Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи. Тема: Пересказ рассказа с элементами творчества «Курочка» Е

венера юсупова
Конспект занятия развитию речи. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»

Тема занятия : Пересказ рассказа Е . Чарушина «Курочка » .

Мультимедийная разработка непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие »

в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет образовательной области «Коммуникация» .

Тема занятия : Пересказ рассказа Е . Чарушина «Курочка » .

Цель : выявить уровень усвоения программного материала по разделу речевое развитие , развитие самоконтроля и взаимоконтроля.

Задачи :

Продолжать обучать детей в умении рассказывать содержание рассказа , с использованием наглядной опоры,

закреплять умение составлять рассказ связно , в логической последовательности, закреплять знания о домашних птицах; развивать умение детей называть птиц во множественном числе;

Продолжать развивать психические процессы : память, внимание, наглядно-действенное мышление;

Воспитывать доброе отношение к домашним животным, уважение к родителям, воспитывать желание говорить как взрослые, понятно для слушателей отвечать на вопросы, понятно.

Взаимосвязь целей данного занятия с целями других занятий и направленность целей на практическую деятельность воспитанников :

Данное занятие является фронтальным обобщающим по разделу «Речевое развитие » образовательной области «Познание» . В дальнейшем, с детьми продолжится работа в повседневной жизни детского сада, в самостоятельной деятельности. Использовались приемы беседа, подвижные игры, занятие по изображению птиц , наблюдения.

Организационный этап :Создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Формирование интереса и желания заниматься, учиться, играть.

Вход детей в группу. Дети садятся полукругом. Приветствие.

Организационный момент. (Формирование положительного эмоционального настроя) .

Воспитатель : Сядьте рядышком друг с другом, словно месяц – полукругом. Я дарю вам свою улыбку. А вы в ответ улыбаетесь мне. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу, вашим друзьям. И поздоровайтесь, так как вам этого хочется. Посмотрите, что у меня в руках.

Воспитатель показывает детям небольшое пуховое белое перышко.

Что это? (Перышко) .

Какое оно – черное или белое?

Гладкое или пушистое? - Длинное или короткое?

Легкое или тяжелое?

Перышко это не простое, а волшебное :

Стоит на него подуть,

И оно покажет путь

В какую сторону идти,

Чтоб хозяина найти.

Интересно, кто хозяин этого перышка? (Ответы детей) .

Воспитатель. Положила перышко на ладонь вытянутой руки и протянула руку к детям : попросила всех вместе по команде подуть на волшебное перышко :

«Раз, два, три –

перышко лети!».

Привело нас перышко на птичий двор. Куда мы с вами попали? Давайте вместе скажем – птичий двор. А каких птиц не хватает в птичьем дворе? А теперь присядем.

Воспитатель : Вспомните названия домашних птиц. (Курица, индюк, утка, петух, гуси) . Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О домашних птицах) .

Упражнение «Подбери действия» .

(Цель : закреплять умение называть особенности

поведения птиц) .

Выставляется картинка с изображением индюка.

Индюк что делает? (Болоболит, кричит, шипит,

надувается) .

Затем выставляются картинки с изображением

утки и курицы. Аналогично

подбираются действия.

(Курица – ходит, клюет,

смотрит, бегает, оберегает.

Утка - крякает, ходит, плавает) .

Чтение рассказа «Курочка » .

Воспитатель : А сейчас, я вам прочитаю рассказ «Курочка » , который написал детский писатель Евгений Чарушин . Вы его внимательно слушайте. Потом будем составлять краткий пересказ рассказа .

Читается рассказ с показом по иллюстрации.

Вы слышали новое слово – заквохтала. Это означает, что курочка так говорит : квох- квох- квох. Давайте вместе скажем – заквохтала.

Вопросы к детям :

Как называется рассказ ? (Курочка ) .

Кто его написал?

Где курочка с цыплятами ходила ? (По двору) .

Что случилось? (Пошел дождик) .

Что сделала курочка ? (На землю присела, все

перышки растопырила и заквохтала) .

Как цыплята прятались под крылышки курицы?

(Один совсем спрятался, у него только ножки видны, у кого головка торчит, у кого только глаз выглядывает) .

