Художественные институты. Обучение в институте

Частный преподаватель Стаж 9 лет

от 1 000 руб / час

свободен Связаться

У репетитора

Начальная художественная школа искусств (год окончания - 2005).Московский архитектурный институт (государственная академия) (МАрхИ), Развернуть курсы рисунка (год окончания - 2008).Студия рисунка и живописи на Сухаревской (год окончания - 2009).МГАХИ им. В.И. Сурикова, каф. архитектуры (год окончания - 2014).На данный момент - владелец и ведущий преподаватель архитектурной школы на старом Арбате (с 2012-го года).Профессиональная подготовка абитуриентов в ведущие архитектурные и художественные Вузы Москвы и зарубежья - МАРХИ, МГАХИ (каф.арх.), ГУЗ, МГСУ, РУДН (каф.арх.), СПБГАСУ, БВШД, ВШЭ, Строганова; колледжи №7, №17, №26; ВГИК (рисунок и раскадровка), колледж №60 (рисунок и раскадровка). Заграничные вузы - изготовление портфолио для Newcastle University (Англия), California Institute of the Arts (США), Politecnico di Milano (Италия) и др.- Сопровождение во время экзаменов. Помощь в сессии и изготовление архитектурных проектов, арх. макетирование. Начертательная геометрия для архитекторов. Академический рисунок, личные методические материалы. Анатомический рисунок. Рисунок для архитекторов и дизайнеров. Академическая живопись и портретирование, работа маслом, акварелью, гуашью. Активное сотрудничество со студентами и дипломниками школ "Детали" и "БВШД" (Британская школа дизайна). Выдача сертификатов после прохождения полного курса по предметам "Академ. рисунок", "Академ. живопись", "Арх. черчение", "AutoCad".Вместе со мной сдали экзамены в 2018 году:1. Елизавета - кол. №7;2. Алексей - кол. №7;3. Артем - кол. №7;4. Максим - кол. №26;5. Екатерина - МГАХИ Сурикова (фак. арх.);6. Екатерина - МГАХИ Сурикова (фак. арх.) и МАРХИ (поступила в 2 вуза);7. Анастасия - МГАХИ Сурикова (фак. арх.);8. Эльвина - МГАХИ Сурикова (фак. арх.);9. Мария - МГАХИ Сурикова (фак. арх.);10. Мария - МГАХИ Сурикова (фак. арх.);11. Анна - МГАХИ Сурикова (фак. арх.) и РУДН (каф. арх.) (поступила в 2 вуза);12. Алишер - РУДН (каф. арх.);13. Максим - РУДН (каф. арх);14. Полина - РУДН (каф. арх);15. Карим - МАРХИ;16. Ольга - МАРХИ;17. Анастасия - МАРХИ и МГАХИ (поступила в 2 вуза);18. Мария - МАРХИ;19. Таисия - МАРХИ;20. Анастасия - ГУЗ;21. Анастасия - МГСУ;22. Виктория - МИИГАИК.

Академический рисунок Дизайн Дизайн интерьера Живопись Иллюстрация Колористика +7 Композиция (художественная) Конструктивный рисунок Натюрморт Общая подготовка Пейзаж Портрет Рисунок

Школьники 6-11 классов Студенты Взрослые

м. Арбатская (арбатско-покровская)

подготовка к поступлению в худ. вузы Академический рисунок Композиция (художественная) Конструктивный рисунок Лепка Натюрморт Портрет +2 Рисунок Скульптура

Дети 4-5 лет Дети 6-7 лет Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

м. Профсоюзная

Михаил Аврумович

Частный преподаватель Стаж 44 года

от 1 200 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по изобразительному искусству

Профессиональный художник. Член МСХа и Международной федерации художников.. Участвовал в более чем 70-ти Всесоюзных, Московских, Республиканских и Развернуть зарубежных выставках. Работы находятся в Мурманском музее, частных собраниях России, США, Франции, Германии, Японии, Китая, Австрии и других странах. Художник работает в жанре лирического пейзажа.

