Как развить художественное воображение. Как развивать фантазию и образное мышление

Как говорил Эйнштейн, логика доставит вас из одного пункта в другой, а воображение способно перенести вас куда угодно. Люди с развитым воображением – это мечтатели, которые умеют наслаждаться жизнью, так как даже в самых сложных ситуациях могут придумать неожиданное решение. Вот почему очень важно развивать воображение у взрослых и не давить его у детей. Все мы знаем, как дети любят воображать, однако взрослые часто сами того не понимая, душат в зачатке такой способ мышления маленького человека. В результате вырастают неспособные к креативному мышлению люди, заурядные личности. Однако наша цель: доказать, что в любом возрасте можно развить воображение.

Что такое воображение?

Воображение — это вид творческого мышления человека, при котором он самостоятельно создает новые образы, идеи, открывает невиданные горизонты. Очень часто именно мечтатели становятся открывателями в самых разнообразных сферах жизни:

  • Сергей Павлович Королев мечтал о покорении космоса и стал ведущим разработчиком и конструктором ракет в СССР.
  • Пабло Пикассо обладал неимоверным воображением, в этом можно убедиться, глядя на его гениальные картины, которые, кстати, не все могут понять.
  • Александр Флемминг мечтал о том, что он найдет лекарство от инфекций. Так и случилось, он открыл пенициллин, избавивший многих людей от страшных болезней.
  • Великий экспериментатор Томас Эдисон осветил своей лампой накаливания весь мир. Однако этому предшествовало не только развитое воображение, но еще и неимоверно упорный труд.

Продолжать можно бесконечно, людей с развитым воображением много среди научных и творческих деятелей.

Одно из разновидностей воображения – воссоздающее мышление, благодаря которому человек «додумывает» то, чего раньше не видел, с чем не сталкивался в прошлом. В отличие от памяти, воссоздающее воображение отличается невероятной гибкостью и динамичностью.

Сложность развития воображения состоит в том, что его сложно формализовать, контролировать и подчинить какому-либо алгоритму. Однако хорошим известием будет то, что воображение имеется у каждого человека, следовательно, развить его можно в любой период времени.

Бытовые средства и упражнения для развития воображения

Чтобы воображение развивалось само по себе, следует стимулировать те участки мозга, которые отвечают за жизненный опыт. Получается, что чем больше раздражителей получает человек, тем более развито его воображение. Итак, бытовые средства для развития воображения, доступные каждому человеку:

  • Необходимо общаться с большим количеством людей.
  • Участвовать в разнообразных общественных мероприятиях.
  • Ежедневно выполнять все новые и новые дела.
  • Не нужно идти по накатанной дороге, следует выбирать неизведанные пути. Это касается не только пешеходных или автомобильных прогулок, но и методов принятия решений.

Рассмотрим 2 очень продуктивных метода, которые помогают развить воображение в любом возрасте.

Развиваем воображение путем расширения числа моделей мира

Модель мира воспринимается разными людьми по-разному, поэтому сложно говорить об объективности в интерпретации реальности. Эту формулировку хорошо отображает поговорка «На вкус и цвет товарищей нет». Однако любую модель мира можно расширить, стараясь понять точку зрения других людей и их представление о мире. В бытовом общении старайтесь поставить себя на место собеседника и увидеть мир его глазами. Экспериментируйте – сегодня вы ребенок, завтра – пожилая соседка, а послезавтра – вернувшийся из армии боец. Все эти мысленные перевоплощения позитивным образом скажутся на вашем творческом мышлении.

Чтение – скажи мне, какая твоя любимая книга и я скажу, кто ты!

Книги – это неиссякаемый тренажер для воображения. Как говорится «Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно». Во время прочтения художественной литературы происходит визуализация образов. Для развития воображения рекомендуется выбирать детективные романы, приключения, научно-популярную фантастику. Довольно эффективно воздействует на воображение человека и поэзия. Однако любителям читать сутки напролет следует знать, что книги – это не единственный способ развития креативного мышления и воображения. Со временем заядлые читатели привыкают к получению чужих мыслей, их разум работает не в полной мере, поэтому книги необходимо чередовать с другими упражнениями. Оптимальный ритм чтения для каждого свой, как правило, полезным можно считать прочтение 1-5 книг в месяц.

