Конфликт как социально-психологическое явление. Конфликт как социально-психологическая проблема

КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Существует обыденное представление, что конфликт - это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Для большей наглядности картины введем три определения конфликта.

Когнитивное определение конфликта, опирающееся на интеллектуальную составляющую конфликта: конфликт это столкновение различных типов мышления, каждый из которых претендует на репрезентативность.

Интерактивное определение конфликта, акцентирующее внимание на специфике взаимодействия на разных стадиях конфликта: конфликт есть процесс развития взаимодействия субъектов от конфронтации к коммуникации.

Рефлексивное определение конфликта, основанное на анализе всех компонентов конфликтной ситуации: конфликт это та ситуация, в которой есть возможность для углубленного исследования объекта (среды). Затем можно перейти к исследованию собственных форм мышления и выяснению того, почему мнения о фактах и проблемах действительно различаются.

Теперь рассмотрим всё это подробнее, по главам.

I. Конфликт как социально-психологическое явление и способ социального взаимодействия .

    1. Общение, как главное во взаимодействии людей.

В психологии понятие конфликта применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внутриличностные переживания, и кризисные явления (предмет психотерапевтической работы), и столкновение алгоритмов решения учебных задач у обучающегося и др.

Источником активности любого живого существа, в том числе человека, являются его потребности. Потребности, вызывая мотивацию («Я хочу!»), побуждают живое существо к деятельности. Для поддержания жизненно важных связей с окружающим миром и возникающих в процессе деятельности, является общение.

В масштабах жизнедеятельности человека общение, т. е. взаимодействие с другими людьми, является главным условием выживания, а также обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития личности.

Таблица 1

Фомы межличностного общения

Мужчина

Женщина

Ребенок

Мужчина

М+М

М+Ж

м+р

Женщина

Ж+М

Ж+Ж

Ж+Р

Ребенок

Р+М

Р+Ж

Р+Р

Задавая каждому представителю сообщества различные социальные роли, получим на пересечении строк и колонок все разнообразие и многоплановость вариантов взаимодействия между людьми:

МУЖЧИНА - МУЖЧИНА: отец - взрослый сын, друг - друг, брат - брат (взрослые), коллега - коллега, начальник - подчиненный и др.

МУЖЧИНА - ЖЕНЩИНА: начальник - подчиненная, муж - жена, коллега - коллега, любовник - любовница, отец - взрослая дочь, брат - сестра и др.

МУЖЧИНА - РЕБЕНОК: отец - сын (или дочь), учитель - ученик, тренер - ученик и др.

ЖЕНЩИНА - ЖЕНЩИНА: начальница - подчиненная, подруга - подруга, сестра - сестра, коллега - коллега, мать - взрослая дочь и др.

    1. Претензии - неудовлетворение каких-либо потребностей.

Так как жизнь - это непрерывный процесс общения в общественной и профессиональной деятельности и в личной жизни, то в отношениях между членами этих пар часто возникают претензии - выраженное или скрытое недовольство людей друг другом, связанное, как правило, с неудовлетворением каких-либо потребностей.

В целом в качестве источников претензий (у одного из участников к другому или взаимные претензии) выступают противоречия, которые возникают там, где есть:

1) рассогласования ценностных ориентации по нравственным нормам, взглядам, убеждениям, различия в убеждениях и морально-нравственная несовместимость. Возникновение претензий в таких случаях неизбежно;

2) рассогласования ожиданий и позиций. Такое непонимание обычно возникает между людьми, разными по возрасту, профессиональной принадлежности, жизненному опыту и интересам. И чем больше эти различия, тем глубже недопонимание между ними, которое может породить взаимную неприязнь;

3) рассогласование знаний, умений, способностей, личностных качеств. Различия в уровне образования приводят к тому, что люди становятся малоинтересны друг другу. Существуют психологические барьеры из-за возможных индивидуальных различий интеллектуального характера («слишком умный!»), которые могут породить неприязнь и привести к вражде. Такие индивидуальные личностные различия в свойствах темперамента, как импульсивность, вспыльчивость, и такие черты характера, как стремление доминировать, бесцеремонность в обращении и другие, порождают напряженность в человеческих отношениях (подробнее об этом см. в гл. 5);

4) рассогласования в понимании, интерпретации информации. Не все люди от природы наделены одинаковой способностью к пониманию того, что происходит с ними и вокруг них. То, что очевидно для одного человека, может стать неразрешимой проблемой для другого (Эти вопросы обсуждаются в соционике, нейролингвистическом программировании, психологии понимания, герменевтике и др.);

5) рассогласования оценок, самооценок. В отношении себя и ситуации у каждого из участников они могут быть адекватными, заниженными или завышенными и не совпадать;

6) рассогласования физических, эмоциональных и других состояний («сытый голодному не товарищ»);

7) рассогласования целей, средств, методов деятельности. Потенциально взрывоопасной является ситуация, в которой два или несколько человек имеют противоречивые, несовместимые друг с другом мотивы поведения. Каждый из них, преследуя свои личные цели, осознанно или неосознанно препятствует достижению целей другими индивидами;

8) рассогласования функций управления;

9) рассогласования экономических, технологических и других процессов.

Наиболее острая форма недовольства проявляется как процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников.

В психологии подобные отношения определяются как конфликт - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными переживаниями. Каковы же источники противоречий, порождающих конфликты в процессе общения? С точки зрения понятия «система» общение - это объединение субъектов, предназначенное для удовлетворения одного или нескольких видов потребностей и создающих своим объединением межличностные отношения.

Данное определение позволяет выявить условия, при которых общение будет положительным, и основные источники взаимных претензий, которые могут перерасти в противоречие и завершиться конфликтом. Это, прежде всего, отношение к основной функции: если все субъекты (участники общения) одинаково понимают и принимают основную функцию, иными словами, если их потребности совпадают, - общение, даже при наличии взаимных претензий, будет носить характер сотрудничества, здоровой конкуренции и приведет к положительным результатам. Так в успешно работающем производственном коллективе все сотрудники вносят свой профессиональный и психологический вклад (не всегда даже видимый!) в его работу. В дружной семье все ее члены поддерживают и усиливают друг друга.

