Христианская психология и ее сущность. Основы христианской психологии - Российский Православный Университет - рпу.рф
ИНСТИТУТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (ИХП) - первое в России учебное, научное и просветительское учреждение, развивающее христианское направление в отечественной психологии.
Учредитель института Благотворительный Фонд «Русское Православие».
Ректор ИХП священник и психолог - Андрей Вадимович Лоргус .
Необходимость христианской психологии. Потребность в психологических знаниях для современного христианского служения очевидна: уход за больными, воспитание детей, помощь семье и многие другие вопросы служения нуждаются в психологических знаниях. Однако, психология в целом и отечественная школа психологии в особенности весьма далеки от христианских ценностей.
Христианство имеет неоценимые духовные и антропологические богатства, которые уже воплощаются в психологии. Христианская психология - закономерный этап развития психологии на базе христианских ценностей, христианской антропологии и богословия.
Развитие психологии обогащается появлением христианской школы в обще гуманитарной парадигме психологической науки.
Необходимость создания института: учреждение учебного, научного и просветительского образовательного института может создать базу для развития христианской психологии. Кроме того, ИХП может стать вторым этапом в христианско-психологическом образовании после создания в 2002 году Факультета психологии Российского Православного института св. Иоанна Богослова. В современном Российском образовании нет подобного института. Создание ИХП может восполнить в системе образования естественный «пробел».
Задачи, стоящие перед институтом (ИХП)
Институт Христианской Психологии призван создать научную и образовательную базу для развития пост дипломного образования. Образовательная деятельность по специальности Психология в российском образовании развита достаточно. Однако пост дипломное образование ещё нуждается в дополнительных шагах. Создание ИХП внесет свой вклад в это дело.
АВТОБИОГРАФИЯ
Генеалогия:
прадед — протоиерей Димитрий Богоявленский,
настоятель Троицкой церкви пос. Купавна, Московской губ.,
расстрелян 21.11.1937г. в Бутово.
· В 2009 году организовал первый в России Институт Христианской Психологии (ИХП),
ректором которого является.
· С 2007 года член оргкомитета и научный редактор Сравнительного Православно-католического богословского справочника по антропологии.
· С 2006 года служит священником храма Святителя Николая в Новом Ваганькове на Трех горах.
· В 2003 году приглашен на ежегодную конференцию христианских психологов США, Лос-Анжелес.
· С 2003 года
является членом совета Европейского Движения по христианской психологии
и антропологии,
на ежегодных международных симпозиумах которого регулярно выступает с докладами.
· В 2003 году награжден Наперстным крестом.
· В 2002 году выходит Первый выпуск Курса лекций по Православной антропологии.
· В 2002 году назначен деканом открывающегося в Российском Православном институте
св. Иоанна Богослова факультета психологии (ныне Кафедра социальной психологии),
которым руководил до 2008 года.
· В 2001-2009 гг. участник телевизионных программ «Культурная революция», «Столица», «Русский взгляд», канала «Радость моя», «Чертаново» и др.; ведущий радиопрограмм на Радио Радонеж и радиостанции
«Русская служба новостей» (РСН).
· С 1999 года член оргкомитета Российско-Австрийского богословского диалога по христианской антропологии под эгидой фонда PRO-ORIENTE. Первая конференция в Вене - 1999 г., вторая в Москве - 2002 г.,
третья в Вене, 2005 г.
· В 1999-2001 гг. преподает христианскую антропологию в МГУ на факультете философии.
· В 1998 году участвует в открытии сайт фонда Русское Православие (ortho-rus.ru)
· В 1997 году награжден правом ношения камилавки.
· В 1997 году выходит первым изданием «Книга о Церкви», созданная группой авторов и художников
под рук. А. Лоргуса и М. Дудко. (Москва. Паломник. 1997. 380 с.)
· В 1997 году инициирует создание Благотворительного фонда «Русское Православие», председателем правления которого является.
· В 1996 году поступил преподавателем православной антропологии в Российский Православный Институт
св. Иоанна Богослова.
· С 1994 по 2007 год был настоятелем в домовом храме мученика Трифона в Психоневрологическом интернате №30 в Чертанове.
· В 1993 году рукоположен в сан священника и назначен служить в храм прор. Илии Обыденного,
а также настоятелем строящегося храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове.
· В 1990 году награжден Двойным орарем.
· Принял участие в съемке документальных фильмов «Троица» (1990) и «Пасха» (1991) в качестве сценариста
и консультанта на киностудии «Старт» (рук. И. Менджерицкий).
