Качественное и количественное изменение протекания психических процессов. Возрастные изменения в психике: революционные, ситуационные, эволюционные

Это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое. Для углублённого изучения этого процесса современная наука выделила в процессе развития физические, психические, духовные, социальные стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами. Предметом педагогики является изучение процессов обучения и воспитания личности любого возраста.
С помощью методов исследования каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включает в систему известных знаний. Конечная цель любого педагогического исследования - выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.е. установление закономерности.
К традиционным методам исследования в педагогике как и в психологии относятся: наблюдение, эксперимент, тестирование и анкетирование. Так же как и в психологии исследуется (анализируется) продукты деятельности учащихся и педагогов: письменные работы, рисунки, предметы детского творчества (модели технического творчества, глиняные изделия и другие поделки), анализируется учебная документация. Отдельное значение в педагогике имеет изучение педагогического опыта отдельных преподавателей - наставников, анализ методической и педагогической литературы, видеоматериалов. Это исследование направленно на выявление исторических связей воспитания и этики поведения в разные периоды жизни страны, выявление общего и устойчивого в учебно-воспитательной системе.
Педагогический процесс выполняет три основные функции: обра-зовательную, воспитательную, и развивающую. Основывается он на определенных принципах. Важнейшими из них являются принципы целостности, непрерывности и целенаправленности. Т.е. важно, чтоб и взрослые и с определенного возраста дети чётко понимали, что важно постоянно совершенствовать свои знания, умения и человеческие качества, а делать это целенаправленно, для того, чтобы стать интересной и сильной личностью.
Образование человек получает в школе, в высшем или среднем специальном учреждении, кроме того можно получить дополнительное образование в кружках, студиях и других творческих коллективах. Можно заниматься самообразованием, используя книги, обучающие программы и другие средства новых технологий.

Еще по теме Развитие:

  1. 7.3. Психологическая коррекцияи развитие личности как функции психологической службы
  2. 2.3. Обзор и уточнение существующих динамических методик управления развитием предприятия и комплексов предприятий.
  3. Для чего необходимо развитие и что под этим следует понимать?
  4. 3.3. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии
  5. 22. Развитие российской психологии во 2-ой пол. XIX-начале XX века.
  6. 16. Общее стойкое психическое недоразвитие как вариант психического дизонтогенеза.
  7. Дизонтогенез: сущность, механизмы, варианты, параметры (по Лебединскому). Сложные нарушения в развитии: понятия, классификация.
  8. Компенсация отклонений в развитии. Л.С.Выгодский о дефекте и компенсации. Компенсанаторные механизмы. Декомпенсация. Гиперкомпенсация.

А составляющая таких разнонаправленных усилий вообще может быть равна нулю.

Да. Существует множество частей личности, каждая из которых пытается потреблять жизненную энергию, управлять аппаратом тело-ум и достигать своих целей. Они могут объединиться и создать монстра, которого мы называем ложной личностью. Она будет подавлять остальные части, желая достичь только своих целей.

Во внутреннем мире личности происходит постоянная борьба между ее различными частями. На эту борьбу расходуется очень много энергии. При этом каждая из таких частей или их группы отождествлена со своими целями и с объектами вовне, которые являются воплощением ее целей. Таким образом, личность, управляющая своим телом-умом, отождествлена с внешним окружением, а ее Сознание продолжает спать.

Для человека со спящим Сознанием возможны только количественные, а не качественные изменения. Количественные изменения происходят в жизни человека как изменения в линейном времени. Что такое линейное время? Это количественное изменение. Если мы что-то оставим, например, на два года, а потом придем и посмотрим, то увидим, что оно, по крайней мере, изменило свою форму, а может быть, разрушилось или сломалось. Со временем всё материальное изнашивается и разрушается.

Качественные изменения - это уже не линейное, а многомерное время. Для того чтобы отличать их от количественных изменений, назовем их трансформацией. Трансформация происходит, когда Сознание начинает просыпаться.

Хочу предложить свое образное представление того, о чём вы сказали. Представьте, что человек - это дом. Изначально в него было заложено всё, что нужно: отопление, чистота, порядок - всё, что тебе нужно. Но человек настолько редко бывает в своем доме, что он забыл о нём. И батареи, которые должны отапливать комнаты, стали отапливать улицу. И когда человек приходит домой, то там холодно и темно. Вот так уходит энергия.

Важно, чтобы вы правильно понимали то, о чём мы говорим. Для этого вы должны использовать соответствующие психические центры. Уровни развития ваших центров пока могут быть недостаточно высокие для ясного понимания. При этом у вас возникают различные ассоциации, с помощью которых вы стараетесь уяснить то, что мы сейчас обсуждаем. Иногда они помогают вам, иногда уводят от понимания. Тем не менее, именно через эти аналогии происходит сейчас ваше восприятие идей работы, и я не могу их просто игнорировать, даже если они, как кажется, уводят разговор в сторону от основной темы.

Итак, мы говорили о том, как распределяется жизненная энергия. Трансформация и просыпание Сознания возможны только при возвращении Душе хотя бы части энергии личности, отождествленной с внешним миром. Каким образом это может происходить? Только через разотождествление.

Почему так часто я говорю об отпускании? Когда нечто привычное отпускается, энергия, которая шла на обслуживание и поддерживание этого привычного, высвобождается. Дальше она может быть использована по-разному. И может быть опять направлена на очередное отождествление либо возращена как осознание. Второе возможно только для человека, желающего пробуждения. Опять напоминаю, почему наша работа необходима. Потому что она направлена на пробуждение Сознания.

Каждая группа приходит на зачет в свое время.

Каждый студент приносит с собой:

Все домашние задания с указанием темы, по которой они подготовлены.