А кто не спрятался? (Два цыпленка) .

Что они стали делать? (стоят, пищат и удивляются : что это им на голову капает) .

Основной этап

Игра «Наседка и цыплята» (под музыку) .

Воспитатель : Давайте скорее играть, выходите на лужок и вставайте все в кружок. Я, буду курочка – мама , а вы цыплята. Когда светит солнце, цыплята бегают, зерна клюют. Начинается дождик – к маме бегут.

Игра проводится 2 раза.

Чтение рассказа 2-ой раз .

Пересказ рассказа .

Воспитатель : Сейчас вы будете пересказывать рассказ Е , Чарушина «Курочка » , а помогут вам иллюстрации.

Кто хочет рассказать про курочку ?

Предлагается, двоим детям составить краткий пересказ рассказа , с использованием иллюстраций.

Сейчас, Катя расскажет : как называется рассказ ? Что делала курочка с цыплятами ? Что произошло потом? Что курочка сделала , когда пошел дождь? А, … продолжит, что же было дальше. Все ли цыплята спрятались под крылом у курочки ? Что сделали два цыпленка? Чему удивляются?

Воспитатель. А давайте, ребята, немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать,

А за ней цыплятки –

Желтые ребятки.

Ко-ко-ко да ко-ко-ко

Не ходите далеко,

Лапками гребите –

Зернышко ищите,

Нашли толстого жука –

Дождевого червяка,

Выпили водицы –

Полное копытце.

Воспитатель. Теперь нужно пересказать рассказ целиком .

Предложить Кириллу и Карине пересказать рассказ целиком .

Дидактическая игра «Один – много» с мячом.

Воспитатель. Я вам предлагаю поиграть еще в одну

игру, которая называется «Один – много» .

Курица – много кур

Цыплята – много цыплят

Гусь – много гусей

Утка – много уток

Петух – много петухов

Селезень – много селезней

Гусенок – много гусят

Гусыня – много гусынь

Заключительный этап

Воспитатель. Наше занятие подходит к концу . Чем мы сегодня с вами занимались? (Пересказывали рассказ ) . Как называется рассказ ? Кто его написал? А правильно ли поступили 2 цыпленка? Что с ними могло произойти? А вы слушаетесь своих родителей?

Сегодня необычный день – День Святого Валентина, я вам дарю вот такие сердечки в знак своей любви к вам, а вы дома поздравьте своих родителей с этим прекрасным днем. И всегда старайтесь слушаться взрослых. Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию. Чтение и пересказ рассказа Л. Кассиля «Воздух» Конспект интегрированной НОД по ОО «Речевое развитие» (художественная литература) с детьми подготовительной группы Тема: Твои защитники.

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа «Мамин день» в старшей группе для детей с ОНР Задачи: Образовательная область «Речевое развитие» Учить детей пересказывать небольшое по объему произведение. Учить последовательно логично.

Цель: Учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки. Систематизировать знания детей о выращивании и посеве семян в огороде. Активизировать.

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа «Дятел» Г. Скребицкого Организационный момент. Ведущий: Руку другу тянет друг Получился полукруг Все увидели гостей … Поприветствуйте скорей Сегодня к нам пришли.

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» 1. Организационный момент. Дети в кругу. Во дворе щенок играл, Прыгал, бегал и считал: «Раз- прыжок, и два кивка, Два – направо голова,.

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа). Пересказ рассказа «Лисята» Пересказ рассказа «Лисята» Е. Чарушина Старшая группа. Пр. сод-е: Продолжать учить выразительно, пересказывать литературный тест. Учить.

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Цель: Развивать умения детей правильно пересказывать литературный текст, используя слова автора. Продолжать использовать распространенные.

Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ рассказа «Кот Васька» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Тема: Пересказ рассказа «Кот Васька» с использованием опорных картинок. Цель: закреплять умение.

Интегрированное занятие по пересказу рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: продолжать учить детей пересказывать текст;придумывать загадки;передавать разные по строению, форме деревья и кустарники, используя.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Воспитатель: Власова Ирина Викторовна Тема занятия: «Пересказ рассказа.

