Кто такие трансгендеры в америке. Адмирер и трансгендер: что это за понятия, каково их влияние на личность человека? В каком возрасте происходит осознание трансгендерности

Трансгендерностью называется проявление у человека несовпадения гендерного (психологического) и фактического (физиологического) полов. Физическая принадлежность обусловливается первичными половыми признаками.

Понятие «трансгендер»

Что это слово означает? Таково общее определение для людей, чья поведенческая манера самовыражения не соответствует генетическому типу. Гендер являет собой пол, с которым ассоциирует себя субъект. Гендерная принадлежность человека зависит от его внутреннего ощущения себя в роли мужчины или женщины. При этом идентичность личности проявляется в поведении, прическе, одежде, голосе и жестах. Однако несоответствие внешнего вида и поведения половой принадлежности не всегда значит, что человек — трансгендер. Что это утверждение означает? Некоторые люди экспериментируют со своей внешностью, создавая довольно эпатажные образы при помощи одежды противоположного пола, но такое поведение отнюдь не меняет их восприятия своей физиологической принадлежности. Общепринятым сокращением определения «трансгендер» является термин «транс». Каждого представителя следующих указанных групп — транссексуалов, трансвеститов, кроссдрессеров, травести и прочих — можно отнести к такому понятию как трансгендер. Что это значит для общественного мнения в большинстве случаев? Это лица с нетрадиционной ориентацией. Однако сексуальная ориентация и гендерная идентичность не являются взаимозаменяемыми понятиями. Как и обычные люди, трансгендеры могут быть геями, лесбиянками, бисексуалами, асексуалами или натуралами.

Понятие «адмирер»

Адмирер - это индивидуум, ощущающий стойкое влечение к представителям трансгендерной ориентации на протяжении долгосрочного периода. Чаще всего подобная тяга возникает на почве сексуального влечения. Адмирерству подвержены не только трансгендеры, но также генетические мужчины и женщины.

Влияние трансгендерства и адмирерства на личность

Люди транс, чувствующие психологическую принадлежность к противоположному гендеру, зачастую испытывают недовольство своей физиологической принадлежностью и желают ее изменить. Для этого они пытаются визуально трансформироваться хотя бы на время путем переодевания либо навсегда поменять свою половую принадлежность посредством хирургического вмешательства и сопутствующего лечения.

Адмиреры ощущают определенную неудовлетворенность от сексуальных и эмоциональных отношений с обыкновенными партнерами, не имеющими трансгендерных наклонностей. Психологический дискомфорт в этом случае не связан с физиологическими расстройствами.

Адмиреры и трансгендеры в понимании большей части общества — это психические отклонение. Однако подобные личности не причисляются к людям с психическими расстройствами. Заболевание фиксируется только в том случае, если психологическое состояние становится причиной нетрудоспособности и душевных страданий. Чаще всего такие индивиды страдают из-за неприятия их обществом, открытой или замаскированной дискриминации либо открытых нападок отдельных граждан. Как следствие, трансгендеры подвержены депрессии и тревожным состояниям значительно больше, чем обычные люди.

Трансгендеры - люди, чьё внутреннее ощущение пола не совпадает
с физическим. Согласно словарному определению, такие индивидуумы «идентифицируют себя с полом, противоположным приписанному»,
или «имеют идентичности, выходящие за рамки бинарной гендерной системы». Многие до сих пор путают трансгендеров с трансвеститами, называя одних другими и наоборот, и даже внутри ЛГБТ-комьюнити трансгендеры часто сталкиваются с непониманием и отчуждением. Человек, страдающий от такого внутреннего конфликта и не встречающий понимания в обществе, испытывает сильный стресс. Однако нелегко и близким трансгендера, чья жизнь тоже бесповоротно меняется. The Village поговорил с москвичом, который однажды узнал, что его дочь - это на самом деле сын, и расспросил его о процессе принятия, реакции родственников и друзей, отношении к операции по смене пола и внуках.

Два образа

Мне 53 года, живу в Москве. Я отец ребёнка-трансгендера. Впервые он заговорил с нами, родителями, о своей гендерной идентичности, когда ему было 14 лет. С тех пор прошло 12 лет. Сейчас мы с женой уже почти полностью смогли принять тот факт, что наш ребёнок - так называемый F to M (то есть female-to-male; мужчина, биологически принадлежащий к женскому полу. - Прим. ред.) .
Но это, конечно, произошло далеко не сразу, даже несмотря на то, что у нас
в семье очень откровенные и доверительные отношения.

Сейчас ребёнку 26 лет, он взрослый и ответственный человек. Помню, с раннего возраста он увлекался ролевыми играми. Интересы крутились вокруг вселенной Толкиена: «Властелин колец», «Сильмариллион». А любимым персонажем был Арагорн. Мы с женой всегда принимали самое деятельное участие в его жизни. Даже помогали ему шить костюмы: жена у меня почти профессиональный художник и многое умеет делать руками. В общем, слова типа «косплей»
и разговоры о разных образах в нашей семье были не в новинку. И когда ребёнок впервые поделился с нами своим внутренним ощущением гендера, мы сперва решили, что это снова какая-то игра.

Сперва мы старались дистанцироваться от любых серьёзных разговоров
на эту тему. Но нужно отдать должное ребёнку, он провёл с нами большую работу. Каждый раз он начинал очередной диалог осторожно. Он говорил:
«Я периодически чувствую себя так, будто живу в двух разных образах.
Но в реальности это не всегда просто образ».

Нам казалось невозможным ругать или осуждать его. Другое дело -
сложно было понять, что это не просто каприз. Всё это время ребёнок очень деликатно всё объяснял, не входя при этом в конфронтацию и не устраивая скандалов. Благодаря этому последние пять лет мы воспринимаем ситуацию
как нормальную часть своей жизни. Может быть, этому способствовали стабильные отношения ребёнка и его партнёра. Да и во всех остальных
областях жизни - в учёбе и работе - у него всё нормально.

Нервозность и общее напряжение сохранялись в семье несколько лет. Но мысль
о том, что нужно прервать с ребёнком отношения из-за этого, даже не приходила нам в голову. Хотя путь был трудный. Даже с супругой мы не всегда могли откровенно об этом поговорить.

Должен сказать, что мне было легче, чем жене. Она вполне современный человек, но мамам вообще в такой ситуации сложнее. К тому же я занимаюсь правозащитной деятельностью и в силу специфики своей работы знаю много геев и лесбиянок. Но не трансгендеров - их трудно идентифицировать, потому что даже внутри ЛГБТ-сообщества они сильно маргинализированы. Как и всякий нормальный правозащитник, я чутко отношусь к проблемам меньшинств
и дискриминации. Моя личная жизнь, кстати, повлияла на профессиональную. Раньше я часто вникал в дела, связанные с расизмом, а теперь я много времени уделяю проблеме дискриминации ЛГБТ - отчасти благодаря ребёнку, отчасти благодаря своим собственным убеждениям. С другой стороны, работа тоже облегчила мне жизнь, позволив лучше понимать своего ребёнка.

