Материал самообразования развитие познавательной деятельности дошкольников. План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности

Тема самообразования воспитателя

Касияди Татьяны Григорьевны

на 2016-2017 учебный год:

«Экспериментирование, как средство

развития познавательной

активности младших дошкольников».

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее). В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.

План работы 2016 - 2017 г.

Сроки работы

Формы работы

Практический выход

В течении года

Изучение методической литературы, интернет-ресурсов.

Составление картотеки книг, статей из журналов

Разработка плана по теме самообразования.

План самообразования

Сентябрь-октябрь

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования.

Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.

Ноябрь-декабрь

Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Минилаборатория -оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Декабрь-май

Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

Семейный проект «Опыты на кухне»

НОД с использованием разработанных конспектов.

Оформление презентации проекта

Евгения Яровенко
Доклад по самообразованию «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник . Китайская пословица гласит : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания , тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает , нюхает, экспериментирует , исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности , и повышается познавательная активность .

Работая над этой темой, я поставила перед собой цель : создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности .

Для достижения поставленной цели определила ряд задач :

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Создавать условия для исследовательской активности детей .

3. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость , изобретательность, творческую активность ; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования , развивать познавательные способности .

4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме, а именно Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста »; Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ ; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир» ; научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с» автор Потапова Т. В. ; журнал «Ребенок в д/с» статьи : «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко. Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах : сайт, nsportal.ru.

На РМО ознакомилась с опытом работы д/с №10 «Белочка» на тему : «Детское экспериментирование и моделирование – как основы поисково-исследовательской деятельности».

Я старалась так организовать детскую деятельность , в том числе самостоятельную , чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал , и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам : ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.

Поэтому я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников . В уголке природы оборудована «мини-лаборатория» . Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом :

-приборы-помощники : лупа, песочные часы, магниты;

-природный материал : камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;

-медицинские материалы : пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

-прочие материалы : зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

-утилизированный материал : кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.

Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности : в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность . Это способствует поддержанию познавательного интереса детей . Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме , ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.

Опытно – экспериментальная деятельность детей соответствует возрасту и возможностям детей. Я знакомлю их со свойствами снега : снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Например, мы с детьми проводили опыт со снегом. Занесли снег в группу, через несколько минут снег начал таять. Сделали вывод : состояние снега зависит от температуры воздуха. Затем, провели следующий опыт, обыграли его в форме сказки «Приключение любопытного котенка» , где котенок вышел на прогулку и по пути попадал в различные ситуации. Мы налили в литровую банку кипяток и закрыли ее крышкой с отверстиями, сверху положили кусочек снега. Под воздействием пара снег начал стремительно таять. Так любопытный котенок попал под дождь. Делаем вывод : чем выше температура, тем быстрее тает снег. Исследовали вкус и цвет воды, познакомились со свойством воды «прозрачность» . Изучая свойства песка, дети сделали вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить. На вопрос : «Чем можно рисовать?» - дети отвечают, что можно рисовать красками, мелом, карандашами, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Важно отметить, что природа дает нам разные натуральные краски. Я предложила ребенку листы плотной бумаги, кусочки свеклы, зелень, несколько ягод. У ребенка появилась возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски. Из пластилина можно лепить не только фигурки, но и слепки. К примеру, кусочек пластилина, прижатый к коре дерева, передаст все изгибы и трещинки на его поверхности. Я предложила детям проделать это с разными породами деревьев. Такие игры-занятия знакомят детей с разнообразием фактур материалов.

Так, в процессе экспериментирования я обучала воспитанников своей группы :

Видеть и выделять проблему;

Принимать и ставить цель;

решать проблемы : анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности , осуществлять эксперимент ;

Высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников , но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества. Использую различные методы взаимодействия с семьей : наглядные, словесные, практические . С этой целью я разработала консультации для родителей об исследовательской деятельности по следующим темам : «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование »; «Организация детского экспериментирования дома » ; выпустила папки-передвижки по данному вопросу.

Было запланировано открытое занятие на тему : «Путешествие с капелькой» . Цель занятия : познакомить детей со свойствами воды. Вода – это жидкость, она имеет вес, безвкусна, прозрачная.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их .

В результате работы за год я :

Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

Создала картотеку опытов и экспериментов .

Создала картотеку дидактических игр по экспериментальной деятельности .

Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.

Разработала конспекты НОД по экспериментированию .

Провела консультации для родителей по данной теме.

Оформила папки-передвижки в родительский уголок.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность , достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность , утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы смогли развить у детей изобретательность, творческую активность ,

познавательный интерес ; открыли перед детьми удивительный мир экспериментирования .

