Князь константин василий острожский. Князья острожские


Нобелевский лауреат по литературе

    Белорусская Народная Респулика

  • Булак-Балахович Станислав
    командир Белорусской Народной Армии
  • Васильковский Олег
    глава дипмиссии БНР в Прибалтике
  • Гениюш Лариса
    "птица без гнезда" - поэтесса, хранительница архива БНР
  • Дуж-Душевский Клавдий
    автор эскиза национального флага
  • Кондратович Киприан
    министр обороны БНР
  • Ластовский Вацлав
    Премьер-Министр БНР, академик АН БССР
  • Луцкевич Антон
    Старшыня Рады Міністраў БНР
  • Луцкевич Иван
    культуртрегер Беларуси
  • Лёсик Язеп
    Председатель Рады БНР, академик АН БССР
  • Скирмунт Роман
    элита Империи и Премьер-Министр БНР
  • Богданович Максим
    один и создателей современного литературного языка, автор гимна "Погоня"
  • Будны Сымон
    гуманист, просветитель, еретик, церковный реформатор
    • Великие князья Литовские

    • Миндовг (1248-1263)
      король пруссов и литвинов
    • Войшелк (1264-1267)
      сын Миндовга, присоединивший на Нальшаны и Дяволтву
    • Шварн (1267-1269)
      зять Миндовга и сын короля Руси
    • Витень (1295 - 1316)
      "измысли себе герб и всему князству Литовскому: рыцер збройны на коне з мечем"
    • Гедимин (1316-1341)
      в. князь, объединивший Литву и Полоцкое княжество
    • Ольгерд (1345-1377)
      в. князь, собравший все белорусские земли в единое государство
    • Ягайло (1377-1381)
      в. князь Литовский и король Польши. Кревская уния
    • (1381-1382)
      "Клятва Кейстута" и первое упоминание об устном старобелорусском языке
    • Витовт (1392-1430)
      и начало "Золотого века" ВКЛ
    • Свидригайло (1430-1432)
      мятежный князь, разорвавший унию с Польшей
    • Генрих Валуа (1575-1586)
      первый выборный король и в. князь
    • Стефан Баторий (1575-1586)
      освободитель Полоцка от Ивана Грозного и покровитель иезуитов
    • Жигимонт III Ваза (1587-1632)
      король шведов, готов, вендов
    • Станислав II Август (1764-1795)
      последний король и в. князь
    • Ягеллоны
      девять славянских королей
  • Войниловичи
    шляхта тутэйшая и фундаторы Красного костела в Минске.
  • Годлевский Винцент
    ксендз и белорусский националист, узник лагеря Тростинец
  • Гусовский Николай
    и белорусский эпос "Песня о зубре"
  • Гонсевский Александр
    комендант Кремля, защитник Смоленска
  • Давид Городенский
    каштелян Гарты, правая рука Гедимина
  • Дмаховский Генрих (Генри Сандерс)
    повстанец 1830 и 1863, скульптор
  • Довмонт
    князь Нальшанский и Псковский
  • Довнар-Запольский Митрофан
    этнограф, экономист, основоположник белорусской национальной историографии, составитель "Карты расселения белорусского племени"

  • первый дипломат РИ в Японии, автор первого русско-японского словаря
  • Домейко Игнацы
    филомат, литвин, инсургент, ученый
  • Дроздович Язеп
    "вечный странник", астроном и художник
  • Желиговский Люциан
    генерал Срединной Литвы, последний рыцарь ВКЛ
  • Завиши
    старосты и воеводы минские, фундаторы застройки исторического центра Минска
  • Каганец Карусь и Гийом Аполинер
    Костровицкие гербу Байбуза и Вонж
  • Калиновский Кастусь
    Jaska Haspadar s pad Wilni, национальный герой
  • Карский Ефимий Федорович
    этнограф, академик, составитель "Карты расселения белорусского племени"
  • Костюшко Тадеуш
    национальный герой Беларуси, Польши и США
  • Коненков С. Т.
    скульптор
  • Кит Борис Владимирович
    "беларус нумар адзін ва ўсім свеце"
  • Кмитич Самуил
    оршанский хорунжий, герой "Трилогии"
  • Кунцевич Иософат
    архиепископ Полоцкий, "св. апостол единения"
  • Лисовский-Янович А. Ю.
    полковник "лисовчиков"
  • Князья Острожские
    защитники великого княжества и фундаторы православия

    О происхождении рода Острожских есть две версии. По первой, они происходили от князей Галицких, по второй версии - были потомками Турово-Пинских князей.


    герой битвы под Оршей

    Князь Острожский Константин Иванович (1460 - 10 августа 1530) - литовский полководец из православного рода Острожских, староста брацлавский, винницкий и звенигородский (1497-1500, 1507-1516, 1518-1530), староста луцкий и маршалок Волынской земли (1507-1522), каштелян виленский (1511-1522), воевода трокский (1522-1530), гетман великий литовский (1497-1500, 1507-1530).

    Великий полководец войн с Московией 1487-1537 , определивших современную восточную границу Беларуси . Прославился победами над татарами. Пленных татар поселял в предместьях своих городов - татарских слободах.

    В награду за заслуги князя Константина Ивановича в борьбе с Москвой и татарами Жигимонт I Старый издал универсал о назначении его паном виленским - Острожский вошёл в круг высшей знати ВКЛ.

    В войне с Москвой 1500-1503 Константин Острожский командовал войсками в битве на реке Ведрошь. 14 июля 1500 года Литовское войско потерпело крупнейшее поражение со времен битвы на Ворскле. Острожский вместе со многими военачальниками попал в плен.

    В 1506 году, через 6 лет пленения, князь согласился служить русскому государю (по Карамзину - "под угрозой темницы" ). В 1507 под предлогом осмотра вверенных ему войск Острожский выехал из Москвы и бежал в Литву. Ему были возвращены его прежние старостства и должность маршалка волынской земли, благодаря чему Острожский сделался главным военным и гражданским начальником всей Волыни. Он снова был утверждён великим гетманои Литовским.

    В памяти остался как победитель в битве под Оршей - сражении 8 сентября 1514 года в ходе войны с Московией 1512-1522 годов, в котором 30-тысячное войско ВКЛ воевало разгромило 80-тысячную московскую армию и на 250 лет остановило московскую экспансию.

    Великий гетман был опорой греческой церкви в ВКЛ - милости к православным, по заявлению Жигимонта I Старого, делались ради Константина Ивановича. Острожский сделался центром, вокруг которого группировались все сильные православные магнатские роды Беларуси и Волыни: кн. Вишневецкие, Сангушки, Дубровицкие, Мстиславский, Дашковы, Солтаны, Гулевичи и др.

    При его поддержке митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Иосиф II Солтан получил от короля Сигизмунда I грамоту, которая гарантировала независимость греческого духовенства от светской власти.

    Константин Острожский был фундатором Троицкой и Пречистенской церквей в Вильне. С его именем так же связывают Михайловскую церковь в Сынковичах (по времени постройки и архитектурному сходству с Троицкой церковью).

    Острожский Константин (Константин-Василий) Константинович
    фундатор просвещения

    Князь Константин Константинович Острожский (также Василий-Константин; 1526-1608) - глава рода Острожских, староста Владимирский и маршалок Волынской земли (1550-1608), воевода киевский (1559-1608), покровитель православной веры.

    Детство и юность провёл в Турове. Сын великого гетмана литовского князя Константина Ивановича Острожского и княжны Александры из рода Олельковичей-Слуцких, потомков великого князя Ольгерда . Последняя представительница рода - св. Праведная София Слуцкая - София Юрьевна, княгиня Слуцкая (1585-1612), жена Януша Радзивилла . Католичка, канонизирована православными в лике Праведных. Ее мощи хранятся в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.

    Принимал активное участие в подписании Генриховых Артикулов , был центральной фигурой среди защитников православия при заключении Брестской Унии . Заботился о развитии просвещения, издавая книги, учреждая школы, оказывая покровительство учёным. Основал Острожскую типографию. В ней работали первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец, напечатавшие Острожскую библию - первое завершённое издание Библии на церковнославянском языке.

    PS.

    Наверно, сегодня многим трудно представить такого лидера - опору православия, который строит храмы без цыбулин и защищает независимость своей земли от Москвы.