Мы всю жизнь растили дочку. И с трудом смогли принять
тот факт,
что теперь это сын


Внутренний конфликт

Нам потребовалась колоссальная внутренняя работа. Первым трудным этапом стало принятие того, что перед нами - другой человек. Нужно было время, чтобы осознать: то, что мы вместе пережили, связано с другой жизнью другой девочки. Это важная история, но она осталась в прошлом, в нашей памяти,
и теперь к нам отношения не имеет.

А мы ведь всю жизнь растили дочку. И с трудом смогли принять тот факт,
что теперь это сын. Но сыном его называть нам всё ещё сложно, даже в личном разговоре. Поэтому обычно мы говорим «ребёнок». Иногда жена случайно, в пылу эмоций, может обратиться к ребёнку в женском роде или назвать его «она».

Даже после того как мы всё узнали, мы долго продолжали наряжать ребёнка
в платья, а я ещё долго проявлял нечуткость. Не со зла и не нарочно, конечно. Например, когда у ребёнка был выпускной в школе, я купил ему праздничных платьев. Как ему было некомфортно! Но он смог обыграть ситуацию, чтобы
не травмировать ни нас, ни других родителей (одноклассники уже давно знали): на торжественной части он был в платье и накрашен, а весь оставшийся вечер - одет как мальчик.

В школе, кстати, у нас было по-разному. В средних
классах ребёнок сталкивался с жуткой травлей, буллингом. Не могу сказать, что это связано именно с его гендерной идентичностью, но травля была - даже не хочу вспоминать об этом. Потом мы уехали в Штаты, и там пару лет он ходил в американскую школу. Затем мы вернулись в Россию,
в свою школу, и ребёнок смог провести там только год - настолько всё тяжело сложилось. Поэтому пришлось перевестись в другую, где у ребёнка были замечательные отношения с одноклассниками. Ребята и учителя называли его мужским именем и воспринимали совершенно спокойно.

По сравнению со сменой пола всё остальное кажется нормой .
И главный барьер - взаимодействие
с людьми

С родственниками другая история. Год назад после тяжёлой онкологии
умерла мама моей супруги, с которой у всех у нас были самые тёплые близкие отношения. Ребёнок её очень любил и не хотел при жизни её травмировать.
Он нам сразу сказал, что не будет радикально менять внешность, пока бабушка жива. Я даже не могу себе представить, какой это ужасный внутренний конфликт: любить бабушку, но подсознательно ждать времени, когда ты сможешь освободиться.

Раньше ребёнок часто ходил в католическую церковь. Ходил и с друзьями,
и со своей подругой. Много разговаривал со святым отцом, надеясь, что в этой общине его примут таким, какой он есть. В Москве всего два подобных храма.
И довольно много трансгендеров, постоянно находящихся под давлением общества, ищут спасения и понимания именно в вере. Важно иметь возможность прийти в церковь, когда вы находитесь в затруднительном положении. Католическая церковь в России, очевидно, более восприимчива к людям,
чем РПЦ. Да и нынешний папа гораздо менее консервативен, чем предыдущий. Социальная обстановка внутри приходов тоже другая: у них молодёжный клуб есть, там играют на гитаре, и отношения между священником и паствой совершенно иные. Но, к сожалению, в храме его тоже не смогли полностью принять, и ребёнок тяжело это перенёс.

Пол в жизни и по паспорту

Вопрос о том, как и кем представляться новым людям, стоит перед трансгендерами довольно остро. Я спрашивал ребёнка об этом, и он говорил,
что старается никого не обманывать, насколько это возможно. Иногда собеседник сам из контекста всё понимает, иногда узнаёт со слов других людей. Но во многом степень откровенности зависит от человека, который перед тобой. Не будешь же всем встречным объяснять: «По паспорту я Ира, а по жизни - Вася». Ведь даже не каждый близкий готов воспринять такого личного свойства информацию.

Кроме жёсткого распределения гендерных ролей, в нашем обществе существуют ещё и представления о том, как и кому можно выносить на публичное обозрение свою интимную жизнь. Даже многие так называемые либералы говорят про геев с брезгливостью: «Живи в своей спальне, как хочешь, а нам не мешай». То есть, вроде как, геи и лесбиянки становятся извращенцами в глазах людей ещё и потому, что якобы что-то там «вытаскивают» на публичное обозрение.

Сперва не всегда можно понять, кто перед тобой: сейчас вокруг появилось много молодых людей с андрогинной внешностью. Но мы постоянно имеем дело с документами и общественными ограничениями. И часто трансгендеры остаются записаны теми, кем давно не являются. Зачем-то даже при регистрации на рейс ты должен указывать пол. Как вообще изменится твоё место в самолёте, если ты не женщина, а мужчина? Почему нет опции «иное»? Почему, даже будучи трансгендером, ты всё равно должен ходить строго в женский или строго в мужской туалет? Просто общество так решило.

Барьеры

Внутри трансгендера происходит постоянный жесточайший конфликт между желаемым гендером и тем, который дан ему природой. Смотришь в зеркало -
и постоянно живёшь в конфликте с самим собой. Из-за этого у нашего ребёнка развилась сильная дисфория - чувство психологического дискомфорта,
с которым сложно существовать. Он всегда был склонен к нервным срывам
и тяжёлым истеричным состояниям, а в последнее время они только обострились. Впрочем, последние четыре года он ответственно подходит
к этому: ходит к психотерапевту, принимает таблетки. Но чем дальше -
тем сложнее. Ведь он живёт в постоянном ожидании того, что всё вот-вот разрешится. Пусть годы ещё молодые, но они идут.

Когда в период полового созревания человек впервые сознаёт внутренний гендерный конфликт, ему кажется, что очень скоро всё образуется и сложится.
Но проходит время, и всё время находятся причины, которые не дают чему-то
в жизни устроиться. Речь идёт не только о медицинских показателях. В мире
в целом и в нашей стране в частности вопрос благополучия трансгендеров всё ещё стоит очень остро.Потому что для большинства людей, которые знают моего ребёнка, трансгендерность - это отклонение. По сравнению со сменой пола всё остальное кажется нормой. И главный барьер - взаимодействие с людьми, теми, кто окружал в прошлой жизни и кто окружает в нынешней.

