История гильотины. Ученые проводили жуткие эксперименты на головах жертв

Тридцать пять лет назад в последний раз лязгнул нож кровавейшего инструмента истории - гильотины. 10 сентября 1977 года на гильотине в последний раз был приведен в исполнение смертный приговор: был казнен тунисский иммигрант Хамида Джандуби, осужденный за пытки и убийство. Четыре года спустя Франция откажется и от гильотины, и от казни вообще.

История этого кровавого инструмента истории прекратилась, и хочется верить, что навсегда. История гильотины, которую завершила казнь тунисского иммигранта, к тому же безногого, насчитывает не одну сотню лет. В своем первоначальном значении гильотина — это механизм для приведения в исполнение смертной казни путём отсечения головы.

Казнь с использованием гильотины называется гильотинированием. Собственно, автору этих строк, корабельному инженер-механику, не раз приходилось видеть гильотину в действии — ножи весом в десятки тонн рубили кабели, корабельное железо, метровые слои бумаги и так далее. Но это все, сами понимаете, не то. Все это лишь техническое применение орудия, с помощью которого когда-то рубили головы…

Главной деталью гильотины, предназначенной для отрубания головы, является тяжёлый, в несколько десятков килограммов, косой нож (жаргонное название — "барашек"), свободно движущийся вдоль вертикальных направляющих. Нож поднимали на высоту 2-3 метра верёвкой, где он удерживался защёлкой. Голову гильотинируемого помещали в специальное углубление у основания механизма и закрепляли сверху деревянной доской с выемкой для шеи, после чего с помощью рычажного механизма защелка, удерживающая нож, открывалась, и он падал с большой скоростью на шею жертвы.

Использовать гильотину предложил в 1792 году врач и член Национальной Ассамблеи Жозеф Игнас Гильотен (Гийотен), профессор анатомии, политический деятель, член Учредительного собрания, друг Робеспьера и Марата. Собственно, его именем и была названа эта машина для обезглавливания. Хотя вообще-то это орудие не было изобретением ни доктора Гильотена, ни его учителя, доктора Луи.

Известно, что подобное орудие употреблялось до того в Шотландии и Ирландии, где называлось Шотландской девой. Как гласят исторические первоисточники, гильотину во Франции ранее тоже называли Девою и даже Мебелью Правосудия. Хотя подобные устройства пытались использовать и раньше в Великобритании, Италии и Швейцарии, но именно устройство, созданное во Франции, с косым ножом, стало стандартным орудием смертной казни. В то время применялись жестокие методы казни: сожжение на костре, повешение, четвертование. Только аристократов и богатых людей казнили более "почётным" способом — отсечением головы мечом или топором.

Считалось, что гильотина является гораздо более гуманным способом казни, чем распространённые в то время способы. Другие виды казни, предполагавшие быструю смерть осуждённого, при недостаточной квалификации палача часто вызывали длительную агонию. Гильотина же обеспечивает мгновенную смерть даже при минимальной квалификации палача. Кроме того, гильотина применялась ко всем без исключения слоям населения, что подчёркивало равенство граждан перед законом.

В апреле 1792 года, после удачных опытов над трупами, в Париже, на Гревской площади, была произведена первая казнь новой машиной. Тесная связь гильотины с эпохой террора послужила препятствием к распространению её в Европе. Впрочем, в 1853 году гильотина была введена в Саксонии и затем распространилась в некоторых других германских государствах. Легенда, будто Гильотен сам был казнен предложенной им к использованию машиной, лишена основания: он прекрасно пережил революцию и благополучно умер естественной смертью в своей постели в 1814 году.

Гильотина, кстати, долгие годы применялась во многих других странах, в том числе в Германии. Гильотина интенсивно применялась в период Великой Французской революции и оставалась главным способом смертной казни во Франции вплоть до отмены смертной казни в 1981 году. Хотя последний раз в действие гильотина приводилась как раз 35 лет назад, 10 сентября 1977 года. Что же за жизнь была у последнего казненного на гильотине?

Биография казненного небезынтересна. Кажется, что если бы не было во Франции гильотины, то его все равно казнили бы любым другим способом — настолько преступен был его характер. Что интересно, главным палачом в тюрьме в Марселе был фактически тезка города, Марсель Шевалье. Он и привел тот самый, последний смертный приговор на гильотине, в исполнение.

28-летний тунисец Хамида Джандуби — этот тот самый человек, который был последним европейцем, казнённым на гильотине во Франции, в знаменитой марсельской тюрьме "Бометт". Он был тунисским иммигрантом, осуждённым за пытки и убийство 21-летней Элизабет Буске, его знакомой.