Но отношение к основной функции может не совпадать, потому что интересы людей существенно различны, а потребности их таковы, что зачастую могут быть удовлетворены лишь за счет нарушения интересов других людей или пренебрежения ими. Например, начальнику нужно, чтобы подчиненный много и хорошо работал за минимальную зарплату, а у подчиненного желания совершенно противоположные. Родители хотят, чтобы ребенок больше времени отдавал школьной учебе, музыке и иностранному языку, а ребенку хочется иметь больше времени для спорта, чтения и общения со сверстниками. И так далее.

Из всего выше сказанного можно сделать выводы:

Наличие многочисленных причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, но совсем не обязательно приводит к конфликтному взаимодействию. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Однако, вступив в конфликт, каждая из сторон, как правило, начинает делать все для того, чтобы была принята ее точка зрения, и мешает другой стороне делать то же самое. Поэтому в таких случаях необходимо управление конфликтами, чтобы сделать их последствия функциональными (конструктивными) и уменьшить количество дисфункциональных (деструктивных) последствий, что, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.

Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтами.

К структурным методам относят:

-четкую формулировку требований, то есть разъяснение требований к результатам работы как каждого конкретного работника, так и подразделения в целом, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил и выполнения работы.

- соблюдение принципа единоначалия, когда подчиненный знает, чьи требования он должен выполнять, а также создание специальных интеграционных служб, которые должны увязывать между собой цели различных подразделений.

Установление общих целей и формирование общих ценностей, то есть информирование всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также о состоянии дел в различных подразделениях. Использование системы поощрений, которая основана на критериях эффективности работы, исключающая столкновение интересов различных подразделений и работников.

В заключении хочется сказать, что с одержание исследований конфликтов в социальной психологии имеет много общего с исследованиями в социологии, политологии и других социальных науках. Специфика же заключается в том, что в социальной психологии акцент делается на более тонкой дифференциации различных состояний группы, близких или сходных с конфликтными. Специальный анализ показал, что можно выделить четыре взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных состояния, которые изучаются в социальной психологии: социально-психологическое противоречие, социально-психологическая напряженность группы, психологическая готовность индивидуального или группового субъекта к конфликтному поведению и собственно конфликтное поведение. Каждый из выделенных феноменов может существовать как автономный и иметь в разных группа различную интенсивность их выраженности, при этом группа не переходит из одного состояния в другое. Однако те же самые социально-психологические состояния могут выступать стадиями, или этапами, движения группы к конфликту: от осознания противоречия – к напряженности, от нее – к формированию социальной установки на конфликтное поведение, а далее – к собственно конфликту. Причем, разные группы с различной скоростью проходят эти стадии-состояния.

В социальной психологии в большей степени разрабатывается не общетеоретический подход к конфликтам, а скорее, типологический, поэтому так важны многочисленные дифференциации конфликтов на различные типы, виды и т. п., причем по самым разным основаниям-критериям. Это вызвано тем, что социально-психологическая природа конфликта очень «чувствительна» к изменению типа конфликта, поэтому принципиально важно разделять конфликты по их субъектам на внутриличностные, межличностные, межгрупповые и между личностью и группой и т. п. Социально-психологические механизмы срабатывают принципиально по-разному в перечисленных или каких-то других типах конфликтов. Ведущими здесь могут выступать не столько общие закономерности, сколько особенности, т. е. типологические в данном случае.

Результаты специальных исследований социально-психологических последствий конфликтов в группах убеждают в их не только однозначно негативном характере, но и их конструктивности. Особенно это касается эффективности творческих видов совместной деятельности, например: научной, художественной и др. Поэтому в последние десятилетия в социально-психологической литературе появилось много квалификаций конфликта, как: разумного, рационального, полезного, позитивного, конструктивного, развивающего и т. п. Все это определило и новые перспективные направления исследований, от которых в ближайшем будущем следует ожидать новых интересных результатов.

У частие практических социальных психологов в разрешении конфликтов включает больше общего с представителями других социальных наук и прежде всего с социологами, нежели специфики. Объясняется это тем, что практические задачи есть задачи всегда комплексные, поэтому они требуют либо интеграции знаний различных наук, либо объединения усилий их представителей (второе несколько сложнее), что и делает похожими на практике работу разных специалистов. Однако об одной особенности работы практических психологов необходимо сказать обязательно. Психолог строит работу так, что главными действующими лицами в разрешении конфликтов становятся сами участники: через осознание противоречий как предмета конфликта, через внутреннюю работу личности, отражение в своем сознании собственного поведения, а не только других участников конфликта, через восприятие другого как самого себя и т. п. Но в этом существуют два серьезных ограничения: во-первых, такие способы разрешения конфликтов наиболее эффективно срабатывают на рефлексирующих личностях, а далеко не все оказываются таковыми; во-вторых, психологические методы разрешения конфликтов в подавляющем большинстве конфликтных ситуаций могут выступать лишь дополняющими другие методы. Сами по себе они довольно редко приводят к устойчивому (не временному или ситуативному) разрешению межличностных и тем более межгрупповых конфликтов.

В последние годы в конфликтологии в целом выходит много публикаций, посвященных управлению конфликтами, не затихают споры вокруг этого вопроса и в социальной психологии. Прочно закрепляются термины инициированный, управляемый, контролируемый, планируемый, организованный, проектируемый и другие конфликты. Социальным психологам такая форма практической работы с группами известна еще с 30-х годов XX столетия, с так называемого метода «взрыва» группы, успешно применявшегося А. С. Макаренко для смены негативных неформальных лидеров в молодежных группах. Именно с того времени хорошо известна и высокая трудоемкость, и рискованность подобного рода методов. Но сколько бы такие технологии управляемых конфликтов ни разрабатывались, они всегда остаются очень сложными даже для единичного применения, а тем более невозможными для широкого использования. И это к лучшему, ибо здесь остро встают не только узкопрофессиональные вопросы, но и прежде всего этические: о моральном праве организатора (а сейчас уже говорят «проектировщика») провоцировать конфликтную ситуацию и включать в нее различных людей, фактически манипулируя ими. Но этические вопросы обычно решаются в угоду профессиональным, хотя ни в коем случае при этом нельзя снимать вопрос об ответственности за негативные последствия проектируемых конфликтов. А они реальны и опасны, как на личностном, так и на групповом уровнях .