· В 1989 принят редактором в Издательский отдел Московского Патриархата. В последующем был зам. главного редактора Журнала Московской Патриархии до 1993 г.
· В 1988 году рукоположен в сан дьякона и служил в Николо-Кузнецком храме г. Москвы до 1991 г.
· В 1987 поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1992 году.
· С 1982 по 1988 работал сторожем, дворником, чтецом и алтарником в храме Знамения
(Трифона мученика) у Рижского вокзала.
· В 1977 году поступил в МГУ на факультет психологии (дневное отделение) и окончил его в 1982 году
по Кафедре инженерной психологии и психологии труда.
· После окончания школы в 1973 году работал слесарем, бульдозеристом, старателем в золотодобывающей артели,
грузчиком в торговом порту г. Анадырь, на Чукотке затем в Москве, грузчиком в типографии «Правда», лаборантом в медицинской
лаборатории, грузчиком в булочной.
Труды:
- Диакон Андрей Лоргус. Церковь и музей.// Творчество. жур. № 1 (409) 1991. М.: Советский художник.
- Диакон Андрей Лоргус Кесарю кесарево. Историческая апология.// Журнал Московской Патриархии, №11-12, 1992. М.: Изд. Московской Патриархии.
- Диакон Андрей Лоргус Царь из пастырей. Проповедь.// Журнал Московской Патриархии, № 1, 1993. М.: Изд. Московской Патриархии.
- Священник Андрей Лоргус, священник Михаил Дудко и др. Книга о Церкви. М.: Паломник, 1997 г.,
- Священник Андрей Лоргус, священник Михаил Дудко и др. Книга о Церкви. М.: Паломник, Изд. Испр. и дополн. - 1998 г.;
- То же, 3-е изд. - 2000 г.,
- То же, 4-е изд. - 2004 г.,
- То же, 5-е изд. - 2005 г.,
- То же, 6-е изд - 2008 г.
- Andrey Lorgus. Michail Dudko. Orthodoxes Glaubensbuch.. Eine Einfuhrung in das Glaubens - und gebetsleben der Russissischen Orthodoxen Kirche. Verlag “Der Christliche osten”? Wurzburg, 2001. (Немецкое изд. Книги о Церкви)
- Священник Андрей Лоргус. Формирование и коррекция образа Бога в сознании христианина. // Московский психотерапевтический журнал, Специальный выпуск по христианской психологии, М.: МГППУ ПК, 2000, №2.
- Священник Андрей Лоргус. Адам и Ева - совершенство человечества. // Сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции "Астраханская епархия и духовное возрождение России", Астрахань, 2002.
- Священник Андрей Лоргус. Душа и дух: природа и бытие.// Учение Церкви о человеке. Богословская конференция Русской Православной Церкви. Москва, 5-8 ноября 2001 г. Материалы. М.: Синодальная Богословская Комиссия, 2003.
- Священник Андрей Лоргус. Православное учение о личности.// Значение христианской антропологии перед лицом современных общественных задач и проблем. Материалы Российско-Австрийской богословской конференции по христианской антропологии. - М.: Индрик, 2003.
- Священник Андрей Лоргус. Антропологический кризис российского общества. // Значение христианской антропологии перед лицом современных общественных задач и проблем. Материалы Российско-Австрийской богословской конференции по христианской антропологии. Сост. А Лоргус. - М.: Индрик, 2003.
- Священник Андрей Лоргус. Православная антропология. Курс лекций. Вып.1. М.: Граф-пресс, 2003.
- Священник Андрей Лоргус. Личность человека в свете православного учения. // «Духовный мир человека на пороге третьего тысячелетия», сб. докладов научно-методического семинара. МИИТ, кафедра «Теология». М.:Изд. МИИТ, 2003.
18. Священник Андрей ЛоргусДушевная болезнь не отнимает веру. Интервью. 21.05.04 // Милосердие.ру. http://www.miloserdie.ru/index.php
- Священник Андрей Лоргус. Война — это торжество ненависти. // Континет, № 122. М.: Континет, 2004.
- Священник Андрей Лоргус. На приеме у пастыря. (Пастырство и психотерапия - авт. название).// НГ-Религии, № 11(163) от 13.07.2005. М.: НГ РЕЛИГИИ.
- На пороге школы...
22. Священник Андрей ЛоргусСмертная казнь - за и против. Богословские и церковно-практические аргументы.// Жизнь человека перед лицом смерти. Материалы II Российско-Австрийской богословской конференции по христианской антропологии Сост. А Лоргус.. - М.: Индрик, 2006.