Хамида Джандуби родился в Тунисе примерно в 1949 году. В 1968 году стал жить в Марселе и начал работать в продуктовом магазине. Он устроился на работу как ландшафтный дизайнер, но в 1971 году на рабочем месте произошло происшествие, в результате которого он потерял две трети ноги.

В 1973 году 21-летняя Элизабет Буске, которую он встретил в больнице, когда восстанавливался после ампутации, подала на него заявление в полицию, утверждая, что он пытался заставить её заниматься проституцией. Весной 1973 года Джандуби был арестован, но вскоре был освобожден из-под стражи, но от своей преступной идеи не отказался: он вошёл в доверие к двум другим девушкам и заставил их заниматься проституцией.

Вместе тем, Джандуби обдумывал план мести в отношении Элизабет Буске. В результате в июле 1974 года он похитил девушку и притащил ее к себе домой, где на глазах у двух других невольниц, стал издеваться на своей жертвой: избивать и пытать зажжённой сигаретой. Несмотря на издевательства и тяжелые увечья, Буске выжила. Тогда Джандуби на своем автомобиле вывез ее на окраину Марселя, а там задушил. По возвращении Джандуби предупредил девушек, чтобы они держали рот на замке.

Спустя месяц после совершенного убийства Джандуби похитил ещё одну девушку, но той удалось сбежать и сообщить в полицию. После длительного предварительного судебного разбирательства Джандуби предстал перед судом в Экс-ан-Провансе по обвинению в тяжких преступлениях: убийстве, изнасилованиях и пытках.

Защита пыталась спасти Джандуби от смертного приговора. Доводы защиты строились главным образом на последствиях ампутации ноги у подзащитного: адвокат утверждал, что несчастный случай и последующее увечье довели Джандуби до алкоголизма и преступных наклонностей.

Однако суд эти доводы не принял во внимание: 25 февраля 1977 года он приговорил подсудимого к смертной казни. Апелляция была отклонена, и ранним утром 10 сентября 1977 года Джандуби проинформировали, что он будет казнён на гильотине, как и Кристиан Рануччи (казнён 28 июля 1976 г.) и Жером Каррен (казнён 23 июня 1977 г.). Он, как и эти детоубийцы, не получил "президентской отсрочки" от Валери Жискар д"Эстена. В 4:40 утра 10 сентября Джандуби был казнён.Несмотря на то, что Джандуби был последним казнённым, он не был последним осуждённым к смерти. Однако смертных казней больше не применялось, потому что пришедший в 1981 году к власти Франсуа Миттеран отменил казни во Франции.

Гильотина (фр. guillotine) — специальный механизм для приведения в исполнение смертной казни путём отсечения головы. Казнь с использованием гильотины называется гильотинированием. Примечательно, что это изобретение использовалось французами аж до 1977 года! В том же году, для сравнения, пилотируемый космический корабль «Союз-24» отправился в космос.

Гильотина устроена просто, при этом весьма эффективно справляется со своими обязанностями. Ее главной деталью является «барашек» — тяжелое (до 100 кг) косое металлическое лезвие, которое свободно движется по вертикали вдоль направляющих балок. Оно удерживалось на высоте 2−3 метра при помощи зажимов. Когда заключенного клали на скамью со специальной выемкой, не позволявшей осужденному отдернуть голову, зажимы размыкали при помощи рычага, после чего лезвие на большой скорости обезглавливало жертву.

История

Несмотря на свою известность, это изобретение не было придумано французами. «Прабабкой» гильотины считается «виселица Галифакса» (Halifax Gibbet), которая была просто деревянной постройкой с двумя стойками, увенчанными горизонтальной балкой. Роль клинка играло тяжелое лезвие топора, которое скользило вверх и вниз по пазам балки. Такие конструкции устанавливали на городских площадях, и первое упоминание о них датируется 1066 годом.

У гильотины было множество других предков. Шотландская Мэйден (Дева), итальянская Мандайя, все они опирались на один и тот же принцип. Обезглавливание считалось одной из самых гуманных казней, и в руках умелого палача жертва умирала быстро и без мучений. Впрочем, именно трудоемкость процесса (а также обилие осужденных, добавлявших палачам работы) и привели в итоге к созданию универсального механизма. То, что для человека было тяжелым трудом (не только моральным, но и физическим), машина проделывала быстро и без ошибок.

