Группы местоимений в русском. Личные местоимения

Вы уже знаете, что именные части речи в случае необходимости можно заменить местоимением. Но делать это нужно очень аккуратно. Несмотря на то что местоимения только указывают на предметы и признаки, они несут в себе определенное значение. На какие разряды по значению делятся местоимения, вы узнаете на этом уроке.

1. Вспомним изученное

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количество, но не называет их. К местоимениям относятся такие разные слова, как мы, какой-нибудь, кто, твой, несколько, тот и др. В русском языке насчитывается более 50 местоимений.

2. Разряды местоимений

Количество местоимений достаточно велико, при этом многие из них имеют общие черты, например, сходное значение или одинаковый тип склонения. Исходя из этого, можно объединять местоимения в группы по сходству, или, иначе, разряды . Разбиение большого числа слов на небольшие группы поможет упорядочить знания о местоимениях.

Все местоимения можно разделить на 9 разрядов , объединяющих в себе слова, сходные по значению. На данном уроке каждый из них рассматривается кратко. На следующих уроках каждый из разрядов будет рассмотрен более подробно.

Личные местоимения. К ним относятся слова, которые указывают на участников диалога (я, мы, ты, вы ), на лиц, не участвующих в нём, а также те, которые указывают на предметы (он, она, оно, они ).

Рассмотрите пример употребления личных местоимений.

Не могла бы ты рассказать мне немного о нём ?

Местоимение ты указывает на человека, с которым ведётся диалог,

мне (н. ф. - я ) - на самого говорящего,

о нём (н. ф. - он ) - либо на человека, не участвующего в разговоре, либо на предмет.

Следующий разряд уникален тем, что включает в свой состав всего одно слово - местоимение себя. Оно, как и сам разряд, называется возвратным. Местоимение себя указывает на того, о ком говорят, а также на то, что действие направлено на лицо, производящее это действие. Рассмотрите примеры его употребления.

Она совсем не жалеет себя !

Возьми себе помощника.

Дети думали только о себе.

Во всех примерах использовано местоимение себя в различных падежах.

Притяжательные местоимения. В этот разряд входят слова, указывающие на принадлежность предмета или предметов определённому лицу или определённым лицам. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? К ним относятся слова мой, наш, твой, ваш, его, её, их и свой .

Рассмотрите пример.

- Это твой карандаш?

- Нет, не мой . Скорее всего, это её карандаш.

В данном диалоге использованы притяжательные местоимения твой, мой, её . Все они указывают на принадлежность предмета тому или иному лицу - собеседнику, говорящему или человеку, не участвующему в разговоре, и отвечают на вопрос чей?

Вопросительные и относительные местоимения. В их состав входят одни и те же слова, но их функции отличаются, поэтому традиционно их разделяют на две разные группы.

Вопросительные местоимения указывают на предметы, признаки, количество, служат для выражения вопроса и употребляются в вопросительных предложениях. Это слова кто? что? какой? чей? который? каков? сколько? Рассмотрите примеры.

Кто звонил?

Который час?

Сколько человек придёт на праздник?

В этих предложениях использованы вопросительные местоимения кто? который? сколько?

Относительные местоимения так же, как вопросительные, указывают на предметы, признаки, количество, но при этом служат для связи частей сложноподчинённых предложений. В этот разряд входят те же слова, что и в разряд вопросительных местоимений: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько. Их также называют союзными словами. Рассмотрите примеры их употребления.

Брат не знает, кто звонил.

Скажи, пожалуйста, который час.

В данных предложениях использованы те же местоимения, что и в предыдущих примерах - кто, который, сколько . Однако здесь они служат не для выражения вопросов, а для присоединения придаточных предложений к главным.

Неопределённые местоимения. Это самый многочисленный из всех местоименных разрядов. Общим у данных местоимений является значение неопределённости.

Неопределённые местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки или количество. К ним относится достаточно большое количество слов, имеющих специфические морфемы, по которым можно легко узнать неопределённые местоимения: -то, -либо, -нибудь, кое- , а также ударную приставку не- . К разряду неопределённых относятся местоимения кто-то, что-либо, какой-нибудь, кое-что, чей-то, некто, несколько, некоторый и другие.

Кто-то тихо постучал в дверь.

Нам надо обсудить кое-какой вопрос.

На столе лежало несколько яблок.

В данных примерах встречаются неопределённые местоимения кто-то, кое-какой, несколько , которые указывают на неопределённое лицо, неопределённый признак предмета и неопределённое количество.

Отрицательные местоимения. Слова этого разряда объединяет общее значение. Они выражают отсутствие предмета или признака. Существует два типа отрицательных местоимений - с приставкой не- (это слова некого, нечего ) и с приставкой ни- (никто, ничто, никакой, ничей ).

Обратите внимание: отрицательные местоимения не́кого и не́чего не имеют формы именительного падежа. Слова некто и нечто относятся к разряду неопределённых местоимений.

Приведём примеры употребления отрицательных местоимений.

Скучен день до вечера, коли делать нечего .

У них нет никаких домашних животных.

Здесь мы видим отрицательные местоимения не́чего и никаких .

Указательные местоимения. Как можно догадаться из названия разряда, такие местоимения указывают на что-либо, а именно на предмет, признак или количество. К ним относятся слова: этот, тот, такой, таков, столько, а также малоупотребительные местоимения сей , оный , таковой , этакий .

Кто не работает, тот не ест.

Эта машина всегда стоит в нашем дворе.

