Маточкин шар пролив интересные истории. Маточкин шар

пролив между Сев. и Юж. о-вами Новой Земли. Назван по впадающей в прол. р. Маточка (шар по-поморски – "пролив"). Соединяет Баренцево и Карское моря. Длина ок. 98 км, наим. ширина 0,6 км, наим. глубина 12 м. Берега высокие, местами обрывистые. Б.ч. года покрыт льдом.


Смотреть значение Маточкин Шар в других словарях

Шар — м. беломорск. зырянск, морской пролив, проран; на Новой земле: Костин шар, Маточкин, Матюшев шар; на Сиб. берегу: Майгол-шар и пр.; иногда шар также залив, который только........
Толковый словарь Даля

Шар — шара, мн. нет, м. (геогр.). Название проливов на Севере. Маточкин шар.
Толковый словарь Ушакова

Воздушный Шар — -1) вид займа, по
условиям которого последний
платеж в его погашении значительно больше предыдущих (см. т.ж.
ЗАЕМ"
"); 2)
характеристика последовательного........
Экономический словарь

Воздушный Шар, Увеличенный Платеж — Последний платеж по задолженности, который значительно больше всех предшествующих платежей. Займы или ипотечные займы предусматривают увеличенные платежи в том случае,........
Экономический словарь

Заем Воздушный Шар — - вид займа, по
условиям которого последний
платеж в его
погашение значительно больше предыдущих,
возмещение всей суммы займа предусматривается по истечении........
Экономический словарь

Платеж Воздушный Шар — 1) большой одноразовый
платеж, необходимый для выплаты
основной суммы
кредита или аренды в конце оговоренного
периода; 2) последний
платеж в погашении........
Экономический словарь

Шар Воздушный — 1) вид займа, по
условиям которого последний
платеж в его погашении значительно больше предыдущих; 2)
характеристика последовательного
выпуска облигаций,........
Экономический словарь

Balloon ("воздушный Шар") — Крупная сумма, выплачиваемая время от времени для погашения долга. К займам “воздушный шар” (balloon loans) относятся те, погашение которых происходит не в форме регулярных........
Экономический словарь

Balloon Mortgage (закладная "воздушный Шар") — Закладная (Mortgage). по которой основная сумма долга и часть процентов не погашаются до окончания срока ее действия; такую закладную называют также “неамортизационной”........
Экономический словарь

Воздушный Шар — -1) вид займа, по условиям которого последний платеж в его погашении значительно больше предыдущих (см. т.ж. ЗАЕМ ""); 2) характеристика последовательного выпуска облигаций,........
Юридический словарь

Заем Воздушный Шар — - вид займа, по условиям которого последний платеж в его погашение значительно больше предыдущих, возмещение всей суммы займа предусматривается по истечении срока его погашения.
Юридический словарь

Шар — -а, (с числительными: два, три, четыре - шара́); мн. шары́; м.
1. Геометрическое тело, образованное вращением круга вокруг своего диаметра. Радиус шара. Поверхность шара.
2.........
Толковый словарь Кузнецова

Платеж Воздушный Шар — - 1) большой одноразовый платеж, необходимый для выплаты основной суммы кредита или аренды в конце оговоренного периода; 2) последний платеж в погашении кредита, который........
Юридический словарь

Бледный Шар — (globus pallidus, PNA, BNA; pars pallida nuclei lentiformis, JNA; син.: палеостриатум, паллидум) два медиальных участка чечевицеобразного ядра полушария большого мозга, разделенных между собой........
Большой медицинский словарь

Волосяной Шар — см. Трихобезоар.
Большой медицинский словарь

Воздушный Шар — , неуправляемый летательный аппарат, который легче воздуха. Воздушные шары используются для развлечения, а также для научных и военных целей. Шары наполняют либо горячим........
Научно-технический энциклопедический словарь

Костин Шар — пролив между Южным островом Нов. Земли и о. Междушарский вБаренцевом м. Длина ок. 100 км, ширина в самой узкой части 3,5 км, глубинау входа 27 м.

