Логопедическая карта обследования дошкольника. Исследование понимания речи
Речевая карта
(для школьного логопункта)
1. Фамилия, имя, возраст.
3. Домашний адрес, телефон.
4. Дата зачисления в логопедический пункт.
5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
7. Заключение психиатра.
8. Состояние слуха.
9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);
в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
15. Проявление заикания:
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);
в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);
г) адаптация к условиям общения.
16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
17. Заключение учителя-логопеда.
18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопункта).
(для детей с ОНР занимающихся в условиях логопункта на два года обучения,
выделенный шрифт - второй год обучения)
1. Фамилия, имя. Возраст
2. Домашний адрес.
_________________________________________________________________________________
3. Дата зачисления.
4. Ф.И.О. родителей, место работы, должность.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
5. Анамнез. Речевое развитие ребенка (особенности речевого развития).
Гуление _________________________________________________________________________
Лепет __________________________________________________________________________
Первые слова ____________________________________________________________________
Фразовая речь ___________________________________________________________________
6. Слух.
8. Интеллект.
9. Общее звучание речи.
10. Обследование артикуляционного аппарата.
Прикус (норм.,откр.передний, откр. боковой, прогения, прогнатия).
Строение неба (норм., высокое, низкое, ___________________________________________)
Состояние подъязычной уздечки (норм., короткая, длинная,
приращен.,_____________________________________________________________________)
Губы(норм., толстые, узкие, малоподвижные, _______________________________________)
Подвижность языка (подвиж., малоподвиж., ________________________________________)
11. Состояние общей моторики.
Координированность движений - ___________________________________________________
Мелкая моторика - ______________________________________________________________
Предпочитает работать правой / левой рукой.
12. Звукопроизношение.
С____________Сь____________З____________Зь__________Ц__________
Ш____________Ж____________Щ____________Ч___________
Л_____________Ль____________Р____________Рь___________
К_____________Г_____________Х____________Йот____________
Т_____________Д_____________Н____________ ______________
______________ ______________ _____________ ______________
13. Фонематический слух.
14. Произношение слов сложного слогового состава
Повторить: Аптекарь приготовил лекарство.
Экскурсовод проводит экскурсию.
15. Анализ звукового состава слова.
а) выделение первого звука в слове.
б) выделение последнего звука в слове.
в) определение последовательности звуков в слове.
б) уровень обобщений:
свитер, платье, шорты, юбка, колготки
блюдце, сковорода, ложка, тарелка
помидор, репа, морковь, капуста
яблоко, персик, груша, лимон
корова, собака, волк, еж
воробей, утка, голубь, индюк
автобус, электричка, троллейбус, самолет
деревья, кустарники, цветы, трава
хлеб, колбаса, сыр, печенье
пчела, муха, муравей, жук
Словарь признаков:
а) подбор прилагательных к существительным:
лиса (какая?)-
платье (какое?)-
б) подбор антонимов:
Глагольный словарь:
а) что делают?
б) образование уменьшительно - ласкательной формы:
в) согласование прилагательных с существительными:
г) образование прилагательных от существительных:
д) образование притяжательных прилагательных:
е) согласование существительных с числительными:
(один стол, два стола, пять столов)
ж) употребление предлогов:
В | НА | ПОД | НАД | С |
ИЗ | ЧЕРЕЗ | ИЗ-ПОД | ИЗ-ЗА |
18. Связная речь. Пересказ. «Купание медвежат»
Охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск веток. Он испугался и влез на дерево. Из леса вышли на берег большая медведица и два веселых медвежонка.
Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Вода хорошо их освежила. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.
составление рассказа по серии сюжетных картин «Зайка и морковка».
19. Чтение:
Буквы - знает, не знает.
Читает - по буквам, по слогам, словами.
_________________________________________________________________________________
20. Логопедическое заключение:
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Уважаемые логопеды, Вы можете скопировать страницу в Microsoft Office Word и поправить поля страницы!
Речевая карта
(образец)
1. Фамилия, имя
2. Возраст
АНАМНЕЗ.
