Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференцирование звуков. Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе

Ольга Криворотова
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференцирование звуков [Ч]-[Т’]»

Цели :

коррекционно-образовательная :

Дать детям понятие о механизме образования звуков Ч - Ть в сравнительном плане;

Формировать навыки связной речи;

коррекционно-развивающие :

Учить детей дифференцировать звуки Ч - Ть в слогах , словах и предложениях;

Развивать мыслительную деятельность;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Учить координировать речь и движения;

Выполнять упражнения, направленные на предупреждение дисграфии;

коррекционно-воспитательные :

Воспитывать самостоятельность, наблюдательность;

Формировать у детей навыки самоконтроля за речью.

Оборудование : таблица акустико-артикуляционного образа звука , фишки, пособие для игры «Что куда посадим?» , карандаши, тетради, наборы для составления схем, зеркала, предметные картинки с изображением различных растений, картинки, в названии которых есть звуки Ч , Ть.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет слова с буквой Л.

1. Общее расслабление.

Кладем руки на колени,

А теперь немного лени.

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

2. Артикуляционная гимнастика.

Медленно открывать и закрывать рот.

То же с откидыванием головы назад.

Рукой отпустить челюсть вниз.

Движение челюсти вправо-влево.

Поцелуй (бабочка поцеловала облетевший цветок) .

А затем пропела задумчивую песенку (на доску вывешивается карточка с песенкой из звуков ) .

Поочередное высовывание языка вперед- назад.

После «поцелуя» цветка у бабочки осталась пыльца, оближем верхнюю губу. «Вкусное варенье» .

Ay, ау, аукаем Бабочку прибаукиваем. Распевать гласные звуки .

II. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы.

Логопед : Посмотрите на доску, что за предметы вы видите?

Дети : Телефон, часы.

Логопед : Выделите в словах первый звук .

Дети : Ч, ТЬ.

Логопед : Дайте этим звукам акустико-артикуляционную характеристику.

Дети : Звук Ч –согласный , глухой, всегда мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Звук ТЬ- согласный , глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Логопед : А чем эти два звука отличаются ?

Дети : отличаются артикуляцией, на звуке Ч –артикуляционная поза «Бублик» , а на звуке ТЬ – «Улыбочка» , «Заборчик» .

Логопед : Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч - Ть .

2. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук » .

Логопед : На звук Ч - топаем , а звук Ть - «хлопаем» .

Ч, П, ТЬ, А, Ч, Н, ТЬ, И, В.

3. Связь звуков и букв . На доске напечатаны буквы Ч и Т с недостающими элементами. Дети восстанавливают и называют буквы.

4. Дифференциация звуков в слогах , словах, предложениях и текстах.

Воспроизведение слоговых рядов : ча-тя-ча-тя ти-ти-чи-ти тю-чу-чу-тю и т. д.

Игра «Наоборот» .

Мяч - мять Печь - петь

Вечер - ветер Печка - Петька

III. Физ. минутка «Эй, ребята, эге-гей…» .

Эй, ребята, эге-гей,

Режем овощи для щей,

Рубим мы капусту,

Будет супчик вкусный.

Чистим мы картошку,

Чистим очень ловко.

Мы натрем морковку

Красную головку.

А потом, а потом

Мы порежем помидор,

И головку лучка,

И зубочек чесночка.

Мы посолим супчик,

Мы посолим супчик,

Попробуй-ка голубчик.

Работа в тетрадях :

Задание №1

Восстанови буквы и прочитай слова :

Ветер, вечер.

Звуковой анализ слов вечер , ветер.

Раскрашивание звуковой схемы слов ВЕТЕР ВЕЧЕР.

Составление предложений со словами вечер и ветер (слова должны находиться в одном предложении) .

Анализ предложений.

Задание №2. Графическая схема составленного предложения.

IV. Пальчиковая игра «Гладь мои ладошки еж.» с мячом су-джок

Гладь мои ладошки,еж,

Ты колючий, ну и что ж.

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить. (движения по тексту)

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Куда что посадим?»