Упражнения на развитие воображения при творческом кризисе

Недостаток воображения часто беспокоит творческих личностей, которые по своему призванию вынуждены постоянно работать с фантазией. Приведем несколько упражнений, которые помогут обнаружить у себя писательский талант или потренировать воображение:

  • Возьмите ручку или карандаш и красочно опишите место, в котором вы любите отдыхать.
  • Представьте себе, что к вам явился нежданный гость в 4 часа утра. Что вы ему скажите? Напишите это на бумаге.
  • Напишите небольшой рассказ на философскую тему, например о том, в чем смысл жизни?
  • Создайте послание для себя в будущем. Обращайтесь к себе через 10 лет, спрашивайте или советуйте, рассказывайте о себе и попробуйте угадать, чем вы будете заняты в будущем.
  • Найдите себе 250 вариантов занятий, если бы у вас появилась лишняя неделя.

Игровые упражнения, развивающие воображение

  • Разгадывание друдлов. Друдлы – это простые картинки, напоминающие каракули, содержащие в себе несколько интерпретаций. Человеку предлагается сказать, что он видит на изображении. Интересно, что не существует правильных и неправильных ответов. Сам процесс поиска ответа и является тренировкой.
  • Игра в слова. Стандартная игра может быть усложнена новыми правилами. Например, вам необходимо называть только те слова, обозначения которых поместятся в пятилитровый бочонок. Или называть только те предметы, которые есть в доме.
  • Описание изображений. Очень действенный метод, особенно для детей. Покажите ребенку любую иллюстрацию и попросите рассказать, что он видит. Вы удивитесь безграничному воображению маленького исследователя.
  • Взрослым очень понравится такая игра. Во время поездки в метро или другом общественном транспорте, постарайтесь придумать в уме для любого пассажира его биографию – имя, фамилию, год рождения, основные моменты жизни. Угадайте его род деятельности и хобби. Такая игра может стать отличным вариантом времяпровождения с друзьями в парке или любом другом многолюдном месте.

Компьютерные упражнения для развития воображения

Невозможно описать все приемы для тренировки фантазии человека. Сейчас большой популярностью пользуются разнообразные онлайн тренажеры, позволяющие фантазировать и развивать воображение где угодно – в поездке, в перерыве на работе, дома.

Наш сервис Brain Apps представляет серию замечательных игр, которые помогают развить воображение и креативность. Это игры из раздела «Мышление» . Также рекомендуем посетить раздел Задачи , в котором вы найдете интересные загадки с подвохом.

Помните, что воображение – это дар, которым следует пользоваться. Если вы не используете фантазию, то очень скоро можете превратиться в заурядного и скучного человека, который никому не интересен. Дерзайте!

Написав предыдущую статью, я поняла, что для многих «простая» техника может оказаться весьма сложной. Жалобы на отсутствие воображения у начинающих — очень частое явления. Так что — в этой статье — несколько простых «фишек» для развития воображения, фантазии и креативности (творческости).

Но для начала — важная мысль. Если вы считаете, что у вас нет чувства юмора, образного мышления, креативности или воображения, забудьте эту мысль. Все, что нужно у вас есть! Скорее всего — вы просто забыли где они живут, сложили воображение в холщовый мешок и засунули в самый дальний угол шкафа. Ну или в тумбочке посмотрите — наверняка оно там — ваше воображение — свернулось калачиком и спит, улыбаясь во сне. И невдомек ему, что вам без него трудно.

Если серьезно, то у любого человека воображение есть. Вы ведь можете вспомнить, как выглядит ваша подруга или друг? Как выглядит станция метро, которой вы часто пользуетесь? Если да — у вас все в порядке. Просто ваше образное мышление несколько законсервировано, и в нем живут только образы привычной вам реальности. И стоит немного потрудиться, чтобы расширить пространство воображения. Ибо в воображении человека — огромная созидательная сила и неисчерпаемый творческий ресурс.

Расконсервировать воображение можно очень простыми техниками.

Да здравствует реклама!

Самым лучшим материалом для развития воображения является… реклама. Плакаты с рекламными слоганами, вывески магазинов — все это материал для нас. Их можно читать наоборот. А можно совмещая части плакатов и надписей.

Еще вариант — уже готовый, совмещенный — «Московская кофейня. Не парься, искупайся!

Еще вариант — смотрю на коробочку конфет и надпись на тетради — «Мои таракашки — пластиковая обложка: не испачкается, не помнется».