Реферат, исправленный и дополненный в соответствии с замечаниями (с оценкой О.А.Афанасьевой на титульном листе).

Самостоятельно подготовленный учебник по психологии(если он был своевременно сдан).

Зачетную книжку.

Ручку.

Знания материала курса (вголове).


Особенности физического развития в разные возрастные периоды.

1. Младенчество (0-2) Формирование двигательных навыков (начиная с головы)

2. Ран. детство (3-6) Развитие тонкой моторики

3. Сред. детство (7-11)

4. Подр. возраст и юность (12-20) Вторичные половые признаки, перестройка организма и продолжение развития. Ускорение набора роста и веса.

5. Ран. взрослость (20-40) Пик физ. развития. характеризуется наивысшим уровнем мышечной силы, быстроты реакции, ловкости, выносливости.

6. Сред. взрослость (40-60) Постепенное понижение показателей физ. состояния.

7. Позд. взрослость (60- «бесконечность и далее») После 60 скорость понижения возрастает.


Особенности сенсорного развития в разные возрастные периоды.

1. Младенчество (0-2) Быстрое развитие сенсорики.

2. Ран. детство (3-6) Пик развития сенсоров.

3. Сред. детство (7-11)

4. Подр. возраст и юность (12-20)

5. Ран. взрослость (20-40)

6. Сред. взрослость (40-60)

7. Позд. взрослость (60- «бесконечность и далее») Начало притупления сенсоров.


Память: определение, функции и основные виды.

ПАМЯТЬ (англ. memory )- запоминание , сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта

Виды памяти

  1. Генетическая память.(Наследственная) Передается по наследству и обуславливается генотипом.
  2. Память приобретенная. (Прижизненная):

a) Двигательная память (танцы)

b) Образная память (зрительная память, обьекты)

c) Эмоциональная память (эмоционально окрашенные впечатления)

d) Символическая память:

· Словесная (запоминать дословно)

· Логическая (построение воспоминания по логической связи)

В соответствии с функциями памяти различают её основные процессы : запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди них запоминание, которое определяет прочность и длительность сохранения информации, полноту и точность её воспроизведения. Использование человеком приобретённого опыта осуществляется посредством восстановления из памяти ранее усвоенных знаний, умений и навыков.

1. По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и др. видах деятельности человека. Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними (см. Память музыкальная , Память слуховая , Память тактильная .)Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание. Словесно-логическая память - память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях (см. Память словесно-логическая , Память эмоциональная ).

2. По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную (см. Непроизвольное запоминание , Произвольное запоминание ).

Формы памяти

  1. Мгновенная память. Представляет собой воспринятый органами чувств образ информации. (чувство)
  2. Кратковременная память . Является обобщенным образом воспринятой информации.(тонкости не переходящие в долговременную память)
  3. Долговременная память. Практически не ограниченное хранилище информации.

Непосредственная - запоминание так как все есть.

Опосредованная – запоминание через аналогии

Методика парных ассоциаций - методика исследования памяти человека, в которой после запоминания им списка пар стимулов (бессмысленных слогов, слов, картинок и т.п.) ему дается задание при последующем предъявлении каждого первого члена пары воспроизвести второй член.

Психология развития: количественные и качественные изменения психики.

Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. Объект возрастной психологии - возрастные изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека. Разделами возрастной психологии являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология. Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т.д. Возрастная психология неразрывно связана с педагогической психологией.

Психология развития - это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии человека.

Возрастная психология отмечает основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении человека при его переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев, до нескольких лет для людей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых “постоянно действующих” факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма человека, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, в то время как ситуационные изменения психики и поведения индивида неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление в последующих упражнениях. Эволюционные и революционные изменения преобразуют психологию человека как личности, а ситуационные - оставляют ее без видимых перемен, затрагивая лишь частные формы поведения, знания, умения и навыки.

Еще одной составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения индивида, которое обозначается с помощью понятия “возраст”. Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется.

Возраст - конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими). Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно-историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени - характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, которые, в основном, лишь оказывают влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.

Для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, т.е. определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

Третьей составляющей предмета возрастной психологии и одновременно психологии возрастного развития являются движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека. Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития. Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ребенком и родителями), сами по себе еще не становятся двигателем развития. Только интериоризуясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, и болезненные нарушения, психоневрозы. Условия развития определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Что же касается законов психического развития, то они определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и, опираясь на которые, можно этим развитием управлять.

Количественные изменения подготавливают качественные изменения психики, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции.


Похожая информация.


Тема 1. Возрастная психология как наука

1. Предмет возрастной психологии.

2. Основные проблемы возрастной психологии.

3. Методы исследования в возрастной психологии.

1. Предмет возрастной психологии

Возрастная психология ‑ отрасль психологической науки, изучающая динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств человека.

Объект возрастной психологии ‑ возрастные изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека.

Предмет возрастной психологии ‑ законы, закономерности, тенденции изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека в течение его жизни. Центральная научная категория возрастной психологии ‑ психическое развитие.

Развитие ‑ качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, процессов, структур.

Вообще, изменения, происходящие в развитии, могут быть:

Количественными / качественными,

Непрерывными / дискретными (скачкообразными),

Универсальными / индивидуальными,

Обратимыми / необратимыми,

Изолированными / интегрированными,

Целенаправленными / ненаправленными,

Прогрессивными(эволюционными) /регрессивными (инволюционными). Однако развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями. Разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология.

