Конспект занятия круг во второй младшей группе. Занятие по фэмп «геометрические фигуры

Конспект игрового занятия по математическому развитию
во второй младшей группе

Тема: Треугольник

Цель: Познакомить с треугольником, формировать умение детей выделять его среди других геометрических фигур, правильно называть треугольник.

Задачи:
- повторить и закрепить геометрические фигуры круг и квадрат, счет до 2, цифры 1 и 2; формировать навыки счета до 3;
- развивать мыслительные операции, умение определять направления «справа – слева», «сверху – снизу», «спереди – сзади»; развивать фантазию, воображение;
- воспитывать интерес к математике, желание познавать и узнавать что-то новое.

Материал: наглядный материал – плоские картонные игрушки круг, квадрат и треугольник (с соответствующими глазами, носиком, ротиком, руками и ногами); плоскостные два дома (крыша в виде треугольника с цифрами 1 и 2, стены в виде квадрата), для них 3 небольших круга на двустороннем скотче; театр на ложках цветок, бабочка и пчеленок. Раздаточный материал- на каждого ребенка из картона по 1 квадратику и треугольнику и по 3 маленьких кружочка.

Ход занятия

1. Игровая ситуация – знакомство с треугольником.

Дети сидят кружком на ковре, воспитатель рассказывает им сказку:
- Однажды две фигуры вышли погулять (показывает детям круг и квадрат). Давайте с ними поздороваемся и вспомним, как они называются.
- Чем отличаются круг и квадрат? (подвести ответы детей к тому, что у круга нет углов, а у квадрата есть, что у круга ножки, ручки, глаза, носик и ротик круглые, а у квадрата – квадратные).
- Гуляют круг и квадрат, а навстречу им кто-то идет (показать треугольник). Изумился круг: «Ой, кто это такой странный, на нас не похожий?» А квадрат спрашивает: «Кто ты?» «Я – треугольник. У меня есть 3 угла и 3 стороны, поэтому я так и называюсь». Давайте все вместе посчитаем углы и стороны у треугольника и поучимся его правильно называть.

Дать детям обследовать фигуры осязательно - двигательным способом, сравнивают, находят различия и сходства у всех трех фигур (у квадрата и треугольника есть углы и стороны, но они не могут кататься, а круг может, у квадрата больше углов и сторон, а у треугольника меньше.

2. Игра «Построй домики и рассели жильцов» (на магнитной доске)

Ребята, а квадрат и треугольник могут играть в строительство. Как можно сделать из них домик, кто хочет попробовать? (По очереди выходят двое детей и пробуют составить 2 домика).
- Молодцы, замечательные домики получились, крыши – треугольники, стены – квадраты. Посмотрите, а на крышах стоят цифры, какие? (1 и 2). Цифры обозначают, сколько жильцов живет в домике, а живут в них кружочки. Какая цифра стоит на этом доме? Сколько кружочков должно здесь жить? (Вызывается ребенок поселить в домике 1 кружочек, потом другой – 2 кружочка).
- Ребята, давайте теперь сядем за столы. У каждого из вас есть по квадратику, треугольничку и кружочки (3 кружочка). Теперь сами постройте свои домики и расселите в них своих жильцов – кружочки, и посчитайте, сколько их. (Дети самостоятельно выполняют задание).

3. Физкультминутка «Три веселых братца»

Три веселых братца ходили по двору
Три веселых братца затеяли игру
Делали головками – ник-ник-ник
Пальчиками ловкими – чик-чик-чик
Хлопали в ладоши – хлоп-хлоп-хлоп
Топотали ножками – топ-топ-топ.

4. Показ театра на ложках.

Ребята, давайте сядем опять кругом на ковер и встретим еще гостей. (Дети садятся, перед ними воспитатель ставит небольшую ширму)

Сейчас мы с вами расскажем еще одну сказку. Однажды сильный ветер принес откуда - то на полянку маленькое семечко, потом полил дождик, землю прогрело солнышко и из семечки вырос красивый...? (Воспитатель показывает цветок, дети хором отвечают). Цветок посмотрел вокруг себя и увидел, что он совсем один и ему стало скучно и грустно. Но тут мимо пролетала...? (Воспитатель показывает бабочку, дети отвечают). Бабочка увидела цветочек и подлетела к нему, они познакомились и начали играть в интересную игру. Бабочка пряталась, а потом неожиданно появлялась то справа, то – слева, то – снизу, то сверху, то – спереди, то – сзади. (Цветок спрашивает, где бабочка, дети отвечают). Они так весело играли и звонко смеялись, что их услышал пчеленок и подлетел к ним, чтобы тоже с ними поиграть. Оказалось, что у цветочка очень вкусный нектар. Пчеленок и бабочка стали каждый день прилетать к цветочку, чтобы поиграть и угоститься нектаром. Так у цветочка появились друзья.