Библиотека изображений:

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»

Болховитиан Елена Владимировна

МБДОУ «Детский сад №55»

город Северск, Томской области

Образовательная область: развитие речи.

Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Цель: Обучать детей пересказу, учить отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать.

Задачи:

  1. развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием схем с условными обозначениями;
  2. совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний, совершенствовать интонационную выразительность речи;
  3. воспитывать желание говорить как взрослый, понятно для слушателей, отвечать на вопросы;

Раздаточный материал: Схема с условными обозначениями, мольберт, перо, «птичий двор», портрет Е.Чарушина.

Словарная работа: птичий двор, заквохтала, наседка, ряба, Чарушин.

Ход непосредственно организованной образовательной деятельности

Воспитатель предлагает встать детям полукругом

Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц - полукругом. У нас сегодня много гостей. Все хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся. Все гости приветливо нам улыбаются, подарим и мы гостям свои улыбки. А теперь улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, улыбнитесь и мне. Спасибо. Посмотрите, что у меня есть.

Показывает детям небольшое пуховое белое перышко.

Воспитатель: Что это? А какое оно?

Когда дети ответят, уточняет, какое оно - черное или белое, длинное или короткое, гладкое или пушистое, легкое или тяжелое.

Воспитатель:

Перышко это не простое, а волшебное:

Стоит на него подуть,

И оно покажет путь

В какую сторону идти,

Чтоб хозяина найти.

Воспитатель:

Интересно кто хозяин этого перышка?

Ребята, а вы хотите узнать кто хозяин пёрышка?

Отправимся за перышком и узнаем!

Положить перышко на ладонь вытянутой руки и протянуть руку к детям: попросить всех вместе по команде подуть на волшебное перышко:

«Раз, два, три - перышко лети!».

Поднять его с пола и попросить детей идти за волшебным перышком.

Воспитатель:

Привело нас перышко на птичий двор. Ребята, куда мы с вами попали? Давайте вместе скажем (Птичий двор) .

А как вы думаете, почему он называется птичьим двором?

Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно!

Отгадывание загадок:

1. «Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает»

Кто это?

КУРОЧКА: Какого цвета курочка, какая она? (рыжая, пестрая, разноцветная)

2. « Весь я золотистый, Мягкий и пушистый. Я у курицы - ребёнок,
А зовут меня...»

Кто это? Расскажите, какой ЦЫПЛЕНОК? (маленький, пушистый, как комочек)

Какого он цвета? (жёлтый, золотистый)

Чем они похожи?

Присмотритесь к ним, чем они не похожи? (курочка – большая, цыпленок - маленький)

Какие цыплята? (маленькие, пушистые)

А курица - мама какая? (большая, добрая, заботливая, внимательная)

Вспомните, как в сказках говориться про курочку? (Курочка - ряба, пеструшечка, наседка)

Воспитатель предлагает детям присесть на ковёр.

Воспитатель: А сейчас, я вам прочитаю рассказ « Курочка», который написал детский писатель Евгений Чарушин. Читается рассказ.

Ребята, вы слышали новое слово - заквохтала . Это означает, что курочка так говорит: квох- квох- квох. Давайте вместе скажем - заквохтала.

Вопросы к детям:

Как называется рассказ? (Курочка)

Кто его написал?

Про кого рассказ?

Где курочка с цыплятами ходила? (По двору)

Что случилось? (Пошел дождик)

Что сделала курочка? (На землю присела, все перышки растопырила и заквохтала)

Как цыплята прятались под крылышки курицы? (Один совсем спрятался, у него только ножки видны, у кого головка торчит, у кого только глаз выглядывает)

А кто не спрятался? (Два цыпленка)

Что они стали делать? (стоят, пищат и удивляются: что это им на голову капает)

Подвижная игра: «Солнышко и дождик» .

Ребята, давайте скорее играть, выходите на лужок и вставайте все в кружок. Я, буду курочка- мама, а вы цыплята. Когда светит солнце, цыплята бегают, зерна клюют. Начинается дождик - к маме бегут. (Игра проводится 2 раза.)

Воспитатель предлагает детям лечь на ковер, на спину и прослушать еще раз рассказ.