Столько снега мы никогда ещё не видели.

Указательное местоимение тот из первого примера указывает на предмет, эта из второго предложения - на признак предмета, столько из третьего - на количество.

Определительные местоимения. Эти местоимения указывают на обобщённое качество предмета. К ним относятся следующие слова: каждый, всякий, самый, сам, весь, иной, другой, любой, а также устаревшие всяк и всяческий .

Каждый из вас знает, что такое местоимение.

Вся комната янтарным блеском озарена (А.С. Пушкин).

К этой рубашке подойдут любые брюки.

В этих примерах нам встретились определительные местоимения каждый, вся, любые .

Для обобщения полученных знаний о местоимениях всех разрядов вы можете изучить данную таблицу.

Таблица 1. Разряды местоимений ()

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Terver.ru ().
  2. Licey.net ().

Домашнее задание

Задание №1

Впишите пропущенные местоимения, определите разряды, расставьте недостающие знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок.

Антипыч как-то особенно поглядел на ………., и собака сразу поняла человека: ………звал ………. по приятельству, по дружбе, ни для ………, а просто так, пошутить, поиграть. Травка замахала хвостом стала снижаться на ногах все ниже и ниже и, когда подползла так к коленям старика, легла на спину и повернула вверх светлый живот. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ………., ……..как вдруг вскочит и лапами на плечи - и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы.

Слова для справок:чего, её, его, самые, она, неё, он

Задание №2

Вставьте пропущенные буквы, а также подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения, как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

М…ю подругу з…вут Маша. Я дружу с _______________ уже д…вно. Маша оч…нь добр…. На в…сенних к…никулах мы с _____________ ездили отдыхать в лаг…рь. ____________ было оч…нь вес…ло.

1.Проблемы частеречной природы местоимений в современном языке.

2.Семантические разряды местоимений.

3.Разряды местоимений по соотношению с именами части речи.

4.Особенности склонения местоимений.

1.Местоимение -это класс слов в современном русском языке, которые указывают на предметы, признаки и количества, но не называют их. Местоимения характеризуются предельной абстрактностью значения; ничего не называя, они лишены номинативной функции. В античных грамматиках,классических грамматиках,а в след за ними и в отечественной науке XIV веке местоимениями называли «заместителями имен», которые употребляются вместо сущ., прил. и числит. Это определение в корне неверно, т.к. местоимение ничего не заменяет, а указывают. Как часть речи, они выполняют 2 основные функции :

-дейктическую (указательную),т.е. указывает на условия речевого акта соотносят речь с действительностью. Например, «ты»-указание на собеседник; «его дом»-указание на принадлежность 3-ему лицу;

-анафорическую (функцию отнесения), т.е. соотносят сказанное со сказанным ранее; указывают на предшествующую часть высказывания, текста. Например, Осень была теплой. Это дало возможность собрать хороший урожай. Было трудно, но пришли иные времена.

Дейктическая функция местоимений связывает их с реальностью (пропозицией,т.е. «положение дел»);анафорическая функция–внутриязыковая, связывающая части высказывания между собой.

Но сами по себе эти функции еще не делают местоимение самостоятельной частью речи. А грамматические категории местоимений совпадают с грамм. категориями сущ., прил. и числит., как и синтаксические функции.

Принимая во внимание отсутствие общекатегориального значения (ведь таковым нельзя считать «указание»), многие учёные отказывали местоимениям в частеречной самостоятельности. Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба распределяли местоименные слова по разным именным частям речи, считают, что они не образуют самостоятельного грамматического класса. А.А. Шахматов, А.А. Потебна, Л.А. Булаховский выделяли местоимения, опираясь только на грамматическую традицию, не обосновывая их самостоятельного статуса. Наиболее взвешенный подход предложил В.В. Виноградов. Он писал: «Если упразднить класс местоимений и рассортировать местоимения по другим категориям, то окажется необходимым...выделять среди них местоимения в отдельные разряды. Целесообразно ли это?» Отмечая непродуктивность местоимений, архаичность их форм, академик Виноградов заметил и то, что в «русской лексике непрерывно происходит развитие местоименные значений у имен.» А значит, они имеют общекатегориальное значения , которое В.В. Виноградов определил так: «… местоименные слова должны быть выключены в группу слов с меняющимся применением и, следовательно, с меняющимся конкретным содержанием в зависимости от субъекта, обстановки, ситуации речи». Т.е., по мнению Виноградова, «понятие местоименности в современном языке-понятие лексико-семантическое». Поэтому большинство древних местоимений «вросло в систему других» грамматических классов (прилагательных и числительных).

Лишь небольшая группа слов сохраняет признаки своего грамматического своеобразия. Они соотносятся с существительными, но не сливаются с ними. Условно не называют местоимениями-существительными: я, мы, вы, он, она, оно, они, никто, ничто, кто-то, кто-либо, некто, нечто, все, то, это и некоторые другие. То есть В.В. Виноградов наделял самостоятельным частеречным статусом лишь местоимения-существительные. Об их уникальном общекатегориальном значении сказано выше.

Каковы же их морфологические категории? Это одушевл./неодушевл, род, число и падеж, к которым добавляется лицо. Почти всё как у имени существительного (кроме лица). Но это лишь на первый взгляд. Все указанные категории имеют у местоимений иной статус и иное наполнение, чем у существительных. Одушевлённость/неодушевленность характерна большинству местоимений-существительных, выражается так же, как и у знаменательных имен: В=И у неодуш. мест., В=Р у одуш.мест. (И.п. что; В.п. (вижу) что; Р.п. чего) - неодуш. (И. кто; Р. кого; В. Кого) - одуш.