    Наверно, им тоже сложно было бы представить, что некая православная церковь будет нішчыць культурное наследие и традиции их страны.

    http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/97011/Острожский be-x-old.wikipedia.org
    be.wikipedia.org
    pl.wikipedia.org
    uk.wikipedia.org
    ru.wikipedia.org

    Острожский, князь Константин Иванович

    Гетман великого княжества Литовского, знаменитый западнорусский деятель и ревнитель православия в Литовской Руси; родился около 1460 года, умер в 1532 году. Род князей Острожских принадлежал к числу русских удельных родов, которые сохранились и при литовском владычестве в Западной Руси и члены которых являлись или подручными, или чиновниками великих князей литовских. Происхождение рода но установлено с точностью, и из многих мнений по этому вопросу наиболее распространенным и наиболее правдоподобным является мнение М. А. Максимовича, который, на основании помянника Киево-Печерского монастыря, считает его отраслью князей Пинских и Туровских, происходивших от Святополка II Изяславича, правнука Владимира Святого. Первым исторически известным князем был Даниил Дмитриевич Острожский, живший в середине XIV-го века. Сын его, Федор Данилович (умер после 1441 года), причтенный к лику святых православной церковью под именем Феодосия и первый положивший прочное основание земельному богатству фамилии, уже является защитником родины и ее заветов против поляков и латинства: он в продолжение нескольких лет нанес полякам целый ряд поражений и до конца отстаивал самостоятельность Подолии и Волыни. Сын князя Федора Даниловича, князь Василий Федорович Красный (умер около 1461 года) продолжал более успешно русскую политику своего отца, но главную сторону его деятельности составляло хозяйство и обеспечение своих владений от татарских набегов. О сыне его и отце князя Константина Ивановича, князе Иване Васильевиче сохранилось мало известий. Известно лишь, что он неоднократно сражался с татарами и увеличивал свои владения прикупкой новых поместий.

    Князь Константин Иванович рано лишился родителей, и первоначальное воспитание получил под руководством отцовских бояр, а также старшего своего брата - Михаила. Сохранившиеся свидетельства об этих годах жизни Константина Ивановича говорят преимущественно о сделках на продажу и покупку земель. По-видимому, воспитатели молодых князей выполняли только экономические планы умершего отца их. В 1486 году мы находим братьев Острожских в Вильне при дворе великого князя литовского Казимира, где они вращаются в высшем кругу волынских панов - Гойского, князя Четвертинского, Хребтовича и других. В то же время князья Острожские начали приучаться и к государственным делам, для чего они поступили в обычную тогда школу - в свиту великого князя и сопровождали его в переездах, как "дворяне", т. е. придворные. В 1491 году князь Константин Иванович уже получал довольно важные поручения и пользовался полным доверием литовского великого князя. Весьма вероятно, что тогда уже он успел выдвинуться из среды многочисленных волынских князей и панов, чему немало могло способствовать богатство и широкие родовые связи. Впрочем, на возвышение князя Константина Ивановича большое влияние оказали, конечно, и его личные заслуги, его военный талант и опытность. Последние он приобрел и выказал в непрерывный борьбе с татарами (летописи упоминают о 60-ти сражениях, в которых он остался победителем). Но было и другое обстоятельство, способствовавшее возвышению князя Константина Ивановича. Уже со самого вступления на литовский престол великого князя Александра, на Литву обрушился целый ряд несчастий. Война с московским великим князем окончилась неудачей. Татары делали набег за набегом на южные области Литовского государства, опустошая южно-русские земли. В это время особенно выдвинулись русские люди, вынесшие на своих плечах и тяжелую борьбу с татарами, и все внутренние и внешние затруднения, легшие на Литву после неудачной ее борьбы с Москвой. Татарские набеги 1495 и 1496 годов были отражены исключительно русскими, во главе которых, благодаря своим способностям, скоро стал князь Острожский. Русские же князья, с тем же Острожским во главе, спасли от окончательной гибели и польского короля, брата великого князя Александра, во время его неудачного похода на Молдавию. Все это, разумеется, выдвигало значение русских и русского князя Острожского, на которого уже давно смотрела с надеждой вся Литовская Русь. Гетман Литвы Петр Янович Белой, на смертном одре, прямо указал Александру на Константина Острожского, как на своего преемника. И князь Константин Иванович в 1497 году сделан был гетманом. Кроме того, новый гетман получил ряд земельных пожалований, что сразу сделало его, и без того богатого, самым крупным владетелем на Волыни.

    В 1500 году началась новая война с Москвой. Литва не была подготовлена к этой борьбе: в распоряжении литовского великого князя не было достаточного количества войска. Ослабляли Литву и набеги татар, которых теперь уже не сдерживал великий князь московский. Несмотря на то, что прибегнули к найму иностранцев, войска, достаточно сильного для успешного сопротивления московским силам, собрать не удалось. Во главе литовской армии был поставлен князь Константин Иванович. Между тем московские войска, "воровским обычаем", двумя отрядами, вторглись в литовские области. Главный полк направился на Северскую область и, последовательно занимая города, дошел до Новгорода-Северского, второй же отряд под предводительством боярина Юрия Захарьина, направился к Смоленску, заняв по пути Дорогобуж. Подкрепив в Смоленске свое войско местным гарнизоном с энергичным воеводой Кишкой во главе, князь Константин Иванович двинулся навстречу Захарьину к Дорогобужу, решив во что бы то ни стало задержать наступление. 14 июля неприятели сошлись у реки Ведроши, где и произошел бой. Многочисленное литовское войско было разбито наголову 40000-ным московским отрядом и между многими взятыми в плен был и князь Константин Иванович. Московские воеводы сразу выделили Острожского из других знатных пленников: он был экстренно отвезен в Москву, откуда его вскоре сослали в Вологду. И Герберштейн, и Курбский согласно свидетельствуют о жестоком обращении с князем, что объясняется желанием московского правительства заставить литовского гетмана перейти на московскую службу. Однако Константин Иванович не сдавался, и, наконец, решил уйти из плена, хотя бы ценой нарушения клятвы. В 1506 году, через посредство вологодского духовенства, он согласился на предложение московского правительства. Тотчас же ему был дан сан боярина, а 18 октября 1506 года с него была отобрана обычная заручная запись на верность Москве. Давая последнюю, Константин Иванович твердо решил бежать в Литву, тем более, что события того времени могли заставить его сражаться против родины. Успешная борьба Острожского с татарами на Московской Украйне усыпила бдительность московского правительства, которое поручило новому боярину главное начальство над некоторыми южными пограничными отрядами. Этим Константин Иванович и воспользовался. Под благовидным предлогом осмотра вверенных ему войск он выехал из Москвы, приблизился к московскому рубежу и через густые леса в сентябре 1507 года пробрался на родину. Возвращение князя Константина Ивановича в Литву совпало по времени с известным процессом Глинских, так что король не мог сразу заняться устройством дел своего любимца. Но в самом непродолжительном времени ему были возвращены его прежние старостства (Брацлав, Винница, Звенигород), дана важная в Литве должность старосты Луцкого и маршалка волынской земли, благодаря чему Острожский сделался главным военным и гражданским начальником всей Волыни, а 26 ноября снова был утвержден в звании гетмана. Кроме того, Острожский получил ряд земельных пожалований и от Сигизмунда, скупого на подарки вообще. В 1508 году, когда снова началась война с Москвой, Острожский был вызван из Острога, где он приводил в порядок имущественные дела, в Новгород, где в то время находился король Александр, и поставлен во главе войска. Отсюда он двинулся через Минск к Борисову и Орше, которую неудачно осаждали московские воеводы. При приближении Острожского к Орше московское войско оставило осаду и старалось задержать переправу литовско-польского войска через Днепр, но все стычки окончились для московских воевод полной неудачей, и московские полки, потеряв энергию, начали отступление. Литовское войско по пятам следовало за уходившим неприятелем и, наконец, остановилось в Смоленске, откуда сначала было решено послать Острожского и Кишку с отдельными отрядами в московские области, но выполнение этого плана было на время оторочено и благоприятный момент утерян. Только через некоторое время князь Константин Иванович двинулся на город Белый, взял его, занял Торопец и Дорогобуж, и сильно опустошил окружающую область. Такой оборот дела склонил обе стороны к переговорам о мире, результатом которых был "вечный" мир Москвы с Литвой 8 октября 1508 года. Князь Константин Иванович снова получил несколько крупных наград. Вскоре по заключении мира с Москвой татары снова сделали большой набег, и Острожскому пришлось выступить против них. Татары были разбиты под Острогом. Теперь Константин Иванович занялся устройством своих хозяйственных дел, так как во время войны с Москвой ему очень часто приходилось снаряжать войска и на свои деньги. К этому же времени относится и женитьба его на княжне Татьяне Семеновне Гольшанской. Новый набег татар заставил Острожского поехать в Луцк для приготовления обороны, но собрать он успел только 6 тысяч человек, и с этими небольшими силами ему удалось одержать блестящую победу над 40000 татарским отрядом при Вишневце, где одних только русских он освободил из татарского плена более 16000 человек. В награду за заслуги князя Константина Ивановича в борьбе с Москвой и татарами, король издал универсал о назначении его Паном Виленским, что для кн. Острожского имело очень важное значение: он вошел в круг высшей литовской знати, и с этого времени был уже не только волынским, но и литовским вельможей.