Первое восприятие человека почему-то всегда происходит через пол.
Когда человек рождается, первым делом смотрят на цвет комбинезончика
и спрашивают, кто родился, мальчик или девочка. Не о том, хорошенький ли, здоров ли, не про цвет глаз или вес. А про его пол.


Терапия

Мы давно обсуждаем возможность операции по мастэктомии. Но ещё несколько лет назад нас буквально трясло при мысли об этом. Сейчас ребёнок не думает
о хирургическом вмешательстве с первичными половыми органами - для внешности основное значение имеют черты лица и грудь. На них же смотрят при смене документов, и здесь гормональной терапии и мастэктомии достаточно.

Гормональную терапию ребёнок уже начал. Гордо выпрямляется, говорит: «Смотри, у меня плечи шире стали». Ну окей, я только улыбаюсь в ответ.

Законодательно смена пола в нашей стране урегулирована очень плохо. Она вроде бы не запрещена, но получить разрешение не так просто. Многое зависит от региона. Например, Санкт-Петербург - город в этом смысле более развитый. Здесь были конкретный врач и его команда, которые работали с трансгендерами. Эти люди наблюдали пациента в течение года, убеждались, что он действительно психологически лицо другого пола. Хотя понятно, что с точки зрения операции
и гормонов процесс во многом обратимый, и многие, как мне рассказывал ребёнок, даже отыгрывают что-то назад.

Ситуация у нас в стране во многих смыслах пошла вразнос. Государство взяло курс на возврат к традиционным ценностям, что только усилило гомофобские враждебные настроения. До 2012 года мы жили без идеологии, а теперь получили в качестве опорной точки противопоставление неких выдуманных регрессивных ориентиров. Всё цепляется одно за другое. И мы, понятно, сейчас твердим ребёнку и его подруге, что надо уезжать. С одной стороны, ты уже страдаешь просто из-за психологического дискомфорта, а с другой - ты ещё должен постоянно бороться с общественным восприятием. Но здесь возникает очевидный вопрос: «Куда ехать, чем я там буду ценен? Здесь я что-то умею,
а там?»

Внуки

Нам, конечно, хотелось бы внуков. Не до паранойи, но тем не менее. В силу разных обстоятельств мы с женой сами не могли иметь так много детей,
как хотелось. Мы не зациклены на продолжении рода, но понятно,
что воспитывать новое поколение всякому в своё время хочется.

Сейчас мы гораздо меньше стали общаться с родственниками. Между собой
это никак не артикулируем, но в основном для того, чтобы избегать ненужных вопросов вроде «Ну, когда же там ваша уже выйдет замуж, когда детишки?».
Нам что, постоянно делать глупое лицо и так же глупо отвечать? Неприятно предавать таким образом своего ребёнка, чью жизнь и выбор мы приняли.

Пока для меня это непреодолимый барьер: открыто объявить своему окружению о том, что мой ребёнок - трансгендер. Кто-то из моих коллег понемногу что-то понял сам, но к полной публичности я не готов. Думаю, у жены то же самое.
Мы невольно сужаем круг общения. Понятно, что некоторые наши общие друзья ко всему отнеслись бы с пониманием, и всё же раскрывать такие вещи
ни я, ни супруга пока не готовы.

С ребёнком мы живём раздельно уже достаточно давно. Мои родители умерли,
и ребёнок поселился в их квартире вместе с подругой. Мы прекрасно общаемся - ходим в кафе и болтаем или просто сидим на лестничной клетке, курим
и разговоры разговариваем. Иногда гуляем в парке, но это реже. Ходим
на художественные выставки, иногда - в кино. Из старого любим «Форреста Гампа» и «Человека дождя». А так самое разное смотрим.

ИЛЛЮСТРАЦИИ: Андрей Смирный

Не так давно о «существе» под названием «трансгендер » было абсолютно ничего не известно. Мы были наслышаны о трансвеститах, которые якобы родом из Таиланда. Никто и не подозревал, что есть люди, которые ощущают себя не в своем теле, но не спешат делать , не становятся трансвеститами и не кричат на весь мир, что они не такие, как все. В 21 веке ситуация в корне изменилась - трансгендеры перестали стесняться своего положения и в открытую говорят о своей идентичности, чем навели путаницу в умах остальных. Сегодня мы решили рассказать вам о самых известных трансгендерах, и заодно и объяснить кто есть кто.

  • Трансгендеры и транссексуалы - это два разных определения, обозначающих одно и тоже психическое состояние человека. Такие люди страдают психическим расстройством своей половой идентификации. Им кажется, что они рождены не в своем теле и всеми силами пытаются изменить свою гендерную идентичность, чаще прибегая к операции. Трансвеститов же характеризуют поведенческие особенности, которые выливаются в ношении одежды, характерной для противоположного пола, поведением и манерами.


    КОНЧИТА ВУРСТ (трансвестит)


    Эта бородатая женщина стала , вызвав широкий диссонанс общественности. Одни восхищались смелым образом, другие отказались понимать такие вот шуточки организаторов конкура и даже создали группу «Нет Кончите Вурст на Евровидении!». - альтер-эго Тома Нойвирта, который таким вот странным способом хотел привлечь внимание общественности к проблеме инаковости, ксенофобии, дискриминации и толерантности. Сам Томас говорит, что он и Кончита - два абсолютно разных человека, живущих собственными жизнями. Когда он предстает в образе Кончиты - он работает на публику, а когда он живет в обличье Томаса - он невероятно ленивый молодой человек. С помощью Кончиты парень может разделять личную и творческую жизнь, не боясь, что в мужском обличье его узнают на улице.

    КЕЙТЛИН ДЖЕННЕР (трансгендер)

    АНДРЕА ПЕЖИЧ (трансгендер)


    ЯН ХАРВИ (транссексуал)

    Этот популярный комик родился в женском теле и с именем Джанет. Будучи ребенком, Ян понял, что внутри его живет мужчина и не стал препятствовать своему внутреннему «Я». Но сменить пол Ян решил только в 32 года, до этого лишь наряжаясь в женские платья. После кардинальных перемен парень не постеснялся рассказать всему миру о своем поступке и неоднократно шутил над собой в своих же выступлениях. Ян является членом ЛГБТ-сообществ и старается привить людям толерантность к трансгендерам.

    АЛЕКСИС АРКЕТТ (транссексуал)


    Этот трансгендер принадлежит к известной актерской династии Аркеттов. Настоящее имя актрисы, Роберт, но популярность он получил именно в женском обличие. Роли Алексис чаще второстепенные, зато очень яркие и запоминающиеся, критики же вообще восхищаются актерским талантом этой интересной и непредсказуемой актрисы. В 38 лет Роберт сменил пол и стал называться Алексис. В его кинокопилке можно увидеть такие знаменитые картины, как «Криминальное чтиво», «Невеста Чаки», «Трое», «Певец на свадьбе», «Дети кукурузы 5: Поля страха», «Это все она», «Высший пилотаж», «Поездка», «Короли Догтауна», «Смешанные» и другие. В настоящее время, Алексис реализует себя как мультипликатор, создавая нестандартные мультфильмы.

