Конспект логопедического занятия «Звуки,, буква Зз. III

Цель: обучение различению звуков [з]- [зь] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, правильному обозначению их на письме.

Задачи:

Дидактические:

  1. Учить различать звуки з-зь, оппозиционные по твёрдости – мягкости.
  2. Учить соотнесению звуков з–зь с буквами Зз, познакомить с нормами артикуляции з–зь.

Коррекционные:

  1. Развивать фонематическое восприятие на основе упражнений в выделении звуков з-зь;
  2. Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза; предупреждать ошибки, связанные с зеркальным написанием букв.
  3. Обогащать словарный запас слов со звуками з, зь.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение сотрудничать, соблюдать правила работы в паре.
  2. Воспитывать умение сопереживать, помогать другим.

Оборудование: Звуковые сигналы, кассы, зеркала, бобы и кусочки ткани на каждого ребёнка, презентация , заглавная и прописная буквы Зз на каждого.

Ход занятия

Орг. момент:

психологический настрой – пожелание успеха:

Соединяют пальчики:

Желаю успеха большого всегда и везде, удачи тебе на занятии!

I. Правило занятий:

На занятии наши глазки смотрят и всё видят,
Ушки слушают и всё слышат,
Голова хорошо думает.

– Кто готов заниматься по правилу?

Пользуясь нашим правилом, назовите предметы и выделите из названий 2 звук и сложите слово(СЛАЙД 2)

  • Школа – к
  • Роза – о
  • Змея -м
  • Шар – а
  • Крокодил – р

– какое слово получилось? Как назовём его ласково? (комарик) (СЛАЙД 3 – комар)

«Вдруг откуда-то летит наш герой – комарик.
И в руках его горит маленький фонарик.»

А какую песенку он поёт? З-З-З-З…(хором)

Он прилетел не один (СЛАЙД 4)

«Вылетает из бельишка и малыш наш, комаришка.»

Он поёт нежную песенку: ЗЬ – ЗЬ –Зь…(хором)

– Какой звук услышали в песне комара? Комаришки?

Сформулируйте тему занятия, определите цели…

II. Сравним звуки з, зь по артикуляции.

Зеркала – з. Что делают губы, где находится язык? Какая воздушная струя? (СЛАЙД 5 – графическое обозначение З)

Зь – что делают губы, где находится язык? Какая воздушная струя? (губы, язык больше напряжены) (СЛАЙД 6 – графическое обозначение ЗЬ)

Характеристика – отличие [з] –[зь]. Обозначьте сигналами.

Какой буквой обозначим? Куда смотрит? На что похожа З? (СЛАЙД 7) «Внимательно ты посмотри, ну, совсем как цифра 3. Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя».

Изобразим руками (СЛАЙД 8)

«Четыре пальца полукругом
Ровно встали друг за другом.
Большие прямо мы оставим
И влево вместе их направим…»

III. Пропедевтика зеркального написания буквы З.

Карточка:

Подчеркните буквы З, а Е зачеркните:

З З Е Е з е З З Е З е З Е З Е З (СЛАЙД 9 – ПРОВЕРКА - 9 букв)

IV. Дифференциация твёрдых – мягких согласных. Чтение.

Вспомним, с какими гласными дружит З, прочтите слоги комара.

С какими гласными дружит комаришка? А как ещё можно обозначить мягкость З на письме?

З аоуыэ
З яёюие ь

V. Развитие фонематического восприятия.

Телефонный звонок.

«Д. Я слушаю. Постараемся помочь.»

«Дети, звонила девочка Лиза. Она тоже собиралась на занятие, но пока собиралась, её любимый кот Мурзик (СЛАЙД 11 – КОТ) попал в страну Зазеркалье. Как вы считаете, надо помочь Лизе – выручить Мурзика?

А комар и комаришка расскажут. как нам попасть в эту страну. Для этого надо выполнить задание. Готовы?

Покажите боб. Если услышите звук комара – з, ткань – если услышите звук комаришки – зь.

За, зе, зё, зи, зю,зы,
Зима, зубы, композитор, зяблик.
Закрыли глаза: возьми, пролезли, зеркало.
Открыли, язык прикусан: зазеленел, зазвонил, заморозил.

Итоги: апплодисменты – если выполнили правильно.

VI. Развитие внимания, памяти:

Молодцы! С заданием справились, быстрее бежим в страну Зазеркалье.

Стоя – бегут. Сели, глаза закрыли. На столах меняю тетради, пеналы.

Мы в Зазеркалье. Что изменилось?

Поможем Лизе – выручим Мурзика, выполнив задания.

Покажем рукописные буквы комара и комаришки. (СЛАЙД 12 – БУКВЫ Зз – прописываем в воздухе под счёт)

Открыли тетради. Запишите букву З, если в названии услышите нужный звук. Подчеркните з –синим, если твёрдо. Зелёным – если мягко.

Как пишем названия городов, а если з - в середине слова?

Загорск, Белозерск, Череповец, Зубцов, Ижевск, Рязань, Сокол, Грозный, Златоуст, Емецк, Фрунзе, Вильнюс, Пенза.

Проверка – (чтение, объяснение написания) Какие города запомнили?

VII. Справились с заданием, комар и комаришка говорят, чтоб дальше помогать Лизе и Мурзику, выполним зарядку:

Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать.
Приседать, вставать, прыгать и скакать.

Зарядка для глаз – (СЛАЙД 13)

VIII. Чтоб помочь Лизе и Мурзику, надо поработать в паре.

Ознакомьте наших героев с правилами работы в паре. (СЛАЙД 14)

Карточка, (СЛАЙД 15) А что надо сделать?