    После Вишневецкого погрома татары направили свои набеги на Московскую Украйну. Такое поведение своих прежних союзников московское правительство объяснило происками Литвы, и, объявив ей снова войну, двинуло в декабре 1512 года к Смоленску большое войско, но после неудачной осады это войско принуждено было вернуться обратно. Не имела успеха и вторая осада в следующем году. Наконец, Смоленск был осажден в третий раз и взят, московское войско стало подвигаться вглубь Литвы, захватывая по пути города. Навстречу ему пошел князь Острожский с литовским войском, и вблизи Березины произошла первая довольно упорная битва. Московские воеводы принуждены были отступить. На рассвете 8 сентября у Орши началась новая битва. Искусными маневрами и хитростью Острожский сумел обмануть бдительность русских, и вся восьмидесятитысячная армия Москвы обратилась в поголовное бегство, а преследование бегущих превратилось в бойню. Но Острожский все-таки не мог взять Смоленска, и вернул обратно лишь захваченные Москвой города. По возвращении в Литву он был награжден Сигизмундом небывалой до того наградой: 3 декабря Константин Иванович был почтен торжественным триумфом.

    Летом 1516 года снова появились татары, производя большие опустошения, но лишь только разнеслись слухи о сборе войска Константином Острожским, татары тотчас же ушли. С июня 1517 года шли в Москве мирные переговоры, но 12 ноября были прерваны и началась новая война. В это же время напали и татары, в битве с которыми Острожский в первый раз потерпел поражение Положение Литвы ухудшилось еще тем, что у нее оказался, кроме Москвы и татар, еще 3-й враг, - великий магистр Ливонского ордена. Только энергия короля Сигизмунда и талантливость Острожского могли остановить успехи Москвы. Успешные походы Острожского и напряжение почти всех наличных сил страны, заставили московское правительство желать мира, который и был вскоре заключен на довольно выгодных для Литвы и Польши условиях. С этого времени Константин Иванович посвятил себя исключительно хозяйственной деятельности, которая вообще играла значительную роль в его жизни. Все свободные деньги он употреблял на расширение своих владений путем прикупки. Понятно, что громадные земельные владения Острожского, вместе с многочисленными королевскими "наданьями", требовали большого труда и хлопот по управлению ими. В отношениях Острожского к своим подданным князь является в самом лучшем свете: он освобождал их от королевских податей, строил им церкви, не давал их в обиду соседним панам. Такая мягкость и миролюбие снискали Константину Ивановичу общее расположение и высоко поднимали его престиж среди православного русского населения. Даже подданные других богатых вельмож бежали во владения Острожского и добровольно не соглашались возвращаться от него к своим прежним владельцам. В 1518 году умерла бабка жены Острожского, Мария Равенская, и все ее состояние, за отсутствием прямых наследников, перешло к Константину Ивановичу, который около этого времени был назначен на уряд воеводы Трокского и первого светского вельможи Литвы. В начале июля 1522 года умерла первая жена князя Константина Ивановича, княгиня Татьяна Семеновна, урожденная Гольшанская, оставив ему малолетнего сына Илью. В том же году Острожский вступил во второй брак, от которого у него родился второй сын, известный Василий-Константин Константинович. На этот раз выбор его пал на представительницу славнейшего и богатейшего западнорусского рода - Олькевичей-Слуцких - княжну Александру Семеновну. С этого времени свою общественную деятельность он направляет, главным образом, на пользу церкви и очень редко выступает в качестве полководца.

    Возвышение князя Острожского, бывшее отчасти следствием усиления русской партии, не могло не сопровождаться постепенным усилением православного элемента и православной церкви в Литве, тем более, что сам Константин Иванович, будучи верным и преданным сыном своей церкви и всегда ограждая интересы православия и русской народности, имел таких друзей и сотрудников, как королева польская и великая княгиня литовская Елена Ивановна, митрополит Иосиф Солтан и Александр Ходкевич. Целый ряд "наданий", ходатайств в пользу церквей и монастырей, труды в пользу внутреннего распорядка жизни церковной и внешне-юридического ее положения сосредоточивают в личности Острожского все интересы того времени, все симпатичные стороны тогдашнего православного общества и его членов. Важнейшие перемены в церкви связывались с его именем, милости к православным, по заявлению самого короля, делались ради Константина Ивановича, который, рассчитывая на благосклонность короля и его расположение к нему, являлся ходатаем перед правительством за православную церковь Благодаря его хлопотам, просьбам, ходатайствам было твердо установлено юридическое положение православной церкви в Литве, до него находившейся в весьма неопределенном положении. При его содействии были приняты и отчасти осуществлены меры к поднятию нравственного и духовного уровня православной массы, тем более, что католичество, не имевшее тогда рьяных деятелей, относилось к православию равнодушно, благодаря ему же было определено положение епископов и соборян и много сделано по устроению патронатства - спорного вопроса между епископами и панами из-за вмешательства светских лиц в церковные дела. Дружба Константина Ивановича с митрополитами, епископами и православными благочестивыми панами много содействовала поднятию материального благосостояния церкви.

    Но если главную долю своего влияния Константин Иванович употреблял на пользу церкви, то все-таки он не забывал и других интересов русского населения в Литве. Как носитель коренных принципов и исторических традиций русской народности, Острожский сделался центром, вокруг которого дружно группировались все лучшие русские люди Белоруссии и Волыни: кн. Вишневецкие, Сангушки, Дубровицкие, Мстиславский, Дашковы, Солтаны и др. Сознавая важную роль материального благосостояния, Константин Иванович выхлопотал у короля много земель русским людям, а подчас и сам раздавал им угодья.

    О личной жизни Острожского известия очень скудны. Насколько можно судить о частной жизни Константина Ивановича по отрывочным сведениям, дошедшим до нас, она отличалась удивительной скромностью; "светлицы" с деревянными и некрашенными полами, изразцовые печи, окна, "глиняные усы", иногда "паперовые" и "полотняные, насмоливанные" лавки - вот и все внутреннее убранство дома могущественнейшего и богатейшего вельможи в Литве. Есть данные предполагать, что и частная жизнь князя Острожского вполне соответствовала обстановке его дома.

    И самое последнее дело Константина Ивановича было направлено на пользу родного русского народа: пользуясь расположением короля, он выпросил у него освобождение Луцка, ввиду татарского опустошения, на 10 лет от платы господарских податей и на 5 лет от платы старостинских. Неизвестно точно, какое участие князь Острожский принимал в составлении и издании Литовского Статута, но он радостно приветствовал это событие. Умер князь Константин Иванович Острожский уже в преклонном возрасте и был погребен в Киево-Печерском монастыре, где и поныне сохранилась его гробница.

    А. Ярушевич, "Ревнитель православия, князь Константин Иванович Острожский и православная литовская Русь в его время" (Смоленск, 1897); Документы фамильного архива Острожских печатаются под заглавием: "Archiwum ksiąząt Lubartowiczòw-Sanguszków w Sawucie" (Львов, I-III, 1887-90); Niesiecki: "Herbarz Polski" (Lipsk, 1841, VII); Акты западной России, т. II-IV; Акты южной и западной России, т. I-II; Архив юго-западной России, т. II-IV; Стрыйковский, Kronika, II; Stelebski: "Dwa welkie swiatha na hòryzoncie Polskiem, 1782, t. II; Карамзин (изд. Эйнерлинга), VII; Соловьев (изд. Товарищества Общественная польза), т. II; Сказания Курбского (изд. 2-е, СПб., 1842); Герберштейн, "Записки о Московии" II; Максимович, Сочинения, том I; Труды 3-го археологического съезда в Киеве (реферат г-на Романовского), Киев, 1878; Памятники, изд. временной комиссией для разбора древних актов, Киев 1859, т. IV, стр. 89-90; Киевские Епархиальные Ведомости, 1875, №№ 15 и 18; Древняя и новая Россия, 1879, III, 366―68; Труды Киевской Духовной Академии, 1877, № 10; Шараневич, "О первых князьях Острожских" ("Галичанин", сборник 1863, стр. 226); Зубрицкий, "История Галичско-русского княжества", Львов, 1852, I; Коялович, "Чтения по истории Зап. России (изд. IV, СПб., 1884); Stebelski, Zywoty J. S. Eufrozyny Paraskewy z genealogią ks. О. (Вильно, 1781-83).

