Местничество на руси и его влияние на государственные дела. Местничество - русская историческая библиотека

В 15 веке появилось понятие местничества как закрепление места службы за представителями знатных семей, возникшее в период феодализма. Систему, которая позволила распределять назначения на должность с учетом знатности семьи и продвижения родни по службе, стали называть местничеством.

Термин получил распространение из-за появления традиции считаться чинами и местом за столом государя. Оно просуществовало с конца 15 века до января 1682 года. Было отменено решением . Значительную роль в появлении механизма распределения чинов сыграло польско-литовское законодательство.

Именно в нем активно развивалось понятие передачи наследственной власти, а также присвоение должности в соответствии со знатностью рода. Википедия подчеркивает, что иерархические элементы распределения места были прописаны так запутанно, что часто были причиной раздора между родственниками. Погасить скандал мог только царь при участии чиновника из разрядного приказа.

После потери удельных княжеств отправились в Москву, чтобы занять значимое положение при дворе. Следом за господами в столицу приехали бояре из различных мест.

Сложившиеся обстоятельства не устраивали московскую аристократию, которая всегда занимала исключительное положение возле великого князя. Уступать свои теплые места они не желали. Система ограждала их от претензий представителей более низкого сословия.

С появлением родовых счетов удалось установить паритет среди знати.

Соловьев (русский историк) отметил, что важной причиной появления местничества стала слабая привязанность русской знати к определенной территории в отличие от западноевропейских аристократов.

Принципы местничества

В конце 15 века сложились принципы формирования государственного аппарата. Большое влияние приобрело местничество в стране. Выбор человека зависел только от семейного положения. Учитывалась родовитость, знатность. Способности и талант не имели значения. Со временем уровень управления и контроля над государством потерял эффективность.

Однако от такого подхода была и польза. Он позволял примирить дворянство. Каждому строго предписывалось, какой чин он сможет получить, а о какой должности не стоит даже мечтать, если «на роду не написано». В этот период между представителями элиты царили междоусобицы и конфликты.

Чтобы понять, что такое местничество, следует обратить внимание на то, что аристократы были способны вступить в затяжную внутреннюю войну в любой момент.

Для получения высокой должности учитывались следующие критерии:

  1. Возраст. Приоритет при назначении получал старший брат либо сестра.
  2. Способность проявить себя на службе. Если в армии один из родственников проявлял себя с лучшей стороны, то он имел больше возможностей получить высокую должность при прочих равных условиях.
  3. Ведущая роль в назначении была за фамилией. Высокое положение одного из родственников давало возможность распределять лучшие места среди остальных членов семьи.

Система назначений на должность была специфической. Получение места зависело от предписанного разрядной книгой. Знатность рода позволяла занимать высокую должность в отличие от поместного дворянства, которое стало основой для становления централизованного управления государством.

В России эта сложная, запутанная система приводила к затяжным распрям. Разбирались тяжбы царем совместно с Боярской думой. Отсутствовала сплоченность для осуществления общего дела. Примером стало , когда московская боярская элита стала на путь предательства. Система постепенно проникла в купеческую среду и городовые чины. Впоследствии причины отмены местничества обосновывались наличием в госаппарате значительного количества глупых личностей.

Обратите внимание! Очевидным недостатком системы стали назначения неспособных и непригодных для военных и государственных должностей людей. Выбор делался в пользу знатности и положения отца и деда.

Механизм назначений позволял боярам занимать государственные должности в зависимости от значимости своей фамилии. Расцвет такого подхода к назначениям приходится на 15-16 века. Чем выше была должность предка, тем больше возможностей открывалось перед представителем рода. Окончательно порядок назначений сложился при князе Московском в 16 веке после того, как исчерпала себя удельная система. На места в иерархической лестнице чинов претендовали бояре с учетом послужного списка предков.

Полезное видео: что такое местничество?

Оценка системы в истории

Устоявшаяся система местничества неоднозначно толкуется в историческом процессе. Считается, что правила назначений в зависимости от родовитости ослабляли царя. В тоже время, приверженцы другого взгляда на исторический процесс убеждены, что оно было оружием в руках царя для разобщения аристократии. В период 15-17 веков аристократы были представлены:

  • русскими князьями;
  • татарскими царевичами;
  • литовскими беглыми боярами.