VI. Задание №3 (в тетрадях) .Для игры используется специальное пособие. На листах бумаги нарисованы сад, огород, лес. А рядом груша, помидор, редис, гриб, вишня, ель.

Детям необходимо соединить предметные картинки с огородными, садовыми и лесными растениями.

Дети соединяют картинки и комментируют свои действия : «Это огурцы. Огурцы - это овощи. Их семена посадим в огороде на грядке. Это малина. Малина - это ягода. Ее кусты посадим в саду. Это гриб-боровик. Он растет в лесу». И т. д.

Задание №4. Выполни штриховку по образцу.

Морковь, малина, грибок.

VII. Итог занятия и оиенка работы детей. Какие звуки мы сегодня учились различать?

1. Дайте характеристику этих звуков .

Подбор слов, в которых звук Ч находится в середине слова.

Подбор слов, в которых звук Ть находится в начале слова.

Деление слов на слоги. Схема.

V. Рефлексия.

Логопед : подумайте, если вам сегодня было легко выполнять предложенные задания, поднимите веселого «смайлика» , если трудно- грустного «смайлика» .

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия Дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б - П. (подготовительная группа) Тема: дифференциация звуков [Б]-[П], букв Б – П. Цель: закрепление навыка дифференциации звуков [Б]-[П], букв Б – П. Задачи: Образовательные:.

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) «Звук и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [А], [У] и буквы А, У» Цель: знакомство со звуками [а, у], буквами А, У. Задачи: Закреплять артикуляцию и произношение изучаемых звуков; Развивать фонематический.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР «Наш город Тольятти» Тема: Составление повествовательного рассказа по картине "Случай на улице". Цель: Закреплять умение составлять повествовательный рассказ.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Морозята спешат на помощь Деду Морозу» Цели: Образовательные: закрепить знания о характерных признаках зимы; уточнить и расширить знания детей о зиме;.

Тема: Звук и буква А.

Цели: 1) Четкое произношение звука «а»; выделение звука «а» из ряда гласных, из слов;

2) Знакомство с буквой «А».

3) Развитие внимания, памяти, мышления;

4) Развитие сенсорных и моторных функций;

5) Воспитание любознательности, целеустремленности.

Оборудование; предметные картинки (аист, астра, арбуз, ананас), символ звука А (красный кружок), звуковой домик, азбука (разрезная), касса букв, нажд. буквы, карандаши, тетради, демонстрационные буквы, глобус, наборы символов для звуко – буквенного анализа, бархатная бумага, 2 нитки цветной на каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети, недавно я прочитала интересную статью об Америке. О жизни людей, о природе. А что вы читали? Хотите научиться?

А – а – а! Помогите!..

Что случилось? Да ведь первая буква исчезла! А вот и записка: «Если выполните все задания – отдам букву!» Буквоед.

Поможем букве А?

2. Характеристика звука А по акустическим и артикуляционным признакам.

Задание №1. Послушайте и скажите, какой звук повторяется в словах (автобус, Алла, Андрей, август). Тянем ниточку: а – а – а… Какая ниточка? (Длинная). Рот открыт широко, воздух выходит легко, без преграды. Кто помогает петь звук? Голосок. И называются такие звуки гласными.

3. Развитие слухового внимания. Игра «Поймай звук».

4. Придумывание слов со звуком А и предложений.

Каким кружком обозначаем гласный звук А? (Красным). В каком домике живет звук А? (В красном). Почему в красном? Хозяйку домика зовут так, что первый звук А. (Аня). Нажмем на кружок и «оживим» его (а – а – а). Придумайте сами слова со звуком А.

Буквоед оставил открытку. Назовите, что на ней нарисовано (аист, астра, арбуз, ананас).1) Какой звук повторяется? (А).2) А слово гусь можно здесь нарисовать? Почему?

Составление схемы слов со звуком А на полоске (определение позиции А). самостоятельно на полоске определить место звука А в слове аист. (Сравните с моей схемой. Правильно, в слове аист звук А первый).