Маточкин Шар — пролив между Сев. и Юж. о-вами Н. Земли. СоединяетБаренцево и Карское моря. Длина 98 км, наименьшая ширина ок. 0,6 км,наименьшая глубина 12 м. Большую часть года покрыт льдом.
Большой энциклопедический словарь

Шар — (Char) Рене (1907-88) - французский поэт. На рубеже 20-30-х гг. близокк сюрреализму (сборник стихов "Молот без хозяина" 1934). Активный участникДвижения Сопротивления, опыт которого........
Большой энциклопедический словарь

Шар-зонд — резиновый шар, наполненный водородом, выпускаемый в свободныйполет с прикрепленным к нему метеорографом для исследования атмосферы.
Большой энциклопедический словарь

Шар-пилот — резиновый шар, наполненный водородом, выпускаемый в свободныйполет; определяя его положение с помощью теодолитов или методамирадиолокации, можно вычислить скорость и направление ветра.
Большой энциклопедический словарь

Югорский Шар — пролив между о. Вайгач и берегом материка Евразия.Соединяет Баренцево и Карское моря. Длина 40 км, ширина 3-16 км, глубина 13-40 м.
Большой энциклопедический словарь

Шар-пей — шар-пе́й
древнейшая китайская порода собак. Предки шар-пея появились в Китае более 2 тыс. лет назад, использовались как бойцовые, пастушьи и сторожевые собаки.........
Биологический энциклопедический словарь

Маточкин Шар — пролив между о. Северный и о. Юж. Новой Земли; Ненецкий ао. Помор, термин шар - "пролив", Маточкин - по впадающей в этот пролив р. Маточка, а ее название может быть возведено........
Географический словарь

Югорский Шар — пролив, между материком (п-ов Югорский) и о. Вайгач; Ненецкий а.о. Югрой или Югорской Землей в русск. источниках XI-XV вв. называлась территория от низовий Печоры до низовьев........
Географический словарь

Ман Шар´и — ар. законный ман, мера веса, по-видимому, около 800 г
Исторический словарь

Шар — - множество Vn точек хевклидова пространства Е n, удаленных от нек-рой точки х 0 (центр Ш.) на расстояние, меньшее (открытый шар или не превышающее (замкнутый шар величину........
Математическая энциклопедия

Бледный Шар — Одно из подкорковых ядер, которые составляют базальный ганглий. Оно функционирует как возбуждающая структура экстрапирамидальной моторной системы. Также называется pallidum и paleostriatum.
Психологическая энциклопедия

Маточкин, Юрий Семенович — Председатель Комитета по экономической политике Калининградской областной Думы третьего созыва с декабря 2000 г.; бывший глава администрации Калининградской области........
Большая биографическая энциклопедия

Бле́дный Ша́р — (globus pallidus, PNA, BNA; pars pallida nuclei lentiformis, JNA; син.: палеостриатум, паллидум)
два медиальных участка чечевицеобразного ядра полушария большого мозга, разделенных между собой........
Медицинская энциклопедия

К огда наш корабль оставил рейд Поморской губы и взял курс на восток, мы уже не могли сидеть в каюте и, теснясь в ходовой рубке, следили, как за каждым поворотом открывались все новые и новые панорамы, контрастные от синевы воды, белизны льда и темноты гор...
Путь наш лежал к Новой Земле, к проливу Маточкин Шар.

Пролив Маточкин Шар — не только дорога Пахтусова и Цивольки, Литке и Бэра, Хольтедаля и Визе, путь открытий и славы многих исследователей и мореплавателей. Этот уголок Новой Земли напоминает и о первых русских полярных плаваниях и походах, об исчезнувших путешественниках и целых экспедициях, он обещает еще не прочитанные страницы истории арктических открытий.

Именно поэтому, помимо специальных задач нашей экспедиции, мы задались целью отыскать в Маточкином Шаре следы пребывания здесь первой русской экспедиции по изучению Новой Земли. Ее участники остались на зимовку в восточной части пролива в 1768—1769 годах. Там же окончил свой жизненный путь один из руководителей плавания, самобытный исследователь Арктики Яков Чиракин. ...В 60—70-х годах XVIII столетия потомственный помор, выходец из Шуерецкой волости Яков Яковлевич Чиракин в течение девяти лет совершал плавания от берегов Студеного моря к далекой Маточке, как называли величайший в Евразии заполярный архипелаг. Коч мореплавателя шел от устья Двины в беломорское горло, оставляя с запада скалистые берега Терского, а с востока — песчаные отмели Зимнего берега. Там, на устланной лишайниковой тундрой пологой спине Канина Носа, уходивших в океан провожал поставленный дедами высокий деревянный крест. «Боже, дай нам ветра» — было вырезано на его мощной темной перекладине...

От Семи островов коч Чиракина поворачивал на северо-восток, где ждал его затянутый туманами «Камень в море пояс» — выступавший над водами Ледовитого океана хребет Новой Земли.

