Каковы перспективы движения наблюдателей на выборах? Уважаемые общественные наблюдатели.

Уважаемые общественные наблюдатели!

С целью повышения эффективности системы общественного наблюдения и снижения риска необъективной оценки проведения государственной итоговой аттестации (ГИА), а также повышения открытости и прозрачности данных процедур организуется общественное наблюдение за ходом проведения государственной итоговой аттестации.

Общественными наблюдателями могут быть граждане Российской Федерации, получившие аккредитацию в установленном порядке.

Статус общественного наблюдателя подтверждается удостоверением общественного наблюдателя, выдаваемым аккредитующим органом. Удостоверение общественного наблюдателя действительно до 31 декабря календарного года, в котором соответствующее удостоверение было выдано. К удостоверению прилагается график посещения мест проведения ГИА, либо график общественного наблюдения в местах проведения ГИА дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Для того, чтобы стать общественным наблюдателем, необходимо:

  1. Ознакомиться с нормативными правовыми и методическими документами, регламентирующими проведение ГИА по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования.
  2. Принять участие в подготовке на региональном и (или) на федеральном уровнях в очной и (или) дистанционной формах.
  3. Подать заявление на аккредитацию не позднее, чем за три рабочих дня до даты проведения экзамена.

Аккредитация граждан осуществляется на основании личных заявлений с указанием населенного пункта, даты присутствия в пункте проведения экзамена (ППЭ), региональном центре обработки информации (РЦОИ), пункте проверки заданий (ППЗ) и конфликтной комиссии (КК).

Аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования.

Аккредитация граждан в качестве общественных наблюдателей завершается:

  • на экзамены по включенным в государственную итоговую аттестацию учебным предметам не позднее, чем за три рабочих дня до установленной в соответствии с законодательством об образовании даты проведения экзамена по соответствующему учебному предмету;
  • на рассмотрение апелляций о несогласии с выставленными баллами - не позднее, чем за две недели до даты рассмотрения апелляций.

Общественный наблюдатель обязан:

  1. Ознакомиться с документами, регламентирующими порядок проведения ГИА.
  2. Соблюдать порядок проведения ГИА и требования организаторов в месте его проведения.

Общественный наблюдатель имеет право:

  1. Присутствовать в день экзамена в месте проведения экзамена (в том числе непосредственно в аудиториях, где проходит экзамен), имея при себе документ, удостоверяющий личность и удостоверение общественного наблюдателя. (В целях предупреждения нарушения Порядка ГИА, а также возникновения коррупционных рисков в ППЭ во время проведения экзамена повторный допуск общественных наблюдателей, покинувших ППЭ, запрещается ).
  2. Свободно перемещаться по ППЭ (при этом в одной аудитории может находиться только один общественный наблюдатель).
  3. Направлять информацию о нарушениях, выявленных при проведении экзаменов, в Рособрнадзор, ОИВ, ОМСУ, осуществляющие управление в сфере образования.
  4. Составлять «Акт общественного наблюдения о проведении ЕГЭ в ППЭ» или «Акт общественного наблюдения о проведении ГИА в ППЭ» (форма ППЭ-18-МАШ) (после окончания экзамена его сдать), в котором отражены выявленные нарушения на этапах:
  5. подготовки к проведению ЕГЭ (ОГЭ) в ППЭ;
  6. проведения ЕГЭ (ОГЭ) в ППЭ;
  7. завершения ЕГЭ (ОГЭ) в ППЭ;
  8. комментарии по итогам общественного наблюдения в ППЭ.

Общественный наблюдатель не допускается в ППЭ, РЦОИ, ППЗ и КК, где:

  • принимают участие близкие родственники общественного наблюдателя;
  • принимают участие выпускники текущего года из той школы, которую представляет общественный наблюдатель;
  • рассматривается предмет (или родственный ему предмет), специалистом по которому является, непосредственно, сам общественный наблюдатель.

Общественным наблюдателям запрещается:

  1. Вмешиваться в ход подготовки и проведения ГИА.
  2. Входить или выходить из аудитории во время экзамена часто, создавая помехи участникам.
  3. Общаться с участниками ГИА во время экзамена (оказывать содействие, задавать вопросы, делать замечания, передавать средства связи, электронно-вычислительную технику, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации; отвлекать экзаменующихся).
16 октября прошел семинар ВШЭ .

С докладом на эту тему выступила младший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ . По ее словам, как отмечается в литературе, впервые международное наблюдение на выборах зафиксировано в 1857 году, когда Европейская комиссия в лице представителей из Австрии, Британии, Франции, России и других стран наблюдала за выборами, проходившими на спорной территории Молдавии и Валахии (ныне юг Румынии). До середины XX века участие наблюдателей не было активным. Рост произошел в 1989-1990 годах, к 2004 году процент выборов, проходивших с участием международных наблюдателей, достиг 85%.

Первые национальные наблюдатели на выборах появились в 1984 году на Филиппинах. Тогда к наблюдениям удалось привлечь более 200 тысяч жителей архипелага.