5. Итог занятия.

Ребята, вам понравилось играть с геометрическими фигурами?
- Какая игра вам понравилась больше всего?
- Какая фигура нравиться больше, круг, квадрат или треугольник?
- Будем с ними дружить и еще играть?

Задачи:

1. Сформировать представление о геометрических фигурах: квадрат, круг.

2. Закреплять представление о размере двух предметов: большой, маленький.

3. Закреплять знания об отношениях предметов по количеству: один, много.

Демонстрационный материал : игрушки медведи — большая и маленькая; 2 белых простыни.

Раздаточный материал : 2 коробки — с кругами и с квадратами.

Ход занятия

Дети стоят полукругом. Воспитатель вносит в группу большую игрушку медведя и коробки с кругами и с квадратами.

Воспитатель . Медвежонок рано встал,

В детский сад к нам прибежал.

Заходи и не робей,

Видишь, сколько здесь друзей.

Мишка. Здравствуйте, ребята! Я принес вам коробки, а в них ка кие-то фигуры.

Воспитатель открывает первую коробку, с кругами.

Воспитатель. Возьмите по одной фигуре. Как называется эта фигура? (Круг.)

— А что же, Миша, ты принес в другой коробке?

Воспитатель открывает коробку с квадратами. Дети берут по одному квадрату. Медвежонок спрашивает детей о геометрических фигурах.

Мишка. Как называется эта фигура? (Показывает квадрат.)

— А эта фигура называется квадрат. У него есть углы.

Дети и воспитатель проводят пальцем по сторонам квадрата.

— А у круга есть углы?

— Покажите мне круг. Покажите квадрат.

— Сколько у вас кругов? (Один.)

— Сколько у вас квадратов? (Один.)

— Положите в эту коробку только квадраты.

— Сколько стало квадратов в коробке? (Много.)

— Положите в эту коробку только круги.

— Сколько стало кругов в коробке? (Много.)

— Молодцы, ребята, помогли мне разобраться с кругами и квадратами. На улице холодно, зима наступила, пойду я спать.

Замело снежком дорогу,

Ни травинки не видать...

Мишка топает в берлогу:

Кто куда, а Мишка — спать.

И. Воробьева

Воспитатель вносит в группу еще одного медведя (маленького).

Воспитатель . Пошел медведь, а навстречу ему другой медведь. Поздоровались медведи: «Здравствуй, большой медведь». — «Здравствуй, маленький медведь».

— Ой, ребята, а они разные. Чем они отличаются?

— Покажите мне большого медведя. Покажите маленького медведя.

— Молодцы, ребятки. Пошли маленький и большой медведи в лес. Большой медведь пошел спать в свою большую берлогу. Маленький медведь — в маленькую. (Кладет медведей под белые простыни — снежные берлоги.)

Как на горке — снег, снег,

И под горкой - снег, снег,

И на елке — снег, снег,

И под елкой — снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

  • Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
  • Продолжать знакомить с квадратом , учить различать круг и квадрат.

Обучающие (образовательные) :

1. Продолжать знакомить с квадратом .

2. Учить различать круг и квадрат .

3. Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами «один», «много».

Развивающие:

Развивать внимание, память детей, наглядно – образное мышление, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес детей к элементарной математической деятельности.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на полученную информацию.

Демонстрационный материал:

Игрушки уголка дорожного движения и кукольного уголка; квадрат и круг одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга-14 см ) .

Раздаточный материал. Круги и квадраты одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга- 8 см ) .

Ход занятия

Ребята, сегодня к нам придет гость. Отгадайте, кто это:

Любит этот зверь морковку

Грызет капусту очень ловко

Скачет он то тут, то там,

По лесам и по полям

Серый, белый и косой,

Кто скажите он такой? (Заяц.)