Создание и популярность

В начале XVIII века способов казни людей во Франции было великое множество: несчастных сжигали, распинали на дыбах, вешали, четвертовали и так далее. Казнь через обезглавливание (декапитация) была своего рода привилегией, и доставалась лишь богатым и влиятельным людям. Постепенно в народе росло возмущение подобной жестокостью. Многие последователи идей Просвещения добивались того, чтобы максимально гуманизировать процесс казни. Одним из них был доктор Жозеф-Игнас Гильотен , который предложил ввести гильотину в одной из шести статей, которые он представил во время дебатов об уголовном кодексе Франции 10-го октября 1789 года. Помимо этого, он предложил ввести систему общенациональной стандартизации наказания и систему защиты семьи преступника, которая не должна была пострадать или быть дискредитированной. 1 декабря 1789 года эти предложения Гильотена были приняты, но казнь с использованием машины отклонили. Впрочем, позже, когда сам доктор уже отказался от своей идеи, ее горячо поддержали другие политики, так что в 1791 году гильотина все-таки заняла свое место в уголовной системе. Хотя требование Гильотена скрывать казнь от посторонних глаз не пришлась по душе власть имущим, и гильотинирование сделалось народным развлечением — осужденных казнили на площадях под свист и улюлюканье толпы.


Первым казненным на гильотине был разбойник по имени Николя-Жак Пеллетье. В народе она быстро получила такие прозвища, как «национальная бритва», «вдова» и «мадам Гильотен». Важно отметить, что гильотина никак не связывалась с каким-то конкретным слоем общества и в определенном смысле уравнивала всех — недаром на ней был казнен сам Робеспьер . С 1870-х годов и до отмены смертной казни во Франции используется усовершенствованная гильотина системы Берже. Она разборная и устанавливается непосредственно на земле, обычно перед воротами тюрьмы, при этом эшафот больше не использовался. Сама казнь занимает считанные секунды, обезглавленное тело мгновенно сталкивалось подручными палача в подготовленный глубокий ящик с крышкой. В этот же период упраздняются должности региональных палачей. Палач, его ассистенты и гильотина теперь базировались в Париже и выезжали на места для совершения казней.

Конец истории

Публичные казни продолжались во Франции до 1939 года, когда Эжен Вейдманн стал последней жертвой «под открытым небом». Таким образом, потребовалось почти 150 лет для того, чтобы реализовались пожелания Гильотена в скрытости процесса казни от посторонних глаз. Последнее государственное использование гильотины во Франции произошло 10 сентября 1977 года, когда был казнен Хамида Джандуби. Следующая казнь должна была состояться в 1981 году, но предполагаемая жертва, Филипп Морис, получил помилование. Смертная казнь была отменена во Франции в том же году.

Хотелось бы отметить, что, вопреки слухам, сам доктор Гильотен избежал собственного изобретения и благополучно умер своей смертью в 1814 году.

Последняя публичная казнь во Франции с помощью гильотины November 5th, 2015

Некоторое время назад мы очень подробно с вами изучали , а теперь вспомним 1939 год, Францию. Там в это время была произведена последняя ПУБЛИЧНАЯ казнь методом отсечения головы.

Родившийся в Германии в 1908 году, Эжен Вейдман начал заниматься воровством с юного возраста и даже повзрослев не бросил свои криминальные привычки. Отбывая пятилетний срок в тюрьме за грабеж, он встретил будущих партнеров по преступлениям, Роже Мильона и Жана Блана. После освобождения все трое начали работать вместе, похищая и грабя туристов вокруг Парижа.

17 июня 1938 года. Эжен Вейдман показывает полиции пещеру в лесу Фонтенбло во Франции, где он убил медсестру Жанин Келлер.

Они ограбили и убили молодую танцовщицу из Нью-Йорка, шофера, медсестру, театрального продюсера, антинацистского активиста и агента по недвижимости.

Сотрудники управления национальной безопасности в конце концов вышли на след Вейдмана. Однажды, вернувшись домой, он обнаружил у дверей двух офицеров полиции, поджидавших его. Вейдман выстрелил в офицеров из пистолета, ранил их, но тем всё-таки удалось повалить преступника на землю и обезвредить его с помощью молотка, лежавшего у входа.

Франция стала последней из стран ЕС, которая на уровне конституции запретила применение смертной казни.

Во Франции при старом режиме цареубийц казнили через четвертование. Также было широко распространено колесование, повешение за ребро и другие болезненные наказания. В 1792 году была введена гильотина, и в дальнейшем большинство смертных казней, кроме как по приговору военного суда (в данном случае был обычный расстрел), проводились через гильотину (в Уголовном кодексе Франции 1810 года статья 12 говорит, что «всякому осужденному к смерти отсекается голова »). Уже 21 января 1793 на гильотине был казнен Людовик XVI. Эта машина не была оригинальным изобретением ни д-ра Гийотеном, предложивший ввести ее в качестве орудия смертной казни, ни его учителя, д-ра Луи; похожая машина употреблялась до того в Шотландии, где называлась «шотландской девой». Во Франции ее также называли Девой или даже Лесом Правосудия. Целью изобретения было создание безболезненного и быстрого метода казни. После того, как голова была отсечена, палач поднимал ее и показывал толпе. Бытовало мнение, что отрубленная голова могла видеть на протяжении примерно десяти секунд. Таким образом, голову человека поднимали, чтобы он мог перед смертью увидеть, как смеется над ним толпа.