Еще вариант — совмещаем картинки с надписями. Картинка все того же окорока + надпись на автобусе, проехавшем мимо. Получаем: Квартиры в новых окорочках…

Думаю, идея понятна…

Образ+действие

Чуть посложнее предыдущего, но обычно через пару дней тренировок у всех начинает получаться легко.

Берем один предмет, от другого берем действие. В итоге получаем искомый абсурд, развивающий воображение.

Примеры. Тумбочка+тетрадка. От тетрадки берем действие. Она открывается, в ней можно писать и т.п. Получаем — тумбочка пишет в тетрадке. Дальше уже можно развить — что пишет, почему пишет, кому пишет… Но для начала — достаточно. Ибо, в данном случае у нас задача не симпатягу сделать, а просто раскачать воображение.

Лампа+халат. В принципе — сразу неплохо — лампа в халате. Банном. Видимо, только что из бани. Значит, на ней еще и чалма. Но если строго соблюдать букву техники, то халат, попавшийся на глаза — пушистый. Значит, еще вариант — лампа обрастаем мехом. Или пухом. Или — смехом. Меховая лампа. Мохнатая. Смеющаяся.

В данном случае, как я уже сказала, мы не гонимся за красотой образа и не добиваемся того, чтобы образы были смешные или краивые. Мы просто смешиваем все подряд.

Образ+образ+действие

Вариант, аналогичный предыдущему. Только два предмета соединяются действием от третьего.

Пример. Линолеум+дверь балконная+линейка. Линолеум галантно открывает линейке балконную дверь. Дверь балконная меряет линолеум. Линейка выгуливает балконную дверь по линолеуму.

Еще пример. Мобильный телефон +автобус+светофор. Мобильный телефон светофорно подмигивает автобусу. Автобус звонит на светофор по мобильному: «Включите, пожалуйста, зеленый!»

А вот простое сочетание для самостоятельной работы: Подарочная упаковка + витрина + зебра (пешеходный переход).

Полслова+полслова

Эта техника родом из дества. Получаются новые слова. Техника простейшая, а воображение развивает замечательно. Потому что за каждым словом наш мозг привык видеть образ. И создавая новые слова, мы побуждаем мозг включиться в работу по фантазированию, созданию новых образов. То есть, я предлагаю не просто новые слова создать, но и пофантазировать, как бы «это» могло выглядеть.

Телевизор+тумбочка = телебочка

Носорог + обложка = облорог

Занавеска + колонка = коновеска

Оглаголиваем

Берем 2 предмета. Второй предмет — оглаголиваем. А потом снова придумываем как бы это могло выглядеть.

Например: — ножницы фломастерятся, степплер тетрадится, заколка зеркалится, машина батареится, аквариум конфетится и так далее.

Главное — действовать

По опыту могу сказать, что очень многие на первых порах испытывают трудности с воображением. И именно простыми техниками быстрее всего можно достичь результата.

Интересно, что сам человек обычно не очень замечает, что он меняется по мере раскрытия-развития своего образного пространства. А вот со стороны это очень интересно наблюдать.

Ведь в человеке просыпается — его творческое начало.

Многие участники смехотренинга отмечали, что когда начинаешь практиковать эти и им подобные техники, очень быстро меняется подход к жизни. В ней становится на порядок больше креатива, гибкости, способностей что-то придумать, также как и способностей находить выходы из любых жизненных ситуаций и решения задач любой сложности.

С любовью к вашей фантазии, Юния

Сегодня на сайте психологической помощи онлайн http://сайт Вы, уважаемые посетители, узнаете как развить воображение у детей и взрослых, и для чего его нужно развивать.

Воображение — это неосознанное, автоматическое или осознанное, контролируемое создание в голове мысленных образов, картинок, представлений, фантазий и визуализаций, чаще в легком трансе (уходе в себя от реальности).

Развивать воображение необходимо каждому человеку, однако у кого-то оно развивается как бы автоматически, с детства, в процессе взаимодействия с «правильными» родителями, воспитателями, сверстниками. Ребенок хорошо может развить воображение, играя в различные игры, слушая и читая увлекательные книжки, просматривая фильмы и т.д.