  • Зу ма
  • ба зон
  • зи бы
  • за зар
  • га мок

Проверка – читают слова, называют, где твёрдо, где мягко.

Дети, а что такое газон?(Словарь – площадка в саду, в парке, засеянная травой, обычно коротко подстриженная)

(СЛАЙД 16 – ГАЗОН)

Развитие мелкой моторики:

1, 2, 3, 4, 5 – вышел дождик погулять.
Шёл неспешно, по привычке.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
– По газону не ходить!
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»
И ушёл, газон засох.

Почему нельзя ходить по газону?

IX. Развитие навыков звуко-буквенного анализа.

Ребята, к нам кто-то мчится.

«Мчится, что есть духу. Хвост короче уха. Живо угадай-ка. Это….»

(СЛАЙД 17 –ЗАЙКА)

Уж зайка-то знает, где Мурзик, но не скажет, пока не поработаем по цифровому ряду.

Место буквы З (заглавная, прописная), дифференциация звуков – з, зь.

Зоя, Лиза, хозяйка, Тереза, Зина.

Итоги выполнения – апплодисменты.

Какое слово лишнее? Кто такая хозяйка? (СХЕМА СЛОВА)

X. Развитие навыка анализа и синтеза предложений.

Зайка – большой зазнайка, он говорит, что, если выполните последнее задание, то он скажет, где Мурзик.

Возьмите карточки, скреплённые скрепкой. Что надо сделать? Работа в паре.

У …ои бу…ина в кор…ине. (вставляют буквы, составляют предложение) В каких словах услышали [з], а где [зь]?

Проверка – (СЛАЙД18 - какое слово записали с заглавной З, почему?) Итоги выполнения.

А что такое бузина? (СЛАЙД 18 - ввод)

Расскажем, как скороговорку.

Появился Мурзик (СЛАЙД 19).

Возвращаемся из Зазеркалья – стоя, бегом. Возвращаем всё на столах на своё место.

XI. Итоги.

Дети, Лиза говорит вам спасибо за то, что освободили Мурзика и дарит вам подарок - портрет Мурзика, но в подписи пропущена буква з: Мур…ик – вставьте.

– Какие звуки помогли спасти Мурзика?

Какой любимый звук Лизы? Мурзика?

Областная специальная школа-интернат №3

Подготовительный класс

Подготовка к обучению грамоте.

Тема: «Звуки [з],[зь]. Буквы Зз»

Учитель подготовительного класса

Куандыкова Асылжан Тулегалиевна

Цель урока : закрепить звуки [з], [зь], их отчетливое произношение, умение находить место звука в слове, составлять слова по первым звукам названий картинок; составлять звуковую схему слов; познакомить буквами З з, закрепить их зрительный образ; отрабатывать умение читать слоги.

Коррекционная задача : развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание, память.

Демонстрационный материал : картинки, слайды, звуковые схемы.

Меж предметная связь : ознакомление с окружающим

Ход занятия: І. Орг момент . Психологический настрой.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным
Говорите четко, внятно,
Чтобы было всем понятно
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать
А помочь захочешь другу -
Подними спокойно руку

ІІ. Актуализация знании.

На уроке грамоты мы знакомимся со звуками и буквами, читаем. Давайте вспомним, что мы изучили на прошлых уроках?

-какие бывают звуки?

- назовите гласных?

- назовите согласных?

- какими звуками мы познакомились на прошлом уроке? [з], [зь],

-какую сказку мы вспомнили вчера? Кто главная героиня? (Золушка)

ІІІ. «Сюрприз от Золушки». Золушка добрая, любить петь и танцевать. Она прислала нам забавные игры.

1. Игра «Повтори за мной».Чистоговорки

За-за-за, у Нины карие глаза.

Зу-зу-зу, в рюкзаке кубики везу.

Зи-зи-зи, такси к дому подвези.

Зе-зе-зе, дай воды козе.

За-за-за, надвигается гроза.

Зы-зы-зы, не боимся мы грозы .

2. Игра «Найди звук». Определить место звука в слове и картинки соединить со схемой.

а) Слова со звуком в начале слова: замок, зайка, зубы, зонт, звезда, зебра

б) Слова со звуком в середине слова: коза, роза, глаза, мозаика, газета

ІҮ. Работа по азбуке-тетради.

1. Назовите слова-предметы. Зеркало, иголка, матрешка, астры

2. По первым звукам составьте слово. Получилось слово «Зима».

Что мы вчера говорили о зиме?

Зима какая?

Как одеваемся зимой?

А что бывает только зимой?

Какие зимние игры мы играем?

Ү. Физминутка с пальчиковой игрой «Снежки ». Поиграем в снежки! Сначала сделаем снежки комки из бумаги. Дети скатывают из бумаги бумажные комочки. А теперь бросаем их корзиночки.

ҮІ. Дидактическая игра «Где спрятались звуки?» Пока мы играли хитрые звуки [з], [зь] спрятались. Найдите их в картинках и соедините со схемами.


Какой предмет лишний? Почему?

Составьте предложения с этими словами.

ҮІІ. Отгадывание загадки . У Золушки к вам загадка.

В небесах она сверкает,

Нашу елку украшает.

Не померкнет никогда

В новогодний день... . (звезда).

Составьте звуковую схему слова.

ҮІІІ. Знакомство с буквами З з.

1. Печатные и прописные буквы З з.

На какую цифру похожа буква З.

2. Графическое задание. Обведи звездочки с правильным изображением буквы З.