В XIX-XX веках публичные казни происходили на бульварах или около тюрем, где всегда собиралась большая толпа.

Март 1939 года. Вейдман во время суда.

Март 1939 года.

Март 1939 года. Установка специальных телефонных линий для суда.

В результате нашумевшего судебного разбирательство, Вейдман и Мильон были приговорены к смертной казни, а Блан - к 20 месяцам тюрьмы. 16 июня 1939 года президент Франции Альбер Лебрен отклонил ходатайство о помиловании Вейдмана и заменил Мильону смертный приговор на пожизненное заключение.

Июнь 1939 года. Вейдман на суде.

Утро 17 июня 1939 года Вейдман встретил на площади у тюрьмы Сен-Пьер в Версале, где его ждали гильотина и свист толпы.

17 июня 1939 года. Толпа собирается вокруг гильотины в ожидании казни Вейдмана возле тюрьмы Сен-Пьер.

Среди желающих посмотреть казнь зрителей был будущий известный британский актер Кристофер Ли, которому в то время было 17 лет.

17 июня 1939 года. Вейдмана по пути к гильотине проходит мимо ящика, в котором будут транспортировать его тело.

Вейдмана поместили в гильотину и главный палач Франции Жюль Анри Дефурно без промедления опустил лезвие.

Присутствующая на казни толпа вела себя очень несдержанно и шумно, многие из зрителей прорывались через оцепление, чтобы смочить носовые платки в крови Вейдмана в качестве сувениров. Сцена была настолько ужасной, что президент Франции Альбер Лебрен полностью запретил публичные казни, аргументируя это тем, что вместо сдерживания преступности они способствуют пробуждению низменных инстинктов людей.

Это была последняя публичная казнь во Франции, из-за непристойного волнения толпы и скандалов с прессой было велено впредь устраивать казни в тюрьме.

Последняя казнь через отсечение головы гильотиной произошла в Марселе, в правление Жискара д’Эстена, 10 сентября 1977 года (всего за его семилетний срок — 1974-1981 — было казнено лишь три человека). Казненного, тунисского происхождения, звали Хамид Джандуби; он похитил и убил свою бывшую сожительницу, которую раньше принуждал к занятиям проституцией, а перед смертью долго пытал. Это была последняя казнь не только во Франции, но и во всей Западной Европе. Франсуа Миттеран, вскоре после вступления в должность в 1981 году, ввел полный мораторий на смертную казнь, которому был присвоен статус закона.

Guillotine History

И стория, связанная с созданием и внедрением гильотины достаточно увлекательна. Французский врач 18-го столетия Жозеф Игнас Гильотен не изобретал гильотину, но имел несчастье быть навсегда связанным с машиной, ставшей известной во времена Французской Революции . Единственная связь месье Гильотена с устройством заключается в том, что он убедил французское Национальное собрание утвердить новую машину как более гуманный способ смертной казни.

В этот период в Европе смертная казнь являлась обычным наказанием для виновных в широком спектре преступлений, от убийства до мелкой кражи. Однако способ казни существенно различался и зависел от социального статуса преступника. Благородные господа и дамы были удостоены обезглавливания, следуя традициям древних греков и римлян, которые считали что нет более благородного способа умереть.

Обывателям же, не предоставляли такой роскоши как быстрая смерть. Испанцы использовали гарроту, которая механически затягивала петлю на шее, а обвиняемых в ереси и колдовстве сжигали на костре. Для этого их сажали в бочку, обложенную дровами и трутом, после чего поджигали. Также широко было распространено обычное повешение.

Самыми ходовыми наказаниями для воров в Европе были колесование, повешение и четвертование. Четвертование было изобретено в 1241 году для казни Вильяма Мориса по обвинению в пиратстве, впоследствии, оно использовалось на преступниках мужского пола для наказания за государственную измену или кражу в огромных размерах. Женщины никогда не подвергались этой казни, потому что она требовала оголения тела, что считалось нескромным, даже после смерти. Мужчины привязывались к стойке крестообразной формы, которую лошади тащили позади себя до места казни. На эшафоте жертву удушали, но в последний момент верёвку ослабляли, для того чтобы она была жива во время отрезания половых органов. Желудок вскрывали и потрошили, бросая внутренние органы в костёр. В конце казни тело разрубали на четыре части.

