Какие города относятся к поволжью. Поволжье состав района

  • Состав: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, республики: Татарстан и Калмыкия.
  • Главные города: Самара — 1150 тыс. чел., — 1180 тыс. чел., Волгоград — 1005 тыс. чел., Саратов, Тольятти, Ульяновск, Пенза, Астрахань.

Поволжье входит в число трех наиболее крупных и развитых районов (Центр — Урал — Поволжье), составляющих хозяйственную основу России. В своем развитии район много воспринял от этих соседей и занимает промежуточное положение между ними, как с точки зрения географии, так и хозяйственного профиля. От Центра он воспринял традиции , от Урала получил металл на его развитие, а на собственных нефтегазовых, гидроэнергетических и земельных ресурсах создал мощную энергетическую, нефтеперерабатывающую и химическую индустрию и сильный аграрный комплекс. Сегодня эти отрасли определяют специализацию района. Таким образом, развитие района определялось благоприятным сочетанием удобного географического положения и значительных природных ресурсов.

Географическим «стержнем» района выступает Волга, которая издавна соединяла север и юг, запад и восток Европейской России и открывала ей выход к южным морям и странам востока. На Волге расположены все крупные города района. Железные дороги, пересекая ее в нескольких точках, соединяют с Уралом и Азиатской частью страны.

В 30-е годы аграрное в прошлом Поволжье (наряду с соседним Волго-Вятским районом) стало первым регионом на пути сдвига промышленности на восток. На его территории было размещено более 300 заводов, эвакуированных в годы второй мировой войны из прифронтовых районов. Эти предприятия вошли в хозяйственный комплекс . Создание каскада ГЭС на Волге и освоение нефтегазовой Волго-Уральской провинции в послевоенные годы укрепило энергетику района и сформировало мощную нефтепереработку, нефтехимию, отрасли органического синтеза. В Поволжье сформировались квалифицировнные кадры, которые, в свою очередь, стали привлекать сюда отрасли массового и высокотехнологичного машиностроения. Так постепенно наращивался производственный потенциал этого района, который из аграрно-торговой окраины старой Европейской России превратился в один из базовых районов российской экономики.

Главная отрасль промышленности — машиностроение, дающее более 1/3 его промышленной продукции и выпускающее транспортную и военную технику, технологическое оборудование. Ведущее место занимает автомобилестроение — единственная отрасль, которая в период экономического кризиса 90-х годов не испытала сильного обвала. В Поволжье построены самые крупные в стране автомобильные заводы — Волжский (ВАЗ), дающий сейчас 70% легковых машин в стране (в Тольятти), Камский (КАМАЗ) по выпуску грузовиков и дизельных двигателей (в Набережных Челнах), Ульяновский (УАЗ), завод троллейбусов в Энгельсе, и другие. В десятках городов Поволжья и других районов работают предприятия, выпускающие детали, оборудование, узлы для этих машин.

Поволжье выделяется производством аэрокосмической техники: самолеты строят в Казани, Самаре, Саратове, Ульяновске, вертолеты — в Казани, ракетные комплексы — в Пензе и Ульяновске. Судостроение развито в Астрахани и , в котором выпускают также и тракторы. Станки, приборы, технику для химической и нефтяной промышленности производят в Самаре, Волгограде, Саратове, Казани, Пензе и др. городах. Многие заводы выпускают военную технику.

Второе место в хозяйстве занимает нефтегазохимический комплекс. Район давал в 60-70 гг. более 60% нефти страны, сейчас истощенные запасы обеспечивают ему второе место по добыче нефти в России. Но здесь создана самая крупная в России нефтепереработка, нефтехимия, выпуск полимерных материалов и изделий их них — каучука, шин, пластмасс, волокон и многих других. В Самаре-Сызрани, Саратове-Энгельсе, Волгограде-Волжском, Нижнекамске, Астрахани созданы комплексы этих взаимосвязанных производств.

Среди других выделяются производства основной химии (серы, соли, соды), цемента и других стройматериалов, меховых и кожевенных изделий, обуви, суконных и хлопчатобумажных тканей. В важное место принадлежит рыбной промышленности, дающей основной улов осетровых и других ценных рыб страны (в последние годы вылов осетровых временно преостановлен).

Поволжье выделяется мощной энергетикой: крупные тепловые ГРЭС размещаются в центрах нефтепереработки и вырабатывают 35 энергии района, они дополняется Балаковской АЭС (Саратовская обл.) и Волжско-Камским каскадом из 4-х крупных ГЭС. Энергия отсюда поступает в Центр и на Урал.