Воспитатель одевает на руку куклу Би-Ба-Бо – зайца.

Воспитатель : Зайке очень нравится наша группа и ему очень хочется посмотреть наши игрушки. Давайте отправимся с Зайкой в путешествие по группе. А путешествовать мы будем на поезде.

Скорее, торопитесь,

В вагончики садитесь,

Время приближается,

Поезд отправляется .

Первая остановка – уголок дорожного движения.

Воспитатель : - Сколько у нас машинок?

Дети : - Много.

Воспитатель : - А светофоров сколько?

Дети : - Один

Воспитатель : - Сколько пешеходов?

Дети : - Много.

Вторая остановка – кукольный уголок.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, сколько у нас кукол?

Дети : -Много.

Воспитатель : - А каких предметов по одному?

Дети : -Кровать, стол, кастрюля и т.д.

Воспитатель : - Молодцы, дети!

Физминутка: «Зайка»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Воспитатель : - А теперь садитесь за столы. Посмотрите, что нам принес Зайка?

Воспитатель : -Алиса, как называется эта фигура? (Воспитатель показывает детям круг.)

Алиса: - Круг.

Воспитатель : -Ангелина, какого он цвета?

Ангелина: - Синего.

Воспитатель : -Саша, а это что за фигура? (Воспитатель показывает детям квадрат.)

Саша: - Квадрат.

Воспитатель : -Катя, какого цвета квадрат?

Катя: - Синего

Воспитатель : -Посмотрите, у вас на столах лежат листочки. Это будут вагоны поезда, на котором мы путешествовали. Дима, чего не хватает нашим вагонам, чтобы поезд мог ехать?

Дима: - Колес.

Воспитатель : -Правильно! Лера, какой формы колеса?

Лера : - Круглые.

Воспитатель : - Дети, возьмите, пожалуйста, круг в правую руку. Давайте положим его на листок так, чтобы у нас получилось колесо. Молодцы!

Воспитатель : - А что может быть у вагона квадратной формы?

Дети: - Окно.

Воспитатель : - Правильно! Возьмите квадрат в левую руку. Положите его на лист так, чтобы у нашего вагона появилось окно. Молодцы, ребята! У вас получились замечательные вагоны!

Воспитатель : - Зайчику очень понравилось играть с вами. Но ему пора бежать к своим зайчатам. До свидания, зайка!

На этом наше занятие сегодня закончено. Молодцы, ребята!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детского сада комбинированного вида №28 «Ручеёк»

Конспект открытого занятия

Тема: «Путешествие с друзьями. Круг и Квадрат».

Подготовила и провела:

воспитатель Гунина И.Н.

г.о. Химки. мкр. Сходня

2017 г.

Программные задачи:

Образовательная:

Учить различать и называть круг и квадрат.

Закрепить умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, пользоваться словами один, много, ни одного.

Развивающая:

Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательная:

Формировать интерес к занятию, внимательность.

Воспитывать интерес к математическим занятиям

Дидактический материал:

Демонстрационный материал: квадрат и круг (длина стороны квадрата 14 см., диаметр круга – 14 см), предметы круглой и квадратной формы (салфетка, книга, платок, шахматная доска, крышка, зеркало, компас, кольцо), силуэт поезда, листы с изображением кругов и квадратов разного размера, фланелеграф, силует поезда из фланели, круги и квадраты из фланели.

Раздаточный материал: Круг, прямоугольник и квадрат на каждого ребенка.

Ход занятия

I часть

Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь с ними. А теперь садитесь на ковер, сказка начинается.

Жили-были два брата: круг с квадратом.

Посмотрите: это круг,
Немало есть кругов вокруг:
Монета - круг, и блюдце - круг,
И солнце на картине - круг.
А вот квадрат.

Он знакомству очень рад.

Все четыре стороны

У квадратика равны.

Нет его ровнее в мире.

Углов у квадрата – четыре.

Младший брат – круг - умел кружиться и катиться. Почему? Он круглый, без углов. А старший брат кружиться и катиться не умеет. Почему? У него есть углы. Углы не дают квадрату катиться. И вот однажды круг и квадрат решили навестить своих друзей. И нас с собой позвали. Поедем? Тогда садимся в поезд и в путь.

