Юрье Эльфенгрен

Почтовые марки Республики Северная Ингрия

Приблизительно показана территория, подконтрольная Республике Северная Ингрия

Но борьба ингерманландских крестьян за независимость так и осталась в истории. 14 октября 1920 года в эстонском городе Тарту был подписан мирный договор между Советской Россией и Финляндией, по условиям которого Северная Ингрия оставалась в советском государстве. 6 декабря 1920 года, во вторую годовщину независимости страны Суоми, в Кирьясало был проведён прощальный парад, после которого флаг Северной Ингрии был спущен, а армия вместе с населением ушла в Финляндию.

Северо-ингерманландская армия в Кирьясало

Советская власть в 1920-е годы проводила политику "коренизации", то есть поощрения национальных автономий. Эта политика была призвана снизить межнациональные противоречия в молодом советском государстве. Распространялась она и на ингерманландских финнов. В 1927 году в северной части Ленинградской области насчитывалось 20 финских сельсоветов. В том же году был образован Куйвозовский финский национальный район (Kuivaisin suomalainen kansallinen piiri ) , занимающий территорию севера нынешнего Всеволожского района, с административным центром в селе Токсово (название района от деревни Куйвози), в 1936 году район был переименован в Токсовский. По данным переписи 1927 года, в районе насчитывалось: финнов — 16370 человек, русских — 4142 человека, эстонцев — 70 человек. В 1933 году в районе действовало 58 школ, из которых 54 были финские и 4 русские. В 1926 году на территории Ингерманландии проживало: финнов — 125884 человека, ижоры — 16030 человек, води — 694 человека. В Ленинграде действовало издательство "Kirja", выпускавшее коммунистическую литературу на финском языке.

Путеводитель "На лыжах по окрестностям Ленинграда" 1930 года описывает Куйвозовский район следующим образом:

«
Куйвазовский район занимает большую часть Карельского перешейка; с запада и севера он граничит с Финляндией. Он образован при районировании в 1927 г. и причислен к Ленинградской области. С востока примыкает к району Ладожское озеро, да и вообще эти места богаты озерами. Куйвазовский район тяготеет к Ленинграду как в части сельского хозяйства огородно-молочного уклада, так и в части кустарной промышленности. В отношении же фабрик и заводов, последние представлены только Аганотовским Лесопильным заводом быв. Шувалова (в 1930 г. в нем работало 18 человек) в селенье Вартемяки. Площадь Куйвазовского района исчисляется в 1611 кв. км, ее население — 30700 человек, плотность на 1 км² — 19,1 чел. По национальностям население распределяется следующим образом: финнов — 77,1 %, русских — 21,1 %, из 24 сельсоветов 23 финских. Лес занимает 96 100 га, пашня 12100 га. Естественные сенокосы — 17600 га. В лесах преобладают хвойные породы — 40 % сосны, 20 % ели и только 31 % лиственных пород. Что касается скотоводства, приведем несколько цифр, относящихся к весне 1930 г.: лошадей — 3733, крупного рогатого скота — 14 948, свиней 1 050, овец и коз — 5 094. Из общего числа хозяйств района (6 336), падало на кулацкие в апреле месяце всего 267. Сейчас район завершает сплошную коллективизацию. Если на 1 октября 1930 г. в нем было 26 колхозов с 11,4 % обобществленных бедняцко-середняцких хозяйств, то на сегодняшний день в районе около 100 сельскохозяйственных артелей (на июль — 96) и 74 % коллективизированных хозяйств.

Велики успехи района по увеличению посевной площади: по сравнению с 1930 г. площадь яровых культур выросла на 35 %, по овощам на 48 %, по корнеплодам — на 273 %, по картофелю — на 40 %. Район прорезает линия Октябрьской жел дор. Ленинград — Токсово — Васкелово на протяжении 37 км. Кроме того, есть 3 крупных тракта и ряд мелких с общим протяжением в 448 км (на 1 января 1931 г.).