Сельское хозяйство по масштабам производства находится на уровне Сев. Кавказа. Здесь в равной степени представлены земледелие и животноводство, дающие по 15% их продукции от общероссийского уровня. Большие земельные площади и кормовые ресурсы позволяют содержать самое крупное в России поголовье крупного рогатого скота и овец, возделывать озимую (в Правобережье) и яровую (в Заволжье) пшеницу. Поволжье производит также сахарную свеклу, подсолнечник, просо. В низовьях Волги выращивают бахчевые культуры, помидоры и другие теплолюбивые овощи. Вокруг крупных городов работают комплексы по выращиванию птицы, свиней, ранних овощей.

Крупное население района во многом сформировалось за счет притока его из Центральной России, что способствовало быстрому росту городов. И сегодня Поволжье — это район крупных городов, среди которых Самара, Казань, Волгоград имеют более 1 млн. чел, к ним приблизился и Саратов, а число городов с населением свыше 400 тыс. чел. больше, чем в самом «городском» — Центральном районе. Горожане составляют 3/4 всего населения района. Плотность сельского населения 10-15 чел., что существенно выше среднероссийского уровня. Население Поволжья в основном русское, но здесь проживают и другие народы, в т.ч. татары — титульная нация республики Татарстан, республика которых занимает самый сухой, полупустынный район России.

Поволжье, как и другие районы России, сильно затронул экономический спад 90-х гг. Вместе с тем в Самарской обл. и Татарстане, где велика доля автомобилестроения и нефтяной отрасли, спад производства был существенно меньше, и они, сохранив прибыльность производства, вошли в состав 10-12 регионов, обеспечивающих главные поступления в бюджет России.

Экологическая ситуация Поволжья определяется, в первую очередь волжскими проблемами. Разделенная плотинами по сути на ряд водохранилищ с малой скоростью течения, Волга и ее дно загрязнены соединениями металлов, нитратов, нефтепродуктами, пестицидами и другими отходами. Сильно сократилось количество осетровых рыб вследствие сооружения плотин на пути их миграций и браконьерства. Загрязненность превышает санитарные нормы во всех крупных городах Поволжья. В таких областях, как Самарская, Волгоградская, Астраханская, Саратовская, половина населения живет при постоянно повышенном ее загрязнении. Большинство пашни страдает от ветровой и водной эрозии, обусловленной сплошной распашкой земель, сильными ветрами из Заволжья и холмистым рельефом Правобережья. Многолетний смыв и выдувание почв привели к утрате ими половины запасов гумуса почв. Здесь необходимы серьезные почвозащитные меры, «мозаичное» землепользование, органические удобрения и т.д.

В перспективе можно ожидать восстановления выпуска транспортной и сельскохозяйственной техники с серийным ее производством для разных потребителей — от индивидуальных и мелкогрупповых до крупных. Особую роль может сыграть судостроение. В традициях волжских жителей — жить рядом с рекой, пользоваться ее благами. Этому может помочь создание средних и малых судов спортивного, рыболовного, транспортного, туристского назначения. Ожидается развитие сообщения судами «река — море» между морями Европейского региона, в котором Волга будет играть главную роль. В Поволжье сейчас мало выпускается бытовой техники и товаров народного потребления, слабо развит третичный сектор. Это все — возможные точки роста. В интересах экономики России — возрождение роли Поволжья как торгово-транспортного перекрестка России, развитие разнообразной инфраструктуры и услуг для этих целей.

В состав Поволжского экономического района входят: Республика Калмыкия – столица Хальмг Тангч (Элиста), Республика Татарстан – столица Казань, Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области. Общая площадь района занимает 536,4 тыс. км 2 .

Поволжский экономический район расположен вдоль Волги – от её слияния с р. Камой до берега Каспийского моря (протяженность с севера на юг 1500км) и занимает чуть больше 3,2% территории, на которой проживает 11,5% населения России. Район находится в пределах средней и нижней частей Волго-камского речного бассейна, в рельефе которого выделяются высокое правобережье Волги (Приволжская возвышенность, на юге переходящая в гряду Ергени) и равнинное левобережье. Территорию Нижнего Поволжья занимает Прикаспийская низменность, опускающаяся ниже уровня океана в Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги до отметки 27 м у кромки Каспийского моря.

Экономичско-географическое положение Поволжья исключительно выгодное. На западе район граничит с высокоразвитыми Волго-Вятским, Центрально-Черноземным и Северо-Кавказким экономическими раойнами, на востоке - с Уралом и Казахстаном. Густая сеть железнодорожных и автомобильных транспортных путей способствует установлению широких межрайонных производственных сетей Поволжья, которое больше открыто к западу и востоку (навстречу основному направлению хозяйственных связей страны). Поэтому подавляющая часть перевозок грузов идет через эту территорию.