Споры по поводу выгодных должностей, особенно при назначении воевод, влияли на боеспособность войск. Одним из первых, кто оценил опасность местнических тяжб, был Иван Грозный. По его повелению воинству сообщили о запрете оспаривания чина воеводы в период военных походов.

Местничество

Среди положительных сторон местничества историки выделяют:

  1. Возможность примирить представителей аристократии различных государств. Должность, которую занял каждый из них, переходила по наследству.
  2. Исключались споры и конфликты по национальному признаку, характеру и менталитету.

Большая часть историков дает негативную оценку местнических процессов в развитии . Принципраспределения должностей в зависимости от знатности фамилии привел к тому, что контролирующие должности заняли люди без способностей. Часто их глупость создавала неразрешимые проблемы.

Обратите внимание! Гарантия занять высокое положение независимо от своих талантов, не стимулировала к обучению и старательному отношению к управлению государством.

Отмена местничества

Середина 16 века стала периодом, когда Иван Грозный сделал ставку на развитие войска и дружины. Достигнув 18 лет, царь объявил о начале реформ. Перемены, которые были намечены в армии, касались каждого дворянина.

Теперь молодые дворяне служили там, где было целесообразно, без учета места, закрепленного за его родом. Результатом стала модернизация армии.

Это позволило быстрее поставить под ружье все войско,чем в предшествующий период. Армия эффективнее защищала границы, была расширена территория. На полное проведение реформы И.Грозного потребовалось более 100 лет. Вторая половина 17 века принесла понимание, что система местничества мешает развиваться государству, модернизироваться с учетом новых реалий. Однако полностью устранить проявления системы было сложно – мешала приверженность к традициям.

Когда правил царь Федор III былауспешная попытка поотмене местничества. Он взошел на престол 15-летним юношей в 1676 году после смерти своего брата. О нем остались воспоминания, как о болезненном, но обладавшем глубокими знаниями, умном человеке. Он изучал западную историю, интересовался культурой и политикой. Владел языками, среди которых латынь, польский.

Тяжелая болезнь не помешала Федору III полностью удерживать власть в собственных руках. Его правление ознаменовалось отменой местничества на армейской службе. Если говорить кратко, необходимость отмены существующих правил возникла после окончания Крымской кампании, которая завершилась подписанием Бахчисарайского мира (1681 год). Молодой царь отметил значительный прогресс противника. Созвав государственный аппарат и военный совет, он объявил, что система назначений на должность устарела и необходимо проводить ее модернизацию.

Это интересно! После уничтожения разрядных книг была проведена кодификация дворянских родов, которая отразилась в родословных книгах.

Поддержка князя Голицына сыграла ключевую роль в реформе. Совет проходил в январе 1682 года. Когда была провозглашена воля царя об устранении системы назначений на должность по родовитости, ее объявили «богомерзкой». Сразу же сожгли разрядные книги и предали их забвению. Однако столкновения между дворянами и боярами продолжались и при . Он постоянно напоминал знати о прекращении разрядных списков и грозил судом, а также казнями. Быстрого сплочения элиты не произошло. Все объясняетсявековыми устоями, которые крайне сложно побороть.

Полезное видео: Что такое «местничество» и почему он такое прилипчивое

Вывод

Местничество в Википедии определяется, как система, созданная для формирования аппарата управления государством. Этот период характеризуется историками по-разному. Но все едины в том, что изучение местничества в России – ключ к пониманию необходимости введения новых, прогрессивных форм правления, реформ Петра I.

(окончание)