3) У Ани есть подружки. Их имена начинаются на А. Как их зовут? (Алла – Ася, Анжела – Алена).

– Какие похожие подружки! Как их Аня различает?

У них разные пояски и разные бантики (красный – желтый, синий – зеленый).

Составление предложений.

У Аллы красный поясок, а у Аси желтый поясок.

У Аллы широкий поясок, а у Аси узкий поясок.

У Алены синий бантик, а у Анжелы зеленый бантик.

У Алены бантик посредине, а у Анжелы с боку.

4) Глобус.

Как много разных стран на глобусе! Мне кажется, что Буквоед в стране, которая называется на А.

Как ты думаешь, К., где Буквоед?

(Я думаю, Буквоед в Антарктиде, потому там холодно)…

5.Физминутка.

Аист, аист длинноногий, покажи ты нам дорогу.

Аист отвечает: «Топай правой ногой, топай левой ногой.

Шагни правой ногой, шагни левой ногой, вот тогда придешь домой! (К Буквоеду).

5. Посмотрите, дети! В Азбуке – стране букв кто – то появился! Буквоед, отдай пожалуйста букву. «Дам посмотреть – заберу. Буду в бинокль за вами наблюдать.» (уходит).

Знакомство с буквой А а.

· Элементы, сходство с крышей дома, шалашом, у а – крючок, брюшко).

Читайте: А а.

Работа с разрезной азбукой (Чтение А, а.)

Стихотворение: «Две палочки наискосок, а между ними поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А. (С.Маршак).

· Письмо печатной буквы А.

1) Показываю на доске.

2) Обвести пальчиком наждачную букву.

3) «Письмо в воздухе».

4) Письмо на столе пальчиком.

5) Письмо в тетради.

Посадка (Кулачок, спина), правильно держите карандаш (Указательный палец поднимаем, опускаем). Тетрадь под углом.

Замените на схеме (слово АИСТ) , кружок на букву А, читайте, АИСТ.

Стихотворение «Сказочный волшебный дом, азбука – хозяйка в нем…»

· С какой буквой познакомились? (А а). что можем сказать о букве? (Видим, пишем, читаем. Буква – это знак.) А звуки? (слышим и произносим).

· Буквоед предлагает определить по запаху апельсины. Угощает детей.

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе.

Тема: Постановка звука Ж.

Цель: развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа, уточнение артикуляции звука Ж, постановка звука Ж и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении, закрепление связи звука и буквы Ж.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы.

На доске несколько картинок (жук, паук, кошка). Логопед читает загадку:

Жу- жу- жу, жу- жу- жу,

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву Ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

Кто это жужжит на ветке? Найди картинку. (Жук). Да, это жук. Покажи букву, с которой начинается слово ЖУК. (Буква Ж вывешивается на доске). Эта буква обозначает звук Ж. Этот звук напоминает жужжание жука: ж- ж- ж-ж. Сегодня мы будем учиться произносить звук Ж. Для этого надо чтобы губы и язычок хорошо работали.

3. Артикуляторная гимнастика.

Для губ: улыбка- трубочка.

Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать «лодочку», сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.

3. Постановка звука Ж. Используется прием постановки путем озвончения звука Ш.

4. – Приложи руку к горлышку. Произнеси звук Ш, а теперь скажи его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук Ж.

После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. В случае затруднения одна рука ребенка прикладывается к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук Ж, ребенок имитирует, используя тактильно- вибрационные ощущения.

Можно использовать постановку звука Ж от звука З. При произнесении звука З, ребенку предлагается поднять кончик языка вверх за верхние зубы.

5. Уточнение артикуляции звука Ж.

Произнесем еще раз звук Ж. в каком положении губы при произношении звука Ж?

Губы вытянуты вперед.

В каком положении зубы- сомкнуты или раскрыты?

Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.

Где находится кончик языка?

После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звука Ж, ребенок также еще раз произносит звук.

Кончик языка приподнят кверху, ноне касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Покажите рукой, какой язычок?

Что напоминает язычок?

Чашечку.