Волго-Камский речной путь дает выход в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское, Белое моря. Наличие богатых месторождений нефти и газа, использование трубопроводов, проходящих через этот район подтверждает выгодность экономико-георафического положения района.

Поволжье пересекают широтные железнодорожные магистрали, обеспечивающие связи с районами Центра, Украины, с Уралом и Сибирью. Основными отраслями рыночной специализации Поволжья являются нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность, газовая и химическая промышленность. Развита в районе электроэнергетика. В то же время Поволжье - основной район по улову ценных осетровых рыб, один из важнейших районов по выращиванию зерновых культур, подсолнечника, горчицы, овощебахчевых культур, крупный поставщик шерсти, мяса.

Природные ресурсы Поволжского экономического района значительны. По суммарной обеспеченности водными ресурсами район уступает в европейской части страны лишь Северному и в 12 раз превосходит Центрально-Черноземный. Почти 80% речного стока приходится на реки Волгу, Каму и Дон. После создания гидроузлов сток Волги был зарегулирован, и стало возможным аккумулировать в водохранилищах огромные запасы воды, которую расходуют на нужды промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта, коммунального хозяйства. Основная масса потребителей воды (97%) сосредоточена в бассейне Волги. Каждый из них предъявляет свои особые требования к волжской воде, которые можно удовлетворить лишь при комплексном ее использовании.

Открытие в Поволжье нефти связано с именем академика И.М. Губкина, который первым дал прогноз нефтеносности девонских отложений. Девонскую нефть открыли в годы войны в Самарской Луке, а затем в Восточной Татарии. В настоящее время нефть добывают почти по всему Поволжью на более чем 150 месторождениях. Самые богатые из них находятся в Среднем Поволжье - на юго-востоке Татарстана и в левобережной части Самарской обл.

Для Поволжья характерна концентрация преобладающей части запасов нефти в крупных месторождениях. Это позволяет вести добычу сравнительно небольшим числом скважин. Наиболее значительные месторождения в Республике Татарстан - Ромашкинское, Бавлинское, Ново-Елховское, в Самарской обл. - Мухановское, Дмитриевское и Кулешовское. Для поволжской нефти характерны повышенная удельная плотность, сернистость, парафинистость, смолистость. Глубина ее залегания в Татарстане до 2000 м, в Самарской обл. - до 3000 м. Запасы нефти до недавнего времени обеспечивали сырьем нефтеперерабатывающую промышленность не только Поволжья, но и многих других районов страны. Был проложен нефтепровод «Дружба», по которому она поступала в Польшу, Чехословакию, Венгрию и ГДР. Поволжская нефть имела самую низкую себестоимость добычи в стране, так как здесь впервые были применены прогрессивные методы поддерживания пластового давления (внутриконтурное и законтурное заводнение), а добычу вели в основном наиболее производительным и дешевым способом непрерывного фонтанирования. В настоящее время в связи с истощением запасов наиболее крупных месторождений доля района в российской добыче нефти уменьшилась с 60 до 12%. Однако в связи с интенсивным проведением геологоразведочных работ наметилась тенденция воспроизводства запасов, открытия новых месторождений.

В Республике Татарстан в настоящее время доказана промышленная нефтеносность 26 и перспективная - 6 стратиграфических горизонтов. С 1980 г. обеспеченность запасами нефти республики начала возрастать. В Волгоградской обл. за последние 20 лет открыто и введено в разработку более 20 нефтяных месторождений. Наиболее крупные из них - Памятное и Сасовское. Благодаря им годовой объем добычи нефти в области может быть увеличен в 1,5 раза. Известны промышленные скопления нефти и газа в Калмыкии. Перспективны на нефть, каменноугольные и нижнепермские карбонатные отложения вдоль северной акватории Каспийского моря. Вновь открытые нефтяные горизонты позволят сохранить объем добычи нефти на прежнем уровне и впоследствии увеличить его. Однако особенность нефтяной промышленности района - существенное увеличение доли трудноизвлекаемых запасов нефти, что требует разработки специальных, нетрадиционных методов добычи и повышает себестоимость нефти.

Поволжье, особенно Татарстан, обладает большими ресурсами природных битумов. Они приурочены к нефтеносным пермским отложениям, находятся на глубинах до 400 м. Подготовлены к разработке запасы природных битумов, отработаны технологии их извлечения, позволяющие довести годовую добычу до нескольких миллионов тонн.

Природный газ был открыт в 30-х гг. XX в. в пределах Саратовской и Волгоградской областей. Было освоено более 80 газовых и газонефтяных месторождений, среди которых особенно выделялись Коробковское, Урицкое, Степновское с начальными запасами от 20 до 65 млрд. м 3 . В 1976 г. было открыто Астраханское газоконденсатное месторождение, крупнейшее в европейской части России. Особенность его газа - большое содержание сероводорода (25%) и двуокиси азота (14-15%), что создает неблагоприятные экологические условия и сдерживает объем добычи.