    Е. Лихач.

    {Половцов}


    . 2009 .

    Смотреть что такое "Острожский, князь Константин Иванович" в других словарях:

      В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Острожский. Константин Иванович Острожский … Википедия

      1460 11 сентября 1530 Портрет К. И. Острожского Место смерти Туров Принадлежность ВКЛ … Википедия

      Константин Иванович Острожский 1460 11 сентября 1530 Портрет К. И. Острожского Место смерти Туров Принадлежность ВКЛ … Википедия

      Константин Иванович Острожский 1460 11 сентября 1530 Портрет К. И. Острожского Место смерти Туров Принадлежность ВКЛ … Википедия

      В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Острожский. Константин Константинович Острожский … Википедия

      Василий Федорович Красный, князь Острожский (? 1461) русский князь и меценат Великого княжества Литовского. Поддерживал великого литовского князя Ягайла Казимира в его борьбе за польский трон. Участвовал в сеймах 1446 и 1448 годов и в … Википедия

      Юрий Иванович Гольшанский князь дубровицкий 1505 1536 Предшественник … Википедия

      Умер в 1515 г., потомок литовского великого князя Гедимина (от сына его Наримунда) в VII колене, родоначальник князей Щенятевых, угасших 1568 г. по смерти его внука, бездетного боярина кн. Петра Михайловича. Князь Щ. приходился внучатым братом… … Большая биографическая энциклопедия

    Введение

    Константи́н Ива́нович Остро́жский (1460-11 сентября 1530, Туров) - князь, староста брацлавский и винницкий, виленский каштелян, воевода трокский, великий гетман Литовский с 1497. Глава рода Острожских, православный.

    1. Биография

    В 37 лет стал великим гетманом Литовским, провел более пятидесяти успешных сражений против крымских татар.

    В 1500 проиграл битву против сил Великого княжества Московского на реке Ведроше, взят в плен и отправлен в Вологду. Под угрозой темницы , согласился служить московскому великому князю, однако в 1507 сбежал, нарушив присягу данную им Василию III , утверждённую ручательством православного Митрополита. Возглавил войско короля Сигизмунда I и в битве при Орше 1514 победил московские войска, новаторски сочетая на поле боя действия конницы, пехоты и артиллерии.

    Король за службу пожаловал ему большие земельные наделы. Жена - слуцкая княжна Александра.

    Меценат, покровитель православной церкви в Великом Княжестве Литовском, фундатор Троицкой церкви и Пречистенского собора в Вильне, а также, возможно, Михайловской церкви в Сынковичах.

    Литература

      Ярушевич А. Князь Константин Иванович Острожский и православная Литовская Русь в его время. - Смоленск, 1897.

    Список литературы:

      Н.М. Карамзин История Государства Российского, том 7, глава 6.

      Н.М. Карамзин История Государства Российского, том 7, глава 1.

    Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Острожский,_Константин_Иванович

    (1526 или 1528–1608)

    просветитель, меценат, воевода киевский

    Константин Острожский.

    XVI столетие в истории Украины имело особое значение. Это было время завершения формирования украинского народа, который складывался, главным образом, из потомков жителей княжеств Южной и Юго-Западной Руси: Киевского, Черниговского, Новгород-Северского, Переяславского, Галицкого и Волынского.

    На рубеже XV–XVI веков на территории лесостепной Украины, преимущественно в пределах Среднего Поднепровья, значительно ускоряется процесс этнической консолидации.

    Именно на фоне процессов национальной консолидации и разворачивалась деятельность двух выдающихся представителей династии князей Острожских, отца - Константина Ивановича, и его сына - Константина-Василия Константиновича.

    Род князей Острожских, как полагают, происходит от полесской ветви династии Рюриковичей. Константин Иванович Острожский (1460 или 1463–1530) - староста Подолии, гетман Великого княжества Литовского, выдающийся полководец, политический деятель и меценат, прославился прежде всего тем, что сумел добиться перелома в войне с крымскими татарами. Он стал применять новую, выработанную им тактику ведения боевых действий: нападал на врага уходящего, обремененного добычей и пленниками, потерявшего мобильность и маневренность.

    Летописцы утверждают, что Константин Иванович одержал победы в 60 битвах. Наиболее выдающимися из них были сражения с татарами в 1512 году под Вишневцем на Волыни (сейчас - Тернопольская обл.) и в 1527 году под Ольшаницей на Киевщине. Натиск татар был остановлен и ранее опустошенные ими южные районы Подолии и Среднего Поднепровья вновь начали заселяться. Славу Острожскому принесла и победа над войсками великого князя Московского Василия III под Оршей в 1513 году.

    В условиях усиливавшегося католического влияния на литовский великокняжеский двор, Константин Иванович - ревнитель христианской веры восточного обряда - возглавлял в стране православную «партию», оказывая материальное содействие и политическую поддержку развитию церковно-культурной жизни в Украине. Именно он ратовал за восстановление духовного величия Киево-Печерской лавры. Восторженные отзывы об Острожском-старшем оставили не только православные летописцы, но и польские авторы, усматривавшие его единственный недостаток в том, что он был «схизматиком» (православным).

    Не менее отца, но уже не столько ратными подвигами, сколько меценатством и культурно-просветительской деятельностью, прославился его сын и наследник, Константин-Василий Константинович Острожский. Он был одним из наиболее влиятельных военно-политических деятелей Речи Посполитой (федеративного государства, образовавшегося в 1569 году в результате объединения Королевства Польского и Великого княжества Литовского). Более трех десятилетий, с 1576 года и до смерти, он стоял во главе Киевского воеводства.

    На высоком посту киевского воеводы Константин-Василий противостоял татарским набегам, активно привлекая к обороне еще разрозненные и малоорганизованные казацкие отряды. Однако главной его заслугой была неустанная борьба за сохранение и развитие православной культуры на украинских землях в условиях давления, а затем и неприкрытых гонений со стороны католической церкви и возникшей на Брестском соборе 1596 года униатской иерархии.

    Князь был разносторонне образованным человеком, владел несколькими языками и глубоко разбирался в основах православного, католического и протестантского богословия. Понимая значение образования, просвещения и книгопечатания он, перед лицом католического наступления, на собственные средства основал в Остроге «трехъязычную» греко-славяно-латинскую коллегию (которую называли также академией). Это было первое на восточнославянских землях учебное заведение европейского типа, которое опровергло утверждения иезуитов о невозможности на основах православия развивать высшее образование.

    При Острожской школе собрался кружок высокообразованных православных разных национальностей. Выли среди них греки, уже успевшие получить высшее образование в университетах Западной Европы (Никифор Лукарис, впоследствии патриарх), но преобладали выходцы из украинско-белорусской среды. Наиболее значительными учеными среди них были богословы и филологи Герасим Смотрицкий и его сын Максим, более известный под своим монашеским именем Мелетий, церковные полемисты Иван Вишенский и Василий Красовский, писатель и ученый Демьян (Дамиан) Наливайко, старший брат Северина Наливай ко - сотника надворной хоругви князя Острожского, ставшего легендарным предводителем казацкого восстания 1595–1596 годов.

    Острожская Библия. 1581. Титульная страница.

    В круг друзей Константина-Василия Острожского входил и бежавший из Московского царства от зверств Ивана Грозного князь Андрей Курбский, отличавшийся начитанностью и острым умом. В 1575 году по просьбе Константина-Василия из Львова в Острог переехал вынужденный ранее покинуть свою страну московский первопечатник Иван Федоров (в Украине известный также как Федорович). Он был приглашен для работы в основанной (а, скорее, восстановленной) в 1571 году Константином-Василием типографии.

    Опираясь на собравшихся вокруг него ученых и просветителей, князь задумал грандиозное дело - издание Библии на церковнославянском языке. В то время уже существовали переводы отдельных книг Старого и Нового Заветов, многие из которых восходили еще к первоучителям славянства Кириллу и Мефодию. Однако сохранялись эти переводы в единичных рукописных экземплярах в различных уголках православно-славянского мира, часто изобиловали допущенными переводчиками и переписчиками неточностями и явными ошибками, содержали разночтения, искажавшие толкование Священного Писания. При этом многие важные библейские тексты в славянском варианте не существовали вообще и их предстояло перевести с греческого с учетом уже имевшегося латинского перевода.