Дата публикации: 03.05.17

Отчет по теме самообразования « Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте».

Всем добрый день, уважаемые коллеги!

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник .

Китайская пословица гласит :

Так и ребенок усваивает все проч «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . но и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания , тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Актуальность моей темы:
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними, позволяют узнать их свойства, качества, возможности, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дети учатся наблюдать, сравнивать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Работая над этой темой, я поставила перед собой цель : создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Создавать условия для исследовательской активности детей .

3. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость , изобретательность, творческую активность ; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования , развивать познавательные способности .

4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

) Этапы работы:

ØИзучить теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

ØСоздать картотеку опытов и экспериментов .

ØРазработать перспективный план по второй младшей группе на год

ØСоздать условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.

ØОформить и провести консультации для родителей по данной теме.

ØОформить папки-передвижки в родительский уголок.

ØСоздать и оформить живой уголок в группе

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме, а именно Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ ; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир» ; научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с» автор Потапова Т. В. ; журнал «Ребенок в д/с» статьи : «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко. Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах : maam.ru, nsportal.ru.

Я старалась так организовать детскую деятельность , в том числе самостоятельную , чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал , и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам : ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.

Поэтому я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности для нашей « младшей группы №3 . «Центр детского экспериментирования» и открыли в этом центре «Мини-лабораторию» .

«Среда, окружающая ребенком в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду.»
Костина Элеонора Павловна

«Мини-лаборатория» оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:

-приборы-помощники : лупа, песочные часы, магниты;

-природный материал : камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др.;

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;

- медицинские материалы : пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др.;

-прочие материалы : зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

-утилизированный материал : кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.

В уголке экспериментирования в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Поощряя детскую любознательность, направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности : в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность . Это способствует поддержанию познавательного интереса детей .

Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме , ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы. Я знакомила детей со свойствами снега, песка, воды, воздуха, тканей, камней, земли :

Так, в процессе экспериментирования я обучала воспитанников своей группы :

  • видеть и выделять проблему;
  • принимать и ставить цель;
  • решать проблемы : анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности , осуществлять эксперимент ;
  • высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только воспитанников нашей группы , но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.

Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества . Использую различные методы взаимодействия с семьей :

  • наглядные,
  • словесные,
  • практические .

С этой целью я разработала консультации для родителей об исследовательской деятельности по следующим темам :

Консультации «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»; «Эксперименты на кухне»; «Познаем природу»; «Организация детского экспериментирования дома» ; «Игры с водой и песком. Это интересно!»; «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»;
Выпустила папки-передвижки по данному вопросу. Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. Привлечение родителей к дальнейшему пополнению атрибутами, коллекциями нашей «Мини-лаборатории».

Совместно с родителями в нашей группе создали «Наш огород»

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желаниевникнуть в сущность предметов, явлений рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

Наши родители участвовали в конкурсах поделок из природного материала, пополняя наш природный уголок.

В результате работы за год я:

  • Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
  • Создала картотеку опытов и экспериментов .
  • Разработала перспективный план по второй младшей группе на год
  • Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.
  • Провела консультации для родителей по данной теме.
  • Оформила папки-передвижки в родительский уголок.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Познавательно - исследовательская деятельность позволяет обогатить кругозор ребенка - дошкольника, стимулирует его мыслительную активность, детскую любознательность, удовлетворяет естественную потребность к самостоятельной деятельности!

Такой метод обучения как экспериментальная деятельность , достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Я считаю, что моя деятельность по теме самообразования прошла успешно, достигнуты определенные результаты в области «Познание».

В перспективе планирую продолжить в следующем году в непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности и различных режимных моментах.

Спасибо за внимание!

Наталья Савенкова
План самообразования «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы»

на 2015-2016 учебные годы

Тема : « как условие успешной социализации»

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников , протекающая в форме экспериментальных действий . В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности .

Для достижения поставленной цели определила ряд задач :

Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей) ;

Расширение перспектив развития экспериментально- исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Поддержания у детей инициативы , сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности .

Форма работы с детьми : групповая .

Методы и приемы работы с детьми : практические, проблемно-поисковые. Работа педагога :

Изучение научно-педагогической литературы;

Разработка перспективных планов , конспектов образовательной деятельности по теме ;

Создание современной предметно-развивающей среды в группе ;

Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;

Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

Активное участие в работе методического объединения района;

Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;

Обучение на курсах повышения квалификации;

Обобщение опыта работы по самообразованию . Предполагаемый результат работы над темой самообразования .