В ответ на выступления бело-фашистских группировок за финской границей с интервенционистскими планами район отвечает сплошной коллективизацией и увеличением посевной площади. Центр района находится в селении Токсово
»

Однако вскоре лояльность советской власти ингерманландским финнам почти сходит на нет. Как народ, живущий в приграничье с буржуазной Финляндией, и, к тому же, представяющий ту же нацию, что в этом государстве проживает, ингерманландцы считаются потенциальной пятой колонной.

В 1930 году началась коллективизация. На следующий год в рамках "кулацкой высылки" из Ленинградской области было выселено около 18 тысяч ингерманландских финнов, которые были отправлены в Мурманскую область, на Урал, в Красноярский край, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. В 1935 году в приграничных районах Ленинградской области и Карельской АССР по указу наркома внутренних дел Г. Г. Ягоды была произведена высылка "кулацкого и антисоветского элемента", при этом многие ссыльные были предупреждены о своём выселении лишь накануне. Сейчас однако нельзя однозначно утверждать, что это мероприятие было сугубо этнической депортацией. После этой акции многие финны оказались в Омской и Иркутской областях, Хакасии, Алтайском крае, Якутии, на Таймыре.

Приспущенные флаги Финляндии и Ингерманландии в знак протеста против
депортаций ингерманландских финнов. Хельсинки, 1934 год.

Следующая волна депортаций прошла в 1936 году, когда из тыла строящегося Карельского укрепрайона выселялось гражданское население. Ингерманландские финны были выселены в Вологодскую область, но фактически это мероприятие не было ссылкой в полном смысле, так как ссыльные не имели статус спецпоселенцев и могли свободно выехать с нового места жительства. После этого национальная политика в отношении финнов приобрела уже принципиально противоположный характер, нежели в 1920-е годы. В 1937 году были закрыты все финноязычные издательства, школьное образование переведено на русский язык, закрыты все лютеранские приходы Ингрии. В 1939 году был упразднён финский национальный район, который был присоединён к Парголовскому району. В том же году, 30 ноября началась кровопролитная советско-финская война, продолжавшаяся до марта 1940 года. После её окончания весь Карельский перешеек стал советским, и бывшие места проживания ингерманландских финнов перестали быть приграничной территорией. Опустевшие финские сёла теперь постепенно заселялись русскими. Ингерманландских финнов осталось крайне мало.

В Великую Отечественную войну Финляндия выступила союзником нацистской Германии, и финские войска вели наступление на Ленинград с севера. 26 августа 1941 года Военный совет Ленинградского фронта постановил немецкое и финское население Ленинграда и пригородов во избежание сотрудничества с врагом выслать в Архангельскую область и Коми АССР. Вывезти удалось немногих, однако, стоит заметить, что это спасло их от блокады. Повторная волна выселений была проведена весной 1942 года. Финнов вывезли в Вологодскую и Кировскую области, а также в Омскую и Иркутскую области и Красноярский край. Часть ингерманландских финнов осталась в блокадном Ленинграде и на оккупированной территории, познав все ужасы войны. Нацисты использовали ингерманландцев как рабочую силу и при этом выдавали их в Финляндию. В 1944 году, по условиям советско-финляндского перемирия, ингерманландские финны подлежали возвращению в СССР. При этом селились они теперь в Карелии, Новгородской и Псковской областях. В 1949 году ингерманландским финнам было в основном разрешено вернуться из мест ссылки, однако был наложен строжайший запрет на их расселение на родных землях. Вернувшихся финнов заселяли в Карело-финскую ССР — с целью повысить процент титульной нации республики. В 1956 году запрет на проживание в Ленинградской области был снят, в результате чего около 20 тысяч ингерманландских финнов вернулись на свои места проживания.

В 1990 году ингерманландские финны получили право на репатриацию в Финляндию. Президент Финляндии Мауно Койвисто начал активно проводить соответствующую политику, и за последние 20 лет в Финляндию уехало около 40 тысяч человек по программе репатриации,продолжавшейся до 2010 года. Чистокровные потомки ингерманландских финнов иногда ещё встречаются в Питере,в Ингерманландии,в Карелии и даже в местах ссылки, но их осталось крайне мало.

