Коммуникативная методика: холерик vs меланхолик. Интроверсия - экстраверсия

Давно замечено, что разные люди учат иностранные языки по-разному. Именно поэтому существует такое большое количество методик изучения иностранного языка. Всегда есть люди, которые показывают блестящий результат по определенной методике, и те, у которых при обучении по той же самой методике ничего не выходит.

Коммуникативная методика относится к тем методикам, где личностные особенности человека играют огромную роль, в отличие, например, от классической методики. Коммуникативная методика ориентирована, прежде всего, на развитие устной речи при общении с другими людьми, и такие качества человека, как общительность, раскованность, словоохотливость, способность к импровизации и жизнерадостность имеют большое значение и во многом определяют успешный конечный результат.

Преподавателю, несомненно, стоит учитывать эти личностные качества студентов и, возможно, как-то корректировать методику и сам подход к обучению в зависимости от этих качеств.

Рассмотрим, как соотносятся основные типы личности человека с коммуникативной методикой.

ЭКСТРАВЕРТЫ

Экстраверты – это люди, которые обычно показывают довольно хорошие результаты при обучении по коммуникативной методике. Общение, участие в игровых сценках, спонтанность, импровизация – это то, что они любят и умеют делать.

Эмоционально устойчивые экстраверты (сангвиники)

Сангвиник обычно говорит громко, быстро и отчетливо, сопровождая свою речь мимикой и жестами. Он спокоен, деловит и всегда открыт любому общению. Как всякий экстраверт «за словом в карман не лезет», причем как на своем родном, так и на изучаемом языке. Сангвиник готов к участию в любых учебно-речевых ситуациях, не боится говорить и никого не стесняется. Он охотно выполняет любые задания, предлагаемые преподавателем, и обычно для него не надо ничего специально придумывать.

Единственная проблема, которую может создать сангвиник на групповом занятии, заключается в том, что своей уверенностью и напористостью он иногда подавляет других, более закрытых студентов-интровертов, которые замолкают, слыша его громкую и авторитетную речь.

Эмоционально неустойчивый экстраверт (холерик)

У него быстрая, со сбивчивыми интонациями речь. Он подвижен при разговоре: жестикулирует, двигается и открыто выражает свои эмоции. При этом нетерпелив и всегда готов вскочить с места, чтобы принять участие в разыгрываемой сценке или диалоге.

Если ему интересно то, что он делает – успех, можно сказать, гарантирован. Однако ему трудно заниматься одним и тем же. Поэтому для отработки какого-либо материала ему все время нужно ставить разные задачи, например, подбирать разные диалоги и сценки, пусть даже с одной и той же лексикой.

При групповых занятиях с такими людьми возникает еще одна проблема: он постоянно хочет говорить и иногда не дает и слова вставить другим студентам. Его не волнует, знает ли он, что говорить, или не знает, может или не может: он будет вести диалог междометиями, жестами, отдельными словами и т.д. В такой ситуации нужно либо подбирать ему партнера, который «сможет за себя постоять», либо продумывать для него специальные роли в учебно-речевых ситуациях. Например, роль судьи в разрешении какого-либо конфликта умерит его пыл, заставив изображать спокойного и важного человека, а роль полицейского, возможно, переведет его словесную энергию в двигательное русло, где он сможет активно двигаться или показывать что-то жестами.

Если у холерика что-то не получается, он быстро теряет самообладание и нуждается в моральной поддержке. В таком случае можно дать ему выполнить задание, с которым он точно справится: он тут же воспрянет духом и опять примет активное участие в занятии.

ИНТРОВЕРТЫ

Интровертам, обучающимся по коммуникативной методике, не так легко, как экстравертам. То, что они не слишком любят – спонтанное общение с разными людьми, иногда без предварительной подготовки – составляет основу коммуникативной методики. Чтобы занятия с этими природными молчунами были успешными, преподавателю обязательно надо учитывать особенности их личности. Если, например, экстраверт легко начинает использовать новые слова и выражения в устной речи, то интроверту желательно сначала записать их в словарик или как-то познакомиться с ними заранее. Экстраверт сходу примет участие в любом неподготовленном диалоге или сценке, интроверту будет комфортнее, если он заранее будет знать, о чем ему надо говорить и в какой роли выступать. Экстраверты не любят письменных работ и скучают при повторении; интроверт, наоборот, в таких ситуациях успешен и спокоен.

Эмоционально устойчивый интроверт (флегматик)

Речь флегматика спокойна, равномерна и без резко выраженных эмоций. Для него характерны паузы в разговоре, а иногда он вообще предпочитает помолчать. Объем его высказываний обычно невелик, как и на родном языке. Он не любит нового и неожиданного и всегда предпочитает заранее познакомиться с учебным материалом. Флегматику обычно трудно начинать разговор. Ему надо собраться с мыслями и продумать то, о чем он будет говорить. Флегматику нравятся те игровые сценки и диалоги, где ему придется по возможности меньше говорить. Однако постоянно давать ему роли с малым количеством слов, возможно, не следует. Гораздо лучше иногда вытаскивать его из зоны комфорта, приглашая к участию в ситуациях, которые потребуют от него эмоций и большего количества слов.

Эмоционально неустойчивый интроверт (меланхолик)

Это, пожалуй, самый сложный тип для обучения по коммуникативной методике. Внешне меланхолик может быть похож на флегматика, однако внутренне он всегда тяжело переживает свои неудачи и долго восстанавливается после провалов. У меланхолика слабая, неритмичная речь, иногда снижающаяся до шепота. Он стеснителен, малоактивен, робок и необщителен. На занятии он часто сидит с опущенной головой, погруженный в свой замкнутый мирок, из которого не хочет выходить. Большинство меланхоликов испытывают дискомфорт при выступлении перед аудиторией, пусть даже и самой небольшой. Самое трудное для них – это начало разговора, поддерживать который они никогда не стараются. Для того, чтобы обучение меланхолика проходило успешно, ему надо уделять особое внимание. Преподавание – дело творческое, но некоторые общие рекомендации по обучению меланхоликов устной речи на иностранном языке можно дать.

1. Не надо втягивать меланхолика в активные диалоги и побуждать его делать устные задания, пока он не освоится на занятиях и не привыкнет к людям, находящимся рядом с ним.

2. На первых порах меланхолику лучше не предлагать участие в разговорах на всякие абстрактные и сложные темы. Пусть участвует в простых бытовых диалогах.

