Какой человек может быть добрым. Сочинение-рассуждение на тему добрый человек

Я не сомневаюсь, что большинство людей знают ответ на вопрос “что значит быть добрым человеком”, и, прочитав эту статью, многие могут сказать “Я и так это знал”. Но, многие ли способны следовать имеющемуся знанию и честно сказать себе, что я добрый. Обладание знанием — это нечто реализованное, то, что является частью нашей жизни, то, чем мы руководствуемся в нашем поведении, остальное же — просто ознакомление с этим знанием. Многим не хватает сил или веры в то, что поступая согласно имеющемуся знанию, наша жизнь начнет исправляться к лучшему, или же мы просто не хотим делать первый шаг, ожидая, когда его сделает другой. Но жизнь может так и не измениться, если не начать применять знание в личной жизни, если не начать что-то менять и решительно действовать, а лишь продолжать накапливать информацию, которая пылится в нашей памяти. Читайте в статье, как стать добрым человеком.

Разберем, что значит быть добрым человеком, в чем проявляется доброта, и как она может помочь в нашей жизни. Доброта — это отзывчивое морально-нравственное поведение, вызванное . Стать добрым человеком — значит заиметь следующие основные составляющие доброго поведения: мягкое доброе сердце, чуткость по отношению к другим и способность быть непритязательным — об этом всем поподробнее.

Чуткость по отношению к другим означает, что человек внимателен по отношению к проблемам других людей. Как быть добрым человеком — это значит обладать отзывчивостью , такому человеку не безразлично то, что происходит с окружающими, с близкими людьми, и в трудную минуту он не останется в стороне. Но есть люди, чуткость которых остается на уровне слов, говорят, что можешь на меня положиться, и в трудный час готовы помочь, а как касается дела, так “Я бы помог, да ты знаешь тут такое дело, давай в другой раз” и пошла песня, причем из раза в раз песни разные. В общем как что, так сразу таких “друзей” как не бывало — то есть, есть лишь желание казаться чутким и отзывчивым, и чаще всего вследствие каких-то корыстных целей. Чуткий же человек искренне пытается помочь, и главное проявление чуткости — это стремление участвовать в жизни близких людей.

Непритязательность

Но чуткость не единственное качество, для того, чтобы быть добрым, человеку необходимо еще также быть и непритязательным — то есть не предъявлять больших требований к кому-либо , в особенности, позволяя людям оставаться при своей точке зрения, принимая их такими, какие они есть и не быть навязчивым. Если наша чуткость не знает границ, и мы не принимаем позицию других людей, не считаемся с их мнением, даже если мы уверены, что мы правы, а собеседник нет – это не значит быть добрым. исправить человека свидетельствует о том, что мы испытываем боль от слов и поступков другого человека, потому что проявляем сострадание только к самому себе, занимая эгоистическую позицию, концентрируясь на личном счастье.

«Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» Аристотель

Как стать добрым человеком — надо стать непритязательным , такой человек понимает, что люди имеют свои недостатки, которые не исправить в одночасье, он не привязан к идее изменить человека, у него недостатки не вызывают раздражения. Как быть добрым человеком — это значит своим поведением подавать другим пример правильного поведения , зная, что брызжа пеной изо рта, лишь доказывая свое, переубедить другого практически невозможно, более того — можно вовсе разорвать отношения, потеряв возможность как-то помочь человеку. Оставляя , а не как некоторые бы могли подумать — наплевательское отношение, человек сам решает, как ему поступать и что в себе исправлять. И, видя ненавязчивое отношение к себе, он сам рано или поздно обратится за советом к такому другу, которого непременно выслушает. Задайте себе вопрос, хотели бы вы иметь такого друга?

Доброе сердце

И главная составляющая доброты – это мягкое доброе сердце, то есть та самая способность следовать морально-нравственным принципам, о которой говорилось в определении доброты. Человек, имеющий мягкое сердце, способен не отвечать злом на зло, наказывать, не испытывая злобы, и сострадательно относиться к людям, ведущим неправильный образ жизни.