23. Иерей А.Лоргус. Душа как психологическая категория.// Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология». Вып. 2. М.:Изд. Православного Свято-Тихоновский Гуманитарного университета, 2006.
24. Священник Андрей Лоргус Христианская психология в пространстве гуманитарной парадигмы.// Московский психотерапевтический журнал, Специальный выпуск по христианской психологии, М.: МГППУ ПК, 2006, №3.
25. Лоргус А.Психология - с религией или без нее? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. М.: 2007, т. 4, № 2, с. 58-64
26. Ответ оппонентам. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. М.: 2007, т. 4, № 4, с. с. 18-19
27. Священник Андрей Лоргус Размышления после прочтения книги… // Владета Еротич. Христианство и психологические проблемы человека. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009.
29. Священник Андрей Лоргус, О.М. Красникова. Вина и грех. //Консультативная психология и психотерапия. Специальный выпуск по христианской психологии. М,: МГППУ ПК, 2010, №3.
30. Священник Андрей Лоргус. Психологическая помощь и духовная поддержка людей, живущих с ВИЧ, и их близких. М.: Российский круглый стол, 2012.
31. Священник Андрей Лоргус. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов и волонтеров, работающих с людьми, живущими с ВИЧ. М.: Российский круглый стол, 2012.
В 2009 году в Москве открылся Институт христианской психологии (ИХП). Ректор института – православный священник Андрей Лоргус. Мы попросили отца Андрея рассказать об институте.
– Отец Андрей, ваш институт первый в России? Сейчас есть факультет психологии Российского православного института св. Иоанна Богослова, да и многие психологи развивают христианское направление в психологии.
– Наш Институт действительно первый в постдипломном (дополнительном) образовании дает специализацию по христианской психологии. Образовательная программа Института – это уникальное сочетание духовной традиции Православия, христианской антропологии и современной научной психологии.
У нас уже есть опыт организации высшего профессионального образования. В 2002 году я был назначен деканом первого в России факультета психологии в православном институте св. Иоанна Богослова. Перед нами стояла задача создать на базе государственного стандарта такую образовательную программу по психологии, которая бы полностью соответствовала христианскому мировоззрению и современным церковным задачам. Я уверен, что нам это удалось. Однако потенциал развития этого института оказался исчерпанным. Поэтому возникла необходимость создать научное образовательное учреждение с бОльшими возможностями и перспективами. В современном Российском образовании нет подобного института. Создание Института христианской психологии может восполнить в системе образования существующий “пробел”.
– Так ли необходимо дополнительное христианское образование специалисту?
Дополнительное образование необходимо многим психологам, педагогам, медицинским и социальным работникам, а также священнослужителям, которые хотят повысить свою профессиональную квалификацию или пройти курс переподготовки, чтобы успешно сочетать в своей работе практические психологические навыки и знания о христианской природе личности человека.
Приведу пример. Когда психолог в своей работе сталкивается с практикой покаяния и борьбы со страстями, он, как правило, не знает, чем помочь верующему человеку, а также не чувствует, где проходит граница между психологической и пастырской помощью. Для оказания компетентной психологической помощи психологу необходимы специальные знания по христианской антропологии, аскетике, христианской психологии и четкое понимание, где заканчивается работа психолога, и начинается служение священника. Так же и священнослужитель не всегда может различить случаи, когда человеку нужен не духовный совет, а психологическая консультация.
Для любого человека полученные знания и инструменты послужат проводником на трудном духовном жизненном пути.
Учреждение нового учебного, научного и просветительского института может создать базу для развития христианской психологии.
– Чем отличается христианская психология от других психологических школ и направлений?
По мнению зав. кафедрой Общей психологии МГУ профессора Б.С. Братуся, христианская психология как некое новое направление пытается соотнести корпус психологических знаний, как уже существующих, так и новых, с христианской концепцией человека. В этом и заключается простое, но важное отличие ее от других направлений психологии. Это отличие проявляет себя прежде всего в тех областях, которые связаны с личностью, психотерапией, в общем, с человеком.
– Есть ли необходимость в создании этого нового направления в психологии?
Необходимость в христианской психологии есть. Христианство имеет неоценимые духовные и антропологические богатства (знания о человеке), которые в настоящее время воплощаются в психологии. Христианская психология – закономерный этап развития психологии на базе христианских ценностей, христианской антропологии и богословия. Однако, психология в целом и отечественная школа психологии в особенности весьма далеки от христианских ценностей. Поэтому развитие психологии обогащается появлением христианской школы в обще гуманитарной парадигме психологической науки.