Огромное спасибо, мне очень повезло с преподавателем. Настоящий художник пропадает в настоящей мастерской. Интеллигентный и очень приятный человек. Стиль Развернуть подачи материала очень мягкий, Михаил дает возможность пройти весь пусть самостоятельно от азов собственными силами. Начиная с академического рисунка и заканчивая импровизацией. 2 часа проходят незаметно, сопровождаясь интересными рассказами об истории искусств и жизни художников. От занятий я получаю полное эстетическое и психологическое удовольствие. Для меня это стало арт. терапией. Все отзывы (26)

подготовка к поступлению в худ. вузы Академический рисунок Композиция (художественная) Натюрморт +4 Общая подготовка Пейзаж Портрет Рисунок

Дети 6-7 лет Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

Сергей Николаевич

Частный преподаватель Стаж 12 лет

от 1 000 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по изобразительному искусству

У репетитора, у ученика, дистанционно

Репетитор состоит в Творческом союзе художников России. Живопись маслом и акварелью. Вы сможете находить "живопись" рядом, научитесь цельности. Развернуть Для желающих обучаться с нуля и "оступившихся" в живописи. Знакомство с приемами работы сепией, углем, сангиной и подготовкой бумаги для них. Основы художественной композиции.

подготовка к поступлению в худ. вузы Академический рисунок Акварель Графика Живопись Композиция (художественная) Общая подготовка +2 Пейзаж Рисунок

Школьники 7-11 классов Студенты Взрослые

м. Бутырская м. Фонвизинская м. Владыкино

Мария Дмитриевна

Частный преподаватель Стаж 7 лет

от 900 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по изобразительному искусству

У ученика

Закончила школу с углубленным изучением английского языка.Владею программами Adobe InDesign, Lightroom, Adobe Photoshop.Занимаюсь Развернуть фотографией.

Со слов клиента: "Занятия прошли хорошо. Замечаний у нас не было. Мария Дмитриевна, как человек, и как преподаватель очень хорошая. Девушка положительная Развернуть и ответственная. Подойтет для начального уровня". Все отзывы (9)

подготовка к поступлению в худ. вузы Академический рисунок Акварель Графика Живопись Иллюстрация Композиция (художественная) +8 Натюрморт Общая подготовка Пейзаж Пластическая анатомия Портрет Рисунок Фотоискусство Художественные материалы

Игорь Эммануилович Грабарь, поистине знаковый представитель мира живописи России, смог в 30-х годах прошлого века собрать вместе талантливых мастеров и возродить традиции московской художественной школы. Он вдохнул новую жизнь в вуз, который сейчас носит название Московский Государственный академический художественный Сурикова.

Краткие исторические факты

В 1843-м в Москве учреждено училище, выросшее из рисовальных классов почитателей живописного искусства. Учится в нем могли представители разных слоев общества. Крепостные люди, получившие звание художника, могли рассчитывать на освобождение от крепостного права. Это право закреплялось отдельным указом императора России.

В 19-м веке, во второй половине, его преобразовали в Московское училище живописи, ваяния, зодчества. Через некоторое время оно стало официально выпускать лиц со средним образованием.

При революционных потрясениях 1917 года его не закрыли, а преобразовали в мастерские, соединив со Строгановским училищем. Дальнейшая трансформация была осуществлена осенью 1920 года, когда все художественные мастерские слили во Всесоюзные художественные технические мастерские (ВХУТЕМАС).

В 1927 году осуществлена очередная реорганизация, появился ВХУТЕИН (Всесоюзный художественный технический институт). Но факультет графики остался самостоятельной структурой, сохранил базу от Московского училища живописи, ваяния, зодчества. При создании в 1934 году Московского института изобразительных искусств эта структура была взята за основу.

Период расцвета, война, эвакуация

В 1937 году руководителем института назначили И. Э. Грабаря, сумевшего в короткий период восстановить в нем лучшие традиции художников и скульпторов московской школы.

С началом войны институт активно включился в оказание помощи фронту, который испытывал острую нужду в материалах агитационного характера. Кроме института, в Москве иных структур, готовых выполнять подобные заказы, не оказалось.

С приближением врага к Москве было принято решение об эвакуации института в Самарканд, которая началась в октябре 1941 года. Реэвакуация стала возможной в конце 1943 года, когда стало ясно, что победа СССР над фашистской Германией неотвратима.

В 1948 году институту во владение в Москве было передано большое сооружение по адресу: Товарищеский переулок, дом 30. В нем он размещается и сейчас. Имя Василия Ивановича Сурикова институту присвоено в 1948 году.