Говоря о специфике социально-психологического анализа конфликта, нельзя не затронуть вопрос о значимости ситуационного подхода. Для социального психолога конфликт не является абстрактным явлением, он всегда конкретен, опосредствован личностями, группой, ситуацией и тем самым не повторяется из ситуации в ситуацию, а по-своему единичен и уникален в каждой конкретной социальной ситуации.

При работе над статьёй были использрванны источники литературы:

    Гришина Н. В.

    Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 2004.

    Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, 1996.

    Гришина Н. Б. Психология конфликта. СПб., 2000.

    Вересов Н. Н. Формула противостояния, или как устранить конфликт в коллективе. М., 1998.

    Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.

    Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2010.

    Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции:

1) Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п.

2) Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем..

3) Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию.

4) Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений.

5) Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности.

6) При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему.

7) Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

Деструктивные функции:

1) Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников.

2) Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов.

3) Конфликт сопровождается стрессом.

4) Конфликт формирует негативный образ другого - "образ врага".

Структура социального конфликта

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение . Рассмотрим их более подробно. Начнем с объективного содержания конфликтной ситуации.

1. Участники конфликта. В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (семейный конфликт), как официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридические лица (представители учреждений и организаций).

2. Предмет конфликта. Как мы отмечали ранее, ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон.

3. Объект конфликта. Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается. Объект является ядром проблемы. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

4. Микро- и макросреда - условия, в которых действуют участники. Микросреда - ближайшее окружение сторон. Макросреда - социальные группы, представителем которых является сторона и качества которых она унаследовала.

Помимо объективных составляющих конфликта существуют также субъективные составляющие - устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т.е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте. Теперь следует разобраться в некоторых составляющих социального конфликта, которые выделил С. Фролов. Любое вмешательство, создающее преграду в удовлетворении потребностей индивида или социальной группы, можно назвать блокадой. При появлении блокады от человека или социальной группы требуются переоценка ситуации, отказ от желаемой потребности или постановка новой цели, принятие нового плана действий. Ситуация блокирования - это всегда некоторое первоначальное замешательство различной степени интенсивности (от легкого недоумения до шока), а затем побуждение к новым действиям, поиск обходных путей. Встреча человека или социальной группы с непреодолимым затруднением в удовлетворении желаемой потребности вызывает фрустрацию. Реакция на фрустрацию может развиваться по двум вариантам: отступление от намеченных целей или агрессия. Агрессивное поведение может быть направлено на другого человека, группу людей. С этого момента, собственно, и начинается социальный конфликт. Однако далеко не всякое состояние фрустрации и вызванное им эмоциональное напряжение приводят к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, связанное с неудовлетворенными потребностями, должно перейти некую границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, авторитетом властных структур, культурными нормами, действием социальных институтов. Если в обществе или социальной группе происходят процессы дезорганизации, снижаются авторитет и эффективность действий социальных институтов, то участники социального конфликта легко переходят грань, отделяющую их от самого конфликта.

Классификация социальных конфликтов

Классификация конфликтов необходима для того, чтобы понять существенные причины конфликтов. Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому требует определенной тактики его разрешения или предупреждения.

В конфликте всегда принимают участие несколько сторон (не важно, отделы ли это психики одного человека, или разные люди, или группы людей). Поэтому базисная классификация конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон. Поэтому базисная классификация конфликта выглядит следующим образом:

Кроме того, важнейшей особенностью конфликта является характер потребности, за удовлетворение которой борется человек. Вы, наверное, знакомы с иерархией потребностей А. Маслоу. Согласно его теории, потребности можно сгруппировать, выделить пять иерархически связанных уровней: физиологические, в безопасности и защищенности, социальные потребности, в уважении, потребности самовыражения.

В случае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт. Если объединить некоторые группы потребностей и представить их в виде потребностей материальных, социальных и духовных, то классификация конфликтов будет иметь еще и следующий вид:

Существует множество классических типологий социальных конфликтов.

Если опираться на выводы Г. Зиммеля и Л. Козера, все конфликты можно поделить на реалистические (порождаются объективными обстоятельствами) и нереалистические (характеризуются преобладанием эмоций).

А. Рапопорт, утверждая, что невозможно все конфликты подогнать под одну схему, выделяет три основных вида конфликта: война ("схватка"), споры ("дебаты") и игры.

Все конфликты могут быть подразделены на конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные), на позитивные и негативные, антагонические и компромиссные.

Те или иные типы и виды конфликтов по-разному проявляются в различных обществах.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что конфликты разнообразны как по совей природе, так и по своим характеристикам, но конфликт в большинстве случаев является столкновением интересов человека как части общества, следовательно, в самом широком смысле любой конфликт мы можем назвать социальным.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение)
представляет собой столкновение противоположно
направленных целей, интересов, позиций, мнений или
взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
В основе любого конфликта лежит ситуация,
включающая либо противоречивые позиции сторон по
какому-либо поводу, либо противоположные цели или
средства их достижения в данных обстоятельствах, либо
несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов
Конфликтная ситуация включает в себя субъектов
возможного конфликта и его объект.
Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим
инцидент, когда одна из сторон начинает действовать,
ущемляя интересы другой стороны.
Если противоположная сторона отвечает тем же,
конфликт из потенциального переходит в актуальный.