И. он (человек, стол) \мн.ч они

Р. от него (человека, стола) \ мн.ч. них

В. его (человека, стол) \ мн.ч их

Различие подобных форм происходит семантически. У всех остальных мест эта категория является классификационной:

Одуш : я, мы, ты, вы, кто, себя, никто, кто-то и т.д.

Неодуш : что, ничто, что-то, кое-что, все, то, это.

Род - также классификационная категория местомения, но выражается она по-иному, чем у существительных: не флексиями самих лексем, а формами согласуемых слов или координированных глаголов. Например: Произошло нечто неопределённое (ср.р). Кто сейчас вышел из аудитории (м.р.). Кто-нибудь очень красивый (м.р.). У слов кто-то и некто м.род формален, т.к. они сочетаются только с формами м.р., но могут указывать и на лиц женского пола.Например, кто-то в этом году родил ребенка. Личные местоимения «я» и «ты» - общего рода; «себя»-тоже общего рода. Местоимения 3-его лица выражают родовую принадлежность, как существительные, - с помощью флексий:оно, она, оно. Остальные - чётко распределены по родам синтаксическим согласованием и координацией с глаг. –сказуемым. Число присуще почти всем местоимениям-существительным, но большая часть из них по числам не изменяется (кое-кто, что, всё, нечто) и форм мн.ч. не имеет. Исключения составляют местоимения: я-мы, ты-вы, он, она-они, которые вроде бы имеют обе формы числа, однако они не могут быть признаны соотносительными формами.

Одного слова, полученными в результате его изменения, - это разные слова. Доказательством тому служит и их семантика: «мы» - это не много «я», а «вы» - не много «ты»; значит здесь просто формальная сопряжённость слов, не формоизменение. Неизменяемые по числам местоимения (типа кто, что, некто, что-либо) формально относятся к ед.ч, но могу указывать и на несколько предметов. Например: -Кто пришёл? - Ребята. То есть категория числа для местоимений тоже классификационная, а не словоизменительная, как для существительных. Падеж является словоизменительной категорией местоимений: по падежам изменяется большинство из них. Но и эта категория местоимений имеет своеобразие в сравнении с соответствующей категорией имён существительных:

    падежные парадигмы местоимений часть ущербны: местоимение «нечто» имеет только формы И.п и В.п; местоимения «себя», «некого», «нечего» не имеют формы И.п; местоимение «некто» по падежам не изменяется и возможно лишь в функции подлежащего, т. к у него есть только И.п.

    при образовании падежных форм местоимений часто используется супплетивизм (он –его-ему; мы- нас –нам)

    падежные формы местоимений могут иметь «наращение» основ в виде звука [н]: он- от него – к нему.

Лицо. Эта категория ещё более существенно отграничивает местоимения от существительных, которым она не характерна. Лицо – классификационная категория небольшой группы местоимений (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они), реализуется координацией с соответствующими (личными) формами глаголов: Я иду, ты идёшь, вы идёте..

1 лицо ед.ч. – указание на говорящего;

1 лицо мн.ч. – указание на говорящего вместе с собеседниками и иными лицами;

2 лицо ед.ч.- указание на собеседника;

2 лицо мн.ч.- указание на собеседников или на собеседника и иных лиц;

3 лицо ед.ч. – указание на лицо, не участвующее в разговоре;

3 лицо мн.ч. – указание на лиц, не принимающих участие в разговоре.

Все прочие местоимения координируются глаголами в 3-ем лице ед.ч. Таким образом, местоимения – существительные обладают особым общекатегориальным значением; имеют свой набор морфологических категорий, отличный по составу и грамматической семантике, а значит являются самостоятельной частью речи.

Местоимения- прилагательные и местоимения- числительные входят как разряды в состав соответствующих именных классов. Такова научная реальность. Но в школьной и вузовской грамматиках местоимённые слова по-прежнему рассматриваются на основе лексико-семантических характеристик. Сделаем общий обзор такого подхода.

2. По семантик местоимения делятся на несколько разрядов (это научная и школьная традиция):

1. Личные и лично-указательные (считаются только местоимения 3 лица)- (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они) . Они указывают на лицо: говорящего, собеседника; лицо, не участвующее в разговоре, а также множество указанных лиц в различных комбинациях (см.выше о категории лица). Эти местоимения (но только 3-го лица) могут указывать и на предмет. Выполняя чаще дейктическуюфункцию, личные местоимения (3-го лица) могут быть и анафорическими: « В ларце был бриллиант. Он считается самым дорогим камнем на свете.» Местоимение «вы», кроме указания на собеседников, может иметь значение «вы – вежливости» и указывать на одного собеседника, но очень уважаемого; при этом именная часть СИС или глагол-сказуемое в прошедшем времени ставятся всё равно во множественное число. Например: « Иван Николаевич, Вы уже говорили нам об этом.»;

2. Возвратное местоимение «себя» указывает на отношение каждого из трёх лиц к самому себе; оно всегда относится к субъекту действия. Здесь возможна двусмысленность. Например: «Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.» (к коменданту или к дворнику?). Подобных грамматических казусов нужно избегать. Возвратное местоимение не имеет формы И.п., а в Д.п. может употребляться как частица: «И стоит себе ли, улыбается.»

3. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо говорящему, собеседнику(собеседникам), третьему лицу(лицам). Они делятся на:

Лично- притяжательные (мой, твой, ваш, наш, его, её, их)

Возвратно – притяжательное (свой)

Последнее относится ко всем лицам и числам. Местоимения «его, её, их» не склоняются.

4.Указательные местоимения указывают на близкий/отдалённый предмет или на только что упомянутое. Например: «Подойди к этой смене.» «Он не сумел решить задачу – такого никто не ожидал.» В первом случае реализуется дейктическая функция, во втором – анафорическая. В эту группу входят местоимения: тот, этот, такой, таков, столько; - последнее указывает на неопределённое количество. Устаревшие формы: сей, оный, экий, этакий.

5. Определительные местоимения указывают на обобщённые признаки предметов: весь, всякий, сам, самый, каждый, любой, иной, другой. Местоимения «сам, самый, весь» никогда не выступают в роли определения, что идёт в разрез с их основной функцией. «Весь» выступает как показатель целостности и совокупности, поэтому легко переходит в наречие («Все(мест.) участники конференции съехались в Москву.» «Наконец участники собрались все (нар.).») Местоимения «сам» и «самый» часто выступают в роли усилительной частицы («У самого(част.) синего моря»); «самый» входит в состав аналитической формысуперлативаприлаг. Родовые корреляты «сам - сама» Имеющие формы Вин. Падежа «самого-самоё»; форма «саму» носит разграничительный характер.

6) вопросительно – относительные местоимения – это одна группа лексем (кто, что, какой, каков, чей, который, сколько), которые могут:

а) оформлять вопрос, стоя в абсолютном начале предложения, - иногда они вопросительные; или

б) выражать отношения между частями в сложноподчинённом предложении, стоя в начале его придаточной части и выражая функцию союзных слов, - тогда они относительные, например: Кто сегодня явиться? (вопросительное) Я знаю, кто сегодня явиться. (относительное).

В любой функции они являются членами предложения и остаются местоимениями;

7) отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета или признака; образуются от вопросительно – относительных местоимений добавлением приставки ни-: никто, ничто, никакой, ничей. Два местоимения этого разряда содержат приставку не-: некого, нечего – они не имеют формы Им. Падежа.

8) неопределённые местоимения указывают на неопределённые предметы, лица, признаки. Образуются от вопросительно – относительных добавлением приставок не-, кое- или суффиксов –то, -либо, -нибудь: некто, что-то, кое-кто, кто-нибудь, нечто, некий, какой-либо и др.

Нужно помнить, что выделение приведённых выше разрядов местоимений – дань традиции; основания данной классификации????? (здесь не только семантика, но и отчасти грамматические свойства, и функции в предложении). Более обоснованным является выделение разрядов местоимений по соотношению с именными частями речи, так как в этой классификации учитываются лишь грамматические свойства местоимений.

3. Вслед за В.В. Виноградовым различают 3 грамматических разряда местоименных слов:

    местоимения – существительные (предметно – личные);

    местоимения – прилагательные (признаковые, адъективные)

    местоимения – числительные (количественные)

Они указывают соответственно на предметы, признаки или количества.

К местоимениям – существительным относятся личные, возвратные, вопросительно – относительные (кто, что), отрицательные (никто, ничто), неопределённые (кто-то, некто, нечто и др.), указательные (то, это). Они, по Виноградову, обладают характерным только им набором и значением морфологических категорий (об этом говорилось выше, когда речь шла о частеречном статусе местоимений в современном русском языку): лицо, одушевлённость\неодушевлённость, род, число и падеж. Все категории, кроме падежа, - классификационные; падеж – словоизменительная категория. Только местоимения – существительные, в концепции Виноградова, и образуют самостоятельную часть речи – местоимение.

Местоимения – прилагательные включают в себя притяжательные, определительные, а также большую часть указательных, отрицательных, определительных и вопросительно – относительных местоимений. Они согласуются с существительными в роде, числе и падеже, являясь в предложении чаще всего определениями. Местоимения – прилагательные не имеют никакого своеобразия в сравнении с именами прилагательными, поэтому Виноградов относил их к прилагательным.

Местоимения – числительные включают всего несколько слов, абсолютно идентичных именам числительным по морфологическим свойствам (сколько, столько, несколько, сколько-то, сколько-нибудь). В.В. Виноградов отнёс их на этом основании к неопределённо – количественным числительным.

В вузовской традиции указанные грамматические разряды фиксируются в рамках местоимений. От них необходимо отличать местоимения наречия (где, куда, когда, как, откуда, зачем, почему и подобное), имеющие несоотносимую с именами семантику и синтаксические роли.

4. местоимения – прилагательные склоняются по адъективным типам, а местоимения – числительные – по образцу собирательных числительных («столько» как «семеро»). Местоимения – существительные имеют следующие особенности склонения:

    местоимения 1 и 2 лица, а также местоимение «себя» склоняются уникально (см. парадигму: учебник под ред. Леканта, 2000 г, с.300). Это остатки древнего местоименного склонения.