«Сострадание исцелит больше грехов, чем осуждение» Генри Уорд Бичер

Многие задаются вопросом, негативные слова и действия в свой адрес, считая, что это проявление унижения и попустительства. При этом, отвечая на нападки оппонента в аналогичной манере, считают себя лучше, и говорят себе, что я вообще добрый человек, но он подлец такой меня просто вывел. Но что такое доброта — это же наше качество характера, это наше отношение к человеку , наливаясь же гневом и неприязнью к другому человеку, создается отрицательная связь, вследствие чего появляется раздражительное поведение.

Когда мы в гневе, мы забываем обо всем том хорошем, что есть в человеке , закончить мирно такой разговор, не питая злобы и обиды на другого, практически невозможно. Гневливость подпитывается тем же самым гневом, проявляя же доброту и спокойствие, думая о чем-то хорошем об этом человеке, недоброжелательный настрой будет постепенно утихать. Чтобы стать добрым человеком, попробуйте следовать такому поведению при возникновении спора или какой-либо семейной неурядицы, попытайтесь сохранить правильные отношения. Иначе, вспоминая или видя человека, на которого мы рассержены или обижены, у нас портится настроение, которое выливается на окружающих.

«Одолевайте ненависть любовью, неправду — правдой, насилие — терпением» Махатма Ганди

Но не стоит путать мягкое доброе сердце со слабохарактерностью, которое проявляется в неумении поступать правильно и вести себя строго по отношению к окружающим. С лабохарактерный – это тот, кто сильно привязан к личному счастью, к постоянному комфорту, это человек, неспособный говорить «Нет», имеющий сильную зависимость. Для наглядности разберем семейные отношения, где муж эксплуатирует жену и постоянно ей помыкает. Если муж позволяет лишнее в свой адрес, что означает попустительство и унижение, то что происходит — человек просто наглеет. Е сли человек не раскаивается, то грубое поведение становится частью его характера — от такого поведения портится жизнь обоих, и того, кого оскорбили, вследствие накапливания обиды, и самого обидчика. Мы должны анализировать свои поступки и смотреть какие плоды наше поведение принесет в будущем.

Человек же, обладающий добрым сердцем, как бы повел себя, окажись в аналогичной ситуации? Быть добрым — значит глубоко понимать и принимать, что пока не успокоить человека, к разуму или совести призвать практически невозможно, поэтому вначале он не в раздражительной форме говорит и показывает о причиненной ему обиде, думая при этом о другого человека, чтобы самому не выйти из равновесия, и далее продолжает вести себя строго. Если человек поднял руку, но до этого не проявлял такого поведения, вероятнее всего он сразу опомнится и начнет просить прощения, но даже в этом случае необходимо вести себя строго и отстраниться, чтобы человек в полной мере осознал содеянное.

Но чтобы уметь отстраняться надо быть не сильно зависимым от другого — это равносильно воспитанию детей, если мы идем у них на поводу и не можем терпеть их капризы, мы просто разбалуем своих детей, позволяя все, что им только вздумается. Необходимо запомнить, что наказывать нужно из добрых побуждений, а не из злости, потому что люди довольно сильно чувствуют, какая сила вырывается из сердца. Как стать добрым человеком — нужно неуклонно стараться совершать добрые дел а, в заключение же обобщим сказанное, что привносит положительного в нашу жизнь, когда мы следуем путем добра.

Быть добрым человеком, значит иметь

  • Хороших надежных друзей
  • Способность терпеть недостатки других людей
  • Способность помогать людям, ведущим неправильный образ жизни
  • Способность строить и сохранять правильные отношения
  • Способность поступать строго во благо себя и других людей
  • и многое, многое другое … а что именно, проверьте на своей жизни!

Как же нам понять, что такое добро? Добро – это состояние сердца. Сердце доброго человека характерно тем, что не меняется даже в том случае, если его грубо оскорбили. В ведах приводится в этом случае такое сравнение: море не может закипеть, если его подогревать горящим пучком травы.

Поэтому мудростью в этом мире называется желание держаться рядом с добрыми людьми. Почему? Потому что даже после разрыва дружбы с добрыми, их добрые качества не меняются, как если сломать стебель лотоса, нити, заключенные в нем, остаются целыми и прочными, как веревки. Есть даже ещё более необычное высказывание, которое говорит о том, что даже войну лучше вести с благородными, потому что это будет благородной войной, а не подлой. Поэтому и дружить лучше с благородными, потому что при возникновении ссоры, это хотя бы будет благородной ссорой, а не низостью или предательством.