3. Меланхолик не любит принимать участие в шумных игровых ситуациях, где занято несколько человек, а предпочитает вести диалог со своим соседом по парте, к которому он уже привык. Возможно, однажды он освоится и сам захочет в чем-нибудь поучаствовать.

4. С интровертом целесообразно заранее отработать определенный алгоритм ведения диалога. Это полезно всем студентам, но меланхолику это может быть жизненно необходимо. Он долго не будет начинать диалог сам, но с помощью определенных, заранее отработанных выражений типа «Oh, I didn’t know that! Really?», etc. покажет свою заинтересованность в диалоге и станет его полноправным участником, пусть и в роли слушателя.

Надо научить интроверта фразам, которые помогут ему заполнить паузы в разговоре и дадут возможность собраться с мыслями: «Just a moment», «Let me see», «Could you repeat, please?», «Could you speak slower?», etc . Меланхолику будет легче продолжить диалог, если он научится переспрашивать собеседника хотя бы и односложно: «Cold?», «Hot?», «Is it?», «Really? Did she?»

5. Меланхолику, по возможности, стоит заранее давать темы для диалогов, чтобы он мог к ним подготовиться, а иногда и записать предполагаемый ответ на бумаге. Это даст ему возможность уверенно поучаствовать в разговоре. Успешно проведенный диалог, в свою очередь, вдохновит меланхолика, склонного к самоосудительной рефлексии, на участие в других, уже неподготовленных диалогах.

Безусловно, все это потребует от преподавателя индивидуального подхода к студенту. Возможно, придется что-то придумывать и искать нестандартные задания. Кроме того, для того, чтобы заставлять меланхолика говорить, нужно затрачивать эмоциональную энергию. Попытки привлечь к этому более говорливых студентов-экстравертов обычно к добру не приводят: они будут все время говорить, а меланхолик – молчать.

Очень важно не требовать от меланхолика быстрых результатов и не отчаиваться от того, что он все время молчит. Он и на родном языке не всегда охотно говорит, часто отделываясь односложными ответами «да» и «нет». Если, например, человек и на родном языке не в состоянии четко рассказать, чем ему понравился или не понравился фильм, трудно ожидать, что он легко сделает это на иностранном языке.

Обычно пособия, основанные на коммуникативных методиках, предлагают большое количество учебно-речевых ситуаций, диалогов и сценок на различные темы и подходящие для разных студентов. Кроме того, меланхолику всегда можно дать выполнить письменную работу, за которую он получит хорошую отметку.

Безусловно, в жизни обычно встречаются не столь ярко выраженные типы студентов. К тому же, по мере взросления детей, когда самоконтроль усиливается, ситуация облегчается сама по себе. У взрослых студентов разница между экстравертами и интровертами не так заметна, как у детей. Однако, знание этих психологических особенностей может повысить эффективность занятий и способствовать созданию комфортной обстановки на занятиях иностранным языком.

Александра Фомина

Использованные материалы:

М. Л. Вайсбурд, Е. В. Кузьмина «Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному речевому общению»

Психологическая составляющая каждого человека относит его к определенному личностному типу. Наиболее известные – и интроверт – отличаются между собой по многим показателям.

Интроверт – это человек, который не любит шумиху и публичность в любом ее проявлении; интроверт подпитывается энергией одиночества и теряет её в стимулирующих средах, таких как различные социальные события. Локус внимания интроверта направлен внутрь себя.

Существуют «невидимые» интроверты и те, которые кидаются в глаза в любом коллективе и на любой вечеринке. Обыватель уверен, что все интроверты имеют неустойчивый характер и испытывают значительные трудности в общении с другими людьми. Но это не соответствует истине.

Остановимся на интроверте, и попробуем разобраться, сложно ли найти с ним общий язык.

Что за приятный сюрприз - обнаружить наконец, как не одиноко может быть в одиночестве.
Марти Ольсен Лэйни. "Непобедимый интроверт". Эллен Берстин

Общая характеристика интроверта

Первое описание двух кардинально противоположных типов человека принадлежит известным психологам Юнгу и Айзенку. Они различали , как людей ориентированных на внешний мир, и интровертов – с ориентацией преимущественно на феномены внутренней жизни.

Поэтому на вопрос: кто такой интроверт, мы отвечаем, что это человек, для которого его размышления, фантазии, рассуждения гораздо важнее, чем реальные события, происходящие в жизни. Экстраверт (антоним к слову "Интроверт" - прим. ред.) находится в гуще событий. Он сначала воспринимает сигналы действительности, а потом превращает их в мысли и впечатления.

Особенности интроверта в том, что для него первичен фон его внутреннего состояния и происходящее вокруг, он воспринимает не напрямую, а через призму, будто бы смотрит в окно. «Дома» он – только наедине с собой, с другими – он всегда в «гостях». А в гостях мы всегда напряжены, следим за своими словами, действиями, реакциями других людей и это утомляет.

Экстраверты любят испытывать побольше, интроверты любят побольше знать о том, что они испытывают.
Марти Ольсен Лэйни. Непобедимый интроверт

Интроверт – особенности характера

  • Общение не спонтанное, а имеет всегда четкую определенную цель, даже если она не видна со стороны. Вы всегда чувствуете с интровертом напряженность, даже если человек вам кажется открытым и эмоциональным.
  • Могут безболезненно длительное время обходиться без общества.
  • Четко держат границы своей личности. Проявляется в немедленных трансакциях возвращения собеседника на исходную позицию, повышенной обидчивости и вспыльчивости.
  • Тщательно продумывают действия.
  • Вторичный тип реакции на событие: долго «пережевывают» неприятную ситуацию, постоянно возвращаясь к ней мыслями.
  • Развитая фантазия и воображение.
  • Наблюдательность, склонность к анализу.
  • Терпеливость.
  • Контроль над эмоциями.
  • Целеустремленность.

Главные особенности

Впервые это понятие открыл швейцарский психолог Карл Юнг. В общем ключе он обозначил интроверта как личность с интересами, направленными на внешних объектах окружающего мира.

Любовь к окружающим

Несмотря на нетипичное для многих поведение, интроверты питают светлые чувства к тем, кто их окружает. Создается впечатление, что они холодные, а потому не воспринимают теплую энергетику собеседника. Будьте терпеливы. Дайте таким людям немного времени, чтобы они к вам привыкли. В большинстве своем, они хотят узнать вас получше, и наслаждаются вашей компанией, даже если открыто этого не демонстрируют.

Интроверты – большие любимцы докопаться до истины. Они готовы искать смысл в самых незначительных мелочах, иногда, тем самым, вызывая раздражение. Если кто-то отнесется к проблеме более поверхностно, то такие как интроверты найдут всему свою причину.