Источники (причины) конфликтов
Источники (причины) конфликтов – это противоречия, возникающие

Источниками конфликтных ситуаций являются обостренные
противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов, видения
способов решения производственных задач, которые так или иначе
затрагивают личные интересы.
Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются
противоречия, а противоречия возникают там, где есть
рассогласование:
·
целей, интересов, позиций;
·
мнений, взглядов, убеждений;
·
личностных качеств;
·
межличностных отношений;
·
знаний, умений, способностей;
·
функций управления;
·
средств, методов деятельности;
·
мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;
·
понимания: интерпретации информации;
·
оценок и самооценок – это противоречия, возникающие
между людьми, группами, организациями и т.д.

Четыре типа конфликта:

внутриличностный. Сторонами конфликта могут выступать
две или более составляющих одной и той же личности -
например, отдельные черты, типы или инстанции. В этом
случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением
отдельных особенностей личности и поведения человека;
межличностный конфликт возникает между двумя (или
более) отдельными личностями. При этом наблюдается
конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей,
ценностей и/или установок;
личностно-групповой конфликт зачастую возникает в
случае несоответствия поведения личности групповым
нормам и ожиданиям;
межгрупповой. В этом случае может происходить
столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или
ценностей различных групп.

В динамике конфликта выделяют следующие четыре основные стадии:

Возникновение объективной конфликтной ситуации. Эта ситуация не сразу
осознается людьми, поэтому ее можно назвать «стадией потенциального
конфликта».
Осознание объективной конфликтной ситуации. Для того чтобы конфликт был
осознан, необходим инцидент, т.е. ситуация, при которой одна из сторон
начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.
Переход к конфликтному поведению. После того как конфликт осознан, стороны
переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование
достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. При
переходе конфликта из потенциального в актуальный он может развиваться как
прямой или опосредованный, конструктивный, стабилизирующий или
неконструктивный.
Разрешение конфликта является заключительной стадией его протекания. Оно
возможно как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за
счет преобразования ее образов, имеющихся у оппонентов. Разрешение может
быть частичным (когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к
конфликту остается) и полным (когда конфликт устраняется на уровне
внешнего поведения и на уровне внутренних побуждении).

Четыре возможных типа разрешения конфликтов:





полное разрешение на объективном уровне за счет
преобразования объективной конфликтной ситуации -
например, пространственное или социальное разведение
сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие
которых привело к конфликту;
частичное разрешение на объективном уровне за счет
преобразования объективной конфликтной ситуации в
направлении создания незаинтересованности в конфликтных
действиях;
полное разрешение на субъективном уровне за счет
кардинального изменения образов конфликтной ситуации;
частичное разрешение на субъективном уровне за счет
ограниченного, но достаточного для временного прекращения
противоречия изменения образов в конфликтной ситуации.

Один из основателей психологической конфликтологии, К. Левин, выделил три основных типа конфликтов, которые характеризуют как личность, та

Один из основателей психологической конфликтологии, К.
Левин, выделил три основных типа конфликтов, которые
характеризуют как личность, так и межличностные отношения
людей.
Конфликт типа «приближение - приближение». Он
характеризуется тем, что человек стремится к достижению
сразу двух целей, которые оказываются несовместимыми друг с
другом. Например, человек решает проблему выбора партнера
по браку - одного из двух одинаково привлекательных для него
людей.
Конфликт типа «удаление - удаление». Он отличается
необходимостью совершения выбора между двумя в
одинаковой степени непривлекательными людьми. Например,
человек стоит перед выбором партнера по делу, причем оба его
потенциальных компаньона нежелательны для него, а другого
выбора у него нет.
Конфликт «приближение - удаление». Он характеризуется
тем, что один и тот же человек может оказаться для индивида
как привлекательным (обладать положительными чертами), так
и непривлекательным (обладать отрицательными или
отталкивающими чертами).

Функции межличностных и межгрупповых конфликтов

Положительное значение межличностных конфликтов:
Они обнаруживают существующие между людьми или социальны- Я ми группами
противоречия и позволяют им эти противоречия осознать.
Конфликтные ситуации наилучшим образом раскрывают психологию людей, как их
положительные, так и отрицательные стороны. .1
Возникшую конфликтную ситуацию вовлеченные в нее люди в большинстве
случаев стараются как-то разрешить.
Возникновение конфликтов в настоящем препятствует их возникновению в будущем
или снижает остроту будущих конфликтов.
Конфликт активизирует психологию людей, заставляет их мыслить, искать выход из
сложившейся ситуации.
Отрицательные последствия:
Конфликты, безусловно, ухудшают (хоты бы временно - тогда, когда они
возникают и существуют) взаимоотношения людей.
Конфликты очевидным образом отрицательно сказываются на самочувствии
людей, вовлеченных в них. Эти люди в конфликтной в ситуации переживают
отрицательные эмоции, а такие эмоциональные переживания всегда негативно
сказываются на психическом Я или физическом состоянии человека.
Конфликты мешают людям нормально взаимодействовать друг т с другом, а такое
взаимодействие им необходимо в современных Щ условиях жизни.
От конфликтов страдают не только сами их участники, но и окружающие люди,
особенно если те близко к сердцу воспринимают возникшую конфликтную ситуацию.
Конфликты могут не только способствовать, но и препятствовать личностному
(психологическому) развитию людей.

Самооценка конфликтности

1. Рветесь в спор
2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим
возражений
3. Считаете, что добьетесь
своего, если будете очень
возражать
4. Не обращаете внимания
на то, что другие не
принимают доводов
5. Спорные вопросы
обсуждаете в присутствии
оппонента
6. Не смущаетесь, если
попадаете в напряженную
обстановку
7. Считаете, что в споре
надо проявлять свой
характер
8. Не уступаете в спорах
9. Считаете, что люди легко
выходят из конфликта
10. Если «взрываетесь», то
считаете, что без этого
нельзя
7654321 Уклоняетесь от спора
7654321 Свои выводы сопровождаете
извиняющимся тоном
7654321 Считаете, что если будете
возражать, то не добьетесь своего
7654321 Сожалеете, если видите, что
другие не принимают доводов
7654321 Рассуждаете о спорных
проблемах в отсутствие
оппонента
7654321 В напряженной обстановке
чувствуете себя неловко
7654321 Считаете, что в споре не нужно
демонстрировать свои эмоции
7654321 Уступаете в спорах
7654321 Считаете, что люди с трудом
выходят из конфликта
7654321 Если «взрываетесь», то вскоре
ощущаете чувство вины

10. Результаты

Сумма баллов, равная 70, указывает на
очень высокую степень конфликтности;
60 - на высокую;
50 - на выраженную конфликтность;
11-15- на склонность избегать
конфликтные ситуации.