    Князь энергично взялся за организацию издания Библии. На его личные средства были отправлены по разным городам люди, которые искали библейские греческие тексты и их славянские переводы. Оригиналы или копии везли в Острог, где они сверялись, редактировались и сводились в единый церковнославянский корпус книг, получивший название «Острожская Библия». Снабженная высокохудожественными гравюрами, она была издана в 1581 году.

    Издание «Острожской Библии» в условиях усиливавшегося польско-католического давления и неутешительного состояния православия в целом (после разорения монголами княжеств Руси и гибели под ударами крестоносцев и турок Византии) было культурно-просветительским подвигом. Образованные славяне восточного обряда получали в руки настоящие библейские тексты на понятном им языке. По своему значению этот труд сопоставим с переводом и публикацией Библии на немецком языке, которые на полвека ранее осуществил Лютер.

    Экземпляры изданной Библии начали быстро расходиться по украинско-белорусским землям Речи Посполитой, попадая в пределы Московского царства, а также к находившимся под властью турок болгарам и сербам. Этим изданием широко пользовались люди духовного звания и православные аристократы. Однако особую роль «Острожская Библия» играла в демократической среде православных братств, массово возникавших в городах Украины и Белоруссии во второй половине XVI века. Наиболее многочисленным и влиятельным считалось Львовское братство, а с начала XVII века - Киевское. Именно братства стали очагами православной образованности, имели школы и даже библиотеки.

    Работа Острожской типографии не ограничивалась изданием только Библии, в ней печаталась разнообразная богослужебная и учебная литература. В 1587 году в Остроге издается первый полемический, направленный на защиту православной веры от нападок со стороны католичества, труд Герасима Смотрицкого «Ключ царства небесного», а в следующем году - «Книжица» Василия Сурожского того же идейного направления.

    Особая роль принадлежит князю Константину Константиновичу в борьбе с насаждением унии на украинско-белорусских землях в конце XVI - начале XVII веков.

    Брестская уния 1596 года готовилась втайне от православной общественности и ее принятие «князьями церкви» было для основной массы не только прихожан, но и рядовых священников и монахов полной неожиданностью. Уния внесла раскол в украинско-белорусское общество в наиболее ответственный момент его истории.

    В то же время польские власти создавали условия для окатоличивания представителей высших слоев украинского общества, предоставляя шляхте латинского обряда права, которыми была обделена шляхта православная (быть избранными на высшие правительственные должности - воевод и каштелянов, - а значит, заседать в сенате и реально быть среди первых людей Речи Посполитой, влияя на ее политику).

    В ситуации всестороннего давления на последователей византийского обряда князь Константин Острожский оказался среди самых стойких православных аристократов и государственных деятелей Речи Посполитой высшего ранга, которые выступили против унии (кроме него это были князья Збаражские, Друцкие-Соколинские, Корецкие и др.; интересно, что в неправославной среде уния также не везде нашла поддержку: против нее выступили некоторые государственные деятели из числа римо-католиков и протестантов).

    Особенное негодование князя Константина вызвало тайное, без обсуждения православной общественностью, заключение Брестской унии. В широко распространенном письме он провозгласил инициаторов унии «волками в овечьей шкуре», предавшими свою паству, и призывал верующих к открытому противостоянию. Послав официальный протест королю Сигизмунду III (который его проигнорировал), Константин Острожский вступил в антикатолический союз с польскими протестантами, угрожая поднять вооруженное восстание. Под его влиянием оставшаяся верной православию шляхта (часть которой уже входила в круги формировавшегося казачества) собиралась на уездные (волостные) сеймы и высказывалась против унии. Ведущие монастыри, и прежде всего Киево-Печерская лавра, которую в то время возглавлял ярый ревнитель православия Никифор Тур, решительно отвергли унию и предали проклятию ее инициаторов.

    Этими решительными действиями Константину Острожскому совместно с друзьями и сподвижниками (Никифором Туром, Иваном Вишенским, острожским шляхтичем Мартином Броневским, писавшим под псевдонимом Христофор Филалет и др.) удалось во многом сорвать планы приведения в состояние унии всего украинско-белорусского православия. В 90-х годах XVI века в Украине появляется целое направление религиозно-полемической литературы, достигшее своего расцвета в следующие десятилетия.

    Однако на православных землях польско-литовского государства возможности противостоять униатству и католическому давлению были не у всех одинаковыми. В ближайшей к Польше Галиции и на большей части Волыни позиции католицизма к концу XVI века были уже весьма сильны и власть принадлежала католикам, в том числе из знатных западно-украинских родов. Но Среднее Поднепровье было затронуто польско-католическим влиянием еще относительно мало. Более того, пост киевского воеводы сохранял за собой приверженец православия Константин Острожский.

    Это не позволяло сторонникам унии широко (как в Галиции или Литве) предпринимать в Киеве и округе насильственные действия против православных. Подчинению папе здесь решительно противились все сословия, в особенности само духовенство, казаки и горожане.

    Стоит сказать и о меценатской деятельности князя Острожского в поддержку православной церкви. В Киеве благодаря его заботам и материальной помощи были восстановлены Кирилловский и Межигорский монастыри, нового расцвета достигла Киево-Печерская лавра, на Подоле были построены церкви Николы Доброго и Рождественско-Предтечинская. По преданию, он был патроном более 1000 православных церквей по всей Украине.

    Меценатство, издательская деятельность и политическое заступничество Константина Константиновича, его неутомимая просветительская работа помогли украинскому православию выстоять и окрепнуть в годы католического давления и насаждения униатства.

    Однако процесс окатоличивания и полонизации украинско-белорусской аристократии приобретал необратимый характер. В католицизм переходили некогда известнейшие православные княжеские дома. Более того, еще при жизни Константина-Василия его дети тоже перешли в католицизм, а единственный оставшийся верным православию сын Александр умер раньше отца.

    В XVII веке на авансцену украинской истории выходят новые, сохранявшие верность православию, социально активные слои - горожане (мещане) и духовенство, главным образом самого Киева, а также становящееся грозной военной силой запорожское казачество.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Сын князя Константина Ивановича, воевода киевский, защитник православия в Западной Руси; родился в 1526 году, умер 13 февраля 1608 года. Князь Константин Константинович, названный при крещении Василием (Константином его называли по имени отца), остался по смерти отца малолетним и был воспитан своей матерью, второй женой князя Константина Ивановича, княгиней Александрой Семеновной, урожденной княжной Слуцкой.

    Детство и ранние юношеские годы он провел в наследственном городе своей матери Турове, где, под руководством наиболее ученых и опытных учителей того времени, получил очень тщательное воспитание в православном русском духе. Достигши совершеннолетия, князь Константин Константинович женился на дочери богатого и знатного галицкого магната графа Тарновского - Софии, и начал вести обычный образ жизни богатых западнорусских панов. Общественная и государственная деятельность, по-видимому, очень мало интересовала его в этот период жизни. Однако и теперь ему уже пришлось столкнуться с иезуитским влиянием, с которым впоследствии князь Константин Константинович энергично боролся до конца своей жизни. Иезуиты сумели вторгнуться в его семейную жизнь, и старались привлечь на свою сторону представителей влиятельного дома князей Острожских, чтобы тем успешнее с их помощью заняться пропагандой католицизма среди западнорусского православного населения.

    Иезуиты успели склонить на свою сторону невестку князя Константина Константиновича, княгиню Беату, и с ее помощью думали склонить к переходу в католицизм и ее дочь Елизавету.

    Острожский вступился за свою любимую племянницу и успел выдать ее замуж за православного князя Димитрия Сангушко.

    Благодаря интригам Беаты и иезуитов, Сангушко был осужден и бежал в Чехию, но по дороге был убит, а Елизавета возвращена в Польшу и насильно выдана замуж за поляка и ревностного католика графа Гурка. Острожский силой вступился за права племянницы, вступил в борьбу с иезуитами и Гуркой, но Елизавета, но выдержав тяжелого положения и травли иезуитов, сошла с ума. Острожский взял ее к себе в Острог, где несчастная и жила до самой своей смерти.

    Разумеется, этот случай сильно вооружил князя против иезуитов и навсегда сделал его непримиримым врагом этого ордена.

    Между тем, в Западной Руси для православных наступили очень трудные времена.

    Русское население, находившееся под сильным влиянием польской цивилизации, уже со времени соединения Литвы и Польши все более подпадало влиянию западноевропейских форм польской культуры и цивилизации.