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности, возрастные особенности психических процессов, возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития на протяжении всей жизни человека и т.д. Возрастная психология отличается от других областей психологии тем, что она делает акцент на динамике развития. Поэтому ее называют генетической психологией (от греческого «генезис» ‑ происхождение, становление). Тем не менее, возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Как известно, в общей психологии исследуются психические функции ‑ восприятие, мышление, речь, память, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень развития притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Каждый возраст ‑ это свое, особое влияние окружающих ребенка людей, взрослых и сверстников. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая ‑ с точки зрения воспитателя, учителя. Предмет педагогической психологии ‑ изучение психологических закономерностей обучения и воспитания. Единство возрастной и педагогической психологии в том, что у них общие объекты изучения ‑ ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, которые являются объектами изучения возрастной психологии. Если изучаются в плане динамики возрастного развития, и объектами изучения педагогической психологии, если рассматриваются как обучающиеся и воспитуемые в процессе целенаправленных воздействий педагога.

Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом оговариваются и возможные отклонения в ту или иную сторону от магистральных линий развития.

Возрастная психология тесно примыкает к психологии развития. Возрастная психология ‑ это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях человека разного возраста. В то время как психология развития ‑ это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии человека. Возрастную психологию нельзя представить себе вне развития как нечто неизменное. Точно так же развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей.

Возрастная психология, или психология возрастного развития, занимается изучением и представлением в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития человека при его переходе из одного возраста в другой, включая развернутые разносторонние содержательные психологические характеристики людей, относящихся к разным возрастным группам.

Возрастная психология отмечает основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении человека при его переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев, до нескольких лет для людей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма человека, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Возрастные изменения психологии и поведения данного типа называются эволюционными, так как они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями. Их следует отличать от революционных, которые, являясь более глубокими, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Такие изменения обычно приурочены к кризисам возрастного развития, возникающих на рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Возрастные кризисы ‑ это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.

Еще один тип изменений, который может рассматриваться как признак развития, связан с влиянием конкретной социальной ситуации . Такие изменения можно назвать ситуационными. Они включают в себя то, что происходит в психике и поведении человека под влиянием организованного или неорганизованного обучения и воспитания. Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления. Ситуационные изменения психики и поведения индивида неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление в последующих упражнениях.

Еще одной составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения индивида, которое обозначается с помощью понятия «возраст». Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяются.

Понятие «возраст» в психологии ассоциируется не с количеством лет, прожитых человеком, а с особенностями его психологии и поведения. Ребенок может выглядеть не по годам взрослым в своих суждениях и поступках; подросток или юноша во многом могут проявлять себя как дети. Свои возрастные особенности имеют познавательные процессы человека, его восприятие, память, мышление, речь и другие. Еще в большей степени возраст человека проявляется в особенностях его личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения.

Возраст ‑ конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими). Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно-историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени ‑ характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, которые в основном лишь оказывают влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.

Для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, т.е. определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

Третьей составляющей предмета возрастной психологии и одновременно психологии возрастного развития являются движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека. Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития. Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Если противоречия не находят своего разрешения, возникают задержки психического развития, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, и болезненные нарушения, психоневрозы.

Условия развития определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты.

Законы психического развития определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и, опираясь на которые, можно этим развитием управлять.

2. Основные проблемы возрастной психологии

В возрастной психологии можно выделить основные проблемы, которые соотносятся с основными предметными областями исследований. Как известно, проблемой называется содержащий противоречие и, как следствие, трудноразрешимый в науке вопрос, на который невозможно в настоящее время получить однозначный и бесспорный ответ.

Одной из таких проблем является вопрос о том, что больше определяет психическое развитие человека: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды. Эту проблему можно обозначить как проблему органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека. (Почему эту проблему трудно разрешить?)

Вторая проблема касается относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие человека. Под стихийным понимается обучение и воспитание, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов, под влиянием пребывания человека в обществе среди людей и случайным образом складывающихся отношений с ними, не преследующих образовательные цели. Организованным называется такое обучение и воспитание, которое целенаправленно осуществляется специальной частной и государственной системами образования, начиная с семьи и заканчивая высшими учебными заведениями. Здесь более или менее четко определены и последовательно реализуются цели развития. Под них составляются программы и подбираются методы обучения и воспитания человека.

Третья проблема: соотношение задатков и способностей. Ее можно представить как ряд частных вопросов, каждый из которых достаточно труден для решения, а все они вместе взятые составляют действительную психолого-педагогическую проблему.

Четвертая проблема касается сравнительного влияния на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике человека.

Пятая проблема заключается в выяснении соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии человека.

3. Методы исследования возрастной психологии

Практически все общепсихологические методы теоретических и практических исследований вошли в методический арсенал возрастной психологии.

Из общей психологии в возрастную пришли все методы, которые используются для изучения когнитивных процессов и личности человека. Эти методы в большинстве своем адаптированы к возрасту и направлены на изучение восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. При помощи данных методов в возрастной психологии решаются те же задачи, что и в общей психологии: извлекается информация о возрастных особенностях познавательных процессов, происходящих при переходе его из одной возрастной группы в другую.