3. Читаем сами. Теперь мы знаем еще одну букву и можем читать слоги.

а) хоровое чтение слогов

б) индивидуальное чтение

Аз оз уз из за зо зу зи

Зла зло злу зли зна зно зну зни

ІХ. Рефлексия .

Прозвенит сейчас звонок

И закончить пора урок.

Понравилось ли вам сегодняшний урок?

Что нового мы узнали на уроке?

Х. Итог урока.

Е.В. Данилевская, учитель-логопед

г.Барнаул

Звуки [З], [Зь]. Буква З.

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление знаний о звуках З-Зь, знакомство с буквой З;
  • закрепить знания детей о твердости – мягкости звуков;
  • совершенствовать навык выделения звуков З-Зь из состава слова;
  • учить составлять предложения, используя две картинки;
  • совершенствовать навык чтения закрытых и открытых слогов;

развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать навык чтения закрытых и открытых слогов;
  • развивать мышление, тонкую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • упражнять детей в согласовании числительных с существительными;

воспитательные:

  • воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Образовательная область:

Коммуникация.

Материал:

панно со съемными схемами, звуковые сигналы синего и зеленого цвета, цветные карандаши синего и зеленого цвета, картинки со схемами слов, гласные буквы и буква З; картинки для составления предложений по теме «Домашние животные».

Предварительная работа:

развитие звукового анализа и синтеза, упражнение в выделении места звука в слове, развитие лексико-грамматических категорий.

Ход образовательной деятельности

I.Организационный этап

У каждого ребенка на столе лежат карточки с изображением от 1 до 5 домашних животных.

Логопед. Ребята, назовите изображенных перед вами животных и скажите, со сколькими животными у каждого из вас карточки. (У меня карточка с тремя козами. У меня карточка с двумя свиньями и т.д.) Как одним словом назвать этих животных? (Домашние животные.)

II.Основная часть

1.Объявление темы.

Логопед. Звукоед украл звуки из названий домашних животных «ко..а», «ко..ёл» (выставляются картинки) . Какие звуки украл Звукоед? (Звуки З, Зь).

Сегодня мы постараемся вернуть звуки З и Зь, продолжим с ними знакомство и познакомимся с буквой З.

2.Акустико-артикуляционный образ звуков.

Логопед. Звукоед оставил нам письмо, в котором предлагает вам выполнить задания для возвращения украденных звуков.

В первом задании говорится, что вам необходимо определить, как произносятся звуки З и Зь и дать им характеристику.

Произнесение звуков З, Зь. Наблюдение за артикуляцией с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля. Характеристика артикуляции звуков З, Зь:

– губы в улыбке;

– зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

– кончик языка упирается в нижние зубы;

– посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;

Дети дают характеристику звукам З, Зь:

З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;

Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.

Логопед. Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).

Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)

Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)

3.Дифференциация звуков по твердости-мягкости в слогах.

Логопед. Чтобы вернуть звуки З, Зь в слова, нам нужно уметь эти звуки слышать и различать. Возьмите в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую – зеленый. Я буду произносить слоги со звуками З, Зь. Если в слоге услышите звук З, сигнал какого цвета поднимите? (Сигнал синего цвета, потому что звук З – согласный, твердый.) Если услышите звук Зь? (Сигнал зеленого цвета, потому что звук Зь – согласный, мягкий.)

Слоги: АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ.

(дети показывают соответствующие звуковые сигналы)

4.Формирование звукового анализа (выделение звуков З, Зь из состава слова).

Логопед. Для вас есть еще одно задание от Звукоеда. На ваших столах лежат картинки, под которыми изображены схемы слов. Нужно определить место звука в слове. (Если заданный звук слышится самым первым, то нужно закрасить первый квадратик; если звук слышится последним, то закрасим последний квадратик; если звук слышим в середине слова, то закрасим средний квадрат.)

(Дети выполняют задание. Осуществляется взаимопроверка.)

5.Развитие умения согласовывать речь с движением. Физкультминутка.

Логопед предлагает детям отдохнуть после выполнения нескольких заданий.

Дети повторяют слова, выполняют движения в соответствии с текстом.

За-за-за – в саду бегает коза. Показывают рожки, бегут на месте.

Зу-зу-зу – в саду видели козу. Смотрят в даль по сторонам.

Зы-зы-зы – у козы усы. Изображают усы с помощью рук.

6.Составление предложений с помощью двух картинок.

Логопед. Пришло время разгадать последнюю загадку Звукоеда. Мы с вами подружим картинки и составим предложения. Вот предложение, которое составила я по моим картинкам (выставляются картинки с изображением луга и коз): На лугу пасутся козы.

(Дети составляют предложения и озвучивают их.)

Логопед. Мы разгадали все загадки Звукоеда. Теперь он вернет нам звуки З и Зь, которые украл!

7.Знакомство с буквой З.

Логопед выставляет на доску букву З, объясняет детям, что звуки З, Зь обозначаются буквой З, читает стихотворение о букве З:

На эту букву посмотри –

Она совсем, как цифра три!

(Дети внимательно смотрят на доску, обводят пальчиком в воздухе букву З.)

8.Развитие навыков чтения.

Логопед. С помощью букв что мы можем делать? (Мы можем читать, писать.) Теперь, когда мы познакомились с буквой З, мы можем прочитать слоги с этой новой буквой. (Дети по цепочке читают слоги: АЗ, УЗ, ЗА, ЗЫ, ОЗ, ЗУ.)

А теперь давайте вставим букву З в слова «ко..а», «ко..ёл» и прочитаем их.

III. Итоговая часть

1.Повторение пройденных букв.