Другим замечательным актом царствования Федора было уничтожение местничества. В конце 1681 г. в Москве были собраны две комиссии: одна состояла из выборных от служилого сословия и была призвана с целью обсуждения лучшего устройства военных сил или, как сказано в указе, "для устроения и управления ратного дела", а другая состояла из выборных от тяглых людей и занималась выработкой новой системы податей. Обе действовали под руководством князя В. В. Голицына . Этот съезд выборных давал полный состав Земского собора , но комиссии тем не менее не соединились в соборе ни разу и заседали в разное время. Тяглая комиссия кончилась ничем, хотя показала лишний раз неудовлетворительность податной системы Московского государства и дала собой лишний прецедент Петру Великому при замене поземельной подати подушным окладом. Служилая комиссия, напротив, имела важные последствия: кроме того, что ею были проектированы различные реформы в военном устройстве, выборные люди в своих работах пришли к мысли подать государю челобитье об уничтожении местничества. По этому поводу 12 января 1682 г. государь созвал торжественное собрание духовенства, думы и выборных придворных чинов для обсуждения челобитья и уничтожения "мест". Может показаться странным с первого раза, почему в заседании участвовала не служилая комиссия, а только выборные высших чинов, но дело в том, что, во-первых, государь знал из самого челобитья мнение комиссии относительно этого вопроса, а, во-вторых, именно в высших слоях местничество и было крепко; высшие слои преимущественно практиковали его и были наиболее заинтересованы в вопросе об уничтожении этого обычая. На вопрос царя духовенству о местничестве патриарх отвечал: "Аз же и со всем освященным собором не имеем никоея достойныя похвалы принести великому вашему царскому намерению за премудрое ваше царское благоволение". Бояре же и придворное дворянство сами просили уничтожить "места" – "для того: в прошлые годы во многих ратных посольствах и всяких делах чинились от тех случаев великия пакости, нестроения, разрушения, неприятелям радование, а между нами (служилыми) богопротивное дело – великия, продолжительныя вражды". Руководствуясь подобными ответами, царь указал сжечь разрядные книги, в которых записывались местнические дела, и отныне всем быть без мест. На это собрание единодушно отвечало: "Да погибнет в огне оное богоненавистное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющее местничество и впредь – во веки". Так передает "Соборное уложение" 1682 г. об уничтожении местничества. Но еще за 70–80 лет перед тем боярство очень крепко держалось за право местничества, а бояре говорили: "То им смерть, что им без мест быть".

Отмена местничества и сожжение местнических книг при царе Федоре Алексеевиче, 1682

По какой же причине нарушился старый обычай без малейшего сопротивления со стороны тех, которые шли когда-то под опалу и в тюрьму, отстаивая родовую честь? Дело в том, что места были относительны; само по себе низкое место не бесчестило родовитого человека, если только такие же места занимали с ним одинаково родовитые люди. Поэтому, чтобы считаться местами, надо было помнить относительную честь стародавних честных родов. Но в XVII в, родовитое боярство или повымерло (одними из знатнейших в то время считались князья Одоевские, которые в XVI в. далеко не были такими), или же упало экономически (у некоторых из тех же Одоевских не было ни поместий, ни вотчин). Вследствие этого при частных пробелах в рядах боярства и при многих захудалых линиях считаться местами было очень трудно. Далее, в счеты родовитой знати в XVII в. впутывается постоянно неродовитое дворянство, поднявшееся по службе благодаря упадку старого боярства. (В 1668 г., например, из 62 бояр и думных людей только 28 принадлежали к тем старым родам, которых предки в XVI в. были в думе). Но хотя это новое дворянство и местничалось, однако оно вряд ли могло дорожить этим обычаем: для него было выгоднее заменить повышение помощью местничества началом выслуги. Старое же боярство, затрудненное в своих счетах убылью и понижением своих членов, проигравшее на службе при столкновении с новыми передовыми чинами московской администрации, равнодушно смотрело на частые отмены "мест", которые постоянно были в XVII в. Местничество практически становилось неудобным вследствие распадения старого боярства и именно поэтому теряло свою ценность для этого боярства, не приобретая живого смысла для новой служебной аристократии. Профессор Ключевский по этому поводу справедливо отмечает, что "не боярство умерло, потому что осталось без мест, чего оно боялось в XVI в., а места исчезли, потому что умерло боярство, и некому стало сидеть на них". В связи с уничтожением местничества тот же ученый ставит возникший при Федоре так называемый "Проект устава о служебном старшинстве бояр". Этот проект впервые ясно выразил необычную в Московском государстве мысль о полном разделении гражданских и военных властей. С другой стороны, этот проект предлагал учреждение постоянных наместничеств (Владимирского, Новгородского и др.) и устанавливал строго старшинство одного наместника над другим. Однако все эти предначертания не были осуществлены, и замены родового старшинства (в местничестве) старшинством служебным (по должности) не последовало.

Местничество - это специфическая система распределения должностей на Руси в Средние века. При получении служебного места брали во внимание знатность рода. Это породило монополизацию, которая давала способность получать высокие места только князьям и боярам, оставляя ни с чем поместных дворян являющихся опорой Русского государства и становлением централизованной системы в стране.

