Купеческие корпорации и изменения юридического статуса торговых людей в течение XVII века. Российские купцы и промышленники XVII в

- 135.50 Кб

федеральное агенТство по образованию РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

Кафедра ТЕОРИИ И ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ПРАВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История предпринимательства в России»

Российские купцы и промышленники XVII века

ДЮП–06(05)–290. ПР

гр. ДЮП–06(05)–290 ______________________ В.А. Овсянник

Преподаватель ______________________

Владивосток 2010

Введение

История российского предпринимательства – неотъемлемая часть отечественной исторической науки.

В последние годы у нас в стране много пишут и говорят о предпринимательстве, о необходимости усвоения его исторического опыта, важности возрождения ценных дореволюционных традиций.

Нельзя разобраться в современном состоянии хозяйства, не зная, как оно сложилось. Экономика, в том числе предпринимательство – это процесс; если не знать его направления, невозможно определить последствия тех или других хозяйственных мероприятий.

Как экономическое явление предпринимательство известно с глубокой древности. Но как понятие «экономическая категория» оно появилось только в XVIII в., со вступлением мирового хозяйства в индустриальную эпоху.

История предпринимательства в России столь же глубока, как и история самой России. Еще в конце I тысячелетия н.э., когда шел процесс становления Древнерусского государства, формировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей. Этому способствовало разложение первобытно-общинного строя, имущественное и социальное расслоение общества, развитие различных форм собственности, включая и частную, мобилизация прибавочного продукта, накопление его в руках правящей элиты, углубление общественного разделения труда, что связано с обособлением земледельческого и скотоводческого типов хозяйства на территории Восточной Европы, выделением ремесла, а затем и торговли как специальных форм деятельности .

Российское предпринимательство прошло долгий и сложный исторический путь. Стремясь к приумножению своего достояния, предприниматели разных сословий использовали имеющиеся у них средства в какой-либо деятельности для получения прибыли, т.е. затрачивали их как капитал. Движение капитала, составляющее основу любого предпринимательства, происходило в различных сферах экономики, в соответствии с этим выделяются несколько типов предпринимательской деятельности, которые сводятся к основным трем: производство, торговля, кредит. В реальной жизни различные виды предпринимательства обычно сочетались, дополняя друг друга. Со временем их связь становится все более тесной и органичной. Однако совсем непросто определить этапы российского предпринимательства.

Авторы некоторых публикаций предельно широко трактуют понятие «предпринимательство», излагая историю торговли на Руси, экономическую историю и т.д. Но если под предпринимательством понимать любую успешную хозяйственную деятельность,

тогда историю его можно продлить в глубь веков до бесконечности .

Разные этапы предпринимательства, имеют свою историческую специфику. Это зависит от целого ряда факторов – географических, социально-экономических, политических, внешнеэкономических и пр.

Целью данной работы является рассмотрение вопросов, связанных с развитием предпринимательства в России в XVII веке.

Исторически первым видом предпринимательства является торговое, которое, как видно уже из его названия, зарождается в недрах торговых отношений. Именно торговое предпринимательство послужило тем фундаментом, на котором возникли все остальные его виды (промышленное, банковское, аграрное и др.), т.е. сформировалась рыночная экономика с соответствующими типами социально-экономических систем .

Ключевой фигурой указанного столетия считается купечество, т.к. именно это сословие внесло значительный вклад в поступательное развитие экономики страны. Представители купечества, или как их еще называли «торговые люди», осуществляли торговую деятельность, выполняли поручения властей по тем или иным казенным закупкам (хлеба, мехов и пр.), налаживали торгово-экономические связи с представителями сферы торговли и производства различных регионов страны и сами занимались промышленным производством.

Актуальность выбранной темы очевидна, поскольку, рассмотрев вопросы, касающиеся предпринимательства в России в XVII в., а именно деятельности купцов и промышленников, станет понятно, как складывалось и развивалось хозяйство России, ее торговая и промышленная отрасли.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

Рассмотреть предпосылки возникновения предпринимательства в России в XVII в.;

Рассмотреть положение купечества в указанный период;

Изучить социальный состав купечества;

Перечислить основных представителей купечества, внесших вклад в торговлю и промышленное производство России указанного столетия.

Основой для написания контрольной работы явилась литература таких авторов как Ключевский В.О., Тимофеева А.А., Сметанин С.Н. и др.

Основная часть

1 Общая политическая и экономическая характеристика XVII века

Семнадцатое столетие начиналось для российского предпринимательства весьма неблагоприятно. Гражданская война, голодные годы, авантюры самозванцев, иностранная интервенция поставили вопрос о самом существовании государственности на Руси. Патриотические силы народа сумели изгнать интервентов и обеспечить умиротворение страны. Многие годы потребовались для восстановления хозяйственной жизни. Медленно возрождались русские города, где было сосредоточено торгово-ремесленное население – источник и носитель предпринимательства.

В предпринимательскую деятельность постепенно втягивались люди самого разного социального положения, начиная с бояр и кончая крестьянами и мелкими служилыми. Но наиболее крупным предпринимателем XVII века в России являлось купечество, вышедшее в основном из посадских людей (сословие горожан, третье сословие после духовенства и дворянства), разбогатевшее на торгах и промыслах. Именно оно развернуло наиболее впечатлительную деятельность в торговой и производственной жизни. Огромное значение при этом имело расширение территории России, начало освоения просторов Сибири, воссоединение Украины с нашим государством, расширение внешней торговли, хотя и стесненной отсутствием удобных выходом к морским побережьям на севере и юге .

Для семнадцатого столетия характерно наличие социальных противоречий различного характера. Сословие светских феодалов стремилось к закрепощению крестьянства. Со своей стороны крестьяне всячески противодействовали этому, что в конечном итоге привело к восстанию С.Т. Разина.

Внутри господствующего класса также постоянно обнаруживались противоречия между верхними и низшими слоями. Церковь старалась удержать свои земельные богатства и даровой труд крестьян, а феодалы зарились на церковное имущество, встречая сочувствие верховной власти. Рядовая масса посадских не хотела мириться с засилием «лучших людей» и боролась за самостоятельное хозяйственное развитие с учетом внедрявшихся в экономику страны товарно-денежных отношений.

Среди торговцев имелись разногласия между привилегированными корпорациями и большинством. Крестьянство, разделенное на различные разряды, подвергалось воздействию имущественного и социального расслоения.

И это далеко не полный перечень социальных конфликтов эпохи. Если еще принять во внимание исключительное разнообразие местных (исторических, экономических, этногеографи-

ческих и др.) условий, то получится весьма красочная картина, в которую должна была вписаться предпринимательская деятельность.

2 Купечество XVII века

Целесообразно рассмотреть положение купечества в указанный период. Сословие находилось в стадии становления. В число торговых людей наряду с обычными предпринимателями входили посадские. Именно они составляли питательную среду для формирования купечества. Торговлей занимались и так называемые «промышленные люди». Наиболее типично в данном случае присутствие промышленных людей в Сибири, главным образом на пушных промыслах. Добытые меха они сбывали скупщикам, сами редко появлялись на рынках Европейской России, если не выбивались в торговцы с некоторым капиталом.

По ранним таможенным книгам трудно отделить торговцев от промышленников, хотя они записывались особо. В делопроизводственной переписке также не видно каких-либо различий между теми и другими – они обычно упоминаются одновременно. Источники часто ставят на одну доску промышленных людей, торговых крестьян и просто торговых людей.

В литературе подсчитано, что в течение второй половины XVII в. на территории центра России находилось не менее 400 сельских пунктов, жители которых занимались по преимуществу торговлей и ремеслом . Среди богатейших людей эпохи были крестьяне Онтропьевы и Пушкины, владельцы больших судов.