Осенью 1767 года, вернувшись из очередного новоземельского плавания, кормщик передал в канцелярию Архангельского губернатора доклад, в котором сообщалось, что он, Чиракин, «оную Новую Землю проходил поперек насквозь на другое, называемое Карское море, два раза оттуда и возвращался в Белое море тем же проливом и одному месту снял он своеручно план».

Перед Архангельской портовой конторой стал вопрос об исследовании нового водного пути, который выводил бы к богатой Сибири, к берегам далекой Америки. По представлению конторы 16 ноября 1767 года «план Чиракина» слушали в Адмиралтейств-коллегий в Петербурге. Высочайшим рескриптом архангельскому губернатору А. Г. Головцыну было предложено отправить экспедицию для описи неведомого пролива.

Руководство исследованиями было возложено на штурмана Федора Розмыслова. В состав экспедиции, кроме Розмыслова и Чиракина, вошли подштурман Матвей Рубин, два матроса и девять промышленников-поморов. Всего 14 человек. Для дальнего похода купцом Антоном Барминым был выделен многократно бывавший в плаваниях трехмачтовый коч.

Пространная инструкция, данная губернатором «для описания и осмотру сысканного Чиракиным через Новую Землю пролива», подробно определяла задачи будущего плавания. В ней предписывалось: «...прибыв к оному Карскому проливу и оный пролив с частями земли, которую видеть можете, положить на карту, и того пролива глубину измерить и в какой те острова и пролив широте, и за проливом какое положение местам — описать; и буде возможно будет и большим судном пройтись сквозь оной, то и в том старание употребить...

Бели же, по благости Божией и по переходе через оной пролив, по осмотру Вашему, найдется за тем проливом море, мореплаванию способное, и льдов нет, но невозможно-ль будет до устья Оби реки иметь таковыми судами способный проход; все то подробно приметить и описать. А буде расстояние недальнее окажется, то не будете-ль вы в состоянии на оном судне и в Обь реку войти: и ежели препятствия в том не найдется, то, склоня к тому пристойным образом кормщика и работников, — до Обского устья, или сколько глубина той реки позволит; а буде не можно, то хотя и до губы вояж предпринять... За тем проливом во время вояжа к устью Оби реки буде увидите, и то обстоятельно описать, какие суда, отколь и куда, и с чем и какими местами ходят...»

Через неделю после начала плавания с борта коча открылась Гусиная Земля, а 15 августа судно вошло в Маточкин Шар. Здесь, в устье одной из рек, была найдена старая промысловая изба. В предвидении зимовки избу в разобранном виде погрузили на судно — в добавление к уже имевшейся захваченной из Архангельска. «И в том рассудилось, — записал в журнале начальник экспедиции, — дабы поставить оныя в разных местах для лучшего промыслу».

Опасаясь мелей, в дальнейший путь Розмыслов отправился на шлюпке, с которой провел промер вплоть до мыса Моржов. В последующие дни он преодолел путь до восточного выхода из Шара. Весь маршрут до устья реки Шумилихи был положен на карту и подробно описан. Однако выйти в Карское море не удалось. «Противные ветры к тому не допускают»,— отметил штурман в своем журнале. На востоке Шара в качестве места для зимовки Розмыслов избрал залив обширной Белужьей губы, названный им Тюленьим, «ибо множество тут находится плавающих стадами морских зверей, белух и разных родов тюленей».

На время зимовки путешественники разделились на две равные группы. Первая, во главе с Розмысловым и Чиракиным, осталась на берегу Тюленьего залива в привезенной промысловой избе. С наступлением холодов люди «законопатили избные окна от нестерпимости снегов и крепких ветров». Избу, привезенную из Архангельска, штурман Матвей Губин с шестью работниками поставил на берегу Шара, у Дровяного мыса.

Еще осенью кормщик экспедиции — Яков Чиракин — тяжело заболел. В журнале Розмыслова он значится сначала «больным», потом «труднобольным». А 17 ноября Чиракин «окончил долговременные страдания свои».

«Могила его вблизи избушки, где он жил. Гроб был опущен на небольшую глубину и заложен каменными плитами... Вероятно, нетрудно будет отыскать ее», — писал в наши дни в книге «По следам полярных экспедиций» знаток истории освоения советской Арктики профессор М. И. Белов.

Разумеется, прежде чем отправиться на место легендарной зимовки, мы попытались по возможности точно определить ее местонахождение. Для этого до начала экспедиции пришлось тщательно изучить документы плавания Розмыслова, путевые записи последующих исследователей, труды историков, освещавшие события трагической зимы.