Структура

Московский Государственный академический художественный институт имени Сурикова представлен ректоратом, пятью факультетами, четырьмя отдельными кафедрами и общим отделом.

Факультеты института следующие:

  • Живописи. Включает кафедру, две лаборатории и две мастерские.
  • Графики. В состав входит кафедра, три лаборатории, две мастерских.
  • Скульптуры. Кафедра, лаборатория.
  • Техники и технологии скульптурных материалов. Включает в себя три мастерские.
  • Теории и истории искусств. Состоит из кафедры и кабинета, в котором имеется фонотека и фонд работ учеников института Сурикова.
  • Архитектуры.

Отдельные кафедры представлены:

  • кафедрами рисунка и гуманитарных наук;
  • кафедрой русского и иностранных языков;
  • кафедрой физического воспитания.

В общий отдел МГАХИ им. В. И. Сурикова, помимо административно-хозяйственных, финансовых, материально-технических и кадровых подразделений входят:

  • общежитие;
  • курсы подготовительные;
  • медицинское подразделение.

Специальности вуза

Институт Сурикова по завершении процесса учебы выпускает следующих специалистов (образование высшее):

  • бакалавров теории, истории искусств, архитектуры;
  • художников: живописцев (станковая живопись, монументальная живопись, театрально-декорационная живопись);
  • реставраторов (станковая масляная живопись, темперная живопись);
  • графиков (станковая графика, искусство книги, искусство графики и плаката);
  • скульпторов.

При институте есть магистратура и аспирантура.

Порядок поступления в вуз

Вступительные экзамены с определенными особенностями соискатели сдают и в МГАХИ. Поступающие на предварительной стадии отбора предоставляют свои работы экзаменационной комиссии для просмотра. Это рисунки (портреты, человеческие фигуры), живописные произведения, также портреты с руками и композиции. Те, чьи работы будут оценены положительно, получают доступ к дальнейшей сдаче экзаменов.

Вступительные экзамены по конкретным предметам осуществляются в мастерских, в строго указанное время. Абитуриенты работают с натурщиками.

Выполняя рисунок, надо исполнить карандашом два задания на бумаге. Бумажные листы выдает комиссия МГАХИ им. В. И. Сурикова либо используются собственные, но отмеченные печатью института.

Если композиция исполняется по заданной теме, то техника выполнения произвольная, на усмотрение абитуриента.

Лица, по результатам испытаний удостоенные положительных оценок, допускаются к письменному экзамену.

Абитуриенты, которые не прошли по конкурсу, получают возможность обучения в институте на коммерческой основе.

Абитуриентам, которых допустили к сдаче вступительных экзаменов, выделяется общежитие (только иногородним). Поступление в вуз на заочные отделения предполагает проживание не в общежитии.

Обучение в институте

Учебный процесс в институте Сурикова строится на учебных группах, они состоят из пяти-семи студентов. Учебный год делится на два семестра, летнюю практику, сессии (зимой и летом), каникулы. Академический учебный час - 45 минут.

Контроль за уровнем усвоения студентами МГАХИ им. В. И. Сурикова получаемых знания осуществляется посредством экзаменационных сессий два раза в год. Переводу на последующий курс подлежать студенты, у которых отсутствуют академические задолженности по всем предметам.

Учеба в институте обеспечивается прекрасным подбором преподавателей. У значительной части из них имеются ученые степени, а также огромный опыт практической работы.

В разные периоды МГАХИ им. В. И. Сурикова окончили многие известные художники и живописцы. Среди них Виталий Цвирко, Владимир Стожаров, Наталья Нестерова и другие.