    Влияние польской культуры сказалось и на верованиях русского населения.

    Западнорусские магнаты ранее прочих начали менять веру своих отцов и принимать католицизм; за ними последовали многие фамилии из среднего класса и только крестьяне крепко держались православия, несмотря на все притеснения и угнетения со стороны своих помещиков-католиков.

    Быстрому окатоличению русского населения немало способствовала и Люблинская уния 1569 года, еще теснее соединившая Польшу и литовско-русское государство и давшая полную возможность полякам с большим успехом распространять католицизм среди православного русского населения.

    Напрасно князь Острожский с немногими другими западнорусскими вельможами, желавшими отстоять политическую и религиозную самостоятельность западнорусского народа, боролись против введения этой унии: их было слишком мало, и они должны были примириться со совершившимся фактом.

    Значительно помогли делу окатоличения русских и иезуиты, призванные в Польшу для борьбы с проникавшим с Запада протестантизмом, но обратившиеся и против православия.

    Они начали проникать в семьи наиболее влиятельных знатных магнатов и склонять их на свою сторону, понемногу забирали в свои руки образование юношества, учреждали свои коллегии и училища и пр., и быстро, при помощи польского правительства, приобретали все большее влияние на ход общественной жизни в Польше и Литве. Западнорусское духовенство и православное население не могло успешно бороться с этим организованным и не стесняющимся в средствах обществом монахов.

    Само духовенство было необразованно, представители высшей иерархии, происходившие большей частью из знатных и богатых фамилий, нередко смотрели на свой сан, как на выгодное и доходное место, и завидовали той роскоши и великолепию, которыми окружали себя католические епископы.

    Корыстолюбие, распущенность нравов господствовали среди православного духовенства.

    Масса православного населения находила поддержки среди своих духовных пастырей.

    Католическая пропаганда на такой благоприятной почве широко развивалась среди православного западнорусского населения, захватывая не только высшие западнорусские классы, но и распространяясь среди среднего и низшего сословия.

    Выступив на арену общественной деятельности в такое трудное для православия и русской народности время, князь Константин Константинович Острожский, с детства воспитанный на русских православных началах, не мог оставаться равнодушным свидетелем этих событий.

    Условия, в которых он находился, как нельзя более благоприятствовали его деятельности.

    От своих предков он получил, кроме знатного имени, громадные богатства: в его владении находилось 25 городов, 10 местечек и 670 селений, доход с которых достигал колоссальной по тому времени цифры 1200000 злотых в год. Его выдающееся положение в западнорусском обществе, влияние при дворе и высокое сенаторское звание придавали его личности большую силу и влияние.

    Равнодушный к делам церкви и своего народа в начале своей деятельности, Острожский в 70-х годах начинает уже ближе интересоваться этими важными вопросами.

    Его замок делается открытым для всех ревнителей православия, для всех тех, кто искал заступничества от польских панов и католических монахов.

    Хорошо понимая, в чем заключались язвы современной ему западнорусской жизни, он при своем уме легко нашел и выход из тех затруднений, в которые была поставлена западнорусская православная церковь.

    Острожский понимал, что только развитием просвещения среди массы западнорусского населения и поднятием нравственного и образовательного уровня православного духовенства, можно достичь, некоторых успехов в борьбе с организованной пропагандой иезуитов и католических ксендзов. "Мы охладели к вере", говорит он в одном из своих посланий, "а наши пастыри не могут нас ничему научить, не могут постоять за Божью церковь.

    Нет учителей, нет проповедников Божья слова". Ближайшим средством для поднятия уровня духовного просвещения среди западнорусского населения было издание книг и учреждение школ. Эти средства давно уже с большим успехом применяли иезуиты в целях своей пропаганды; не отказался от этих средств и князь Острожский.

    Самой настоятельной потребностью для православного западнорусского населения было издание Священного Писания на славянском языке. За это дело прежде всего и принялся Острожский.

    Нужно было начать с устройства типографии.

    Острожский не жалел для этого ни денег, ни сил. Он выписал шрифт и привлек к себе из Львова известного печатника, работавшего ранее в Москве, Ивана Федорова и всех его сотрудников.

    Для того, чтобы издание библии было более исправно, Острожский отовсюду выписывал рукописные списки книг Священного писания.

    Главный список он достал из Москвы, из библиотеки царя Ивана Васильевича Грозного, при посредстве польского посла Гарабурды; доставал Острожский списки и из других мест: от константинопольского патриарха Иеремии, с Крита, из сербских, болгарских, и греческих монастырей, завел даже сношения по этому поводу с Римом и достал "много и иных библий, различных письмен и языков". Кроме того, в его распоряжении было и первое издание Библии на русском языке, напечатанное в чешской Праге доктором Франциском Скориной.

    По просьбе Острожского, патриарх Иеремия и некоторые другие видные церковные деятели прислали ему и людей, "наказанных в писаниях святых, эллинских и словенских". Пользуясь указаниями и советами всех этих знающих людей, Острожский начал разбирать весь присланный материал.

    Скоро, однако, исследователи были поставлены в затруднительное положение, так как почти все присланные Острожскому списки имели погрешности, неточности и разночтения, вследствие чего нельзя было остановиться на каком-либо списке, взяв его за основной текст. Острожский решил последовать совету своего друга, известного князя Андрея Курбского, жившего в то время на Волыни, и печатать Библию "на церковнославянском языке" не с перепорченных книг жидовских, но от 72 блаженных и богомудрых переводчиков". После долгой и трудной работы, в 1580 году, наконец, появились "псалтырь и Новый Завет" с алфавитным указателем к последнему, "скорейшего ради обретения вещей нужнейших". Издание это, распространившееся в очень большом количестве экземпляров, удовлетворяло потребностям православных церквей и частных обывателей.

    Это издание Библии послужило образцом и для московского издания, вышедшего значительно позднее.

    Но деятельность типографии Острожского на этом не остановилась.

    Нужно было бороться с католическим влиянием, все более усиливавшимся в Западной Руси. Острожский для этой дели начал издавать ряд книг, необходимых, по его мнению, для поднятия просвещения и борьбы с латинством.

    Из богослужебных книг им изданы часослов (1598 г.), требник и молитвослов (1606 г.). Для борьбы с латинством и католической пропагандой им изданы: послания патриарха Иеремии в Вильну ко всем христианам, к князю Острожскому, к киевскому митрополиту Онисифору (1584 г.), сочинение Смотрицкого "Календарь римски новы" (1587 г.), книга свящ. Василия "о вере единой", направленная против иезуита Петра Скарги, написавшего книгу о соединении церквей под властью римского папы (1588 г.). "Исповедание о схождении св. Духа", сочинение Максима Грека (1588 г.) послания патриарха Мелетия (1598 г.), его же "Диалог противу схизматиков". В 1597 г. в Острожской типографии был издан "Апокризис", в ответ на книгу униатов, написанную в защиту правильности действий Брестского собора.

    Кроме того, из Острога вышли следующие книги: книга Василия Великого о постничестве (1594 г.), "Маргарит" Иоанна Златоустого (1596 г.), "Вирши" на отступников, Мелетия Смотрицкого (1598 г.). "Азбука" с кратким словарем и православным Катехизисом, Лаврентия Зизания и др. В конце своей жизни князь Острожский выделил часть своей типографии и перевел ее в принадлежавший ему Дерманский монастырь, где во главе печатного дела стал ученый и умный священник Демьян Наливайко.

    Здесь были напечатаны и изданы: Богослужебный Октоих (1603 г.), полемический лист патриарха Мелетия к епископу Ипатию Поцею по поводу введения унии (1605 г.) и др. Дерманские издания отличались той особенностью, что они печатались на двух языках: литовско-русском и церковнославянском, что, разумеется, только способствовало их большему распространению среди массы западнорусского населения.

    Уже перед самой своей смертью Острожский основал третью типографию в Киево-Печерской Лавре, куда отправил часть шрифта и типографских принадлежностей.

    Эта типография, результатов деятельности которой князю Острожскому увидеть не пришлось, послужила основанием для знаменитой впоследствии киево-печерской типографии, бывшей в XVII веке главной поддержкой православия в юго-западной Руси. Но основывая типографии и печатая в них книги, Острожский хорошо понимал, что дело просвещения народа этим еще далеко не исчерпывается.