В торгово-промышленную сферу крестьяне втягивались разными путями. Пока существовала откупная система содержания таможен, кабаков и других доходных объектов, крестьяне были не редкими участниками подобных операций. Достаточно воспользоваться данными за 1630-е годы об откупе кабаков по Приказу Новгородской четверти. В числе откупщиков - крестьяне. Так, патриарший крестьянин Савинской слободы Лев Кострикин имел на откупе кабаки одного из крупнейших городов страны - Новгорода Великого. Он содержал шесть кабаков Пскова, а одно время и сбор тамги в этом большом центре .

Крестьяне значатся среди откупщиков и в других городах и местностях: Арзамасе с уездом, Вологде, Кеврольском и Мезенском уездах, Старой Руссе, Шуе .

Аналогичный материал заключает ведомость окладов таможенных и кабацких денег в городах Разрядного приказа 1617-1632 гг. Откупные суммы вносили в казну крестьяне князя И.Б. Черкасского, боярина И.Н. Романова - К. Офоносов, уже упомянутый крестьянин патриарха Л. Кострикин, крестьянин князя И.Б. Черкасского Юршин и др .

Роль крестьян заметна в поставках зерна, хмеля, дров и пр.

Таким образом, среди предпринимателей XVII в. крестьянин - далеко не последняя фигура.

Следует сказать еще об одной категории населения России XVII в., которая имела известное значение в формировании «купеческого чина». Это служилые люди по прибору. Занятия ремеслом и торговлей были присущи стрельцам, казакам и др. но среди крупных дельцов они не встречались.

Высшими категориями русского купечества считались гости, гостиная сотня и суконная сотня, так называемое привилегированное купечество. Привилегии были закреплены в особых царских грамотах. Непременным условием выдачи такой грамоты были те или иные услуги, оказанные государству или лично царю. К числу ранних грамот этого рода относится жалованная грамота 1620 г. на звание гостя торговому человеку новгородцу Ивану Харламову. Он вел торги в Прибалтике .

Гости были обязаны нести государственные службы. Они занимали должности таможенных и кабацких голов в больших городах. В круг обязанностей гостей входило также исполнение должностей управителей рыбных и других промыслов царя, разбор, оценка и сбыт «мягкой рухляди», поступающей в качестве ясака, и многое другое.

Государство не только привлекало крупных купцов на безвозмездную службу в качестве своего рода должностных лиц, но и предоставляло им возможность эксплуатации некоторых объектов, принадлежавших казне. Очень часто сдавались на откуп таможни и кабаки. При этом казна получала с откупщика известную сумму, которая немного превышала обычный доход с данного объекта (откупа, как правило, сдавались с торгов - их получал тот, кто больше заплатит). Откупщики собирали таможенные пошлины или «питейную прибыль» в свою пользу, рассчитывая получить больше, чем они заплатили в казну. Крупные купцы получали в казне подряды на поставку провианта в войска, различных товаров и «припасов» ко двору. При этомподрядчики получали от государства крупные суммы для этих закупок, которые они могли использовать и в качестве оборотных средств при совершении своих коммерческих операций. Иностранцы иной раз называли купеческую верхушку «коммерции советниками» при царе, что было не далеко от истины .

Пречистенка сформировалась в городе, можно считать, случайно, благодаря тому, что в 1524 году был построен Новодевичий монастырь. В конце XVI века здесь пролегала дорога, ведущая в женскую обитель. Вскоре вдоль этого пути возникли городские постройки и новой улице дали неблагозвучное название — Чертольская, в честь ручья Чертороя, протекавшего рядом. Своим звучным именем Пречистенка обязана царю Алексею Михайловичу.

Дорога, ведущая в обитель Пречистой Божией Матери, не могла иметь название, связанное с чертями, так что в 1658 году по указу царя улицу переименовали в Пречистенскую, а Чертольские ворота города, находившиеся в ее начале, — в Пречистенские. Со временем длинный топоним улицы сократили до Пречистенки.

Улица, получив наконец «нестыдное» название, вскоре стала центром притяжения московской знати. С конца XVII века здесь появляются усадьбы, принадлежавшие аристократическим семьям Лопухиных, Голицыных, Долгоруких и многих других. Большинство особняков, построенных в то время, сохранили оригинальную архитектуру до наших дней. Кроме того, имена аристократических обитателей Пречистенки оказались увековечены в названиях переулков: Всеволжского, Еропкинского, Лопухинского и прочих.

В XIX веке Москва считалась тихим патриархальным городом с населением в 250 тыс. человек (с 30-х годов XIX столетия численность достигла 300 тыс.).

Ни помпезной роскоши Петербурга, ни столичных великосветских балов и приемов — одним словом, большая деревня.

Александр Пушкин, описывая прибытие провинциалки Татьяны в дом ее московской тетки, подчеркивал, что девушке приходилось каждый день разъезжать «по родственным обедам», дабы быть представленной «бабушкам и дедам».

Wikimedia Commons Д.Н. Кардовский. Бал в Петербургском Дворянском собрании. 1913

Поддержание родственных связей было крайне характерным для дворянской Москвы: здесь все приходились друг другу тетками, племянниками, кузинами и кузенами. Родственники постоянно наносили друг другу визиты и обсуждали последние семейные новости. Интересно, что делалось это, как правило, за чашкой чая: московское дворянство предпочитало именно этот напиток, тогда как в Петербурге знать любила выпить кофе. Что касается еды, то русская кухня была не в почете у московских дворян, более любивших немецкие, английские, французские и итальянские блюда. Причем на дворянских столах обязательно присутствовали вилки, которые вплоть до конца XIX века оставались нетрадиционными столовыми приборами в купеческих домах.

Старшее поколение московских аристократов чувствовало себя в городе вполне уютно: есть нужные связи, есть с кем поболтать и поиграть в карты, но при этом не тревожит столичная суета и шум.

Однако молодые дворяне часто скучали в такой патриархальной и слишком спокойной для них обстановке.

Особенно этот контраст между светской жизнью в Москве и Петербурге становился заметным зимой, когда свой досуг можно было разнообразить разве что святочными гаданиями.

Александр Грибоедов очень точно передал атмосферу узкого аристократического круга, в котором все друг друга знают, где в почете консерватизм, а взгляды старшего поколения ставятся в приоритет. Доподлинно известно, что как минимум один житель Пречистенки стал прототипом героя комедии «Горе от ума». С начала XIX века в особняке в Обуховском переулке (сейчас это Чистый переулок, 5) жила дворянка Настасья Дмитриевна Офросимова, известная не только в Москве, но и в Петербурге. Женщина эта славилась своим независимым и порой чудаковатым поведением, прямолинейными высказываниями в адрес кого угодно и крутым, своенравным характером.

Wikimedia Commons Дом Настасьи Офросимовой на Пречистенке

Петр Вяземский писал о ней: «Офросимова была долго в старые годы воеводою на Москве, в московском обществе имела силу и власть». Один из ее современников так описывал барыню: «Старуха высокая, мужского склада, с порядочными даже усами; лицо у нее было суровое, смуглое, с черными глазами; словом, тип, под которым дети обыкновенно воображают колдунью».

Если Грибоедов в своей комедии вывел ее под именем неприятной старухи Хлестовой, то Лев Толстой, наоборот, подчеркнул положительные стороны московской дворянки, списав с нее героиню романа «Война и мир» Марью Дмитриевну Ахросимову, которая помешала Наташе Ростовой сбежать с Анатолем Курагиным.

Будь лучше пьяница, да не одевайся по моде

Замоскворечье начало заселяться в начале XIII века, а уже к началу XVII века здесь начинают жить купцы: в этой местности оказались самые дешевые земли, возможно, из-за того, что низинная местность часто подтоплялась, а почвы были глинистыми.

Заречное купечество сохранило патриархальный, степенный уклад быта. Вставали обычно часу в четвертом утра и так же рано отходили ко сну. «Ложатся спать в девятом часу, и в девять часов все Замоскворечье спит.

По улице нет никого, кроме собак. Извозчика и не ищите», — описывал Александр Островский режим дня купечества в очерке «Замоскворечье в праздник».