Воспитатель:

А теперь я, вам еще раз прочитаю рассказ Е. Чарушина « Курочка », вы его внимательно слушайте и запоминайте. Потом вы его перескажите, а помогут вам схемы". Читается рассказ.

Воспитатель :

Кто хочет рассказать про курочку?

И предлагается двоим детям пересказать его, опираясь на схему, выставленную на мольберт, помогая, задавая наводящие вопросы.

Воспитатель:

Как называется рассказ? Что делала курочка с цыплятами? Что произошло потом? Что курочка сделала, когда пошел дождь? А, Ярослав продолжит, что же было дальше. Все ли цыплята спрятались под крылом у курочки? Что сделали два цыпленка? Чему удивляются?

Воспитатель дает оценку пересказам детей.

Воспитатель:

Теперь нужно пересказать рассказ целиком. Предложить двоим детям пересказать рассказ целиком.

Воспитатель:

Наше занятие подходит к концу. Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? (Пересказывали рассказ) .

В конце занятия воспитатель подводит итог, оценивая рассказы детей, отмечает, как последовательность изложения, так и выразительность речи. На память о нашем занятии, я хочу вам подарить этих цыплят.

Рассказ Евгения Чарушина «КУРОЧКА»:


Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?


Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи.

Тема: Пересказ рассказа с элементами творчества «Курочка» Е. Чарушина.

Цель:

сформировать у детей умение пересказывать рассказ Е. Чарушина «Курочка» с элементами творчества с помощью педагога.

Задачи:

  • формировать умение пересказывать рассказ последовательно, неторопливо, полно, без длительных пауз
  • развивать интонационную выразительность в процессе передачи характера персонажей
  • развивать у детей речевое творчество в процессе придумывания продолжения рассказа
  • воспитывать у детей инициативность, самостоятельность, умение слушать друг друга, при необходимости прийти на помощь

Оборудование: мяч.

Ход занятия:

1. В-ль: Собрались мы с вами в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
А теперь соседу справа
Ты улыбку передай,
Утра доброго желай.

Давайте, улыбнёмся и передадим друг другу хорошее настроение).

(дети встают в круг, поворачивают голову вправо, влево и передают улыбку) .

2. В-ль: -Вот с таким добрым настроением мы и начнём игру.

Поиграем в игру «Назови слова действия» .

Кто поймает мяч - назовёт, что умеют делать домашние птицы

(клевать, кричать, квохтать, кудахтать, кукарекать, бормотать, искать, сидеть, пищать, крякать, гоготать, защищать, высиживать, нести яйцо, приседать, растопыривать крылья) .

В-ль: - молодцы!

3. В-ль: Как много вы знаете о домашних птицах.

А, я знаю очень интересную историю про курочку. Вы хотите узнать?

Усаживайтесь на места. Этот рассказ придумал детский писатель

Е. Чарушин, а называется рассказ «Курочка» .

Слушайте внимательно.

«Курочка» .

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: "Квох -квох - квох - квох"! - это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.

А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?

Ребята а когда закончился дождь что случилось с цыплятами, которые не послушались свою маму? (Творческие ответы детей) .

4. Беседа по тексту:

Ребята, вы запомнили, как называется рассказ, который я вам прочитала?

Что больше всего вам запомнилось в этом рассказе?

Что- то понравилось, или нет?

А почему вам это понравилось?

Какие события описываются в рассказе?

А как вы думаете, почему курочка решила укрыть цыплят крыльями?

Как по-разному цыплята зарылись в теплые перышки курочки? (кто

совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у

кого только глаз выглядывает)

А как вы думаете, что означает слово "заквохтала"?

Все ли цыплята спрятались? (нет стоят пищат, удивляются)

5. Ф/Минутка:

А как это они удивляются? Покажите!

Как цыплята пищат?

В; Курица присела, крылья растопырила и квохчет!

Покажите ребята как курочка присела?

Как перышки растопырила?

А как курочка заквохтала?

Молодцы, присаживайтесь.

6. - В-ль: Ребята, а вы хотите рассказать эту историю своим друзьям?

  • - В-ль: Но чтобы вы запомнили и могли рассказать друзьям, нам надо потренироваться.

Послушайте рассказ ещё раз. (повторное чтение)

В-ль: Я предлагаю вам потренироваться и рассказать рассказ с продолжением, которые вы придумали сами.