В России в 1990-е годы введено понятие «наблюдателя на выборах», в 2000-е годы появились организации непартийного наблюдения, в частности Ассоциация «Голос». Однако уже в 2005 году выборное законодательство было скорректировано и общественные организации лишились возможности назначать своих наблюдателей на выборах федерального уровня.

Таким образом, участие граждан в выборах в качестве наблюдателей не стало новым событием для нашей страны, новым оказался масштаб: в марте 2012 года на выборах президента наблюдателями стали сотни тысяч человек. Это привело к возникновению новых организаций наблюдателей и оформлению тенденции к долгосрочному наблюдению, что проявилось, к примеру, в создании «Карты нарушений» на выборах.

Несмотря на массовость, деятельность наблюдателей не была хаотичной. Включение граждан в движение наблюдателей координировалось возникшими снизу новыми общественными организациями. Они распространяли агитационные видеоролики, направленные на привлечение граждан к добровольной и безвозмездной деятельности по наблюдению за выборами; проводили обучение правовым основам деятельности наблюдателей; разрабатывали методические инструкции по нормам избирательного законодательства. Были созданы «мобильные группы» помощи и «горячая» телефонная линия, впервые в России была применена технология параллельного подсчета голосов.

Впоследствии движение наблюдателей на выборах начало трансформироваться: каждое из существующих общественных объединений наблюдателей («Голос», «Гражданин Наблюдатель», «СОНАР», «РосВыборы») приобрело свои уникальные функции; появилось территориальное деление ответственности среди участников движения.

Такая динамичность и организованность движения наблюдателей способствовала привлечению людей. Расширился и репертуар действий активистов. В частности, получила распространение практика «электорального туризма». Кроме того, многие общественные наблюдатели в период формирования избиркомов вошли в их состав. В целом, констатировала Юлия Скокова, в России созданы весьма благоприятные условия для участия граждан в выборах в качестве наблюдателей.

По мнению докладчика, такая деятельность граждан может рассматриваться в качестве общественного движения: в нем участвует значительное число людей, оно хорошо организовано, его деятельность связана с попыткой повлиять на некоторые аспекты жизни общества.

В докладе были представлены результаты опросов наблюдателей на выборах, проведенных Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ в 2012-2013 года. Опрос был проведен в онлайн режиме с предварительной консультацией с наблюдателями по содержанию анкеты.

В результате анкетирования удалось составить «портрет» типичного наблюдателя: 79% опрошенных находятся в возрасте от 18 до 45 лет, причем мужчин больше (68%); в основном это люди с высшим образованием (71%) из сферы IT (20%), науки (11%), образования (7%). По предположению Юлии Скоковой, представители этих отраслей работают с информацией, а потому чаще встречали сведения о нарушениях в ходе голосования или подсчета голосов, что во многом повлияло на их решение стать наблюдателями.

Характерно и то, что 47% опрошенных наблюдателей не являются членами или сторонниками каких-либо политических партий. В этом смысле интересно, что де-юре общественных наблюдателей нет с 2005 года, но де-факто они есть: организации договариваются с партиями и получают от них направления на участки.

Наблюдатели в высокой степени информированы и принимают участие в деятельности различных институтов гражданского общества. Чаще всего они участвуют в деятельности благотворительных организаций (21%), ТСЖ/ЖСК (16%), различных клубов по интересам (15%), природоохранных организаций (10%) и других. Значительная часть опрошенных за последний год принимала участие в добровольческой деятельности (85%) и благотворительности (82%).

Не чужды им и гражданские чувства: 88% опрошенных ощущают себя гражданами страны, при этом 50% чувствуют обиду за то, что в стране происходит. По всей видимости, именно это и комбинация высокого чувства ответственности за то, что происходит в стране (62%) и достаточно низкого чувства возможности в ней что-то изменить (30%), повлияло на формирование у 44% наблюдателей желания уехать из страны: 21% хотели бы уехать из страны в ближайшее время, 18% - в отделенном будущем.

Как рассказала Юлия Скокова, опрошенные решили стать наблюдателями по разным причинам, но основная - несогласие с результатами голосования на предыдущих выборах (69%). Высоко также и желание убедиться в том, что выборы проходят честно (64%) и чувство гражданского долга - предотвратить нарушение на выборах (58%). Причем желание убедиться, что выборы проходят честно и противоположный вариант - предотвратить нарушение закона - у 36% наблюдателей совпадает. Малочисленны те, кто впервые стал наблюдателем за компанию с кем-либо.

Что касается перспектив участия граждан в деятельности по наблюдению за выборами, то 68% участников опроса при любых условиях готовы вновь стать наблюдателями. «Важно сохранить это желание. Однако чтобы это сделать, надо искать ответы на довольно сложные вопросы: Как привлечь наблюдателей в регионах? Как сохранить интерес к такой деятельности? Как сделать наблюдение эффективным?», - подчеркнула автор доклада.

Общественная значимость движения наблюдателей заключается в том, что повышается честность процедуры выборов, развивается демократия и гражданское общество, развиваются навыки общественной самоорганизации, растет правовая грамотность населения, а у процедуры выборов формируется положительный имидж, уверена Юлия Скокова.