    Местоимения «кто», «что», а также местоимения 3 лица склоняются по смешанному адъективному типу. Личные местоимения 3 лица при наличии предлогов имеют наращение [н] в начале, норма косвенных падежей (исторически это часть предлога Произошло переразложение после падения редуцированных): Д. ей, к н ей; Т. ими, с н ими. Это наращение характерно формам косвенных падежей местоимений 3 лица, стоящих после:

    Простого или первообразного предлога (без, к, в, на, для, от, под, через и др.);

    Большинства наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, напротив и др.):

Наращения нет в следующих случаях:

    После предлогов «внутри» и «вне»;

    После наречных предлогов, управляющих Д. падежом (вопреки, согласно, всед, наперекор, навстречу, благодаря);

    После сочетаний «простой предлог + существительное» (в отношении, при помощи, по поводу, за исключением и подобное);

    После сравнительных степеней наречий и прилагательных (лучше его, красивее её).

    Местоимения «кто», «что» не имеют падежной парадигмы множественного числа: «некто», «нечто» - не склоняются; «никто, ничто» - по смешанному адъективному типу.

В. В. Виноградов писал «В силу своебразий своей лексической и грамматической природы местоимения до сих пор не вполне слились с живой системой продуктивных частей речи…»

Однако весьма активно идёт процесс семантического пополнения слов местоименного типа: номинативные лексемы утрачивают свою семантику («семантически опустошаются») и начинают выполнять только указательные функции (дейктическую и анафорическую) такой процесс называют прономинализацией.

в местоимения чаще всего переходят (или употребляются как местоимения):

    Причастия и прилагательные: данный, соответствующий, известный, целый – в значении «такой», «этот», «некоторый» (в данных условиях, при соответствующих обстоятельствах, целый день = весь);

    Числительные: один (мы столкнулись с одним (некоторым) явлением);

    Существительные: в особой синтаксической конструкции, где они являются частью составного именного сказуемого, будучи семантически опустошены (Шахматов назвал такие слова «простыми словами, только грамматически поддерживающими сказуемое»):

Образование – вещь замечательная.

Понерова – женщина взорная.

Старухи – народ сердитый.

Жизнь – штука сложная.

В последние десятилетия роль местоимений в русском языке стала возрастать.

Все имена можно разделить на знаменательные и местоименные слова.

Знаменательные - это слова с определенным постоянным лексическим значением, называющие различные явления познавательного опыта, например: дом, коллективный, пятнадцать, рано и т. п. Подавляющее большинство слов относится к этой группе - они исчисляются тысячами.

Местоименные - это слова, не имеющие постоянного лексического значения, а получающие его в зависимости от того, на какое явление действительности или на какое слово в речи оии указывают, например: Я давно тебя ищу. Словом я обозначен говорящий, словом ты - собеседник. Принеси зонтик, он висит в коридоре. Слово он указывает на слово зонтик, названное в предыдущем тексте, как бы заменяя его. Местоименных слов немного - они исчисляются десятками. Но значение их в языке огромно, потому что они очень часто употребляются.

Местоименные слова объединяются не только общим значением указания на явление действительности (ситуация) нли на слово (контекст), но и рядом частных значений, которые в знаменательных словах не встречаются.

Так, бывают местоимения личные (я, ты, мы, вы, мой, наш. и др.), возвратные (себя, друг друга, свой и др.), лично-указательные (он, она, они, оно и др.), указательные (тот, этот, такой, тут, столько, туда и др.), вопросительные (кто, какой, сколько, где и др.), неопределенные (некто, некоторый, что-то, где-нибудь и др.), отрицательные (негде, некуда и др.), усилительно-отрицательные (никто, никакой, нисколько, никогда и др.), определительные (другой, весь, всякий, везде и Др.).

Основными семантическими разрядами являются местоимения личные, вопросительные и указательные. Остальные семантические разряды по форме или по значению выводятся из этих трех разрядов. Так, отрицательные, усилительно-отрицательные и неопределенные местоимения представляют собой соединение вопросительных местоимений со словообразовательными частицами -то, -либо, -нибудь, кое-, не-, ни-: что-то, кто-нибудь, какой-либо, кое-где, нечего, никогда и т. п.

Рассмотрим подробнее указательные местоимения в русском языке: это, то; этот, тот, такой, этакий, таков, сей, оный; столько, оба; там, здесь, тут, туда, сюда, оттуда, отсюда, так, этак, потому, поэтому, оттого, тогда, сейчас, теперь.

В определенной ситуации эти местоимения могут указывать непосредственно на предмет или явление действительности (дейктическое значение) и в этом случае обычно сопровождаются жестом: движением руки, пальца, головы, подбородка, глаз. Например, в магазине покупатель спрашивает: - А этот галстук шелковый? - и указывает рукой или движением глаз на приглянувшийся ему галстук. Дейктическое значение указательных местоимений свойственно устной разговорной речи.

В определенном контексте эти же местоимения могут указывать на слово или группу слов предыдущего, реже - последующего текста (анафорическое значение), например: После дождя пошли в лес. Там было много грибов. Там означает «в лесу».

Анафорическое значение указательных местоимений не сопровождается жестом и в равной степени свойственно и устной и письменной речи.

Некоторые указательные местоимения различают указание на близость или отдаленность в пространстве или во времени: это - то, этот - тот, здесь - там, сейчас - тогда, сюда - туда и др.

И прожитому я подвел черту,

жизнь разделив на эту и на ту,

и полужизни опыт подытожил:

та жизнь была беспечна и легка,

легка, беспечна, молода, горька,

а этой Жизни я еще не прожил.