Особенно отличалась мода жителей этого района. «У нас никогда по моде не одеваются, это даже считается неблагопристойным. Мода — постоянный, неистощимый предмет насмешек, а солидные люди при виде человека, одетого в современный костюм, покачивают головой с улыбкой сожаления; это значит, человек потерянный. Будь лучше пьяница, да не одевайся по моде», — писал знаменитый драматург.

Надо отметить, что Замоскворечье не оставляло равнодушными не только русских писателей, но и иностранных. Например, французский литературный деятель Теофил Готье так отзывался об этом районе: «Нельзя представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с сияющим золотом крестами… Я долго стоял вот так, в восторженном оцепенении, погруженный в молчаливое созерцание».

Золотых куполов в Заречье действительно было великое множество. Самый крупный храм Замоскворечья — храм Священномученика Климента, Папы Римского. В этом же районе находится храм Николая Чудотворца на Берсеневке, который составляет архитектурный ансамбль с .

Не менее примечателен храм Святителя Николая в Толмачах, домовая церковь при Третьяковской галерее, где постоянно хранится икона Владимирской Богоматери, а на праздник Святой Троицы сюда переносят икону Рублева «Троица». И это далеко не все: московское купечество чтило православные традиции, и богатые купцы считали за благое дело жертвовать деньги на строительство и восстановление храмов.

Умели купцы и отдыхать. Так красиво чаевничать могло только степенное купечество Златоглавой.

«Вот направо, у широко распахнутого окна, купец с окладистой бородой, в красной рубашке для легкости, с невозмутимым хладнокровием уничтожает кипящую влагу, изредка поглаживая свой корпус в разных направлениях: это значит, по душе пошло, то есть по всем жилкам. А вот налево чиновник, полузакрытый еранью [геранью], в татарском халате, с трубкой [фабрики] Жукова табаку, то хлебнет чаю, то затянется и пустит дым колечками».

Кстати, в чай никогда не добавляли сахар, поскольку считалось, что это портит вкус напитка: его всегда пили только вприкуску с сахаром.

Wikimedia Commons Б.М. Кустодиев. Московский трактир. 1916

Конечно, купеческие семьи отдыхали не только дома. Традиционным развлечением были ярмарки и гулянья, которые проходили по главным московским улицам вокруг Кремля, в Сокольниках и в Марьиной Роще, а также в тогдашних пригородах — в Царицыне, Кунцеве, на Воробьевых горах, в Коломенском и Архангельском. Дворяне на лето уезжали в свои загородные имения, так что купцам никто не мешал слушать полковые оркестры, веселиться с цыганами и смотреть вечером на фейерверки.

К середине XIX века в моду у купцов стали входить театры. Причем особой популярностью пользовались пьесы драматического или комедийного характера, напоминавшие ярмарочные представления на бытовые темы.

А вот оперы и особенно балеты — из-за странных костюмов и поведения актеров на сцене — купцы не понимали и недолюбливали.

Постепенно купцы Замоскворечья начали перенимать атрибуты дворянской жизни и устраивать торжественные обеды и балы в своих домах. Впрочем, и тут не обходилось без мещанской специфики. Дома купцов делились на две части — парадную и жилую. Парадная часть обычно обставлялась как можно более роскошно, но не всегда со вкусом. Интересной особенностью было то, что все подоконники в парадных комнатах были заставлены разнокалиберными бутылками с наливками, настойками, медом и т.п. Из-за этого окна открывались плохо и комнаты практически не проветривались. Воздух освежали, окуривая помещения мятой, уксусом или «смолкой» (комком смолы в кулечке из бересты, сверху на который клали тлеющий уголек).

Как показало время, Москва осталась верна купеческим традициям. Бурное развитие промышленности в России после отмены крепостного права привело к усилению мещанского сословия, представители которого становились фабрикантами и предпринимателями. Так купечество начало вытеснять дворянство и с Пречистенки.

С середины XIX века дворянские усадьбы активно скупались новыми буржуа.

Вместо старых дворянских фамилий на Пречистенке зазвучали новые, купеческие: Коншины, Морозовы, Пеговы, Рудаковы. Вместе с этим менялся облик улицы: классические особняки перестраивались в более пышные и помпезные, чтобы было «дорого-богато». «Новые дома ошеломляют прохожего всею разнузданностью своего явно извращенного и тупого вкуса и заставляют проливать поздние слезы о погибающей, если не погибшей окончательно красавице столице», — именно так писал об этих событиях «Архитектурно-художественный еженедельник» в 1916 году.

Русское купечество всегда было особенным. Купцы и промышленники признавались самым обеспеченным классом Российской империи. Это были смелые, талантливые, щедрые и изобретательные люди, меценаты и ценители искусства.

Бахрушины

Происходят из купцов города Зарайска Рязанской губернии, где их род можно проследить по писцовым книгам до 1722 года. По профессии Бахрушины были «прасолы»: гоняли гуртом скот из Приволжья в большие города. Скот иногда дох по дороге, шкуры сдирали, везли в город и продавали кожевенным заводам - так начиналась история их собственного дела.

Алексей Федорович Бахрушин перебрался в Москву из Зарайска в тридцатых годах позапрошлого столетия. Семья переезжала на телегах, со всем скарбом и младшего сына Александра, будущего почетного гражданина города Москвы, везли в бельевой корзине. Алексей Федорович - стал первым московским купцом Бахрушиным (в московское купечество он занесен с 1835 года).

Александр Алексеевич Бахрушин, тот самый почетный гражданин Москвы, был отцом известного городского деятеля Владимира Александровича, коллекционеров Сергея и Алексея Александровичей и дедом профессора Сергея Владимировича.

Кстати о коллекционерах, это известная страсть к “собирательству” была отличительной чертой рода Бахрушиных. Особенно стоит отметить коллекции Алексея Петровича и Алексея Александровича. Первый собирал русскую старину и, главным образом, книги. По духовному завещанию, библиотеку он оставил Румянцевскому музею, а фарфор и старинные вещи - Историческому, где были две залы его имени. Про него говорили, что он страшно скуп, так как «ходит кажное воскресенье на Сухаревку и торгуется, как еврей». Но вряд ли его можно за это судить, ведь каждый коллекционер знает: самое приятное - самому разыскать подлинно ценную вещь, о достоинствах коей другие не подозревали.

Второй, Алексей Александрович, был большим любителем театра, долгое время председательствовал в Театральном обществе и был весьма популярен в театральных кругах. Поэтому Театральный музей стал единственным в мире богатейшим собранием всего, что имело какое-либо отношение к театру.

И по Москве, и по Зарайску они были почетными гражданами города,- честь весьма редкая. Во время моего пребывания в Городской думе было всего два почетных гражданина города Москвы: Д. А. Бахрушин и князь В. М. Голицын, бывший городской голова.

Цитата: "Одной из самых крупных и богатых фирм в Москве считается Торговый дом братьев Бахрушиных. У них кожевенное дело и суконное. Владельцы - молодые еще люди, с высшим образованием, известные благотворители, жертвующие сотни тысяч. Дело свое они ведут хотя и на новых началах - т. е. пользуясь последними словами науки, но по старинным московским обычаям. Их, например, конторы и приемные заставляют многого желать". "Новое время".

Мамонтовы

Род Мамонтовых ведет свое начало от звенигородского купца Ивана Мамонтова, о котором практически ничего неизвестно, разве что год рождения - 1730, да то, что у него был сын Федор Иванович (1760). Скорее всего, Иван Мамонтов занимался откупным промыслом и составил себе хорошее состояние, так что сыновья его были уже богатыми людьми. Можно догалываться о его благотворительной деятельности: памятник на его могиле в Звенигороде был поставлен благодарными жителями за услуги, оказанные им в 1812 году.

У Федора Ивановича было три сына - Иван, Михаил и Николай. Михаил, видимо, не был женат, во всяком случае, потомства не оставил. Два других брата были родоначальниками двух ветвей почтенной и многочисленной мамонтовской семьи.