    ЛАВЕРНА КОКС (трансгендер)

    Звезда сериала «Оранжевый — хит сезона» родилась в мужском теле и звалась Родериком. Но с детства Родерик ощущал себя девочкой, поэтому в школу являлся в платьицах и при макияже, раздражая учителей и провоцируя одноклассников. Устав чувствовать себя «белой вороной» и «грушей для битья» одиннадцатилетний Родерик пытался свести счеты с жизнью, но эта попытка самоубийства не увенчалась успехом. С горем пополам бедный парень закончил школу, покинул родную Алабаму и обустроился в Нью-Йорке. Спустя годы, Родерик решился на операцию по смене пола, стал женщиной, но не раскрывает подробности кардинального преображения в интервью. Интересно, что Лаверна стала первой актрисой-транссексуалкой, работу которой высоко оценили критики и номинировали на премию «Эмми». В настоящее время, девушка не стыдится своего тела, охотно позирует обнаженной для популярных журналов, красуется на красной ковровой дорожке в шикарных нарядах от именитых кутюрье и несет принципы толерантности в массы.

    Трансгендерность - несовпадение гендерной идентичности человека с зарегистрированным при рождении полом . Некоторые трансгендерные люди идентифицируют себя с полом, противоположным зарегистрированному, другие имеют идентичности, выходящие за рамки бинарной гендерной системы [ ] .

    Трансгендерность сама по себе не является болезнью или расстройством . В то же время некоторые трансгендерные люди испытывают в связи с несоответствием своего самоощущения и ожиданий окружающих сильный стресс, который может серьёзно сказываться на их здоровье и качестве жизни. Такой стресс называется гендерной дисфорией . Часто оптимальным решением этой проблемы является трансгендерный переход , который может включать медицинские процедуры по коррекции пола и смену документов . Во многих случаях тяжёлый стресс, который переживают трансгендерные люди, не связан непосредственно с их состоянием, а вызван дискриминацией и неприятием со стороны окружающих - трансфобией .

    Термины и язык

    Первые исследователи трансгендерности использовали для описания трансгендерных людей местоимения и личные имена, соответствующие приписанному при рождении полу , тем самым отрицая гендерную идентичность исследуемых. С точки зрения некоторых современных исследователей, отрицание гендерной идентичности представляет собой проявление идеологии , утверждающей неполноценность или «неестественность» трансгендерных людей . Правозащитники и исследователи указывают на то, что отрицание гендерной идентичности трансгендерных людей может непосредственно приводить к дискриминации и насилию над ними . Поэтому нетрансгендерных людей они называют цисгендерами .

    Те современные стилистические руководства для журналистов, которые затрагивают тему освещения жизни трансгендерных людей, рекомендуют всегда использовать в их отношении те самообозначения, личные имена и местоимения, которые эти люди для себя выбрали , в том числе в случаях, когда речь идёт о прошлом человека . Такие же рекомендации адресуются психологам и медицинским работникам, оказывающим помощь трансгендерным людям .

    Трансгендерность и сексуальная ориентация

    Трансгендерность не имеет прямого отношения к сексуальной ориентации. Трансгендерные люди проявляют весь спектр возможных сексуальных ориентаций и предпочтений . Результаты современных исследований свидетельствуют о приблизительно равном статистическом распределении трансгендерных людей по спектру сексуальной ориентации. Так, по некоторым данным, среди транссексуальных женщин 38 % бисексуальны , 35 % испытывают влечение к женщинам, 27 % - к мужчинам . Среди транссексуальных мужчин, по данным исследований, 47 % испытывают влечение к женщинам, 18 % к мужчинам, 33 % бисексуальны .

    Терминология сексуальности

    Трансгендерные идентичности

    Для некоторых людей «трансгендер» является их идентичностью, но в то же время этот термин используется как зонтичное понятие, которое включает в себя ряд частично пересекающихся категорий, таких как «транссексуал» и «транссексуалка», «гендерквир», «бигендер», «агендер» и другие.

    Некоторые трансгендерные мужчины также используют термин FtM (от англ. female-to-male - «из женщины в мужчину»), трансгендерные женщины - MtF (male-to-female - «из мужчины в женщину»). Другие отвергают эти понятия, считая, что они придают излишнее значение «переходному состоянию» человека и умаляют его собственное самоощущение .

    Трансгендерные идентичности разнообразны и изменчивы, поэтому составить их исчерпывающий список или дать им чёткие, стабильные определения невозможно. Соответственно, представленные ниже термины и описания представляют собой не более чем приблизительные ориентиры.

    Транссексуальные люди

    Транссексуальные люди идентифицируют себя с полом, противоположным приписанному при рождении , и стремятся жить и восприниматься как представители такового. Многие транссексуальные люди, совершающие трансгендерный переход , по его окончании перестают определять себя как транссексуальных и скрывают своё прошлое, предпочитая жить как обычные женщины или мужчины. Такая стратегия является в том числе способом защититься от дискриминации и насилия, которые часто следуют за каминг-аутом .

    Трансвеститы или кроссдрессеры

    Трансвеститы , или кроссдрессеры , - это люди, одевающиеся в одежду противоположного пола, то есть практикующие кроссдрессинг. Хотя некоторые люди используют понятие «трансвестит» как самообозначение, другие считают его дискриминационным и унизительным, предпочитая слово «кроссдрессер» . Не все кроссдрессеры являются трансгендерами: кроссдрессинг представляет собой форму гендерного выражения, которая не связана напрямую с гендерной идентичностью человека . Главным моментом является то, что кроссдрессеры не стремятся изменить свой физический пол путём хирургического вмешательства и, как правило, не испытывают гендерной дисфории, того же уровня, что трансексуальные люди.

    Небинарные и квир-идентичности

    Многие трансгендерные люди не относят себя ни к мужчинам, ни к женщинам. Они могут описывать своё гендерное самоощущение как принадлежность к обоим этим гендерам, как нахождение «между» ними или «вне» их. Некоторые люди используют для обозначения своих идентичностей такие понятия, как гендерквир , андрогин , бигендер , агендер и другие.

    Как и транссексуальные люди, некоторые люди с небинарными идентичностями делают хирургические операции или принимают гормоны, чтобы изменить своё тело и чувствовать себя комфортнее. Другие не считают, что это может им помочь, или не испытывают дискомфорта в связи со своим телом. Некоторые имеют андрогинную внешность, в то время как другие выглядят как обычные мужчины или женщины, но могут совершать каминг-аут , открыто говоря о своей идентичности. Многие не делают каминг-аута, чтобы избежать отвержения .