В то же время, они предпочитают, если в их окружении будет меньше людей, которых они уже изучили на глубоком уровне. Другими словами, каждое новое знакомство влечет большой анализ. По этой причине интроверты дружат малыми группами, зная друг о друге все, что нужно.

Прекрасные слушатели, интроверты черпают информацию от собеседника, если он готов открыться. В этом видится дополнительный шанс узнать нового человека. Как правило, им они готовы увлечься по-настоящему. И часто раздражаются по мелочам, если эти мелочи мешают посвятить все внимание собеседнику.

Интроверты - ценители прекрасного

У интровертов есть чувство вкуса. Они умеют получают удовольствие и совершенно не скучны! Просто хотят сохранить эмоции для правильных людей или событий, которые (пусть нередко), но случаются в их жизни. Они способны на глупости, наделены творческими способностями, и могут быть громкими. Заявиться в караоке и при всех спеть песню? Не проблема! Но, конечно, большее удовольствие можно получить от чтения любимой книги.

Характер интроверта всегда остается для него осознанной вещью. Они понимают, какую ношу занимают в обществе, иногда мечтая стать экстравертами – более раскрепощенными, свободными, простыми. Часто предаваясь размышлениям, они представляют, как окажутся в большой группе людей, что станут делать, как будут себя вести. В голове не сложно фантазировать, а вот на практике претворить задуманное не просто. И все же, помечтать, как стать экстравертом, допустимое явление.

Если вы пригласили на вечеринку интроверта, не ждите, что он станет на ней веселиться. Огромное количество народа для них не является удовольствием. Даже когда вокруг действительно хорошая атмосфера, чувство дискомфорта никуда не денется. Это не значит, что такие люди не интересны или не умеют расслабляться. Достаточно трудно оставаться собой при большом скоплении людей.

Для интроверта важно не только спокойно прожить день, но и ночь. Многие любят оставаться с пятницы, не выезжая за город. Можно отправиться на встречу с друзьями или даже вечеринку, но глупо не использовать возможность побыть в тишине. Когда ты живешь в городе, трудно отвлечься от толпы и шума. Потому лучшим способом станет хорошая книжка или интересный фильм.

В силу этого, вполне понятно нежелание оказаться в центре внимания. Интроверты не любят публичных выступлений, когда сотни глаз устремлены на них. Трудности возникают и в работе, когда приходиться выступать на совещании или отвечать в присутствии других. Приятнее стать слушателем и услышать чужую точку зрению. Но это нисколько не означает, что свое мнение отсутствует.

Рассказать о себе, узнать о других

Кто не любит хвастаться своими достижениями? Говорить об успехах заложено в человеческом поведении. Интроверты склонны узнать собеседника настолько, насколько это позволит в будущем рассказать о себе. Начитанные и грамотные, они могут поддержать беседу ценными советами. В то же время боятся, если их сочтут слишком разговорчивыми, потому всегда сохраняют баланс.

Люди, желающие искренних отношений. В жизни приходится сталкиваться с ложью и предательством, чувствовать себя разбитым. Любить интроверта – значит с первого дня оставаться с ним честным. В свою очередь, они не станут открываться сразу, сперва “прощупывая почву”, то есть узнавая вас. Это может занять некоторое время, потому наберитесь терпения. Впоследствии вы будете вознаграждены – общение с интровертами принесет вам удовольствие.

Внимание к мелочам и собеседнику

"Может помолчим уже?"


Человек бывает настолько загружен повседневными делами, что многие вещи проходят мимо него. Интроверт вряд ли пропустит незначительные детали. И если проблема была решена или решена иным способом, они готовы предложить альтернативный вариант. Причем, вслух об этом они редко решаются сказать, но всегда держат варианты в голове. Исследования этого типа людей показывают, что среди них могут оказаться неплохие лидеры.

Общаясь с человеком, интроверт постарается его максимально понять. Даже если точки зрения окажется противоположной, он предпримет все усилия, чтобы взглянуть на картину с иной стороны. И практически никогда не заставит собеседника почувствовать себя неполноценным или виноватым – прежде чем осуждать, придется досконально проанализировать все "ЗА" и "ПРОТИВ".

Окружающие часто полагают, что интроверсия и застенчивость являются обязательными союзниками. И хотя между понятиями не мало общего, это далеко не так. Интроверт не боится встречаться с людьми, он делает это по-своему.

Но если партнер обладает высоким уровнем энергетики, он имеет все шансы утомить собеседника. Немаловажно постоянно ощущать баланс, на котором находятся оба человека. Если для первого свойственно не чувствовать усталости, то второму потребуется небольшой перерыв. Оптимальный вариант – прервать на время общение.

Как трудно человеку сделать шаг вперед? Да, есть люди, которые рвутся в бой, не думая о последствиях. Интроверт всегда взвесит все потенциальные исходы до принятия решения. Иногда этот процесс затягивается так, что отпадает сама необходимость делать выбор. Единственным пожеланием в данной ситуации станет как можно меньше анализировать, хотя сделать это проблематично.

Как найти общий язык с интровертом?

Просто будьте добрее и проявите уважение к свойственной такому типу людей потребности в одиночестве.

Рядом с тихими и ранимыми интровертными личностями иногда чувствуют себя неловко не только экстраверты, но и другие интроверты. Вероятно, их беспокоит вопрос: «Неужели необходимо постоянно сдерживаться, чтобы не обидеть этого человека?» Всем нам хочется вести себя раскованно и естественно, но взаимоотношения протекают более гладко, если учитывать потребности и интересы друг друга.

  • Если хотите поговорить, спросите, подходит ли данный момент для разговора, вместо того, чтобы считать, что это само собой разумеется.
  • Часто без уточняющих вопросов невозможно определить, озабочен ли чем-то интроверт, просто погружён в свои мысли или хочет, чтобы его оставили в покое.
  • Помогите интроверту расслабиться и почувствовать себя в безопасности, а также проявите интерес к его мировоззрению.
  • Будьте деликатны по отношению к интроверту – громкий голос и драматическое выражение эмоций может его испугать. Он быстрее примет вашу точку зрения, если вы не будете давить или ставить перед выбором, а донесёте её настойчиво, но тактично.
  • Если проблема заключается в установлении контакта, придумайте творческое решение. Один вариант предложила доктор Элейн Чернова, экстраверт по характеру: «Я считала пациента по имени Боб пассивно-агрессивным интровертом, так как мне приходилось подолгу ждать ответа, пока он смотрел вокруг и размышлял о чём-то, словно не замечая меня. Поняв, что он не пытается действовать мне на нервы, я начала заниматься другими делами, заставив его следовать за мной. Некоторое время он обдумывал вопрос и, наконец, выдал ответ. Этот способ общения устроил нас обоих».
  • Когда интроверт хочет остаться один, помните, что этого требует его природа и он не пытается избавиться именно от вас. Для примера возьмём известного актёра Энтони Хопкинса. Являясь интровертом, тем не менее, иногда он бывает очень общительным, однако заниматься любимыми делами, не относящимися к актёрской деятельности (игра на фортепиано, сочинение музыки и путешествия на автомобиле), предпочитает без общества других людей. В одном интервью он сказал: «Обычно мне хватает общества себя самого».