История появления местничества

Местничество - это система, позволяющая распределить должности в зависимости от знатности рода и служебного положения родственников. Появилась такая система ещё в начале XV века, но продержалась сравнительно недолго. 12 января 1682 года, местничество было отменено приговором Земского Собора .

Предпосылок к появлению местничества в Средние века было много. Основную роль сыграли перенятые элементы из польско-литовского законодательства. Именно там впервые стали активно развивать передачу власти по наследству или получение должности согласно знатности рода. Иерархия распределения должностных ролей запутана, из-за чего часто среди родственников вспыхивали скандалы, которые мог разрешить только царь с участием чиновников разрядного приказа.

Выделяют несколько критериев , оказывающих большое влияние на получение высокой должности.

  1. При распределении должностных мест учитывался возраст . Например, старший брат или сестра всегда имел приоритет при получении высокого служебного места.
  2. Положение на службе давало право иметь больший приоритет для продвижения по карьерной лестнице. Если человек проявил себя во время службы в армии или на работе, он получал незначительный перевес перед родственниками. Этот фактор учитывался, если члены семьи находятся в равном положении.
  3. Основную роль играла фамилия . В зависимости от занимаемой служебной ступени родственниками распределялись должности между остальными членами семьи.

Эта система была отменена 1682 году приговором Земского Собора по приказу Фёдора Александровича и причиной этому послужила борьба за укрепление вооружённых сил России.

Оценка местнической системы в истории

Большинство историков склоняются к негативному влиянию местничества на развитие Русского государства, так как служебные места распределялись по знатности. Таким образом, большая часть контролирующих мест в государстве занимали люди, которые не имели способностей или талантов при руководстве страны. В истории есть немало примеров, когда глупость людей высокого сословия приводила к большим проблемам. Местничество также позволяло практически гарантировать высокое место людям из знатного рода и поэтому многие не проявляли должного старания в достижении высокого положения и обучению контролю государством.

Даже несмотря на большие отрицательные качества такой системы, находятся и положительные стороны. Местничество в каком-то роде примиряло аристократов из разных государств . На рубеже XV-XVII века аристократия состояла из татарских царевичей, русских князей, появившихся при присоединении новых земель, и литовско-русских беглых бояр. Каждый из них благодаря системе знал должность, которую он займёт, и что перейдёт по наследству благодаря знатному имени семьи. Подобное распределение должностей исключало множество споров и конфликтов, которые могли бы возникнуть среди людей различных по характеру, национальности и менталитету.

Основные проблемы местничества

Первая проблема, которая привела к ограничению системы местничества, связана с военными реформами . Они были проведены при правлении Ивана Грозного. При системе местничества посты в армии занимали согласно родословной, что негативно сказывалось на боевой подготовке. Многие члены семьи, получившие пост по наследству, не представляли, как руководить армией и тем более воевать. Первые поправки в этой системе коснулись как раз распределения должностей в русской армии. Иван Грозный запретил использовать местничество и оставил эту систему только политической системе, но и тут были свои проблемы.

Бояре, призванные на службу согласно своей родословной линии, перестали поддерживать и развивать государство. Основное время уходило на семейные споры и выяснение положения перед царём. Как правило, местническая система определяла даже место за столом с русским государем , и многие отстаивали свою позицию по этому вопросу, доказывая своё более высокое положение. Споры приходилось решать царю и в какой-то момент таких «местнических споров» стали слишком много.

Подобные негативные стороны местнической системы приводили к тому, что она теряла свою весомость при распределении должностей. Такому повороту событий способствовал и русский государь, который постоянно вносил свои поправки. В какой-то момент местничество полностью утратило свою работоспособность, но официально оно было отменено только через 100 лет, 12 января 1682 года решением Земского Собора. Все книги, которые описывали системы местничества, были сожжены в том же году.

Использование системы местничества сегодня

Современные государства официально не используют и негативно относятся к использованию местничества, но есть и неофициальное распространение. В большинстве стран СНГ на неофициальном уровне происходит передача власти или служебных мест по наследству. Это нарушает не только имидж государств, но и приводит к ухудшению работы в различных сферах. Например, если отец был первоклассным хирургом, это не значит что его сын или дочь будут иметь такие же знания и талант. Передача служебного положения по родословной негативно сказывается на работе и успехе самого человека, ведь груз ответственности и ожиданий после родственника возрастает.