Институт Сурикова постоянно проводит выставки работ студентов, с которыми могут ознакомиться все желающие.

schedule Режим работы:

Пн., Вт., Ср., Чт., Пт. c 10:00 до 16:00

Галерея МГАХИ





Общая информация

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств»

Лицензия

№ 02084 действует Бессрочно с 15.04.2016

Аккредитация

№ 02945 дейcтвует с 14.11.2018 по 14.11.2024

Результаты мониторинга Минобрнауки для МГАХИ

Показатель 18 год 17 год 16 год 15 год 14 год
Показатель эффективности (из 7 баллов) 3 4 3 3 2
Средний балл ЕГЭ по всем специальностям и формам обучения 74.17 70.83 70.55 65.26 64.18
Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет 78.34 71.49 71.70 66.87 66.66
Средний балл ЕГЭ зачисленных на коммерческой основе 66.6 68.54 65.41 60.94 60.83
Средний по всем специальностям минимальный балл ЕГЭ зачисленных на очное отделение 56.04 56 52.72 43.00 44.3
Количество студентов 802 773 732 696 681
Очное отделение 738 698 654 614 601
Очно-заочное отделение 0 0 0 1 3
Заочное отделение 64 75 78 81 77
Все данные Отчет Отчет Отчет Отчет Отчет

О МГАХИ

Образование в МГАХИ им. В.И. Сурикова

В институте студенты могут получить высшее образование и степень бакалавра по специальностям:

  • теория и история искусств по направлению изобразительного искусства. Срок обучения на очной форме составляет 4 года, на заочной – 4,5 года;
  • архитектура, срок обучения на очной форме составляет 5 лет.

Возможно получение образования студентов на специалитете, форма обучения на котором исключительно очная, а ее срок составляет 6 лет. Диплом специалиста выпускники вуза получат по специальностям:

  • живопись, где ведется подготовка студентов по квалификациям – театрально-декоративная, станковая или монументальная живопись, а также реставрация живописи;
  • графика, где ведется подготовка студентов по квалификациям – искусство книги, станковая графика, искусство плаката и графики;
  • скульптура, где студенты получают квалификацию художника-скульптора.

После получения степени бакалавра, студенты могут продолжить обучение в магистратуре по специальности Теория и история искусств. Срок обучения в магистратуре на очной или очно-заочной форме составляет 2 года.

Обучение в институте возможно как на бюджетном основании, то есть совершенно бесплатно и с выплатой стипендии, так и за средства от физических лиц. После окончания вуза выпускники получат диплом государственного образца.

Подготовительные курсы в МГАХИ им. В.И. Сурикова

Перед поступлением в институт студентам необходимо сдать вступительные экзамены в вуз. Чтобы к ним подготовиться, в институте имеется подготовительное отделение.

Подготовительные курсы для абитуриентов, которые хотят поступать на факультет скульптуры, графики и живописи, длятся 1 год, деленный на 2 семестра. Занятия проходят ежедневно с 9.30 до 15.35, и за это время абитуриенты в полной мере освоят живопись, рисунок, композицию и получат консультацию о том, как сдать вступительный экзамен по русскому языку и литературе.

Подготовительные курсы для абитуриентов, которые хотят поступать на факультет архитектуры, делятся на два вида.

  • Творческие подготовительные курсы, на которых абитуриенты изучают колористическую композицию и академический рисунок.
  • Подготовительные курсы с профессиональным направлением, где абитуриенты изучают фрагмент интерьера в графическом исполнении и аналитический рисунок.

Абитуриенты могут выбрать полный курс подготовки или подготовку только по одному направлению. Срок обучения составляет 1 год, деленный на 2 семестра.

Повышение квалификации в МГАХИ им. В.И. Сурикова

После получения высшего профессионального образования, студенты могут повысить свою квалификацию, поступив в аспирантуру, где они получат высшее научное образование. Обучение в аспирантуре проводится как очно, на протяжении 3 лет, так и заочно в течение 4 лет. В аспирантуре студенты обучаются по специальности искусствоведения и направлению Декоративно-прикладное, изобразительное искусство и архитектура.

Повысить свою квалификацию специалисты, работающие по творческо-исполнительным специальностям, могут с помощью творческой стажировки в Объединенной творческой мастерской института. В мастерской работает высококвалифицированный преподавательский состав под руководством З. К. Церетели, являющегося Президентом Российской академии художеств, А. А. Бичукова, который является Народным художником РСФСР и Т. Т. Салахова – Народного художника СССР, которые стремятся передать свой профессиональный и педагогический опыт слушателям курсов. Выпускники Творческой мастерской после ее окончания смогут работать в высших и среднеспециальных учебных заведениях, передавая теперь уже свой опыт начинающим художникам.