    «Один – это компания, двое – уже толпа».
    реплика принадлежит герою Оскара Леванта в фильме «Американец в Париже»

  • Относитесь с уважением к желаниям близких вам людей с интровертным складом личности, если в трудные моменты жизни они хотят остаться в одиночестве. По мнению Энтони Сторра: «В культуре, в которой считается, что межличностные отношения являются лучшим средством от любых страданий, иногда трудно убедить руководствующихся благими намерениями помощников, что не только эмоциональная поддержка, но и одиночество также обладает терапевтическим действием».
  • Если вы чувствуете разочарование из-за того, что ваш друг-интроверт недостаточно эмоционально на что-то реагирует, постарайтесь обращать внимание в основном на слова, а не на то, как они произнесены. Каждое его выражение эмоций умножайте на десять.
  • Обращайте внимание на невербальные признаки симпатии. Иногда интровертам легче выражать свои чувства не словами, а в письменной форме или с помощью каких-либо действий.
  • Если кто-то из ваших интровертных друзей или родственников уходит в сторону и в одиночестве наблюдает за происходящим со стороны, не думайте, что он несчастен.
  • Пригласите интроверта присоединиться к веселью, но не давите на него.
  • Осторожней с определениями, которые вы используете для интровертов: возможно, вместо прилагательного «пассивный» лучше использовать слова «стеснительный» и «деликатный». Также возможно, что они не замкнутые, просто их основные интересы не всегда связаны с другими людьми. И, скорей всего, они не эгоистичные или самовлюблённые, а просто любят жить в своём внутреннем мире.
  • Дайте интроверту знать, что вы цените его как личность.
  • Помните, что в основе недопонимания между интровертами экстравертами лежат неврологические различия. Умы интровертов по своей природе постоянно чем-то заняты (это свойство называют внутренним бодрствованием), поэтому иногда оказываются не в состоянии реагировать на сенсорные раздражители. Экстраверта охватывает неприятное беспокойство от малейшего раздражения, поэтому они постоянно ищут действия.
  • Так как в нашем обществе в основном приветствуется экстравертность, уделите немного времени на похвалу положительным качествам интровертного поведения.

Плюсы и минусы интровертов

Положительные качества интроверта

  • Верность слову.
  • Целеустремленность.
  • Постоянство.
  • Умение владеть своим эмоциональным состоянием.
  • Упорство в достижении целей.
  • Перфекционизм.
  • Умение думать и сильные аналитические способности.
  • Внимание к нюансам и деталям.

Слабые стороны интроверта

  • Негибкость характера. Сложно идут на компромиссы и не воспринимают другую точку зрения.
  • Ригидность психики.
  • Зацикливание на негативных эмоциях.
  • Плохая способность к расслаблению, что может привести к истощению нервной системы и физических ресурсов организма.

ВикиСправка:
Ригидность - жёсткость, твёрдость, упругость, неэластичность. В психологии - неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.

10 мифов об интровертах

  1. Интроверты неразговорчивы.
    На самом деле, это не так. Просто они не привыкли говорить, когда нечего сказать, и не любят пустых слов. Это то же, что давить пустой тюбик зубной пасты. Там ничего нет. Но каждый интроверт имеет такую тему, на которую способен разговаривать целыми часами. Стоит только попасть в нужную точку.
  2. Интроверты застенчивые.
    Можно точно сказать, что эти две черты не связаны между собой. С интровертом не нужно быть слишком вежливым. Разговор стоит начинать просто.
  3. Интровертов называют грубыми.
    Просто такие люди хотят видеть остальных настоящими, без масок. В современном обществе это невозможно, и интроверты должны терпеть давление тех, кто поступает по-другому.
  4. Интровертам не нужны люди.
    Неверно. Они часто имеют пару друзей, которых очень ценят и остаются верными им в самых трудных жизненных ситуациях. Вам чрезмерно повезло, если вы являетесь в списке друзей какого-нибудь интроверта. Теперь это ваш самый надежный друг.
  5. Интроверты не любят публики.
    Неправда. Они только не любят долгое время находиться в большом обществе. Им хорошо удается избегать сложностей общественной деятельности. Их мозг довольно хорошо воспринимает информацию. Чтобы что-то понять им не нужно долго разбираться. Интроверт готов посидеть дома, обдумать нужные вещи. Без так называемой «перезагрузки» его жизнь невозможна.
  6. Интроверту лучше находиться в одиночестве.
    Правда, это приносит для них счастье. Есть время на долгие философские размышления, мечтания. Но часто такой человек нуждается во внимании. Существуют такие проблемы, которые ему нужно выговорить. Но это наступает только в некоторых ситуациях и в определенном времени.
  7. Интроверты - странные.
    Нет, они всего лишь индивидуалисты.
    Следовать за толпой – не в их стиле. Интроверты находят для себя в жизни что-нибудь новое и следуют за этим. Они могут много спорить о том, нужно ли следовать моде и популярным вещам.
  8. Интроверты – равнодушные люди.
    Они просто слишком сосредоточены на внутреннем мире. Главное значение имеют их мысли и чувства. Они замечают мир вокруг, но их жизнь для них более яркая и интересная.
  9. Интроверты не умеют получать удовольствие.
    Главная проблема интровертов - в физиологии. Это нужно учитывать. Их мозг не воспринимает выделений адреналина. Поэтому отдых интроверта – природа и тишина.
  10. .
    Это невозможно. Тогда в мире не было бы музыкантов, художников, ученых, писателей…

Известные люди - интроверты (фото, список)


Среди наиболее ярко выраженных интровертов можно выделить таких известных людей, как (на фото выше слева направо):
  • Авраам Линкольн
  • Билл Гейтс
  • Кристина Агилера
  • Стивен Спилберг
  • Николай Васильевич Гоголь
  • Марина Ивановна Цветаева
  • Виктор Цой
  • Сергей Сергеевич Бодров
Ниже см. более расширенный список известных и знаменитых людей - интровертов.