Цитата: «Братья Иван и Николай Федоровичи Мамонтовы приехали в Москву богатыми людьми. Николай Федорович купил большой и красивый дом с обширным садом на Разгуляе. К этому времени у него была большая семья”. ("П. М. Третьяков". А. Боткин).

Мамонтовская молодежь, дети Ивана Федоровича и Николая Федоровича, была хорошо образована и разнообразно одарена. Особенно выделялась природная музыкальность Саввы Мамонтова, что сыграло большую роль в его взрослой жизни.

Савва Иванович выдвинет Шаляпина; сделает популярным Мусоргского, забракованного многими знатоками; создаст в своем театре огромный успех опере Римского-Корсакова «Садко». Будет не только меценатом, но советчиком: артисты получали от него ценные указания по вопросам грима, жеста, костюма и даже пения.

С именем Саввы Ивановича тесно связано одно из замечательных начинаний в области русского народного искусства: знаменитое Абрамцево. В новых руках она возродилась и скоро стала одним из самых культурных уголков России.

Цитата: "Мамонтовы прославились на самых разнообразных поприщах: и в области промышленной, и, пожалуй, в особенности в области искусства. Мамонтовская семья была очень велика, и представители второго поколения уже не были так богаты, как их родители, а в третьем раздробление средств пошло еще дальше. Происхождением их богатств был откупщицкий промысел, что сблизило их с небезызвестным Кокоревым. Поэтому, при появлении их в Москве, они сразу вошли в богатую купеческую среду". ("Темное царство", Н. Островский).

Родоначальником этой одной из самых старых торговых фирм в Москве был Василий Петрович Щукин, уроженец города Боровска Калужской губернии. В конце семидесятых годов XVIII века Василий Петрович учредил в Москве торговлю мануфактурным товаром и продолжал ее в течение пятидесяти лет. Его сын его, Иван Васильевич, основал Торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями» Сыновья - это Николай, Петр, Сергей и Дмитрий Ивановичи.
Торговый дом вел обширную торговлю: товары отправлялись во все уголки Центральной России, а также в Сибирь, на Кавказ, Урал, в Среднюю Азию и Персию. В последние годы Торговый дом стал продавать не только ситцы, платки, бельевые, одежные товары и бумажные ткани, но и шерстяные, шелковые и льняные изделия.

Братья Щукины известны как большие ценители искусства. Николай Иванович был любителем старины: в его собрании находилось множество старинных рукописей, кружев, различных тканей. Для собранных предметов на Малой Грузинской он выстроил прекрасное здание в русском стиле. По завещанию - вся его коллекция, вместе с домом, поступила в собственность Исторического музея.

Сергей Иванович Щукин занимает особое место среди русских самородков-коллекционеров. Можно сказать, что вся французская живопись начала текущего столетия: Гоген, Ван Гог, Матисс, часть их предшественников, Ренуар, Сезанн, Монэ, Дега - была в коллекции Щукина.

Насмешки, неприятие, непонимание обществом работ того или иного мастера - не имели для него ни малейшего значения. Часто Щукин покупал картины за грош, не по своей скаредности и не из желания притеснить художника, - просто потому что они не продавались и даже цены на них не было.

Рябушинские

Из слободы Ребушинской Пафнутьево-Боровского монастыря Калужской губернии в 1802 году в московское купечество “прибыл” Михаила Яковлев. Торговал он в Холщовом ряду Гостиного двора. Но разорился во время Отечественной войны 1812 года, как и многие купцы. Возрождению его как предпринимателя способствовал переход в “раскол”. В 1820 году основатель дела вступил в сообщество Рогожского кладбища - московской твердыни старообрядчества "поповщинского толка", к которому принадлежали богатейшие купеческие фамилии первопрестольной.

Михаил Яковлевич принимает фамилию Ребушинский (именно так она писалась тогда) в честь своей родной слободы и вступает в купечество. Торгует он теперь "бумажным товаром", заводит несколько ткацких мануфактур в Москве и Калужской губернии, и оставляет детям капитал более 2 миллионов рублей. Так суровый и истовый старообрядец, носивший простонародный кафтан и работавший в качестве “мастера” на своих мануфактурах, заложил основу для будущего процветания семейства.

Цитата: "Меня всегда поражала одна особенность - пожалуй, характерная черта всей семьи, - это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских, но и общественных, каждому было отведено свое место по установленному рангу, и на первом месте был старший брат, с коим другие считались и в известном смысле подчинялись ему". ("Мемуары", П. Бурышкин).

Рябушинские были известными коллекционерами: иконы, картины, предметы искусства, фарфор, мебель... Неудивительно, что Николай Рябушинский, "беспутный Николаша" (1877-1951), выбрал жизненным поприщем мир искусства. Экстравагантный любитель пожить "на широкую ногу" вошел в историю русского искусства как редактор-издатель роскошного литературно-художественного альманаха "Золотое Руно", выходившего в 1906-1909 годах. Альманаху под флагом "чистого искусства" удалось собрать лучшие силы российского "серебряного века": А. Блок, А. Белый, В. Брюсов, среди "искателей золотого руна" значились художники М. Добужинский, П. Кузнецов, Е. Лансере и многие другие. Сотрудничавший в журнале А. Бенуа оценивал его издателя, как "фигуру любопытнейшую, не бездарную, во всяком случае особенную".

Демидовы

Родоначальник династии купцов Демидовых - Никита Демидович Антуфьев, более известный под фамилией Демидов (1656-1725) был тульским кузнецом и выдвинулся при Петре I, получив огромные земли на Урале для строительства металлургических заводов. Никита Демидович имел трех сыновей: Акинфия, Григория и Никиту, между которыми и распределил все свои богатства.

В знаменитых алтайских рудниках, обязанных своим открытием Акинфию Демидову, в 1736 году были найдены богатейшие по содержанию золота и серебра руды, самородное серебро и роговая серебряная руда.

Его старший сын Прокопий Акинфиевич мало обращал внимания на управление своими заводами, которые и помимо его вмешательства приносили огромный доход. Он жил в Москве, и удивлял горожан своими чудачествами и дорого стоившими затеями. Прокопий Демидов немало тратил и на благотворительность: 20 000 рублей на учреждение при Петербургском воспитательном доме госпиталя для бедных родильниц, 20 000 рублей Московскому университету на стипендии беднейшим студентам, 5 000 рублей главному народному училищу в Москве.

Третьяковы

Происходили из старого, но небогатого купеческого рода. Елисей Мартынович Третьяков, прадед Сергея и Павла Михайловичей, прибыл в Москву в 1774 из Малояровславца году семидесятилетним стариком с женой и двумя сыновьями, Захаром и Осипом. В Малоярославце купеческий род Третьяковых существовал еще с 1646 года.
История рода Третьяковых в сущности сводится к жизнеописанию двух братьев, Павла и Сергея Михайловичей. При жизни их объединяли подлинная родственная любовь и дружба. После смерти они навсегда остались в памяти как создатели галереи имени братьев Павла и Сергея Третьяковых.

Оба брата продолжали отцовское дело, сначала торговое, потом промышленное. Они были льнянщики, а лен в России всегда почитался коренным русским товаром. Славянофильствующие экономисты (вроде Кокорева) всегда восхваляли лен и противопоставляли его иноземному американскому хлопку.

Эта семья никогда не считалась одной из самых богатых, хотя их торговые и промышленные дела шли всегда успешно. На создание своей знаменитой галереи и собирание коллекции Павел Михайлович тратил огромные деньги иногда в ущерб благосостоянию своей собственной семьи.

Цитата: "С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и Стонким знатоком живописи". ("Русская старина").

Солтаденковы

Происходят из крестьян деревни Прокунино Коломенского уезда Московской губернии. Родоначальник рода Солдатенковых, Егор Васильевич, значится в московском купечестве с 1797 года Но известной эта семья стала лишь в половине XIX века, благодаря Кузьме Терентьевичу.