В России с подобной проблемой борются такими путями, как:

  • привлечением молодых специалистов сразу после получения необходимого образования;
  • контролем качества выполненной работы.

Бывает даже что фирмы или государственные организации принимают на работу только 1–2 человек с семьи.

Заключение

Изучая историю России обязательно нужно знать определение, когда было создано и причины отмены местничества. Википедия, различные литературные издания, видеоматериалы и мнения множества историков помогут шире разобраться в этом вопросе и, возможно, раскрыть свою точку зрения по этому вопросу.

Определение местничества - система норм в социальной, служебной, бытовой среде знати, действовавшая в 15-17 веке в России.

В свое время московский князь объединил вокруг себя земли. Потомки былых владельцев этих земель стали частью правительственного класса. Именно бояре создали систему служебных отношений, которая известна как местничество. Кто такие бояре?

Боярство

В былые времена существовал Государев родословец. В нем были записаны представители важнейших служилых родов. Составлен родословец был при Иване Грозном. Именно на этот документ опирались при разбирательстве генеалогических споров.

Фамилии, которые находились в документе, стали называться родословными. Вот эта самая родословная знать стала именоваться московским боярством. Чтобы сохранить за собой право относиться к знати, необходимо было входить в родословный круг. Для этого среди предков должны находиться московские бояре, окольничие и прочие высшие чины.

Создание местничества

Обычай распределять места московских бояр за столом князя появился в 14-м веке. Сформировалось местничество к середине 16-го века. Система постоянно развивалась. В нее входили новые роды, которые возвышались по разным причинам.

Понять, что такое местничество, довольно сложно. Прежде всего необходимо разобрать принцип этой системы.

Принцип местничества

В современном мире при назначении лиц на службу учитываются такие факторы, как образование, опыт работы, личные качества и прочее. По-другому обстояло дело в 16-м веке на территории Московского царства.

Когда выбирали человека на замещение высшей должности, учитывались не личные качества претендента, а значимость его фамилии. Также важно было генеалогическое положение каждого представителя внутри своего рода.

Например, князья Одоевские ставились выше Бутурлиных. Поэтому представитель Одоевских получал должность выше. При этом старшие Бутурлины могли сравниваться с младшими князьями Одоевскими.

Немаловажное значение имело не только служебное положение предков, но и его давность. Другими словами, представитель знати, у которого дед был боярином, претендовал на более высокое назначение, чем лицо, у которого боярином был отец. Во внимание бралась только мужская линия.

Старшинство внутри рода работало по следующему принципу: младший брат на одну ступень ниже старшего. Из этой схемы получалось, что старший сын старшего брата в правах сравнивался с четвертым братом, то есть своим дядей. В некоторых случаях человек мог занять ступень выше, чем ему полагалась в иерархии.

На подавляющее большинство государственных должностей служащих назначали по нормам местничества. Следить за всеми назначениями и фиксировать их в специальной книге полагалось дьякам Разрядного приказа.

Теперь разберемся, что такое местничество, конкретнее.

В придворной сфере

Поскольку большинство лиц были связаны родственными отношениями с семьей царя либо были фаворитами, то за столом вместе с государем все рассаживались согласно этикету и церемониалу. Служащие одного чина размещались по местническому счету.

По-настоящему суть местничества раскрывалась во время подготовки к торжественным церемониям:

  • свадьба;
  • венчание на престол;
  • крестный ход;
  • прием послов;
  • посещение летнего дворца.

Служащие спорили за получение «места».

В военной службе

Чтобы понять, что такое местничество в полках, следует упомянуть Приговор о местничестве. Он был составлен в 1550 году при Иване 4-м Грозном. Но некоторые формулировки были настолько туманными, что вызывали множество споров.

В каждый полк ставили одного-четырех воевод. Главным считался первый воевода большого полка. Воеводы других полков стояли на ступень ниже. Во многих вопросах не было ясности. Например, не до конца определялось положение воеводы полка левой руки.

Кто решал конфликтные ситуации?

Множественные споры относительно местничества в России разбирались разными способами. Решить вопрос мог человек, который осуществлял назначение. Нередко в ситуации разбиралась боярская комиссия, которую назначал царь. В некоторых случаях правитель руководил комиссией.