Великие люди - интроверты (список)

  • Альфред Хичкок
  • Артур Шопенгауэр
  • Говард Филлипс Лавкрафт
  • Дж. К. Роулинг
  • Джером Дэвид Сэлинджер
  • Джонни Депп
  • Джордж Лукас
  • Исаак Ньютон
  • Клинт Иствуд
  • Курт Кобейн
  • Лейн Стэйли (Alice in Chains)
  • Лионель Месси
  • Луи Де Фюнес
  • Марсель Пруст
  • Мик Марс
  • Одри Хепбёрн
  • Роберт де Ниро
  • Роза Паркс
  • Серен Кьеркьегор
  • Стив Возняк
  • Тим Бёртон
  • Филип Киндред Дик
  • Франц Кафка
  • Фредерик Шопен
  • Фридрих Ницше
  • Эдгар Аллан По
  • Игорь Яковлевич Крутой
  • Александр Иванович Покрышкин
  • Георгий Михайлович Вицин
  • Иосиф Виссарионович Сталин
  • Константин Аркадьевич Райкин
  • Михаил Юрьевич Лермонтов
  • Фёдор Михайлович Достоевский
  • Юрий Николаевич Клинских (Сектор Газа)

Заключение

Интровертов легко узнать в массе людей. Им сразу приписывают типаж, помещая в соответствующую категорию. В том, чтобы узнать свое место, нет ничего предосудительного. Напротив, важно вовремя понять, кто ты. Существует несколько типов интровертов, которые в сочетании со множеством второстепенных факторов дадут более ясную картину вашего типажа.

Если вы все же причислили себя к рассматриваемой категории, но желаете быть другим, не огорчайтесь. Подумайте о том, что вы не единственный, кому свойственны вышеназванные черты. Помните, куда важнее осознать свою внутреннюю сущность, а над конкретными недостатками можно поработать, обращая их в “доброе” русло.

Как теперь можно охарактеризовать интровертов? Это отнюдь не сумасшедшие, скучные или антисоциальные личности. Напротив, те, которые предпочитают спокойное уединение, обладают возможностью взглянуть на окружающий мир под другим углом.

1. Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом она рассказывает, что в детстве подвергалась сексуальной агрессии со стороны своего дяди-алкоголика – событие, о котором в сознательном состоянии она совершенно не помнит.

Отрицание

2. В одном африканском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум осеннего водопада, умрет. Ни один представитель племени никогда не слышал шума падающей воды. Интроекция

3. Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему работу, но забывает туда явиться. Проекция

4. Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образцовой патронажной сестрой. Всемогущий контроль

5. Студенту, который с удовольствием «смошенничал» бы на экзамене, кажется, что все на него смотрят так, как если бы он «мошенничал» взаправду. Интроекция

6. Агрессивный молодой человек становится «звездой» регби или футбола. Диссоциация

7. Маленькая девочка так сильно «любит» своего младшего брата, что все ночи проводит у его изголовья на тот случай, если он вдруг «перестанет» дышать. Интроекция

8. Агрессивность женщины по отношению к мужу выражается в том, что она непроизвольно прячет принадлежащие ему вещи. Всемогущий контроль

9. Некто убежден, что ему изменят жена, хотя подсознательно он сам хочет изменить ей. Интроекция

10. Студент оправдывает свой провал на экзамене недостатком времени для ответа или тем, что в билете были вопросы «на засыпку». Проективная идентификация

Задача № 17

1. Все поведение человека, по А. Адлеру происходит в социальном контексте, что порождает… а) социофобию, б) социальный интерес, в) фикционный финализм, г)чувство неполноценности.

2. В феноменологической теории личности способность принимать во внимание свои ощущения называется… а) креативностью, б) эмпирической свободой, в) оргазимическим доверием, г) открытостью к переживанию.

3. Дж. Келли считал, что у каждого человека уникальная система своих личностных конструктов, благодаря которой человек может… а) претендовать на уникальность собственного восприятия, б) добиваться своего, в) демонстрировать уникальность своей личности, г) устанавливать межличностные отношения.

4. Одна из ценностных ориентаций выделенных в диспозициональной теории личности – ориентированность на полезность, выгодность, прагматичность – называется… а) теоретическая ориентация, б) экономическая ориентация, в) социальная ориентация, г) религиозная ориентация.

5. Отражение способности индивида приспосабливаться к жизни, противостоять стрессовым ситуациям в теории типов личности называется… а) интроверсией, б) психотизмом, в) нейротизмом, г) экстраверсией.

6. Согласно аналитической теории К. Юнга, рациональной психической функцией называется… а) ощущение, б) интуиция, в) мышление, г) воображение.

7. Возврат к детским моделям поведения – это механизм психологической защиты, который называется… а) рационализацей, б) проекцией, в) сублимацией, г) регрессией.

8. Психической энергией, имеющей властное начало либидо называл… а) З. Фрейд, б) А. Адлер, в) К. Юнг, г) К. Хорни.

9. Комплекс психологической неполноценности, по А. Адлеру, развивается, в частности из-за этой причины… а) чрезмерной опеки родителей, б) зависимости мнения человека о себе от мнения других, в) фиктивного финализма, г) из-за неправильной идентичности.

10.Психологические свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки, согласно теории… а) когнитивной теории личности, б) диспозиционной теории личности, в) когнитивно-поведенческой теории личности, г) аналитической теории личности.

Задача № 18

Выберите правильные ответы (обведите в кружок) из предложенных вариантов.

1. Ключевое понятие аналитической психологии – это… а) артефакт, б) архетип, в) знак, г) символ.

2. Влияние интеллектуальных процессов на поведение человека подчеркивает теория личности… а) аналитическая, б) гуманистическая, в) когнитивная, г) диспозиционная.

3. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это… а) холерик, б) меланхолик, в) сангвиник, г) флегматик.

4. Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел … а) К. Юнг, А. Адлер, З. Фрейд, К. Роджерс.

5. Рассматривая психическую структуру человека, З. Фред показал, что принципом удовольствия руководствуется… а) «Оно», б) «Я», в) «Сверх-Я», г) «Супер-эго».

6. Замещение действия с недоступным объектом на действие с доступным называется… а) рационализацией, б) вытеснением, в) забыванием, г) переносом.

7. У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс… а) Электры, б) Афродиты, в) Медеи, г) Фрейда.