Смертная казнь в догильотинную эпоху была устрашающим зрелищем, специально проводимым для запугивания и подчинения населения. Хотя большинство преступников, сжигаемых на костре, предварительно удушались, картина человеческой плоти, пожираемой огнём, вводила толпу в дрожь. Части тел четвертованных, специально вываривались и вывешивались на городских воротах, в назидание всем кто осмелится повторить подобные преступления. Несмотря на кажущуюся поддержку алчной до кровавого зрелища толпы, правители Европы начинали задумываться о проявлениях варварства, сопровождающие казни.

Особенно в XVIII веке, с распространением гуманистических взглядов эпохи просвещения, такие мыслители как Вольтер, Локка и Дидро, призывали к более человечным методам предания смертной казни. Обезглавливание и повешение считались этими мыслителями за гранью варварства, так как заставляли преступника жестоко страдать перед смертью. Повешение часто сопровождалось длительным раскачиванием и дёрганием жертвы, шея которой была неточно закреплена на верёвке. Для отрубания головы необходимы сильные и опытные исполнители, потому что мечи и топоры не всегда давали точный и чистый срез, заставляя палача повторять удар. Кроме того, если бы отсечение головы применялось ко всем преступникам, не хватило бы квалифицированных палачей.

Таким образом, идея применения машин завоёвывала расположение властей. Согласно докладной записке доктора Антуана Луи, возглавлявшего комиссию о смертной казни, и являвшегося секретарём французской Академии хирургии, немецкий инженер Тобиас Шмидт построил машину для отсечения головы. Она состояла из двух вертикальных брусков высотой в 14 футов, соединённых перекрестием в верхних точках. Внутренние грани брусков были отполированы и смазаны, они направляли падающее лезвие, которое поднималось и управлялось посредством системы шкивов. Вся установка располагалась на платформе длиной в двадцать четыре шага. Впервые на ней был успешно казнён Никола Пеллетье по обвинению в разбое.

Первоначально машину называли Луизеттой (Luisette), по имени медицинского эксперта Антуана Луи, но вскоре устоялось название гильотина. Казнь с помощью гильотины получила широкое распространение во Франции и, впоследствии, применялась в разных Европейских странах. Эффективность гильотины была доказана в ходе Французской Революции. С распространением равенства и братства, многочисленные мужчины и женщины благородного происхождения были преданы казни. С накоплением опыта, площадка длиной двадцать четыре шага была упразднена, так как приговорённые к смерти зачастую не могли их совершить самостоятельно. Популярность завоевали гильотины, установленные просто на ровной поверхности.

По мере увеличения числа казней, машина – прозванная «вдовой» – технически совершенствовалась. Новые версии включали улучшенное лезвие, расположенное под углом в 45 градусов, небольшие выемки в деревянной доске и металлические обручи для фиксации головы, поддон для сбора крови.

Гильотинирование являлось распространённым средством приведения в исполнение смертного приговора вплоть до 20 века. Подобные устройства применялись в Германии, Греции, Швейцарии и Швеции. Под давлением общественного мнения Франция отменила смертную казнь в 1981 году. Последним преступником, гильотинированным во Франции, стал Хамида Джандуби.

Калькулятор XXI века для решения уравнений и других математических задач любой сложности. Можно скачать себе на компьютер или пользоваться онлайн.

Под конец жизни человек, носивший «чудовищное», по его собственному мнению, имя Гильотен, обратился к властям наполеоновской Франции с просьбой переменить одноименное название страшного приспособления для казни, но его просьба была отклонена. Тогда дворянин Жозеф Игнас Гильотен, мысленно попросив прощения у своих предков, задумался над тем, каким образом избавиться от некогда добропорядочного и почтенного родового имени… Доподлинно неизвестно, удалось ли ему это осуществить, но потомки Гильотена навсегда исчезли из поля зрения историков.

Жозеф Игнас Гильотен родился 28 мая 1738 года в провинциальном городке Сэнт в семье не самого преуспевающего адвоката. И тем не менее с младых ногтей впитал некое особое чувство справедливости, переданное ему отцом, ни за какие деньги не соглашавшимся защищать обвиняемых, если он не был уверен в их невиновности. Жозеф Игнас якобы сам уговорил родителя отдать его на воспитание к отцам иезуитам, предполагая облачиться в сутану священнослужителя до конца своих дней. Неизвестно, что отвратило молодого Гильотена от этой почтенной миссии, но в определенный срок он неожиданно даже для самого себя оказался студентом медицины сначала в Реймсе, а потом в Парижском университете, который и закончил с выдающимися результатами в 1768 году.