Дети встают в колонну и маленькими шагами двигаются вперед. Воспитатель говорит стихотворение:

«Поезд мчится и свистит

И колесами стучит.

Я стучу, стучу, стучу

Всех друзей я прокачу.

Дети останавливаются около стола, на столе – предметы круглой формы.

Ребята, чьи это друзья? Круга или квадрата? – Это круглые предметы, поэтому они друзья круга. Назовите, что бывает круглым (дети называют предметы на столе). Возьмите по одному предмету, проведите пальчиком по краю. Видите, у этих предметов нет углов. Поехали дальше.

Дети встают в колонну и двигаются вперед.

«Поезд мчится и свистит

И колесами стучит.

Я стучу, стучу, стучу

Всех друзей я прокачу.

Чу-чу-чу, всех друзей я прокачу.»

Останавливаются около второго стола. На столе предметы квадратной формы.

Какой формы предметы на этом столе? Чьи это друзья? Что есть у квадрата? Что бывает квадратным?

Ребята, пусть круг и квадрат поиграют со своими друзьями, а мы поиграем с вами.

II часть. Физминутка.

Покажи-ка мне, мой друг (идем по кругу)

Вот такой большущий круг (останавливаемся, показываем).

Покажи-ка мне дружок (идем по кругу),

Самый маленький кружочек (приседаем, вытягиваем перед собой ручки с сомкнутыми указательным и большим пальцами).

Ребята, посмотрите, наши друзья заигрались и все перемешались! Давайте поможем им вернуться в свои домики? (Дети вместе с воспитателем раскладывают фигуры по домикам «Квадрат», «Круг»).

III часть. «Почини поезд».

Ребята, пора и нам с кругом и квадратом домой возвращаться. Ой, что же случилось с поездом? (поезд сломался ). Надо поезд починить. Починим? (Да)

Посмотрите, что здесь лежит? (Силуэт поезда) Поезд.

Чего не хватает? Нет колес и окошек .

Правильно, а что еще у меня лежит на столе? Круги и квадраты .

А что мы можем делать с кругами? Катать.

Правильно! (Предложить двум-трем детям покатать круг). Из каких фигур мы сделаем колеса? Из кругов. (Дети прикрепляют колеса к вагончикам). Какой формы у нас колеса? (Ответы детей). Хорошо, колеса у нас есть, теперь давайте прикрепим на каждый вагончик окошко! Какой формы будут окна? Квадратной, из квадрата .

Ребята, а квадрат мы можем катать? (Ответы детей). Давайте, попробуем их покатать. (Попросить двух-трех детей покатать квадраты). Получилось? Нет.

Почему не получается катать квадраты? Квадраты катать нельзя, потому что им мешаю углы.

Правильно. Итак, квадраты будут окошками. (Дети прикрепляют окошки).

Ребята, посмотрите, какой красивый поезд у нас получился. А т.к. нас много мы все в один маленький вагончик не поместимся, я предлагаю сделать каждому себе собственный вагончик. Подойдите, пожалуйста, к столам. Что вы видете? (тарелочки ). Что в тарелочках лежит? (фигуры). Давайте сделаем из этих фигур вагончики. (Дети собирают вагончик из прямоугольника, круга и квадрата, проговаривают из чего сделают окошко, колеса).

Теперь мы можем отправиться в путь. Поехали.

«Поезд мчится и свистит

И колесами стучит.

Я стучу, стучу, стучу

Всех друзей я прокачу.

Чу-чу-чу, всех друзей я прокачу.»

Вот мы и приехали домой, присаживайтесь на коврик.

Круг и квадрат говорят нам до скорых встреч, и дарят свои рисунки. Давайте рассмотрим, что на них изображено? Круги. Какого они размера? Сколько больших кругов? Сколько маленьких кругов? Сколько здесь квадратов? Большого и маленького, один, много, ни одного.

IV Итог

Ребята, что мы сегодня с вами делали? (Ответы детей). С кем мы сегодня познакомились?

Что вам понравилось делать больше всего? Вы такие сегодня молодцы! Давайте скажем спасибо нашим гостям за то, что они пришли к нам!