Дифференциальная психология обеспечивает психологию возрастного развития такими методами, которые используются для изучения индивидуальных и возрастных различий людей. Особое место среди этой группы методов занимает метод близнецов. При помощи данного метода исследуются сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами, которые дают важный научный материал для понимания роли наследственности и среды в формировании развития психики и личности человека. Интересные факты получены Т. Бушаром при исследовании 48 пар монозиготных близнецов, разлученных после рождения. Ученые сравнили их с небольшой группой гетерозиготных близнецов, воспитывающихся порознь, а также с большой группой моно- и гетерозиготных близнецов, росших вместе. Монозиготные близнецы, воспитывавшиеся раздельно, обнаружили большое сходство по целому ряду черт личности, таких, как чувство собственного благополучия, социальная активность, реакция на стресс, агрессия, сдержанность. У гетерозиготных близнецов независимо от того, воспитывались они вместе или порознь, во всех этих чертах отмечалось значительно меньшее сходство. При помощи метода близнецов получено немало свидетельств того, что эмоциональность, уровень активности и общительности человека могут быть обусловлены генетически, хотя вопрос о «весомости» вклада наследственности и среды в психическое развитие на всех этапах онтогенеза остается открытым.

Их социальной психологии в психологию возрастного развития пришла группа методов, посредством которых изучаются межличностные отношения в различных возрастных группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми людьми. В данном случае социально-психологические методы исследования, как правило, адаптированы к возрасту людей. Это наблюдение, опрос, интервью, социометрические методы, социально-психологический эксперимент.

Наблюдение позволяет получить достаточно разнообразную и достоверную информацию о людях. Наблюдение ‑ преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Всякое наблюдение необходимо вести по определенной программе или плану. При правильной организации этот метод дает объективную картину поведения человека, т.к. наблюдаемый не знает, что исследователь фиксирует факты его жизнедеятельности, и ведет себя естественно. Наблюдая за поведением дошкольника в игровых ситуациях, школьника ‑ на учебных занятиях, взрослого ‑ при осуществлении профессиональной деятельности и т.д., психолог получает данные о человеке как целостной личности во взаимосвязи с его высказываниями, поступками, действиями.

Следовательно, наблюдение позволяет системно анализировать психологию развивающегося человека, что является достоинством этого метода. Факты, полученные методом наблюдения, очень ценны. В. Штерн в результате наблюдений за развитием своих дочерей подготовил два тома исследований о развитии речи. В 1925 году в Ленинграде под руководством Н.М. Щелованова была создана клиника нормального развития детей. Там наблюдали за ребенком 24 часа в сутки, и именно там были открыты все основные факты, характеризующие первый год жизни ребенка. Общеизвестно, что концепция развития сенсомоторного интеллекта была построена Ж. Пиаже на основе наблюдений за тремя своими детьми. Длительное (на протяжении трех лет) изучение подростков одного класса позволило Д.Б. Эльконину и Т.В. Драгуновой дать психологическую характеристику подросткового возраста.

Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдения должны вестись регулярно. Интервалы, с которыми должно вестись наблюдение, зависят от возраста того, за кем наблюдают.

Наблюдение может проводиться с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио-, и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.).

С помощью наблюдения можно обнаружить явления, встречающиеся в обычных, «нормальных» условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание особых условий, отличных от «нормальных».

Ограниченность использования метода наблюдения связана с несколькими причинами. Во-первых, слитность в поведении человека социальных, физических, физиологических и психологических процессов затрудняет понимание каждого из них в отдельности и препятствует вычленению главного, существенного. Во-вторых, наблюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить, мог бы испытуемый выполнить то или иное действие лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал. При наблюдении психолог не должен вносить коррективы в изучаемое явление. В-третьих, при наблюдении невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изменений. В-четвертых, наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления у ребенка. В детской психологии процесс наблюдения осложняется еще и тем, что любая регистрирующая аппаратура влияет на естественность поведения ребенка, поэтому анализ и обобщение данных затруднены (именно поэтому отдельным вопросом встает необходимость разработки и использования скрытой аппаратуры, подобный знаменитому «зеркалу Гезелла»). Самый серьезный недостаток метода это трудно преодолимая субъективность. Наблюдение в большой степени зависит от личности наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей, установок и отношений к наблюдаемому, а также от его наблюдательности и внимательности. В-пятых, наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно вестись систематично, с повторяемостью и большой выборкой испытуемых. Обычно наблюдение сочетается с экспериментом.

В психологии экспериментальные методы используются уже более 100 лет, они предполагают активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт.

Эксперимент от наблюдения отличается следующими особенностями:

В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, а наблюдатель не может вмешиваться в наблюдаемые ситуации;

Экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

В эксперименте возможно поочередное исключение отдельных условий (переменных), чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

Эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий, а также допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме игры, в которой выражаются непосредственные интересы и актуальные потребности ребенка. Последние два обстоятельства являются особенно важными, так как отсутствие у ребенка непосредственного интереса к тому, что ему предлагают делать в психолого-педагогическом эксперименте, не позволяет ему проявлять свои интеллектуальные способности и интересующие исследователя психологические качества. В результате ребенок может показаться исследователю менее развитым, чем он есть на самом деле. Кроме того, нужно учитывать, что мотивы участия детей в психолого-педагогическом эксперименте проще, нежели мотивы участия взрослых в аналогичных исследованиях. Включаясь в эксперимент, ребенок обычно действует более сиюминутно и спонтанно, чем взрослый, поэтому на протяжении всего исследования необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к эксперименту.

В возрастной психологии широко применяются такие виды эксперимента, как констатирующий и формирующий. В констатирующем эксперименте определяется уровень и особенности развития детей, присущие им в настоящее время. Это касается как личностного развития и отношений ребенка с окружающими, так и интеллектуального развития. Каждое направление экспериментального исследования предполагает свой набор более конкретных методов. Выбирая ту или иную методику, психолог исходит из задачи, стоящей перед ним, возраста детей (разные методики рассчитаны на разный возраст) и условий проведения эксперимента, которые он может обеспечить.

Одним из ведущих методов в возрастной психологии является формирующий эксперимент. Формирующий эксперимент предполагает целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки определенных качеств, умений. Другими словами, это развивающий метод в условиях специально организованного педагогического процесса. Для иллюстрации приведем два примера формирующих экспериментов, осуществленных по разным методическим процедурам.