Первым, кто обнаружил места зимовки отрядов Розмыслова, был П. К. Пахтусов, который дважды, в 1833 и в 1835 годах, посещал восточную часть Маточкина Шара. Избу Розмыслова он нашел уже разрушенной, с обвалившимся потолком и стенами. Известно, что Пахтусовым здесь было сооружено подобие гурия, в камни которого была вложена бутылка с запиской, удостоверяющей факт посещения и мемориальное значение руин. Изба Губина на Дровяном мысу к этому времени была еще в хорошем состоянии, и Пахтусов оставил в ней запас провизии для следовавшего в этот район отряда лейтенанта Цивольки.

Спустя сорок лет после Пахтусова обширный мыс, отделяющий Тюлений залив от остальной части Белужьей губы, посетил на «Веге» знаменитый Норденшельд. «Я был на этом мысу в 1876 г., — писал он. — Стены избы сохранились, но плоская крыша, покрытая землею и камнями, провалилась... Маленькая лачуга состояла из сеней и горницы с огромной печью и полатями».

В 1897 году место зимовки было подробно обследовано английскими натуралистами Фейльденом и Пирсоном. Их описания весьма схожи между собой. На упоминавшемся уже скалистом полуострове было обнаружено искусственное нагромождение камней. Могилу венчал деревянный столб, поперечные вырезы на котором говорили, что когда-то были и перекладины креста. В нескольких шагах от могилы была поднята сосновая доска, частью обломившаяся, с вырезанным на ней текстом: «Лета... 835... напоминание православным христианам... февраля... дня на месте... погребен Яков Яковлев Чиракин». Копия этой надписи была послана Г. Пирсоном Ю. М. Шокальскому. «Эта доска со старославянским текстом, — говорилось в ответном письме Шокальского, — поставлена в память гибели Якова Чиракина, который был одним из участников экспедиции Розмыслова, кормщиком его небольшого корабля... Я могу сообщить Вам, что в 1845 г. Пахтусов находился некоторое время в Маточкином Шаре и наиболее вероятно, что доска была установлена его людьми».

Недалеко от могилы Чиракина англичане обнаружили еще одну, а при последующих поисках нашли еще три захоронения...

Развалины зимовья сохранились на галечниковой террасе, вблизи берега. Сняв венцы и настил пола, английские путешественники отыскали обломки глиняной посуды, плотницкий инструмент, куски рогожи, рыболовные принадлежности. Пирсон и Фейльден обследовали и руины избы Рубина на Дровяном мысе, где высился крест в память о событиях зимовки, но следов захоронений не нашли.

Наконец, о зимовье в Тюленьем заливе упоминал и В. А. Русанов. Судя по его дневниковым записям, во время первой поездки на Новую Землю, в 1898 году, путешественник высадился в заливе на карбасе и вместе со своим спутником, французским врачом Кандиотти, побывал на каменистом мысу, увенчанном белым крестом. Там Русанов и Кандиотти также видели могилы Чиракина, его товарищей и развалины зимовья.

Когда наш корабль бросил якорь в устье Белужьей губы, мы оказались как бы на перекрестке двух водных магистралей. Одной из них был Маточкин Шар, другой — целая система долин и ущелий, занятая на севере водами самой Белужьей губы, а на юге — руслом реки, уходившей верховьем к недалеким ледникам. На углах «перекрестка» вздымались остроконечные горы, крутые склоны которых были покрыты осыпями и фирновыми полями. Суровая панорама четко отражалась в спокойных водах залива. Прямо по носу корабля в сторону Маточкина Шара выступал каменистый гребень полуострова, за которым угадывался вдающийся в сушу залив.

Мы пересели на катер и, обогнув каменистый мыс, вошли в воды Тюленьего залива. Он оказался неглубок, и киль катера то и дело царапал дно. К берегу удалось подойти лишь после нескольких попыток.

Итак, мы достигли той части побережья, где развернулись события, следы которых нам предстояло отыскать. Именно здесь Розмысловым были заполнены самые мрачные страницы его журнала, лаконично повествовавшие о страшной зиме. Перелистаем эти страницы.

«Зима происходила весьма крепко морозна, снежна и вихревата; ветры беспрерывные дули... снеги весьма глубоки, так что жилище наше занесено было двойным снегом, сколь оное высоту имело. И беспрестанная ночь при нас находилась с ноября по первое число февраля; и так в помянутых трех месяцах мы уже находили света нимало и думали, протчия, что уже не лишились ли дневного света навеки. И так мы во оной пустыне продолжая время свое весьма в худом здоровье, ибо беспрестанный был дым от отопления и по согрении сверху всегдашняя была капель и холод, для пропитания воду получали от снега, которая приносила нам великое удушье и кашель».