Логопед в целом описывает артикуляцию звука Ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Ребенок повторяет.

6. Развитие фонематического анализа.

А) Игра «Подними флажок». Логопед называет слова: жаба, парта, лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик. Ребенок поднимает флажок, если в слове есть звук Ж.

Б) Распредели картинки. На доске выставляются картинки: пожар, лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак. Ребенок должен распределить картинки на две группы: слева положить картинки, в названии которых звук Ж в начале слова, а справа те картинки, в названии которых звук Ж в середине слова. Логопед при этом четко называет сначала все картинки, выделяя голосом звук Ж.

В) Найди место звука Ж в словах. У ребенка цифры 1,2,3 . Логопед произносит слова, ребенок определяет, какой по счету звук Ж в слове (первый, второй, третий) и поднимает соответствующую цифру. Примерные слова: жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий, сажать.

7. Закрепление связи между звуком и буквой Ж.

Посмотри на букву Ж. Что она напоминает, на что похожа?

На жука.

Сложи из палочек букву Ж. А затем подбери картинки, в названии которых есть звук Ж.

8. Подведение итогов занятия.

Какой звук мы учились произносить?

Как произносится звук Ж? (Ребенок повторяет артикуляцию звука Ж).

Конспект фронтального л огопедического занятия в подготовительной группе: «Звуки [с] и [с"]»

Тема: «Звуки [с] и [с"]».

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

- Учить детей различать звуки [с] и [с"];

- Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

- Продолжать обучать детей звуковому анализу слов;

2. Коррекционно-развивающие:

Р азвитие фонематического слуха;

Развитие зрительной, слуховой памяти и внимания;

Р азвивать артикуляционную моторику.

3. Коррекционно-воспитательные:

В оспитывать внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: предметные картинки, зеркала, книга.

Предварительная работа: знакомство с буквой и звуком [с]

I . Организационный момент.

Начнем мы сегодня занятие с «Гимнастики для ума». Ответьте мне на вопросы:

Самая болтливая птица (сорока).

Ночная птица (сова).

Число, следующее за числом шесть (семь)

Птица с желтой грудкой (синица)

Усатая рыба (сом)

Что видим, когда спим (сон)

Цвет моря (синий)

Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)

Какие звуки часто повторялись в словах? (Звук [с] и [с"]).

Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [с] и [с"] и искать слова, в которых эти звуки встречаются.

II. Основная часть.

А чтобы правильно произносить эти звуки надо сделать упражнения для губ и язычка.

1. Артикуляционная гимнастика :

упражнения «Лягушка», «Слоник», «Лопаточка».

«Лягушка» – улыбнуться, с напряжением, обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

«Слоник» - вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника»

«Лопаточка» – Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удержать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

2. Игра «Гости»

Посмотрите к нам пришли гости. А вы хотите узнать, как их зовут?

Я вам подскажу. Имя девочки начинается со звука [с] Как ее могут звать? (Света, Соня, Снежана)

А имя мальчика начинается со звука [с"]. Как зовут мальчика? (Сема, Сережа).

Какой звук вы слышите в начале слова Соня? (звук [с])

– …, дай характеристику звуку [с]. (Звук [с]- согласный, твердый, глухой, свистящий обозначаем синий фишкой)

А в слове Сема? (звука [с"])

- … дай характеристику звуку [с"]. (Звук [с"]- согласный, мягкий, глухой, свистящий обозначаем зеленой фишкой)

В чем сходство между звуками [с] и [с"]? (оба звука согласных, глухих, свистящих)

А в чем разница между ними? (Звук [с] – твердый, а звук [с"]- мягкий).

3. Игра «Угостим гостей».

Наши гости проголодались, я для них приготовила угощения. Давайте угостим их.

Соню угостим угощениями со звуком [с].

Чем угостим Соню? (Соню угостим мясом, салом, маслом, соком).

А Сему угостим угощениями со звуком [с"].

Чем угостим Сему? (семечками, селедкой, персиком, апельсином).

А чем еще можно угостить Соню и Сему? (сливой, сливками, киселем).