Кому же не очень повезло с вниманием и чуткостью взрослых во время воспитания, и ощущается бедность возникающих в голове картинок, то необходимо произвольно заняться развитием воображения, как у детей, так и у взрослых.


Для чего человеку развивать воображение?
С помощью воображения человек может создавать идеи, творческие планы, конструировать и моделировать, ориентироваться в различных ситуациях, работать с памятью, создавать свое будущее и осознавать прошлое…абстрагироваться, фантазировать, мечтать, ну и конечно, воображая, ребенок и взрослый хорошо понимает прочитанное, особенно художественные произведения и т.д. и т.п.

Ну и главное , развитое воображение поможет человеку с эмоционально-психологическими проблемами, неврозами и расстройствами личности познать и изменить свое внутреннее «Я», избавиться от этих проблем раз и навсегда.

Большинство психотерапевтических техник и методов по лечение психологических проблем построены на воображении различных проблемных ситуаций, и создании нового воображаемого контекста к этой проблеме, что и исцеляет невротиков, помогает решить проблемы в отношениях, избавляет от депрессии и стрессов, и т.д.

Итак, как развить воображение у детей и взрослых — упражнения

Чтобы развить свое воображение, вам предложены простые упражнения, которые могут подойти и детям и взрослым.

Проверьте, насколько у вас развито воображение:
Попробуйте провести небольшой эксперимент. Закройте глаза и скажите, сколько всего окон в вашем доме или квартире.
Главное здесь не само число, а то, как вы к нему пришли. Естественно, с помощью воображения вы представили в уме каждое из окон.

Все мы в той или иной форме пользуемся воображением для решения наших насущных проблем.

Как сказал Аристотель, «душа не может думать, не рисуя».
Воображение «это больше, чем просто видение в уме. С помощью воображения мы создаем или воссоздаем определенный эмоциональный настрой. Можно пользоваться воображением в сочетании с обонянием, осязанием, слухом и даже вкусом.

Вам, верно, случалось вспомнить на голодный желудок свое любимое блюдо, да так живо, что прямо «слюнки текут». В данном случае мы имеем физическую реакцию на мысленный образ. В этом и заключается сила воображения.

Для развития воображения нужно использовать все 5 органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус — что у вас острее?
Все мы по-разному воспринимаем и ощущаем окружающий мир. Хотя у нас у всех на вооружении все те же пять чувств, их значение для каждого различно. Это различие вырабатывается с детства на подсознательном уровне.
Одни лучше реагируют на визуальные стимулы и меньше «на аудиоинформацию. У них может быть слабее развито кинестетическое восприятие (осязание).

Конечно, не существует людей, которые обходятся только одним из сенсорных способов познания. Полнота информации об окружающем мире обеспечивается всеми пятью чувствами, и все же у каждого из нас одно из чувств развито сильнее.

Занимающиеся поведенческими моделями ученые считают, что у большинства людей наиболее активно зрительное восприятие. Возможно, вы думаете, что в одинаковой мере владеете всеми пятью чувствами. Это было бы необычным явлением, но, скорее всего, вы просто не чувствуете разницы, поскольку она почти незаметна.

Наблюдаемые различия сказываются и на характере воображения. Визуально ориентированный человек сразу рисует в уме «картинку». Люди с обостренным слухом сразу включают свою «аудиоаппаратуру» и в первую очередь слышат в уме звуки и голоса. Обостренное осязание в первую очередь подсказывает сознанию, каков образ «на ощупь».

Наиболее полный образ формируется в нашем воображении, когда работают все органы чувств. Это явление используется нейро-лингвистическим программированием (НЛП), и ему посвящено множество книг и исследований. Опираясь на работы Милтона Эриксона, Ричард Бэндлер и Джон Гриндер сформулировали модель восприятия и переработки информации человеческим сознанием и назвали эту модель НЛП. Эти процессы важны для самопознания и межличностного общения.

Упражнение — Как развить воображение

1. Внимательно посмотрите на одну из геометрических фигур на рисунке «квадрат, круг, треугольник. Закройте глаза и попытайтесь нарисовать ее в уме.

2. Внимательно рассмотрите в течение нескольких мгновений какой-либо трехмерный предмет «апельсин, стакан воды, настольную лампу. Закройте глаза и представьте предмет.

3. Представьте школьный класс, где вы учились в детстве.

4. Представьте свой дом или квартиру. Мысленно пройдитесь по комнатам.