Судьи занимались проверкой фактов по разрядным книгам, документам личных архивов, информации Разрядного приказа. Также собирались свидетельские показания, и сравнивался счет «мест» предков спорящих сторон.

На решение могли влиять не только высокие должности предков, но и сведения о низших службах, позорящих знатный род. Лицо, которое проигрывало спор, обвинялось в нанесении «бесчестья». Его приговаривали к выплате штрафа, формальному кратковременному аресту, называли «ослушником царской воли». Иногда применялись телесные наказания. Существовала такая форма наказания, как «выдача головой». Проигравшее лицо приходило под конвоем к победителю и публично просило прощения.

Неподчинение приговору могло повлечь за собой более суровые последствия. Конфликтные разбирательства могли тянуться годами, ничем не заканчиваясь. В редких случаях признавалось равенство сторон. Разбор споров откладывался во время военных действий.

Ограничение местничества

Подобная система существенно осложняла должностные назначения. Особенно тяжело было распределить «места» в полковых воеводствах. Лицо должно было соответствовать генеалогическим и разрядным требованиям. При этом следовало минимизировать вероятность возможных фамильных притязаний.

Чтобы исключить споры относительно важнейших должностей в полках, в 1550 году был оглашен приговор царя и Боярской думы. По нему некоторые должности были убраны из местнического счета, они объявлялись «без мест».

Идея местничества

Система местничества является строго консервативной и аристократической. Отношения между фамилиями, которые когда-то были установлены, не изменялись. Если отцы и деды стояли на определенной службе, их место занимали потомки.

Местничество не являлось фамильной наследственностью конкретных служебных должностей. Оно было наследственностью служебных взаимоотношений между фамилиями. Например, князь Одоевский мог занимать любую должность, но она должна была быть на ступень выше, чем у Бутурлина.

Политическое значение местничества

Введение местничества привело к тому, что положение бояр стало зависеть от службы их предков. Другими словами, политическое значение фамилии не зависело от усмотрения царя, личных заслуг лица либо его удач.

Если предки занимали определенную ступень, на ней же должны находиться и потомки. И менять этот порядок было не позволено. Повлиять на подобную иерархию не могла ни милость государева, ни личные таланты, ни заслуги перед государством.

В службе не существовало соперничества, поскольку все предопределялось родословной. Место не нужно было заслуживать, завоевывать, оно доставалось по наследству. Служивый человек не занимался собственной карьерой, он мог только выискивать для себя более выгодное «место», судиться за него в спорных ситуациях. Весь род следил за ним. В случае служебного выигрыша все его родичи повышались. В то время как служебная «потерька» понижала всех представителей рода.

Фамилия выступала как единое целое в служебных столкновениях. Ее интерес стоял превыше личных желаний и нравственных побуждений. Родовая знать устанавливала между своими представителями служебную солидарность, круговую поруку, взаимную ответственность.

Существует пример, который объясняет важность местничества для бояр. В 1598 году состоялся поход. В нем князь Репин-Оболенский занимал место ниже князя Сицкого. Он должен был добиться для себя пересмотра, но не стал этого делать, поскольку дружил с Сицким. Фамилия Оболенских обиделась на своего родственника. Они обратились к царю. Государь разобрал дело и вынес решение, что князь Репин-Оболенский понизил только себя перед родом Сицких, то есть род Оболенских от этого не опустится ниже своего отечества. Получается, что местничество защищало фамилию не только от произвола со стороны правителя, но и от необдуманных решений отдельных лиц.

Боярин мог лишиться имущества, быть изгнан, избит. Однако никто не мог заставить его занять «место» в управлении ниже своего отечества.

Повлиять на распределение мест не мог даже государь. Примером этому служит случай с Волконским. Когда он пожелал стать выше боярина Головина, суд посадил его в тюрьму. Дума приняла сторону родовитого Головина. То есть царь может обогатить своего служивого человека, но не может сделать его родовитым. Это под силу только предкам.

Недостатки местничества

Для понимания, что такое местничество, следует больше узнать о недостатках этой системы. Исследователи выделяют два основных пункта.

В заключение

Местничество являлось ключевым элементом светской субкультуры Российского государства в 15-17-м вв. В этой системе вырабатывались нормы морали и этикета, а также историко-культурные генеалогические традиции.