Потребность в психологических знаниях для современного христианина очевидна: помощь себе и своей семье, воспитание детей, психологическая помощь в церкви, уход за больными и многие вопросы социального церковного служения нуждаются в психологических знаниях.
Для успешной социальной деятельности Церкви и членам приходских общин, и священнослужителям необходима психологическая подготовка. Ведь социальное служение в детских домах, больницах, психоневрологических интернатах невозможно осуществить без специального обучения навыкам общения и знаниям специфики оказания помощи сиротам, больным и инвалидам. Без такой специальной подготовки у волонтеров и специалистов очень быстро может наступить эмоциональное выгорание – потеря интереса и смысла деятельности, хроническая усталость, уныние, раздражительность, что, конечно, негативно скажется как на качестве работы, так и на духовном и психологическом состоянии личности помощника.
– Какие цели и задачи ставит перед собой институт?
Институт христианской психологии создаст научную и образовательную базу для развития постдипломного (дополнительного) образования. Образовательная деятельность по специальности Психология в российском образовании развита достаточно. Однако постдипломное образование ещё нуждается в дополнительных шагах. Создание Института христианской психологии внесет свой вклад в это дело.
Главное же, это создаст необходимую базу для развития и поддержки усилий, направленных на развитие социального церковного (православного) служения – служения, так необходимого обществу.
– Смогут ли учиться в Институте специалисты, не имеющие богословского образования?
В образовательные программы Института включены основы христианской антропологии и богословия, предполагается знакомство со основными необходимыми для практической работы святоотеческими трудами, поэтому для успешного обучения христианской психологии специальной богословской подготовки не требуется.
– А те, у кого нет ни психологического, ни медицинского, ни педагогического образования могут ли поучиться?
– Для «не психологов» мы предлагаем программу переквалификации. Они смогут освоить как богословские, так и основные психологические дисциплины. Программа переподготовки включает в себя курсы общей, социальной, возрастной психологии, психодиагностики, истории психологии и психотерапии и др. Такая программа продлится три семестра.
– Начался первый набор. Какими вы видите ваших выпускников?
Наши выпускники – это прежде всего психологически и духовно зрелые личности. Ведь только вступив на путь самопознания, на путь духовного и личностного роста, начав осознанно и ответственно реализовывать заложенные Богом таланты и способности, человек оказывается способным разглядеть и помочь раскрыться внутреннему потенциалу другой личности. Наши выпускники – квалифицированные участники Церковных программ социального служения – психологи, волонтеры, социальные работники, обладающие специальными знаниями и навыками и способные оказать профессиональную помощь тем, кто в ней нуждается. Полученные знания пригодятся нашим выпускникам не только в их служении, а также в своей личной, семейной и общественной жизни.
– Значит ли это, что христианская психология может быть применима в личных целях, а не только для социального служения?
Обучение психологии помогает человеку разобраться в себе, поэтому личная польза от занятий христианской психологией очевидна. Не секрет, что многие приходят учиться психологии, чтобы, прежде всего, научиться понимать себя, разобраться со своими проблемами, построить свою жизнь в обществе и помочь своим близким.
Наши авторские программы и мастер-классы по христианской психологии личности, по возрастной психологии и психологии общения, по психологии семьи и брака отвечают на многие вопросы, с которыми человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. Зная закономерности психического и личностного развития, этапы и шаги выхода из кризиса, способы разрешения конфликтных ситуаций, человек начинает более адекватно воспринимать себя, других людей и окружающую действительность, спокойнее реагировать на сложные жизненные ситуации, быстрее находить выход из затруднительных положений, соблюдая при этом нравственные и этические нормы и не нарушая христианские заповеди.
– Каков ваш Институт сейчас?
Институт только начинает свою деятельность, но опыта и знаний к сегодняшнему дню мы накопили много. Мы продолжаем прием слушателей на три образовательные программы:
* для психологов, педагогов, медиков и социальных работников – повышение квалификации,
* для не психологов, имеющих любое высшее образование – программа переподготовки,
* для иногородних специалистов – программа-интенсив.
Наши преподаватели – выпускники факультета психологии МГУ, то есть представители московской психологической школы, кандидаты и доктора психологических наук.
Мы ведем как образовательную деятельность, так и научную, просветительскую, принимаем участие в международных проектах.
Мы проводим тематические семинары и психологические группы по широкому кругу проблем современного человека, христианина. У нас немало международных связей по христианской антропологии и психологии. Мы сотрудничаем со многими христианскими психологами из России и других стран.