(О. Чухонцев)

Общих грамматических признаков (форм), которые были бы характерны для всех местоимений, нет. По морфологическим (и синтаксическим) признакам одни из них примыкают к существительным (я, вы, никто, что-нибудь и под.), другие - к прилагательным [чей, какой, свой, чей-то, никакой, таков и под.), третьи - к числительным (сколько, столько, оба и под.), четвертые - к наречиям (где, там, никуда, когда-нибудь, как-то и под.) (см. Части речи).

А раз у местоимений нет единства грамматических форм, то они и не представляют собой части речн. На это обращали внимание многие ученые XIX и XX вв. (Г. П. Павский, И. И. Давыдов, А. А. Потебня, Ф. Ф. Фортунатов, А. М. Пешковский и др.).

Итак, местоимениям свойственна двойная, перекрещивающаяся классификация: по грамматическим разрядам (частям речи) и по семантическим, местоименным разрядам. Группировать их при изучении можно по-разному в зависимости от цели изучения.

В школьной грамматике местоимения изучаются по семантическим разрядам - так удобнее понять и общую специфику местоимений, и частные особенности отдельных местоименных слов. Только не надо бы называть их частью речи. И уж, конечно, не надо забывать, что есть местоименные наречия.

Местоимения очень древний и сравнительно замкнутый круг слов. Но все же они могут пополняться новообразованиями. Например, не так уж давно появились неопределенные местоименные прилагательные энный н энский: энная сумма денег, на энском заводе и под.

Приближаются к неопределенным местоимениям разных грамматических разрядов и соединения вопросительных местоимений с частицами угодно и попало (пишутся раздельно), например: Не бросай свои тетради где попало. Думай о чем угодно, но не забывай о деле.

По сво­е­му зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам место­име­ния в рус­ском язы­ке делят­ся на несколь­ко раз­ря­дов : лич­ные, воз­врат­ное, при­тя­жа­тель­ные, вопро­си­тель­ные, отно­си­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопре­де­лён­ные, опре­де­ли­тель­ные и ука­за­тель­ные.

Таблица «Разряды местоимений»

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить раз­ряд место­име­ний, узна­ем, какие зна­че­ния они име­ют в речи, и выде­лим их основ­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки.

Разряд
Примеры Синтаксическая функ­ция
Личные я, ты, мы, вы, он, она, оно, они Я подо­шла к окну.
У меня зазво­нил теле­фон.
Возвратное себя Посмотри на себя в зер­ка­ло.
Кошки спо­соб­ны жить сами по себе.
Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой Твое мне­ние мне извест­но.
Его лицо ста­ло груст­ным.
Вопросительные кто? что? какой? каков?
кото­рый? чей? сколь­ко?
Кто сту­чит­ся в дверь?
У чье­го окна сидят голу­би?
Сколько яблок на сто­ле?
Относительные кто, что, какой, каков, кото­рый, чей, сколь­ко Не могу понять, что мог­ло их так задер­жать.
Вот дом, в сте­нах кото­ро­го про­шло мое дет­ство.
Отрицательные никто, ничто, неко­го,
нече­го, ника­кой,
ничей, нисколь­ко
Никто не отве­тил мне.
Некого теперь спро­сить об этом.
Никакой ошиб­ки тут нет.
Неопределенные некто, нечто, неко­то­рый,
кто-то, сколько-то,
что-либо, кое-кто,
какой-то, какой-либо,
кое-какой, чей-то, чей-нибудь
Кто-то пел пес­ню.
Чей-то голос послы­шал­ся во дво­ре.
Пометь чем-нибудь саже­нец.
Определительные сам, самый, каж­дый,
любой, вся­кий, целый,
иной, весь, дру­гой
Другой путь пред­сто­ит нам.
Завтра все пока­жет­ся иным.
Указательные этот, тот, такой,
таков, тот-то, такой-то,
столь­ко, столько-то
За тем домом кафе.
Столько радо­сти было в ее гла­зах!
Суть вопро­са тако­ва, что луч­ше решить его вме­сте.

В таб­ли­це мы позна­ко­ми­лись с раз­ря­да­ми место­име­ний с при­ме­ра­ми их исполь­зо­ва­ния в рус­ском язы­ке. Ранее мы узна­ли, .

Личные место­име­ния «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они» ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет.

Местоимения «я» , «мы» отно­сят­ся к пер­во­му лицу; «ты» , «вы» - ко вто­ро­му; «он» , «она» , «оно» - к тре­тье­му.

Я влез на высо­кую сос­ну и стал кри­чать (К.Паустовский).

Мы шли по лоси­но­му сле­ду (К. Паустовский).

Ты пом­нишь, Алёша, доро­ги Смоленщины? (К. Симонов)

Видали ли вы , как под хвой­ной кры­шей гуля­ет в сапож­ках сафья­но­вых рыжик..? (А.Коваленко)

У место­име­ний «он» , «она» , «оно» опре­де­ля­ет­ся муж­ской, жен­ский и сред­ний род.

Он пел, и от каж­до­го зву­ка его голо­са вея­ло чем-то род­ным и необозримо-широким, слов­но зна­ко­мая степь рас­кры­ва­лась перед вами, ухо­дя в бес­ко­неч­ную даль (И.С. Тургенев).

После того как Маша пере­ры­ла сочи­не­ния, она оста­но­ви­лась на рома­нах (А. Пушкин).

Налево с края села начи­на­лось поле; оно было вид­но дале­ко до гори­зон­та, и во всю ширь это­го поля, зали­то­го лун­ным све­том, тоже ни дви­же­ния, ни зву­ка (А. Чехов).