Запасы горючих сланцев в районе достаточно велики, но себестоимость их добычи здесь высока, и их невыгодно применять как топливо. Сланцы Кашпирского месторождения используют в фармацевтической промышленности. В Татарстане есть бурые угли, но пока их не разрабатывают. Значительны запасы самородной серы Алексеевского, Водинского и Сырейского месторождений в Самарской обл. Баскунчакское месторождение поваренной самосадочной соли - одно из основных в стране. Повсеместно распространено минерально-строительное сырье. Особенно велики запасы цементного сырья - мела, глины, опок - в Саратовской (около Вольска и Хвалынска) и Самарской (близ Сызрани и Жигулевска) областях.
В Поволжском районе можно выделить два подрайона, различающихся по условиям формирования, специализации, особенно сельскохозяйственной, проблемам развития: Среднее и Нижнее Поволжье.

Среднее Поволжье: Республика Татарстан, Пензенская, Самарская и Ульяновская области. Отличается от Нижнего Поволжья высокой плотностью населения, более пестрым его национальным составом. Это главный в районе ареал добычи нефти, мощной нефтепереработки и нефтехимии. Отличается он и многоотраслевым высокоразвитым машиностроительным производством. Специализация сельского хозяйства в разных его частях зависит от природных условий. На северо-западе (большая часть Татарстана, Ульяновская и Пензенская области) преобладают посевы ржи, кукурузы, овса, бобовых и развито животноводство молочно-мясного направления. На юго-востоке Татарстана и в Самарской обл. выращивают главным образом пшеницу, подсолнечник, эфиромасличные (кориандр). Хорошо развито пригородное сельское хозяйство.

Нижнее Поволжье: Республика Калмыкия, Астраханская, Волгоградская и Саратовская области. Подрайон выделяется запасами природного газа, соли, строительных материалов. Здесь развиты энергетика, машиностроение, передельная металлургия, химия и нефтехимия, пищевая промышленность. Плодородные степные почвы определили направление сельского хозяйства как поставщика волжского товарного хлеба. Главные зерновые культуры: яровая пшеница, просо.
По показателям транспортной обеспеченности Поволжье превосходит многие районы Российской Федерации.

Железнодорожному транспорту принадлежит 1-е место в структуре грузооборота и в перевозках грузов. Протяженность железных дорог - около 9 тыс. км.
Важнейшие железнодорожные магистрали: Москва - Казань - Свердловск; Москва - Сызрань - Самара - Кинель - Челябинск; Ртищево - Саратов - Уральск, которая связывает Нижнее Поволжье с Донбассом, Центральной Россией, Уралом и Казахстаном; Инза - Ульяновск - Мелекесс - Уфа; железнодорожные магистрали, соединяющие Волгоград с Тихорецкой, Лихой и Грязями, построенные в годы Великой Отечественной войны, была построена и функционирует меридиональная дорога Свияжск - Ульяновск - Сызрань - Петров Вал - Иловля, имеющая выход на Казань и Волгоград, она проходит параллельно Волге, принимая на себя частично ее грузы в период прекращения навигации; железные дороги Кизляр - Астрахань - Агрыз и Бугульма - Пронино - Сургут (последняя соединила рельсовые дороги, идущие на Урал, и прошла через важнейшие нефтяные районы); Элиста - Дивное и Астрахань - Гурьев.

По глубоководной Волжской магистрали осуществляются перевозки нефти, зерна, леса, соли, каменного угля, рыбы, цемента, бахчевых культур, автомобилей, тракторов, минеральных удобрений и т.д. Волга связывает Поволжье с районами Центральной России, Урала, а через Волго-Донской канал - с Кавказом, Азовским и Черным морями. Волго-Балтийский водный путь связал Поволжье с Северо-Западом. В ряде мест Волга пересекается железными дорогами, что способствует развитию смешанных железнодорожно-речных перевозок.

Важную роль в перевозках играет река Кама. Крупнейшими портами на Волге и Каме являются Астраханский (в устье Волги начал действовать морской порт в поселке Оля), Волгоградский, Самарский, Казанский и др.
В Поволжье переплетаются крупнейшие нефтепроводы, идущие из Западной Сибири, и нефтепроводы, проложенные из Поволжья в европейскую часть Российской Федерации и в Западную Европу.
Автомобильный транспорт играет большую роль во внутрирайонных связях. В районе около 24 тыс. км автодорог с твердым покрытием. Авиационный транспорт осуществляет внутрирайонные, межрайонные и зарубежные пассажироперевозки.