    Небинарные люди часто испытывают отвержение и дискриминацию как со стороны цисгендерного большинства, так и со стороны бинарных трансгендерных людей: и те, и другие не принимают гендерные идентичности небинарных людей всерьёз, считают их временным явлением или желанием выделиться . В действительности гендерное самоощущение небинарного человека является столь же подлинным элементом его личности, как и у любого другого цисгендерного или трансгендерного человека . По данным исследований, небинарные трансгендерные люди подвергаются большей опасности дискриминации, физического и сексуального насилия, чем трансгендерные мужчины и женщины .

    Трансгендерность и интерсексность

    Интерсексы это люди, рождённые с половыми признаками, которые по определению Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, не соответствуют типичному определению мужского или женского тела. К половым признакам определяющим пол относятся хромосомы, половые железы, репродуктивные органы, гениталии и гормональные уровни. Интерсекс-вариации могут быть заметными уже сразу при рождении, однако чаще проявляются лишь в пубертатном периоде. В некоторых случаях могут вовсе не наблюдаться внешние проявления

    Не все интерсексы являются трансгендерами, так как многие из них идентифицируют себя с приписанным им полом . Тем не менее, проблемы трансгендерных и интерсекс-людей часто пересекаются, например, в таких вопросах как процедура смены гендерного маркера в документах или же в вопросах касающихся медицины.

    Трансгендерность и здоровье

    Ментальное здоровье

    Трансгендерность не является ментальным расстройством . В современной науке психологическое состояние считается расстройством в случае, если оно вызывает сильный стресс или ограничение возможностей. Многие трансгендерные люди не испытывают стресса или нарушения каких-либо функций в связи со своим гендером, поэтому идентификация в качестве трансгендера не представляет собой ментальное расстройство. При этом значительный стресс может вызывать затруднённый доступ к ресурсам, позволяющим свободно выражать свою гендерную идентичность (таким как гормональная терапия и другие медицинские процедуры), непринятие в обществе , дискриминация и нападения. Как отмечают специалисты, именно в силу этих обстоятельств среди трансгендерных людей тревожность , депрессия и другие ментальные проблемы встречаются чаще, чем среди цисгендерных людей .

    Некоторые трансгендерные люди испытывают гендерную дисфорию , то есть стресс, вызванный самим фактом несоответствия своей гендерной идентичности приписанному полу. Гендерная дисфория может проявляться, в частности, через депрессию или затруднения в формировании здоровых отношений с другими людьми. Преодоление дисфории подразумевает облегчение страданий и восстановление функциональности, поэтому решением этой проблемы часто, хотя и не всегда, является трансгендерный переход . Диагноз «гендерная дисфория», или «расстройство гендерной идентичности», часто неверно интерпретируют, предполагая, что все трансгендерные люди испытывают дисфорию. Трансгендерные люди, не испытывающие дискомфорта или внутренней фрустрации в связи со своей гендерной идентичностью, не имеют гендерной дисфории. Понятие «гендерная дисфория» также не подразумевает моральной оценки, так как, согласно принципам современной психологии, наличие у человека ментальной или эмоциональной проблемы не может быть основанием для социальной стигмы .

    Специалисты по ментальному здоровью рекомендуют людям, испытывающим внутренний конфликт в связи со своей гендерной идентичностью или стресс от несовпадения самоощущения и ожиданий окружающих, обращаться за психотерапевтической помощью. Однако клиническая подготовка не включает в достаточном объёме информацию, необходимую для оказания адекватной помощи трансгендерным клиентам . Многие психологи и психотерапевты недостаточно осведомлены о трансгендерности, и часто трансгендерные люди, обращаясь к таким специалистам, не получают необходимой помощи и вынуждены вместо этого заниматься их просвещением .

    Трансгендерные люди могут обращаться за психологической помощью по различным причинам, и сам факт обращения не означает, что проблема заключается в гендерной идентичности. Для многих трансгендерных людей основную проблему составляет эмоциональное напряжение, вызванное социальной стигмой и столкновениями с трансфобией . По словам одной трансгендерной женщины: «Трансгендерные люди приходят к терапевту, и большая часть их проблем не имеет отношения к самой трансгендерности, а только к тому, что им приходилось скрываться, лгать, и они чувствовали вину и стыд, и к сожалению, обычно это длилось годами» . Будучи вынужденными справляться с общественным порицанием и неприятием трансгендерности, многие люди также обращаются за психологической помощью в связи с депрессией и тревожностью, и многие подчёркивают, что признание терапевтом их гендерной идентичности - необходимое условие для того, чтобы они могли обсуждать с ним другие вопросы качества своей жизни .

    Физическое здоровье

    Для трансгендерных людей существует ряд медицинских возможностей по приведению своего тела в соответствие с самоощущением. Заместительная гормональная терапия для трансгендерных мужчин вызывает рост бороды, перераспределение жировой ткани, маскулинизацию кожи, волосяного покрова и изменение голоса. Гормональная терапия для трансгендерных женщин феминизирует распределение жировой ткани и форму груди. Лазерная или электроэпиляция для трансгендерных женщин удаляет лишние волосы. Хирургические операции для трансгендерных женщин феминизируют голос, кожу, черты лица, кадык, грудь, талию, ягодицы и гениталии. Хирургические операции для трансгендерных мужчин маскулинизируют грудь и гениталии, удаляют матку, яичники и фаллопиевы трубы.

    Объём медицинских процедур определяется индивидуальными потребностями каждого человека. Многие трансгендерные люди не заинтересованы в физическом переходе , другие нуждаются в некоторых, но не во всех процедурах.

    Целесообразность и эффективность медицинской коррекции пола

    Современные эксперты по здоровью трансгендерных людей согласны в том, что как медицинские, так и немедицинские (такие как смена документов) элементы коррекции пола полезны и эффективны для людей с диагнозом «гендерная дисфория». Так, согласно Всемирной профессиональной ассоциации по вопросам здоровья трансгендеров (WPATH), медицинские процедуры по коррекции пола не являются «косметическими» или «факультативными», а представляют собой медицинскую необходимость . Они также не являются экспериментальными: многолетний клинический опыт и медицинские исследования показывают, что они имеют важнейшее значение для благополучия трансгендерных людей. По данным исследований, заместительная гормональная терапия и хирургические операции способствуют повышению качества жизни, общего состояния здоровья, социального функционирования, а также ментального здоровья трансгендерных пациентов .