11. К. ТОМАС – стратегии поведения в конфликте

К. Томас выделяет следующие способы
регулирования конфликтов:
1) соревнование (конкуренция) как стремление
добиться удовлетворения своих интересов в ущерб
другому;
2) приспособление, означающее в
противоположность соперничеству принесение в
жертву собственных интересов ради другого;
3) компромисс;
4) избегание, для которого характерны как
отсутствие стремления к кооперации, так и
отсутствие тенденции к достижению собственных
целей;
5) сотрудничество, когда участники ситуации при
ходят к альтернативе, полностью удовлетворяю щей
интересы обеих сторон.

12.

Тип конфликтной личности
Поведенческие характеристики
Демонстративный
Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к
людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные
конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к
различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение
эмоциональное. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо
воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от
конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо.
Ригидный
Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения
собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. С
большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их
мнением. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как
обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно
чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
Неуправляемый
Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым
поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на
общепринятые нормыобщения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен.
В неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать
деятельность,последовательно претворять планы в жизнь.Недостаточно развита способность
соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает
мало уроков.
Сверхточный
Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и
окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью.
Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение
замечаниям окружающих. Может разорвать отношения с друзьями из-закажущейся обиды.
Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь болезнями
(бессонница, головные боли и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных,
проявлениях Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
«Бесконфликтный»
Неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью.
Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в
поведении.Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит
перспективу. Излишне стремится к компромиссу.Не обладает достаточной силой воли. Почти
не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих.

13. Поведенческие стратегии в конфликтных противоборствах:

1)“Страус”: носитель такого поведения затруднительно чувствует себя в конфликтной ситуации и
предпочитает вести себя так, как будто ничего не случилось, никакого конфликта не существует. Такое
поведение в конфликтной ситуации затрудняет ее разрешение, поэтому основная задача во
взаимодействии с этим контрагентом - это заставить его признать, что конфликт реально существует.
2) “Уходящий в сторону”: человек, придерживающийся такой стратегии, стремится перенести
конфликтное противостояние в другую сторону, где он не полномочен заниматься спорными
проблемами.
Эффективный единственный ответный ход в таком случае - не давать сбить себя с пути. В
рассматриваемой ситуации важно овладеть инициативой, возвращая внимание к конкретной проблеме,
ставшей объектом конфликтного соперничества и предлагать свои варианты разрешения конфликтной
ситуации.
3) “Мул”: столкнувшись с конфликтом, человек, придерживающийся такой стратегии поведения,
занимает неповоротливую, упрямую позицию. Он сопротивляется любой попытке достижения
компромисса и упрямо настаивает на своем. В конфликтном взаимодействии с “мулом” нужны большая
терпимость, выдержка и энергия. В столкновении с таким контрагентом эффективно действует метод
“пряника” в сочетании с методом “кнута”. Суть заключается в том, чтобы в своем стремлении решить
проблему быть упорным не менее чем противоборствующий с вами “мул”, и в то же время проявлять
достаточную гибкость, не превращая конфликтную ситуацию в бесплодное столкновение самолюбий.
4)“Петушок”: речь в данном случае идет о таком человеке, который ради того, чтобы избавиться от
конфликтной ситуации сейчас, готов на словах пойти на любое решение, в том числе и на невыгодное
для себя. Самое важное в столкновении с таким контрагентом - вынудить его спокойно подвести итоги
достигнутых договоренностей, подкрепить принятую им позицию парой аргументов, которые он сам не
принял во внимание, и по возможности подтолкнуть его скрепить достигнутое соглашение своей
подписью. Это заставит его более ответственно и строго относиться к своим словам и обещаниям и
выполнять компромиссное решение, если оно будет достигнуто.
5)“Паровой каток”: такая стратегия свойственна чаще всего людям “решающего” типа и чаще всего
встречается среди лиц, находящихся на более или менее высоких ступенях служебно-должностной
иерархии. Склонны пробивать дорогу к намеченной цели через любые препятствия. В движении к ней
такой индивид с готовностью использует различные методы давления, в том числе запугивания и угрозы,
чтобы вынудить партнера принять его условия. Самое главное в противостоянии такому контрагенту отказаться попадать под его влияние. Самое лучшее здесь - спокойная упорная настойчивость. Очень
важно при этом - не позволять запугивать себя, не поддаваться на угрозы и не давать втягивать себя в
спор на повышенных тонах. Необходимо со спокойствием и настойчивостью давать понять партнеру, что
важные для вас ценности поставлены на карту в конкретном взаимодействии с ним.