Такая вот непростая и во многом тяжёлая и трагичная судьба этого небольшого народа. Если проследить историю финнов-ингерманландцев, то можно заметить, что их место жительства периодически менялось,в силу непростого географического расположения их земель. С середины XVII века они мигрировали со своих исконных мест проживания в Ингерманландию, после Северной войны остались там же и два с лишним века жили бок о бок с русскими. В 1930-е годы их стали высылать кого на север, кого в Сибирь, кого в Среднюю Азию. Потом многих высылали во время войны.Многие были расстреляны во времена репрессий. Некоторые вернулись, жили в Карелии, а кто-то и в Ленинграде. Наконец в конце XX века ингерманландские финны получили пристанище на своей исторической родине.

Ижора и водь в настоящее время — народы в крайней степени малочисленные, так как в основном ассимилированы русскими. Действует несколько историко-краеведческих организаций энтузиастов, занимающихся изучением наследия и сохранением этих народов и их культуры.

В общем, нельзя не сказать о том, что финны-ингерманландцы внесли весьма значительный вклад в историю как самого Санкт-Петербурга, так и его окрестностей. Это выражается сильнее всего в местной топонимике и, кое где, в архитектуре. Давайте же беречь то, что досталось нам из прошлого!

Среди народов, подвергшихся при власти коммунистов тотальной депортации, были и ингерманландцы, на упоминание которых в СССР был наложен запрет до начала 1990-х годов. Другие репрессированные при Сталине народы были в своё время реабилитированы. Факт этнического геноцида ингерманландцев не признан государством до сих пор.

Ингерманландцы и ижорцы: в чём различия

С ингерманландцами часто путают народ, известный ещё по древнерусским летописям: ижору или ижорцев. Тождество между ними лишь в том, что название области Ингерманландия, как её прозвали шведы, действительно происходит от народа ижоры, точнее – Ingeri.

Ижорцы достоверно известны с конца XII века. Тогда они входили в состав Новгородского государства. Жили ижорцы между Финским заливом и Ладожским озером по обе стороны Невы. В конце XV века Ижорская земля вместе со всей Новгородской державой была присоединена к Московскому государству. Ижорцы сохраняли свой язык, родственный финскому, но в религиозном плане за века стали близки к русским, исповедовали православие.

После Смутного времени разорённая и обезлюдевшая Ижорская земля досталась Швеции. Шведские власти в XVII веке активно заселяли её финнами двух этнических групп – эвремейсы и савакоты. Они и стали основой народа, который назвали ингерманландцами. Между потомками эвремейсов и савакотов в Ингерманландии вплоть до начала ХХ века существовали диалектные различия. Слиянию ижорцев с ингерманландцами препятствовали различия не столько в языке, сколько в вероисповедании: переселённые были лютеранами. Ингерманландцы сохраняли также свои отличия и от большинства финнов.

Перед революцией в Санкт-Петербургской губернии проживало примерно 16 тысяч ижорцев и около 160 тысяч ингерманландцев. В Сибири насчитывалось около тысячи ингерманландцев. Это были потомки сосланных за бунт 1804 года.

Попытка национального самоопределения

Всплеск национального самосознания, охвативший подавляющее большинство народов Российской империи в момент её распада, не обошёл стороной и ингерманландцев. К тому же они вдохновлялись примером провозглашения независимости Финляндии.

Во время гражданской войны в Финляндии (январь-май 1918 г.), закончившейся победой местных белогвардейцев над красными, вождь белофиннов Маннергейм рассматривал вопрос о захвате Петрограда и провозглашении там «вольного города». Но узнав, что правительство кайзеровской Германии, помогавшее ему свергнуть финских большевиков, не собирается враждовать с большевиками российскими, оставил эту затею. Однако Ленину со товарищи были подозрительны настроения ингерманландцев, компактной массой живших совсем рядом с Петроградом. Советские правители решили провести против этого народа превентивные карательные мероприятия.