При институте работает Школа дизайна архитектурной среды Авангард дизайн, где студенты могут получить дополнительное образование в сфере архитектурной среды и дизайна интерьера. В Авангард дизайне студенты не только прослушают основной курс, но и смогут посетить мастер-классы от ведущих дизайнеров страны, которые расскажут им обо всех тонкостях профессии.

Также при институте открыта Школа живописи и рисунка для всех желающих, которые хотят научиться рисовать с нуля, и для тех, кто уже имеет художественное образование, но хочет отточить свое мастерство. В данной школе слушатели курсов сначала слушают лекции Калашникова Виктора Евгеньевича, а затем выполняют практические работы под руководством Лагутенковой Веры Анатольевной, Лебедевой Екатерины Игоревной и Малюковой Татьяны Николаевной, которые имеют огромный профессиональный опыт.

О вузе

Образование в МГАХИ им. В.И. Сурикова

В институте студенты могут получить высшее образование и степень бакалавра по специальностям:

  • теория и история искусств по направлению изобразительного искусства. Срок обучения на очной форме составляет 4 года, на заочной – 4,5 года;
  • архитектура, срок обучения на очной форме составляет 5 лет.

Возможно получение образования студентов на специалитете, форма обучения на котором исключительно очная, а ее срок составляет 6 лет. Диплом специалиста выпускники вуза получат по специальностям:

  • живопись, где ведется подготовка студентов по квалификациям – театрально-декоративная, станковая или монументальная живопись, а также реставрация живописи;
  • графика, где ведется подготовка студентов по квалификациям – искусство книги, станковая графика, искусство плаката и графики;
  • скульптура, где студенты получают квалификацию художника-скульптора.

После получения степени бакалавра, студенты могут продолжить обучение в магистратуре по специальности Теория и история искусств. Срок обучения в магистратуре на очной или очно-заочной форме составляет 2 года.

Обучение в институте возможно как на бюджетном основании, то есть совершенно бесплатно и с выплатой стипендии, так и за средства от физических лиц. После окончания вуза выпускники получат диплом государственного образца.

Подготовительные курсы в МГАХИ им. В.И. Сурикова

Перед поступлением в институт студентам необходимо сдать вступительные экзамены в вуз. Чтобы к ним подготовиться, в институте имеется подготовительное отделение.

Подготовительные курсы для абитуриентов, которые хотят поступать на факультет скульптуры, графики и живописи, длятся 1 год, деленный на 2 семестра. Занятия проходят ежедневно с 9.30 до 15.35, и за это время абитуриенты в полной мере освоят живопись, рисунок, композицию и получат консультацию о том, как сдать вступительный экзамен по русскому языку и литературе.

Подготовительные курсы для абитуриентов, которые хотят поступать на факультет архитектуры, делятся на два вида.

  • Творческие подготовительные курсы, на которых абитуриенты изучают колористическую композицию и академический рисунок.
  • Подготовительные курсы с профессиональным направлением, где абитуриенты изучают фрагмент интерьера в графическом исполнении и аналитический рисунок.

Абитуриенты могут выбрать полный курс подготовки или подготовку только по одному направлению. Срок обучения составляет 1 год, деленный на 2 семестра.

Повышение квалификации в МГАХИ им. В.И. Сурикова

После получения высшего профессионального образования, студенты могут повысить свою квалификацию, поступив в аспирантуру, где они получат высшее научное образование. Обучение в аспирантуре проводится как очно, на протяжении 3 лет, так и заочно в течение 4 лет. В аспирантуре студенты обучаются по специальности искусствоведения и направлению Декоративно-прикладное, изобразительное искусство и архитектура.

Повысить свою квалификацию специалисты, работающие по творческо-исполнительным специальностям, могут с помощью творческой стажировки в Объединенной творческой мастерской института. В мастерской работает высококвалифицированный преподавательский состав под руководством З. К. Церетели, являющегося Президентом Российской академии художеств, А. А. Бичукова, который является Народным художником РСФСР и Т. Т. Салахова – Народного художника СССР, которые стремятся передать свой профессиональный и педагогический опыт слушателям курсов. Выпускники Творческой мастерской после ее окончания смогут работать в высших и среднеспециальных учебных заведениях, передавая теперь уже свой опыт начинающим художникам.