Гости наши теперь сыты.

4. Игра «Расселим животных».

Посмотрите, Соня и Сема принесли нам книгу. Книга эта о животных, но звери все убежали. Давайте поможем расселить животных в книгу. Посмотрите в книге одна страница синяя, а другая зеленая. Если слышим звук [с] в названии животного, то поселяем его на синюю страничку, а если слышим звук [с"] то на зеленую страничку.

Кого мы поселили на синюю страничку? (собаку, свинью, лису)

Кого мы поселили на зеленую страничку? (поросенка, лося)

Соня с Семой немного устали давайте поиграем в мяч.

III. Динамическая пауза. Игра с мячом «Назови детеныша»

Свинья- поросенок, лось- лосенок, сова-совенок, крыса-крысенок, лиса- лисенок, сорока-…, соболь-….рысь-…

IV. Закрепление материала.

Игра «Магазин»

Соню мама послала в магазин и попросила купить там все, что начинается со звука [с]. Возьмите синий карандаш и закрасьте бантики около этих предметов.

Какие предметы нашел Артем? (скакалку, самосвал, стул)

А какие предметы увидела Вика? (стол, самовар, сок)

(практическое выполнение задания)

Звуковой анализ слов.

Ребята нашим гостям пришла пора возвращаться домой давайте выложим их имена с помощью фишек.

(выкладывание слов)

Молодцы все справились.

V. Итог.

Пришла пора нам возвращаться в группу. С какими звуками мы произносили и искали слова сегодня? (звуками [с] и [с"]). Оценивание деятельности учащихся

Ольга Владимировна Савкина
Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Согласный звук»

«Согласный звук » .

Цель : Формирование целостного представления о согласных звуках .

Задачи :

1. Развивать фонематический слух.

2. Учить различать звуки по звонкости и глухости, мягкости и твердости.

3. Учить работать со словом : определять позицию звука в слове , образовывать новые слова.

4. Автоматизировать коррекционную работу по звукопроизношению и развитию связной речи.

5. Развивать психические процессы : память, внимание, воображение, мышление.

Оборудование :

Зеркала, наборы фишек для составления звуковых схем , предметные картинки, макеты домиков (синий и зеленый, карточки с печатными буквами, карточки для чтения слогов , слов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед : Ребята! Пришла прекрасная осенняя пора! Давайте с вами отправимся в лес. По дороге будем с вами играть.

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1.1. Общее расслабление.

Утром мы во двор идем, Шаги на месте.

Листья сыплются дождем, Взмахи руками перед собой.

И летят, летят, летят… Взмахи руками, разведенными в стороны.

Все уж спать они хотят. Имитация сна.

1.2. Развитие общей моторики.

Дует, дует ветер,

Дует, задувает. Энергичные взмахи руками.

Желтые листочки

С дерева срывает. Имитация срывания листьев.

Падают листочки

Прямо нам под ножки. Наклон вперед, руки касаются ног.

1.3. Развитие мелкой моторики.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал : Плавные волнообразные движения ладонями.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой, Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на травинку. Спокойно укладывают ладони на стол.

1.4. Массаж лица.

С воображаемыми струйками дождя (поглаживание, капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание) .

1.5. Развитие мимических мышц.

Вот после осеннего дождя выглянуло солнышко, и вы улыбнулись, обрадовались.

Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились, огорчились.

Но ветер унес тучки, и вы снова улыбнулись.

1.6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения :

- для челюсти : рот открыть (удержать под счет до 10) ; попеременно открывать и закрывать рот;

- для губ : губы в улыбке – «трубочка» ;

- для языка : «лопаточка» (удержать под счет до 10) .

1.7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

Постановка нижнедиафрагмального дыхания. Упражнение выполняется стоя, рука на диафрагме :

Стоя выдох вдох пауза шумный выдох

2. Знакомство с темой.

Логопед : - Ребята! Давайте по очереди споем наши имена и прохлопаем, выделим первый звук в слове .