Он снимал лавку в старом Гостином дворе, торговал бумажной пряжей, занимался дисконтом. Впоследствии стал крупным пайщиком ряда мануфактур, банков и страховых обществ.

У Кузьмы Солдатенкова была большая библиотека и ценное собрание картин, которые он завещал Московскому Румянцевскому музею. Это коллекция является одной из самых ранних по времени ее составления и самых замечательных по превосходному и долгому существованию.

Но главным вкладом Солдатенкова в русскую культуру считается издательская деятельность. Его ближайшим сотрудником в этой области был известный в Москве городской деятель Митрофан Щепкин. Под руководством Щепкина было издано много выпусков, посвященных классикам экономической науки, для чего были сделаны специальные переводы. Эта серия издания, носившая название "Щепкинской библиотеки", была ценнейшим пособием для студентов, но уже в мое время - начало этого столетия - многие книжки стали библиографической редкостью.

КУПЕЧЕСТВО - в широком смысле - торговцы, в узком - исторически сформировавшаяся социальная общность людей, занятых торговлей или связанной с ней иной предпринимательской деятельностью .

Об-ра-зу-ет со-сло-вия, кор-по-ра-ции, зем-ля-че-ст-ва и другие со-ци-аль-ные и профессиональные груп-пы. Хо-тя об-мен ве-ща-ми прак-ти-ко-вал-ся ещё при гос-под-стве ро-до-п-ле-мен-ных от-но-ше-ний, тор-гов-ля, как ку-п-ля-про-да-жа то-ва-ров, по-яви-лась в эпо-ху не-оли-ти-че-ской ре-во-лю-ции , ко-гда воз-ник-ла про-из-во-дя-щая эко-но-ми-ка, обес-пе-чи-ва-ющая соз-да-ние ус-той-чи-во-го при-ба-воч-но-го про-дук-та. Про-цесс стра-ти-фи-ка-ции древ-не-го об-ще-ст-ва и по-яв-ле-ние городских по-се-ле-ний со-про-во-ж-да-лись фор-ми-ро-ва-ни-ем купечества, так же, как кре-стьян и ре-мес-лен-ни-ков, вла-сти с её бю-ро-кра-ти-ей, во-ин-ст-ва и жре-цов. Тор-гов-ля вы-сту-пи-ла эко-но-мической аль-тер-на-ти-вой не-эко-но-мическому (во-ен-но-му) спо-со-бу ов-ла-де-ния при-ба-воч-ным про-дук-том, про-из-ве-дён-ным в дру-гом об-ще-ст-ве, при этом на за-ре ци-ви-ли-за-ции и в отдельной ис-то-рической эпо-хи, например в ран-нем Сред-не-ве-ко-вье, оба спо-со-ба мог-ли осу-ще-ст-в-лять-ся од-ни-ми и те-ми же людь-ми.

Ку-пе-чест-во в Древ-нем ми-ре .

Эко-но-ми-ка ран-не-клас-со-во-го об-ще-ст-ва ма-ло за-ви-се-ла от тор-гов-ли: пра-ви-те-ли и их ок-ру-же-ние, поль-зу-ясь вла-стью и военной си-лой, от-би-ра-ли у за-ви-си-мых групп на-се-ле-ния, ко-то-рые ве-ли на-ту-раль-ное хо-зяй-ст-во, зна-чительную часть при-ба-воч-но-го про-дук-та. Од-на-ко по ме-ре раз-ви-тия го-су-дар-ст-вен-но-сти и фор-ми-ро-ва-ния элит, от-ли-чав-ших-ся об-ра-зом жиз-ни от основного на-се-ле-ния, рос-ло зна-че-ние об-ме-на с от-да-лён-ны-ми зем-ля-ми, про-из-во-див-ши-ми не-зна-ко-мые или ма-ло-зна-ко-мые пред-ме-ты, об-ла-да-ние ко-то-ры-ми под-чёр-ки-ва-ло вы-со-кий со-ци-аль-ный ста-тус их хо-зяи-на. Таким образом, внеш-няя тор-гов-ля дли-тель-ное вре-мя име-ла боль-шее зна-че-ние, чем внут-рен-няя. И впо-след-ст-вии, с по-яв-ле-ни-ем круп-ных го-ро-дов и раз-ви-ти-ем об-ме-на ме-ж-ду ни-ми и де-рев-ней, со-ци-аль-ный ста-тус куп-цов, тор-го-вав-ших «за-мор-ски-ми» то-ва-ра-ми, ос-та-вал-ся вы-ше, чем у тор-гов-цев, по-лу-чав-ших до-ход от внутренней тор-гов-ли. Скла-ды-вав-шее-ся в об-ще-ст-ве от-но-ше-ние к купечеству за-ви-се-ло не толь-ко от его ро-ли в хо-зяй-ственной жиз-ни, но и от ис-то-рических осо-бен-но-стей про-цес-са со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции, ре-ли-ги-оз-но-эти-че-ских уче-ний, рас-про-стра-нив-ших-ся в ка-ж-дом кон-крет-ном ре-гио-не.

В гре-ко-ро-ман-ском ми-ре, где вы-ше все-го ста-ви-лись зе-мель-ная соб-ст-вен-ность, во-ин-ская доб-лесть и при-над-леж-ность к чис-лу гра-ж-дан, куп-цы не поль-зо-ва-лись боль-шим ав-то-ри-те-том. В Древ-ней Ин-дии с её жё-ст-кой кас-то-вой сис-те-мой пред-ста-ви-те-ли купечества не при-над-ле-жа-ли к брах-ма-нам и кшат-ри-ям и дол-гое вре-мя со-став-ля-ли часть низ-шей вар-ны шудр, а впо-след-ст-вии рас-пре-де-ли-лись в вар-не вай-шью. На-про-тив, у се-мит-ских на-ро-дов, осо-бен-но у фи-ни-кий-цев, за-ня-тие тор-гов-лей счи-та-лось не-об-хо-ди-мым и по-чёт-ным де-лом. Фи-ни-кий-цы ве-ли про-ду-ман-ную тор-гов-лю с за-пи-ся-ми и ис-поль-зо-ва-ни-ем точ-ных мер ве-са. И имен-но фи-ни-кий-цы, ос-во-ив Сре-ди-зем-но-мо-рье, ста-ли про-дви-гать-ся со свои-ми то-ва-ра-ми вдоль оке-ан-ско-го по-бе-ре-жья. Но не толь-ко фи-ни-кий-цы за-ни-ма-лись в древ-но-сти тор-гов-лей на боль-шие рас-стоя-ния. Вслед за ни-ми сре-ди-зем-но-мор-ское про-стран-ст-во ста-ли ос-ваи-вать куп-цы Кри-та, Египта и других стран. С конца 3-го тысячелетия до нашей эры на-чал фор-ми-ро-вать-ся Ве-ли-кий шёл-ко-вый путь, впол-не сло-жив-ший-ся во II веке до нашей эры. Этот путь про-тя-нул-ся от Ки-тая до Ри-ма и был раз-бит на несколько эта-пов, на ка-ж-дом из ко-то-рых ка-ра-ва-ны с то-ва-ра-ми фор-ми-ро-ва-ли куп-цы-по-сред-ни-ки из раз-ных на-ро-дов. Па-рал-лель-но су-щест-во-ва-ла и мор-ская меж-ду-народная тор-гов-ля, свя-зы-вав-шая Ки-тай с по-бе-режь-ем Ин-дий-ско-го океана. Ещё до по-яв-ле-ния де-нег купечество Древ-не-го ми-ра ста-ло ис-поль-зо-вать в сво-их рас-чё-тах слит-ки се-реб-ра (смотри так-же в статье День-ги).

Ку-пе-че-ст-во в сред-ние ве-ка .