Поволжский район поддерживает теснейшие экономические связи с Уралом (поставки металла, леса и др.), Центральным, Волго-Вятским районами (поставки нефти, продуктов нефтехимической промышленности, сельского хозяйства и др.). В целом характерно преобладание вывоза грузов над ввозом.



Среднее Поволжье занимает южную часть Приволжского федерального округа: Республика Татарстан, Самарская, Саратовская, Ульяновская и Пензенская области. Это экономически развитая и плотно заселенная территория. Подрайон имеет благоприятное географическое и транспортное положение, развитую сеть железных дорог, автодорог общего использования с твердым покрытием и водного транспорта.

Основными отраслями специализации Поволжья являются машиностроение (особенно автомобилестроение), нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность, газовая и химическая промышленность. В районе производятся синтетический каучук, синтетические смолы, пластмассы и волокна.

Природно-ресурсный потенциал

Территория Среднего Поволжья вытянулась по обоим берегам Волги. Поволжье располагает значительными запасами минерального сырья. Основными полезными ископаемыми являются нефть и газ. Крупнейшие месторождения находятся в Татарстане: Ромашкинское, Альметьевское, Елабужское, Бавлинское. Первомайское и др. Имеются ресурсы нефти в Самарской (Мухановское месторождение) и Саратовской областях. Основные месторождения газа находятся в Саратовской области — Курдюмо-Елшанское и Степановское.

Население и трудовые ресурсы

Размещение и развитие основных отраслей экономики

Структура экономики образована межотраслевыми комплексами. Среди них ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу, в котором занята большая доля трудовых ресурсов и который занимает первое место в Поволжье по объему производства. Особенно выделяется транспортное машиностроение, а из его подотраслей — автомобилестроение. Крупный автомобильный комплекс КамАЗ в Нижнекамском районе Татарстана (его центр — г. Набережные Челны) включает группу заводов.

В группу компаний КамАЗ входит 96 предприятий, включая ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов», ОАО «НЕФАЗ» (г. Нефтекамск) и ОАО «Автоприцеп-КАмАЗ» (г. Ставрополь).

Центром автомобилестроения является г. Тольятти (Самарская область), где размещается ОАО «АВТОВАЗ», выпускающий легковые автомобили.

Грузовые автомобили малого класса и полноприводные микроавтобусы производит автомобильный завод ОАО «УАЗ», расположенный в Ульяновске.

Предприятиями, входящими в группу компаний «СОЛЛЕРС» (SOLLERS-Елабуга, SOLLERS-Набережные Челны, ОАО «Ульяновский автомобильный завод», ОАО «Заволжский моторный завод» и др.), осуществляется выпуск автомобилей Fiat Ducato, г рузовых автомобилей ISUZU. внедорожников SsangYong.

Заводы по обслуживанию автомобилей находятся в городах Самаре. Энгельсе. Завод по производству троллейбусов размещен в Энгельсе (ЗАО «Тролза»).

Крупными центрами авиастроения являются Самара (авиационный завод АО «Авиакор», выпускающий самолеты «Ту-154», космические ракеты и аппараты), Саратов (производство самолетов ЯК-42).

Центры точного машиностроения — Казань. Пенза, Ульяновск. Заводы сельскохозяйственного машиностроения работают в Саратове, Сызрани, Каменке (Пензенская область). По разнообразию машиностроительной продукции Поволжье уступает только Центральному району.

В районе сформировался нефтегазохимический комплекс. Нефтеперерабатывающие заводы размещаются в Самарской. Саратовской областях. Центры нефтехимии — Новокуйбышевск (Самарская область) и Нижнекамск (Татарстан).

Электроэнергетические ресурсы района вырабатываются Жигулевской, Саратовской, Волжской гидроэлектростанциями. В районе действуют также тепловые электростанции: Кармановская ГРЭС, Заикинская ГРЭС, ряд крупных ТЭЦ.

В АПК Поволжья выделяются отрасли рыночной специализации пищевой промышленности — мукомольно-крупяная, маслобойная, мясная и рыбная.

Транспорт и экономические связи

Поволжье вывозит сырую нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыбу, зерно и т.д. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности.

Основную роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва — Казань — Екатеринбург; Москва — Сызрань — Самара — Челябинск; Ртищево — Саратов — Уральск (связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Инза — Ульяновск — Мелекес — Уфа; меридиональная дорога Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля.

В районе развиты и другие виды транспорта: речной, автомобильный, авиационный, трубопроводный. Нефтепроводы и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной Европы.