– Сколько стоит обучение в вашем институте?
Образование, причем качественное, всегда ценилось, так как это залог профессионального успеха в будущем. Качество образования – это компетентность преподавателей, серьезная научная база, доступная и увлекательная форма подачи сложного материала, выверенные методы практической работы. По меркам современного высшего образования соотношение стоимости обучения и его качества у нас оптимальное.
Мы уверены – учиться у нас будет и почетно, и полезно, и интересно.
ДЕПРЕССИЯ. СИГНАЛЫ ДЕПРЕССИИ
Депрессия
:
5) утрата непосредственности;
7) потеря аппетита.
Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. (Пс. 42:5)
Депрессия (в прошлом ее называли меланхолией) - пользуется репутацией «насморка» среди душевных расстройств. Считается, что это «самая распространенная, серьезная, требующая многих жертв психическая болезнь, поражающая человечество в наше время»
При определенных обстоятельствах почти каждый из нас испытывал депрессию; иногда она приходит, когда мы меньше всего ожидаем ее появления. Легкие формы депрессивных расстройств протекают в форме «нормальной» печали — реакции на личные поражения, разочарования и другие неблагоприятные ситуации. Более серьезная депрессия набрасывается на свои жертвы, принося отчаяние, страх, ярко выраженное утомление, длительную апатию, отчаяние и жесточайшую скорбь.
Сигналами депрессии могут быть
:
1) печаль, нередко с пессимистическим оттенком и ощущением безнадежности;
2) апатия и вялость, отчего людям бывает трудно что-либо делать и принимать решения;
3) ярко выраженное утомление с ослаблением энергетического потенциала и утратой интереса к работе, половому общению, религии, увлечениям и другим видам деятельности;
4) сниженная самооценка, часто наряду с самокритикой, ощущением вины, никчемности, досады и беспомощности;
5) утрата непосредственности;
6) бессонница и ослабление концентрации внимания;
7) потеря аппетита.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ДЕПРЕССИИ
В основе возникновения многих форм депрессии лежит действие возрастных, психологических, межличностных, духовных и других неорганических факторов.
1) События или обстоятельства прошлого и семейные причины.
Согласно некоторым данным, причиной депрессии в более позднем возрасте могут служить детские переживания человека.
— у детей, когда родители явно или неявно отвергают их
— у детей, когда родители устанавливают высокие, нереальные стандарты, соответствовать которым дети неспособны
— у подростков, конфликтующих с родителями
— у детей, испытывающих проблемы из-за разделения с семьями
— у людей, живших в нестабильных семьях
2) Стресс и серьезные утраты .
Хорошо известно, что жизненные стрессы — внешние и внутренние нагрузки — стимулируют возникновение депрессии, особенно в том случае, когда эти стрессы несут с собой угрозу или порождены теми или иными утратами.
К депрессии может привести потеря физических возможностей, работы, положения, здоровья, свободы, успеха, жилья и многого другого, что имеет ценность для человека. То же самое верно и в отношении утраты близких. Развод, смерть или длительная разлука с дорогими тебе людьми переживаются болезненно и признаются событиями, которые приводят к депрессиям и наносят наиболее серьезный вред.
3) Приобретенная беспомощность .
Согласно одной теории, депрессия чаще всего развивается у людей в неблагоприятных обстоятельствах, когда они убеждаются в своей частичной или полной беспомощности перед окружающим миром.
Легко впасть в депрессию, когда мы раз за разом убеждаемся, что неприятную ситуацию нельзя предотвратить или избежать, сколько ни старайся; что ничего нельзя сделать, чтобы облегчить наши страдания, добиться цели или привести к определенным переменам.
4) Когнитивные (познавательные) причины.
Умение человека интерпретировать опыт часто определяет его чувства и действия. Так, например, если у нас отрицательные мысли, мы видим все в жизни с мрачной стороны, придерживаемся пессимистического мировоззрения и не обращаем внимания на положительные стороны, то возникновение депрессии почти неизбежно.
Впавшие в депрессию, обнаруживают отрицательные мысли в трех областях:
— у них отмечаются отрицательные представления об окружающем мире и о своем жизненном опыте
— у многих депрессивных больных имеется негативное представление о себе как о несовершенных, неполноценных, ничего не стоящих людях, неспособных быть счастливыми. Это в свою очередь может порождать самобичевание и жалость к себе.
— некоторые люди рассматривают отрицательно и будущее. Оно у них безрадостное, неизменно мрачное и безнадежное.