    Исследования, которые проводятся с непосредственной целью выяснить эффективность медицинских процедур по коррекции пола, показывают, что удовлетворённость результатами коррекции пола, а также социальное и эмоциональное благополучие трансгендерных людей повышается по мере того, как растёт качество оказания медицинской помощи . Так, исследования пациентов, которые получали медицинскую помощь в соответствии со Стандартом оказания медицинской помощи транссексуальным, трансгендерным и гендерно-неконформным людям (его разработкой занимается с 1979 года Всемирная профессиональная ассоциация по вопросам здоровья трансгендеров, эксперты которой регулярно обновляют и дорабатывают Стандарт), показали, что ни один из пациентов не сожалел о проведённых операциях .

    Дискриминация

    Трансгендерные люди по всему миру подвергаются отвержению, стигматизации , оскорблениям и физическому насилию. Миллионы трансгендерных людей не имеют возможности получить личные документы, отражающие их гендер, устроиться на работу, получить базовые государственные услуги, и сталкиваются c глубоко укоренённой дискриминацией в сферах здравоохранения и образования. Эти нарушения прав трансгендерных людей носят систематический характер, но повсеместно недостаточно документируются . По данным мониторинга убийств трансгендеров, проводимого правозащитной организацией «Трансгендерная Европа» (Transgender Europe), с 2008 по 2011 год было зарегистрировано более 800 убийств трансгендерных людей по всему миру . Как отмечают специалисты, в действительности убийств трансгендерных людей на почве ненависти, вероятно, гораздо больше, но получение информации о них затруднено .

    По данным опроса 2011-2012 года, в России приблизительно каждый четвёртый трансгендерный человек сталкивался с физическим насилием, причём 23 % - со стороны родственников. 59 % подвергались давлению со стороны сверстников в школе, 28 % - дискриминации на работе, 43 % сталкивались с проблемами из-за несоответствия внешности и документов .

    Права трансгендерных людей

    Смена имени и паспортного пола

    Во многих странах существуют юридические процедуры, позволяющие трансгендерным людям менять свой юридический пол и имя в соответствии с их гендерной идентичностью. При этом большинство стран признаёт только два юридических пола: мужской и женский, - и исключает другие гендерные идентичности и способы выражения. В ряде стран условием для смены документов является проведение определённых медицинских процедур по коррекции пола, в частности заместительной гормональной терапии и хирургических операций. По мнению ведущих экспертов в области здоровья трансгендерных людей, такие законы нуждаются в изменении, так как объём необходимых медицинских вмешательств зависит от потребностей конкретного человека и не может навязываться извне . При этом эксперты указывают на то, что смена документов играет важнейшую роль для социального функционирования многих трансгендерных людей, а затруднение или невозможность смены документов может иметь разрушительные последствия для их социальной интеграции и личной безопасности .

    В России смена паспортного пола регулируется Федеральным законом об актах гражданского состояния . Согласно статье 70 этого закона, для внесения изменений в актовую запись о рождении заявитель должен представить медицинский документ установленного образца, подтверждающий смену пола . Однако образец такого документа до сих пор не разработан, в результате чего органы ЗАГС часто отказывают трансгендерным людям в смене документов . В таких случаях трансгендерные люди вынуждены обращаться в суд. Хотя закон не определяет объём медицинских вмешательств, требуемых для смены документов, на практике органы ЗАГС обычно отказывают в смене документов людям, не прошедшим никаких хирургических вмешательств, даже если сами заявители в таких вмешательствах не нуждаются .

    См. также

    Примечания

    1. Ответы на Ваши вопросы о трансгендерных людях, гендерном выражении и гендерной идентичности (рус.) . Американская психологическая ассоциация . Дата обращения 12 марта 2016.
    2. World Professional Association for Transgender Health. WPATH Clarification on Medical Necessity of Treatment, Sex Reassignment, and Insurance Coverage for Transgender and Transsexual People Worldwide
    3. Ansara, Y Gavriel, and Peter Hegarty. Cisgenderism in psychology: pathologising and misgendering children from 1999 to 2008 // Psychology & Sexuality. - 2011. - № 3 . - С. 137-160 . «Article records… were evaluated for two kinds of cisgenderism , the ideology that invalidates or pathologises self-designated genders that contrast with external designations. Misgendering language contradicts children’s own gender assignations and was less frequent than pathologising language which constructs children’s own gender assigna- tions and expression as disordered.»
    4. Ansara, Y. G. Beyond Cisgenderism: Counselling people with non-assigned gender identities // Moon, L. (ed.) Counselling Ideologies: Queer Challenges to Heteronormativity. - Aldershot: Ashgate, 2010. - С. 167-200 . «In this chapter, I will use the term cisgenderism to describe the individual, social, and institutional attitudes, policies, and practices that assume people with non-assigned gender identities are inferior, "unnatural" or disordered and which construct people with non-assigned gender identities as "the effect to be explained".»
    5. Journalists: Commit to Fair and Accurate Coverage of Transgender People, including Pvt. Chelsea Manning (неопр.) . Transgender Law Center (2013). - «Always use a transgender person’s preferred name». Дата обращения 17 сентября 2013.
    6. Ansara, Y. G. Cisgenderism in medical settings: How collaborative partnerships can challenge structural violence // Rivers, I., & Ward, R. (Eds.) Out of the ordinary: LGBT lives. - Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2012. - С. 102-122 .
    7. AP editors’ note on Manning , Associated Press (22 August 2013). Дата обращения 17 сентября 2013.
    8. Division of Public Affairs. Style Guide (неопр.) . Vanderbilt University (September 2011). Дата обращения 17 сентября 2013.
    9. Frequently Asked Questions on Trans Identity (неопр.) . Common Ground – Trans Etiquette . University of Richmond. Дата обращения 17 сентября 2013.
    10. NAMES, PRONOUN USAGE & DESCRIPTIONS (неопр.) (PDF). GLAAD Media Reference Guide . GLAAD (May 2010). - «Try to write transgender people"s stories from the present day, instead of narrating them from some point in the past». Дата обращения 17 сентября 2013.
    11. Glossary of Gender and Transgender Terms (неопр.) (PDF). Preface: Fenway Health (January 2010). Дата обращения 17 сентября 2013. Архивировано 19 октября 2013 года.
    12. Glicksman, Eve Transgender terminology: It"s complicated (неопр.) . Vol 44, No. 4: American Psychological Association (April 2013). Дата обращения 17 сентября 2013.
    13. Sponsored by the American Medical Association and The Fenway Health with unrestricted support from Fenway Health and Pfizer. (неопр.) (PowerPoint Presentation). The Fenway Institute. Дата обращения 17 сентября 2013.
    14. Therapists with Lesbian, Gay, Bisexual, and Transgender Clients (неопр.) (Word Document). Association for Behavioral and Cognitive Therapies (2010). Дата обращения 17 сентября 2013.
    15. Elizondo, Paul M. III, D.O. Working With Transgender Persons (неопр.) . Phychiatric Times (6 September 2012). Дата обращения 17 сентября 2013.
    16. (неопр.) (PDF). Association for Lesbian, Gay, Bisexual, and Transgender Issues in Counseling (18 September 2009).
    17. Tobin HJ (2003). Sexuality in Transsexual and Transgender Individuals Part I: A Review of the Literature.
    18. Myths and Facts About Transgender Issues (неопр.) . Star Tribune (May 24, 2008). Дата обращения 14 декабря 2014.
    19. Leavitt F, Berger JC (1990). Clinical patterns among male transsexual candidates with erotic interest in males. Archives of Sexual Behavior Volume 19, Number 5 / October, 1990
    20. Transgender Law and Policy Institute. Transgender Issues: A Fact Sheet
    21. Chivers, Meredith L.; Bailey, J. Michael. Sexual Orientation of Female-to-Male Transsexuals: A Comparison of Homosexual and Nonhomosexual Types. Archives of Sexual Behavior
    22. Bagemihl B. Surrogate phonology and transsexual faggotry: A linguistic analogy for uncoupling sexual orientation from gender identity. In Queerly Phrased: Language, Gender, and Sexuality . Anna Livia, Kira Hall (eds.) pp. 380 ff. Oxford University Press ISBN 0-19-510471-4
    23. Ситникова Я. Терминология трансгендерности: непатологизирующий небинарный подход
    24. Suzan Cooke. The Many Shades of Stealth
    25. Towards a Transpositive Therapeutic Model: Developing Clinical Sensitivity and Cultural Competence in the Effective Support of Transsexual and Transgendered Clients Архивировано 27 сентября 2007 года. . International Journal of Transgenderism 5,2. Retrieved on 2007-08-13.
    26. (неопр.) . Resources . Human Rights Campaign. Дата обращения 17 сентября 2013.
    27. Understanding Non-Binary People. A Guide For the Media
    28. Adrian Ballou. 10 Myths About Non-Binary People It’s Time to Unlearn
    29. Интерсекс - справочный материал (неопр.) . United Nations Free & Equal. Дата обращения 13 июня 2018.
    30. Parliamentary Assembly of the Council of Europe.