Логопед предлагает каждому ребенку по очереди подойти к доске, взять одну из уже знакомых букв, назвать и подарить соседу.

2.Ответы на обобщающие вопросы по теме.

С какими звуками продолжили знакомство? Дать характеристику звукам.

С какой буквой познакомились?

Что запомнилось больше всего?

А какое задание было самым трудным?


Виктория Спиридонова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа «Звуки [З], [Зь]. Буква З»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа тема «Звуки З, Зь. Буква З».

Разработала и составила:

Спиридонова В. Л. учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад г. Каменногорска»

Цель:

закрепление звуков З, Зь. Знакомство с буквой З.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

Учить давать характеристику 3, Зь в сравнительном аспекте;

Формировать навыки ориентировки в пространстве;

коррекционно-воспитательные:

Учить детей дифференцировать звуки в слогах и словах;

Уточнять и расширять словарь;

Учить синхронизировать речь с движениями;

коррекиионно-воспитательная:

Воспитывать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Оборудование: проектор, экран, тетради в клетку, карандаши, прописи.

Ход занятия

1. Организационный момент

2-й слайд. Педагог: морские обитатели предлагают нам поиграть в прятки. Вы согласны? Тогда назовите морских обитателей, запомните их, а теперь закройте глаза. (одна картинка исчезает с экрана) Откройте. Отгадайте, кто пропал? (играем 4 раза). Ой, посмотрите, все морские животные пропали. А вы запомнили кто за кем стоял? Тогда называйте их по порядку.

Дети: называют морских обитателей в том порядке, в котором они были на экране.

2. Объявление темы.

3-й слайд. Педагог: Если вы отгадаете загадку, то узнаете кто сегодня придёт к нам в гости.

Что всё это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь -

Будет спать

День, и два, и даже пять.

К нам в гости пришли куклы. Их зовут Зоя и Зина. Вы догадались с какие звуки мы будем сегодня вспоминать? (Звуки З, Зь)

Предлагаю нашим куклам подарить бантики. Только вот кому какой я не знаю. Помогите мне дать характеристику первым звукам в именах кукол.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Произнесение звуков 3, Зь хором и индивидуально.

Сравнительная характеристика артикуляции звуков.

Звук 3 - губы в улыбке; кончик языка упирается в нижние зубы; боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам; воздушная струя - холодная, идёт по середине языка.

Звук 3 – согласный, твёрдый, звонкий. Значит Зое дарим синий и жёлтый бант.

Звук Зь - губы в улыбке; спинка языка выгнута.

Звук Зь - согласный, мягкий, звонкий. Значит Зине дарим зелёный и жёлтый бантик.

4. Развитие фонематического слуха.

4-й слайд. Игра «Помоги куклам найти друзей».

Педагог: А вы знаете, что когда мы ложимся спать все игрушки оживают? Давайте представим, что наступила ночь, мы уснули, а в нашей группе игрушки ожили. Интересно, а с кем будут играть наши гости?

Дети называют игрушку, определяют местоположение звуков 3, Зь в слове и говорят кто с ней будет играть Зоя или Зина.

5-й слайд.

Педагог: Вспомните, какие игрушки ожили в комнате и играли с нашими куклами. Посмотрите, нет ли среди них лишних?

Дети называют лишние картинки и говорят каких не хватает.

6-й слайд. Физминутка «Куклы»

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)

7-й слайд. 5. Связь звуков и букв.

Педагог: Дети, посмотрите и запомните какой буквой обозначаются звуки З и Зь.

Эта буква на В похожа.

Голова, животик тоже.

Только слева без черты

Букву З рисуешь ты.

Педагог: На что ещё похожа эта буква

Дети называют предметы, на которые похожа эта буква.

Дети печатают букву в прописях.

8-й слайд. 6. Чтение слогов.

Педагог: Предлагаю показать нашим куклам как мы умеем читать слоги.

Дети читают слоги.

7. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

9-й слайд. Игра «Скажи наоборот».

Педагог: Наши куклы решили прогуляться. Вот они идут по тропинки и разговаривают.

Зина – Зи-зи-зи, а Зоя в ответ - зы-зы-зы. Зина зе-зе-зе, а Зоя в ответ - зэ-зэ-зэ. Зина зя-зя-зя, а Зоя в ответ - за-за-за. Зина зю-зю-зю, а Зоя в ответ - зу-зу-зу. (За Зину говорит педагог, а за Зину дети. Потом можно поменяться роями).

Педагог: Наши куклы пока гуляли свои вещи растеряли. Скажите, кто потерял корзинку, а кто зонтик.

Дети называют предмет, который потеряла Зина и объясняют почему они так думают. Затем называют предмет, который потеряла Зоя и объясняют почему они так думают.

10-й слайд. Педагог: Прежде чем приступить к выполнению заданий в тетрадях, предлагаю вам размять пальчики.

Пальчиковая игра «Игрушки».

Есть у нас игрушки: (Хлопки).

Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный, (Делают квадрат из пальцев)

Солдатик оловянный, (Ладошки «смотрят» друг на друга).

Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши).

11-й слайд. Педагог: Наша кукла Зина просит написать её имя. Справимся с этой просьбой?

Дети выполняют звуко-буквенный разбор слова Зина на листочке в клетку. Делят это слово на слоги и ставят в нём ударение.

12-й слайд. Педагог: А Зоя попросила нас помочь ей написать название её любимой игрушки – коза. Поможем Зои?

Дети выполняют звуко-буквенный разбор слова коза на листочке в клетку. Делят это слово на слоги и ставят в нём ударение.