Кто хочет попробовать (пересказы детей)

Ребята вы молодцы! рассказы получились интересными, полными, выразительными!

  • - В-ль: Ребята, как вы думаете. Вы сможете рассказать рассказы своим друзьям?

А почему у нас это получиться?

(потому что вы были внимательными, чётко отвечали на вопросы, помогали друг другу.)

И самое главное придумывали такие интересные продолжения к рассказу, настоящие фантазёры. Каждый придумывал своё продолжение.

Мне очень понравились ваши рассказы. Вас было интересно слушать.

Я думаю, что вашим друзьям тоже будет очень интересно вас слушать.

Ребята, у меня есть книжки – малышки. Я хочу их вам подарить, а дома с мамами вы нарисуете, то, что вам больше всего понравилось в этом расскзе.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка»
Цель: содействие в развитие умения пересказывания рассказа Е. Чарушина «Курочка»; совершенствование умения отвечать на вопросы; развитие связной речи, мышления, внимания.
Материалы: перо, су-джок, макет птичьего двора, картинка «Курочка с цыплятами», конверты с раскрасками.
Ход НОД:
1. Сюрпризный момент. Перо.Воспитатель достает перо. - Ребята, посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это? Показывает детям небольшое пуховое перышко. Когда дети ответят, уточняет, какое оно - черное или белое, длинное или короткое, гладкое или пушистое, легкое или тяжелое. Воспитатель: Интересно кто хозяин этого перышка? (Ответы детей).
Перышко это не простое, а волшебное:
Стоит на него подуть,
И оно покажет путь
В какую сторону идти
Чтоб хозяина найти.Положить перышко на ладонь вытянутой руки и протянуть руку к детям: попросить всех вместе по команде подуть на волшебное перышко: «Раз, два, три - перышко лети!».
Поднять его с пола и попросить детей идти за волшебным перышком.
Мы по мостику пойдем тихо не спеша, вправо-влево не свернем, чтоб не искупаться, а потом опять пойдем и куда-то попадем.Воспитатель: Присаживайтесь.
Куда привело нас перо? Привело нас перышко на птичий двор. А как вы думаете, почему он называется птичьим двором? (Там живут птицы: гуси, утки, индюки, курицы.) А какие – это птицы? (домашние птицы). Значит, птичий двор – это двор, где живут домашние птицы.
2. Основная часть.
Воспитатель: На птичьем дворе много птиц, а, чтобы узнать, какой птице принадлежит перышко, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает? (курица)
(Воспитатель достает картинку с изображением курицы и цыплят)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, один детский писатель Евгений Чарушин как-то гулял у себя во дворе и наблюдал за курочкой с цыплятами, после чего написал рассказ, хотите послушать?
Читается рассказ. Вопросы к детям:
Про кого этот рассказ? (Курочку и цыплят, про дождик)
Где курочка с цыплятами ходила? (По двору)
Что случилось? (Пошел дождик)
Что сделала курочка? (На землю присела, все перышки растопырила и заквохтала)
Как цыплята прятались под крылышки курицы? (Один совсем спрятался, у него только ножки видны, у кого головка торчит, у кого только глаз выглядывает)
А все ли цыплята спрятались? (Два цыпленка не спрятались) Что они стали делать? (стоят, пищат и удивляются: что это им на голову капает?)
Воспитатель: а хотите превратиться в курицу и цыплят.
Физминутка «Вышла курочка гулять».
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки
Жёлтые цыплятки.
- Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите.
Съели толстого жука.
Дождевого червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.
Воспитатель: а сейчас я прочитаю рассказ еще раз, а вы слушайте внимательно, чтобы потом могли его порассказать.
Воспитатель читает еще раз рассказ.
Воспитатель: Кто хочет рассказать про курочку?
Воспитатель: Сейчас, Катя расскажет: как называется рассказ? Что делала курочка с цыплятами? Что произошло потом? Что курочка сделала, когда пошел дождь? А, Рома продолжит, что же было дальше. Все ли цыплята спрятались под крылом у курочки? Что сделали два цыпленка? Чему удивляются? (Спросить еще 2 пары детей).Воспитатель дает оценку пересказам детей.
Д/и «Чье перо?»
Воспитатель: так чье же это перо? (куриное)
А у петуха какое перо? (петушиное)
У утки? (Утиное)
У гуся? (гусиное)Воспитатель: дети посмотрите кто заглянул и свернулся клубочком на птичий двор? Это ежик. Я сейчас буду передавать его каждому и называть животное, а вы должны назвать его детеныша. (проводится д/и «Чей малыш?»)
Ну а теперь пришло время прощаться с птичьим двором и возвращаться в детский сад. Подуем на перо, и оно нас приведет обратно.
3. Итог.
Где мы были? Что делали?
Посмотрите, что у меня в руках? (конверты)
Мне их предала курочка, а что в них вы узнаете, сев за столы.