1. От какой беременности ребенок
2. Характер беременности(токсикоз, падения, хронические заболевания, инфекционные заболевания…)
3. Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные…)
4. Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция…)
5. Когда закричал
6. Асфиксия (белая, синяя)
7. Резус-фактор (совместимость)
8. Вес при рождении
9. Вскармливание:
а) когда принесли кормить
б) как взял грудь
в) как сосал
г) наблюдались ли срыгивания, поперхивания
10. На какой день выписался из роддома, если задержался, почему
РАННЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
1. Голову держит с /1,5 мес/
2. Сидит с / 6 мес/
3. Стоит с /10 мес/
4.Ходит с /11-12 мес/
5. Первые зубы/6-8 мес/
6. Перенесенные заболевания:
До года…
После года….
Инфекции…
Ушибы, травмы головы…
Судороги при высокой температуре….
7. речевой анамнез:
Гуление……../2 мес./
Лепет…../6 мес./
Первые слова…./к 12 мес./
Первые фразы…./к 1,5-2 года/
Прерывалось ли речевое развитие…..
Речевая среда………
Занимался ли с логопедом ребенок раньше……
Отношение к своей речи…..
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…
2. Состояние слухового внимания:
*покажи, какая игрушка звучала
*выполнение 2-3-х ступенчатых инструкций (откройрот и закрой глаза,…..)
3. Зрительное восприятие
* основные цвета (количество)
* оттеночные цвета
* подбор картинок к цветовому фону…
4. Ориентация в пространстве:
а) в собственном теле – правая, левая сторона
б) в пространстве – правая левая сторона
в) вверху, внизу, спереди, сзади
5. Ориентация во времени:
*Утро, день вечер, ночь
*Вчера, сегодня, завтра, послезавтра
*Сначала, потом, сейчас
6. Различение геометрических форм:
а) в активе
б) в пассиве
7. Счет: прямой
обратный
счетные операции
8. Логическое мышление
а) выделение 4-го лишнего :
кошка, собака, утка, мышка
кошка, волк, собака, корова.
б) классификация предметов : назови одним словом:
Свитер, платье, шорты, юбка, сарафан.
Сапоги, туфли, тапочки, валенки.
Блюдце, сковородка, ложка, тарелка.
Шкаф, стол, кресло, тумбочка.
Синица, ворона, утка, воробей.
Автобус, электричка, трамвай, самолет.
9. Общая моторика:
Ловкий, неуклюжий…
Прыжки на одной, двух ногах, поочередно, с поддержкой…
ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
1. Губы:
Тонкие, толстые, короткие, расщелина.
Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).
2. Зубы:
Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы.
3. Твердое нёбо:
Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.
4. Мягкое нёбо:
Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.
Прикус:
Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, косой.
6. Язык:
а) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.
б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…
в) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…
г) удержание позы, симметричность.
д) наличие синкинезий.
е) тремор.
ж) саливация.
7. Состояние мимической мускулатуры:
* изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)
* равномерно поднять брови
* нахмурить брови
* сглаженность носогубных складок.
8. Общее звучание речи:
* выразительность (невыразительная, маловыразительная..)
* дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)
* темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)
*дикция (нечеткая, смазанная…)
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
1. Разговорно-описательная беседа:
Как твоя фамилия?
Сколько тебе лет?
Где ты живёшь?
Как зовут твою маму?
Как зовут твоего папу?
Есть ли брат, сестра?
Кто старше, младше?
Кем работает мама, папа?
Есть ли у тебя друзья?
2. Составление рассказа по картинке: ….
3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок…
4. Пересказ…
5. Рассказ по представлению…
СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРПЗОВАНИЯ,
1. Состояние словаря:
а) название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…
б) объяснение значений слов :
холодильник…
пылесос…
самолет…
в)название частей предметов :
Чайник
Донышко
Носик
Крышка
Ручка.
Часы
Циферблат
Цифры
Стрелки
Ремешок
Стул
Сидение
Спинка
Ножки.
г) Глагольный словарь:
Что делает:
Повар
Учитель
Врач
Почтальон?
Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,
Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.
д) словарь признаков:
--подбор прилагательных к имени существительному :
Лимон (какой?)
Платье (какое?)
Лиса (какая?)
-- подбор антонимов :
широкий - …
прямой - …
сухой - …
высокий - …
длинный - …
больной - …
веселый - …
светлый - …
холодный - …
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
А). Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Стол –
Дом –
Ковер –
Топор –
Гриб –
Книга –
Рука –
Тетрадь –
Кошка –
Ведро –
Гнездо –
Окно –
Облако –
Воробей –
Хлеб –
Перо –
Б) Образование глаголов префиксальным способом:
Шел (пришел, ушел, подошел, дошел…)
Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит…)
Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает…)
В) Образование прилагательных от существительных (относительных):
Скамейка из дерева (какая?)