14. Правила поведения в конфликте

Первое правило поведения в конфликте. Справедливое отношение к инициатору конфликта.
нужно справедливо, а главное, терпеливо отнестись к зачинщику конфликта. Не набрасываться, не
осуждать и не бранить с первой секунды, но внимательно и доброжелательно выслушать конфликтующую
сторону.
Второе правило поведения в конфликте. Не расширять предмет конфликта.
Несоблюдения второго из пяти правил поведения в конфликте, приводит к погрязанию в обвинениях,
придирках, уколах, оскорблениях, за которыми пропадает суть самого конфликта. В этой ситуации
конфликта, придти к какому-либо правильному решению – не представляется возможным.
Третье правило поведения в конфликте заставляет инициатора конфликта мысленно взвесить все
за и против в выдвигаемой претензии. Это правило поможет рассчитать возможные последствия
конфликта и возможный удар по взаимоотношениям. Также инициатор конфликта сможет подумать за
обвиняемого о предпочитаемом им исходе конфликта. Соблюдение этого правила поведения в конфликте
убережет Вас от возможных негативных исходов.
Четвертое правило поведения в конфликте. Правило эмоциональной выдержки.
Нередко участники конфликтной ситуации в состоянии справедливо отнестись к инициатору конфликта,
правильно определить предмет конфликта, позитивно сформулировать конфликтную ситуацию, но
царящий при этом тон разговора может погубить всю ситуацию. В процессе конфликта, стороны
испытывают эмоциональную напряженность. Их высказывания категоричны, безапелляционны,
требовательны. Инициатор конфликта, зачастую, предъявляет претензии на повышенных тонах, порой, не
выбирая выражений, что может восприняться другим человеком как оскорбление. «Оскорбленный»,
естественно станет защищаться из чего может разразится огромный и продолжительный конфликт.
Отсюда следует, что надо максимально, по возможности, спокойно и ровно высказываться, точно и
продуманно говорить слова.
Пятое правило поведения в конфликте. Правило обезличенного конфликта.
Самое главное правило поведения в конфликте в том, чтобы избегать личных конфликтов, затрагивающих
чувства собственного достоинства личности. Нельзя допускать, чтобы претензии переходили в
оскорбления личности. Зачастую у людей сохраняется детский эгоцентризм, это когда любые конфликты с
кем бы то ни было, будь то в транспорте (нечаянно толкнули), в магазине (грубый продавец) и др.,
воспринимаются как сугубо личные, тогда такой человек, с «задетым самолюбием», начинает враждебно
относится к своему «обидчику» - отсюда конфликт с негативным исходом, (испорченное настроение,
поднятые нервы). Существует множество примеров как деловых, так и личных бытовых, семейных
конфликтных ситуаций возникающих на пустом месте.

Ввиду многообразия видов конфликтов и различий в их определении в первую очередь необходимо дать такую дефиницию конфликта, которая являлась бы общей для всех его видов. Это в свою очередь предполагает выявление сущности конфликта и его понятия.

Приведём определение социального конфликта:

Социальный конфликт – столкновение сторон, мнений, сил, любые виды борьбы между индивидами, цель которых – достижение (либо сохранение) средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также завоевание, нейтрализация либо устранение действительного (или мнимого) противника. Конфликт – это противоборство сторон на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок).

Но не каждое противоречие ведёт к столкновению. Необходимыми условиями для превращения противоречия в конфликт являются:

1. Осознание стороной противоположности мотивов или суждений;

2. Наличие противоборства, характеризуемого нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического).

Тогда служащий начинает работать с конфликтом как с реальностью.

Таким образом, конфликт происходит тогда, когда существующие противоречия и разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое взаимодействие.

Противоречия пронизывают все сферы: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов создаёт кризис общества.

Кризис общества – это результат глубинных изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьёзное нарушение механизмов контроля в экономике, политике, и культуре.

Проявлением кризиса общества служит резкий подъём социальной напряжённости. Понятие социальной напряжённости тесно связано с понятием конфликта, так как она всегда предшествует конфликту (за исключением межличностных и внутриличностных конфликтов).

Выделяют следующие признаки социальной напряжённости :

а) распространение в самых широких кругах населения настроения неудовлетворённости жизнью (недовольство ростом цен, оскудение потребительской корзины, угроза личной безопасности, неопределённость жизненных перспектив, снижение уровня жизни);

б) утрата доверия к правящей элите (пессимизм в оценке будущего, возникновение атмосферы массового психического беспокойства и эмоционального возбуждения);

в) появление стихийных массовых действий (различные конфликты, митинги, демонстрации, забастовки).

В качестве общих причин социальной напряжённости выступает кризис в области экономики, власти и общества.

Хотя прямой связи между уровнем жизни и степенью развития конфликтной напряжённости не существует, тем не менее, служащим необходимо учитывать специфику национальной ситуации в российском обществе, которая влияет на эмоциональное состояние и поведение членов коллектива (состояние эмоциональной неустойчивости, конфликтности).

Наблюдения за ростом общественного недовольства путём опросов общественного мнения даёт возможность служащим отслеживать стадии развития социальной напряжённости и прогнозировать социальный взрыв – конфликт.

При этом необходимо знать, что механизм социальной напряжённости имеет замкнутый характер: неудовлетворительное состояние экономики вызывает недовольство населения из-за падения уровня жизни, что, в свою очередь, приводит к забастовкам, конфликтам и, следовательно, к ещё большему спаду производства.

Для понимания содержания понятия конфликта, управления им необходимо уметь анализировать конфликты как социально-психологическое явление, выявлять причины их возникновения и возможные последствия.

Понятие конфликта . Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника.

Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.

В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые из определений конфликта:

Л.Г. Здравомыслов: Итак, конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Ю.Г. Запрудский: Социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.

А.В. Дмитриев: Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

Несмотря на все достоинства, выражающиеся в фиксации многообразных атрибутов социального конфликта, приведенным определениям присущ, на наш взгляд, один существенный недостаток. Они не включают внутриличностный конфликт и не оставляют для него «места». Речь идет лишь о сторонах конфликта, начиная от «борьбы между индивидами» и выше. Но существует борьба и на уровне отдельного индивида, противоборство между элементами внутренней структуры личности, которое и находит свое выражение во внутриличностном конфликте. Этот конфликт – проявление противоречий не на уровне социальных групп или целых народов, а на личностном уровне, но от этого он не делается менее актуальным.

Сложившаяся ситуация, возможно, объясняется тем, что, по мнению некоторых авторов, внутриличностный конфликт не относится к социальному конфликту, а представляет собой лишь психологический конфликт, не охватываемый объемом понятия «социальный» и не имеющий к социальному конфликту прямого отношения. Но такая точка зрения вызывает возражение, в котором мы солидарны с позицией Г.И. Козырева:

«Личность, – пишет он, – устойчивая система социально – значимых черт, обусловленных системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений. Поэтому и внутриличностный конфликт является социальным конфликтом» . Можно привести и другие определения конфликта. Важнее сформулировать его общее понятие, имеющее методологическое значение.