Деление на слова.

Итог занятия и оценка деятельности детей.

Педагог: Дайте характеристику звукам 3, Зь. Чем они отличаются друг от друга?

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Буква М. Звуки [м] - [м’]» МДОУ детский сад комбинированного вида №24 «Сказка» г. Тамбов Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [з]-[з’], [с]-[с’]. Буквы з-с. Чтение» (подготовительная к школе группа) Тема «Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З-С. Чтение слогов, слов». Задачи: 1. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. 2. Способствовать развитию.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [c], . Буква С» «Звуки [с], [с’]. Буква «С» Программное содержание: Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Продолжать учить детей звуковому.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звуки [В], [В’]. Буква В» Цели: 1. Уточнить артикуляцию звуков В, В’. 2. Дать характеристику звуков В, В’. 3. Учить дифференцировать звуки В, В’ на слух и находить.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [л], [л’]. Буква Л. Предлоги» Цели занятия: познакомить детей с буквой Л; формировать навыки сознательного чтения; способство- вать развитию связной речи; учить правиль.

Материалы для речевых игр и занятий с детьми дошкольного возраста по ЗКР — звуковой культуре речи: скороговорки, стихи, чистоговорки, загадки, поговорки, игры со звуками З и ЗЬ.

ЗКР — звуковая культура речи дошкольников. Звуки З, Зь.

Чем отличается артикуляция звуков З и С?

Звук З (в мягком варианте ЗЬ) относится к группе свистящих звуков вместе со звуками С, СЬ и Ц. Звук З произносится также как звук С, но с участием голоса. Поэтому при его произнесении гортань вибрирует. Вибрацию гортани при произнесении звука З можно ощущать рукой, если положить ее себе на шею. Попробуйте сначала потянуть звук ссссс, а затем звук з — зззззз, держа руку у себя на шее. Вы почувствуете, как при звуке з голосовые связки стали вибрировать.

Что делать, если ребенок не говорит звук З и ЗЬ

Вариант 1. Если ребенок не говорит все свистящие звуки (С, СЬ, З, Зь, Ц ), то сначала мы проводим работу со звуком С и его мягким вариантом СЬ. И только после этого + вызываем звук З и закрепляем его правильное произношение. Если ребенок хорошо овладел звуком С, а звуки С и СЬ отлично автоматизированы в словах, фразах, стихах, диалогах, то постановка звука З не вызовет сложностей.

Вариант 2. Если ребенок отлично говорить звуки С и Сь, но неправильно произносит звук З , то обычно проблем с постановкой звука З и закреплением его правильного произношения не возникает. Малыш достаточно быстро начинает произносить данный звук правильно просто по подражанию.

Итак, работу над звуком З мы начинаем проводить, когда ребенок уже отлично говорит звуки С и СЬ. Обычно к этому готовы дети в возрасте четырех лет.

Как вызвать звук З по подражанию?

При отсутствии звуков З и ЗЬ или их замене другими звуками прежде всего можно попробовать вызвать звук З по подражанию. Попросите ребенка спеть песенку комара зззззз.

  • Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
  • Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».
  • Попросите малыша повторить ее.

Поиграйте с ребенком в комаров – закрепите звук «з». Напомните малышу, как летом комары в лесу поют свою песню: «зззз» и надоедают нам. Пусть ребенок будет комаром в лесу и петь песенку комара «ззз», а Вы будете от него убегать в дом и прятаться.

При игре с группой детей одна половина детей «гуляет в лесу», другая изображает комаров и звенит «ззз». Потом дети меняются ролями.

После того, как дети позвенят как комары, покажите им разницу артикуляции звука С и звука З. Усядьтесь перед зеркалом. И сравните звуки с («песенку насоса») и звук з («песенку комара») Обратите внимание детей на то, что звук С – «песенка насоса» — звучит тихо, а песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.

Продемонстрируйте эти необычный ощущения ребенку.Сначала положите руку ребенка себе на шею, когда Вы говорите звук З. Пусть он ощутит вибрацию во время произношения Вами звука «з». Потом попросите ребенка положить одну руку тыльной стороной Вам на шею, а другую руку — себе на шею и спойте вместе с ним песенку комарика «ззззз». Детям обычно очень нравится это задание, неожиданные для них новые ощущения.

Сравните со звуком С – «песенком насоса». Потяните звук сссс. Дрожания – вибрации нет! Скажите ребенку, что звук С – это звук глухой, тихий, наш голос спит. А звук З громкий, звонкий, голос звонко поет песенку ззззз.

Очень часто этого упражнения и объяснения бывает достаточно, чтобы в речи ребенка появился звук З.

Какие могут возникать сложности при работе со звуками З и ЗЬ? Полезные советы.

Совет первый. Если у ребенка не получается звук З, то причина может быть в недостаточном развитии органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков поможет справиться с этой проблемой. Подробный комплекс артикуляционной гимнастики в пошаговых описаниях и видео Вы найдете в статье

Совет второй. Если у ребенка не получается сделать в середине языка желобок при произнесении звука З, то скорее всего у него недостаточно развиты мышцы языка. Нам помогут упражнения:

  • Попросите ребенка широко улыбнуться (растянуть губы) и удерживать губы в этом положении. При растянутых губах нужно высунуть распластанный язык наружу и подуть на его кончик. Получится желобок посередине языка. Упражнение проводится перед зеркалом.
  • Если желобок не получается, то попросите ребенка высунуть широкий кончик языка наружу. Положите ребром чайную ложку на середину языка. Сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Можно дуть на ватку или на тоненькую полоску бумаги, тогда будет наглядно виден результат упражнения. Как только ребенок будет легко делать данное упражнение, можно попросить его убрать язык за нижние зубы (сохраняя положение губ). Получится звук С. При добавлении к нему голоса получается звук З.
  • Описанное выше упражнение можно делать со стеклянным пузырьком (стеклянная баночка или бутылочка из аптеки). Научите ребенка свистеть в пузырёк так, чтобы кончик языка слегка опускался наружу или касался краев пузырька. По желобку в середине языка идет воздух и в результате получается свист. Сначала попробуйте сами посвистеть перед зеркалом, а потом уже покажите упражнение ребенку. Если желобок в середине языка у него не получается, положите вдоль языка тонкую круглую палочку.