8. Понятие «сублимация» введено в научный словарь… а) К. Юнгом, б) А. Адлером, в) З. Фрейдом, г) К. Хорни.

Семинарское занятие №5. Тема Мотивационная сфера личности.

1) Схема «Система ценностных ориентаций личности»

1. Личность представляет собой результат взаимодействия способностей, прошлого опыта и ожиданий индивидуума, с одной стороны, и окружающей среды – с другой, по мнению:

а) бихевиористов;

б) гештальтистов;

в) психоаналитиков;

д) когнитивистов.

2. Личность человека в значительной мере определяет оценку им ситуации, а также то, откуда исходит контроль за его поступками, по мнению:

а) бихевиористов;

б) гештальтистов;

в) фрейдистов;

г) когнитивистов.

3. Влияние интеллектуальных процессов на поведение человека подчеркивает теория личности:

а) аналитическая;

б) гуманистическая;

в) когнитивная;

г) деятельностная.

4. Дж. Келли считает, что когнитивно сложная личность отличается от когнитивно простой тем, что:

а) имеет лучшее психическое здоровье;

б) хуже справляется со стрессом;

в) имеет более низкий уровень самооценки;

г) менее адаптивна к социуму.

5. Основным в когнитивной теории личности является понятие:

а) «схема»;

б) «модель»;

в) «конструкт»;

г) «установка».

6. Ключевое понятие аналитической психологии – это:

а) артефакт;

б) архетип;

а) Э. Эриксон;

б) Г. Айзенк;

в) К. Роджерс;

г) Дж. Келли.

8. Метод семантического дифференциала предложен:

а) К. Спирменом;

б) Г. Айзенком;

в) Ч. Осгудом;

г) Дж. Келли.

9. Метатеория, явившаяся основанием для исследований «имплицитных теорий личности», стала:

а) теорией когнитивного диссонанса;

б) концепцией личностных конструктов Дж. Келли;

в) теорией баланса;

а) Л. Фестингер;

б) К. Левин;

в) У. Джемс;

г) П.В. Симонов.

11. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:

г) его индивидуально-психологических особенностей.

12. Принцип функциональной автономии обоснован:

а) К. Роджерсом;

б) А. Маслоу;

в) Г. Олпортом;

г) К. Юнгом.

13. Теория личности, отрицающая наличие общего фактора, детерминирующего поведение, называется теорией:

а) символического интеракционизма;

б) мультифакторной;

в) социотехнических систем;

г) индетерминизма.

14. Теория личности К. Спенса – это теория личности:

а) бихевиористская;

б) психоаналитическая;

в) гуманистическая;

г) ассоционистская.

а) однофакторной;

б) двухфакторной;

в) трехфакторной;

г) четырехфакторной.

16. Интеракционизм как направление в современной западной психологии основывается на концепции:

а) Р. Бернса;

б) Э. Берна;

в) Дж. Мида;

г) Дж. Морено.

17. В схеме личности Г. Айзенка выделяются два измерения: стабильность/ нестабильность и:

а) подвижность/уравновешенность;

б) экстраверсия/интроверсия;

в) экстрапунитивность/интропунитивность;

г) психотизм/депрессия.

18. Интроверсия и экстраверсия, по Роршаху:

а) непротивоположные и невзаимоисключающие свойства личности;

б) сходные свойства личности;

в) необходимые условия для заболевания неврозами;

г) тенденции, более или менее присущие каждому.

19. Нейротизм как свойство личности входит в структуру личности:

а) по К. Хорни;

б) по З. Фрейду;

в) по Г. Айзенку;

г) по Э. Берну.

20. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

а) холерик;

б) меланхолик;

в) сангвиник;

г) флегматик.

21. Личность рассматривается как совокупность особенностей поведения в концепции:

а) Дж. Кеттелла;

б) К. Леонгарда;

в) Э. Берна;

г) А. Маслоу.

22. Центр сознания и один из ключевых архетипов личности, по теории личности К. Юнга, – это:

а) эго;

б) персона;

г) самость.

23. Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел:

б) А. Адлер;

в) З. Фрейд;

г) К. Роджерс.

24. Любое поведение определяется своими последствиями:

а) по Б. Скиннеру;

б) по Дж. Уотсону;

в) по А. Бандуре;

г) по В. Кёлеру.

25. Бихевиористский подход рассматривает человека как результат:

а) постижения им последствий своего поведения;

б) когнитивной интерпретации различных ситуаций;

в) конфликтов между познавательными силами и реальностью;

г) взаимодействий между людьми.

26. Направление в психологии, сконцентрировавшее основное внимание в исследовании не на связи между стимулом и реакцией, а на характере их отношений, называется:

а) необихевиоризмом;

б) интербихевиоризмом;

в) социальным бихевиоризмом;

г) нейролингвистическим программированием.

27. Строгое соответствие между определенными биологическими структурами человека и его определенными личностными свойствами пытается установить направление диспозиционной теории личности:

а) жесткое;

б) мягкое;

в) формально-динамическое;

г) структурно-содержательное.

28. Среди «жестких» структурных моделей личности наиболее известной является модель личности, построенная:

а) А. Маслоу;

б) Г. Оллпортом;

в) Г. Айзенком;

г) К. Роджерсом.

29. Основоположником теории черт является:

а) Г. Олпорт;

б) Г. Айзенк;

в) К. Роджерс;

г) К. Левин.

30. Основоположником психодинамической теории личности является:

б) А. Адлер;

в) З. Фрейд;

г) Э. Фромм.

31. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:

а) его физической конституции;

б) тех моделей, которым он подражает;

в) факторов, контролирующих его поступки;

г) индивидуальных особенностей субъекта.

32. Психоаналитическая концепция личности З. Фрейда относится:

а) к теориям черт личности;

б) к теориям типов личности;

в) к теориям инстанций личности;

г) к факторным теориям личности.

33. Рассматривая психическую структуру человека, З. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

а) «Оно»,

в) «Сверх-Я»;

г) «Супер-эго».

34. По З. Фрейду, бессознательное являет собой инстанцию психики:

а) асоциальную;

б) аморальную;

в) алогичную;

г) здоровую.

35. В теории З. Фрейда не рассматриваются как принцип регуляции психической жизни личности принципы:

а) реальности;

б) удовольствия;

в) постоянства;

г) отражения.

36. Многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавляющимися в детстве, согласно:

а) ассоцианизму;

б) бихевиоризму;

в) когнитивизму;

г) психоанализу.

37. З. Фрейд полагал, что Эдипов комплекс развивается на стадии:

а) оральной;

б) анальной;

в) фаллической;

г) генитальной.