Главная обязанность друга

Друг должен обладать честностью, щедростью, мужеством, участием в радости и в горе, ласковостью, любовью и правдивостью. Это однако не значит, что эти качества надо требовать от всех, кто нас окружает, это значит только одно: эти качества надо развивать в самом себе, понимая, что развитие благоприятных качеств характера и является главной обязанностью друга.

Когда у двух друзей есть положительные качества характера , их общение становится точкой входа на райские планеты. В ведах говорится, что радость, которую доставляет разгорячённому человеку купанье в холодной воде, жемчужное ожерелье и сандаловая мазь, втираемая в каждую часть его тела, не может сравниться с тем удовольствием, какое доставляет уму беседа добрых людей, полная разумных доводов и обладающая чарующей силой убеждать умных.

Среди всех положительных качеств характера особым рядом стоят скромность и серьёзность. Почти все остальные позитивные качества характера можно скрыть при достаточном умении, но главные качества друга – скромность и серьезность – заметны с первого взгляда. Они специально сделаны такими яркими, чтобы друга можно было бы узнать с первого взгляда. Этим рекомендуется пользоваться даже девушке, которая хочет выйти замуж за определённого человека. В его присутствии она должна стараться выглядеть смиренной и серьёзной.

Конечно же, кроме развития позитивных качеств характера настоящий друг должен бороться и с негативными проявлениями своего психотипа. Веды описывают основные недостатки друга. Вот их список: выдача тайны, попрошайничество, грубость, непостоянство, раздражительность , лживость и увлечение азартной игрой. Если с этими качествами не бороться, любая дружба с таким человеком не продлиться долго. Это то, что разъедает узы дружбы медленно, но верно.

Если друг оказался вдруг?

Нам бы, конечно, очень хотелось, чтобы вокруг нас находились одни только друзья, но мир устроен по принципу уравновешивания, поэтому, если у нас есть друзья, очень вероятно, что есть и недоброжелатели. Веды определяют человека, которого можно причислить к категории недоброжелателя, по очень интересному признаку: ненадёжности. Поэтому и главным предупреждением мудрецов является совет ни в коем случае не вступать в дружбу с ненадёжным. Почему это так опасно? Потому что в ненадёжности есть один секрет. Ненадёжный человек становится сильнее нас, когда мы ему доверяем. Поэтому никогда не доверяйтесь ненадёжным.

Почему даётся такое предупреждение? Потому что, не имея достаточно много хороших отношений, мы начинаем устанавливать связи со скрытыми врагами. Но веды предупреждают нас, что с врагом не следует вступать в союз, каким бы он ни казался прочным: как бы ни была горяча вода, она все же заливает огонь. Нет смысла в союзе с ненадёжными, как нет смысла в плохо построенном укрытии. Все усилия, потраченные на союз с недоброжелателем, будут аннулированы ненадёжностью этих взаимоотношений. Более того, такой союз грозит неминуемой потерей всего физического имущества, которое есть у человека. В ведах ясно говорится: тот, кто верит врагам и разлюбившим женщинам, тот теряет свое имущество, как бы велико оно ни было.

Дружба со злым человеком сравнивается с глиняным горшком: ее легко разбить, но трудно восстановить; а дружба с хорошим человеком похожа на золотой кувшин: ее трудно разбить, но легко восстановить. Поэтому разумный человек всегда должен избирательно подходить к своим взаимоотношениям, так как именно из взаимоотношений и состоит наша жизнь . Это то, о чём мы вспоминаем, или то, о чём хотим побыстрее забыть. Это то, чем наполняется наше сознание, и это то, что его опустошает. Недаром в ведах говорится: металлы соединяются благодаря своей плавкости, звери и птицы – для какой-нибудь цели, дураки – из боязни или из алчности, а добрые сходятся, узнав друг друга как следует.