В средневековый пе-ри-од купечество на-ра-щи-ва-ло свою эко-но-мическую и по-ли-тическую мощь. Не-ред-ко функ-ции куп-ца и вои-на-за-вое-ва-те-ля бы-ли ма-ло раз-ли-чи-мы (от латинского hostis - враг во мно-гих ев-ропейских язы-ках про-ис-хо-дят сло-ва, обо-зна-чаю-щие куп-цов, в том числе русское - «гость»). Са-ра-ци-ны и ви-кин-ги в Ев-ро-пе не толь-ко тор-го-ва-ли, но и за-ни-ма-лись гра-бе-жом. Главной зо-ной кон-так-тов ме-ж-ду ни-ми яви-лось Сре-ди-зем-но-мо-рье, на-сы-щав-шее Вос-ток за-хва-чен-ны-ми нор-ман-на-ми ев-ропейскими то-ва-ра-ми, в том числе ра-ба-ми, и За-пад - араб-ским се-реб-ром.

Но-вый этап в раз-ви-тии купечества свя-зан с ин-тен-сив-ным рос-том го-ро-дов в Ев-ро-пе в XI-XII веков, ко-то-рый со-про-во-ж-дал-ся пре-вра-ще-ни-ем купечества в важ-ней-ший эле-мент средневекового об-ще-ст-ва. Оно ста-ло главным фак-то-ром в об-ра-зо-ва-нии так называемых сво-бод-ных го-ро-дов. Са-мо же купечество фор-ми-ро-ва-ло кор-по-ра-ции - гиль-дии. В XII-XIII веках немецкие куп-цы су-ме-ли создать круп-ные объединения (например, Ган-за), что-бы про-ти-во-сто-ять мор-ским и су-хо-пут-ным раз-бой-ни-кам. В сво-бод-ных го-ро-дах ган-зей-цы за-да-ва-ли тон в городских со-ве-тах, в сто-ли-цах - соз-да-ва-ли собственные квар-та-лы, где был ог-ра-ни-чен кня-же-ский или ко-ро-лев-ский про-из-вол (при-ме-ром та-ко-го райо-на, соз-дан-но-го ган-зей-ски-ми куп-ца-ми, мо-жет слу-жить «Сталь-ной двор» в Лон-до-не). Мощь го-ро-да оп-ре-де-ля-лась бо-гат-ст-вом его куп-цов. Тор-гуя с Ближ-ним Вос-то-ком, немецкие куп-цы ста-ли соз-да-вать в безо-пас-ных мес-тах боль-шие скла-ды то-ва-ров (например, в Ве-не-ции). На Вос-то-ке свои-ми опе-ра-ция-ми сла-ви-лись хо-ро-шо ор-га-ни-зо-ван-ные сирийские куп-цы, свя-зы-вав-шие Сре-ди-зем-но-мо-рье с Ира-ном и другими стра-на-ми Азии. Арабские тор-гов-цы, пер-вен-ст-во-вав-шие в меж-ду-народной тор-гов-ле с VII века, спо-соб-ст-во-ва-ли рас-про-стра-не-нию ис-ла-ма. При-об-ще-ние на-ро-дов Восточной Аф-ри-ки к ис-ла-му - ре-зуль-тат дея-тель-но-сти арабского купечествa. По-боч-ным, но весь-ма важ-ным ре-зуль-та-том тор-го-вых опе-ра-ций куп-цов стало рас-про-стра-не-ние ин-фор-ма-ции о при-ро-де, обы-ча-ях, ве-ро-ва-ни-ях других ре-гио-нов. Свои-ми рас-ска-за-ми о даль-них зем-лях лю-бо-зна-тель-ные куп-цы, по-доб-ные Мар-ко По-ло или Афа-на-сию Ни-ки-ти-ну, раз-веи-ва-ли пред-рас-суд-ки и ми-фы об ан-ти-по-дах, на-во-ди-ли, как и мо-на-хи-мис-сио-не-ры, мос-ты ме-ж-ду куль-ту-ра-ми раз-ных на-ро-дов. В то же вре-мя ре-зуль-та-том «хо-ж-де-ний» куп-цов на Вос-ток ста-ла «Чёр-ная смерть», за-не-сён-ная в середине XIV века из Азии в Ев-ро-пу.

Купечество стал-ки-ва-лось в сред-ние ве-ка с не-ма-лы-ми труд-но-стя-ми. Ин-тер-на-цио-на-ли-за-ции тор-гов-ли ме-ша-ло слож-ное административно-территориальное уст-рой-ст-во средневекового ми-ра, раз-дроб-лен-но-го на мно-гие сот-ни го-су-дарств. За-труд-не-ния для купечества соз-да-ва-ло не толь-ко су-ще-ст-во-ва-ние мно-го-численных мыт-ных дво-ров, но и различные ме-ры ве-са, дли-ны, объ-ё-ма, а глав-ное - мно-го-об-ра-зие де-неж-ных сис-тем, с ко-то-ры-ми куп-цам при-хо-ди-лось иметь де-ло. Им при-шлось уст-раи-вать по-всю-ду ме-няль-ные кон-то-ры или спо-соб-ст-во-вать их уч-ре-ж-де-нию. Так ку-печеский ка-пи-тал сти-му-ли-ро-вал раз-ви-тие осо-бой сфе-ры пред-при-ни-ма-тель-ст-ва, став-шей за-тем од-ним из эле-мен-тов кре-дит-но-фи-нан-со-вой сис-те-мы ев-ропейских стран. Это-му же спо-соб-ст-во-ва-ло и изо-бре-те-ние куп-ца-ми пе-ре-вод-ных век-се-лей (смотри в статье Век-сель), из-ба-вив-ших ком-мер-сан-тов от рис-ко-ван-ной не-об-хо-ди-мо-сти во-зить с со-бой на боль-шие рас-стоя-ния зна-чительные сум-мы де-нег. Ис-поль-зо-ва-ние пе-ре-вод-ных век-се-лей от-кры-ва-ло куп-цам про-стор для ма-нёв-ра: за-труд-не-ния с обыч-ным то-ва-ром пре-одо-ле-ва-лись вло-же-ни-ем средств в иные тор-го-вые опе-ра-ции и да-же в другие об-лас-ти при-ме-не-ния ка-пи-та-ла (кре-дит, ор-га-ни-за-ция гос-ти-нич-но-го де-ла, при-об-ре-те-ние не-дви-жи-мо-сти и так далее). На-ко-п-лен-ный в тор-го-вых опе-ра-ци-ях ка-пи-тал стал ис-точ-ни-ком для соз-да-ния бан-ков-ской сис-те-мы. Так, ку-печеская се-мья Фуг-ге-ров из Аугс-бур-га в конце XV века глав-ные свои до-хо-ды по-лу-ча-ла уже за счёт рос-тов-щи-че-ско-го про-цен-та, а за-тем и ор-га-ни-за-ции мед-ных и се-реб-ря-ных руд-ни-ков в Центральной Ев-ро-пе. Прав-да, та-ко-го ро-да пре-вра-ще-ния тор-го-во-го ка-пи-та-ла стал-ки-ва-лись с ещё од-ним пре-пят-ст-ви-ем - осу-ж-де-ни-ем Рим-ско-ка-то-лической цер-ко-вью рос-тов-щи-че-ст-ва: им за-ни-ма-лись ев-реи, ко-то-рым был за-крыт путь в ку-печеские гиль-дии.

В сред-ние ве-ка куп-цы ши-ро-ко ис-поль-зо-ва-ли яр-мар-ки, про-хо-див-шие несколько не-дель, чаще все-го в при-гра-нич-ных го-ро-дах. В яр-ма-роч-ной тор-гов-ле бы-ли осо-бен-но за-ин-те-ре-со-ва-ны куп-цы сред-не-го дос-тат-ка, у ко-то-рых не бы-ло боль-ших ка-пи-та-лов и на-вы-ков для тор-гов-ли с даль-ни-ми стра-на-ми. Яр-мар-ки слу-жи-ли ме-стом не толь-ко то-ва-ро-об-ме-на, но и ис-точ-ни-ком ком-мерческой ин-фор-ма-ции об из-ме-не-нии цен на то-ва-ры, ди-на-ми-ке спро-са и пред-ло-же-ния и яв-ля-ли тем са-мым про-об-раз тор-го-вых бирж.