Пример 1 . В.Я. Ляудис и И. П. Негурэ разработали специальную программу обучения учащихся вторых классов начальной школы письменной речи. В начале формирующего эксперимента, рассчитанного на 35 часов, дети сочиняли собственные тексты, а затем работали над их оформлением. По мнению авторов, развитие письменной речи происходит в процессе формирования умения свободно использовать родной язык при решении творческих задач. Мотивация второклассников обеспечивалась тем, что они сочиняли сказки для младших детей. Учитель сообщал, что воспитанники ближайшего детского сада попросили их сочинить сказки, так как все книжки, которые были у них в библиотеке, уже прочитаны, и детям нечего читать. Для обучения сочинению текстов были использованы различные приемы, заимствованные у Дж. Родари, а также разработанные самими авторами.

После обучения детей по экспериментальной программе было проведено сопоставление их умения пользоваться письменной речью с умением детей других классов (констатирующий эксперимент), где обучение письменной речи шло по обычным школьным программам. По всем проверяемым характеристикам дети экспериментальных классов показали более высокий уровень овладения этим умением.

Пример 2 . Одним из важных показателей психологической готовности ребенка к обучению в школе является уровень его умственного развития. В частности, к моменту поступления ребенка в школу у него должно быть сформировано умение использовать знаково-символические средства. Моделирование ‑ один из видов знаково-символической деятельности, который необходимо специально формировать. Процесс обучения деятельности моделирования обоснован Н.Г. Салминой с сотрудниками. Предварительные исследования (констатирующий эксперимент) показали, что учащиеся начальной школы не владеют этой деятельностью в полной мере.

На начальном этапе формирующего эксперимента авторы использовали приемы, обеспечивающие мотивацию. В частности, обучение происходило в форме игры, суть которой состояла в следующем: ребенок задумывает картинку, строит ее модель, а учитель (или другой ученик) отгадывает картинку. Также детям показывали неправильно построенные модели, при этом акцентировалось внимание на факторах, которые делают невозможным отгадывание картинок.

Затем выдавались картинки с правилами моделирования в наглядном виде. Одновременно учитель формулировал эти правила в доступной форме, на нескольких примерах объясняя, как надо строить модель. После этого детям предлагались задания, где число частей в замещаемых ситуациях варьировалось от 2 до 10. Учитель ставил вопросы, давал указания, чтобы помочь учащимся в выявлении всех необходимых действий в нужной последовательности. Для поддержания мотивации учитель выдавал фишки за каждый правильный ответ.

Постепенно дети запоминали содержание карточки и производили моделирование без обращения к ней. Процесс моделирования протекал теперь в форме рассуждения. Учитель при этом ставил условие: объяснения должны быть понятны детям младшей группы детского сада. Это прием помогал получать более обстоятельные ответы. После прохождения всех этапов усвоения детям были предложены контрольные задания (констатирующий эксперимент). Их результаты показали, что дети научились действию моделирования, при этом научились выбирать удобные заместители и структурировать их.

В возрастной психологии часто используется метод срезов: в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития, например уровень развития интеллекта. В результате получают данные, характерные для этой группы детей ‑ детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе. Когда делается несколько срезов, подключается сравнительный метод: данные каждой группы сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены. В примере с изучением интеллекта мы можем выявить возрастные тенденции, сравнивая особенности мышления дошкольников из группы детского сада (5 лет), младших школьников из начальной школы (9 лет) и подростков из средних классов (13 лет).

Подбирая группу по какому-то признаку для проведения срезов, психологи стараются «уравнять» другие существенные различия между детьми ‑ следят, чтобы в группах было одинаковое количество мальчиков и девочек, чтобы дети были здоровы, без значительных отклонений в психическом развитии и т.д. Те данные, которые получают благодаря методу срезов, являются средними или среднестатистическими.

Лонгитюдный (лонгитюдиальный) метод исследования часто называется «продольным исследованием». С помощью этого метода изучают развитие одного и того же испытуемого длительное время. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.

В истории психологии известны такие длительные лонгитюдные исследования, как наблюдения А. Гезелла за 165 детьми в течение 12 лет. Подобную ценность имеют и дневниковые записи родителей, фиксирующие ежедневное развитие ребенка, и исторические мемуары, позволяющие глубже понять психологические особенности людей разных возрастов и поколений.

Развитие личности изучается с помощью бесед, письменных опросов, косвенных методов. К последним относятся так называемые проективные методы. Они основаны на принципе проекции ‑ перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств. Человек, посмотрев на картинку со смутно изображенными на ней фигурами (детский вариант тематического апперцептивного теста), рассказывает о них, исходя из своего опыта, наделяя персонажей своими заботами и переживаниями. Например, младший школьник, у которого главная проблема ‑ успеваемость, часто представляет себе эти ситуации как учебные; неуспевающий ученик сочиняет историю о том, как мальчика-лентяя отец ругает за очередную «двойку», а аккуратная отличница наделяет того же персонажа прямо противоположными свойствами. Тот же механизм проявляется в окончаниях рассказов, которые придумывают дети (методика завершения рассказа), в продолжении фраз (методика неоконченных предложений) и т.д.

Отношения между людьми, сложившиеся в группе, определяет социометрический метод.

Интеллектуальное развитие изучается с помощью разнообразных методик, но главным образом ‑ стандартизированных тестов . К ним относятся тесты Бине-Симона, Стенфорд-Бине, тест Векслера и др.

Анкетирование ‑ метод выявления биографических данных, мнений, ценностных ориентации, установок и личностных черт опрашиваемого.