Совет третий. Если ребенок при произнесении звука З высовывает язык между губами (поэтому звук искажается), то проведите такое упражнение. Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, а зубы плотно закрыть. И посвистеть как насос сссссс. А потом попеть как комарик ззззззз. Язык при сжатых зубах автоматически будет упираться в нижние зубы, и получится правильный звук.

Более подробно о способах постановки звуков С и З Вы узнаете из

Звук З появился. Теперь перед нами стоит важная задача – автоматизировать данный звук в речи ребенка.

Последовательность проведения упражнений по закреплению правильного произношения звука З:

  • 1. упражнения с изолированным звуком,
  • 2. звук в слогах,
  • 3. звук в словах,
  • 4. звук во фразах, стихах, рассказах, диалогах, скороговорках.

Сначала идет работа со звуком З, а затем с его мягким вариантом – звуком ЗЬ. Для каждого этапа подбираются игры, скороговорки, потешки, стихи, картинки.

Игры и упражнения по звуковой культуре речи (ЗКР) со звуками З и ЗЬ

Игра для развития фонематического слуха «Какой комар звенит?»

Покажите две картинки: большой комар и маленький комар. Большой комар звенит очень сердито, зло – ззззззз. А маленький комарик звенит ласково мягко зьзьзьзьзь.

Взрослый говорит звуки з и зь по очереди вразбивку. А дети делают сердитое выражение лица, если слышат звук з – «песню большого сердитого комара». И улыбаются, если слышат песню маленького комарика.

Можно дать в руки ребенка картинки двух комаров и попросить поднять нужную картинку, когда услышишь песенку этого комара.

Звук З в слогах. Игра «Эхо» — повтори слоги.

Примеры слогов: за, зо, зу, зы, зэ, зя, зё, зю, зе, зи, аза, азо, озо, ози, озе и др. Можно давать в игре цепочки слогов. Например, за-зо-зу. Или аза-оза-озу.

Задача эха – повторить слоги или цепочку слогов без ошибок и правильно произнося звук З или ЗЬ.

Слова со звуками З и ЗЬ для игр и занятий по ЗКР с детьми.

Звук З в начале слова: забор, замок, завод, зайка, заводь, зубы, запятая, завиток, занавес, зонт, здание, заколка, зубастый, запонки, звезда.

Звук З в середине слова: коза, роза, водолазы, мимоза, вокзал, слезы, гильза, глаза, ваза, тазы, мозаика, незабудка, сазан, газон, кузов, кузовок, изба, азбука, гнездо, узлы, Незнайка. береза.

Звук ЗЬ в начале слова: зеркало, зима, гвоздика, звезда, зелень, зеленый, земля, земляника, звено, змея, тазик, козел, зебра, зефир.

Звук ЗЬ в середине слова: корзина, обезьяна, козел, кузина, резина, бузина, мази, полозья, гвозди, вазелин, изюм, бензин, лобзик, лазейка, обезьяна, газета, лезвие, магазин, озеро, корзина, гвоздика, узел.

Звук З в конце слова не встречается, т.к. он произносится в конце слова глухо как звук С.

Игры со словами со звуком З.

«Один – много».

Я назову один предмет, а ты – много.

  • Один зонт – много зонтов.
  • Один зайка – много заек.
  • Один завод – много …? Заводов.
  • Одна мозаика – много — …? Мозаек…

«Парные картинки»

Подготовьте пары картинок, в названии которых есть звук З (или Зь). К каждой картинке должна быть пара.

Вариант 1. Для игры с 1-2 детьми. ЛОТО «Кто быстрей подберет пары к своим картинкам?»

1.Положите все картинки стопкой (рисунками вниз). Раздайте каждому игроку по 4 картинки из стопки.

2. Все игроки по очереди берут картинку из стопки и ее называют: «Я взял зайку». Или «У меня звонок». Если взятая из стопки картинка является парой к имеющейся картинке, то накрываем ей нашу картинку. Задача – как можно быстрее закрыть все картинки.

Вариант 2. Для игры с группой детей.

  1. Разделите все картинки на две одинаковые парные группы. Одну группу картинок положите стопкой на стол рисунками вниз. Другую такую же группу картинок раздайте детям.
  2. Один ребенок берет картинку из стопки и показывает всем. Называет ее: «У меня гнездо». Другой ребенок, имеющий такую же картинку, говорит: «И у меня гнездо». Оба ребенка кладут свои парные картинки на стол.
  3. Игра продолжается до тех пор, пока все пары картинок не будут найдены.
  4. Побеждает в игре тот, кто быстрее всех остался без картинок. Это игра «на удачу», и победа в ней не зависит от усилий ребенок. Она учит детей не только выигрывать, но и проигрывать и правильно относиться к случайной неудаче.

В игре взрослый следит за тем, чтобы дети правильно произносили звук З.