Сумка из кожи
Ручка из пластмассы
Стакан из стекла
Сок из вишни, яблок, груши, сливы, помидоров
Гвоздь из железа
Г) Образование притяжательных прилагательных:
У зайца хвост заячий, а у волка?
Голова чья?
Дом чей?
Сумка чья?
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.
1. Обследование понимания грамматических конструкций:
а) выполнение инструкций , типа: покажи тетрадку ручкой; покажи тетрадкой ручку.
б) понимание числа :
покажи, где карандаш, а где карандаши;
дети рисуют карандашом или карандашами?
покажи, где машина, а где машины?
в) понимание рода :
Где Саша упал? Где Саша упала?
Где Женя заплакал? Где Женя заплакала?
г) понимание падежа :
покажи, где мама одевает девочку? Где девочка одевает маму?
д) понимание предлогов :
на, в, с, из-под, из, за, из-за, под, к.
2. Наличие аграмматизмов:
Словоизменение:
А) изменение имен существительных по падежам:
У меня есть карандаш.
У меня нет…
Я рисую …
У меня есть бабушка.
Дома нет …
Подарю цветок …
Пойду гулять с …
Вспоминаю о …
Б) предложно-падежные формы:
(по картинке – мячик на шкафу, под шкафом, за шкафом,перед…, достану мячик из-под…, из-за…,)
В) преобразование существительных из ед. числа во множ.:
Стол – столы
Окно - …
Глаз - …
Дерево - …
Пень -…
Стул - …
Рот - …
Рукав - …
Воробей - …
Ухо - …
Г) согласование числительных 2 и 5 с существительными:
Одна корова – две … - пять …
Один дом – два … - пять …
Одно кресло – два … - пять …
Д) образование форм существительных Род. и Тв. и Предл. падежа мн. числа:
Столы – столов – столами – о столах,
Окна - …
Стулья - …
Ведра - …
Рыбки - …
Куклы - …
Уши - …
Е) согласование имен прилагательных с именами существительными:
Синий шар – синего шара – синим шаром – о синем шаре.
Синяя машина - …
Синее платье - …
Красный флажок - …
Красное солнышко - …
Красная звезда - …
Ж) согласование имен прилагательных с именами существительными в числе:
Синий шар – синие шары,(см. выше).
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
1. Гласные:
2. Звонкие и глухие согласные:
Б-П
В-Ф
Д-Т
К-Г
3. мягкие и твердые согласные:
Н-Нь
М-Мь
Т-Ть
К-Кь
Г-Гь
Х-Хь.
4. Свистящие:
ССь
ЗЗь
Ц
5. Шипящие:
ШЖ
ЩЧ
6. Сонорные:
ЛЛь
РРь
Й
7. Дифференциация звуков в спонтанной речи:
С-Ш, С-З, С-Сь, С-Ц.
Ш-С, Ш-Ж, Ш-Щ.
Ч-Ц, Ч-Щ, Ч-Ть.
Л-Р, Ль-Рь, Л-Й, Ль-Й...
ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.
1. Повторение 3-х и 4-х гласных звуков:
Аоэ, уио, иэу.
Аэоу, уиоэ, уаэу.
2. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
Па-ба, го-ко, ха-ка, тэ-дэ.
Та-та-да, па-ба-па, га-га-ка, тя-ча-тя.
Кот-кот-год, том-дом-том.
3. Выделение на слух первого ударного гласного звука в слове:
Алик, эхо, окна, утка, Ира, астра, Оля, Анна, уши.
4. Выделение на слух последнего звука в слове:
Пух, кот, сом, суп, окно, кошка, шары.
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:
1. Воспроизведение слоговой структуры слова:
Называние по картинке – сковорода, аквариум, скатерть милиционер, велосипед, лекарство, мотоцикл, литература, экскаватор.
2. Отраженное проговаривание:
Строительство, серпантин, репетиция, часовщик.
3. Воспроизведение предложений (2-3 раза подряд)
Дети из снега слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Часовщик чинит часики.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Милиционер едет на мотоцикле.
Регулировщик регулирует движение.
Логопедическое заключение:______________________________________
I. 1. Фамилия, имя ребенка Катя Петрова
2. Возраст 5 лет 7 месяцев
3. Домашний адрес у. Восход, д. 83, к. 2, кв. 54
4. Анамнез: Ребенок от третьей беременности (роды - вторые). Мать стоит на учете у уролога. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни - коревая краснуха (в 3 месяца), отит (в 10 мес), ОРЗ (в 1г 7м), ОРВИ (в 10 мес).