5. Представьте кого-нибудь из знакомых.

6. Представьте свое отражение в зеркале.

Делайте эти упражнения ежедневно в течение месяца, чтобы развить воображение. Занятия займут у вас чуть больше времени, чем вам потребовалось, чтобы прочитать о них. Но как вы удивитесь, когда заметите, насколько богаче и живее стало ваше воображение.

Если у вас не получается самостоятельно развить свое воображение, или у вас уже есть психологические проблемы, то вы можете

Как развить воображение и и зачем это нужно?

Развить воображение − значит, научиться создавать и четко представлять себе образы − силой своего разума. В этом вам помогут простые и одновременно, очень действенные упражнения.

Воображение − наши внутренние образы. Слово «фантазия» − синоним воображения. Само мышление тесно связано с нашей способностью воображать что-либо, потому что и мысль, и образ переплетаются между собой. Воображение помогает оживить прошлое, именно им мы пользуемся, когда вспоминаем детали событий.

Воображение примечательно тем, что на основе уже знакомых нам вещей мы можем создавать что-либо новое. То есть, мы можем взять знакомый нам образ, допустим, близкого друга, и вообразить его летящим на розовом единороге. Мы не только можем воспроизвести знакомые образы, пейзажи и прочие красоты, но и представить то, что никогда не существовало.

Этим мы отличаемся от обычных животных. Они способны думать только о тех предметах, которые окружают их в данный момент. Ни одно животное не может конструировать невозможные образы или просто в красках представить уже прошедшие события.

Воображение − одна из основ нашего разума, могучий слон, который несет на себе мышление, память и даже анализ. Мы мечтаем, вспоминаем, планируем нашу жизнь и воплощаем эти планы благодаря фантазии.

Мир без фантазии – серая пустошь, унылая и безжизненная. Подумайте, без воображения мы не способны развиваться, становиться умнее. Наш мозг не смог бы генерировать идеи и решения проблем… Даже колесо без фантазии не придумать. Но что, если взрослый человек испытывает с этим трудности? Как можно развить воображение?

Упражнения, способствующие развитию воображения:

1. Читайте книги . Нет, не «справочник бухгалтера». Художественные книги с яркими образами. Множество людей пропускают в книгах описание природы, людей и так далее. Но именно качественные описания подстегнут нашу фантазию. Не пропускайте их, представляйте каждую описанную деталь. Воображение разгонится как локомотив, поверьте.

2. Считайте в уме . Казалось бы, причем тут воображение? Но не спешите судить. Потратьте немного времени, складывая и вычитая, деля и умножая только с помощью своего разума. Никаких блокнотов и записей! Чистая работа ума. Если математика вам близка, то решайте в уме уравнения, воображайте геометрические фигуры, чертите сложные построения. Мозг будет просто счастлив.

3. Смотрите мультики . Ну, а почему бы и нет? Ладно, чтобы сделать из этого тренировку, то смотрите их без звука. Очень интересная практика. Выключаете звук и пытаетесь придумать, что же там творится. Фантазируйте, придумывайте диалоги для персонажей. Если вы сильны духом, можете попробовать с новостями.

4. Найдите хобби . Очень помогает развить воображение. И не надо включать коммерческий дух в это. Делайте то, что доставляет вам удовольствие, не думая о том, выгодно ли это. Главное, чтобы это делало вас чуть счастливее. Свяжите шарфик или сыграйте на запылившейся гитаре. Эти творческие занятия могут и не сделать из вас звезду рок-н-ролла, но ваше воображение вздохнет с облегчением. Ведь таким образом вы выведете его на новый уровень.

5. Визуализируйте . Это довольно-таки просто, хотя подводные камни имеются. Начните с легких вещей, допустим, сидя на работе в пятницу, представьте кружечку крепкого черного чая. Представьте каждую мелкую деталь, его аромат, вкус, вдохните запах. Подключите больше чувств .

После таких нехитрых манипуляций повышайте сложность. Воображайте уже помещения, допустим, бар через дорогу (шутка), легче начать со своей комнаты. Не находясь, конечно, в ней. Представьте, как переступаете через ее порог, что видите, что чувствуете. Главное – научиться не отвлекаться на посторонние мысли. Это придет со временем, главное, практикуйтесь.