    наташа федоренко

    В этом месяце девушкой Playboy впервые стала французская модель-трансгендер Инес Рау. «Это правильное решение. Мы живём в то время, когда представление о гендерных нормах меняется», - заявил Купер Хефнер, сын и наследник покойного основателя журнала. Но решение руководства журнала понравилось не всем. Например, резко против в твиттере высказалась Дженна Джеймсон, ныне фотомодель и бизнесвумен, а в прошлом негласная «королева порно». Джеймсон считает себя феминисткой, но думает, что гендер определяют хромосомы X и Y. В этой же серии твитов Джеймсон подчеркнула, что не считает себя трансфобкой и вообще поддерживает всех представителей ЛГБТ.

    Джеймсон не единственная публичная фигура, которая считает, что трансгендеры не имеют права полноценно позиционировать себя как женщины. Самая активная дискуссия на эту тему поднялась, разумеется, после того, как сделала каминг-аут и корректирующие операции Кейтлин Дженнер. Журнал Glamour тогда признал её «женщиной года», а режиссёр и актриса Роуз Макгоуэн в ответ сказала , что Дженнер «не понимает, что значит быть женщиной». Мейнстримные медиа обвинили Макгоуэн в трансфобии, но в феминистском сообществе активно обсуждалась не просто награда, но и то, может ли Дженнер, большую часть жизни прожившая в мужском теле и обладающая «финансовыми и гендерными привилегиями», называть себя женщиной в принципе.

    Трансгендеры - одна из самых угнетённых групп населения, и с этим невозможно поспорить. Их ненавидят консервативные политики, религиозные ортодоксы и просто люди, чьи взгляды далеки от либеральных. Трансгендеров дискриминируют на рабочих местах, запрещают служить в армии и не дают заниматься профессиональным спортом. Но, помимо этих очевидных вещей, трансгендеров ненавидят некоторые феминистки и даже представители ЛГБТ-сообщества. В лучшем случае их исключают из повестки, рекомендуют самостоятельно решать свои проблемы. В худшем - считают потенциальными насильниками или предателями.


    «Транссексуальная империя»

    Трансфобия возникла в период второй волны феминизма. «Транссексуалы насилуют женские тела, превращая их лишь в артефакт. Они присваивают наши тела себе», - написала американка Дженис Реймонд в известной книге «Транссексуальная империя». По её мнению, трансгендеры хотят жить в соответствии со старомодными представлениями о мужчинах и женщинах, вместо того чтобы отказаться от гендера в принципе, и желают присвоить себе сакральную способность женщин к деторождению. Она же написала отчёт в один из государственных медицинских исследовательских центров, опротестовав права трансгендеров на специфическую медицинскую помощь. Министерство здравоохранения США впоследствии использовало её аргументы, чтобы отклонить инициативы, расширяющие права трансгендеров. «Доктора и гормоны могут производить феминнных существ, но они не могут производить женщин», - писала в своей книге «Гинекология/Экология» активистка и соратница Реймонд Мэри Дейли.

    Реймонд была не первой трансфобкой в истории, однако именно её книга сформировала целое течение - так называемый гендерно критический феминизм, или транс-эксклюзивный радикальный феминизм, сокращённо TERF. Его сторонницы считают, что трансженщины представляют угрозу сообществу по разным причинам. По мнению писательницы Эммы Аллен, радикальные феминистки думают, что гендерная дискриминация может исчезнуть только благодаря полному отказу от женской и мужской идентичности, а трансгендеры по понятным причинам разрушают этот миф.

    Другую угрозу для женщин трансгендеры представляют по вполне прозаичной причине - речь идёт о допуске их в женские пространства. Нынешняя система разделения туалетов, тюрем и раздевалок до сих пор составляет проблему для трансгендеров - лишь немногие страны адаптировали эти пространства для всех людей. В свою очередь, транс-эксклюзивные феминистки опасаются за свою безопасность после таких реформ. «Мужчины насилуют женщин в туалетах постоянно. Подобные законы позволят кому угодно зайти в женской пространство», - считает активистка Кэти Бреннан. Кстати, ровно по этой причине TERF больше всего не любят трансженщин-лесбиянок. По мнению Реймонд, именно они могут занять доминирующие позиции в женском движении или вступить в отношения с цисгендерными женщинами-лесбиянками, введя их в заблуждение.