С рос-том бо-гат-ст-ва ме-нял-ся ук-лад жиз-ни купечества, рос его пре-стиж. В позд-нем Сред-не-ве-ко-вье са-мые бо-га-тые куп-цы, со-став-ляв-шие городской пат-ри-ци-ат, об-ра-зом жиз-ни, рос-ко-шью двор-цов, изы-скан-но-стью кух-ни, мно-го-чис-лен-но-стью че-ля-ди не от-ли-ча-лись от ари-сто-кра-тов, ко-то-рых да-же пре-вос-хо-ди-ли в сфе-ре ме-це-нат-ст-ва и по-жерт-во-ва-ний в поль-зу Церк-ви.

Ку-пе-че-ст-во в Но-вое вре-мя.

Еще в годы царствования царя Алексея Михайловича Романова, шведский дипломат Иоганн Филипп Кильбургер, побывав в Москве, писал в своей книге «Краткое известие о русской торговле, каким образом оная производилась чрез всю Руссию в 1674 году», что все москвичи «от самого знатного до самого простого любят купечество, что есть причиной того, что в городе Москве помещается больше торговых лавок, чем в Амстердаме или хотя бы ином целом княжестве» . Но тут следует сказать, что в XVII-XVIII веках понятие «купечество» не представляло еще определенной категории населения. Оно характеризовало вид торгово-промышленной деятельности. С 40-х годов XVIII века понятие купечества охватило все посадское население определенной состоятельности.

История собственно московского купечества началась в XVII веке, когда торговое сословие из разряда тяглых людей выделилось в особую группу городских или посадских людей, которая в свою очередь стала разделяться на гостей, гостиную и суконную согни и слободы. Самое высшее и почетное место в этой торговой иерархии принадлежало гостям (их в XVII веке было не более 30 человек). Звание это купцы получали лично от царя, и удостаивались его только самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тысяч в год, что являлось огромной по тем временам суммой. Гости были приближены к царю, освобождались от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины. Если говорить о членах гостиной и суконной сотен, то в XVII веке их было около 400 человек. Они пользовались также большими привилегиями, занимали видное место в финансовой иерархии, но уступали гостям в «чести». Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. Наконец Низший разряд московского купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом сами же и продавали. Этот разряд торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, так как они торговали собственной продукцией, а, следовательно, могли продавать ее дешевле. Помимо этого, посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших.

Для московского купечества XVII-XVIII веков было характерно отсутствие определенной специализации на торговле каким-либо одним товаром. Даже крупные торговцы одновременно торговали самыми разнообразными товарами, а к этому присоединяли еще и другие операции. Торговля в XVII-XVIII веках в Москве шла прямо на улице или в специальных лавках, расположенных в пределах Гостиного Двора, который был заложен в середине XVI века при Иване Грозном. Главным торговым местом Москвы считался, конечно, Китай-город. Торговых рядов здесь насчитывалось более сотни. О Гостином дворе посланник при дворе Ивана Грозного барон Сигизмунд Герберштейн писал в своих «Записках о Московии»: «Недалеко от великокняжеского замка стоит огромное каменное строение, называемое Гостиным двором, в котором купцы живут и товары свои выставляют» .

Интересно, что еще в начале XVIII века, по Указу 1714 года, все московские купцы и ремесленники были обязаны селиться в загородных слободах. Вскоре вокруг Земляного вала (старой границы Москвы) быстро начал складываться пояс разнообразных пригородных поселений. Решение о выселении купцов из Китай-города было принято, в том числе, и в связи с тем, что количество московского купечества постоянно увеличивалось. В Китай-городе уже не то что было негде жить, но даже торговать: к этому времени насчитывал 760 лавок, амбаров, палаток и уже не вмещал всех желающих. И это не удивительно, так как к концу XVIII века в Москве проживало более 12 тысяч купцов и членов их семей.

Купечество занимало промежуточное положение между дворянством и крестьянством. Относящееся к привилегированным классам по своему имущественному статусу, оно своими корнями уходило в народные массы. Очень часто купцами становились разбогатевшие крестьяне. С крестьянством купечество, продолжавшее хранить в быту традиции допетровской Руси, было связано и близостью жизненного уклада. В особенности это касалось старообрядческого купечества, а именно к старообрядцам принадлежали богатейшие купеческие фамилии: Морозовы, Мамонтовы, Рябушинские. Это было не случайно. Строгие жизненные правила старообрядцев в людях определенного склада воспитывали сильный дух и непреклонную волю, способность идти к намеченной цели.

В XVIII-XIX вв. купечество дало множество примеров истинного благочестия. Из купцов происходил величайший святой нового времени преподобный Серафим Саровский. К купеческому сословию принадлежали и многие другие святые и подвижники. На средства купцов возводились и обновлялись храмы.

Аристократия относилась к купечеству с известной долей снисходительности, считая его нравы грубыми, образование -- недостаточным. Европеизованной массе разночинцев это сословие также было чуждо главным образом, своей приверженностью старине. О купцах судили по сатирическим образам комедий Островского. С легкой руки Добролюбова в среде революционной интеллигенции укоренилось представление о купеческой среде как о «темном царстве».

Почти полуторавековая история развития московской буржуазии, прошла длительную органическую эволюцию и к 1914-1917 гг. Московский национальный торговый - промышленный - банковый и текстильный - металлургический - финансовый капитал представлял громадную экономическую силу, а сама Москва являлась его организационным, политическим и идеологическим центром.

Московское купечество впервые заявило о себе как о реальной экономической силе в 1812 г.: на нужды ополчения им была выделена равная с дворянством сумма 500 тысяч рублей. Тогда российское предпринимательское сословие было совершенно пассивно в политическом плане. Но уже через полвека картина стала меняться. Современники ее охарактеризовали как: «Купец идет!». Действительно, представители купечества не только стали проникать и почти безраздельно властвовать в промышленности, но стали заниматься общественной, а затем и политической деятельностью. Об этом времени князь В.М.Голицын, бывший московским губернатором в 1887-91 гг. и городским головой в 1897-1905 гг., писал так: «Всякого рода работа, потребность занять себя, проявиться, дать выход своим силам и способностям охватили людей, двинули их на такие задачи и обязанности, которые так долго лежали под запретом. Начали создаваться коллективы, учреждения, общества научные, профессиональные, благотворительные - люди разного происхождения в них сближались друг с другом, и их совместный труд приносил плоды... К сожалению, это движение мало распространилось на тот общественный круг, ... который может быть назван аристократией, при том более или менее чиновный» .

Приведенная цитата наглядно показывает, в какую историческую эпоху купечество выдвинулось в Москве на первый план. Это время характеризует деятельность, а традиционное дворянство не способно было перестроиться, почему постепенно и уступило свои позиции новой силе. Представители крупного оптового торгового капитала, потомки старого «российского купечества» - откупщиков, оптовых торговцев хлебом, кожей, щетиной, мануфактурой, крупных «меховщиков» Сибири и пр., - которые ещё в первой половине XIX в. ходили «в миллионщиках», зачастую бывали малограмотны. Культурный уровень массы московской буржуазии того времени был не высок. Все интересы личной, общественной и политической жизни средней и мелкой буржуазии замыкались между лавкой и складом в «рядах» или в «зарядье», трактиром, биржей, поездками за товаром в Нижний, семейным «благолепием» «Домостроя» в замоскворецких особняках, молебнами у «Иверской», постами и «разговеньями».

Московское купечество, даже крупное, часто ютилось в плохих домишках в Замоскворечье, на Таганке. Накопление капиталов и громадных прибылей обгоняло рост культуры и культурных потребностей. Богатства растрачивались на самые дикие, некультурные выходки. Откупщик Кокорев купил у разорившегося князя дом и поставил около него на улице серебряные фонари, а дворецким сделал обедневшего севастопольского генерала. Один из владельцев фабрики Малютиных прокутил в Париже за один год свыше миллиона рублей и довёл фабрику до разорения.