31 января один из работников на Дровяном мысу, Тарас Колызанов, отправившись на охоту за оленями, попал в буран и не вернулся, «от чего и положили считать его в числе мертвых без погребения».
Далее одна за другой следуют даты гибели других зимовщиков...

Июль — время новоземельской весны. Заснеженный панцирь пролива потрескался, обнажив зеленоватую толщу льда. Порывы ветра сдвигали ледяные поля, освобождая гладь воды, делая доступным передвижение в открывшихся разводьях.

Казалось, для измученных болезнями и тяготами зимовки оставшихся в живых участников экспедиции наступило время проститься с могилами товарищей, собрать остатки сил и попытаться вернуться домой. Но Розмыслов решил иначе. Уже с появлением солнца он возобновил астрономические наблюдения. Затем с остатками отряда возвратился к устью реки Шумилихи, чтобы продолжить прерванные зимовкой работы по описанию Маточкина Шара. Наконец, пользуясь выражением данной ему инструкции, он «склоняет пристойным образом» своих товарищей на выход в Карское море. Идет на восток до тех пор, пока не встречает непроходимые ледяные поля. Поворачивает назад. Открывает неведомый еще обширный залив, дав ему имя Незнаемого и... хоронит в океане еще одного спутника — Василия Мырцова. Вернувшись в Маточкин Шар, путешественники встретили здесь судно архангельского крестьянина Водохлебова, принявшего на борт остатки экспедиции, «ибо уже на утлом судне через обширность моря пускаться не можно, которое и по закону приговорено, что можно получить самовольную смерть и назваться убийцами». По окончании промысла лодья доставила Розмыслова и его спутников в Архангельск.

Так завершилась эта беспримерная экспедиция, собравшая первые географические сведения о неведомой до того науке центральной части Новой Земли. Экспедиция, впервые изучившая Маточкин Шар и выполнившая, по словам Ф. П. Литке, эти исследования «столь тщательно, что описание его и по сей день остается точнейшим...».

Мы провели ночь на берегу Тюленьего залива, у костра. Согревшись и прогнав сон несколькими глотками кипятка, сели в катер и перебрались на противоположный берег залива.

От берега начался подъем на неширокую каменистую террасу. Мы поднялись на нее и оказались в хаотическом нагромождении каменных глыб. Очевидно, могилы следовало искать на мысу, ближе к береговой линии, так как трудно было представить саму возможность захоронения в этом каменном лабиринте. Пробираясь в навалах угловатых сланцевых глыб, взбираясь на шаткие каменные пригорки, мы начали спускаться к южной оконечности полуострова. И вот среди темных камней увидели такое же темное дерево креста...

Да, то была цель наших поисков — могилы отважных северных мореходов. На вершине одного, более крупного каменного сооружения был укреплен небольшой, крепкий еще, покрытый зеленоватым лишайником деревянный крест с неясно проступавшей надписью. На верхней его перекладине было вырезано: «Якову Чиракину». На нижней: «Пароход Пахтусов». Еще ниже различалась дата: 1901 год. По-видимому, это был тот самый крест, который в 1908 году видел Русанов. Тогда он был еще свежим и белым. Однако в отличие от русановского описания, но в согласии с данными Пирсона здесь была не «одинокая могила». На расстоянии десятка метров нашел покой еще один участник экспедиции. Но его захоронение оказалось повреждено... Не было ни креста, ни какой-либо надписи, которая позволила бы узнать имя покоящегося здесь первопроходца Новой Земли. В небольшом отдалении были видны такие же развалы каменных плит.

Когда мы вышли к берегу залива, то сразу же натолкнулись на остатки зимовья экспедиции Розмыслова. От зимовья сохранился лишь нижний венец избы. Он имел вид прямоугольника, длиной около восьми и шириной порядка четырех метров, с выходом на юг. Сохранилось бревно, служившее основанием внутренней стены, отгораживавшей от жилого помещения небольшие сени. Таким образом, площадь жилой части избы немногим более пятнадцати квадратных метров. Древесина единственного сохранившегося венца была расслоена, частью осыпалась, и ладонь ощущала лишь более крепкие поперечные сучья. Поверхность дерева была покрыта тонким слоем зеленого мха. Скупые следы жалкого жилища, служившего когда-то приютом отряду отважных...