Внутрирайонные различия

На территории Самарской области и Татарстана формируется Нижнекамский промышленный комплекс. В отличие от других ТПК он занимает сравнительно небольшую территорию — 5 тыс. км 2 , отличается выгодностью географического положения, через ею территорию протекает судоходная Кама, проходит железная дорога Акташ — Миннибаево — Круглое Поле, дающая выход на магистраль

Москва — Ульяновск — Уфа. Транспортные связи Нижнекамского ТП К дополняют нефтепроводы из Альметьевска.

Татарстан — одна из наиболее экономически развитых республик России, что подтверждается многими статистическими показателями (объем производимой промышленной продукции, валовой региональный продукт надушу населения и т.д.).

На территории Елабужского района Республики Татарстан создана ОЭЗ промышленно-производственного типа «Алабуга» для оказания содействия развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации в целом путем создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства. Промышленно-производственная направленность ОЭЗ включает в себя производство автокомпонентов, полный цикл производства автомобилей, химическую и нефтехимическую промышленность, обрабатывающую промышленность, фармацевтическое производство, авиационное производство, производство мебели и многое другое.

Отрасли специализации Саратовской области — машиностроение, легкая и пищевая промышленность. На территории области расположена крупнейшая Балаковская АЭС.

Основные проблемы и перспективы развития

На побережье Волги и ее притоков размешены многочисленные предприятия нефтегазохимического комплекса, что приводит к необратимой деградации экологической системы.

В целях сохранения природно-хозяйственного потенциала региона была принята федеральная целевая программа «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (программа «Возрождение Волги»).

Экологическая обстановка в бассейне реки Волги остается неблагополучной, цели, поставленные при утверждении программы, не достигнуты. Постановлением Правительства «О завершении реализации отдельных подпрограмм, входящих в ФЦП «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)» реализация программы «Возрождение Волги» завершена в 2004 г.

Экономика и хозяйство Среднего Поволжья

Этот район занимает южную часть Приволжского федерального округа: Республика Татарстан, Самарская, Саратовская, Ульяновская и Пензенская области. Это экономически развитая и плотно заселенная территория. Подрайон имеет благоприятное географическое и транспортное положение, развитую сеть железных дорог, автодорог общего использования с твердым покрытием и водного транспорта.

Основными отраслями специализации Поволжья являются машиностроение (особенно автомобилестроение), нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность, газовая и химическая промышленность. В районе производится синтетический каучук, синтетические смолы, пластмассы и волокна.

Природно-ресурсный потенциал. Территория Среднего Поволжья вытянулась по берегам Волги. Поволжье располагает значительными запасами минерального сырья. Основными полезными ископаемыми являются нефть и газ. Крупнейшие месторождения находятся в Татарстане: Ро- маиткинское, Альметьевское, Елабужское, Бавлинское. Первомайское и др. Имеются ресурсы нефти в Самарской (Мухановское месторождение) и Саратовской областях. Основные месторождения газа находятся в Саратовской области — Курдюмо-Елшанское и Степановское.

Отраслями специализации округа можно считать топливную промышленность, в том числе нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую, химическую и нефтехимическую, машиностроение и металлообработку, стекольную и фарфоро-фаянсовую и мукомольную отрасли промышленности.

Вблизи Сызрани расположено Кашпировское месторождение горючих сланцев.

Население. Наиболее густо заселены территории долины Волги в Самарской, Ульяновской областях и в Татарстане.

Население Поволжья отличается пестротой национального состава. При преобладающем русском населении значительный удельный вес в структуре населения занимают татары, калмыки.

Для населения Поволжья характерна высокая его концентрация в областных центрах и столице Татарстана. Численность населения Казани, Самары превышает миллион жителей.

Трудовые ресурсы Поволжья имеют высокую квалификацию, что определяется специализацией регионов. В промышленных центрах развиты научные исследования как фундаментального, так и прикладного характера.

Хозяйство. Хозяйственный комплекс Среднего Поволжья начал складываться еще в дореволюционные годы, причем это развитие в значительной мере обусловливалось Волгой, на пути которой возникали крупные перевалочные и торговые пункты.

В структуре хозяйства выделяются сложившиеся межотраслевые комплексы. Среди них ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу, в котором занята большая доля трудовых ресурсов и который занимает первое место в Поволжье по объему производства. Особенно выделяется транспортное машиностроение, а из его подотраслей — автомобилестроение. Крупный автомобильный комплекс «КамАЗ» в Нижнекамском районе Татарстана включает группу заводов. Центр — г. Набережные Челны.