38. Принцип, что чувства и поведение человека следует считать неадекватными, когда истолкование им ситуаций основано на иррациональных мыслях, лежит в основе подхода:

а) бихевиорального;

б) когнитивного;

в) деятельностного;

г) психоаналитического.

39. Проблема механизмов психологической защиты Я была впервые разработана:

а) в гештальтпсихологии;

б) в гуманистической психологии;

в) в бихевиоризме;

г) в психоанализе.

40. Гарантом психологической защищенности не является:

а) адекватная самооценка;

б) чувство принадлежности к группе;

в) склонность к надситуативной активности;

г) ригидность мышления.

41. Психологическую защиту как следствие противоречий в структуре «Я» рассматривает(ют):

а) неофрейдизм;

б) персоналистские теории;

в) отечественная психология;

г) когнитивная психология.

42. Замещение действия с недоступным объектом на действие с доступным называется:

а) рационализацией;

б) вытеснением;

в) забыванием;

г) переносом.

43. Замещение не может проявляться:

а) в изменении чувств;

б) в изменении мотивов;

в) в изменении отношений личности на противоположные;

г) в регрессии.

44. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

а) рационализацией;

б) идентификацией;

в) сублимацией;

г) вытеснением.

45. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:

а) отрицанием;

б) регрессией;

в) вытеснением;

г) подавлением.

46. Понятие «сублимация» введено в научный словарь:

а) К. Юнгом;

б) А. Адлером;

в) З. Фрейдом;

г) Г. Гельмгольцем.

47. Суть проекции заключается:

а) в приписывании другим людям собственных чувств;

б) в ориентации поведения на доступную цель;

в) в отрицании реальных фактов;

г) в выборе поведения, противоположного подавленному.

48. Более зрелым психологическим механизмом защиты считается:

а) отрицание;

б) вытеснение;

в) проекция;

а) проекция;

б) вытеснение;

в) сублимация;

г) подавление.

50. Справиться с комплексом Эдипа помогает одна из форм психологической защиты. Это:

а) вытеснение;

б) проекция;

в) идентификация;

г) сублимация.

51. У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс:

а) Электры;

б) Афродиты;

г) А.Фрейд.

52. По А. Адлеру, комплекс неполноценности не является:

а) следствием дефекта;

б) универсальной движущей силой развития личности;

в) следствием фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств;

г) силой, тормозящей развитие.

53. По А. Адлеру, склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение выступает следствием:

а) комплекса неполноценности;

б) комплекса превосходства;

в) чувства неполноценности;

г) неадекватно разрешившегося Эдипова комплекса.

54. Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана:

а) с комплексом превосходства;

б) с самоуважением;

в) с переоценкой собственного «Я»;

г) со способностью любить.

55. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:

а) гештальтистов;

б) фрейдистов;

в) бихевиористов;

г) когнитивистов.

56. Поведение человека в проблемной ситуации, базирующееся на переборе «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху, объяснил(а):

а) психология сознания;

б) гештальтпсихология;

в) бихевиоризм;

г) психоанализ.

57. В качестве элементов личности бихевиористская теории личности называет:

а) задатки;

б) рефлексы или социальные навыки;

в) способности;

г) темперамент.

58. Одним из основоположников социального научения в поведенческой теории личности является:

а) Дж. Уотсон;

б) Б. Скиннер;

в) А. Бандура;

г) К. Хорни.

59. По мнению А. Бандуры, формирование уверенности в том, что человек может и чего не может сделать, определяют:

а) 3 основных условия;

б) 4 основных условия;

в) 5 основных условий;

г) 6 основных условий.

60. В соответствии с типологией Э. Шелдона человек эктоморфного типа бывает:

а) застенчивым, предпочитает умственную работу;

б) сильным, мускулистым, динамичным и склонным к доминированию;

в) толстым, круглым, веселым и общительным;

г) маленьким, хрупким и чаще всего экстравертированным.

61. Истоки неврозов в тревожности, возникающей в межличностных отношениях, усматривает:

а) К. Хорни;

б) Г. Салливан;

в) Э. Фромм;

г) Э. Эриксон.

62. В основе человеческой природы лежит намерение, которое и определяет цели и ожидания каждого человека, согласно:

а) Э. Эриксону;

б) К. Бюлер;

в) Э. Шелдону;

г) А. Валлону.

63. «Расцвет» личности зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни, согласно:

а) Э. Эриксону;

б) К. Бюлеру;

в) А. Валлону;

г) А. Маслоу.

64. Природу человека можно познать только благодаря аффективному опыту, через который она выражается «в данном месте и в данное время», согласно теориям личности:

а) бихевиоральным;

б) гуманистическим;

в) психоаналитическим;

г) когнитивистским.

65. Личность рассматривается как совокупность Я-состояний в концепции:

а) К. Роджерса;

б) А. Бандуры;

в) Э. Берна;

Личностный опросник Айзенка - серия из нескольких авторский опросников, по заявлению Айзенка, направленных на диагностику личности, хотя на самом деле опросник выявляет темпераментные характеристики. По классификации Q-L-T относятся к Q-данным.

История создания

Первый личностный опросник MMQ

MMQ (Maudsley Medical Questionnaire, от названия клиники, где работал Айзенк) - методика, предложенная в 1947 году. Он предназначался для диагностики нейротизма. Опросник состоит из 40 утверждений, с которыми обследуемому предлагается согласиться (да) или не согласиться (нет).

Утверждения отбирались из уже известных к тому времени опросников, при этом автор опирался на клинические описания невротических расстройств. MMQ стандартизировался на материале обследования двух групп: «невротиков» (1 тыс. человек) и «нормальных» (1 тыс. человек). Детальный анализ ответов, полученных по каждому утверждению MMQ (при учете различий в психиатрических диагнозах), показал, что с помощью опросника могут быть дифференцированы два типа невротических расстройств – истерические и дистимические. Исходя из этих результатов Г. Айзенк предположил, что ответы на утверждения MMQ позволят сделать заключение и о позиции обследуемого на шкале другого измерения личности, постулируемого этим исследователем,- экстраверсии – интроверсии. Этим была начата работа по конструированию нового личностного опросника. В итоге MMQ в психодиагностических исследованиях применения не нашел.