Имена навсегда оставшихся здесь не выбиты ни на могильных плитах, ни на памятной доске. По свидетельству историка Н. Чулкова, списка участников этого арктического плавания не нашлось даже в «деле экспедиции», хранившемся в архангельских архивах. Пользуясь записями в находящемся в Центральном Государственном архиве Военно-Морского Флота журнале Розмыслова, мы имеем возможность впервые назвать имена крестьян и матросов, тех, кто вместе с Яковом Чиракиным был предан земле на полуострове его имени весной 1769 года:
Андрей Поспелов из Емецка. Епифан Попов из Лудского посада. Дементий Бернов из Нюхчи. Иван Казимеров.

Память об этих людях, как и обо всей экспедиции Розмыслова, что «оный пролив положила на карту», должна быть увековечена.

Б. Кошечкин, кандидат географических наук

Ночную стоянку использовали для встречи с судами Карской экспедиции, а утром двинулись дальше. Пролив был узок: в широких местах до двух километров, а в узких - до пятисот метров и длиной чуть меньше ста километров.

Уже почти у выхода из него, на левом берегу, показались мачты и домики с дымом из труб, собаки и люди у метеобудок. Это была та самая полярная станция с названием «Маточкин Шар», первая метеорадиостанция, созданная на острове в советское время. Расположенная за 73 градусом северной широты, она долгое время была самой северной полярной станцией в мире и держала это первенство до тех пор, пока не была пущена обсерватория в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа, оказавшаяся за 80 градусом.

Обсерватория Маточкин Шар. Облака. 1931 г.

В числе тех, кто зимовал на станции «Маточкин Шар» в первый год ее основания (1923), была Ирина Леонидовна. Везло этой женщине на «первенство». Всего одну зиму (1922-1923 годы) провела Русинова на материке, и снова оказалась на Новой Земле. А в третий раз она зимовала с сентября 1927 года по август 1928 года, и местом ее зимовки опять были Малые Кармакулы.

Полярная станция «Маточкин Шар» впервые известила о себе эфир в октября 1923 года. Ее открытие диктовалось суровой необходимостью обеспечивать Карские экспедиции точными данными о состоянии погоды и льда. Станция расположена на берегу одноименного пролива в восточной части Северного острова, недалеко от Карского моря, за которым издавна держится название «мешок со льдом». И это действительно так. Стоит подуть северному ветру, как в море скапливается огромное количество льда. Выйти ему некуда: запад закрыт островами Новая Земля, восток - архипелагом Северная Земля, а с юга - материк.

Несмотря на это, в начале XX века через Карское море настойчиво прокладываются транспортные пути к великим рекам Сибири - Оби и Енисею. Когда Карское море забито льдом, то два основных пролива, связывающих его с Баренцевым морем, - Югорский Шар и Карские Ворота, - обычно бывают закрыты. И тогда остается надежда на третий пролив - Маточкин Шар.

Пролив Маточкин Шар

Самый узкий пролив России находится в Северном Ледовитом океане, он разделяет острова Северный и Южный архипелага Новая Земля. Пролив в самом узком месте имеет ширину в 600 метров. Его название – Маточкин Шар. Слово «шар» на языке поморов обозначает просто «морской пролив», а название Маточкин (от слова «матка») якобы присвоено проливу за то, что здешние места очень богаты промысловыми животными, особенно птицей.

В Белом море бушевал шторм. До пролива Маточкин Шар добирались шесть дней. «Малыгин» осторожно шел по узкому проливу, пока у подножия гор не увидели высокий крест, поставленный Федором Розмысловым, который в XVIII веке первым составил подробное описание пролива Маточкин Шар. Здесь, в устье Ночуева ручья, где в 1768-1769 годах зимовал вместе с судном господин Розмыслов, и решено было строить полярную станцию.

Станция "Маточкин Шар" 1912 г.

В первую очередь выгрузили железную дорогу: 150 метров узкоколейки. И хотя паровоза не было, а только вагонетка, как она их выручила при постройке станции!

За полтора месяца построили не только дом для проживания на 15 комнат, но и радиостанцию, две кладовые, баню, павильоны, две шестидесятиметровые деревянные радиомачты, разбили метеоплощадку.

Здание обсерватории Маточкин шар занесенное снегом

На станции был полный штат: начальник, метеоролог, ботаник, геолог, магнитолог, радист, повар, доктор и электромеханик.