Развитие капитализма, деловая горячка 60-70-х годов и особенно промышленный подъём 90-х годов сильно отразились не только на экономике Москвы, но и на её быте и даже на внешнем облике города. Дворянство окончательно сдаёт свои позиции купечеству и «Москва дворянская» первой половины XIX в. превращается к концу его полностью в «Москву торгово-промышленную». Старинные дворянские особняки скупаются купечеством, уничтожаются и застраиваются доходными домами. Старая московская торгово-промышленная буржуазия усиленно пополняется «снизу» массой выходцев мелкой и средней провинциальной буржуазии из крестьянства, мелких торговцев, скупщиков-кустарей, также превращающихся в Москве в промышленных предпринимателей, строителей фабрик и заводов.

Идеализировать купечество, конечно же, было бы неправильно. Первоначальный капитал ими создавался методами далеко не всегда безупречными и с нравственной точки зрения многие родоначальники купеческих династий были весьма непривлекательны. Однако русский купец, будучи способен грешить, умел и каяться. «Даже в среде крупной буржуазии, среди богатых промышленников и купцов, были настроения, показывающие, что они как бы стыдятся своего богатства, и уж конечно сочли бы кощунственным называть право собственности «священным» -- писал Н.О. Лосский. -- Среди них было много меценатов и жертвователей больших сумм на различные общественные учреждения» . А заботы о «душе» заставляли именитое купечество при жизни или после смерти передавать миллионные состояния на благотворительность, на постройку церквей, больниц, богаделен. Едва ли найдётся другой город с таким числом «благотворительных» учреждений купечества - Хлудовская, Бахрушинская, Морозовская, Солдатёнковская, Алексеевская больницы, Тарасовская, Медведниковская, Ермаковская богадельни, Ермаковский ночлежный дом, дешёвые квартиры Солодовникова и многие другие. Меценаты и жертвователи, как правило, появлялись не в первом, и даже не во втором, а в третьем поколении купеческого рода. С одной стороны, воспитанные в традициях подлинного благочестия, с другой -- получившие прекрасное образование, представители купеческих династий стремились быть полезными обществу. Купеческий синтез европейской образованности и русской церковности был не менее плодотворен для русской культуры, чем дворянский.

П.А.Бурышкин заметил, что и сами верхи купеческого общества были неоднородны. Здесь он тоже выделил своеобразную табель о рангах. Критерием, помимо занятия промышленностью, стала общественная деятельность. На первое место он поставил пять семейств, «которые из рода в род сохраняли значительное влияние, либо в промышленности, либо в торговле, постоянно участвовали в общественно-профессиональной, торговой и городской деятельности и своей жертвенностью или созданием культурно-просветительских учреждений обессмертили свое имя. Это были Морозовы, Бахрушины, Найденовы, Третьяковы и Щукины». Во вторую группу он отнес те семьи, которые также играли выдающуюся роль, но к моменту революции сошли с ролей первого плана, не имея ярких представителей или вышли из купеческого сословия. Это были Прохоровы, Алексеевы, Шелапутины, Куманины, Солдатенковы, Якунчиковы. Третья группа семьи, занимавшие некогда самые первые места, «но бывшие или на ущербе, либо ушедшие в другие области общественной и культурной жизни». Такими были Хлудовы, Мамонтовы, Боткины, Мазурины и Абрикосовы. Четвертая группа - фамилии, более известные своей общественной, а не коммерческой деятельностью. Это Крестовниковы, Гучковы, Вишняковы, Рукавишниковы, Коноваловы. И пятая группа - это семьи, из которых «каждая являлась по-своему примечательной»: Рябушинские, Красильщиковы, Ушковы, Швецовы, Второвы и Тарасовы.

Купеческие семьи -- семьи патриархального типа, с большим количеством детей. Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями. После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя, и самостоятельно вели свои дела, и даже заключали сделки с собственным мужем. Разводы были крайне редкими. Разрешение на развод выдавал Святейший Синод. Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность. С 15-16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги и т.д. Многие купеческие семьи имели «воспитанников» -- приёмных детей.

Многие основатели купеческих династий в XVIII веке - начале XIX века были неграмотными. Например, в Красноярске в 1816 году 20 % купцов были не грамотными. Уровень неграмотности среди женщин-купчих был выше, чем у мужчин. Торговля требовала простейших познаний в арифметике. Документы составляли грамотные родственники, или приказчики. Дети этих основателей династий получили домашнее образование -- к 1877 году из 25 потомственных почетных граждан Красноярска 68,0 % получили домашнее образование. Однако с 90-х годов культурный уровень значительно возрос. Стали исчезать устои патриархальщины и дикости. Образование, в особенности специальное, уже стало находить полное признание в среде средней и мелкой буржуазии, как верное средство хорошо поставить своё промышленное и торговое дело. Верхушка московского именитого купечества и крупной промышленной буржуазии вместо прежней малограмотности основателей многомиллионных предприятий, в третьем-четвертом поколении уже приобщалась к благам высокой европейской культуры и образованности, становилась покровительницей науки и искусств, учредительницей учебных заведений, музеев, картинных галерей и др.

Внуки купцов уже учились в университетах, иногда и заграничных. Так В.А.Баландина -- внучка сибирского золотопромышленника Аверкия Космича Матонина закончила образование в парижском институте Пастера. В XIX веке в городах начали появляться публичные библиотеки. Купцы жертвовали для этих библиотек деньги и книги. Во второй половине XIX века начинает формироваться общественная педагогика. Начинают создаваться Общества попечения образования, которые открывают и финансируют школы, гимназии и библиотеки. Купцы принимают активное участие в создании и финансировании подобных обществ.

Поскольку Москва была крупнейшим центром купечества, деятельность купеческих династий здесь была особенно заметна. «Широкая благотворительность, коллекционирование и поддержка всякого рода культурных начинаний были особенностью русской торгово-промышленной среды» -- писал летописец московского купечества П.А.Бурышкин. Чтобы показать широкий спектр деятельности купцов-благотворителей, приведем еще одну цитату из его книги «Москва купеческая»: «Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора А.В.Морозова, собрания икон С.П.Рябушинского... Частная Опера С.И.Мамонтова, Художественный театр К.С.Алексеева-Станиславского и С.Т.Морозова... М.К.Морозова -- и Московское философское общество, С.И.Щукин -- и Философский институт при Московском университете... Клинический городок и Девичье поле в Москве созданы, главным образом, семьей Морозовых... Солдатенков -- и его издательство, и «Щепкинская» библиотека, больница имени Солдатенкова, Солодовниковская больница, Бахрушинские, Хлудовские, Мазуринские, Горбовские странноприимные дома и приюты, Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых, Шелапутинская и Медведниковская гимназии, Александровское коммерческое училище; Практическая Академия Коммерческих наук, Коммерческий институт Московского общества коммерческого образования... были сооружены какой-то семьей, либо в память какой-то семьи... И всегда, во всем, стоит у них на первом месте общественное благо, забота о пользе всему народу» .

В XIX веке российское купечество свою благотворительную деятельность значительно расширило. Это делалось как для получения почётного гражданства, медалей, так и с религиозными, и иными -- не меркантильными целями. Средства вкладывались не только в образование, сиропитательные заведения, церковь, но и научные экспедиции.

Известный писатель И.С. Шмелев, также происходивший из купеческой среды, вспоминая подобные деяния своего сословия, писал: «И это -- «темное царство»? Нет, это -- свет из сердца» .

Так выглядело московское купечество в XVIII-XIX в. Мы видим, что практически однородное в начале прошлого столетия, экономически слабое и политически пассивное, к концу века оно значительно преобразилось. Его представители вышли на ведущие роли в общественной жизни, потеснив косное дворянство, прославили свое имя на почве благотворительности и меценатства. Однако, несмотря на внешние изменения, в основе деятельности московского купечества лежала все та же этика «русского хозяина» и религиозность, что и столетия до этого.