Личные место­име­ния име­ют кате­го­рию един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Сравним:

  • я, ты - мы, вы;
  • он, она, оно - они.

Тем не менее име­ем в виду, что место­име­ния «я» и «мы» , «ты» и «вы» не явля­ют­ся фор­ма­ми един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла одно­го и того же сло­ва. Местоимения «мы « и «вы» не обо­зна­ча­ют «мно­го я» или «мно­го ты» . Они ука­зы­ва­ют на гово­ря­ще­го или собе­сед­ни­ка вме­сте с дру­ги­ми лица­ми, участ­ву­ю­щи­ми в раз­го­во­ре или в опре­де­лен­ном дей­ствии.

Все лич­ные место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам. При их скло­не­нии в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ют­ся совсем дру­гие сло­ва:

  • я - меня;
  • ты - тебя;
  • она - её;
  • они - их.

Стоит толь­ко мне кос­нуть­ся мате­ма­ти­ки, я опять забу­ду все на све­те (С.Ковалевская).

Возвратное место­име­ние «себя» ука­зы­ва­ет на то лицо, о кото­ром гово­рят.

В себя ли загля­нешь? Там про­шло­го нет и сле­да (М. Лермонтов).

Я памят­ник себе воз­двиг неру­ко­твор­ный (А.Пушкин).

У это­го место­име­ния нет фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа, грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий лица, рода, чис­ла. Оно изме­ня­ет­ся толь­ко по паде­жам:

  • и.п. -
  • р.п. себя
  • д.п. себе
  • в.п. себя
  • т.п. собой
  • п.п. о себе

лошад­ка (им.п.) (чья?) его (р.п.).

Случилось соло­вью на шум их при­ле­теть (И.А. Крылов).

Шум (чей?) их - несо­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние.

Притяжательные место­име­ния «его» , «её» , «их» не изме­ня­ют­ся.

Слова, на кото­рые отве­ча­ют суще­стви­тель­ные (кто? что? ), при­ла­га­тель­ные (какой? чей? каков? кото­рый? ) и чис­ли­тель­ные (сколь­ко? ) явля­ют­ся вопро­си­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми .

Кто там сту­чит­ся у ворот? (С.Маршак).

Что сде­лаю я для людей? - силь­нее гро­ма крик­нул Данко (М.Горький).

Вдруг он обра­тил­ся к матушке:»Авдотья Васильевна, а сколь­ко лет Петруше?» (А. Пушкин).

«Ты чего не пони­ма­ешь?» - спра­ши­ва­ет Павел Васильевич у Стёпы (А.Чехов).

Какое изве­стие ты вче­ра полу­чил?

Каков ответ на мой вопрос?

Который по сче­ту будет урок мате­ма­ти­ки?

Те же место­име­ния толь­ко без вопро­са слу­жат для свя­зи про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го и назы­ва­ют­ся отно­си­тель­ны­ми :

Смотри, сколь­ко плос­ко­дон­ных шаланд лежит на моем бере­гу (А.Катаев).

В ста шагах от меня тем­не­ла роща, из кото­рой я толь­ко что вышел (А.Чехов).

Он был совсем не таким, каким вооб­ра­жал его Константин (Л.Толстой).

Уже смер­ка­лось, и Василий не мог понять, кто идёт (К. Паустовский).

Часто я уга­дать хотел, о чем он пишет (А. Пушкин).

Я думал так­же и о том чело­ве­ке, в чьих руках нахо­ди­лась моя судь­ба (А.Пушкин).

Неопределенные местоимения

Ука­зы­ва­ют на неиз­вест­ные пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства:

«некто», «нечто», «неко­то­рый», «несколь­ко», «кое-кто», «кое-что», «кто-то», «кто-либо», «кто-нибудь», «кое-какой», «какой-то», «какой-либо», «какой-нибудь», «чей-то», «чей-либо», «чей-нибудь», «сколько-нибудь», «столько-то».

Кто-то играл на скрипке…девушка пела мяг­ким кон­траль­то, слы­шал­ся смех (М.Горький).

Становилось страш­но, как буд­то в этой тишине его мол­ча­ли­во под­сте­ре­га­ла какая-то опас­ность (В.Катаев).

В гости­ной что-то неболь­шое упа­ло со сто­ла и раз­би­лось (А. Чехов).

Ты не спо­со­бен дей­ство­вать из каких-либо побуж­де­ний (К.Федин).

А ведь, пожа­луй, кое в чём он был прав (М.Шолохов).

Отрицательные местоимения

Отрицательные место­име­ния «никто», «ничто», «неко­го», «нече­го», «ника­кой», «ничей», «нисколь­ко» слу­жат для отри­ца­ния нали­чия какого-то пред­ме­та, при­зна­ка или коли­че­ства или для уси­ле­ния отри­ца­тель­но­го смыс­ла все­го пред­ло­же­ния.

Я не хочу печа­лить вас ничем (А.Пушкин).

Толком никто ниче­го не знал (К. Симонов).

Владик сто­ял мол­ча, нико­го не зади­рая и не отве­чая ни на чьи вопро­сы (А. Гайдар).

Они обра­зо­ва­ны от вопро­си­тель­ных (отно­си­тель­ных) место­име­ний с помо­щью без­удар­ной при­став­ки ни- или удар­ной при­став­ки не- .

Местоимения «неко­го» , «нече­го» не име­ют име­ни­тель­но­го паде­жа.