Центром автомобилестроения является Тольятти (Самарская область), где размещается «АвтоВАЗ», производящий легковые автомобили. Автомобильный завод «Авто- УАЗ» размещен в Ульяновске — производитель грузовых автомобилей малого класса, полноприводных микроавтобусов. Заводы по обслуживанию автомобилей находятся в

Самаре, Энгельсе. Завод по производству троллейбусов размещен в г. Энгельсе. В Елабуге построен комплекс по производству легковых автомобилей «Ока».

Крупными центрами авиастроения являются Самара (авиационный завод АО «Авиакор», выпускающий самолеты «Ту-154», космические ракеты и аппараты), Саратов (производство самолетов «ЯК-42»).

Центры точного машиностроения — Казань, Пенза, Ульяновск. Заводы сельскохозяйственного машиностроения работают в Саратове, Сызрани, Каменке (Пензенская область). По разнообразию машиностроительной продукции Поволжье уступает только Центральному району.

В районе сформировался пефтегазохимический комплекс. Нефтеперерабатывающие заводы размещаются в Самарской, Саратовской областях. Центры нефтехимии — Новокуйбышевск (Самарская область) и Нижнекамск (Татарстан).

Электроэнергетика района представлена гидроэлектростанциями, работающими в объединенной системе: Самарская, Саратовская, Нижнекамская. В районе действуют также тепловые электростанции: Кармановская ГРЭС, Заикинская ГРЭС, ряд крупных ТЭЦ.

Отраслью рыночной специализации Поволжья является производство строительных материалов, особенно цемента. В поволжских городах и пригородах издавна развито лесопиление и деревообрабатывающая промышленность.

В Поволжье развивается легкая промышленность: в Казани расположен крупнейший меховой комбинат, в Ульяновске и Пензе — предприятия шерстяной промышленности.

Агропромышленный комплекс имеет всероссийское значение. Району принадлежит ведущее место в России по производству зерна, в том числе ценной зерновой культуры — пшеницы, а также риса, бахчевых культур, овощей, горчицы, мяса. Поволжье также является производителем подсолнечника, молока, шерсти. Сельское хозяйство характеризуется высокой эффективностью, что связано с весьма благоприятными природными условиями. Основным резервом развития АПК является углубление его специализации с учетом экологической обстановки.

В АПК Поволжья выделяются отрасли рыночной специализации пищевой промышленности — мукомольно- крупяная, маслобойная, мясная и рыбная.

Транспорт . Поволжье вывозит сырую нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыбу, зерно и т.д. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетыо, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности.

Основную роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва — Казань — Екатеринбург; Москва — Сызрань — Самара — Челябинск; Ртищево — Саратов — Уральск (связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Инза — Ульяновск — Мелекес — Уфа; меридиональная дорога: Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля. В районе развиты и другие виды транспорта: речной, автомобильный, авиационный, трубопроводный. Нефте- и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной Европы.

Внутрирайонные различия. На территории Самарской области и Татарстана формируется Нижнекамский промышленный комплекс. В отличие от других ТПК, он занимает сравнительно небольшую территорию — 5 тыс. км 2 . ТПК отличается выгодностью географического положения, через его территорию протекает судоходная Кама, проходит железная дорога Акташ — Миннибаево — Круглое Поле, дающая выход на магистраль Москва -

Ульяновск — Уфа. Транспортные связи Нижнекамского ТПК дополняют нефтепроводы из Альметьевска.

Татарстан — одна из наиболее экономически развитых республик России, что подтверждается многими статистическими показателями (объем производимой промышленной продукции, валовой региональный продукт на душу населения и т.д.).

В Пензенской и Ульяновской областях развиты машиностроение, легкая, пищевая промышленность и сельское хозяйство. Ульяновск — крупный промышленный центр, в городе работают автомобильный завод, завод тяжелых станков, развита электротехническая промышленность. Пенза — центр машиностроения, заводы которого производят вычислительную технику, часы, технологическое оборудование.

Саратовскую область иногда относят к Нижнему Поволжью, отрасли специализации — машиностроение, легкая и пищевая промышленность. На территории области расположена крупнейшая Балаковская АЭС.

Основные проблемы и перспективы развития. Экологические проблемы проявляются в нарушении земель горными разработками, вторичным засолением почв. Большой экологический ущерб нанесен промышленными выбросами и транспортом водным и рыбным ресурсам региона.

На побережье Волги и ее притоков размещены многочисленные предприятия нефтегазохимического комплекса, что приводит к необратимой деградации экологической системы.

В целях сохранения природно-хозяйственного потенциала региона принята федеральная целевая программа «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (программа «Возрождение Волги»).

Поволжье - территория, прилегающая к среднему и нижнему течению Волги и экономически тяготеющая к ней. В пределах Поволжья выделяются сравнительно приподнятое правобережье с Приволжской возвышенностью и левобережье - т. н. Заволжье. В природном отношении к Поволжью иногда относят также районы, находящиеся в верхнем течении Волги.