В мае 1919 года началась насильственная мобилизация ингерманландцев в Красную армию. В качестве меры принуждения большевики стали широко применять конфискацию имущества. Руководил расправой «красный латыш» Яков Петерс. В ответ жители нескольких волостей, расположенных по соседству с финской границей, восстали с оружием в руках. В июле 1919 года они провозгласили Республику Северная Ингрия. Братская Финляндия оказывала ей посильную помощь, не ввязываясь в открытое военное столкновение с советской Россией. Но в октябре 1920 года Финляндия заключила с РСФСР мирный договор в Тарту. Территория Северной Ингрии оставалась в составе РСФСР. Жители самопровозглашённой республики оставили родные дома и ушли в Финляндию.

Часть ингерманландцев, живших к югу от Петрограда, примкнула к белогвардейской армии Юденича и, после её поражения, вместе с ней ушла в Эстонию (таких беженцев насчитывалось больше тысячи). Общие демографические потери ингерманландцев окрестностей Петербурга за годы гражданской войны составили около 50 тысяч человек.

Геноцид ингерманландцев в 1930-40-е годы

В 1928 году по всей стране коммунисты начали политику раскулачивания. Среди ингерманландцев, большинство которых были зажиточными хозяевами, благодаря своей рачительности и трудолюбию, «раскулачивание» проводилось особенно свирепо.

В первой волне депортаций, в 1929-1931 гг., в различные районы Сибири, а также на Кольский полуостров, было выселено больше 18 тысяч ингерманландцев. Всё имущество конфисковалось, депортируемым разрешали брать с собой только то, что те могли унести в руках. О выселении объявлялось меньше чем за сутки. Так же происходили и все последующие депортации.

Во второй волне, проводившейся в 1935-1936 гг. примерно 41 тысяча «кулаков» с детьми была выселена в те же районы Севера и Сибири, а также в Казахстан и Среднюю Азию. Не поддающееся учёту количество населения было изгнано из мест проживания в связи со строительством линии укреплений вдоль границы с Финляндией.

В 1937-1938 гг. власти приступили к окончательной зачистке Ингерманландии от «антисоветских элементов». Этнос перестал признаваться как таковой, финские школы, газеты и театры в Ленинградской области были закрыты, ингерманландская интеллигенция подверглась тотальным репрессиям. Как «финские шпионы» были осуждены 10,6 тысяч жителей Ленинградской области, причём 80% из них были расстреляны.

С началом Великой Отечественной войны Военный Совет Ленинградского фронта во главе с К.Е. Ворошиловым и А.А. Ждановым принял решение о сплошной депортации всех оставшихся ингерманландцев в Архангельскую область. Однако из-за быстрого продвижения немецких войск это постановление удалось выполнить лишь частично. Значительная часть ингерманландцев оказалась на оккупированной территории.

Финляндия с 1942 года стала проводить политику возвращения ингерманландцев на историческую родину предков. Выехали с оккупированных территорий СССР в Финляндию почти все ингерманландцы – свыше 63 тысяч.

Осенью 1944 года, на переговорах о перемирии с Финляндией, Советский Союз выдвинул условием принудительное возвращение ингерманландских беженцев в СССР, по версии советской стороны – «насильственно угнанных в Финляндию». Хотя финские власти пытались спасти, кого было возможно, записывая их в финны, всё-таки больше, чем 43 тысячам ингерманландцев пришлось возвратиться в СССР. Большинство их было поселено в различных областях Северо-Запада европейской части РСФСР. В течение 40-х годов в Карелии были поселены и многие из депортированных ранее вглубь СССР ингерманландцев.

Многочисленные переселения способствовали растворению ингерманландского этноса. Тем не менее, сейчас их численность в России составляет более 20 тысяч человек.