Чистоговорки со звуками З и ЗЬ

Зы-зы-зы, давно не было грозы.

За-за-за, надвигается гроза.

Зы-зы-зы, не боимся мы грозы.

Зу-зу-зу, ручеек течет внизу.

Зы-зы-зы, вымыли тазы.

За-за-за, у Нины карие глаза.

Зу-зу-зу, кубики везу.

Зи-зи-зи, к дому подвези.

Зе-зе-зе, дай воды козе.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Зоя ведет козлят и? … козу!

Зой-зой-зой, зой-зой-зой. Козлята идут вместе с? …. Козой!

Фразы-скороговорки со звуками З и ЗЬ.

  • У маленькой Зины бузина в корзине.
  • В вазе у Зины мимозы и гвоздики.
  • К Зайке пришли Незнайка и Зазнайка.
  • Позади завода заводь.
  • Зоя и Зина – кузины.
  • Зоя – зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка.
  • Звездолет взлетел к звездам.
  • Зинин звонок звенит звонко.
  • На вокзале – поезда.
  • У Зои коза под замком.
  • Зина в лес пошла, землянику нашла.
  • Зеленая береза стоит в лесу. Зоя под березой поймала стрекозу.
  • Трезор и Тузик залаяли на Забияку.
  • Резинового зайку забыла разиня-хозяйка.
  • У Зины – корзина. В корзине – грузди.
  • Не спи, Мазай! Зайцев спасай!
  • Звёздный змей зазвенел.
  • У Зины бузина в корзине.
  • Ехал в Казань, а заехал в Рязань.
  • Зимой поле белое промёрзло-леденелое.
  • Видит волк грозу – забыл и козу.
  • У Зои заболели зубы.
  • У Зины зимой зябнет нос.
  • Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.

Пословицы и поговорки со звуком З.

Почему так говорят? О чем так можно сказать?

  • Мал золотник, да дорог.
  • Зима не без морозов.
  • Одной рукой узла не развязать.

Загадки со звуком З.

  • Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёжик)
  • Зубы имеет, а зубной боли не знает. (Грабли)
  • Зимой и летом одним цветом. (Ёлка)
  • В избе – изба, на избе – труба. Зашумело в избе, загудело в трубе. Видит пламя народ, а тушить не идёт. (Печка)

Стихи со звуком З и ЗЬ.

При использовании стихов можно дать детям задание:

  • Запомнить слова из стихотворения со звуком З и назвать их после прочтения стихотворения.
  • Составить свои предложения с этими словами.
  • Произнести одну и ту же фразу из стихотворения с разной интонацией: удивленно, восхищенно, радостно, огорченно, смущенно и т.д.
  • Угадать интонацию и настроение, с которой была прочитана строчка из стихотворения.
  • Прочитать две-четыре строчки из стихотворения с разной скоростью (медленно как черепаха Тортилла, в среднем темпе как Буратино, в быстром темпе как Торопыжка).
  • Прочитать строчки из стихотворения с разной громкостью – игра «Радио». Вы «регулируете» громкость то громче, то тише (как будто Вы поворачиваете регулятор громкости на радиоприемнике). Дети быстро реагируют и меняют громкость своего голоса.

Резиновая Зина.
Резиновую Зину
Купили в магазине.
Резиновую Зину
В корзине привезли,

Она была разиня,
Резиновая Зина
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.

Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину
И пальцем пригрозим:
«Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин! (А. Барто)

Зеленая песенка.
В зеленом,зеленом, зеленом лесу
Зеленый листок, как флажок, я несу.
Зеленая шишка под елкой молчит,
Зеленая музыка где-то звучит –
Зеленый кузнечик в зеленой стране
Играет зеленую песенку мне. (А Стройло)

Зимний звон.
Зимний звон, зимний звон
На заре со всех сторон.
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы (В. Суслов).

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно. (К. Чуковский)

Девчонка везла на возу
Козленка, козла и козу.
Лесок проезжала,
Часок подремала.
Девчонка в лесу проспала
Козленка, козу и козла. (В.Викторов)

Вот веселая затея –
Запускать на нитке змея!

Зажглась зеленая звезда –
Запустим звездолет туда!

Заяц-портной.
Серый заяц под сосной
Объявил, что он портной.
И портному через час
Медвежонок сдал заказ.
— Будет Ваш заказ готов
До январских холодов.
Заяц режет, заяц шьет,
А медведь в берлоге ждет.
Срок прошел, пришел медведь,
А штаны нельзя надеть!

Берёзы.
Прибежали козы
Рано поутру,
Гложут у берёзы
Белую кору.
Не ходите, козы,
В молодой наш лес!
Вырастут берёзы,
Будут до небес!

К нам зайдет Новый год,
Заведет хоровод,
Зазвенят голоса,
Засверкают глаза.

Здравствуй, праздник новогодний!
Праздник елки и зимы!
Всех друзей своих сегодня
Позовем на елку мы!

Потешки, считалки со звуками З и ЗЬ.

Идет козел мохнатый,
Идет козел бородатый,
Рогами помахивает,
Бородой потряхивает,
Идет, блеет,
Коз, козлят зовет.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп!

Считалка со звуком З.

За морями,
За горами,
За дремучими лесами
На пригорке – теремок.
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

Рассказы и сказки со звуком З для занятий по ЗКР с детьми дошкольного возраста.

Зайчики (литовская сказка)

Родились у зайца зайчата. Взглянул отец на своих детей и говорит им:
— Я с усами, и Вы уже с усами! Так вот, значит, добивайте себе пропитание сами.
С тех пор зайчишки как родятся, так и живут одни, без родителей, в тёмном лесу: ни гнезда у них, ни норы. Зато все с усами, все с первых дней могут добывать себе пропитание сами.