В этом плане всякий конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается в противоборстве между его различными сторонами. Такими сторонами взаимодействия могут выступать индивиды, социальные группы, общности и государства. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру. Далее, в любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов и эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями. Если теперь объединить названные признаки конфликта в единое целое, то можно дать следующее определение.

Конфликт – есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта. Но для более полного его понимания как социального феномена приведенная дефиниция нуждается в конкретизации и в более детальном описании необходимых и всеобщих элементов конфликта, его структуры, причин возникновения функций и динамики. Дальнейшее изложение общей теории конфликта, в том числе и его понятия, и будет посвящено объяснению этих вопросов. При этом так же, как и автор «Общей теории» конфликта К. Боулдинг, мы убеждены, что все конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития и что именно изучение этих общих элементов может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении.

Противоречие – основа конфликта. Прежде всего, следует отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. При этом объективные, не зависящие от сознания людей противоречия, коренящиеся в существенных различиях социально-экономических условий их жизни, играют ключевую роль в возникновении конфликтов в обществе. Социально-экономическое положение индивида в обществе во многом определяет не только линию его поведения и действия, но и само его сознание, интересы и цели.

Хотя следует иметь в виду, что противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно носят объективный характер. Они могут быть и субъективными, обусловленными субъективными личностными факторами, более того они могут быть даже мнимыми. Однако если они имеют для человека существенное значение, то могут порождать конфликтную ситуацию.

Имея в виду важную для понимания конфликта роль противоречий, часто сам конфликт определяют как предельное обострение противоречий между участниками взаимодействия, проявляющееся в их противоборстве. При этом речь идет именно о резком обострении противоречий, поскольку не всякое противоречие вызывает конфликт. На ранней стадии развития противоречия оно может разрешиться и бесконфликтным образом. Кроме того, противоречия могут вообще существовать в бесконфликтной форме. Примером может служить противоречие между мужчиной и женщиной. Это противоречие было и будет всегда, но лишь в определенной социальной ситуации оно может приобретать конфликтную форму. Наконец, существует множество противоречий, которые к конфликту вообще не имеют никакого отношения. Таковы, например, противоречия между человеком и природой, производством и потреблением.

Конфликт как социальное взаимодействие социальных субъектов . Всякий конфликт – это всегда взаимодействие социальных субъектов. Однако не всякое взаимодействие является конфликтом. Там, где нет противоборства, отсутствуют острые противоречия, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, там нет и конфликта. К таким взаимодействиям относятся отношения товарищеского, дружеского сотрудничества, любовные отношения, коллективистские связи.

Выяснение сущности конфликта позволяет также говорить о том, что конфликт – это явление социальное, в нем действуют субъекты, одаренные сознанием, преследующие свои цели и интересы. И простого взаимодействия каких-либо сторон для наличия конфликта, конечно, еще недостаточно. В этой связи следует, на наш взгляд, критически отнестись к чрезмерно широкому толкованию конфликта, которое встречается в литературе. Так, К. Боулдинг полагает, что многочисленные конфликты существуют не только в обществе и в живой природе, но даже в неорганическом мире наподобие «бесконечной войны моря против суши и одних форм земной породы против других».

На самом деле при такой трактовке конфликта теряется сама его специфика, ибо он отождествляется с любым взаимодействием, в том числе и в неживой природе. Действительно, разве можно сказать, происходит ли между морем и сушей «война» или «любовные связи»? Поэтому взаимодействие между ними можно назвать с таким же основанием «конфликтом», как и «сотрудничеством» или даже «любовью».

С указанных методологических позиций следует рассматривать и все другие виды взаимодействий, когда речь идет о конфликте. Всякий конфликт как качество социального взаимодействия возникает на основе деятельности людей и их интересов. И в этом состоит его главное отличие от борьбы за существование в мире животных. Конфликт носит временный характер. Рано или поздно он заканчивается, тогда как поедание одних видов животных другими, естественный отбор в природе – это «modus vivendi» животных, их способ существования и поведения, основанный на инстинктах. В этом мире отношения между отдельными особями характеризуются либо антагонизмом, либо сосуществованием. И это положение вещей не основано ни на каких сознательных целях и интересах. Оно вечно, как сама природа. И «компромисс» в «конфликте» между волком и ягненком недостижим пока они находятся в естественной среде.

Справедливости ради следует, однако отметить, что по вопросу о наличии конфликтов в животном мире имеется и другая точка зрения, признающая зооконфликты. Такова, например, позиция А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова. Для ее обоснования они включают в понятие социального взаимодействия и «взаимодействие между животными». Но в таком случае теряется само качество социального взаимодействия, его специфика. С другой стороны, если социальное взаимодействие понимать «в широком смысле», о чем пишут авторы, то и конфликт, следуя их логике, также необходимо понимать в узком и широком смысле. Но это ведет к неопределенности самого объекта исследования, к невозможности сформулировать общие принципы и способы предупреждения и разрешения конфликтов и т.д.

Конфликт и соревнование . Следующий аспект рассмотрения специфики сущности конфликта касается его соотношения с такими близкими по форме явлениями, как различного рода соревнования: спортивные, культурные, рациональные. Когда команды или отдельные индивиды участвуют в спортивной игре, в конкурсе на лучшую песню, в математической олимпиаде, что это – конфликт или не конфликт? По форме вроде бы конфликт, ибо здесь налицо такие его атрибуты, как взаимодействие, конкуренция, стремление к достижению своих целей. Однако назвать эти явления конфликтом, видимо, нельзя.

Всякое соревнование изначально предполагает определенные условия его проведения и строгие временные рамки. Оно регулируется различного рода правилами. Его процесс и результат контролируем в рамках установленных правил, процедур и соглашений. И с этими, заранее установленными, правилами согласны все участники соревнования. В этом состоит существенное отличие последнего от конфликта. Однако если правила соревнования нарушаются, оно может перерасти в конфликт, сопровождающийся негативными эмоциями. Но это (конфликтное) взаимодействие возникнет уже совсем по другому поводу. Второй момент, который необходимо учитывать при разграничении конфликта и соревнования, состоит в том, что последнее или полностью представляет собой игру или включает в себя множество ее элементов. Но всякая игра – это такая деятельность, которая характеризуется переживанием удовольствия от самой деятельности, имеет эстетическую природу, является свободной и бескорыстной. Она обособлена и строго фиксирована во времени и пространстве. Наконец, игра есть «упразднение обыденной жизни». Эти и другие качества игры, определяющие ее сущность и значение, и отличающие ее от конфликта, выделяет в своем классическом труде «Человек играющий» известный теоретик И. Хейзинга.