Занятие для младших дошкольников. В царстве фигурок-человечков

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Задачи
Воспитательные. Формировать умения договариваться о распределении материала; воспитывать у детей дружеские чувства, приобщать детей к выполнению игровой роли.
Развивающие. Развивать способность детей к классификации фигур по заданному основанию, умение соотносить форму окружающих предметов с геометрическими эталонами (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник), умение соблюдать в ходе игры элементарные правила.
Обучающие. Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Знакомство с приемом обследования формы (обведение пальцем контура фигуры) и действием приравнивания к эталону. Упражнять в выделении признаков треугольника на основе действия обследования. Формировать умение видеть знакомые геометрические формы в предметах ближайшего окружения. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Обогащать словарь детей названиями геометрических фигур. Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов.
Материал . Демонстрационный: большие картонные фигуры: круг, квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» - фигурки-человечки.
Раздаточный: одноцветные круги, квадраты, треугольники такого же размера на каждого ребенка, карточки с изображением “круглой” , “квадратной” и «треугольной» пищи.

Ход НОД.

Ребята сегодня к нам в гости пришли геометрические фигуры, вот они (воспитатель выставляет круг, квадрат и треугольник).
1. Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Куклы были вместе в ряд.
А теперь в кругу сидят.
2. Познакомьтесь, вот квадрат !
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире.
3. Треугольник – три угла
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых-
Треугольник «остроносый».
- Поздоровайтесь с ними так, как Вы приветствуете друг друга: “Доброе утро, круг; доброе утро, квадрат”. (Побуждение детей к приветствию). Круг, квадрат и треугольник пришли не одни, они привели с собой младших братьев и сестер – маленьких кругов, квадратов и треугольников.
- Давайте поиграем с ними в детский сад. (Определение игрового пространства “детский сад”).
 Я вам предлагаю быть воспитателями, а геометрические фигуры – ваши дети. Я уже разделила их на группы.
- Подходите и выбирайте себе группу детей.
Дети садятся за столы, на которых находятся геометрические фигуры. Произвольный выбор в пары.
Воспитатель вместе с детьми поочередно
рассматривает круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальцем; дает названия этих фигур.
Затем проводится игра «Найди такую же» . Воспитатель поочередно показывает круг, квадрат, треугольник, дети выбирают среди фигур, лежащих перед ними на столе, точно такую же, используя прием наложения.
После того, как “воспитатели” выбрали себе группу, предлагается познакомиться со своими воспитанниками.
Образец: “Меня зовут Светлана Михайловна”. “А меня зовут круг” или квадрат.
- С чего начинается день?
Выставляется модель “выполнение утренней гимнастики”
- Правильно, каждое утро мы делаем зарядку.
- А теперь постройте “своих детей”, друг за другом.
Раскладывание фигур в ряд

Физкультминутка.
Детский сад
Детский сад, детский сад, хлопки на каждое слово
Он всегда детям рад.
Беду в садике играть развороты кистей в разные стороны,
И конструктор собирать, пальцы кистей соприкасаются
И игрушки за собой убирать. рука двигается вправо-влево
Буду бойко танцевать приседание
И лепить, и рисовать, имитировать лепку, рисование
Буду песни каждый день напевать. руки "замком" перед собой
(Демонстрация зарядки).
- А что делаем после зарядки? (Демонстрация моделей “моем руки”, завтрак)
- После зарядки мы готовимся к завтраку. Моем руки.
- Спросите у своих детей: “Круг ты вымыл руки? А у тебя чистые руки?” т.д.
Усаживание за стол.
Д/и « Накормим фигурки-человечки овощами и фруктами»
-Пока ваши дети садились за столы, помощник воспитателя Н,М. принесла нам еду.
Что приготовили нам повара?
Рассматривание еды
-Что это? Уточнение названия и формы. (Яблоки, апельсины, блины, бутерброд с сыром, бутерброд с колбасой, вафли).
- Я догадалась, почему у нас разной формы еда, потому что “круг” будет кушать круглую пищу, а “квадратная” пища – для квадратов.
Ответы детей: (Круги едят только “круглую” пищу, а квадраты – “квадратную”).Внесение “треугольной” еды – моркови.
Дети самостоятельно “угощают треугольники”.
Воспитатель предлагает детям попрощаться с фигурками-человечками и еще раз повторяет с детьми их названия.