Мальчик и козы.

Жил-был мальчик, и было у него три козы. Днем козы скакали и прыгали по скалам, а к ночи мальчик загонял их домой.
Раз вечером мальчик стал загонять их домой, а козы убежали на капустное поле, и никак их оттуда не выгнать.
Мальчик сел на пригорке и заплакал. Шёл мимо заяц.
— Чего плачешь? – спросил заяц мальчика.
— Плачу потому, что не могу выгнать коз с поля, — ответил мальчик.
— Я их выгоню, — сказал заяц.
Стал заяц выгонять, а козы не идут.
Сел заяц и тоже заплакал. Шла мимо лиса.
— Чего плачешь? – спросила зайца лиса.
— Плачу потому¸ что мальчик плачет, — говорит заяц, — А мальчик плачет потому, что не может с поля коз выгнать.
— Успокойся, я их выгоню, — сказала лиса.
Стала она выгонять, а козы не идут.
Села тут лиса и тоже заплакала.
И так волк гнал, тоже не выгнал.
Летела тут пчелка.
Видит, что все они сидят и плачут, и говорит:
— Я их выгоню.
Тут все звери и мальчик перестали плакать и стали смеяться над пчелкой. Как она выгонит коз, когда они все не могли справиться!
Но пчелка полетела на капустное поле, села на козу, зажжужжала.
— Жжжжжж! Жжжжжж! Жжжжж!
Как пустятся козы бежать! И убежали с поля домой.

«Папа привез Зое из Африки обезьянку. Зоя назвала обезьянку Рузой. Руза умела забавног прыгать, передразнивать Зоиных знакомых. Зоя научила Рузу открывать на звонок дверь.
Зимой Руза заболела. Зоя возила Рузу к доктору, давала ей разные травы, кормила бананами. Благодаря Зоиным заботам Руза выздоровела».

Задайте ребенку вопросы по содержанию рассказа. Попросите найти в рассказе слова со звуком З и составить с ними свои предложения.

«Зоя, Лиза и Аза – подруги. Собрались подруги у Зои. Вместе играют Зоя, Лиза и Аза. Куклу Музу укладывают спать. С забавным зайкой идут гулять. Позвала мама Лизу домой. Позвали и Азу. Осталась Зоя одна. Заболели у Зои зубы. Завязала Зоя зубы и сидит. Узнала об этом Лиза. Принесла Зои мозаику. Узнала и Аза. Принесла Зое незабудки. Поставила Зоя незабудки в вазу. Стали Лиза, Зоя и Аза играть в мозаику. Красивый сделали узор из мозаики! Потом загадывали загадки:

Как взялась она за дело,
Запилила и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)

Узловат Кузьма,
Развязать нельзя. (Цепь)

Сам дней не знает,
А другим указывает. (Календарь)

Долго забавлялись подруги. Забыла Зоя о больных зубах».

Задайте вопросы ребенку по содержанию рассказа. Следите за тем, чтобы в ответах он правильно произносил звук З.

Подвижная игра для закрепления правильного произношения звука З «Узнай по голосу».

Эта игра развивает слуховое внимание детей. На земле чертится круг. Дети бегают по игровой площадке. По сигналу взрослого «Раз, два, три – в круг беги!» они собираются в круг.

Выбирается водящий. Ему завязывают глаза. Он поворачивается спиной к детям.

Все дети говорят:

«Мы немного порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя – узнай!»

Взрослый показывает жестом одного из детей, который говорит: «Я тебя зову!». Ребенок-водящий угадывает, кто его позвал: «Меня позвал Вова? Меня позвала Катя?»

Если ребенок угадал, кто его позвал, то он меняется местами с этим ребенком. И другой ребенок становится водящим.

Если ребенок не угадал, кто его позвал, то он отгадывает еще раз в следующей игре.

Видео для занятий по ЗКР — образование названий действий от названий предметов. Закрепление правильного произношения звука З.

Словесный материал из видео:

  • застёжку — застёгивают,
  • заколку — что делают? — закалывают,
  • замазкой — что делают? — замазывают,
  • на занятии что делают? — занимаются,
  • задания — что делают? — задают
  • загородкой — что делают? — загораживают,
  • задвижку — что делают? — задвигают,
  • запеканку — что делают? — запекают,
  • заварку — что делают? — заваривают,
  • запасами — что делают? — запасаются
  • записи — что делают? — записывают

Полезные советы: 1. Это видео нужно смотреть без звука! (присутствие в нем звука только отвлекает детей и совершенно бессмысленно!) Отключите громкость звука в видеоролике и давайте задания ребенку, показывая ему картинки. 2. Обязательно ставьте видео на паузы, дожидаясь ответа ребенка! И только после его ответа и обсуждения идите дальше! 3. Можно это же речевое упражнение делать и без видео:).

Во всех играх и заданиях нужно внимательно следить за тем, чтобы дети правильно говорили звуки З и ЗЬ. В случае ошибок напомните ребятам, что они уже научились правильно говорить этот звук и попросите исправить ошибки.

Другие материалы по играм, упражнениям и занятиям с детьми по ЗКР — звуковой культуре речи — Вы можете найти в статьях сайта:

Много интересных материалов по развитию речи детей Вы найдете в рубриках:

До новых встреч на «Родной тропинке»! Буду рада видеть Ваши вопросы и мнения по содержанию статьи в конце этого поста:)! Спасибо за интерес к проблемам развития речи детей:)!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"