Но, вопреки расхожему мнению, доктор не изобретал смертоносной машины. Просто он, будучи депутатом Учредительного собрания, в декабре 1789 г. внес предложение, имевшее целью сделать казнь менее мучительной — без пыток и растягивания неприятной процедуры, именно по его предложению был принят декрет о том, что «во всех случаях, когда правосудие вынесет смертный приговор, казнь будет одинакова для всех… При этом преступнику отрубают голову при помощи простого механизма».

Озабоченность Гильотена имела несколько серьезных причин. Казнь через отсечение головы топором или мечом до того времени была дворянской привилегией, избавлявшей от позора и лишних мучений. Представителей же остальных сословий отправляли на тот свет при помощи самых разнообразных способов, среди которых повешение было самым гуманным видом казни, в сравнении, скажем, с четвертованием или колесованием. Таким образом, декрет упорядочивал приведение приговоров в исполнение, покончив со средневековыми жестокостями. Идея использовать для казни механизм тоже была порождена чисто практическими соображениями. Ведь это весьма непросто — единым махом отсечь человеку голову. Гильотен, врач и анатом, понимал как никто другой из его коллег-депутатов, что шея, в анатомическом смысле, создана так, что переломить или перебить ее затруднительно. Для этого требуется особо поставленный удар, умение виртуозно владеть инструментом казни.

Ввиду элитарности этого привилегированного способа лишения жизни «специалистов» для исполнения казни требовалось немного. Однако при уравнении казнимых в праве на быструю смерть сразу возникал дефицит палачей. К тому же «производительность труда» у исполнителей была весьма низкой. Сама машина была уже давно не новостью: с ее помощью казнили в Средние века в Германии, Шотландии и Ирландии. Пользовались ею и в Италии. В одной из книжек об этой стране Жозеф Гильотен увидел иллюстрацию, изображавшую казнь при помощи механического топора в Милане. Механизм был прост и очевидно эффективен, а потому практичный доктор и предложил использовать его для решения возникшей проблемы.

Для реализации предложения Гильотена была сформирована специальная комиссия, исследовавшая возможность применения машины для казни. Входивший в ее состав доктор Антуан Луи в докладной записке признал таковое возможным, и под его руководством практическое конструирование и построение первой усовершенствованной машины осуществил немецкий механик Томас Шмидт. По легенде, в работе над механизмом активное участие принимал сам король Людовик XVI, впоследствии опробовавший эффективность изобретения на собственной шее. Их величество занялся изобретательством не из праздного любопытства: король всерьез увлекался слесарным мастерством и не упускал случая применять свои умения на практике.

Построение машины было завершено 20 марта 1792 года, и почти сразу же начались испытания на трупах в парижской больнице Бисетре. Результаты испытания комиссия признала вполне удовлетворительными, и было дано разрешение провести публичную казнь новым способом. 25 апреля того же года в Париже на Гревской площади был казнен «по-новому» знаменитый разбойник Пелисье, ужаснувший общественность своими зверствами. Новая машина приглянулась публике, восторженно приветствовавшей казнь, ей дали имя Луизетта, по фамилии Антуана Луи. Парижане называли ее малышка Луизон.

Национальное собрание Франции по достоинству оценило труды причастных к построению этой «малышки». Их всех (кроме разве что венценосного слесаря Людовика) премировали, а парижане закатили по этому случаю грандиозный праздник. Изобретение поспело как раз вовремя: через четыре месяца после того, как ее впервые пустили в дело, в стране началась эпоха террора, и головы из-под 160-килограммового ножа машины посыпались, как перезрелые яблоки в грозу. Именно тогда имя доктора Луи отошло в тень и механическую головотяпку стали называть гильотиной по имени ученого, предложившего модернизировать процесс казни.

В то время бывали дни, когда через этот механизм пропускали несколько десятков приговоренных. Свои гильотины стали заводить в крупных городах, а когда революционная армия под командой Шарля Ронсена выступила на усмирение восставших южных провинций, в ее обозе наряду с провиантом, боеприпасами и прочим снаряжением ехали и передвижные гильотины, заготовленные впрок. Говорят, этот механизм сэкономил революционерам огромное количество пороха и пуль, которые им бы пришлось потратить на казни аристократов, священников, приверженцев короля из других сословий и своих вчерашних товарищей, с которыми они немного разошлись во взглядах на политику.

Подробное описание самого процесса казни для русского читателя оставил Иван Сергеевич Тургенев, подолгу живавший в Париже. В 1870 году ему довелось присутствовать при казни Тропмана, убийцы восьми человек, трое из которых были дети.