Куда бежать, куда скрываться

По наличию друзей можно определить, подходит нам это место для жизни или нет. Ведь где нет ни почета, ни друзей, ни родных, ни возможности приобретать знания , такого места следует избегать. Особо интересующимся следует также знать, что не следует жить там, где нет богатого человека, ученого брахмана, царя, реки и врача. Поэтому понимание места лежит через поиск всех этих сопутствующих факторов, главным из которых является наличие друзей.

Веды рекомендуют не переезжать на новое место жительства сразу. Говорится, что разумный человек, ступая одной ногой, остается стоять на другой, точно также не следует покидать старого места, не ознакомившись с новым. Это похоже на передвижение гусеницы, которая не отпустит задними лапками предыдущий лист, пока передними лапками как следует не вцепится в лист следующий.

Но с другой стороны, слабость – это неумение принять изменения в жизни. Философия слабости выражается в следующей идее: «Зубы, волосы, ногти и люди теряют всякое значение, если они удалены со своего места; зная это, умный человек не должен оставлять своего места». Однако это наставление для того, кто не развивается, это наставление для тех, кто пытается устроиться в этом мире, найти надёжное и спокойное место.

Для тех же, кто принял свою миссию и идёт путём развития, в ведах существует другое высказывание: «Львы, мужественные люди и слоны легко покидают свое место, а умирают, оставаясь на том же месте, вороны, ничтожные люди и газели». Миссионерство – это завоёвывать земли философией, чистотой и духовностью. Поэтому миссионерство сравнивают с геройством. А для разумного героя не существует ни отечества, ни чужбины: всякую страну, в какую бы он ни пришел, он завоевывает мощью своих рук. Так и для носителя духовной культуры, любое место, в котором он оказался, становится его родиной, так как одухотворённое место и есть наш дом родной – духовный мир. Такое умение одухотворять любую атмосферу сравнивается с мощью тигра, который в любом лесу способен навести прядок с помощью своих зубов и когтей.

В ведах также говорится, что мужественный и без денег достигает того, что его высоко чтят, а бесхарактерного все презирают, хотя бы он был весь в золоте: собаке, хотя бы она носила браслеты и ожерелья, никогда не добыть гордой осанки льва, которому она дана от природы и который поддерживает ее многими достоинствами своей натуры.

Такой человек всегда является желанным гостем в любом месте этого мира. Он несёт процветание и духовное счастье. Ведь недаром говорят, что тот, кто одарен бодростью и решительностью, кто знает, как нужно работать, кто свободен от дурных наклонностей, кто мужествен, кто помнит добро и верен в дружбе – в того вселяется сама Лакшми.

А общение с духовно развитыми людьми и является главным богатством, которое можно получить от богини процветания Лакшми. Мудрецы предупреждают, что тенью от облака, любовью злодея, свежими зернами, женщинами, юностью и богатством можно пользоваться лишь короткое время. Но общение с великодушным друзьями – это вечное счастье. Недаром в ведах говорится: на ядовитом дереве преходящей жизни есть два плода, напоминающих напиток бессмертия – это наслаждение бессмертным соком поэзии и общение с добрыми людьми. Ведь любовь благородных – до могилы, их злоба – на одну минуту, а их щедрость – всегда без корысти.

Чтобы добиться любви, так называемые "добрые люди" часто бессознательно используют стратегии поведения, весьма разрушительные для них самих и окружающих.

Доброта - такое человеческое качество, которое выражается в положительном отношении к людям и бескорыстном желании приносить пользу другим и себе, без вреда личным интересам. Так как же они могут быть злыми? И что же плохого в том, чтобы всегда бескорыстно помогать другим по первому зову, или даже не дожидаясь никаких просьб?

Речь здесь идет о тех, кто пытается решить собственные проблемы за счет других - пусть даже таким благородным способом, как помощь, причем иногда нежеланная для облагодетельствованого. В отличие от по-настоящему добрых - тех, кто с уважением относится как к своим, так и чужим потребностям, эти люди (назовем их «добренькими») первыми спешат что-то исправить в чужой несложившейся жизни, им не жаль ни времени, ни сил на восстановление мира и добра.

С горящими глазами и закатанными рукавами они бросаются спасать, учить, лечить убеждать, кормить, решать, платить, жалеть, просить за кого-то.