Приложенные файлы

Антонина Макарова
Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка»

Цель : обучать детей пересказу литературного текста с помощью серии картинок

Задачи :

Образовательные :

Учить сравнивать курицу с цыпленком по величине, цвету, подбирать определения, антонимы, согласовать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

Продолжать формировать у детей умение согласовать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных; образовывать уменьшительно – ласкательные слова;

Учить отвечать на вопросы полными ответами.

Развивающие :

Развивать связную речь, наглядно – образное мышление, внимание;

Развивать артикуляционный аппарат;

Развивать у детей умение играть в группе;

Развивать эмоциональное восприятие художественной литературы.

Воспитательные :

Воспитывать у детей инициативность, самостоятельность, умение слушать друг, друга.

Воспитывать доброжелательность, чуткость.

Воспитывать бережное отношение к птицам.

Образовательная область : развитие речи.

Планируемый результат : Пересказ детьми короткого рассказа с использованием картинок.

Методические приемы : Отгадывание загадкок, беседа, чтение; рассматривание слайдов , предметных картинок; выкладывание рисунков из пазлов, выстраивание графического плана рассказа ; договаривание предложений детьми.

Словарная работа : учить сравнивать курицу и цыпленка на картинках; подбирать антонимы : маленькие - большие; согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже; обогащать словарь детей : птичий двор, золотистый, кудахчет.

Предварительная работа :

Беседа с детьми о домашних птицах;

Разучивание физкультминутки;

рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц

Материал : вязанная курочка и цыплята , предметные картинки с изображением курицы и цыплят, рассказ Е . Чарушина «Курочка » , пазлы, серия картинок.

Оборудование : проектор, магнитофон, магнитная доска, аудиозаписи.

Список использованной литературы :

Развитие речи детей 4-5 лет : программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. Авторы-составители О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. Издательский центр «Вента-граф» 2015г

Ход занятия

Воспитатель предлагает встать детям полукругом

Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Здравствуйте ладошки (хлоп, хлоп)

Здравствуйте ножки (топ, топ)

Здравствуйте щечки (плюх, плюх)

Здравствуйте зубки (щелк, щелк)

Здравствуй мой носик (бик, бик)

Здравствуйте дети

Здравствуйте гости.

Нацеливание на работу :

У нас сегодня много гостей. Все хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся, поэтому на занятии нужно вести себя, красиво и спокойно. Показывает детям небольшое пуховое белое перышко

Воспитатель : Ребята, посмотрите на мою ладонь. Что это? А какое оно?

Когда дети ответят, уточняет, какое оно - черное или белое, длинное или короткое, гладкое или пушистое, легкое или тяжелое.

Воспитатель :

Перышко это не простое, а волшебное :

Стоит на него подуть,

И оно покажет путь

В какую сторону идти

Чтоб хозяина найти

Воспитатель :

Расправили плечи, спинки выпрямили и по команде подуем на волшебное перышко : «Раз, два, три - перышко лети!» .

Давайте отправимся за перышком.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель :

Привело нас перышко на птичий двор. А как вы думаете, почему он называется птичьим двором? Там живут птицы : гуси, утки, индюки, курицы. А какие – это птицы? (домашние птицы) . Значит, птичий двор – это двор, где живут домашние птицы.

На птичьем дворе много птиц, а чтобы узнать, какой птице принадлежит перышко, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.