Ходить начала с 1 года 1 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнесла в 10 месяцев, фразы в 1 год 7 мес.
5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Подвижна, координация удовлетворительна, но некоторыми основными движениями по программе возрастной группы владеет недостаточно, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в штриховке, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.
6. Слух - без патологии.
7. Зрение - без патологии.
8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности в пределах возрастной нормы.
Память: зрительная - из 6 картинок запоминает 4.
Слуховая - из 6 слов запоминает 4.
Ассоциативная - из 6 картинок - 5.
Словесно-логическая память - прослушанный текст запоминает и пересказывает достаточно полно и точно.
Внимание, работоспособность. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива, быстро устает.
Мышление:
Конструктивная деятельность - + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)
Прямой и обратный счет - + (в пределах10)
Счетные операции и простейшие задачи - + (в пределах10)
Классификация, обобщение - + (иногда с объяснениями)
Причинно-следственные связи - + (серию сюжетных картинок раскладывает в логической последовательности).
Строение - нормальное (незначительная прогнатия).
Артикуляционная моторика - движения губ нормальные; наблюдается вялость языка, отсутствует «желобок».
Воспроизводит:
13. Звуковой анализ:
у тка, о вощ, а ист)-+
п , кот , ток )-+
д ом, р от, п от)-+
14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры - нарушено незначительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)
Клубника -+ коман дировка - «комадировка»
Сковорода -+ стихот ворение - «стиховорение»
Лекарство -+ вело си педист - «велесепедист»
Понимает антонимы и синонимы.
Знает и называет детенышей животных, распространенные профессии.
Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) - владеет.
16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных - «пять яблоков». Понимает значение простых предлогов и правильно употребляет их в речи. Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных - деревянный (дом), существительные от глаголов - клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением - рука (ручка).
17. Связная речь. Логична, последовательна, но не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено
II. 1. Фамилия, имя ребенка Дмитрий Шелохов
2. Возраст 5 лет 9 месяцев
3. Домашний адрес у. Пирогова, д. 19, кв. 70_
4. Анамнез: Ребенок от первой беременности. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни - ОРВИ (в 9 мес.).
Ходить начал с 1 года 3 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнес в 11 месяцев, фразы в 3 год 1 мес.
5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Координация удовлетворительна, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в обведении мелких предметов, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.
6. Слух - без патологии.
7. Зрение - без патологии.
8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности не достаточен.
Память: зрительная - из 6 картинок запоминает 3
Слуховая - из 6 слов запоминает 4
Ассоциативная - из 6 картинок -4
Словесно-логическая память - прослушанный текст запоминает и пересказывает неуверенно, путая события и последовательность.
Внимание, работоспособность. Концентрация внимания не сформирована, объем недостаточен (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчив, быстро устает.
Мышление:
Конструктивная деятельность + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)
Прямой и обратный счет - (в пределах10)
Счетные операции и простейшие задачи - (в пределах10)
Классификация, обобщение +
Причинно-следственные связи - (серию сюжетных картинок раскладывает не в логической последовательности).
10. Состояние артикуляционного аппарата.
Строение - нормальное.
Артикуляционная моторика - движения губ нормальные, отсутствует «грибок», «ложечка».
11. Особенности звукопроизношения.
Свистящие С, С", З", Ц - межзубные
Шипящие Ш Ж, Ч, Щ - межзубные.
12. Фонематический слух - в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п - т - к - х)
Слогового ряда (па - та - ка - ха)
Ряда слов (порт- торт - корт - хор)
Различает на слух сходные звуки в:
Парах звуков (п - б), (с - з), (ш - ж)
Парах слогов (па - ба), (са - за), (ша - жа)
Парах слов (почка - точка), (сок - цок), (шар - жар).
Воспроизводит:
Звуковой ряд (б - п - б); слоговой ряд (ба - ба - па)
Ряда слов (почка - точка - бочка), (сом - ком - дом).