Коллизии ингерманландцев не могли не коснуться ижорцев, которых зачастую тоже записывали как финнов и подвергали репрессиям на этом основании. В настоящее время ижорцев в Российской Федерации чуть более 200 человек.

И др.). Единственная карта, на которой показано его расположение, приписывается Беренгейму и датируется 1676г. Точность прорисовки деталей (прежде всего, гидрографии) подразумевает невозможность значительных ошибок в расположении основных объектов на карте. Именно она и привела меня несколько лет назад к выводу, что Йоханнесдаль нужно искать возле Русско-Высоцкого. Увы, указанное на карте место оказалось в последние десятилетия под толщей куриного помёта, произведённого местной птицефабрикой.
Но всмотревшись в очередной раз в этот фрагмент карты, я усомнился в её подлинности. Поводом для сомнений послужила как раз излишняя точность некоторых деталей. На карте показаны несколько водохранилищ на небольших речках, впадающих в Финский залив от Автова до Мартышкина. Мне казалось, что возраст Орловского пруда в Стрельне не превышает трёхсот лет, а все остальные должны быть гораздо моложе.
Что скажут знатоки-краеведы? Неужели гидротехника в окраинной шведской провинции XVII века почти не уступала современным стандартам?

Оригинал взят у ros_lagen в

Оригинал взят у club_ingria в Ещё раз о загадочном Йоханнесдале

Оригинал взят у ingriamuseum в Барон Дудергофский Юхан Бенгтсон Шютте. Красносельский край под властью Швеции.

Древнейшая история Дудоровского погоста.


История Красносельского района богата яркими историческими страницами. Будучи одним из центром исторической Ингрии, этот край издревле привлекал различные народы и племена. Чаще всего люди селились в окрестностях Дудергофских высот, а так же на южном побережье Финского залива. Через наши земли прошли финно-угорские племена, такие как водь и ижора, с юга в XI веке приходят славяне-новгородцы. В то время Ингрия входила в Водскую пятину Великого Новгорода, которая в свою очередь делилась на погосты (аналог современных районов). Одним из таких единиц был Дудоровский погост. Центром погоста являлось старинное селение Ижорского плато – Дудорово (будущий Дудергоф, ныне пос. Можайский). Оно существовало с XV в. и находилось у южного склона Вороньей горы, вблизи Ореховой горы – самой высокой точки Ижорской возвышенности (176 м). Его название, очевидно, восходит к лопарскому (саамскому) слову «дуддар» и финскому «тунтури» - «горная местность» .
Во второй половине XV века поселение Дудорово принадлежало новгородскому боярину Богдану Есипову. Этот новгородский боярин владел у нас многими деревнями, составлявшими т.н. Есиповскую волостку. Однако близился закат Новгородской вольницы, усиливалось влияние московского князя Ивана III. Пользуясь недовольством новгородских жителей своим боярством, князь приезжает в Новгород чтобы «судить» по вечевым традициям (которые через год он уничтожит) неугодных ему бояр. Среди прочих, был вызван в Новгород и боярин Есипов. На суде против Есипова свидетельствовали собственные крестьяне. Обвинялся он в чрезмерном налогообложении, а так же в грабежах, которые будто бы совершали дворовые люди боярина. Были ли эти обвинения правомерными, мы уже не узнаем, но князь московский посчитал их весомыми. Есипова и нескольких других бояр одели в кандалы и увезли в Москву, где он и сгинул. Территория же Дудергофского погоста была отдана в кормление московским наместникам. Таким образом, наша земля перешла под управление государства Московского.

Шведское вторжение.