5) Гнев.
Депрессия возникает в том случае, когда удерживаемые внутри человека гнев, ярость, крайнее раздражение обращаются на него самого.
Гнев, удаленный из сферы нашего сознания, никуда не исчезает и продолжает «тайно» действовать и так или иначе, иным образом, влияет на наше поведение.Когда слова или злые дела кого-то из ближних задевают наши чувства. Нам бы следовало вместить эту обиду, мы же начинаем размышлять о ней, стараясь понять, отчего такое могло случиться именно с нами, и тогда начинаем гневаться. Гнев возвеличивается и укрепляется так, что скрывает обиду. Если наше сердце не вмещает гнева, если мы никак не выражаем гнева и не восстаем на него, он затем неизбежно возбуждает в нас жажду мести. Месть «подпитывается» мыслями о том, какой урон надлежит нанести своему ближнему — обидчику или кому-то еще по соседству. Месть ведет нас к неблагонамеренным поступкам и злодеяниям, и мы попадаем из-за этого в беду.
Однако на это уходит много энергии, а в результате наши телесные силы истощаются так, что эмоции наши выступают в форме психосоматических растройств. Некоторые, сознательно или бессознательно, осуждают себя за действия, которые они реализуют или хотят реализовать в той или иной конкретной ситуации, отчего и впадают в депрессию. Легко понять, почему такие люди чувствуют себя виноватыми, неудачниками и занимаются самобичеванием.
Некоторые люди манипулируют депрессией, используя ее в качестве тонкого и социально приемлемого средства выражения гнева и удовлетворения обиды. Впавший в депрессию человек как бы говорит: «Я грущу и печалюсь; здесь нет моей вины; если я не получу достаточного внимания и сочувствия к себе, мне может стать еще хуже и я даже решусь на крайний шаг»
Депрессия часто скрывает обиду, гнев и жажду мести, которые затем забываются. Следует подчеркнуть, что данное толкование не объясняет всего феномена депрессии в целом, однако, несомненно, освещает какие-то ее стороны.
6) Грех и вина.
Нетрудно постичь, почему грех и вина могут привести к депрессии. Человек, потерпевший поражение или поступивший неправильно, чувствует вину и начинает осуждать себя, проявляет разочарование, безнадежность и другие депрессивные симптомы.
Вина и депрессия часто сопровождают друг друга, и трудно сказать, что наступает вначале. По всей видимости, чаще всего вина предшествует депрессии, но порой и депрессия побуждает человека чувствовать вину (ибо видно, что он не в силах справиться с отчаянием). Так или иначе, запускается механизм порочного круга. Вина приводит к депрессии, которая усиливает чувство вины, и так далее.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕПРЕССИИ
Можно ли предотвратить депрессию? Да, но не полностью. Нет свидетельств, что можно предотвратить многие биологически обусловленные приступы депрессии. И порой жизненный стресс — события, вызывающие переживания (например, неудача на работе, разлука супругов, потеря близкого), — несомненно, может погрузить нас в глубокую печаль, если не в депрессию. Разочарования, лишения, отверженность и неудачи случаются с каждым и все это приводит к временному недовольству и отчужденности.
И все-таки есть определенные способы профилактики или ослабления силы депрессии.
1. Довертесь Богу .
Убежденность в том, что Бог жив и все находится в Его власти, дает надежду и ободряет даже в том случае, когда мы склонны падать духом и отчаиваться.
В одном из посланий, написанных в темнице, апостол Павел утверждал, что научился быть довольным во всех обстоятельствах. Зная, что Бог наделяет Своих детей силой и может восполнить всякую нашу нужду, Павел постиг, как следует радоваться жизни в скудости и в изобилии. Увиденное, пережитое, познанное Павлом и, несомненно, исследование Священных Писаний научили его доверяться Богу, и это помогало ему избегать депрессии.
2. Будьте готовы к разочарованиям.
Мы способны справляться с жизненным стрессом лучшим образом и даже избегать глубокой депрессии, будучи достаточно благоразумными и ожидая искушений и скорбей, зная, что все находится во власти Вседержителя.
Взгляните на Господа нашего в момент распятия. Душа Его «скорбит смертельно», и Христос открыто говорит о Своих муках. Едва ли можно представить себе Христа, улыбающегося в Гефсимании или на кресте, чтобы уверить всех в том, что Он счастлив и исполнен радости. Иисус доверял Отцу, знал, что Его ждут скорби и искушения, и не был поражен, когда пришло это время.