    Он сознавал необходимость просвещения духовенства, необходимость создания духовной школы для подготовки священников и духовных учителей, невежество и неподготовленность которых ему были ясны. "Не от чего иного размножилося между людьми такое ленивство и отступление от веры, - писал Острожский в одном из своих посланий, - яко от того иж устали учители, устали проповедатели слова Божого, устали науки, устали казанья, а за тым наступило обнищанье и уменьшенье хвалы Божое в церкви Его, наступил голод слуханья слова Божого, наступило отступление от веры и закону". Уже со самого начала своей деятельности Острожский начал в подчиненных ему городах и монастырях устраивать школы: так, отдавая в 1572 году принадлежавшую ему землю в Турове Димитрию Митуричу, князь Константин Константинович поставил условием "школу там держати". При материальной и нравственной поддержке Острожского основывались и другие школы в разных местах юго-западной Руси; князем Константином Константиновичем поддерживались, кроме того, братские школы, сыгравшие не малую роль в борьбе с католицизмом.

    Но главным делом Острожского в это время было основание известной Академии в городе Остроге, из которой вышло много замечательных деятелей на ниве православия конца XVI и первой половины XVII века. Подробных сведений об учреждении и характере этого учебного заведения мы не имеем. Те немногие данные, которые дошли до нас, дают, однако, возможность несколько определить, хотя и в общих чертах, ее организацию.

    Эта школа, без сомнения носившая характер высшей, была устроена по образцу западноевропейских иезуитских коллегий, и преподавание в ней носило характер подготовки к борьбе с католичеством и иезуитами.

    Учителями в ней были преимущественно греки, которых Острожский приглашал из Константинополя, по большей части из лиц, приближенных к патриарху. "И на первый, читаем мы в одной из современных рукописей, старался у святейшего патриарха, абы ся зде дидаскалов по размноженью наук вере православной послал, а он на то маетностями своими ратовати готов и доложенья их на то не жалует". Первым ректором новой школы был ученый грек Кирилл Лукарис, человек европейски образованный, бывший впоследствии патриархом Константинопольским.

    В школе учили чтению, письму, пению, русскому, латинскому и греческому языкам, диалектике, грамматике и риторике; наиболее способные из окончивших школу отправлялись для усовершенствования, на счет Острожского, в Константинополь, в высшую патриаршую школу. При школе находилась и богатая библиотека.

    Несмотря на то, что основание школы относится лишь к 1580 году, в девяностых годах XVI века из ее воспитанников и учителей составился обширный ученый кружок, сгруппировавшийся вокруг Острога и князя Константина Константиновича и одушевленный одной мыслью - бороться с полонизмом и католицизмом за русскую народность и православную веру. К этому кружку принадлежали все наиболее выдающиеся деятели Западной Руси: Герасим и Мелетий Смотрицкие, Петр Конашевич-Сагайдачный, священник Демьян Наливайко, Стефан Зизаний, Иов Борецкий и многие другие.

    Значение этой школы было велико.

    Кроме значительного нравственного влияния на западнорусское общество, кроме того, что из нее вышли главнейшие борцы за православную русскую идею в юго-западной Руси, она важна тем, что была единственным в то время высшим православным училищем, вынесшим на своих плечах борьбу с унией и иезуитской пропагандой.

    Понимали важность ее и иезуиты. известный Поссевин с тревогой сообщал в Рим, что из этой школы питается "русский раскол". Приходилось князю Острожскому принимать и прямое участие в делах западнорусской православной церкви.

    Видя одно из главных средств для борьбы с католической пропагандой в монашестве, Острожский старался поднять его значение, устранить неустройства в жизни монастырей, усилить их нравственную силу и влияние.

    В подчиненных монастырях князь Константин Константинович заводил школы, привлекал в них образованных монахов, ставил ученых настоятелей.

    Для других православных монастырей Юго-западной Руси он печатал книги в своих типографиях, помогал им деньгами и "наданиями". Для того, чтобы побудить западнорусское монашество изменить праздный и распущенный образ жизни, он напечатал в своей Острожской типографии, книгу святого Василия Великого о монашестве, вводил новый устав в подчиненных ему монастырях, откуда мало-помалу этот более строгий и соответствующий идеалам монашества устав начал переходить и в другие монастыри Западной Руси. Сознавая важное значение братств в жизни православной церкви, Константин Острожский всеми силами содействовал их процветанию.

    Пользуясь своим влиянием при польском дворе и у константинопольского патриарха, он легко доставал для них всевозможные привилегии, давал наставников в их школы, доставлял шрифт в их типографии, помогал им нравственно и материально.

    Особенно близкие отношения были у князя Константина Константиновича со Львовским православным братством, которому Острожский доверил и воспитание своего сына. Известны старания Константина Острожского и в деле устроения высшей иерархии западнорусской церкви.

    Главным образом нужно было изменить личный состав иерархии, в котором нередко были люди порочные.

    Острожский, пользуясь громадным влиянием при дворе, в 1592 году выхлопотал себе у короля Сигизмунда III право на патронат в западнорусской православной церкви, что давало ему возможность самостоятельно избирать достойных пастырей церкви, которые могли бы с успехом нести служение и помогать Острожскому в его нелегкой борьбе.

    Между тем, пока все эти реформы проводились в жизнь, западнорусской церкви начала угрожать новая опасность в форме унии, с которой Острожскому пришлось вынести также серьезную борьбу.

    Лично Константин Константинович сначала был даже не прочь от унии, но лить при условии, чтобы она была провозглашена вселенским собором, с согласия и одобрения восточных патриархов.

    Между тем, некоторые епископы, во главе с Ипатием Поцеем, думали решить дело домашним способом, не спрашиваясь у патриархов, прямо по соглашению с римским папой. Завязавшиеся по этому поводу сношения между Острожским и партией униатов не привели ни к каким положительным результатам.

    Скоро отношения обострились настолько, что, как было ясно для иезуитов, соглашения быть не могло, и католическая партия решила проводить унию помимо Острожского.

    Главные деятели унии - епископы Ипатий Поцей и Кирилл Терлецкий - успели склонить на свою сторону нерешительного киевского митрополита Михаила Рагозу и добиться от него разрешения созвать в 1594 году собор в Бресте для рассуждения об унии и связанных с ней вопросах.

    К собору стал готовиться и Острожский с православной партией.

    По-видимому, то, что подготовлял князь Константин Константинович для собора, было слишком опасным для униатской партии, и король Сигизмунд III, ревностный католик и большой поклонник иезуитов, по наущению католиков, декретом запретил собор, явно не желая допустить вмешательства светских лиц в дела церкви.

    Между тем, князю Константину Константиновичу мало-помалу пришлось стать с королем и правительством, явно покровительствовавшими католическим тенденциям иезуитов, в очень натянутые отношения.

    Острожский стал искать союзников русской православной партии даже среди протестантов, притесняемых иезуитами и реакционным польским правительством не менее православных.

    Острожский предполагал даже, что окажется необходимым защищать свою веру с оружием в руках. "Его королевское величество", писал князь Константин Константинович вождям протестантского движения, "не захочет допустить нападения на нас, потому что у нас самих может явиться двадцать тысяч вооруженных людей, а папежники могут превзойти нас разве числом тех кухарок, которых ксендзы держат у себя вместо жен". Общее сочувствие западнорусского населения к Острожскому и его партии и ненависть к католичеству и иезуитам росло с каждым днем, и иезуиты решили ускорить дело. Поцей и Терлецкий отправились в Рим, были с почетом приняты папой Клементом VIII, и от лица западнорусских иерархов предложили подчинение западнорусской церкви.

    Острожский, услышав об этом событии, разумеется, отнесся к нему с негодованием и выпустил свое первое послание к русскому народу, в котором увещевал западнорусских людей не поддаваться на уловки иезуитов и папистов и всеми силами противодействовать введению унии. Послания Острожского имели большое влияние на население.

    Первыми поднялись казаки под начальством Наливайки и начали громить имения епископов, сочувствовавших унии, и западнорусских панов, перешедших в католичество.

    Иезуиты видели, что их дело, вследствие сопротивления Острожского и его партии, может погибнуть и решили по возможности скорее покончить его. На 6 октября 1596 года в Бресте был назначен собор для окончательного решения вопроса об унии. Острожский немедленно дал знать об этом Александрийскому и Константинопольскому патриархам; те прислали своих наместников, с которыми Острожский и явился к сроку в Брест. В Бресте однако Острожский уже нашел сторонников унии, которые, не ожидая православной партии, начали собор и быстро под руководством иезуита Петра Скарги решили унию с католичеством. 6 октября 1596 года начали собор и православные архиереи, под председательством экзарха Константинопольского патриарха Никифора и при деятельном участии Острожского.