«Смутно и более странно, чем страшно, рисовались в темном небе два ее (гильотины. — Ред.) на пол-аршина друг от друга отстоявшие столба с косой линией соединяющего их лезвия. Я почему-то воображал, что столбы должны быть дальше друг от дружки. Эта их близость придавала машине какую-то зловещую стройность — стройность вытянутой, длинной, как у лебедя, шеи. Чувство отвращения возбуждал большой, плетеный кузов, вроде чемодана, темно-красного цвета. Я знал, палачи бросят в этот кузов еще теплый содрогающийся труп и отрубленную голову. Я видел, как Тропман появился наверху, как справа и слева два человека бросились на него, точно пауки на муху, как он вдруг повалился головой вперед и как подошвы его взбрыкнули. Но тут я отвернулся — и начал ждать, — а земля тихо плыла под ногами…

Казалось, что я жду очень долго, хотя на самом деле от того момента, когда Тропман ступил ногою на первую ступень гильотины, до того мгновения, когда его труп швырнули в приготовленный короб, прошло двадцать секунд. Я успел заметить, что при появлении Тропмана людской гам внезапно как бы свернулся клубом — и наступила бездыханная тишина… Наконец послышался легкий стук как бы дерево о дерево — это упал верхний полукруг ошейника с продольным пазом для прохода лезвия, он охватывал шею преступника и держал голову неподвижной. Потом что-то глухо зарычало и покатилось — и ухнуло, точно огромное животное отхаркалось».

Несмотря на эти ужасающие подробности, французы полюбили гильотину. Да-да, именно полюбили, и ходили на казни как на представления с участием знаменитости! О машине стали сочинять куплеты, она стала главной темой разговоров и в салонах, и в кабачках простолюдинов. В большом ходу были шуточки о машине-убийце, самой долгоживущей из которых оказалась та, где гильотину называли «лучшим средством от головной боли». Машина сделала блестящую театральную карьеру: сначала бутафорская гильотина проникла на балетную сцену в качестве декорации, но очень скоро из детали сценического оформления она преобразилась в персонаж, вокруг которого вертелось действо в драматическом театре, и, наконец, она стала основным сюжетным стержнем во множестве народных комедий того времени.

В революционной Франции стали популярны изящные вещички: серьги, браслеты, печати для конвертов — все в виде гильотинок. Французские кулинары, поспешая в ногу со временем, откликнулись на эту гильотинную моду «актуальным десертом»: в финале парадной трапезы к каждому прибору подавалась персональная гильотинка из красного дерева, а на стол ставилось громадное блюдо, полное марципановых куколок, с головами, карикатурно копирующими известных политических деятелей. Каждый гость мог выбрать себе политика «по вкусу» и гильотинировать его. Из куклы истекал вкуснейший сладкий соус густо-алого цвета, который поедали, макая в него марципановый «трупик» куклы, отрубленную головку куклы-политика брали себе на память о приятно проведенном вечере — получался изящный сувенир.

Зловещее обаяние гильотины притягивало, и этот сугубо утилитарный предмет почему-то заставлял людей шутить и смеяться, словно бы заигрывая с ним, со своею судьбой, со смертью, убеждая себя, что собственное свидание с этой модной красавицей не состоится никогда или, во всяком случае, произойдет не скоро. Слова гильотина, революция, террор стали неотделимы друг от друга.

Людская фантазия не дремала: молва утверждала, что доктора Гильотена казнили, в числе прочих, при помощи аппарата, носящего его имя. Но это всего лишь легенда, на самом же деле доктор Гильотен дожил до 76 лет и умер естественной смертью. Машина же продолжала исправно сносить головы, и дети доктора, оценив перспективу носить, словно клеймо, фамилию, давшую название орудию казни, сразу же после смерти Гильотена в 1814 г. добились права ее изменить.

Когда в 1917 г. грянула революция в России, ее Великая Французская предшественница была поминаема к месту и не к месту, на всех митингах, в собраниях, частных разговорах и сплетнях. С нею сравнивали российские события, исходя из ее опыта строили предположения, из ее истории черпали аргументы в спорах. Наряду с датами, событиями и именами давнего французского бунта не выпал из внимания грозный символ революционного террора — гильотина.

Ставшая привычной у себя на родине, в России вновь, как во времена молодости, она сделалась «властительницею дум». И снова вокруг нее начались какие-то судорожные шутки-прибаутки испуганных, растерявшихся людей, пытавшихся хорохориться, не показывать страха, предчувствия грядущих катастроф.