Молодых дворян воспитывали так, чтобы они умели защищать свой род от посягательств со стороны. Местничество сыграло важную роль в развитии дворянского самосознания.

Усиление царской власти сопровождалось некоторыми измене­ниями в системе управления страной. Например, в 1682 г. было от­менено местничество. Учащимся предлагается вспомнить:

Какой порядок назывался местничеством?

(Местничеством назывался такой порядок, при котором все го­сударственные и военные должности в стране распределялись меж­ду боярами не по заслугам, а по породе. Самые знатные и родови­тые, несмотря на свою неграмотность, неспособность, получали выс­шие чины в государстве).

Желательно, чтобы учащиеся попытались самостоятельно оценить факт отмены местничества. Поэтому им можно предложить вопрос:

Какое же значение, по вашему мнению, имела отмена мест­ ничества?

Дополняя ответы ребят 1 , необходимо добиться понимания того, что отмена местничества наносила удар боярству, наиболее крупной час­ти феодалов, владевших вотчинами, наследными землями. Именно бояре были самыми знатными и родовитыми, они соперничали с ца­рем, пытаясь разделить с ним власть. Отмена местничества способст­вовала выдвижению другой части феодалов - поместного дворянст­ва, получавшего землю из рук царя и нуждавшегося в сильной госу­дарственной власти. Дворяне являлись опорой царской власти. Царь назначал дворян на высшие государственные и военные должности. Постепенно они приобретают все большее влияние в войске, Бояр­ской думе, приказах, уездах и т.д. Отмена местничества, таким обра­зом, с одной стороны, способствовала укреплению положения дворян­ства, а с другой - централизации власти в руках царя.

3. Приказы

Не считаясь с Боярской думой и Земскими соборами, царь Алек­сей Михайлович чаще всего ограничивался совещаниями с несколь­кими особо доверенными лицами или, ни с кем не советуясь, при­нимал то или иное решение. Но для дел текущего управления по-прежнему существовали приказы. Развитие Русского государства в XVII в., изменения в экономике страны (рост городов, промышлен­ности, развитие товарно-денежных отношений), обострение клас­совых противоречий, присоединение новых больших территорий, установление более широких связей с иноземными государствами потребовало расширения и совершенствования всего управленчес­кого аппарата. Число приказов увеличилось до 50, расширились их функции, вырос штат. Наиболее крупным был, например, Посоль­ский приказ, ведавший сношениями с иноземными государствами. В приказе насчитывалось 14 подьячих, более ста переводчиков. «А ведомы в том приказе, - сообщает Григорий Котошихин, - дела всех окрестных государств, и послов чужеземских принимают и от­пуск им бывает; так еж русских послов и посланников и гонцов по­сылают в которое государство прилучится... А бывает тем пере­водчикам на Москве работа по вся дни... Толмачи, днюют и ночуют в Приказе, человек по 10 в сутки» 2 . Существовало несколько прика-

1 Часто на этот вопрос учащиеся дают односторонний ответ, отмечая только тот факт, что отмена местничества способствовала выдвижению на государственные должности знающих и способных людей.

2 Хрестоматия по истории СССР, XVI-XVII вв. - М.: Изд. социально- экономической литературы, 1962. - С. 496.

зов, занимавшихся вопросами собственности и классовых отноше­ний. Так, Поместный приказ ведал раздачей поместий дворянам, Хо­лопий занимался делами о холопах, обеспечивая при этом классо­вые интересы дворянства. Разбойный приказ охранял феодальную собственность и т.д. Появление Стрелецкого и Иноземного прика­зов (наряду со старыми - Пушкарским, Рейтарским, Разрядным) было следствием изменений, проведенных правительством в воо­руженных силах страны. Отдельные приказы: Сибирский, Казан­ский, Малороссийский и др. - управляли огромными территория­ми русского государства. Во главе каждого приказа стоял дьяк, ко­торый назначался царем из числа бояр и дворян. Из их среды впо­следствии выделились особо доверенные лица царя, с которыми он советовался, принимая важнейшие государственные решения. При­казы целиком и полностью подчинялись царю, подготавливали по его требованию дела для окончательного рассмотрения и утвержде­ния их царем, проводили в жизнь решения, указы, принятые царем. В целях более конкретного знакомства с деятельностью приказов используется картина С.В. Иванова «Приказная изба» 1 , которая от­ражает типичную, повседневную работу одного из приказов. Обра­щается внимание учеников на то, что приказная изба состоит из двух комнат: небольшой комнаты, которая называлась «казенкой», так как в ней хранились казна и наиболее важные документы приказа, и большой передней, где работали подьячие. В «казенке» за столом сидят: глава приказа - «судья» из бояр и дьяк - главный секретарь приказа. От них зависит окончательное решение того или иного во­проса. Дверь в эту комнату охраняется вооруженным приставом. Он стоит у дверей, опершись о притолоку.