Некогда Поволжье входило в состав Волжской Булгарии, Половецкой Степи, Золотой Орды и Руси.

Выделяются следующие области Поволжья:

Верхняя Волга (от истока до устья Оки) - Тверская, Московская, Ярославская, Костромская, Ивановская и Нижегородская области;

Средняя Волга (от правого притока Суры до южного края Самарской Луки) - Чувашия, Марий-Эл, Татарстан, Ульяновская и Самарская области;

Нижняя Волга (от впадения Камы [официально, но не гидрологически] до Каспийского моря) - республика Татарстан, Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская области, республика Калмыкия и Астраханская область.

После сооружения Куйбышевского водохранилища границей между средней и нижней Волгой обычно считают Жигулевскую ГЭС выше Самары.

Поволжский этнохороним: волжане .

Рельеф равнинный, преобладают низменности и всхолмлённые равнины. Климат умеренно-континентальный и континентальный. Лето тёплое, со среднемесячной температурой воздуха июля +22° - +25°С; зима довольно холодная, среднемесячная температура воздуха января и февраля?10° - ?15°С. Среднегодовое количество осадков на севере 500-600 мм, на юге 200-300 мм. Природные зоны: смешанный лес (Татарстан), лесостепь (Татарстан (частично), Самарская, Пензенская, Ульяновская, Саратовская области,), степь (Саратовская (частично) и Волгоградская области), полупустыни (Калмыкия, Астраханская область). Для южной части территории характерны в тёплое полугодие (с апреля по октябрь) пыльные бури и суховеи.

Приволжский федеральный округ

Центр - Нижний Новгород. Территория округа составляет 6,08 % от территории Российской Федерации. Численность населения Приволжского федерального округа на 1 января 2008 г.- 30 млн 241 тыс. 583 чел. (21,4 % населения России). Основу населения составляют горожане. Например, в Самарской области этот показатель составляет более 80 %, что в целом несколько выше общероссийского показателя (примерно 73 %).

Волго-Вятский экономический район

Расположен на средней Волге. Территория района вытянута с юго-запада на северо-восток на 1000 км и находится в различных природных зонах: северная часть в лесной таежной и южная - в лесостепной. Район расположен в Центральной России, в бассейнах судоходных рек Волги, Оки, Вятки, граничит и находится в тесной экономической связи с Центральным, Поволжским, Уральским и Северным районами. Численность населения - 7,5 млн чел. (2010). Средняя плотность населения - 32 чел./км?, заселён очень неравномерно. Большинство населения составляют русские, кроме того здесь проживают марийцы, эрзяне, чуваши, татары, удмурты. Уровень урбанизации достаточно высокий - 70 %, причём из 7,5 миллионов 2 млн проживают в Нижегородской агломерации.

Пово?лжский экономический район - один из 11 экономических районов Российской Федерации, состоит из 8 федеральных субъектов:

Республика Татарстан
Астраханская область
Волгоградская область
Пензенская область
Самарская область
Саратовская область
Ульяновская область
Республика Калмыкия

Расположен на нижней Волге. Площадь территории 537,4 тысяч км?, население 17 млн человек, плотность населения 25 человек/км?. Доля населения, проживающего в городах - 74 %. В состав Поволжского экономического района входит 94 города, 3 города-миллионника (Самара, Казань, Волгоград), 12 субъектов федерации. Граничит на севере с Волго-Вятским районом, на юге с Каспийским морем, на востоке с Уральским районом и Казахстаном, на западе - с Центрально-Чернозёмным районом и Северным Кавказом. Экономическая ось - река Волга.

Основные отрасли специализации: добыча нефти и газа, нефтяная и нефтехимическая промышленность, машиностроение (особенно автомобилестроение).

В сельском хозяйстве: масличные, зерновые и овощебахчевые культуры. Животноводство (мясомолочное скотоводство, овцеводство, свиноводство).

Особенностью географического положения района является его протяжённость вдоль Волги почти на 1500 км, что влияет на хозяйственную деятельность, размещение и функции населённых пунктов на всех этапах развития. Центр экономического района находится в городе Самаре. Так же Поволжский экономический район разделён на две основные промышленные зоны:

Волго-Камскую
Нижневолжскую

В состав Волго-Камской зоны входят: Самарская, Пензенская, Ульяновская области и республика Татарстан. Центр Волго-Камской промышленной зоны Поволжского экономического района находится в городе Казани.
В состав Нижневолжской промышленной зоны входят: Астраханская, Волгоградская, Саратовская области, а также республика Калмыкия. Центр Нижневолжской промышленной зоны Поволжского экономического района находится в городе Волгограде.