    ← Кейтлин Дженнер

    В прошлом Брюс Дженнер - звезда телешоу «Keeping up with Kardashians», национальная героиня США и олимпийская чемпионка по лёгкой атлетике. В 2015 году сделала каминг-аут как трансженщина, была названа «Женщиной года» по версии журнала Glamour и считается самой известной трансгендером в мире.

    Некоторые транс-эксклюзивные феминистки считают, что мотивация трансгендеров вполне ясна и опасна. Например, гендерная исследовательница Шейла Джеффрис в своей книге «Gender Hurts: A Feminist Analysis of the Politics of Transgenderism» опирается на крайне спорную теорию, согласно которой трансмужчины просто хотят повысить свой статус в сексистской системе иерархий. Трансженщины, в свою очередь, изначально являются гетеросексуальными или бисексуальными мужчинами, которые испытывают возбуждение, представляя себя в женском теле и, соответственно, хотят обладать ими в полной мере.

    Впрочем, если позиция Джеффрис давно не выдерживает критики, то вопрос о том, может ли трансгендер называть себя «женщиной», не пережив специфический опыт, обсуждается до сих пор. Речь идёт и о том, что человек, не обладавший вагиной от рождения, не может прочувствовать менструацию, беременность, клиторальные оргазмы, выкидыши, аборты, предменструальный синдром и многое другое. Эта вульгарная апелляция к биологии не сходится с представлением о том, что гендер - социальный конструкт, что существенно для феминистской картины мира. Однако есть и другой опыт, считает гендерная исследовательница Элинор Бёркетт: «Трансженщины никогда не страдали из-за того, что на деловых переговорах мужчины говорили не с ними, а с их грудью. Никогда не сталкивались с тем, что их коллегам-мужчинам платят в разы больше». То есть трансгендеры не могут заявлять о своей принадлежности к женщинам, так как не сталкивались с сексуальными домогательствами, сексизмом, слатшеймингом и всем пакетом проблем, включающим гендерную дискриминацию.

    Феминистки второй волны активно боролись за исключение трансгендеров из женских пространств и по идеологическим, и, казалось бы, практическим причинам. На сегодня лишь 33 % трансгендеров перенесли хирургическое вмешательство, и их противницы банально ссылались на возможное насилие со стороны «биологических мужчин». Их не принимали в лесбийские организации и не пускали на феминистские мероприятия. Самой яркой иллюстрацией можно считать, пожалуй, музыкальный женский фестиваль, который проходит каждый август в Мичигане. С момента его основания, с 1976 года, туда принимают только «настоящих женщин». Это правило несколько раз пытались опротестовать, но основательница фестиваля Лиза Вогель стоит на своём уже многие годы. На одну из петиций в 2013 году она ответила вполне радикально: «Фестиваль, который проходит всего одну прекрасную неделю, создан для женщин, которые были рождены такими, которые считаются женщинами, которые росли как женщины, и которые считают себя женщинами. Я верю, что женщины, которые родились таковыми, проживают особенный опыт, и он основывает их уникальную гендерную идентичность».

    ← Лаверн Кокс

    Звезда сериала «Оранжевый - хит сезона»,
    в котором она в каком-то смысле сыграла саму себя - трансженщину. Кокс стала первым трансгендером, попавшим на обложку Time
    и номинированным на премию «Эмми».
    Кокс активно защищает права трансгендеров, женщин и гомосексуалов в медиа, а также планирует снять собственный фильм про
    транс-сообщество.

    Трансфобию абсурдным образом поддерживают и мужчины. Например, лидер Deep Green Resistance Деррек Йенсен в 2012 году объявил свою экоорганизацию транс-эксклюзивной: «Почему быть трансженщиной нормально, в то время как объявить себя чернокожим - нет?» Соосновательница организации Лир Кейт объясняет это решение тем, что транс-сообщество якобы очень мизогинно. «Трансженщины не понимают, что обладают особой мужской силой. Они не признают, что так или иначе имеют отношение к насилию в отношении женщин. На мой взгляд, трансгендерность стала возможна из-за порнографии и разрушения границ о приемлемом».

    Абсурдным образом трансфобия активисток даёт возможность консерваторам пользоваться «феминистской» риторикой, преследуя абсолютно патриархальные цели. Так, например, традиционалистская организация Ruth Institute строит свою аргументацию против трансгендеров на работах Шейлы Джеффрис. «Я не ожидала, что когда-нибудь соглашусь с радикальной феминисткой-лесбиянкой. Однако я тоже думаю, что Брюс Дженнер никогда не был маленькой девочкой. Не важно, какие у него фантазии. Я была такой девочкой. Ею же была и Джеффрис. Но Дженнер - нет», - рассказывает Дженнифер Робак Морзе.

    Не женщины, а трансженщины

    В отличие от традиций 70–80-х годов, феминизм третьей волны стремится включить в свои ряды как можно больше исключённых групп, в том числе трансгендеров. Принцип интерсекционализма помогает движению расширить количество сторонников и успевать за общественными изменениями. Казалось бы, сейчас консенсус уже достигнут, однако трансфобные высказывания то и дело всплывают в публичном пространстве, а гендерные исследовательницы старой школы продолжают говорить о «настоящих женщинах».

    Так, например, в 2015 году австралийская профессор Джермейн Грир во время выступления в университете Кардиффа заявила, что избавиться от пениса и надеть платье недостаточно, чтобы стать женщиной: «Если я попрошу доктора увеличить мне уши и нанести пятна на тело, смогу ли я стать чёртовым кокер-спаниелем?» Грир очень известна в мире гендерных исследований, а её книга «Женский евнух» считается классической работой о женской сексуальности. Но трансфобные высказывания сильно подпортили ей репутацию, а местные студенты подписали петицию с требованием запретить ей выступать в стенах университета. По той же причине отстранили от выступления в Кембридже феминистку и защитницу прав ЛГБТ Линду Беллос: местные активистки побоялись возможных трансфобных высказываний. «Мягкая политика в отношении трансгендеров может позволить мужчинам диктовать лесбиянкам, а особенно феминисткам-лесбиянкам, что говорить и как думать», - считает Беллос.

    Время от времени права трансгендеров ставят под сомнения и современные феминистки. Так, например, известная нигерийская писательница и феминистка Чимаманда Нгози Адичи в интервью «Channel 4 news» сказала, что мужчины, которые долгое время пользовались своими привилегиями, а потом решили сменить гендер, не могут называться женщинами в полном смысле этого слова. «Трансженщины - это трансженщины», - считает Адичи. Позже в фейсбуке она объяснила свою позицию: называть трансженщин равными женщинам от рождения – «хорошая инициатива, но меня не устраивает такая стратегия. Разнообразие не должно означать строгого разделения на «мужчин и женщин».