При институте работает Школа дизайна архитектурной среды Авангард дизайн, где студенты могут получить дополнительное образование в сфере архитектурной среды и дизайна интерьера. В Авангард дизайне студенты не только прослушают основной курс, но и смогут посетить мастер-классы от ведущих дизайнеров страны, которые расскажут им обо всех тонкостях профессии.

Также при институте открыта Школа живописи и рисунка для всех желающих, которые хотят научиться рисовать с нуля, и для тех, кто уже имеет художественное образование, но хочет отточить свое мастерство. В данной школе слушатели курсов сначала слушают лекции Калашникова Виктора Евгеньевича, а затем выполняют практические работы под руководством Лагутенковой Веры Анатольевной, Лебедевой Екатерины Игоревной и Малюковой Татьяны Николаевной, которые имеют огромный профессиональный опыт.

К:Учебные заведения, основанные в 1948 году

Моско́вский ордена Трудово́го Кра́сного Зна́мени госуда́рственный академи́ческий худо́жественный институ́т имени В. И. Су́рикова - один из ведущих художественных ВУЗов России. Наряду с составляет образовательную структуру Российской Академии художеств . Основан в 1948 году на базе .

Ректор - профессор, Народный художник РФ, академик А. А. Любавин .

История

Факультеты

Факультет живописи

Декан - профессор, заслуженный художник РФ В. Н. Слатинский

  • Мастерская станковой живописи профессора, нар. худ. СССР, лауреата гос. премии СССР, академика В. М. Сидорова
  • Мастерская батальной живописи профессора, нар. худ. РСФСР, лауреата гос. премий РФ, академика Н. Н. Соломина
  • Мастерская монументальной живописи профессора, нар. худ. РФ, академика Е. Н. Максимова
  • Мастерская станковой живописи профессора, нар. худ. РФ А. Н. Суховецкого
  • Мастерская станковой живописи профессора, нар. худ. РФ, лауреата гос. премии РФ, академика Т. Г. Назаренко
  • Мастерская станковой живописи доцента, засл. худ. РФ Ю. А. Шишкова
  • Мастерская станковой живописи академика А. Т. Салаховой
  • Мастерская театрально-декорационной живописи академика Д. А. Чебарджи

Факультет графики

Декан - профессор, заслуженный художник РФ Г. В. Шуршин

  • Мастерская станковой графики профессора, нар. худ. РФ, академика Р. И. Теслика
  • Мастерская плакатной графики профессора, засл. худ. РФ Г. В. Шуршина
  • Мастерская книжной графики профессора, засл. худ. РФ Ю. В. Иванова
  • Мастерская литографии профессора В. В. Аверьянова
  • Мастерская офорта профессора, лауреата гос. премии РФ, академика А. Б. Суворова
  • Мастерская гравюры ст. преподавателя Ю. А. Якушина

Факультет скульптуры

Декан - заслуженный художник РФ Г. Ж. Долмогомбетов

  • Мастерская академической скульптуры профессора, нар. худ. РФ, академика А. И. Рукавишникова
  • Мастерская академической скульптуры профессора, нар. худ. РФ, лауреата гос. премии РСФСР, академика М. В. Переяславца

Факультет архитектуры

Декан - доцент А. Л. Матюшин

Факультет теории и истории искусств

Декан - доцент И. Л. Арустамова

Основан в 1986 году.

  • Кафедра теории и истории искусств (Заведующая - доцент Флорковская А. Н.)

Известные выпускники

Известные преподаватели

Ректоры

  • академик Игорь Эммануилович Грабарь (1937-1943)
  • академик Сергей Васильевич Герасимов (1943-1948)
  • Фёдор Александрович Модоров ( -);
  • академик Николай Васильевич Томский (1964-1970)
  • академик Павел Иванович Бондаренко (1970-1988)
  • академик Лев Викторович Шепелев (1988-2001)
  • академик Анатолий Андреевич Бичуков (2001-2011)
  • академик Анатолий Александрович Любавин (с 2011 года)

Напишите отзыв о статье "Московский художественный институт имени В. И. Сурикова"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Московский художественный институт имени В. И. Сурикова

Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется».
Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную.
– Вы очень добры, – сказала она ему.
– Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства!
Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу.
В 10 м часу официанты бросились к крыльцу, заслышав бубенчики подъезжавшего экипажа старого князя. Князь Андрей с Пьером тоже вышли на крыльцо.
– Это кто? – спросил старый князь, вылезая из кареты и угадав Пьера.
– AI очень рад! целуй, – сказал он, узнав, кто был незнакомый молодой человек.
Старый князь был в хорошем духе и обласкал Пьера.
Перед ужином князь Андрей, вернувшись назад в кабинет отца, застал старого князя в горячем споре с Пьером.
Пьер доказывал, что придет время, когда не будет больше войны. Старый князь, подтрунивая, но не сердясь, оспаривал его.
– Кровь из жил выпусти, воды налей, тогда войны не будет. Бабьи бредни, бабьи бредни, – проговорил он, но всё таки ласково потрепал Пьера по плечу, и подошел к столу, у которого князь Андрей, видимо не желая вступать в разговор, перебирал бумаги, привезенные князем из города. Старый князь подошел к нему и стал говорить о делах.
– Предводитель, Ростов граф, половины людей не доставил. Приехал в город, вздумал на обед звать, – я ему такой обед задал… А вот просмотри эту… Ну, брат, – обратился князь Николай Андреич к сыну, хлопая по плечу Пьера, – молодец твой приятель, я его полюбил! Разжигает меня. Другой и умные речи говорит, а слушать не хочется, а он и врет да разжигает меня старика. Ну идите, идите, – сказал он, – может быть приду, за ужином вашим посижу. Опять поспорю. Мою дуру, княжну Марью полюби, – прокричал он Пьеру из двери.
Пьер теперь только, в свой приезд в Лысые Горы, оценил всю силу и прелесть своей дружбы с князем Андреем. Эта прелесть выразилась не столько в его отношениях с ним самим, сколько в отношениях со всеми родными и домашними. Пьер с старым, суровым князем и с кроткой и робкой княжной Марьей, несмотря на то, что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом. Они все уже любили его. Не только княжна Марья, подкупленная его кроткими отношениями к странницам, самым лучистым взглядом смотрела на него; но маленький, годовой князь Николай, как звал дед, улыбнулся Пьеру и пошел к нему на руки. Михаил Иваныч, m lle Bourienne с радостными улыбками смотрели на него, когда он разговаривал с старым князем.
Старый князь вышел ужинать: это было очевидно для Пьера. Он был с ним оба дня его пребывания в Лысых Горах чрезвычайно ласков, и велел ему приезжать к себе.
Когда Пьер уехал и сошлись вместе все члены семьи, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового человека и, как это редко бывает, все говорили про него одно хорошее.

Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем полком.
Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство подобное тому, которое он испытывал, подъезжая к Поварскому дому. Когда он увидал первого гусара в расстегнутом мундире своего полка, когда он узнал рыжего Дементьева, увидал коновязи рыжих лошадей, когда Лаврушка радостно закричал своему барину: «Граф приехал!» и лохматый Денисов, спавший на постели, выбежал из землянки, обнял его, и офицеры сошлись к приезжему, – Ростов испытывал такое же чувство, как когда его обнимала мать, отец и сестры, и слезы радости, подступившие ему к горлу, помешали ему говорить. Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский.
Явившись к полковому командиру, получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражировку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствовав себя лишенным свободы и закованным в одну узкую неизменную рамку, Ростов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своем месте, которые он чувствовал и под родительским кровом. Не было этой всей безурядицы вольного света, в котором он не находил себе места и ошибался в выборах; не было Сони, с которой надо было или не надо было объясняться. Не было возможности ехать туда или не ехать туда; не было этих 24 часов суток, которые столькими различными способами можно было употребить; не было этого бесчисленного множества людей, из которых никто не был ближе, никто не был дальше; не было этих неясных и неопределенных денежных отношений с отцом, не было напоминания об ужасном проигрыше Долохову! Тут в полку всё было ясно и просто. Весь мир был разделен на два неровные отдела. Один – наш Павлоградский полк, и другой – всё остальное. И до этого остального не было никакого дела. В полку всё было известно: кто был поручик, кто ротмистр, кто хороший, кто дурной человек, и главное, – товарищ. Маркитант верит в долг, жалованье получается в треть; выдумывать и выбирать нечего, только не делай ничего такого, что считается дурным в Павлоградском полку; а пошлют, делай то, что ясно и отчетливо, определено и приказано: и всё будет хорошо.