Второй личностный опросник MPI

MPI (Maudsley Personality Inventory) - личностный опросник, опубликованный в 1956 году. Он состоит из двух внутренних шкал: экстраверсии-интроверсии и нейротизма, на каждую шкалу по 24 вопроса. Позднее также были добавлены 2 пустых «маскировочных вопроса» и 20 вопросов, формируюющих шкалу искренности испытуемого. Предусмотрено три варианта ответа: Да (2 балла), Не знаю (1 балл) и Нет (0 баллов). Практическое использование MPI показало значительные расхождения между получаемыми данными и теоретическими предсказаниями автора (особенно в клинических группах).

Третий личностный опросник EPI

EPI (Eysenck Personality Inventory) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов.

Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

В России адаптирован А.Г. Шмелёвым.

Четвёртый личностный опросник EPQ

EPQ (Eysenck Personality Questionnaire) является результатом дальнейшей исследовательской работы Ганса и Сибиллы Айзенк. EPQ создан в 1968 году на основании предложенной авторами модели PEN (Psychoticism, Extraversion, and Neuroticism - психотизм, экстраверсия и нейротизм). Таким образом, к двумерной структуре предыдущих опросников был добавлен третий фактор «психотизм», не изменяющий первоначальную «двухосевую концепцию.

EPQ состоит из 91 утверждения, к которым могут быть добавлены ещё 10 «пустых» утверждения (пункты с 92 по 101).

Теоретические основы

Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.

Первый из этих факторов биополярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

Второй фактор - невротизм (или нейротизм) - описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).

Пересечение этих 2 биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат - достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех 4 темперамента.

Третий фактор - психотизм - был добавлен в четвёртной версии опросника и представляет собой характеристику склонности к асоциальному поведению и неадекватности эмоциональных реакций. Этот фактор не биполярен, его высокие значения могут свидетельствовать о затруднении в социальной адаптации, хотя чёткое обоснование правомерности выделения данной категории отсутствует, и она оспаривается многими зарубежными исследователями.

Обработка результатов

Ключ MPI

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 2 балла, «Не знаю» - в 1 балл, не совпадающие - в 0 баллов.

Ключ EPI

Ключ EPQ

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Шкала Прямые утверждения Обратные утверждения
Экстраверсия - интроверсия 1, 5, 10, 15, 18, 26, 34, 38, 42, 50, 54, 58, 62, 65, 70, 74, 77, 81, 90, 92, 96 22, 30, 46, 84
Нейротизм 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 56, 60, 64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98
Психотизм 14, 23, 27, 31, 35, 47, 51, 55, 71, 85, 88, 93, 97 2, 6, 9, 11, 19, 39, 43, 59, 63, 67, 78, 100
Шкала лжи 13, 21, 33, 37, 61, 73, 87, 99 4, 8, 17, 25, 29, 41, 45, 49, 53, 57, 66, 69, 76, 80, 82, 91, 95

Интерпретация результатов

MPI

Экстраверсия:

  • от 32 до 48 - «чистый» экстраверт
  • от 16 до 32 - амбивалентность, неопределённость
  • от 0 до 16 - «чистый» интроверт

Нейротизм:

  • от 32 до 48 - ярко выраженный нейротизм
  • от 16 до 32 - средний балл
  • от 0 до 16 - эмоциональная устойчивость

Ложь:

  • более 20 - абсолютная недостоверность результатов
  • от 16 до 20 - сомнительный результат
  • от 5 до 15 баллов - достоверный результат
  • 4 балла и менее - сомнительный результат

EPI

Экстраверсия:

  • больше 19 - яркий экстраверт,
  • больше 15 - экстраверт
  • 12 - среднее значение,
  • меньше 9 - интроверт,
  • меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм:

  • больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,
  • больше 14 - высокий уровень нейротизма,
  • 9 - 13 - среднее значение,
  • меньше 7 - низкий уровень нейротизма.

Ложь:

  • больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
  • меньше 4 - норма.

EPQ

Экстраверсия:

  • более 15 - «чистый» экстраверт
  • от 7 до 15 - амбивалентность, неопределённость
  • от 0 до 6 - «чистый» интроверт

Нейротизм:

  • более 16 - ярко выраженный нейротизм
  • от 8 до 16 - средний балл
  • от 0 до 7 - эмоциональная устойчивость

Психотизм:

  • более 10 - работа с людьми противопоказана
  • от 6 до 10 - есть склонность к эмоциональной неадекватности
  • от 0 до 5 - отсутствует

Ложь:

  • более 10 - недостоверный результат

Описание шкал

Экстраверсия - интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.

Психотизм

Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричное, эгоистичности, равнодушию. Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

Типология личности

По Айзенку

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

По Суходольскому

С другой стороны, как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко. Именно поэтому Г.В. Суходольский считает, что необходимо выделять не четыре («чистые» типы – это абстракция), а девять типов личности: норму и восемь акцентуаций. Помимо четырех «чистых» типов Г.В. Суходольским предложены четыре «промежуточных»:

  • холерически-сангвинический (т.е. «чистый» экстравертированный в сочетании со средним баллом нейротизма)
  • сангвинически-флегматический, (т.е. «устойчивый» тип в сочетании с амбивалентностью экстраверсии-интроверсии)
  • флегматико-меланхолический, (т.е. «чистый» интравертированный в сочетании со средним баллом нейротизма)
  • меланхолически-холерический, (т.е. «нейротический» тип в сочетании с амбивалентностью экстраверсии-интроверсии)
  • нормальный тип.

По мнению Г.В. Суходольского, типологию Г. Айзенка, можно представить в виде матрицы, строки которой характеризуют направленность (интроверсия; средние значения; экстраверсия), столбцы соответствуют уровням эмоциональной устойчивости (нейротизм; средние значения; стабильность), а элементы – статистически нормальный и уклоняющийся от него типы.

Каждому типу личности соответствуют следующие внешние проявления:

  • Холерик (X) – агрессивный, вспыльчивый, меняющий свои взгляды/импульсивный.
  • Холерически-сангвинический (ХС) тип – оптимистический, активный, экстравертированный, общительный, доступный.
  • Сангвиник (С) – говорливый, быстро реагирующий, непринужденный, живой.
  • Сангвинически-флегматический (СФ) тип – беззаботный, лидирующий» стабильный, спокойный, уравновешенный.
  • Флегматик (Ф) – надежный, владеющий собой, миролюбивый, рассудительный.
  • Флегматико-меланхолический (ФМ) тип - старательный, пассивный, интроверт, тихий, необщительный.
  • Меланхолик (М) – сдержанный, пессимистический, трезвый, ригидный.
  • Меланхолически-холерический (MX) тип – добросовестный, капризный, нейротичный, обидчивый, неспокойный.
  • Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) / Альманах психологических тестов - М., 1995. С.217-224.