Также, развить воображение посодействуют следующие задачки:

Задание 1
Займитесь анализом своего создающего воображения. Начните с простой фигуры, представьте треугольник. Равносторонний, длиной каждая сторона, к примеру, 6 метров. От основания треугольника протяните линию вправо еще на 6 метров. От вершины треугольника проведите вправо такую же линию параллельно. Соедините концы параллели прямой. Какая фигура у вас получилась? Пользоваться блокнотом нельзя! Все держим в голове.

Задание 2
Представьте, что вы хорошо разбираетесь в сторонах света. И поэтому вы из точки А идете на юг. После 10 шагов поворачиваете на восток. Еще 10 шагов – поворот на юг. Потом, с тем же количеством шагов, поворачивайте на запад. Следом на север. Какая фигура у вас получилась?

Теперь можете взять карандаш с блокнотом и проверить себя.

Задание 3
Это задание на развитие и оценку живости вашего воображения. Хитрость в том, что оценивать вы будете сами себя, так что постарайтесь быть честными с собой. Итак, зачитывайте слово-раздражитель и ставьте себе оценку за образ, который возник в голове. Если образа нет – ставим 0. Слабый образ − 1. Хороший − 2. Яркий и ослепительный − 3.

  • Зрительные образы.

Лицо матери. Машина. Поле. Тюльпаны. Кошка. Нищий. Мотоцикл. Яблоко. Крапива.

  • Слуховые образы.

Собачий лай. Свисток физрука. Пионерский горн. Звонок с урока. Звон битого стекла.

  • Осязательные образы.

Шерстяная ткань. Укол иглы. Холод льда. Жар от костра. Ползущий по руке жук.

  • Обонятельные образы.

Запахи: клубника, чеснок, бензин, мята, шампунь.

  • Двигательные образы.

Плавание. Качели. Игра в прятки. Езда на велосипеде.

Важно помнить, что мы не можем представить что-то, чего никогда-никогда не видели. Все нереальные миры и существа создаются на основе чего-то, что уже существует. Как мифологические кентавры, полулюди-полукони. Поэтому, чтобы развить воображение — очень важно пополнять свою копилку образов. Учитесь воспринимать окружающий мир, как источник фантазий, не бойтесь воплощать свои мысли. Рисунками, словами, музыкой.

С помощью того, что мы имеем, мы создаем нереальные вещи. Но когда-то абсолютно все, что окружает нас, было чьей-то фантазией. Каждый современный предмет сначала появился в воображении. Совершенствуя свое воображение,всегда помните об этом, когда придумываете что-то, кажущееся невозможным.

  • Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Чувствительность, ее динамика и способы измерения.
  • Восприятие: определение, свойства, функции, виды.
  • Теории восприятия. Методы изучения восприятия.
  • Внимание: понятие, виды, свойства. Развитие внимания.
  • Методы изучения и методики диагностики внимания.
  • Память как психический процесс. Теории памяти.
  • Память: виды, типы, формы, функции. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.
  • Процессы памяти. Методы изучения памяти.
  • Мышление как психический процесс: виды, формы, операции.
  • Мышление и речь. Развитие мышления.
  • Теории мышления. Экспериментальные исследования мышления.
  • Интеллект: определение и модели. Методы диагностики интеллекта.
  • Воображение: определение, виды, механизмы. Индивидуальные особенности и развитие воображения.
  • Воображение и творчество. Методы изучения креативности личности.
  • Эмоции, чувства, психические состояния. Теории эмоций.
  • Функциональные состояния организма и психики.
  • Эмоциональный стресс. Регуляция эмоциональных состояний.
  • Воля. Произвольная регуляция деятельности и поведения человека.
  • Мотивационная сфера личности и ее развитие. Теории мотивации.
  • Классификация мотивов и потребностей. Методы изучения мотивации.
  • Методология экспериментального изучения личности.
  • Психодинамическое направление в исследовании личности (з.Фрейд, к.Г.Юнг, а.Адлер).
  • Диспозициональная теория личности (г.Оллпорт).
  • Факторный подход к исследованию личности. Структурная теория черт личности (р.Кеттелл).
  • Типологический подход к исследованию личности (г.Айзенк).
  • Социально-когнитивное направление в исследовании личности (а.Бандура, Дж.Роттер).
  • Гуманистическое направление в исследовании личности (а.Маслоу, к.Роджерс).
  • Понятие социального характера в работах э.Фромма.
  • Исследования личности в отечественной психологии (б.Г.Ананьев, л.И.Божович, а.Н.Леонтьев, в.Н.Мясищев, с.Л.Рубинштейн, д.Н.Узнадзе).
  • Психологические характеристики темперамента. Современные модели темперамента.
  • Характер, его структура и методы изучения. Формирование характера.
  • Акцентуации характера. Классификации типов акцентуаций характера (к. Леонгард, а.Е.Личко).
  • Способности и задатки. Виды и уровни развития способностей. Методы диагностики способностей.
  • Психология развития и возрастная психология
  • Предмет, отрасли и задачи возрастной психологии. Методы исследования в возрастной психологии.
  • Условия и движущие силы психического развития. Проблема соотношения обучения и психического развития (э.Торндайк, ж.Пиаже, к.Коффка, л.С.Выготский).
  • Операциональная теория интеллектуального развития ж.Пиаже.
  • Эпигенетическая теория психосоциального развития э.Эриксона.
  • Теория психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина.
  • Психическое развитие в раннем детстве (младенчество и собственно раннее детство).
  • Психическое развитие в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к школьному обучению.
  • Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Самооценка и социальные мотивы младшего школьника.
  • Потенциальная кризисность подросткового возраста. Личностное развитие в подростковом и раннем юношеском возрасте.
  • Особенности психического развития в периоды зрелости (ш.Бюлер, э.Эриксон).
  • Социальная психология
  • Предмет и задачи социальной психологии. Специфика социально-психологических исследований.
  • Атрибутивные процессы. Фундаментальная ошибка атрибуции.
  • Социальные установки. Пути формирования убеждений.
  • Взаимосвязь социального поведения и установок.
  • Конформизм: классические эксперименты. Виды конформизма, факторы проявления.
  • Агрессия: факторы возникновения и ослабления. Теории агрессии.
  • Эмоциональные аспекты межличностных отношений: дружба, любовь, привязанность. Межличностная аттракция.
  • Альтруизм: личностные и ситуационные влияния. Теории альтруизма.
  • Предрассудки в социальных отношениях: предпосылки возникновения и последствия.
  • Группа как объект социально-психологических исследований. Групповые процессы.
  • Виды, функции, причины и динамика конфликта. Стратегии и методы разрешения конфликтов.
  • Общение: структура, виды, функции, средства. Развитие коммуникативной компетентности субъекта деятельности.
  • Педагогическая психология
  • Предмет, задачи, методы педагогической психологии. Основные проблемы педагогической психологии.
  • Психологическая структура деятельности субъектов образовательного процесса. Сравнительный анализ компонентов учения и обучения.
  • Развитие мотивации учебной деятельности школьников и студентов.
  • Основные дидактические принципы развивающего обучения л.В.Занкова.
  • Теория развивающего обучения д.Б.Эльконина - в.В.Давыдова.
  • Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я.Гальперина.
  • Концепция проблемного обучения а.М.Матюшкина.
  • Теория знаково-контекстного обучения а.А.Вербицкого.
  • Развитие профессиональной деятельности педагога. Психологические требования к личности педагога.
  • Формы и методы организации учебной деятельности. Активные методы обучения.
  • Методика преподавания психологии
  • Предмет, цели и задачи курса «Методика преподавания психологии».
  • Виды лекций. Особенности проблемной лекции.
  • Особенности организации семинарских и практических занятий в курсе психологии.
  • Игровые и тренинговые формы организации обучения психологии.
  • Организация самостоятельной работы студентов.
  • Формы и методы контроля знаний в обучении психологии.
  • Педагогические технологии контекстного обучения в преподавании психологии.
  • Технические средства в обучении психологии. Проблемы компьютеризации обучения.
    1. Воображение: определение, виды, механизмы. Индивидуальные особенности и развитие воображения.

    Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

    Виды воображения :

    Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

    Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

    Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

    Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

    Функции воображения :

    Образное представление действительности;

    Регулирование эмоциональных состояний;

    Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

    Формирование внутреннего плана действий.

    Способы создания образов воображения :

    Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

    Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.

    Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

    Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

    Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

    Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

    Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

    Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

    Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

    Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

    Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

    Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюс окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, - писателей, художников, музыкантов, ученых.

    Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

    Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка - в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность - игра.

    Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи. Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится. Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех-пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

    Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

    Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.