13. Звуковой анализ:
Выделение первого ударного гласного (у тка, о вощ, а ист)-
Выделение последнего глухого согласного (суп , кот , ток )+
Выделение первого согласного (д ом, р от, п от)-
14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры - нарушено значительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)
Клубника -+ команд ировка - «комарировка»
Сковорода -+ стихот ворение - «стиховорение»
Лекарство -+ вело си пе дист - «велесоподист»
15. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов: чашка - кружка, ключ - замок, шапка - шляпа, кофта - свитер;
Многозначительностью слов, абстрактными понятиями - не владеет.
Понимает антонимы и синонимы.
Знает и называет детенышей животных, меньше называет профессии.
Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) - владеет слабо.
16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных - «пять яблоков». Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных - деревянный (дом), существительные от глаголов - клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением образовать не может - рука (ручка).
17. Связная речь. Непоследовательна, не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено
18. Заключение о состоянии речевого развития: ОНР III уровня.
Речевая карта обследования
неговорящего ребенка
1.Фамилия, имя ребёнка_____________________________
2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________
3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _
4. Домашний адрес ________________________________________________________________________
5. Откуда поступил ________________________________________________________________________
6. Дата поступления в логопедическую группу _______________
7. Заключение ПМПК от ______________
8. Психоневрологический статус _______________________________________________________________
9. Состояние слуха _________________________________________________________________________
10. Состояние зрения _______________________________________________________________________
11. Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________________
Логопед ___________________________________
I . Изучение невербальных компонентов коммуникации
Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________
Проявление двигательного и речевого негативизма _____________________________________________
Проявление способности к подражанию:
- «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _________________________________________________________
- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___________________________
Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________
________________________________________________________________________________________________
II . Изучение слухового восприятия
Опреде ление количества неречевых звуков ___________________________________________________
Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________
Определение направления неречевого звука __________________________________________________
Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________
III . Изучение моторного развития
1. Состояние общей моторики:
(походка - уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)
координация ____________________________________________________________________________
2. Состояние тонкой моторики:
(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)
точность движений _______________________________________________________________________
переключение ___________________________________________________________________________
темп ___________________________________________________________________________________
3. Состояние мимической мускулатуры:
Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубнаяскладка) ___________
_______________________________________________________________________________________
Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»),
нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу
не удерживает; выполняет движения самостоятельно)
IV . Обследование артикуляционного аппарата
1. Строение артикуляционного аппарата:
губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________
зубы ____________________________________________________________________________________
прикус _________________________________________________________________________________
язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________
2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:
губы ______________________________________________________________________________
нижняя челюсть __________________________________________________________________________
язык ____________________________________________________________________________________
мягкое нёбо _____________________________________________________________________________
V . Изучение импрессивной речи:
1. Состояние номинативного словаря
Соотнесение собственного имени с личностью
(знает своё имя, отзывается на него)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их названием
Покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол
________________________________________________________________________________________
Покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)
________________________________________________________________________________________
Покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)
________________________________________________________________________________________
Покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)
Покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.
________________________________________________________________________________________
Понимание слов обобщающего характера
Покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)
________________________________________________________________________________________
2. Состояние предикативного словаря
(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия )
Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)
________________________________________________________________________________________
(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)
Покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)
_______________________________________________________________________________________________
3. Состояние атрибутивного словаря
Понимание названий признаков предметов
Покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________
Покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________
Покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Состояние грамматического строя речи:
Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного
Где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)
________________________________________________________________________________________
Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения
Положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)
________________________________________________________________________________________
Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
Покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________
Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)
Возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку
________________________________________________________________________________________
Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок
________________________________________________________________________________________
VI . Изучение экспрессивной речи
1. Общее звучание речи
Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________
Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________
2. Состояние речевой деятельности
Звуковые безусловно-рефлекторные реакции ( кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,
радостные возгласы, смех, плач, крик) _______________________________________________
______________________________
Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков
(звукопроизношение)
(дифференциация звуков)
VII . Исследование неречевых психических функций
1. Мышление:
Владение доской Сегена __________________________________________________________________
Складывание пирамидки _________________________________________________________________
Классификация _________________________________________________________________________
Выделение 4-лишнего ____________________________________________________________________
2. Счёт:
Прямой механический счёт: ______________________________________________________________
Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок»)_________
_______________________________________________________________________________________ _
Называние цифр ____________________________________________________________
3. Оптико-пространственный гнозис :
Различение понятий верх/низ, справа/слева , впереди/сзади ___________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Оптико-пространственный праксис:
Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей _______________________________________
________________________________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек) ______________________________________
________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение: _______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________