Метод беседы (опроса) проводит подготовленный исследователь, и используют его для изучения детей дошкольного, школьного возраста, подростков и юношей. Для изучения детей дошкольного возраста метод применяется в ограниченных пределах. До четырех лет опрос проводится, как правило, таким образом, чтобы дети отвечали, указывая на предметы или изображения. Примером может служить опрос по картинкам, цель которого ‑ выяснить, как дети оценивают величину изображенных предметов и расстояние между ними. На нескольких картинках было нарисовано по две елочки, имеющие равную величину и находящиеся на разном расстоянии друг от друга. Детей спрашивали: «Где нарисованы большие елочки? Где нарисованы маленькие елочки? Какие елочки стоят близко? Какие елочки стоят далеко? Где нарисованы одинаковые елочки?» Ответом служило указание ребенка на то или другое изображение.

После четырех лет становится возможным и опрос, предполагающий словесные ответы детей, т.е. беседа в собственном смысле слова. Вопросы необходимо подбирать так, чтобы они были интересны и понятны ребенку, они не должны содержать подсказки, так как дети отличаются большой внушаемостью и отвечают утвердительно на вопросы типа: «Ты умеешь играть в шахматы?».

Вопросы либо полностью подготавливают заранее и задают всем детям в одной и той же последовательности, либо намечают в общих чертах и изменяют их в зависимости от ответа ребенка на предыдущий вопрос. Беседа с изменяющимися вопросами значительно продуктивнее, так как она дает возможность учесть индивидуальные особенности ребенка, но проведение такой беседы требует от исследователя глубокого понимания детей, гибкости и находчивости.

Исследователь должен помнить, что ответы ребенка зависят не только от содержания вопросов, но и от его отношения к исследователю. Тактичность, приветливость, способность чувствовать индивидуальность исследуемого ребенка решают успех беседы.

Ответы ребенка записывают буквально. При обработке материалов беседы детские высказывания осмысливают и соотносят с данными, полученными при помощи других методов.

Биографический метод ‑ способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Первоначально биографический метод применялся как описание прошедших этапов жизни человека, в дальнейшем он стал включать анализ актуальных и предполагаемых в будущем событий, а также исследование круга общения субъекта. Современный биографический метод основан на изучении личности в контексте истории и перспектив ее жизнедеятельности и взаимоотношений со значимым окружением, направлен на формирование и коррекцию жизненных программ и сценариев ее развития в онтогенезе.

Большинство перечисленных методов являются исследовательскими. Они позволяют в качестве результата получить нечто новое (факты, закономерности, механизмы психических процессов и т.д.). Помимо описанных методов в возрастной психологии существует множество методов, направленных на изучение: телесного развития и связанного с этим образа тела; личности ‑ эмоциональной сферы ребенка (фрустрированности, страхов, эмоциональной рефлексии и др.); его воли, мотивов; картины мира; нравственных эталонов и т.д. Каждый метод для конкретного исследования требует описания, обоснования, конструирования, проверки на надежность, валидность и стандартизацию.

В заключение следует сказать о необходимости соблюдать этические нормы работы психолога. Психолог несет моральную ответственность за тех детей, с которыми он работает, от него может зависеть судьба ребенка. Он так же, как и медик, должен, прежде всего, руководствоваться принципом «не навреди».

Задание для самостоятельной работы

1. Ответьте на следующие вопросы:

а) что понимают под развитием; каковы критерии развития; всякое ли изменение психики и поведения человека можно считать его развитием?

б)что определяет психическое развитие человека в большей степени: возрастные изменения психики или интеллектуальный рост?

2. Составьте текст беседы. Тему, цель беседы, последовательность вопросов, возраст детей выбираете произвольно;

3. Отметьте основые этапы формирующего эксперимента в Примере 2 .

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996. ‑ 180с.

2. Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. ‑ М.: институт практической психологии, 1998. ‑ 488с.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. ‑ М.: ТЦ «Сфера», 2001.‑ 464с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. ‑ 2-е изд. ‑ М.: Издательский Центр «Академия», 1998.




Разные школы и направления поразному рассматривают данную проблему.
1. Биогенетическая концепция.
Согласно биогенетическим концепциям, определяющим фактором развития ребенка, является наследственный фактор, а становление психики и поведения – есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных возможностей существующих в виде задатков.
Теория рекапитуляции * Ст. Холла: заимствована основная идея из эмбриологии. Использовал биогенетический закон применительно к онтогенезу. Рекапитуляция – сокращенное повторение.
Закон рекапитуляции: онтогенез есть быстрое повторение филогенеза.
*Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении развития эмбриона.
Биогенетический закон: онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Этот закон был перенесен в возрастную психологию и дает возможность представить развитие ребенка как повторение основных стадий биогенетической эволюции и этапов культурноисторического развития.

Психотерапия (ПТ) – (Кратохвил) это лечение различных заболеваний с помощью психологических методов;
– это использование психологических средств для восстановления нарушений деятельности организма (соматические и психические).
Психологические средства – это речь, молчание, эмоциональное отношение, различные манипуляции в окружающей среде, различные виды научений и т.д.
Цель ПТ – оказание помощи клиентам изменив их поведение и мышление таким образом, чтобы они стали счастливее и продуктивнее.
Задачи ПТ: 1. Помощь клиенту в понимании своих проблем.
2. Помощь в устранении психологического дискомфорта.
3. Обеспечение новыми идеями или информацией о том, как решить проблему.
4. Поощрение свободного выражения чувств клиента.
5. Помощь в проверке новых способов мышления и поведения клиента в жизни.
Методы психотерапии: (Александров)
1. Методы обеспечивающие психологическую поддержку: кивок, рукопожатие, открытая поза, «ага» слушание и т.д.
2. Методы устраняющие дезадаптивное поведения и формирующие новые стереотипы поведения: бихевиоризм, тренинги.
3. Методы содействующие инсайту и самоэксплорации: психоанализ, гештальттерапия, арттерапия, музотерапия и др.