Всего сто с небольшим лет владела Ингрией Москва, уже со второй половины XVI века на арену выходит главный соперник русских в этом регионе – Шведское королевство. Этот северный сосед России достаточно долго находился вне большой политики. Лишь в начале XVI века Швеция получила независимость от Дании, разорвав Кальмарскую унию. Во внешней политике шведы стремились наверстать упущенное - территория Ингрии всегда входила в сферу их интересов. В результате нескольких разрушительных войн Швеции удаётся к 1617 году покорить всю территорию Ингерманландии. Московское государство тогда всё ещё не могло оправиться от последствий Смуты, вело войну на два фронта – со Швецией и с Польшей. Не имея военных ресурсов, Москва соглашается передать северному соседу свои Балтийские земли. Так и был заключён Столбовский мирный договор, по которому шведы «навечно» закреплялись на территории Ижорской земли. На деле же, немногим менее века будет существовать шведская провинция Ингерманланд, после чего будет завоёвана армией Петра.
В то же время, за тот небольшой срок, который довелось шведам властвовать над нашим краем, им удалось здесь кое-что обустроить, создав тем самым предпосылки для процветания Ингрии в последующие века. Одним из самых выдающихся правителей новой провинции стал Юхан Бенгтсон Шютте (1577-1645 гг.), личность для Швеции весьма примечательная. Будучи представителем бедного дворянского рода, Шютте сделал в начале XVII века головокружительную политическую карьеру, став высшим советником короля и генерал-губернатором Ингерманландии. Он обладал не дюжим умом и сумел закончить ряд немецких университетов, знал несколько иностранных языков. Вернувшись в Швецию, Юхан был нанят в качестве наставника молодого принца Густава, будущего короля. С тех пор дела Юхана Шютте пошли в гору, и вскоре после того, как ГуставII Адольф становится шведским королём, Шютте получил должность генерал-губернатора новых недавно завоёванных земель - Ингерманландии, Эстляндии и Ливонии. А чтобы закрепить губернатора в новоприобретённых провинциях, ему был пожалован титул барона и предан в личное владение Дудергофский погост (в 1624 году). Так начинается история Юхана Шютте как владетеля наших земель.

Шютте - Барон Дудергофский.

В наши дни следы шведского влияния в Ингрии обнаружить весьма затруднительно, однако, они прослеживаются как по сохранившимся памятникам, так и по названиям населённых пунктов. В этом смысле Дудергофский погост был при шведах достаточно обжитой территорией. Стоит отметить, что транспортная сеть нашего района начала складываться ещё в XVI веке. Две важные магистрали (тогда – небольшие, но проторенные дороги) становятся основой для расселения жителей – это Нарвский тракт (ныне Таллиннское шоссе) и Королевская дорога (ныне Петергофское шоссе). Не последнюю роль в дорожном строительстве сыграл Юхан Шютте, ибо ему приписывается создание транспортных артерий в Ингерманландии и даже первых почтовых станций.
Большое внимание новый владелец уделял вопросам религии. Будучи лютеранином, Шютте начинает внедрять в собственных владениях протестантскую веру. Неизвестно, была ли в новгородский период в Дудоровском погосте православная церковь, но ко времени Шютте, шведы столкнулись не только с православной верой, но и с языческими пережитками, носителями которых был ижорский народ. До сих пор на горе Кирхгоф (недалеко от пос. Можайский) можно увидеть два культовых камня, которым финно-угорское население поклонялось на протяжении сотен лет. Кроме того, гора Кирхгоф – лысая и, следовательно, может быть напрямую связана с шабашами, магией и языческими игрищами местного населения. Вероятно, для подавления языческого влияния Шютте заложил на вершине горы деревянную часовню, ставшую позднее кирхой святой Троицы. Другая кирха при Шютте находилась на территории нынешнего Красного Села, на том месте, где в 1828 году был построен Императорский дворец.Прихожанами были в основном финны-ингерманландцы, которых шведская администрация переселяла на наши земли взамен бежавших на юг и запад ижорян. Таким образом, при непосредственном участии барона был образован лютеранский приход Туутари, существующий по сей день.
Но не только религиозной деятельностью занимался Шютте. Будучи учёным, Шютте в то же время был хорошим администратором. Барон построил в нашем районе сразу две мызы, усадьбу Дудергоф (пос. Можайский) и усадьбу Стрелингоф(ныне - Стрельна).
Дудергофская мыза была вероятно совсем небольшой и служила второстепенным пунктом, в котором мог останавливаться барон. На шведском плане из атласа Дудергофского погоста, датируемого 1670-ми гг., обозначена усадьба с небольшим домом, скотным двором, лугами и пахотными землями. Располагалась мыза у подножья Вороней горы, у Нарвского тракта.
Совсем другой статус имела мыза Стрелингоф. Территория современной Стрельны в тот период относилась к Дудергофскому погосту, и в устье реки Стрелки барон выстроил свою основную резиденцию. Вокруг усадьбы был разбит сад и оранжереи, стояла домовая церковь. К реке Стрелке вёл искусственный пруд, на котором стояла водяная мельница. В устье реки была оборудована пристань.
А отличие от других памятников старины, мыза Стрелингоф вероятно не бесследно канула в лету. По мнению множества исследователей и краеведов, именно эту усадьбу Пётр решил переоборудовать в свой Путевой дворец. Если современную карту Стрельны наложить на шведскую 1670-х годов, то нарисованный на ней дом Иоганна Шютте совпадает с современным положением Деревянного дворца Петра Великого в Стрельне. На шведской карте хорошо виден всем известный пруд под названием "стометровка", бывший Карпиев пруд.
Интересную легенду рассказал генеральный директор ГМЗ "Петергоф" В.Знаменов. Когда после войны ремонтировали стрельнинский Деревянный дворец Петра, то под полом нашли старинный саркофаг с изображением гербов, в котором обнаружили находящееся в жидкости тело в старинной воинской форме. Вполне возможно, что это был один из потомков основателя Стрелингофа. В настоящее время Общество ревнителей истории Стрельны собирает сведения об этой легенде.