3. Учитесь справляться с гневом и виной.
Если вы впадаете в депрессию потому, что «зацикливаетесь» на обидах, неудачах прошлой жизни.
Вам нужно просить Бога помочь забыть о прошлом, помочь простить тех, кто согрешил против вас, и простить самих себя. Когда вы фиксируетесь на прошлых событиях и упиваютесь своим гневом, виной и горем, то, возможно, у подобных отрицательных мыслей есть определенная цель. Не оправдываете ли вы себя как человек, избегающий ответственности и не желающий искать прощения?
Церковь может научить вас признавать свой гнев или вину и показать, как можно совладать с этим. Когда вы научитесь справляться с гневом и виной, то развитие депрессии во многих случаях будет предотвращено.
4. Отгоняйте отрицательные мысли.
Очень часто мы в течение всего дня неслышно беседуем сами с собой. Потому каждому из нас следует внимательно отслеживать, что мы говорим себе. Этот разговор с самим собой (он часто похож на заезженную пластинку, которая играет одно и то же) часто сосредоточен на том, что может оказать на нас пагубное влияние.
Вам нужно научиться жить на иной мыслительной основе, и даже если изменение образа мышления требует определенного усилия, то это сделать гораздо легче, чем продолжать жить по-прежнему.
Библия предлагает размышлять над Словом Божьим и думать о том, что «истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала». Размышления — это форма беседы с самим собой; они уводят наше сознание от отрицательных мыслей, подталкивающих нас к депрессии.
5. Ищите опору и поддержку.
Религия объединяет людей в группы. Церковные общины и другие социальные группы могут быть терапевтическим сообществом, в котором люди чувствуют себя нужными и желанными. Неравнодушные люди, умеющие сострадать, способны помочь ближним нести непосильную ношу критических ситуаций и оказать им поддержку в случае необходимости. Если у вас сейчас тяжелое время, найдите людей, которые не оставят вас в одиночестве. Которые смогут помочь вам, справиться с жизненным стрессом и избежать серьезных депресссивных растройст.
6. Помогайте ближним.
Люди, попавшие в беду, но идущие к ближним, чтобы помочь им, помогают и себе. Такова суть лечения взаимопомощью. Согласно принципу «взаимной помощи», те, кто пытается помочь ближним, приносят пользу многим, но и эти люди в свою очередь помогают им.
Принцип «взаимной помощи» не всегда оправдывает себя; иногда депрессивные больные только усугубляют состояние друг друга. Вряд ли исцеление наступит, если помощник, находящийся в состоянии депрессии, приходит к эгоистичному выводу: «До ближних мне дела нет, помогать им мне не хочется, но если от этого мне станет легче, то, никуда не деться, помогу им как-нибудь». И наоборот, если люди, в том числе и страдающие депрессией, стремятся помочь ближним от души, с чистым сердцем и по доброй воле, это благотворно сказывается на всех, и тогда депрессия отступает.
7. Поддерживайте физическую форму.
Поскольку неправильное питание и гиподинамия способствуют возникновению депрессии, побуждайте себя словом и делом заботиться о своем теле. Было бы неразумно утверждать, что сбалансированное питание и упражнения ума и тела могут предотвратить более серьезные, биологически обусловленные формы депрессии, однако хорошо известно, что здоровый организм обладает повышенной сопротивляемостью и менее подвержен психическим и соматическим страданиям.
Программа повышения квалификации, реализуемая в рамках основного направления подготовки бакалавриата "Психология".
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "Основы христианской психологии".
- поступающих в вузы на основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлениям «Психология»;
- поступающих на программы дополнительного образования по миссионерскому служению и организации работы с молодежью;
- работников всех сфер социального служения в храмах РПЦ;
- психологов-консультантов, занимающихся практической деятельностью и желающих повысить уровень компетентности в области христианской психологии
Прохождение обучения по программе «Основы христианской психологии» учитывается при поступлении в Российский православный университет и при приеме на работу в службах приходского консультирования.
По окончании программы слушателям выдается свидетельство установленного образца.
Цели:
Формирование представления об основах христианской психологии, ее теории, практики, связи с православным мировоззрением и роли в решении задач социального служения церкви.
Задачи
:
- освоение мировоззренческих основ христианской психологии и антропологии;
- знакомство с основными разделами психологической науки и практики, ее связь с христианскими воззрениями;
- изучение психологии личности, христианской психологии;
- знакомство с основами консультативной христианской психологии;
- определение места христианской психологии в системе социального служения церкви.