У меня, как у педагога-воспитателя сформируются : основы педагогического мастерства :

Умение анализировать научно-методическую литературу;

Умение применять полученные знания на практике;

Активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Дети научатся : самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

Предлагать возможные варианты решения;

исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности

Этапы создания системы работы :

1. Подготовительный этап.

Создание условий для детского экспериментирования

(исследовательские центры , центры игровой деятельности и пр .).

Изучение научно-методической литературы,

передового педагогического опыта по проблеме.

2. Аналитико-диагностический.

Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)

3. Основной этап.

Разработка перспективного планирования экспериментальной

деятельности с детьми . Условия реализации.

4. Рефлексивный этап.

Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Работа с родителями

Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.

Консультации для родителей на темы :

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях »

«Научите ребенка любить живую природу» .

Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования .

Тематические фотовыставки :

-«Моя семья в лесу»

-«Моя семья на даче»

Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему : «Лаборатория чудес и превращений» .

На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.

Анкета для родителей :

Цель : выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности детей .

Работа с педагогами

Для педагогов были предложены консультации :

«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»;

«Требования к проведению наблюдений» .

Открытый показ НОД «Удивительное рядом» .

Анкета для педагогов :

Цель : изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

План реализации программы по самообразованию

Для реализации опытно - экспериментальной деятельности детей в нашей группе организована мини-лаборатория «Почемучки» . В ней имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования : специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, бросовый и природный материал (камешки, песок, семена, утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д., инструменты для опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т. д., оформляется уголок «Огород на подоконнике» , изготовлены дидактические материалы.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования :

1. безопасность для жизни и здоровья детей ;

2. достаточность;

3. доступность расположения.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям :

1. Живая природа

2. Неживая природа

3. Человек.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин , способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности :

Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим

Активности, стимулируемой взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка , так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника : развития личности и психического развития .

Формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Заключение

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал . Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том , что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания . В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников , оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :

повышение уровня развития любознательности ; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности , осуществлять эксперимент , делать определенные умозаключения и выводы);

повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности , умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой природе ;

повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома .

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома ; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности .

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем , первооткрывателем.

Список литературы :

1. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность » изд. «Детство-пресс» , 2007г.

2. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников ». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

4. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей » изд. - 2009г.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

7. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель» , 2011г.

8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М : Мозаика – синтез. 2006г.

9. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л. Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.

10. «Опытно-экспериментальная деятельность » В. В. Москаленко.

Елизавета Ананьева

МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок»

Отчёт по самообразованию на тему

«Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»

Воспитатель подготовительной группы №2 «Солнышко» Ананьевой Е. И.

Описание материала:

2016-17 год был завещающим этапом по опытно-экспериментальной деятельности с детьми моей группы. Над этой тема я работала три года. Для того чтобы детей полностью подготовить к школе по теме «Опытно-экспериментальная деятельность», в течение года я пополняла свои знания, придерживаясь своего плана по самообразованию.

Актуальность:

Изучив теоретический материал по данной теме, я сделали вывод о том, что необходимо изучить методику экспериментирования более углубленно, так как в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения. А таким методом и является экспериментирование.

Цель:

1. Продолжать повышать свой профессиональный уровень.

2. Продолжать учить узнавать с детьми удивительный мир экспериментирования.

3. Глубже изучать методическую литературу по данной теме.

4. Пополнять опытно-экспериментальный уголок.

Задачи:

1. Как можно больше включать опытно-экспериментальной деятельность в активную жизнь детей подготовительной группы.

2. Закрепление пройденного материала в индивидуальной деятельности.

3. Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.

Дети дошкольного возраста любят экспериментировать и исследовать. Наблюдая в природе, работая на занятиях, занимаясь самостоятельной деятельностью, постоянно требуется помощь взрослого. В детском саду помощником является воспитатель. А чтобы направить дошкольника в нужное русло, педагог должен постоянно заниматься самообразованием. Несмотря на большой стаж работы, порой не знаешь, как ответить на вопрос ребёнка.

Тогда помощником становится интернет. С помощью коллег по профессии находишь нужный ответ. Я стараюсь как можно больше дать ребёнку самостоятельность, конечно в пределах программы дошкольного образования. Проводя с детьми опыты, автоматически выводишь иногда выводы, о которых раньше не знал. Здесь происходит самообразование самопроизвольно.

Моя тема самообразования «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников».

В сентябре составила плана работы по самообразованию и подобрала литературу для использования в работе над темой.

Провела диагностику в начале года.

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме:

Н. Е. Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность»;

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;

О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой» в подготовительной группе; Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»;

Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ.

Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: сайт, nsportal.ru.