Как же хорошо им потом! Они чувствуют свою значимость и влиятельность, они довольны собой и искренне не понимают, почему те, кому они помогли, не сияют от счастья. А спасенные хотят теперь чего-то еще. А потом еще и еще! Нет покоя и удовлетворения, появляется тревога за своих «подопечных» и за весь несовершенный мир. А как часто бывает, что стараешься, стараешься, а они не ценят, обижают, обвиняют. Это раздражает и злит. Справиться с этими неприятными чувствами можно, снова занявшись кем-то, кому хуже. Но злость на себя только накапливается и дает о себе знать в виде симптомов болезней или выходит наружу в виде срывов на близких, а также в чувстве вины и самобичевании.

Делая что-то для других, исправляя и заполняя собою их жизни, добренькие отгораживаются от картины собственной жизни, особенно той ее части, в которой они себе не нравятся. На то, чтобы скрыть неприятные чувства, уходит львиная доля энергии. Часть расходуется на вытеснение и контроль над недобрыми ощущениями, часть - на бесполезные действия (суетливость, болтливость, сверхактивность). И все лишь для того, чтобы создать самому себе иллюзию положительного образа. Отсюда апатия и бессилие.

Как же стать добрым, а не добреньким?

Начинать нужно с себя. Все мы нуждаемся в добром, уважительном, внимательном отношении к себе. Но на деле пытаемся это получить за счет других людей, используя их несовершенства и несостоятельность для своих целей. Уважение к себе начинается не с поступков для других, а с внимания к себе и признания своих потребностей. Наши истинные потребности не хорошие и не плохие, не большие и не маленькие, они показывают нам нашу уникальность. А уникальность - это то, что делает нас ценными и незаменимыми для других.

Перестать бояться себя. Мы боимся узнать, чего же мы на самом деле хотим. Мы боимся, что этого нам нельзя, или это плохо, или нужно хотеть чего-то другого. Включается оценка и негативный опыт (прошлый, часто детский) про то, что будет, если я разрешу себе, то что хочу. И совершенно не ясно, как? Мы боимся узнать себя поближе еще и потому, что просто не привыкли к такому. Нам ближе ориентироваться на желания и потребности других, чем свои. Ориентирами становятся жизни других людей, и, став добрыми для кого-то, мы приобщаем себя к чужой модели, отдаляя себя от своей. Это пример злого отношения к себе.

Не бояться просить и отказывать. Понимая свои потребности, мы учимся взаимодействовать с миром экологично. Например, вы обнаружили, что испытываете потребность в поддержке. Особенно, когда переживаете переходный период или начинаете что-то новое. Самого себя можно очень хорошо поддержать и мотивировать, вспомнив те случаи, когда у вас что-то хорошо получалось. Не важно, что, важно снова войти в то состояние. Посмотрите на ситуацию свежим взглядом. Если не получается включить себя или удержать в этом энергетическом состоянии, попросите помощи.

Состояниями можно заражать друг друга. Эмоции заразны - как плохие, так и хорошие. Именно поэтому вы можете попросить кого-то, у кого есть желание, побыть с вами и поддержать. Здесь важно именно попросить о поддержке и быть готовым к тому, что тот, к кому вы обратились, может вам отказать. Имеет полное право. А вы имеете полное право попросить у кого-то другого.

Прося о помощи и поддержке, вы оказываете другому человеку услугу. Вы признаете его уникальность в том, что он имеет нечто, чего нет в этот момент у вас. Но так как чувства и эмоции - это частная собственность, мы сами решаем, как ими распорядиться (осознанно или неосознанно) Можем дать свои чувства другому, а можем и не давать. Если каких-то чувств в избытке, то они формируют личностные качества, этим хочется делится. Просто так, без ущерба для себя. Но если они в дефиците, вообще или в данный момент, отдавая их другому (жертвуя, по сути), мы создаем напряжение в отношениях. Напряжение ведет к конфликтам и недопониманию.

Поэтому нужно уметь просить, а не требовать, и уметь отказывать без вины и стыда. Находить баланс в отношениях, но счет в этом балансе всегда открываете вы своим добрым и внимательным отношениям к себе. Нет в этом никакого эгоизма. Потому что большинство наших потребностей и переживаний очень просты и основаны на инстинкте выживания. Самое сложное - отделить чувства от мыслей и взять на себя ответственность за свое самочувствие. Но если это получилось, то неизбежно растет самооценка и признается вклад других людей в вашу жизнь, появляется благодарность и уважение.