После доклада на семинаре состоялась дискуссия о перспективах развития движения наблюдателей. Отвечая на вопрос Елены Петренко , директора по исследованиям Фонда «Общественное мнение», о том, возможно ли оформление данной практики в социальный институт, Юлия Скокова обратилась к зарубежному опыту. По ее словам, как правило, движения наблюдателей постепенно трансформировались в институты. И в случае с Россией речь идет, по всей видимости, о начальном этапе институционализации.

Ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Владимир Беневоленский обратил внимание на то обстоятельство, что во многих странах так называемой развитой демократии нет движений наблюдателей. «На карте распространения движений не отмечены ни Франция, ни Великобритания, ни многие другие страны. О чем это может говорить?», - задался вопросом исследователь. По мнению автора доклада, практики внутреннего (национального) наблюдения на выборах широко распространены именно в развивающихся странах. Об этом свидетельствует и литература по данной проблематике. Возможно, граждане в развитых странах больше доверяют системе выборов. Правда, именно развитые страны поддерживали движения наблюдателей в странах становления демократии.

Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Ирина Мерсиянова предположила, что со временем в силу разных причин может возникнуть разрыв между рядовыми наблюдателями и организаторами наблюдений, как это часто происходит в добровольческих организациях. Однако, по мнению присутствовавших на семинаре представителей движения наблюдателей, «каста профессиональных наблюдателей» не выделилась, по-прежнему большой объем работы выполняется исключительно на общественных началах.

Представитель межрегионального общественного движения наблюдателей «СОНАР» Дмитрий Нестеров высказал опасение, что движение наблюдателей (как массовое) может сойти на нет из-за потери изначально определяющей протестной мотивации. «Исчезнет она, постепенно сведется к минимуму и активность граждан в вопросах наблюдения на выборах», - считает он. По мнению Елены Петренко, движение наблюдателей - «одно из проявлений развивающегося гражданского общества»; подобно тому, как люди самоорганизовывались для борьбы с пожарами и ликвидации последствий наводнений, россияне стали участвовать в наблюдении на выборах. Что будет с движением наблюдателей дальше, покажет время.

Владимир Иванов, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Согласно ч. 4 ст. 14 Закона об основных гарантиях избирательных прав граждан, в день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели. Таким образом, по смыслу этого закона под наблюдателем может пониматься представитель любой общественной организации, даже и не участвующей в избирательной кампании.
В соответствии с Законами о выборах Президента и депутатов Государственной Думы в день голосования каждое избирательное объединение, каждый избирательный блок, каждый кандидат, зарегистрированный в данном одномандатном избирательном округе, и каждый официально зарегистрированный кандидат на должность Президента вправе назначить в соответствующие участковые избирательные комиссии по одному наблюдателю, который имеет право находиться в помещении для голосования с начала голосования до окончания оформления документов об итогах голосования и получать заверенные копии этих документов.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом, общественным или избирательным объединением, избирательным блоком, чьи интересы он представляет, с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта (удостоверения личности, его заменяющего). Предварительного уведомления о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется.
При наличии этих документов наблюдатели имеют следующие права:
- знакомиться со списками избирателей;
- присутствовать при проведении голосования как внутри, так и вне помещения для голосования (это особенно важно для исключения возможности фальсификации итогов голосования);
- присутствовать при подсчете, оглашении количества и погашении неиспользованных избирательных бюллетеней перед вскрытием избирательных ящиков;
- удостовериться в неповрежденности печатей и пломб на избирательных ящиках;
- присутствовать при подсчете голосов избирателей непосредственно членами избирательных комиссий с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования и быть извещенным об итогах голосования;
- быть упомянутым при составлении протокола участковой избирательной комиссии в качестве наблюдателя;
- требовать от участковой избирательной комиссии заверенную копию протокола об итогах голосования (при этом участковая избирательная комиссия обязана предоставить копию этого протокола);
- обращаться в участковую комиссию с предложениями и замечаниями;
- обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной комиссии в территориальную избирательную комиссию.
Замечания и предложения наблюдателей должны рассматриваться председателем, а при необходимости - полным составом участковой избирательной комиссии.
Иные действия могут быть рассмотрены как вмешательство в деятельность участковой избирательной комиссии. Так, наблюдатель не имеет права нарушать тайну голосования или пытаться повлиять на волеизъявление избирателя. В этом случае наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения для голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
Никаких преимуществ иностранному наблюдателю по сравнению с его российским коллегой законодательство не предусматривает.
10.2. Механизмы государственного воздействия и контроля.

ТЕМА 11. Государственные органы, осуществляющие организацию и проведение выборов в Российской Федерации.

11.1. Статус и полномочия избирательных комиссий РФ.

11.2. Порядок формирования избирательных органов.

11.3. Порядок организации работы избирательных комиссий.


Похожая информация:

  1. Административно-правовые отношения - это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления
  2. Административно-правовые отношения. Административно-правовые нормы, оказывая регулирующее воздействие на общественные отношения в сфере государственного управления