Рассматривая вместе с учащимися события, происходившие в первой комнате, изображенной на переднем плане картины, следу­ет перед ними поставить вопросы:

    Какую работу выполняют подьячие, сидящие за столом?

    Кто находится в избе в качестве просителей?

    Всем ли просителям оказан одинаковый прием?

    Что можно сказать об организации работы в приказах? (Ребята, отвечая на поставленные вопросы, должны отметить, что

подьячие, работавшие за большим столом, подготавливают матери­ал для решения тех или иных вопросов. Они пишут гусиными перь­ями на листках бумаги и подклеивают их один к другому, наматы­вая на палочки в длинные свитки. На столе чернильницы, горшок с

1 Работа по картине составлена на основании описания ее в методическом пособии П. С. Лейбенгруба «Изучение истории СССР в VII классе». - М.: Просвещение, 1967. - С. 222.

клеем, бумага, перья и т.д. Однако в комнате царит страшный бес­порядок. За столом так тесно, что один из подьячих, согнувшись, заполняет свиток, положив его на колени, другие - отвлекаются от работы, разговаривают между собой и с посетителями, рассматри­вают их приношения. Просители не случайно пришли с узелками, бубликами, птицей, рыбой и т.д. Они принесли свои дары, надеясь добиться этим решения дела. Не все посетители одинаково приня­ты в приказной избе. Простой народ терпеливо ждет у дверей, а боя­рин в богатой шубе держится хозяином, ему что-то угодливо объяс­няет помощник дьяка).

Действительно, в приказах дела решались долго, бестолково, не­редко иное дело разбиралось по нескольку лет. Волокита и взя­точничество сопутствовали работе приказов, даже в поговорке тех лет говорилось: «Не ходи в суд с одним носом, а ходи с приносом». Да и само выражение «волокита» возникло в связи с работой при­казов: чем дольше тянулось дело, тем длиннее становился свиток, лента его волочилась, достигая иногда 50-80 метров.

Давая оценку приведенным фактам, важно обратить внимание учащихся на то, что причина подобного положения заключалась не в том, что в приказах сидели нерадивые и неспособные люди, а в том, что вся приказная система того времени была типичным про­явлением феодальной организации управления. В ведении каждого приказа, кроме его основной функции управления, находилась ка­кая-либо территория или группа населения. Даже Посольский при­каз получал в управление определенную область. По отношению к отданной в ведение приказа группе населения последний выступал в роли полновластного хозяина, ведал сбором налогов и податей, землями и промыслами, осуществлял судебную и административ­ную власть над подвластным ему населением. Отсюда - взя­точничество, подкупы, казнокрадство. Функции отдельных прика­зов не имели четкого распределения дел. Часто одни и те же вопросы находились в ведении разных приказов, а в ведении одного приказа были самые разнообразные дела. Это вело к страшной запутанно­сти дел и волоките. Царь Алексей Михайлович пытался преодолеть запутанность и раздробленность управления, сосредоточить власть в своих руках. С этой целью он предпринял реорганизацию и слия­ние некоторых приказов, подчинение нескольких приказов одному лицу или одному приказу. Так, например, тесть царя И.Д. Мило-славский правил пятью приказами 1 . Одной из попыток централиза­ции власти была организация Приказа тайных дел, который дол-

1 См.: Сахаров А.М. Очерки истории СССР, XVII в. - М.: Учпедгиз, 1958. - С. 55.

жен был контролировать деятельность всех приказов. «А устроен тот приказ при нынешнем царе, - пишет Г. Котошихин, - для того, чтоб его царская мысль и дела исполнилися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали» 1 . В распоряжении приказа имелось огромное число агентов, рассылаемых по всей стра­не и докладывавших царю о состоянии дел. Однако все попытки ца­ря упорядочить работу приказов не дали желаемого результата.