Добрые люди умеют уважать, признавать и благодарить других. Раскрывая свою доброту во всех проявлениях, лучше быть наблюдателем, чем исполнителем. Спешка, суета и слишком высокая активность - это скорее про страх (за исключением критических ситуаций, где нужно действовать молниеносно).

Умение наблюдать, с доверием и терпением, дарит шанс ситуации проявиться в полной мере, а вам и всем участникам - найти самое лучшее решение вместо того, чтобы искусственно создавать условия для самого «доброго» сценария. Не лезьте со своей помощью куда вас не просят, дайте людям самим прожить свой опыт и найти решение без вашего участия. Не попросили? Значит, справятся самостоятельно. Не так правильно, как вам бы хотелось? Ну что ж, учитесь быть наблюдателем. Только добрым.

Научиться ждать. У каждого процесса свои сроки. Будьте добры к себе в том, чтобы не требовать и не обвинять себя за то, что еще не созрело. Нельзя ребенка, который учит буквы, обвинять в том, что он медленно читает. Нужно сначала выучить буквы. Если вы любите заботиться о других - это прекрасно! Но скорее всего, есть в этом и личная потребность. Иногда заботиться о ком-то легче, чем о себе. Вам понадобится время, чтобы разобраться в том, какая вам нужна забота и как именно себе это дать. Затем пройдет время, необходимое для того, чтобы научится принимать заботу о себе. Сначала от себя, затем от других людей. И наконец, понадобится время для того, чтобы это стало нормой. Эта новая норма создает внутри ощущение безопасности и комфорта. Люди с этим ощущением очень добрые.

Не бывает плохих чувств, есть неправильное к ним отношение и неверное их использование. «Моя доброта меня погубит», - так говорят люди, которые видят себя и демонстрируют миру той частью, которую называют добротой. А куда девается все остальное? Где другие качества и другие состояния? Для того, чтобы получилась красивая мелодия, необходимо сочетать разные ноты. Одна-две ноты - это скучно и ни о чем. Быть живым, искренним, настоящим - это искусство жить собственной жизнью, уважая и принимая волю других людей.

Да, действительно трудно по-доброму относится к себе, если приходится признавать свои несовершенства. Попробуйте не судить себя за то, что чего-то боитесь. Страхи нам нужны для защиты своей целостности. Какие дыры нужно залатать в себе, чтобы чувствовать себя более защищенным, цельным? Что для этого нужно сделать?

Попробуйте не избегать и не отвергать себя в грусти. Понимая себя в этом состоянии, мы учимся ценить то, что имеем. Иногда полезнее проявить свой гнев и возмущение, показать зубы своей личности, чем бояться, как на вас отреагируют. Вы никогда не знаете реакции другого, вы ее представляете, но не знаете. Вы должны узнать себя как можно лучше в своих реакциях и научится ими пользоваться, экологично и желательно всеми. У каждого эмоционального состояния свой смысл. Меняя осознанно свое отношение к собственным чувствам, мы меняем смыслы.

Быть опорой и поддержкой для других можно, если ничем не жертвуешь. Чем внимательней и положительней вы относитесь к себе в разных проявлениях, тем больше добрых людей в вашем окружении. Правда, никого не нужно будет спасать, сами справятся со своей жизнью. опубликовано

Леся Ковальчук

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet



Добрый

До́брый

прил. , употр. очень часто

Морфология: до́бр , добра́ , до́бро , до́бры и добры́ ; добре́е ; нар. по-до́брому

1. Человека называют добрым , если он проявляет нежность и заботу по отношению к другим людям, стремится помочь им.

Добрый человек. | Он всегда был добр к детям.

2. Черты характера, поведение и т. п. называют добрыми , если они свойственны нежному, заботливому человеку.

У вас доброе сердце. | Он находился в добром расположении духа.

3. Вы называете чуткого, отзывчивого человека добрая душа .

Она очень жалела меня, добрая душа.