Программа состоит из 5 модулей:
1. Психология в современном мире.
2. Личность - норма и аномалии.
3. Духовные и психологические основы семьи и брака.
4. Социальная психология.
5. Психология религии.
Вид итоговой аттестации:
защита реферата.
Срок реализации программы -
с октября 2014 по январь 2015.
Режим занятий -
2 раза в неделю по средам с 18:30 (4 академических часа) и по субботам с 13:00 (6 академических часов). Всего – 118 часов.
Первая вводная открытая лекция состоится 15 октября 2014 года в 18:30 в Актовом зале РПУ по адресу Новая пл., 12. На этой лекции можно будет познакомиться с преподавателями, задать им все интересующие вопросы, а также записаться на сам курс.
Стоимость курса - 25 000 руб.
Место проведения -
Новая пл., 12, Актовый зал РПУ (метро Лубянка или Китай-Город).
Для записи на курс необходимо прислать ваши полные ФИО, контактный номер телефона и контактный email, а также указать в теме письма название курса, на который вы хотели бы записаться.
По всем вопросам вы можете обращаться к Марии Кондратьевой или Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
.
Наименование разделов и дисциплин |
Преподаватели |
Всего, часов |
|
Вводная лекция |
все преподаватели |
||
ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ |
16 |
||
Психология в кругу наук и времен. |
профессор Братусь Б.С. |
||
Богословие и психология – проблема взаимоотношения в науке и практике. |
иерей Петр Коломейцев |
||
Проблема этического в психологии. |
иерей Петр Коломейцев |
||
Переживание и молитва. |
профессор Василюк Ф.Е. |
||
История психологии. |
доцент Лызлов А.В. |
||
Философия психологии. |
доцент Лызлов А.В. |
||
ЛИЧНОСТЬ – НОРМА И АНОМАЛИИ |
|||
Проблема психологии возраста. |
профессор Слободчиков В.И. |
||
Психология взросления человека. |
профессор Слободчиков В.И. |
||
Основы психологии индивидуальности. |
профессор Гаврилова Т.П. |
||
Фундаментальные эмоции. |
доцент Храмова Н.Г. |
||
Аксеология высших смыслов. |
доцент Храмова Н.Г. |
||
Бытие человека в мире. Пространственное и временное измерения в психологической практике. |
Бордуков О. |
||
Психосоматика в обыденной жизни |
Мартынов С.Е. |
||
Психология зависимости: от алкоголя до компьютера. |
Проценко Е.Н. |
||
Философско-психологические предпосылки диалогического общения. Диалогический подход. |
профессор Копьев А.Ф. |
||
Практическое применение диалогических форм общения в психотерапии и психологическом консультировании. |
профессор Копьев А.Ф. |
||
ДУХОВНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЬИ И БРАКА |
|||
Культурно-психологические предпосылки супружеской жизни. |
доцент Мошкова И.Н. |
||
Духовные и психологические проблемы брака. |
доцент Мошкова И.Н. |
||
Конфликты отцов и детей в современном мире. Духовные и культурно-психологические аспекты. |
доцент Мошкова И.Н. |
||
Психолого-педагогические основы воспитания детей в семье. |
доцент Мошкова И.Н. |
||
Естественные основы семейного образа жизни |
доцент Дымнова Т.И. |
||
Духовно-психологические аспекты здоровья человека |
Шувалов А.В. |
||
Ребенок перед лицом тяжелой болезни |
Харьковский А.Н. |
||
Моральное развитие ребенка. |
Щур В.Г. |
||
Вариации на тему гендерной психологии. |
Козлова М.И. |
||
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ |
|||
Социальная психология и ее место в системе научного знания. |
|
||
Проблемы приходского консультирования – от научно-богословских проблем к практических вопросам. |
протоиерей Григорий Логвиненко, кандидат богословия |
||
Основные типы социальной жизни в свете христианского учения. |
доцент Храмова Н.Г. |
||
Психологические особенности современных школьных реформ. |
доцент Храмова Н.Г. |
||
Человек перед лицом вечности. Психология умирания. |
Фредерика де Грааф |
||
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ |
|||
Перспективы христианской психологии. |
профессор Братусь Б.С. |
||
Психология религии |
ст. преподаватель Инина Н.В. |
||
Деструктивные психотехники и психокульты. |
иерей Петр Коломейцев |
||
Тупики психологии. Критика трансперсональных практик. |
иерей Петр Коломейцев |
||
Сектанты: методики воздействия на сознание адептов. |
Иванишко И.В. |