Отгадывание загадок :

1. «Кудахчет, кудахчет, детей созывает, всех под крыло собирает» . Кто это? (Курица) -это, когда 1.

(курицы)

Какого цвета курица, какая она? (белая)

А как можно ласково назвать курицу? (курочка )

2. «Весь я золотистый, Мягкий и пушистый. Я у курицы - ребёнок,

А зовут меня.».

А кто вылупляется из яйца курицы? (цыпленок) -1 цыпленок.

А как мы скажем, если их много? (цыплята)

Расскажите , какого цвета цыпленок, какой он? (жёлтый, золотистый)

Как можно назвать ласково цыпленка? (цыпленочек)

Чем они похожи курочка и цыпленок ? (Есть голова, глазки, крылышки)

Присмотритесь к ним, чем они не похожи? (курочка – большая , цыпленок - маленький)

А по характеру курица - мама какая? (большая, добрая, заботливая, внимательная) .

Воспитатель : А сейчас мы познакомимся с рассказом «Курочка » , который написал детский писатель Евгений Иванович Чарушин . У него все рассказы о животных и о птицах.

Слушаем и смотрим внимательно, потому что мы будем отвечать на вопросы.

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и закудахтала : «Кудах-кудах -кудах-кудах!» Это значит : прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого голова торчит.

А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются : что это такое им на голову капает?

Словарная работа.

Ребята, в этом рассказе есть новое слово - закудахтала. Это означает, что курочка так говорит : кудах- кудах- кудах. Скажим громко, тихо, еще тише. Давайте вместе скажем - закудахтала. Молодцы!

Вопросы к детям :

Про кого рассказ ? (Про курочку , про цыплят, про дождик)

Где курочка с цыплятами ходила ? (По двору)

Что случилось? (Пошел дождик)

Что сделала курочка ? (На землю присела, все перышки растопырила и закудахталаа)

Как цыплята прятались под крылышки курицы? (Один совсем спрятался, у другого только ножки видны, у кого голова торчит)

А кто не спрятался? (Два цыпленка)

Что они стали делать? (стоят, пищат и удивляются : что это им на голову капает)

Пошел дождик. И все цыплята спрятались под крылышки курицы.

Пальчиковая гимнастика

Один, два, три, четыре, пять

Первый– цыпленок на крыльце,

Второй – цыпленок в яйце,

Третий –цыпленок самый смелый,

А четвертый – самый белый,

Пятый маленький цыпленок

Кушать захотел спросонок.

Воспитатель :

Присаживайтесь на свои места. Вы видите на столе конвертики. Это сюрприз от курочки . На каждом конверте есть рисунок (образец, а внутри пазлы. Нужны пазлы собрать по образцу, а потом рассказать , что на них изображено. Таким образом, мы составим рассказ .

Индивид. работа. Звучит музыка.

У всех все получилось. Молодцы.

Воспитатель :

А сейчас мы с вами будем рассказывать рассказ по картиночкам , которые вы собрали.

Воспитатель :

А сейчас я хочу услышать весь рассказ по всем картиночкам….выйди, расскажи .

Давайте послушаем еще….выйди, расскажи .

Инсценировка рассказа : «Курочка » .

Вот мы послушали рассказ про курочку и цыплят . А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Вышла курочка гулять » . Раз, два, три детки в цыплят превратись. Как называется рассказ ? Встаем с мест и делаем круг.

Игра под музыку. 2 цыпленка остаются

Итог : Посмотрите 2 цыпленка не послушались своей мамы. Что с ними может случится? Какая беда?

Позовем цыплят к себе под крылышко, чтобы не замерзли, ведь под крылышком мамы всегда безопасно тепло и хорошо. Как говорится в пословице : «Как у матушки под крылом, нет горя и забот» . Любите и слушайте своих мам!

А теперь : Раз, два, три цыплятки в деток превратись.

Воспитатель :

А курочка еще приготовила сюрприз – вот это раскраски. Эти раскраски заберете домой, аккуратно раскрасите. И расскажите родителям рассказ , с которым мы познакомились. А кто напомнит, как называется рассказ ? Про кого?

А сейчас наше занятие закончилось. Скажем нашим гостям, до свидания.

Спасибо за внимание.