Логопед : - Ребята, мы произнесли первые звуки в именах , так много прозвучало звуков . А какие это звуки ? Как они произносятся – свободно или с преградой? (С преградой) . Воздух встречает препятствие (преграду) .

Как мы называем такие звуки ? (Согласные ) .

Логопед : - Правильно, ребята. Кто же назовет тему нашего занятия ?

Дети : - Согласные звуки .

Логопед : - Ребята! Почему я поставила для вас два домика – синий и зеленый? Что они обозначают? (В синем домике живут все согласные твердые звуки , а в зеленом – живут согласные мягкие ). А еще согласные звуки могут быть звонкими и глухими.

Поднимите руку те, чье имя начинается со звонкого согласного звука . А теперь поднимите руку те, чье имя начинается с глухого согласного звука . Молодцы!

3. Упражнение «Поймай согласный звук » .

Логопед предлагает детям прослушать внимательно звуки , которые он будет произносить и хлопнуть в ладоши, услышав согласный звук .

Педагог произносит звуки : а, о, с, у, т, к, и, ы, п.

4. Упражнение «Четвертый лишний» .

Логопед : - Следующее задание такое : вам нужно прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука ) : Дым, дом, ком, дача; сом, сок, мак, сын; вата, вода, ведро, фата; шар, пар, шок, шум.

5. Дидактическая игра «Посели картинку в домик» .

Логопед : Ребята! Перед вами разложены разные картинки. Вы должны выбрать любую из них и назвать первый звук в слове , определить на какой согласный звук (твердый или мягкий) начинается это слово. Если на мягкий согласный – значит нужно поселить в зеленый домик, а если на твердый согласный – значит в синий .

6. Динамическая пауза.

Логопед : - Идем по лесу – наклонились, прошли под низкими ветками деревьев, раздвигаем ветки, перепрыгиваем через лужу, перешагиваем через высокую мокрую траву.

7. Определение места звука в слове .

Логопед : - Сейчас мы с вами будем определять, где находится звук в слове : в начале, в середине или в конце. Я буду называть слово, а вы будете класть синий или зеленый кружок в соответствующее окно в звуковой дорожке . Гора, гитара, кот, кит, мак, мел.

8. Упражнение «Звонкий – глухой» .

Логопед : - Я вам буду называть разные слоги. Если слог начинается с согласного звонкого , значит вы хлопаете в ладоши. А если с согласного глухого – поднимаете руку.

КА – ГА, СА – ЗА, ЦА – ЗА, ЛА – РА, ША – ЖА – ША, ПА – ПА – БА, ТЫ – ДЫ – ТЫ.

Затем логопед называет слова : ГОРА – КОРА, ЖУК – СУК, РОЗА – КОЗА, ШОВ – РОВ, ДОЧКА – ТОЧКА, ПОП – БОБ.

9. Определение заданного звука в слове .

Логопед : - Я буду вам называть слова, а вы на слух должны определить, где слышите заданный звук в слове (в начале, в середине, в конце слова) . [К] – КОТ (в начале, МУКА (в середине, ТОК (в конце) .

10. Закрепление и обобщение пройденного материала.

Логопед предлагает детям назвать любое из слов, которое бы начиналось на согласный звук и определить - какой это звук (твердый – мягкий, звонкий – глухой) .

11. Итог занятия . Оценка деятельности детей .

Публикации по теме:

Фронтальное логопедическое занятие «Звук [Р]» Фронтальное логопедическое занятие. Звук [Р]. Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р]. Оборудование: Картинки, фишки,.

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т» Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звук [Т]. Буква «Т». Цель: Познакомить.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе «Познакомьтесь - Звук Р (буква Р)» МБДОУ «ЦРР детский сад №63» Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе ПОЗНАКОМЬТЕСЬ.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [г]. Знакомство с буквой Г» Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звук [г], знакомство с буквой Г» Программное содержание: закреплять.

В приложенном файле представлен конспект занятия в подготовительной логопедической группе. В конспекте прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия. Занятие проходило в увлекательной динамичной форме в виде "путешествия" в весенний сад, так как оно проводилось в апреле. На материале лексической темы "Весенние цветы" решались различные образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели занятия.