Загадочный Йоханнесдаль.

"Йоханнесдаль. Ингерманландия." Картина Эдуарда Якушина

С Дудергофским баронством Шютте связана ещё одна, пожалуй самая загадочная история. Речь идёт о легендарном городе Йоханнесдаль. На картах XVII века этот город указан к Западу от современного Красного села, на границе Ломоносовского и Красносельского районов. Легенда подтверждается германским путешественником Адамом Олеарием, который проезжал через этот город в 1634 году. Олеарий описывает строящийся город и сообщает, что городская церковь была почти достроена. Исследователи спорят, где мог находиться этот легендарный город. Одни утверждают, что Йоханнесдаль врос в Красное село, другие выводят его под Стрельну. В любом случае, это детище барона Шютте нуждается в серьёзном и планомерном расследовании.
Сам барон вероятно не успел достроить город, в 1632 в бою под Лейпцигом погиб его ученик, шведский король Густав II Адольф и карьера Шютте подошла к закату. Новая дворцовая партия во главе с Акселем Оксеншерной сумела добиться снятия Шютте с поста генерал-губернатора. Барон так же покинул и своё поместье. Последние годы он провёл в Швеции, способствуя развитию наук, и преподавал юриспруденцию в Уппсальском университете. Умер Юхан Шютте в своём доме в Уппсале 25 марта 1645 года, при этом оставаясь бароном Дудергофским.
Юхан Шютте сделал весомый вклад в развитие нашего района. Будучи, по сути, шведским завоевателем, он стал первым, кто начал облагораживать дудергофские владения. Достижения Шютте как генерал-губернатора (в особенности в области строительства усадеб и дорожных магистралей) были использованы впоследствии в петровскую эпоху, когда Ингерманландия вернулась в состав Российского государства. Так, сам того не желая, шведский наместник упростил нам освоение этой непростой территории с капризной и своенравной природой, и создал предпосылки для процветания Ингрии в последующие века.

Литература:

1. Александрова Е.Л. Санкт-Петербургская губерния. Историческое прошлое. Спб.: «Гийоль», - 2011, 790 с.
2. Вячеслава Мизин. Забытые священные и мифологические места Ингерманландии. Спб., - 2012, 216 с.
3. Андрей Сыров. Забытые достопримечательности южного берега Финского залива. Спб., - 2011, 319 с.