Как видно, несмотря на некоторые сходные черты, по своей сущности соревнование и игра во многом противоположны конфликту. Конфликт – это не упразднение «обыденной» жизни, а напротив, утверждение «прозы» жизни; это не переживание удовольствия, а напротив, переживание отрицательных эмоций и т.д. Конфликт – это не игра. Конфликт – это всегда серьезно!

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) открытое столкно-вение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Несмотря на то, что большинство людей относятся к конфликту как к чему-то негативному, он имеет и конструктивные функции.

Конструктивные функции конфликта:

1) он выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция);

2) обнаруживает возникшее противоречие (познавательная функция);

3) призван разрешить противоречие (инструментальная функция);

4) имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств (перестроечная функция).

Деструктивные функции конфликта :

1) в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологиче-ский дискомфорт, напряжение, подавленность или чрезмерное воз-буждение;

2) нарушается система взаимосвязей;

3) понижается эффективность совместной деятельности.

В связи с этим почти все люди относятся к конфликтам негативно и стремятся их избежать. Хотя можно отметить существование субъектов, имеющих серьёзные психологические проблемы, которые, не всегда осознавая, сами инициируют возникновение конфликтных ситуаций.

По направленности конфликты делятся на:

· горизонтальные (то есть в них не задействованы лица, находящиеся друг у друга в подчинении);

· вертикальные (то есть между руководителями и подчинёнными). Эта разновидность конфликтов составляет от 70 до 80%;

· смешанные (то есть между руководителями и подчинёнными по социальному статусу, но не находящимися в прямой соподчинённости).

С точки зрения субъектов взаимодействия выделяют следующие типы конфликтов:

· внутриличностный конфликт – столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного человека. Т. е. мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека;

· межличностный конфликт столкновение взаимодействующих людей, чьи цели, ценности и нормы несовместимы в данной ситуации, либо противодействуют и мешают друг другу. Т. о., межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок;

· личностно-групповой конфликт – это вид отношений личности и группы, в основе которых лежит противоречие целей, интересов, мнений участников. Данный тип конфликта зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям;



· межгрупповой конфликт – столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп. Нередко этот вид конфликтов является результатом межличностного, когда его оппоненты поддерживаются единомышленниками.

В зависимости от поведения оппонентов выделяются следующие виды конфликтов:

· конструктивнымконфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы;

· деструктивный конфликт возникает в двух случаях:

Когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;

Когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.

Структурные компоненты конфликта:

а) стороны, участвующие в конфликте (конфликтанты, сочуствую-щие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы);

б) зона разногласий предмет спора, факт, вопрос обсуждения;

в) представления о ситуации – информационные модели конфликт-ной ситуации;

г) мотивы сторон в конфликте – это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонентов;

д) действия. Действия каждой стороны мешают другой стороне достичь своей цели.

Стадии конфликта:

1. Предконфликтная ситуация. Это положение дел накануне конфликта. Иногда оно может быть совершенно благополучным, и конфликт тогда начинается внезапно, под воздействием какого-то случай-но вторгшегося в эту стадию фактора (например, в автобус вошёл человек и неожиданно устроил скандал). Но чаще всего на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта. Этот период называется «латентным» (скрытым), и включает следующие этапы:



· возникновение объективной проблемной ситуации;

· осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;

· попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;

· возникновение предконфликтной ситуации.

Бывает, что на предконфликтной стадии имеется достаточно сильная напряженность в отношениях, но она остается подспудной и не выливается в открытые конфликтные столкновения. Подобное положение может сохраняться довольно долго.

2. Инцидент – стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон. Это первое столкновение сторон, стычка конфликтантов. Он выступает как завязка конфликта. Нередко инцидент возникает как будто по случайному поводу, но на самом деле такой повод является последней каплей, которая переполняет чашу.

3. Эскалация – прогрессирующее во времени развитие конфликта, интенсификация борьбы оппонентов.В фазе эскалации конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов – действий и противодействий конфликтующих сторон. Эскалация может быть непрерывной – с постоянно возрастающей степенью напряженности отно-шений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волно-образной , когда напряженность отношений то усиливается, то спадает. Эскалация также может быть крутой (быстро вздымающейся до крайне резких проявлений враждебности) и вялой (медленно разгорающейся, а то и долго держащейся примерно на одном уровне). В последнем случае имеет место хронический, затяжной конфликт.

4. Кульминация – это верхняя, критическая точка эскалации.Эта стадия наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает, организации, в которой они сотрудничают. Кульминация обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде. Кульминация непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях.

Эскалация не обязательно заканчивается кульминацией. Нередко стороны начинают предпринимать меры по погашению конфликта, не дожидаясь, пока он дойдет до кульминационного взрыва. Здесь тоже имеет значение «предел терпимости» конфликтантов. При превышении этого предела они устают от конфликта, им надоедает конфликтовать, и возникает желание как-то уладить разногласия.

В затяжном конфликте момент кульминации долго не наступает. В одних случаях конфликт при этом постепенно угасает. Но в других случаях оттяжка кульминации обходится очень дорого: в процессе затянувшейся эскалации накапливается высокий «энергетический потенциал» негативных эмоций, не находящий разрядки в кульминации; и когда, наконец, момент кульминации наступает, выброс всей этой энергии способен произвести самые ужасающие разрушения.

5. Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.

Выделяются следующие способы поведения в конфликте: соревно-вание (конкуренция), приспособление, избегание (уклонение, уход), сотруд-ничество.