Коррекционно - образовательные:

Активизировать и уточнять словарный запас по лексической теме;

Упражнять в подборе родственных слов;

Закреплять умение правильного согласования прилагательного c cуществительным в косвенных падежах;

Развивать навык звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов;

Совершенствовать умение составлять предложения по схемам с предлогами пространственного значения «из - за», «из - под»; Коррекционно - развивающие:

Развивать мышление, память, тактильные ощущения, общеречевые навыки.

Коррекционно - воспитательные:

Воспитывать активность и самостоятельность, бережное отношение к природе.

Оборудование: игрушка «цыпленок», коврограф с предметными картинками, демонстрационная графическая схема предложения, схемы пространственных предлогов «из - за», «из - под», демонстрационная касса букв, звуковые линейки, мешочек с буквами, совок, ребус «нарцисс», план схема для составления рассказов - описаний цветов, индивидуальные карточки с изографами, тетради, синие и красные карандаши.

Ход занятия.

1 .Организационный момент.

Дети входят в группу.

Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними:

Мы рады, рады, рады вам,

Мы очень рады всем гостям.

А теперь повернитесь ко мне:

Мы будем разговаривать,

Мы будем проговаривать

Все правильно, все внятно,

Чтоб было всем понятно.

Теперь пройдите к своим столам и сядьте на стулья.

2. Объявление темы занятия.

а) Раздается стук.

Кто-то к нам пришел в гости. Отгадайте:

Был белый дом, чудесный дом,

И что - то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо (цыпленок).

Из - за стола логопед достает игрушечного цыпленка.

Правильно, к нам в гости пришел цыпленок. Ребята, на улице стоит прекрасная погода, и цыпленок приглашает нас прогуляться в весенний сад.

3. Беседа о цветах.

Выставляемся коврограф с предметными картинками.

Вот мы и в саду. Посмотрите, что это? (клумба с цветами). Ребята, цыпленок еще совсем маленький, и он не знает названий цветов. Давайте их назовем (тюльпан, нарцисс, гиацинт, ландыш, подснежник). Ребята, а все ли эти цветы - садовые? (нет, подснежник и ландыш - лесные цветы). Расскажите, что вы знаете о подснежнике и ландыше? (их нельзя срывать, потому что это редкие цветы и они занесены в Красную книгу). Поэтому мы с вами возьмем совочек, аккуратно их выкопаем и пересадим в лес.

4. Выделение звука «Ц» и его характеристика.

Посмотрите, среди цветов появились первые насекомые. Чтобы их не испугать, давайте попросим друг друга вести себя потише (ц - ц - ц). Какой звук мы сейчас произнесли? (Ц)

Что вы знаете о звуке «Ц»? Какой он? (звук «Ц» - coгласный глухой всегда твердый).

Мы сегодня будем говорить о звуке и букве Ц и о весенних цветах.

5. Закрепление тактильного образа буквы «Ц».

Что это за мешочек лежит среди стеблей? (логопед показывает детям «Волшебный мешочек», заглядывает в него). В нем лежат разные буквы. Давайте найдем и покажем цыпленку букву «Ц»(проходит по рядам, дети на ощупь отыскивают в мешочке букву «Ц»).

6. Выделение слов со звуком «Ц» и определение его места в слове.

Я предлагаю показать цыпленку, как мы работаем со звуковыми линейками. Подвиньте их к себе. Найдите в весеннем саду предметы со звуком «Ц» и определите его место в этих словах.

Дети называют слова «цепь», «гусеница», «огурец» и другие; работают с линейками.

7. Работа со словом «цветочки».

А) Игра «Найди слова в слове».

Логопед открывает демонстрационную кассу букв, на которой выложено слово «ЦВЕТОЧКИ».

Пока мы с вами играли, цыпленок выложил на доске слово. Давайте его прочитаем. Какие слова спрятались в этом слове? (веточки, точки, очки, цветок, цветки, кит, кот.....)

Б) Подбор родственных слов.