Начальник обсерватории Лескинен 1931 г.

Рядом с домом протекала речушка, вернее, ручеек, сбегавший с высокой горы. На его берегу стояли павильоны. Метеорологические наблюдения проводились четыре раза в сутки и в сущности не были бы ничем примечательны, если бы, отправляясь «на срок», не надо было нырять в темень и пургу, иа ходу уверяя себя, что в такую погоду медведь не дурак, чтобы тащиться на станцию.

Ледокольный пароход "Сибиряков"

Весь путь от полярной станции «Маточкин Шар» до выхода в Карское море (около 12 километров) Ирина Леонидовна простояла на палубе «Сибирякова».

Этот пролив (его еще называют Матшар) прорезает горную область архипелага. Здесь высота висячих ледников доходит до одного километра.

С военной точки зрения пролив весьма интересен. Карское море всегда имело у полярных капитанов дурную славу. Открытое в северо-восточной части, оно почти заперто с юго-западной. Стоит подуть северо-восточным ветрам – и Карское море сразу же превращается в ледяной мешок. Ветер загонял в него миллионы тонн льда. А выйти этому льду некуда. Путь на запад преграждает «русский Гибралтар», а на юг– материк. И горе кораблям, которые попадают в этот ледяной мешок. Каждый опытный полярный капитан знает, что выбраться отсюда проще и удобнее через Матшар, чем, например, через Карские Ворота. Вот тут-то, на выходе из центрального новоземельского пролива, и должны были ждать немецкие подлодки советские арктические караваны.

В годы Первой мировой войны Адмирал-штаб Кайзерфлота не планировал в здешних водах охоту германских субмарин на русские суда или на транспорты стран Антанты. В те дни предполагалось, что немецкие экипажи будут здесь пережидать непогоду или ждать прихода очередного конвоя от Британских островов. Именно с этой целью и была создана в проливе тайная база. Действовала ли она в 1917–1918 годах, когда Русский Север был включен в зону неограниченной подводной войны, – установить пока не удалось. Однако известно, что ее осмотрел и, скорее всего, расконсервировал экипаж крейсера «Комет», который летом 1940 года успешно прошел по Севморпути на Тихий океан. После «исчезновения» его из поля зрения советской разведки в Печорском море гитлеровский экипаж занимался гидрографическими работами и сбором плавника у острова Колгуев – официально для подкрепления трюмов и бортов (на случай сжатия корпуса корабля льдами). Кроме того, они обнаружили на острове Колгуев крупные запасы гуано – прекрасного азотно-фосфорного удобрения. В те дни экипаж крейсера выполнил несколько «шуточных» десантов и проверил крутизну склонов Колгуева. Старший на борту «Комет» капитан-цур-зее фон Эйссен за время бесконтрольного плавания у Новой Земли успел посетить безымянный пролив между Новой Землей и Землей Франца-Иосифа, а также западную часть новоземельского пролива Маточкин Шар.

О роли безымянного пролива, как уже упоминалось чуть ранее, в Матшаре нацисты осмотрели районы побережья, где больше всего скопилось плавника, так необходимого для строительства будущих секретных баз на арктическом побережье, в том числе и на острове Междушарский, и проверили крутизну берегов новоземельского пролива. В результате проведенной разведки было выявлено большое количество плавника сибирских пород, которые ежегодно приносило сюда течением Карского моря.

После приема на борт советских лоцманов немцы сделали первую попытку выйти в Западную Арктику. Но она оказалась неудачной. Сквозь льды «Комет» сумел пройти только до мыса Голотечный, затем ему пришлось вернуться назад.

Но основной задачей десантников Эйссена было расконсервирование тайной базы кайзеровского флота. Эта база чем-то напоминала базу на ЗФИ.

Вот как, уже в 1960-е годы, описал ее полковник В., дважды побывавший там.

Под мощным скальным козырьком, далеко выступающим над проливом, был сооружен бревенчатый причал, для надежности прикрепленный к скале несколькими металлическими тросами. Хорошо заметная дорожка вела к небольшой ремонтной мастерской, где на просмоленной деревянной площадке хранилось примерно два десятка запасных лодочных аккумуляторов типа «МАК» с латексной сепарацией корпусов. У подножия площадки, в воде, просматривались еще с десяток таких же аккумуляторов. Рядом с причалом в специальной выгородке стояла динамомашина, которая, скорее всего, когда-то обеспечивала зарядку батарей подлодок. Видимо, она же приводила в действие моторы небольшой мастерской и двух 6-литровых компрессоров, а также обеспечивала освещение всей базы. В работоспособности динамомашины наши солдаты убедились после некоторого колебания, опасаясь, что ее включение может вызвать подрыв всей пещеры. Однако взрыва не произошло, а машина уверенно загудела. Неяркий «дежурный» свет разогнал полумрак пещеры и открыл еще несколько выложенных камнем выгородок. Здесь стоял 12-цилиндровый V-образный дизель сил на 350–400, подобный тем, что в предвоенное время были распространены на германских железных дорогах, а также были устроены небольшие склады с соляркой и продовольствием.