Для того чтобы дети получили больше знаний по теме, поместила в уголке для родителей консультацию «Применение игровых методов и приемов по организации детского экспериментирования в домашних условиях».

Использую новые сюрпризные моменты. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

В течение года самообразовываться помогали методические объединения на муниципальном уровне, открытые занятия, проводившиеся в нашем детском саду, на которых я для себя почерпала много нового и интересного. Особенно ценными в плане изучения моей темы послужил мастер-класс «Травянчик», который показала Юфкина З. И.

В феврале этого года мною была проведено открытое занятие «Экскурсия в сказочный лес», которое может быть поможет самообразовываться другим.

В течение года провела с детьми следующие проекты: Осень, мы тебе рады!», Бережём своё здоровье», «Берегите ели!», Кушаем витамины, со здоровьем все в порядке», «Мусор уберите! Больше не сорите!

В каждом проекте старалась включать опытно-экспериментальную деятельность.

Большую помощь в работе по самообразованию оказывала старший воспитатель Михайлова Наталья Николаевна. Она помогала при подготовке к открытому мероприятию, предлагала необходимую литературу.

Проанализировав результаты своего самообразования, я пришла к выводу, что год работы над темой «Опытно-экспериментальную деятельность», не прошла даром. Дети стали более изобретательными, почти все проявляют творческую активность, познавательный интерес. Глубже открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.

Заключительная диагностика, знаний по опытно-экспериментальной деятельности показала следующие результаты уровней: низкий –0%, средний – 4%, высокий- -96%.

Приложение

Перспективный план

«Познавательно-исследовательская деятельность»

п/п Тема Месяц

Материал

Сентябрь

«Игра в школу» Усвоение значений символов льда, воды, пара. Дудочки, картинки

2 «Воздух вокруг нас» Закрепление представлений детей о воздухе и его свойствах. Формирование

представлений о значении воздуха для практических целей человека.

Стакан, камушки. Картинки: корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы.

1 «Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной» Закрепление представлений детей об испарении и конденсации; формирование представлений о воздухе; развитие способностей к преобразованию. Пульверизатор с флаконом, на дне которого немного воды, резиновая груша.

2 «Иванушка и Формирование представлений детей об испарении воды, паре. Маленькая бутылочка, пробка, маленький ключ,

молодильные яблоки» Развитие способностей к преобразованию.

1 «Плавание тел» Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Формирование способностей детей к преобразованию. Глубокая тарелка с водой, пластилин, камушек, скрепки, кнопки, бумага, картинка с изображением парохода.

2 «Свойства веществ» Формирование представлений детей о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию.

Деревянная палочка, кусок мела, пластилин, пустой стакан и с водой, кусок льда, вода в целлофановом пакете, молоток, изображение бассейна, кубик.

5 «Воздух на Новый год должен быть чистым». Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию.

Надувные резиновые игрушки, тазик с водой. Картинки: водолаз под водой, спокойное море, море во время шторма.

1 «Новогоднее царство льда, царство пара». Формировать представление о превращении воды. Символы, колокольчик.

2 «Фокусы на Новый год»

Кусочек льда, картинки.

1 «Незнайка и мороженое» Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию.

Два кусочка мороженого, два блюдечка; картинки: мальчик в майке и в трусиках; мальчик с зонтиком, в плаще, идет дождь; осенний лес; мальчик в зимней одежде.

2 «Фокусы на Новый год»

Развитие у представлений о единстве агрегатных состоянии воды - лед, вода, пар. Развитие способностей к преобразованию.

Кусочек льда, картинки.

1 «Познакомим

пап со свойствами

льда, воды, пара» Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений об изменении воды.

Символы снежинок; картонный кружок с изображением желтого солнца на красном фоне, от солнца идут лучи.

1 «Термометр» Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию Термометр, чайные ложка, два стакана воды: горячей (40–50°) и холодной (из холодильника)

2 «Водолаз из Мордовии» Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей Бутылка, кусок резины от воздушного шарика, нитки, колпачок или пробирка.

1 «Пришло письмо к Дракону ранней весной»

Формирование представлений о теплопередаче. Развитие способностей к преобразованию.

Свечка, письмо, картинки, соответствующие сюжету сказки.

2 «Нагревание проволоки» Формирование представлений детей о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Развитие способностей к преобразованию.

Алюминиевая проволока, деревянный или пластмассовый кубик, кусок картона, спички, коробок, свечка.

4 «Строение веществ» Расширить детей представление о строение знакомых веществ. Развитие способностей к преобразованию. Речной песок в блюдце,

Сахар-рафинад, 2 стакана с тёплой водой, чайная ложка.