Посчитайте, сколько в нем слогов (3). Назовите 1слог, 2 слог, 3 слог. Измените это слово так, чтобы в нем стало два слога (цветок, цветик, цветы.....)

В) Звуковой анализ слова.

Назовите в этом слове только гласные (Е, О, И). Назовите в этом слове только согласный глухой всегда твердый (Ц). Назовите в этом слове только согласный глухой всегда мягкий (Ч). Назовите в этом слове только согласный глухой твердый, который может в другом слове быть мягким (Т). Назовите в этом слове только согласные мягкие, которые могут в другом слове быть твердыми (ВЬ, КЬ).

Г) Практическое усвоение согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах.

Сейчас я буду начинать предложения, а вы будете оканчивать их словами «красивые цветы».

На клумбе выросли (что?).....красивые цветы.

Скоро будет еще больше (чего?).....красивых цветов.

Мы очень рады (чему?).....красивым цветам.

Везде мы видим (что?).... красивые цветы.

Мы любуемся (чем?).....красивыми цветами.

Мы будем рассказывать друзьям (о чем?).....о красивых цветах.

Ну, а теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка.

На лужайке поутру (Дети встают в тесный круг,

Мы затеяли игру. ходьба на месте,

Я - подснежник, ты - вьюнок. показывают друг на друга,

Становитесь в наш венок. берутся за руки)

Раз, два, три, четыре, (Делают четыре шага назад,

Раздвигайте круг пошире. расширяют круг)

А теперь мы ручейки, (Бегут по кругу)

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим, (Дети встают в тесный круг, за руки,

Станет озеро большим. раздвигают круг)

Стали в пары мы опять, (Становятся попарно.

Будем в солнышко играть. описывают руками круг)

Мы - веселые лучи, (Тянутся на носочках, руки вверх.

Мы - резвы и горячи. Прыгают на носочках, руки на поясе)

8. Составление описательного рассказа нарцисса.

Логопед показывает ребус «нарцисс».

Цыпленок хочет загадать вам загадку. На этой картинке зашифровано название его самого любимого садового цветка (нарцисс). А теперь составим о нем рассказ по этому плану (логопед вывешивает план – схему и один из детей рассказывает о нарциссе, затем другой повторяет).

9. Составление предложений с предлогами «из - за», «из - под» (с помощью схем предлогов).

На наборном полотне графическая схема предложения (три домика и схема предлога «из - за»).

Покажем цыпленку, как мы умеем составлять предложения. Давайте придумаем предложения про весенний сад. Сколько слов должно быть в вашем предложении? (четыре). Назовите «маленькое» слово (из - за). Какое оно по счету? (третье).

Дети придумывают предложения типа «Бабочка вылетает из - зa цветка». Затем логопед изменяет схему, меняя домики местами, добавляя их и вместо схемы «из - за» вставляя схему предлога «из - под». Дети придумывают предложения типа «Из - под листка вылезает большая гусеница» и др.

10. Работа в тетрадях.

Цыпленку так понравились ваши предложения, что он тоже придумал предложение и записал его на доске. Давайте его прочитаем.

На доске из букв демонстрационной кассы выложено предложение:

весноймного цветов

Ай – ай, сколько ошибок ты наделал! Но ничего, наши ребята мигом помогут их исправить. Какие ошибки вы здесь видите?

Дети выходят по очереди к доске, называют и исправляют ошибки.

Сейчас вы напечатаете это предложение в тетрадях, а перед этим разомнем пальчики.

Пальчиковое упражнение.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Затем дети работают в тетрадях; закончившим раньше других логопед предлагает индивидуальные карточки с изографом «курица» (узнать, для кого цыпленок нарвет большой букет нарциссов).

11. Итог занятия.

Вот и закончилась наша прогулка к весенней клумбе. Вам понравилось путешествие с цыпленком? Что вам понравилось? (ответы детей)

А сейчас цыпленок с вами попрощается на ваших ладошках и если кто - то ему понравился, то он споет песенку (логопед сажает цыпленка к каждому из детей на ладонь и тот пищит ).