На этом полковник В. всегда прекращал свой весьма интересный рассказ. И только его сын часто вспоминал о необычных конфетах во вместительной металлической банке, которые отец привез после одной из командировок. Даже одна такая конфета обеспечивала двух-, а то и трехдневное бодрствование съевшего ее взрослого человека.

Маточкин Шар

Маточкин Шар

пролив между о. Северный и о. Юж. Новой Земли; Ненецкий ао. Помор, термин шар - "пролив" , Маточкин - по впадающей в этот пролив р. Маточка, а ее название может быть возведено к помор, названию Новой Земли Матка .

Географические названия мира: Топонимический словарь. - М: АСТ . Поспелов Е.М. 2001 .

Ма́точкин Шар

пролив между Сев. и Юж. о-вами Новой Земли . Назван по впадающей в прол. р. Маточка (шар по-поморски – "пролив"). Соединяет Баренцево и Карское моря . Длина ок. 98 км, наим. ширина 0,6 км, наим. глубина 12 м. Берега высокие, местами обрывистые. Б.ч. года покрыт льдом.

Словарь современных географических названий. - Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .

Ма́точкин Шар

пролив между Северным и Южным островами Новой Земли, соединяющий Баренцево море с Карским. Дл. ок. 98 км, наименьшая шир. 0, 6 км, наименьшая глуб. 12 м. Берега высокие, местами обрывистые. Бо́льшую часть года покрыт льдом.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Маточкин Шар" в других словарях:

    Пролив между Сев. и Юж. о вами Н. Земли. Соединяет Баренцево и Карское моря. Длина 98 км, наименьшая ширина ок. 0,6 км, наименьшая глубина 12 м. Большую часть года покрыт льдом … Большой Энциклопедический словарь

    МАТОЧКИН ШАР, пролив между Северным и Южным о вами Новой Земли. Соединяет Баренцево и Карское моря. Длина 98 км, наименьшая ширина ок. 0,6 км, наименьшая глубина 12 м. Б.ч. года покрыт льдом. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Сущ., кол во синонимов: 2 полигон (10) пролив (24) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Маточкин Шар (значения). Координаты: 73°15′ с. ш. 55°00′ в. д. / 73.25° с. ш. 55° в. д. … Википедия

    Пролив между Северным и Южным островами Новой Земли. Соединяет Баренцево и Карское моря. Длина 98 км, наименьшая ширина около 0,6 км, наименьшая глубина 12 м. Большую часть года покрыт льдом. * * * МАТОЧКИН ШАР МАТОЧКИН ШАР, пролив между Сев. и… … Энциклопедический словарь

    Пролив между Северным и Южным островами Новой Земли. Соединяет Баренцево и Карское моря. Берега высокие, местами обрывистые. Длина около 100 км, ширина (в наиболее узкой части) около 0,6 км. Глубина около 12 м. Большую часть года покрыт… … Большая советская энциклопедия

    Маточкин Шар - Sp Mãtočkino sąsiauris Ap Маточкин Шар/Matochkin Shar L RF tarp N. Žemės salų … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

    Маточкин Шар - пролив между о. Северный и о. Юж. Новой Земли; Ненецкий ао. Помор, термин шар пролив, Маточкин по впадающей в этот пролив р. Маточка, а ее название может быть возведено к помор, названию Новой Земли Матка … Топонимический словарь

    Пролив, отделяющий северный остров Новой Земли от южного и соединяющий Северный с Карским морем. Пролив, от мыса Столбового до мыса Выходного, имеет в дл. 83 в., по изгибам же 95 в., ширина западного устья 7 в., а восточного, у мыса Бык, 4 в.;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Маточкин Шар - Маточкин Шар, пролив между Северными и Южным островами Новой Земли. Соединяет Баренцево и Карское моря. Длина 98 км наименьшая ширина около 0,6 км, наименьшая глубина 12 м. Большую часть года покрыт льдом … Словарь "География России"