Молчали, пото­му что нече­го было сооб­щить друг дру­гу (И.А. Гончаров).

Не с кого спра­ши­вать, когда сам вино­ват (посло­ви­ца).

Местоимения «никто» , «ника­кой» , «ничей» , «неко­го» , «нече­го» могут упо­треб­лять­ся с пред­ло­гом, кото­рый сто­ит после при­став­ки:

не у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего и т.д.

Ни в чем так сво­бод­но не про­яв­ля­ет­ся народ­ный харак­тер, как в песне и пляс­ке (А. Фадеев).

Не хочу ни о чем думать, ни во что вме­ши­вать­ся (М. Пришвин).

Попытка пере­хва­тить Машу по доро­ге не при­ве­ла ни к чему (А. Фадеев).

«тот», «этот», «такой», «таков», «столь­ко» слу­жат для выде­ле­ния сре­ди дру­гих какого-то опре­де­лён­но­го пред­ме­та, при­зна­ка, коли­че­ства.

Строжайше запре­тил бы я этим гос­по­дам на выстрел подъ­ез­жать к сто­ли­цам! (А.Грибоедов).

Всё это было бы смеш­но, когда б не было так груст­но (М.Лермонтов).

Сколько голов, столь­ко и умов (посло­ви­ца).

В тем­но­те я залез в такой буре­лом, из кото­ро­го и днём-то не ско­ро выбе­решь­ся. Однако я ухит­рил­ся выбрать­ся из это­го лаби­рин­та (В. Арсеньев).

Определительные место­име­ния - «весь», «вся­кий», «сам», «самый», «каж­дый», «любой», «иной», «дру­гой», «целый».

Каждый , кто молод, дай­те нам руки - в наши ряды, дру­зья! (Л.Ошанин).

Всякая рабо­та масте­ра хва­лит (посло­ви­ца).

Учитесь власт­во­вать собою; не вся­кий вас, как я, пой­мет; к беде неопыт­ность ведёт (А.Пушкин).

Направо было вид­но всё село, длин­ная ули­ца тяну­лась дале­ко верст пять (А.Чехов).

Эти место­име­ния изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам, как при­ла­га­тель­ные.

Видеоурок по русскому языку для учеников 6 класса «Местоимение. Разряды местоимений»

Употребление местоимений - еще одна сложность на пути овладения русским языком для иностранцев. Вне контекста "Его" и "Своего" означают одно и то же - принадлежность объекта какому-то лицу. Пока мы не знаем, о ком идет речь, то значение местоимений абсолютно одинаково. Но стоит поместить местоимение в контекст предложения, оно станет определять смысл всего этого предложения. В этом и состоит сложность: с грамматической точки оба предложения будут верными, а смысл в одном из них будет изменен кардинальным образом.

Например, мы хотим сказать, что по прилету мужчина по имени Василий забирает чемодан, который до вылета сдал в багаж. Мы знаем и хотим передать, что чемодан принадлежит Василию. Вот два варианта, в одном из которых смысловая ошибка, которую часто совершают иностранцы.

В аэропорту Василий получил свой чемодан.
В аэропорту Василий получил его чемодан.

Для носителей языка очевидно, что именно в первом случае имеется в виду чемодан Василия. Для иностранца это совершенно не очевидно, потому что местоимение "Его" - мужского рода, и кроме Василия в предложении никого нет. Иностранец делает вывод, что местоимение "Его" может относиться только к Василию, соответственно, можно сказать, что "Василий получил его чемодан". Но это неверный вариант.

На самом деле, система местоимений в русском языке устроена таким сложным образом, что даже если в предложении не говорится о другом субъекте (кроме Василия), он может там присутствовать, незримо - на это, как раз, указывает местоимение "Его".

Для того, чтобы избежать ошибки, нужно практиковать две вещи до автоматизма.

1. Каждый раз, когда возникает потребность использовать притяжательное местоимение, нужно задать вопросы: "кто субъект?" (о ком мы говорим) и "чей объект?" (кому принадлежит то/тот, о чем/ком мы говорим).

Используя приведенный выше пример багажа, мы видим, что субъект - Василий, а объект - чемодан Василия. Если субъект и владелец объекта совпадают, то нужно использовать местоимение "свой". Только так мы подтверждаем, что чемодан принадлежит Василию. Если мы скажем "Василий получил его чемодан", значит, чемодан - чужой. Хоть мы и не имеем понятия, чей он.

Вот еще примеры:
Василий любит свою жену.
Субъект - Василий, объект - жена Василия.
Василий любит его жену.
Субъект - Василий, объект - чья-то жена.

Мария выгуливает своего пса.
Субъект - Мария, объект - пес Марии.
Мария выгуливает ее пса.
Субъект - Мария, объект - чей-то пес.

2. В связках с местоимениями 1 и 2 лица единственного и множественного числа, а также с глаголом в форме императива МОЖНО использовать оба местоимения: например, "Мой" и "Свой".

Например:
Я отдал свою машину в ремонт = Я отдал мою машину в ремонт.
Дай мне свой телефон = Дай мне твой телефон.
Мы воспитываем своих детей = Мы воспитываем наших детей.
Вы отлично демонстрируете свои знания = Вы отлично демонстрируете ваши знания.

Внимание! В сложных предложениях, в случае, когда местоимение используется в качестве определения, нельзя использовать "Свой".

Например:
Он счастлив, что своя книга нравится читателям.
(Неверно).

Верно будет:
Он счастлив, что его книга нравится читателям.