Именно в это время из-под пера знаменитой писательницы, популярнейшей Надежды Александровны Лохвицкой, писавшей под псевдонимом Тэффи, выпорхнул рассказец «Гильотина», в котором все страхи и тревоги по поводу грядущих дней были обращены в милую шуточку, в попытку обмануть смерть. Самой писательнице это удалось. Многим ее читателям — нет. Их не гильотинировали: процесс механического обезглавливания в России не прижился. Это было слишком цивилизованно и напоминало какую-то врачебную процедуру.

Остается только гадать, неужели депутат Гильотен был настолько наивен, чтобы надеяться на то, что революционное правительство, вспомнив древний обычай миловать осужденного в том случае, если смертная казнь не удалась по «техническим причинам», остановит заевший механизм? В любом случае, уже в начале лета 1794 года Гильотен уныло мерил шагами узкую камеру тюрьмы Консьержери.

Каких только узников она за последние годы не повидала! Революция, как это обычно бывает, давно принялась пожирать сама себя: казнили легендарных деятелей революции Бриссо и Верньо — последний еще не так давно председательствовал в Национальном собрании. Потом ее стены почтили аристократы — да в каком количестве! Был гильотинирован герцог Орлеанский, тот самый, который подал голос за смерть короля, затем слетела голова графа Ларока, графа де Лэгля, а вместе с ним — Агнессы Розалии Ларошфуко… Казнили ученого, которым Гильотен всегда так восхищался, — Лавуазье, не изыскав возможности отложить приведение приговора в исполнение ни на один день, чтобы дать тому возможность записать научное открытие. Казнили недавних революционных вожаков — Дантона и Демулена.

Гильотен, терзаемый чудовищными душевными муками, считал себя виновным в смерти каждого из этих людей. По ночам ему являлись их отрубленные головы, он же вымаливал у них прощение, произнося в свой адрес страстные оправдательные речи — он ведь хотел как лучше… Он абсолютно искренне обещал самому себе, что, когда придет и его час, он, взойдя на эшафот, повинится перед народом, публично плюнет на «мадам Гильотину» и предаст ее проклятию. Так ему легче будет умереть…

Но судьба не допустила близкого знакомства доктора Гильотена с «мадам Гильотиной». Доподлинно известно, что после казни Робеспьера, состоявшейся 28 июля 1794 года, Жозеф Гильотен оказался на свободе. Он скрылся в глухой провинции и в столице показывался чрезвычайно редко. Говорили, что он обратился в прилежного христианина и до последних дней жизни вымаливал у Господа прощения за свои грехи. Его имя всплыло в документах еще раз в связи с тем, что он выступил сторонником прогрессивной в начале XIX века идеи вакцинации против оспы. Жозеф Игнас Гильотен дожил до 1814 года и умер от карбункула на плече.

«Подарок» доктора Гильотена служил человечеству еще долго. Позднее подсчитали, что во времена Французской революции было гильотинировано более 15 тысяч человек. Последняя же казнь с помощью «мадам Гильотины» состоялась в октябре 1977 года в Марселе: так казнили убийцу Намида Джадуби. В Европе гильотина тоже применялась, хотя в Швеции, например, ее использовали только один раз — в 1910 году. Особенно же теплые отношения с «мадам Гильотиной» сложились у Гитлера: он отправил на свидание к ней около 20 тысяч человек.

Интересные факты:

После того, как голова была отсечена, палач поднимал её и показывал толпе. Бытовало мнение, что отрубленная голова могла видеть на протяжении примерно десяти секунд. Таким образом, голову человека поднимали, чтобы он мог перед смертью увидеть смеющуюся над ним толпу.

Казнь исполнялась долгое время только публично: в приговоре об осуждённом говорилось, что ему отсекут голову на публичном месте во имя французского народа. Соблюдались и средневековые ритуалы: так, в последнее утро осужденному объявляли: «Мужайтесь (следует фамилия)! Час искупления настал» (фр. Du courage… l?heure de l?expiation est venu), после чего спрашивали, не угодно ли ему папиросу, рюмку рома.

После Первой мировой войны казнили на бульварах, где всегда собиралась большая толпа.

Обезглавливание считалось «неблагородным» видом смерти, в противоположность расстрелу. До 1966 года обезглавливание применялось в Германии; потом его заменили на расстрел, поскольку единственная гильотина вышла из строя.

Гильотированные личности:

Людовик XVI, Мария Антуанетта, Жорж Жак Дантон, Антуан Лавуазье, Максимилиан Робеспьер, Жорж Кутон, Луи Антуан Сен-Жюст, Метью Журдан; Маринус ван дер Люббе, Юлиус Фучик, Вера Оболенская, Муса Джалиль.