4. Если вы делаете что-либо от доброго сердца или из добрых побуждений , значит, вы делаете это, потому что испытываете хорошие, нежные чувства к этому человеку, желаете ему лучшего.

Я предупредил его об опасности из добрых побуждений.

5. Слова, мнение и т. п. называют добрыми , если они одобрительные, хорошие, уважительные.

Я о ней самого доброго мнения. | Об этом человеке идёт добрая молва. | Никто о нём слова доброго не скажет. | Он сохранил о нём добрую память.

6. Если вы вспоминаете (поминаете) кого-либо добрым словом , значит, вы хорошо отзываетесь об этом человеке, вспоминаете о нём с благодарностью.

7. Совет, пожелания и т. п. называют добрыми , если они полезные, нужные.

Он дал мне несколько добрых советов.

8. Обычаи, традиции и т. п. называют добрыми , если они хорошие, мудрые.

У многих народов существует добрый обычай гостеприимства.

9. Человека называют добрым , если он охотно делится своим имуществом, деньгами и т. п. с другими людьми, нежадный.

Раньше он был добрым и даже щедрым.

10. Вы называете своего знакомого, приятеля, друга добрым , если вас связывают хорошие отношения, взаимная симпатия.

Мы с ним добрые приятели.

11. Добрым малым называют хорошего, милого парня, мужчину, с которым легко и весело общаться.

Он игрок и добрый малый. | Он часто бывает жесток, но в глубине души он добрый малый.

12. Если у кого-либо доброе имя , значит, оно честное, достойное уважения.

Она опорочила доброе имя своего отца.

13. Если вы желаете кому-либо доброго пути , значит, вы желаете этому человеку удачного, благоприятного пути, поездки, дороги.

Пожелай мне доброго пути.

14. Если вы говорите кому-либо в добрый час , значит, вы желаете этому человеку, чтобы его планы, намерения осуществились в подходящий, благоприятный момент.

В добрый час, от всей души желаю вам удачи. | Ну, дай Бог счастья, в добрый час!

15. Вы говорите Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! , когда приветствуете знакомых в соответствующее время суток.

16. Вы говорите Доброй ночи! , когда желаете кому-либо хорошего сна.

17. Вы говорите Всего доброго! , когда прощаетесь с кем-либо и желаете этому человеку благополучия.

18. Добрым называют то, что отличается хорошим качеством; разговорный стиль.

Добрый конь. | Она сварила добрую уху. | Осенью собрали добрый урожай.

19. О человеке говорят, что он в добром здоровье (здравии) , если у него хорошее здоровье.

Рад видеть вас в добром здоровье.

20. Добрым называют количество, величину, расстояние и т. п., которые несколько превышают указанное число.

Он выпил добрую половину бутылки. | На нас смотрел добрый десяток глаз. | Он отсутствовал добрых три часа.

21. Вы говорите будьте добры или будь добр , когда вежливо просите кого-либо о чём-либо.

Будь добр, позвони мне сегодня вечером. | Будьте добры, передайте мне чистый бланк.

23. Вы используете выражение чего доброго , когда хотите указать на возможность чего-либо неприятного.

Он, чего доброго, денег потребует. | Он способен на всё - чего доброго, откажется от работы.

Возможно, пожалуй, не дай Бог

доброта́ сущ. , ж.

до́брое сущ. , с.

Делать доброе.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "добрый" в других словарях:

    ДОБРЫЙ, добрая, доброе; добр, добра, добро. 1. Делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером. Добрый человек. Добрая душа. Доброе сердце. 2. Хороший, нравственный. Добрые дела. 3. Дружески близкий, приязненный… … Толковый словарь Ушакова

    Благой, добродетельный, доблестный, добродушный, благодушный, добросердечный, гуманный, человечный, душевный, жалостливый, сердечный, отзывчивый, чувствительный, терпимый (веротерпимый); добряк (добрячок), душа человек, золотое сердце. Добрый… … Словарь синонимов

    ДОБРЫЙ, ая, ое; добр, добра, добро, добры и добры. 1. Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза. Он добр ко мне. 2. Несущий благо, добро, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение. 3. Хороший … Толковый словарь Ожегова