    Православный собор послал звать и униатов, но те отказались.

    Тогда православные епископы обвинили их в отступничестве и произнесли над ними отлучение, отправив этот приговор митрополиту, председательствовавшему на униатском соборе.

    По интригам иезуитов, королевские послы, также присутствовавшие на униатском соборе, решили применить репрессию к православным и обвинили патриаршего наместника Никифора в том, что он турецкий шпион. Обе стороны, разумеется, начали жаловаться королю, но Сигизмунд III принял сторону униатов.

    Никифор был осужден на заточение, а на Острожского посыпались новые обвинения и нападки.

    Его обвиняли в том, что он не укрепляет вверенных ему областей против возможного нашествия татар, требовали от него уплаты подымного сбора, которого насчитали 40000 коп грошей.

    Однако Острожский не решался на резкие действия против польского правительства, несмотря на то, что момент был очень благоприятен, и русское население, до крайности возбужденное унией и уже давно недовольное притеснениями польских панов, легко бы поднялось на защиту своей веры и своей народности.

    Посылая в 1600 году Львовскому братству декрет польского сейма против православных, Острожский писал братчикам: "Посылаю вам декрет последнего сейма, противный народному праву и святой правде, и даю вам не иной какой совет, как только, чтобы вы были терпеливы и ожидали Божья милосердия, пока Бог, по Своей благости, не склонил сердца его королевского величества к тому, чтобы никого не оскорблять и каждого оставить при правах своих". Только в своей Острожской типографии князь Константин Константинович до конца жизни вел борьбу с унией и католичеством, печатая воззвания и книги против католиков и униатов и поддерживая таким образом православное западнорусское население в тяжелой борьбе за свою веру. Умер князь Константин Константинович Острожский в глубокой старости, 13 февраля 1608 года, и был погребен в Остроге в Замковой Богоявленской церкви.

    Из его детей только один, - князь Александр, был православным, другие же два сына - князья Константин и Иван - и дочь - княжна Анна приняли католичество.

    В скором времени перешли в руки католиков и его типография и училище, а в 1636 году его внучка Анна Алоизия, явившись в Острог, приказала вынуть кости князя из гробницы, вымыть их, освятить по католическому обряду и перенести в свой город Ярославль, где положила их в католической часовне.

    Князь Константин Константинович Острожский, несмотря на такой, по-видимому, неуспех своей деятельности, оказал, однако, громадные услуги делу русской народности в западной Руси. По словам современников, он был центром, вокруг которого группировалась вся русская православная партия в западной Руси. Своей типографией и школой он оказал значительную нравственную и культурную поддержку православию в борьбе с католицизмом, а своим влиянием и богатством был полезен ему, как крупная материальная сила. Умный и способный от природы, Острожский понимал важность для западной Руси переживаемых моментов и напрягал все силы для борьбы с западноевропейской культурой, готовившейся, при полощи такого усовершенствованного аппарата, как иезуитский орден, поглотить западнорусскую народность.

    Острожский отрешился даже от личной карьеры: его редко можно было встретить при дворе, редко он участвовал и в походах, где легче всего было выдвинуться в то время. Только в 1579 году, в угоду королю Стефану Баторию, он предпринял поход на Северскую область и этим закончилась его военная деятельность.

    Все же свое влияние и все свои силы он направлял на защиту православия, которое в значительной мере обязано ему тем, что выдержало многовековую борьбу с католичеством и католическим польским правительством.

    Акты Западной России т. III и IV; Акты Южной и Западной России т. I - II; Archiwum ksiazat Lubortowiczow-Sanguszkow w Slowucie, t. t. I - III; Danilowicz, "Skarbiec dyplomatow" t. t. I-II (Wilno 1860-62); Apхив Юго-Западной Рос сип, т. II-VI; Monumenta confraternitatis Stauropigianae Leopoliensis, t. I, p. I-II. (Leopoli, 1895); Сборник Муханова (по указателю);

    Памятники, изданные временной комиссией для разбора древних актов, т. IV (Киев 1859); Stebelski, Przydatek do Chronologjy, t. III (Wilno 1783); Кулиш, "Материалы для истории воссоединения Руси", т. I-II; Каратаев, "Описание славяно-русских книг" т. I (СПб. 1883); "Жизнь князя Курбского в Литве и на Волыни" под ред. Иванишева (1849 г.); Сказания князя Курбского (изд. 2-ое, СПб., 1842); Русская Историческая Библиотека, т. IV, VII, XIII; Scriptores rerum polonicarum, t. t. I-III; (Krakow 1872-1875); Сахаров. "Обозрение славяно-русской библиографии" (1849 г.); Сборник памятников русской народности и православия на Волыни (изд. техн.-строит. отд. Волыни Губ. Правл.), вып. I-II (1862 и 1872 гг.); Сопиков, "Опыт Российской библиографии" ч. I, №№ 69, 109, 193, 435, 464, 670, 750, 752, 987, 1, 447: "Летопись Грабянки"; Батюшков, "Памятники старины в западных губерниях" (8 тт. 1868-1885, по указателям); Stebelski, "Zywoty S. S. Eufrcizyny i Paraskiewy z genealogia, ksiazat Ostrogskich; Лебединцев, "Материалы для истории Киевской митрополии" ("Киевск.

    Епарх. Ведом." за 1873 г.); Boniecki, "Poczet rodow w Koronie i W. Ks. Litewskim XVI wieku" (Warsz. 1887); Wolff, "Kniaziowie Litewsko-Ruscy" (Warsz. 1895); Макарий, "История русской церкви", т. VII, VIII и IX; Narbutt, "Dzieje narodu polskiego" t. t. IX - Х; Дашкович, "Борьба культур и народностей в литовско-русском государстве" ("Киевск.

    Унив. Известия" 1884, Х-XII); Коялович, "Литовская Церковная Уния" т. I; Бантыш-Каменский, "Историческое известие о бывшей в Польше унии"; Чистович, "История западнорусской церкви" (СПб. 1884) ч. II; "Журнал Минист.

    Народ просв." 1849, IV; "Князь Константин (Василий) Острожский" ("Православный Собеседник" 1858, II - III); "Начало унии в юго-западной Руси" ("Правосл.

    Собеседн." 1858, IV-Х); Максимович, "Письма о князьях Острожских" (Киев 1866); Костомаров, "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей", вып. III (СПб. 1874) 535-563; Перльштейн, "Несколько слов о княжестве Острожском" ("Временник Московск.

    Общ. Истории и Древн." 1852, кн. XIV, отд. I); "Киевлянин" 1840 г. кн. I; Еленевский, "Константин II князь Острожский" ("Вестник Западной России" 1869, VII?IX); Зубрицкий, "Начало унии" ("Чтения Московск.

    Общ. Истории Древн. 1848, № 7); Батюшков, "Волынь" СПб. 1888); А. Андрияшев, "Константин Константинович Острожский, воевода Киевский" (Киевский Народный Календарь" на 1881 год); "Труды Киевской Духовной Академии" 1876, №№ 3 и 4; 1877, № 10, 1886, № 1; митроп.

    Евгений, "Словарь писателей духовного чина"; Вишневский, "История литературы польской" т. VIII; митроп.

    Евгений, "Описание Киево-Софийского собора"; Петров, "Очерк истории православной школы на Волыни" ("Труды Киевской Духовной Акад." 1867); Лукьянович, "Об Острожской школе" ("Волынские Епархиальн.

    Ведомости" 1881); Харлампович, "Острожская православная школа" ("Киевская Старина" 1897, № 5 и 6); "Киевская Старина" 1883, № 11, 1885, № 7, 1882, № 10; Архангельский, "Борьба с католичеством и западнорусская литература конца XVI и 1-ой половины XVII века" (1888); Селецкий, "Острожская типография и ее издания" (Почаев, 1885); Максимович, "Исторические монографии", т. III; "Труды Киевского Археологического Съезда", т. II; "Древняя и Новая Россия" 1876, IX, 1879, III; Демьянович, "Иезуиты в Западной России"; "Чтения в Обществе Нестора Летописца", т. I стр. 79-81; "Волынские Епархиальн.

    Ведомости" 1875, № 2; Сольский, "Острожская библия" ("Труды Киевской Духовной Академии" 1884, VII); Левицкий, "Внутреннее состояние западнорусской церкви в конце XVI века и уния" (Киев 1881); Карамзин, (Изд. Эйнерлинга) т. Х; Соловьев (изд. т-ва "Общ. Пользы", т. II и III. Е. Лихач. {Половцов}