Центральной проблемой возрастной психологии является проблема источника и движущих сил психического развития.
Развитие – это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. В психологии развитие – это качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека.
(Словарь по возрастной и педагогической психологии – под редакцией Гамезо)
Движущие силы – это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его источниками и содержат в себе энергетические побудительные силы развития и направляют его в нужное русло.
В начале 20 века было два течения поразному трактующих эту проблему:
1. Биогенетические концепции (БК).
2. Социогенетические концепции (СК).
В социогенетической концепции среда выступает в качестве основного фактора развития ребенка.
Истоки СК лежат в идеях философа 17 века *Дж. Локка – В сознании нет ничего, чтобы не было в ощущениях. Психика ребенка формируется исключительно в процессе жизни. Отрицал наличие врожденных идей, задатков к определенному знанию и поведению. По его мнению, душа ребенка чистая доска (табула раса). Придавал значение воспитанию, обучению, которое формирует сознание, взгляды, отношения. Недооценивал значение активности человеческого познания. Значительная работа – «Мысль о воспитании».

Проблемой исследования учебной деятельности занимался *Эльконин Д.Б., он разработал теорию ведущей деятельности, используя для этого теорию ведущей деятельности, разработанную * Леонтьевым Алексеем Николаевичем, который определил, что для каждого возрастного периода существует свой ведущий вид деятельности. Он выдвинул гипотезу о том, что ведущим видом деятельности школьника является учебная деятельность.
Учебная деятельность (УД) – особая деятельность школьника, сознательно направляемую им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Иначе – это целенаправленный процесс в усвоении ЗУНов.
Учение – процесс сознательного усвоения новых ЗУНов имеющий активный и целенаправленный характер, и это такая форма деятельности, в ходе которой индивид изменяет свои психические свойства и поведение не только под влиянием внешних условий, но и в зависимости от результатов своих собственных действий.
Обучение – организация самого процесса. Акцент делается на действия, учитель передает знания.
Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике.
Мотивом УД могут быть только учебнопознавательные мотивы, направленные на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.
Гипотеза была подтверждена в экспериментальных исследованиях Эльконина и Давыдова. Эльконин определил структуру УД.

Вопрос о возрасте, как и вопрос о периодизации ПР является очень сложным в психологии.
Возраст – периоды в жизни детского развития, относительно замкнутые и имеющие свою структуру и динамику (Выготский).
Возраст – конкретная ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей (Фельдштейн).

По Выготскому:
Хронологический возраст – характеризует время жизни в годах, месяцах, днях.
Психологический возраст – указывает на достигнутый к этому моменту уровень психического развития.
Аспекты возраста:
1. Возможности развития – психофизиологическое развитие.
2. Социальные нормы – культурноисторические нормы общества.
3. Ожидания общества касаемые поведенческого компонента.
Возраст нельзя понять без категории развития и периодизации.
Категории возрастной психологии – 1. возраст; 2. развитие; 3. периодизация.
* Блонский в психическом развитии выделяет периоды: литические (плавные, спокойные) и критические (периоды скачков).
В литические периоды происходит накопление, суммирование нового, а в критические периоды это накопление приводит к скачку на новый этап, ступень развития.

Эмоции – психические процессы, которые протекают в форме переживаний и отражают интенсивность актуальной мотивации, вероятность ее удовлетворения в данной конкретной ситуации.
Эмоции – это функция двух переменных: актуальной мотивации и вероятность ее удовлетворения. Эмоции тесно связаны с регуляцией деятельности человека. Эмоциональные состояния отражаются на поведении человека. Считается, что эмоциональные проявления генетически обусловлены, а с другой стороны – социально предрасположены.
Эмоции проявляются в виде: а) внутренних субъективных переживаний; б) изменений мимики; в) жесты, пантомимика; г) изменения поведения; д) речь; е) гормональные изменения; ж) вегетативные реакции. Эмоции – это универсальная реакция всего организма.
Типы эмоциональных переживаний:
1. Аффект – один из самых мощных видов эмоциональных реакций. Это очень интенсивные, бурнопротекающие, эмоциональные кратковременные вспышки. Некая целостная эмоциональная реакция на возникшую ситуацию.
Особенности: 1) переживание аффекта навязывает человеку выполнение какихлибо действий; 2) человек после выхода из аффекта не помнит и не контролирует свои действия. При возбуждении аффекта возникает очень сильное эмоциональное возбуждение, переходящее в центры коры головного мозга, затем переходит в двигательное возбуждение. В состоянии аффекта изменяется протекание практически всех процессов, резко снижается способность к прогнозированию.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Основная функция: сознательная регуляция активности в затруднительных условиях жизнедеятельности.
Воля включается при трудностях для достижения цели. В основе регуляции лежат процессы возбуждения и торможения. Волевые действия отличаются друг от друга:
1. Уровнем сложности – а) простые, б) сложные; сложность зависит от количество промежуточных целей.
2. Степенью осознанности – волевые процессы связываются с интеллектуальными и эмоциональными процессами.
Целевой акт всегда связан с приложением усилия, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов и наличия продуманного плана осуществления действия.
Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои интересы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом (*Рубинштейн)
Виды волевых действий:
1. Простые волевые действия – привычные действия (пробуждение утром).
2. Сложные волевые действия – сам конфликт сложный и сложный процесс его преодоления (помирится после ссоры).

Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. В последнее время в науке используется понятие «коммуникация».

Четыре формы общения:
1 эмоциональное 0-6 9песни, глаза в глаза, прикосновения.
2 сиуативно-деловое 6м-2г _взр создает усл и руководит общением: разговаривает по поводу игрушек и предметов, показывает способы действия с ними, учит поведению и отношению к вещам. Все действия сопровождает речью и принуждает реб к словесному выражению.
3 внесиуативно-познвательное 3-5лет. Познаются предметы и явл окр мира. Общаться по поводу чего не было в опыте реб.
4 Внеситуативно-личностное 6-7 лет Общение со сверстниками. Взр руководит становлением личности реб, его самоценностью. Знакомит с правилами взаимоотношений. Формирует доброжелательность, сочувствие, устанавливать взаимопонимание. Учит сопереживать. Реб – потребность в эмоц поддержке. Развивается взаимопонимание. Реб - обращается за одобрением, просит сочувствия, готов сопереживать.

Для род реб всегда хороший, а среди сверстников ему приходится утверждать свое право на превосходство. В фразе реб Стоит Я- у меня есть, я умею, я делаю мне купили. Реб видит сверстника как предмет для сравнения. И как только сверстник начинает вести себя не так – замечаются его качества личности – жадина, ябеда и т.п. Оценка дается на основе отд действий – не даешь игр-жадина. Ростки Мы, а не Я должны поддерживать взр.

Три компонента
1 Психологическая готовность – социально-личностная, интеллектуальная, эмоционально-волевая.
2. Физическая – общее состояние здоровья и физ развитие. Уровень развития анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц и развитие осн движений – бег, ходьба, прыжки.
3. Специальная – умение писать, читать, считать.

1) Социально – личностная – принятие позиции школьника - у этого школьника имеется круг обязанностей и прав и он должен понимать, что он занимает иное положении)
Выражается в отношении к школе, учителям, уч Де, и включает в себя формирование качеств, которые помогают общаться.
Важно уметь войти в детское общество. Действовать совместно с др детьми. это все обеспечивает адаптацию к нов соц усл – к шк жизни.
2) Интеллектуальная - это приобретение опр кругозора, запас знаний, желание узнавать новое.
Некоторые умения как например – выделять и принимать задачу. Это требует от реб способности удивляться и искат ьпричины им замеченного сходства и различия предметов, их новых свойств.
Взр должен для этого ставить перед реб такую цель, которую он не только понял, но и принял, сделал своей, тогда у реб у реб появиться желание достичь ее.

Напоминает кризис 7 года, (кризис саморегуляции – реб учиться подчинять правилам свое повдение)
Он начинает предъявлять претензии на внимание к себе. Появл демонстративная наивность. У реб распадается единство аффекта и интеллекта. Реб не владеет своми чувствами (т.е не может сдерживаться, но и не умеет управлять)
Основная базовая потребность – уважение
Дети учатся удовл свои духовные и физические потребности, способами приемлемые для них самих и для тех с кем они общаются. Если реб трудно в усвоении нов правил, это может привести к самоограничению. Поощрение самостоятельности способствует развитию инициативы и интеллекта.

В жизни ребенка наступает переломный момент. Возникает необходимость достаточно резкой смены игровой деятельности на учебную На отдых как таковой времени почти не остается, очень большая доля нагрузки приходится на умственную работу. Открывается значение новой социальной позиции – позиции школьника.
Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет самосознание ребенка. Происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться – устойчивые эмоционально-психологические комплексы. Это и страх перед абсолютно новой обстановкой, и психологическая неготовность к таким переменам. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия. Или, если все складывается удачно, наоборот, чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. В этом возрасте появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

В младенчестве, во втором полугодии предметная деятельность носит манипулятивный характер(ребенок совершает действия, не понимая смысла действий). После года ПД принимает подражательный характер.
Приблизительно к 1,5 годам ПД снова меняется - наступает этап функциональных действий и ребенок выбирает другой предмет и переносит действия.
Наиболее подробно изучал Д.Б. Эльконин и он выделил 2 направления в деятельности:
1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.
2 . Развитие средств и способов ориентация ребенка в условиях осуществления действия. Она проходит 3 этапа.
Первый этап:
а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами);
б) использовании предмета, когда еще несформулированы способы его применения (н., ребенок знает для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко.
в) овладение специфическим способом употребления.
Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации, т.е перенос действия с предметом на другой.
Третий этап сопровождается возникновением игрового действия.
Предметная деятельность в качестве основной единицы рассматривает понятие - предметное действие.
Предметное действие - это употребление предмета по его назначению (. Н., мячик - бросать, катать;, кусать, облизывать не предметное действие).
Психологи выделяют 2 вида предметных действий:

Психика ребенка развивается как целостное образование. Развитие его самосознания, мотивов поведения, чувств, воли приводит к формированию уже в дошкольном возрасте типичных для ребенка и относительно устойчивых форм его поведения. Складывается характер, при этом важной стороной его является нравственное развитие. Это процесс усвоения заданных образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения дошкольника (Л.И. Божович).
Усвоение норм предполагает, что:
- ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение,
- у него вырабатывается привычка нравственного поведения.
Иными словами, развитие нравственности имеет две стороны:
- развитие нравственного сознания
- развитие нравственного поведения
Нравственное сознание
Включает в себя несколько компонентов:
- понимание того, какие формы поведения оцениваются как положительные, какие как отрицательные.
- начинает формироваться представление детей о содержании нравственных понятий таких как «добро», «зло», «совесть», «честность» и т.д.
- сознание понимания смысла нравственного поступка